Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна

  • Мурзина, Светлана Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 262
Мурзина, Светлана Михайловна. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Орел. 2000. 262 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. 1. История и современное состояние использования художественной вышивки в творчестве мастеров в учебном процессе.13

2. Система подготовки в процессе формирования умений и навыков у учащихся на занятиях народным и декоративно-прикладным искусством.36

3. Психолого-педагогические основы организации занятий декоративно-прикладным искусством художественной вышивкой).64

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.95

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ,

1. Структура и содержание занятий художественной вышивкой в процессе формирования умений и навыков.98

2. Методические основы организации и проведения занятий.144

3. Организация и методика проведения экспериментального исследования.172

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.188

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области»

В последние годы к возможностям искусства в процессе образования обращаются не только деятели искусств, но и философы, психологи, специалисты других отраслей. Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить. Многие выдающиеся личности, прославившие себя не в области искусства, относились к нему с уважением и любовью. Это Ломоносов, Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Шаляпин, Циолковский, Тургенев, Тимирязев.

В последнее время возрос интерес к наследию народного искусства. В нашу жизнь начинают возвращаться изделия крестьянского быта, художественные достоинства которого неоспоримы. Поэтому одной из задач современной художественной педагогики является изучение, сохранение и восстановление исчезающих видов народного искусства.

Для становления мировосприятия человека народное декоративное искусство имеет особое значение. Вопрос в том, как и какими методами мы приобщаем наше новое поколение к искусству. В ныне существуемой практике преподавания декоративно-прикладного искусства учитель замыкается на внешней стороне т.е. декоративной и функциональной, забывая о социальной и духовно-нравственной стороне. Все, что оказалось за пределами формы, остается тайной. Тайной остается и взаимоотношение человека с природой. А именно она служила колыбелью народного искусства. Именно в ней выразились представления наших предков об устройстве мира и месте в нем человека.

Народное декоративно-прикладное искусство- это язык символических образов. И этот язык был понятен каждому человеку, ибо это был своеобразный язык общения между людьми.

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблема исследования на современном этапе определяется необходимостью воспитания личности ребенка, способного воспринимать и преобразовывать действительность « по законам красоты». Это можно осуществить различными путями, в том числе и путем формирования умений и навыков в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций, позволяющих влиять на эстетическое воспитание сельских школьников.

Народное декоративно-прикладное искусство активно влияет на формирование художественного вкуса ребенка, обогащает профессиональное искусство. Творчество народных мастеров способствует сохранению исторически сложившихся эстетических принципов и трудовых умений и навыков. Лучшие традиции народного и декоративно-прикладного искусства сохранились и передавались в каждом промысле как образец вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

Необходимость данного исследования определяется и отсутствием на данном этапе в сельских школах научно обоснованного содержания деятельности педагогов и учащихся в кружках художественной вышивки.

В последнее время остро стоит вопрос о приобщении школьников к народной культуре, ее истории, традициям. Хочется обратить особое внимание на тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержании ведущих исследований по данной проблеме, практически отсутствуют исследования, направленные на изучение местной региональной культуры. Особенно остро эта проблема стоит перед сельской школой. Нехватка специалистов, слабая материальная база, отдаленность школ от культурного центра города привело к тому, что многие сельские школьники практически не знают культуру своего края.

С учетом этих проблем мы сформулировали тему исследования: «Формирование умений и навыков у сельских школьников в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области».

Определяющее значение при рассмотрении методологических аспектов проблемы комплексного развития личности имели работы: Е.А. Ануфриева, М.С.Кагана, Р.И. Косолапова, В.А. Разумного, И.Т.Фролова, и др. В теории учебно-воспитательного процесса мы опирались на научные труды С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Д.Зверева, И.Л.Лернера, М.Н.Скаткина, B.C. Сластенина и др.

По вопросам общей и возрастной психологии данное исследование опирается на труды: JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В.Замкова, Е.И. Игнатьева, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Я.Ракицкого, Д.В.Эльконина и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.ИПрибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др. Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Наше исследование так же опиралось на научные труды: А.Д.Алехина, Г. В. Беды, Г.Г.Воробьева, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Б.В.Непгумова, Н.Н.Ростовцева, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Е.В.Шорохова, Б.П.Юсова, и др. А так же на публикации по проблемам сельской школы Ю.А.Артюняна, Т.Г. Богдановой, В.М. Величкиной, П.А. Жильцова, Т.В.Корниловой и др.

Выявляя значение, влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М. Гаджимурадова, М.К. Даутова, Н.В.Ефремичевой, В.В.Корешкова, СН.Новикова, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой. и др.

Цель исследования: заключается в разработке научно-методических основ формирования умений и навыков сельских школьников на занятиях художественной вышивкой.

Объект исследования: процесс обучения сельских школьников декоративной деятельности на занятиях кружка по художественной вышивке на основе изучения народных традиций Орловской области.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства формирования у учащихся сельской школы навыков и умений по обработке волокнистых материалов в условия кружка художественной вышивки.

Гипотеза исследования: сформировать умения и навыки учащихся сельской школы на занятиях по художественной вышивки. Будет более эффективно если:

- На занятиях художественной вышивкой учащиеся сельских школ последовательно изучают технологические процессы по изготовлению изделий, декорированных художественной вышивкой, от общего ознакомления к естественному обоснованию и практическомму использованию в изделиях.

- Процесс формирования умений и навыков у учащихся взаимосвязан с производственным трудом по изготовлению изделий с художественной вышивкой и опорой на опыт народных мастеров

- На практических занятиях используется сочетание различных методов, направленных как на изучение народных традиций и технологических приемов, так и на формирование умений и навыков в процессе выполнения заданий.

- Методы и формы обучения художественной вышивке должны соответствовать возрастным и психо-физиологическим особенностям учащихся среднего школьного возраста.

- Структура проведения занятий должна опираться на особенности сельской школы и уровню подготовки и развития сельского школьника.

Определена система личностных и социально-значимых учебных заданий, ориентированная на разный уровень сложности, индивидуальные особенности и запросы ученика.

Формируются такие положительные качества личности как художественный вкус, творческий потенциал, трудолюбие, эмоциональная отзывчивость, любовь к Родине и родному краю. Осуществляется это на основе изучения народных традиций местного региона.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить историю декоративно-прикладного и народного искусства и влияние его на развитие личности, формирование творческих качеств сельских школьников.

2. Сделать анализ системы, условий и возможностей работы кружка по художественной вышивке в условиях сельской школы.

3. Выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков в процессе занятий художественной вышивкой.

4. Разработать формы и методы занятий кружка с учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций Орловского края.

5. Определить возможности использования местных материалов на занятиях с сельскими школьниками, с учетом их возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей, с целью углубления знаний, формирования умений и навыков, духовно-эстетичекого развития учащихся.

6. Экспериментально апробировать сложившеюся систему обучения декоративно-прикладному искусству и предложить рекомендации по совершенствованию обучения детей в условиях кружковой работы в сельской школе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, социологии, учения о комплексном развитии и взаимодействии обучения воспитания и развития личности, публикации о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, этнографии, культуре, краеведении, постановления и документы о народном образовании. Методы исследования:

- Изучение педагогической, научной, методической и методологической литературы по рассматриваемой проблеме, издания и диссертационные исследования в этой области.

- Изучение учебных планов, программ для школ.

- Анализ деятельности учащихся на занятиях по художественной вышивке и ее влияние на развитие творческих способностей и формирование умений и навыков сельских школьников.

- Разработка и проведение педагогического эксперимента по предлагаемой программе кружка. Выявление роли индивидуальных заданий для формирования умений и навыков сельских школьников в процессе занятия художественной вышивкой.

Научная новизна исследования.

- Выявлены педагогические условия формирования у сельских школьников знаний народных традиций своего края, трудовых умений и навыков по художественной вышивке. Включение учащихся в производительный труд по изготовлению системы типовых, вариативных по композиции вышитых изделий. Изучение техники и технологии по художественной вышивке, направленной от общего ознакомления к пониманию народных традиций к практическому использованию, освоению учащихся современных приемов и технологий художественной вышивки Орловского края.

- Определено содержание обучения сельских школьников технологии художественной вышивки: процесс работы, особенности конструкций инструмента и приспособлений, общий характер, сущность и отличительные особенности технологий художественной вышивки. Способы рационального выполнения операций и приемов работы.

- Разработана методика формирования умений и навыков по художественной вышивке в процессе изготовления практических работ на основе использования народных традиций.

- Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование умений и навыков в системе учебных занятий посредством использования художественной вышивки.

Практическая значимость исследования.

- Предложены конкретные методические рекомендации по проведению кружковой работы с учащимися сельской школы.

- Разработано новое направление в изучении народных промыслов по художественной вышивке Орловской области

- Представлены методические разработки вспомогательных обучающих и развивающих упражнений, программ и тематическое планирование кружковой работы.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на ведущие научно-теоретические положения философских, психолого-педагогических и искусствоведческих исследований, экспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях работы сельских школ.

Апробация результатов исследования: экспериментальная работа проводилась с 1995 года по 1997 учебный год в Краснозвезденской средней школе Орловского района Орловской области с учащимися 7-9 классов. С 1995 по 1997 году в Салтыковской средней школе Орловского района орловской области с учащимися 7-9 классов. С 1993 по 1996 в Малокуликовской средней школе Орловской области, Орловского района с учащимися 5-9 классов. На основании чего председателем Комитета по высшей школе и народному образованию при Орловской областной администрации А. В. Копы лов ой выдана справка о внедрении результатов научно- исследовательских работ в обучение художественной обработке волокнистых материалов в условиях кружковой работы сельских школьников.

Ряд положений, найденных и определенных в ходе экспериментальной работы были также использованы соискателем в ходе занятий с учащимися школ г. Орла, с учителями области в ходе методических консультаций по линии ИХУ. В ходе исследования поддерживалась и постоянно оказывалась методическая помощь выпускникам ХГФ, работающим в сельских школах, что позволяло более конкретно определить и провести всю экспериментальную работу. Наиболее интересные находки в технологии, истории и традициях художественной вышивки были использованы для выполнения дипломных работ студентов ХГФ.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета, на научно- практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете ( 1997-2000 г.).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Изучая основы декоративно-прикладного искусства необходимо акцентировать внимание на символике народного орнамента доступного для учащихся среднего школьного возраста.

2. Овладение специальными знаниями, умениями и навыками для занятий художественной вышивкой.

3. Изучение народных традиций Орловской области на примере вышивки «Орловский спис».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из страниц, из них страниц основного машинописного текста, таблиц, графиков, рисунков, фотографий, приложения, библиографический список состоит из наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мурзина, Светлана Михайловна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Отсутствие в школах специалистов, недостаточное внимание к народному искусству и традициям приводят к отсутствию чувства любви к родине, к народу , неразвитости других качеств личности. Формальное, поверхностное отношение к изучению народной культуры снижает уровень подготовки будущих специалистов, приводит к разрыву связей между поколениями, утрате технических и технологических приемов обработки материалов.

Необходимость включения в содержание обучения различных видов народного искусства оказывает благоприятное воздействие на повышение эстетического воспитания учащихся сельских школ. В этом случае успех будет достигнут, если учитель будет стремиться строить учебные планы с опорой на этнические традиции, организовывать учебный процесс с использованием народного фольклора.

Для достижения наилучших результатов в формировании умений и навыков необходимо проводить новыми методами и технологическими приемами, опирающимися на последние разработки и достижения современной педагогики. Постоянно пробуждать интерес учащихся к творчеству предков, обеспечить творческий подход к выполнению заданий.

В данной работе сделана попытка дать практические и теоретические рекомендации по повышению уже имеющихся умений и навыков учащихся, и разработать новые условия для формирования личности школьника, а такжне определить роль и место декоративно - прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. Экспериментальное исследование подтвердило, что использование теоретического материала по истории развития народной культуры в процессе формирования умений и навыков повлияло не только на развитие общеобразовательного и профессионального уровня, но и на эстетическое воспитание учащихся, на его личные качества. искусства

Варианты заданий к занятиям отвечают современным психолого-педагогическим требованиям.

- Методика проведения занятий позволяет активизировать учебный процесс, повысить качество и уровень выполнения работ.

- Вся практическая работа учащихся носит конкретную направленность и ценность.

Полученые данные в нашей работе позволяют сказать, что, изучая народное искусство, использование образцов и предметов декоративно-прикладного искусства как наглядный материал, позволяет учащимся самостоятельно создавать культурные ценности, повышать свой эстетический и художественный вкус.

Проведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания декоративно-прикладной деятельности учащихся. Здесь имеются большие возможности для создания эффективной работы по художественной вышивке, как важного средства формирования умений и навыков учащегося. Исследование адресовано для преподавателей педагогических институтов художественно графических факультетов, преподавателям школ, внешкольных учреждений, студентам художественно-графического факультета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для становления мировосприятия ребенка народное искусство имеет особенно важное значение. Вопрос в том, как мы приобщаем к нему детей. Очень часто в практике изучения декоративно-прикладного искусства замыкаемся на внешней стороне, т.е. на декоративности, а социальная духовно- нравственная сторона отходит на второй план.

Поскольку на селе учитель чуть ли не единственный проводник детей в мир истории и в мир прекрасного, от него зависит насколько дети поймут свое прошлое и проникнутся к нему уважением и интересом. Учитель должен поведать детям, что изделия, выходящие из под рук народного мастера носят в себе и функциональную, и эстетическую, и символическую нагрузку. Будь то утварь, орудие производства или одежда.

Подводя итоги исследования по формированию умений и навыков сельских школьников в процессе занятий художественной вышивки можно сделать следующие выводы:

• Организация декоративной деятельности по художественной вышивке в условиях сельской школы, необходима и возможна. Успех ее зависит от следующих факторов: научно-методического обеспечения учебного процесса, материально-технического оснащения занятий. Предложенное нами содержание образования может быть принято за основу организации дополнительного образования в сельской школе в различных регионах страны ( с учетом исторических, культурных, национально- художественных традиций декоративно-прикладного искусства, социально-экономического и природного окружения). Различные варианты программ позволяют применять в процессе обучения учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированных на формирование умений и навыков и на развитие личности ученика.

В условиях особенностей разновозрастного детского коллектива сельских школ лучше всего применять тематические принципы планирования и повторения изучаемого на высоком уровне сложности. Это позволяет изучать одни и те же виды прикладного искусства совместно младшим и старшим учащимся.

Чтобы сохранить интерес и познавательную активность учащихся необходимо чаще менять изучаемые техники и технологии создания изделий.

Для успешного развития умения и навыков сельских школьников необходимо в основу построения учебного процесса заложить метод проблемного изложения и комбинированный тип занятий, где большая часть времени отводится практической работе. Такая работа должна опираться на частично поисковую, а далее на творческую деятельность учащихся.

Занятия декоративной деятельностью развивают способности школьника, раскрывают у них способности для самосовершенствования и самореализации, воспитывают нравственно и эстетически, приобщают к труду, способствуют ранней профессиональной ориентации. В исследовании было изучено современное состояние декоративно-творческой деятельности в сельских и городских школах. Раскрыты психолого-педагогические особенности формирования умений и навыков учащихся в сельской школе. Выявлены социальные условия села.

В процессе исследования было экспериментально проверено и уточнено содержание деятельности учащихся на занятиях по

Изучая местные традиции и народные промыслы школьники учатся понимать, любить и беречь историю родного края.

Проведенное исследование может получит дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содсржанн методов организации дополнительного образования в сельской школе. связанных с формированием умений и навыков учащихся в декоративно-прикладной деятельности. Для этого имеются все потенциальные возможности создания более эффективной системы воздействия народного и декоративно-прикладного искусства на формирования умений и навыков, а также на развитие личности школьников.

Работа может быть использована учителями сельских и городских школ, студентами художественно- графического факультета педагогических институтов как методическое пособие для организации? • кружка но художественной вышивке. В нашем исследовании они могут не только найти программу работы кружка, но и советы для его организации, а также теоретический материал для изучения истории и современного состояния художественной вышивки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна, 2000 год

1. Chlupova A. Slovenska ludova vysivka.-Bratislava, 1985.-543.

2. Konecny . E. Dopptidurchbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.

3. Konecny. E. Durcnbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.

4. Konecny.E. Kreuzstich.-DDR Leipzig, 1997.- 65.

5. Konecny.E. Weibstickerei.-DDRLeipzig,1997.-65.

6. TiskovaV. Vysivani-PTaha, 1988.-57.

7. Айрагютян Л.С Вышитая бижутерия. Школа и производство. 1991.- М. Педагогика. №6,- С.56.

8. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. / Сост., авт., ввод.статьи и бибигр.очерков Д.Е. Аксенов.-2-е изд., испр. И доп.-М.Просвещение, 1982.-336 с.

9. Александрова О.Д. Программы педагогических институтов. Методика трудового обучения. Технология конструкционных материалов .Практикум в учебных мастерских.-М.: Просвещение, 1980.-30с.

10. Альмухабетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства. Афторефират.-Алма-Ата. -1990. -20с.

11. П.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.Университетское.- 1990,- 560с.

12. Амонов Б.В. Народные умельцы.-Ярославль.: Иваново Верхне Волжское.-1990.-133с.

13. Амуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореферат.: М.-1993.-16с.

14. Ангеловский К. Учитель и инновация.-1991.-157с.

15. Антоненко В.В., Третьяк A.M. М. Педагогика для всех.-М.: Книга.-1981.-47с.

16. Антонова Е.В. Анторопоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии.-М, 1977.-c.64.

17. Анциферова Л.И. Психология повседневности, жизненый мир личности итехники» ее бытия// Психологический журнал,Т. 14, 1993.-№ 2.

18. Архидова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды. Школа и производство. М. Педагогика. 1985. №5. С 35.

19. Афанасьев Л.С. Народное творчество Орловской области.-Орел.-1988,-227с.

20. Афанасьева Е.В., Ефимова Л.В., Белгородская Р.М., Гордеева О.Г. Ковры и гобелены в собрании Государственного исторического музея.: Внешторгиздат.-47с.: ил.

21. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.:Высшая школа,- 1990.-175 с.

22. Афонасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу. Т-1.-М, 1865,-с70.

23. Бабанский Ю.К. Педагогика. VM.: Просвещение, 1988.-478с.

24. Баброва Е.В, Кудрявцева Н.А. Рабочее место учащегося для обработки ткани.-М.: Педагогика// Школа и производство, 1991.-№5.-с. 18

25. Барадулин.В.А. Танкус.В. Основы художественного ремесла.-М.: Просвещение, 1986.-238е.: ил.

26. Баранов СЛ., Болотина Л.Р., Сластекин Т.В.-М.:Просвещение, 1981.-367с.

27. Батаршина И.Х. Вышивка: рекомендации руководителям кружков.-СПБ.: Городской дворец творчества юных,1991.-27с.

28. Белоусова А.В., Решетин И.Н. Педагогика.-М.: Физкультура и спорт,ion., 170U.-/.0 Д*.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества ( Философия творчества, культуры и искусства ).-М.: Искусство.Лига.-1994.-Т. 1.-356 с.

30. Бизли Анджела. На ферме .Вышивка крестом .-М: АРТ-РОДНИКД997,-40с.: ил.

31. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство.-JI.: Искусство, 1981.-311с. ил.

32. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.-М.:Искусство, 1972,-151с.:ил.

33. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных домыслов.-JI.: Художник РСФСР, 1981.-374 с.

34. Бодрова M.JL, Лаврентьева А.Н. Художник, вещь, мода.М.: Советский художник, 1988.-366с.

35. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХв.-М.: Советский художник, 1974.-294.:ил.

36. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов.-М.:НИИ художественной промышленности,1985.-128 е.: ил.

37. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.:Просвещение, 1982.-144 с.

38. Воронов B.C. О крестьянском искусстве.-М, 1972.-174с.

39. Вышивка по полотну.: Энциклопедия женских рукоделий. -М: Скрижали-С, 1990.-80 е.: ил.

40. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. Авторефират,-М, 1996.-16с.

41. Гемеле B.C. Соеденение обучения с производительным трудом как средство формирования трудовой активности учащихся 5-7 классов. Автореферат.-М, 1987.-17с41 .Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий.-МГУ, 1982.-319с.

42. Горюнов а Т. Педагогическое образование Сборник статей по современным проблемам педагогического образования Вып 4.-М. :Прометей, 1991.-149 с.

43. Грабарь И.Э. Обучение русских мастеров за границей.-В сб.: Русская архитектура первой половины 18века.М., 1954.-е. 168.

44. Гришин В.К Педагогические условия повышения эффективности технического творчества школьников во внеурочное время . Автореферат.-М,1988.=18с.

45. Громов АН. Развитие технического творчества учащихся сельских школ на уроках трудового обучения в 5-7 классе. Автореферат.-М, 1988.-17с.

46. Гун Г.П. Каргополье=Онега.=М.:Искусство, 1980.=167с.

47. Данчук И.И. Дидактические средства формирования опыта творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. Автореферат.-М, 198816с.48.де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер.с фр.-М.: Искусство , 1982.-577 е., ил.

48. Декоративное искусство СССР,1975.-№3.

49. О.Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся.-Рига.Эвайгзене, 1978.=152 с.

50. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства с собрании Государственного Русского музея. Сб.очерков.-Л.:Искусство, 1981.= 311с.:ил.

51. Дудка В. Курс женских рукоделий.-М.: Российский писатель, 1992.-533 е.: ил.

52. Дурасов. Г. П ., Яковлева. Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке.-М. : Советская Россия, 1990.-320 е.: ил.

53. Дурасов Г.П. Выплывает, будто пава./ЛОный художник=1993.-№ З.-С 16= 18.

54. Елатомцев И.М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся.-Минск: Нар.асвета, 1965.-145 с.

55. Ермакова В.В. Роль факультета дополнительных профессий в системе подготовки выпускников университета. Материалы научно-практической конференции 24-25 апреля 1997 г.-Орел.: ОГУД997.-70 с.

56. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Афтореф. Дис. Канд. Пед. Наук.-М., 1995.-17 с.

57. Жданова Н.,Воеводина Н. Ручная вышивка. Альбом для рукоделия.-М.: Ролтекс-МаркетД990.-48 е.: ил.

58. Знаков Л.В. О предмете и методах дидактического исследования. М, АПН РСФСРД962.-е 81.

59. Игнатьев Е.И. и др. Психология.Пособ для пед.училшц.-М.:Просвещение, 1965.-344 с.

60. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.-223с.

61. Ильина Т.А., Огородникова И.Т. Педагогика школы.-М. .ПросвещениеД 978.-320с.

62. Инновации в школе : характер и результаты.- Народное образование.-1993.-№ 6.-С. 16-27.

63. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе.Проблема, опыт, решения.-Псков, 1992.-223 с.

64. Инновационное обучение: стратегия и практика/ Под .ред. В.Я. Лияудис. -М 1994.-203с.

65. Искусство и быт. М.Советский художник , Вып. 1, 1963.-165 с .: ил. Вып. 2, 1964.-179 е.: ил. Вып.З, 1968.-211 е.: ил.

66. Искусство и школа / Сост.А.К. Василевский.-М: Просвещение, 1981.-288 с.

67. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под.ред.В.Г.Кисунько.-М.: Наука, 1981.-335 с.

68. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов CCCP.-М.Планета, 1990.-222с.

69. Калмыкова Л.Э. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.-М.:Советский художник, 1973.-173с.:ил.

70. Калмыкова М.Э. Народная вьппивка Тверской земли.-Л.: Художник РСФСР, 1981.-203с.

71. Кан-Калин В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.: Педагогика, 1990.-142с.

72. Кантор. В. И. Искусство и быт.-М.: Советский художник, 1961.-38 е.: ил.

73. Канцедикас А.С. Народное искусство.-Знание, 1975.-55с.:ил.

74. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства.-М.'.Знание, 1986.-46с.

75. Канцедикас. А.С. Пути возрождения народных художественных промыслов и создания новых производств с использованием ручного творческого труда.//НИИХП. -Народные художественные промыслы и современная культура.-М, 1980.-С.100-159.

76. Каплан Н.И Народное декоративное искусство Крайнего Севера и Дальнего Выостока.-М.: Просвещение, 1980.-125с.

77. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графических факультетов в графической деятельности. Автореферат.-М, 1994.-40с,

78. Кибалова JI, Гербекова О, Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды.-Прага.: Артия, 1996.-608с.:ил.

79. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий.-М.: Изобразительное искусство , 1993.-224 е.: ил.

80. Климова Н.Т. Вышивка. Школа изобразительного искусства.-! 968.-Выи 10.-С. 116-139.

81. Климова Н.Т. Народная вышивка Горьковской области.Рассквзы о народном искусстве.-Горький.: Волго-Вятское,1983.-190 е.: ил.

82. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.-М.:Мнемозина, 1995.-15 8с.

83. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.-М.:Столетие, 1998.-140с.

84. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -М. :Просвещение, 1985.-271с.

85. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

86. Корешков В.В Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. Авторефипвт.-М,1994.-37с.

87. Корнилова В.А. Педагогическое образование: Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып. 1-М.:Прометей МГПИ им. Ленина, 1990.-118 с.

88. Королева Н.С.,Уткин П.И. Народные художественные промыслы.-М.: Просвещение, 1992.-159с.

89. Костенникова В.И. Русская вышивка.Методические рекомендации для учителей обслуживающего труда и руководителей кружков. -Орел, 1992.-82 е.: ил.

90. Крамаренко А.Г. Декоративно-прикладное искусство.-Ленинград.: Художник РСФСР, 1972 .-52с.:ил.

91. КрутецкийВ.А Психология.-М.: Просвещение, 1974.-304с.:ил.

92. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.-М.: Просвещение, 1977.-208 с.

93. КузинВ.С. Психлолгия.-М.: высшая школа, 1982.-c.31.

94. Курс общей, возрастной и педагогической психологии, Вып.З./под ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1982.-176 с.

95. Лабунска Г.В. Изобразительное творчество детей.-М.: Просвещение, 1965.207 с.

96. Лазарев В. С. ,Поташник М.М. Как разобрать программу развития школы.Методическое пособие для руководителей оброзовательных учреждений.-М., 1993 .-46с.

97. Латынин Л.Ф. Образы народного искусства.-М.: Знание, 1983.-48с.

98. Максимова С.в. Нечистая, неведомая и крестная сила.-СПБ, 1903.-с298.

99. Маленькие чудеса.-Л.:Детская литература, 1981.-207 е.: ил.

100. Марш Кристина.В мире природы. Вышивка крестом.-М.: Арт-РодникД997.-48 е.: ил.

101. Марьянова Н.К. Традиции народного костюма в современном моделировании одежды// Школа и производство.№8.-М.:Педагогика, 1985.-с41.

102. Маслоу.А. Самоактулизация.// В сб.: Психология личности: Тексты под ред. Гиппенрейтера Ю.Б.-М.: МГУ, 1982.-е 108-118.

103. Маясова. Н. А. Древнерусское шитье.-М.: Искусство, 1971.- 32 с .: ил.

104. Мезенин Н.А. Мастеровые Челябинска.-Южно-уральское ,1988.-171с.

105. Мелентьева Ю.С. О некоторых теоретических и практических проблемах развития художественных промыслов// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.-Л, 1981.-е.9.

106. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.-96 с.

107. Мерцалова M.H. История костюма: очерки истории костюмя,-М.:Искусство, 1972.-197с.-ил.

108. Мерцлова М.Н. Поэзия народного костюма.-М: Молодая гвардия, 1988.-222с.

109. Методика трудового обучения /Д.А. Тхоржевский, А.И.Бугаев и др.под ред.Д.А. Тхоржевский.-2-е изд.перераб.-М.: Просвещение, 1981.-268 е.

110. Мидовский А.С. Скачи добрый единорог.-М.: Детская литература, 1982.-191с: ил.

111. Народные Художественные промыслы СССР.По материалам Всесоюзной выставки 1979 года.-М.:Советский художник,1983.-544 с.

112. Невзорова Н.К. Ознакомление учащихся 4-6 классов с работами по вышиванию.// Школа и производство.-М.:Педагогика, 1984.№12.-с.29-30.

113. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества// Творческие проблемы развития народных художественных промыслов.-М, 1981.-С.60-80.

114. Некрасова М.А., Макарова К.А. Проблемы народного искусства.-М.: Изобразительное искусство,1982.-136 е.: ил.

115. Йеменский Б. Мудрость красоты.-М,: Просвещение, 1987.-252 е.: ил.

116. Николаев В.В. Формирование у учащихся 5-7 классов знаний, умений и навыков по механической обработке древесины в системе практических работ на уроках труда.-М, 1987.-17с.

117. Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси.-М.:Наука, 1976.-288 с.

118. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства. Афтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора^наук.-М, 1995.-30с.

119. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.-М.: Высш.шк. 1984.336 с.

120. Основы декоративного искусства в школе / Под ред.Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина.-М.: Просвещение, 1981.-175 е., ил.

121. Остеров Е. Живая древняя Русь.-ML: Просвещение, 1984.-304 с.:ил.

122. Патроншу Д.Я. Определение и формулировка целей урока// Школа и производство.-М.: Педагогика,- №! 2, 1991.-с5-7.

123. Педагогика / Под ред.Ю.К.Бабанского.-М.: Просвещение, 1983.-608 с.

124. Педагогика/Под ред.Г.Нойнера, Ю.К. Бабанского. П-24-М. .Просвещение, 1984.-369 с.

125. Педагогическая диагностика как условие формирования повышения квалификации. -СПБ, 1993.-21 с.

126. Первухин Л.Г. Из мира исчезающих обрядов и обычаев.-Тверь, 1905.-с7.

127. Петрова З.А. Воспитание общественно трудовой активности учащихся начальных классов сельской школы.Авторефират.-М,1991.-17с.

128. Петровский А.В. Психология развивающейся личности.-М.: Педагогика, 1987.-238с.

129. Петровский А.В. Способности и труд.-М.: Просвещение, 1966.-е 13.

130. Плотникова Е. В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Автореферат. -М, 1995. -17с.

131. Полная энциклопедия женских рукоделий.-М.: Восхождение, 1992.-608 е.: ил.

132. Полунина В.А. Искусство и дети.-М.: Просвещение, 1982.-191 е., ил.

133. Попова О.С., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 1984.-144 с.

134. Портер Линн.Собаки большие и маленькие. Вышивка крестом.-М.: АРТ-РОДНИК, 1997.-40с.: ил.

135. Пригожин А.И. Новвоведения: стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики.-М. ,1989.-270 с.

136. Примерные программы факультативов по трудовому обучению.-М., 1979.-101 с.

137. Программы педагогических институтов.Сб.№ 9-М.: Просвещение, 1982.- 22 с.

138. Прокина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы ХУ111-первой половины XIX века.-М.:Изобразительное искусство, 1983.-310.:ил.

139. Пространственные представления как средство познания объективной действительности.Сб.трудов.-М.: Просвещение, 1974.-64 с.

140. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковский и др., Пер. С нем.- М.: Педагогика, 1981.-224 е., ил.

141. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства.-М.: Изд. Московского университета, 1982.-32 е.

142. Рогов А. Кладовая радости.-М.: Просвещение, 1982.-240 е.: ил.

143. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе.-М.: Наука, 1981.-206 е., ил.

144. Рождественский К.И. Советское декоративное искусство.-М.: Советский художник, 1975 .-295с. :ил

145. Розина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикладного искусства. Эстетика природы ремесла. Н ародное искусство и художественные промыслы. Само деятельное творчество.-М.Советский художник 1985.-190 е.: ил.

146. Розина Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства.-М.: Изобразительное искусство, 1970.-25 5с. :ил.

147. Рондепи JI. Д. Декоротивно-приклодное искусство. -М.:Просвещение,1984.-144 е.: ил.

148. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-2-е изд., допол. И перераб.-М.: Просвещение, 1980.-239 е., ил.

149. Русское, декоративное искусство: В Зх т./ Под.ред Леонова А.И.-М.: Академия художеств СССР, 1962.-504с.:ил. Т.2 1963.-695с.:ил, т.З.-М Искусство, 1965.^434с.:ил.

150. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-Х11 вв.-Л., Аврора, 1971.-127 е., ил.

151. Сакс Н.И. Рабочее место учителя./ДПкола и производство.№9.-М. Лросвещение, 1985. -с29.

152. Салтыкова А.Б. Самое близкое искусство.-М. Лросвещение, 1969.-295с. :ил.

153. Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию. Справочное пособие.// Под. Ред. ЯкубаЮ.А.-М, 1996.-370с.

154. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Справочное пособие.// Под.ред. Якуба Ю.А.-М, 1997.-371с.

155. Свиридова Н.В. Приемы русской вышики. Орловский спис. Приемы вышивки гладью // В сборнике.: Художественная обработка материалов доступных сельской школе.-Орел.:Ol 11УД995.-с.183-189., С.-189-190., с,-190-205.

156. Свиридова Н.В. Ручная вышивка // Школа и производство, № 5, 1993.-С. 17-24.

157. Свирина А.Н. Древнерусское шитье.-М.: Искусство, 1963.-151 с.

158. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы: Очерки. -М.:Советский художник, 1977.-246с.: ил.

159. Сидамон-Эристова В.П., Шабельская H.JI Собрание русской старины: вышивки и кружева, Вып1 ,-М, 1910.-е. 1.

160. Сидоренко В.В. Формирование и развитие творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной ковкой. Автореферат.-М, 1994.-20с.

161. Сиротенко Т.А. Методические основы проведения кружкового занятия по декоративно-прикладному искусству.-М.:Педагогика, 1991. №11.-е.58.

162. Система эстетического воспитания школьников / Под.ред. С.А. Герасимова.-М.: Педагогика, 1983.- 264 с.

163. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы.-М, 1983.

164. Скаткин М.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика, 1988.-541с.

165. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы.-М., 1982.1. V*

166. Скопцева.М.И. Технология обслуживающего труда.-Ростов -на -Дону.: Феникс, 1997.-373с.

167. Сластенин В.А., По дымов a JI.C. Педагогика.Инновационная деятельность.-М.: Магистр, 1997.-222с.

168. Смирнова А.А. Психология.-М.: учпедгиз, 1962.-559с.

169. Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР.-М. .Высшая школа, 1982. -216с.

170. Современное народное искусство. Вып. 1.-Л.Художник РСФСР, 1975.216 с. Вып.2, 1980.-207 с.:ил.

171. Соколова М.В. Развитие художественно-творческих потребностейшкольников на занятиях по художественной обработкеОматериала. Авторефират. -М, 1993. -17с.

172. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приамурья.Автореферат.-М, 1996.-17с.

173. Соломатина Т.Б., Степанова В.И., Неумова Н.Ф. Основы декоративного искусства в школе.-М.: Просвещение, 1981.-175 е.: ил.

174. Стасов В.В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. Вып1.-СПБ, 1872.-C3-4.

175. Стратоков JI.M. Графическая деятельность студентов на занятиях по моделированию одежды-как средство формирования художественного мышления. Автореферат.-М,1991.-17с.

176. Тазова Н.А. Филейно-гипюровая вышивка.-М.:Легкая промышленность, 1983 .-135с.

177. Темерина С.М. Приклодное искусство и современное жилище-Академия художеств СССР, 1962.-205 е.: ил.

178. Терехов И.М. Вышивание на машине.Вышивание ручное. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства.-М.:Советская энциклопедия ,1990,-С400-407.

179. Титова В.Г. Пользование основными инструментами для шитья.// Школа и производство.№10.-М.:Просвещение, 1985 .-с42.

180. Толстых В. И. И др. Эстетическое воспитание.-М.: Высш.шк., 1979.288 е., ил.

181. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промысльг.-М.: Высшая школа, 1992.-181 с. :ил.

182. Федеральный закон . О внесении изменений и дополнений в Закон российской Федерации «Об Образовании».-М.: Ось-89, 1996.-64с.

183. Федотов Т.Я. Дарите людям красоту.-М.: Просвещение, 1985.-255 е., ил.

184. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников/ Под ред. Т.Н. Филонова.-М.: Педагогика, 1983,256 с.

185. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.-М.:3нание,1982.-112 с.

186. Фрейд 3. Художник и фантазирование.-М.Республика, 1995.-398с.

187. Фридман Л.П. Экономическое воспитание учащихся 4-8 ( 5-9) классов в процессе общественно полезного производительного труда. Авторефират,-М, 1986.-17с.

188. Фролов А.М, Новиков С.Н. Приобщение к художественно-прикладному творчеству//Школа и производство.-М.-.Педагогика, 1992. №№.-с.13.

189. Фролова Е.Н. Чистый источник.М.: Молодая гвардия, 1990.-206с.

190. Халматов Д.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов. Автореферат.-М, 1994.-16с.

191. Хаслер Джули Веселые кошки и котята. Вышивка крестом.-М.: АРТ-РОДНИК,1997.-48.: ил.

192. Хворостов А.С, ХворостовД.А., Новиков С.Н., Свиридова Н.В. Традиционные промыслы и ремесла. Учебные программы.-М. :Родник, 1997.-101с.

193. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.-М.: Просвещение, 1988.-170 е.: ил.

194. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством.-М.,1983.-29 с.

195. Хворостов А.С. Занятия кружка декоративно-прикладного искусства// Школа и производство.-М.: Педагогика.№7, 1985.-22с.

196. Хворостов Д.А. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе: Афтореф. Дис. Канд. Пед. Наук.-М.,1995.-18с.

197. Хомеркин О.Г. Инновации в практике обучения/ Педагогика.-1993.-№ 2.-е. 41-44.

198. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М.: Изд-во Моск., ун-та, 1981.-304 с.

199. Художественная вышивка.-Л.:Учпедгиз, 1963,- 24 е.: ил.

200. Человек, предмет и среда.-М.: Изобразительное искусство, 1980.-256 с.

201. Читов К.В Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера.Фольклор и этнография.-J1,1974.-с 12.

202. Шабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя.-Кишинев. Лумина, 1990.-126с.

203. Шевчук Л,В. Дети и народное творчество.-М.:Просвещение, 1985.-128с

204. Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни.-М.: Наука, 1987.-219с.

205. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение, 1986.-207 с.

206. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.-М.: Просвещение, 1977.-210 с.

207. Шпикалова Т.Я Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство .Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-4 класс одинадцатилетней щколы.З-е издание.-М. :Мозаика-Синтез, 1997. -73с. :ил.

208. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации для учителя. Учебное пособие 1 класс.-М.:Мозаика-Синтез, 1996.-16с.

209. Шликалова Т.Я., Алексеенко Т.Я, БотоваС.И., Величкина Т.А., Зарубин А.В. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1 класса. 80 таблиц. -М. :Мозаика-Синтез, 1997.

210. Шликалова Т.Я., Магомедова П.Н., Сокольникова Н.М., Сысуева Е.А. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства.Альбом.Часть 1. 2 года обучения.-М.:Мозаика-Синтез, 1997.-44с.

211. Щукина Г.И. Педагогика школы.-М.: Просвещение, 1977.-383с.

212. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.-М: Просвещение, 1983.-304 с.

213. Эстетическое воспитание школьной молодежи/под.ред. Б.Т. Зальмона.-М.: Педагогика, 1981,-272 с.

214. Якимская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980.-240 с.

215. Chlupova A. Slovenska ludova vysivka. -Bratislava, 1985.-543.

216. Konecny . E. Dopptidurchbrach.-DDR Leipzig, 1997.-65.

217. Konecny. E. Durcnbruch.-DDR Leipzig, 1997.-65.

218. Konecny.E. Kreuzstich.-DDR Leipzig, 1997,- 65.

219. Konecny.E. Weibstickerei.-DDR Leipzig, 1997.-65.

220. Tiskova V. Vysivani-Praha, 1988.-57.227.1. Пояснительная записка

221. Предлагаемая нами программа содержит изучение некоторых видов декоративно прикладного искусства. Это вышивка, плетение макраме и плетение гобеленов.

222. На занятиях необходимо правильно научить школьников пользоваться инструментами и оборудованием применяемых в различных видах ^ декоративно-прикладного искусства (в нашем случае плетение макраме,гобелена. Художественная вышивка).

223. Полученные умения и навыки необходимо постоянно подкреплять творческими работами учащихся. Развивать в них творческие и нестандартные решения задач.

224. Программа включает теоретическую и практическую, часть. Теоретическая • ^асть п^с^ш^оиш-а неведение бесед о народном и декоративно прикладном искусстве, об исторйЕ развития^ народных мастерах работающих в разжшных областях прикладного искусства.

225. Полученные знания на занятиях кружка, учащиеся используют б своих самостоятельных работах. Учатся функционально использовать сбои произведения,

226. Я Стежки: стежок вперед 20 Образцы с-J . иголку, стежок в тачку. выполнени стежок строчка, час ем рубленный или косой задания, стежок, рубец с альбомы Отработ Композукрашением, по ать иция,ч

227. Соединительные швы: вышивке умения ерченизапошивка, шов кромка и е.с кромкой, стежок через навыкикрай, прямой и косой вшов, ажурный выполнесоединительный шов. НИИстежков

228. Пришивание шнурка, 20 Образцы с Отработ Композобшивание тесемкой, час выполнени ать иция,пришивание тесемки. ем VwivniiM чср чемвыметка петель, задания. И ие,

229. Итоговое занятие Помощь Музык

230. Всего за год 2 год обучения1. История развитиягобелена, производство шпалер в России, традиции, композиция, сюжет. Современное развитие гобелена.1. Знакомство инструментами4час72час4час4час14

231. Работы кружковце в ( все для праздника)

232. Итоговое занятие Всего за год обучения 3 год обучения 4 час 72 час Организац ия выставки Помощь в организа ции праздни ка Музык а, изо, истори я, литера тура

233. История развития макраме. 4 час Прошлые работы учащихся, альбомы по тттл/лл оттгп Д^лиранш но- прикладно му искусству, слайды. Истори я, труд, композ иция

234. Инструменты и приспособления 4 Подушка для Пригото вить инструм Химия, физика учас плетения, нити, крючок, булавки. Образцы с выполнени ем узлов енты и материа лы к работе биолог ия

235. ТЛтЛРЛ13ЛР О ОLTCTTUP XXIvi viSw NJUII/IIIIV 4 час Организац ия выставки 1 1 A f ATTTT A 1U1V1 VJ1 М, Г» в организа ции праздни ка Л 44 готлт/ ivij а, литера тура, изо, истори я1. Всего за год обучения 72

236. Всего за все время работы кружкачас216час

237. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Первый год обучения.1. Вышивка.

238. Символы плодородия, огня, солнца, возрождения жизни, ромб, квадрат, прямоугольник.

239. Антропоморфный орнамент: Великая богиня земли, солнца, всадники.

240. Зооморфные символы орнамента: птицы, кони. Растительный орнамент: древо жизни, ростки, цветы.

241. Изучения вышивки Орловский спис. Развитие по регион}', особенности композиции, цветового решения. Правила выполнения.

242. Утилитарное применение вышивки (русские народные костюмы, рушники, подзоры, наперники, скатерти, салфетки). Современное состояние и развитие Русской вышивки.

243. На уроке необходимо умело сочетать теоретический материал с показом работ народных мастеров, работами учащихся прошлых лет, показ диафильмов, слайдов, альбомов по искусству.

244. Для выполнения ручной вышивки необходимо правильно подобрать нити и ткани. Для этого нужно изучить химические и физические свойства материалов.

245. Так же изучить инструменты и приспособления для работы. Изучить технику безопасности при работе с ними. Для проведения этого занятия понадобятся нити, ножницы, наперстки, иглы, ткань, увеличительное стекло, спиртовка, эбонит.

246. Научить детей правильно подбирать инструменты и материалы к задуманной работе с учетом их физических и химических свойств. Правильно подбирать их по цвету. Научиться выполнять сколки и переносить их на ткань.

247. Ознакомить детей с принципами построения композиции.

248. Изучая данную темы необходимо обратить внимание кружковцев на ее актуальность в нашей жизни. Изучая различные виды складок, учащиеся одновременно учатся украшать свою одежду: воротнички, платья, шляпки.

249. К этому занятию необходимо подготовить различные кусочки ткани, на которых школьники отрабатывают умения и навыки при выполнении различных видов складок.

250. Итоговое занятие проводят, организовав школьную выставку. На ней выставляют работы кружковцев. Можно организовать школьный праздник с привлечением всех учащихся школы, администрации, гостей.

251. Выполнить эскиз к будущей работе (эскиз выполняется в зеркальном отражении). Ознакомить с особенностями композиционного и цветового решения гобелена.

252. На этих занятиях проходит закрепление навыков, умений и знаний по выполнению основных видов плетения. Лучше применить цветные нити для того, чтобы дети научились точно определять нити утка и основы.

253. Разработка эскиза в цвете. Здесь преподаватель должен помочь учащимся в выборе задания, правильно его закомпоновать в формате, а так же подобрать цветовое решение к задуманной работе.

254. Выполнение гобелена должно проходить под присмотром руководителя кружка, в специально оборудованном для работы месте.

255. Работы могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Предназначенные для украшения школы, рекреации, гардероба, столовой.

256. Оформление работы и подготовка к выставке. Научить школьников правильно снимать гобелен с рамы и обшить его края.

257. Итоговое занятие. Организация в школе выставки с работами кружковцев. Это может быть праздник, посвященный окончанию учебного года или праздник школы.3 год обучения1. Макраме.

258. Изучение истории развития макраме. Развитие и распространение этого вида декоративно-прикладного искусства на Руси.

259. Свой рассказ учитель должен постоянно подкреплять примерами выполненных работ, это могут быть работы кружковцев, мастеров, своих работ. К иллюстративном}7 материалу относятся и альбомы по декоративно-прикладному искусству, слайды, диафильмы, фотографии.

260. Работа должна идти под присмотром руководителя кружка в специально отведенном для этого месте.

261. Итоговое занятие рекомендуется так же провести в виде выставки работ кружковцев. Для этого в школе можно организовать праздник, в котором приму участие все учащиеся школы, администрация, гости.

262. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

263. АГРА МА НТ-ажур ная плетеная тесьма фабричного производства с волокнистыми краями, из сутажа, шелкового шнура, синели или толстых металлических нитей.

264. АКСАМИТ плотная шелковая узорчатая ткань иностранного производства, на которой орнамент создавался при помощи петель из золотых нитей. В ХУ1-ХУ11 веке на Руси из аксамита выполнялась самая дорогая одежда так называемого " большого наряда ".

265. АЛЕКСАНДРИНКА-красная фабричная материя в белую, синюю или желтую узкую полоску.

266. ГРОДЕТУР-однотонная безузорная шелковая ткань репсового переплетения. ЖЕМЧУГ ПОЛОВИНЧАТЫЙ-жемчуг полусферической формы, спиленный с внутренней поверхности раковины-жемчужницы.

267. ЗОЛОТНЫЕ ПРЯДЕНЫЕ НИТИ -шелковая или льняная нить, туго обвитая плоской тончайшей серебряной или медной позолоченной проволокой. ЗАПОНЫ-металлические пластины различной формы, украшенные цветными стеклами.

268. КАМКА-шелковая ткань с однотонным тканым узором.

269. КАНИТЕЛЬ-тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль. КИСЕЯ-легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Могла быть гладкой , с ткаными полосами и клетками атласного переплетения.

270. КИТАЙКА-недорогая гладкая хлопчатобумажная ткань синего цвета, вырабатываемая в России. КИТАЕЧНИК-сарафан сшитый из китайки.

271. КОЛЕНКОР-тонкая плотная белая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

272. НИЗАНЬЕ-нанизыванйе жемчужин или бисеринок на нити, образующие сквозной узор.

273. НАЛОБНИК-часть головного убора покрывающая лоб.

274. НАНКА-плотная гладкоокрашенная хлопчатобумажная ткань полотняногопереплетения, обычно буровато желтого или синего цвета.

275. ОПЛЕЧЬЕ часть одежды, покрывающая плечи. В народной одежде обычноукрашалась белым или цветным узором.

276. ОЧЕЛЬЕ-налобная часть головного убора или платка.

277. ПАРЧА-шелковая ткань с вытканным узором из шелковых или металлических нитей.

278. ПЕСТРЯДЬ (ПЕСТРЯДИНА) льняная или хлопчатобумажная ткань в мелкую клетку или полоску. Обычно домотканая. Применялась для

279. СЯЯЯШриЛр ТЖ WAIJPI/TJV m/^pv r\rrr*rrrxv ггггрилп rrarva ГТГПЛУАПwCuivD5 mj >i\vi\i:x/v 11 iivvrLvivrm. vuA, ivij /i\vivrL\ ■»i i uiivijj iiv|/v/jTiiiivuD.

280. ПРОШВА узкая полоса с ровными краями. Могла быть кружевной, тканой или плетеной, с разными узорами и разного цвета. РУКАВА - верхняя часть составной рубахи.

281. РЕФЕТЬ-сетка из жемчуга или перламутра с ромбовидными ячейками. Применялась для поднизи в головных уборах.

282. СИНЕЛЬ-шелковая пряденая нитка с мелким прямым (поперечным) ворсом. Была разного цвета. Применялась для вышивки.

283. СТЕКЛЯРУС-разноцветные короткие стеклянные блестящие трубочки, нанизываемые на нить и надеваемые на одежду.

284. СТЯГИ сквозной узор, полученный с помощью определенного стягивания нитей основы и утка тканей небольшой плотности с полотняным переплетением.

285. СУРИК тонкая шелковая гладкоокрашенная ткань саржевого переплетения (местное название).

286. САЖЕНЬЕ пришивание на ткань отдельных жемчужин или предварительно нанизанного на нить жемчуга, бисера, перламутра, бус. Саженье по бели -пришивание по настилу из белых пеньковых или х/ б нитей. СТАН - нижняя часть составной рубахи.

287. ОДНОСТОРОННИЕ ШВЫ создающие рисунок на лицевой поверхности ткани.

288. ДВУСТОРОННИЕ ШВЫ создающие одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне ткани.

289. СВОБОДНЫЕ ШВЫ-свободно расположенные на глади фона, выполняются по предварительно нанесенному на ткань рисунку.

290. СЧЕТНЫЕ ШВЫ- выполняемые по предварительно нанесенному на ткань рисунку. Выполняются по счету нити ткани.

291. BEPXOLLIOB-глухой односторонний свободный шов. Выполняется плотными стежками, покрывающие нужные места узора.

292. ВЫ РЕЗЬ!-сквозной шов. Выполняется по крупной сетке, нити "столбиков" которой плотно переплетаются.

293. КОСАЯ СТЕЖКА-глухой односторонний счетный шов. Выполняется косыми, плотно прилегающими косыми стежками.

294. КРЕСТ-глухой односторонний счетный шов. Выполняется диагональными, пересекающимися стежками.

295. МЕРЕЖКА-сквозной шов,простейшая форма строчки. Выполняется по разреженной с одну сторону ткани путем собирания и стягивания в пучки оставшихся нитей.

296. НАБОР ( брань ) -глухой двусторонний счетный шов. Выполняется мелкими стежками " вперед иголку " вдоль нитей ткани. С изнанки создает негативное изображение. Имитирует бранное ткачество.

297. НАСТИЛ-разновидность строчки. Выполняется по клеткам перевитой сетки, покрывая их плотными рядами ниток, настилаемых в одном направлении в соответствии с рисунком.

298. РОСПИСЬ (полукрест) глухой двусторонний счетный шов. Выполняется мелкими стежками " в линию которая либо оконтуривает узор, либо выявляет его внутренний рисунок, либо является самостоятельным средством создания линейно-графических орнаментов.

299. СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ ШОВ-глухой, двусторонний, свободный. Выполняется плотно прилегающими стежками " в линию", где каждый последующий выступает наполовину из-за предыдущего.

300. СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ-глухой двусторонний шов. Выполняется плотно прилегающими параллельными стежками. С обеих сторон ткани образуются одинаковые изображения.

301. ТАМБУР-глухой односторонний свободный шов. Выполняется по предварительному рисунку иглой или крючком в виде петелек, выходящих одна за другой цепочкой.

302. ЦВЕТНАЯ ПЕРЕВИТЬ-сквозной шов. Выполняется по крупной сетке, продольные и поперечные " столбики" которой переплетаются плотным настилом цветных нитей.

303. Солнцеворот» на каргапольском полотенце П половина XIX в. Холст, цветные шелковые и бумажные нити. Вышивка: роспись,гладь.

304. Солнцеворот» на картапольском полотенце II половина XIX в. Холст, цветные шелковые и бумажные нити. Вышивка: роспись,гладь.У

305. Девы-матери» на подоле олонецкой женской рубахи. II половина ХГХв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись.

306. Солнечный терем" на подзоре из Петербургской губ. II половина Х1Хв. Холст, красные бумажные нити. Вышивка: роспись, набор.yf

307. Трансформации « солнечной колесницы» на каргапольских подолахженских рубах. II половина Х1Хв. Холст, кумач, сатин, красные льняные и цветные шерстяные нити. Вышивка: роспись, крест, гладь, тамбур.

308. Орел в окружении солярных символов и растительных мотивов на каргополъском крае настилальника. II половина Х1Хв Холст, красные бумажные, цветные шерстяные нити. Вышивка:роспись, набор, гладь.

309. Павы-птицы, древа жизни, солярные знаки на концах полотенец из северных Калужских губ.; древа переходят в стилизованные женскиефигуры.

310. Начало XX в. Холст, кумач, цветные шерстяные нити, бахрома.

311. Вышивка: крест. 2. Конец XIX века. Холст, цветные бумажные нити. Вышивка: цветная перевить, стлань.т

312. Солнечная колесница» (фрагментарно) с предстоящими львами в окружении птиц на стане каргопольской женской рубахи.1. Начало XIX в.

313. Холст, кумач, красные, бумажные, цветные и шелковые нити. Вышивка: роспись, набор, гладь.У

314. Орел в окружении солярных символов и растительных мотивов на каргопольском крае настилальника. II половина Х1Хв Холст, красные бумажные, цветные шерстяные нити. Вышивка:роспись, набор, гладь.

315. Русская изба, украшенная рушниками. II половина XIX века.

316. Костюм жениха. Семипалатенская губ. Середина ХГХв,- начало1. ХХв.т

317. Воронежская губ. Вторая половина XIX в.Г

318. Рукава каргопольской женской рубахи с солярной символикой.1. Середина XIX в.

319. Калужский передник с солярными знаками, растительными мотивами. Конец XIX начало ХХв.Г

320. Полотенца из с. Золоторево Орловского уезда. Конец XIX начало1. ХХв.t

321. Женская праздничная рубаха из д. Поповка Мценского уезда1. Середина XIX.

322. Полотенце из с. Городец Орловского уезда. 1910-е годы.

323. Налобник. Элемент женского головного убора. Мценский уезд. Конец XIX-начало ХХв.

324. Девичий праздничный наряд с. Борилово Волховского уезда. Конец1. XIX начало ХХв.245 ti

325. Бранкн. Разделки вышивки « Орловский спис».1. W/VO0в ~ = " *£осмб/'бсрош глазок"flzfco с (роайушкои"1 . Фрагментмент вышивки рушника.1. Вышивка « Орловский спис»1. V) ■ " Л- •■ ■ ' •

326. Салфетка . Вышивка « Орловский спис»1. Лена М.f r<t -л f -rmf T f 'fT1.-.T rt! * * -f ■» > * ^rr т-f f^f^f f f f rrTryf * TftTi r ?4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.