Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Джумайло, Ольга Анатольевна

  • Джумайло, Ольга Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1997, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 245
Джумайло, Ольга Анатольевна. Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Ростов-на-Дону. 1997. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Джумайло, Ольга Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА i

1.1. Общетеоретический подход к игре.

1.2. Литература как игровая деятельность.

Литературный текст с центробежной направленностью (тип А). Литературный текст с центростремительной направленностью (тип Б).

1.3. Становление формы метапрозы и ее типология.

1.4. Игра в эпоху постмодернизма (postmodernity).

1.5. Постмодернистская метапроза (играБ).

1.6. Британская постмодернистская метапроза.

ГЛАВА 2 Критические подходы к художественному творчеству М. Спарк.

2.1. Основные аспекты критического рассмотрения искусства М. Спарк.

2.1.1. Мировоззренческое кредо Спарк: католицизм и его влияние на художественный текст.

2.1.2. Художественный пафос прозы М. Спарк.

2.1.3. Проблема художественной преемственности в творчестве М.Спарк

2.2. Рассмотрение нетрадиционных черт прозы М.Спарк, сопротивляющихся структуралистскому анализу.

2.2.1. Мировоззренческие и эстетические черты близкие постмодернистскому мировосприятию.

2.2.2. Постмодернистские акценты в выборе тем и проблем.

2.2.3. Формально-поэтические черты постмодернизма в текстах М. Спарк.

ГЛАВА 3 Специфика постмодернистской игры в прозе

М.Спарк.

3.1. Метаигра с игровыми сценариями сознания.

3.2. Игровая де(ре)конструкция жанровых моделей - проблема формы.

3.3. Игровая условность - время и пространство.

3.4. "Замыкание", или игра категорий

Автор-Рассказчик-Герой.

3.5. Игра бинарностей - нестандартный конфликт.

3.6. К проблеме героя в постмодернистском романе-игре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра и постмодернистский инструментарий в романах М. Спарк»

Предметом исследования в диссертации избрана поэтика романов британской писательницы второй половины двадцатого века

Мюриел Спарк, категория игры и постмодернистский инструментарий в ее текстах. Этот ракурс зачастую игнорируется или недооценивается в отечественном и зарубежном литературоведении. В контекст исследования вводятся концептуальные и формальные проблемы постмодернизма, существенные для понимания эстетической базы творчества М.Спарк.

Цели и задана исследования. В диссертации предпринимается попытка изучения эстетической и формальной специфики романов М.Спарк, выделения постмодернистских принципов во всей структурной и идейной совокупности их макро- и микрокомпонентов. Рассматривая конкретные формы, структуры, топосы постмодернизма, мы стремимся показать ключевое значение игровых форм, характерных для этого направления в целом и для романистики М.Спарк в частности.

Диссертация является типологическим исследованием, задача которого видится в систематизации основных критериев постмодернизма в их отношении к понятию "игра" на примере художественной практики М.Спарк. Наиболее подробно изучаются формальные составляющие литературного текста - метаромана, который представляет собой род литературной игры.

Научная новизна диссертации. В исследовании впервые подвергаются специальному и комплексному рассмотрению постмодернистские установки в творчестве М.Спарк в их связи с "игровыми" стратегиями метапрозы, постмодернистским мирочувствованием середины и конца ХХ-го века и британской формой постмодернистской метаповествования. В научный оборот вводится материал, значительная часть которого еще не была предметом внимания ученых.

Методологической основой исследования служит комбинация литературоведческих, эстетических и лингвистических подходов к изучению литературных проблем. Автор учитывает как достижения отечественной литературной критики, так и подходы к постмодернистским игровым текстам, выработанные современными зарубежными методологиями и гуманитарными течениями. Теоретический аспект исследования сочетается в диссертации с типологическим и литературно-критическим.

Научно-пракпшческая ценность диссертации. Представленный в ней материал может быть использован как для дальнейшего изучения поэтики творчества М. Спарк, так и в целях более полного и комплексного теоретического осмысления "игровых" конструкций и метастратегий в литературе постмодернистского направления. Исследование может внести вклад и в изучение британской литературы второй половины двадцатого века.

Материалом исследования служат романы М. Спарк 60-х-80-х г., наиболее адекватно отражающие специфику ее метапрозы. Особое внимание уделено произведениям с ярко выраженными игровыми конструкциями, проявляющими себя на разных уровнях организации и восприятия текста. Наряду с художественными текстами в работе широко используются исследования отечественных и зарубежных литературоведов - историков и теоретиков литературы, философов, культурологов, труды по лингвостилистике, социологии и психологии, а также публикации в отечественной и англоязычной прессе.

Структура, кожозиция и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, показана научная новизна и практическая ценность работы, а также обозначен принцип отбора анализируемого литературного материала.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Джумайло, Ольга Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие заключения:

1) рассмотрев категорию игры с общенаучных позиций, мы отметили противоречивость трактовок и большую семантическую подвижность термина, что приводит к неоднозначной интерпретации игровых стратегий, механизма игры и ее значения в самых различных контекстах. Можно выделить три ее базовые черты: свобода от принуждения, изобразительность (образность), игровое самосознание. Однако главный акцент был сделан на предлагаемой трактовке типологии игр. В зависимости от направленности игры (к формам "серьезного" или к своим собственным игровым проявлениям) можно говорить о центробежном или центростремительном ее типе. Форма игры и определяет специфику компонентов ее смысла, необходимых для ее теоретического осмысления : структуры, механизма, инструментария, модальности и целей. Кроме того, было обращено внимание на убывание и возрастание игрового потенциала в том или ином культурно-историческом контексте.

2) В разделе, посвященном литературе как игровой деятельности, статус игрового обсуждается в теоретическом и историческом аспектах. Основные черты игры оказываются базовыми категориями для эстетического осмысления художественного. Тем не менее, "мера" игрового в разных формах литературной игры (центробежной или центростремительной) становится, по нашему мнению, важной детерминантой для определения совокупности ее художественных черт (здесь на примерах "полярных" форм литературных игр реалистического (миметического) и метапрозаичес-кого искусства нами выделены особенность структуры, составляющие инструментария, значение авторского императива, механизмы игр с читателем, отношение к литературным канонам и пр.).

3) Опора на исследования, посвященные становлению и типологии жанров метаповествования, позволила вычленить типологическую модель метапрозы в разных исторических срезах. Важным, однако, становится непосредственно культурно-философский контекст, рождающий модифицированную форму метаповествования (выделяются три вариативные типологии метапрозы).

4) Предметом рассмотрения следующего раздела становятся интеллектуальные настроения эпохи постмодернизма (postmoder-nity), отвергающие "центрирование" любых категорий, кроме категории игры, введенной буквально во все сферы научного и гуманитарного исследования. Это представляется значимым и с точки зрения предлагаемой методологии разделения игры А (зд. традиционной метафизики) и игры Б (зд.многообразных направлений экстра- и интертекстуального индетерминизма). Именно игровое самосознание (игра Б) эпохи рождает своеобразную модель постмодернистской метапрозы.

5) Обращаясь к сущностным категориям трактовки литературного постмодернизма, мы отметили парадоксальную невозможность представления данного феномена в традиционных со- и противопоставлениях. Кажется удобным применение игровой теории и инструментария в оценке и интерпретации эстетики и практики изучаемого направления. Выделяются доминанты в трактовке формы метапрозы: принцип "двойного кодирования"; "неразрешимая" ирония; комплексные игры с читателем; интертекстуальность; полисемия и де(ре)конструкция всего художественного остова и др.

6) Осуществленный анализ британской формы метаповество-вания позволяет сделать вывод о том, что ее специфика заключается в использовании комбинаций интернациональных и региональных (традиционных и инновационных) элементов модели, одним из ярких экспонентов которой стало искусство М.Спарк.

7) Рассмотрение критических исследований поэтики М.Спарк показало, что большинство авторов склоняются к трактовке ее произведений в категориях традиционных, реалистических (миметических) канонов (игра А). В то же время отдельные "разломы" повествовательных стратегий и иронический пафос указывают на деконструкцию "навязанных" моделей и требуют принципиально иной методологической перспективы ( отношения как к игре Б).

8) Исследование поэтики романов Мюриел Спарк позволяет наметить новые подходы к осмыслению ее творческой манеры. Классификационный анализ общенаучного понятия игры и непосредственной специфики игровых проявлений в романистике М. Спарк дает возможность назвать ее искусство метаповествова-нием.

Игра в романах М.Спарк - понятие широкое и многоконтекстуальное. В эстетической и философской основе ее прозы лежит постмодернистское мировосприятие художника второй половины столетия, верящего в абсолют, но в полной мере сознающего условность человеческих практик означения и познания Бытия (экстра- и интертекстуальный индетерминизм; идея преконструи-рованности сознания и пр.). Эта мировоззренческая установка обнажается в большинстве романов писательницы, где абсурдистекая логика Спарк вскрывает всю парадоксальную "механику" иллюзий, будь то наука ("Memento Mori"), искусство ("Loitering with Intent"), мистические культы ( "The Takeover") или психоанализ ("The Hothouse by the East River"). Анализируемый в работе роман "The Comforters" позволил усмотреть в его идейной основе пародийную метаигру как в представлении литературных условностей, так и в ярком показе мировоззренческих и поведенческих стереотипов самих героев романа, исповедующих разные версии "Истины". Особо значимым становится и то, что сама целостная конструкция романа выглядит как очередной виток фиктивности и стремится к самодеконструкции. Это указывает на ироничность авторского замысла, согласно которому сам акт искусства воспринимается как иллюзия-игра.

Игра - это род намеренного смешения жанровых регистров и деформация традиционных литературных канонов с целью "остра-нения" схематизированных норм в ироническом и пародийном искусстве метапрозы. Жанровая форма, становящаяся у Спарк единственно возможным смыслообразующим началом в целостной интерпретации, выглядит декоративной, полой. Топосы жанров намеренно выпуклы, а образы заведомо традиционны, однако взыскательному читателю нетрудно проследить их поразительную ироническую поливалентность. Форма романа "Not to Disturb" может быть представлена в виде кольцеобразной структуры, отражающей многоступенчатый процесс саморефлексии в тексте: это и травестийное воспроизведение всех атрибутов готического романа; и пригрывание "морфологии" детективного повествования; и смещение в сферу театрализованных, условных представлений готической драмы-кинотриллера; и, наконец, заключительное звено в виде метаромана.

Игра формальной преаопределенностью заметна в специфике всех "несущих" жанровой основы. Так, пространственно-временные аномалии в романе "Hot to Disturb" кажутся непостижимыми, пока в расчет не принимается моделирование воссоздаваемых реальностей: страшная ночь в замке (готика), хронологизм и место преступления (детектив), сцена и сценическое время (постановка) и, естественно, фантазийное вневременное и чисто тексг туальное бытие (романа-вымысла).

Игра в самих темах, сюжетах и образах романистики Спарк, изобилующей героями-игроками, сценариями, фиктивными текстами, фантазийными эпизодами, показом ритуалов. Размах игровых проявлений в текстах Спарк огромен: от кино- и театральной терминологии до тонкого анализа психологии игры, от героя-актера до целой съемочной команды. Здесь важен и социо-этичес-кий ракурс поднимаемых писательницей проблем. В романе "The Ballad of Peckham Rye" ритуализированность поведения современного обывателя и его механистичность показана с горьким пафосом, приметы духовной анемии и массовые стереотипы обнажаются в "The Driver's Seat", беспринципность прессы - в "Not to Disturb". Жизнь как социальный сценарий, ее бессознательная механика противопоставляется импровизации и таинствам образности, воображения, фантазии. Художественность для Спарк -сознательная игра, это путь в бесконечность иллюзий.

И, наконец, вытекающая из всего этого акцентированная "игра с читателем", которая принимает причудливые и комплексные формы в силу "неразрешимой" иронии и интерпретационной мобильности в романах, где автор-рассказчик перестает быть фигурой организующей и на читателя возлагается необходимость быть "сотворцом" самого текста. Так, столкнувшись в романе "The Driver's Seat" с необходимостью решить проблемный этический узел, читатель оказывается беспомощен перед текстом, "покинутым" автором. Поиски бинарных оппозиций конфликта, способных организовать художественное целое в определенной идейной перспективе, оказываются тщетными: текст, потерявший авторскую систему координат, как и реальность, лишенная четких критериев оценки и "центрирования", обретает значение лишь в том или ином противоречивом контексте. Нестандартность конфликта как раз и заключается в том, что он связан не с фабульным действием, а с проблемами текста и его интерпретации.

Игра и в том, что сам автор —М.Спарк- предпринимает попытку выразить в "художественной реальности" свои идеи, зная и об их условности, и о невозможности их адекватного восприятия читателем. Игра непременно комбинируется с иронией и самоиронией. Пожалуй, наиболее ярко этот тезис заметен в позднем романе писательницы "Loitering with Intent", где основной фокус повествования - в нестабильном статусе рассказчика, выступающего одновременно автором и героем, автобиографом и профессиональным писателем. Разделенные миры вымысла и факта в романе оказываются онтологически однородными и в равной степени фиктивными: нет истины факта, как нет истинного утверждения, нет и художественной правдивости, ибо "Я" художника не только субъект творческого постижения, но и объект высших сил.

Постмодернистский инструментарий в избранном нами ракурсе сам является сложным механизмом игры. Саморефлексия, "нарочитость" и образность, свобода от правил, пародия и ирония, интерпретационная неоднозначность - сущностные и неотъемлемые качества постмодернистской метапрозы в целом. Инструментарий включает в себя целый комплекс макро- и микроструктур, дезориентирующих читателя и делающих задачу "дешифровки" текста невозможной, а его тайну непостижимой.

К наиболее важным категориям поэтического пространства романистики Спарк мы относим выделенную в работе"неразрешимую" иронию, которая представляет собой некий художественный принцип, лежащий в основе всех романных конструкций. Анализ позволяет выделить и частные случаи такие, как ирония образа действия и драматическая ирония. Насквозь ироничные романы М. Спарк могут быть ошибочно расценены как формалистические фикции-безделки. Однако в них вскрывается целый пласт острых этических и философских проблем нашего столетия: акцентированная сконструированное^ романов Спарю сочетается с глубоким этическим наполнением и горечью осознания абсурда.

Пародия также необычайно разнообразна в своем проявлении в литературных текстах писательницы и обнаруживается как на уровне гибридных жанровых структур, так и на уровне пародийных мотивов. С ней связаны нетрадиционные композиционные модели и повествовательные стратегии (short circuit, regress ad infinitum, roman-a-clef, инверсии), а также аллюзивность, свойственная прозе Спарк в целом. На микроуровне с легкостью обнаруживается полисемия, активно формирующая и деконструиру-ющая возможные трактовки художественного целого. Смысловая полисемия в романе "The Ballad of Pecham Rye" влияет на множественность трактовок героя: его пластический и ясный образ размывается и превращается в серию вариаций ad infinitum.

Все эти разномасштабные игровые проявления сообщают искусству М.Спарк интерпретационную неоднозначность. Несомненно, полная парадоксальных изломов картина мира писательницы не может быть рассмотрена в традиционных категориях бинарных оппозиций конфликта, пространственно-временной и жанровой определенности, когерентности всего поэтического целого и его эстетического пафоса. Художественная мобильность черт этого мира требует такого же подвижного и сознающего собственную условность критического инструментария.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Джумайло, Ольга Анатольевна, 1997 год

1. Избранное: Сборник. Пер. с англ. Г.Анджапаридзе - М.: Радуга, 1984.- 512с.

2. Спарк м. На публику.- М., 1971.- 170с.

3. Спарк М. Умышленная задержка.// в кн. Спарк М. Избранное -- М., 1984,- 512с.

4. Spark М. A Far Cry from Kensington.- London: Penquin Books, 1988.- 150c.

5. Spark M. Loitering with Intent.- London: Penquin Books, 1981.- 145c.

6. Spark M. Memento Mori.- London: Macmillian,1959.165c.

7. Spark M. Wot to Disturb.- London: Macmillian, 1971.145c.

8. Spark M. Robinson.- London: Macmillian, 1958.- 120c.

9. Spark M. Symposium.- London: Penquin Books, 1990. -192c.

10. Spark M. Territorial Rights.- London:Macmillian, 1979.- 205c.

11. Spark.M. The Abbess of Crewe.- London: Macmillian, 1974.- 205c.

12. Spark M. The Bachelors.- London: Penquin Books, 1978. -200c.

13. Spark M. The Ballad of Peckham Rye.- London: Penquin Books, 1977.- 196c.

14. Spark M. The Comforters.- London: Penquin Books, 1978.- 235c.

15. Spark M. The Driver's Seat.- London: Penquin Books, 1976.- 195c.

16. Spark M. The Girls of Slender Means.- London: Macmillian, 1963.- 225c.

17. Spark M. The Hothouse by the East River.- London: Penquin Books, 1975.- c. 135.

18. Spark M. The Mandelbaum Gate.-London: Macmillian, 1965.- 200С.

19. Spark M. The Only Problem.- London: Penquin Books, 1984.- 140c.

20. Spark M. The Prime of Miss Jean Brodie.- London: Macmillian, 1961.- 190c.

21. Spark M. The Public Image. Stories.- M., 1979.-240c.

22. Spark M. The Takeover.- London: Penquin Books, 1976,- 155c.

23. Spark, M., 'My Conversion'// Twentieth Century, 170 (1961), p.60.

24. Spark, M., 'The Poet's House'// Encounter,30 (1968), p.48.

25. Spark, M., 'What Images Return'.// Memoirs of Modern Scotland, ed. by Miller K., Faber.- 1971.p.245.1. ИССЛЕДОВАНИЯ О M. СПАРК

26. Анджапаридзе Г. Причудливость вымысла и строгость правды // ИЛ.-1980.-#7.-С.221-227.

27. Дьяконова Н. Мюриел Спарк и современный реализм.// Труды по ром.-герм, филологии, 9,-Тарту, 1980.

28. Залите Т. Критический гуманизм Мюриел Спарк.- Рига,1982.

29. Зинкевич Н. Преображение обыденного (заметки о творчестве Мюриел Спарк).// Актуальные проблемы зарубежной литературы 20 го века, Сб., М., 1989.-С. 66-80.

30. Ивашева В. Что сохраняет время. М., 1979.-С. 120-135.

31. Киенко И. Сатирическая проза Мюриел Спарк.- К., 1987.-237с.

32. Михальская Н. Рассказы Мюриел Спарк.// в кн. The Public Image. Stories.- M., 1979.-С.3-12.

33. Муравьев В. (Рецензия) // Совр. худож. лит. за рубежом. 1981.- #4.-С. 14-18.

34. Николаевская А. Беспощадность и великодушие Мюриел Спарк // ИЛ.- 1985.-#6.-С.237-239.

35. Павлоцкая Е. Сатирический роман в творчестве Мюриел Спарк. // Жанрово-стилистическое многообразие зарубежной прозы20 го века,- Киев, 1985.-С.153-183.

36. Себежко Е. Новеллистика Мюриел Спарк.// Филол. науки. -М., 1984.-#2.-С.30-35.

37. Скорденко В. Видимость и истина.// в кн. М. Спарк. На публику, М.,,1979.-С.3-15.

38. Bedford S. Frontier Regions// Spectator (Oct. 1965).-pp. 555-56.

39. Berthoff W. Fortunes of the Novel: Muriel Spark and Iris Murdoch.// Massachusetts Review 8 no.2 (1967).-pp.301-302.

40. Bold A. Muriel Spark.- London, 1986.- 208c.

41. Bourgeois V. Muriel Spark.- New York, 1984.- 196c.

42. Bradbury M. Muriel Spark's Fingernails.// Possibilities; Essays on the State of the Novel.- London, 1973.-C.137-149.

43. Cuttwell P. Fiction Chronicle.// Hudson Review 5, no.24 (1971).- pp.177-184.

44. Dobie A., Wooton.C. Spark and Waugh: Similarities by Coincidence.// Midwest Quarterly 13 (1972).- pp.423-31.

45. Drabble M. The Takeover.// New York Times, 3 (Oct. 1976).- pp. 16-17.

46. Enright D.J. Public Doctrine and Private Judging, Man Is an Opinion: Reviews and Essay.- London, 1972.-pp.32-38.

47. Glendinning V. Talk with Muriel Spark.// New York Times Book Review, 20 ( May 1979).- pp.47-48.

48. Greene G. A Reading of Muriel Spark.// Thought 43, (1968).- pp. 393-407.

49. Hague A. Muriel Spark.// Critical Survey of Long Fiction , ed. by F.Magill, 1983.-pp.2473-86.

50. Harrison B. Muriel Spark and Jane Austen.// The Modern English Novel: the reader, the writer and the work, ed. by Josipovici G.- London, 1976.-281c.

51. Hart F. Ridiculous Demons// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.23-44.

52. Hoyt Ch.A. Muriel Spark: The Surrealist Jane Austen.// Crosscurrents. Contemporary British Novelists, ed. by Shapiro.- London, 1966.-C.125-143.

53. Hubbard T. The Liberated Instant: Muriel Spark and the Short Story.// Muriel Spark : An Odd Capacity For Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.167-183.

54. Hyens J. The Art of the Real: Muriel Spark's Novels.- New Jersey, 1988.-130c.

55. Kemp P. Muriel Spark. London, 1974,- 159c.

56. Kermode F. Continuities.- New York, 1968.-C.215-248.

57. Kermode F. The House of Fiction, Interviews with Seven Novelists ( including Muriel Spark ).- Manchester, 1971.-158c.

58. Laffin G.Muriel Spark's Portrait of the Artist as a Young Girl.// Renascence 24 (1972).-pp.213-23.

59. Leonard J. Muriel Spark's Parables: The Religious Limits of her Art.// Foundations of Religious Literacy, ed. by Apczinski J., 1982,- pp. 153-64.

60. Little J. Comedy and the Woman Writer: Woolf, Spark, and Feminism.- Lincoln, 1983.-165c.

61. Lodge D. The Uses and Abuses of Omniscience : Method and Meaning in Muriel Spark's 'The Prime' of Miss Jean Brodie. // The Novelist at the Crossroads and other Essays on Fiction and Criticism.- New York, 1971.-C.119-144.

62. McBrien W. Muriel Spark: the Novelist as Dandy.// Twentieth-century women novelists, ed. by Stally Т.- London, 1982.-C.153-178.

63. Malkoff K. Demonology and Dualism: The Supernatural in Isaac Singer and Muriel Spark.// Critical Views of Isaac Bashevis Singer.- New York, 1969.-C.149-167.

64. Malkoff K. Muriel Spark.- New York, 1968.-156c.

65. Massie A. Calvinism and Catholicism.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A-. London, 1984.-C.94-111

66. Massie A. Muriel Spark.- Edinburgh, 1979.-100c.

67. Massie A. The Novel Today: a Critical Guide to the British Novel, 1970-1989.- New York, 1990.-C.2-16.

68. Menzies J. Muriel Spark: Critic into Novelist.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C. 11-132.

69. Metzger L. Muriel Spark.// Contemporary Authors.-Detroit, 1984.- C.450-457.

70. Page N. Muriel Spark, London, 1990.-130c.

71. Page, N., Muriel Spark // Reference Guide to English Literature, ed. by Kirkpatrick D.L., Chicago and London, 1991.

72. Page N. Speech in the English Novel.- London, 1973.-C.12-25.

73. Perry w. Mrs Spark's Verse.// Muriel Spark : An Odd Capacity For Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.183-200.

74. Pullin F. Autonomy and Fabulation in the Fiction of Muriel Spark.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A. London, 1984.-C. 71-94.

75. Randisi J. Muriel Spark and Satire.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.132-147.

76. Richmond V. The Darkening Vision of Muriel Spark.// Critique 15 (1973).- pp.71-85.

77. Royle T. Spark and Scotland.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.147-167.

78. Shaw V. Fun and Games with Life-Stories.// Muriel Spark: An Odd Capacity for Vision, ed. by Bold A.- London, 1984.-C.44-71.

79. Shaw V. Muriel Spark.// The History of Scottish Literature, Vol.4. GB, 1987.-C. 276-289.

80. Sproxton J. The Women of Muriel Spark.- London, 1992.-158c.

81. Stanford D. Muriel Spark: A Biographical and Critical Study, Sussex, 1963.-145c.

82. Stanford D. The Early Days of Miss Muriel Spark.// Critic 20 {5, 1962).- pp.49-50.

83. Stenning R. Vocation and Identity in the Fiction of Muriel Spark.- Missouri, 1990.-150c.

84. Stubbs P. Muriel Spark.- London, 1973.- 165c.

85. Updike J. Topnotch Witcheries.// New Yorker, 61975).- pp.76-81.

86. Waugh P. Feminine Fictions. Revising the Postmodern.- London, 1989.-C.215-217.

87. Walker D. Muriel Spark.- Boston, 1988.-122c.

88. Whittaker R. The Faith and Fiction of Muriel Spark.-London, 1982.-168c.

89. Willy M. Muriel Spark // Contemporary Novelists, ed. by Henderson L.- Chicago and London, 1991.-125c.1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИЙ ИГРЫ

90. Апинян Т. философия игры // М.М.Бахтин.Эстетическое наследие и современность, Межвуз. сб., ч.2. М., 1992.-С. 225-229.

91. Берлянд И. Игра как феномен сознания.- Кемерово, 1992.-94с.

92. Берн Э. Игры , в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Минск: Прамеб, 1992. 384с.

93. Выготский Л. Из записок-конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Психология игры. М., 1978. -256с.

94. Гадамер.Х.-Г., Истина и метод, М., 1988.-С. 147.

95. Делез Ж., Логика смысла.- М.: Академия, 1995.-с.215.

96. Коффка К.,Основы психологического-' развития,- М.-Л., 1934.-С.224.

97. Медведицкий И. Игра ума. Игра воображенья.// Октябрь. -1992, #1.-С.188-192.

98. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992.- 464с.

99. Эльконин Д., Психология игры. М., 1978.- 256с.

100. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Сов. писатель, 1988, С. 276-304.

101. Beaujour М. The Game of Poetics.// Yale French Studies 41, 1968.-pp. 245-286.

102. Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality.- Harmondsworth,1971.

103. Brass E. The game of literature and some literary games.// New Literary History,9 (1977).-pp.153-72.

104. Caillios R. Man, Play and Games.- London, 1962.-235c.

105. Detweiler R. Games and play in modern American fiction. // Contemporary Literature, 17,1 (1976).- pp.44-62.

106. Ehrmann J. Game, play, literature.// Yale French Studies, 41 (1968).-pp.31-57.

107. Hutchinson P, Games authors play. GB, 1983,- 178c.

108. Millar S. The Psychology of Play.- Harmondsworth, 1968.-230c.

109. Stewart S. Nonsense. Aspects of Intertextuality in Folklore and Literature.- London, 1979.-145c.

110. Suits B. What is a game?// Philosophy of Sience, 34 (1967).- pp. 148-56.

111. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

112. Анастасьев Н. Обновление традиций.- М., 1984,- 215с.

113. Английская литература. 1945-1980.- М., 1987,- 250с.

114. Бак Д. История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении.- Кемерово, 1992.- 46с.

115. Барт Р. Мифологии, М., 1996.-314с.

116. Барт Р., Избранные работы: Семиотика, Поэтика.- М, 1994.- 615с.

117. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология.// Вопр. философии, 1993.-#3, С.46-62.

118. Бахтин М., Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1978.- 436с.

119. Бахтин М., Вопросы литературы и эстетики.-М., 1975,- 565с.

120. Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М., 1965.- 537с.

121. Бодрийар Ж., Фрагменты из книги "О соблазне11.// ИЛ 1994.- #1.

122. Вондаренко Ю. Этика парадоксов,- М., 1992.-86с.

123. Бочаров А. Круги художественного конфликта.// Вопросылитературы. 1974.- #5.-С. 36-48.

124. Генис Л., Треугольник ( Авангард, соцреализм,, постмодернизм ).// ИЛ.- 1994.-#10.

125. Гройс Б., Да, апокалипсис, да, сейчас.// Вопр. философии.- 1993.-#3, С.28-36.

126. Елнстратова А. История английской литературы, т.1, вып. 2.-М.,-Л., АН СССР, 1953.-616с.

127. Жак Деррида в Москве,- М,: РИК "Культура", 1993,-135с.

128. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения.// ИЛ. 1996.-#2,- С. 273-284.

129. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере.// Вопросы литературы, май-июнь 1996.- С.182-204.

130. Каган М. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени.// Пространство и время в искусстве,- Л., 1988.-С.26-28.

131. Каллер Л. Пересоздавая заново: Современная американская поэзия и традиция модернизма.// РЖ.- 1989.- #3.

132. Кожемякина Л. Пространственно-временная организация рассказов И.А.Бунина "Эпитафия" и "Новая дорога".// Ритм, пространство, время в художественном " произведении. Алма-Ата, 1984.-С.89-95.

133. Кожинов В. Сюжет , фабула, композиция. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964,- 215с.

134. Косиков Г. Ролан Барт семиолог, литературовед.// в кн. Барт Р. "Избранные работы: Семиотика. Поэтика, - М.: Прогресс, 1994.- С.3-45.

135. Лиотар Ж. Заметка о смыслах "пост".// ИЛ.- 1994.-#1.

136. Маркштейн Э. Три словечка в постмодернистском контексте.// Вопросы литературы, март-апрель 1996.- С.87.

137. Люксембург А., Рахимкулова Г. Магистр игры Вивиан ван Бок: игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура.- Ростов-на-Дону,1996.- 200с.

138. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., 1982.-280с.

139. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.1. М., 1991.- 588с.

140. Постмодернизм и культура ( материалы "круглого стола" ).// Вопр. философии,- 1993.- #3, С. 3-17.

141. Прозерский В. К вопросу о принципе систематизации пространственно-временных форм художественной деятельнос-тию.// Пространство и время в искусстве.- Л., 1988.ОС.30-35.

142. Селиванов В. Пространство и время как средства выражения и формы мышления в искусстве.// Пространство и время в искусстве.- Л., 1988.-С.47-53.

143. Слепухов Г. Пространственно-временная организация художественного произведения.// Философские науки.- 1984.-#4.-С.65-83.

144. Соловьева Н. Английский предромантизм и формирование романтического метода. М., 1984.- 180с.

145. Трубина Е. Посттоталитарная культура: "все дозволено" или "ничего не гарантировано"?// Вопр. философии.-1993.-#3.- С.23-28.

146. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино,- М., 1977.-574с.

147. Тюпа В. У истоков художественного пафоса.// Художественное целое и литературный прогресс'. Кемерово, 1980.

148. Тюпа В. Художественность литературного произведения." Красноярск, 1987.-244с.

149. Файбисович С. Вызов.// ИЛ.-1994.-#8, С. 238-244.

150. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.-СПб, 1994.-406с.

151. Халипов В., Постмодернизм в системе мировой культуры. // ИЛ. 1994.-#1.

152. Хейман Д. Реформируя повествование: К механике модернистской литературы.// РЖ.-1989.-#6.-С.46-47.

153. Храпченко М. Внутренние свойства и функции литературного произведения. Т. 4,- М., 1982.- 445с.

154. Чешков М. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира.// Вопр. философии.- 1995.-#4, С.24-34.

155. Шкловский В., Искусство как прием. О теории прозы.-М., 1983.- 348с.

156. Шкловский В. Энергия заблуждения: книга о сюжете,

157. М. Сов. писатель, 1981.- 466с.

158. Эко У. Имя розы.- М., 1989.-486с.

159. Эпштейн М. Конфликт.// ЛЭС.- М.: Советская Энциклопедия, 1987, С.165-166.

160. Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях { культурный парад авангарда и постмодерна ).// ИЛ #1, 1994.-С. 216-220.

161. Якимович А. Культура и преступление ( 0 чем говорят и о чем стараются не говорить в конце 20-го века).// ИЛ #1, 1995,- С. 245-251.

162. A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-572c. '

163. Abrams M.H. A Glossary of Literary Terms.-USA, 1993.- 301c.

164. Barth J. The Literature of Replenishment: Postmodernist Fiction.// The Atlantic, 1 (1980).- pp.65-71.

165. Barth J. The Literature of Exaution.// Surfiction: Fiction Now. and Tomorrow. Chicago, 1971.-356c.

166. Baudrillard J. The Precession of Simulacra.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. " and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.342-374.

167. Bauman Z. Postmodern!ty, or Living with Ambivalence.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. Hutcheon L.- New York, 1993.-C.9-25.

168. Belsey C. Towards Cultural History.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.551-569.

169. Bernard C. Dismembering/Remembering Mimesis: Martin Amis, Graham Swift.// British Postmodernist Fiction, ed. by D'haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1993,- C.121-144.

170. Bertens H. The Postmodern Weltanschauung and its Relation to Modernism: an Introductory Survey.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.25-71.

171. Bradbury M. Putting in the Person: Character and Abstraction in Current Writing and Painting.// The Contemporary English Novel.- New York,1979.

172. Burden R. The Novel Interrogates Itself: Parody as Self-Consciousness In Contemporary English Fiction.// The Contemporary English Novel.- New york, 1979.-356c.

173. Calinescu M. Exploring Postmodernism.- Amsterdam,1987.-305c.

174. Chemberlain L. Maglcking the Real: Paradoxes of Postmodern Writing.// Postmodern Fiction: A BioBibliographi-cal Guide, ed. by MacCaffery L.- New York, 1987.-c.468.

175. Cox J. Introduction.// Seven Goyhic Dramas, 1789-1825.- USA, 1992.-C.3-38.

176. Culler J. On Deconstruction: Theory and Criticism After Structuralism Routledge and Kegan Paul, London, 1975,- 346c.

177. Derrida J. Structure, Sign, and Play in the Discourse of the Human Sciences.// A Postmodern Reader, ed. by Nato-11 J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C.223-243.

178. Derrida J. Writing and Difference.- Chicago: University of Chicago Press, 1978.- 265c.

179. Eagleton T. Capitalism, modernism and postmodernism.// New Left Review 152, 1985.- P.60-73.

180. Elias A. Meta-mimesis? The Problem of British Post-moder Realism.// British Postmodern Fiction, ed. by D'haen T. and Bertens H.- Amsterdam,1993.-C.9-31.

181. Fogel S. A Postmodern University.- Toronto,1988. -147c.

182. Fokkema D. Abandoning the Postmodern? The Case of Peter Ackroyd.// British Postmodern Fiction, ed. by D'haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1993.-C.167-179.

183. Fokkema D. Literary History, Modernism, and Postmodernism.- Amsterdam, 1984.- 324c.

184. Forrest-Thompson V. Necessary Artifice.// Language and Style 6, 1973, p.4.

185. Freund E. The Return to the Reader: Reader-Response Criticism.- London, 1987.-356c.

186. Goffman E. Frame Analysis.- Harmondsworth, 1974.-296c.

187. Graff G. Literature Against Itself: Literary Ideas in Modern Society.- Chicago, 1979.- 346c.

188. Habermas J. Modernity versus Postmodernity.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.91-105.

189. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature.- New York, 1982,- 345c.

190. Hassan I. The Postmodern Turn: Essays on Postmodern Theory and Culture. Ohio, 1987.- 206c.

191. Hassan I. Toward a Concept of Postmodernism.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C. 273-287.

192. Hawkins H. Classics and Trash: Traditions and Taboos in High Literature and popular modern "Genres.- GB, 1990.-287c.

193. Heller A. Existentialism, Alienation, Postmodenism: Cultural Movements as Vehicles of Change in the Patterns of Everyday Life.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.497-510.

194. Herman D.J. Modernism versus Postmodernism: Towards an Analytic Distinction.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.157-193.

195. Hutcheon L. Beginning to Theorize Postmodenism.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.243-273.

196. Hutcheon L. Irony's Edge.- New York, 1995.- 486c.

197. Hutcheon L. Narcissistic Narrative : The Metafictio-nal Paradox. New-York, Methuen, 1984. - 542c.

198. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism.- New York, 1989. 479c.

199. Huyssen A. After the Great Divide: Modernism, Mass Culture, Postmodernism.- Bloomington and Indianapolis, 1986.-385c.

200. Iser W. The Implied Reader: Patterns of Comunication in Prose Fiction from Bunyan to Beckett.- Baltimore, 1983.-484c.

201. Jameson F. Postmodernism, or, Cultural Logic of Late Capitalism.- Durham, 1991,- 345c.

202. Jencs Ch. Post-Modernism: The New Classicism in Art and Architecture.- New York, 1987.- 296c.

203. Kermode F. The Sense of An Ending.- London, 1967.-324c.

204. Kernan A. The Death of Literature.- London, 1990.287c.

205. Kosofsky E. The Coherence of Gothic Conventions.-New York, 1986.- 312c.

206. Kristeva J. Desire in Language: A Semiotic Approach to Literature and Art. Oxford, 1980.- c.295c. N

207. Kuhn T. The Resolution of Revolutions.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.New York, 1993.-C.376-390.

208. Laver.A. Roland Barthes: Structuralism and After.-London, 1982.

209. Lee A. Realism and Power.- GB, 1990.- 237c.

210. Lodge D. The Modes of Modern Writing: Metaphore, Me-tonimy, and the Typology of Modern Literature.- London, 1977,- 326c.

211. Lodge D. Working with Structuralism.- Cornwell, 1981,- 293c.

212. Lyotard J.-F. Excerpts from 'The Postmodern Condition: A Report on Knowledge'.// A postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.- C.71-91.

213. Maltby P. Excerpts from "Dissident Postmodernists'.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C. 519-538.

214. Massie A. The Novel Today: A Critical Guide to the British Novel, 1970-1989,- UK, 1990,- 264c.

215. McGowan J. Excerpts from 'Postmodernism and its Critics'.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C. 203-223.

216. McHale B. Postmodernist Fiction.- New York and London, 1987.- 263c.

217. McHale B. Some Postmodernist Stories.// Postmodernist Fiction in Europe and the Americas, ed. by D'haen T. and Bertens H. Amsterdam, 1988.-C. 13-21.

218. Merrell F. Deconstruction reframed.- USA, 1985.-212c.

219. Nash C. World-games: The Tradition of Anti-Realist Revolt.- London and New York, 1989.- 625c.

220. Onega S. British Historiographic Metafiction in the 1980s.// British Postmodern Fiction, ed. by D'haen T. and Bertens H., Amsterdam.- 1993.-C.47-61.

221. Opdahl K. The Nine Lives of Literary Realism.// Contemporary American Fiction, London, 1987.- 305c.

222. Rose M. Parody: ancient, modern and post-modern.-Cambridge, 1993.- 277c.

223. Russell Ch. The Context of the Concept.// A Postmodern Reader, ed. by Natoli J. and Hutcheon L.- New York, 1993.-C.287-299.

224. Said E. The World, the Text, and the Critic.- Cambridge, Mass.: Harvard Univers. Press, 1983.- 334c.

225. Scholes R. The Fabulators.- New York, 1967.- 222c.

226. Stern J. On Realism, London, 1973,- 368c.

227. Stonehill В., The Self-Conscious novel.- Philadelphia, 1988.- 207c.

228. Summers M. The Gothic Quest.- London, 1989.- 211c.

229. The John Hopkins Guide to Literary Theory and Criticism, ed. by Groden M. and Kreiswirth M.- Baltimore: The John Hopkins Univers. Press, 1994,- 775c.

230. Todd R. Confrontation Within Convention: On the Character of British Postmodernist Fiction.// Postmodern Fiction in Europe and the Americas, ed. by D'haen T. and Bertens H.Amsterdam, 1988.- C.115-124.

231. Todorov T. The Fantastic: A Structural Approach toa Literary Genre.- Clevelend, Ohio, 1973.-300c.

232. Varga A. Narrative and Postmodernity in France.// Postmodern Fiction in Europe and the Americas, ed. by D'Haen T. and Bertens H.- Amsterdam, 1988.-C.67-75.

233. Varma D. The Gothic Flame.- London, 1957.- 165c.

234. Waugh, P., Metafiction. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction, London, 1984.- 278c.

235. Wellmer A., Metaphysics at the Moment of its Fall.-GB, 1990.- 195c.

236. White H. Topics of Discourse: Essays in Cultural Criticism.- Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1978.-310c.

237. Wild A. Horizons of Assent: Modernism, Postmodernism, and the Ironic Imagination.- Baltimore, 1981.- 189c.

238. Wilt J. Ghosts of the Gothic; Austen, Eliot, and Lawrence.- Princeton, 1980,- 167c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.