Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Рустам Раджапович

  • Шайхутдинов, Рустам Раджапович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 121
Шайхутдинов, Рустам Раджапович. Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2001. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Рустам Раджапович

Введение.

Глава 1. АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ГИНЗБУРГА.

1.1. Исполнительская деятельность Г. Р. Гинзбурга в контексте проблемы типологии музыкантов-исполнителей.

1. 2. Фортепианные транскрипции Г. Р. Гинзбурга в свете тенденций эволюции жанра.

1. 3. Г. Р. Гинзбург — педагог.

Глава 2. ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА Г. Р. ГИНЗБУРГА КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПИАНИЗМА:

2. 1. Отечественный пианизм XX века: традиции и тенденции развития.

2.2. Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга (истоки, типологические черты, деятельность крупнейших представителей)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма»

В современную эпоху особую актуальность приобретают проблемы сохранения и приумножения духовных ценностей человеческого общества. Роль фортепианного искусства в этом процессе особенно велика вследствие широкого распространения инструмента в исполнительской и педагогической практике.

Значительный объем практического и теоретического опыта, накопленного различными фортепианно-исполнительскими школами в XX столетии, требует глубокого научного анализа и обобщения. Известно, что многое из сыгранного, сказанного и написанного в разное время, ушло безвозвратно. Между тем, сила индивидуального опыта представителя любой профессии — в потенциале для актуализации, в возможности стать достоянием следующих поколений. Поэтому, несмотря на трудности, связанные, прежде всего, с крайне ограниченным количеством фактического материала, целесообразно предпринимать усилия к обобщению практического исполнительского и педагогического опыта. Оберегать культурное наследие (в самом широком смысле этого слова), изучать его наиболее ценные и значимые проявления — благородная и ответственная задача.

При изучении фортепианного искусства, помимо работы над общими проблемами исполнительства и педагогики, принципиально важным и значимым является изучение сформировавшихся в рамках национальных культур школ и направлений, комплексный анализ творческой деятельности крупнейших мастеров пианизма. Отечественная культура завершившегося века богата творческими личностями, оставившими яркий след в истории мирового музыкально-исполнительского искусства. К их числу принадлежит Григорий Романович Гинзбург — выдающийся пианист, лауреат Первого международного конкурса имени Ф. Шопена (Варшава, 1927 г.), профессор Московской консерватории.

Впервые имя Г. Р. Гинзбурга появилось на концертных афишах Москвы в начале 1920-х годов. В это время активно концертировали А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, начинали свою творческую карьеру выдающиеся представители более молодого поколения пианистов — М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, Л. Н. Оборин, Я. В. Флиер и другие. По справедливому замечанию Г. М. Цыпина, «только действительно большому дарованию, яркой, сильной творческой индивидуальности по силам было не стушеваться в этом блистательном созвездии имен» (48, 5).

Между тем, творчество Гинзбурга вызывало у музыкальных критиков весьма неоднозначную оценку. Некоторые из них, признавая техническое совершенство игры и тонкость интерпретаций, указывали на излишнюю, по их мнению, рассудочность трактовок и недостаток эмоциональности. Отчасти данная позиция определялась сложившейся музыкально-исторической ситуацией. В эпоху доминирования романтического направления в отечественном фортепианном исполнительстве в 1920 - 60-е годы творчество Мастера могло казаться несоответствующим «романтическому идеалу» (Д. А. Рабинович). Подобного рода предубеждения нередко проявляются и поныне.

Вместе с тем, в наше время начинает формироваться иной взгляд на творчество Гинзбурга. Так, один из современных исследователей замечает, что «не был оценен при жизни пианист Григорий Гинзбург — тонкий музыкант и блестящий виртуоз. Он избегал эффектных телодвижений и шумных звуковых оргий, а потому слыл всего лишь холодным мастером техники» (63, 41). Передовые деятели фортепианного искусства и ранее указывали на Гинзбурга как на одну из ключевых фигур в истории становления и развития отечественного пианизма. Так, например, Д. А. Рабинович писал: «Соизмеримы ли с масштабом его дарования, с тем, что он сделал для нашей музыки, считанные посвященные ему статьи?» (164, 65). Т. П. Николаева, в свою очередь, отмечала: «.это был истинный художник, как мне кажется, еще недооцененный, по существу, и до сих пор» (48, 194).

Универсализм дарования Гинзбурга ярко воплотился в многообразии его творчества, сочетавшего в себе сольную исполнительскую, ансамблевую, транскрипторскую, редакторскую, музыкально-общественную деятельность.

После успешного выступления на Шопеновском конкурсе он начал самостоятельную артистическую деятельность. На протяжении нескольких десятилетий его концерты составляли неотъемлемую часть культурной жизни страны. Одним из первых Григорий Романович стал осваивать специфические возможности современного радиовещания, оставив значительное наследие в виде звукозаписей, подходя к этой работе с особой ответственностью. Я. В. Флиер вспоминал, что Гинзбург был одним из тех пианистов, кто умеет «великолепно записать то или иное сочинение» (48, 216).

Вместе с тем, исполнительская деятельность Гинзбурга не ограничивалась сферой сольного музицирования. Считая игру в ансамбле одним из важных факторов пианистического мастерства, он постоянно выступал в вокальных и инструментальных дуэтах с певцами Н. Райским, Н. Суховицыной, пианистами J1. Обориным, Я. Флиером, Г. Коганом, скрипачами С. Фурером, Д. Цыгановым и другими. Особо следует отметить звуковое наследие, оставленное дуэтом Григорий Гинзбург — Леонид Коган (сонаты Бетховена, Вебе-ра, Грига).

Трудно переоценить значение просветительской деятельности музыканта. Не ограничиваясь преподаванием в консерватории и ЦМШ, он охотно проводил открытые уроки, выступал с лекциями и докладами, имевшими значительный резонанс по всей стране. По инициативе Гинзбурга и под его руководством при Центральном Доме работников искусств был создан и продуктивно работал семинар музыкантов-педагогов. Под его председательством проходили также заседания Совета Всероссийских педагогических чтений. Несколько лет Григорий Романович возглавлял Научное студенческое общество Московской консерватории.

Гинзбург нередко выступал в печати в качестве музыкального критика и публициста. Спектр волновавших его проблем разнообразен: от редакторских принципов его наставника — А. Б. Гольденвейзера до вопросов усовершенствования конструкции отечественных роялей и пианино.

Украшением концертного репертуара пианиста были созданные им транскрипции и исполнительские редакции. Эти opus'bi, позволяющие проникнуть в творческую лабораторию Мастера, уяснить особенности его музыкального мышления, по праву должны быть отнесены к числу лучших образцов жанра.

Исключительно ярко дарование Гинзбурга проявилось в области педагогики. Сформированная им за годы работы в Московской консерватории педагогическая система способствовала созданию особой ветви отечественной фортепианной школы — направления пианизма, оказывающего заметное влияние на формирование современного облика фортепианного искусства. Тема — Г. Р. Гинзбург и его школа, исследуемая в свете традиций и проблем музыкального исполнительства и педагогики, современных тенденций развития пианизма, выходит за рамки локальной. Внимание к творческому функционированию различных направлений отечественной фортепианной школы продиктовано необходимостью дальнейшего осмысления истории, развития теории и совершенствования методики пианизма. Это и послужило главной причиной выбора темы настоящего исследования, в котором автор ставит своей целью изучить становление и творческое функционирование школы Г. Р. Гинзбурга, осмыслить этот феномен в свете тенденций фортепианного искусства. Этим определяется выбор темы и актуальность настоящей диссертации.

Методологической основой исследования явилось учение об интонационной природе музыки и её связях с социально-историческим контекстом эпохи, о значении фактора исполнительского «переинтонирования», сформулированное Б. В. Асафьевым и Б. Л. Яворским и затем широко развитое отечественной музыкальной наукой. Принцип историзма позволил рассмотреть деятельность Г. Р. Гинзбурга и созданной им фортепианной школы в процессе развития.

Определяющую роль в разработке концепции диссертационной работы сыграли фундаментальные труды отечественных исследователей и пианистов в области истории и теории фортепианного искусства, музыкальной педагогики (А. Д. Алексеев, JI. А. Баренбойм, JI. Е. Гаккель, Г. М. Коган, Г. Г. Ней-гауз, Д. А. Рабинович, С. Е. Фейнберг и др.).

Важнейшую часть источников также составили работы в области исполнительского музыкознания, освещающие проблемы интерпретаторской сущности исполнительства (В. Ю. Григорьев, Н. П. Корыхалова, Г. М. Цы-пин и др.), исполнительского интонирования музыкального произведения (Б. В. Асафьев, М. М. Берлянчик, Г. М. Коган, А. В. Малинковская и др.), единства художественного и технического начал в воспитании и деятельности музыканта-исполнителя (А. Д. Алексеев, J1. А. Баренбойм и др.), развития исполнительского мастерства инструменталиста (С. И. Савшинский, В. П. Сраджев, О. Ф. Шульпяков и др.).

В процессе исследования широко использовались труды монографического характера, отражающие аспекты деятельности крупнейших мастеров пианизма XIX - XX веков, принадлежащие перу В. В. Бунина, М. А. Дроздовой, Я. И. Милыитейна, Д. А. Рабиновича, М. В. Смирновой, С. М. Хенто-вой, О. А. Якуповой и других.

Необходимо отметить, что творчество Гинзбурга неоднократно становилось объектом внимания со стороны отечественных музыковедов. Подтверждением тому служат музыкально-критические очерки и статьи в ряде изданий. Некоторые аспекты творчества музыканта получили отражение в трудах Д. Д. Благого (26), А. А. Николаева (145), Д. А. Рабиновича (163, 164), Г. М. Цыпина (213, 217), Л. Г. Григорьева и Я. М. Платека (189, 93 - 96) и др.

Однако следует указать, что эти бесспорно ценные работы, посвящены анализу отдельных сторон творческой деятельности пианиста (в подавляющем большинстве случаев это исполнительство). Осознавая это, ряд авторов отмечали, что их целью не являлось комплексное рассмотрение деятельности Гинзбурга. Так, например, А. А. Николаев в заключение своей статьи «Г. Р. Гинзбург» пишет: «О Гинзбурге-педагоге и его взглядах на развитие пианистического мастерства, его понимании стиля и содержания музыки тех или иных композиторов, наконец, о его лекциях и выступлениях по вопросам фортепианной педагогики в данной работе почти не говорится» (145, 186). Первый монографический очерк, посвященный Гинзбургу, был написан Д. А. Рабиновичем и включен в сборник «Портреты пианистов» (164). В этой замечательной «портретной» характеристике главным образом представлена деятельность Гинзбурга-исполнителя, другие же аспекты его творчества автор не рассматривает.

Наиболее значительное издание, посвященное творчеству выдающегося музыканта — сборник «Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы» (48). В нем собран целый ряд ценных сведений: опубликованы статьи, написанные как специально для данного издания (воспоминания учеников и коллег), так и публиковавшиеся ранее материалы. Особый интерес представляет статья, написанная сыном Григория Романовича — известным искусствоведом Л. Г. Гинзбургом. В ней рассказывается о многих интересных малоизвестных фактах биографии пианиста. Первый раздел сборника назван «Страницы жизни и творчества», во втором — «О музыканте и человеке» своими впечатлениями от общения с Гинзбургом делятся режиссер Ю. Завадский, дирижер К. Иванов, композитор Р. Щедрин и многие другие. Заключают книгу статьи и интервью самого Григория Романовича, большая часть которых была опубликована в периодической печати еще при жизни автора. Ценность сборника состоит в том, что он способствует популяризации творческой деятельности замечательного музыканта среди широких читательских масс. Вместе с тем, возможности его ограничены спецификой жанра подобных изданий, так как содержащиеся в нем материалы, в том числе мемуары, не претендуют на научные обобщения.

Весомую лепту в изучение творчества музыканта внесла педагог и исследователь Р. А. Ульянова. В 1985 году ею было выполнено диссертационное исследование на тему «Г. Р. Гинзбург и его роль в развитии советского пианизма». Сосредоточившись на фигуре Гинзбурга, автор создала историко-монографическую работу, освещающую подробности биографии пианиста, этапы становления его артистической индивидуальности, многие творческие принципы и установки. В центре же настоящего исследования находится созданное Гинзбургом направление отечественного фортепианного искусства. Ибо сегодня необходимо сконцентрировать внимание на следующих проблемах: рассмотреть функционирование созданной Г. Р. Гинзбургом форте-пианно-исполнительской и педагогической школы, определить ее место и эффективность влияния на процессы формирования и развития пианизма, выявить основные параметры и взаимодействие различных сторон деятельности выдающегося музыканта с позиции создания им одной из ветвей отечественной фортепианной школы.

Заметим, что со стороны зарубежных звукозаписывающих фирм также отмечается повышение интереса к творческому наследию Г. Р. Гинзбурга. Так, фирмой «Philips» в 1999 году в серии «Величайшие пианисты XX века» был осуществлен выпуск двойного компакт-диска пианиста*, а французская фирма «Olympia» ныне ведет подготовку к выпуску полного «собрания исполнений» Гинзбурга.

Комплексное исследование творческой деятельности выдающегося пи На данном диске представлен целый ряд записей, не издававшихся ранее. В их числе: Вторая, Шестая и Тринадцатая Венгерские рапсодии Ф. Листа, Марш из «Афинских развалин» JI. Бетховена - А. Рубинштейна, бетховенское Рондо соль мажор ор. 129 и парафраза П. Пабста на темы из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». аниста и его учеников — крупных деятелей современного фортепианного искусства потребовало сбора всех доступных звукозаписей исполнений, их анализа, изучения изданной литературы, а также архивных материалов. В ходе работы остро ощущалась потребность в привлечении дополнительных информационных источников. Трудно переоценить значение информации, полученной из «первых рук», путем бесед и переписки с учениками, коллегами, свидетелями жизни и творчества Гинзбурга (Г. Б. Аксельродом, JI. Н. Бер-маном, Е. Г. Гинзбург, JI. Г. Гинзбургом, С. JI. Доренским, В. Я. Жубинской, А. Г. Скавронским и другими), а также с воспитанниками его учеников (Н. Л. Луганским*, П. Т. Нерсесяном, А. А. Писаревым, Р. А. Островским и другими).

Стремление автора изучить фортепианную школу Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма потребовало изучения творческой деятельности видных современных пианистов — Г. Б. Аксельрода, С. Л. Доренского, В. Я. Жубинской, А. Г. Скавронского. Ибо, анализируя многогранную деятельность учеников и последователей Гинзбурга, мы, тем самым, формируем общее представление о его фортепианной школе.

Необходимость системного изучения творчества старшего поколения современных пианистов — выдающихся мастеров фортепианного искусства, обусловлена аккумуляцией в процессе их деятельности наиболее ценных исполнительских принципов и традиций, методов и форм обучения, подтверждающих «на практике» свою творческую состоятельность и значимость. В то же время, рассмотрение деятельности представителей пианистической школы Г. Р. Гинзбурга в русле осмысления филиационных связей создаёт необходимые предпосылки для углублённого понимания сути и смысла фортепианного искусства, научного предвидения дальнейших путей его развития. Н. JI. Луганский, долгое время занимавшийся у Т. П. Николаевой, окончил Московскую консерваторию по классу С. J1. Доренского и ныне работает ассистентом в его классе.

В современных искусствоведческих работах неизменно подчер-кивается важность рассмотрения вопросов принадлежности музыкантов к определенному направлению, к той или иной профессиональной «семье», ибо «весь пласт материалов, которые условно можно назвать генеалогическими, заслуживает поиска и тщательного анализа» (200,102).

Следует учитывать недостаточное внимание, уделяемое современному фортепианному искусству, деятельности его ведущих представителей, а также отсутствие стенограмм уроков и редакций музыкальных произведений. Бесценный исполнительский и педагогический опыт в данной ситуации остается достоянием лишь узкой группы учеников, что ограничивает возможности для его актуализации. В дальнейшем, отсутствие документальных материалов может стать непреодолимым препятствием для исследователей, заинтересованных в анализе деятельности того или иного крупного музыканта. Исходя из вышесказанного, одной из задач настоящей диссертации, является привлечение внимания музыкантов-исследователей к деятельности современных корифеев пианизма, к необходимости сбора и обобщения материалов, касающихся их творчества.

Исполнительской, педагогической, музыкально-общественной деятельности воспитанников Гинзбурга посвящено довольно значительное количество статей и заметок в периодических изданиях. Наиболее значимые из них публиковались в газетах «Культура» (186, 210, 369), «Музыкальное обозрение» (125), журналах «Сов. музыка» (33, 64) и «Музыкальная жизнь» (209, 212). Укажем также на очерки в справочнике «Современные пианисты» (189, 9 - 10, 131 - 132, 140, 320 - 321). Однако подавляющее большинство этих работ носят лишь информационно-познавательный характер (как правило это рецензии на концертные выступления).

В данной работе автор поставил перед собой цель комплексно изучить творческую деятельность фортепианной школы Г. Р. Гинзбурга, ее наиболее видных представителей в свете современных тенденций развития пианизма.

Для реализации вышеобозначеииой цели настоящего диссертационного исследования были определены следующие задачи:

- изучить истоки формирования фортепианной школы Г. Р. Гинзбурга;

- определить факторы ее формирования и эффективность влияния на процессы развития фортепианного искусства;

- рассмотреть исполнительскую деятельность Гинзбурга в контексте проблемы типологии музыкантов-исполнителей;

- осмыслить фортепианные транскрипции Гинзбурга в свете тенденций эволюции жанра с целью анализа его музыкального мышления;

- исследовать особенности созданной им педагогической системы с точки зрения воздействия на последующее развитие пианизма;

- на основе новых материалов создать творческие портреты Г. Б. Ак-сельрода, С. JI. Доренского, В. Я. Жубинской, А. Г. Скавронского — крупнейших представителей школы Гинзбурга;

- уточнить общее (типовое) и различное (индивидуально-характерное) в творческой деятельности названных музыкантов;

- обозначить роль и место школы Г. Р. Гинзбурга в общей панораме отечественного и мирового пианизма.

Подобная постановка научных задач предопределила и структуру работы, состоящую из Введения, двух глав, Заключения, а также Приложений, выделенных в отдельный том. Различием задач, стоящих перед автором, обусловлено разноплановое изложение материала в каждом из разделов исследования.

В первой главе «Аспекты творчества Г. Р. Гинзбурга» раскрывается процесс формирования уникальной творческой индивидуальности музыканта, анализируются воздействия, оказанные на него представителями различных национальных фортепианно-исполнительских школ, выстраивается схема типологической пианистической преемственности. Анализ направлений творческой деятельности музыканта ведется с позиций их взаимодействия и взаимообусловленности. Особый акцент сделан на рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью Г. Р. Гинзбурга как основателя одной из ветвей отечественной фортепианной школы. Второй раздел главы посвящен систематизации и рассмотрению фортепианных транскрипций Гинзбурга, что позволило приблизиться к пониманию особенностей его музыкального мышления и интерпретаторского почерка. В третьем разделе, основной целью которого является анализ педагогической системы музыканта, широко использованы данные, полученные автором в ходе бесед с его учениками. Диссертант стремился свести эти материалы в единую систему, акцентируя внимание на проблемах достижения целостности художественного и технического начал в обучении пианиста.

Вторая глава «Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга как фактор развития отечественного пианизма» состоит из двух разделов. В первом из них прослеживаются традиции отечественного пианистического искусства, рассматриваются современные тенденции его развития, а также факторы, оказывающие принципиальное влияние на формирование этих тенденций. В следующем разделе, анализируются истоки формирования школы Г. Р. Гинзбурга, деятельность ее наиболее ярких представителей, степень влияния школы на развитие отечественного фортепианного искусства.

Диссертационное исследование снабжено значительным количеством материалов, связанных с творчеством Г. Р. Гинзбурга и крупнейших представителей его школы, представляющих немалый научный интерес. Они объединены во втором томе.

В Заключении диссертации творческое наследие Гинзбурга — пианиста-исполнителя, автора фортепианных транскрипций, педагога — представлено как явление совокупное. Здесь же определены факторы, способствующие плодотворному функционированию школы Г. Р. Гинзбурга в русле современных тенденций развития пианизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Шайхутдинов, Рустам Раджапович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации было проведено исследование становления и творческого функционирования одного из направлений отечественного фортепианного искусства, обозначенного как школа Г. Р. Гинзбурга. Раскрыв художественный феномен Григория Романовича Гинзбурга — выдающегося пианиста-исполнителя, педагога XX столетия и его школы в свете современных тенденций развития пианизма, исследование позволяет обогатить и углубить существующие в отечественной истории и теории фортепианного искусства представления о творчестве Мастера и ввести в музыкальную науку новые материалы, отражающие деятельность его учеников и последователей.

Исследовательская работа прошла несколько важных этапов. На первом из них шло освоение всех доступных источников информации — публикаций в периодической печати и в сборниках по вопросам фортепианного исполнительства и педагогики, граммофонных, аудио и видеозаписей. Руководящим было стремление автора к осмыслению творчества Гинзбурга в контексте современных представлений музыкальной науки о фортепианном искусстве XX века. В результате была обнаружена недооценка неординарной творческой личности пианиста со стороны ряда современников и исследователей более позднего времени.

На следующем этапе работы были исследованы новые материалы, полученные автором в ходе интервьюирования учеников и коллег Гинзбурга, переписки с российскими и зарубежными респондентами, работы с личными архивами. Таким образом, исследование обогатилось новыми данными, позволившими полнее отразить и проанализировать творческую деятельность Гинзбурга и созданной им школы с позиций ее значения для последующего развития фортепианного искусства, сформировать представления о функционировании школы.

В результате проделанной научной работы определился итоговый замысел диссертации: на основе материалов (опубликованных и неопубликованных), посвященных анализу деятельности Гинзбурга, дать по возможности исчерпывающую характеристику его школы, определить факторы ее формирования и причины эффективности влияния на развитие фортепианного искусства.

В диссертации проанализирована деятельность представителей школы Г. Р. Гинзбурга, выявлены ее истоки и типологические черты, обстоятельно рассмотрены аспекты творчества основателя школы — исполнительство, педагогика, создание фортепианных транскрипций.

Основные научные результаты диссертационного исследования сводятся к следующему.

Главный вывод состоит в том, что Григория Гинзбурга с полным основанием необходимо отнести к числу крупнейших пианистов XX столетия, знаковых фигур отечественного фортепианного искусства. В истории национального и мирового музыкального искусства ему по праву принадлежит достойное место как художнику, обладавшему неповторимой индивидуальностью и внесшему значительный вклад в развитие фортепианного исполнительства и педагогики.

Проведенный в диссертации музыкально-генеалогический анализ позволил сделать вывод о том, что творческая индивидуальность пианиста формировалась под воздействием целого ряда национальных и инонациональных факторов, различной, подчас кардинально противоположной, стилевой направленности. Их творческий синтез способствовал выработке индивидуального исполнительского стиля, особенности которого ныне, на фоне завершившегося века, воспринимаются рельефнее и ярче.

В диссертации подчеркнуто, что особые стилевые черты интерпретаций Гинзбурга были связаны с характерным для рассматриваемого периода усилением интеллектуально-рационалистических тенденций, стремлением к точности и аутентичности исполнения. Вместе с тем, обобщение достижений школ К. Черни, П. А. Пабста, А. Б. Гольденвейзера, выдающаяся виртуозная одаренность, доведенная до совершенной степени мастерства, своеобразное преломление романтических тенденций — сообщали трактовкам Гинзбурга неповторимо-индивидуальный характер.

Исходя из анализа целого ряда типологических концепций, в работе сделан вывод о существеннейших, доминантных чертах исполнительства Гинзбурга — виртуозной, отражавшейся в непременном техническом совершенстве воплощаемых музыкальных концепций и интеллектуальной, связанной с осознанием особой роли исполнителя-интерпретатора в системе музыкальной коммуникации. Созданные пианистом высокохудожественные фортепианные транскрипции отразили основные черты его исполнительского облика. В них гармонично сочетаются виртуозно-концертная составляющая и направленность на постижение и воплощение подтекстных и над-текстных слоев структуры музыкального произведения.

Анализ концертных выступлений и студийных записей Гинзбурга, подкрепленный воспоминаниями современников и собственными высказываниями пианиста, позволил выявить основные типологические черты его исполнительского стиля. Среди них:

- особая манера интонирования, сложившаяся в результате синтеза вокальной трактовки инструмента, свойственной русскому пианизму и принципов «блестящей» пальцевой школы К. Черни, А. Доора, П. А. Пабста и др.;

- технически совершенное воплощение исполнительских концепций и художественно-исследовательский подход к процессу интерпретации нотного текста;

- значительная роль рационального, аналитического фактора при разучивании и исполнении произведений; искусство Гинзбурга в большей степени «искусство представления», а не «искусство переживания»;

- стилевая эволюция, проявившаяся как на уровне средств музыкально-исполнительской выразительности, так и в смене репертуарных приоритетов (от Шопена и Листа к Моцарту и раннему Бетховену).

Результаты проведенного исследования также доказывают значительность достижений Гинзбурга в области фортепианной педагогики. Выдающиеся исполнительские достижения, спроецированные на педагогическую сферу, стали залогом успеха данного направления деятельности пианиста. Гармоничность художественного и технического начал в обучении пианиста была определяющим пунктом педагогического мастерства Гинзбурга, воспитавшего немало видных современных пианистов-исполнителей и педагогов. С точки зрения воздействия на дальнейший прогресс музыкально-исполнительского искусства и фортепианной педагогики подчеркнута приверженность Гинзбурга принципам психотехники, связанным с именами Ф. Бузони и Э. Петри. Именно психотехническая установка и продиктованные ею методы и формы работы над музыкальным произведением во многом определили особенности гинзбурговской педагогической системы. В их числе:

- фундаментальное овладение основами фортепианной виртуозности;

- рационализация работы над музыкальным произведением;

- идеомоторная подготовка, как один из основных методов самостоятельной работы пианиста-исполнителя;

- инициация творческого (композиторского) начала в процессе обучения молодых пианистов;

- взаимосвязь творческих установок в исполнительстве и преподавании фортепианной игры.

Многогранность художественного дарования, музыкальное творчество, интенсивная концертная и педагогическая деятельность, — все это сыграло свою роль в формировании фортепианной школы Г. Р. Гинзбурга. Среди ее представителей — целый ряд видных современных пианистов-исполнителей и педагогов, своей творческой деятельностью оказывающих значительное влияние на развитие фортепианного искусства. Основными факторами формирования музыкально-исполнительских школ, и фортепианной школы Г. Р. Гинзбурга в том числе, являются:

- привитие общеэстетических, этических принципов;

- создание комплекса исполнительских средств выразительности;

- выработка фундаментальной системы взглядов на интерпретацию музыкальных произведений;

- развитие индивидуального исполнительского стиля.

Устойчивое функционирование школы, таким образом, обеспечивается благодаря выдающейся фигуре ее основателя, активным развитием всех вышеуказанных факторов, заложенных в основу школы и оптимальным соотношением традиционных и новаторских элементов в деятельности ее крупнейших современных представителей.

Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга — заметное явление отечественного музыкального искусства. На современном этапе принципы школы ярче всего воплощаются в деятельности учеников Григория Романовича — Г. Б. Аксельрода, С. JI. Доренского, В. Я. Жубинской, А. Г. Скавронского и др. В процессе преобразования школы в более глобальную структуру возникнет вопрос о четком определении рамок школы, выработке критериев принадлежности к ней. И речь в данном случае идет не только о формальных факторах музыкального «родства». Ныне недостаточная временная дистанция не позволяет с достаточной определенностью классифицировать более молодых представителей школы, ибо процессы кристаллизации их творческого стиля еще не завершены.

Результатами проведенного исследования, разумеется, не исчерпываются все аспекты изучения школы Г. Р. Гинзбурга, его личности и творчества с точки зрения их весомости и значимости для дальнейшего развития фортепианного исполнительства и педагогики. В этой связи необходимо отметить, что в творчестве пианиста остается еще немало сторон, заслуживающих более детального изучения. Среди них следует назвать музыкально-просветительскую деятельность, проявившуюся в небывалом многообразии форм и методов работы. Специального исследования, очевидно, достойна и деятельность Гинзбурга-ансамблиста, протекавшая в сотрудничестве с крупнейшими отечественными музыкантами. Также, по нашему убеждению, предопределено все большее усиление интереса к пристальному исследованию творческой деятельности видных учеников и последователей Г. Р. Гинзбурга, среди которых — корифеи отечественного фортепианного искусства и целый ряд молодых пианистов — ярких фигур нынешнего музыкального исполнительства — Андрей Писарев, Рувим Островский, Вадим Ру-денко, Денис Мацуев и др.

В заключение вновь подчеркнем, что проведенное диссертационное исследование позволяет считать Г. Р. Гинзбурга одним из крупнейших пианистов завершившегося столетия, в творчестве которого сплелись достижения русской и западно-европейской фортепианной школ и проявились новаторские стилевые тенденции, отразившие общую эволюцию музыкального искусства XX века. Мощный духовный и профессиональный потенциал музыканта способствовал формированию особого направления отечественного фортепианного искусства, сохраняющего свою актуальность благодаря широкой опоре на традиции и индивидуальным творческим движениям своих

122 ведущих представителей. Главная заслуга воспитанников Гинзбурга в следовании и творческом обогащении принципов русского пианизма, связанных с деятельностью их выдающегося наставника, что способствует дальнейшему развитию фортепианного искусства.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.