Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чумалова, Татьяна Викторовна

  • Чумалова, Татьяна Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Чумалова, Татьяна Викторовна. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1995. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чумалова, Татьяна Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Методологическое определение основных понятий музейной педагогики.

1.2. Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников.,.

Глава II. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ МУЗЕЯ.

2.1. Роль русского просветительного движения в формировании музеев как просветительных учреждений (начало XVIII в. -октябрь 1917 г.).

2.2. Образовательно-просветительная концепция музея октябрь 1917 г. - середина 20-х гг.).

2.3. Политико-пропагандистская концепция музея вторая половина 20-х - начало 30-х гг.).

2.4. Культурно-просветительная и школоцентристская концепция музея (вторая половина 30-х - начало 50-х гг.).

2.5. Научно-просветительная концепция музея вторая половина 50-х - кц^ец 80-х гг.).

Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И ШКОЛЫ.

3.1. Музейная педагогика в современных условиях демократизации и гуманизации образования.

3.2. Музейно-педагогические программы для младших школьников.

3.3. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и культура" для младших школьников и методические рекомендации к ней.

3.4. Результативность экспериментальной программы"Музей и культура" и методики ее преподавания (обобщение итогов эксперимента).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики»

Актуальность исследования. Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых раннее общественных ценностей, возросшим интересом общества к личности, обусловили особую актуальность проблемы формирования качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию. Обществом все отчетливее стало осознаваться, что изменить окружающую социокультурную реальность невозможно без критического восприятия и творческого внедрения культурных ценностей прошлого в социальную и личностную практику, в систему социальных и межличностных отношений. Формированию эмоционально-личностного отношения к культурным ценностям духовного и материального производства подчинена деятельность различных социальных институтов культуры. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.

Музей в силу своих специфических возможностей способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества, может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира. Однако до сих пор он в своей целенаправленной деятельности в малой степени ориентирован на формирование ценностно-личностного отношения к моде

ТЛ и и лируемым сюжетам. В основе музейной деятельности традиционно лежит информационный процесс, направленный на передачу исторических знаний, тогда как целостное эмоционально-личностное переживание является высшей, специфической для музея формой познания. Создавшееся несоответствие между природой, предназначением музея и информационно-иллюстративной направленностью его деятельности в реальности приводит к резкому сни

О О ТЛ жению музейного воздействия. В этом противоречии заключается одна из основных проблем, лежащая в основе данного диссертационного исследования. Проблема имеет еще один важный аспект. Специфические возможности музея остаются невостребованными или раскрываются не в полной мере в силу неподготовленности музейного посетителя, неспособности его к эмоционально-ценностному восприятию и переживанию культурного наследия и прошлого, стоящего за ним. Отсюда особую актуальность приобретает работа с ребенком, у которого система ценностей находится в стадии становления. Необходимость обращения ребенка к историческому прошлому, к собственным историческим корням особо остро ощущается в настоящий период еще и потому, что именно сейчас рушатся привычные стереотипы и штампы в восприятии духовных ценностей, утрачиваются прежние ценностные ориентиры; перед ребенком встает проблема выбора, а также определения себя во времени и пространстве, самоощущении себя как личности.

Разрешению данного противоречия может способствовать выявление сущности и специфики музейного освоения действительности, критическое осмысление накопленного музеями опыта по включению историко-культурного наследия в сферу личностного переживания или, другими словами, формированию ценностного отношения к прошлому.

Роль музея в формировании ценностного отношения к историческому прошлому как самостоятельная тема до последнего времени не подвергалась научному исследованию. Однако косвенно материал по этой проблеме содержится в обобщающих работах по истории музейного дела как в дореволюционный период, так и после революции 1917 года. Так, к ним относятся работы, опубликованные в серии "Очерков по истории музейного дела в СССР" (19571971 гг.), в двухтомнике "Музей и власть" (1991 г.), в сборниках НИИ культуры, Государственного Исторического музея, Центрального музея Революции СССР, посвященных вопросам "массовой научно-просветительной работе" музеев. Исследование "Музей и посетитель" (1976-1981 гг.) явилось попыткой анализа музейной аудитории и ее запросов по отношению к музею.

В диссертации использованы музееведческие исследования последних лет, которые рассматривают музей как специфическую форму выражения ценностного отношения к исторической действительности, своеобразному ценностному ориентиру. Разработчики этой концепции (З.А.Бонами, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукель-ский, Н.Г.Макарова, Н.А.Никишин, Т.П.Поляков, М.Ю.Юхневич и др.) практическую деятельность музея, в том числе образовательно-воспитательную, связывают с решением задачи включения культурного наследия в сферу эмоционального, эстетического переживания личности. Значительным шагом в решении этой проблемы явился поворот к ребенку (104).

Для исследования проблемы использовались различные группы источников - опубликованные и неопубликованные.

Педагогический аспект проблемы формирования духовной культуры подрастающего поколения, роли искусства, эстетического воспитания молодежи в этом важном государственном деле освещен в ряде работ известных отечественных ученых, в частности в публикациях С.Т.ЦДацкого, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Н.А.Вет-лугиной, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, В.С.Кузина, Н.М. Ростовцева, Б.М.Неменского, Т.Я-Шпикаловой, Е.В.Шорохова и др.

Однако, к сожалению, в педагогической науке проблемы формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов практически не исследовалась, так же как слабо раскрыты дидактические основы воздействия музеев на формирование различных качеств личности школьников, воспитания у них тех или иных отношений, способностей, индивидуально-психологических реакций.

Философский аспект проблемы потребовал обращения к трудам философов, культурологов, касающихся аксиологических вопросов. Теоретические работы философа XIX в. Н.Н.Федорова и современных ученых М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.С.Нарского, Н.З.Чавчавадзе способствовали выявлению характера музейно-ценностного отношения к культурному наследию.

Динамику образовательно-воспитательных концепций музея позволили проследить труды теоретиков и практиков музейного дела. Педагогические установки музеев в начале XX в. содержатся в трудах таких крупных исследователей как Н.П.Анциферова, А.В.Бакушинского, Н.Д.Бартрама, Н.А.Гейнике, Э.Голлербаха, И.М.Гревса, М.В.Новорусского, Н.И.Романова, Ф.И.Шмита и др.

В диссертации широко использована музейная периодическая печать 20-30-х гг. Публикации в специальных журналах передают характер и "дух эпохи", позволяют в динамике проследить образовательную деятельность музеев. К этим источникам относятся журналы "Внешкольное просвещение" (Харьков, 1918); "Внешкольное дело" (Кострома, 1920); "Казанский музейный вестник" (19201924); "Среди коллекционеров" (1921-1923); "Экскурсионное дело" (1921); "Экскурсионный вестник" (1922); "На путях к новой школе" (1922-1928); "Музей" (1923, 1924); "Псковский краевед" (1927-1928); "Советский музей" (1931-1940). Использованы также аналитические обзоры прессы, составленные современными авторами (71; 72).

Большой вклад в исследуемую тему внесли неопубликованные источники - материалы архивов ЦГА РФ, ОПИ ГИМ, НИИ культурологии.

Фонды отдела по делам музеев Наркомпроса (Ф. 2306; 2307), хранящиеся в ЦГА РФ, содержат материалы о "культурно

О II просветительной деятельности музеев, о новых концепциях музеев. Тезисы докладов крупных специалистов в области музейного дела и охраны памятников.

В диссертационном исследовании использованы следующие материалы ведомственного архива ГИМа (ВА ГИМ) (Ф. 54): планы и отчеты музеев, в том числе Государственного Исторического музея, протоколы заседания методического совета музея, темати-ко-экспозиционные планы выставок, тематика мероприятий, книги отзывов посетителей об экспозициях и выставках, личные дела сотрудников музея.

Анализ деятельности музеев по формированию ценностного отношения к историческому прошлому был бы невозможен без отчетов музеев, стенограмм совещаний по вопросам "массовой научно-просветительной работы", которые содержатся в архиве НИИ культурологии.

Все сказанное определило проблему, задачи, предмет, объект и гипотезу исследования.

Проблема исследования: разработка, опытно-экспериментальная проверка и научное обоснование программы "Музей и культура" и методики формирования на ее основе ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования: педагогические основы и методика включения музейных материалов в школьную практику (начальные классы) как важнейшего звена в системе приобщения подрастающего поколения к предметному миру культуры, к раскрытию его исторической ценности.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов на основе взаимодействия музеев (краеведческих, исторических, художественных, литературных) и школы.

Проблема, предмет и объект исследования определили его задачи:

1. Выявить педагогические возможности взаимодействия музея и школы в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников.

2. Раскрыть историю развития образовательно-воспитательных концепций музея.

3. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить программу курса "Музей и культура" для младших школьников.

4. Разработать методику формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов в процессе преподавания курса "Музей и культура".

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами взаимодействия музея и школы возможно при условиях: выявления педагогических возможностей музея как одной из форм выражения ценностного отношения к культурно-историческому прошлому; раскрытия истории развития образовательно-воспитательных концепций музея; разработки и опытно-экспериментальной проверки программы и методики преподавания курса "Музей и культура" для учащихся начальных классов.

Теоретической базой исследования явились труды известных философов, историков, культурологов, искусствоведов, педагогов, психологов, передовой педагогический опыт.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

О 1 1 и и

- теоретическии анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- анализ деятельности музеев (историко-краеведческих, художественных, литературных) и общеобразовательных школ по формированию ценностного отношения к культур но-историческому прошлому у школьников;

- наблюдение за учебной работой младших школьников и педагогической деятельностью педагогов;

- проведение бесед с учащимися и преподавателями;

- анкетирование;

- психолого-педагогический эксперимент;

- изучение продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, поделки и т.п.)

Экспериментально-исследовательская работа проводилась в течение 1988-1995 годов.

Первый этап (1988-1990 гг.) - это изучение истории проблемы и определение уровня ее изученности, анализ специальной литературы, выдвижение и теоретическое обоснование научной гипотезы. Второй этап (1991-1992 гг.) - изучение реального уровня сф°Р" мированности ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами музейной педагогики, разработка экспериментального курса (программы и методики обучения) "Музей и культура", начало опытно-экспериментальной проверки курса.

Третий этап (1993 -1995 гг.) - экспериментальная проверка курса "Музей и культура", сравнительный анализ и проверка полученных данных, формулирование выводов, оценка новизны, научно-теоретической и практической ценности проведенного исследования.

Эксперимент проводился на базе школы N 199 г. Москвы.

Методика эксперимента заключалась в том, что в каждой параллели начальных классов (1-3 классы) были выделены экспериментальные и контрольные классы. В экспериментальных классах занятия проводились по разработанному нами учебному экспериментальному курсу (программа и методика) "Музей и культура". Это обусловило широкое использование в этих классах специально созданных нами учебных нагл я дно-методических таблиц, плакатов, индивидуальных карточек-заданий, разработанных проблемных вопросов, игровых ситуаций, а главное, предметно-вещевого музейного материала. То есть содержание, методика и средства обучения были максимально направлены на эффективное формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами музейной педагогики.

В контрольных же классах формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов осуществлялось традиционно, то есть без четкой постановки этой учебно-воспитательной задачи, в разрозненных фрагментах учебных предметов, без использования системы специальных наглядных учебно-методических пособий и специфических "музейных" приемов.

С целью сравнения уровней сформированное™ у школьников ценностного отношения к культурно-историческому прошлому в начале и в конце эксперимента проводились срезы, контрольные замеры, опросы. На основе сравнения и анализа полученных результатов подводились итоги экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в: раскрытии содержания такого феномена, которым является ценностное отношение к культурно-историческому прошлому, формируемое музейными средствами; в выявлении педагогических возможностей взаимодействия музея и школы в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников; в раскрытии истории развития образовательно-воспитательных концепций музея; в научно-теоретическом обосновании программы и методики курса "Музей и культура".

Практическая значимость исследования заключается в: - создании экспериментальной программы "Музей и культура", что позволяет значительно повысить эффективность духовного развития младших школьников в целом и, в частности, повысить эффективность формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому;

- разработке методических рекомендаций к проведению курса "Музей и культура", оригинальной системы наглядных, учебно-методических пособий - таблиц, плакатов, предметно-вещевого материала.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для начальных классов, при создании учебных и методических пособий для младших школьников, при разработке курсов лекций по педагогике и методикам учебных предметов в институтах усовершенствования учителей (институтов развития образования), в практической деятельности современного музея, учреждений культуры.

Программа "Музей и культура" является авторской разработкой идей включения музейных материалов в школьную практику.

Во и основе этой программы лежит идея систематических занятии с детьми младшего школьного возраста в музее и в школе с целью приобщения их к предметному миру культуры.

Программа "Музей и культура", представленная в данном диссертационном исследовании, имеет оригинальную концепцию, собственные содержание, структуру и методические подходы. Концептуальная особенность программы заключается во взаимодействии музея и школы на основе осознания музея как феномена культуры, с одной стороны, и свидетеля процесса формирования окружающей действительности, с другой.

Разработанная нами программа "Музей и культура" может рассматриваться как самостоятельный курс. Вместе с тем, с целью обогащения представлений о предметном мире культуры, расширения и углубления гуманитарных знаний в иных дополнительных образовательных программах комплексного культурологического характера, адресованных младшему школьнику, эту программу можно использовать как модуль (программа "Открытие мира").

Модификация программы может быть использована в школах на периферии на базе местных краеведческих, художественных и литературных музеев. Концепция программы предполагает, что приобщение к предметному миру культуры может осуществляться также в процессе общения с семейными реликвиями, архитектурными памятниками, историческими местами, природными объектами и т.д.

Критерии отбора содержания программы определяются ее концепцией: выявить в предметах окружающего мира их исторические истоки, постичь вклад различных цивилизаций в современную культуру. Материалы отбирались по принципу возможности их использования в следующих основных блоках программы: историческое Время, Природа, Дом, Город, , Вклад древних цивилизаций в общемировую культуру. Учитывались также требования принципов дидактики и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Апробация диссертации. По теме исследования написан ряд статей, отражающих проблему взаимодействия музея и посетителя. Теоретическое обоснование программы "Музей и культура", приведенном в третьей главе настоящей диссертации, нашло отражение в статье сборника, подготовленном к публикации.

Основные положения диссертации апробированы на семинарах "Музей и подрастающее поколение" в Иванове (1987 г.), Новгороде (1987 г.), Сыктывкаре (1988 г.), Москве (1992-1995 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику общеобразовательной школы N 199 г. Москвы.

Структуру диссертации составляют введение, три главы, заключение и библиография.

В первой главе определяются основные понятия, которыми диссертант оперирует в данном исследовании. Выявляются специфические возможности музея по формированию ценностного отношения культурно-историческому прошлому. Особое внимание обращается на выявление критериев ценностного отношения к истории в соответствии с музейной спецификой. В целом проблема формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому рассматривается как философская и психолого-педагогическая проблема.

Вторая глава посвящена ретроспективному анализу образовательно-воспитательных концепций музея на основе аксиологического подхода.

Третья глава посвящена раскрытию педагогических путей и средств формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музея и школы. Центром главы является авторская программа "Музей и культура", рассчитанная на детей младшего школьного возраста, в которой апробируются концепция и теоретические положения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чумалова, Татьяна Викторовна

ВЫВОДЫ

1. Современная социо-культурная ситуация обусловила возникновение педагогических концепций, в основе которых лежит гуманизация всего образовательно-воспитательного процесса. Приоритетным направлением стало формирование личности, способной ориентироваться в культуре, творчески воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.

2. Происходит переосмысление сверхзадачи музея и связанной с ней образовательно-воспитательной функции. Процессы образования и воспитания рассматриваются с точки зрения аксиологического подхода. В рамках нового музейно-педагогического мышления осуществляется поиск нетрадиционных форм приобщения человека к культурному наследию: наступил этап распространения авторских, индивидуальных проектов музейных экспозиций, рассчитанных на погружение посетителя в специально организованную предметно-пространственную среду.

3. Наряду с новым подходом к экспозиционной деятельности изменилось содержание и формы работы с посетителями. Кардинальные перемены ознаменовались развитием "детского направления", характерного особым вниманием к детям дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках этого направления разрабатываются различные варианты музейно-педагогических программ, направленных на формирование у ребенка эмоционально-личностного отношения к окружающей действительности.

4. Одним из возможных способов формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к культурно-историческому прошло!#!р музейными средствами является экспериментальная программа "Музей и культура". Цель авторской пр^граммы "Музей и культура" состоит в создании у ребенка целостного представления об окружающем мире, формирование интереса к процессу становления и развития жизни во всем ее многообразии. Особенностями программы являются:

- систематические занятия с детьми 1-3 классов в школьной аудитории и на экспозициях музеев разного профиля;

- проведение занятий музейным педагогом с участием учителей;

- методика занятий, разработанная с учетом особенностей детского восприятия историко-культурной информации;

5. Экспериментальная программа "Музей и культура" позволила на практике проверить теоретические положения о возможностях музея в формировании ценностного отношения к историческому прошлому у детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование позволило сделать ряд основных выводов.

1. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений.

2. В диссертации выявлены основные компоненты ценностного отношения к историческому прошлому, которые поддаются формированию и развитию в процессе приобщения ребенка к предметному миру культуры. К ним относится способность видеть в любом овеществленном предмете широкий исторический контекст, процесс развития исторического времени и изменений в общемировой культуре; способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с музейными ценностями; способность к эстетическому созерцанию, связанному с особым, "незаинтересованным" отношением к предмету, творческим воображением и художественной фантазией; потребность в общении с памятником как с ценностью культуры; уважение к разнообразным культурам, к миру иных ценностей.

3. Ретроспективный анализ образовательно-воспитательных концепций музея показал, что просветительский подход к музею существует в России с начала XVIII в. (просветительские задачи первого публичного музея - Пефввской кунсткамеры). Во все времена в образовательно-воспитательной деятельности музея прослеживается его приверженность к общечеловеческим ценностям.

4. Развитие образовательно-воспитательных концепций музея обусловлено изменениями социо-культурной ситуации в стране на каждом историческом этапе. При этом музей всегда оставался ориентиром, формирующим ценностное отношение к прошлому.

5. Изучение накопленного музеями опыта позволило проследить преемственность в образовательно-воспитательной деятельности музеев на протяжении всей истории музейного дела. Вместе с тем выявились те прогрессивные тенденции во взаимодействии музея с детьми, которые были незаслуженно забыты и получают дальнейшее развитие на современном этапе (концепции использования музейного предмета в экспозиции, экскурсионные школы 20-х гг., проекты детских музеев и т.д.).

6. Современная социо-культурная ситуация, а также уровень развития общественных наук (культурологии, педагогики, психологии, музееведения и т.д.) позволили сформулировать задачу формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как одну из главных задач музея. Логическим следствием этого процесса стало выделение новой научной дисциплины - музейной педагогики, в рамках которой разрабатываются взаимоотношения между музеем и ребенком с позиции аксиологической и коммуникативной теорий.

7. Важной особенностью образовательно-воспитательной деятельности музея в последние десятилетия стало пристальное внимание к детской аудитории. О выделении "детского направления" в деятельности музея свидетельствует создание разнообразных специализированных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на формировании у ре** и и бенка ценностного отношения к историческои действительности.

8. Теоретические положения о возможностях музея по формированию у ребенка ценностного отношения к историческому прошлому апробированы в разработанной автором данного диссертационного исследования экспериментальной программе "Музей и культура". Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Главная ее задача - помочь ребенку ориентироваться в окружающем предметном мире. Особенностью программы является комплексное использование музейных экспозиций разного профиля, библейских сюжетов, мифов и легенд разных стран и народов и т.д, что способствует созданию у учащихся цельной картины мира. Апробация программы показала, что посредством близких и понятных ребенку культурно-исторических реалий - предмета, мифа, сказки и др. и с помощью специально разработанной методики весьма успешно осуществляется приобщение маленького человека к культуре, то есть формируется способность к восприятию ценностей.

9. Успешно апробированная в условиях школы экспериментальная программа "Музей и культура" позволила на практике проверить теоретические положения о возможностях музея в формировании у ребенка ценностного отношения к культурно-историческому прошлому, выработать оптимальные методики и подходы. Качественные и количественные оценки эффективности работы этой программы, проведенные независимыми психологами и экспертами дали возможность сделать вывод, что у школьников сформировался направленный интерес к миру духовных ценностей, к окружающей действительности, сложилось осознанное отноше-шение к музею как к особому феномену культуры.

В дальнейшем варианты программы "Музей и культура" могут быть применены в работе с учащимися средних и старших классов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чумалова, Татьяна Викторовна, 1995 год

1. Александр Бенуа размышляет.(Статьи, письма, высказывания). -М.: Советский художник, 1968. - 740 с.

2. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -М.: АПН, 1970. 35 с.

3. Анучин Д.Н. К вопросу об устройстве музея народного быта и искусства в Москве//Казанский музейный вестник. -1920. -N1-2. -С. 14-18.

4. Анциферов Н.П. Краеведный путь в исторической науке. //Краеведение. -1928. -т.5. -N6. -С. 320-338.

5. Аринина Н.А. Уроки прекрасного. -М.: Просвещение, 1983. -128с

6. Артемьева Е.Ю. Семантические аспекты изучения памятников культуры //Памятниковедение. Теория, методология, практика. -М., 1968. С.86-93.

7. Афанасьев Ю. Н. Прошлое и мы. //Коммунист. 1985. -N14. -С. 14-17.

8. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. -М., 1919. -20 с.

9. Бакушинский А.В. Современное экскурсионное дело в России //Казанский музейный вестник. -1921. -N3-6. -С. 47 54.

10. Бакущинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 286 с.

11. Бакушинский А.В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного процесса (Исследования и статьи). -М.: Советский художник, 1981. 160 с.

12. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.:1. Наука, 1987.- 158 с.

13. Баранов А.А. Исследование эффективности игровых форм обу чения изобразительному искусству в первом классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1982,- 16 с.

14. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. -М., 1986. -С. 80-157.

15. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. -94 с.

16. Библер B.C. Исторический факт как фрагмент действительности (Логические заметки) //Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. -М., 1969. -С. 68-75.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

18. Бонами З.А. Психологопедагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительной деятельности литературных музеев: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 16 с.

19. Бондарева Ю.А. Массовая работа Волгоградского государственного музея Обороны Сталинграда по пропаганде боевых традиций на памятниках боевой славы //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев. -М., 1965. -С. 70-76.

20. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды ис кусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.

21. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Научно-практические реко мендации. М., 1989. - 164 с.

22. Васильев H.J1., Полупный В.П., Тихомиров О.К- Эмоции и мышление.- М.: Просвещение, 1981. 127с.

23. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев / (Тр. НИИ Культуры), т.5. -М., 1972. 227 с.

24. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма обще ния: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Л., 1983. - 15 с.

25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 96 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства /Под общ. ред. В.В.Иванова. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

27. Гарданов В.К- Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920) //История музейного дела в СССР. -М., 1957. -С. 7-36.

28. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. (Москва, московские музеи, подмосковные) -М., Новая Москва, 1923. 268 с.

29. Гнедовский М.Б. Проектировочный подход и исследование в экспозиционной работе //Научное проектирование экспозиции по истории сов.общества /Тр. ЦМР СССР. -М., 1981. -С. 81-89.

30. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал //Некоторые проблемы исследований современной культуры (Сб. на уч. тр./НИИ культуры). -М„ 1987. -С. 35-43.

31. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации //Музееведение. Проблемы культурной ком муникации в музейной деятельности. -М., 1989. -С. 16-34.

32. Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. /(Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып.1. /ГБЛ: НИО Информкультура). -М., 1990.- 15 с.

33. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дис.канд. ист.наук. М., -1994.- 16с.

34. Голлербах Э. Эстетика или быт? О двух принципах в музейном строительстве //Среди коллекционеров. -1921. -N8-9.-С. 23-32.

35. Голлербах Э. Апология музея. Роль музейного строительствапо учению Н.Н.Федорова //Казанский музейный вестник. -1922. -N2. С. 16-24.

36. Грабарь И.Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины. -М., 1919. 32 с.

37. Грегорова А. Музей и музейное дело //Музей и действительность. -Прага: Мартин, 1984. -С. 11-59.

38. Гулыга А.В. Эстетика истории.- М.: Наука, 1974. 126 с.

39. Гуляева JI.M. Эстетическое воспитание и творческая актив ность личности. М.: Знание, 1987. - 62 с.

40. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция //Традиция в истории культуры. -М., 1978, -С. 114-129.

41. Дружинин Н. М. Целеустановка Центрального обществоведче ского музея //Советский музей. -1934. -N3. -С. 12-15.

42. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда //Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в му зейной деятельности. -М., 1989. -С. 107-116.

43. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры //Некоторые проблемы исследований современной культуры /(Сб. науч. тр./НИИ культуры). -М., 1987. -С. 26 -34.

44. Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. -М.: Наука, -1976. 19 е., 19 табл.

45. Жариков Д.А., Никольский Н.М. Былое вокруг нас (Книга для чтения по русской истории). -М.: Мир, 1912. -330 с.

46. Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры (1917-1920 г.г.). -М.: Наука, 1989. 301 с.

47. Журавлев И.К., Лернер И.Я- Концепция исторического образо вания в средней школе (Материалы для обсуждения). М.: ВНИИК "Школа", 1989. - 36 с.

48. Закс А.Б. Из истории Государственного Исторического музея (1941-1945гг.) //Очерки истории музейного дела в России. -Вып.З,- М.: Советская Россия, 1961.-С. 5-54

49. Закс А.Б. Историко-бытовой отдел Русского музея. 1918-1941. //Вопросы истории музейного дела в СССР /(Труды НИИ музееведения. Вып. 7). -М., 1962.- С. 240-285.

50. Закс А.Б. По горячим следам //Советский музей. 1985. N 1.-С. 27-32.

51. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. -Томск, 1973. 224 с.

52. Изард К-Е. Эмоции человека (пер. с англ.). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.

53. Илизаров Б.С. Роль документальных памятников в обществен ном развитии// Теоретические вопросы использования архив ных документов. (Учеб. пособие) М., 1987. - 88 с.

54. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. - М., 1964. - С.46-92

55. Искусство в мире духовной культуры. Киев: Наук, думка, 1985. - 239 с.

56. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. /Ред .-сост.В.Шестаков.- М.: Искусство, 1969. -272 с.

57. Исследование художественных интересов школьников. /Под общ. ред. Е.В. Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Педа гогика, 1974. - 160 с.

58. История в школе //Российская педагогическая энциклопедия, т. 1. -М., Энциклопедия, 1993. -С. 387.

59. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. 190 с.

60. Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей //Проблемы формирования эстетической ценности /(Тр. ВНИИТЭ. Сер. "Техническая эстетика". Вып.ЗО). -М., 1981. -С. 87- 97.

61. Каган М.С. Не состарилась ли "Весна" Боттичелли? //Советский музей. 1989. N 2.-С. 41-42.

62. Капранова Н.М. Массовая работа Государственного историче ского музея в помощь формированию марксистско-ленинского мировоззрения //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев /(НИИ музееведения). -М., 1965. -С. 35-41.

63. Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. -Петербург, 1917. 220 с.

64. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-нач. XIX в.) //Музей и власть. /(Сб. трудов,- 4.1).- М„ 1991. С.8 - 95

65. Квиркелия О. Человеку нужны открытия //Советский музей. 1985. N6. -С. 36-38.

66. Кестнер К-И- Материалы для исторического описания Румян-цевского музеума. -М., 1882. 44 с.

67. Кобылина А. К методике изучения юного посетителя //Советский музей. 1935. N1.-C. 12-17.

68. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. /(Сб. науч.тр. /НИИ культуры). -М., 1989. -С. 43-51.

69. Козлова О.Т. Формы и методы массовой культурно-просветительной работы в музеях //Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев. М.:,Госкультпросветиздат, 1950. -С. 127-141

70. Колокольцова Н.Г., Юхневич М.Ю. Музейная пропаганда 1920 1930 г. г. в зеркале прессы (Пособие для аспирантов).

71. НИИ культуры). -М„ 1991. 75 с.

72. Колокольцова Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы /(НИИ культуры). -М„ 1992. 63 с.

73. Кон Ф.я. К вопросу об экспозиции историко-революционных музеев //Советский музей. -1935. -N5. -С. 104-110.

74. Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание //Формирование и изучение музейных коллекций по истории советского общества /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М., 1982. -С. 38-46.

75. Конник М.А. Музейное дело в СССР //Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиции ис торических и краеведческих музеев /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М., 1983. -С. 52-61.

76. Концепция исторического образования в средней школе. Материалы для обсуждения /Авторы Журавлев И.К-, Лернер И.Я-, -М.: ВНИИК "Школа", 1989. 35 с.

77. Концепция общего среднего образования (проект) //Учительская газета. 1988. *23 августа.

78. Концепция развития Красноярского Культурно-исторического Центра (Под ред. М.Б. Гнедовского и Н.А. Никишина). -Красноярск, 1993. 45 с.

79. Концепция развития Таймырского окружного музея (Под ред. Н.А.Никишина и В.Ю.Дукельского).- Москва-Дудинка. /(Российский институт культурологии, Таймырский окружной краеведческий музей). 1993. 63 с.

80. Кордес В. Работа музеев с детьми //Советский музей. 1937. -N 6-7. -С. 135 143.

81. КПСС о культуре, просвещении и науке. -М.: Политиздат, 1963,- 552 с.

82. Красноперов В.И. Исторический портрет и его познавательная роль //Творчество и социальное познание. -М., 1982.- С. 71-84.

83. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале).-М.: Просвещение, 1989. 192 с.

84. Кудрявцев А.В. Изучение восприятия музейного материала экскурсантом и одиночным посетителем //Советский музей. -М„ 1935. N1.- С. 14-20.

85. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М.:Просвещение, 1979. -192 с.

86. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 г.г. //Музей и власть. ч.1. -М., 1991. -С. 96-172.

87. Культурное строительство в СССР. 1917-1927. Разработка единой государственной политики в области культуры (Документы и материалы). М., 1989. - 425 с.

88. Кульчинская H.JI. Развитие художественного восприятия у де тей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.

89. Кучмаева ИД- Культурное наследие: современные пробле мы. М., 1987.- 173 с.

90. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.-М.:Педагогика, 1972.- 160 с.

91. Лихачев Д.С. Земля родная. М.:Просвещение, 1983.-256 с.

92. Ломунова А.К- Воспитание музейной культуры посетителей (Конспект лекций)/(Всесоюз. ин-т. повыш. квалиф. работников культуры). М., 1988. - 29 с.

93. Лукьянов Б.Г. По законам красоты. М.: Современник, 1988. - 475 с.

94. Луначарский А.В. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1976. 634 с.

95. Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе (Лекция). -Одесса, 1918. 16 с.

96. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987.- 16с.

97. Материалы по массовой научно-просветительной работе му зеев / (НИИ музееведения). -М., 1965. 275 с.

98. Мацулевич Л. Выставка церковной старины в Эрмитаже //Среди коллекционеров. -1923. -N 1-2. С. 6.

99. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции //Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей!"/(Тезисы семинара).- С-Петербург, 1995. -С. 68-69.

100. Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей!"/(Тезисы семинара).- С.-Петербург, 1995,- 207 с.

101. Миллер П. Московский мусор //Московский краевед. -1928. -N3.-С. 68-71.

102. Могилянский Н. Областной или местный музей как тип культурного учреждения //Живая старина. Вып. 47. -Петроград, 1916. С. 98-106.

103. Музееведение. Музеи исторического профиля (Учеб. пособие. Под ред. К-Л.Левыкина, В.Хербста) М., 1988. - 430 с.

104. Музееведение. Ребенок в музее /(Сб. науч. тр./НИИ культуро логии). -М„ 1993. 160 с.

105. Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе /(Сб. науч. тр. N 126./НИИ культуры). -М„ 1983. - 152 с.

106. Музей. Художественные собрания в СССР (70 лет ГМИИ им.А.С.Пушкина).- Вып.З. М., 1982 . - 265 с.

107. Музей и власть. Государственная политика в области музей ного дела (XVIII-XX в. в.) /(Сб. науч. тр./НИИ культуры). -М., 1991. 322 с.

108. Музей и деятельность друзей музеев //Museum. 1988. - N 157 - С. 62-64.

109. Музей и подрастающее поколение /(Сб. тр. научно- практического центра по проблемам музейной педагогики).- Вып.З.-С.-Петербург, 1993,- 150 с.

110. Музей и посетитель /(Сб. науч. тр./НИИ культуры).- Вып.1-5.-М., 1976-1981.

111. Музей и школа: Пособие для учителя/(Е.Г.Ванслова, А-К-Ло-мунова, Э.АПавлюченко и др. /Под общ. ред. Т.А. Кудриной). -М,: Просвещение, 1985. 192 с.

112. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций историческихи краеведческих музеев /(Сб. науч. тр.) -М., 1983. -120 с.

113. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 -1973 гг -М., 1974. 254 с.

114. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. - 246 с.

115. Невский В.А. Сборник статей по внешкольному образованию. -Петроград, 1917. 168 с.

116. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетиче ского воспитания. М.: Советская Россия, 1987. - 253 с.

117. Новорусский М.В. Основы современного мировоззрения. -Спб., 1910. 231 с.

118. Обзор отчетов о деятельности краеведческих и литературных музеев за 1964 г. /(НИИ музееведения) М., 1965.- 97 с.

119. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. /Под ред.

120. B.Н.Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - С.184

121. О задачах "Советского музея" //Советский музей. -1931. -N1.1. C. 2-4.

122. О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. (Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г.)

123. Справочник партийного работника. Вып. 6. М.:Политиздат, 1966.- С. 164 -165.

124. О сборе вещественных и документальных материалов Be ликой Отечественной войны //Работа политико-просветительных учреждений в условиях военного времени (Директивные и инструктивные материалы для музеев). -М., 1943. С. 83-85.

125. О проведении реэкспозиции музеев. Циркуляр НКП РСФСР от 17 января 1933 г. N100 //Бюллетень НКП РСФСР. -1933. -N9-10.

126. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1957. -224 с.

127. Основные принципы единой трудовой школы //Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. -М., 1974

128. Основы советского музееведения. М., 1955. - 372 с.

129. Охрана исторических и археологических памятников. (Сборник руководящих и справочных материалов). -М., 1949. 146 с.

130. Охрана памятников истории и культуры (Сборник документов). -М.: Советская Россия. 1973. 190 с.

131. Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев /(НИИ краеведческой и музейной работы). -М., 1950. 214 с.

132. Очерки по истории музейного дела в СССР. Вып. 1-7. -М., 1957-1971.

133. Педагогика. /Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина. М.: Просвещение, 1986. - 335 с.

134. Перцов В.О. О русском фарфоре//Казанский музейный вестник. -1920. -N1-2. С. 7-11.

135. Пильняк Б. Красное дерево //Дружба народов. -1989. -N 1. -С. 38- 82.

136. Пищулин Ю.П. Развитие социальных функций советского музея //Ленинские принципы развития культурного строительства и современность. -М., 1978. -С. 29-44.

137. Плотниченко И.Ф. Пути совершенствования деятельности народных музеев по воспитанию подростковой молодежи на ре» волюционных, боевых и трудовых традициях: автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979. - 16 с.

138. Поздняков Н.Н. Политехнический музей и его научно-просве-ительная деятельность в 1871-1917 гг. //История музейного дела в СССР. -М., 1957. С. 112-129.

139. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции //Некоторые проблемы исследований современной культуры /(Сб. науч. тр./НИИ культуры) -М., 1987. -С 44- 52.

140. Постановление ВЦИК от 20 августа 1933г. "О состоянии и задачах музейного строительства в АССР и автономных областях." //Бюллетень НКП РСФСР. -1933. -N7.

141. Приселков М.Д. Купеческий бытовой портрет XVIII-XIXbb. Первая отчетная выставка историко-бытового отдела Русского музея по работе над экспозицией "Труд и капитал накануне революции". -Л., 1925. 22 с.

142. Приселков М.Д. Историко-бытовые музеи. Задачи, построение, экспозиция. -Л., 1926. 17 с.

143. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалис-тического анализа. М.: Мысль, 1984. - 325 с.

144. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. - 174 с.

145. Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

146. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. -266 с.

147. Пути и средства эстетического воспитания. -М: Наука, 1989.- 192 с.

148. Работа политико-просветительных учреждений в условиях во енного времени //Директивные и инструктивные материалыдля музеев. -Вып.4. /(НИИ краев.и музейной работы). 1943.- 68 с.

149. Равикович Д.А. Музеи местного края во второй пол. XIX -нач. XX в. (1861-1917) //Очерки истории музейного дела в России. Вып.2. М., 1960. -С. 145-223.

150. Равикович Д.А. Социальные функции краеведческого музея //Вопросы социологического исследования в области му-зеевеения. Музей и посетитель. М., 1978. -С. 16-38.

151. Равикович Д.А. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях (Научные рекомендации для аспирантов НИИ культуры) -М., 1986. 48 с.

152. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музея. //Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987. -С. 10-24.

153. Радченко Е.С. Техника просветительной деятельности краеведческого музея //Советский музей. -1931. -N1. С. 18-21.

154. Развитие художественных интересов сельских школьников. -М.: Педагогика, 1979. 128 с.

155. Разгон A.M. Российский исторический музей. История описа ния и деятельности (1812-1917 гг.) //Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. -М., -1960. С. 224-299.

156. Разгон A.M. Очерк истории военных музеев в России (1861-1917 гг.) //Тр. Науч.-исслед. ин-та музееведения.

157. Вы п. VII. -М„ 1962. С. 118-203.

158. Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в на учной литературе социалистических стран //Музейное дело и охрана памятников. Вып. 1./(Обзорная информация /ГБЛ). -М„ 1984. 15с.

159. Разгонов С. Слово о памяти //Советский Музей. -1984. -N1. С. 3-5.

160. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Проблемы худо же ственного творчества. -М.: Советский художник, 1978. 235 с.

161. Рашитова Р.С. Детский музей (К истории вопроса) //Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. /(Сб. науч. тр. /НИИ культуры). -М., 1989. -С. 63-76.

162. Рашитова Р.С. Деятельность музеев РСФСР по воспитанию детей в 1917-1987 г.г.: Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1989. - 16 с.

163. Рашковский Е. Предметный мир глазами историка //Декоративное искусство. -1975. -N9. -С. 31-35.

164. Революция искусство - дети. Материалы и документы. Ч.1., 1917-1923. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

165. Романов Н.И. Как устраивать местные музеи. -М., 1916. 65 с.

166. Романовская Н.В. Экскурсионная работа музеев //Вопросы музейного дела. -М., 1952. С. 56-62.

167. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. -М.: БРЭ, 1993. 608 с.

168. Русский фарфор от Елизаветы до наших дней //Среди коллекционеров. -1923. -N 3-4. С. 41-44.

169. Самойлов А. Венская фонограммная архивная комиссия //Казанский музейный вестник. -1920. -N5-6. -С. 74-76.

170. Сборник руководящих материалов по культурно-просветительной работе. -М., 1948, 290 с.

171. Сборник Указов РСФСР, 1928, N 116. 726 с.

172. Сегал Д. Мир вещей и семиотика (Субъективные заметки) //Декоративное искусство. -1968. -N4. -С. 30-36.

173. Семенова Е.А. Музеи на помощь выполнения финплана //Советский музей. -1931. -N1. С. 3-5.

174. Система эстетического воспитания школьников /Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др.; под ред.С.А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.

175. Смирнов Марк. Высокий строй души. //Museum. -1988. -N157. С. 67-70.

176. Советское законодательство о памятниках истории и культу ры (Сборник документов и материалов. 1917 1972 гг.). -Минск: Полымя, 1972. - 429 с.

177. Сокращенная стенограмма совещания сотрудников музеев по вопросам массовой научно-просветительной работы /(НИИ музееведения). -М., 1960. 12 с.

178. Справочник партийного работника. Вып. 6. -М.: Политиздат, 1966. 543 с.

179. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской академии наук. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 240 с.

180. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.

181. Стасов В.В. Румяндевский музей. История его перевода из Петербурга в Москву в 1860-1861 гг. //Русская старина. -1883. -т.37.

182. Столяров Б.А. Современные аспекты педагогической деятельности художественного музея //Музей и подрастающее поколение /Труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.З. -С.-Петербург, 1993. -С. 7-14.

183. Сухомлинский В.А. "Не только разумом, но и сердцем." -М.: Молодая гвардия, 1990. 142 с.

184. Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х томах. T.I. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

185. Терминологические проблемы музееведения /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М„ 1986. 134 с.

186. Томсинский Ю.Б. Пропаганда революционных и трудовых традиций (Государственный музей Великой Октябрьской Социалистической революции г. Ленинград) //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев. -М., 1965. -С. 47-56

187. Торшилова Е.М. Принципы формирования эстетического восприятия в структуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста //Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1983. - 158 с.

188. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. I, 2. -М., 1931. 281 с.

189. Тугендхольд Я-А. О музее игрушки //Среди коллекционеров. -1921. -N 8-9. -С. 103-105.

190. Туркин В.П. Культурно-просветительная деятельность историко-революционных и военно-исторических музеев по патриотическому воспитанию трудящихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. - 17 с.

191. Федоров Н.Н. Музей, его смысл и назначение // Сочинения, М., 1982. - С. 576-587.

192. Философская энциклопедия, т. 5. -М.: БСЭ, 1970. 507 с.

193. Формозов А.А. Когда и как складывались современные пред -ставления о памятниках русской истории //Вопросы истории. -1976. N10. -С. 31-35.

194. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. -110 с.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 366с.

196. Художественный вкус как фактор становления и развития эстетического сознания учащихся. -Ростов-на-Дону, 1988. -42 с.

197. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси, 1984. 171 с.

198. Черносвитов Е.В. К философскому анализу деструкции со знания личности //Философские науки. -1982. N2. -С. 47-53.

199. Чумалова Т.В. Из рассказов крестьянки Насти //Советский музей. 1988,- N 6. С. 39-41

200. Чумалова Т.В. Комплексная программа эстетического воспитания подрастающего поколения музейными средствами /(Методические рекомендации/НИИ культуры). М., 1989. -39 с. (в соавторстве).

201. Чумалова Т. В. Музей и культура. Концепция курса. //Музей и культура. Экспер.-метод, пособие /Под ред. Е.Г.Вансловой. -М.: МИРОС, 1995. С. 19-34.

202. Чумалова Т.В. Проблема эстетического воспитания школьни-» ков в историко-краеведческом музее //Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика /Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1989.- С. 30-42.

203. Чумалова Т.В. Путешествие в Древнюю Грецию с музейным педагогом //Вечная тайна античности. Метод, пособие для воспитателей и педагогов доп. образования. Ч. 1. -М.: "Импето", 1995.- С. 28-42.

204. Чумалова Т.В. Пути становления музейной педагогики (Обзор диссертаций 70-80-х г.г.) /(Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып.З. /ГБЛ: НИО Информкультура). -М., 1990. 12 с.

205. Чумалова Т.В. Работа с литературой в процессе создания научной концепции музейного объединения //Музееведение. Вопросы совершенствования деятельности музейных объединений.- М.,1985.- С.131-140.

206. Шаповаленко И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Музейное дело и охрана памятников /(Экспресс-информация). Вып. 6.- М., 1990. - 12 с.

207. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. -М.: Знание, 1978. 63 с.

208. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. -Л., 1929. 245 с.

209. Шнеерсон Н. А. Музейная экспозиция или театральная постановка? //Советский музей. -1932. -N4. -С. 36-38.

210. Шнеерсон Н.А. Принципы построения исторических отделов краеведческих музеев //Советский музей. -1936. -N4. -С. 20- 24.

211. Щелкунов М. Музей книги при Центральной книжной палате //Среди коллекционеров. -1921. -N 6-7. -С. 45-47.

212. Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь //Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. -М., 1979. -С. 30-52.

213. Юхневич М.Ю. Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1985,- 16 с.

214. Юхневич М.Ю. Педагогические школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. -М., 1990. 42 с.

215. Юхневич М.Ю. Разработка понятия музейной педагогики в зарубежном музееведении //Музееведение. Вопросы теории методики /(Сб. науч. тр./НИИ культуры) -М., 1987. -С. 149-161.

216. Эпштейн М. Вещь и слово. К проекту "лирического музея" или "мемориала вещей" //Вещь в искусстве. (Материалынауч. конф. 1984). Вып.ХУН. -М., 1986.-С. 302-327.

217. Эстетика. (Словарь. Под общ. ред. А. А.Беляева и др.) -М., 1989. 447 с.

218. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного под хода /Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980.- 136 с.

219. Эстетическое сознание и процесс его формирования М.: Искусство, 1981. - 256 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.