Фортепианное творчество С. Прокофьева в учебно-образовательном процессе на музыкальном факультете педвуза: на материале учебной работы в фортепианном классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Усманова, Елена Викторовна

  • Усманова, Елена Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 190
Усманова, Елена Викторовна. Фортепианное творчество С. Прокофьева в учебно-образовательном процессе на музыкальном факультете педвуза: на материале учебной работы в фортепианном классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Усманова, Елена Викторовна

Введение

Глава I. Фортепианная музыка в творчестве С.С. Прокофьева

1. С.С. Прокофьев и его роль в истории мировой культуры

2. Фортепианное творчество С.С. Прокофьева

3. Исполнительское искусство С.С.Прокофьева

Глава II. Музыкально - педагогический анализ фортепианных произведений С.С. Прокофьева

1. Пьесы малых форм и фортепианные циклы

2. Фортепианные сонаты

3. Фортепианные транскрипции

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по освоению фортепианных произведений С.С.Прокофьева студентами музыкальнопедагогического факультета

1 .Цели, задачи и содержание констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы

2. Методика освоения произведений С.С. Прокофьева студентами музыкально-педагогических факультетов

3. Формирующий и контрольно-итоговый этапы экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное творчество С. Прокофьева в учебно-образовательном процессе на музыкальном факультете педвуза: на материале учебной работы в фортепианном классе»

Период кардинальных преобразований во всех сферах жизни нашего общества на рубеже ХХ-Х1 столетий не мог не повлиять на такие социальные институты как обучение и воспитание подрастающего поколения. Причем влияние это во многих своих проявлениях оказалось не просто негативным, но зачастую и разрушительным.

В области художественного и, в частности, музыкального образования произошла известная подмена ценностей, результатом которой явилась тенденция к вытеснению классического искусства из образовательного пространства, вымыванию его из круга приоритетов и вкусовых ориентаций, предпочтений и интересов учащейся молодежи. Эта тенденция коснулась творческого наследия таких гениев русской музыкальной культуры как Глинка и Чайковский. В не меньшей степени она коснулась и творчества Прокофьева, которое не только отражает близкую всем нам действительность по времени, образам, ментальности и мироощущению, но многими своими гранями обращено именно к подрастающему поколению, излучая мощный заряд деятельного и оптимистического, гармоничного и радостного ощущения жизни и творчества.

На протяжении многих десятилетий музыка Прокофьева имела заслуженное признание на оперной и балетной сцене, в программах симфонических концертов, а также в репертуаре выдающихся исполнителей-инструменталистов. Среди наиболее ярких российских интерпретаторов фортепианной музыки Прокофьева можно назвать Г. Нейгауза, В. Софроницкого, Л. Оборина, Э. Гилельса, С. Рихтера, Я. Зака, А. Ведерникова, М. Юдину, Д. Башкирова, Р. Керера; позже - Е. Кисина, Н. Луганского, Д. Мацуева и др. Из зарубежных пианистов, с успехом включавших в свой репертуар произведения Прокофьева, нельзя не отметить

В. Горовица, Б. Джайниса, Р. Серкина, С. Франсуа, В. Клиберна, Ч. Боллета, Д. Поллака, М. Аргерих. Богатый аудиоарсенал представляют записи Прокофьева-исполнителя, в репертуаре которого звучали как собственные произведения, так и сочинения других композиторов.

Совсем иначе выглядит современный учебный репертуар музыкальных факультетов педагогических вузов. В семестровые программы студентов все реже попадают истинные сокровища отечественного искусства -фортепианные произведениями Прокофьева. Причиной такой парадоксальной ситуации, на наш взгляд, является консерватизм в выборе репертуара, связанный с ограничением перечня изучаемых произведений кругом хорошо известных, популярных, «апробированных» в исполнительском плане пьес, не требующих дополнительных усилий по их с; осмыслению и освоению. В известной степени сказывается не всегда обоснованное представление о чрезмерной трудности фортепианных произведений Прокофьева, а также недооценка значения творчества композитора и того места, которое оно должно занимать в процессе подготовки учителя музыки - будущего воспитателя и пропагандиста национальной музыкальной культуры в широкой детской и молодежной среде.

Но есть еще одна, пожалуй, наиболее очевидная причина сложившейся ситуации, которая заключается в следующем. Если творчеству Прокофьева посвящен целый ряд искусствоведческих и музыкально-теоретических исследований Б. Асафьева, В. Беркова, В. Блока, Э, Денисова, И. Земцовского, В. Дельсона, Г. Орджоникидзе, М. Тараканова, В. Цуккермана, А. Шнитке, М. Якубова, И. Нестьева, Л. Мазеля, С. Скребкова, Ю. Тюлина, В. Холоповой, в которых полно и всесторонне изучен композиторский стиль Прокофьева, его музыкальный язык, особенности творческого мышления, история создания тех или иных произведений, то вопросы практического освоения фортепианных произведений Прокофьева студентами музыкально-педагогических учебных заведений и факультетов до настоящего времени не получили должного освещения.

В этом - проблема настоящего исследования, которая состоит в необходимости разрешения противоречия между существующей практикой исполнительской подготовки студентов педвузов и объективной необходимостью создания теоретической модели и соответствующей методики оптимизации процесса освоения учащимися фортепианного творчества Прокофьева.

Объект исследования - процесс исполнительской подготовки студентов музыкального факультета, принципиально важной составной частью содержания, которого должно являться творческое наследие Прокофьева.

Предмет исследования - приемы и способы учебной деятельности в ходе освоения учащимися фортепианных произведений Прокофьева.

Цель исследования: разработка педагогической концепции освоения фортепианного творчества Прокофьева студентами музыкальных факультетов педвузов.

Задачи исследования:

1. Определить место и значение творчества Прокофьева в мировой художественной культуре; вскрыть генезис музыкального языка композитора, его преемственные связи с русским фольклором, отечественными музыкальными традициями прошлого и передовыми достижениями современной композиторской школы.

2. Сделать теоретический и методологический анализ фортепианного творчества Прокофьева, рассмотреть воплощение идейно-художественных основ творчества композитора в его фортепианных опусах, подлежащих освоению учащимися.

3. Провести музыкально-педагогический анализ произведений Прокофьева в соответствии с разработанной в данном исследовании классификацией, позволяющей в относительно сжатые сроки и с максимальной эффективностью ознакомить учащихся с фортепианным стилем композитора.

4. Разработать методику освоения фортепианных произведений композитора студентами музыкального факультета педвуза, основанную на применении специальных приемов и способов учебной работы.

5. Подтвердить опытным путем целесообразность и педагогическую обоснованность основных теоретических и методических положений, содержащихся в настоящем исследовании.

Гипотеза исследования:

Художественно-полноценное осмысление учащимися фортепианной стилистики Прокофьева, а также адекватное воссоздание идей композитора в музыкально-исполнительской практике может быть обеспечено при условии: постижения учащимися генетических истоков творчества Прокофьева, в котором воплотились, с одной стороны, традиции русской национальной музыкальной культуры, с другой стороны - новаторские открытия в области музыкального языка и средств художественного выражения; уяснения студентами основных идейно-художественных предпосылок «фортепианного мышления» (терминология Б.В. Асафьева) Прокофьева, среди которых важное место занимают «поэтика контраста», принцип «компенсации сложного простым», неиссякаемый оптимизм прокофьевской музыки; создания дидактической модели учебно-художественного репертуара, составленного из фортепианных произведений Прокофьева, которая, отражая основные стилевые черты композитора, позволяет поэтапно вводить учащегося в мир прокофьевской музыки, не перегружая его сложной технической работой; применения системы методов освоения произведений композитора, адекватных специфическим особенностям пианистического мышления и фортепианного письма Прокофьева.

Методологической базой послужили: идеи Б. Асафьева, образовавшие в совокупности концепцию исторического музыкознания; принципы целостного анализа музыкальных произведений, акцентирующие выявление индивидуального - в общем, единичного и особенного - в стилистической целостности (В. Цуккерман); концепция стилевого анализа музыки (Б. Яворский), трактующая каждое отдельно взятое музыкальное произведение как сочетание типических, инвариантных черт с их сугубо индивидуализированным, конкретным претворением; методологические подходы к профессиональной подготовке учителя, сформулированные Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, В.В. Краевским, И.Н. Назимовым, М.И. Скаткиным, В.А. Сластениным; теоретико-методические установки, выработанные специалистами в области преподавания музыки: Э.Б. Абдуллиным, Б.Д. Критским, А.Н. Малюковым, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпиным, А.П. Юдиным и др.

Методы исследования включают в себя: системный, логико-исторический анализ специальной литературы по теме диссертации (педагогика, музыкознание, методика музыкального воспитания и образования, мемуарные и научно-теоретические источники, посвященные творчеству Прокофьева); синтез, обобщение опыта работы над произведениями Прокофьева, накопленного ведущими отечественными преподавателями-пианистами; конкретизация, критический анализ и научно-практическая интерпретация собственного педагогического опыта автора исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение за учебной работой студентов музыкально-педагогических учебных заведений (классы фортепиано и др.); диагностические методы (анкетирование, собеседование), а также педагогический эксперимент.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Фортепианное творчество С. Прокофьева в учебно-образовательном процессе на музыкальном факультете педвуза представлено недостаточно полно. Это связано с имеющим место ограничением педагогического репертуара сравнительно узким кругом хорошо «обкатанных» произведений, а также недооценкой роли прокофьевской музыки в воспитании будущих учителей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Усманова, Елена Викторовна

В заключение диссертации сделаны следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что существующая музыкально-педагогическая практика ориентирована в основном на использование в учебно-художественном репертуаре студентов ограниченного перечня произведений сравнительно небольшого круга авторов. За бортом учебного процесса остается большое количество высокохудожественных произведений, в том числе принадлежащих «перу» С.С. Прокофьева, освоение которых затруднено по ряду причин, главной из которых является неразработанность теории и методики их освоения;

2. Педагогическая концепция, позволяющая эффективно и в сравнительно сжатые сроки оптимизировать процесс освоения фортепианной музыки Прокофьева студентами педвузов опирается на понимание учащимися генетических истоков и преемственных связей творчества Прокофьева с русской и зарубежной музыкальной культурой прошлого и современности;

3. Необходимым условием адекватного постижения студентами стилистики и музыкального языка Прокофьева является осознание ими идейно-художественных предпосылок творчества композитора, таких как поэтика контраста, конденсированный лаконизм фортепианного стиля, принцип компенсации сложного простым, оптимистичность, принцип «обновления традиций»; такое понимание предоставляет молодому исполнителю «ключ» к убедительной интерпретации фортепианных пьес Прокофьева;

4. Повышению эффективности освоения студентами фортепианных произведений Прокофьева способствовала дифференциация этих произведений согласно дидактической модели учебно-художественного репертуара, отличающейся от общепринятой классификации, введенной в музыковедческий обиход В. Дельсоном. В данной педагогически адаптированной модели учебно-художественного репертуара произведения группировались следующим образом: пьесы малых форм и фортепианные циклы, фортепианные сонаты, а также отдельные пьесы и циклы фортепианных транскрипций оркестровых сочинений. Такая дифференциация позволила в сжатые сроки ознакомить учащихся с основными особенностями фортепианного стиля композитора.

5. Подробный музыкально-педагогический анализ фортепианных пьес Прокофьева, вошедших в дидактическую модель учебно-художественного репертуара, позволил создать систему методов освоения этих произведений учащимися, адекватных особенностям образного содержания и фортепианного почерка композитора;

6. Экспериментальное изучение проблемы подтвердило правомерность выдвинутых на защиту положений и гипотезы исследования. Эффективность разработанной методики освоения фортепианных произведений Прокофьева студентами музыкальных факультетов педвузов подтверждается результатами экспериментальной работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Усманова, Елена Викторовна, 2009 год

1. Адлер Н. Музыкально-литературная композиция по трагедии В. Шекспира и балету С.Прокофьева. М., 1986.

2. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (На основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). М., 1986

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.

4. Алексеев А.Д. Современная фортепианная музыка: 1917-1945. М., 1984

5. Алявдина А. А. Практические вопросы исполнительской техники // Советская музыка, 1936. №9.

6. Арановский М. Мелодика С. Прокофьева. Л., 1979.

7. Асафьев Б.М. Музыкальная форма как процесс. М., 1983.

8. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

9. Бейлина С. В классе В.Х. Разумовской. Л., 1982.

10. Блок В. Музыка Прокофьева для детей М., 1969.

11. Боганова Т. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, 1981.

12. Боганова Т. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева // Советский композитор, М., 1961

13. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М., 2002

14. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Мысль, 1986.

15. Вопросы теории и эстетики музыки, М., 1997

16. Гаккель Л. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. М, 1960.

17. Гаккель Л. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. М., 1970.

18. Гаккель Л. Черты фортепианного стиля и вопросы интерпретации фортепианной музыки раннего Прокофьева, М., 1984

19. Глебов И. За восемь лет (о Пятой сонате Прокофьева), // Современная музыка, 1927, №19

20. Глебов И. Прокофьев-исполнитель // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981

21. Глебов И. Стравинский и Прокофьев, Л., 1986

22. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., 1987.

23. Григорьев В.Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. М.: Музыка. 1986.

24. Григорьева Г.В. Музыкальные формы XX века М., 2003

25. Григорян JI.A. Фортепианные сонаты С. Прокофьева: интерпретация стиля и стиль интерпретации. М., 1997

26. Гулыга A.B. Принципы эстетики. Политиздат, 1987.

27. Гуманитарное образование в школе: теория и практика // A.A. Скрынников Дидактические проблемы подбора репертуара. 2005, №10

28. Данько JI. Оперы С. Прокофьева. Л., 1974.

29. Данько Л. С.С. Прокофьев. Краткий очерк жизни и творчества. Книга для юношества. М., 1976

30. Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев. Краткий очерк жизни и творчества. М.-Л., 1966.

31. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973

32. Денисов Э. Сонатная форма в творчестве Прокофьева. // С.Прокофьев. Статьи. Исследования. М., 1972.

33. Денисов Э.В. Сонатная форма в творчестве С.Прокофьева // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986.

34. Друскин М. Советская фортепианная музыка, 1951

35. Дьяченко Н.Г. TCO в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1983.

36. Евтихиев П.Н. Формирование умения визуализировать двигательный образ в процессе исполнения учащимися музыкального произведения: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.

37. Жиляев Н. Характерные черты творчества Прокофьева // История русской музыки в исследованиях и материалах / под ред. К.А. Кузнецова, т. 1 М., 1964

38. Запорожец Н. Некоторые особенности тонально-аккордовой структуры музыки С. Прокофьева // Черты стиля С. Прокофьева, М., 1982.

39. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М., 1987.

40. Земцовский И.И. Человек музицирующий Человек интонирующий - Человек артикулирующий // Сб. трудов МГТС им П.И. Чайковского. М, 1994

41. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969.

42. Интонация и музыкальный образ. M., 1965

43. Исполнение фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства, Вып.З. М., 1962

44. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1982.

45. Кабалевский Д. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества. Предисловие к изданию «Детской музыки». М., 1964.

46. Кабалевский Д. О Сергее Прокофьеве. Предисловие к первому тому Собрания сочинений С.С. Прокофьева. М., 1955

47. Кабалевский Д.Б. О Сергее Прокофьеве, М., 1978

48. Каратыгин В. Творчество Прокофьева // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981

49. Каузова А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке (на материале учебной работы музыкально-педагогических факультетов): Дисс. канд. пед. наук. М., 1982.

50. Качармина Т. А. Проблемы освоения нотной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.

51. Клещев C.B. О методе воспитания пианистических движений // Сов. Музыка. 1936 № 9.

52. Корсунская M.JT. «Детская музыка» С. Прокофьева в художественном воспитании школьника // Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультета // Вопросы теории и историифортепианной педагогики. М., 1973

53. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. М., 1978

54. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., 1995.

55. Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1983.

56. Майкапар А. Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики. М., 1976.

57. Малинковская A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., 2001

58. Мануйлов С.А. О техническом развитии учащихся фортепианного класса // Вопросы фортепианной педагогики. Сборник научных статей. М.: МГПИ, 1980.

59. Мартынов И. Лауреат Ленинской премии Сергей Прокофьев. Краткий очерк жизни и творчества // Знание, М., 1974.

60. Машинская Г. «Любовь к трем апельсинам» // С.С. Прокофьев / сост. О. Очаковская, М., 1990

61. Медушевкий В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.

62. Медушевский В.В. Онтологические основы интерпретации музыки // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры / Отв. Ред. Л.С. Дьячкова. М., 1994

63. Мендельсон-Прокофьева М. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981

64. Мильштейн Я. Прокофьев играет в Москве. «Советская музыка», 1962, № 8

65. Морозов С. Прокофьев (Жизнь замечательных людей). М. 1967

66. Морэ С. Глазами друга // Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, М-Л., 1974

67. Музалевский В. Русское фортепианное искусство. М Л., 1979

68. Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., Музыка, 1983.

69. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1985

70. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке М., 2003

71. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.

72. Нейгауз Г. Композитор-исполнитель // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981.

73. Нестьев И.В. Прокофьев М., 1977

74. Нестьев И.В. Прокофьев, М., 1967.

75. Нестьев И.В. Прокофьев. М., 1957.

76. Нестьев И.В. Творческий путь С. Прокофьева, М., 1965

77. Нестьев И.В.О стиле С. Прокофьева // Советская Музыка, 1956, №4.

78. Нестьева М. Прокофьев-пианист // С.С. Прокофьев, М., 1990

79. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогии и теории пианизма. М., 1980

80. Ныркова В. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: история и методические принципы. М., 1988

81. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1968.

82. Ордженикидзе Г. Фортепианные сонаты Прокофьева. М., 1962.

83. ОйстрахД. О дорогом и незабвенном//Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981.

84. Орелович А. О фортепианной музыке раннего периода творчества С. Прокофьева // Черты стиля С. Прокофьева, М., 1972

85. Основной музыкальный инструмент // Программы педагогических институтов: Сб. № 10. Сост. Э.Ф. Новикова, Р.А. Верхолаз, И.П. Кулясов. - ГК СССР по НО, 1989.

86. От Люлли до наших дней, М Л., 1994

87. Перельман Н. В классе рояля. Л., 1981.

88. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманитарное издательство центра ВЛАДОС, 1997.

89. Приходько В.И. Музыкальная фактура и исполнитель. Харьков: Фолио, 1977.

90. Проблемы музыки XX века. Н-Новгород, 1992

91. Прокофьеве. Автобиография. МДВ, стр. 15-196.

92. Прокофьев С. Расцвет искусства // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981

93. Прокофьев С.С. Книга для школьников // Сост. О. Очаковская, М.: Музыка, 1990

94. Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания / ред.-сост. С. И. Шлифштейн. М., 1985

95. Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания, М Л., 1981

96. Прокофьев С.С. Путь советской музыки // Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1981

97. Прокофьев С.С. Статьи и исследования // Сост. А.Блок. М., 1972.

98. Прокофьев С.С. Статьи и исследования, М., 1982

99. Прокофьев С.С. Статьи и материалы. М., 1975

100. Прокофьев С.С.Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961.

101. Рзянкина Т. Композиторы детям. JL, 1969.

102. Сабинина М. Новые сочинения С. Прокофьева // Советская музыка, 1951, № 5.

103. Сабинина М. Сергей Прокофьев М., 1960.

104. Сабинина М. Симфонизм Шостаковича, М., 1975.

105. Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1981

106. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: JL, 1964

107. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: 1961.

108. Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, /ред.-сост. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман. М., 1978

109. Скорик М. Ладовая система С. Прокофьева. Киев, 1979.

110. Скребков С. Очерки по современной гармонии.( М., 1985

111. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. М Л., «Музыка», 1974.

112. Смирнова И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитании учащейся-молодежи. Свердловск: СГПИ, 1985.

113. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М., 1994.

114. Советская музыкальная литература. Вып. 1., М., 1987

115. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.М., 2005

116. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию 20 века. М., 2004

117. Соколова H.B. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара. Автореф. . канд. пед. наук. М.: 1981.

118. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара. Автореф. . канд. пед. наук. М.: 1981.

119. Соловцов А. Фортепианная музыка // Очерки советского музыкального творчества. M.-JL, 1967.

120. Тараканов М. Прокофьев и некоторые вопросы современного музыкального языка, М., 1983

121. Тараканов М. Прокофьев и некоторые особенности современного музыкального языка / С.С. Прокофьев Статьи и исследования. М., 1972.

122. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева. М JI, 1987.

123. Теоретические проблемы музыки XX века /ред.-сост. Ю. И. Тюлин, Вып. I. М, 1989.

124. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М., 1987.

125. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1989

126. Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. М JL, 1966.

127. Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение // Вопросы современной музыки. JL, 1973

128. Филимонова М.Н. Формирование системных знаний о музыке в курсе «История зарубежной музыки в условиях высшего вечернего и заочного обучения. М.: МГЗПИ, 1987.

129. Фейнберг С.Е. О фортепианном стиле Прокофьева // К новым берегам, 1928, №1.

130. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1979.

131. Хачатурян А. Несколько мыслей о Прокофьеве. МДВ. М., 1967.

132. Холопов В. и Холопов Ю. Фортепианные сонаты Прокофьева. М., 1961.

133. Холопов Ю. Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании, М Л, 1979

134. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1987.

135. Холопов Ю. Творчество Прокофьева в советском теоретическом музыкознании / С.С. Прокофьев Статьи и исследования. М., 1972.

136. Хольцвейссинг К. Разные стадии работы над произведением // Педагоги-пианисты о фортепианной педагогике. М., 1991.

137. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Дисс. . канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1984.

138. Цуккерман В. Не упрощать проблему // Советская музыка, 1963, №3

139. Цыпин Г. Портреты пианистов. М., 1982

140. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дисс. док-ра пед. наук. М.: МГПИ, 1977.

141. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.

142. Черты стиля С. Прокофьева /ред.-сост. Л. Бергер. М., 1982

143. Чинаев В.П. От футуризма к новой простоте. Исполнительское искусство С. С. Прокофьева в свете художественных тенденций времени. М Сб., 1999

144. Шестаков Г. «Детская музыка» // С.С. Прокофьев / сост. О. Очаковская, М., 1990.

145. Шнитке А. О некоторых чертах новаторства в фортепианных сонатных циклах Прокофьева // С. Прокофьев. Статьи. Исследования. М., 1982

146. Шнитке А. О некоторых чертах новаторства в фортепианных сонатных циклах Прокофьева // С.С. Прокофьев Статьи и исследования. М., 1972.

147. Шостакович Д. Сергей Прокофьев, М., 1967

148. Щульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя (Проблемы методологии). Л.: Музыка, 1973.

149. Эдельман Г. Шестая соната С. Прокофьева // Современная музыка, 1940, №8.

150. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству. Дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1990.

151. Matthay Т. Musical Interpretation. London, 1913.

152. Matthay Т. The Act of Musical Concentration. London, 1934

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.