Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности "Народное художественное творчество" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Заболотняя, Надежда Петровна

  • Заболотняя, Надежда Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Сыктывкар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 230
Заболотняя, Надежда Петровна. Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности "Народное художественное творчество": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Сыктывкар. 2007. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Заболотняя, Надежда Петровна

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 15

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ

1.1. Психологические предпосылки проявления 15-42 способностей к живописи

1.2. Творческие способности, их содержание и значение в 43-63 учебной и самостоятельной деятельности студентов специальности «Народное художественное творчество»

1.3. Теория и практика обучения живописи в системе 64-85 высшего художественного образования

1.4. Методическая система обучения живописи студентов 86-108 специальности «Народное художественное творчество», направленная на формирование творческих способностей

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 109

МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО», НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

2.1. Поисковый этап педагогического эксперимента 109

2.2. Параметры оценки уровня сформированности 118-138 творческих способностей студентов по работам, выполненным на занятиях живописью.

Критерии их оценки

2.3. Констатирующий этап педагогического эксперимента. 139

2.4. Формирующий этап педагогического эксперимента, ход 146-176 и его результаты

2.5. Сравнительный (контрольный) этап 177-183 экспериментального исследования по формированию творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческих способностей студентов на занятиях живописью в вузе: на примере специальности "Народное художественное творчество"»

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема совершенствования профессиональной художественной подготовки будущего специалиста всегда имела важное значение в системе художественного образования России.

Конечной целью обучения студентов специальности «Народное художественное творчество» («НХТ») в вузе является формирование личности специалиста с высоким уровнем профессионального сознания, владеющего методами изобразительной деятельности. В соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой выпускник специальности 071301 «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») может осуществлять наряду с педагогической и художественно-творческую деятельность. Следовательно, развитие творческих способностей студентов является важной педагогической задачей, решение которой видится в направленности учебной и самостоятельной работы от первого до последнего курса на активное развитие индивидуальных творческих способностей, овладение теоретическими знаниями и практическими профессиональными умениями.

Профессиональные качества студентов специальности «Народное художественное творчество» раскрываются при выполнении ими декоративных изделий в различных материалах и техниках - гобелена, батика, росписи по дереву и керамических изделий. В процессе создания данных произведений раскрываются способности студентов к художественному отображению окружающей действительности, пластической увязке и гармонии формы и цвета декоративного изделия, композиционному построению декора. Чтобы деятельность приобрела творческий характер, а произведение имело художественную ценность, необходимо в процессе обучения в вузе создать условия для качественного профессионального роста каждого студента с учетом индивидуальных возможностей.

Немаловажную роль в решении этих задач играет учебная дисциплина «Живопись», направленная на продвижение обучающихся по ступеням познания основ художественного отображения действительности, формирующая технические умения и навыки реалистической и декоративной живописи, расширяющая способности к творческой деятельности. Живопись открывает большие возможности для проявления таких способностей, как художественное восприятие, образное мышление и творческое воображение.

Педагогическая значимость проблемы развития способностей в процессе обучения живописи обусловила проведение нами психолого-педагогических исследований. При организации этих исследований мы опирались на труды Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона и др.

Важным принципом обучения живописи является индивидуализация, которая предполагает создание необходимых условий для более полного раскрытия способностей и возможностей обучающихся. К числу таких условий относится знание сильных и слабых сторон индивидуальности каждого студента в группе, уровня развития его познавательных процессов и уровня сформированное™ навыков на данном этапе обучения живописи. Это знание необходимо для конкретизации цели и средств развития тех или иных сторон индивидуальности, например в виде системы самостоятельных творческих заданий преимущественно вариативного характера и с целью выбора задания в соответствии с индивидуальными возможностями каждого. Активизация самостоятельности в решении учебно-творческих задач каждой индивидуальности -- предпосылка для самовоспитания, самореализации и самоконтроля в процессе обучения живописи.

Анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования творческих способностей, свидетельствует о необходимости решения вопросов как теоретического, так и практического характера. К ним относятся следующие: углубленное изучение аспектов обучения живописи специалистов декоративно-прикладного творчества, повышение уровня их художественно-эстетического воспитания; устранение поверхностного владения студентами изобразительно-выразительными возможностями живописи, а также их неподготовленности к самостоятельной творческой деятельности.

Практика показывает, что абитуриенты поступают в вуз на творческую специальность с определенными природными задатками к профессиональной деятельности (проектной, декоративно-прикладной и изобразительной), в том числе к живописи, с определенным уровнем довузовского художественного образования. В соответствии с этим у них обнаруживается различное качество сформированное™ знаний и навыков в изобразительном творчестве, развития зрительного восприятия, творческого мышления и воображения, владения живописными материалами.

На специальность «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») факультета искусств Сыктывкарского государственного университета (СыктГУ) поступают абитуриенты, зачастую недостаточно подготовленные в области художественного творчества, кроме того, обнаруживается несоответствие теоретических знаний практическим умениям и навыкам в области изобразительного искусства, в том числе и в живописи. Это потребовало от нас анализа существующей системы подготовки специалистов в вузе, выявления и осмысления негативных явлений, обоснования возможных направлений совершенствования процесса обучения живописи.

Проведенный анализ существующей практики подготовки специалистов декоративно-прикладного творчества свидетельствует о том, что на этапе довузовской подготовки отсутствует целенаправленная система формирования профессиональных способностей обучающихся. Итоги анкетирования констатирующего эксперимента выявили, что творческий потенциал студентов данной специальности является средним и ниже среднего; о художественном творчестве как условии реализации своих возможностей студенты не задумываются на момент поступления, но вместе с тем относят себя к «художественному» типу. Анализ вступительных работ по живописи определил ряд проблем довузовского обучения. Абитуриенты слабо владеют художественным восприятием цвета, тона и на этой основе допускают следующие ошибки: не умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, не способны к целостному цветовому видению, пониманию колорита, не умеют грамотно и творчески подходить к композиционным и колористическим задачам, не готовы к самостоятельной творческой деятельности. Кроме того, мы вынуждены констатировать наличие невысокой профессионально-ценностной мотивации абитуриентов: желание получить высшее образование у них является более выраженным, чем желание стать настоящим художником. В то же время выявились основные положительные мотивы, руководящие деятельностью студентов с начала их обучения на занятиях живописью: интерес к учебному предмету, осознание необходимости получения новых знаний и освоения различных живописных техник и материалов, желание обучиться приемам декоративной живописи и приобрести индивидуальный стиль, возможность показать свои творческие достижения, проявить самостоятельность и инициативность.

Вышесказанное обосновывает необходимость определения центральной задачи в системе учебно-воспитательного процесса, решение которой позволило бы досшчь той степени сформированное™ творческих способностей студентов в области живописи и декоративно-прикладного искусства, которая была изначально заложена в виде его потенциальных возможностей к художественной профессиональной деятельности. Мы предположили, что, наряду с получением традиционных знаний о закономерностях изображения и живописи, формированием практических умений и навыков, детально продуманные специальные упражнения и задания, преимущественно вариативного характера, помогут развить творческие способности студентов, раскрыть возможности каждого из них.

Таким образом, для эффективности формирования творческих способностей специалистов в области декоративно-прикладного искусства как основной цели обучения, воспитания и развития необходима целостная методическая система, включающая новое сочетание общедидактических и специальных (в живописи) методов, принципов, форм, средств обучения, иное наполнение содержания дисциплины «Живопись».

В этой связи проблема, которая заключается в недостаточно полном решении важной научно-педагогической задачи формирования творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество», представляется актуальной. Решить ее можно посредством научного исследования данной проблемы и разработки теоретической и методической системы обучения живописи студентов данной специальности с учетом их профессиональной деятельности.

Цель исследования заключается в решении обозначенной проблемы.

Объектом исследования является содержание и процесс обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество») в период аудиторной и самостоятельной деятельности.

Предмет исследования - система педагогических условий и средств обучения живописи, направленная на формирование творческих способностей студентов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что активизировать процесс формирования и динамику роста творческих способностей студентов позволит использование в процессе обучения живописи научно обоснованной методической системы, включающей: • цели, задачи и содержание занятий по живописи, содействующих формированию творческих способностей студентов специальности

Народное художественное творчество» (согласно авторской экспериментальной учебной программе «Живопись»);

• дидактические принципы, методы и приемы, а также формы процесса обучения живописи;

• средства обеспечения учебно-воспитательного и развивающего процессов для решения поставленных задач.

Данная методическая система должна обладать следующими ценными качествами:

• системность учебно-творческих и вариативных самостоятельных заданий и упражнений (программа «Живопись»);

• целенаправленность на поэтапное формирование у студентов способностей художественного восприятия, образно-ассоциативного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционально-эстетических качеств;

• индивидуальность подхода к процессу обучения живописи в зависимости от возможностей каждого студента.

В соответствии с указанными проблемой и гипотезой были поставлены задачи исследования'.

1. Выявить состояние проблемы формирования творческих способностей личности, определив их сущность, структурные компоненты, а также специфику профессиональной деятельности студентов специальности «НХТ», изучи ть влияние живописи на развитие творческих способностей.

2. Определить содержание обучения живописи, разработать систему вариативных творческих самостоятельных заданий и упражнений, влияющих на эффективность формирования творческих способностей студентов.

3. Разработать и теоретически обосновать методическую систему обучения живописи студентов специальности «НХТ». Уточнить методические основы и условия, влияющие на проявление и развитие творческих способностей студентов в процессе обучения живописи.

4. Определить основные критерии, выявляющие уровень проявления и развития творческих способностей студентов посредством анализа учебно-творческих работ по живописи.

5. Экспериментально проверить методическую систему обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество», направленную па формирование творческих способностей.

Методологическая основа. Настоящее исследование опирается на труды в области специфики образного мышления Б.Г. Ананьева, Я.А. Пономарева, В.П. Зинченко, В.И. Киреенко, JI.C. Коршуновой, И.С. Якиманской, подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций; на исследования проблем творческого мышления B.C. Кузина, А.Н. Лука, B.C. Щербакова, Б.С. Мейлаха; на труды, посвященные процессам художественного восприятия, Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, С.М. Даниэля, Н.М. Фортунатова; работы по вопросам формирования пространственных представлений и творческого воображения Т. Рибо, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Игнатьева, Л.С. Выготского, А.С. Коршуновой, по проблемам развития зрительной памяти - П.П. Блонского, Г. Майера, И.С. Якиманской, по изучению психологических основ специальных способностей в изобразительном искусстве - Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева; работы Е.В. Шорохова, посвященные проблемам композиции. Общие подходы, методы, приемы и средства процесса обучения изложены в трудах Б.Г. Мещерякова, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.А. Сластенипа, Л.Б. Эльконина.

В исследовании учтены наблюдения, изложенные в диссертационных работах А.В. Данилова, Г.М. Земляковой, С.П. Ломова, М.М. Старикова, И.Н.Туманова, О.В.Шаляпина и др. (некоторые проблемы развития творческих способностей в преподавании живописи, учебно-творческий подход в обучении), И.В. Алексеевой (на занятиях декоративным искусством), И.В. Григорьевой (в обучении графике), С.Н. Данилушкиной проблемы композиции), М.Н. ]Марченко (в дизайнерской деятельности), А.Г. Парамонова (на занятиях рисунком), Н.С. Боголюбова, В.В. Грачева, Н.А. Косенко (особенности индивидуального подхода в преподавании спецдисциплин).

При изучении индивидуальных особенностей студентов большое значение имели исследования индивидуальных различий в психических процессах и познавательной деятельности Б.М. Теплова, Б.Г.Ананьева, Э.А. Голубевой, Н.Ф. Талызиной.

Основной базой нашего исследования в области содержания и методики обучения в вузе дисциплинам изобразительного цикла явились работы Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, B.C. Кузина, Н.Н, Ростовцева, А.С. Пучкова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

- исследование и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также нормативных документов;

- изучение и анализ практики обучения живописи в вузах;

- анкетирование, направленное на выявление проблемных моментов в процессе преподавания и изучения живописи;

- беседа с преподавателями и студентами;

- наблюдение за учебным процессом и творческой самостоятельной деятельностью студентов;

- обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

- педагогический эксперимент и обработка полученных данных;

- анализ процесса и продуктов деятельности студентов (учебно-творческих и самостоятельных работ по живописи).

Этапы исследования:

На первом этапе (1992-2001 гг.) проводилось изучение педагогического опыта и специальной литературы по проблеме исследования; анализировалось и обобщалось состояние исследуемой проблемы в практике работы различных учебных заведений, методик исследования; выявлена структура способностей и особенности их формирования у студентов в процессе обучения живописи.

На втором этапе (2001-2002 гг.) осуществлялась разработка экспериментальной программы «Живопись» для обучения студентов I-IV курсов специальности «Народное художественное творчество»; выявлялись формы, методы, средства процесса обучения живописи с целью формирования творческих способностей; теоретически обосновывались и определялись уровни проявления способностей; проводился поисковый эксперимент по выявлению влияния вариативных самостоятельных заданий и упражнений на формирование творческих способностей студентов.

На третьем этапе (2002-2006 гг.) проводилась практическая реализация программы «Живопись» (и ее усовершенствование), уточнялись основные положения исследования путем формирующего эксперимента. Изучено влияние педагогических условий на художественно-творческий процесс и развитие способностей студентов.

На четвертом этапе (2006-2007 гг.) систематизировались и обобщались результаты экспериментального исследования, нашедшие отражение в данной кандидатской диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Научно обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество», включающая методы, формы и средства учебно-воспитательного процесса, направленного на решение проблемы формирования творческих способностей.

2. Разработано содержание дисциплины «Живопись» на четыре года обучения с учетом специфики профессиональной направленности студентов специальности «Народное художественное творчество», основанное на вариативности творческих аудиторных и самостоятельных заданий и упражнений, позволяющих учитывать индивидуальные способности и степень подготовленности каждого студента.

3. Выявлены критерии определения уровня художественного восприятия, образно-ассоциативного мышления и творческого воображения студентов по работам, выполненным на занятиях живописью.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен определенный вклад в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству. Решена значительная научно-педагогическая задача: предложена система организационных и педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество» в процессе обучения живописи с теоретико-методологическим обоснованием.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная методическая система (авторская программа дисциплины «Живопись», включающая вариативные аудиторные и творческие самостоятельные задания и упражнения, визуальный ряд примеров их выполнения, критерии выявления творческих способностей) используется в процессе обучения студентов специальности ««Народное художественное творчество» на кафедре изобразительного искусства СыктГУ.

Предложенная методика обучения может быть использована для организации занятий живописью в других высших учебных заведениях художественного профиля. Практические результаты самостоятельной творческой работы студентов по живописи могут служить основой для проведения спецкурсов в вузах и на курсах повышения квалификации педагогов декоративно-прикладного искусства.

На защиту выносится научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Декоративно-прикладное творчество»), направленная на формирование их творческих способностей. Она включает в себя цель, задачи, содержание, методы и средства учебно-воспитательного и развивающего процессов и основана на следующих положениях:

1. Одним из важнейших условий процесса обучения живописи является освоение художественно-творческой деятельности, направленной на развитие профессиональных качеств специалистов декоративно-прикладного искусства.

2. Успешность выбора индивидуальной траектории формирования творческих способностей на основе учета степени подготовленности и возможностей каждого обучающегося обеспечивает вариативность творческих аудиторных и самостоятельных заданий и упражнений, отраженных в авторской программе «Живопись» для студентов специальности «Народное художественное творчество».

3. Учебио-творческие задания и упражнения по живописи должны быть ориентированы на формирование способностей художественного восприятия натуры, образно-ассоциативного мышления и творческого воображения студентов.

4. Необходимой составляющей предлагаемой методической системы является выявление уровня сформированности творческих способностей студентов в работах по живописи на основе разработанных критериев.

Достоверность научных результатов обеспечивается:

1. Опорой на теоретические положения искусствоведческих, психолого-педагогических и методических исследований проблемы художественно-творческого развития студентов.

2. Опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.

3. Сопоставлением исходных и конечных результатов проведенного педагогического эксперимента по установлению эффективности разработанной методической системы обучения живописи студентов специальности «Народное художественное творчество», направленной на формирование творческих способностей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе кафедры изобразительного искусства СыктГУ, а также в УдГУ и КГПИ. Материалы теоретического исследования и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства СыктГУ, научно-практических конференциях различного уровня: на Республиканском конкурсе «Учитель года Республики Коми - 2002»;Региональной научно-практической конференции «Качество образования: Проблемы. Опыт. Находки» (Сыктывкар, 2003г.); Республиканской научно-практической конференции «Проблемы обновления содержания и технологии образовательного процесса» (Сыктывкар, 2006 г.); Международной научной конференции «Семиозис и культура» (Сыктывкар, 2006 г.); Международной конференции «Формирование личности студента в современном вузе» (Орёл, 2006 г.).

Результаты исследования нашли отражение в публикациях и разработанной программе «Живопись» для студентов специальности «Народное художественное творчество».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Заболотняя, Надежда Петровна

Общие результаты исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических предпосылок развития творческих способностей удалось рассмотреть их в качестве компонентов структуры личности, имеющих индивидуальные свойства, проявляющихся в процессе обучения живописи и влияющих на ее успешность. Анализ специфики профессиональной деятельности студентов специальности «НХТ» выявил, что в условиях учебно-творческого процесса обучения живописи формируются специальные, так называемые творческие способности: художественное восприятие, образно-ассоциативное мышление, творческое воображение, зрительная память, эмоционально-эстетически^ качества личности. Формируясь в процессе обучения живописи, ohj способствуют общему творческому росту и развитию студентов не только i живописи, но и во всех областях профессиональной художественно творческой деятельности.

2. Система заданий для учебно-творческой деятельности должна быт] отобрана и построена на таких критериях, как соответствие заданш дидактическим требованиям обучения, целостное развитие личности i учебно-воспитательной и творческой деятельности, комплексный подход i организации аудиторной и самостоятельной работы, соответствие заданш познавательным и творческим способностям студентов. Самостоятельные творческие задания должны быть вариативны для проявления и развития j студентов самостоятельности, саморегуляции и самовоспитания.

Основным условием успешного формирования творчески? способностей студентов специальности «НХТ» в процессе обученш живописи является последовательность выполнения творческих заданий, содержание которых отвечает требованию постепенного продвижения пс уровням познавательной деятельности от прямого воспроизведения натуры, изучения исторически сложившихся способов изображения в живописи до уровня продуктивной деятельности на основе самостоятельной переработки объекта изображения, освоения способов стилистической трансформации натуры, направленной на формирование потребности в творчестве и профессионально-художественную послевузовскую работу.

3. Обучение студентов живописи станет более эффективным, если оно будет осуществляться в соответствии с разработанной методической системой, направленной на формирование творческих способностей, базирующейся на следующих взаимосвязанных компонентах: исходном уровне развития способностей студентов; специфике профессиональной направленности; творческой деятельности, обеспеченной вариативностью творческих аудиторных и самостоятельных заданий и упражнений; индивидуальной траектории развития творческих способностей каждого Важным условием успешной работы методической системы являете; взаимная согласованность специально разработанного комплекс; педагогических условий и средств, а также дидактическая взаимосвяз] методов и форм обучения живописи. Процесс обучения живописи по данно! системе был направлен на постепенное повышение доли самостоятельности i творческой активности студентов специальности «НХТ» при направляющей i регулирующей роли педагога.

4. В процессе исследования определились основные критерии выявляющие уровень проявления творческих способностей студентов ш основе сравнительной качественной оценки работ по их характеру, наличию ъ количеству определенных признаков выделенных нами показателей.

О проявлении художественного восприятия свидетельствовали: степеш композиционного решения, передача объемно-пространственногс изображения, сложность цветового решения, методическая последовательность ведения и степень завершенности работы.

Уровень образно-ассоциативного мышления определялся по яркости к отчетливости художественных образов, способности к ассоциациям, владению способами художественной интерпретации натуры, художественно-эмоциональной выразительности.

Наличие творческого воображения выявлялось по продуктивности, оригинальности, образности, глубине и выразительности образов, а также владению способами и приемами творческой интерпретации натуры (комбинирование, акцентирование, стилизация, трансформация).

5. Экспериментальная проверка доказала эффективность использования разработанной методической системы и показала положительную динамику развития творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество».

Следует отметить, что рассматриваемый в диссертации круг вопросо] не исчерпывает всего многообразия проблемы формирования творчески: способностей студентов специальности «НХТ». Дальнейшие исследование могут быть продолжены в' следующих направлениях: разработке приемо] индивидуального подхода на занятиях живописью с учетом уровн; подготовленности абитуриентов; исследовании данной проблемы на стык< различных дисциплин изобразительного цикла (рисунок, живопись композиция и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния процесса обучения живописи в вузе, характер i особенности процесса профессиональной подготовки студенте] специальности «Народное художественное творчество» дают возможност] утверждать что от той или иной методической разработанности и научно! обоснованности процесса обучения живописи будет зависеть его конечны* результат - получится яркий самобытный творческий специалист в облает* декоративно-прикладного творчества, живописец с сформированным* творческими способностями, или просто ремесленник.

Исследование поставленной проблемы в данной диссертации выявилс следующее:

Творческие способности студентов специальности «Народное художественное творчество» входят в группу специальных способностей и формируются в процессе учебно-творческой деятельности одновременно с приобретением знаний, умений и навыков в области живописи; в профессиональном обучении студентов данной специальности на занятиях живописью определяющими являются ведущие (творческого воображения, образно-ассоциативного мышления и художественного восприятия) и опорные (зрительной памяти, эмоционально-эстетические качестваличности) компоненты творческих способностей.

Целостность учебно-творческого процесса возможна только во взаимосвязи содержания учебной дисциплины «Живопись», форм организации учебно-творческой и работы, оптимальных методов, определяющих характер познавательной, мыслительной и творческой деятельности студентов и средств обеспечения учебно-воспитательного и развивающего процессов.

Наиболее эффективное формирование творческих способностей происходит в процессе постепенно усложняющейся практической живописной деятельности, направленной на поэтапное овладение содержанием изучаемого материала, зависит от уровня репродуктивного воспроизведения, преобразования объекта восприятия через продуктивный, с выходом на творческий, профессиональный уровень. При этом необходима индивидуальная организация процесса обучения живописи в соответствии с ведущими потребностями и интересами личности, закономерностями формирования способностей с учетом уровня познавательных и творческих сил каждого.

Постепенное продвижение студентов по уровням деятельности, от репродукции к творчеству, осуществляется системой учебно-творческих заданий, основанной на вариативном применении знаний, умений и навыков в области живописи, позволяющей повысить активность обучающихся на занятиях живописью, осознанность и систематичность усвоения нового материала, эффективность использования учебного времени, четкий контроль процесса овладения способами изображения живописными материалами, стимулировать поэтапное развитие творческих способностей.

У Основным условием успешного формирования творческих способностей выступает адекватная содержанию обучения живописи педагогическая организация учебно-творческой деятельности студентов по овладению знаниями и способами умственной и практической деятельности на занятиях живописью.

Формирование технического мастерства в области живописи и потенциальных способностей студентов специальности «Народное художественное творчество» осуществляется чередованием заданий и упражнений длительного и краткосрочного характера в ходе познавательной творческой деятельности оптимальной степени трудности.

Ведущая роль в активизации процесса профессионального становления специалистов декоративно-прикладного творчества отводится положительной мотивации обучения живописи при помощи системы вариативных самостоятельных творческих заданий.

Систематическое целенаправленное освоение традиционных методов ] приемов ведения практической живописной работы, построенное н одновременном изучении теории и практики живописи, освоении способо) творческой интерпретации и декоративной переработки натуры, обеспечивав' последовательное овладение основами живописи в соответствии с основным1 фазами творческого процесса и способно оказать положительное влияние hj развитие творческих способностей студентов специальности «Народное художественное творчество».

Все вышеизложенное явилось базой для разработки методическое системы обучения живописи специалистов декоративно-прикладногс искусства, эффективность которой была доказана в ходе экспериментального исследования.

Итоги эксперимента показали, что:

Предложенная методическая система обучения живописи оказывает положительное воздействие на формирование творческих способностей и развитие профессиональных качеств студентов специальности «Народное художественное творчество».

Результативность процесса обучения живописи определяется взаимосвязанным и единым процессом преподавания, его высоким научным уровнем, мастерством педагога, с одной стороны, и познавательной активностью студента в аудиторной и самостоятельной творческой деятельности, с другой.

Одним из важнейших условий формирования творческих способностей средствами живописи является педагогическая установка на всестороннее осмысление студентами основ живописной деятельности в совокупности с профессиональным обучением.

Творческие способности формируются вместе со специфическими особенностями творческого мышления в процессе живописной деятельности в соответствии с педагогическими установками, что приводит к активному накоплению студентами профессионально-художественных знаний в области живописи, практических навыков работы с живописными материалами, ] осознанию изобразительно-выразительных возможностей языка живописи.

Выполнение студентами системы краткосрочных упражнений i заданий по освоению творческой переработки объектов изображение способствует развитию творческого воображения, свободно манипулировав зрительными образами и образами памяти, преобразовывать i перекомбинировать их в новые художественные сочетания, повышае' мыслительную активность, анализировать и критически относиться i творческому продукту, самосовершенствоваться.

Введение в программу по живописи специальных вариативны? заданий, направленных на дополнительное изучение основ специально* грамоты и приемов стилизации, ознакомление с различными системам* изображения, способствует не только овладению практическими приемам* работы с живописными материалами, но и формированию способностей необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности: чувства ритма равновесия, пластической увязки форм, к стилизации цвета, чувстве декоративности и цельности законченного произведения.

Воспитывающий характер деятельности переходит е самовоспитание и саморазвитие, что делает обучение и подлинно развивающим и позволяет индивидуализировать весь учебно-творческий процесс.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Заболотняя, Надежда Петровна, 2007 год

1. Аксенов Ю.Г. и др. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. худ., 1986. - 253 с.

2. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: Сб. науч. тр. М.: Прометей, 1994.-299 с.

3. Алексеев С.С; Элементарный курс цветоведения: Для художественных школ; С приложением сборника практических упражнений (119 ил.). М.: ОГИЗ; Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. -237 е.: 3 л. ил.

4. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 2005. - 40 с.

5. Альберти Леон-Батиста. Три книги о живописи // Десять книг о зодчестве: в 2 т. Т. 2. Материалы и комментарии / Отв. ред. А.Г. Габричевский. М.:'Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937. -С. 25-63.

6. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968, - 235 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.И. Самохина; Общ. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова; Науч. ред. Л.В. Блинников. -М.: Прометей, 1974.-392 е.: ил.

8. Асеев В.Г. Мотивация, поведение и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.-184 с.

9. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов худ-граф. фак-в на занятиях композицией. Дис. канд. пед. наук. -М., 1999.-216 с.

10. Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М.: Министерство просвещения СССР, 1985. - 68 с.

11. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 390 с.

12. БедаГ.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учеб. пособие для студентов худ-граф. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. -188 е.: 8 л. ил.

13. Белых C.JL, Костиков А.В. Творчество как фактор личностного роста художника // Художественно-педагогическое образование: Сб. статей. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. С. 12-13.

14. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов: В 3 т. -СПб.: Нева, 2003. Т. 3. - 512 с.

15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т./ Вступ. ст. прим. Р.А. Гальцевой. М.: Искусство; Лига, 1994. - 541 с.

16. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1989. 144 е.: ил.

17. Бицираев С-Х. Учебно-методическое пособие по живописи. -СПб., 2002.-21с.

18. Блонский П.П. Память и мышление. -М.;Л.: Наука, 1935.-214 с.

19. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. докт. пед. наук. М., 1993. - 380 с.

20. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. -М.: Академия, 2002. 320 с.

21. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ./ Ребер Артур. -М.: ACT; Вече, 2001.-592 с.

22. Бродский И. Репин педагог. - М.: АХСССР, 1960. - 128 е.: 23 л.ил.

23. Быков 3. О перестройке художественно-промышленного образования. / К вопросу о подготовке кадров художников декоративного искусства в вузах. //Декоративное искусство СССР. 1959. - №10. - С. 28-29.

24. Варданян Ю.В.,. Грачев В.В. Пропедевтика учебно-познавательной деятельности // Сборник учебных программ по гуманитарным дисциплинам: В 2-х частях / Сост. В.В. Грачев, И.В. Грачева. -М., 1998

25. Владимиров Н.В., Осипов Н.Ф. Магия цвета. М.: Знание, 1965. -272 е.: ил.

26. Вибер Ж. Живопись и ее средства (Б-чка прилож. «Палитра» к журналу «Средства изобразит, искусства»). М.: Зеленый Крест, 1991. - 68 с.

27. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1989. 254 с.

28. Волков Н.Н. Цвет в живописи / НИИ теории и истории изобразительных искусств. 2-е изд., доп. М.: Искусство, 1984. - 320 е.: 80 л. ил.

29. Вопросы психологии способностей: Сб. ст. / Под ред. В.А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.

30. Вопросы методики преподавания специальных дисциплин в русской и советской художественной школе: Сб. по учеб-метод, вопросам / Науч. ред. Н.И. Станкевич. JL, 1987. - 80 с.

31. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Беда. Краснодар, 1973. -238 с.

32. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест; Современный литератор, 2001. -1312 с.

33. Вундт В. Очерк психологии. М., 1897. - 388 с.

34. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-500 с.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-93 е.: ил.

36. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М: Педагогика, 1987. 342 с.

37. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.

38. Голубева Э.А. Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Э.А. Голубева и др.; Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна: Феникс, 1997.-387 с.

39. ГерчукЮ.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учеб. пособие: Программа «Обновление гуманитарного образования в России». -М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. 175 е.: ил.

40. Грачев В.В. • Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -183 с.

41. Григорьева И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2002. -26 с.

42. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. М.: Сов. худ-к, 1965. - 200 с.

43. Данилов А.В. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по живописи: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 227 с.

44. Данилов А.В. Живопись: Программа для специальности 030800 Изобразительное искусство. Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2002. - 44 с.

45. Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: Дис. канд. пед. наук. Алматы, 1999. - 216 с.

46. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990.-223 с.

47. Два века русской художественной школы: Программы и дипл. раб. Альбом. / Авт. вступ. ст. Е.В. Гришина; Сост. J1.H. Целищева и др. Л.: Искусство, 1991.-247 с: 92 ил.

48. Дехтерев Б.А. Теория композиции в изобразительном искусстве: Проблемы композиции: Сб. научн. трудов / Под ред. В.В.Ванслова. М.: Изобраз. искусство, 2000. - С. 51-79.

49. Дицкая J1.А. Основы композиции цвета // 175 лет Строгановской худ.-пром. школе: Сб. науч. трудов-М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2001. -Ч. 2.-С. 73-89.

50. Дмитрий Николаевич Кардовский. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е.Д. Кардовская; Ред. Д.А. Шмаринов. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 339 с.

51. ЕрмашГ.Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972.184 с.

52. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: Учеб. пособие для студентов-дизайнеров.-М.: Гном и Д, 2001. 120 е.: 30 ил.

53. Ермолаева-Томина А.Б. Психология художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. -304 с.

54. Ершов А.П. и Хархаров А.А. Цвет и его применение в текстильной промышленности. Л.: Ленингр. ун-т, 1974. - 163 с.

55. ЕсиповВ.Н. Структура композиционных способностей // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятияхизобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. трудов. Ростов н/Д.: РГПИ, 1986.-С. 82-93.

56. Живопись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов, В .Я. Кулаков, И.Н. Стор и др. М.:ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

57. Живопись: Учебные постановки / Под ред. И.М. Цагарелли. М.: Акад. худ-в СССР, 1960. - 67 с.

58. Живопись: Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств / Т.М. Проненко, Псков; М., 2002.-31 е.

59. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись / Отв. ред. А.В. Щербаков. -М.: Искусство, 1986.- 158 е.: 31 л. ил.

60. ЗагузовН.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Науч-метод. пособие / Министерство общего и профессионального образования РФ; Институт развития профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дом Орел-Лайн, 1998. - 192 с.

61. Землякова Г.М. Живописные этюды и наброски как средство формирования художественных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис . канд. пед. наук. М., 2001. - 197 с.

62. Зернов В.А. Цветоведение: Учеб. пособие для изд-полиграф. техникумов. / Под ред. Б.А. Шашлова. М.: Книга, 1972. - 239 с.

63. Зинченко В.П. Общие вопросы развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - С. 29-39.

64. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учеб.пособие. Ростов н/Д., 1987. - 68 с.

65. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов вуза // Художественно-педагогическое образование: Сб. ст. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-С. 8-11.

66. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.

67. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968. -267 с.

68. Игнатьев С.Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей: Совершенствование методики преподавания художественно-графических дисциплин. -М: Прометей, 2001.

69. Из истории художественной школы: Сб. науч. ст. / Сост. Е.М. Елизарова. СПб.: Рос. Акад. художеств, 1999. - 83 с.

70. Измайлов Г.А. и др. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 205 с.

71. Исследование проблем психологии творчества / Я.А. Пономарев, И.И. Семенов, В.К. Зарецкий и др.; Отв. ред. А.А. Пономарев. М.: Наука, 1983.-336 с.

72. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-384 с.

73. КальнингА.К. Акварельная живопись: Краткое руководство: Учеб. пособие для худож. и худ-пром. уч-щ. М.: Искусство, 1968. - 76 е.: ил. '

74. КаневВ.Ф. Методология кандидатской диссертации: По материалам теории и методики обучения прикладному искусству народов Севера. Сыктывкар: Коми пединститут, 2003. - 66 с.

75. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.111с.

76. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 216 е.: ил.

77. Кардовский Д.Н: О принципах и методах обучения рисованию. В книге: Пособие по рисованию / Под общ. ред. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.П. Корнилова. -М.; Я., 1938.-213 с.

78. Кардовский Д.Н. Об эскизе, или о развитии творческих способностей // Юный художник. 1941. - № 3. - С. 16-17.

79. Квасов А.С. Перестройка учебного процесса. // Техническая эстетика. 1987. - № 5. - С. 1-2.

80. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве: Проблемы композиции. Сб. науч. трудов / Под ред. В.В. Ванслова. -М.: Изобраз. искусство, 2000. С. 32-50.

81. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. - 304 с.

82. Кириллов Е.А. Цветоведение: Учеб. пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 127 с.

83. Кичко С.Д. О взаимовлиянии цветов. // О преподавании специальных дисциплин: Сб. науч. ст. / Сост. Е.М. Елизарова. СПб., 2000. -С. 11-14.

84. Клингер Макс. Живопись и рисунок. С VI-го нем. из. пер. СПб.: Типография товарищества «Друкарь», 1908. - 56 с.

85. Ковалев А.Г. Изобразительные способности // Психологические способности человека-Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. Т.2. -С.225-259.

86. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965.249 с.

87. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: Учеб. пособие. -Киев: Выща школа, 1989. 143 е.: ил.

88. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. -М.: Сфера, 2002. 23 с.

89. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-344 с.

90. КолчинаД.З. Развитие художественной наблюдательности студентов III-IV курсов худ-граф. фак-в педагогических вузов на занятиях живописью портрета: Дис.канд. пед. наук. М., 1999. -253 с.

91. Кондратьева К.А. Цвет в художественном конструировании: Учеб. пособие. М.: МВХПУ, 1984. - 52 с.

92. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации: Официальные вести. // Народное образование. М.: Народное образование, 2007. - № 1. - С. 253-264.

93. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / Отв. ред. Б.М. Неменский. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. 20 с.

94. Коршунова JI.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 145 с.

95. Коршунова Л.С., Пружинина В.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 180 с.

96. Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере худ-граф. фак-в): Дис. канд. пед. наук: В 2 т.-Орел, 1998.-341с.

97. Кривцун О.А. Психология искусства. М.: Изд. литературного ин-та им. A.M. Горького, 2000. - 223 с.

98. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

99. Кудреватый М.Г. Воспоминания об учителях: В.А. Горб и И.П. Веселкин // О преподавании специальных дисциплин: Сб. науч. ст. / Сост. Е.М. Елизарова. СПб., 2000. - С. 7-11.

100. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

101. Кузин B.C. Психология живописи: Учеб. пособие для вузов: 4-е изд., испр. М.: Изд. дом «Оникс XXI век», 2005. - 304 е., ил.

102. Купер М., Мэтью А. Язык цвета: Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.- 143 с. • •

103. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. -511 с.

104. Леонтьев Д.А. А.Н. Леонтьев Б.М. Теплов: дискуссия о проблеме способностей Н Вопросы психологии. - 2003.- № 2. - С. 5-6.

105. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-213 с.

106. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. труды. -М.: Изд-во Московского психолого-социального инта; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 464 с.

107. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, - 1981.-479 с.

108. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Дис. док. пед. наук М., 2000. - 404 с.

109. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. В.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 185-191.

110. Лук А.И. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

111. Люшер М. Цвет вашего характера. М., 1996. - 31 с.

112. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 123-129.

113. МайзельС.О. Основы учения о цветах. М.;Л.: Гостехиздат, 1946.- 128 с.

114. Марченко М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности: Автореф. дис. .док-pa. пед. наук М., 2002. - 40 с.

115. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1997.-304 с.

116. Мейлах Б.С. О стратегии комплексного изучения художественного творчества. // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.-Д.: Наука, 1982.-С. 12-27.

117. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учеб. пособие. Минск, 1984.284 с.

118. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 2-е изд. Минск: Беларусь, 2003. - 151 е.: ил.

119. Молева Н. и Белютин Э. Педагогическая система академии художеств XVIII в. -М.: Искусство, 1956. 516 с.

120. Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков. Теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. 235 с.

121. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 388 с.

122. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции: Проблемы синтеза искусств. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. -80 с.

123. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева; Вступ. ст. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 451 с.

124. Николай Петрович Крымов художник и педагог: Статьи, воспоминания: 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1989. -224 е.: ил.

125. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. -688 с.

126. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.- 192 с.

127. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. - 130 с.

128. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Большая Российская энцикл., 2001. - 912 е.: ил.

129. О преподавании специальных дисциплин: Сб. науч. ст. / Рос. Акад. художеств; СПб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Науч. ред. А.А. Мыльников, О.А. Еремеев, B.C. Пешков; Сост. Е.М. Елизарова. СПб., 2000. - 67 с.

130. О расширенном заседании Совета по педагогическому образованию и Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования // Преподаватель. М., 2001. - № 6 -С. 2 - 9.

131. Обозов П.П. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. - С. 24 - 44.

132. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование. /Под. ред. И.В. Занкова. -М.: Педагогика, 1975.-440 с.

133. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1981. -448 с.

134. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001.-448 с.

135. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук;

136. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997.-944 с.

137. Павлов И.П. Психология / Под ред. А.А. Смирнова и др. -М.,1962. -488 с.

138. Парамонов А.Г. Формирование художественно-творческой активности студентов на занятиях рисунком: Дис.канд. пед. наук. Липецк, 2002.- 196 с.

139. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия., 2002. - 578 е.: ил.

140. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1995.-604 с.

141. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: пер. с англ. / Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.

142. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.216 с.

143. Плотоненко Т.В. Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные материалы и технические средства обучения в изобразительном искусстве / Материалы конкурса «Учитель года 2004». -Республика Алтай, с. Сейка. - 6 с.

144. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. - 576 е.: ил.

145. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский. М.: Советский художник, 1957. - 182 е.: ил.

146. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.303 с.

147. Пономарев Я.А. Психология творения: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 480 с.

148. П.П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания / Материалы подготовлены к печати и примечания к ним составлены Э. Белютиным и Н. Молевой. -М.: Искусство, 1953. 512 с.

149. Проблемы композиции: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Ванслова. -М.: Изобраз. искусство, 2000. 292 с.

150. Проблемы преподавания живописи и рисунка: Сб. науч. тр. / Сост. Е.М. Елизарова; Науч. ред.: А.А. Мыльников, О.А. Еремеев. СПб., 1994.-82 с.

151. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 Изобр. иск. и черчение / Е.В. Шорохов. М., 2000. - 412 с.

152. Программы Училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества и условия приема в училище. -М., 1908. -82с.

153. Программы педагогических училищ: рисунок, живопись, композиция / Сост.: 1 А.Ф. Ануфриенко, Б.Н. Тырин, С.П. Ломов, А.С. Грибцов, С.Е. Игнатьев, М.М. Стариков, Е.В. Шорохов, С.П. Рощин; Отв. ред. С.П. Ломов. -М.: Просвещение, 1989. 56 с.

154. Программы педагогических институтов: Учеб. издание,- М.: Просвещение, 1988. №14. 151 с.

155. Программа обработки результатов тестирования. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности: Руководство пользователя компьютерной программы. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. - 24 с.

156. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. -440 с.

157. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред. Б.С. Мейлах и Н.А. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

158. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Е.И.Игнатьев. М.: АПН РСФСР, 1954. - 224 е.: 28 л. ил.

159. Психологические исследования представлений и воображения // Изв. АПН РСФСР / Ред. Е.И. Игнатьев. М.; 1956. - Вып. 7. - 248 с.

160. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Меж-вуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. А.П. Яшухин. Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - 163 с.

161. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. -М.: Наука, 1991. 181 с.

162. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901. -318 с.

163. Рисунок: Примерная учебная программа для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств / Сост. Г.А. Морозова. М., 2002. - 12 с.

164. Рихтер JI. Основы учения о цветах: Для художников и деятелей художественной промышленности / Пер. и доп. Н.Г. Федорова. М.; JL: Гос. изд-во, 1927. - 136 с.

165. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. СПб., 1995. - 270 с.

166. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. -194 с.

167. Ростовцев Н.Н. Идейная направленность в развитии творческих способностей на занятиях рисованием // Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - С 3-13.

168. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.С. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для ст-в худ-граф. фак-в пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. 176 с.

169. Рубинштейн С.JT. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. 1960. - № 3. - С. 3-15.

170. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 е.: (Сер. Мастера психологии)

171. Свешников А.В. Исторический обзор становления основных композиционных категорий. -М.: ВГИК, 1997. 55 с.

172. СелевкоГ.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. -М.: Народное образование, 2006. 144 с.

173. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 102 с.

174. Сластенин В.А. Формирование личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. МПГУ им. Ленина. М.: Прометей, 1995. - 156 с.

175. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., ШияновИ.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч / Под ред. В.А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 с.

176. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-423 с.

177. Советы мастеров: живопись и графика. Сборник: в помощь начинающим художникам /Сост. А.С. Зайцев. Л.: Художник РСФСР, 1979. -374 с.

178. СонинВ.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. - 408 с.

179. Спичак И.А. О специфической направленности методики преподавания рисунка и живописи при подготовке художника-конструктора // Художеств, констр. образ.: Сборник. — М., 1972. Вып. 3. - С. 114-118.

180. Способности и склонности. Комплексная диагностика / Под ред. Э.А. Голубевой. -М.: Педагогика, 1989. 2000 с.

181. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью: Дис.канд. пед. наук., М., 1993. - 183 с.

182. Стеценко В.И. Методика учебного рисунка И. Урванова // О преподавании специальных дисциплин: Сб. науч. ст./ Сост. Е.М. Елизарова. -СПб.,2000.-С. 21 -30.

183. Страхов И.В. Психология воображения: Пос. для ст-в пед. ин-в. -Саратов, 1971.-78 с.

184. СуринаМ.О., СуринА.А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету).- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. 352с. (Серия «Школа Дизайна»).

185. Сухомлинова Е.С. Натюрморт: Учебное пособие. М., 1984.91 с.

186. Сысоев В.П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта: Руководство по использованию. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. -30 с.

187. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М., 1991.191с.

188. Творчество в искусстве искусство творчества: Сб. ст. / Ред. Л. Дерфман и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

189. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий /АПН РСФСР. -М.: Изд. Академии пед. наук, 1961. 536 е.: ил.

190. Туманов И.Н. Учебно-творческий подход в подготовке художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры: Дис. д-ра пед. наук: В 2-х т. М., 2003. - 714 с.

191. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 48 с.

192. Узнадзе Д.Н.-Экспериментальные основы психологии установки,-Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. -210 с.

193. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1966.-529 с.

194. Унковский А.А. • Живопись: Вопросы колорита: Учеб. пособие для студентов худ-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. - 128 е.: 8 л. ил.

195. Учебные программы для высших художественных учебных заведений. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1950. - Выпуск 1. - 36 с.

196. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.-398 с.

197. Фортунатов Н.М. Проблемы художественного восприятия: Поиски и перспективы комплексного подхода // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. -J1.: Наука, 1982. С. 150-166.

198. Хан-Магометов С.О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 1995. - 274 с.

199. Хаустен Р.А. Свет и цвет: Пер. с англ. / 2-е изд., испр. и доп. проф И.Т. Федоровым. -М.;Л.: Госуд. Технико-теорет. изд-во, 1935. 148 с.

200. Хогарт У. Анализ красоты: Пер. с англ. / Вступ. ст. и примеч. М.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Искусство, 1987. - 254 с.

201. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. М.: Академический проект: Трикста, 2005. -480 с: 16 с. цв. вкл. («Фундаментальный учебник»).

202. Художественное творчество и психология. АПН СССР ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. -М.: Наука, 1991. 189 с.

203. Художественное образование: Сб. науч. тр. Вып. 1. Содержание и методы обучения / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; Ред. Л.Б. Михаленко и др. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. - 207 с.

204. Чугунов А.А. Композиция в тоне // О преподавании специальных дисциплин: Сб. научн. ст. / Сост. Е.М. Елизарова. СПб., 2000.- С. 14-19.

205. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 1996. - 307 с.

206. Шаляпин О.В. Методические особенности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов при изображении головы и портрета: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2002. - 157 с.

207. ШашловБ.А. Цвет и цветовоспроизведение: Учеб. для студ-в вузов, обуч-ся по спец-ти «Технология полиграф, произв-ва». М.: Книга, 1986.-280 с.

208. ШашковЮ.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: Автореф. дис. канд. пед. наук -М., 2002. 16 с.

209. ШаюповаО.В. Творческая индивидуальность художника-педагога //Художественное образование. Вып. 1. Содержание и методы обучения: Сб. науч. тр. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004.-208 с.

210. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. - Ч. 1. - 288 е.; - Ч. 3.-336 с.

211. Шишкина В.А. Педагогические условия становления учителя изобразительного искусства: Культура и образование //Преподаватель XXI век. -М.: Прометей; МПГУ, 2006. № 1. -С.54-61.

212. Шиянова Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М.: Народное образование, 2006. - 336 с.

213. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студ. худ-граф. фак. пед. ин-в. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

214. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество /Проблемы' руководства изобр. творчеством детей. М.: Просвещение, 1969.-271 с.

215. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. -168 с.

216. Якиманская И.С. Развитие образного мышления в процессе обучения // Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - С. 5-42.

217. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

218. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: Учеб. 2-е изд., пер. и доп. -М.: АГАР, 1999.-232 е.: ил.

219. BergerR. Die Sprache der Bilder. Malerei erleben und verstehen. -Koln, Schauberg, 1960. 399 s.

220. Jannicke F. Farbenharmonie. Stuttgart, 1878. - 279 s.

221. Gericke L. und Schone K. Das Phanomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag. - 1970. - 173 s.

222. Kuppers H. Farbe: Ursprung. Systematik. Anwendung. Einfuhrung in die Farbenlehre. Munchen: Callwey, 1987. - 196 s.

223. Meyer H. Farben-Harmonie. Wien, Heim. 1887. -6 s.

224. Rood R. Color and Light in Painting. New York, 1941. - 167 p.

225. Wouwermans A. Farbenlehre. Leipzig, 1879. - 160 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.