Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гончаров, Евгений Александрович

  • Гончаров, Евгений Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Гончаров, Евгений Александрович. Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2003. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гончаров, Евгений Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. ИДЕОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

1.2. ИДЕОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1.3. ПРОБЛЕМА «ИСТИННОСТИ» ИДЕОЛОГИИ И ТИПЫ ОБЩЕСТВА.

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПЕРАТИВА СОВЕРШЕНСТВА ЕВРАЗИЙЦАМИ.

2.1. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СИМФОНИЧЕСКОЙ, СОБОРНОЙ ЛИЧНОСТИ.

2.2. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ВЛАСТИ. ft 2.3. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И ГЕОПОЛИТИКИ

2.4. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЕЕ НЕОЕВРАЗИЙСКОМ ВАРИАНТЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Вопросы идеологии сейчас, в начале XXI века, обретают особую значимость. Идеология есть неотъемлемая составляющая общественного сознания, - особенно важна она в современной России, в условиях так называемого «идеологического вакуума», когда коммунистическая идеология утратила не только официальный статус, но и подавляющее большинство своих сторонников, а новая идеология, способная сплотить нацию в кризисной ситуации, до сих пор не разработана. Сегодня назревает насущная потребность в адекватном освоении отечественной традиции, в таком идеологическом проекте организации российского общества, который в полной мере отвечал бы задачам национально-государственного возрождения.

Отмеченная цель неоднократно ставилась политическим руководством страны, - в том числе и на самом высоком уровне. Соответственно, попытки сформулировать хотя бы основные принципы современной российской идеологии предпринимались неоднократно, - к сожалению, все они оказались безуспешными. Основная причина неудач в этом плане связана с методологической неадекватностью подхода к решению проблемы идеологии.

Философское познание столкнулось с необходимостью различения основных типов общества - коллективистского и индивидуалистического, изучения специфики их становления и развития. Рядом исследователей была выявлена необходимость соответствия идеологии типу общества, - с учетом сложившихся в стране теоретических традиций. В этом контексте актуализируется опыт идеологического творчества, накопленный русскими евразийцами, - в первую очередь, в связи с поставленной ими проблемой «истинности» идеологии.

В ситуации, когда становится очевидным, что «деидеологизировать» общественное сознание не удастся, на смену тотальному «отрицанию идеологии» приходит интерес к идеологической проблематике, часто именуемый «реидеологизацией». Начинается активный поиск новых, наиболее адекватных сегодняшней социальной действительности идеологических ориентиров. В частности, пробуждается интерес к творческому наследию евразийцев, которое, помимо своего научного значения, существенно с позиции политической практики. Поэтому есть основания полагать, что выводы, формулируемые в настоящей диссертации, окажутся полезными для разработки программ на всех уровнях российской власти.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Вопросам идеологии в плане соотнесения ее с иными обществоведческими концепциями посвящено значительное число работ. Среди публикаций, уже ставших классическими, надо упомянуть, прежде всего, фундаментальные труды К. Маннгейма, Дж. Шумпетера и М. Вебера, раскрывающие содержание понятия «идеология» в контексте метафизической традиции философской мысли, основанной на принципе отвлечения от всеобщей связи явлений.

Среди приверженцев диалектической традиции, разрабатывавших идеологическую тематику, необходимо отметить митрополита Иллариона, Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и Нила Сорского, сформулировавших императив совершенства, придающий смысл существованию как отдельного человека, так и общества в целом. Их идеи были развиты славянофилами — в частности, К. С. Аксаковым и А. С. Хомяковым, разрабатывавшими отечественную идеологию как определенное оформление императива совершенства на основе принципа всеобщей связи явлений. (Существенно различение данного императива среди других императивов, - таких, как категорический императив И. Канта, экологический императив Н. Н. Моисеева, термодинамический императив, физический императив, политические императивы и т.п.)

Множество работ, посвященных проблеме идеологии, опубликовано в нашей стране; из наиболее важных (в контексте диссертационной работы) публикаций советского периода выделяются труды В. В. Паниной и О. Д. Волкогоновой, исследовавших систему идеологии, ее структуру и функции, и А. Е. Калинина, изучавшего типы идеологического процесса. Среди современных отечественных авторов необходимо отметить К. С. Гаджиева, А. Г. Дугина, П. Легенькова, В. А. Рыбакова и Е. Савеленка, исследующих происхождение, роль политических идеологий в современном мире, а также их концептуальные основы.

Отдельные аспекты проблемы, в частности, динамика «деидеологизации» и «реидеологизации», анализируются в трудах Д. Аптера, Р. Арона, Д. Белла, К. Гиртца, Джо Ла Паломбары и ряде других; необходимо подчеркнуть, что в последние десятилетия XX века проблема идеологии в западном обществоведении вызывает особенный интерес. Впрочем, то же самое можно сказать и об отечественной философии; использованию идеологии в актуально-политической практике посвящена статья С. и Г. Безуховых, роли идеологии в современном мире — публикации У. Матца; А. Б. Балалаев изучает значение идеологии в творчестве К. Маркса, И. И. Кравченко - соотношение понятий «идеология» и «мифология». Ряд аспектов проблемы, - идеология политики и права, идеология веры, идеологическая культура, - разрабатывается авторами журнала «Теория и история» (редактор Н. М. Чуринов).

Евразийский идеологический проект развивался рядом отечественных ученых, среди которых, прежде всего, необходимо отметить Н. С. Трубецкого, JI. П. Карсавина, П. Н. Савицкого и Н. Н. Алексеева. Причем, если концептуальная разработка понятия «истинная идеология», наиболее важных его составляющих, велась преимущественно Н. С. Трубецким и JL П. Карсавиным, то геополитика евразийства развивалась П. Н. Савицким, а весь комплекс государственно-правовых аспектов евразийской идеологии — Н. Н. Алексеевым. Ряд работ по интересующей нас проблеме принадлежит и другим видным евразийцам - Г. В. Флоровскому, П. П. Сувчинскому, Г. В. Вернадскому, М. М. Шахматову и другим.

Анализ и развитие ряда концепций евразийской идеологии, связанных с этнологией, геополитикой, а также с вопросами государственного строительства на современном этапе отечественной истории, имеет место, в частности, в трудах Л. Н. Гумилева, в ряде сборников и антологий авторов-евразийцев, в материалах ряда периодических изданий, в монографиях и статьях А. Г. Дугина.

Несмотря на большое число публикаций, посвященных идеологии, надо подчеркнуть, что методологические основы проблемы соотнесения идеологии с типом общества, проблема различения идеологии как образа и идеологии как репрезентации, а также проблема «истинности» идеологии разработаны слабо. Интерес к теоретическому наследию отечественных исследователей, работавших в этой сфере, в частности, - к идеологии русских евразийцев, пока не соответствует его актуальности и значимости.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую основу исследования составили философские методы и принципы познания, цивилизационный исследовательский подход, структурно-функциональный и информационный подходы, общенаучные методы познания. Диссертант руководствовался также положениями и выводами по исследуемой проблематике, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект настоящего исследования - идеология как элемент общественного сознания. Предмет исследования - основания идеологии в метафизической и диалектической системах философского. теоретизирования, объективная диалектика идеологического процесса как реализация императива совершенства.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основная цель диссертации состоит в исследовании идеологии как элемента общественного сознания в диалектической и метафизической системах философского теоретизирования, в раскрытии идеологического процесса как реализации императива совершенства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание идеологии с точки зрения реализации в ней как метафизического, так и диалектического метода. t

2. Показать, что в западной, метафизической философской традиции идеология раскрывается как теоретическая репрезентация действительности.

3. Показать, что в византийско-русской, диалектической философской традиции идеология раскрывается как теоретический образ действительности.

4. Рассмотреть проблему «истинности идеологии» поставленную продолжателями отечественной философской традиции, - русскими евразийцами.

5. Сформулировать критерии «истинности» идеологии как в диалектической, так и в метафизической философской традициях.

6. Показать специфику идеологического оформления евразийцами концепции «симфонической, соборной личности» и тесно связанных с ней концепций веры и культуры. 1. -Рассмотреть особенности' идеологического- оформления евразийского представления о государственности, дав анализ содержания понятий «идеократия» и «демотическое государство».

8. Показать особенности идеологического оформления основных этнологических и геополитических концепций в социальной философии русских евразийцев (как классиков евразийства, так и современных неоевразийцев) в контексте диалектического метода исследования.

9. Проанализировать специфику идеологического оформления неоевразийской концепции национально-государственного строительства в плане его соответствия диалектической методологии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

Показано, что в соответствии с метафизической методологической традицией, идеология есть теоретическая репрезентация действительности, аксиологически существенная теоретическая конструкция; в соответствии же с диалектической традицией, идеология есть теоретический образ объективной диалектики.

Доказано, что проблема «истинности» идеологии, поставленная евразийцами, разрешается следующим образом: идеология должна соответствовать типу общества и быть адекватной утвердившимся в нем теоретической и методологической традициям. Соответственно, «истинная идеология» в коллективистском обществе является общественной идеологией, и может быть только теоретическим образом действительности, а «истинная идеология» в индивидуалистическом обществе - частной идеологией, принадлежащей какому-либо субъекту, социальной группе, - и может быть только теоретической репрезентацией, интеллектуальной конструкцией, отвечающей требованиям ее полезности.

Установлено, что, в соответствии с отечественной диалектической традицией, «истинная идеология» евразийцев — это определенное идеологическое оформление императива совершенства, требующего развивать общественные отношения от менее совершенных к более совершенным.

Показано, что «симфоническая (соборная) личность», - которая может сформироваться лишь в коллективистском обществе, - следуя императиву совершенства, раскрывается в наличном содержании более или менее совершенных общественных отношений. Самосовершенствование является смыслом и сутью самоутверждения и жизнедеятельности «симфонической личности».

Показано, что совершенствование общественных отношений актуализирует явление веры (в широком смысле слова) как формы познания в процессе осуществления императива совершенства. Идеология при этом раскрывает совокупность теоретических ориентиров общественной жизни и потому должна учитывать специфику социального бытия культуры и совершенствоваться в соответствии с социально обусловленными императивами.

Установлено, что, пребывая в диалектической традиции, евразийцы подготовили теоретическую базу для адекватного идеологического оформления ряда концепций, относящихся к сфере государственности и власти. Идеологическое оформление концепций «идеократия» и «демотическая государственность» в системе евразийства осуществляется в соответствии с императивом совершенства; в частности, одной из основополагающих идей евразийцев является идея гармонии властей, актуальная в жизни и деятельности коллективистского общества. " .

Показано, что евразийцы подготовили теоретическую основу для идеологического оформления этнических и геополитических реальностей, самореализации тождества различий и различий тождеств этнических и геополитических образований, что чрезвычайно значимо для самоутверждения коллективистского общества России в духе императива совершенства.

Установлено, что проведенное неоевразийцами различение в области государственного строительства («государство - нация» и «империя») существенно в плане различения типов общества и самореализации адекватных им форм государственности. Идеологическое оформление неоевразийцами концепции «имперостроительства» представляет собой определенный этап в процессе реализации императива совершенства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интерес к творческому наследию основоположников евразийства - Н. С. Трубецкого, Н. Н. Алексеева, П. Н. Савицкого, JI. Н. Гумилева, А. Г. Дугина -растет, что подтверждается большим количеством публикаций их трудов в последние годы. Идеология евразийства, - в особенности, в ее неоевразийском варианте, выступает как одна из наиболее разработанных версий современной российской идеологии.

Настоящее исследование в этом контексте представляется весьма актуальным, в том числе и потому, что понятие «идеология» раскрывается в контексте адекватных методологических и теоретических оснований современной философии. На основе данного исследования могут быть сформированы следующие спецкурсы: «Формы общественного сознания», «Методология научного познания», «Основные системы теоретизирования». Материалы диссертации могут , быть использованы при чтении лекций" на темы: «Идеология и социальная психология», «Государство, его возникновение и сущность», «Основные сферы общественной жизни» и так далее.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Отдельные, наиболее важные аспекты исследования изложены автором в выступлениях на ряде научных конференций, в том числе - региональной конференции «Профсоюзы и политика» (Красноярск, 2000 г.) и научной конференции студентов, аспирантов, исследователей «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2001 г.), на методологических семинарах кафедры политологии Сибирского государственного технологического университета, а также в ряде статей в периодической печати. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры политологии и права и кафедры философии СибГТУ, а также на кафедре философии и социальных наук СибГАУ им. академика М. Ф. Решетнева.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и перечня цитируемой литературы. Содержание работы изложено на 137 страницах машинописного текста, список литературы включает в себя 151 наименование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гончаров, Евгений Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятая к исследованию тема «Идеологическое оформление императива совершенства: Социально-философский анализ идеологии русского евразийства» выявляет целый ряд актуальных вопросов общетеоретического, философского и конкретно-научного плана, связанных с политической практикой и особенностями государственного строительства современной России.

Основная цель диссертации состояла в исследовании идеологии как элемента общественного сознания в диалектической и метафизической системах философского теоретизирования, в раскрытии идеологического процесса как реализации императива совершенства.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание идеологии с точки зрения реализации в ней как метафизического, так и диалектического метода.

2. Показать, что в западной, метафизической философской традиции идеология раскрывается как теоретическая репрезентация действительности.

3. Показать, что в византийско-русской, диалектической философской традиции идеология раскрывается как теоретический образ действительности.

4. Рассмотреть проблему «истинности идеологии» поставленную продолжателями отечественной философской традиции, - русскими евразийцами.

5. Сформулировать критерии «истинности» идеологии как в диалектической, так и в метафизической философской традициях.

6. Показать специфику идеологического оформления евразийцами концепции «симфонической, соборной личности» и тесно связанных с ней концепций веры и культуры.

7. Рассмотреть особенности идеологического оформления евразийского представления о государственности, дав анализ содержания понятий «идеократия» и «демотическое государство».

8. Показать особенности идеологического оформления основных этнологических и геополитических концепций в социальной философии русских евразийцев (как классиков евразийства, так и современных неоевразийцев) в контексте диалектического метода исследования.

9. Проанализировать специфику идеологического оформления неоевразийской концепции национально-государственного строительства в плане его соответствия диалектической методологии.

В ходе работы над диссертацией автором:

- Показано, что, в западной, метафизической философской традиции, идеология раскрывается как теоретическая репрезентация действительности.

- Показано, что в византийско-русской, диалектической философской традиции идеология раскрывается как теоретический образ действительности.

- Установлено, что проблема «истинности идеологии», поднятая евразийцами, разрешается следующим образом: идеология должна соответствовать типу общества и быть адекватной утвердившейся в нем философской традиции. Соответственно, «истинная идеология», основанная на диалектической традиции и принципе всеобщей связи явлений, есть общественная идеология и может быть только теоретическим образом действительности; «истинная идеология» в индивидуалистическом обществе, основанная на метафизической традиции и принципе отвлечения от всеобщей связи явлений, есть идеология частная, отражающая интересы какой-либо социальной группы, - и потому может быть только теоретической репрезентацией, аксиологически существенной теоретической конструкцией. Доказано, что, в соответствии с отечественной диалектической традицией, «истинная идеология» евразийцев — это определенное идеологическое оформление императива совершенства, требующего совершенствовать общественные отношения.

Отмечено, что «симфоническая (соборная) личность», - которая может сформироваться лишь в коллективистском обществе, - следуя императиву совершенства, раскрывается в наличном содержании более или менее совершенных общественных отношений. Самосовершенствование является смыслом и сутью самоутверждения и жизнедеятельности «симфонической личности».

Показано, что совершенствование общественных отношений актуализирует явление веры (в широком смысле слова) как формы познания в процессе осуществления императива совершенства. Идеология при этом раскрывает совокупность теоретических ориентиров общественной жизни и потому должна учитывать специфику социального бытия культуры и совершенствоваться в соответствии с социально обусловленными императивами. Показано, что, пребывая в диалектической традиции, евразийцы подготовили теоретическую базу для адекватного идеологического оформления ряда концепций, относящихся к сфере государственности и власти. Идеологическое оформление концепций «идеократия» и «демотическая государственность» в системе евразийства осуществляется в соответствии с императивом совершенства; в частности, одной из основополагающих идей евразийцев является идея гармонии властей, актуальная в жизни и деятельности коллективистского общества.

- Отмечено, что евразийцы подготовили теоретическую основу для идеологического оформления этнических и геополитических реальностей, самореализации тождества различий и различий тождеств этнических и геополитических образований, что значимо для самоутверждения коллективистского общества России в духе. императива совершенства.

- Установлено, что проведенное неоевразийцами различение в области государственного строительства («государство - нация» и «империя») существенно в плане различения типов общества и самореализации адекватных им форм государственности. Идеологическое оформление неоевразийцами концепции «имперостроительства» представляет собой определенный этап в процессе реализации императива совершенства.

Мы показали, что идеология должна соответствовать тому типу общества, в котором она разрабатывается. В рамках господствующей в науке западного, индивидуалистического общества, метафизики, ответ на вопрос «Познаваем ли мир?» звучит отрицательно. Поэтому в этом контексте идеология имеет частный характер, являясь репрезентацией - никак не соотносимой с объективной реальностью логической конструкцией, представляющую действительность в соответствии с частными -индивидуальными, групповыми, классовыми и тому подобными, -интересами. Таких частных идеологий может быть сконструировано много (но не бесконечно много, ибо в соответствии с императивом полезности, идеология-репрезентация должна быть аксиологически существенной).

В контексте же восточной философской традиции, возникшей и сформировавшейся в коллективистском обществе и утверждающей познаваемость окружающего нас мира, сложилась диалектическая методология исследования; здесь идеология представляет собой отражение, образ, - пусть незаконченный и непоследовательный (в системе диалектики абсолютного и относительного), но все же единый и единственный образ действительности. Этот метод научного исследования, основанный на императиве совершенства, характерен для как отечественной, православной традиции научного теоретизирования.

Как было показано выше, процесс разработки современной российской идеологии представляет собой не только перспективный объект исследования социальной философии; но и чрезвычайно актуальную, в условиях сегодняшней России, задачу. Последовательное оформление ряда базовых концепций евразийской идеологии в контексте диалектической традиции требует систематических, целенаправленных усилий научного сообщества: необходимо, осознанно опираясь на отечественную традицию, следовать императиву совершенства, требующему совершенствования общественных отношений. Тогда и только тогда создаваемая идеология будет адекватна задачам национально-государственного возрождения Отечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гончаров, Евгений Александрович, 2003 год

1. Абаев Н. В. Буддизм и христианство в геополитическом пространстве России-Евразии — http ://www. arctogai а. krasu.ru/eurasi a/abae v. shtm

2. Алексеев H. H. Евразийцы и государство / Алексеев Н.Н. // Элементы.- 1997.-№9.-С. 95.

3. Алексеев Н. Н. Основы философии права / Алексеев Н. Н. СПб.: 1999.-424с.

4. Алексеев Н. Н. Отправные точки нашей политики / Алексеев Н. Н. // Евразия. 1928. -№ 1.

5. Алексеев Н. Н. О будущем государственном строе России /

6. Алексеев Н. Н. // Новый град. 1938. - № 13.

7. Алексеев Н. Н. Собственность и социализм / Алексеев Н. Н. — Париж: 1928.

8. Алексеев Н. Н. Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал / Алексеев Н. Н. Париж: 1931.

9. Балалаев А. Б. Проблема идеологии в творчестве К. Маркса — http://oba.wallst.ru/scientif/marxism/marx/marxiana/htm

10. Безухова С., Безухов Г. Идеология как иллюзия и оружие // Русский журнал. 2001. - 28 июн.- http://www.russ.ru/politics/meta/20010628s-pr.html

11. Бицилли П. М. Восток и Запад в истории Старого Света / Бицилли П. М. // Евразийская хроника. — Прага: 1925. — Вып. 2. — С.337.

12. Бестужев-Рюмин К.Н. История культурно-исторических типов / Данилевский Н. Я. // Россия и Европа». СПб.: Глагол. 1995. - С. 432

13. Бердяев Н. А. Утопический идеал евразийцев // Мир России

14. Евразия. Под ред. Новиковой JI. И. и Сиземской И. Н. М.: 1995. - С. 329-335.

15. З.Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского /

16. Вернадский Г.В. // Наш современник. 1992. - № 3. - С. 151-158.

17. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории / Вернадский Г. В. // «Русский разлив». М.: ДИ-ДИК. - 1996. - Т. 2. - С.561.574.

18. Вернадский Г.В. Начертание русской истории / Вернадский Г.В. -Прага: 1927.

19. Вернадский Г. В. О движении русских на Восток / Вернадский Г. В. // «Русский разлив». М.: ДИ-ДИК. 1996. - Т. 1. - С. 45-54.

20. Вернадский Г. В. П. Н. Савицкий / Вернадский Г.В. // Новый журнал. 1959.-№58.

21. Вернадский Г. В. «Соединение церквей» в исторической действительности / Вернадский Г. В. // Россия и латинство. Берлин: 1923.

22. Видяпина В.И. Природа политической идеологии и ее предназначение http://www.lib.vvsu.ru/books/BakalavrQl/page0070.asp

23. Волгин М.Н. Закон живой идеи / Волгин М. Н. // Евразийская хроника. 1925. - Прага. - Вып. 11. - С. 46.

24. Гаджиев К. С. Введение в геополитику / Гаджиев К. С. М.: Логос. -1998.-470с.

25. Гаджиев К. С. Политическая идеология: Концептуальный аспект/ Гаджиев К. С. // Вопросы философии. 1998. - № 12. - С. 3-20.

26. Гаджиев К. С. Политическая философия: Формирование и сущность / Гаджиев К. С. // Вопросы философии. 1995. - № 7. - С. 3-27.

27. Галактионов А.А. Органическая теория как методологиясоциологической концепции Н.Я. Данилевского в книге «Россия и Европа» / Данилевский Н. Я. // Россия и Европа». СПб.: Глагол. -1995.-С. V-XX.

28. Гобозов И. А. XX век и формирование нового мирового политического пространства / Гобозов И. А. // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996. - № 4. - С. 3-24.

29. Гумилев Л.Н. Возникновение российского пространства: Тяга к истории / Гумилев Л. Н. // «Мир Льва Гумилева. Русский взгляд». М.: ДИ-ДИК. 1994. - Кн. 1. - С. 280-293.

30. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Гумилев Л. Н. М.: ДИ-ДИК. - 1994. 624с.

31. Гумилев Л. Н. Из истории Евразии / Гумилев Л. Н. М.: ДИ-ДИК.1993.-482с.

32. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Гумилев Л. Н. С-Пб.: ЮНА. -1992.-270с.

33. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Гумилев Л. Н. М.: ДИ-ДИК.1994.-542с.

34. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства / Гумилев Л. Н. М.: ДИ-ДИК. - 1994. -480с.

35. Гумилев Л. Н. Сила предвзятости / Гумилев Л. Н. // Черная легенда. -М.: Экопрос. 1994. С. 595-599.

36. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи / Гумилев Л. Н. М.: Экопрос. - 1994. - 622с.

37. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Гумилев Л. Н. — Л.:

38. Гидрометеоиздат. 1990. — 527с.

39. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Данилевский Н. Я. СПб: Глагол. - 1995.-513с.

40. Дугин А. Г. Евразия превыше всего -http://www.arctogaia.org.ru/modules.php?name=News&flle=;:article&sid=6 09

41. Дугин А.Г. Консервативная революция -http://www.arctogaia.com/public/konsrev

42. Дугин А. Г. Метафизические корни политических идеологий -http://www.arctogaia.org.ru/modules.php?name=News&newtopic=61

43. Дугин А.Г. Мистерии Евразии http://www.arctogaia.com/public/mistevr

44. Дугин А. Г. Основы геополитики -http://www.arctogaia.com/public/osnovygeo

45. Дугин А.Г. Русская вещь — http://www.arctogaia.org/ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9 2

46. Евразийство. Опыт систематического изложения // «Пути Евразии»./ Под ред. Исаева И.А. М.: Русская книга. - 1992. — 432с.

47. Захаров В. Д. Извращение великорусской истории / Гумилев JI. Н. // Черная легенда. М.: Экопрос. - 1994. С. 589-592.

48. Зеленов Л. А. Основы политологии: Учебное пособие / Зеленов Л.А., Владимиров А.А. М.: Владос. - 2000. - 173с.

49. Зеньковский В.В. Идея православной культуры / Зеньковский В. В. // Православие и культура. Берлин: 1923. - С. 40.

50. Игнатов А. Евразийство и поиск новой русской культурной идентичности / Игнатов А. // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 47-64.

51. Камышев Е. И. Учение о «государстве правды» евразийцев и советская государственность / Камышев Е. И. // «Молодежь Сибиринауке России». Материалы научной конференции студентов, аспирантов, исследователей. — Красноярск: 2001. С. 21-24.

52. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука -http://www.patriotica.ru/actual/karaideologhtml

53. Каратеев М. Д. Русь и татары // Арабески истории: Русский взгляд / Под. ред. Куркчи А. И. М.: ДИ-ДИК. - 1994. - Т. 1. - С. 25-30.

54. Карсавин JI. П. Запад, Восток и русская идея / Карсавин JL П. — Пг.: 1922.

55. Карсавин JI. П. Европа и Евразия / Карсавин JI. П. // Современные записки. Париж: 1923. - Т. 15.

56. Карсавин JI. П. Идеализм и реализм в евразийстве / Карсавин JI. П. // Евразия. 1929. -№ 16.

57. Карсавин JI. П. Идеократия как система универсальная / Карсавин Л. П. // Евразия. 1929. - № 12.

58. Карсавин Л. П. Исторические параллели / Карсавин Л. П. // Евразия. -1929.-№17.

59. Карсавин Л. П. О политическом идеале / Карсавин Л. П. // Евразия. -1929. -№13.

60. Карсавин Л. П. Основы политики / Карсавин Л. П. // Евразийский временник. 1927. - Кн. 5.

61. Карсавин Л. П. Путь православия -http://www.patriotica.ru/religion/karsavinorthodox.html

62. Карсавин Л. П. Уроки отреченной веры / Карсавин Л. П. // Евразийский временник. 1925. - Кн. 4.

63. Карсавин Л. П. Церковь, личность и государство / Карсавин Л. П. // Путь. 1928.-№9.

64. Колеров М. А. Братство Св. Софии: Веховцы и евразийцы /

65. Колеров М. А. // Вопросы философии. 1994. - № 10.

66. Коялович М. О. История русского самосознания / Коялович М. О.

67. Минск: Лучи Софии. 1998. - 688с.

68. Кравченко И. И. Политическая мифология: Вечность и современность / Кравченко И. И. // Вопросы философии. 1999. - № 1. — С. 3-17.

69. Крапивенский С. Э. Социальная философия / Крапивенский С. Э. -М.: 1998.-354с.

70. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Губского Е.Ф. М.: Прогресс. - 1994. - 576с.

71. Кураев, А. Традиция, догмат, обряд: Апологетические очерки / Кураев А. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона. - 1995. — 414с.

72. Легеньков П. Политическая идеология / Легеньков П. М.: МГУ. -1996.-374с.

73. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / Ленин В. И. М.: Политиздат. - 1969. -392с.

74. Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси /

75. Лихачев Д. С. / М.-Л.: 1945. - 475с.

76. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция / Люкс Л. // Вопросы философии, 1996. - № 3. - С. 57-69.

77. Магомедов А. Политическая идеология: концептуальное измерение и функциональные характеристики -http://www.rambler.ru/magomedov/GL2

78. Макиндер X. Дж. Географическая ось истории / Макиндер X. Дж. // Полис. 1995. - № 4. - С. 162-169.

79. Макшеев Н.А. О воспитании ведущего отбора (идеократии) / Макшеев Н. А. // Евразийская хроника. Выпуск 12. - Берлин: 1937.

80. Маннгейм К. Идеология и утопия / Политология: Хрестоматия. Под ред. М. А. Василик. М.: Гардарики. - 1999. - С. 600-613.

81. Маркс К. Избранные сочинения в 9 томах / Маркс К., Энгельс Ф. — М.: 1975.-Т. 2.

82. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна /

83. У. Матц // Полис. 1992. - № 1-2. - С. 130-143.

84. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Митрополит Иоанн. Саратов: 1995. - 354с.

85. Моска, Г. Правящий класс / Моска, Г. // Социс. 1994. - № 10. -С. 187-198.

86. Насонов А. Н. Монголы и Русь // «Русский разлив» / Под ред. А. И. Куркчи. М.: ДИ-ДИК. - 1996. Т. 1. - С. 65-263.

87. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства / Насонов А. Н. М.: 1951. - 428с.

88. Назаров М. Русская эмиграция и фашизм / Назаров М. // Наш современник. 1993. - № 3.

89. Никитин В. П. Иран, Туран и Россия / Никитин В. П. // Евразийский временник. 1927. - Кн. 5.

90. Никитин В. П. Мы и Восток / Никитин В. П. // Евразия. 1998. — № 2-3.

91. Никитин В. П. Наш континентализм / Никитин В. П. // Евразия. -1929.-№17.

92. Никитин В. П. О евразийском патриотизме / Никитин В. П. // Евразийская хроника. 1927. - Вып. 8.

93. Никитин В. П. «Ритмы Европы» / Никитин В. П. // Евразийская хроника. 1928. - Вып. IX.

94. Панарин А. С. Россия и Европа: Геополитические вызовы и цивилизационные ответы / Панарин А. С. // Вопросы философии. -1994.-№ 12.-С. 24-39.

95. Парето В. Компендиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли в 5 томах. М.: 1997. - Т. 2. - С. 59-67.

96. Пахряева М. А. Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства) / Пахряева М. А. — Архангельск: 1999. 268с.

97. Политология: Учебное пособие / Под ред. Радугина А. А. М.: Центр.-2002.-336с.

98. Рыбаков В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве / Рыбаков В. А. Омск: Вестник Омского университета, 1998.-Вып. 1.-С. 91-93.

99. Савеленок Е. Краткая история понятия идеология в период с начала XIX века http://www.odn.ru/odn/jan01/materljan01.shtml

100. Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство / Савицкий П. Н. // Тридцатые годы. Париж: 1931. — С. 8.

101. Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. -М.: 1992.

102. Савицкий П. Н. Геополитические заметки по русской истории / Вернадский Г. В. // Начертание русской истории. Прага, 1927. Приложение.

103. Савицкий П. Н. Два мира // На путях. Утверждение евразийцев. -Москва-Берлин: 1922. Кн. 2.

104. Савицкий П. Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993. С. 100-106.

105. Савицкий П.Н. Континент-океан (Россия и мировой рынок) / Савицкий П. Н. // Исход к Востоку / Под ред. Трубецкого Н. С. -София: 1921.-С. 124.

106. Савицкий П. Н. Миграция культуры // Исход к Востоку / Под ред. Трубецкого Н. С. София: 1921.

107. Савицкий П. Н. Поворот к Востоку // Исход к Востоку / Под ред. Трубецкого Н. С. София: 1921.

108. Савицкий П. Н. Подданство идеи / Савицкий П. Н. // Евразийский временник. 1923. - Кн. 3.

109. Савицкий П.Н. Ритмы монгольского века // «Русский разлив» / Под ред. Куркчи А. И. М.: ДИ-ДИК. - 1996. Т. 2. - С. 575-616.

110. Савицкий П.Н. Степь и оседлость / Гумилев Л. Н. // Черная легенда -М.: Экопрос. 1994. - С. 523-533.

111. Святополк Мирский Д. К вопросу об отличии России от Европы / Святополк - Мирский Д. // Евразия. - 1929. - № 14.

112. Святополк Мирский Д. Социальная природа русской власти/ Святополк - Мирский Д. // Евразия. - 1929. - № 18.

113. Святополк Мирский Д. Три тезиса об идеократии / Святополк -Мирский Д. // Евразия. - 1929. - № 12.

114. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос / Сталин И. В. // Избранные сочинения в 3 томах. М.: Патриот. - 1999. - Т. 1. - С. 197274.

115. Сувчинский П. П. Сила слабых // Исход к востоку, предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. — София: 1921. Кн. 1.

116. Сувчинский П. П. Вечный устой // На путях. Утверждение евразийцев. Москва - Берлин. - 1922.

117. Сувчинский П. П. Инобытие русской религиозности / Сувчинский П. П. // Евразийский временник. Париж. - 1927. - Кн. 5.

118. Сувчинский П. П. Идеи и методы / Сувчинский П. П. // Евразийский временник. 1925. - Кн. 4.

119. Сувчинский П. П. К познанию современности / Сувчинский П. П. // Евразийский временник. Париж: 1927. - Кн. 5.

120. Сувчинский П. П. О современном евразийстве / Сувчинский П. П. // Евразия. 1929.-№ 11.

121. Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Мир России Евразия. - М.: 1995. - С. 73-83.

122. Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры: Этническая база русской культуры // Пути Евразии / Под ред. Исаева И.А. Москва: Русская книга. - 1992. С. 330-346.

123. Трубецкой Н. С. Европа и человечество / Трубецкой Н. С. София:1920.

124. Трубецкой Н.С. Идеократия и армия / Трубецкой Н. С. // Евразийская хроника. Выпуск 10. — Париж. - 1928.

125. Трубецкой Н. С. К проблеме русского самопознания. Сборник статей /Трубецкой Н. С. -Париж: 1927.

126. Трубецкой Н. С. Мы и другие / Трубецкой Н. С. // Евразийский временник. Берлин. - 1923. - Кн. 5.

127. Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления / Трубецкой Н. С. // Евразийская хроника. — Париж. 1927. - Выпуск 8.

128. Трубецкой Н. С. Об идее-правительнице идеократического государства / Трубецкой Н. С. // Евразийская хроника. Берлин. -1935. - Выпуск 11.

129. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме // Пути Евразии / Под ред. Исаева И.А. Москва: Русская книга. - 1992. - С. 316-330.

130. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: 1993. - С. 59-76.

131. Трубецкой Н.С. Русская проблема / Трубецкой Н. С. // Евразийская хроника. Прага. - 1925. - Выпуск 2. - С. 313-314.

132. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / Хантингтон, С. // Полис. 1994. - № 1. - С. 33-48.

133. Хомяков А. С. О Церкви / Хомяков А. С. Берлин: 1926.

134. Филатенко А. Московская Русь легитимная наследница империи Чингисхана // Интервью с д. и. н., проф. кафедры философии Тувинского гос. университета Николаем Абаевым — http://www.oko.ru/main/php3?p=30&patternld=&linkld=1795

135. Флоровский Г. В. О патриотизме праведном и греховном / Флоровский Г. В. // На путях. Утверждение евразийцев. Москва -Берлин. - 1922. - Кн. 2.

136. Флоровский Г.В. О народах неисторических // Исход к Востоку / Под ред. Трубецкого Н. С. София: 1921.

137. Флоровский Г. В. Разрывы и связи // Исход к Востоку / Под ред. Трубецкого Н. С. София: 1921.

138. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода / Чуринов Н. М. -Красноярск: Изд-во СибГАУ. 2001.- 432с.

139. Чуринов Н.М. Типы гражданского общества// Личность, творчество и современность. Межвузовский выпуск научных трудов. -Красноярск: 2002. С. 56-65.

140. Шахматов М. М. Государство правды (опыт по истории государственных идеалов России) / Шахматов М. М. // Евразийский временник. Берлин. - 1923. - Кн. 3.

141. Шахматов М.М. Подвиг власти (опыт по истории государственныхидеалов России) / Шахматов М. М. // Евразийский временник. Берлин.- 1923. Кн. 3.-С. 76.

142. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. / Маркс К., Энгельс Ф. М.: 1955-1973.-Т. 39.

143. Althusser, Louis. 1970. For Marx. - New York: Vintage Books.

144. Apter, David (ed.) Ideology and Discontent. New York: Free Press of Glencoe. - 1964.

145. Aron, R. 1966. The Opium of the Intellectuals. - New York: Free Press.

146. Bell, Daniel. 1962. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. - New York: Collier Books.

147. Bell, Daniel. 1988. The End of Ideology Revisited // Government and Opposition 23 (Spring), 123-150 and 23 (Summer) 321-331.

148. Eggleton, Terry. 1991. Ideology: An Introduction. London: Verso.

149. Kuhn, Thomas S. 1970. The Structure of Scientific Revolutions / 2nd Edition. - Chicago: The University of Chicago Press.

150. LaPalombara, Joseph. 1966. Decline of Ideology: A Dissent and An1.terpretation // American Political Science Review 40 (March), 5-16.

151. Manheim, Karl. 1936. Ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge. - New York: Harcourt, Brace and World.

152. Marcuse, Herbert. 1968. Negations: Essays in Critical Theory. -Boston: Beacon Press.

153. Schumpeter, J. — 1949. Science and Ideology II American Economic Review 39.

154. Shils, E. 1958. Ideology and Civility: On the Politics of the Intellectual // The Sewanee Review 66. 450-480.

155. Shultz, A. 1962-66. Collected Papers, v. 1-3. - Hague.

156. White, W. 1961. Beyond Conformity. - New York: Collier Books.

157. Weber, M. 1949. The Methodology of the Social Sciences. New York: Free Press.

158. Wright Mills. 1948. The New Men of Power. New York.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.