Гердер и философско-культурологическая мысль в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Жукова, Екатерина Петровна

  • Жукова, Екатерина Петровна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 238
Жукова, Екатерина Петровна. Гердер и философско-культурологическая мысль в России: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2000. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Жукова, Екатерина Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЕР ДЕРА В ВОСПРИЯТИИ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ РУБЕЖА ХУШ-Х1Х ВЕКОВ.

1.1. Идеи Гердера в русской культуре и философии Просвещения.

1.2. Отражение философско-культурологических взглядов Гегдера в творчестве А.Н. Радищева.

1.3. Влияние идей Гердера на философско-исторические и культурологические взгляды Н.М. Карамзина.

ГЛАВА II. ИДЕИ ГЕРДЕРА В ВОСПРИЯТИИ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 20-30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.

2.1. Гер дер и русские романтики.

2.2. Влияние Гердера на становление фольклористики в России.

2.3. Идеи Гердера в русской философской поэзии.

2.4. Гердер в творческом восприятии Пушкина,

Гоголя и Белинского.

ГЛАВА III. ВОСПРИЯТИЕ ИДЕЙ ГЕРДЕРА РУССКИМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ НАЧАЛА XX ВЕКА.

3.1. Оценки гердеровского наследия в научной литературе и публицистике рубежа Х1Х-ХХ веков.

3.2. Гердер и символисты: культура и культурология.

3.3. Гердер и Брюсов.

3.4. Наследие Гердера в 20-е годы XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гердер и философско-культурологическая мысль в России»

Актуальность исследования. Новое современное направление изучения культуры и формирование научного категориального аппарата требуют исследования истории фундаментальных основ знания, заставляют вернуться к истокам, к генезису науки.

История отечественной культурологии остается предметом малоизученным. Связи русских мыслителей и литераторов, разрабатывавших проблемы культуры, с западноевропейской философской и культурологической традицией недостаточно раскрыты. Однако понять самобытность отечественной культурологии возможно только при изучении ее в контексте общеевропейского развития. Оценить вклад отечественных философов, ученых, литераторов, деятелей культуры и просвещения в развитие мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знания - насущная задача современной науки. Особенно актуальными являются исследования связей русской культурологии с наследием одного из основоположников науки - И.Г. Гердера.

Среди представителей немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX века Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), пожалуй, с наибольшим основанием можно назвать теоретиком культуры. Ему принадлежит одна из самых фундаментальных и самых выразительных попыток представить единое развитие мира как органический и непрерывный процесс происхождения живой природы из неживой, происхождения человека и культуры из лона природы. Основополагающим культурологическим трудом до наших дней остаются «Идеи к философии истории человечества» Гердера. Автор этой книги воплощал в себе культуролога в полном смысле этого слова, так как в его творчестве присутствует «сплетение редко сплетаемых линий: поэзии, философии, истории и этнографии»1. Сочинения Гердера охватывают все сферы человеческого мышления, все проблемы человеческого бытия. Его философия представляет собой единое пространство мысли, нерасчлененное на отдельные области познания.

В России интерес к Гердеру появляется еще при жизни философа. Первые переводы прозы и поэзии Гердера публикуются в конце XVIII века в «Московском журнале» Н.М. Карамзина и других изданиях. В 1829 году в типографии Греча издается перевод первой части главного философского и культурологического сочинения Гердера «Мысли , относящиеся к философической истории человечества», обещанный переводчиком перевод второй части так и не появился.

В своих трудах Гердер выразил надежды и ожидания русской интеллигенции, дал теоретическую основу интуитивным размышлениям о предназначении человека, месте его на земле, о разнообразии мировых культур. Гердер считал, что общество - это саморазвивающееся целое, движущими силами которого являются, прежде всего язык, а также порожденные с его помощью науки, ремесла, искусство. История народов образует единую цепь культурного развития, где каждое звено связано неразрывно с предыдущим. Мыслитель дал голос и слово многим новым идеям в философии рубежа XVIII - XIX веков. Именно в его трудах начинает складываться понятие мировой культуры. Он стремится преодолеть европоцентризм, свойственный его современникам-просветителям, расширить привычные границы культурных взаимовлияний.

Особенный интерес к личности и трудам Гердера появлялся в России, как правило, на рубеже веков. Смена столетий заставляет задуматься о путях развития культуры, о наследии прошлого, чьи ошибки и достижения в это время переосмысляются, делаются выводы для настоящего. В начале XIX века в трудах Карамзина, Радищева, Востокова, Погодина и

1 Так А. Белый характеризовал подлинного философа культуры (Белый А. Путевые заметки. - Т.1. - Сицилия и Тунис. - М.; Берлин, 1922. - С. 255). др. отчетливо проявляются идеи Гердера, воспринятые и переработанные в соответствие с требованиями времени. Гердеровская философия прочно входит в русскую культуру, переплетаясь в оригинальном творчестве русских мыслителей с идеями французских просветителей, философией Канта, Гегеля, Шеллинга.

Особый отзвук находят идеи Гердера о народном творчестве, о ценности народной поэзии, о народном духе. Идеи Гердера в России часто сопоставлялись с идеями Вико, отмечалось, что оба эти мыслителя сделали огромный вклад в создание философии истории человечества. Гердера в России считали первым выразителем идеи прогресса, развития общества и культуры из органических сил природы.

В начале XX века в России меняются философские ориентиры, меняется картина мира, но сохраняется высокая оценка творчества Гердера, в чьих трудах русские философы ищут ответы, на вопросы новой эпохи. Степень изученности темы. В России нет специальных культурологических исследований, посвященных Гердеру. Практически совершенно не изучено влияние наследия Гердера на становление культурологии в России, его воздействие на русских мыслителей. Многое в работах Гердера оказалось близким для русских философов. Он первым дал характеристику славянской культуры, преодолев европейский эгоцентризм, став тем самым первым славистом. Он явился первым философом истории, обратившимся к проблемам человечества, попытавшимся наиболее полно представить процесс становления и развития человеческой культуры. В России работы Гердера изучались с XVIII века русскими мыслителями, и у многих великих людей (у Радищева, Карамзина, Гоголя, Белого, Брюсова и т.д.) есть ссылки на его сочинения и размышления над ними. Но до сих пор нет цельного научного исследования, где бы прослеживалось влияние идей Гердера на русскую культурологию в целом.

К анализу и переводу сочинений Гердера в наше время обращались мало. Существует лишь несколько работ, посвященных Гердеру. причем в них, как правило, рассматриваются только две стороны многосторонней деятельности просветителя: философия и литература. В 1959 году под редакцией произведений члена-корреспондента АН СССР проф. В.М. Жирмунского вышли в свет отрывки из нескольких произведений Гердера. Избранным сочинениям немецкого философа была предпослана большая статья редактора «Жизнь и творчество Гердера», в которой анализировались труды и упоминалось вкратце о значении гердеровского наследия для русской культуры.

A.B. Гулыге принадлежит заслуга редактирования и анализа первого наиболее полного перевода «Идей к философии истории человечества» У

Гердера, вышедшего в 1977 году (пер. A.B. Михайлова) . Благодаря этому изданию философия истории Гердера стала доступна отечественному читателю. В книге Гулыги «Гердер» освещается полемика философа-гуманиста с Кантом, дается общая характеристика жизни и творчества, но умалчивается такое важное основание гердеровской философии истории, как религия. Философ предстает атеистом. Вопросов, связанных с восприятием гердеровского наследия в России Гулыга практически не касается.

Взглядам Гердера на драму и театр посвятил небольшую статью JI. Горбатов4. Историзму в философии истории Гердера посвящена первая глава (С. 18-38) в книге В.Ф. Асмуса «Маркс и буржуазный историзм». Иногда отечественные исследователи превратно толковали наследие Гердера. Нельзя согласиться с утверждением М.П. Баскина, что Гердер сводил закономерности развития общества то только к влиянию географической среды, то единственно к влиянию Бога на судьбы человечества5. Баскин считал, что Гердер придерживался реакционных взглядов на на

2 См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

3 См.: Гулыга A.B. Гердер. - М., 1963 (2-е изд. - 1975).

4 См.: Горбатов JI. Взгляды И.Г. Гердера на драму и театр // Уч. зап. Глазовск. пед. ин-та, 1958. - Вып. 7. - С. 187-195.

5 См.: История философии. - М., 1957. - Т. И. - С. 20 и далее. род как неподвижную массу, обосновывая шовинистическую точку зрения об исключительном характере немецкой нации, хотя произведения самого философа доказывают прямо противоположное (мысли об органическом развитии народов, высокая оценка, данная славянам в «Идеях.» и т.д.).

О проблемах историзма в философии Гердера, о его соотношении с просветительскими концепциями писали О.В. Самылов, И.Н. Кузнецов, В.Н. Безверхий, JI.B. Гирко и др. В трудах многих историков литературы и философии (И.И. Лапшина, A.B. Гулыги, В.М. Жирмунского, Р.Ю. Данилевского и др.) отмечалось влияние идей Гердера на философию Радищева (трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»). О влиянии идей Гердера на А.Х. Востокова упоминают В.Н. Орлов, М.К. Азадов-ский, Р.Ю. Данилевский, В.Г. Базанов. Влияние Гердера на латышскую культуру и вопросы немецко-балтийских культурных связей конца XVIII века раскрываются в диссертационном исследовании Л.Ю. Янкелович. Чаще всего в российской науке Гердер рассматривался историками философии и литературоведами, упоминание Гердера в качестве культуролога встречается только в учебных пособиях последних лет. Нет ни одной работы, где бы полно раскрывалось значение Гердера для развития культурологии.

Основная заслуга в постановке и разработке проблемы взаимоотношения славянских культур и наследия великого немецкого философа принадлежит немецкому исследователю первой половины XX века Конраду Биттнеру. На протяжении всей жизни Биттнер изучал, как отразились идеи Гердера в произведениях русских, чешских и польских мыслителей. В 1929 году выходит книга Биттнера «Herders Geschichtsphilosophie und die Slawen» («История философии Гердера и славяне»), где автор сообщает, что в своем сочинении он исследует «значение Гердера и его необыкновенное доброжелательное отношение к славянским народам, а также решающее и вплоть до сегодняшнего дня действующее значение гердеровских мыслей»6. В немецком литературоведении того времени отсутствовал системный анализ влияния гердеровских исторических взглядов на отдельные славянские народности, этот пробел и решает восполнить Биттнер.

Однако в своем исследовании Биттнер сосредотачивается не на вопросе восприятия Гердера славянскими мыслителями, а на работах самого Гердера по славистике. Биттнером была проделана кропотливая работа по анализу многих ранних произведений Гердера, где философ писал о прошлом, настоящем и будущем славянских народов. Исследователь утверждает, что в концепции Гердера славянам отводилась особая роль, они трактовались как носители подлинной гуманности, которых ожидает великое будущее. В статье «J.G. Herders "Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit" und ihre Auswirkungen bei den slavischen Hauptstämmen» («"Идеи к философии истории человечества" Гердера и их влияние на славянские народы») Биттнер подходит вплотную к проблеме изучения гердеровского влияния на философское наследие чехов, поляков и русских. Именно данный интерпретатор впервые отмечает влияние его идей на русских просветителей, романтиков, славянофилов. И хотя характеристика, данная Биттнером произведениям и взглядам русских мыслителей, отличается обзорным характером, эту статью уже можно считать первой разработкой проблемы восприятия творческого наследия Гердера в России.

В последующих работах Биттнер, опираясь на исследования русских историков и литературоведов, рассматривает влияние идей Гердера на становление исторических взглядов Карамзина8, анализирует гердеров

6 Bittner K. Herders Geschichtphilosophie und die Slawen. - Reichenberg, 1929. - S. 7.

7 Cm.: Bittner K. J.G. Herders "Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit" und ihre Auswirkungen bei den slavischen Haupstämmen // Germanoslavica. - 1932/33. - Hft. 4. - S. 453-480. o

Cm.: Bittner K. Herdersche Gedanken in Karamsins Geschichtschau // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. - München, 1959. - Bd. VII. - Hft. 3. - S. 237-269. ские идеи в творчестве Радищева9, в отдельной статье разбираются взгляды Г.Р. Державина10. Таким образом, К. Биттнер был первым и едва ли не единственным исследователем влияния наследия Гердера на русских мыслителей.

Обобщающая работа, посвященная теме «Гердер и славяне» принадлежит Петеру Древсу, чья книга «Herder und die Slav en»11 («Гердер и славяне») вышла в 1990 году в Мюнхене. Продолжая исследования Биттнера, Древе, ограничившись первой половиной XIX века, довольно кратко перечисляет и характеризует русских писателей и философов, в чьих трудах есть прямые ссылки на Гердера или реминисценции из его сочинений. Древсу принадлежит и первая библиография работ Гердера в русских переводах. При подробном рассмотрении работы Древса можно заметить, что автор в своих исследованиях опирался не только на Биттнера и других немецких исследователей, но и на статью Р.Ю. Данилевского «И.Г. Гердер и сравнительное изучение литератур в России»12 (1980). Статья Данилевского - первый в России наиболее полный обзор влияния Гердера на русских литераторов XVIII-XIX веков. Однако научного анализа, раскрывающего во всей полноте влияние Гердера на философско-культурологическую мысль в России, позволяющего оценить роль и значение немецкого философа в становлении и развитии русской науки о культуре, до сих пор нет. Вопросы соотношения наследия Гердера и научно-философские его интерпретации в России не рассматривались с позиции культурологии.

Такая фрагментарность изучения наследия немецкого просветителя связана, вероятно, с тем, что Гердер проявил себя во многих занятиях и

9 См.: Bittner К. J.G. Herder und A.N. Radiscev // Zeitschrift für slavische Philologie. Heidelberg, 1956. - Bd. XXV. - Hit 1. - S. 8-53.

10 См.: Bittner K. Herder und Derzavin // Beiträge zur Einheit von Bildung und Sprache im geistigen Sein: Festschrift zum 80. Geburtstag von E. Otto. - Berlin, 1957. - 188-215.

11 См.: Drews P. Herder und die Slawen. - München, 1990. - 245 S.

19

См.: Данилевский Р.Ю. И.Г. Гердер и сравнительное изучение литератур в России // Русская культура XVIII века и западноевропейские литературы. - JL, 1980. - С. 174-217. науках. По словам Жан Поля, Гердер не был «звездой первой, ни вообще которой величины, - он был группой звезд, из которых всякий мог вычитать свое созвездие и один вычитывал созвездие Весов, осеннее, другой - созвездие Рака, летнее.»13

Не удивительно, что тема этого исследования, его проблематика и первые попытки реализации принадлежат немцам. Гердер - центральная фигура в немецкой культуре, равная, если не большая, по значению Канту, Гете, Шеллингу и др. В отличие от России, где труды Гердера почти не переводились и систематически не издавались, специально не изучались, в Германии существует множество работ, посвященных Гердеру, наследие философа изучается с начала XIX века и по сей день, его именем называют институты, издательства и толковые словари.

Настоящая работа ставит своей целью оценить значение Гердера в становлении в России науки о культуре, раскрыть его роль в развитии философских, исторических и культурологических воззрений русских мыслителей.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- проследить влияние идей Гердера на формирование в России основных категорий культурологии как науки;

- раскрыть роль Гердера в формировании метода единого художественного и научного познания культуры, основанном на синтезе художественного творчества с историей, этнографией, философией и религией;

- воссоздать в целостности этапы восприятия Гердера в России, динамику и действенность его идей в историко-культурном процессе России;

- выявить общие закономерности и различия в восприятии личности Гердера и его наследия русскими мыслителями конца XVIII

1 о

Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981. - С. 391. первой половины XX века;

- ввести в сферу научного исследования неизвестные архивные материалы; малоизученные и забытые источники.

Научная новизна работы определяется культурологическим системным подходом к изучению проблемы влияния гердеровского наследия на зарождение в России теоретических воззрений на культуру. В научный обиход введены неизвестные материалы, приведены исследования Герде-ра, не переведенные на русский язык и не ставшие предметом специального рассмотрения, восстановлены забытые имена и источники. Впервые определяется и оценивается роль личности и сочинений Гердера в развитии российской культурологии, исследуется генезис этой науки в России. По-новому осмысляются известные произведения русских мыслителей, с учетом влияния на авторов философско-культурологических и исторических идей Гердера. Исследуется историко-культурная связь поколений, дается попытка проследить всю историю бытования наследия Гердера в России. Впервые составлен библиографический указатель «Гердер в России». В современной научной литературе отсутствуют обстоятельные исследования зарождения в России культурологии, данная работа является первым опытом подобного рода.

Основные положения, выносимые на защиту:

- идеи Гердера, образ самого исследователя и поэта оказали колоссальное влияние на формирование теоретических воззрений на культуру в России; представление о культурологе и его задачах формируется в среде русских мыслителей, литераторов, ученых, переводчиков и историков начала XX века под влиянием личности Гердера;

- основная категориальная база отечественной культурологии изначально создается в результате восприятия и переработки философского наследия Гердера;

- заложенные Гердером основы художественного и научного познания культуры получили на русской почве плодотворное развитие, влияние гердеровских идей проходит через ряд эпох, затрагивая передовых деятелей российской науки и культуры.

Объект исследования: философско-культурологические, исторические, религиозные воззрения Гердера и русских мыслителей XVIII - первой половины XX века.

Предмет исследования и источниковедческая база. Предметом исследования является изучение взаимосвязи творчества Гердера и русских мыслителей. В сферу анализа вошли произведения Гердера, теоретические, художественные, публицистические, мемуарные, эпистолярные произведения русских мыслителей эпохи Просвещения, романтиков, реалистов XIX века, символистов; труды отечественных ученых и писателей концаХУШ - первой половины XX века: А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.Х. Востокова, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, А.Н. Пы-пина, Алексея Веселовского, А.К. Дживелегова, А. Белого, В.Я. Брюсова, H.A. Бердяева, Е.М. Браудо и др.; современные отечественные и зарубежные исследования; собственные архивные разыскания (материалы Российского государственного архива литературы и искусства, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, частных архивов (архив семьи Браудо), Харьковского государственного университета). При анализе влияния Гердера на воззрения русских мыслителей всегда присутствовало обращение к первоисточнику, к немецкому оригиналу.

Методология исследования: За основу брались культурологический системный подход, типологический, историко-генетический, исто-рико-компаративный и историко-функциональный методы исследования, принятые современной наукой о культуре и общетеоретические исследования по культурологии С.С. Аверинцева, С.Н. Иконниковой, В.А. Круг-ликова, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, Л.А. Сугай и др.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут найти применение при теоретическом осмыслении вопросов, связанных с влиянием немецкой философской мысли в России, в исследованиях диалога культур России и Германии. Материалы диссертации могут быть также использованы для разработки курсов по истории культурологических учений, истории философии, по философии истории и теории культуры, в спецкурсах по истории немецкой культуры XVIII века и русской культуре XVIII-XX веков. Архивные и библиографические разыскания вносят вклад в формирование источниковедческой базы, могут быть включены в библиографические справочники и аннотированные указатели.

Апробация работы и внедрение. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории культуры Государственной академии славянской культуры. Основные результаты исследования опубликованы в научных статьях (общим объемом 5,0 а.л.), а так же представлены в докладах на научных международных и межвузовских конференциях:

1. A.C. Пушкин как символ мировой культуры (май, 1999 года, г. Москва);

2. Вторая Межвузовская научная конференция молодых ученых «Восток-Запад. Диалог культур и цивилизаций», посвященная 40-летию Российского университета дружбы народов и Международному году Культуры Мира (ноябрь 1999 года, г. Москва);

3. Общегородская ежегодная научно-практическая конференция «Культура - искусство - образование: История и современность», проведенная Московским государственным открытым педагогическим университетом и Международной академией наук педагогического образования (февраль 2000 года, г. Москва).

4. VI Межвузовская конференция «Русская и зарубежная литература: история, современность, взаимосвязи» (апрель 2000 года, г. Москва).

На основе диссертационного исследования подготовлены и введены в учебный процесс ГАСК лекция для студентов III курса очного отделения факультета культурологии на тему «Культурологические взгляды

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Жукова, Екатерина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для мирового культурного наследия имя Гердера не столь известно, как имена его великих современников - Гете, Шиллера, Гегеля, затмивших своего учителя и старшего товарища. К концу жизни Гердер был одинок, и только в Жане Поле Рихтере он находил верного друга и ученика. По меткому замечанию Жан Поля, Гердер «не был звездой ни первой, ни вообще которой величины, - он был группой звезд, из которых всякий мог вычитать свое созвездие, и один вычитывал созвездие Весов, осеннее, другой -созвездие Рака, летнее, и так далее»1. Настоящее исследование было призвано раскрыть лучи разных созвездий, отраженных в русской культуре.

Проведенное исследование показывает, что влияние философских, исторических и культурологических идей Гердера на становление в России культурологии как науки и на формирование основных категорий культурологии было значительным и охватывает период с конца XVIII века по первую половину XX века. В ходе анализа художественных и теоретических произведений русских мыслителей была раскрыта роль Гердера в формировании метода синкретического познания культуры, базирующегося на единстве художественного творчества с исторической наукой, лингвистикой, этнографией, философией и религией. Опыт немецкого теоретика и практика культуры получал живые отклики, творчески воспринимался и перерабатывался на русской почве, давал импульсы к формированию оригинальных теорий и концепций культуры в России. Влияние философских, исторических, культурологических идей Гердера на формирование категориального аппарата русской культурологии и ее методов исследования прослеживается в творчестве передовых деятелей российской науки и культуры на протяжении двух веков.

В диссертации были воссозданы в целокупности этапы восприятия Гердера в России, начиная с конца XVIII века по первую половину XX ве

1 Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981. - С. 391. ка; определена специфика влияния гердеровского наследия в различные эпохи.

Первый уровень восприятия гердеровских идей связан с рубежом ХУШ-Х1Х веков и с деятельностью современников Гердера: А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина, находившихся на передовых позициях европейской культуры. Интерес Гердера к России вызывал встречный интерес русских философов к фигуре немецкого гуманиста. Можно говорить о параллельном становлении философии культуры в Германии и России. Идеи Гердера давали стимул к созданию оригинальных русских произведений. Это был диалог современных культур, близких по времени. Говорить о рождении в России теории культуры еще рано, вопросы культуры в произведениях русских мыслителей не выделяются как специальные, но основы отечественной науки закладываются уже с первыми трудами Гердера. Образ мыс-лителя-культуротворца, человека, стремящегося осмыслить развитие человечества, прошлое и настоящее культуры рождается именно это время. Русскому Просвещению оказались наиболее близки мысли Гердера, связанные с пониманием высшей цели истории как стремлении к гуманности, к всечеловечности и вселенскому идеалу, с уверенностью в существовании высших сил, по плану которых развивается человечество и культура.

К Гердеру восходит радищевское понимание истории и убеждение в особой роли народа в ходе исторического процесса. Свои политические воззрения на характер правления, идея о свободе слова Радищев основывает на аналогичных мыслях Гердера, дополняя и перерабатывая их применительно к условиям России. Русский мыслитель прочно усвоил гердеров-ское понятие характера нации и идею о том, что управление государством необходимо основывать на специфике национального духа.

Оценки народных песен, пристальное внимание к фольклору, имевшие источник в трудах Гердера, были теоретически и поэтически переосмыслены Радищевым и вылились в строки о русских песнях в «Путешествии из Петербурга в России», в создание нескольких исторических стихотворений, посвященных культуре Древней Руси. Наиболее заметно герде-ровское влияние в трактате «О человеке, его смерти и бессмертии», в котором Радищев касается вопросов культурной антропологии, а в своих доказательствах бессмертия души практически полностью опирается на Гер-дера и его «Идеи к философии истории человечества».

Сочинения Гердера оказали значительное воздействие на становление и развитие историко-культурных взглядов Н.М. Карамзина. Личное знакомство с автором, чьи произведения заинтересовали и привлекли молодого литератора, послужило толчком к более глубокому изучению гер-деровского творческого наследия. Гердеровская философия истории, понятие народа и народности, органических сил, поступательного развития нации стали фундаментом философской концепции русского историка. К мыслям об органическом развитии каждого живого существа, о народе как едином живом организме, выраженным в «Истории Государства Российского» и других исторических произведениях, Карамзин пришел, как показано в диссертации, по стопам Гердера.

Эпоха первой половины XIX века дает новое понимание гердеров-ских трудов и новый этап в становлении в России культурологии. В это время предпринимаются первые попытки перевода гердеровских сочинений на русский язык, идеи немецкого философа-гуманиста становились частью русской культуры. Деятелями русской культуры осмысляются новые ипостаси многогранной личности Гердера: он для них уже не только философ и историк, как это было в конце XVIII века, но поэт, фольклорист, славист. В своем творчестве романтики осуществили попытку создать новую, подлинно русскую литературу, творя произведения, достойные соперничать с западными образцами, переводя на русский язык выдающиеся произведения мировой литературы, в том числе художественные и теоретические труды Гердера.

Романтизм как самостоятельное направление в русской литературе утвердился в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Жуковского. Объединение философии и поэзии, установка на интенсивность поэтического познания мира и человека - важная черта русской культуры, отражающая стремление русских мыслителей к всеохватности взгляда на человеческую историю и культуру.

В 20-30-е годы XIX века Гердер воспринимался в России главным образом как поэт. Стихотворения Гердера помимо В.А. Жуковского, переводили К.Н. Батюшков, А.П. Бенитцкий, В.К. Бриммер, П.А. Катенин и др. Однако основная заслуга в переводе гердеровских поэтических произведений на русский язык принадлежит Николаю Розенмейеру. К сожалению имя талантливого переводчика Гердера абсолютно забыто.

Во многом, образ поэта-философа сформировался в русском сознании под влиянием творчества и личности Гердера. Начиная с оды Г.Р. Державина «Бог» философская лирика Гердера обретает в России последователей. Так, стихотворение А.Х. Востокова «Бог в нравственном мире» можно рассматривать, как показано в диссертации, в качестве поэтического переложения «Идей к философии истории человечества» Гердера. Можно проследить развитие в России гердеровской идеи зреть Бога в мире и в себе самом, в творчестве деятелей русской философско-религиозной мысли (Н.В. Гоголь, JI.H. Толстой, В л. Соловьев, H.A. Бердяев, JI. Шестов и П.А. Флоренский, С. Булгаков).

Благодаря прогрессивным взглядам немецкого гуманиста на народ и народное творчество в России преодолевается отрицательное и неуважительное отношение к фольклору. Русские писатели и этнографы (А.Х. Вос-токов, И. Борн, А. Беницкий, Ю.И. Венелин) разделяют гердеровскую точку зрения на народные песни как отражение внутренних специфических черт каждой нации. В своих фольклорных разысканиях отечественные ученые опирались на теорию и методику, выработанную немецким философом.

Идеи Гердера оказали значительное воздействие на формирование представлений Пушкина и о Гоголя народности и народном писателе. Гердеровская философия культуры, трактовавшая все мировое человеческое развитие как единый процесс, в котором участвует каждый народ на земле, его понимание задач истории и историка стали основой философских и педагогических воззрений Гоголя.

Эпоха рубежа Х1Х-ХХ веков оказалась более восприимчивой к идеям философии культуры. Мыслители различных школ, направлений, убеждений и политических ориентаций, обращались к гердеровской философии культуры, находили там каждый свое.

Рождение русской культурно-исторической школы литературоведения, выходившей за рамки чисто филологических исследований, необходимо связывать не только с тенденциями европейской науки второй половины XIX века (И. Тэн), но и в большей степени с традициями, восходящими к Гердеру. Идеи последнего в значительной мере повлияли на формирование теоретической базы и методов культурного анализа А.Н. Пыпи-на и Алексея Веселовского.

Теория П.Н. Милюкова о влиянии окружающей среды на национальный характер и воздействие образования и религии на духовную культуру народа восходит во многом к концептуальным построениям Гердера. Милюков с позиции теории культурного полицентризма критикует идею всемирной истории и культуры, а так же представление Гердера о пути всех народов к гуманности, и в то же время в размышлениях о стадиях развития, которые проходят все культуры, русский ученый отталкивается именно от теорий Вико и Гердера.

Восприятие Гердера русскими символистами идет в неразрывной связи с разработкой теоретических вопросов культурологии. Само представление о задачах культуролога, отличие культуролога, с одной стороны, от отвлеченного от жизни философа культуры и, с другой - от «музееведа» вырабатывается с ориентацией на творческое наследие и образ немецкого мыслителя. В концепции символистов Гердер предстает в единстве всех своих ипостасей как подлинный культуролог, который «должен схватывать целое многообразия проявлений культуры; он должен и видеть и слышать в стремительных переплетениях линий культуры - то целое, которое не отольется в понятие о нем»2. Андрей Белый, Э.К. Метнер, В.Я. Брюсов, Ф.А. Степун, H.A. Бердяев, Эллис, А.Н. Топорков в своих размышлениях о проблемах происхождения, становления и развития мировой культуры, в поисках связей культуры и религии опирались на философско-культурологическое наследие великого немецкого философа.

Проведенные архивные разыскания (РГАЛИ, Отдел Рукописей РГБ, личный архив семьи Браудо) открывают целый пласт до сих пор неизвестных переводов произведений Гердера, вводят в сферу научного рассмотрения новые имена и сочинения. В 20-30-е годы XX века в издательствах «Всемирная литература» и «Художественная литература» готовились издания сочинений Гердера в переводах М.Л. Кантора, С.С. Безобразова (под редакцией А.Л. Волынского и Е.М. Браудо), А.Г. Ромма. К сожалению, в свет вышел лишь перевод «Сида» Гердера, выполненный В.А. Зоргенфре-ем. В диссертации анализируются не только критические работы русских мыслителей (Е.М. Браудо, М.Л. Кантора и др.), посвященных Гердеру, но и различные варианты перевода заголовка главного гердеровского труда «Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», предложенных русскими переводчиками за все время бытования в России этого сочинения. Обнаруженные архивные материалы свидетельствуют о непрерывавшихся традициях культурных контактов и восприятия Гердера. Интерес к Гердеру, его научному, философскому и поэтическому наследию не угасал в первой четверти XX века, но набиравшая силу отечественная культурология была искусственно «закрыта», о чем в частности свидетельствуют неосуществленные замыслы ученых и публикаторов сочинений Гердера.

2 Белый А. Путевые заметки. Т. 1. - М.; Берлин. - 1922. - С. 255.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Жукова, Екатерина Петровна, 2000 год

1. ТРУДЫ И.Г. ГЕРДЕРА

2. Herder J.G. Sämtliche Werke in 33 Bde / Ed. B. Suphan. Berlin, 1877-1913.-Bd. I-XXXIII.

3. Herder J.G. Werke in 5 Bde. Berlin-Weimar: Aufbau-Verlag, 1982. -Bd. I-V.

4. Herder J.G. J.G. von Herders Gedichte / Hrsg. durch J.G. Müller. -Stuttgart u. Tübingen: Cotta, 1836. XXII, 561 S.

5. Herder J.G. Stimmen der Völker in Liedern: Eine Auswahl. Berlin: Aufbau-Verlag,1978. - 302 S.

6. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. и примеч. A.B. Михайлова. М.: Наука, 1977. - 704 с.

7. Гердер И.Г. Избр. соч. / Под ред. В.М. Жирмунского. М.; Л.: Худож. лит., 1959.-392 с.

8. Гердер И.Г. Биографический очерк поэта с приложением его стихотворений. М.: О-во распространения полезных книг, 1901. -48 с.

9. Гердер И.Г. Мысли, относящиеся к философической истории человечества, по разумению и начертанию Гердера СПб.: Б.и., 1829 (Тип. Н. Греча). - 4, IV, 302 с.

10. Гердер И.Г. Начало языка. Исследования о происхождении языка. -Рига: М. Гиршгорн, 1906. 2, VIII, 2, 28 с.

11. Гердер И.Г. Сид / Пер. с нем., вст. ст. и прим. В.А. Зоргенфрея. Ред. Н.С. Гумилева Пб.: Гос. изд., 1922. - 137 с.2. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

12. Боткин В.П. Письмо к Боткину Д.П. 1862. - 28 сент. // ОР РГБ. - Ф.258. Карт. 1. -Ед. хр. 9.

13. Браудо Е.М. Личное дело. 1925-1926 // РГАЛИ. Ф.941. - Он. 10. -Ед. хр. 73.

14. Браудо Е.М. Письма А.Л. Волынскому. 1916, 1924 и б.д. // РГАЛИ. -Ф. 95. -Оп. 1. - Ед. хр. 355.

15. Гер дер И.Г. Дебри критики: Очерк / Пер. с нем. и примеч. М.Л. Кантора. Вст. ст. и ред. Е.М. Браудо. 1919 // РГАЛИ. - Ф. 629. - Оп. 1. -Ед. хр. 624.

16. Гердер И.Г. Мысли из области философии истории человечества: Философ. трактат. Неполн. текст / Пер. с нем. и примеч. С.С. Безобразова и М.Л. Кантора. Ред. А.Л. Волынского. Ст. Е.М. Браудо и М.Л. Кантора. 1919 // РГАЛИ. - Ф. 629. - Оп. 1. - Ед. хр. 625.

17. Гердер И.Г. Мысли о философии истории человечества. Кн. 1-ХН / Пер. с нем. Ромма А.Г. Б.д. // РГАЛИ. - Ф. 613. - Оп. 1, Ед. хр. -5961-5962.

18. Гердер И.Г. Пластика: Трактат / Пер. с нем. и примеч. М.Л. Кантора. Ред. Е.М. Браудо. 1919 // РГАЛИ. - Ф. 629. - Оп. 1. - Ед. хр. 626.

19. Дживелегов А.К. Гердер. К 100-летию со дня смерти. 1903 // РГАЛИ. - Ф. 2032. - Оп. 1. - Ед. хр. 125.

20. Зоргенфрей В.А. Письмо к Лившицу Я.Б. -1925. 31 авг. // РГАЛИ. -Ф. 1255. - Оп. 1. - Ед. хр. 2. - 2 л.

21. Метнер Э.К. Письмо к Бугаеву Б.Н. 1905. - 3-8 июля // ОР РГБ. - Ф. 167. - Карт. IV. - Ед. хр. 54.

22. Метнер Э.К. Письмо к Бугаеву Б.Н. 1909. - 5 окт. // ОР РГБ. - Ф. 167. - Карт. V. - Ед. хр. 15.

23. Метнер Э.К. Письмо к Бугаеву Б.Н. -1909. -19 сент. // ОР РГБ. Ф. 167. - Карт. V. - Ед. хр. 13.

24. Метнер Э.К. Письмо к Бугаеву Б.Н. -1911. 26-29 июня // ОР РГБ. -Ф. 167. - Карт. V. - Ед. хр. 24.3. ЛИТЕРАТУРА

25. Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского // Жуковский и литература конца XVIII-XIX века. М., 1988. - С. 251-274.

26. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.: Учпедгиз, 1958. - Т. I. - 479 с.

27. Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975.- 516 с.

28. Антокольский П.Г. Валерий Брюсов // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. Под общ. ред. П.Г. Антокольского и др. М., 1973. - T.I. - С. 7-28.

29. Апрышко П.П. Проблемы личности и общества в русской прогрессивной философии 40-х гг. XIX в.: Автореф. дис. . канд. философ, наук. -М., 1985.-25 с.

30. Арцыбашев Н. Замечания на Историю Государства Российского, сочиненную Г. Карамзиным // Моск. вестн. 1828. - Ч. XI. - С. 285-318; Ч. XII. - С. 52-91, 254-285.

31. Бабаев Ю.В. Трудный путь философских исканий: к особенностям философского процесса в России в 20-40-е гг. XIX в. Пенза: ПГСХА, 1996.- 159с.

32. Бабкин Д.С. Процесс А.Н. Радищева. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1952. -360 с.

33. Багалей Д.И. К истории учений о быте древних славян. (Критическая оценка книги проф. Собестианского «Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян» Харьков, 1892, 336, XII»). Киев, 1892. - 59 с.

34. Безверхий В.Н. Антропологические взгляды немецкой философии конца XVIII в.: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Л, 1967. - 18 с.

35. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. М.: Худож. лит., 1976. - Т. I -IX.

36. Белый А. На рубеже двух столетий / Вст. ст., подг. текста и коммент.

37. A.B. Лаврова. M.: Худож. лит., 1989. - Кн. 1 - 542 с.

38. Белый А. Основы моего мировоззрения // Лит. обозрен. 1995. - № 45. - С.10-37.

39. Белый А. Путевые заметки. T.I. Сицилия и Тунис. - М.; Берлин: Геликон, 1922 (Тип. Е. Heckendorff). - 308, 2 с.

40. Белый А. Символизм как миропонимание / Сот., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с.

41. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М., 1994.-T.I. -542 с.

42. Берков П.Н. Проблема национальной культуры в понимании и творчестве В .Я. Брюсова // Вестник Ереванского ун-та, общ. науки. 1967. -№1.-С. 58-72.

43. Берков П.Н. Проблемы истории мировой культуры в литературно-художественном и научном творчестве В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1962 года. Ереван, 1963. - С. 10-35.

44. Библиотека В.А. Жуковского в Томске: В 2 т. Томск, 1978-1984. - Т. I, II.

45. Бодянский О.М. О народной поэзии славянских племен. М.: Б.и., 1837 (Тип. Н. Степанова). - 154 с.

46. Борн И. Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808. - 162 с.

47. Браудо // Большая советская энциклопедия. М., 1927. - T.VII. - С. 388-389.

48. Браудо // Большой энциклопедический словарь. Музыка. М., 1988. -С. 81.

49. Браудо Е.М. Всеобщая история музыки: В 3 т. М.: Музыкальный сектор Госиздата, 1925. - ТЛ—III.

50. Брюсов В.Я. Из моей жизни. Моя юность. Памяти. М.: Сабашниковы, 1927. - 331 с.

51. Брюсов В.Я. Смена культур // Брюсовский сборник. Ставрополь,1977.-Вып. З.-С. 171-182.

52. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. / Под общ. ред. П.Г. Антокольского и др. М.: Худож. лит., 1973. - 1975. - Т. I - VII.

53. Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. СПб.: Б.и., 1904 (Тип. М. Меркушева). - Т. I.- XI, 1248 с.

54. Венелин // Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз; И.А. Ефрон. -СПб., 1892. Т.Va. - С. 905-906.

55. Венелин Ю.И. Мысли об истории вообще и русской в частности, и о времени рождения названий: греческое, латинское, немецкое, русское, или гражданское, славянское или церковное письмо. М.: Имп. о-во ист. древностей российских, 1847. - 2., 20, 18 с.

56. Венелин Ю.И. О характере народных песен у славян задунайских. -М., 1835 (Тип. Н. Степанова). 118 с.

57. Венелин Ю.И. Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской в особенности. М., 1834 (Тип. Н. Степанова). - 60 с.

58. Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе. М., 1883.

59. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вст. ст. и прим. В.М. Жирмунского. Д.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.

60. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Сост., подг. текста и ред. пер. А.С. Варшавского и Е.Г. Эткинда. JL: Гослитиздат, 1940. - XXVI, 620 с.

61. Вольтер. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2 т. М.: АН СССР, 1961. - Т. 1-Й.

62. Востоков А.Х. Стихотворения / Ред., вст. ст. и прим В.Н. Орлова. -М.: Сов. писатель, 1935. 466 с.

63. Гаджега Ю. Краткий обзор научной деятельности Юрия Ивановича Венелина (Гуцы). Ужгород: Б.и., 1927. - 41 с.

64. Гаспаров M.JI. Неизданные работы В.Я. Брюсова по античной истории и культуре // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973. - С. 189

65. Гете И.В. Собр. соч.: В 10 т. / Под общ. ред. Н. Вильмонта и др. М.: Худож. лит., 1976. - Т.З. - 718 с.

66. Гирко JI.B. Идея культуры в философии немецкого Просвещения: Ав-тореф. дис. . канд. философ, наук. М., 1989. - 23 с.

67. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1951. - T.I-XIV.

68. Горбатов JL Взгляды И.Г. Гердера на драму и театр // Уч. зап. Гла-зовск. пед. ин-та. 1958. - Вып. 7. - С. 187-195.

69. Гулыга A.B. Гердер. М.: Мысль. - 1975. - 179 с.

70. Гулыга A.B. Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в. // Новая и новейшая история. 1963. - №3. - С. 109-121.

71. Гулыга A.B. Материализм и утопический социализм в немецкой философии XVIII в.//Вопр. философии. 1961.-№11.-С. 101-110.

72. Гулыга A.B. Материалистические тенденции в немецкой философии XVIII в. // Вопр. философии. 1957. - №4. - С. 84-95.

73. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986. -332 с.

74. Гулыга A.B. Шеллинг. М.: Соратник, 1994. - 320 с.

75. Гуревич A.M. О типологических особенностях русского романтизма // К истории русского романтизма. М., 1973. - С. 512-520.

76. Гусев Е.В. Фольклор в эстетике Гердера // Проблемы сравнительной филологии: Сб. ст. к 70-летию члена-корр. АН СССР В.М. Жирмунского. М.; Л., 1964.- С. 384-392.

77. Данилевский Р.Ю. И.Г. Гердер и сравнительное изучение литератур в России // Русская культура XVIII века и западноевропейские литературы. Л., 1980. - С. 174-217.

78. Державин Г.Р. Соч. / Сост. биогр. очерк и комент. И.И. Подольской. -М.: Правда, 1985.-575 с.

79. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1984. - Т. I-XXX.

80. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. М.; Л.:1. Наука, 1964.-439 с.

81. Есюков А.И. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философский очерк: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. Ломоносова, 1998. - 182 с.

82. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. - 448 с.

83. Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959-1960. - Т. I - IV.

84. Жуковский и литература конца XVIII XIX века. - М.: Наука, 1988. -320 с.

85. Жуковский и русская культура: Сб. науч. тр. Л.: Наука, 1987.- 504 с.

86. Замотин И.И. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-30-х годов XIX столетия // Записки историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского унта. 1907. - Ч. 87. - VI, 430 с.

87. Зоргенфрей В.А. Страстная суббота. Стихи. Пб.: Время, 1922. - 54 с.

88. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825). М.: Наука,1979.-312 с.

89. История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. - Т.Г-ГУ.

90. Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.,1980.-395 с.

91. Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения (первая четверть XIX века): Автореф. дис. . доктора философ, наук. М., 1965.-35 с.

92. Канунова Ф.З. О философско-исторических воззрениях Жуковского (по материалам библиотеки поэта) // Жуковский и русская культура: Сб. науч. трудов. Л., 1987. - С. 32-45.

93. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. -351 с.

94. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 т. М.: Книга, 1988.-Т. I—III.

95. Карамзин Н.М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Русский архив, 1870. № 8. - С. 2225-2350.

96. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. J1.: Наука, 1984. -717 с.

97. Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. - 142 с.

98. Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т. Л.: Худож. лит., 1984. - Т. 1-Й.

99. Карамзин Н.М. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1958. - 450 с.

100. Категории философии и категории культуры / М.А. Булатов, В.А. Звиглянич, Е.И. Андрос и др. Отв. ред. М.А. Булатов, В.Г. Табачков-ский. Киев: Наук, думка, 1983. - 343 с.

101. Катенин П.А. Избр. произв. М.; Л.: Сов. писатель, 1965. - 744 с.

102. Кине Э. О природе, истории, относительно к преданиям мифологическим и эпическим // Моск. телеграф. 1832. - № 1-2. - Ч. 43. - С. 3-18, 161-178.

103. Кине Э. Рассуждение об идее Всемирной Истории, служащее введением к французскому переводу Гердеровых идей о философии истории // Моск. вестн. 1828. - Ч. VIII. - С. - 345-349; Ч. IX. - С. 383394; Ч. X. - С. 39-55, 129-159.

104. Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе. М.: Иностранная лит., 1960. - 690 с.

105. Кондорсе М.Ж.А. Эских исторической картины прогресса человеческого разума / Пер. И.А. Шапиро. М.: Соцэгиз, 1936. - XII, 265 с.

106. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966. - 496 с.

107. Конрад Н.И. Избр. труды. История. М.: Наука, 1974. - 469 с.

108. Краснов Г.В. Философия Гердера в творчестве Толстого // Уч. зап. Горьков. ун-та. 1961.- Т.56. - Вып. 4. - С. 157-174.

109. Кругликов В.А. Образ «человека культуры» / Отв. ред. доктор филос. наук Б.Т. Григорьян. М.: Наука, 1988.- 150с.

110. Кубасов И.А. А.П. Бенитцкий // ЖМНП. 1900. - Ч. CCCXXVII. -С. 280-311.

111. Кузнецов И.Н. И.Г. Гердер и французские просветители: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1989. - 12 с.

112. Купреянова E.H. Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской культуры. Очерки и характеристики. JL: Наука, 1976. - 416 с.

113. Кучмаева И.К. Культурное наследие. Современные проблемы / Отв. ред. доктор филос. наук А.И. Арнольдов. М.: Наука, 1987. - 173 с.

114. Кучмаева И.К. Путь к «всечеловеку». Мир как целое в концепции культуры М.М. Пришвина. М.: ГАСК, 1997. - 144 с.

115. Лапшин И.И. Философские взгляды А.Н. Радищева. Пг.: Былое, 1922.-39 с.

116. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд. группа «Прогресс», 1992.-270 с.

117. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984. - С. 525-612.

118. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М: Наука, 1976. -192 с.

119. Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М.: Гослитиздат, 1956. -744 с.

120. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Сов. писатель. -1969.-240 с.

121. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

122. Международные связи русской литературы / Ред. Алексеев М.П. -М.; Л.: Изд. АН СССР, 1963. 474 с.

123. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. - 197 с.

124. Метнер Э.К. Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические. М.: Мусагет, 1912. - VI, 448, III с.

125. МетнерЭ.К. Мусагет// Труды и дни. 1912. -№1. - С.53-60.

126. Метнер Э.К. Размышления о Гете.- М.: Мусагет, 1914. T.I. - 527 с.

127. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Прогресс, 1993. - T.I - III.

128. Мысли о душе: Русская метафизика XVIII века / Подг. текста, вст. ст. Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. - 313 с.

129. Немецкие поэты в биографиях и образцах / Под ред. Н.В. Гербеля. СПб., 1877. С. 129-139.

130. Орлов В.Н. В.К. Кюхельбекер в крепостях и ссылке // Декабристы и их время. М.; Л.: АН СССР, 1951. - С. 27-88.

131. Осетров E.H. Три жизни Карамзина: Роман-исследование. М.: Моск. рабочий, 1989. - 287 с.

132. Письма В.А. Жуковского к А.И. Тургеневу. Изд. «Рус. архива» по подлинникам, хранящимся в Имп. публичной библиотеке. М., 1895. - 322 с.

133. Погодин М.П. Исторические афоризмы и вопросы // Моск. вестн. -1827. -Ч.З. С. 303-309.

134. Погодин М.П. Н.М. Карамзин по его сочинениям и отзывам современников. Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями. -Ч. I. М.: Б.и., 1866 (Тип. А.И. Мамонтова). - 8., II, 398, II с.

135. Поэты 1790-1810-х гг. / Под ред. Ю. Лотмана. Л.: Сов. писатель, 1971.-912 с.

136. Предтеченский A.B. Общественно-политические взгляды Карамзина в 1790-х гг. // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1961. - 272 с.

137. Пушкин A.C. Полн собр. соч.: в 17 т. Л.: АН СССР, 1937-1959. -Т. I- XVII.

138. Пыпин А.Н. Гердер // Вестн. Европы. 1890. - Кн. 3 - С. 277-321; Кн. 4. - С. 625-672.

139. Радищев А.Н. Избр. соч. М.: Гослитиздат, 1949. - LVIII, 856 с.

140. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Т.Н. Материалы к изучению «Путешествия». - М.; JL: Academia, 1935. - 587 с.

141. Рогов В.В. О цикле стихотворений Брюсова «Сны человечества» (к проблеме жанра) // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973. - С. 96-107.

142. Русская мысль в век Просвещения / АН СССР Ин-т философии. -М.: Наука, 1991.-278 с.

143. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - 703 с.

144. Самылов О.В. Становление историзма в философии Гердера: Авто-реф. дис.канд. философ, наук. JL, 1988. - 15 с.

145. Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. -СПб.: Б.и., 1909 (тип. Первой СПб. Трудовой Артели). 700 с.

146. Скуратовский B.JI. Брюсов-культуролог // Брюсовские чтения 1986 года: Сб. статей Ереван, 1992 - С. 90-103.

147. Собестианский И.М. Учения о национальных особенностях характера и юридического быта древних славян. Историко-критическое исследование. Харьков, 1892. - 336, XII с.

148. Соколов Е.И. Бумаги Ю.И. Венелина, хранящиеся в библиотеке императорского общества истории и древностей российских. М., 1899 (Унив. тип.). - 2., 20 с.

149. Соколова В.Ф. Н.В. Гоголь последователь и критик Гердера // Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. - Н. Новгород, 1998. - С. 245-248.

150. Стасюлевич М.М. Философия истории в главнейших ее системах. -СПб., 1902. -XII, 335 с.

151. Степун Ф. Логос // Труды и дни. -1912. № 1. - С. 68-73.

152. Сугай Л.А. Культурология русского символизма // Культура и творчество. Материалы конференции кафедры теории и истории культуры МГОПУ. М., 1996. - С. 30-50.

153. Сугай JI.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX начала XX вв. // Мир культуры. - М.: ГАСК, 1999. - С. 39-53.

154. Съедин В.Н. Предлоги немецкого языка. М.: Высш. шк., 1963. -С. 260-261.

155. Томсен В.Л. История языковедения до конца XIX века. Краткий обзор основных мотивов / В обработке и с послесл. Р. Шор. М.: Учпедгиз, 1938. - 160 с.

156. Тургенев А. Политическая проза. М.: Сов. Россия, 1989. - 368 с,

157. Уэллс Т.Д. Собр. соч.: В 15т./ Под общ. ред. и вст. ст. Ю. Кагар-лицкого. М.: Правда, 1964. - T. XV. - 464 с.

158. Философия и история культуры: Сб. ст. / Ан СССР. Научн. совет по ист. мировой культуры. М.: Наука, 1985. - 319 с.

159. Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. М., 1994. - T. V, VII.

160. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность Мн: Попурри, 1998. - 688 с.

161. Эллис. О задачах и целя служения культуре // Труды и дни. 1912. -№ 4-5. - С. 87-96.

162. Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской литературы: Сб. статей. Л.: Наука, 1967 - 363 с.

163. Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы: Сб. статей. Л.: Наука, 1975. - 284 с.

164. Югурта. Культура и личность // Труды и дни. -1914. № 7. - С. 107 - 123.

165. Янкелович Л.Ю. Гердер в Прибалтике (Из истории балтийско-немецких культурных связей во второй пол. XVIII в.): Автореф. дис. . канд. истор. наук. Тарту, 1970. - 30 с.

166. Bärenbach F. Herder als Vergänger Darwin's und der modernen Naturphilosophie. Beiträge zum Geschichte der Entwicklungslehre im 18. Jht. Berlin: Griebn, 1877. - 71 S.

167. Bäte L. Johann Gottfried Herder. Der Weg. Das Werk. Die Zeit. -Stuttgart: Hirzel, 1948. 174 S.

168. Bittner K. Herders Geschichtsphilosophie und die Slawen. -Reichenberg, 1929. 150 S.

169. Bittner K. Herdersche Gedanken in Karamsins Geschichtschau // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. München, 1959. - Bd. 7, Hft. 3. -S. 237-269.

170. Bittner K. J.G. Herder und A.N. Radiscev // Zeitschrift für slavische Philologie, 1956, Heidelberg, Bd. XXV, Hft. 1. S. 8-53.

171. Bittner K. J.G. Herders "Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit" und ihre Auswirkungen bei den slavischen Haupstämmen // Germanoslavica, 1932-1933, Hft. 4. S. 453-480.

172. Dobbek W. J.G. Herders Weltbild. Versuch einer Deutung. KölnWien: Böhlau, 1969. - 251 S.

173. Drews P. Herder und die Slaven. München, 1990. - 245 S.

174. Genthe Th. Der Kulturbegriff bei Herder. Jena, 1902. - 66 S.

175. Goethe J.W. Die grossen Klassiker Literatur der Welt in Bildern, Texten, Daten. Salzburg: Andreas-Verlag, 1980. - Bd. VI. - 624 S.

176. Goethe J.W. Goethes Werke in 14 Bde. / Hrsg. von E. Trunz. -München: Beck, 1974-1976. Bd. I - XIV.

177. Grasshoff H. Radiscevs "Reise" und ihre Stellung innerhalb der zeitgenossischen literarischen Strömungen // Beiträge zur russischen Literatur des ausgehenden 18. Jahrhunderts. Bd. 114, Hft. 1. Berlin, 1960.-S. 59-72.

178. Günter A. J.G. Herder. Leipzig, 1988. - 100 S.

179. Hamann J.G. Schriften in 3 Bänden. Berlin: F. Rothe u. G. Wiener, 1821-1843. -Bd. I—III.

180. Härder H.B. Nikolaj Karamzin und die philosophisch-literarischen Kreise in Königsberg, Berlin, Weimar und Zürich // Beförderer der Aufklärung in Mittel- und Osteuropa. Berlin, 1979. - S. 304-319.

181. Haym R. Herder, sein Leben und Werke in II Bde. Berlin: AufbauVerlag, 1958.-Bd. I-II.

182. Herder M.C. Erinnerungen aus den Leben Joh. Gottfried von Herder // J.G. Herders Sämmtliche Werke. Stuttgart und Tübingen, 1853. - Bd. 39-40.

183. Herder und das lettische Volkslied // Fridrich Mann's Pädagogisches Magasin. Hft. 1178. - Langesalza, 1928. - S. 14-37.

184. Herder-Kolloquium, Weimar 1978. Referate und Diskussionsbeiträge. -Weimar: Böhlaus Nachf., 1980. 424 S.

185. Hexelschneider E. A.N. Radiscev und Deutschland // Beiträge zur russischen Literatur des ausgehenden 18. Jahrhunderts. Bd. 114, Hft. 1. -Berlin, 1960.-S. 7-29.

186. Johann Gottfried Herder: Zur Herder Rezeption in Ost- und Südosteurupa. Berlin: Akad. Verlag, 1978. - X, 277 S.

187. Matl J. Europa und die Slaven. Wiesbaden, 1964. - 357 S.

188. Pipes R. N.M. Karamzin's memoir on ancient and modern Russia. -Cambridge: Harvard univ. press., 1959. XIV, 266 S.

189. Schmidt H. Das historische Prinzip bei Radiscev // Beiträge zur russischen Literatur des ausgehenden 18. Jahrhunderts. Bd. 114, Hft. 1. -Berlin, 1960.-S. 107-118.

190. Suphan B. Peter der Große, Herders Fürstenideal // Altprußische Monatsschrift neue Folge. Der neuen preußischen Provinzial-Blätter vierte Folge. -10 Bd. Königsberg, 1873, - Bd. X. - S. 97-111.4. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

191. Культурология XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т. I—II.

192. Немецко-русский (основной) словарь: Ок. 95 000 слов 2-е изд. стереотип. - М.: Рус. яз., 1993. - 1040 с.207

193. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - Т. 2. - 623 с.

194. Сугай Л.А. Философская поэзия // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. -М., 1995. С. 568-569.

195. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.