Героическая романтика в советской прозе периода Великой Отечественной войны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, Нгуен Тхи Ким Фонг, 0

  • Нгуен Тхи Ким Фонг, 0
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 161
Нгуен Тхи Ким Фонг, 0. Героическая романтика в советской прозе периода Великой Отечественной войны: дис. : 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1984. 161 с.

Оглавление диссертации Нгуен Тхи Ким Фонг, 0

Введение

Глава I. Идейное единство и художественное многообразие произведении героико-романтического пафоса в литературе периода Великой Отечественной войны

Глава П. Резонанс советской военно-патриотической прозы во Вьетнаме. Сравнитель ный анализ произведений советских и вьетнамских писателей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Героическая романтика в советской прозе периода Великой Отечественной войны»

Великая Октябрьская революция всколыхнула народные массы, побудила их действовать, активно бороться за победу нового строя, просветила их, подняла их сознание на высокий уровень.

Революция в России, указывал В.И.Ленин, ".резко отличается от революции в Западной Европе. Она дала революционную массу, приготовленную 1905 годом к самостоятельному выступлению; она дала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, органы, неизмеримо более демократические, чем все предшествующие, позволившие воспитывать, облагородить рабочую, солдатскую и крестьянскую бесправную массу, вести ее за собой, и благодаря этим обстоятельствам, русская революция в несколько месяцев проделала эту эпоху соглашательства с буржуазией, которая в Западной Европе занимала целые долгие десятилетия"*. Вместе с тем русская ".революция отличалась от всех предыдущих революций именно тем, что она подняла жажду строительства и творчества в массах" .

Социалистическая революция - "революция бесконечно более глубокая, народная, могучая, чем прежняя буржуазная революция"3.

Эти особенности великой народной революции определили созидательный пафос новой эпохи, активную роль в жизни советского человека, самый характер нового героя - целеустремлен

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч., М., 1962, т. 36, с. 84.

2. Там же, с. 104.

3. Там же, т. 35, с. 383. ного, высокосознательного и вдейного, стойкого в борьбе, умеющего преодолевать препятствия и трудности на пути революции, проникнутого жадцой творчества.

Советская литература всесторонне отобразила черты новой эпохи, ее пафос, ее противоречия и ее ведущие силы, ее путь и итоги, которые выявлялись на каждом этапе социалистического строительства. Она показала перестройку общественных отношений и создание новых, социалистических форм жизни, сложные проявления классовой борьбы в переходный период, весь путь движения страны к коммунизму. Она показала все последовательные этапы формирования нового человека, содержание нового, социалистического гуманизма, процесс преодоления и изживания остаточных форм старой морали, старых привычек и вкусов. В литературе раскрыто интернациональное значение событий и дел в Советском Союзе, взаимодействие между революционными процессами внутри страны и за ее рубежами, установление и укрепление контактов и союза советского народа с народами других стран в борьбе за мир, за справедливые отношения между всеми народами, за светлое будущее человечества.

Новая действительность определила основные качества новой литературы, призванной показывать революционные процессы, то новое, что рождалось и укреплялось в жизни. М.Горысий видел в советской литературе выражение исторического оптимизма народа. Он поддерживал в ней утверждающий пафос, призывал писателей писать "о всей работе, творимой в стране", работе "по созданию новых форд жизни"1.

Со всей силой правдивости утверждать подлинно новое - вот

I. Горький М. Собр. соч. в 30 томах, т. 24. М., 1953, с.300, 318. что стояло в центре творческих задач литературы. "Защищая право утверждать действительность, Горький лишь последовательно развивал принципы историзма и партийности творчества, верности жизненной правде и идеалам коммунизма"*, - пишет А.Мет-ченко.

Утверждать новое - значит видеть и утверждать ростки будущего. В одном зарубежном интервью 1927 года В.Маяковский недаром подчеркнул: "Думаю, что у поэта, в кругу интересов поэта процент его страсти к настоящему и будущему должен преобладать, намного преобладать над его отношением к прошлому, р если не всецело наполнить его. Поэт - творец новой жизни" .

Отсюда и девиз поэта: "Настоящая поэзия всегда, хоть на

-Я час, а должна опередить жизнь" .

М.Горький выдвинул положение о "третьей действительности" (будущем) как элементе социалистического реализма. Оно нашло широкую подцержку. А.Макаренко писал: "Советская литература должна не только отражать то, что происходит. В каждом ее слове должна заключаться проекция завтрашнего дня, призыв к нему, доказательство его рождения. На боевом пути советского общества литература вовсе не играет роли фронтового информатора, она - разведчик - разведчик будущего"^.

Все это объясняет ту огромную роль, которую обрела революционная романтика в развивающейся советской литературе. С

1. Метченко А. Завещано Горьким. М., 1969, с. 94.

2. См.: Богумил Матезиус. Четверть часа с русским поэтом. "Неделя", 1963, № 28, с. 7.

3. Маяковский В. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1959, с. 122.

4. Макаренко А. О литературе. М., 1956, с. 61. самого начала революционная романтика новой литературы была неразрывно связана со стремлением писателей правдиво изобразить настоящее, неуклонно бороться со старым и обветшалым и рваться вперед, в будущее. "Романтический характер .боевой эпохи, когда в неимоверно трудных условиях и лишениях прокладывалась дорога в будущее, - отмечается в "Истории русской советской литературы", - была прекрасно отображена во многих книгах советских писателей. Их существенная черта - ощущение всемирности происходящего в России, слияние национальной гордости с интернациональным пафосом. Романтические тенденции вытекают из самой жизни, из характера и природы пролетарской революции, начавшей сложный и трудный марш человечества к социализму. . Стремление увидеть героическое в жизни, интерес к драматическим событиям, к выдающимся и исключительным характерам и ситуациям, приподнятость, патетичность выразительных средств, передающих революционный энтузиазм, одушевляющий автора и его героев, - все это характерные черты романтического изображения действительности"^*.

В науке "человековедения" (так М.Горький называл литературу) центральное место занимает человек, его духовный мир, созидательная гуманистическая философия.

С первых лет революции в литературе начались "поиски героя" - нового человека, воплощающего в себе смысл новой эпохи, лицо нового мира. Велика была роль Д.Фурманова в постановке этой новаторской задачи. К.Федин, имея в виду "Чапаева", писал: "Фурманов дал критике первую твердую опору в ее требованиях к писателям показать героя времени - опору

I. "История русской советской литературы", т.1, М., 1975,с.29. искомого "должного в советской литературе., в начале двадцатых годов только немногие писатели вплотную брались за решение этой задачи. Едва ли не большинству представлялось, что с ней можно повременить, пока жизнь не создаст кристально слот жившуюся форту современного героя" .

Поиск и изображение человека наших дней - это не механическое улавливание соответствующего "материала". Сам художник должен вложить частицу своего сердца в сердце своего героя; ведь в развиваемой им концепции нового человека, в том, как он понимает процесс его нарождения, отражается собственный взгляд художника на человека и его будущее.

Н.Чернышевский говорил: "Вопрос о пафосе поэта, об идеях, дающих жизнь его произведениям, - вопрос первостепенной р важности" . Тем более был важен этот вопрос в революционную эпоху. В революционную эпоху перед каждым художником остро встал вопрос о его идейной позиции, об идеалах, об отношении к самому передовому, научному мировоззрению - марксизму-ленинизму.

Позиция художника, его помыслы и чувства обусловлены определенными отношениями людей, конкретной общественной обстановкой, помыслами и чувствами общественной среды, класса. В.И.Ленин писал: ".ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчиться его неудачами, не может не негодо

1. Федин К. Писатель, искусство, время. М., 1961, с. 225, 226.

2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1948, с.681. вать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т.д. и т т.д. . Тем более важна осознанная партийность, определенность мнений по общественным вопросам в деятельности художника революции.

Утверждалась литература нового мира, новый художественный метод, развивались новые художественные стили.

В литературе первых лет революции находили отражение острая классовая борьба, идеологические столкновения, противоречивые представления о революции, о судьбах страны, о человеке, об искусстве. Существование различных идейно-художественных направлений в литературе 20-х годов - это факт, и разговор о противоречивых тенденциях в ту пору, разумеется, не сводится только к теме художественных течений и стилевого многообразия.

В действительности дело обстояло так: различия в те годы были не только в стиле, в художественных исканиях, но и в идейных направлениях. Одно было неотрывно от другого. Ущербное, нереволюционное (а то и антиреволюционное) содержание часто "гармонично" облекалось в модернистскую форму.

Творческими усилиями художников социалистических убеждений, писателей-демократов, вставших на сторону Октября, молодых литераторов 20-х гг. было положено начало советской литературы.

Особенностью советской литературы первых послеоктябрьских лет является заметное преобладание в ней произведений романтических стилей, - именно стилей, а не стиля, поскольку

I. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 547, 548. существенны и индивидуальные отличия крупных художников-романтиков внутри одной какой-либо национальной литературы (можно сравнить в этом плане произведения С.Есенина, Н.Тихонова, Н.Асеева, М.Светлова в русской поэзии 20-х гг.), и отличия предшествующих стилевых традиций в различных национальных литературах.

Крушение старого мира, победу восставшего народа молодая советская литература воспевала в сознательно укрупненных, обобщенно-символических образах. Тема революции осознавалась чаще всего как исторический перелом, "перерыв постепенности", разрыв с прошлым. Эта сторона исторической правды о революции наиболее эмоционально воплощалась в разных жанрах поэзии. Всеобщее распространение получили революционная ода, гимн, марш-цризыв, агитационно-публицистическое стихотворение. В произведениях этих жанров чувствовалось воздействие поэтики "Интернационала", "Марсельезы", других песен революционного рабочего движения.

Революционные потрясения действительности вызвали к жизни лирико-патетическую поэму, в центре которой - масштабный образ восставшего народа ("Двенадцать" А.Блока, "Главная улица" Д.Бедного, "150 ООО ООО" В.Маяковского и др.). Символика бури, мирового пожара, зари будущего, неудержимо скачущих красных коней, плуга, перепахивающего землю, полков революции, осененных эдасным знаменем, - таковы поэтические образы времени, воплощенные в стихах В.Маяковского и В.Брюсова, В.Александровского и Н.Тихонова.

Особую популярность получают стихи и песни о Ленине, в которых звучит голос всех советских народов, выразивших свою безграничную любовь к вождю Октябрьской революции.

- 10

Романтическая символизация, одический пафос, патетический лиризм, прямая публицистическая агитационность окрашивают наряду с поэзией и первые опыты советской драматургии, чрезвычайно популярной в то время, и "начальную" советскую прозу. Однако уже в первые годы после Октября были сделаны многочисленные попытки (особенно в прозаических жанрах очерка, рассказа, повести) изобразить действительность в ее реальных подробностях, хотя подчас эти попытки и грешили натуралистическим описательством.

Наряду с произведениями, отражавшими действительность в обобщающе-романтизированных, условно-"конструированных" по сюжету стилевых формах (например, "Падение Дайра" А.Малышки-на, "Ветер" Б.Лавренева, "Реки огненные" А.Веселого), в прозе первой половины 20-х гг. отчетливо заявляют о себе искания писателей, стремившихся органически слить романтический пафос и жизнеподобную достоверность в передаче подробностей, деталей жизни: "Неделя" Ю.Либединского, "Два мира" В.Зазубрина, повести Вс.Иванова, Л.Сейфуллиной; вершинное произведение этого стиля - "Железный поток" А.Серафимовича. Принципиальное значение в создании реалистических полнокровных образов героев революции имел для всей советской литературы роман Д.Фурманова "Чапаев".

Среди тех произведений 20-х годов, в которых значительную роль играет революционная романтика, важное место занимает "Разгром" А.Фадеева, хотя сам автор об этом стал говорить гораздо позже. "Исходя из того, - пишет редактор - составитель сборника "За тридцать лет" С.Н.Преображенский, -ч:то некоторые критики весьма единодушно признали автора "Разгрома" последователем толстовского реализма, он и сам считал себя на первых порах "очень законченным моралистом, разоблачителем, срывателем всех и всяческих масок". Но каково же было "удивление" Фадеева, как признает он сам, когда более внимательно взглянув на "Разгром", он понял, "что это произведение, несомненно, несет в себе очень значительные элементы романтики". Фадеев убеждается в том, что все основные герои его романа "гораздо более близки к горьковским образам, чем к толстовским, и, несомненно, образы романтические""^.

Еще гораздо раньше М.Серебрянский писал о "Разгроме", что в этом произведении А. Фадеев продолжил "горьковскуго романтическую мечту о новом человеке, прекрасном и сильном духовно и физически", что "романтические проблемы" "Разгрома" подсказаны. самим материалом, ходом действия, напряжением р борьбы" . Особенно интересной и верной представляется мысль М.Серебрянского о том, что и в "романтических сценах Фадеев не вырывается за пределы действительности, оставаясь по сущез ству тем же реалистом" .

Действительно, революционная романтика "Разгрома" А.Фадеева подлинно реалистична. Она особенно заметна в главах "Трясина" и "Разведка Метелицы". Левинсон, поднявший факел над головой, чтобы осветить партизанам дорогу вперед после того, как в чрезвычайно трудных условиях он нашел верный из них выход, - не может не напомнить романтический горьковский образ

1. Преображенский С.Н. От редактора-составителя. - В сб.: Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957, с. 5.

2. Сере брянский М. Литературные очерки. Изд. 3-е. М., 1956, с. 183, 182.

3. Там же.

Данко. Образ бесстрашного удалого партизана Метелицы, как бы сосредоточившего в себе часть авторских представлений об идеале человека, написан с романтической приподнятостью и высоким пафосом. Но не только в образах этих героев можно отметить романтическое отношение к ним автора, а даже и в образе Морозки, многие человеческие качества которого еще очень далеки от идеальных. Вспомним, как глазами жалкого, струсившего Мечика мы видим Морозку в бою "на оскаленном жеребце с развевающейся огненной гривой", промчавшегося "так быстро, что трудно было отличить, где кончался Морозка и начиналась т лошадь" . Здесь традиционно романтические краски служат правдивому, реалистическому раскрытию сути явлений.

Метод социалистического реализма начал складываться в художественном творчестве до 1917 г.; остается дискуссионным вопрос о том, можно ли отнести романтическое искусство первых послеоктябрьских лет целиком к социалистическому реализму, или оно было лишь "предтечей" этого метода. Но реалистическое искусство 20-х гг., в том числе и его романтически окрашенные стилевые ответвления, знаменовало собой становление этого метода как основного в советской литературе.

Литература в 20-е гг. была призвана воссоздать жизнь такой, какой она стала после революционной бури, художественно раскрыть закономерности ее движения, утвердить в сознании читателей революционно-социалистическую перспективу. Новая обстановка, новая атмосфера общественной жизни второй половины 20-х гг. все решительнее направляла литературу от опыта художественной символизации к созданию характеров социально

I. Фадеев А. Собр. соч., т. I. М., 1959, с. 39. типического значения, от эмоциональных обличений старого мира к аналитическому разбору его наследства. С середины 20-х гг. в советской литературе начинается подъем прозы крупных форм.

В первой половине 30-х гг. советская литература вступила в новый этап своей истории. Это - время бурной индустриализации страны, социального преобразования деревни, время созидания общества, характеризуемого морально-политическим единством.

Принципиальное значение для литературного процесса этого периода является состоявшийся в августе 1934 года Первый съезд советских писателей, демонстрировавший идейно-творческое единство художников слова нового общества.

Социалистический реализм был единодушно признан на Первом съезде советских писателей основным методом советской литературы, что и было записано в Устав Союза советских писателей. Определение социалистического реализма здесь унаследовало два ценнейших художественных принципа передовой литературы прошлого - принцип правды реализма и принцип общественного назначения искусства. Но оба они приобретают здесь новое качество, выраженное в четких требованиях: "правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии" и "идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма"1.

Доклады и речи, произнесенные на съезде, дают яркое представление и об изменениях чисто художественного порядка, .происходивших в советской литературе в связи с ее идейным

I. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934, с. 216. ростом и укреплением в ней метода социалистического реализма. Так, Л.Леонов, характеризуя художественные искания 20-х годов, говорил: "Нас привлекала тогда необычность материала, юношеское наше воображение поражали и пленяли иногда грозные, иногда бесформенные, но всегда величественные нагромождения извергнутой лавы и могучее клубление сил, запертых в глубине жизни. Эта необычность материала зачастую прикрывала нашу литературную беспомощность. № все проходили тогда еще только через орнаментальную прозу, вычурную словесную вязь, как ребята, радуясь дару повторять чюмовые олова взросл"1.

Литература социалистического общества призвана возродить на новой основе то единство искусства с действительностью, которое Горький видел в народном художественном творчестве. "Основным героем наших книг мы должны избрать труд", - говорил Горький на Первом писательском съезде (1934). Правда жизни в литературе социализма насыщается поэзией идеала по мере того, как люди превращают землю в "прекрасное жилище человер чества, объединенного в одну семью" .

Тридцатые годы - эпоха не только огромного напряжения народных сил, творческого и духовного подъема народа, отважившегося в кратчайший исторический срок пройти путь социалистических преобразований, но и нелегкой ломки общественной жизни и человеческих отношений, острейших социальных конфликтов.

Это были годы литературного расцвета, поды новых вели

1. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934, с. 152.

2. Там же, с. 13, 17.

- 15 ких свершений в области прозы, поэзии, драматургии. Писатели в своем большинстве утвердились на позициях нового художественного метода - социалистического реализма. Ярко выявилось многообразие жанров и стилей, богатство искусства нового мира.

Подлинными классическими произведениями советской литературы стали такие яркие книги, целиком или частично написанные за эти годы, как "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Хождение по мукам" А.Толстого, "Поднятая целина" и "Тихий Дон" М.Шолохова, "Соть" Л.Леонова, "Как закалялась сталь" Н.Островского, "Педагогическая поэма" А.Макаренко, "Люди из захолустья" А.Малышкина и др.

Но развитие советской литературы в конкретно историчес-ки-обусловленных условиях не было гладко асфальтированной дорогой.

Начиная со второй половины 30-х годов начало ощущаться воздействие на литературу культа личности. У отдельных писателей наблюдалась тенденция к украшательству и парадности, некоторые жизненные конфликты и недостатки (например, в деревне) затушевывались, сужались рамки художественного исследования - все успехи в стране подчас приписывались одной личности. Это сказалось как в предвоенные годы, так и в особенности в первые послевоенные годы.

Некоторые критики стали крайне упрощенно трактовать отношение между идеалом и действительностью в социалистическом реализме, утверждая их полное тождество и отвергая возможность конфликтов в развивающейся жизни. Это приводило подчас к "теоретическим" оправданиям бесконфликтности и украшательства в литературе.

-16

Но уже тогда, в коще тридцатых годов, был услышан убедительный голос протеста против такого субъективистского подхода к литературе от настоящих мастеров художественного слова. Так, А.Макаренко в напечатанной в "Литературной газете" 30 июля 1938 г. статье "Против шаблона" с исключительно! энергией напал на "теорию" и практику бесконфликтности: "Наш советский человек вовсе не бесконфликтен. Напротив, характерной особенностью нашей жизни является ее конфликтный характер. Наша жизнь именно потому прекрасна, что мы способны бороться, то есть разрешать конфликты, смело идти им навстречу, смело и терпеливо переживать страдания и недостатки, бороться за т улучшение жизни, за совершенствование человека" .

Некоторые литературные произведения, написанные в духе теории "украшательства" несправедливо были поставлены в ряд якобы "романтически настроенных книг". От такого упрощенного понимания "романтического" подчас страдала подлинная романтика в литературе.

На самом же деле романтическое восприятие реальности не имеет ничего общего с малопродуктивной "украшательской" тенденцией в литературе, равно как заостренное внимание к "будням" развернутого грандиозного строительства социализма отнюдь не означало отход писателей от нужной доли романтики в их творчестве. Это, к примеру, явственно выражалось в произведениях К.Паустовского тех лет.

Социализм открывался писателям, подобным Паустовскому, как обетованная земля давних поисков. Желание "необыкновенно

I. Макаренко А. Против шаблона. "Литературная газета", 1938, 30 июля, с. 5. го" много лет преследовало К.Паустовского. В первых его книгах ("Романтика", "Блистающие облака" и др.) оно оборачивалось ложной романтикой, несбыточными мечтаниями, нарядной экзотикой, восхищением перед воображаемым миром и безразличием к простому человеку. В 30-е годы К.Паустовский, по его словам, "ушел от экзотики". В реальной жизни страны социализма, среди ее людей, ее природы он нашел мир героических романтических дерзаний, мир подвигов, красоты и счастья. Так возникли в его творчестве "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) и другие повести и рассказы. И как показывают эти произведения, обращение к действительности вовсе не заставило писателя отказаться от романтики. Ушла иллюзорная, оторванная от жизни романтика, уступив место романтике социалистического созидания. "В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказываться от нее в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни"-*-, - справедливо утверждает К.Паустовский.

Так романтика эпохи социалистической революции неотделимо связана с героикой "будней" строительства. Успехи социализма, осмысленные с позиций большевистской партийности, открывали взору писателей грандиозные перспективы. В книгах о социалистическом строительстве как важнейшая их черта возникал возвышенный пафос будущего, раскрывавший вместе с тем перед писателями поэзию настоящего. "Будни" строительства, воспринимавшиеся некоторыми раньше как нечто прозаически обыденное, понимаются теперь в их подлинном историческом значении. Все сказанное выше более или менее отчетливо проявляется в

I. Паустовский К. Собр. соч., т. I, M., 1957, с. 9.

- 18 таких замечательных произведениях, как "Гидроцентраль" М.Ша-гинян, "Соть" Л.Леонова, "Время, вперед!" В.Катаева.

К середине 30-х годов все более отчетливо звучат в советской литературе настроения тревоги и одновременно боевой готовности по мере ощутимого приближения военной опасности. Приход в Германии Гитлера к власти, борьба героического испанского народа с фашистскими мятежниками, оккупация гитлеровца-тли Чехии и Моравии, "присоединение" Австрии к нацистской Германии - все эти события заставляли советских писателей "держать порох сухим" (А.Сурков), укреплять своими произведениями в народе дух борьбы против сгущающейся грозной опасности новой войны, войны, которой не знала еще история.

Своими произведениями советские писатели воспитывали советских людей в духе патриотизма, укрепляя их непримиримость к врагу, покусившемуся на независимость родины. В связи с этим широкое отражение в литературе 30-х годов получила тема гражданской войны (В.Катаев "Я, сын трудового народа", Вс.Иванов "Пархоменко", А.Первенцев "Кочубей" и др.). Не прошлым войнам, а будущей войне посвятил свой известный роман "На востоке" П.Павленко.

Особенно большой резонанс в советской литературе 30-х годов вызвали события, происходившие в Испании. С точки зрения интересующей нас проблемы романтики в литературе о войне нам хотелось бы выделить здесь известную пьесу А.Афиногенова "Салют, Испания!". Эта пьеса была одним из произведений, предваряющих достижения литературы романтического пафоса периода Великой Отечественной войны.

В прямой связи с думами о завтрашнем дне родины, которой предстояло принять на себя главный удар со стороны фашизма,

- 19 воспринимал испанскую трагедию А. Афиногенов. Его пьеса получилась на редкость боевым оперативным откликом на события, которыми тогда яйла вся советская страна.

Романтика и приподнятость" - так определяет А.Афиногенов направление своих исканий в области драматургии и сценического искусства. "По черепу тусклые бытовые пьесочки с проблемками. Приподымать зрителя, давать ему героев, примеры, образцы, яркие слова, увлекательные положения, бросать в жар и холод. Требуется жизнь в лоб, а не интимные сквознячки с т насморком" . И еще характерная запись: "Мечта о собственном театре. Романтика. Страсти. Мелодрама. Темпы работы. Смелость и подлинная кровь театра. Буря, краски, необычность. Праздо ник для пришедших смотреть" . "Салют, Испания!" - это, по определению самого автора, "романтическая драма". Обращение к поэтике романтического театра было для него не изменой "своей жене", своему камерному стилю, а было вызвано запросами времени, героической тематикой.

События конца тридцатых годов как бы подготовили для советских писателей своего рода духовную закалку достойно встретить "роковой" сорок первый год.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Народ поднялся на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Более тысячи литераторов в качестве рядовых бойцов, политработников, командиров, корреспондентов, журналистов ушли в армию. За боевые заслуги восемнадцать писателей

1. Афиногенов А. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. М., 1957, с. 136-137.

2. Афиногенов А. Дневники и записные книжки. М., 1960, с.346. получили звания Героя Советского Союза. Около четырехсот членов Союза писателей с полей войны не вернулись, среди них А.Гайдар, Е.Петров, Ю.Крылов, В.Багрицкий, П.Коган и многие другие.

В часы опасности, угрожавшей самому существованию социалистического государства, советская литература оказалась сплоченной и целеустремленной. Слово художника, по выражению М.Шолохова, было на вооружении армии и народа.

В короткий срок было издано множество произведений, удивляющих своим разнообразием, индивидуальной самобытностью, несхожестью манер и стилей. Для многих писателей военные годы стали временем расцвета их дарований.

Период Великой Отечественной войны - яркая страница в истории советского искусства. Литература этих незабываемых лет как бы подтвердила известную формулу М.Горького: "Героическому времени - героическое искусство". Литература социалистического реализма выдержала выпавшие на ее долю испытания - и в поэзии, и в прозе, и в драматургии.

В годы войны вновь оправдались слова, что романтические взлеты в искусстве возникают в моменты исторических и национальных потрясений. Романтика этого времени была неотрывна от народного воодушевления и народных трагедий. То был период трагедийной романтичности, полный, однако, глубочайшей веры в жизнь, в торжество добра и света. Тот внутренний исторический взгляд на вещи, к которому все чаще приходили романтики тридцатых годов, стал в годы Великой Отечественной войны доминирующим. Это обстоятельство неожиданно придавало иным романтическим произведениям военных лет своеобразную героико-эпическую окраску. В этом можно убедиться, читая такие значительные произве

- 21 дения, как "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Радуга" В.Василевской, "Морская душа" Л.Соболева и др., анализу героико-романтического пафоса которых и посвящается основное содержание данной диссертации.

Великая победа над фашистской Германией и милитаристской Японией потребовала от советского народа неимоверных усилий и бесчисленных жертв. Послевоенные годы были овеяны долгожданной радостью победы над врагом и возвращения к мирному труду. Были сразу же взяты очень высокие темпы восстановления и развития народного хозяйства.

Новые исторические условия, в основе которых лежал подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, углубили историческое мышление советского человека, ощутившего себя подлинным деятелем мировой истории, отстоявшего цивилизацию от варварства фашизма. Советская литература, проделавшая вместе с народом огромный ратный путь, ставила задачу проникнуть в душу, внутренний мир людей, вернувшихся на поля и заводы обогащенными новым историческим опытом.

Война продолжала занимать важнейшее место в тематике советской литературы первых послевоенных лет.

В развитии литературы о войне отчетливо видны две художественные тенденции. Одна из них по преимуществу связана с опытом, традициями и поэтикой литературы, изображающей жизнь в форме "жизнеподобной", "на бытовой основе". Произведения этого плана отличаются художественной достоверностью, точностью и объективностью повествования, изображением повседневного быта войны, образов рядовых и внешне подчас незаметных людей, тружеников войны.

Эта манера отчетливо видна в повести Веры Пановой

- 22

Спутники" (1947). Писательница показала будни санитарного поезда, эвакуирующего в тыл раненых, тщательно очерчивала образы героев. Их мужество, богатство и цельность натур, самоотверженность и душевная красота выявляются постепенно, складываясь из мелких, но характерных деталей.

Не менее значительной оказывалась и другая манера изображения войны и людей, характеризующаяся более интенсивным лири-ко-романтическим началом, тяготением к символике и широкому изображению действительности. В такой манере написаны произведения о минувшей войне Л.Соболева, В.Каверина, Н.Тихонова, Э.Казакевича, В.Катаева, Б.Горбатова, 0.Гончара, М.Бубеннова.

Развитие советской литературы вообще и прозы в частности было, однако, осложнено распространившимся к концу 40-х годов мнением об исчезновении в жизни советского общества более или менее серьезных общественных конфликтов. Писатели, по мнению приверженцев этой "теории бесконфликтности", должны были изображать "борьбу хорошего с лучшим", не заостряя внимания на трудностях и противоречиях реальности. Произведения, написанные по таким рецептам, в том числе, например, романы С.Бабаевского "Кавалер Золотой Звезды" и "Свет над Землей", не выдержали испытания временем.

Второй и третий писательские съезды (состоявшиеся соответственно в 1954 и 1959 гг.) сыграли большую роль в дальнейшем развитии советской литературы. Писатели обсуждали на своих съездах художественное многообразие литературных стилей, течений и направлений. Творческие дискуссии (например, о самовыражении в поэзии, об идеальном герое, о соотношении реализма и романтизма) вообще делаются постоянной формой литературного процесса. Оживилась литературно-критическая мысль. Подвергались справедливой товарищеской критике ошибочные, тенденциозные взгляды на некоторые проблемы литературы социалистического реализма.

Особенно обострилось внимание литературной общественности к проблеме романтических форм в искусстве в литературных дискуссиях в связи с Третьим съездом советских писателей. Внимание вызвано недавними односторонними, упрощенными выступлениями некоторых критиков и литературоведов*, воскресивших отжившие "теории" чуждости романтики и романтических форм социалистическому реализму, а также - попытками некоторых писателей критически "развенчать", объявить чуждыми жизненности и правдивости ценные произведения советской литературы, написанные в романтическом духе.

Наиболее резко и настойчиво отрицание романтики и всех видов романтизма как якобы "идеалистической шелухи" проводится в книге А.Упита "Вопросы социалистического реализма в литературе" (Рига, 1959). С первой и до последней страницы этой весьма объемистой книги (более 900 страниц) настойчиво доказывается, что у реализма не может быть ничего общего ни с какими разновидностями романтики и романтизма. Большинство ведущих советских критиков обвиняется в пристрастии к романтизму, в том, будто бы ни у кого из них не нашлось смелости сказать, что основополагающим методом советской литературы является "чистый марксистско-материалистический реализм без идеализма, романтизма и всяческих иных прекраснодушных прикрас". Признание4 советской критикой правомерности и жизненности романтики

I. См., напр., статью Днепрова В. "Идеальный образ и образ типический", "Новый мир", 1957, й 8.

- 24 и романтических форм в советской литературе на протяжении всей книги получает странное истолкование как попытка, по меньшей мере, подменить реализм, утвердить революционный романтизм в качестве основополагающего принципа всего социалистического реализма, решающего и определяющего фактора современного развития искусства. В таких намерениях обвиняются В.Озеров, Б.Мейлах, Е.Ковальчик, Б.Рюриков, В.Ермилов и А. Тарасенков-1-. Но ничего общего взгляды подавляющего большинства советских критиков на вопросы романтики и романтических форм с такой трактовкой не имеют, поскольку речь у них идет о романтике правдивой, которая воспринимается ими как составная часть литературы социалистического реализма.

И в некоторых других работах теоретического и исторического характера, например, в книге Г.Недошивина "Очерки теории искусства", романтическое начало в искусстве, вне зависимости от его дифференциации, трактуется как явление временное, сохранившее только историческое значение и всецело принадлежащее прошлому, как незрелая форма реализма в искусстве прошлого, форма утопическая, вызванная иллюзорным восприятием мира. Так, Г.Недошивин называет революционную романтику "эстетическим о утопизмом" . С созреванием общественных отношений, революционного движения и сознания масс должна, по Г.Недошивину, отпасть и потребность в романтике.

Концепция отмирания всех видов романтического расходится с реальной картиной развития революционного искусства. Роман

1. См. Улит А. "Вопросы социалистического реализма". Рига, 1959.

2. Недошивин Г. Очерки теории искусства. М., 1957, с. 229. тическая струя никогда не исчезала в истории литературы. Развитие жизни часто выдвигает, особенно в периоды больших общественных переломов, явления, органически требующие романтического пафоса. Взгляд на романтические произведения как на отвлекающие от действительности противоречит фактам истории литературы.

История советской литературы заставляет нас критически отнестись к той схеме, согласно которой движение многих крупных советских художников к социалистическому реализму рисуется как отказ от романтических форм. На самом деле среди писателей немало и таких, которые, став на позиции реализма, по своим изобразительным приемам навсегда остались отчетливо определившимися романтиками, постоянно использующими специфический арсенал романтических изобразительных средств.

Понятно, что схематическая концепция - реализм или антиреализм - не может служить плодотворной основой для решения вопроса о природе и взаимоотношениях реализма и романтизма, поскольку эта концепция объявляет все, кроме реализма, начисто чуждым жизненной правде.

В то время как критики и литературоведы вели споры о месте романтики в литературе социалистического реализма, она, романтика, тем не менее продолжала раскрываться во многих произведениях советских писателей. В те годы признанный мастер романтической прозы К.Паустовский работает над обширной художественной автобиографией "Повесть о жизни" ("Далекие годы", 1946; "Беспокойная юность", 1955; "Начало неведомого века", 1957; "Книга скитаний", 1963). Обращают на себя внимание овеянные романтикой книги М.Пришвина "Кащеева цепь" и "Осуда-рева дорога". Это лирико-философские истории такого самовоспитания, когда человек вырабатывает способность постигать целостную истину бытия, соединяющую его с другими людьми и окружающим миром природы. Природа была для Пришвина символом и поэтической мерой такого единения. Нравственный же критерий найден был писателем в советском образе жизни. В советских условиях романтика оригинальной пришвинской концепции челове-котворчества сомкнулась с живым реализмом воспитания нового человека.

К произведениям романтического плана можно отнести и "Дневные звезды" Ольги Берггольц (1959), "Зеленый луч" Л.Соболева (1953), "Сердце друга" Э.Казакевича (1953) и др.

В 60-е годы интерес к проблемам романтизма снова заметно возрос, в первую очередь, в кругу исследователей литературы. Наиболее интересной была дискуссия в середине 60-х годов*. Она подтвердила и актуальность проблемы, и ее известную неразработанность к тому времени.

Г.Н.Поспелов справедливо писал: "Под романтикой разумеется такое идейное утверждение жизни, которое заключает в себе приподнятое эмоциональное стремление личности к возвышенному идеалу. Романтика была характерной стороной содержания многих произведений романтического направления ("романтизма" ), но она проявлялась и в произведениях других направ-р лений" . Отталкиваясь от соображения Г.Поспелова, А.И.Клитко

1. Дискуссия была начата статьей Соколова А. "К спорам о романтизме" ("Вопросы литературы", 1963, 15 7) и продолжена затем в выступлениях Поспелова Г., Кулешова В., Гуреви-ча А. и других ("Вопросы литературы", 1964, В 9).

2. Поспелов Г. История русской литературы XIX в. Т. 2, М., 1962, с. 5. верно замечает: "Можно сказать, что романтика как эмоциональный пафос личности, рост личного самосознания предшествовала формированию романтизма как направления. Позже, когда это направление уступило свое место реализму, романтика не исчезла из искусства. В иной форме она получила развитие, например, в социалистическом реализме""1*.

Нетрудно заметить, что в известной степени предложение разграничить понятия "романтизм" и "романтика", отдав предпочтение второму, является, по существу, развитием мнений, высказывавшихся в свое время А.Луначарским и М.Горьким, а несколько позже А.Фадеевым. Мысль о необходимости разграничений, как и соображение о более широком и потому методологически, возможно, более правильном смысле слова "романтика", сама по себе верна, она может послужить импульсом для разработки более четкой терминологии.

Важно договориться, какой реальный смысл можем мы вложить в понятия романтизма и романтики сегодня, шея при этом в виду всю сумму новых качеств, приобретенных советской романтической литературой на протяжении нескольских десятилетий развития социалистического реализма.

Теория, по которой социалистический реализм возник из механического соединения критического реализма и романтизма прошлого,критиковалась в советском литературоведении еще в 50-е годы. Эта критика продолжается и в последующие годы. Убедительно пишет, например, Н.С.Надъярных: "Представим, в самом суммарном виде, достаточно распространенную в нашем

I. Клитко А.И. 0 методе и традициях романтизма. "Филологические науки", 1965, й I, с. 7. литературоведческом обиходе схему соотношений реалистического и романтического начал в характерном терминологическом выражении.

1. Реализм и романтизм органически между собой связаны, переплетаются, соединяются, сливаются.

2. Писатели пользуются методом или даже двумя сразу для изображения сущего и того, что должно быть.

3. Романтическая приподнятость реализма.

А надо ж приподнимать реализм? Нуждается ли он в этом? Разве раскрывает это довольно примелькавшееся в нашей практике понятие предполагаемые высшие качества реализма или все же подчеркивает его мнимую неспособность самостоятельно изобразить высокое?""^

Действительно, сам по себе реализм, конечно, не лишен способности выражать высокие идеалы, создавать образы положительных героев, овеянных романтикой, которая вовсе не является принадлежностью только романтизма. Надо различать направление романтизм (как явление конкретно-историческое) и романтику как явление типологическое. Справедливо пишет Г.Н.Поспелов: "романтизм как совокупность соответствующих литературных направлений есть нечто исторически конкретное., а романтика как пафос переживаний, выражаемых в художественном творчестве, - это явление более общее, исторически повторяющееся, тир дологическое" . "С середины XIX века возникла романтика нового типа, являющаяся пафосом произведений реалистических по

1. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972, с. 78.

2. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978, с. 216.

- 29 принципу художественного отражения жизни"-*-.

Мы, говоря о романтике, имеем в виду явление типологическое, которое может проявляться в произведениях разных методов и направлений; романтика связана с выражением в искусстве авторских идеалов и стремлений к ним. Романтика революционного искусства социалистического реализма обусловлена идеалом коммунизма, научно обоснованным марксизмом-ленинизмом. Революционный идеал и стремление к нему, лирически выраженные в произведении, сообщают ему романтическое звучание.

К 70-м годам и в последующий период романтика как проявление неразрывного целого лиризма и идеала уже занимала и занимает достойное место в литературе социалистического реализма. Ее, романтики, позиция настолько очевидна и бесспорна, что наводит некоторых литературоведов на мысль о самостоятельно существующем, на их взгляд, методе социалистического романтизма, наряду с социалистическим реализмом. Так, известный советский ученый А,Овчаренко в докладе на теоретической конференции 1966 года в Институте мировой литературы выразил точку зрения о существовании тенденции "дифференцировать явления романтизма не только как составную часть социалистического реализма, но и как эстетически самостоятельное явление. Кроме романтики, входящей составной частью в социалистический реализм как метод, в новой литературе существует и романр тизм тоже как художественный метод" .

Мысль создать новый, параллельный социалистическому ре

1. Поспелов Г.Н. Теория литературы, с. 220.

2. Актуальные проблемы соц. реализма (Научная конференция в ШЛИ), "Вопросы литературы", 1967, $ 5, с. 61-62.

- 30 ализму метод, по словам Г.Ломидзе, "продиктована, по-видимому, благими намерениями - увеличить художественный плацдарм, "взлетную площадку" советской литературы, представить шире ее мощь и многообразие". На деле же, продолжает Г.Ломидзе, такая точка зрения "обедняет искусство социалистического реализма, отнимает у него крылья душевного вдохновения, романтического т озарения"х.

Большинство литературоведов, принимавших участие в обсуждении вышеупомянутой проблемы, таких, как Д.Марков, Л.Якименко, В.Озеров, Ю.Барабаш и др., не разделяли мнения А.Овчаренко. Так или иначе дискуссия вокруг этого вопроса, да и сама поставленная А.0вчаренко проблема - лишнее свидетельство о решительном намерении вести борьбу с догматическим толкованием метода советского искусства.

В последние десятилетия во многих работах интенсивно предпринимаются попытки разобраться в проблематике теории романтического, обращаясь при этом к эстетическому наследию М.Горького, Воровского, Луначарского, А.Фадеева и опираясь на достижения современной советской литературной науки.

0 романтических образах и произведениях велась творческая полемика на научной конференции по актуальным вопросам социалистического реализма в Институте мировой литературы АН СССР и в дискуссии по проблемам романтизма в журнале "Вопросы литературы". Большое внимание этой проблематике уделяют филологи университета города Горького. Специальные сборники посвятили ей литературоведы Казани.

I. Ломидзе Г. И. Точность научных критериев. "Литературное обозрение", 1973, й 10, с. 21.

Исследователи определяют основные признаки, свойственные романтике произведений советских писателей, и многообразные формы ее выражения.

Не задаваясь целью дать здесь полное перечисление работ на тему романтики, назовем все-таки самые значительные, на наш взгляд, литературоведческие исследования, так или иначе касающиеся интересующей нас проблематики: "О многообразии художественных форм и стилей в литературе социалистического реа

Т 2 лизма" Л.Новиченко , "Основы теории литературы" Л.Тимофеева ,

Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов о творчества" А.Гаджиева , "Проблема генезиса социалистического реализма в болгарской литературе" Д. Маркова^, "Эстетика рос с мантизма" В.Ванслова , "Обновление традиций" М.Пархоменко , 7

О романтическом течении в советской прозе" Л. Егоровой , о

Советская романтическая поэзия" Е.Любаревой , "Романтика

1. Новиченко Л. О многообразии художественных форм и стилей в литературе социалистического реализма. "Вопросы литературы", 1959, 15, с. 43-58.

2, Тимофеев Л. Основы теории литературы. М., 1971.

3. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку, 1972.

4. Марков Д. Проблема генезиса социалистического реализма в болгарской литературе. М., 1958.

5. Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966.

6. Пархоменко М. Обновление традиций. М., 1970.

7. Егорова Л. 0 романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966.

8. Любарева Е. Советская романтическая поэзия. М., 1966. т правды" О.Килимника , "О романтическом течении в советской о о литературе" Л.Залесской , "Довженко" Ю.Барабаша , "Романтический мир Александра Грина" В.Ковского^, "Поэт и время" с

Г.Бабаева , "Гуманизм в творчестве К.Паустовского" Л.Ачкасос вой , "Романтика в художественном произведении" И.Дуброви-7

НОЙ .

Для молодой вьетнамской литературы изучение опыта советской литературы и литературоведения имеет принципиальное значение. В силу общих исторических обстоятельств новой вьетнамской литературе предстояло и предстоит идти по пути, проделанному советской литературой. Внимательное, вдумчивое изучение многоаспектного литературного процесса движения советской литературы сможет дать, с одной стороны, благоприятные импульсы развитию лучших качеств нашей молодой литературы, с другой - избавить ее от досадных, необязательных упущений как в теоретическом, так и в практическом плане.

С этой целью мы обращаемся к проблеме романтики в советской литературе как одной из самых злободневных, останав

1. Килшник 0. Романтика цравды. Киев, 1964.

2. Залесская Л. О романтическом течении в советской литературе. М., 1973.

3. Барабаш Ю. Довженко. М., 1968.

4. Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1966.

5. Бабаев Г. Поэт и время. Баку, 1966.

6. Ачкасова Л. Гуманизм в творчестве К.Паустовского. Казань, 1972.

7. Дубровина И. Романтика в художественном произведении. М., 1976. ливая свое внимание главным образом на художественном воплощении героической романтики в советской прозе периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) как ярчайшего периода и в общенародной истории, и в истории собственно советской литературы. Шесте с тем, мы попытаемся проанализировать тот огромный резонанс, который получили во Вьетнаме лучшие советские произведения, написанные в те огненные годы и овеянные неповторимыми чертами героической романтики.

Все это, на наш взгляд, имеет важное практическое значение для изучения нами, вьетнамскими литературоведами, существеннейших сторон советской литературы и ее плодотворного взаимодействия с литературой зарубежных стран на современном этапе.

- 34

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Нгуен Тхи Ким Фонг, 0

- 140 -Заключение

В постановлении Центрального Комитета КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" отмечается: "Прошедшие десятилетия еще ярче и полнее показали всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Разгром германского фашизма, а затем японского милитаризма оказал глубочайшее воздействие на весь ход мирового развития. Создались благоприятные условия для борьбы трудящихся масс за свое социальное и национальное освобождение. Укрепились позиции прогрессивных, демократических, миролюбивых сил, возросло влияние коммунистических и рабочих партий. Возникла и успешно развивается мировая социалистическая система. Ускорился процесс распада колониальной системы империализма, завершив-пшися ее крахом" .

Литература, отражающая великую борьбу советского народа и его победу над фашизмом обрела международное значение. Изучение ее чрезвычайно актуально сейчас, в период обостренной идеологической борьбы в мире.

Выступая на Ш съезде ассоциации литературы и искусства Вьетнама-, товарищ Хо Ши Мин говорил: "В нашей стране произошли перемены, от коих, как говорится, сотряслось небо и сдвинулась земля: победила революция, мы одержали победу в войне Сопротивления, ведем социалистическое строительство.повсюду кипит социалистическое соревнование. Во Вьетнаме у нас много совершается славных дел, у нас много подлинных героев.

I. В Центральном Комитете КПСС. "Правда", 1984, 17 июня.

То же следует сказать и о странах социалистического содружества.

Народ вдет произведений, достойных нашей замечательной эпохи, произведений, со всей искренностью воспевающих нового человека, новые дела с тем, чтобы эти произведения служили примером не только нам, но и воспитывали грядущие поколения"1.

Художественные произведения, воспевающие нового человека, захватывающие читателя желанием совершить дела, достойные нашей замечательной эпохи, исполнены пафоса героической революционной романтики. Советская литература, литература социалистического реализма богата произведениями, проникнутыми романтикой подвига во имя идеалов великого Октября.

С этой литературой все шире знакомится вьетнамский читатель. Во Вьетнаме с каждым годом становится все больше и больше опытных переводчиков, благодаря которым вьетнамский читатель имеет возможность следить за новыми успехами советской литературы.

Молодая литература Нового Вьетнама усвоила и усваивает немало уроков из высоких образцов настоящего искусства. Метод социалистического реализма раскрывается перед вьетнамскими писателями не в виде сухого академического изложения, а в богатстве, жизненной силе правдивых образов-героев высокохудожественных произведений. На живом опыте современной литературы вьетнамские писатели убедились в том, насколько плодот

I. Хо Ши Мин. Из речи на Ш съезде ассоциации литературы и искусства Вьетнама. В сб. "Контекст", 1975, стр. 303. ворен метод социалистического реализма, что этот метод требует от художника "правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии""*", ни в коем случае не исключая возможности свободы выбора конкретных замыслов и форм, бесконечного многообразия индивидуальных интерпретаций явлений жизни в свете гуманнейшего идеала Коммунизма,

Советские литературоведы и критики сделали очень много для изучения литературы периода Великой Отечественной войны. Исследования, посвященные общим проблемам литературы этого времени, связанным с правдивым, реалистическим отражением героизма советских людей, и работы, где рассматриваются конкретные художественные произведения военных лет, включают в себя и мысли о революционно-романтическом отношении писателей к героям их произведений, к советскому народу, совершившему небывалый подвиг, разгромившему фашистских захватчиков. Но современное состояние общественной и научной мысли позволяет и побуждает сделать дальнейшие шаги в этом направлений.

Поэтому в диссертации мы и попытались решить задачу комплексного изучения художественных произведений военного времени именно под углом зрения пронизывающей их героической романтики, не только не нарушающей реалистичности, но, наоборот, способствующей глубоко правдивому изображению тех закономерностей жизни, которые были главными в дейст

• I. Устав Союза советских писателей. В кн.: "Первый съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934, стр. 716. вительности военных лет и привели советский народ к победе в войне, навязанной ему оголтело воинствующим отрядом империализма - гитлеровским фашизмом.

Такие комплексные исследования художественной военно-патриотической прозы в подобном ракурсе еще не проводились, но новизна данной работы, как нам представляется, связана еще и с тем, что в ней сделана попытка проанализировать тот резонанс, который советская литература периода Великой Отечественной войны имеет во Вьетнаме. В диссертации рассматриваются не только литературоведческие и критические работы, опубликованные в СРВ по вопросам советской литературы, но предпринят опыт детального сравнительного анализа художественных произведений советских писателей, созданных в военные годы, и произведений вьетнамских писателей.

Думается, что изучение героической романтики советской литературы с точки зрения ее восприятия во Вьетнаме должно стать посильным вкладом в исследовании проблемы международного значения советской литературы.

Анализируя конкретный материал, мы стремились вычленить идейно-художественную доминанту образов, их "центр тяжести", определяющий и эмоционально-эстетическую тональность произведений, проблемно-тематические и структурно-стилевые предпочтения художников.

Революционная романтика как составная часть социалистического реализма - это категория эстетики, она касается не только поэтики, говоря о романтике в этом смысле нельзя сводить разговор только к форме, "приемам" или стилистическим особенностям. Героико-романтическое содержание естественно, неотрывно от формы, его выражающей, от формы, которая ему соответствует. Главное здесь соотнесенность изображаемой реальной действительности о идеалом автора. Если, например, самые будничные явления, изображенные писателем, вызывают представление об идеале, о том, к чему стремится автор, к чему он хочет призвать читателя, то и самые повседневные вещи, события, поведение людей получают в произведении романтический отсвет. Примером тому становятся многие образы анализируемых в диссертации произведений периода Великой Отечественной войны. В них романтическое содержание выражено в самых разнообразных формах.~В "Истории русской советской литературы", вышедшей в издательстве "Наука", говорится, что черты романтической образности "в разной мере и в различном индивидуальном преломлении присущи целому ряду произведений военной прозы.в этой связи уместно назвать многие рассказы Л.Соболева и Н.Тихонова, повесть Л.Леонова "Взятие Великошумска" и, наконец, роман А.Фадеева "Молодая гвардия" с его романтически-окрыленными образами юных борцов, с редкими контрастами света и тени""'".

Романтически-окрыленные образы борцов в произведениях, анализируемых в диссертации, создавались самыми разными красками - от условно-символических до жизнеподобно-бытовых. Все эти оттенки выражения героико-романтического содержания способствовали правдивому, реалистическому изображению закономерностей действительности, что мы и стремились показать в нашей работе на материале произведений Н.Тихонова, Б.Гор

I. "История русской советской литературы", т.Ш, М., 1968, стр. 52. батова, В.Василевской, А.Фадеева, В.Кожевникова, В.Каверина, Л.Соболева.

Рассмотрение особенностей этих произведений, думается, становится аргументом в рассуждениях о том, что правда жизни может быть выражена и в условно-символическом стиле, а в свою очередь "жизнеподобная" форма, бытовая и даже документальная точность изображения вовсе не противостоит романтике, а может ее ярко выразить, вызывая в читателях стремление к возвышенному идеалу. В диссертации проводится разграничение романтизма как метода и направления и романтики как типологического свойства искусства, которое может быть свойственно произведениям самых разных методов и направлений, в том числе и произведениям реализма, не лишенного, конечно, возможности выразить авторские стремления к высокому, создавать образы людей, окрыленных прекрасным идеалом.

Коммунистический идеал вдохновляет советских писателей, создающих литературу социалистического реализма. В диссертации мы стремились подчеркнуть, что искусство периода Великой Отечественной войны стало одним из ярчайших проявлений социалистического реализма, что оно служило открытию правды народного героизма, открытию важнейших закономерностей жизни, увиденных с позиций коммунистической партийности.

Коммунистическая партийность и народность в литературе военной поры, - отмечается в "Истории русской советской литературы", вышедшей в издательстве "Высшая школа", - выступают как внутренне совершенно неотделимые принципы. Война активизировала процесс их органического проникновения в самую сердцевину художественного творчества и придала ему характер всеобщности. Принципы социалистического реализма, и в первую очередь принципы народности, получили в литературе Великой Отечественной войны дальнейшее углубление -во многом благодаря неоывалому в истории мировой литературы новаторскому решению проблем "читатель и писатель", "литература и действительность^.

На всем протяжении развития советской литературы проблема романтики находилась в центре внимания литераторов, и как бы ни трактовалась романтика в различных дискуссиях, она всегда оставалась и остаетсяшотъешшмой частью самого созидательного литературного процесса как художественное воплощение романтики самой реальности борьба и строительства социализма.

Романтика литературы социалистического реализма обретает все большую жизненность, отвечая самым строгим требованиям многомиллионных читателей как в Советском Союзе, так и за его пределами.

Как лиричное выражение высоких идеалов, вырастающих на реальной почве народной жизни, и стремление к их осуществлению, романтика, разумеется, революционная, соприкасаясь с героическим и возвышенным, особенно ярко проявлялась в те моменты истории, когда решались судьбы целого народа, целой страны. В этом легко можно убедиться, присмотревшись к лите

I."История русской советской литературы", М., 1974, стр. 430. ратурным произведениям, созданным советскими писателями в период Великой Отечественной войны и вьетнамскими авторами в трудные годы долго длившейся антиимпериалистической борьбы.

Изучение разных, теоретического и практического аспектов проблемы романтики в советской и вьетнамской литературе, мы надеемся, послужит подтверждению важной роли романтики в литературе социалистического реализма, ее удивительной способности приумножить потенциальные возможности литературы социалистического реализма донести до широчайшего круга читателей всю красоту, неотразимое обаяние героического и возвышенного, лучшего, что есть в новом человеке и новых общественных отношениях.

-148

Список литературы диссертационного исследования Нгуен Тхи Ким Фонг, 0, 1984 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные материалы, -работы видных деятелей коммунистического движения.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

3. Соч., изд.2-е, т.4, с.396-460.

4. Маркс К. и.Энгельс Ф. Об искусстве, тт.1-2, М.: Искусство, 1967. 620 с.

5. Ленин Б.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.206-213.

6. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.

7. Полн.собр.соч., т.17, с.206-213. .

8. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

9. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и современное рабочее движение.

10. Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.

11. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Полн.собр.соч., т.20, с.70-71.

12. Ленин В.И. Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., т.20,с.100-104. ■ 4

13. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. Полн.собр.соч.,т.41, с.336-337.

14. Материалы ХШ съезда КПСС, М.: Политиздат, 1981.;223 с.

15. Программа Коммунистической партии Советского -Союза.

16. М.: Госполитиздат, 1961. 125 с.

17. Ле Зуан. Избранные статьи.и речи (1970-1975). М.:1. Политиздат, 1975. 374 с.

18. Хо Ши Мин. О ленинизме, ленинизме и нерушимой советсковьетнамской дружбе, М.: Политиздат, 1970. 250 с.

19. Черненко К.У. Народ и партия-- едины. Избранные речии статьи. М.: Политиздат, 1984. 496 с.

20. Черненко К.У. По-ленински жить, работать, бороться.1. Правда", 1984, 29 мая.

21. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалысоциализма. "Правда", 1984, 26 сентября.1. П. Монографии и сборники.

22. Г. Актуальные проблемы советской литературы. (Методологические и методические аспекты их изучения в социалистических странах). Сборник статей. Под редакцией А.Метчен-ко. М., 1977. - 244 с.

23. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.

24. Проблематика. Стиль. Поэтика. Изд.2-е, М., 1975. -559 с. .

25. Акимов В. В спорах о художественном методе (из истории.борьбы за социалистический реализм). Л., 1979. 375 с.

26. Апухтина В. Героический подвиг народа. 'Советская лите-.ратура о Великой Отечественной войне. М., 1965. 80 с.

27. Апухтина В. Современная советская проза (60-е - начало70.х годов). М., 1977. 174 с.

28. Андреев Ю. Революция и литература. Л., 1969. - 428 с.

29. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности всовременной советской прозе. М., 1977. 362 с.

30. Бочаров А. Человек и-война. Идеи социалистического.гуманизма в послевоенной прозе о войне, 2-е изд. доп., М., 1978. 428 с.

31. Борщуков В. и Иванов Л. Литература великого подвига (Бе- ,ликая Отечественная война в литературе) М., 1975. 352 с.

32. Бушмин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1971. 334 с.

33. Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966. - 403 с.

34. Введение, в литературоведение, изд. 2-е, дол. Под редакцией Г.Н.Поспелова. М., 1983. 327 с.

35. Волков И. Партийность искусства и социалистический реализм. М., 1974. 168 с.

36. Волков И. Творческие методы и художественные системы.1. М., 1978. 264 с.

37. Вопросы романтизма в советском литературоведении. Библиографический указатель. Казань, 1970.- 172 с.

38. Вопросы романтизма. Сборник статей. Ред.коллегия. проф.

39. Н.Гуляев (ответ, редактор), Калинин, 1974. 137 с.

40. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-гхудожественных типов творчества. Баку, 1972. 347 с.

41. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль, М.,1975.- 472 с.

42. Гей Н. и Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М., 1962. 208 с.

43. Горький А. 0 литературе. М., 1961. - 612 с.

44. Гуляев Н. Романтизм, в художественной литературе. Казань, 1972. 179 с.

45. Дремов А. О.художественном образе. М., 1956. - 228 с.

46. Дубровина И. Романтика в художественном произведении.1. М., 1976.- 257 с.

47. Егорова Л. 0 романтическом течении в советской прозе.1. Ставрополь, 1966. 133 с.

48. Ершов Л. История русской советской литературы. М., 1982.- 344 с.

49. Жуков И. Испытание жизнью. Эстетические взгляды А.Фадеева и современный литературный процесс. М., 1984. -175 с.

50. Журавлева А. Проза периода Великой Отечественной войны.1. ГЛ., 1969. 215 с.

51. Журавлева А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны (Героический пафос прозы военных лет). М., 1978. 127 с. .

52. Журавлева А. и Ковалева А. Михаил Шолохов. М., 1975.215 с.

53. Залесская.Л. О романтическом течении в советской литературе. М., .1973. 272 с. . ,

54. Залесская Л.Богатство стилей советской литературы. М.,1983. 64 с. .

55. Зелинский К. А.Фадеев. Критико-биографический очерк.1. М., 1956. 238 с.

56. Иванов.В. Идейно-эстетические принципы советской литературы. Изд.2-е. М., 1975. 512 с.

57. Иванов В. 0.сущности социалистического реализма. Изд.2.е, доп. М., 1965. 303 с.

58. История русской советской литературы в 4-х томах, М.,1967-1971.

59. История русской советской литературы (40-70-е годы).1. М., 1980. 496 с.

60. Карпова В. Чувство времени. Очерк творчества Б.Горбатова. М., 1970. 270 с.

61. Килимник 0. Романтика правды. Киев, 1964. - 220 с.

62. Киселева Л. Творческие искания А.Фадеева. М., 1965.247 с.

63. Книпович.Е. "Разгром" и "Молодая гвардия" А.Фадеева.1. М., 1964.- 157 с. .

64. Ковский В. Романтический мир А.Грина. М., 1969. - 295 с.

65. Колесникова Г. Борис Горбатов. Творческая биография.1. М., 1957. 240 с.

66. Кузнецов М. Главная тема,,(статьи о,литературе). М.,1964. 420.с.

67. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет.1. Горький, 1962. 455 с.

68. Кулешов В. Романтизм в славянских литературах. М.,1973. 372 с.

69. Лебедева М. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. М., 1964. 102 с.

70. Лейдерман Н. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне (Пособие по спецкурсу). Часть первая, 1973. 144 с. Часть вторая, 1974. - 157 с.

71. Леонов Б. Эпос героизма. М., 1975. - 270 с.

72. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига (Советская.литература и Великая Отечественная война). М., 1975. -246 с. .

73. Любарева Е. Советская романтическая поэзия. Н.Тихонов.

74. М.Светлов. Э.Багрицкий. Изд. 2-е, доп. М., 1973. -319 с. ,

75. Макаренко А. 0 литературе. М., 1956. - 284 с.

76. Марков Г. Горизонт жизни и труд писателя. М., 1978.576 с.

77. Метченко А. Завещано Горьким. Роль Горького в развитиисоциалистического реализма. М., 1969. 117 с.

78. Метченко А. Кровное,.завоеванное. Из истории советскойлитературы. Изд. 2-е. М., 1975. 488.с.

79. Метченко А., Бугров Б., Герасименко А., Зайцев В. Современная, советская, литература. 70-е годы. Актуальные проблемы. М., 1983. 230 с.

80. Надъярных Н. Типологические.особенности реализма. Годы первой русской революции. М., 1972. 248 с.

81. Николаев.П. Марксистско-ленинское литературоведение.1. М., 1983.- 255 с.

82. Новиков.В. Героическому.времени - героическое искусство. М., 1964. 190 с.

83. Овчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. Изд. 3-е, доп., М., 1975. -621 с.

84. Овчаренко А. Социалистический реализм. Проблемы. Анализы произведений. Споры. М., 1977. 158 с.

85. Озеров В. Коммунист наших дней в жизни и в литературе.1. М., 1976. 299 с. .

86. Озеров В. Тревога мира и сердце писателя. М., 1979.319 с.

87. Озеров В.Александр Фадеев. Творческий путь. Избранныеработы, т.2. М., 1980. 575 с.

88. Оскоцкий В. В сотружестве талантов. М., 1978. - 221 с.

89. Павловский А. Русская советская поэзия.в годы великой

90. Отечественной войны. Л., 1967. 277 с.

91. Перцов В. Подвиг и герой. Этюды о советской литературе. М. , 1946. 204 с. . .

92. Плоткин Л. Литература и война. М.-Л., 1967. - 358 с.

93. Поспелов.Г. Проблема исторического развития литературы.1. М., 1972. 272 с.

94. Поспелов Г. Теория литературы* М., 1978. - 352 с.

95. Поспелов Г. Вопросы методологии и поэтики. Сборникстатей. М., 1983. 336 с. •

96. Проблемы реализма и романтизма в литературе. Кемерово,1970. 170 с.

97. Проблемы.развития.советской литературы. Сборник статей.1. М., 1980.- 160 с.

98. Руднева Е. Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М., 1977. 162 с.

99. Руднева Е. Идейное утверждение и отрицание в художественном произведении. М., 1982. 80 с.

100. Савельев Л. Романтизм (теория, история, критика). Казань, 1976. 183. с.

101. Соколов А. Теория стиля. М., 1968. - 223 с.

102. Соколов А. От романтизма к реализму. М., 1957. - 233 с.

103. Спивак И. Советская поэзия периода Великой.Отечественной войны в жанровом развитии. Львов, 1975. 200 с.

104. Сучков Б. Исторические.судьбы реализма. Размышления отворческом.методе. Изд. 2-е, доп., М., 1970. -.453 с.

105. Тимофеев Л. Советская литература, Метод. Стиль. Поэтика. М., 1964. 523 с.

106. Тимофеев.Л. Основы теории литературы. Изд. 5-е, испр.и доп. М., 1976. 447 с.

107. Топер П.Ради жизни на земле. Литература.и война. Изд.2.е, доп. и переработ. М., 1975. 568 с.

108. Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957. - 986 с.

109. Фадеев А. О литературе. М., 1982. - 336 с.

110. Александр Фадеев. Материалы и исследования. М., 1977.669 с.

111. Фрадкина С. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Метод и герой. Пермь, 1975. -317 с.

112. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя иразвитие литературы. М., 1970. 412 с.

113. Штут С. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., 1964. 590 с.

114. Шешухов.С. Александр.Фадеев. Очерк жизни и творчества.

115. Изд.2-е. испр. и доп. М., 1973. 224.с.

116. Щербина В. Ленин и вопросы литературы. 2-е изд., испр.и доп. М., 1967. 606 с.

117. Щербина В. Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи, 1917-1977. М., 1979. 416 с.

118. Эльящевич А. Единство цели, многообразие поисков: остилевых течениях в советской литературе. I., 1980. -542 с. . ,

119. Якименко Л. На дорогах века. Актуальные вопросы советской литературы. М., 1973. 494 с.1. Ш. Статьи и выступления.

120. Абрамов А. О стилевых направлениях поэзии Великой.Отечественной войны. Русская литература, 1969, Ш, с. 55-78.

121. Адамович А. Возможности жанра (0 документальной литературе, посвященной Великой Отечественной войне). Новый мир, 1976, В, с.235-238.

122. Актуальные проблемы социалистического реализма. Научная конференция в ИМПИ. Вопросы литературы, 1967, 1з5,с.45-70. .

123. Брайнина Б. "Жить, то есть созидать, трудиться.".

124. Вопросы литературы, 1963, Л6, с.21-40.

125. Баронова Г. Героизм народа в современной советской прозе о Великой Отечественной войне. В кн.: "Жанры и стили литературы социалистического реализма". М., 1973, с.57-68. .

126. Банг Виет. Раздумья о советской литературе. Литература,1977, I®, с.ПО-116. (на вьетн.яз.). . .

127. Волков И. Романтизм. В кн.: "Творческий метод". М.,1960,.с.168-207.

128. Гей Н. Метод, рожденный эпохой. Вопросы литературы,1963, 115,. с.69-92.

129. Вьет Хунт. "Мы - советские люди" Б.Полевого. .Изучениелитературы, 1962, Л9,. с.87-95 (на вьетн.яз.).

130. Глинкин.П. Эпос победных лет (о военной прозе,19431945 гг.). Волга, 1971, №5, с.157-166.

131. Глинкин П. Эпос народного подвига. Русская литература,1971, Ж,.с.23-44.

132. Глинкин П. Художественные документы войны (Многообразие жанров.документальной прозы.о Великой Отечественной войне). Звезда, 1970, №, с.189-205.

133. Громов П. Заметкиг .о литературе военных лет. В кн.:

134. Герои и время", Л., 1961, с.9-106.

135. Гусев В. К отношению стиля и метода в словесном творчестве. В сб.: "Социалистический реализм и проблемы эстетики". М., 1967, с.75-91.

136. Дементьев А. Властитель дум. Литературная газета, 1981,23 декабря, с.4.

137. Динь Зя Чинь. А.Толстой, выдающийся советский романист.

138. Литература и искусство, 1960, № 3, с.12 (на вьетн. яз.).

139. Ермолаева Н. И Куприяновский П. Б раздумьях о литера-.туре и войне. Вопросы литературы, 1976, № 6, с.218-235.

140. Жуков И. Мечтой окрыленный. Правда, 1984, 24 декабря,с.5.

141. Зелинский.К. Язык и стиль романа "Молодая гвардия!'

142. А.Фадеева. Ученые записки Института мировой литературы им. Горького, т.1, М., 1952, с.106-154.

143. Киселева Л. Искания художника. Вопросы литературы,1959, № I, с.35-50.

144. Книпович Е. Страницы тех лет. Юность, 1984, $12, с.94.98.

145. Ковалев В. Проблемы стиля.в советской литературе. Вкн.: "время. Пафос. Стиль. Художественные течения в современной.советской литературе. М.-Л., 1965, с.3-58.

146. Кузьмичев И. Романтизм и романтика в литературе эпохи

147. Великой Отечественной войны. В кн.:."Вопросы теории литературы", Горький, 1959, с.71-93.

148. Кузьмичев И. Романтический стиль в литературе эпохи

149. Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ученые записки Горьковского университета, 1958, вып.49, с.3-35.

150. Либединская Л. Слово о Александре Фадееве. Работница,1984, В 12, с.10-12.

151. Ле Щон. Воинствующий дух в советской литературе периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), Литература, 1965, № 12, с.70-80 (на вьетн.яз.).

152. Ле Шон. Октябрьская революция и развитие литературысоциалистического реализма. Литература, 1977, № 5, с.3-17 (на вьетн.яз.).

153. Ле Шон. Испытание на црочность. Произведения советскойлитературы на военно-патриотическую тему. Литература, 1984, $6, с.94-110 (на вьетн.яз:).

154. Лыу Лиен. О советском очерке. Литература, 1966, $ 12,с.48-58 (на вьетн.яз.).

155. Май Тхук Луан. Некоторые черты советского романа. .

156. Изучение литературы, 1961, № II, с.25-36 (на вьетн. яз.).

157. Марков Л. Эстетическое богатство социалистическогореализма. Правда, 1973, 25 апреля, с.5.

158. Материалы конференции, посвященной 65-й годовщине

159. Великой.Октябрьской революции. Литература, 1983, $ 2, с.16-60.

160. Медриш Д. Повесть романтического стиля. В сб.: "Проблемы русской и зарубежной литературы", Саратов, 1965, с.222-240.

161. Метченко А. Пора зрелости. Коммунист, 1984, II 18, с.61.74.

162. Метченко А. Историзм и догма. Новый мир, 1956, $ 12,с.223-238.

163. Нгуен Динь Тхи. Советская литература и Вьетнам впериод войны против.американских захватчиков. Литература, 1967, № II, с.72-80 (на вьетн.яз.).

164. Нгуен Конг Хоан. О важнейших событиях современнойлитературной.жизни Вьетнама. Иностранная литература, 1961, гё 4, с.242-246.

165. Нгуен Тхе Хау. "Они сражались за Родину".М.Шолохова.

166. Литература, 1968, с.84-94 (на вьетн.яз.).

167. Нгуен Хань Тоан. Октябрьская революция и литература.

168. Литература, 1967, № II, с.1-11 (на вьетн.яз.).

169. Нгуен Хай Ха. А.Фадеев, .Изучение литературы, 1961,$ II, с.40-52 (на вьетн.яз.).

170. Нгуен Чыонг Лик. Изображение героических личностей внекоторых советских произведениях. Литература, 1968, $11, с.66-72 (на вьетн.яз.).

171. Новиченко Л. Многообразие художественных форм и стиолеи в литературе социалистического реализма. В кн.: "Проблемы социалистического реализма". М., 1961, с.81-140

172. Осипов Ю. Истоки судьбы. Огонек, 1984, Л 52, с.14-16.

173. Петров С. Возникновение социалистического реализма втворчестве Горького. Вестник МГУ, Филология, 1966, № 3, с.3-20.

174. Петров С. Литература романтизма и социалистическийидеал. Вестник МГУ, Филология, 1967, 2, с.3-20.

175. Поспелов Г. Может ли быть романтизм .без романтики?

176. Вопросы литературы, 1964, В 9, с.56-70.

177. Самойлова В. Некоторые проблемы романтизма в советской литературе. Ученые записки Московского обл.пед. института, 1963, т.129, вып.6, с.259-270.

178. Симонов К. 0 советской художественной прозе. В кн.:

179. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет". М., 1956, с.80-109.

180. Смирнов В. Романы военных лет (42-45). Вопросы советской литературы, АН СССР, 1961, т.9, с.289-325.

181. Смольников И. Воплощение героического (Некоторыеособенности раскрытия военно-героической тематики в рассказах советских писателей). Труды Ленингр. библи-от. ин-та, 1963, т.14, с.83-106.

182. Ткачев М. Беседа с вьетнамскими писателями. Иностранная литература, 1966, $ 2, с.253-256.

183. Ткачев М. Литература.на линии огня. Иностранная литература, 1965, $ 5, с.219-222.'

184. Ткачев М. Встреча с.вьетнамскими друзьями. Юность,1965, Л. 12, с.84-86.

185. То Хоай. Литература в траншеях. Иностранная литература, 1968,.$ 7, с.258-262.

186. Тхюи Тоан. К проблеме проникновения и распространениясоветской литературы во Вьетнаме. Литература, 1977, 15, с.67-80 (на вьетн.яз.).

187. Тхюи Тоан. Творчество Б.Полевого. Литература, 1981,

188. Л 6, с.115-130 (на вьетн.яз.).

189. Ты Дык Чине». Поиски советских писателей в изображенииположительного героя. Изучения литературы, 1961, № II, с.13-23 (на.вьетн.яз.).

190. Фам Винь Кы. .К.Симонов - писатель-борец. Литература,1979, й 6, с.112-125 (на вьетн.яз.).

191. Фан Хонг Зианг. Советская литература во Вьетнаме. Советская литература, 1981, № 4, с.176-181 (на вьетн. яз.).

192. Хоай.Лам. Размышления о современной советской литературе. Изучение литературы, 1961, $ II, с.68-78 (на вьетн.яз.).

193. Хоай Тхань. Советская литература во Вьетнаме, йнострранная литература, 1959, № I, с.170-178.

194. Хоай Тхань. Пусть Ярче расцветает сад нашей культуры.

195. Иностранная литература, 1962, №4, с.193-199. 63.2. Хоанг Суан Ни. Романтизм в русской литературе. В кн.:

196. История русской литературы", т.2, Ханой, 1959, с.36-55 (на вьетн.яз.).

197. Хоанг Чунг Тхонг. Советская литература в нашей.стране.

198. Литература, 1967, $ II, с.78-88 (на вьетн.яз.).

199. Хоанг Чунг Тхонг. Жизненная сила советской антифашистской литературы. Литература, 1979, $ I, с.118-128 (на вьетн.яз.). .

200. Хоанг Чунг Тхонг. Встречи с К.Симоновым. Литература,1979, В 6,.с.116-120 (на вьетн.яз.).

201. Хо Ши Винь. "Дни и ночи" К.Симонова. Литература,1964, № I, с.99-108 (на вьетн.яз.).

202. Хюи Лиен. Художественный стиль А.Фадеева. Литература,1975, В I, с.101-125.

203. Хюи Лиен. Славный подвиг советской литературы периода антифашистской войны. Литература, 1980, № 3, с. 102-112. .

204. Шевченко В. О публицистике первого периода Великой

205. Отечественной войны. Вестник МГУ, Филология, 1967, № 3, с.3-15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.