Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Матанис, Виктория Анатольевна

  • Матанис, Виктория Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 204
Матанис, Виктория Анатольевна. Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2008. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Матанис, Виктория Анатольевна

I • I ) ii

1 ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ.

§ 1. Разработка проблемы идей-впечатлений и их изменений в истории западной философии.19*

§ 2. Основные концепции идеологии и ее трансформации в XVIII - XX веках.

§ 3. Поиск национальной идеи в отечественной философии и проблема, возможностей ее реализации.

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН И ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕОЛОГИИ.

§ 1. Сущность и содержание феномена трансформации идеологии: роды, типы, формы, виды.

§ 2. Развитие идеологии как трансформация и модернизация.

§ 3. Идеологическая трансформация в России.

ГЛАВА 3. ИДЕОЛОГИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА.

§ 1. Сущность и корни (гносеологические, социальные, социально-психологические) идеологии впечатлений информационного общества.

§ 2. Языки идеологии впечатлений информационного общества (на примере идеологии впечатлений России).

§3. Место идеологии впечатлений в идеологии современного мира и России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования. Проблемы идеологии, ее сущности и роли в жизни общества всегда актуальны. Сегодня они приобретают особое значение в связи с реформированием российского > постсоветского общества, процессами глобализации; развитием электронной культуры и информатики, обострением противоречий между Западом и Востоком, выражающих разные культуры, идеологические установки и ориентации: Глубокие экономические, социальные и духовные' преобразования мира, усиливающийся терроризм, религиозный фанатизм, политический экстремизм с новой силой выдвигают необходимость управлять социально-духовньши процессами общества в гуманистических целях и интересах.

Современные идеологические идеи, отношения и идеологическая деятельность находятся в состоянии непрекращающейся трансформации; их. содержания; типов, форм, видов; языка. Если совсем недавно, менее двух десятков лет назад, идеологическая борьба откровенно выражала открытое противостояние социализма и капитализма, то ныне она превратилась, в столкновение и взаимодействие плюрализма идеологий: идеологии потребления, идеологии всеобщего благоденствия; идеологии духовного» подавления,, идеологии^ образцов западной культуры и демократии; идеологии глобализма и т.п.

Такой феномен как идеология, представляя систему взглядов и идей, в которых оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальным проблемам и конфликтам, а также к целям социальной деятельности, подвержен постоянным преобразованиям, трансформации под воздействием изменений не только общественных, надындивидуальных отношений, но групповых и индивидуальных.

Происходящие в России изменения отношений социальных субъектов к институту собственности и месту государства в экономических отношениях серьезно влияют на идеологический процесс. И хотя официально считается, что плюрализм идеологий, их рациональное использование, толерантность якобы заменяет революционную борьбу классов мирными средствами (реформами), на самом деле, как показывает общественно-историческая' практика, в классовом обществе идеология всегда носит классовый характер. Бесспорно также и то, что в условиях информационного общества происходит значительное усложнение идеологических процессов, самой идеологии, ее трансформация.

Одной из особенностей трансформации идеологии за последние годы явилось утверждение в качестве наиболее влияющей на происходящие процессы идеологии впечатлений, ее качественное преобразование и даже вытеснение ею идеологии теоретического рода. Этому способствовало в значительной мере возникновение электронной культуры и связанной с нею «экономики впечатлений» (совокупности производственных отношений, возникающих для получения прибыли на основе использования информационной электронной культуры: организации досуга, сферы услуг, рекламы и др.).

Среди причин трансформации идеологии впечатлений в условиях современного общества стало увеличение образно-виртуального элемента не только в системе коммуникаций, но и в самой жизнедеятельности человека, его бытии. Впечатление, как особое психическое состояние, зависящее не только от самой действительности, но и от нереальных продуктов, (симулякры, фантомы, виртуальность), становится основанием для формирования идей-впечатлений на основе системы образов, создаваемых посредством особого языка - СМИ, рекламы, телевидения и др.

Таким образом, качественными характеристиками феномена трансформации идеологии информационного общества являются особые средства выражения потребностей, интересов, целей - образы, создаваемые для усвоения на уровне обыденного сознания. Детерминационное воздействие совокупности объективных и субъективных, материальных и духовных условий на трансформацию идеологии современного общества позволяет вести речь о распространении такого вида идеологии, как идеология впечатлений, которую необходимо знать, чтобы эффективно решать проблему бытия человека. Тем более что содержанием идеологии впечатлений в нашем обществе становится широко распространенная на Западе идеология потребления. Разработка проблем природы, содержания, сущности и направленности идеологии впечатлений имеет большое значение для будущего России, ее молодежи, для торжества идеологии гуманизма, основанной на принципах добра, красоты, истины, справедливости.

Степень научной разработанности темы исследования. Известно, что термин «идеология» был впервые предложен французским философом конца XVIII — начала XIX века A. JI. К. Деспотом де Траси и означал «науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта» или «учение об идеях».

Проблемы идей и их общественной значимости привлекали Кун фу-ци (Конфуция), JIao-цзы, Шан Яна, Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля, Сенеку, Плотина, Блаженного Августина, Фому Аквинского, Т. Мора, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, К. Гельвеция, Дж. Локка, Д. Юма, Ж-Б. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, П-Ж. Прудона, О. Конта, К. Г Юнга. Такие философы как Аристотель, Плотин, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, К. Г. Юнг обратили внимание на различную роль разума и рассудка при формировании представлений и связанных с ними идей:

1. Представления, ведущие на основе логики (рационального начала) к понятиям и идеям-понятиям;

2. Представления, ведущие на основе эмоций, желаний, чувств к впечатлениям и идеям-впечатлениям.

Об идеологии писали К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Мангейм, Д. Белл, 3. Бжезинский, Р. Гароди и др. Со времен К. Маркса и Ф. Энгельса идеология рассматривается в 3-х основных направлениях:

- идеалистической концепции, согласно которой мир есть воплощение идей;

- учение об идеологии как теоретическом уровне общественного сознания, отражающем и защищающем интересы классов;

- учение о таком типе мыслительных процессов, в которых вырабатываются особые продукты — идеи и их системы, в том числе ложные.

Интерес к идеологии всегда носил и носит по сей день междисциплинарный характер. Идеология исследовалась философами, социологами, психологами, политологами. В их числе Т. Адорно, Р. Арон, В. С. Барулин, М. Бахтин, Б.Н. Бессонов, 3. Бжезинский, М. Вебер, К. Гирц, Э. Дюркгейм, Г. Кан, В. В. Келле, В. Ж. Ковальзон, У. Матц, JL Н. Москвичев, В. Парето, В. Райх, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов, 3. Фрейд, Ф. Фукуяма, М. В. Яковлев.

В последние годы феномен идеологии рассматривается-отечественными исследователями особенно в связи с изменениями, происходящими в информационной и электронной массовой культуре (Ю. В. Бурдаков, М. К. Горшков, К. X. Делокаров, В. И. Жуков, М. В. Иголкин, К. Н. Костриков, В. П. Макаренко, В. П. Медведев, В. М. Межуев, В. И.Митрохин, Л. Н. Москвичев, В. Н. Шевченко, Ж. Т. Тощенко). Ныне разрабатываются проблемы идеологической роли, содержания и функций образов, символов, знаков в жизнедеятельности современного общества. Так, В. Н. Межуев в работах, посвященных анализу духовного производства, стремится выявить социальные смыслы духовной деятельности, раскрыть основные формы общественного сознания, а в них — содержание и функции идей, образов, символов, компенсирующих собой в идеальной форме «отчужденность», «овеществленность» и «обезличенность» материальных (экономических и политических) отношений людей в обществе1.

К. Н. Костриков показал, что в России и на Западе идет процесс глубочайшего и всевозрастающего духовного обнищания, неудержимого падения, катастрофического распада, замены всех духовных ценностей, «коллекцией бессмысленных и уродливых фетишей» .

Ж. Т. Тощенко исследует идеологию как специфическое состояние жизни общества и человека, как уровень общественного сознания, его целенаправленные и стихийные процессы манипулирования общественным мнением3.

JI. М. Москвичев раскрывает в своих работах формы, структуры и закономерности развития и функционирования духовной культуры и интеллектуального потенциала общества, возрастающую роль знания, его обновления, возможность и необходимость философско-методологического плюрализма; идеологические, политические, моральные критерии научной экспертизы4.

М. К. Горшков исследует общественное мнение, как духовную и духовно-практическую реальность, как синтез рационального, эмоционального и волевого, как механизм связи массового сознания^ и массового поведения; он обосновал концепцию динамического формирования массового сознания (саморазвитие и самообновление) под воздействием меняющихся потребностей и интересов людей5.

1 Межуев В.М. Между прошлым и будущим. Избранная социально - философская публицистика. - М., 1996; см. ток же: Межуев В.М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М.П. Мчедлова. - М.: РНИСиНП, 1998. - С. 49 - 58; Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006.

2 Костриков КН. Феномен художественной культуры: детерминационные процессы современного развития. -М., 2005.

3 ТощенкоЖ.Т. Идеологические отношения: (Опыт социологического анализа). - М.: Мысль, 1988., ТощенкоЖ.Т.,Харченко С.В. Социальное настроение. - М.: Academia, 1996.

4 Москвичев JI.H. Знания о мире и мир знаний. - М.: Педагогика, 1989.

5 Горшков М.К Государственная и общественная идея// Власть, 1996, № 12; Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). - М., 2000; Класс одиночек // Российская газета, 2006, 29 декабря, № 295 (4261). - С. 7.

Э. А. Араб-оглы, Б. Н. Бессонов, И. А. Гобозов, В. Е. Давидович, Г. И. Иконникова, Ю. А. Красин, JL Н. Москвичев, М. В. Яковлев и другие в своих работах анализировали трансформацию идеологии западного общества в условиях научно-технической революции и ее интерпретации Р. Ароном, Дж. Белл ом, 3. Бжезинским, Дж. К. Гэлбрейтом, Г. Каном, Г. Маркузе, П. Сорокиным, А. Тоффлером, А. Туреном, которые рассматривали в 50-60-х гг. XX в. трансформацию идеологии от классовой к «концу идеологий» (социальной технологии, другим формам деидеологизации), а также — к реидеологизации.

Отечественные философы отстаивали марксистский тезис классового характера идеологии, ее плюрализм, выражающий интересы и потребности разных классов, социальных групп, обновленных новой научно-технической реальностью.

Казалось бы, что феномен идеологии достаточно всесторонне рассмотрен и зарубежными, и отечественными философами и социологами. Вместе с тем о недостаточном уровне разработанности проблем трансформации идеологии говорилось на IV Российском философском конгрессе (М., 24-28 мая 2005 г.), на одной из секций которого проходли дискуссии о возможности совместить плюрализм идеологий с национальной идеей в современной России, о характере идеологии, ее особенностях в связи с современными глобалистическими процессами1. Не только проблемы трансформации идеологии в информационном обществе и электронной культуре, охватившей весь мир, но и в истории человечества исследованы фрагментарно. Требуется дальнейшее раскрытие сущности, детерминации, типов, форм и видов трансформации идеологии. Важным сегодня является раскрытие и самого понятия «трансформация идеологии» как феномена и как процесса.

1 Круглые столы «Русская идея и современность», «Российская повседневность и социальные трансформацию) // Философия н будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (М., 24-28 мая 2005 г) - М.: «Современные тетради», 2005, Т. 5. — С. 637 — 663, С. 427-463. J

Работы Б. Н. Бессонова, С. И. Гончарука, П. С- Гуревича,

A. А. Гусейнова, В. Н. Дахина, К. X. Делокарова, В. И. Дубовского,

B. И. Жукова, К. Н. Кострикова, О. А. Митрошенкова, JL Н. Москвичева, Т. И. Ойзермана, Г. П. Отюцкого, В. Г. Федотовой, В. Н. Шевченко и др., посвященные трансформации современного общества, свидетельствуют о необходимости целостного социально-философского видения феномена трансформации идеологии, тем более что она связана с задачами разработки российской национальной идеи и эффективной реализацией государственных национальных программ.

Начиная с 70-х гг. XX века философами-постмодернистами Запада Ж. Бодрийяром, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, Ж. Деррида, Р. Рорти, М. Фуко, и др. уделяется особое внимание исследованию «экономики впечатлений» и идеологии впечатлений. Последний феномен в отечественной философской литературе вообще исследован недостаточно. П. В. Алексеев, В. М. Видгоф, JI. С. Выготский, А. А. Радугин, А. Г. Спиркин, А. Н. Чанышев, М. Шелер, К. Г. Юнг обратили внимание на то, что духовное освоение мира осуществляется через образование ума посредством не только понятий и логики, но и впечатлений - от образов-представлений, воображения, фантазии.

Цель исследования.

Раскрыть сущность идеологии впечатлений современного информационного общества, электронной культуры и современной России.

- Показать роды, типы, формы, виды и языки идеологии впечатлений в процессе исторической трансформации.

- Рассмотреть особенности идеологии впечатлений информационного1 общества.

Задачи исследования.

- Определить, исходя из анализа историко-философских и современных концепций идеологии, теоретико-методологические основания для исследования природы, сущности, содержания, основных детерминант идеологии впечатлений, ее модернизации и трансформации.

- Определить понятие «идеология впечатлений», показав ее отличие от теоретической идеологии и социальной психологии.

- Применительно к истории человечества и новым реалиям современного мира раскрыть онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксиологическую сущность феномена трансформации идеологии впечатлений.

- Показать опасность распространения в обществе идеологии впечатлений как идеологии потребления и раскрыть сущность, условия и факторы, детерминирующие распространение идеологии впечатлений, насаждающей бездуховные образцы и ценности, далекие от идеалов красоты, добра, истины и справедливости.

- Выявить на основе языков идеологии впечатлений ее сущность, функции и социально-психологические особенности, показав:

A. идеология впечатлений как особый род (гносеологический критерий) идеологии существует с начала возникновения человеческой цивилизации и по сегодняшний день;

Б. качественно новые свойства идеологии впечатлений появились на основе электронной культуры (симулякры, фантомы, виртуальность и др.) в информационном обществе;

B. в современном мире, в том числе й в России, преобладающим содержанием идеологии впечатлений стала идеология потребления, единство их формы и содержания породило «экономику впечатлений», для которой товаром являются образы, виртуальные ценности, а рынком — отношения людей по поводу этих ценностей;

Г. массовая культура формируется на основе идеологии впечатлений, зачастую ориентированной на худшие западные образцы, несущие бездуховность, безнравственность, отчуждение человека от ценностей1 национальной культуры.

Объект исследования. Идеология общества в историческом» пространстве и времени.

Предмет исследования. Идеология впечатлений и особенности ее трансформации в условиях информационного общества и в современной России.

Гипотеза исследования. Социально-философский аспект исследования идеологии предполагает:

- определение понятия «идеология впечатлений» как такого рода системы идей-образов, духовно-практического образования, которые ориентированы их «конструкторами» на формирование идей-впечатлений;

- выявление гносеологических причин своеобразия идеологии впечатлений позволяет вести речь об идеологии теоретической (понятий) и идеологии впечатлений (ориентированной на язык образов, чувств);

- оба рода идеологии имеют общую сущность — выражение интересов социальных субъектов;

- специфика идеологии впечатлений не только гносеологическая, но и социально-психологическая: она являет собой как систему идей-образов, так и чувства, эмоции, социально-психологические идеологические отношения;

- идеология впечатлений была исторически первым родом идеологии. Она возникла задолго до вербальной, рациональной идеологии. Ее формы — мифология, магия, нравы, традиции, обычное право, первобытное искусство;

- идеология впечатлений детерминирована всем историческим развитием общества, что нашло отражение в ее типах, формах и видах;

- раскрытие сущности идеологии впечатлений в различных ее формах и отличие от теоретической идеологии, с одной стороны, и социально-психологического уровня, с другой;

- с появлением информационного общества и электронной культуры в условиях погони за максимальной прибылью этот род идеологий получает широкое распространение, охватывая все формы общественного сознания, и своим потребительским и бездуховным содержанием деформирует духовную культуру общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем в предметном поле социальной философии предлагается авторская концепция феномена трансформации и модернизации идеологии впечатлений в историческом и современном социальном пространстве и времени. В данной работе впервые исследовано возникновение идеологии как духовно-практического образования в ее самой исторически первой форме — идеологии впечатлений (наскальная живопись, мистические танцы, ритуалы). Показано, что идеология как система идей, выражающих потребности и интересы социальных субъектов, сохранится всегда, пока будет существовать человечество. Классовая идеология в ряду других идеологий существует лишь в классовом обществе.

Выявленный плюрализм идеологий получил классификацию на основе следующих критериев:

- гносеологического, определяющего род (происхождение знания) идеологии: теоретическая идеология (понятий) и идеология практическая (впечатлений);

- тип формации и тип цивилизации — влияют на тип идеологии;

- деятельностного подхода и формы общественных отношений — формы идеологии;

- потребности - цели и интересы — цели социальных субъектов — детерминируют вид идеологии;

Аргументирован вывод о том, что идеология впечатлений, используемая идеологией потребления в современных условиях российского общества, способствует утрате и разрушению многих духовных ценностей. Однако при изменении отношения государства и индивида к духовно-нравственным ценностям, при их активном участии в формировании идеологии впечатлений, используя средства массовой информации, электронные ее носители, специфический язык, эта идеология способна содействовать формированию нового гуманистического толерантного общества.

Положения, выносимые на защиту.

- Обращение к историко-философским источникам как к классическим, так и к современным дает возможность выявить следующие важнейшие для соискателя теоретико-методологические основания исследования идеологии впечатлений, ее сущности, исторической трансформации.

- Процесс возникновения идей, их систем осуществляется не только на, теоретическом уровне общественного сознания, но и на социально-психологическом: существуют не только идеи-понятия, но и идеи-впечатления, вырабатываемые как идеологами, так и самой массовой культурой.

- Трансформация идеологии — это и феномен, и процесс, выражающий противоречивый исторический динамический характер. Идеология — это не только продукт классового общества, ее ранние исторические формы находятся в первобытном обществе, получая свое дальнейшее развитие в классовом обществе.

- Феномен трансформации идеологии имеет место везде и всегда как реидеологизация, выражающая новые потребности и интересы социальных субъектов.

- Негативные явления и тенденции трансформации идеологии связаны с вытеснением из нее общечеловеческого, гуманистических ценностных установок и ориентаций;

- Господствующей идеологией информационного общества становится идеология впечатлений, содержание которой требует нравственной и эстетической корректировки.

- Идеология впечатлений — это система образов, формируемая идеологами и ориентируемая на возникновение идей-впечатлений, выражающих потребности, интересы, ценностные ориентации определенной направленности, целеполагания. Ее направленность связана с производством и потреблением впечатлений (образы, симулякры, фантомы, символы), формированием нравственных, эстетических, социальных, политических и других ценностей общества потребления.

- Содержание идеологии впечатлений не столько ориентировано на теоретическое ее усвоение, сколько на психологическое (обыденное сознание и поведение людей), где важно именно получение впечатления от образа, сигнала, ощущения, восприятия, представления, фантазии, воображения, переживания различных чувств: страха, ужаса, надежды, веры, спокойствия или тревоги, одобрения самых разных поступков (в том числе и аморальных, преступных) и т.п.

- Понять сущность и особенности современной идеологии впечатлений позволяет анализ таких явлений культуры как реклама, телевидение, компьютерные игры, всевозможные телешоу, идеологической деятельности средств массовой информации.

- Типы идеологии обусловлены типом формации и типом цивилизации, форма идеологии - формами отражения и формами общественных отношений, вид идеологии детерминирован потребностями и интересами социальных субъектов, типом и формой идеологии. Потребностями, интересами и ценностями социальных субъектов детерминирован сам социальный, гуманистический характер идеологий.

Теоретико-методологическую базу исследования составили классические и современные работы по философии, истории, социологии, культурологии, политологии, этике. Их положения содействовали осмыслению современных процессов трансформации общественного сознания и такого его элемента как идеология в условиях развивающегося информационного общества.

Материалистическое понимание истории позволило рассмотреть идеологию как процесс, уходящий своими корнями в развитие социально-экономических, политических, социально-культурных и духовно-практических условий и на этой основеj рассмотреть типы идеологии. Диалектико-материалистический анализ идеологических процессов способствовал раскрытию противоречивости и единства модернизации и трансформации идеологии.

Методология феноменологической философии и социологии позволила !, проанализировать трансформацию идеологии на уровне системного мира и повседневной реальности (идеология впечатлений). i s Цивилизационный подход помог раскрыть значение, роль, место национального и общественного в идеологической трансформации, а ' формационный - сущность идеологии и границы ее трансформации.

На основе системно-структурного и структурно-функционального методов проанализирована трансформация идеологии как целостного, системно-динамичного и функционально-динамического явления.

Идеи Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Лакана, Ж. Лиотара, М. Фуко, У. Эко способствовали иследованию проблемы: конечное и бесконечное, эмпирическое и рациональное, рациональное и иррациональное, старое и новое, реальное и воображаемое. Особую ценность представляют для соискателя работы по «экономике впечатлений» Дж. Гилмора, М. Кастельса, Я. И. Кузьминова, Дж. Пайна.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могу быть использованы:

- при разработке концепции идеологии в современных российских условиях, в том числе для обоснования национальной идеи;

- в целях обоснования концепции «нового курса реформ», его идеологического обеспечения, в том числе для создания духовно-практических условий реализации государственных национальных программ; в качестве методологической основы прогнозирования идеологических процессов, разработки социальных технологий трансформации идеологии впечатлений, ее гуманистической направленности;

- в учебных курсах по социальной философии, социологии, политологии, журналистике, юриспруденции, истории.

Апробация диссертационного исследования. Апробация положений диссертации проводилась в течение 2000 — 2008 гг. в сообщениях автора на научных конференциях, семинарах и круглых столах, проводимых кафедрой журналистики и связей с общественностью и кафедрой философии Российского государственного социального университета (РГСУ), выступлении на Общероссийских чтениях «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» (М., 2001), X Международных социологических чтениях (Руза, 2003), Научных чтениях РГСУ (М., 2003) конференции «Гуманитарное образование в условиях глобализации: состояние и перспективы» (М., 2007). Основные положения диссертации; нашли отражение в авторском спецкурсе «Язык идеологии впечатлений в современной рекламной фотографии».

Публикации. Основные выводы и теоретические положения отражены в опубликованных научных работах, общим объемом 4,3 печ.л., в том числе в журнале «Ученые записки Российского государственного социального университета», рекомендованного ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и в главе «СМИ и нравственное здоровье общества», написанной для учебника «Журналистика социальной сферы» кафедры журналистики и связей с общественностью РГСУ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка библиографических источников, содержит 204 страницы машинописного текста, 2 схемы, 2 таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Матанис, Виктория Анатольевна

Выводы по Главе 3.

Проведенное в Главе 3 исследование позволяет сделать следующие выводы:

- информационное общество, как постиндустриальное, способствовало выдвижению на первый план трансформированной идеологии впечатлений; возникает синтез идеологии впечатлений с «экономикой впечатлений». Экономической целью получения максимальной прибыли становятся различные формы досуга, реклама, масс медиа, которые ориентированы на визуально-виртуальные элементы современной электронной культуры;

- детерминированность «экономикой впечатлений» — одна из главных особенностей идеологии впечатлений современного информационного общества. Главным субъектом идеологии впечатлений современного информационного общества становится потребитель

- большую роль в процессе становления идеологии впечатлений играет развитие систем коммуникаций (средств массовой информации, компьютерных сетей);

- основными чертами идеологии впечатлений информационного общества являются виртуализация, персонификация, мифологичность, стереотипность, избранность потребителя, медийность;

- идеология впечатлений проявляет себя в различных областях человеческой жизнедеятельности: она универсальна. Ее язык имеет национальные оттенки, но она сама приемлема для любого общества;

- язык идеологии впечатлений - разнообразные кодовые системы: реклама, средства массовой информации, кино, мода и т.п., предлагающие аудитории образ реального мира, основанный на его психо-эмоциональном восприятии, познании через представления, воображения, фантазию, эмоции, которые в сознании человека становятся впечатлениями;

- образы идеологии впечатлений сегодня представляют собой симулякры по своему содержанию, несущие безнравственность, бездуховность, страх и пассивность;

- вместе с тем, идеология впечатлений может стать объединяющей идеологией как в России, так и во всем мире, если будет ориентирована на общечеловеческие ценности и задачи. Идеология впечатлений информационного общества обладает большим потенциалом эффективности; необходимо только обеспечить оптимальное сочетание сущности, содержания идеологического сообщения, средств и способов их передачи в гуманистических, общечеловеческих целях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования соскатель делает следующие выводы:

- Идеология - это система взглядов, идей, понятий, концепций, теорий, образов, отражающих и защищающих интересы социальных субъектов (государство, класс, социальная группа, этнос, партия и т.д.). Так как существует два рода идей (по гносеологическому основанию): 1). идеи, основанные на понятиях (идеи-понятия); 2). идеи, основанные на представлениях, эмоциях, воображении, фантазии (идеи-впечатления); то можно говорить о возникновении и существовании идеологий двух родов: 1). теоретической идеологии (теоретический уровень общественного сознания); 2). идеологии впечатлений, формируемой идеологами на основе особенностей социально-психологического уровня общественного сознания (обыденное сознание, социальные чувства, традиции, нравы, обычаи). Род идеологии — зависит от уровня развития цивилизованности общества, его общественного сознания, а также индивидуального сознания.

Идеология модернизируется и трансформируется в своем историческом развитии, в разных своих проявлениях всегда сопровождая человека, общество. Идеология как духовный феномен общества изменяется, в том числе качественно; имеет разнообразные типы, формы, виды. Устойчивость идеологий и идей как таковых зависит от их близости к повседневной реальности, реалистичности их содержания, а также яркости впечатлений от образов, получаемых на основе представлений, фантазии, воображения.

- Идеология впечатлений - это система образов и формируемая-идеологами на основе представлений, чувств, эмоций, выражающих определенные потребности, интересы, ценностные ориентации социальных субъектов. Идеология впечатлений была исторически первой идеологией человечества и складывалась из таких элементов, как мифология, магия, мораль, обычное право, первобытное искусство. Она существенно отличается от теоретической идеологии, и ее нельзя свести к общественной (социальной) психологии. Идеология впечатлений представляет собой такой духовный феномен, в котором потребности и интересы социальных субъектов в лице отдельных индивидов и широких масс выражаются в системе образов, ориентированных на формирование определенных эмоций и идей-впечатлений.

- Идеология существует как на государственном уровне, так и вне его, возникая задолго до его появления. Жизненно-практический уровень идеологии складывается стихийно, базируется на многообразном повседневном опыте и здравом смысле. Вместе с тем, следует отметить, что идеология этого уровня не всегда отличается продуманностью, систематичностью, обоснованностью: она, как правило, лишь впечатляет. Жизненно-практический уровень общественного сознания - это в значительной мере всегда идеология впечатлений; существующая в таких его формах как мифология, религия, нравственность, искусство, правосознание:. Это позволяет говорить об особом месте идеологии впечатлений в системе общественного сознания и реальности в целом.

- Глубокие социальные трансформации в обществе приводят к идеологическим модернизациям и трансформациям. Процесс трансформации идеологии — это переход из одного качественного ее состояния в другое, становление нового качества и нередко скачок. Феномен трансформации идеологии это уже качественно новый уровень, радикальное изменение; это ее наличное бытие во всем многообразии (плюрализм) и разнообразии (уровни, этапы развития). Идеологическая трансформация может быть сознательная (целенаправленная) или стихийная. Модернизация идеологии - есть ее изменение в рамках одного типа; она выступает в качестве адаптивного процесса, изменяя и во многом приспосабливая идеологии к изменившимся условиям, но в соответствии с особенностями менталитета нации.

- В условиях становления информационного общества вопросы идеологии становятся первоочередными. Несмотря на достаточную массовость и популярность концепции деидеологизации в XX веке, проблема поиска новой объединяющей, интегративной идеологии выдвигается многими исследователями на первый план (реидеологизация). Современное общество в условиях идеологического плюрализма остро нуждается в новой идеологии для эффективного противостояния духовному кризису.

- Информационное общество и процесс глобализации способствуют изменению места идеологии в обществе, синтезу «экономики впечатлений» с идеологией впечатлений. Экономическим средством получения максимальной прибыли становятся различные формы досуга, реклама, СМИ, ориентированные на визуально-виртуальные элементы современной электронной культуры.

- Идеология впечатлений проявляет себя в различных областях человеческой жизнедеятельности: она универсальна. Ее язык имеет национальные оттенки, но она сама приемлема для любого общества. Для идеологии впечатлений свойственен свой язык, своя кодовая система. Языками этой идеологии являются реклама, средства массовой информации, а также кино, мода и т.п. Все эти системы кодов через собственные знаки предлагают аудитории образ реального мира, основанный на его психоэмоциональном восприятии, познании через представления, воображения, фантазию, эмоции, которые в сознании человека становятся идеями-впечатлениями. Образы идеологии впечатлений сегодня представляют собой симулякры - искаженные образы реального мира; зачастую отрицательные. Основными чертами идеологии впечатлений информационного общества являются виртуализация, персонификация, мифологичность, стереотипность, избранность потребителя, медийность. Главным субъектом идеологии впечатлений современного информационного общества становится потребитель вещей.

Успешное решение проблем, связанных с определением национальной идеи, является необходимым, т.к. в обществе плюрализма идеологий крайне важно согласие и выработка определяющих общих целей (сегодня это национальные программы России). При этом идеи блага и справедливости лежат в основе идеологии объединения народов. Недостаточно строить новую идеологию, разрабатывать «национальную идею» на основе принципов абстрактного гуманизма, необходимо учитывать экономическую реальность, исторический опыт России и Запада, общественное настроение. Реализация в современной России национальных программ с необходимостью требует и соответствующей модернизации их социальной технологии, использования всех достижений и преимущества электронной культуры для обогащения и изменения социальной реальности, жизненного мира человека. В основу новой российской идеологии должны быть положены лучшие исторические, культурные, духовные традиции и общечеловеческие ценности. Однако остается нерешенным вопрос об официальной идеологии, способной сплотить российское общество. Предлагаются такие идеи как «справедливость», «патриотизм», «достойная жизнь каждого» и др.

- Влиятельной формой идеологии российского общества сегодня являются не теоретические концепции философского и социологического содержания, не политические программы, а идеология впечатлений во многом прозападной массово-культурной и политической ориентации. Вместе с тем, идеология впечатлений может стать объединяющей идеологией как в России, так и во всем мире, если будет ориентирована на общечеловеческие ценности и задачи. Идеология впечатлений информационного общества обладает большим потенциалом эффективности, необходимо только обеспечить оптимальное сочетание сущности, содержания идеологического сообщения, средства и способа его передачи в гуманистических, общечеловеческих целях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Матанис, Виктория Анатольевна, 2008 год

1. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. Ml: Русский гуманитарный интренет-университет, Кн. Г, 2000; Кн. 2, 2003.

2. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос. // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. — М.: Политиздат, 1990. — 461 с.

3. Александров Ф. Хроники российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2003.-334 с:

4. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В1 переводе и под редакцией С.А. Мальцевой СПб.: Пневма, 2003. - 688 с.

5. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия, от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта (3) / В переводе и под редакцией С.А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2002. 880 с.

6. Антисери Д, Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / В переводе и под редакцией С.А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2005. — 880 с.

7. Араб-ОглъьЭ.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР: год 2000.-М.: Мысль, 1986. 205 с.

8. Араб-Огльг Э.А. Прок от будущего // Будущее в настоящем: Сборник / Сост. Н. Стрельникова, под общ. ред Э.А. Араб-Оглы. — М.: Прогресс, 1984. -224с.-С. 6-25.

9. Аристотель. Метафизика // Собр. Соч. в 4 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1975. — 552 с.

10. Аристотель. Никомахова этика. // В 4 томах. Т. 4. — М.: Мысль, 1984.-830 с.

11. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. — М.: Текст, 1993. —303 с.

12. Арон Р. Мемуары: 50 лет размышлений о политике. М.: Ладомир, 2002.-873 с.

13. Арон Р. Пристрастный зритель / Пер. с фршщ. под ред. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2006. — 416 с.

14. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. I I.C. Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс» - «Политика», 1993. — 608 с.

15. Арутюнова Н.Д. Язык и мир; человека. М.: Языки русской культуры, 1999: - 896 с.

16. П.Бакунин М.А. Философия, социология, политика: М.: Правда, 1989. -621 с.

17. Барт Р: S/Z / Пёр. с фр. Т.К. Косикова, В.П. Мурат М.: РИК «Культура», Ad Marginem, 1994. - 303 с.

18. Барт Р. Мифология / Пер. с фр, вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина — М.: Изд-во им: Сабашниковых, 1996. — 312 с.

19. Ю.Барулин B.C. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.21 .Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Весь мир; 2004; 185 е.

20. Бек У. Что такое глобализация? — М.: Прогресс-Традиция, 2001. —303 с.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального, прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 786с.

22. Белл Д. От священного к светскому. // Религия и общество / Сост. В .И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с, - С 699 - 702.

23. Березовский В. Православие — Самодержавие — Народность в условиях либеральных реформ — http://vmw.nasledie.ni/oboz/N0993/908.HTM.

24. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971.- 295 с.

25. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков.

26. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.»

27. Билибихин В.В. Язык философия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 416 с.

28. Блаженный Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. -Мн.: Харвест, 1999. — 1600 с.

29. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с фр. Н. Суслова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 200 с.

30. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. — М.: Добросвет, 2000. — 257 с.

31. Боев Е.И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации: Дис. к. социол. н. — Курск, 2005. — 139 с.

32. Болыпой толковый словарь русского языка. / Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

33. Бурдъе П. Социальное пространство: поля и практики. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. ~ 576 с.

34. Бурдъе П. Социология социального пространства. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

35. Бэкон Ф. Соч. в 2 Т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. - 575 с.41 .Василъцов С.И., Обухов С.П. Русский вопрос России: Политические партии и самосознание нации. — М.: «Русский летописец, 2006. — 44 с.

36. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 253 с.

37. Водолагин А.В. Нужна ли России «национальная идея» — http://vodolagin-proff.narod.ru/doc/esse.htm.

38. Водолагин А.В. Философия воли. М.: Держава - XXI век, 2005.255 с.

39. Гантер Б., Ферихам А. Типы потребителей: введение в психографику/ Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.5Ъ.Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1998. - 1067 с.

40. Гегель Г. Феноменология духа. // Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Часть 3. — М.: Ин-т философии АН СССР, 1956. — 371 с.

41. Гегель Г. Философия права. — М.: Мысль, 1990. 524 с.

42. Гегель Г. Философия религии. В 2-х т. Т. Г. — Mi: Мысль, 1976. — 532с.

43. Гегель Г. Философия религии. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. - 573с.

44. Гельвеций К. А. Об уме. М.: 1938. - 229 с.

45. Гоббс Т. Избранные философские произведения. В. 2-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1965. 583 с.63 .Гоббс Т. Левиафан. // Избр. фил. произведения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1965. 748 с.

46. Горшков М.К. Класс одиночек // Российская газета, 2006, 29 декабря, № 295 (4261). С. 7.

47. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. 384 с.

48. Гражданское общество и духовное развитие личности / авт. Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - 295 с.

49. Дебор Г. Общества спектакля. / Пер. с фр. С.Офертас и М.Якубович. Ред. Б.Скупратов. М.: Логос, 2000. - 184 с.

50. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света. // Сочинения в 2 т. Т. 1 М.: Мысль, 1989. - 654 с.

51. Делокаров К.Х., Подзигун И.М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. Сб. статей / Отв. ред К.Х. Делокаров: М., 2001. - 84 с. - С. 27 - 55.

52. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М.: Наука, 1993: —431 с.

53. Дидро Д. Племянник Рамо. // Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак фаталист и его хозяин. - М.: Правда, 1984. - 544 с.1%.Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. тр. О.Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. - 520 с.

54. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. — М.: РИП -холдинг, 2002. 222 с.

55. Духовные аспекты трансформации российского общества. / Отв. ред. Э. Я. Мозговая. М.: РАГС, 2004. - 90 с.81 .Евреева О.А. Перспективы соборности в современном мире. // Ученые записки РГСУ. -М.: Изд. РГСУ, 2006, № 3. С. 179 - 185.

56. Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). / Пер с англ., слов., группа переводчиков. — М.: Логос, 2004. 336 с.

57. Засурский Я.Н. Основные, вторичные и побочные эффекты рекламы. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 2002, № 3. С 3 - 4:

58. Зиновьев А: Постсоветская Россия; в эпоху глобализации. // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический' журнал социальных и гуманитарных наук. М.: 2002, Т. IV, вып. 1 — 2. — С. 301-304.

59. Зиновьев А.А. Логическая социология. Экономика. Идеология. // Социально-гуманитарные знания, 2002, № 6. С. 126-144.

60. Идеологический плюрализм: видимость и сущность/ Ред. кол.: Б.Н. Бессонов, И:С. Нарский (отв. редакторы), Х.Н. Момджян, Г.М. Сергеев. М:: Мысль, 1987. - 314 с.94 .Иконникова Н.И. Бытие человека: природа, структура, детерминация. -М.: Союз, 2006.- 312 с.

61. Имшинецкая И: Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002: - 172с.9в.Кабанис П.Ж.Ж. Отношения между физической и нравственной природой человечества. — СПб, 1865. Т. 1.

62. Кампанелла Т. Город Солнца // Философия от античности до современности. М.: Электронная библиотека DirectMEDIA, 2004 - С. 8228.

63. Кант. И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995. - 512с.

64. Кант И. Критика чистого разума СПб: ИКА «Тайм-Аут», 1993.476 с.

65. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Критика практического разума СПб: Наука, 1995. - 528 с.

66. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Критика практического разума. СПб: Наука, 1995. — 528 с.

67. Карсавин Л.П. Евразийская идея в материалистической оболочке. // Философские науки, 2004, № 9 С. 70.

68. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

69. Кириллова Н.Б. Медиакультура, миф и политика. // Философские науки, 2006, № 5. С. 5 - 17.

70. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии, 2006, № 4. С. 3 - 16.

71. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. М.: Республика, 1997. -240 с.

72. Козловски П. Принцип этической экономии. СПб, 1999. — 400 с,

73. Конышева Т.Ф. Социально-философские основания культуры человека: Автореферат дис. к.ф.н. Омск, 2004. — 17 с.

74. Кравченко И.И. Либерализм: политика и идеология // Вопросы философии, 2006, № 1. С. 3 - 14.

75. Краснов Б.И. Политический анализ, прогноз, технологии. — М.: Союз, 2002-231 с.

76. Кривошеина Е.Ю. Динамика ценностных ориентации в современном российском обществе: проблема соотнесения светского и религиозного: Автореферат дис. к.ф.н. — М., 2004. — 23 с.

77. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. — 493 с.

78. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Рус. яз., 1998. 848 с.

79. Кто такие славяне? //Отечественные записки, 2002, № 3. С. 122-124.

80. Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования российской идеологии 21 века / Ин-т соц.-полит. исследований РАН. М.: Книга и бизнес, 2004. - 552 с.

81. Кузшинов Я. Первоочередная задача — реформа интеллектуальных секторов экономики. — опубликовано в журнале «Отечественные записки», 2005, № 1. — электронная версия http://magazines.russ.rU/oz/2005/l/2005l14.html.

82. Панина Е.Е. Панин Д.А. Идеи и знаки: Семиотика, философия языка и теория коммуникации в эпоху Французской революции. СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2004. - 248 с.

83. JIeeu-Брюлъ JI. Сверхъестественное в первобытном мышлении — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 602 с.

84. Литягин Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества: Дис. к.ф.н. — Горно-Алтайск, 2004. — 197 с.

85. ЛоккДж. Сочинения в трех томах. Т.1. — М.: Мысль, 1985. — 621с.

86. ЛоккДж. Сочинения в трех томах: Т. 2. — М.: Мысль, 1985. — 560с.

87. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: ACT, 2000.-623 с.

88. Лукач-Д. Политические тексты. / Пер. с нем и венг. — М.: Три квадрата, 2006. 336 с.

89. Луман Н. Общество как социальная система. / Пер. с нем. А.Антоновский. М.: Логос, 2004. — 232 с.

90. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 288 с.

91. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия// Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. — СПб.: Азбука-классика, 2006. 288 с.

92. Малиновский Б. Магия, наука и религия. / Вступ. статьи Р. Редфилда и др. -М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.

93. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: О.Г.И., 1999.205 с.

94. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999. - 419 с.

95. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000. - 189 с.

96. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: Дис. д.ф.н. — Барнаул, 2003. — 275 с.

97. Марк А. Наедине с собой. Размышления. // Римские стоики. Сенеке, Эпиктет, Марк Аврелий. -М.: Республика, 1985.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 2. — М., 1967.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд, Т. IV. — М., 1955. — 616с.

100. Маркс К., Энгельс Ф. О религии. — М. Прогресс, 1985. 334 с.

101. Матвеева JI.B. Общение в сфере телевидения: Дис. д. психол.н. -М., 2000.-424 с.

102. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. - 233 с.

103. Махлин В.А. Третий Ренессанс // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения. Михаила Михайловича Бахтина (1895 1995). Сост., ред. К.Г. Исупов. - СПб: Алетейя, 1995. - 374 с. -С. 132-154.

104. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 с.

105. Межуев В.М. Между прошлым и будущим. Избранная социально- философская публицистика. М., 1996. — 151 с.

106. Межуев В.М. Россия как культурная альтернатива современной цивилизации // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М.П. Мчедлова. — М.: РНИСиНП, 1998. -272 с. С. 49 - 58.

107. Менъ А. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. 398 с.

108. Методологическое своеобразие социально-гуманитарного знания / Колл. авт. М.: Изд-во МГУК, 1999. - 120 с.

109. Милявская КБ. Социальная трансформация: содержание и субъектная детерминация: Дис. на к. ф. н. — Волгоград, 2004. 170 с.

110. Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии, 2006,№4.-С. 27-43.

111. Митрохин В.И. Сущность и критерии социальной напряженности. М.: Российская государственная академия труда и занятости Минтруда России, 2000. — 160 с.

112. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация: Философские очерки. СПб.: Наука, 1994. - 145 с.

113. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие / Науч. ред. М.В. Удальцова. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение,. 2002. - 230 с.

114. Монтенъ М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Том I. Пер. с фр. М.: Голос, 1992. - 384 с.

115. Монтенъ М. Опыты. О славе, совести, добродетели и гневе./ Пер. с фр. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 747 с.159.' Монтенъ М. Опыты. О стойкости, праздности, умеренности и страстях./ Пер. с фр. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 654 с.

116. Мор Т. Утопия // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков./ Пер. с лат., англ., фр. М.: Правда, 1989. - 608 с.

117. Морозова И. Слагая слоганы. М.: РИП- холдинг, 20021 - 170 с.

118. Москвичев JI.H. Знания о мире и мир знаний; М.: Педагогика, 1989.- 127 с.

119. Москвичев JI.H. Социалистическое общественное сознание: методологические проблемы. -М.: Мысль, 1982. 79 с.

120. Москвичев JI.H. Теория «деидеологизации»: Иллюзия и действительность. — М.: Мысль, 1971. — 237 с.

121. Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: Центр психологии и психотерапии, КСП+, 1998. 560 с.

122. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: ист.-филос. очерки и портреты. — М.: Политиздат, 1991. 463 с.

123. Музыкант В.Л. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. — М.: Армада-пресс, 2001. 686 с.

124. Ненашев М. От буквы — до духа // Российская газета, 2004 г., №3606.

125. Николаева Е. В. Человек потребляющий: культурологические аспекты антропологии ТВ-рекламы -http://www.ethnonet.ruAib/0503-05.html

126. Николаева Е.В. Неотрадиционализм в культуре1 повседневности: Российская версия конца XX века: Автореферат дис. к. культурологических наук. М., 2004-27 с.

127. Новая, постиндустриальная волна на Западе: Антология. / Под ред. В JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 63 Ь с.

128. Новикова H.JI. Повседневность и язык : Культурологические, основания,и эмпирические реалии: Дис. д.ф.н. Саранск, 2003. — 311 с.

129. Оккам У. Избранное: Пер. с лат. А.В. Апполонова и М.А. Гарнцева под общ. ред. А. В. Апполонова. -М.: Едиториал УРСС, 2002. -272 с.

130. Омарова З.У. Формирование общественного идеала в социально-историческом развитии: Автореферат дис. к. ф. н. Махачкала; 2004. — 29 с.

131. Ортега-и-Гассет X Восстание масс / Пер.с исп. — М.: ACT: Ермак, 2005. 269 с.

132. Павлова Е.Д. Скрытое воздействие средств массовой информации на массовое сознание как социально-философская проблема: Дис. к.ф.н. — М.,2004. -154 с.

133. Пайн II Джозеф Б., Гилмор Джеймс X Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена / Пер. с англ. М.: Вильяме,2005. 304 с.

134. Панарин Н.И. Информационная война и «Третий Рим». — М.: Баярд, 2003.-257 с.

135. ПанаринА.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств. // Вопросы философии, 2003, № 6. — С. 16-36.

136. Печчеи А. Сто страниц для будущего // Будущее в настоящем: Сборник / Сост. Н. Стрельникова, под общ. ред Э.А. Араб-Оглы. М.: Прогресс, 1984. - 224 с. - С. 26 - 47.

137. Печчеи А. Человеческие качества — М.: Прогресс, 1984. 302 с.

138. Пилипенко Л.И. Духовное измерение реальности: Автореферат дис. к.ф.н. — Новошахтинск, 2003. — 19 с.

139. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3 — М.: Мысль, 1994. — 654 с.

140. Плотин. Об уме, идеях и сущем. // Плотин. — СПб.: Алетейя, 1995.-672 с.

141. Плотин. Эннеады. Киев: «Уцими-Пресс», 1995. — 395 с.

142. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. — М, МГИМО, 1995.

143. Политический театр Алексея Пушкова. // Российская газета, 2006, 16 декабря, № 284 (4250) С. 3.

144. Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске идеологии консолидации. // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 6. С. 63 — 78.

145. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: Владос, 1995. - 302'с.

146. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-992 с.

147. Рассел Б. Человеческое познание. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. - 555 с.

148. Ромат Е.В. Реклама. 5-е изд. СПб: Питер, 2002. - 544 с.

149. Россия и внешний мир. / Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2001. - 367 с.

150. Россия на рубеже веков / Отв. ред. М.К. Горшков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), 2000.-448 с.

151. Савельева И, Полетаев А. Знание о прошлом как проблема социологии знания. — опубликовано в журнале «НЛО», 2001, № 52, электронная версия статьи http://magazines.mss.ru/nlo/2001/52/sav.html.

152. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. — ML: Алетейя, 2001. — 288 с.198: Синица Е. Реклама и менталитет. // Петербургский рекламист, 2003, №3(78). -С. 18-19.

153. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Материалы Всероссийской конференции: М.: Хроникер, 2005. - 272 с.

154. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 416 с.

155. Тихонова Н.Е. Новые явления в ментальности россиян* // Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты). К 70-летию профессора М.П. Мчедлова. М.: РНИСиНП; 1998. - 272 с. - С. 167 - 178.

156. Токарев СЛ. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.622 с.

157. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 784 с.

158. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк. — М.: Советская Россия, 1983. — 192 с.

159. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. — М.: Academia, 1996. 196 с.

160. Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения: (Опыт социологического анализа). — М.: Мысль, 1988. 286 с.

161. Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая. // ПОЛИС: Политические исследования, 2002, № 5. С. 123-133.

162. У ледов А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. — 324 с.

163. Ученова В В. Ценностные лабиринты рекламной деятельности. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 2002, № 3. С. 14-23.

164. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. // Вопросы философии, 2005, № 11. — С. 3 — 23.

165. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс - Традиции, 2005 - 543 с.

166. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001.-384 с.

167. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. - 719 с.

168. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Ереван: Айастан, 1989: - 878 с.

169. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Пер. с англ. -М.: ACT, 2004. 571 с.

170. Фурман Д. Идеологические страдания. // Независимая газета, 2006, 24 ноября. — электронный архив «Независимой газеты» http://www.ng.ru/ideas/2006-11-24/10stradania.html

171. Хайдеггер М. Истоки художественного творения. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX века. Трактаты, статьи, эссе. — М., 1987.-510 с.j

172. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ACT, 2005. — 603 с.

173. Харт К. Постмодернизм / Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.-272 с.

174. Хаскли О. Вечная философия. М.: Эксмо, 2004. - 464 с.

175. Хрестоматия по истории (философии (западая философия). Ч. 2 — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 528 с.

176. Хрусталев Ю.М. Актуальные проблемы идеологического противоборства на мировой арене. — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1986. — 42 с.

177. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1981.-374 с.

178. Шелер М. Формы знания и образование. // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.

179. Шенерт В. Грядущая реклама. М.: Интерэксперт, 2001. — 302 с.

180. Юдина Е.Н. Медиапространство и символическое пространство. // Философские науки, 2004, № 9. С. 27.

181. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005. -160 с.

182. Юм Д. Естественная история религии // Юм Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. - 460 с.

183. Юм Д. Исследования о человеческом разумении. — М.: Прогресс,1995.

184. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, Т. 2, 1995.

185. Юм. Д. Малые произведения. М.: Канон, 1996. - 460 с.

186. Юнг К.Г. О двух видах мышления. // Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994 . - 416 с.

187. Яблокова Е.А. Психология коллектива и личность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 93 с.

188. Balkin, M.J. Cultural software: A Theory of ideology. — New Haven: Yale University Press, 2003. 350 p.

189. Bell, Daniel. The end of ideology. — London : Harvard univ. press , 2000.-501 p.

190. Brzezinski Zb. Between two ages. America's role in the Technotronic era. N.Y., 1970:

191. Chomsmky N. Simple Trushs, Hard Problems: Some thoughts on terror, justice and selfdefence. // Philosophy, 2005, vol. 80. — P. 5 — 28.

192. Fejes F, Schwoch J. Competing ideology for the information age: A two sector model' of the New Information society / The ideology of the Information age / Ed. by J. Slack and F. Fejes. - Norwood, 1987.

193. Habermas J. Religious Tolerance The Pacemaker of Cultural' ' Rights. // Philosophy, 2004, vol. 79. - P. 5 - 18.242. http://www.itu.int/wsis официальный сайт Всемирного саммита по вопросам информационного общества.

194. Jackie Hogan. The construction of gendered national identities in the television advertisements Japan and Australia. // Media culture & society, Vol. 21,. № 6,1999.

195. Jasay, de Anthony. Freedom from a Mainly Logical Perspective/ I I Philosophy, 2005, vol. 80. P. 565 - 584.

196. Jenkins, Ph. Images of terror : What we can or can't know about terrorism. -N. Y.: Aldine de Gruyter, 2003. 227 p.

197. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. -Wash.: World Future Soc., 1983. 171 p.

198. McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y.,1967.

199. McLuhan M. Hot and Cool. A collection of essays with responses by Marshall MacLuhan. N. Y.: New American Library. 1967.

200. Media Culture and Society, 1998, № 20.

201. Oliga, John C. Power, Ideology, and Control. N.-Y.A Plenum US,1996.-344 p.

202. Philosophy, 2003, vol. 78.

203. Platner, Marc F. Internationalism and Democracy. // Philosophy, 2005, vol. 80.-P. 495-511.

204. Richardson G.W. Looking for meaning in all the wrong places: why negative advertising is a suspect category. // Journal of Communication, 2001, vol. 51. — P.775-800.

205. Sawhney H. Information superhighway. Metaphors as midwives // Media Culture and Society, 1996, № 18. P. 291 - 314.

206. Social problems, 2006, Vol. 53.

207. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. — Oxford: Polity Press, 1990.

208. Webster F. Theories of the Information Society. L., NY.: Routledge,1997.-257p.

209. Williams, Louise Blakeney. Modernism and the ideology of history. — Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. 265 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.