Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна

  • Муртазина, Светлана Альбертовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 202
Муртазина, Светлана Альбертовна. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Казань. 2012. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин

1.1. Дизайн как интегративный феномен культуры и профессиональная деятельность

1.2. Профессиональная подготовка дизайнера по дисциплине «История искусств»

1.3. Формирование профессиональных компетенций по общепрофессиональным дисциплинам у бакалавров дизайна в зарубежном и отечественном образовании

1.4. Современные педагогические технологии формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна

Выводы по главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна

2.1. Педагогическое проектирование технологий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»

2.1.1. Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств»

2.1.2. Реализация процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна по дисциплине «История искусств» на основе метода проектов

2.1.3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна по дисциплине «История искусств»

2.2. Экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплине «История искусств»

2.2.1. Констатирующее исследование сформированное™ профессиональных компетенций бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплине «История искусств»

2.2.2. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»

2.2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"»

Актуальность исследования. Современное российское общество выдвигает новые требования к качеству высшего образования и профессиональной подготовке выпускников. В контексте идей Болонского процесса система высшего профессионального образования направлена на формирование личности, способной к совершенствованию своей профессиональной и социальной деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению профессиональных задач.

Эти проблемы успешно решаются в рамках двухуровневой системы образования, целью которой является подготовка квалифицированных кадров высшего профессионального образования, реализующих свои возможности в социокультурном пространстве. Бакалавриат - новая форма подготовки специалистов высшего профессионального образования, поэтому разработка теории и методики их подготовки в настоящее время является актуальной. В настоящее время бакалавриат способен разрешить многие проблемы, имеющиеся в современном образовании и производстве, ведь конечный результат достигается за более короткий срок обучения в вузе (4 года). Важным аспектом является и тот факт, что переход на двухуровневую систему подготовки позволяет российским бакалаврам влиться в европейскую систему высшего образования и повысить свою конкурентоспособность. Современное положение и перспективы отечественного бакалавриата в системе общеевропейского образования отражены в работах В.И.Байденко, А.В.Могильной, О.Н.Олейниковой, В.С.Сенашенко, Г.Ф.Ткача и др.

Появление новых социальных требований на современном этапе развития общества определяет значимость подготовки бакалавров и магистров дизайнерских направлений. Сегодня большое внимание уделяется качественной подготовке бакалавров дизайна, формирующих художественный и эстетический вкус потребителя, деятельность которых связана с разработкой элементов предметно-пространственной среды, соответствующих уровню и содержанию социокультурных ценностей. Проблемы современного дизайнерского образования рассматриваются в трудах Ю.М.Бундиной, А.А.Вилковой, Н.В.Воронова, И.С.Каримовой, Е.Н.Ковешниковой, Н.А.Ковешниковой, А.И.Лаврентьева, М.Н.Марченко, Т.В.Матвеевой, Р.Ф.Мухутдинова, Л.А.Сафиной, А.В.Соловьевой, И.В.Тарабриной, И.Б.Торшиной, Л.М.Тухбатуллиной и др.

Современный дизайнер должен не только иметь необходимые профессиональные знания и умения, но и быть носителем профессиональной культуры, от уровня развития которой зависит продуктивность выполняемой деятельности, должен уметь сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческих идей и исканий. В работе дизайнера необходимыми качествами являются творческая активность и индивидуальный стиль. Следовательно, появилась объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать рабочий процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. Основное внимание сегодня обращается на профессиональную компетентность - соответствие бакалавра требованиям дизайнерской деятельности.

Образовательный процесс, базирующийся на компетентностном подходе, соответствует интересам работодателей. Понятие «профессиональная компетентность» применительно к качеству подготовки будущих дизайнеров используется недавно и представляет собой совокупность их творческих и профессиональных способностей. Формирование профессиональной компетентности бакалавров дизайна мы связываем с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новейших технологий в области дизайна направлено на преобразование предметно-пространственной среды. Компетентность является основой профессионализма, а ее уровень становится показателем качества образования дизайнеров. Деятельность по формированию профессиональных компетенций в образовательной среде анализируется в работах А.И.Ахулковой, В.И.Байденко, А.В.Баранова, О.М.Бобиенко, А.А.Вилковой, И.Б.Гладковой, Л.И.Гурье, И.А.Зимней, Е.А.Корсаковой, И.Л.Плужника, Н.С.Стениной, А.И.Субетто, И.Б.Торшиной,

A.Е.Упшинской, А.В .Хуторского, Е.И.Чахмахчян, И.В.Челпанова, Б.Д.Эльконина и др.

В современной педагогике одним из важнейших факторов качественного образования являются образовательные технологии, цель применения которых - приобретение выпускником вуза компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи, строить взаимоотношения в коллективе и быть востребованным на рынке труда. Разработка технологий обучения бакалавров дизайна является важным элементом в формировании профессиональных компетенций. Существенный вклад в исследование проблемы использования современных технологий обучения внесли:

B.П.Беспалько, Н.В.Борисова, В.Я.Виленский, В.В.Гузеев, Ю.Н.Дрешер, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, В.М.Монахов, А.Я.Савельев, Г.К.Селевко, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, С.И.Смирнов, А.М.Смолкин, Д.В.Чернилевский, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева и др.

Анализ проведенной нами психолого-педагогической литературы показал, что проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров посвящено большое количество работ, что свидетельствует об интересе ученых к данной проблеме. Однако проблема формирования профессиональной компетенции на основе изучения дисциплины «История искусств» остается малоизученной, она требует дальнейшего изучения и освещения в теории и практике профессионального образования. Необходимость исследования процесса формирования компетенции в процессе обучения истории искусств у бакалавров дизайна в вузе обусловлена противоречиями между:

• возросшей потребностью современного общества в подготовке бакалавров дизайна, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, и недостаточно теоретически и практически разработанной системой ее формирования;

• переходом российской высшей школы на уровневую систему образования и отсутствием содержательной методической основы подготовки бакалавра дизайна;

• необходимостью развития профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе обучения дисциплины «История искусств» и ограниченными возможностями ее удовлетворения путем использования традиционных педагогических средств и методов, а также отсутствием структурной модели формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе вуза.

Данные противоречия позволяют определить задачу исследования, состоящую в разработке педагогических условий формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость ее разрешения в теории и практике высшего профессионального образования обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»».

Цель исследования — определение и обоснование педагогических условий формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки бакалавров дизайна.

Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Гипотеза исследования - формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств» будет более эффективным, если:

• определено организационно-методическое обеспечение учебного процесса, на основе которого у бакалавров дизайна формируется выработка умений реализовать отобранное содержание материала по искусству;

• создана профессионально-образовательная среда (возможность повышения мотивации обучения за счет активизации учебно-исследовательской деятельности студентов, обеспечение самостоятельного выбора режима исследовательской работы, наглядность процесса обучения средствами мультимедийного представления информации) на основе творческого взаимодействия субъектов учебного процесса дисциплины «История искусств»;

• использованы активные методы обучения, нацеленные на решение конкретных дизайнерских задач;

• организована проектная деятельность, позволяющая будущим бакалаврам дизайна интегрировать теоретические знания и практические навыки.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. На основе изучения развития дизайн-образования и анализа психолого-педагогической литературы определить разработанность проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна.

2. Раскрыть сущность понятия «профессиональные компетенции бакалавров дизайна» как целевой категории их подготовки и определить их структурные компоненты.

3. Определить педагогические условия, способствующие формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

4. Разработать модель формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «Истории искусств».

5. Разработать критерии и показатели сформированное™ профессиональных компетенций у бакалавров дизайна и на их основе осуществить диагностику процесса формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные философские, психологические и педагогические положения:

• теории профессионального образования (С.Я.Батышев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин).

• компетентностного подхода к обучению (И.В.Абрамова,

A.И.Ахулкова, В.И.Байденко, О.М.Бобиенко, Л.И.Гурье, Н.А.Зимняя, И.Л.Плужник, А.И.Субетто, А.Е.Упшинская, A.B.Хуторской, Е.И.Чахмахчян, Б.Д.Эльконин);

• формирования профессиональных компетенций дизайнеров (Ю.М.Бундина, А.А.Вилкова, И.Б.Торшина, Л.М.Тухбатуллина,

B.В.Хамматова);

• технологического подхода к обучению (В.П.Беспалько, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, В.Я.Виленский, Ю.Н.Дрешер, Е.В.Зарукина, Г.И.Ибрагимов, М.И.Махмутов, Т.С.Панина, Г.К.Селевко, А.М.Смолкин, Д.В.Чернилевский, М.А.Чошанов, Ф.Т.Шагеева);

• проектно-деятельностного подхода к обучению (Г.Б.Голуб, Е.А.Митрофанова, Т.Д.Новикова, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, И.Д.Чечель, О.В.Чуракова);

• культурологического подхода к обучению (Р.З.Богоудинова, Л.А.Волович, А.В.Иконников, Е.Н.Ковешникова, Т.В.Матвеева, И.В.Тарабрина, А.Я.Флиер, Г.Ф.Хасанова);

• теории и истории дизайна и искусства (Г.В.Аникин, Н.В.Воронов, В.Л.Глазычев, М.С.Каган, К.М.Кантор, Н.А.Ковешникова, А.И.Лаврентьев, В.И.Сидоренко, Е.М.Фандеева).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов:

• теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, документации, учебных планов, программ, Государственных образовательных стандартов, учебно-методических пособий, изучение опыта работы вузов)

• эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, ранжирование, письменные опросы, экспертное оценивание и анализ результатов творческой деятельности)

• метод статистической обработки эмпирических данных исследования.

Исследование проводилось на кафедре «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета в три этапа - с 2007 по 2011 гг.

Первый этап (2007 - 2009 гг.) - проведение анализа философской, психолого-педагогической, специальной литературы и определение разработанности проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна на основе изучения развития дизайн-образования; определение сущности понятия «профессиональные компетенции будущих дизайнеров» как целевой категории подготовки бакалавров дизайна; определение содержания, структуры, критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров дизайна; выявление и поиск способов активизации необходимых профессиональных качеств личности и специфики дизайнерского мышления.

Второй этап (2009 - 2010 гг.) - разработка модели формирования профессиональных компетенций; определение и обоснование педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в основе изучения дисциплины «История искусств»; разработка методики проектного обучения для формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна; разработка методики диагностики; проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2010 - 2011 гг.) - проведение формирующего эксперимента на основе разработанных критериев сформированности профессиональных компетенций у бакалавров дизайна; осуществление диагностики процесса формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств»; проведение статистической обработки результатов исследования; подведение итогов и уточнение положений, выносимых на защиту.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• в образовательном процессе подготовки будущих бакалавров дизайна обоснована и определена роль дисциплины «История искусств» как основополагающей, фундаментальной дисциплины цикла ОПД, базового средства формирования их профессиональных компетенций на основе проектно-деятельностного подхода, реализованного через метод проектов, обоснованы ее структура и содержание;

• выявлены структурные компоненты профессиональных компетенций (мотивоционно-ценностный, творческий, знаниевый), определены критерии их формирования (проектный, информационно-коммуникативный, художественно-творческий, организационно-управленческий, научно-исследовательский, инновационный), показатели сформированности профессиональных компетенций бакалавра дизайна, выявлены уровни их сформированности (пороговый, повышенный, высокий);

• определены педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна, заключающиеся в организационно-методическом сопровождении процесса изучения дисциплины «История искусств», создании профессионально-образовательной среды на основе творческого взаимодействия субъектов учебного процесса дисциплины «История искусств», использовании активных методов в изучении дисциплины и включении будущих бакалавров дизайна в проектно-исследовательскую деятельность в процессе изучения дисциплины;

• теоретически разработана и экспериментально обоснована модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра дизайна, включающая содержательный (цель подготовки, содержание и состав компетенций, технологии их формирования и задачи изучения дисциплины), процессуальный (методы обучения, формы организации учебного процесса, дидактические средства, образовательные технологии и разработанные педагогические условия), результативный (критерии, показатели и уровни сформированности ПК) блоки, реализация которой обеспечивает эффективное формирование профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• раскрыта сущность понятия «профессиональные компетенции бакалавров дизайна» как интегративного качества личности дизайнера, включающее в себя профессиональные, личностные (способности), коммуникативные, мотивационно-ценностные свойства, определяющие степень овладения дизайнерской деятельностью и способность ее вести;

• выявлен потенциал изучения дисциплины «История искусств» в формировании профессиональных компетенций на основе проектно-деятельностного подхода, предполагающий установление непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом студентов, их активную творческую деятельность, возможность принятия многовариантных решений, активизацию абстрактно-логического мышления, духовное и профессиональное становление будущих дизайнеров через организацию активных способов действий;

• обоснованы и содержательно наполнены три блока разработанной модели процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров дизайна средствами дисциплины «История искусств».

Практическая значимость исследования:

• разработаны и внедрены комплекс практических и контрольных заданий, электронные тесты, способствующие формированию профессиональных компетенций;

• созданы 4 учебных пособия, методические указания и электронные презентации для будущих дизайнеров по изучению истории искусств, а также разработан УМК по дисциплине Б2.01 «История искусств» (072500.62 «Дизайн»);

• составлена карта компетенций дисциплины «История искусств», где определены уровни и критерии освоения профессиональных компетенций, позволяющих оценить готовность бакалавров дизайна к профессиональной деятельности.

Достоверность результатов исследования определяется анализом современных психолого-педагогических исследований и системным подходом к изучению предмета исследования; применением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; контрольным сопоставлением полученных результатов в ходе педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе исследовательской работы на кафедре «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета. Основные теоретические положения исследования и анализ полученных результатов представлены на международных научно-практических конференциях «Проблемы дизайн-проектирования оформления изделий легкой промышленности» (г.Казань, 2008), «Новые технологии и материалы легкой промышленности» (г.Казань, 2008-2011), «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (г.Санкт-Петербург, 2008-2010), «Проблемы дизайн-проектирования и оформления исламской одежды» (г.Казань, 2008, 2009), «Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды» (г.Казань, 2010, 2011), «Дни науки - 2012» (г.Прага, 2012), всероссийских научно-практических конференциях студентов и молодых ученых «Дизайн: новые взгляды и решения» (г.Казань, 2007, 2010), научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования» (г.Казань, 2007, 2009), отчетной научно-методической конференции КГТУ «Современное состояние высшего профессионального образования в России: научно-методическое обеспечение» (г.Казань, 2009).

На защиту выносятся:

1. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

2. Структура и содержание взаимосвязанных блоков разработанной модели формирования профессиональных компетенций.

3. Показатели сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров дизайна.

4. Учебно-методический комплекс дисциплины, включающий в себя учебные пособия, методические указания, электронные презентации, контрольные задания, оценочные средства и карту компетенций.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 196 источников, 5 приложений, 8 рисунков, 18 таблиц. Объем диссертации составляет 202 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Муртазина, Светлана Альбертовна

Выводы по главе

1. В качестве одного из основных элементов на пути к достижению эффективного результата обучения нами рассмотрен проектно-деятельностиый подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна. При этом мы выявили, что проектная деятельность создает огромный потенциал для профессионального роста и самосовершенствования будущих дизайнеров. Выполняя проекты, они приобретают новые знания и умения в области истории культуры и искусства, учатся их интегрировать и использовать в практической дизайнерской деятельности, что способствует возрастанию их мотивации к учению.

2. В рамках исследования проведен анализ педагогических технологий и методов, способствующих формированию профессиональной компетенции и выявлено, что специфика дизайнерской профессии предполагает проектную деятельность и, следовательно, целесообразно в процессе изучения дисциплины «История искусств» применить проектно-исследовательскую технологию обучения. Данный метод позволяет студентам с одной стороны, самостоятельно освоить теоретический материал дисциплины, с другой - формирует навыки проектирования своей профессиональной дизайнерской деятельности. В ходе проектной деятельности существенно меняется роль и преподавателя, и студента. Преподаватель ведет лишь консультационно-контролирующую работу, в то время как студент несет огромную ответственность, возлагая на себя основную часть деятельности.

3. Для эффективного формирования профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств» нами были предложены педагогический условия, суть которых заключается: в организационно-методическом сопровождении процесса изучения дисциплины «История искусств», создании профессионально-образовательной среды на основе творческого взаимодействия субъектов учебного процесса дисциплины «История искусств», использовании активных методов в изучении дисциплины и включении будущих бакалавров дизайна в проектно-исследовательскую деятельность в процессе изучения дисциплины.

4. Для получения исходных результатов на занятиях по дисциплине «История искусств» нами проведен констатирующий эксперимент по выявлению у будущих дизайнеров уровней основных компонентов профессиональной компетенции и в целом получен низкий показатель, что не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта III поколения и современного общества. Исходя из данных, с целью дальнейшей работы по развитию компетенции нами определены пассивный (очень низкий), подражательный (низкий), активно-поисковый (средний) и творческий (высокий) уровни сформированности профессиональных компетенций у бакалавров дизайна.

5. С целью формирования профессиональной компетенции у бакалавров дизайна в рамках дисциплины «История искусств» осуществлена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой применен проектно-деятельностный подход. При этом установлено, что в процессе проведения эксперимента на студентов оказывали влияние и другие учебные дисциплины государственного образовательного стандарта. Также, изучив требования ФГОС ВПО нами определены уровни сформированности профессиональных компетенций, которыми должны овладеть будущие дизайнеры по завершении курса обучения дисциплине «История искусств».

6. Анализ результатов проведенного эксперимента подтверждает, что выбранные нами педагогические условия способствуют формированию профессиональной компетенции у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств». Это доказывает эффективность выбранной методики, что и являлась основной задачей исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная образовательная парадигма направлена, в первую очередь, па подготовку образованного, интеллектуального, творческого человека, быстро адаптирующегося к социальной среде, умеющего грамотно организовывать свою профессиональную деятельность. Наиболее значимой задачей современного образования является формирование компетентных выпускников, способных применить полученные знания в будущей профессии. В свою очередь, появляется необходимость создания педагогических условий, разработки образовательных технологий и методов, организации учебного процесса, способствующие развитию профессиональных знаний и навыков.

Целью высшего дизайнерского образования сегодня является подготовка личности, олицетворяющей собой человека культуры, ценностноориенгированной, способной к творческой самореализации и адаптации в изменяющемся социуме. В этом велика роль дисциплины «История искусств», которая направлена на формирование у студента профессиональной и социальной культуры, художественного вкуса и эстетического мироощущения.

В условиях перехода высшего образования на уровневую систему четко выделяются требования к подготовке бакалавров дизайна, где акцент делается на практико-профессиональную ориентацию процесса обучения. В ходе исследования определено место дисциплины «История искусств» в системе подготовки бакалавров дизайна и формирования у них профессиональных компетенций, включающих и теоретические, и практические составляющие.

На основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы раскрыты сущностные характеристики профессиональной компетенции бакалавров дизайна и установлено, что компетенция дизайнера - это интегративное качество личности, включающее знания, умения, навыки в области дизайна и ценностные отношения. Ее формирование является важной предпосылкой и показателем подготовки бакалавра к профессиональной деятельности. Становление бакалавра дизайна как профессионала с высоко развитой общей культурой - необходимое условие для осуществления деятельности по формированию предметно-пространственной среды в современном социокультурном пространстве в соответствии с требованиями гармонизации и эстетизации окружающего мира. Анализ научной педагогической литературы позволил выявить технологии и методы формирования профессиональной компетенции бакалавра дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств».

В ходе исследования содержательно наполнена структурная модель формирования профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины «История искусств», включающая в себя содержательный (организационно-подготовительный), процессуальный (организационно-технологический) и результативный (диагностико-аналитический) блоки, которые представили исследуемый процесс как целостный, охватывающий все основные компоненты.

Нами рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества бакалавров дизайна как одна из актуальных задач педагогики. Исследованы различные педагогические технологии и методы, обеспечивающие формирование компетенций у бакалавров. Наиболее приемлемыми являются технологии активного обучения, способствующие самостоятельному овладению умениями и навыками, развитию творческих и коммуникативных способностей личности. Эффективность и значимость активных технологии для бакалавров дизайна рассмотрено на примере использования метода проектов в процессе изучения дисциплины «История искусств». В качестве одного из основных элементов на пути к достижению эффективного результата обучения нами рассмотрен проектно-деятельностный подход и при этом выявлено, что проектная деятельность создает значительный потенциал для профессионального роста и совершенствования бакалавров.

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках изучения дисциплины «История искусств», представляют достаточно высокий уровень развития профессиональных компетенций у бакалавров дизайна, что свидетельствуют об эффективности выбранной методики. Основные два компонента профессиональной компетенции, формируемые в процессе проектно-исследовательской деятельности по дисциплине «История искусств» достигли высоких уровней: у 62,1% и 37,9% (общ. 100%) студентов соответственно достигнуты активно-поисковый и творческий уровни (соответствует высокому и среднему) творческого компонента; 86,2% студентов продемонстрировали высокий уровень знаниевого компонента. Эффективность выбранного метода подтверждается, если высокого уровня достигли не менее 70% студентов, что мы и наблюдаем по результатам исследования.

Таким образом, в ходе эксперимента нами получены данные, подтверждающие эффективность выбранных методов и технологий формирования профессиональной компетенции бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств». На этой основе можно сделать вывод, что поставленные нами задачи решены, цель достигнута.

Результаты, полученные в ходе данного диссертационного исследования и выявленные проблемы могут стать основой для дальнейшего изучения условий формирования профессиональных компетенций в рамках аксиологического подхода; компетентностного подхода в дополнительном дизайн-образовании, в системе дистанционного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна, 2012 год

1. Абрамова, И.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности бакалавров с профильной подготовкой «начальное образование»: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / И.В.Абрамова. - Пермь, 2009. - 26 с.

2. Алмазова, Н.И Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора педагогических наук / Н.И.Алмазова. СПб, 2003. - 47 с.

3. Аникин, Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века/Г.В.Аникин. -М.: Наука, 1986.-319 с.

4. Арватов, Б.И. Сегодняшние задачи искусства в промышленности / Б.И.Арватов//Советское искусство, 1926. -№1.-С. 10

5. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И.Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-360 с.

6. Ахулкова, А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа: Диссертация на соиск. уч. сг. кандидата пед. наук / А.И.Ахулкова. Орел, 2004. - 228 с.

7. Байденко, В.И. Болонский процесс поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING) / В.И.Байденко. М.:

8. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2006.-211 с.

9. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В.И.Байденко // Высшее образование в России. 2004. - № 11. - С. 4-13.

10. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста: Научно-методический сборник / В.И.Байденко, Б.Оскарссон. М., 2002. - 76 с.

11. Баранников, A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход / Баранников A.B. М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51 с.

12. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000. - 186 с.

13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

14. Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки / О.М.Бобиенко. Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 146 с.

15. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / О.М.Бобиенко // Вестник ТИСБИ, 2003. №2. - С. 23-30

16. Болей, X. Промышленный дизайн / X.Болей // Мир дизайна, 2000. -№1. С. 29-31

17. Болонский процесс: середина пути / Под ред. В.И.Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.

18. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика, 2003. №10. - С. 8-14

19. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие / Н.В.Борисова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -146 с.

20. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров костюма в университетском образовании: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / Ю.М.Бундина. Оренбург, 2006. - 184 с.

21. Буракова, И.С. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере информационного сервиса / И.С.Буракова // Вестник ЧитГУ, 2008. № 2 (47). - С. 6-13

22. Валеева, Н.Ш. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт / Н.Ш.Валеева, Н.И.Самойлова. Казань: Изд-во КГТУ, 2005. - 116 с.

23. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие / А.А.Вербицкий. М.: Высшая школа, 2001. - 276 с.

24. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов: Ч. 3 / К.Вёрман. М.: ООО Астрель, 2001. - 944 с.

25. Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / В.Я.Виленский, П.И.Образцов, А.И.Уман; под ред. В.А.Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.

26. Вилкова, A.A. Формирование компетентности в процессе обучения живописи у специалиста-дизайнера в вузе: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / A.A. Вилкова. Ульяновск, 2007. - 195 с.

27. ВНИИТЭ Библиотека дизайнера: Серия «Дизайнерское образование». Дизайн в высшей школе. М., 1994. 183 с.

28. ВНИИТЭ Библиотека дизайнера: Серия «Дизайнерское образование». Московская школа дизайна: костюм и текстиль. М., 1994. -104 с.

29. Волкова, В.В. Дизайн рекламы / В.В.Волкова. М.: Феникс, 1999. -144 с.

30. Вопросы профессиональной педагогики / под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Высшая школа, 1968. 437 с.

31. Воронов, Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Этапы развития мирового дизайна / Н.В.Воронов. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 1997.- 101 с.

32. Воронов, Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Российский дизайн / Н.В.Воронов. М.: «Союз дизайнеров России», 2001. - 392 с.

33. Гарафутдинова, Г.Р. Модель формирования профессиональной компетенции выпускника вуза / Г.Р.Гарафутдинова // Фундаментальные исследования, 2008. №5. - с. 57-58.

34. Генисаретский, О.И. Дизайн и культура / О.И.Генисаретский. М.: ВНИИТЭ, 1994. 165 с.

35. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования / И.Г.Герасимов. -М.: Мысль, 1985.-218 с.

36. Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С.Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.

37. Глазычев, В.Л. Еще раз о дизайне / В.Л.Глазычев // Искусство. -1973.-№7.-с. 22

38. Глазычев, В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л.Глазычев. -М.: Искусство, 1970. 192 с.

39. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б.Голуб, О.В.Чуракова. Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. - 236 с.

40. Горюнова, Ю.А. Феномен дизайна в культуре социума: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата философских наук / Ю.А.Горюнова. Саранск, 2003.- 160 с.

41. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С.Гребенюк. -Калининград: Калинингр. ун-т., 1996. 107 с.

42. Гропиус, В. Границы архитектуры / В.Гропиус. М.: Искусство, 1971.-286 с.

43. Гузеев, В.В. Теория и практика образовательной технологии / В.В.Гузеев. М.: НИИ «Школьные технологии», 2004. - 192 с.

44. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 / В.И.Даль. М.: ACT, 2006. - 1155 с.

45. Дахин, A.II. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределенность / A.1I. Дахин // Школьные технологии. -2002.-№2.-С. 62-67.

46. Дижур, A.A. Начало Баухауза / А.А.Дижур // Техническая эстетика, 1989.-№12.-С. 24-29

47. Долженко, О.В. Очерки философии образования / О.В.Долженко. -М.: Медиа, 1995.-240 с.

48. Дунченко, Н.И. Инновационные подходы к формированию образовательной программы / Н.И.Дунченко, Л.В.Калинина, А.В.Ионов // Компетентность, 2009. №5(66). - С. 17-22

49. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. / Дьюи Дж. М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.

50. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б.Ермолаева-Томина. М.: Академический Проект, 2003. -304 с. ~

51. Жилина, Е.Д. Стандарт общего образования второго поколения / Е.Д.Жилина // Научно-методическое издание: Материалы XIX международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 2008. -С. 122-123

52. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89. 2002.

53. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учебно-методическое пособие / Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

54. Зеер, Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования / Э.Ф.Зеер. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.-258 с.

55. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня, 2006. №8. - С. 21-26.

56. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А.Зимняя. -М.: Логос, 2000.-384 с.

57. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С.Злобин. М.: Наука, 1980.-303 с.

58. Ирвин, Дж. Дизайн / Дж.Ирвин // Мнения, 2001.- №4. С.40-43

59. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение / E.H.Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981.-210с.

60. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С.Каган. М.: Наука, 1998.- 135 с.

61. Кантор, K.M. Правда о дизайне / K.M.Кантор. М.: АНИР, 1996. -286 с.

62. Кантор, K.M. Красота и польза / K.M.Кантор. М., 1967. - 153 с.

63. Каплаухова А. О. Генезис проблемы профессиональных компетенций / Материалы III международной научной студенческойконференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Т.2. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с.

64. Каримова, И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-дизайнеров средствами: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / И.С.Каримова. Хабаровск, 2005. - 267 с.

65. Карцева, Н.П. Роль внеаудиторных занятий в преподавании гуманитарных наук / Н.П.Карцева, Н.В.Козлова // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов международной научно-метод. конференции. Пермь: Пермский ун-т, 2001. - С. 196-197

66. Качалов, A.B. Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов педвуза / А.В.Качалов // Известия Уральского государственного университета. 2009. - № 1 /2(62). - С. 212-217.

67. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. М.: Изд-во МГУ, 1988.-200 с.

68. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие / Е.А.Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

69. Ключникова, Л.Ф. Формирование компетенций в области образования у бакалавров менеджмента: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / Л.Ф.Ключникова. Казань, 2011. -24 с.

70. Ковешникова, E.H. Теория и методика художественно-профессионального образования: на материале подготовки дизайнеров: Диссертация на соиск. уч. ст. доктора пед. наук / Е.Н.Ковешникова. М., 2000. -388 с.

71. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие/ Н.А.Ковешникова. М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.

72. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В.А.Козырева, П.Ф.Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 392 с.

73. Компетентностный подход: Реферативный бюллетень. РГГУ, 2005

74. Кондратьева, К.А. Проектная культура в России / К.А.Кондратьева. М.: Гардарики, 2001. - 94 с.

75. Коськов, М.А. Предметное творчество / М.А.Коськов. СПб: ТОО Фирма Икар, 1996. - 172 с.

76. Кропанева, Г.А. Технология метода проектов при обучении истории / Г.А.Кропанева // Преподавание истории в школе, 2001. № 4. - С. 71 -72.

77. Кузин, B.C. Вопросы изобразительного творчества / В.С.Кузин. -М.: Просвещение, 1971.-144 с.

78. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.-240 с.

79. Кустов, J1.M. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога / Л.М.Кустов. Челябинск: ЧИРПО, 1998. -276 с.

80. Лаврентьев, А.И. История дизайна: Учебное пособие / А.И.Лаврентьев. М.: Гардарики, 2006. - 303 с.

81. Лебедева, Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию / Г.А.Лебедева // Педагогика. 2002. - № 1. - С. 68-75.

82. Левитан, K.M. Профессиональное развитие педагога в послевузовский период: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора педагогических наук / К.М.Левитан. Екатеринбург, 1993. - 24 с.

83. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я.Лернер. -М.: Знание, 1980.-243 с.

84. Лисовец, И.М. Дизайн и массовая культура / И.М.Лисовец // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сборник статей / Под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 1998.-С. 168-183

85. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие / В.Я.Ляудис. М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

86. Макет Федерального государственного образовательного стандарта ВПО подготовки бакалавра. М., 2008.

87. Мальдонадо, Т. Актуальные проблемы дизайна / Т.Мальдонадо // Декоративное искусство СССР, 1964. -№7. -С. 19-20.

88. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.

89. Маркова, A.C. Технология массового тестирования студентов: Учебное пособие / А.К.Маркова. М.: Изд-во МТУ СИ, 1996.

90. Матвеева, Т.В. Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / Т.В.Матвеева. Курск, 2007. - 26 с.

91. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш, под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 285 с.

92. Менчинская, H.A. Усвоение знаний в школе / Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский. М.: Педагогика, 1974.-317 с.

93. Митрофанова, Е.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к проектной деятельности: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / Е.А.Митрофанова. Саратов, 2005. - 248 с.

94. Могильная, A.B. Педагогические условия формирования профессиональной культуры бакалавра дизайна. Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / А.В.Могильная. -Караганды, 2010. 28 с.

95. Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В.М.Монахов // Педагогика, 1997. № 6. - С. 2631.

96. Мухутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественных ССУЗ: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / Р.Ф.Мухутдинов. Казань, 1999. - 216 с.

97. Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж.Нельсон. М.: Искусство, 1971.-207 с.

98. Немов, P.C. Психология / Р.С.Немов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. - 304 с.

99. Нечаев, H.H. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / H.H.Нечаев, Г.И.Резницкая // Вестник УРАО, 2002. -№ 1, С. 3-21

100. Никитина, H.H. Основы профессионально-педагогической деятельности / H.H.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов. М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

101. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Д.Новикова //Народное образование, 2000. -№7. с. 151-157

102. О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ: Постановление №13 от 13.03.92г. Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ, 1992.

103. Олейникова, О.Н. Европеекое сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс / О.Н.Олейникова. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. - 70 с.

104. Олейникова, О.Н. Система квалификации в странах Европейского Союза / О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. - 64 с.

105. Онокой, JT.C. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования / Л.С.Онокой // Социология образования, 2004. №2. -С.81-85

106. Орел, В.Е. Развитие личности профессионала / В.Е.Орел // Психология труда: Учебник / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-С. 190-196

107. Основы вузовской педагогики: Учебное пособие / Под ред. И.А.Урклина. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. - 310 с.

108. Павлова, М.Б. Дизайн-подход как основа обучения / М.Б.Павлова, Дж.Питт. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. -286 с.

109. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 176 с.

110. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю.Пахомова. -М.: АРКТИ, 2003.- 110с.

111. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Изд-во «Высшее образование», 2006. - 432 с.

112. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

113. Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Диссертация на соиск. уч. ст. доктора пед. наук / И.Л.Плужник. -Тюмень. 2003, - 336 с.

114. Полат, Е.С. Как рождается проект / Е. Полат, под ред. Е. Н. Ястребцевой. М.: Изд-во ЭМГ, 1995. - 47 с.

115. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С.Полат // Метод проектов: Научно-методический сборник. Минск.: РИВШ БГУ. - 2003. - Вып.2. - С. 39-47

116. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностранные языки в школе, 2000. № 2. - С. 3-10

117. Привалова, И.В. Немецкий Веркбунд. К вопросу истории одного художественно-промышленного объединения XX века в Германии / И.В.Привалова // Художник, вещь, мода: Сборник статей. М.: Советский художник, 1988. - С. 322-336

118. Проблемы формирования эстетической ценности / Под ред. А. В. Иконникова.-М.: ВНИИТЭ, 1981.- 176 с.

119. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я.Батышева, А.М.Новикова. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. -456 с.

120. Психология труда: Учебник / Под ред. проф. А.В.Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 352 с.

121. Пузанов В.И. Дизайн США: расшифруем его концепции / В.И.Пузанов // Техническая эстетика, 1990. № 1 - С. 21 -24

122. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: Книга 1 / В.Ф.Рунге.- М.: Архитектура-С, 2006. 370 с

123. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники: Книга 2 / В.Ф.Рунге.- M.: Архитектура-С, 2006. 434 с

124. Савельев, А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А.Я.Савельев // Высшее образование в России, 1994. № 2. - С. 29-37.

125. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / Л.А.Сафина. Казань, 2004- 204 с.

126. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

127. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К.Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

128. Семенов, С.А. Развитие техники в каменном веке / С.А.Семенов. -Ленинград: Наука, 1968. -359 с.

129. Сенашенко, B.C. Болонский процесс и качество образования /

130. B.С.Сенашенко, Г.Ф.Ткач // Alma Mater. Вестник высшей школы, 2003. №8.1. C. 8-14

131. Сергеева, C.B. Вариант внутридисциплинарной, междисциплинарной и межнаучной интеграции учебных курсов по педагогике в системе высшего профессионального образования / С.В.Сергеева // Вестник ЧитГУ, 2008. № 4(49). - С. 53-60

132. Серов, С.И. Мои дизайнеры / С.И.Серов. М.: Линия График, 2002. -398 с.

133. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования: Т.2 / Под ред. С.А.Батышева. М.: Профессиональное образование, 2003. - С. 344-345.

134. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме: Учебное пособие / В.И.Сидоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 480 с.

135. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры / Сидоренко В.Ф. // Вопросы философии. М., 1975. -№10. - С.87-99

136. Сидоренко, В.Ф. Дизайн образ культуры / В.Ф.Сидоренко // Техническая эстетика, 1989.-№12. - С. 1-2

137. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н.Скаткин. М.: Педагогика, 1986. - 150 с.

138. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н.Скаткин. -М.: Педагогика, 1984. 95 с.

139. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002.-576 с.

140. Словарь иностранных слов: 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. -624 с.-С. 167

141. Смирнов, С.И. Технологии в образовании / С. И. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. - № 1. - С. 109-112.

142. Смолкин, A.M. Методы активного обучения / А.М.Смолкин. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.

143. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. - 752с.

144. Сотник, В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / В.Г.Сотник. М., 2006. - 173 с.

145. Спенсер JI.M. Компетенции на работе: Пер. с англ. / Л.М.Спенсер, С.М.Спенсер. М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

146. Стенина, Н.С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / Н.С.Стенина. М., 2007. - 237 с.

147. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. М.: Минобразования Науки РФ, 2003. - 38 с.

148. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И.Субетто. СПб. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистовов, 2006 - 72 с.

149. Тарабрина, И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / И.В.Тарабрина. Ставрополь, 2006. - 181 с.

150. Тестов В.А. Стратегии обучения в современных условиях /

151. B.А.Тестов // Педагогика, 2005. №7. - С. 12-18

152. Технология формирования социальных навыков / Под общ. ред.

153. C.В.Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. - 224 с

154. Торшина, И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (на материале художественного проектирования школьной одежды): Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата пед. наук / И.Б.Торшина. Курск, 2002. - 246 с.

155. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П.Тугаринов. -Ленинград: ЛГУ, 1968. 380 с.

156. Тухбатуллина Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: монография / Л.М.Тухбатуллина, Л.И.Гурье. Казань: ООО «Вестфалика», 2010.- 158 с.

157. Упшинская, А.Е. Формирование компетенций выпускника в условиях интеграции науки и образования / А.Е.Упшинская. М.: Изд-во СГУ, 2009,- 129 с.

158. Устюгова, В.В. Визуальный язык современный культуры в аспекте преподавания / В.В.Устюгова // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Междунар. научно-метод. конференции. Пермь.: Пермский ун-т, 2001.-С. 192-194

159. Ушкевич, Н.Ф. Роль специальных семинаров в преподавании истории культуры на историческом факультете / Н.Ф.Ушкевич // Университетское образование и регионы: Тезисы докладов Междунар. научно-метод. конференции. Пермь.: Пермский ун-т, 2001. - С. 199-200

160. Фандеева, Е.М. Дизайн, его место и роль в культуре: Диссертация на соиск. уч. ст. кандидата философских наук / Е.М.Фандеева. Ростов н/Д, 2004. - 122 с.

161. Федеральная концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М, 2002. - 56 с.

162. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я.Флиер. М.: Согласие, 2010.-671 с.

163. Холмянский J1.M. Дизайн: Книга для учащихся / Л.М.Холмянский, А.С.Щипанов. М.: Просвещение, 1985. - 240 с.

164. Хамматова, В.В. Проектирование педагогической системы профессионального обучения дизайнеров / В.В.Хамматова. Казань, изд-во Казанск.ун-та, 2003. - 236 с.

165. Хуторской, A.B. Современная дидактика: Учебное пособие / A.B. Хуторской. М.: Высшая школа, 2007. - 639 с.

166. Челпанов, И.В. Компетентностный подход при разработке государственных образовательных стандартов высшего кораблестроительного образования / И.В.Челпанов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 97 с.

167. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие / Д.В.Чернилевский. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. - 288 с.

168. Чернова Ю.К. Технология реализации компетентностного подхода в образовании и производственной деятельности: Монография Ю.К.Чернова, О.И.Антипова. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 286 с.

169. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д.Чечель // Практика административной работы в школе. 2003. - №6. - С. 24-31.

170. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д.Чечель // Директор школы. 1998. - № 4. - С. 3-10.

171. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А.Чошанов. М.: «Народное образование», 1996. -132 с.

172. Шагеева Ф.Т. Современные образовательные технологии в инженерном вузе: Монография / Ф.Т.Шагеева, В.Г.Иванов. Казань: РИЦ «Школа», 2007.- 128 с.

173. Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования в инженерном вузе: Монография / Ф.Т.Шагеева. Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 260 с.

174. Шапошников, K.B. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков: Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата педагогических наук / К.В.Шапошников Йошкар-Ола, 2006. - 26 с.

175. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б.Д.Эльконин // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. - С. 34-35

176. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Под общ. ред. А.И.Иконникова. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

177. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2005.- http://www.eidos.ru/journal/2005/! 212.htm

178. Рязанова, В.H. Метод проектов технология формирования и оценивания компетенций учащихся в профильной подготовке / В.Н.Рязанова // Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/component/option,com

179. McClelland, D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence» / D.C.McClelland//American Psychologist, 1973. Vol.28.-№ l.-P. 1-14

180. Simon, H. The Science of Design / H.Simon. Cambridge, 1969. - 73 s.1. Анкета 1

181. Уважаемый студент, согласны ли Вы с данными утверждениями?

182. Утверждении Ответ (да/нет)

183. Вам нравится изучение истории искусств

184. Вы имеете представления о видах и жанрах изобразительного искусства

185. Вы без труда можете назвать основные художественные стили

186. Вам нравится обсуждать вопросы по искусству

187. Вы посещаете музеи, художественные выставки

188. Вы считаете, что каждый дизайнер должен знать историю искусств

189. Вы хотите совершенствовать свои знания в области искусств

190. Знание истории искусств способствует развитию общей культуры дизайнера

191. Искусствоведческий анализ необходим при разработке произведений дизайнерской деятельности

192. При разработке новой модели Вы просматриваете исторические портреты живописи

193. Изучение произведений искусств вдохновляет на создание новых дизайнерских проектов

194. Вы знаете художников, положивших начало дизайну

195. Сегодня актуально использование элементов исторических стилей в разработке костюмов

196. Знание основ искусства дает творческую свободу

197. Дизайн результат проникновения искусства в промышленность

198. Знание основ искусства необходимо для проектирования эстетического облика потребительских изделий

199. Образное решение предметов дизайна определяется художественно стилевой направленностью

200. Искусство и дизайн взаимозависимы

201. Изучение истории искусств формирует художественный вкус дизайнера

202. Вам понятна профессиональная значимость дисциплины «История искусств»

203. Укажите, пожалуйста, ФИО, курс, группу1. Анкета 2

204. Что является наиболее важным в профессии дизайнера?1. Ценности ранги1. Знания

205. Материальная обеспеченность3. Профессиональная культура4. Признание в обществе5. Творчество6. Уверенность в себе7. Самовыражение8. Престижность9. Коммуникабельность10. Независимость1. ФИО, группа

206. Компетенции, формируемые студентом в процессе освоения дисциплины Б2.01 «История искусств» (072500.62 «Дизайн»)

207. ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели п выбору путей её достижения

208. ОК-2 Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

209. ОК-3 Готов к кооперации с коллегами, работе в коллект иве

210. ОК-8 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

211. ОК-Ю Готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толераптно воспринимать социальные и культурные различия

212. ОК-12 Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе

213. ПК-З Разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные прислал гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений

214. Пример индивидуальной карты оценки студента

215. Индивидуальная карт «ненки исследовак-льекчпо проекта студента

216. Критерии оценки проекта Самооценка Оценка Оценкапреподавателя сокурсников1. Выполнение проекта

217. Актуальность темы (1-7 баллов) + ? ' а1 2 Интеллектуальнаяакпшпоаь (1-7 баллов) т ь г1 3 Творчество (1-7 баллов) 5 >7

218. Практическая дсятелы юс и, ;( ь1.7 баллов)

219. Умение работать в команде (1-7 баллов) 1 62. Защита проекта

220. Представление (1-7 бахюв) 12- ь2 2. Качесшо доклада (1 7 баллов) 6

221. Объем и глубина знании (1-7 баллов) \ $

222. Диминерская ориснииши (1-7 баллов) т Ч в2 5 Ответы па вопросы (1-7 баллов) £ М

223. Достигнутый резулыа! (1-15 баллов) <ч 'У/ ?

224. Художественные стили в искусстве и дизайне (из проектов)1. РОКОКО1. Архитектура

225. Исторический костюм в живописимебель1. Современный костюм

226. Выполнили: Е.Салахиева, А.Салимова. А.Бутакова, И.Шарипова

227. Исторический женский костюм

228. Исторический мужской костюм1. Современный костюм1. Мебель1. Архитектура

229. Выполнили: Э.Галкиева, Л.Гарипова, И.Пагольдина1. ГОТИКА1. Керамика1. Орнаментика4 Скульптурач1. Орнаментика1. АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ1. Современный костюм1. Архитектура

230. Выполнили: М.Бармина, А.Житинкина, А.Мифтахутдинова, А.Скалова1. КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ

231. Выполнили: А.Иванова, О.Демидова, А.Максимова

232. Национальный женский костюм1. Архитектурный орнамент1. Скульптурасовременный костюм1. Орнаментика--.1. Керамика1. Стилизованныйв1. Архитектура

233. Кому из египетских фараонов принадлежит самая ранняя пирамида? A) Тутмосу; Б) Джосеру; B) Хеопсу. Б3. ш Коринфский ордер получил развитие в период: A) Микенской культуры Б) Греческой классики B) Императорского Рима Б

234. Открытие законов линейной перспективы принадлежит живописцам: A) Древнего Египта; Б) Древней Греции; B) Византии Б

235. Византийский собор святой Софии сооружен в период правления: A) Константина; Б) Юстиниана; B) Андроника Б

236. Тип феода1 ^ Ш' 1 ШЫШ• ьного замка складывается в период: A) романской эпохи; Б) готической эпохи; B) эпохи Возрождения. А

237. Архитектурный стиль, в котором построен замок Сюлли (Франция): A) романский; Б)готический; B) ренессанс А

238. Родоначальником ренессансной архитектуры явился: A) Микеланджело Буонарротти; Б) Филиппе Брунеллески; B) Браманте Б

239. И. Впервые в истории градостроительства трехлучевая система улиц применяется: A) в Византии; Б) в период Готики; B) в эпоху барокко В2 блокзадан. Задания для второго среза Верные ответы

240. Маньеризм это течение в европейском искусстве: А) 14 века, периода взаимодействия готики и Возрождения; Б) 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения; В^17 века, завершающее стиль барокко Б

241. Архитектура стиля барокко стремится: A) к легкости и изяществу; Б) к строгости и лаконичности; B) к пышности и парадности В

242. В какой период впервые внутри церкви происходит синтез изобразительного искусства и музыки? A) в готический период; Б) в эпоху Возрождения; B) в период барокко В

243. Кто из голландских художников XVII прославился как мастер жанровой живописи? A) Франс Хальс; Б) Ян Вермеер Дельфтский; B) Питер Клас. Б

244. Картина «Ночной дозор» Рембрандта относится: A) к жанру портрета; Б) к бытовому жанру; B) к батальному жанру В

245. На изображении представлен автопортрет художника. С какой картины взят данный фрагмент? A) Художник с женой. Питер Пауль Рубенс; Б) Менины. Диего Веласкес; B) Искусство живописи. Ян Вермеер Б

246. Художественный стиль классицизм формируется: A) в Италии Б) во Франции B) в Германии Б

247. Итальянский живописец XVIII века Каналетто прославился: A) портретами итальянской аристократии Б) аллегорическими сюжетами B) изображениями видов Венеции В

248. Ампир преимущественно обращался к художественному наследию: A) императорского Рима; Б) поздней Византии; B) барокко. А

249. Читальный зал библиотеки св. Женевьевы, выстроенный в 1843 1850 годах Анри Лабрусгом служит примером: А) классицизма Б1. Б)эклектики В) модерна

250. Произведение «Черный квадрат» К. Малевича относится к системе: A) неопластицизм; Б) динамический супрематизм; B)дадаизм. Б1. Контрольный тестзадан. Задание или информация Верные ответы

251. Выберите из предложенного пространственные виды искусства: 1. Архитектура 2. Скульптура 3. Театр 4. Литература 5. Дизайн 6. Музыка 1,2,5

252. Определите соответствие между множествами: Ъриоды древнего Египта Сооружения А. Древнее царство 1. Луксорский храм Б. Новое царство 2. Пирамида Снофру 3. Храм Рамсеса II А2,Б1, БЗ

253. Верно ли, что ордер порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента? Да

254. Как называется роспись по сырой штукатурке? Фреска

255. Верно ли, что дорический храм Зевса в Олимпии является первым большим храмом, воздвигнутым в Греции, до греко-персидских войн? Нет

256. Символом какого города является скульптура «Капитолийская 1УшШ волчица»? Рима

257. Дайте название гравюре на дереве. Ксилогр афия

258. Верно ли, что смысл термина «Возрождение» в том, что после долгого периода средневековья человечество вновь открывает для себя античность? да

259. И. Дайте название живописному эффекту «дымчатого» сливания контуров, разработанного Леонардо да Винчи. Сфумат 0

260. Установите соответствие между множествами: Художественные Художники направления A. импрессионизм 1. Эдуард Мане Б. фовизм 2. Анри Матисс B. абстракционизм 3. Пит Мондриан 4. Морис Вламинк 5. Огюст Ренуар 6. Василий Кандинский AI, А5, Б2, Б4, ВЗ,В6

261. Установите хронологическую последовательность появления следующих художественных стилей: 1. Ренессанс 2. Ампир 3. Романика 4. Модерн 5. Барокко 6. Готика 7. Романтизм 8. Рококо 3615827 4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.