Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.02, кандидат архитектуры Волкова, Надежда Юрьевна

  • Волкова, Надежда Юрьевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.02
  • Количество страниц 214
Волкова, Надежда Юрьевна. Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов: дис. кандидат архитектуры: 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Москва. 2009. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Волкова, Надежда Юрьевна

Введение.

Глава 1.

Аспекты восприятия цвета и использование цвета в архитектуре.

1.1. Особенности восприятия цвета. Аспекты влияния цвета на состояние человека.

1.1.1. Физиологический аспект реакции человека на цвет.

1.1.2. Психологический аспект реакции человека на цвет.

1.1.3. Символическое значение цвета.

1. 2. Влияние цвета на восприятие формы.

1. 3. Существующие методы формирования колористической среды города.

1.3.1. Принципы построения гармоничных цветовых сочетаний.

1.3.2. Современные концепции колористического проектирования архитектурной среды.

1. 4. Анализ использования цвета в архитектуре

1.4.1. Традиции использования цвета в русской архитектуре

1.4.2. Современное использование цвета за рубежом.

1.4.3. Современное использование цвета в отечественной архитектуре на примере г. Москвы.

Выводы по 1 главе.

Глава 2.

Анализ условий восприятия цвето-композиционных решений архитектурных объектов в современном городе. Определение вкусовых приоритетов жителей Москвы.

Факторы, влияющие на восприятие колористического решения архитектурного объекта

2.1.1. Факторы внешнего окружения.

2.1.2. Фактор пространственного расположения архитектурного объекта в существующей застройке: комфортность восприятия цветового решения фасада из окон противостоящих домов.

2.1.3. факторы объемно-планировочного решения архитектурного объекта.

2.2. Прогнозирование восприятия цвето-композизионных решений архитектурной объектов путем изучения общественного мнения.

2.2.1. Цели и задачи экспериментальных исследований.

2.2.2. Методика проведения эксперимента.

2.2.3. Анализ полученных данных.

Выводы по 2 главе.

Глава 3.

Способы повышения выразительности архитектуры с помощью зонирования цветовой композиции фасадов.

3.1. Разработка методов формирования цвето- композиционных решений на фасадных поверхностях на основе определения «фасадных зон».

3.1.1. определение «фасадных зон».

3.1.2. Цвето-композиционные схемы.

3.2. Включение разработки цвето-композиционных решений в существующие методы проектирования колористического решения жилой застройки.

3.3. Применение разработанных цвето-композиционных схем.

3.3.1. эскизное проектное предложение колористической реставрации жилого микрорайона 70-хх годов с использованием разработанной методики.

3.3.2. эскизное проектное предложение колористического решения группы жилых домов с использованием разработанной методики.

Выводы по 3 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов»

Проблема создания визуально комфортной городской среды жилой застройки - одна из наиболее актуальных проблем в современном проектировании. По мнению Пономаревой Е.С., проблема использования цвета одна из самых сложных и многогранных в архитектуре, для ее решения требуются «совместные усилия архитекторов и представителей естественных и точных наук» [1]. Являясь свойством формы, цвет реагирует на среду и выражает внутреннее содержание. И по убеждению Ефимова А.В. «игнорировать его - значит отказываться от важного инструмента создания архитектурной формы» [106].

Создание выразительной й красивой окружающей городской среды, в том числе используя колористику, является ключом к решению многих проблем. «Окружающая красота может наполнить содержанием жизнь и «притянуть» к себе человека. Именно к этому должны стремиться архитекторы и другие специалисты, ответственные за среду города.»[18]

В течение последних десяти лет Москва активно наращивала потенциал своего строительного комплекса, что предполагает сохранение высоких темпов жилищного строительства. Правительством города было принято решение об увеличении объемов капитального ремонта существующего жилого фонда. Ежегодные затраты на капитальный ремонт жилищ в последние годы составили треть средств, вкладываемых в новое строительство. По опубликованным данным [100, 102, 103, 104] одним из основных направлений градостроительной политики в Москве и Московской области на период до 2020 года является комплексная реконструкция существующего жилого фонда. На этот срок намечено отремонтировать и реконструировать 18, 5 миллиона квадратных метров жилья. Для сравнения скажем: с 1992 года, когда столица первой в России начала заниматься сносом «хрущоб», ликвидировано и заново отстроено 3 миллиона квадратных метров, а к 2010 году планировалось снести 6 миллионов квадратных метров [104].

Поэтому задача сохранения и обновления существующего жилищного фонда за счет капитального ремонта, модернизации и реконструкции чрезвычайно актуальна. Реализация общегородской программы капитального ремонта, реконструкции и модернизации позволит не только продлить жизненный цикл существующих объектов и повысить их энергоэффективность, но и существенно изменить облик жилых кварталов, сформированных в 50 - 80 гг.

Решение обозначенных задач тесно связано с вопросами колористического формирования реконструируемой застройки. В частности с созданием колористической среды, учитывающей изменения ценностных ориентаций горожанина и его требований к своему окружению; определению роли цвета в формировании образа реконструируемой архитектурной среды.

Таким образом, возникает необходимость изучения и анализа исторического и современного опыта, оценка его с учетом местных традиций, природных и градостроительных условий, необходим анализ факторов, влияющих на восприятие цвето-композиционных решений, в их числе - отношение потребителей к архитектурным решениям.

Для исследования имеется как практическая, так и теоретическая база.

Целью данного исследования является выявление закономерностей формирования цвето-композиционных решений фасадов отдельных жилых зданий и комплексов и разработка, на основе этих закономерностей, рекомендаций по проектированию цветовых композиций, направленных на повышение архитектурной выразительности зданий и застройки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:

- провести анализ теории и опыта колористического проектирования и определить характер условий восприятия цветовых решений современных жилых зданий;

- провести систематизацию использования цветовых элементов в исторической и современной архитектуре и разработать классификацию цвето-композиционных решений;

- разработать методику опроса, провести эксперимент с участием экспертной группы специалистов и контрольный группы и получить оценку цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий, согласно разработанной классификации, построенных в г. Москве;

- разработать рекомендации по построению цвето-композиционных решений жилых зданий, отвечающих современным требованиям.

Объектом исследования архитектура фасадов жилых зданий, решенная с использованием цветовых композиций.

Предмет исследования: выработка подходов к построению цвето-композиционных решений фасадов современных жилых зданий. Исследование ограничивается: изучением современных жилых образований в климатических и градостроительных условиях Москвы; изучением вопросов, связанных с архитектурными традициями и подходами к решению цвето-композиционных зон зданий. Не рассматриваются вопросы собственно подбора цветовых сочетаний для фасадов зданий. Они являются прерогативой творческих исканий авторов проекта.

Методика исследования включает: использование системно-структурного подхода, позволяющего рассмотреть во взаимосвязи различные стороны объекта исследования (влияние окружения, характер архитектуры и ее восприятие зрителем); анализ литературных источников, фотофиксацию колористических решений жилых (95 объектов) и отчасти общественных (40 объектов) зданий, в том числе памятников архитектуры; использование фотоснимков жилых и общественных зданий, выполненных другими авторами (более 250 объектов); опрос экспертов (65 человек) и других респондентов (65 человек) с целью определения предпочтений в отношении колористических решений современных жилых зданий у жителей Москвы.

Для осуществления опроса была разработана авторская методика. Учтены теоретические разработки Лотмана Ю.М., Лакина Г.Ф. и экспериментальный опыт Пономаревой Е.С, Шакинко Л.Н, Лущеко Э.М., Никольской Л.В. В состав разработанной методики опроса вошли анамнестическая анкета из 8 вопросов, ассоциативный эксперимент, составление шкал последовательности по заданному критерию, методика «выбора» и метода семантического дифференциала - СД (определение оценок по заданным 23-м биполярным шкалам для каждого объекта).

Светотехнические расчеты в рамках экспериментального исследования по изучению влияния цветовой отделки фасадных зон зданий на уровень естественной освещенности в комнатах помещениях противостоящих домов.

Научная новизна: Впервые разработана классификация цвето-композиционных решений. Предложено зонирование цветокомпозиционных решений фасадов, обращенных на улицу и во внутиквартальное пространство (выделено 5 фасадных зон, разработан метод расчета их высоты). Впервые для условий уплотненной застройки определен характер влияния цветовых зон фасада на уровень естественной освещенности помещений, расположенных в противостоящих зданиях. Разработана методика проведения опроса в целях получения оценки восприятия различных цвето-композиционных решений современных жилых зданий и впервые получены результаты такого исследования.

Практическая ценность Внедрение разработанных рекомендаций должно способствовать повышению архитектурной выразительности фасадов новых строящихся и реконструируемых жилых домов, преимущественно за счет улучшения композиционных приемов, масштаба и интенсивности цвета архитектурных деталей. Результаты работы могут быть использованы архитекторами и дизайнерами, проектирующими гармоничную среду городского пространства.

Апробация работы. Результаты исследований диссертационной работы были опубликованы в «Современное использование цвета в зарубежной архитектуре» журнал «технологии и строительные материалы 21 в.» (2004 г); «Изучение воздействия колористики на человека» журнал «Жилищное строительство» (2007г); докладывались в Московском государственном строительном университете на научно-технической конференции профессорско-преподовательсткого состава ПГС («Промышленное гражданское строительство») (21 апреля (2004 г.)

Внедрение. Положения диссертации использованы в разработке проектов «Торгово-развлекательного комплекса» района Марьинский парк и «Гостиничного комплекса» на Сиреневом бульваре.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включает в себя библиографию, приложения, иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 18.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», Волкова, Надежда Юрьевна

Выводы по 3 главе.

1. Одним из важнейших направлений в процессе повышения эстетического и художественного уровня жилой застройки является создание гармоничной выразительной цветовой композиции фасада, учитывающей условия восприятия и специфику архитектурного объекта.

2. С учетом специфики восприятия архитектурного объекта и проектирования цвето-композиционного решения в условиях современных крупных городов выделено пять «фасадных зон»: «1 фасадная зона», образующая «нижний ярус архитектурного пространства»; вторая — верхний ярус; третья - зона тактильной досягаемости; <вона безразличия»; «зона влияния». Каждая характеризуется актуальными требованиями к определенному участку фасада. Опираясь на характер распределения фасадных зон возможно создание гармоничной цветовой композиции фасадов, отвечающей сложившимся требованиям окружающей среды.

3. Даны рекомендации относительно оптимальных характеристик цветового решения для каждой фасадной зоны, с учетом сложного взаимодействия факторов, влияющих на восприятие архитектурного объекта. Характеристики включают в себя определение желательной контрастности цветовой гаммы, характер зависимости ее колорита от внешней среды, масштаба и ритма цветовых элементов.

4. Разработаны методы формирования цветовых композиций на фасадных плоскостях на основе определения «фасадных зон», в рамках которых выделены три композиционные схемы: схема 1 — детализация, подразумевающая корректировку объема здания, с помощью цвета; схема 2 — обобщение, используется для выявления особенностей пространственной организации архитектурной среды; 3 схема — комбинирование. Использование каждой схемы соотнесено с определенной ситуацией, сложившейся в окружающей архитектурноприродной среде и характером объема самого архитектурного объекта, предложен алгоритм выбора цветовой схемы.

5. Предложенная методика использования «фасадных зон» и цветовых композиционных схем интегрирована в существующие методы проектирования колористического решения городской застройки, основанные на объективных методических изысканиях в области архитектурно-природной среды и ее значения.

6. На основе предложенной методики разработаны эскизные проектные предложения колористической реставрации жилого микрорайона 80-хх годов и группы жилых домов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщение результатов проведенного исследования по организации цвето-комозиционных решений, гармонизирующих современную жилую застройку крупных городов, позволяет сделать следующие выводы:

1. Архитектура городских многоэтажных жилых домов и комплексов может и должна быть улучшена путем внедрения гармоничных цвето-композиционных решений фасадов зданий, формируемых с учетом традиционной полихромии в русском зодчестве, колористики природного и городского окружения, масштаба современной городской застройки с ее памятниками большой исторической и художественной ценности, а также особенностей восприятия зданий и комплексов в условиях современного крупного города.

2. Теоретическое значение имеют следующие, разработанные диссертантом, научные основы формирования цвето-композиционных решений фасадов:

1) классификация современных (построенных за последние 30 лет) архитектурных объектов, в которых цветовые композиции различаются по типу взаимоотношения цвета с архитектурной формой; 2) модель распределения цветовых зон на фасадах, построенная с учетом условий их восприятия с различных расстояний, скорости передвижения зрителя и масштаба городских пространств; 3) методика опроса респондентов, позволившая выявить отношение специалистов и жителей к архитектурным цвето-композиционным решениям фасадов, определить группу предпочтительных и негативно оцениваемых решений.

3. Практическое значение имеют следующие закономерности формирования цвето-композиционных решений фасадов:

- активная полихромия, свойственная многим памятникам традиционной русской архитектуры и нюансные цветовые сочетания преимущественно теплых оттенков в равной мере правомерны й должны использоваться в. практике застройки Москвы;

- с ростом расстояния от зрителя до воспринимаемых объектов и увеличения скорости передвижения в транспорте оправдано укрупнение-масштаба деталей и использование более активной полихромии в верхних зонах многоэтажных домов и комплексов; при этом должно обеспечиваться гармоничное соотношение выбранного решения, как с решениями соседних комплексов, так и с нижележащими зонами здания;

- цвето-композиционные решения фасадов > современных многоэтажных жилых домов имеют широкую палитру взаимодействия» цветовых. композиций ^.структуры архитектурных форм от утрирующих пластику фасадов до визуально их разрушающих;

- цвето-композиционные решения фасадов домов при; плотной^ городской застройке должны приниматься; с учетом! влияния цвета фасадов на уровень естественной освещенности помещений противостоящих домов.

4. Рекомендуются следующие принципы формированиящвето-композиционных решений'фасадов многоэтажных жилых домов:

- цвето-композиционными элементами следует выделять (усиливать) индивидуальные характеристики архитектурного объекта — пластику объемов и пластику поверхности фасадов;

- в цветовых решениях жилой застройки преобладающими должны оставаться, приемы построения композиции фасадов, подчеркивающие тектоническую структуру зданий;

- при преобладающем восприятии архитектурных объектов с дальних дистанций и на повышенных скоростях движения надлежит усиливать,, выделять цветом крупномасштабные элементы объемов и плоскостей; возможно использование суперграфики, цветовые массы которой способствуют более полному восприятию пространственных решений застройки;

- для плоских фасадов зданий с большим числом монотонно повторяющихся архитектурных деталей рекомендуется использовать цвето композиционные элементы для создания более сложной в ритмическом отношении композиционной структуры фасадов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Волкова, Надежда Юрьевна, 2009 год

1. Пономарева Е. С. «Цвет в интерьере», Минск Высшая школа, 1984г.

2. Г.И. Ашкенази «Цвет в природе и технике» 1985г ;

3. Федоров В.В «Символическое бытие архитектурных пространства.». 1998 г.

4. Федоров В.В «Проблема восприятия и символического значения пространства». 1997 г.

5. Иконников А.В. «Эстетические ценности предметно пространственной среды» 1990 г.

6. Постановление N 940 (BMM 97-4): «О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное освещение, ландшафтная архитектура». Правительство Москвы 1996г.

7. Блашкевич Р.Н., Звездина Т.И., Мельников В. Е. «Интерьер современной квартиры» Москва: Строиздат1988 г.- 224 с.,илл.

8. ГорстковаЕ. И. «Основы архитектурной колористики»: ХГТУ 1997 г.9. «Колористика города» международный семинар 1, 2 тома Москва 1990 г.

9. Ю.Рафайнер Ф. «Высотные здания: объемно-планировочные иконструктивные решения». Москва: Стройиздат 1982 г. 180 с. илл. Сокр. пер. с немецкого. Балановского Л.Э, перевод издания Hochhauser/ F. Rafeinar.-1978.

10. Гусев Н. M, Макаревич В. Г. «Световая архитектура», M. Стройиздат 1973 г.

11. Поляков В. П., Глинкин В.А «Цвет в архитектуре городов крайнего севера». М. Стройиздат 1982 г.

12. Сердюк И. И «Восприятие архитектурной среды». Львов Вшца шк. 1979 г

13. Глинкин В.А «Свет и цвет в архитектуре и дизайне». М., Стройиздат,1982 г.

14. Е.Л. Беляева «Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия». 1977 г.

15. Ефимов А.В. «Формообразующее действие полихромии в архитектуре» М. Стройиздат 1985 г.

16. Филин В.А «Видеоэкология и архитектура». 1995, г.М. Тасс.Реклама.

17. Филин В.А «Видеоэкология». 1997 г.М. Тасс.Реклама.19. «Роль движения глаз в процессе зрения» Ярбус А.Л 1965г.

18. Иконников. А. В. «Художественный язык архитектуры» Искусство М: 1985 г.

19. Никольская Л. В «Оценка силуэтной выразительности отдельных зданий и сооружений: эмоционально эстетический аспект восприятия архитектуры» 1982 г.

20. Ефимов А. В «Колористика города». М. Стройиздат 1990 г.

21. Соловьев Н. К «Современная архитектура Франции». Стройиздат 1981 г.

22. Соловьев Н. К. «Взаимодействие пластических искуств в формировали городской среды /опыт Франции 1970-х годов/». Дисертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва 1980 г.

23. Каменская Г. В, Байкова В.А «Методические рекомендации по моделированию свето-цветовой среды интерьеров методом полипроекции». 1981 г.2в.«Семиотика и язык архитектуры» под редакцией Росипской.

24. Гиппенрейтер Ю. Б, Михалевская М. Б «Хрестоматия по ощущению и восприятию» М: изд. Московский Университен, 1975 г.

25. Ж. Агостон «Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне» -М.: изд. «Мир» 1982г.

26. Лицкевич В. К.,Макриненко Л.И., Мигалина И.В. под ред. Оболенского Н. В. «Архитектурная физика» Учеб. Для вузов, М. Стройиздат, 1997 г.

27. Вильгельм Оствальд «Цветоведение» Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов и др. Москва-Ленинград, акционерное общество «Промиздат» 1926 г.

28. Тронов В. О. «Наружное архитектурное освещение»(обзорная информация) ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, -М.: 1976 г.-32с.

29. Р. Арнхейм «Динамика архитектурных форм» /пер. с англ. В.Л. Глазычева, М: Стройиздат 1984 г. 192 с:ил.

30. Миронова Л.Н. «Цветоведение»: Минск: «высшая школа» 1984-287 с.

31. Фрилинг Г. Ауэр К. «Человек пространство - цвет», сокр. перевод с нем. Гавалова О.В.; М. Стройиздат 1973 - с.143.

32. Мешков В. В., Матвеев А. Б. «Основы светотехники»: учебное пособие для вузов : т.2 : 1989 г. 432 с: ил.

33. Лебедев В. В. «Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры». М. Стройиздат 1994 с. 256. с ил.

34. Кравец В. И. «Колористическое формообразование в архитектуре» Харьков «высшая школа» 1987 г.

35. Лакин Г.Ф. «Биометрия» М: высшая школа 1973

36. Гарин А.В. текст лекций: «Цвет в производственном и жилом интерьере», Воронежский политехнический институт: Воронеж 1989 г.: 41 с.

37. Пономарева Е.С. «Цвет в интерьере: теоретическо-методические принципы формирования цветовой среды гражданских зданий» 1т. ; диссертация доктора архитектуры: Минск 1986 г.

38. Веккер Л.М. «Психологические процессы»: издательство Ленинградского университета: Ленинград 1974. с.221

39. Кошин Д.Ф. «Принципы колористической организации объектов архитектурной среды».диссертация кан. Арх. Казань 2000 г.

40. Лотман 10. М., Петров В.М. «Семиотика и искусствометрия» сборник переводов современных и зарубежных исследований, Москва: изд. «Мир» 1972 г.

41. Иконников А. В. «Мастера архитектуры об архитектуре», изд. «Искусство»: Москва 1971 г.

42. МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совместное освещение» /Москва 1999 г.46.«Рекомендации по проектированию навесных фасадных систем с Правительство Москвы Москомархитектура / 2002 г.

43. Айзенберг Ю, Б. «Справочная книга по светотехнике», Москва: Энергоиздат 1983 г.- 472 е., илл.

44. МГСН 1.02 -02 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории г. Москвы.» / Правительство Москвы 2002 г.

45. Барановский М. И. «Ваше жилище» Киев: «Будавельник» 1987 г. -400 с.

46. Р. Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», в пер. с анг. В.Н. Самохина, БГК им. И.А. Бодуэна да Куртенэ, 2000. 392 с.

47. JI. Ф.Шубин «Архитектура гражданских и промышленных зданий» :том V: «Промышленные здания» М: Стройиздат 1986 г.

48. И. Араухо «Архитектурная композиция» в переводе с испанского М.Г. Бакланова, А. Михе - М: Высшая Школа, 1982 -208 с. ил.

49. JI.B. Робежник «Цвето пластическая ревитализация архитектурно-природной среды (на примере городов северо-запада России)» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: М 2002 г.

50. JI.B. Тыдман «Изба, дом, дворец» М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 336.

51. Т. Г. Маклакова «Архитектура двадцатого века» учебное пособие для вузов, Москва: Изд-во Ассоциация строительных вузов, 2001 г. 200 е.,илл.

52. Кудрявцев М.П. «Москва третий Рим»: Историко-градостроительное исследование. - М: Сол Систем, 1994 - 256 с:184 ил.вентилируемым воздушным зазором для нового строительства и реконструкции зданий» /

53. В.И. Кравец «Структура и функции цветовой гармонии в композиции жилой застройки» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: Харьков 1972 г.

54. Лащук Г.П. «Цвет в формировании среды жилой застройки» Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры: Москва 1972 г.

55. А.М. Сидорин «Замечательные дома» М: «Архитектура и строительство России» 1999 г.

56. Гайдук Т.Ф. «Композиционные возможности полихромии в индустриальном домостроении УССР» автореферат на соискание степени кандидат архитектуры: Киев - 1989 г.

57. Никандров В. В. «Классические методы психофизики»: учебное пособие Санкт-Петербург: 1991.62.«Ремонт и отделка» /справочник, серия «Застройщик», М: Стройинформ, 2000 г

58. А.В. Зубакова, В.Н. Баушев «Проблема восприятия зрительной информации»: учебное пособие, Ленинград 1990 г.

59. К. Дей «Места где обитает душа (архитектура и среда как лечебное средство)» /пер. с англ. B.JI. Глазычева. М.: МП «Ладья», 1994. -280с.:ил.

60. БеляеваЕ . «Руководство по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий» М: Стройиздат, 1976г

61. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стерлин «Русский модерн» Альбом М: ГАЛАРТ 1994 г.-360 с. :илл.

62. Итген И. «Искусство цвета». — М: Д.Аронов, 2001

63. Иванова О.Ю. «Монастыри России». — Смоленск: Русич, 2006 г. -352с. :ил. (Памятные места России)

64. А.В Гарин «Цвет в производственном и жилом интерьере» Воронеж: Воронежский политехнический институт. 1989 г.

65. МГСН 2,01-99 "Энергосбережение в зданиях"

66. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве» : Москва: «Архимед» 1992г.

67. Ефимов А. В «Цвет в архитектуре и градостроительстве» / Знание №8 1981г.

68. Ефимов А.В. «Об изучении цвета в Японии»/ Техническая эстетика №8 1976г.

69. Ефимов А.В. «Моделирование формообразующего действия полихромии» / Техническая эстетика №7 1977г. (54)

70. Ефимов А.В «Предложение по цветовому решению экспериментального жилого района» / Строительство и архитектура Москвы №7 1975 г.

71. Кричевский М.Е. «Суперграфика в производственном интерьере» / Техническая эстетика № 3 1988 г.

72. Н. Лапатова «Дело просит кирпича» / Material: июль 2000 г.

73. Мельников JI.H. «Повышенная экспрессия новое свойство среды»/ Техническая эстетика №5 1991 г.

74. Половникова Е. «Концепт дом» / «АрхиДом» №6 #20

75. Криневский М. Е., Фарстов А.Б, «Производственный интерьер: архитектурно-колористическая концепция» / Техническая эстетик № 3 1990 г. с 21 —24 с илл.

76. Пронина И.А. «Цвет в общественном интерьере 80-х годов» / Техническая эстетика №4 1989 г. с 16 -18 с илл. (71)

77. Жадова JI.A. «Палитра французских городов», Декоративное искусство СССР 4/ 1975 г. (58)

78. Воробьев Г.Г. «Какой цвет в одежде вы предпочитаете?» / Техническая эстетика №2 1989 г. с.15 -16 (57)

79. Трегуб Н.Е. «Цвет и форма: комбинаторный эксперимент» / Техническая эстетика № 11 1988 г. (46)

80. Лущеко Э.М. «О взаимосвязи цвета и стиля в искусстве» / Техническая эстетика №12 1983 (53)ч Миронова Л.Н. «Пространство и цвет в истории культуры» / Техническая эстетика, 1988 № 12.

81. Г. Ревзин «Замоскворецкий авангард: культурная революция» / Коммерсант ВЛАСТЬ М: 8.03.2004 г.95.«Мир и дом» №6 66. ЗАО «Элита Паблишер» 2000 г. 96.Эмилио Амбаж «Архитектура это ландшафт земли»/ «Зодчествомира» №3: Москва 1999г.

82. А.Н. Дмитриев «Техническому прогрессу в капитальном ремонте и реконструкции больше внимания»/ «Архитектура и строительства Москвы» №1 22.02.2003 .г.

83. Ю.М. Лужков «Москву надо перестраивать»/ «персональная-страница» 02.2004 г.

84. Сергеева Л. «У Москвы своя палитра» / «ЛИЦО ГОРОДА» № 51

85. Ефимов А.В. "Человек, выросший в серой среде, не чувствует ее убожества"/ Известия 21.07.06.

86. Дмитрий Писаренко «Почему «белое не носить»?» / Москва экология/ «АиФ Москва» № 47, 2005 г.

87. Т.А. Печкова «Цветовое проектирование: спектр проблем» / Техническая эстетика № 11 1988 г.

88. Сайфутдинов М.А , Кияненко А.Н "Основные принципы эстетического формированиями развития городской среды в условиях градостроительной ситуации города Волжского" 2002 г.

89. Вайс А.А., Пчелинцев В.И., Ильиных Т.В. «Колоритыпейзажей проспекта Мира г. Красноярска по временным фазам» СибГТУ,г. Красноярск,РФ 2002г.

90. Ерисов Д. «Как сделать город комфортным» / «Тверская 13» № 020. 2005 г.

91. Вайс А.А., Пчелинцев В.И., Ильиных Т.В. «Колориты пейзажей проспекта мира города Красноярска по временным фазам» СибГТУ, г. Красноярск 2002.

92. Шипова И. «Дом на новый лад» / Ведомости №36 (72) 9.2007 г.

93. Bride М. Whelan «Color harmony» Rockport Publishers, USA 1994 r.

94. Philip Jodidio «New form architecture in the 1990s» TASHEN Koln Germany 2001 r.

95. Philip Jodidio "Richard Meier", TASCHEN Germany 1995 r.117. «L'Art et la ville», Premier ministre, secretariat General du gropecentral des villes nouveslles, Paris 1976.

96. S. V. Szokolay «Environmental science handbook for Architects und Buildes», The Construction Press: в пер с англ. М. В. Никольской, М: Стройиздат 1984 670 с.

97. Aurora Cuito, Расо Asensio «Legorreta + Legorreta» teNeues: 2002, English translation: William Bain.

98. Barbara Borngasser Klein, Markus Hildich «Zweitausend Jahre Bauen in Deutschland»: Harenberg Verlag, Dortmund 1993.

99. Graham Vickers «Key moments in architecture: the evolution of the city» «Hamlyh» London: 1998 r.

100. Bride M. Whelan «Color Harmony 2: f guide to creative color combinations» / Rockport Publishers USA 1997.123. «Balade a Lyon» / «Art & Decoration» № 336 22F :Paris 1995

101. Par Christine Grange-bary «New Orleans.»/ «Maison & Jardin» № 411 1995

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.