Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Сейфи, Татьяна Булатовна

  • Сейфи, Татьяна Булатовна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 187
Сейфи, Татьяна Булатовна. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Владивосток. 1999. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Сейфи, Татьяна Булатовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ

А. БЕЛОГО.

§ 1. Теория (теософия) цвета А. Белого.

§ 2. Цветовая картина мира А. Белого.

ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА.

§ 1. Контекстуальное значение и движение цветовой символики в творчестве А. Блока.

§ 2. Живописные основы цветовой символики А. Блока.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока»

Диссертация представляет собой исследование русского символизма конца XIX - начала XX века в аспекте изучения природы символического миропонимания и особенностей его претворения через формосо-держательную категорию цвета (светоцветовые образы) в художественном пространстве текста.

Русский символизм привлекает внимание исследователей вот уже почти век. Первые опыты самоопределения содержатся в символистской критике (теоретиками русского символизма были А. Белый, Вяч. Иванов, Н. Минский, Д. С. Мережковский) и находят свое продолжение в более поздних историко-теоретических трудах (104, 109, 111, 241).

Дискуссии вокруг символизма не завершены, до сих пор российские и зарубежные исследователи открывают преданные забвению имена, обнаруживают новые грани этого сложнейшего явления. В одном исследователи единодушны: в философско-художественной концепции русского символизма (а именно, младосимволизма) с наибольшей яркостью и напряжением отразились возникшие на рубеже веков новые философские, социально-психологические и эстетические тенденции, отчетливо обнажились все проблемы наступавшей новой эпохи всемирной истории.

Для современной культурологии эти проблемы вновь становятся актуальными. Действительно, самые напряженные философско-эстетические поиски русских символистов были направлены на обретение целостности, нерасчлененности человеческого сознания, мира, культуры, нации; на восстановление единства микро- и макрокосмоса. В связи с этим символизм провозглашает борьбу за нового, возрожденного человека, создает концепции жизнестроения. В этих поисках сказывается извечно присущая человеку духовная потребность в незыблемых основах бытия, в ценностных ориентирах, в идеалах. Не менее созвучны сегодняшнему культурному сознанию вопросы, которые ставили символисты о роли и назначении искусства, о месте художника в общественной жизни.

Интересными представляются нам формы и способы построения символистами нового художественного сознания.

Потому сегодня обращение к анализу мироощущения и миропонимания русского символизма, а через него и всей эпохи не потеряло своей привлекательности и актуальности. Сама постановка темы предполагает выявление целого комплекса проблем, таких, как взаимовлияние, взаимопроникновение искусств, разрушение их старых видовых границ; возрастание роли иррационального в способах освоения и постижения мира, когда человеческие ощущения и чувства, а значит, цвет, звук, запах начинают играть значительную, раньше им не свойственную роль в художественных произведениях, и наконец, проблема выявления роли цветового символа, характера его функционирования в художественном творчестве русских символистов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена несколькими аспектами: необходимостью постановки и решения проблемы специфики цветовой символизации в поэзии А. Белого и А. Блока, являющейся одним из основных формосодержательных средств организации художественного текста; попыткой анализа функционирования живописной образности в произведениях художественной словесности, позволяющей выявить глубинные связи литературного и изобразительного символизма, найти точки соприкосновения в их едином символистском видении, художественном осмыслении мира, где цвет - один из наиболее значимых элементов.

Объектом диссертационного исследования стал русский символизм конца XIX - начала XX века.

Предметом исследования является формосодержательная функция цвета в творчестве русских поэтов-символистов, рассмотренная в художественном контексте эпохи.

Цель работы заключается в выявлении семантики цвета, его функциональной роли как структурирующего начала художественных систем, культурно-антропологической значимости цветообразов в символической модели мира. В соответствии с этим ставятся и задачи исследования.

- определить сущностные черты символистской концепции мира и художественного творчества, особенности мироощущения (миропонимания) эпохи рубежа через светоцветовые образы поэзии А. Блока и А. Белого, живописи М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова;

- выявить особенности оперирования цветом и его функции в поэзии символизма;

- изучить специфику живописности в поэтической образности А.

Белого и А. Блока в свете общей проблемы синтеза искусств;

- рассмотреть принципы цветовой символизации в поэтическом творчестве А. Белого и А. Блока.

Решение этих задач дает основание для заключения относительно цветового художественного сознания русской культуры конца XIX - начала XX века, особенностей символистского видения и творческого освоения действительности.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие исследователи отмечали, что для отдельных авторов, некоторых художественных направлений и целых эпох характерно тяготение к определенным цветам и устойчивым цветовым сочетаниям. Символическое, магическое, священное значение цвету придавалось в эпоху древних цивилизаций. Символика цвета затронула религиозную и светскую культуры средних веков. Цветообозначения значимы и важны в священных писаниях, в мифологии, в геральдике, в архитектуре. Они многое объясняют в происхождении языков и обычаев, доказывая свою символичность и фонетичность.

Существует обширнейшая исследовательская информация относительно природы цвета, разных уровней его бытования и функционирования - от его физической характеристики до его роли в искусстве.

Как естественно-природное явление цвет характеризуется двояко: в аспектах физическом и физиологическом. Здесь не потеряло актуальности учение о цвете Ньютона. Интерес представляют и современные исследования Д. Хьюбеля "Глаз, мозг, зрение"; А. В.Бертулиса, В. Д.Глезера "Пространственное цветовое зрение"; М. Миннорта "Свет и цвет в природе"; Л.Н. Мироновой "Цветоведение"; Р. Ивенс "Введение в теорию цвета" и другие.

В науке давнюю традицию имеет потребность осмысления психологических и эстетических свойств цвета. Интерес к цветовой символике и к цвету вообще актуализируется в эпоху романтизма. Вершиной этого интереса становится цветовая теория И. В. Гете. Гете рассматривает цвет не только с точки зрения физики, но и со стороны действия каждого цвета на человеческую психику. Психологическо-физиологический, естественнонаучный и философский аспекты гетевской теории цвета находят свое отражение в учениях А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Р. Штей-нера.

Эмоциональное восприятие цвета анализирует в своей работе "О духовном в искусстве" В. Кандинский. Значительное внимание изучению цветовосприятия уделяется современной русской и зарубежной психологической наукой (исследования М. Люшера, У. Брэгга, Л. Мироновой). В 1993 году в России вышел сборник "Проблема цвета в психологии", где содержится ряд интереснейших статей о восприятии человеком цветовых образов.

Современные культурологические науки значительно расширили культурное пространство исследования цвета. Большой интерес вызывают работы, в которых ученые обращаются к культурологическому анализу проблемы цвета, рассматривая семиотический и символический аспекты его функционирования. Исследователями предпринимаются попытки осознать в комплексе мировоззренческие, социальные, бытовые характеристики культуры с хроматических позиций. Примером такого исследования стала работа Н.В. Серова "Античный хроматизм", где автор рассматривает мифологию, философию и быт античного общества в их хроматическом понимании. Но исследователь ставит и более глобальную задачу: понять, как цвет воздействует на наш интеллект и какую информацию он содержит. В книге обобщены новейшие данные по физиологии и психологии цветовосприятия, рассмотрены мифология и учения античных мыслителей о цвете.

В науке о цвете особое место занимают исследования, в которых дается объяснение природы эстетического восприятия цвета человеком и анализируется функционирование цвета в искусстве. В этой связи можно отметить работы Н. Волкова, Н. Тарабукина, М. Алпатова, Е. Трубецкого, С. Даниэля. На наш взгляд, очевидным является тот факт, что современные культурологические науки накопили достаточный исследовательский материал по различным проблемам существования и функционирования цвета в культурном пространстве эпох. Однако проблема цвета в искусстве рассматривается преимущественно на материале живописи.

Тем не менее в научной искусствоведческой литературе до сих пор однозначно не решен вопрос о символизме в русской живописи конца XIX - начала XX века. Несмотря на большое количество серьезных и глубоких исследований этого периода в русском изобразительном искусстве (можно назвать таких ученых, как Д.В. Сарабьянов, A.A. Русакова, М.Ю. Герман, О.Я. Кочик, М.Г. Неклюдова, Г.Ю. Стернин), в отечественном искусствоведении практически нет фундаментальных работ о русском изобразительном символизме. Примером такого рода монографии могла бы служить работа В.А. Крючковой ("Символизм в изобразительном искусстве"), посвященная анализу символизма в искусстве Франции и Бельгии.

Проблема художественного изображения реальных цветовых отношений в их психофизиологических, культурно-семиотических, эстетических значениях в литературе рассматривается лишь немногими исследователями. На специфику цветности в творчестве русских символистов, в частности в поэзии Александра Блока, обращали свое внимание П. Громов, Б. Соловьев, 3. Минц. Отношение Блока к живописи, образная близость блоковской поэзии к живописным системам самых разных художников (М. Нестерова, В. Васнецова, М. Врубеля, М. Борисова-Мусатова, прерафаэлитов) стали предметом анализа С.М. Эйзенштейна ("Блок и цвет"), В.Н. Альфонсова ("Слова и краски"), М.А. Долинского ("Искусство и Александр Блок").

Исследователи не обошли вниманием проблемы осмысления роли цвета и в творчестве Андрея Белого. О живописном начале его лирики пишет Е.В. Завадская в своей статье "Ut pictura poesis Андрея Белого". Анализ цветовой символики писателя делает J1. Долгополов в книге "Андрей Белый и его роман "Петербург", о символике цвета у Белого пишет и К. Мочульский ("А. Блок. А. Белый. В. Брюсов.").

Анализ исследовательской литературы по проблемам изучения русского символизма дает основание считать, что семантика, символикооб-разующая функция цвета в литературном контексте разных эпох и, в частности, символизма конца XIX - начала XX века исследованы недостаточно. Еще в меньшей степени исследована специфика и образная символическая общность цвета в поэзии и живописи эпохи. Монографические работы по данной проблеме отсутствуют.

Непосредственным материалом нашего исследования стали три поэтических сборника А. Белого:"Золото в лазури" (1904), "Пепел" (1905) и "Урна" (1909), именно в этих сборниках он наиболее ярко выразил себя как оригинальный поэт, в них более четко воплощена его поэтика; и поэтические циклы Блока 1898-1907 годов: "Ante Lucem", "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья", "Пузыри земли", "Ночная Фиалка", "Разные стихотворения", "Город", "Снежная маска", "Фаина", "Вольные мысли". Выбор этих текстов связан, прежде всего, с тем, что годы их создания - это время формирования и становления младосимволизма в русской культуре, время, когда определилась его ведущая роль в философско-эстетических исканиях эпохи.

Материалом анализа стали также многочисленные научно-теоретические труды Белого, важнейшими из которых для нас являются статьи: "Символизм как миропонимание", "Апокалипсис русской поэзии", "О теургии", "Луг зеленый", "Священные цвета" и другие, а также письма и мемуарная трилогия поэта.

Для анализа изобразительного символизма была выбрана живопись М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова, в творчестве которых, по нашему мнению, наиболее ярко и полно проявились характерные для живописи fin de siecle сдвиги от изобразительности к художественному выражению внутреннего мира художника, поэтического и сугубо индивидуального.

Источниковедческой базой для исследования послужили искусствоведческие и литературоведческие работы, посвященные изучению явлений художественной культуры конца XIX - начала XX века, философские и культурфилософские работы, обращенные к изучению теории символа и символизма, работы по цветоведению.

Научная новизна работы: на основе статистического анализа цвето- и светоупотребле-ний в поэзии А. Белого и А. Блока и выявленной семантической наполненности цветовых образов-символов предпринята попытка воссоздать мировоззренческую модель мира по-этов-символистов; дано обоснование сущностных черт русской культуры конца XIX - начала XX века на основе анализа цвета как формы выражения символического мироощущения; рассмотрены принципы цветовой символизации в поэтическом творчестве А. Блока и А. Белого; установлены особенности функционирования цветообразов в поэзии символизма; выявлена специфика живописной образности в поэзии А. Белого и А. Блока,

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что достигнутый результат может дать новые основания для осмысления и продуктивного исследования символизма, его философско-эстетических концепций, конкретных форм их художественного воплощения.

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации и полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке преподавания спецкурсов и курсов лекции по культурологии, мировой и отечественной художественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов, в практике преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе.

Методологический аспект исследования.

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов и приемов анализа, среди которых базовыми являются историко-типологический, сравнительно-исторический, семиотический, структурно-функциональный и другие.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в которое вошли таблицы и диаграммы цвето- и светоупотреблений в лирике Блока и Белого.

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Сейфи, Татьяна Булатовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры" называл H.A. Бердяев "культурный ренессанс начала века" (46, с. 164). "Утонченность" эпохи была обусловлена прежде всего достигшим крайнего выражения лиризмом - чертой, которая была свойственна литературе, музыке, живописи, философии того времени, как следствие обостренного ощущения человеком своего "я" в постижении окружающего его мира. Это важнейшее явление эпохи стало реакцией на угрожающее человеческой духовности и культуре наступление капиталистической цивилизации, на крушение считавшихся незыблемыми социально-политических, философских, нравственных, онтологических основ, воспринимающееся как канун "страшного суда". Давая историко-психологическую характеристику эпохи рубежа7М.Г. Неклюдова пишет: "При крайней обостренности чувства своего "я" каждого отдельного человека тема "взаимоотношений" личности и мира, включающая характер восприятия последнего, отношения к миру художника и поэта, особенностей их собственного самосознания в ту эпоху, становится одной из основных в психологии творчества" (199, с 11).

Эпоха придавала огромное значение искусству и творческой личности как его субъекту. В этой связи правомочен и оправдан, по нашему мнению, путь постижения процессов, происходящих в культуре "рубежа", через анализ художественного мироощущения эпохи, особенности которого были выявлены нами в доминантных цветоформах лирики А. Белого и А. Блока, а также в контексте современной им живописи. Итоги нашего анализа можно представить в виде следующей сводной таблицы: лирика А. Белого А. Блока символика цвет Смысловые доминанты Координаты модели мира Смысловые доминанты Координаты модели мира красный "рубежность" (в бесконечности ассоциативных связей) эпоха - личность "рубежность"; жизнь - стихия эпоха - личность золотой нравственность, Логос Божественное нравственность Вечная Женственность синий трасцендент-ность Космос Хаос трасцендент-ность (вечное, сущностное, непознаваемое эмпирически) мироздание (мировое целое)

Мы видим, что основные цветовые символы в образной цветовой системе Белого и Блока совпадают и образуют своеобразную антропоцентрическую модель мира, в центре которой стоит человек в его взаимоотношениях с культурно-историческим временем, эпохой и с мировым целым, вневременным, вечным началом бытия (природного, культурного, вселенского).

Красный цвет как доминирующий цвет эпохи является воплощением ее сущностных характеристик. С одной стороны, вследствие своей "переходной" природы он ассоциируется в поэтическом сознании Блока и Белого с "рубежностью" переживаемого ими исторического времени. М.Г. Неклюдова так характеризует эмоционально-психологическое состояние людей "конца века": "Ощущение кануна чего-то неизвестного, но надвигающегося, неизбежного, рубежа не только социального, но и духовного, как бы врезающегося в сознание, было необычно остро, как на пороге гибели античного мира или на закате Средневековья" (199, с. 16). С другой стороны, "красный" воплощает ту дуальность телесного и духовного (Зверя и Бога), непримиримость которой резко обозначилась на рубеже веков и нашла свое разрешение в противостоянии духовной жизни, идеалистических устремлений наступающему царству материи и плоти. Существенным в структуре цветового поэтического сознания Блока и Белого является значение красного цвета как символа действенного сущностного человеческого начала: в этот цвет "окрашена" линия лирического героя, осознающего судьбу человека и его предназначение в мире.

Но в художественном решении символики красного цвета в поэтических системах Блока и Белого намечается существенная разница. Если для Белого в красном цвете реализуется тема жертвы, страдания и крестного пути, на который обречен поэт-теург, чающий преобразования мира, но не находящий гармонии с окружающей действительностью, не умеющий и в себе примирить духовное и плотское, то для Блока в семантическом значении "красного" акцентируется его "активное" начало, в нем - жажда жизни, упоение ею, приятие всех граней человеческого бытия, вечная устремленность, неуспокоенность, падение и взлеты, ибо для поэта само движение вперед служит оправданием жизни:

Чья жизнь в стремленьях вся прошла, Того спасти мы можем. (И.В. Гете, "Фауст") Д. Максимов, отмечая огромный интерес Блока к творчеству Гете и рассматривая аналогии, возникающие при сопоставлении путей Блока и Фауста, пишет: "Объективная ценность пути Блока и героя Гете - не столько в результатах и достижениях, сколько в самом законе этого пути, в озаряющем его свете и в пафосе движения" (176, с. 45).

Безусловно, важным аспектом в системе блоковского мировоззрения является осознание им своего писательского и человеческого долженствования. Образ поэта тождественен у него образу пророка, слышащего слова: "Ищи Землю Обетованную" (50, т. 5, с. 423). Потому образ поэта у Блока так же, как и у Белого, это образ человека, находящегося между землей и небом (поэт-"колокол медный"), но, в отличие от А. Белого, примиряющего и соединяющего в своей душе небесное и земное. Гармония противоречий красного реагирует появлением в палитре Блока лилового цвета.

Символика "переходности" и дуальности красного цвета поддерживалась в лирике Блока и Белого семантикой "сумеречности". Надо отметить, что у многих современников настоящее ассоциировалось с "безвременьем", с "переходной", "сумеречной" эпохой. К примеру, "сумеречность" цветовых гармоний М. Врубеля стала одной из важных колористических особенностей его художественного мира. "Сумерки" "сгущаются" и в лирике Белого: в цикле "Урна" - это доминирующая световая характеристика, хотя по частотности светоупотреблений во всей его лирике определяющим все же является "свет" так же, как и у Блока. Но и в световой поэтической системе Блока "сумрак" - вторая после "света" доминанта, которая включала в свое смысловое поле ассоциации, связанные с последней частью тетралогии "Кольцо Нибелунга" Р. Вагнера (носившей название - "Сумерки богов"), и с книгой Ф. Ницше "Сумерки кумиров", появившейся в переводном варианте в России в начале века. Сумерки -символ дихотомии, некая разграничительная линия, одновременно объединяющая и разделяющая противоположности. В сознании людей эпохи "рубежа" они несли в себе ощущение отсутствия определенности, чувство "переходности", а в художественных системах Блока, Белого, Врубеля были связаны с характеризующими состояние лирического героя (Демон, колокол, повисающий над миром "вечный мертвец" и другие) пространственными символами взвешенности между землей и небом.

Золотой и синий цвета в идейно-образных системах Блока и Белого являются символами-ассоциатами трансцендентного, где "золотой" - это организующее этическое начало бытия, всеобщее благо, божественная мудрость; "синий" - космос и хаос, отражающиеся в микрокосме индивидуального человеческого сознания у Белого, и мировое целое, гармония мироздания - у Блока.

Наконец, "белый" в цветовой поэтической модели мира обоих поэтов, символизируя судьбу человека, выступает в значении синтеза "я" и "не я", определяет характер взаимоотношений личности с миром, символическим разрешением которых он является.

У А. Белого нравственный выбор человека между Богом и Зверем ("красным" Ада или "красным" Христа); изначально этически определенный золотым цветом, обусловливает сущностную смысловую направленность онтологических категорий Вечности ("синего") и Судьбы ("белого"): или Богочеловек - Космос - бессмертие, или Человекозверь - Хаос -небытие. Смысловые диссонансы, заложенные в каждой из цветовых доминант лирики Белого, редко получают разрешение. Мировоззрение этого художника характеризуется драматическим распадом, расщепленностью.

В блоковском поэтическом мире, хотя и построенном на контрастах, в том числе и цветовых, отсутствует категоричность "или". Это отражается и в том, что красный, золотой, синий уравновешены в его палитре основных цветов белым, светлым, темным, черным, создавая смысловую образную объемность его мира. Семантические цветовые поля, взаимодействуя, зеркально отражают друг друга, происходит своего рода диффузия смыслов, перекличка значений. Эту особенность мироощущения Блока, поэта "гармонии, прорастающей из Хаоса", поэта "трагически просветленного мира", по определению Е. Б. Тагера (269, с. 398), лучше всего воплощает лиловый цвет. Он вновь возвращает нас к "пограничности" состояния поэта (золотой - лиловый - синий), к трагической примиренности противоречий в его душе (красный + синий = фиолетовый), к осознанию им "страшного мира" действительности и своего бессилия изменить мироустройство. Как пишет сам Блок, "ни одна литература не пережила. стольких прозрений и стольких бессилий, как русская". (50, т. 5, с. 76). В "лиловом" звучит и тема долга поэта: "Мы,как падшие ангелы ясного вечера, должны заклинать ночь" (50, т. 5, с. 424).

На наш взгляд, психологическая атмосфера эпохи получила свое живописное разрешение именно в лиловом цвете, найденном впервые Врубелем, пророчески предсказанном Блоком и отразившемся трагическим призраком недосягаемого идеала в "Призраках" Борисова-Мусатова.

Символизм как социально-культурная утопия, возникшая в противовес позитивизму и эмпиризму эпохи, небывалому и пугающему развитию техники, всеобщему обезличиванию, жестокости буржуазных отношений, с одной стороны, и обострению индивидуализма, с другой, пытался взять на себя функции спасения мира, возвращения его к вечным истокам и истинам, - к "золотому", - избрав средством общественного спасения искусство. Пророческие, мессианские чаяния символистов на фоне обострившегося ощущения "фиолетового", их попытки пробудить человеческий дух, вырвать человека из рабства плоти закончились крахом. В который раз красота не спасла мир. Трагический "лиловый" затопил сознание эпохи рубежа. Символическая гибель художника, которую предрекал А. Белый, стала реальностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Сейфи, Татьяна Булатовна, 1999 год

1. А. Блок и А. Белый. Переписка. Редакция, вступ. статья и комментарий В.Н. Орлова. - М„ 1940. - 215 с.

2. А. Блок и основные тенденции развития литературы начала XX века. Записки тартусского университета. Тарту, 1986. - 90 с.

3. А. Блок: Новые материалы и исследования: В 4-х кн., Т. 92, кн. 1-4. -М., 1980.-776 с.

4. Аверинцев С.С. Золото в системе символов средневековой культуры // Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.-251 с.

5. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990. - 246 с.

6. Авраменко А.П. Поэзия Андрея Белого: Автореф. канд. филолог, наук. -М„ 1970.- 18 с.

7. Авраменко А.П. Сборники: Золото в лазури и Пепел// Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1969, № 5, с. 19.

8. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы XX века.-Спб., 1991.-220 с.

9. Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991. - 220 с.

10. Акулинин В.Л. Философия всеединства от В. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. - 402 с.

11. Ал. Блок и его окружение. Ученые записки тартусского университета под ред. З.Г. Минц. Тарту, 1985. - 82 с.

12. Александр Блок. Исследования и материалы. / АН СССР, Институт рус. лит.-Л.,1991.-342 с.

13. Александр Блок. Новые материалы и исследования: Сер. "Литературное наследство", Т. 92, Кн. 1-5. М., 1980-1993.-607 с.

14. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974. - 174 с.

15. Алексеев С.С. Цветоведение. М., 1952. - 148 с.

16. Альфонсов В. Слова и краски. М.; Л., 1966. - 243 с.

17. Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. М., 1972. -211 с.

18. Андрей Белый. Проблемы творчества /сост. Ст. Лесневский, Ал.Михайлов/. М., 1988. - 830 с.

19. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. - 392 с.

20. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма. // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - 654 с.

21. Афасижез М.Н. Экспериментальные исследования эстетического воспитания. // Искусство, 1971, №4, с. 69-71.

22. Ахутин A.B. София и черт. // Вопросы философии, 1990, №5, с. 41.

23. Ашукин Н.С. A.A. Блок в воспоминаниях современников и его письмах.-М., 1924.-322 с.

24. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. - 300 с.

25. Бабенчикоз М. Александр Блок и Россия. М., 1923.-211 с.

26. Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М., 1989. - 616 с.

27. Бархатова E.B. К вопросу о развитии символизма в русской живописи. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства: Сборник статей, Вып. 1. Л., 1975.-229 с.

28. Бастид Роже. О чем говорят цвета: Мифы и символы// Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, с. 10.

29. Батракова С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. М., 1990. - 300 с.

30. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. - 424 с.

31. Белый А. "Арабески". Книга статей. М., 1911.-283 с.

32. Белый А. Гете и Р. Штейнер в современном мировоззрении. М., 1917.-278 с.

33. Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск, .1994. -214 с.

34. Белый А. Луг зеленый. Книга статей. М., 1910. -280 с.

35. Белый А. Мастерство Гоголя Исследование. М., 1996. - 351 с.

36. Белый А. Между двух революций. М., 1990, - 670 с.

37. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. - 543 с.

38. Белый А. Начало века. М., 1990. - 256 с.

39. Белый А. Памяти А. Блока. Петербург, 1922. - 135 с.

40. Белый А. Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития. -Ann Arbor, 1932.-85 с.

41. Белый А. Поэзия слова. // Знание сила, 1985, №3, с. 43-44

42. Белый А. Символизм. Книга статей. М., 1910. - 510 с.

43. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. - 528 с.

44. Белый А. Собрание сочинений. Воспоминание о Блоке. /Под общ. ред. В.М. Пискунова: Подгот. текста, вступ. ст. коммент. С.И. Пискуно-вой.-М., 1995.-509 с.

45. Белый Д. Собрание сочинений: Стихотворения и поэмы. /Андрей Белый. М., 1994.-558 с.

46. Бенуа А. История русской живописи XIX века. Кн. 2. 1912. -176 с.

47. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1991.-447 с.

48. Бертулис A.B., Глезер В.Д. Пространственное цветовое зрение. -Л., 1990. -279 с.

49. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе. М., 1994. -424 с.

50. БлокА. Собрание сочинений В 8 т. М.; Л., 1960.

51. Блок A.A. Дневник/ Подготовка текста, вступ. ст. и примеч. А.Л. Гришунина. М., 1989. - 508 с.

52. Блоковский сборник. Тарту, 1964. - 603 с.

53. Блюмин Г.З. Из книги жизни. Очерк о Блоке. Л., 1982. - 150 с.

54. Бодлер Шс-рль. Об искусстве. М., 1986. - 606 с.

55. Брэгг У. Мир света. Мир звука. М., 1967. - 237 с.

56. Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993. -445 с.

57. Булатова Д.С. Идейно-содержательная специфика символа в искусстве: Автореф. М., 1979. -23с.

58. Буркова Т.В., Гуркин А.Б., Днепровой А.Ю., Павлов Б.В. Культурология. История культуры России XIX XX века. /Уч. пособие. - Спб., 1996.- 143 с.

59. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977.-253 с.

60. В мире Блока. Сборник статей (сост. Ал. Михайлов и Ст. Лиснев-ский). М., 1981.-621 с.

61. Вавилова С.И. Глаз и солнце. -М., 1976. 126 с.

62. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. -359 с.

63. Валаев Р. Новеллы о драгоценных камнях. Киев, 1971. - 107 с.

64. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте на материале цветообозначения в языках разных систем. М„ 1987 - 256 с.

65. Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (Белый, Брюсов, Иванов): Автореф. канд. филолог, наук. М., 1987. - 25 с.

66. Венгров Н. Путь Александра Блока. М., 1963. -415 с.

67. Взаимодействие и синтез искусств. Сборник. Л., 1978. - 424 с.

68. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1969.-560 с.

69. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970. - 517 с.

70. Владимиров А. Осипов Н. Магия цвета. М., 1965. - 270 с.

71. Волков Н.Д. Александр Блок и театр. М., 1926. -416 с.

72. Волков H.H. Цвет в живописи. М., 1984. - 320 с.

73. Воронский А. Избранные статьи о литературе. М.,1982. - 351 с.

74. Врубель М.А. Альбом / Автор вступительной статьи и сост. М.Ю. Герман. Л., 1989. - 263 с.

75. Гадамер Х-Г Актуальность прекрасного. М., 1991. - 368 с.

76. Гадамер Х-Г Истина и метод. М., 1988. - 699 с.

77. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. М.,1973. - 207 с.

78. Геворкян A.B. О двух толкованиях понятия "настроение" в русском символизме (В. Брюсов, А. Белый). // Вестник Московского университета. Филология. М., 1998, №6, с. 24-35.

79. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). // Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. -219 с.

80. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979. - 222 с.

81. Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л., 1982.-423 с.

82. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1986. - 56 с.

83. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.-407 с.

84. Глошка В. Элементы фантастического в творчестве А. Белого: Автореф. канд. филол. наук. М., 1968. - 19 с.

85. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. - 359 с.

86. Горбунова О.И. Основные функции цвета в лирике Блока/ Филологические штудии. Иваново, 1995. - 179 с.

87. Гордин А.М. Гордин М.А. Александр Блок и русские художники. -Л., 1986.-365 с.

88. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. -М.,1970. 511 с.

89. Гофштеттер И. Поэзия вырождения. Философские и психологические мотивы декадентства. Пб., 1902. - 129 с.

90. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. М.; Л., 1966.-569 с.

91. Губер А. Структура поэтического символа. // Художественная форма.-М„ 1927.-168 с.

92. Гудзий Н. Из истории раннего русского символизма.// Искусство, 1927, №4, с. 12-15.

93. Гудина С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление. // Философские науки, 1986, № 3, с. 24-27.

94. Гудина С.С. Проблема цвета в эстетике: Автореф. канд. философ, наук. Л., 1987.-23 с.

95. Гулыга А. Поиски абсолюта. // Новый мир, 1987, № 10, с. 37.

96. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. //На рубеже XIX и XX веков. Сб. науч. тр.-Л., 1991.-391 с.

97. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия.-М., 1990.-279 с.

98. Даниэль С.М. Поэтика Александра Блока и живопись. // Творчество, 1980, №11, с. 18.

99. Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала XX века. М., 1985. - 256 с.

100. Дмитриева H.A. Михаил Врубель: жизнь и творчество. М., 1984. -215 с.

101. Дождикова H.A. Цикл "Распутья" и проблема эволюции А. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. Л. 1986. - 25 с.

102. Долгополов Л.К. Александр Блок / Личность и творчество. Л., 1978.- 175 с.

103. Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман " Петербург". Л.,1988. -416 с.

104. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX -начала XX века. Л.,1985. - 351 с.

105. Долгополов Л.К. Неизвестный материк (Заметки об Андрее Белом). // Вопросы литературы, 1982, № 3, с. 93-102.

106. Долгополов Л.К. Поэмы Ал. Блока и русская поэзия начала XX века. -М.; Л.,1964.-189 с.

107. Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. М., 1985. - 334 с.

108. Дьяконицын Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX начала XX века. - Пермь, 1966. - 319 с.

109. Ермилова E.B. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.- 174 с.

110. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. М., 1922. -237 с.

111. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.,1977. 407 с.

112. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М., 1986. - 301 с.

113. Закаридзе А.Т. Специфика художественного символа. Тбилиси, 1986.-318 с.

114. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. - 431 с.

115. Зельцер Л.З. Символ инструмент анализа художественного произведения. - Владивосток, 1990. - 88 с.

116. Зернов В.А. Цветоведение. -М., 1972.-278 с.

117. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994.-428 с.

118. Иванова Е.В. Зарождение русского символизма и идейно-эстетическая борьба в литературе 90-х годов: Автореф. М., 1983. -20 с.

119. Иванов-Разумник Р.В. Александр Блок, Андрей Белый. М., 1919. -140 с.

120. Иванов-Разумник Р.В. Александр Блок. Пб., 1919. - 90 с.

121. Иванов-Разумник Р.В. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. -Пг., 1923.- 175 с.

122. Ивенс Р. Введение в теорию цвета. М., 1964. - 442 с.

123. Из истории русской литературы конца XIX начала XX в. - М., 1988.-320 с.

124. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л., 1978. - 224 с.

125. Исаев И. Русская буржуазная культура начала XX века: эстетические тенденции и тупики развития// Социально-культурный контекст искусства. М., 1987. - 300 с.

126. Искусство светящихся звуков. Сб. статей СКБ "Прометей"/ Под общ. ред. Б.М. Галеева. Казань, 1973. - 262 с.

127. История и теория мировой и русской культуры. (Книга авторизованного изложения). М., 1992. - 212 с.

128. История культуры и поэтика. М., 1994. - 205 с.

129. История русской литературы в 4-х томах. Т. 3. Л., 1983. - 654 с.

130. История русской поэзии в двух томах. Т. 2. Л., 1982. - 596 с.

131. Каган М.С., Холостова Т.В. Философия. Культура. Искусство. Диалог.-М., 1988.-63 с.

132. Казин А Л. Гносеологическое обоснование символа А. Белым.// Вопросы философии и социологии, 1971, № 3, с. 27.

133. Казин А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры (К характеристике мировоззрения русского символизма). // Вопросы философии, 1980, № 7, с. 14.

134. Канаев И.И. Очерки истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л., 1971. - 159 с.

135. Кандинский В.В. О духовном искусстве. М., 1992. - 107 с.

136. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника. -М., 1918.-105 с.

137. Карпова Г. И. Проблема соотношения лирического и драматического в драматургии Ал. Блока: Автореф. канд. филол. наук. Томск,1980. -29 с.

138. Кассирер Эрнст. Лекции по философии и культуре: // Культурология XX век: Антология: Лики культуры. М., 1995. - 717 с.

139. Книппович Е. Об Александре Блоке. М.,1987. - 156 с.

140. Княжнин В.Н. Александр Александрович Блок. Пб., 1922. - 127 с.

141. Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М., 1980.-234 с.

142. Кочик О.Я. Об эволюции цветовой системы В.Э. Борисова-Мусатова. Из истории русского искусства второй половины XIX нача-ha XX века (сборник исследований и публикаций) - М., 1978. - 342 с.

143. Кравков C.B. Глаз и его работа. М., 1950. - 95 с.

144. Краснова Л. В. Поэтика Александра Блока. М., 1980. - 290 с.

145. Краткая литературная энциклопедия: В 9 томах. М.,1968.

146. Крохина Н.П. Миф и символ в романтической традиции (в русской поэзии и эстетике начала XX века): Автореф. М., 1990. - 23 с.

147. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900.-М„ 1994.-541 с.

148. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М„ 1980.-320 с.

149. Кувакин В.А. Философия Владимира Соловьева. М., 1988. - 275 с.

150. Кулешова Е. Полифония идей и символов. М., 1981. - 380 с.

151. Культурологические аспекты теории и истории русской литературы.-М„ 1978.-77 с.

152. Культурология. История культуры России XIX XX вв. - Спб., 1996. -443 с.

153. Культурология. Краткий терминологический словарь. /Ред. Кефели И.Ф.-Спб., 1994.-404 с.

154. Куприяновский П.В. Сквозь время. Статьи о литературе. Ярославль, 1972.-302 с.

155. Лавров А. Мифотворчество "аргонавтов". // В сб. Миф-Фольклор-Литература. АН СССР. Инст. русск. лит. Л., 1978. - 403 с.

156. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994. - 399 с.

157. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М„ 1937.-280 с.

158. Леви Строе К. Структурная антропология. - М., 1983. - 368 с.

159. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М., 1961.-240 с.

160. Лесков Л.В. О построении теории ноосферы. М., 1993. - 305 с.

161. Лесневский Ст. Путь, открытый взорам. М., 1979. -273 с.

162. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.-475 с.

163. Литература и живопись. // Сборник статей. Л., 1982. - 376 с.

164. Литература и история. // Исторический процесс в творческом сознании русских писателей 18-20 вв. Спб., 1992. - 359 с.

165. Литературное наследство. // Символизм: Т. 27-28. М., 1937.

166. Литературно-эстетические концепции в России XIX начала XX века.-М., 1975.-340 с.

167. Лосев А.Ф. В. Соловьев и его время. М., 1990. - 389 с.

168. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982. -408 с.

169. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.-650 с.

170. Лотман Ю. Актуальные проблемы семиотики культуры. // Сб. ст. вып. 746. Тарту, 1987.

171. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., 1996. - 848 с.

172. Лотман Ю.М. Блок и народная культура города // Наследие Блока и актуальные проблемы поэтики. Блоковский сборник IV. Уч. зап. Тар-тусского университета. Вып. 535. Тарту, 1981. С. 7-26.

173. Луизов A.B. Цвет и свет. Л., 1989.-280 с.

174. Люшер Макс Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993. - 305 с.

175. Мазаев А.Е. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1992. - 26 с.

176. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.,1981. - 126 с.

177. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. - 370 с.

178. Мальчевский Н. К истории русской философии. // Петербургские чтения по философии культуры, Кн. 2, Российский духовный опыт. -Спб., 1922.

179. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -Спб., 1996.-285 с.

180. Матюшин М.В. Справочник по цвету. М.; Л., 1932. - 380 с.

181. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь Ал. Блока. Куйбышев,1969. - 305 с.

182. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. - 270 с.

183. Мельникова H.H. Трагическое в творчестве A.A. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1982. - 23 с.

184. Мережковский Д. Полное собрание сочинений. Т. 24. М., 1914.

185. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока. // Известия Крымского пед. института им. М.В. Фрунзе. Симферополь, 1930.

186. Минц З.Г. Лирика Ал. Блока /1869-1906/ Тарту,1956. - 213 с.

187. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека. // Проблема цвета в психологии. М., 1993. - 495 с.

188. Миронова Л.H. Цветоведение: Уч. пособие. Минск, 1984. - 205 с.

189. Михайловский Б.В. Избранные статьи. М., 1968. - 367 с.

190. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980. -311с. ~

191. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987. -302 с.

192. Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. -М., 1997. -479 с.

193. На рубеже XIX и XX веков. Из истории международных связей русской литературы.-Л., 1991.-321 с.

194. Нагапетян А. С. Метафора Александра Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1985. - 28 с.

195. Налимов В. В поисках иных смыслов. М., 1993. -260 с.

196. Небольсин С.А. Литературно-эстетические концепции русского модернизма в оценках современного буржуазного литературоведения Запада. // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX века. М., 1975. -412 с.

197. Неженец Н.И. Русские символисты. М., 1992. - 308 с.

198. Неизвестный Э.И. О синтезе искусств. // Вопросы философии, 1989, №7, с. 73.

199. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. - М., 1991. - 395 с.

200. Нижеборский А.К. Проблема символа в гносеологии русского символизма (Брюсов, Белый): Автореф. М., 1982. - 24 с.

201. Никитина Е.Ф. Шувалов В.М. Поэтическое искусство Александра Блока. // Образное слово А. Блока. М., 1980. -214 с.

202. Ницше Ф. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1900-1903.

203. Новиков А.И. Русская культура во времени и пространстве. // Русская культура: традиции и современность. М., 1993. - 57 с.

204. Новикова Т.Л. Изобразительное искусство в раннем творчестве А. Блока. М., 1993.-280 с.

205. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.-423 с.

206. Овчаренко А.И. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1986.

207. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. //Вопросы философии, №2, 1977, с. 20.

208. Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. Л., 1978. -230 с.

209. Орлов В.Н. Перепутья. М., 1976. - 212 с.

210. Орлов В.Н. Поэт и город. А. Блок и Петербург. Л.,1980. - 305 с.

211. Орлов В.Н. Пути и судьбы. Л., 1971. -286 с.

212. Осетров Е. На рубеже веков. Русская поэзия начала XX века. М., 1977.-408 с.

213. Оствальд В. Цветоведение. М.; Л., 1926.-201 с.

214. Паперный В.М. Гоголевская традиция в русской литературе начала XX века /A.A. Блок и А. Белый истолкователи Н.В. Гоголя / - Ташкент, 1982. -315 с.

215. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890-1902. М.; Л., 1933. - 245 с.

216. Перцов П.П. Ранний Блок. М., 1922. - 268 с.

217. Поспелова Н.И. Скрябин и символизм: Автореф. канд. филолог, наук.-М„ 1989.-26 с.

218. Психоанализ и культура. Харьков, 1994. - 578 с.

219. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века. - М., 1972.-502 с.

220. Пэдхем Ч. Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М., 1978.

221. Рабкин Е.Б. Атлас цветов.-М., 1956.-53 с.

222. Редько A.M. Литературно-художественные искания в конце XIX -начале XX вв. Л., 1924.-236 с.

223. Ремизов A.M. К Звездам памяти A.A. Блока // Ремизов A.M. Взвихренная Русь. - М., 1990, С. 351-366.

224. Роднянская И.Б. Трагическая муза Блока // Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М., 1989. С. 280-310.

225. Рубцов H.H. Иконология. История, теория, практика. М., 1990. -353 с.

226. Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. М., 1991. - 208 с.

227. Русакова A.A. Борисов-Мусатов. Л., 1974. - 111 с.

228. Русакова A.A. Борисов-Мусатов (Альбом). Л., 1975. - 175 с.

229. Русская литература XX века. Исследования американских ученых. -СПб., 1993.-574 с.

230. Русская литература и изобразительное искусство XVIII начала XX века. - Л., 1988.-287 с.

231. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1994.-400 с.

232. Русская художественная культура конца XIX начала XX века. /Сб. ст.-М., 1980.-495 с.

233. Рыбникова М.А. А. Блок-Гамлет. М., 1923.

234. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. -239 с.

235. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М., 1991. - 366 с.

236. Сапогов В. А. О понятии цветообраза в лирике А. Блока// Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. -М„ 1967.-346 с.

237. Сапогов В.А. Поэтика цикла А. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1967.-21 с.

238. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX в.-М., 1993.-324 с.

239. Сарабьянов Д.В. К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX начала XX века - Вестник Московского университета. Серия 8. История, 1982, № 3, с,. 45.

240. Сарабьянов Д.В. Павел Кузнецов. М., 1975. - 328 с.

241. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. Очерки. - М., 1971. -423 с.

242. Сарабьянов Д.В. Русские художники начала XX века (новые направления). Л., 1973. - 348 с.

243. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.-239 с.

244. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991. -215 с.

245. Свасьян^К.А. Проблема символа в западной философии XX века: Автореф. Ереван, 1980. - 26 с.

246. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философский идей софиологов. М., 1986. - 198 с.

247. Сергеева Е.В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах A.A. Блока: Автореф. Л., 1990.-23 с.

248. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб., 1995. - 475 с.

249. Серов Н.В. Хроматизм мифа.-Л., 1990.-386 с.

250. Сивик Л. Цветовое значение и изменение восприятия цвета: исследования цветовых образов. //Проблема цвета в психологии. М., 1993. - 368 с.

251. Скатов H.H. Далекое и близкое / Некрасовская книга А. Белого / -М„ 1981.-213 с.

252. Скатов H.H. Русские поэты: Очерки. М., 1977. - 385 с.

253. Скрипкина В.А. Принципы лирической циклизации в поэзии символистов. Структурообразующая функция в символике цвета (Блок, Белый, Соловьев): Автореф. канд. филолог, наук. М., 1990. - 25 с.

254. Смирнова Л.А. Волков А. А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. М., 1977. - 391 с.

255. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX начала XX века. - М., 1979.-427 с.

256. Соколова Н.И. Поэтический строй лирики А. Блока. Воронеж, 1984.- 193 с.

257. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. М., 1980.-696 с.

258. Соловьева B.C. Хиазмы в творчестве Блока. М., 1952. -405 с.

259. Сорокина Л.Н. Поэтика символизма. Алма-Ата, 1990. - 280 с.

260. Сорокина Л.Н. Проблемы символизма в немецкой поэзии на рубеже веков (Истоки, эстетика, поэтика): Автореф. М., 1989. - 25 с.

261. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: Автореф. канд. филолог, наук. Тарту, 1988. - 23 с.

262. Стернин Г.Ю. К вопросу о путях самоопределения символизма в русской художественной жизни 1900-х годов. // Советское искусствознание '80, Вып. 2.-М., 1981.-431 с.

263. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. - М., 1984. - 120 с.

264. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 годов. М., 1988.- 135 с.

265. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976.- 112 с.

266. Субач Г.В. Отражательная функция символа: Автореф. М., 1989. -26 с.

267. Субботина М.В. Символические образы в лирике Лермонтова и A.A. Блока. Воронеж, 1989. - 302 с.

268. Суздалев П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984.-479 с.

269. Тагер Е.Б. Модернистские течения в русской литературе и поэзия межреволюционного десятилетия (1908 1917). // Избранные работы о литературе. - М., 1988. - 512 с.

270. Тагер Е.Б. У истоков XX века. // Избранные работы о литературе. -М„ 1988.-284 с.

271. Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. М., 1974. -384 с.

272. Тарасенков А. Поэзия А. Белого. // Поэты. М., 1956. - 289 с.

273. Творчество A.A. Блока и русская культура XX века (сборник статей). -Тарту, 1979.-486 с.

274. Творчество A.A. Блока и русская культура XX века. Тезисы конф. -Тарту, 1957,- 301с.

275. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в первобытных культурах. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. - 471 с.

276. Тернер В.У. Символ и ритуал. М., 1983. - 367 с.

277. Тимофеев Л.И. Творчество А. Блока. М., 1963. - 199 с.

278. Томашевский Б.В. Поэтика. Теория литературы. М.; Л., 1930. -287 с.

279. Топорков А Н. О ритуале. Введение в проблематику. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.-397 с.

280. Трубецкой E.H. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. -512 с.

281. Тугендхольд Я.А. Пювис де Шаванн. СПб., 1911.-207 с.

282. Турков A.M. Александр Блок. М.,1969. - 319 с.

283. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. (Анализ современного гносеологического символизма). Минск, 1967. - 186 с.

284. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М., 1974. - 285 с.

285. Философия русского религиозного искусства XVI XX веков. - М., 1993,-399 с.

286. Флоренский П. Столп и утверждение истины: В 3 т, Т. 2. М., 1914.

287. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. // Вопросы философии, 1990, №10, с. 78.

288. Фоохт-Стоянова Т.О. О композиционных повторах у Блока. М., 1978. - 197 с.

289. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. - 389 с.

290. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М., 1989. -406 с.

291. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. - 375 с.

292. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. - М., 1973. -289 с.

293. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи. М., 1922. - 458 с.

294. Холина М.В. Творчество П.С. Уткина и проблемы символизма в русской живописи начала XX века: Автореф. М., 1983. - 24 с.

295. Холл М.П. Энциклопедические изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкранцевской философии. Новосибирск, 1993.-516 с.

296. Хопрова Т. А. Музыка в творчестве А. Блока. Л., 1974.-217 с.

297. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1980. -400 с.

298. Цинговатов А .Я. Муза Блока. Иваново-Вознесенск, 1922.

299. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., 1971. - 158 с.

300. Чистякова Э.И. О символизме Андрея Белого// Вестник МГУ, Философия, 1978, № 3, с. 14.

301. Чистякова Э.И. Эстетико-филосодаские взгляды Андрея Белого. -М., 1979. 187 с.

302. Чуковский К.И. Книга об Ал. Блоке. Пб.,1922. - 205 с.

303. Шаронов В.В. Свет и цвет. М., 1961.-311 с.

304. Штейн А.П. Версия фантазии на темы А. Блока. М., 1976. - 190 с.

305. Шулова Я. А. Новаторство Белого ("Петербург"). // Традиции и новаторство в русской литературе XIX века. Горький, 1983. -421 с.

306. Шулова Я.А. "Петербург" А. Белого /Некоторые вопросы поэтики: Автореф. канд. филол. наук. Горький, 1987. - 32 с.

307. Эйзенштейн С. А. Блок и цвет: Избр. произведения: В 6 т., Т. 3. М., 1964.-603 с.

308. Эйхен5аум Б.М. Судьба Блока // Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. М., 1987. С. 353-365.

309. Эллис. Русские символисты (К. Бальмонт. В. Брюсов. - А. Белый). -М., 1910.- 338 с.

310. Эткинд М.Г. Бенуа и русская художественная культура XIX начала XX века.-Л., 1989.-478 с.

311. Юлова А.П. Идеал и повседневность в лирике А. Блока периода первой русской революции: Автореф. канд. филол. наук. -Тарту, 1987. -29 с.

312. Юнг К.Г. Архетип и символ. -М., 1991.-218 с.

313. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994. -250 с.

314. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX начала XX вв. - М., 1987. - 510 с.

315. Юркина Л.А. Символ и его художественный функции. М., 1989. -154 с.

316. Юрьев Ф.И. Музыка цвета. Киев, 1971. - 96 с.

317. Bely Andrey. A Critical Review. Lexington, 1978.

318. Bely Andrey. Spirit of Symbolism. Ithaca and London Cornell University Press, 1987.

319. Belyj Andrej Pro et Contra. - Milano, 1986.

320. Birren F. History of color in painting. New York, 1965.

321. Bowlt, J.E. Russian Simbolism ahd the "Blue Rose" Movement. // The Slavonic and East European Revaew, 1973, November, 123, p. 161-181.

322. Bowlt, J.E. Symbolism and Modernity in Russia. // Artforum, November, 1977, XVl/3, p. 56-70.

323. Bowlt, J.E. The Blue Rose: Russian Symbolism in Art. // The Burlington Magasine, 1976, August, p. 566-574.

324. Bowness, A. An Alternative Tradition? French Symbolist Painters Moreau, Puvis de Chavannes, Redon and their Followers. // Art Counsil of Great Britain, 1972, p. 14-20.

325. Chasse, Ch. The Nabis & their period. New York, Washington, Praeger, 1969.

326. Cioran S.D. The Apocalyptic Symbolism of Andrej Belyj. The Hague-Paris, 1973.

327. Coates Paul. Words after speech a Comparative Study of Romanticism and Symbolism. New York, 1986.

328. Eisworth J.D. Andrey Bely Russian Literary Profiles. Letchworth, 1972.

329. Hofstatter, H.H. Idealismus und Symbolismus. Wien-Munchen, Schroll, 1972.

330. Lawler, James Ronald. The language of French symbolism. Princeton, 1969.

331. Lehmann, Andrew George. The symbolist aesthetic in France, 1885-1895. Oxford, 1950.

332. Lucie-Smith, E. Symbolist Art. London, Thames and Hudson, 1977.

333. Monis, Patrisio V. The Literary symbol in modern literature. Manica, 1975.

334. The Art Journal, Summer, 1966, XXV-4, p. 40-46.

335. Donchin Georgette The influence of French Symbolism on Russian poetry. University of London, Mounton & Co 1958/S-Gravenhage.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.