Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, доктор педагогических наук Козлов, Федор Михайлович

  • Козлов, Федор Михайлович
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 405
Козлов, Федор Михайлович. Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации: дис. доктор педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2007. 405 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Козлов, Федор Михайлович

Введение

Глава I Общественно-государственное обеспечение гуманизации социально-культурной среды

1.1 .Гуманизм и гуманизация общественных отношений как предмет научного осмысления

1.2.Политико-правовые основы гуманизации общественных отношений

1.3 Формирование толерантности как одна из ведущих задач педагогики XXI века

Глава П Религиозные и светские традиции гуманизации общества

2.1. Гуманистические идеи античной педагогики и христианского воспитания

2.2. Личность в педагогике христианства

2.3. Гуманистические традиции ислама

2.4. Реализация воспитательного потенциала гуманистических аспектов ислама

2.5.Гуманистические ценности средневекового воспитания

2.6,Отечественная литература как форма отражения гуманистической сущности национальной культуры

Глава Ш Восприятие человека как высшей ценности общества

3.1 .Утверждение гуманистических ценностей человечества как сверхзадача мирового сообщества

3.2.Гуманизация процесса становления и развития личности

3.3.Формирование гуманистической направленности субкультуры молодёжной среды

3.4.Реализация гуманистического потенциала системы образования

Глава IV Гуманизация сферы свободного времени

4.1 .Культура досуга как отражение уровня цивилизации

4.2.Реализация гуманистического потенциала досуга 322 4.3 .Ресурсная база удовлетворения рекреативных и духовных потребностей человека

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации»

Актуальность проблемы. Россия вступила в третье тысячелетие, в основном преодолев гиперинфляцию, угрозу распада и другие последствия тяжелейшего экономического и политического кризиса 90-х годов XX века. Повысился международный престиж нашей страны, укрепляется система ее государственного управления, растет ВВП. Однако это лишь первые и пока весьма скромные результаты. Они не могут предотвратить невосполнимых потерь в экологии и культурном наследии, недопустимой бедности миллионов россиян, не позволяют в ближайшее время достичь мирового уровня качества жизни, соответствующего достижениям социального и научно-технического прогресса, удовлетворяющего требованиям формирующегося информационного общества. Активизировавшиеся криминальные элементы и религиозные сектанты, коррумпированные чиновники, социально незащищенные пенсионеры и молодежь, армейская дедовщина и иные сопутствующие кризису явления ожесточили людей, сузили среду добра и милосердия, расшатали нравственные основы социальных отношений. Поэтому главная задача, стоящая в настоящее время перед государством и обществом, заключается в создании подлинно гуманной социально-культурной среды для возрождения гуманистических традиций народов России, возвращения присущих им идеалов человеколюбия и толерантности.

Вместе с мировым сообществом и, в первую очередь, с наиболее экономически развитыми странами, Россия строит информационную цивилизацию высоких технологий и всеобщей компьютеризации, в которой решающую роль в социальном и научно-техническом прогрессе будут играть культура, наука и образование, а человек будет провозглашен высшей ценностью общества. И это открывает перед ней самые широкие и конструктивные перспективы.

Опираясь на духовный потенциал России, можно создать процветающую экономику, укрепить демократические основы общества, устранить деформации социальной сферы, обеспечить достойное благосостояние всех слоев населения. Реализуя объективные возможности информационного общества, отечественная культура, наука и образование готовы способствовать всестороннему прогрессу, но для этого необходимо, чтобы государство и все население страны, учитывая опыт истории и закономерности функционирования духовной жизни, сконцентрировали свои усилия на решении ряда неотложных социально-культурных проблем и , в первую очередь , на гуманизации общественных отношений.

После крушения утопических идеалов коммунизма широко дискутировалась мысль о необходимости разработки новой национальной идеи развития России. Поиски ее в течение ряда лет не дали и не могли дать конструктивных результатов, ибо незачем вновь искать идею, которая давно уже сложилась и оправдана тысячелетней историей нашего государства. Это высокая духовность, основанная на приоритете нравственных ценностей; соборность, поднявшаяся ныне до уровня коллективизма, верность Отечеству, патриотизм и стремление сохранить и защитить непреходящие ценности своей Родины.

Вышеприведенная триада, составляющая стержень российской культуры, предопределяет менталитет каждого россиянина независимо от его национального происхождения, социального положения, принадлежности к религиозной конфессии и иных особенностей, и первостепенная задача государства и общества сегодня состоит в том, чтобы укреплять эти базовые ценности, приобщать к ним новые поколения, строить на них всю систему воспитания.

Отечественная культура интегрировала национально-культурные достижения и традиции населяющих страну народов; вобрала в себя духовные ценности православия, ислама, буддизма и иных религий; она всегда базировалась на принципах толерантности и веротерпимости. Для многофункционального и поликонфессионального общества это ~ единственно правильный путь развития межнациональных и межконфессиональных отношений, которому нет и не может быть альтернативы. Процесс интеграции национальных культурных традиций, ведущий к укреплению единства России, должен развиваться и дальше. Только таким путем, проявляя уважение к образу жизни и национально-культурным особенностям всех народов России, обеспечивая взаимообогащение культур и диалог религий, пропагандируя лучшие традиции и достижения разных субъектов Российской Федерации, можно преодолеть проявления национализма и шовинизма, избавиться от национальных конфликтов, достичь подлинного, а не иллюзорного, как это было в СССР, единства народов.

В XIX - XX вв. в России сложилась самая прогрессивная в мире система общего и профессионального образования, объединившая в себе лучшие достижения мировой и отечественной науки и социальной практики, ставшая основой подъема всей духовной жизни. По охвату обучающихся в средней и высшей школе, по степени доступности образования для каждого члена общества, по эффективности учебно-воспитательного процесса, по дисциплинированности и познавательной активности учащихся, по качеству педагогического корпуса и глубине формируемых знаний, умений и навыков российская школа стала предметом национальной гордости, эталоном для мирового сообщества. Прочный и эффективный образовательный фундамент сыграл решающую роль в расцвете науки и культуры, в появлении ведущих научных школ, уникальной плеяды писателей, композиторов, художников. Российская школа предопределила появление самого читающего в мире общества, стала базой экономического прогресса, сделала возможным широкое внедрение в практику научно-технических открытий.

Разрушение сложившейся системы образования, коммерциализация обучения, низведение зарплаты и социального статуса школьного учителя и профессора вуза до унижающего человеческое достоинство уровня - одно из самых позорных явлений российской истории 1990-х годов, последствия которого будут сказываться еще длительное время. И сегодня, когда интеллектуальный потенциал становится ведущим фактором мирового прогресса, необходимо срочно принимать все возможные меры для предотвращения духовной деградации новых поколений, восстановить традиционную систему образования с учетом новых требований к информационной базе обучения, новых открытий в науке и технике.

Кризис образования в первую очередь сказался на отечественной науке, проблемы которой усугубились отсутствием необходимой материально-технической базы и экономического обеспечения специалистов. Это привело к свертыванию фундаментальных исследований, разрушению научных школ, утере социального престижа научно-исследовательской деятельности.

В последние годы государство и общество стремятся не допускать вывоза российских капиталов за границу, но еще более опасна утрата богатейшего интеллектуального потенциала России, испытывающего материальные трудности и ежегодно подпитывающего науку экономически развитых стран учеными самых перспективных направлений, которые покидают Родину не столько из-за нищенской зарплаты, сколько из-за отсутствия современной опытно-экспериментальной базы.

Ныне нет более эффективной сферы капиталовложений, чем область образования и научной деятельности. А если к этому добавить социальную значимость науки и общекультурного уровня страны, то представляется необходимым при самом напряженном бюджете сделать ее финансирование наиболее приоритетной задачей государства.

Актуальной и злободневной ныне стала проблема реализация конструктивного потенциала социально-культурной сферы. В СССР использование учреждений культуры как каналов распространения господствующей идеологии и политизации досуга, сопровождалось достаточно широким финансированием, и это отчасти привело к тому, что в них утвердился потребительский и бездумно исполнительский дух, несовместимый со сложившимися в настоящее время рыночными отношениями.

На учреждения культуры, естественно, нельзя безоговорочно переносить законы промышленного производства или сферы бытового обслуживания. Театры оперы и балета, симфонические оркестры, библиотеки, сохраняющие преемственность национально-культурных традиций фольклорные коллективы, культурно-просветительная деятельность среди детей, пенсионеров и инвалидов, несомненно, должны дотироваться государством. Однако в целом учреждения культуры могут и должны функционировать с учетом единства социальных и экономических факторов. При разумной государственной политике они, безусловно, способны эффективно работать на принципах хозяйственной самостоятельности, обеспечивая при этом приоритет социальной направленности своей деятельности.

Для людей, вступивших в XXI век, стало аксиомой положение о том, что благополучие и процветание человеческого сообщества и каждого из 6,5 миллиардов жителей нашей планеты находится в прямой зависимости от естественных богатств, экономики, политики, научно-технического прогресса, природных явлений и ряда иных факторов, особое место среди которых принадлежит культуре, её гуманистическому и созидающему потенциалу. И совершенно естественно, что успешное развитие человечества в современных условиях видится в реализации этого потенциала.

Степень разработанности проблемы и источниковая база исследования. Осмысление роли и места культуры в духовной жизни общества и формировании личности, способной жить законами гуманизма, добра, созидания и красоты, в течение многих веков занимало умы специалистов в области философии, истории, социологии, теории и истории культуры, человекознания и иных наук. Д.-Б.Вико, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, И.Г.Гердер, Н.Я.Данилевский, Э.Тайлор, Д.Шпенглер, Э.Кассирер, А.Тойнби, В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, М.М.Бахтин, А.Я.Флиер, Л.А.Уайт, A.C.Кармин, Э.Фромм, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Моль, Н.Н.Гумилёв, Ю.М.Лотман, М.С.Каган, А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, Э.В.Соколов, и другие исследователи гуманитарной сферы убедительно раскрыли сущность и природу культуры в её единстве и многообразии, показали, что в самом широком смысле слова культура - это сотворённая человеком материальная и духовная среда его обитания, процесс и результат внеприродного бытия человека, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей, форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. Суть культуры проясняет её понимание как специфической формы концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, как совокупности способов и результатов освоения и преобразования мира, его природы, общества и самого человека. Системообразующей основой культуры является её гуманистическая ценностно-нормативная база, которая отражает самобытность и уникальность духовной жизни, концентрирует целевые устремления и идеалы народа, определяет содержание и формы человеческих отношений.

В трудах Б.К.Малиновского, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Э.В.Соколова обоснованы функции культуры, в работах С.Н.Артановского, М.М.Бахтина, В.С.Библера, С.Н.Иконниковой, Э.А.Орловой, В.А.Ядова раскрыты многообразие культуры и её гуманистическая направленность; в исследованиях Л.Моргана, Ф.Ратцеля, Т.Хейердала, М.Вебера, А.Толя, П. А. Сорокина, М.С.Кагана, А.П.Маркова, Ю.М.Шора прослежены эволюционизм и социо-динамика культуры, её способность соединять в себе национальные традиции и глобальные проблемы мирового развития.

Особое место в исследовании гуманистического потенциала отечественной культуры сыграло теоретическое наследие Н.Я.Чаадаева, И.В.Киреевского, В.Д.Ключевского, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева, Э.Фромма, С.Л.Франка, В.В.Розанова, Л.П.Карсавина, А.Ф.Лосева, Д.С.Лихачёва, А.М.Панченко, в котором нашли своё отражение российские традиции духовности, соборности и патриотизма, соединились религиозные и светские ценности человеколюбия. Именно они обеспечили интеграцию высоких нравственных и гуманистических качеств россиян, предопределили их менталитет. Использование достижений философской и культурологической мысли XX века, сложившейся в Западной Европе, США, Канаде (М.Бубер, Ф.Ницше, А.Швейцер, К.Леви-Строс, К.Г.Юнг и другие), и религиозных философских концепций православия (С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, П.А.Флоренский и другие) позволило восстановить деформированное догматическим марксизмом восприятие эстетико-гуманитарной ценности культуры, увидеть диалог и взаимовлияние культур и гуманистических традиций разных народов.

Интеграция научных школ в области философии, культурологии, психологии, педагогики, теории и методике социально-культурной деятельности (С.С.Аверинцев, В.С.Библер, П.С.Гуревич. Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.Т.Лисовский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, И.М.Быховская, Т.М.Дридзе, А.Я Флиер, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Д.Никандров, Д.И.Фельдштейн, М.А.Ариарский, И.А.Ивлиева, И.А.Новикова, А.А.Сукало, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и другие) дало возможность выявить условия реализации гуманистического потенциала культуры, определить пути и средства использования культуры как фактора гуманизации общества и нравственного воспитания подрастающих поколений в соответствии с духовными национально-культурными традициями россиян и требованиями утверждения идеалов толерантности.

Огромный вклад в раскрытие и реализацию гуманистического потенциала культуры внёс Д.С.Лихачёв, который инициировал разработку "Декларации прав культуры" и возглавил творческий коллектив её создателей, куда, наряду с ведущими учёными и деятелями культуры России, вошли такие специалисты в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности как В.Е.Триодин, А.П.Марков, Г.М.Бирженюк.

Рассматривая культуру как главный источник гуманизации человеческой истории, декларация подчёркивала, что: "Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла". (Статья 2)

Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог, взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения конфликтов, насилия и воин"(Статья 6) Гуманистический, созидающий потенциал культуры не вызывает сомнений. Люди, живущие по законам добра, творчества и красоты, никогда не солгут, не словчат, не допустят драк, не проявят шовинизм, не перенесут на окружающих ответственность за свои беды и просчёты. Однако, качествами, присущими человеку культуры, обладает далеко не каждый, и это свидетельствует, что гуманистические черты личности, к сожалению, естественно не формируются. Они безусловно несут в себе определённые генетические начала, являют собой результаты воздействия открытой социальной среды, плоды социализации, но в ещё большей мере становятся итогом целенаправленного, педагогически инструментованного процесса.

Наиболее остро проблема недостатка или практического отсутствия гуманистических черт проявляется в кризисных ситуациях, когда война, проводимое без правил политическое противоборство, неоправданные репрессии, безработица, нищета, ущемление национальных прав и религиозных свобод отравляют психологическую атмосферу, вызывают ожесточение и злобу, порождают культ силы, злоупотребление властью, национализм, насилие, создают условия для коррупции, экономических преступлений, алкоголизма, наркомании, проституции.

Определяя пути преодоления последствий Второй Мировой войны Организация Объединённых Наций и ЮНЕСКО приняли ряд деклараций, отражающих стремления мирового сообщества использовать гуманистический и созидательный потенциал культуры для предотвращения продолжающихся региональных конфликтов и утверждения в мире духа Солидарности, Добра и Человеколюбия. В 1967 году на конференции ЮНЕСКО в Монако была провозглашена концепция культурной политики государств, основанная на комплексе организационных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, обеспечивающих реализацию конструктивного потенциала культуры. В последующие десятилетия ЮНЕСКО стало инициатором десятков международных конференций, которые последовательно конкретизировали базовые документы, предопределившие систему политических и организационных акций, направленных на утверждение в мире духа толерантности и безусловного соблюдения прав человека.

Вместе с тем, и разносторонние исследования объективных возможностей использования гуманистической природы культуры для преодоления негативных явлений общественной жизни, и практические шаги в этом направлении пока не дали желаемых результатов: мир сотрясают войны, терроризм, национализм и иные социальные бедствия. В этой ситуации, глубокое противоречие между потенциальными возможностями гуманитарной культуры способствовать развитию созидательных начал в человеке и обществе и сложившимся ныне уровнем их реализации обусловили целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого ~ раскрыть гуманистический потенциал культуры и условия его реализации. Из этой цели вытекали задачи: а)выявить сущность культуры как фактора гуманизации общества; б)изучить степень научной разработанности проблем гуманизма и гуманизации общественных отношений; в)определить политико-правовые основы гуманизации общественных отношений; г)исследовать зарождение и развитие религиозных и светских традиций гуманизации общества; д)проследить исторически сложившийся процесс утверждения гуманистических ценностей человечества как сверхзадачи мирового сообщества; е)обосновать условия гуманизации процесса становления и развития личности; ж)раскрыть специфику обеспечения гуманистической направленности молодёжной субкультуры; з)показать, насколько велик гуманистический потенциал системы образования; и)установить объективные возможности включения сферы свободного времени в процесс формирования гуманитарной культуры человека и общества.

Объект исследования - гуманистические начала в культуре человека и общества

Предмет исследования - социально-педагогический процесс реализации гуманистического потенциала культуры

Институциональную и источниковую базу исследования составили:

Санкт-Петербургский Центр Международного делового и культурного сотрудничества; Всеобщая Конфедерация профсоюзов; Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи Государств-участников Содружества Независимых Государств по культуре, информации, туризму и спорту; Международно-правовые документы по вопросам культуры и сотрудничества в гуманитарной сфере ("Декларация принципов международного культурного сотрудничества", "Европейская культурная конвенция", "Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах" и т.д.); Массив документов Государственной Думы Федерального собрания России и Министерства культуры РФ, ЮНЕСКО; Материалы Российского Государственного исторического архива, Архива Духовной академии Санкт-петербургской епархии Московского патриархата; Российского Государственного архива литературы и искусства; отдел рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки.

Гипотеза исследования исходила из того, что культура располагает огромным потенциалом созидательных начал, однако заложенные в ней возможности утверждения в человеке и обществе высоких нравственно-эстетических качеств не реализуются естественным путём на генном уровне, формирование гуманистической культуры может быть успешным лишь в условиях целенаправленной и педагогически инструментованной деятельности государства, общества, всех социальных институтов, в первую очередь, семьи, по воспитанию в каждом человеке гуманитарно ориентированной функциональной культуры, основанной на высоких ценностях добра и красоты и ориентированной на толерантность, человеколюбие и созидание.

Методология исследования строилась на синтезе философско-культурологических и психолого-педагогических (М.Вебер, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган. Э.В.Соколов, А.Я.Уайт, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Н.Д.Никандров, Д.И.Фельдштейн и другие) концепций гуманитарного подхода к человеку и обществу, на восприятии человека как высшей ценности общества.

Особое место в исследовании заняла гуманистическая концепция общественного развития В.И.Вернадского, П.Тейяр де Шардена, Н.К.Рериха,

A.Швейцера, А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына.

Анализ специфики постижения культуры и раскрытия её гуманистического потенциала строился на ключевом принципе целостности, на синтезе знания и веры, на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. Методологию и механизм формирования гуманистической культуры мы видели в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному.

Важнейшей основой исследования выступила идея А.Швейцера о планетарной культуре, базирующейся на принципе "благоговения перед жизнью". Экологию духа и сущность добра как ядра общечеловеческой гуманитарной культуры великий гуманист XX века видел в необходимости сохранять жизнь, способствовать жизни, выявлять жизнь, которая способна развиваться до её наивысшей ценности.

Существенную роль в исследовании сыграли концепции над биологического, социального характера культуры, как формы общественного бытия, отражающей качества жизнедеятельности человека в труде, познании, быту, досуге, сфере общения. Мы следовали принципу органичной взаимосвязи духовной и материальной сторон культуры; единства гносеологического, аксиологического и проективного.

Взаимосвязь религиозных и светских начал в гуманистическом потенциале культуры мы рассматривали с учётом образцов такого анализа, который был присущ У.Джеймсу, З.Фрейду, К.Г.Юнгу, М.Веберу, увидевшим в этой взаимосвязи существенную закономерность развития гуманитарной культуры.

Обобщение взглядов западноевропейских, американских и японских учёных (С.де Винят, С.Грикман, Р.Дейв, Д.Либерман, Дж.Левинджер, Л.Миллер,

B.Перри, А.Пэн, С.Судзики, Р.Тамаширо, Ф.Фукуяма и другие) способствовало преодолению проявлявшихся в 20-80 годы XX века стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта исследований культуры как фактора гуманизации общества.

Организация и методика исследования, которые длились 18 лет (19892007 гг.), строились на совокупности взаимодополняющих методов историко-культурного, социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа. Метод структурно-функционального и сравнительного исследования стал основой анализа синтеза более 800 оригинальных документов, архивных материалов и научных публикаций. Ряд архивных материалов впервые стали предметом научного обобщения и вошли в практический оборот.

Теоретический анализ постоянно подкреплялся педагогическими методами прямого и опосредованного наблюдения, профессиональной и общественной экспертизы, изучения текущей документации органов и учреждений культуры, образования и досуга.

Главная особенность организации исследования проявилась в создании научно-творческого коллектива, в рамках которого на основе разработанной докторантом методологии и методики научного поиска, каждый член научного объединения решал определённую ему конкретную задачу. В состав коллектива вошли работники руководимого автором Международного Центра делового и культурного сотрудничества и аспиранты Кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств. Отдельные частные задачи в ходе выполнения дипломных работ решали студенты кафедры.

Специфика исследования обусловила необходимость, по мере отработки концепции реализации гуманистического потенциала досуга, выносить её на обсуждение национальных и международных организаций, общественных советов, религиозных конфессий, добиваться включения основных положений этой концепции в модельные кодексы, конвенции, декларации, заключения и иные документы, которые принимает ЮНЕСКО, Межпарламентская Ассамблея Государств-участников СНГ, Всеобщая Конфедерация профсоюзов и иные международные организации.

Особую роль в методике и организации исследования сыграла система экспертных оценок. На разных этапах исследования и по разным аспектам научного анализа в качестве экспертов привлекались: Президент Северного Парламентского совета Улоф Сальмен, Председатель Конфедерации федеральных земель Германии Манфред Штольне, Вице-президент Парламента Норвегии Свейн Людвигсен, Президент Китайской организации труда Чан Чжемин, Министр правительства Бразилии Роналдо Мота Сандерберг, Зам. председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы Йон Чекуолис, Председатель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Джонатан Брэдшоу, Представитель ЮНЕСКО в государствах СНГ Франц Кео, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский Максим, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, Глава Католической церкви Нидерландов Яан Виенен и другие.

Исследование осуществлялось в тесном сотрудничестве с Постоянной комиссией Межпарламентской Ассамблеи Государств-участников СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, Российской Академией образования, Российским творческим союзом работников культуры.

Достоверность исследования и его научных результатов обеспечена обоснованностью и чёткостью исходных методологических позиций; широтой и многогранностью базы исследований, репрезентативностью источниковой базы, длительностью и многоаспектностью теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы; соответствием методологии, методики и организации исследования его цели и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования в первую очередь осуществлялись посредством широких обсуждений монографий докторанта "Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации" и "Культура как фактор гуманизации общества".

Рекомендации автора по вопросам реализации гуманистического потенциала культуры использовались при разработке Межпарламентской Ассамблеей Государств-участников СНГ законодательных актов: "Об образовании", "О присоединении к Европейской социальной хартии", "О творческих работниках и творческих союзах", "О народных художественных промыслах", "Об охране труда", "О музейном фонде и музеях", "Об экологическом образовании населения", "О детском и юношеском туризме".

Итоги исследования стали предметом 16 докладов докторанта на Международных научных конференциях в России, Франции, Канаде, Японии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге; на 4 заседаниях Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту МПА стран СНГ (Грузия, Казахстан, Молдавия), 3 заседаниях Президиума Всеобщей Конфедерации профсоюзов.

Теоретические и методические положения, обоснованные в диссертации, послужили основой для совершенствования учебной программы по курсу "Теория социально-культурной деятельности" в Санкт-Петербургском Государственном университете культуры и искусств.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в концептуальном обосновании нового направления науки и социальной практики - педагогики формирования гуманитарной культуры как области педагогического знания, ориентированного на развитие созидательных начал в человеке и обществе, на интеграции в личности эколого-биологических, социальных, политических, моральных, эстетических, научных и религиозных ценностей, которые строятся на оптимизации отношений человека и природы, общественном признании, высокой нравственности, объективности и достоверности знания, толерантности, способности жить по законам добра и красоты.

Исследование позволило обосновать сущность функциональной гуманистической культуры как способности человека не только осознавать и принимать общечеловеческие и национальные духовные ценности, но и эффективно реализовывать их в повседневной практике.

Опытно-экспериментальная работа показала, что генетические факторы не обеспечивают наследственную передачу человеку гуманистических качеств; формирование гуманистической культуры личности может быть лишь результатом воспитания. А это, в свою очередь, диктует необходимость определить педагогическую составляющую гуманистического потенциала культуры, раскрыть условия и механизм его реализации.

Результатом исследования стало: определение сущности и природы конструктивно-созидающего феномена гуманистического потенциала культуры; разработка интегративной концепции реализации гуманистического потенциала культуры; обоснование педагогического механизма реализации гуманистического потенциала культуры.

Практическая значимость исследования нашла своё выражение в том, что ряд положений его выводов включены в базовые законы, принятые Межпарламентской Ассамблеей Государств-участников СНГ, и стали органичной частью решений съездов Всеобщей Конфедерации профсоюзов.

Внедрению в практику результатов исследования способствовало широкое распространение публикаций автора («Гуманистический потенциал культуры и условия его реализации»—СПб, 2004-348 е.; «Культура как фактор гуманизации общества» —СПб, 2006-463 е.; «Непреходящие традиции гуманизма»-СПб, 2003-177 е.; «Реализация культуросозидающего потенциала досуга»,СПб, 200490 е.; «Утверждение гуманистических ценностей человечества», СПб, 2005-96 с. и др.). Общий тираж их превысил 12.000 экземпляров, что позволило распространить их более чем в 2600 библиотеках и 22 учебных заведениях сферы культуры.

Материалы исследования включены в Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-культурная деятельность» и учебные программы, читаемые в рамках этой специальности.

На защиту выносятся:

I.Конструктивно-созидающий феномен гуманистического потенциала культуры, интегрирующего: а) эколого-биологические ценности, обеспечивающие оптимизацию отношений человека и природы, поддержание жизни, здоровья, безопасности, комфортности бытия; б) социальные ценности, характеризующие место и статус личности в обществе, профессионально-трудовой, социально-культурной и семейно-бытовой сфере; в) политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина, гарантирующие ему возможности участия в управлении обществом и государством; г) моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести и ориентирующиеся на безусловное выполнение нравственных норм во всех сферах жизнедеятельности; д) эстетические ценности, утверждающие идеалы прекрасного, и обуславливающие потребность и способность жить по законам красоты и гармонии; е) научные ценности, находящие своё выражение в последовательном и разностороннем постижении истины, в объективности и достоверности знания, в способности успешно реализовать объективные возможности извлечения, усвоения и использования информации; ж) религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего, на непреходящих принципах добра, толерантности и любви к Человеку.

II.Интегративная концепция реализации гуманистического потенциала культуры, основанная на создании условий, максимально благоприятствующих гармонизации отношений человека с природой, обществом и государством.

Эти условия включают: а) формирование глобальной экономической, политической, правовой, нравственно-психологической, социально-культурной, этнотолерантной и экологически здоровой социальной среды, способствующей комфортной и успешной жизнедеятельности человека, поддержанию его здоровья и стимулированию реализации творческих потенций. б) обеспечение социально-правовых норм, способствующих всемерному развитию и всеобщей доступности культуры и социально-культурной деятельности, насыщению её личностно и социально значимым содержанием, которое несёт в себе высокие нравственные идеалы и во всей её полноте отражает достижения мировой цивилизации. в) развитие инфраструктуры социально-культурной деятельности и соответствующей её потребностям сети организационно-методических коммуникаций, способствующих формированию эффективных механизмов рыночного взаимодействия учреждений культуры, образования и досуга, квалифицированной экспертизы качества отечественной и зарубежной культурной продукции, обеспечению культурных услуг, гарантирующих удовлетворение всего спектра и творческого разнообразия интересов и запросов населения. г) формирование высокогуманного и педагогически эффективного информационного фона социума, пропагандирующего лучшие общечеловеческие традиции, демонстрирующего образцы поведения, языка, культуры, содержащие высокий воспитательный потенциал, в деятельности средств массовой информации и сети образовательно-просветительных учреждений, во всех звеньях общественной структуры. д) насыщение всех направлений социально-культурной деятельности высокогуманным содержанием, пропагандирующим идеи гражданского согласия и основополагающие общечеловеческие ценности Мира и Дружбы, Любви и Семьи, Справедливости и Милосердия, Труда и Взаимопомощи, Добра и Сострадания. е) эстетизацию всего многообразия содержания и форм социально-культурной деятельности, направленных на всемерное развитие творческих потенций людей, социально-интегрирующим фоном чего должен стать мировой опыт подлинного классического искусства и народного творчества, продуктивного взаимодействия традиций и новаций.

Ш.Педагогический механизм реализации гуманистического потенциала культуры в сфере досуга, который предполагает: а) систему организационных и просветительных акций, направленных на раскрытие роли досуга в физическом и духовном воспроизводстве социума и донесении до широких слоёв населения сущности рекреативно-развивающей функции досуга, реализация которой обеспечивает успешное преодоление усталости человека и его вовлечение в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелищно-игровой отдых, спорт и неформальное личностно значимое общение; б) разработку законодательных актов и директивных документов, гарантирующих реализацию конституционных прав на общедоступность ценностей культуры, свободу творчества, функционирования общественных объединений гуманистической направленности и регламентирующих обязанности государственных и общественных институтов в создании оптимальных условий организации культурно-досуговой деятельности разных групп населения; в) внедрение национальных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих насыщение деятельности учреждений, связанных с организацией культурно-досуговой деятельности, культуросозидающим, воспитывающим содержанием, которое отражает общечеловеческие ценности в их органичном сочетании с национально-культурными традициями и интегрирует классическое искусство, народное творчество, спорт, туризм, празднично-обрядовую культуру, активный отдых и удовлетворяющие высоким эстетическим критериям развлечения; г) использование общественно-государственных инициатив и социального контроля для приведения деятельности средств массовой информации, учреждений искусств и центров отдыха клубного типа в соответствие с гуманистическими, нравственно-эстетическими требованиями, несовместимыми с пропагандой насилия, национализма, попранием моральных ценностей и иных факторов разрушения личности, общества и государства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Козлов, Федор Михайлович

Результаты исследования культуросозидающего потенциала центров общественного досуга и условий его реализации позволили решить достаточно широкий диапазон научных проблем: от выявления специфических принципов деятельности культурно-досуговых учреждений до разработки методик подготовки и проведения клубных массовых мероприятий или художественно- педагогического руководства коллективами любительского творчества. Весьма существенным для теории и методики социально-культурной деятельности и педагогики в целом стало обоснование механизмов функционирования этих организаций культуры, где в полной мере раскрывается разработанная прикладной культурологией методология и методика вовлечения человека в мир культуры, технология реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. В центрах общественного досуга во всей полноте проявляется отраженная в педагогической культурологии методика историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

Заключение

Важнейшим итогом исследования стала разработка интегративной концепции реализации гуманистического потенциала культуры, основанной на создании условий, максимально благоприятствующих гармонизации отношений человека с природой, обществом, государством.

Эти условия включают: а) формирование глобальной экономической, политической, правовой, нравственно-психологической, социально-культурной, этнотолерантной и экологически здоровой социальной среды, способствующей комфортной и успешной жизнедеятельности человека, поддержанию его здоровья и стимулированию реализации творческих потенций. б) обеспечение социально-правовых норм, способствующих всемерному развитию и всеобщей доступности культуры и социально-культурной деятельности, насыщению её личностно и социально значимым содержанием, которое несёт в себе высокие нравственные идеалы и во всей её полноте отражает достижения мировой цивилизации. в) развитие инфраструктуры социально-культурной деятельности и соответствующей её потребностям сети организационно-методических коммуникаций, способствующих формированию эффективных механизмов рыночного взаимодействия учреждений культуры, образования и досуга, квалифицированной экспертизы качества отечественной и зарубежной культурной продукции, обеспечению культурных услуг, гарантирующих удовлетворение всего спектра и творческого разнообразия интересов и запросов населения. г) формирование высокогуманного и педагогически эффективного информационного фона социума, пропагандирующего лучшие общечеловеческие традиции, демонстрирующего образцы поведения, языка, культуры, содержащие высокий воспитательный потенциал, в деятельности средств массовой информации и сети образовательно-просветительных учреждений, во всех звеньях общественной структуры. д) насыщение всех направлений социально-культурной деятельности высокогуманным содержанием, пропагандирующим идеи гражданского согласия и основополагающие общечеловеческие ценности Мира и Дружбы, Любви и Семьи, Справедливости и Милосердия, Труда и Взаимопомощи, Добра и Сострадания. е) эстетизацию всего многообразия содержания и форм социально-культурной деятельности, направленных на всемерное развитие творческих потенций людей, социально-интегрирующим фоном чего должен стать мировой опыт подлинного классического искусства и народного творчества, продуктивного взаимодействия традиций и новаций.

Многолетние и многоаспектные исследования позволили выявить объективно сложившиеся механизмы реализации гуманистического потенциала культуры в различных сферах жизнедеятельности. В системе базового образования они, главным образом, опираются на курсы истории, литературы и иные гуманитарные дисциплины; в трудовых коллективах —гуманистические традиции корпоративной культуры; в семье - на почитание старших, любовь супругов, заботу о ближних. Наименее сложившимися и осмысленными оказались механизмы использования гуманистического потенциала культуры в сфере досуга и это обусловило необходимость уделить этому компоненту духовной жизни особое внимание. Результатом разностороннего анализа вопроса и осуществлённой нами опытно-экспериментальной деятельности был обоснован и успешно апробирован педагогический механизм реализации гуманистического потенциала культуры в сфере досуга, который предполагает: а) систему организационных и просветительных акций, направленных на раскрытие роли досуга в физическом и духовном воспроизводстве социума и донесение до широких слоёв населения сущности рекреативно-развивающей функции досуга, реализация которой обеспечивает успешное преодоление усталости человека и его вовлечение в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелищно-игровой отдых, спорт и неформальное личностно значимое общение; б) разработку законодательных актов и директивных документов, гарантирующих реализацию конституционных прав на общедоступность ценностей культуры, свободу творчества, функционирования общественных объединений гуманистической направленности и регламентирующих обязанности государственных и общественных институтов в создании оптимальных условий организации культурно-досуговой деятельности разных групп населения; в) внедрение национальных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих насыщение деятельности учреждений, связанных с организацией культурно-досуговой деятельности, культуросозидающим, воспитывающим содержанием, которое отражает общечеловеческие ценности в их органичном сочетании с национально-культурными традициями и интегрирует классическое искусство, народное творчество, спорт, туризм, празднично-обрядовую культуру, активный отдых и удовлетворяющее высоким эстетическим критериям развлечения; г) использование общественно-государственных инициатив и социального контроля для приведения деятельности средств массовой информации, учреждений искусств и центров отдыха клубного типа в соответствие с гуманистическими, нравственно-эстетическими требованиями, несовместимыми с пропагандой насилия, национализма, попранием моральных ценностей и иными факторами разрушения личности, общества и государства.

Исследование показало, что гуманизация духовной жизни общества требует объединения всего комплекса мер, отражающих прогрессивное развитие культуры, поскольку она являет собой процесс всесторонней минимизации социально-негативных явлений, преодолеваемых в ходе наращивания рационально-сбалансированного и ценностно-позитивного взаимодействия человека с социокультурной средой, и прослеживается как движение от необходимости к свободе, от неосознанности к осознанию, от пассивного индифферентного восприятия действительности к активной преобразовательной деятельности в политико-правовой и социально-творческой практике, культурном творчестве и сфере нравственного сознания.

Опытно-эксперементальная работа ещё и ещё раз подтвердила, что мир культуры предопределяет утверждение таких гуманистических ценностей, как трудолюбие, справедливость, целомудрие, скромность, открытость, честность, милосердие; стимулирует развитие творческих потенций индивида, его инициативу и здоровую предприимчивость. И только обладающий всеми этими качествами человек может рассматриваться, как высшая ценность общества.

Гуманистический потенциал культуры в полном смысле этого слова не имеет границ. Гуманизм стал качественной мерой культуры, ее критерием, мерилом ее истинности. Гуманизм - органично присущая культуре ее внутренняя сущность Культура - не только процесс и результат деятельности человека. Культурный процесс - это в первую очередь процесс становления и развития самого человека, формирование у него высших нравственных качеств. Однако он не может носить механистический характер, является результатом воспитательного воздействия семьи, государства, общества. Этот процесс осуществляется на всех этапах человеческой жизни, проявляя себя и в то время, когда новорожденный начинает овладевать элементарными основами общения, речи и санитарно-гигиенической культуры, и тогда, когда, чувствуя приближение смерти, человек завещает близким сохранять толерантность и любовь к окружающим.

Становление и развитие современной цивилизации произошло благодаря опоре на гуманистические ценности, интегрированные в культуре. Все свои лучшие качества человек приобрёл благодаря культуре. Именно культура наполняет жизнь людей ценностным содержанием, обогащает духовный мир, способствует нравственному и физическому здоровью, приносит эстетическое наслаждение, обеспечивает толерантность человеческих отношений.

Сила современного общества проявляется в том, насколько оно смогло унаследовать гуманистические идеи человеческой истории, насколько впитало в себя гуманистические концепции мировых религий, гуманистические установки эпох Возрождения и Просвещения, классический гуманизм Л.Н. Толстого, Махатмы Ганди, Альберта Швейцера, М.Л. Кинга, А.Д. Сахарова. Не менее важно, чтобы люди XXI века сумели объединить исторически сложившиеся традиции культуры с теми огромными возможностями, которые открывает перед ними современное общество высоких технологий и всеобщей компьютеризации, чтобы оно было обращено к человеку, ориентировано на человека, обеспечивало благополучие, мир и счастье каждому человеку.

Обеспечение гуманизации общественных отношений диктует настоятельную потребность использовать созидательный потенциал современной цивилизации, опирающийся на науку, культуру и образование.

Прежде всего, необходимо преодолеть их автономное функционирование -наука, культура и образование образуют единый комплекс, в котором каждый элемент, не теряя своей специфики, дополняет и обогащает другие элементы.

Такое единство определяется в первую очередь объективными потребностями социального развития. Общество XXI века отличается от известных традиционных цивилизаций индустриальным внедрением информационных технологий не только в сферу производства, но и во все области жизни общества. Это требует подготовки не бездумных исполнителей, а мыслящих, сохраняющих творческий потенциал людей с высокоразвитым чувством ответственности. Возрастает необходимость подготовки образованных в современном смысле людей, у которых высокая степень информированности и специальной подготовки дополнены осознанием гражданской причастности к судьбам Отечества, развитым чувством историзма, национальным самосознанием, нравственной культурой и эстетическим вкусом.

Гуманистические факторы в структуре личности приобретают значение превалирующих. Современная научно-технологическая революция и формирование информационной цивилизации требует не фрагментарного, а целостного постижения бытия, социальной экспертизы любых научных и технических программ, учета этических проблем, границ вмешательства в жизнь человека, экологических последствий, будь то атомная энергетика, генная инженерия или проблема эвтаназии. Научные познания, таким образом, объективно включаются в контекст культуры общества его ценностей, его духовных установок. Все это неизмеримо повышает требования к образованию, призванному формировать не только развитый интеллект, но и внутреннюю культуру человека. Потребность в таком образовании продиктована необходимостью сохранения личности в условиях сложности и многомерности утвердившихся общественных и производственных отношений в обществе, которое может вести к потере самостоятельности, к появлению обезличенных людей, готовых пожертвовать совестью и подчиниться политическому или экономическому диктату. Поэтому в современных условиях особенно актуален пересмотр эталонов образованности. Традиционные, идущие от просветительских схем, представления, определяющие целью образования получение знаний, совершенно недостаточны в наше время. "Человек знающий" - это не гармонично развитая личность. Современное образование призвано формировать человека и знающего, и чувствующего, и переживающего, способного противостоять лжи, демагогии, погоне за наживой, карьеризму. Этого можно достигнуть в том случае, если образование понимается как сотворчество, как диалог личностей, равноправных величин - обучающего и обучаемого. Все это требует не только теоретических разработок, но и практического решения таких проблем, как соотношение гуманитарного и естественно-научного образования, науки и искусства, образования и воспитания, светского и религиозного аспектов формирования личности, что предполагает отказ как от бездумного "воинствующего атеизма", так и от воинствующего религиозного фанатизма и конфессиональной нетерпимости.

Сложившееся к настоящему времени политико-правовое обеспечение развития гуманистического потенциала общества далеко от совершенства. Ряд позиций, особенно связанных с определением роли государства в гуманизации формирующегося в России гражданского общества, требуют дальнейшего осмысления. В этом отношении осуществлённое нами исследование помогает решению этой задачи, способствует восприятию человека как высшей ценности, играет существенную роль в утверждении гуманистических ценностей как сверхзадаче мирового сообщества.

За годы советской власти в духовной жизни страны были допущены серьезные деформации, связанные с подавлением инакомыслия, стандартизацией образа жизни, стремлением подчинить все сферы жизнедеятельности, включая быт и досуг, господствующим идеологическим догмам. Однако наряду с этим в России была достигнута всеобщая грамотность, десятки миллионов людей были вовлечены в финансируемое государством дополнительное образование и любительское творчество; общество вплотную подошло к эстетическому всеобучу детей и молодежи. А главное, была обеспечена общедоступность библиотек, музеев, клубных учреждений, парков культуры, театров, кино, спорта, детских оздоровительных лагерей, распространяемых по символическим ценам книг, периодических изданий и других ценностей культуры. И сегодня наиболее важным представляется восстановление на качественно новом уровне, с учетом информационных технологий и общих тенденций развития духовной жизни, того конструктивного, что было достигнуто в нравственно-эстетическом воспитании разных групп населения, и в полной мере реализовать идею эстетического всеобуча, которая:

- охватила бы сферу труда, обучения, быта и досуга;

- включала в себя разнообразные формы эстетического просвещения;

- основывалась на поэтапном вовлечении всех групп населения в художественную и иные виды деятельности, обеспечивающей преобразование знаний в эстетические убеждения, навыки социально-культурного творчества, нормы и принципы поведения.

Принципиальная новизна программы эстетического всеобуча ныне должна заключаться в ее гуманизации, демократичности и открытости, гибком характере, отказе от бюрократических, спускаемых сверху единообразных программ-рекомендаций, связывающих творческую инициативу на местах и снимающих с исполнителей ответственность за состояние дел.

В программу эстетического всеобуча необходимо заложить методологически важное положение о приоритете личной художественно-творческой активности, предполагающей более высокий уровень, чем художественно-потребительская практика, оставляющая для человека роль только зрителя, читателя, слушателя и т.д.

Можно по-разному относиться к массовой культуре, но в процессе приобщения человека к духовным богатствам нельзя забывать, что благодаря простоте и доступности языка средств массовой информации это транснациональное явление в значительной мере является отправной точкой соприкосновения человека с миром культуры. В этой связи перед государством и обществом стоит двуединая задача: всемерно влиять на качественное совершенствование культурной информации, идущей с рекламы, эстрадных подмостков или транслируемой посредством радио, телевидения и иных средств массовой коммуникации; видеть в массовой культуре основу последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, их соприкосновения с шедеврами отечественной и мировой культуры.

Обеспечивая гуманизацию общественной жизни с помощью вовлечения человека в мир культуры, наука и практика призваны отобразить все ее многообразие, многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни.

К сожалению, кино, телевидение, иллюстрированные журналы и другие средства массовой информации, равно как реклама или коммерческо-развлекательные учреждения, часто пропагандируют далеко не лучшие образцы культуры, и в определенной мере дискредитируют в массовом сознании традиции этнической и национальной культуры. Однако массовая культура во всей своей противоречивости - это объективная реальность. Ее нужно объективно осмысливать и по мере возможности совершенствовать.

Еще более важно, чтобы человек увидел культуру в единстве многообразия и мог воспринять все лучшее, что способны дать и этническая, и национальная, и транснациональная культуры. Знание истории и теории культуры -непреложное условие усвоения принципов культурной деятельности, но оно не является гарантом того, что человек, познавший закономерности развития культуры, будет следовать им в повседневной жизни. Знать о культуре и жить, используя эти знания, - понятия далеко не равнозначные, и здесь очень важно определить пути и средства преобразования знаний в убеждения, нормы и принципы поведения, активно включать индивида в мир культуры, в культурную деятельность, в систему отношений, основанных на высоких нравственно-культурных критериях.

В течение столетий развитие культуры в России поощрялось меценатами, благотворителями, и, в первую очередь, интеллигенцией, которая считала своим гражданским и нравственным долгом участвовать в просветительском движении, помогать делу воспитания молодежи. Для возрождения института меценатства и благотворительности требуются многие годы, но вернуть российской интеллигенции ее гуманистическую культуросозидающую функцию можно и нужно сегодня. И в этом огромную роль могут сыграть творческие союзы, учреждения культуры и искусства, научно-исследовательские институты, где сосредоточена элита духовной жизни общества, и особенно высшие учебные заведения, призванные формировать у своих выпускников потребность и способность посвятить себя делу вовлечения в мир культуры широких слоев населения.

Многое в этом деле будет зависеть от законодательных актов, которые по примеру экономически развитых стран, должны создать благоприятные условия капиталовложений в культуру. Средства меценатов, благотворителей или иных физических лиц, вкладываемые в культуру или для помощи социально незащищенной части населения, не могут облагаться налогами, а люди, стимулирующие развитие отечественной культуры, должны получить от общества слова признания и благодарности, ощутить реальную поддержку государства.

В педагогике XX века прочно утвердило себя понятие «функциональная грамотность», предполагающее способность человека использовать свои базовые знания для всех сфер жизнедеятельности. Не менее актуальна сегодня и такая категория, как «функциональная культура», предполагающая, что личность не только усвоила совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но эффективно реализует их в профессионально-трудовой, общественно-политической, духовной сфере, в семье, в быту, на досуге, в общении и наедине с собой; строит свою повседневную жизнь по принципам эстетической красоты.

В обществе коллективного интеллекта и информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт, в другие формы проявления социально-культурной активности. Но культура - это не только и не столько знание. Человека можно обучить таблице умножения, императивам технологии производства или нормам гражданского поведения, но невозможно этими же методами приобщить индивида к таким ценностям культуры, как счастье, свобода, любовь. В. Соловьев очень точно подчеркнул, что культуру нельзя навязать силой, она должна стать результатом добровольного, желаемого выбора.

В этих условиях система образования и воспитания, средства массовой информации и другие институты духовной жизни должны создать такие культурную среду и нравственную атмосферу, при которых люди стремились постоянно общаться с искусством, соблюдать культуру быта, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Назрела острая необходимость глубокого научного прогнозирования социально-культурной сферы на основе всестороннего изучения и учета ее современного состояния и проявляющихся инновационных тенденций. Для этого потребуются специальные научные разработки и создание постоянно действующей системы изучения общественного мнения по проблемам культуры, которая позволит адаптировать деятельность социально-культурных учреждений к реально складывающейся ситуации, изучать эффективность проводимой работы, делать научно обоснованные прогнозы о развитии интересов и потребностей разных групп населения и, в первую очередь, молодежи. Многие просчеты современной системы организации социально-культурной деятельности обусловлены отсутствием объективной и оперативной информации.

Не менее важной и актуальной представляется необходимость внедрения гибкой и разносторонней системы изучения и обобщения передового опыта.

Для инноваций в организации социально-культурной деятельности характерно быстрое реагирование на изменение ситуации, создание новых технологий, постоянный творческий поиск и т.д. Этот опыт приобретается в массовой практике и подчас остается достоянием узкого круга специалистов. Существовавшая до настоящего времени сеть научно-медодических центров изучала и обобщала этот опыт недостаточно, т.к. не была вооружена объективными критериями его оценки. Отсюда - преобладание субъективизма и вкусовщины в его оценке. В условиях, когда органы управления культурой сегодня освобождены от мелочной опеки, они могут сконцентрировать свое внимание на эффективной и научно обоснованной системе изучения и обобщения совокупного опыта социально-культурной деятельности, на его качественном анализе, на выявлении ведущих тенденций развития культуры и поддержке наиболее значимых процессов духовной жизни.

Непреложная функция любого государства - культурная политика. Однако степень государственного регулирования процессов гуманизации общественных отношений и культурной деятельности в странах с разным уровнем развития имеет принципиальные отличия. В США, Великобритании и других государствах с высоко развитой экономикой и сложившимися демократическими традициями она носит весьма ограниченный характер, представляя общественным институтам и, в первую очередь, самому человеку свободу выбора содержания и форм духовного творчества. В странах с тоталитарными режимами эта политика стремится поставить под контроль все формы культурной деятельности, использовать культуру как средство идеологического воздействия на разные группы населения и укрепления существующего строя. Но в каждой стране государственная культурная политика призвана:

- обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций, защиту национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и усиления межрегиональных информационных процессов;

- разрешить проблему общедоступности ценностей культуры, создать возможность вовлечения различных слоев населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество;

- превратить культуру в средство единения населения, в фактор нравственно-эстетического воспитания, в исходную базу социального и научно-технического прогресса;

- добиться внедрения культурных начал в сферу труда, образования, управления, социальных отношений, в быт, досуг и другие области жизнедеятельности;

- осуществить постоянную поддержку профессионального и любительского творчества; способствовать новаторству в культуре;

- стимулировать развитие общенациональной и региональной инфраструктуры социально-культурной деятельности;

- сформировать систему последовательно обновляющейся подготовки специалистов, способных возглавить вовлечение людей в мир культуры и протекающие в стране социально-культурные процессы;

- привести органы управления культурой, систему планирования, финансирования и прогнозирования ее дальнейшего развития в соответствие с требованиями формирующегося информационного общества, социального и научно-технического прогресса.

Одно из недопустимых противоречий в управлении социально-культурной сферой проявляется в том, что органы культуры - от министерства до соответствующих служб на местах - ограничивают свои функции лишь областью искусств, культурно-просветительской деятельности и культурологического образования. Вместе с тем, главная задача руководящих органов культуры и их подразделений должна заключаться в том, чтобы обеспечить осуществление культурной политики государства во всех сферах жизнедеятельности, контролировать процесс внедрения культурных начал в труд, общественно-политические отношения, быт, досуг, обеспечить гуманизацию социально-культурной сферы.

Развитие экономики и культуры органично взаимосвязано, но внутренние закономерности их функционирования принципиально различны. Минуя государственные границы, научно-технический прогресс последовательно формирует общечеловеческую, планетарную экономику. Достижения техники и информатики можно без потерь переносить из страны в страну, из региона в регион. Но в сфере духовной жизни это невозможно, т.к. эстетические ценности обязательно предполагают наличие определенных традиций, исторически сложившейся социальной общности. Мир культуры един, интегрируя в себе общечеловеческие ценности, однако развитие культуры неотделимо от каждого народа и его историко-культурных традиций, от каждого региона, каждой эпохи. В рамках общих духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп. Как бы ни развивались культурные коммуникации, самую высокую степень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитие культуры конкретного региона, конкретной общности.

Методологией культурной политики сегодня должны стать идеи преемственности и сохранения, а ее основными приоритетами - возрождение традиционной российской культуры, историко-культурное своеобразие и уникальность каждого населенного пункта. Именно «культурная провинция» России внесла уникальный вклад в мировую культуру в виде непревзойденных шедевров архитектуры, деревянного зодчества, литературы, живописи, традиционных промыслов. Исходя из этого, одной из приоритетных задач культурной политики на уровне региона должно стать возрождение и сохранение историко-культурной самобытности малых городов, развитие территориального своеобразия за счет предоставления права свободного культурного самоопределения всем социальным и культурно-историческим группам. Возрождение уникальных культурно-исторических территорий и малых городов благотворно скажется на гуманизации общественных отношений, на решении экологических проблем, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья людей, позволит гармонизировать отношения человека к природе, другому человеку, месту жительства, повысить духовный уровень и, в первую очередь, общекультурное саморазвитие, ибо никакие указания «сверху» не способны изменить культуру человека как внутреннее состояние личности; ее мировоззрение, образ жизни и мыслей, систему ценностей, которые формируются только в процессе собственной духовно-практической деятельности. Именно это должно стать основой реализации гуманистического потенциала культуры.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Козлов, Федор Михайлович, 2007 год

1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней/В. М. Акимов. СПб.: Лики России, 1995. - 384 с.

2. Аксенов В. С. Технические средства в культурно-просветительской работе /В. С. Аксенов, А. Л. Наумов. М.: Просвещениё, 1998. -143 с. '

3. Акулинин В. Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А.Флоренскому /В.Н.Акулинин. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. - 154 с.

4. Александрова Е.Я. Культурологические опыты /Е.Я. Александрова, И.М.Быховская. М.: Институт культурологии, 1996. - 113 с.

5. Альварес H.JI. Формирование информационной культуры в молодежной среде//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Мат. Южно-уральск. Межвуз. науч.-практ. конф./Науч. ред. Парфентьев Н.П. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. - С.156-160.

6. Альфа и омега культуры/РАН. Ин-т научной информации по обществ, наукам. М.: ИНИОН, 1998. - 248 с.

7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/Ш.А.Амонашвили. Минск: БГУ, 1990. - 560 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 382 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.

10. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества/И. Л. Андреев. -М.: Мысль, 1987.-415 с.

11. Андреева Г. М. Социальная психология/Г. М. Андреева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 348 с.

12. Андреева Е. О культурной ситуации 1990-х годов, как мы в нее вошли и куда мы из нее вышли/Е.Андреева//Художественный журнал. № 28-29. - М., 2000. - С. 18-21.

13. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье. В пер. и под ред. С.А.Мальцевой/Д.Антисери, Дж. Реале. СПб.: Пневма, 2003.- 692 с.

14. Аржанухин В.В. Русская духовная культура и православное богословие/В.В.Аржанухин. Л.: Лен.отд. об-ва «Знание» РСФСР, 1984.-17 с.

15. Ариарский М.А. Прикладная культурология на службе развития личности /М.А.Ариарский, Г.П.Бутиков //Педагогика. 2001. - № 8.- С.9-16.16.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.