Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Турханова, Райхана Ибрагимовна

  • Турханова, Райхана Ибрагимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 185
Турханова, Райхана Ибрагимовна. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Турханова, Райхана Ибрагимовна

Введение.

Глава I. Социально-педагогические проблемы развития творческих способностей подростка и потенциал игровых форм досуга.

1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты креативности.

1.2. Социализация и индивидуализация личности подростка как проблема педагогики досуга.

1.3. Подростковая субкультура как среда и результат личностной самореализации.

1.4. Педагогический потенциал игровой досуговой деятельности.

1.5. Специфика организации игровой деятельности в досуговом подростковом объединении.

Глава II. Социально-педагогические условия развития творческих способностей личности в досуговом объединении игровой направленности (процесс и результаты педагогического эксперимента)

2.1. Учет особенностей подросткового возраста как условие эффективности педагогического процесса в досуговом объединении.

2.2 Интерактивные игровые технологии как форма организации деятельности досугового объединения (проект «Стартинейджер»).

2.3. Стиль руководства досуговым объединением как фактор оптимизации творческой активности участников.

2.4. Лидерство как средство и критерий развития творческих способностей личности.

2.5. Результаты педагогического эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности»

Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является способность к творчеству, которая обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер трудовой и досуговой деятельности. Наиболее оптимальным периодом развития креативности является детство, на различных этапах которого личность формирует и реализует свой творческий потенциал.

Максимально проблемный характер потребность в творческой самореализации личности приобретает в подростковом возрасте. Молодое поколение, сталкиваясь с системой задаваемых извне ценностей и воспринимая их как «чужие», стремится в различных формах активности восстановить целостность своей личности, обрести аутентичность своего внутреннего "Я". Сегодня это стремление к личностной интеграции приобретает самые разные формы активного и пассивного, приемлемого и экстравагантного, осознанного и неосознанного протеста против окружающей жизни. Стремление подростка разрешить собственными усилиями возникающие противоречия между социальной интеграцией и индивидуализацией часто выливается в асоциальные и противоправные формы, и, прежде всего в сфере неинституциональной деятельности, которая становятся источником личностной деформации.

Альтернативой неформальным группировкам могут стать игровые клубные формы организации досуга. Их педагогический потенциал обусловлен деятельностной природой, значительным креативным ресурсом, возможностью целенаправленной регуляции коллективного взаимодействия. Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, акцентирующих внимание на внешней, социально заданной системе ценностей, самодеятельная общность, создавая дополнительные условия для творчесвого самовыражения и индивидуального самоопределения подростка, способствует оптимизации разнонаправленных тенденций социального и индивидуального развития личности.

Основные креативные возможности самодеятельной общности коренится в игровой природе ее деятельности. Как известно, игра является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, средством демифологизации и демистификации реальности, освобождения от власти социальных условностей. Она есть "царство произвольности, свободы и воображения", в котором моделируются "мнимые ситуации", происходит реализация нереализованных в обыденной жизни желаний (Л.С.Выготский). Разрушая и ниспровергая привычные и узаконенные стереотипы образа жизни, мысли, игровое поведение в то же время восполняет и компенсирует реальность, создавая новое культурное пространство - новые смыслы, ценности, роли, отношения. Игровое начало является ведущим источником возникновения молодежных субкультур, игровая организация материала (в широком смысле этого слова — социальных отношений, ролей, образов, идей, мыслей, символов, знаков) лежит в основе контркультурного авангарда.

Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. За предыдущие десятилетия накоплен весьма ценный опыт творческого развития подростков в сфере досуга, и, прежде всего в коллективах и студиях художественной самодеятельности. Однако доминирующая ориентация руководителей на освоение соответствующих технологий и инструментальный результат не позволяла в полном объеме решить задачи развития креативности как основополагающего качества личности.

В настоящее время игровая деятельность культурно-досуговых учреждений, адресованная подросткам, ограничивается, как правило, организацией дисковечеров и танцевальных программ, которые, в лучшем случае, педагогически нейтральны (а объективно стимулируют асоциальные формы поведения и самовыражения, создавая угрозу для физического и душевного здоровья подростков). В силу этого обстоятельства педагогический потенциал игровых форм досуга в развитии творческих способностей был до последнего времени реализован не в полной мере.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена рядом противоречий: а) между объективной потребностью общества в творческих личностях, умеющих нестандартно решать различные задачи в области труда, быта, досуга и недостаточным развитием соответствующих качеств, определяющих инновационный характер человеческой деятельности; б) между значительным педагогическим потенциалом игровых форм досуга и его слабым использованием в практической деятельности учреждений культурно-досуговой и образовательной сфер в качестве средства развития творческих способностей личности; в) между потребностью социально-культурных учреждений в специалистах, владеющих методами развития креативности и слабой оснащенностью современных руководителей клубных форм самодеятельности технологиями, позволяющими использовать различные виды социально-культурной деятельности в качестве средства развития творческих способностей личности.

Данные противоречия определило цель исследования', выявить условия реализации педагогического потенциала игровых форм досуга в развитии и реализации творческих способностей подростков.

С учетом цели были сформулированы следующие задачи'.

1. Рассмотреть философские и психолого-педагогические аспекты креативности.

2. Дать анализ процессов социализации и индивидуализации личности как базовых для формирования творческих способностей подростка.

3. Охарактеризовать современную подростковую субкультуру как среду и результат социализации и личностной самореализации.

4. Определить креативно-педагогический потенциал игровых форм организации деятельности клубного объединения.

3. Охарактеризовать возрастные особенности и досуговые предпочтения современного подростка.

4. Изучить возможности игровой деятельности как средства развития творческой индивидуальности подростка и дать классификацию социально-педагогических игр.

5. Охарактеризовать возможности интерактивных игровых технологий как формы организации деятельности досугового объединения.

6. Выявить и практически апробировать социально-педагогические условия развития творческих способностей личности подростка в досуговом объединении игровой направленности.

Объект исследования: игровые формы организации досуговой деятельности.

Предмет: социально-педагогические условия развития творческих способностей личности подростка в клубном объединении игровой направленности.

Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволил сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений:

1. Развитие творческих способностей личности является базовой предпосылкой, определяющей инновационный и проектный характер активности личности в целом.

2. Креативный потенциал досуговой деятельности определяется ее игровой природой, который может быть реализован путем целенаправленной организации игровых коммуникативных пространств.

3. Наиболее оптимальной формой развития творческих способностей личности подростка, максимально полно востребующей крепатив-ный потенциал игры, является досуговое объединение клубного типа. Педагогический потенциал самодеятельной общности определяется ее самодеятельной природой и компенсаторными возможностями, позволяющими снять издержки традиционных институтов социализации путем создания дополнительных условий для индивидуального самоопределения, творческого самовыражения и признания подростка.

4. Реализация педагогического потенциала клубной общности требует новой методологии руководства и соответствующих социально-педагогических технологий, ориентированных на развитие креативности и решение личностных проблем подростка.

Степень разработанности проблемы.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования, раскрывающие закономерности и механизмы психологии творчества (А.А.Потебня, П.К.Энгельмейер, С.О.Грузенберг, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, А.Ф.Лосев, Д.Б.Богоявленская,

Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, А.А.Мелик-Пашаев), содержание общих и специальных способностей (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков), генетические предпосылки индивидуальных различий (Ф.Гальтон, А.Бинэ, Г.Айзенк, Э.А.Голубева). Значительный теоретический ресурс содержат: исследования проблем психологии творчества, психологии общих и специальных способностей, механизмов художественного творчества детей (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, С.О.Грузенберг, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Петровский, А.Бинэ, А.Н.Леонтьев); современные концепции воспитания и развития творческих способностей (А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, В.Л.Дранков, А.В.Запорожец,

A.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев).

Проблемы индивидуальности человека раскрыты в работах Ананьева Б.Г., Асмолова В.Г., Ломова Б.Ф., Мерлина B.C., Резвицкого И.И. Существенное значение имели работы ряда авторов, отражающие проблемы социализации ребенка: Абульхановой-Славской К.А., Андре-енковой Н.В., Выготского Л.С., Кона И.С., Леонтьева А.Н. В анализе проблем функционирования личности в коллективе учитывались разработки Божович Л.И., Дубровиной И.В., Лихачева Б.Т., Петровского А.В. Взаимосвязь развития коллектива и индивидуальности личности представлена в работах Мерлина B.C., Петровского А.В. Проблемы развития и самовыражения целостной личности в процессе деятельности, в том числе и игровой, рассмотрены в трудах Абульхановой-Славской К.А., Анцыферовой Л.И., Ломова Б.Ф., Шорохова Е.Ф.

Социально-педагогические аспекты игровой деятельности раскрывались в работах Н.П.Аникеевой, О.С Газмана, B.C. Григорьева. Среди современных исследований особое место занимает работа

B.Д.Пономарева, в которой обоснована педагогика формирования игровой культуры личности в сфере досуга. В исследованиях, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности, игра рассматривается как интерактивный метод в развитии творческих начал личности, формировании профессиональных способностей и навыков, коммуникативной и профессиональной компетентности специалистов культурно-досуговой сферы, как важнейший ресурс социализации и самореализации подростков (Т.С. Бибарцева, Д.М. Генкин, Т.И. Камаева, А.А. Конович, Л.И. Новикова, А.П. Панфилова, В.Д.Пономарев, В.Я. Суртаев, Б. А. Титов).

Методологической основу исследования сформировали идеи и концепции, разработанные в рамках философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, социально-культурной деятельности, рассматривающие игру как полифункциональный и многоаспектный феномен, стимулирующий творческую активность человека и сопутствующий его профессиональному и личностному развитию. В основу обобщений сущностных характеристик игры легли теоретические разработки, предпринятые Й.Хейзенги, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным, Е.А.Покровским, П.М.Ершовым, Т.А.Апинян. Гуманистическая природа игрового процесса и педагогический потенциал досуговых общностей раскрывались с учетом исследований, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, Л.Г.Брылева, Г.М.Бирженюк, Т.Г.Киселева, А.П.Марков, А.А.Сукало, В.Е.Триодин, Б.А.Титов).

Организация и методика исследования. Исследование, осуществленное на протяжении 7 лет, в своем развитии зафиксировало три этапа:

На первом — поисково-констатирующем этапе (1999-2000 г.г.) проводилось изучение научной литературы по общим проблемам организации досуговых общностей; обобщение и систематизация обширного материала, отражающего развитие теоретических взглядов на природу творческих способностей личности и игровые способы их развития; анализ методов руководства и игровых программ, используемых в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

На втором — аналитическом этапе (2001—2003 г.г.) осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе подростковых объединений, где адаптировались и апробировались существующие игровые методики организации совместной деятельности. Было проведено исследование участников досуговых объединений, позволившее определить уровень развития их творческих способностей, характер мотивации, а также личностные особенности подростков, тяготеющих к игровым формам досуга.

На третьем — формирующем этапе (2003-2005 г.г.) проводился формирующий педагогический эксперимент, который включал работу в экспериментальном объединении и анализ развития уровня креативности подростков, входящих в контрольную группу. По результатам эксперимента осуществлялась качественная и количественная обработка материала, анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций. После подведения окончательных итогов исследования автор осуществил расширенное внедрение разработанной методики в практику и завершил подготовку текста диссертации.

Базой исследования являлись: игровой подростковый клуб «Антик», действующий на базе г.Чистополя Республики Татарстан, а также учащиеся школ города - участники инициированного клубом игрового движения «Стартинейджер».

Методы исследования. В работе использовались методы теоретического и эмпирического анализа, опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, интервьюирование, 16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттела.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась:

- всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций;

- комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования;

- целенаправленной организацией педагогического эксперимента, результаты которого позволили уточнить теоретические позиции и скорректировать методические рекомендации;

- системным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких лет.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) выступления на научных конференциях и семинарах (Региональная научная конференция «Экономика и культура: современное состояние, перспективы развития, региональные особенности»; Всероссийская научно-методическая конференция «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы»; Межвузовская научно-практическая конференция «Модернизация и развитие дополнительного профессионального образования в едином культурно-образовательном пространстве региона; Международный конгресс «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность»); б) опубликование материалов исследования — в общей сложности опубликовано 8 работ; в) практическая деятельность автора в качестве преподавателя кафедры социально-культурной деятельности КГУКИ, в процессе которой была разработана и апробирована игровая программа по развитию творческих способностей подростков; г) экспериментальная работа по внедрению разработанной методики развития креативности в культурно-досуговых учреждениях г.Чистополя .

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате комплексного социально-педагогического анализа игровых форм досу-говой деятельности подростков:

- теоретически обоснованы социально-педагогические функции игровой досуговой деятельности, соответствующие сегодняшней социокультурной ситуации и заключающиеся, с одной стороны, в оптимизации процесса социализации личности (за счет расширения и освоения "ролевого репертуара", формирование позитивной "Я-концепции" личности подростка, снятии психологических барьеров, вызванных проблемами и негативным опытом предшествующей социализации); с другой — в обеспечении позитивной самореализации подростка за счет повышения его поведенческой свободы и готовности к инновационной деятельности;

- сформулированы принципы моделирования игровых ситуаций в процессе организации совместной клубной деятельности, реализация которых существенно повышает креативный потенциал самодеятельной досуговой общности (персонификация игрового содержания, смысловая парадоксальность вербального материала, многообразие форм индивидуального и коллективного творчества, ролевая модификация и сюжетно-ролевое самоопределение, позитивное отношение ближайшего социально-психологического окружения^;

- раскрыты условия развития творческих способностей подростков и обеспечено их методическое оснащение, позволяющее руководителю целенаправленно стимулировать мотивацию достижения и развивать лидерские качества участников клубного объединения, обеспечивать многообразие коллективной деятельности и динамичность коллективных ролей, соответствующих социально-психологической ситуации в общности и мотивам участия, формировать референтных участников, способных позиционировать высокий уровень активности и творческой самореализации, создавать позитивное отношение внешней социокультурной среды к деятельности досугового объединения.

Практическая значимость исследования: а) разработана программа развития креативности подростков, построенная на понимании сущностных функций досуговой деятельности, учитывающая индивидуальные особенности подростков и включающая специально разработанный комплекс игровых программ с использованием оригинальных технических приемов; б) обогащена и дополнена существующая методика руководства самодеятельной общностью за счет внедрения новых педагогических технологий, эффективно формирующих творческие способности личности в игровой деятельности; в) сформулированы методические рекомендации, направленные на: оптимизацию стиля руководства самодеятельной общностью; создание условий для самовыражения, самоутверждения и признания участников объединения в качестве лидеров; расширение функционального, содержательного и ролевого многообразия коллективной деятельности как условия самореализации личности участника объединения.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в подготовке специалистов социально-культурной сферы, руководителей самодеятельных объединений, лидеров общественных организаций, а также в деятельности менеджеров досуговых социально-культурных программ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Турханова, Райхана Ибрагимовна

Выводы по главе.

1. Опытно-экспериментальная работа по апробации методики развития творческих способностей подростков в досуговом объединении игровой направленности показала, что с педагогической точки зрения целесообразнее стимулировать общую способность к творчеству, не дифференцируя креативность по отдельным видам деятельности. Развитию креативности как общеличностного качества в максимальной степени способствует игровая деятельность.

2. Формирование творческих способностей личности подростка эффективнее в том случае, если целенаправленно реализуется потенциал клубных форм организации коллективной деятельности, создается оптимальная социально-педагогическая среда формирования личности.

3. Для этого руководитель объединения должен: создавать соответствующие условия, обеспечивая многообразие и динамичность коллективных ролей, позволяющих каждому подростку получить возможность самовыражения, самоутверждения и признания; стимулировать мотивацию достижения на основе присущего данному возрасту интереса к игре, а также путем совместного целеполагания руководителя и участников," диалогичности инструментальных и межличностных отношений; создавать конструктивные взаимодействия с внешней средой, способствующие развитию креативности подростка за счет позитивной оценки и признания результатов творчества участников досугового объединения.

4. Программа «Стартинейджер» - это крупномасштабный проект, реализация которого позволила повысить культурный уровень подрастающего поколения, вернуть молодежи танцевальный отдых, создать систему поиска талантов и стимулировать их развитие, вовлечь подростков в общественно полезную деятельность, существенно повлиять на формирование у подростков активной жизненной позиции, снизить преступность, наркоманию в среде подростков, повлиять на создание в среде подростков атмосферы терпимости, взаимопонимания.

5. Педагогическая результативность эксперимента была обусловлена, прежде всего, игровым характером организации совместной деятельности. Игра помогает проявиться активному началу подростка, дает возможность участвовать в своеобразных нестандартных ситуациях1. Реализуя в игре социально-значимые воспитательные задания, через систему игровых ситуаций, формируется готовность команды к социально-продуктивной коллективной деятельности.

6. Игровое движение, осуществляемое в форме самодеятельных объединений, дает подростку возможность участвовать в различных видах деятельности, учитывая особенности подросткового возраста, помогает подростку реализовать себя. Многообразие различных видов деятельности в объединениях открывает в растущем человеке потенциальные возможности для развития индивидуальности. В процессе совместной деятельности происходит переживание факта собственного уникально-неповторимого существования, осознание инициативности и непохожести на других. Межличностная коммуникация формирует у подростка ценность автономии личности и свободы ее выборов. В процессе совместной деятельности подросток обретает целостность и полноту индивидуального самосознания, смысл своего существования, оснащается технологиями творческой самореализации.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что данное исследование позволило концептуально обосновать гипотетические предположения, положенные в его основу. Были исследованы философские и психолого-педагогические аспекты креативности, дан анализ процессов социализации и индивидуализации личности, которые в работе рассматриваются в качестве базовых для формирования творческих способностей подростка, охарактеризована современная подростковая субкультура как среда и результат личностной самореализации, определен креативно

1 Игра стала неотъемлемым атрибутом стиля жизни личности. Даже в период зимних и летних каникул, когда участники самодеятельного объединения отдыхают в лагерях, они проводят занятия со сверстниками, организуют игры. педагогический потенциал игровых форм организации досуга подростка, охарактеризованы возрастные особенности и досуговые предпочтения современного подростка.

Педагогический эксперимент показал, что базовой предпосылкой, определяющей инновационный и проектный характер личности в целом, является развитие творческих способностей личности. Наиболее оптимальной формой развития творческих способностей является самодеятельное объединение, участие в котором гармонизирует индивидуальное и социальное развитие личности подростка. Креативный потенциал самодеятельной общности определяется ее деятельностной природой и компенсаторными возможностями, позволяющими снять издержки традиционных институтов социализации путем создания дополнительных условий для индивидуального самоопределения, творческого самовыражения и признания подростка. Реализация педагогического потенциала самодеятельной общности требует новой методологии руководства и соответствующих социально-педагогических технологий, ориентированных на развитие креативности и решение личностных проблем подростка.

Общие итоги исследования сформулированы в виде положений, выносимых на защиту:

1. Обоснование ведущей социально-педагогической функции игровых форм досуговой деятельности, сущность которой заключается в оптимизации процессов социализации и индивидуализации личности подростка за счет: расширения ролевого диапазона и развития ролевой пластичности; формирования позитивной "Я-концепции"; активизации творческого воображения и проектного мышления; повышения поведенческой свободы, готовности к инновационной деятельности.

2. Педагогическая концепция развития творческих способностей подростков, опирающаяся на понимание подростка как полноценного субъекта диалога, разработанная с учетом социально-психологических особенностей участников самодеятельного объединения, характер деятельности которого связан с игрой, соперничеством, соревнованием (для участников такого типа объединений характерно преобладание экспрессивно-экстравертированной направленности личности — повышенная потребность в общении, эмоциональная активность, открытость, контактность и уживчивость в группе, готовность к сотрудничеству); ориентированная на раскрытие личности ребенка, снятие возможных психологических барьеров, вызванных противоречиями и проблемами предшествующего опыта социализации.

3. Социально-педагогические условия реализации развивающего потенциала игровой самодеятельной общности:

3.1. Совместное целеполагание руководителя и участников, диало-гичности "вертикальных" и "горизонтальных" отношений, обеспечивающая позитивные социальные ожидания, оценку, признание.

3.2. Самоопределение участников объединения в рамках основного репертуара клубных ролей («координатор», «режиссёр», «директор», «наставник», «новатор», «маркетолог», «фасилитатор», «педагог»), позволяющее активизировать и индивидуализировать творческие проявления подростка в деятельности клуба.

3.3. Соответствия стиля руководства специфике деятельности объединения и психологическим особенностям его участников, стимулирующее мотивацию достижения и развитие лидерских качеств.

3.4. Многообразие и динамичность коллективных ролей, соответствующих социально-психологической ситуации в общности и мотивам участия. Это дает возможность каждому члену общности обрести собственное "амплуа", занять лидирующее положение и тем самым получить возможность самовыражения, самоутверждения, развития тех психологических качеств, которые выгодно отличают его от других участников.

3.5. Формирование и продвижение референтных участников (лидеров), задающих высокий уровень активности и творческой самореализации.

3.6. Содержательное многообразие коллективной деятельности ("веер дел"), позволяющее каждому члену общности найти вид деятельности, соответствующий психологическим особенностям.

3.7. Организация позитивного отношения внешней социокультурной среды, способствующей развитию креативности подростка за счет признания результатов творчества членов досугового объединения, позитивной оценки деятельности воспитанников со стороны значимого окружения.

4. Модель подросткового игрового клуба, включающая:

4.1. Принципы моделирования игровых ситуаций и организации совместной деятельности: персонификация игрового материала, позволяющая использовать игровые коммуникативные ситуации для решения личностных проблем подростков; смысловая парадоксальность вербального материала; многообразие форм индивидуального и коллективного творчества; ролевая модификация, обеспечивающая свободное сюжетно-ролевое самоопределение и расширяющая экспериментальное пространство для индивидуальной самореализации и творческой деятельности; позитивное отношение ближайшего социально-психологического окружения, повышающее личностную значимость стандартов творческого поведения; самоорганизация коллективной деятельности;

4.2. Направления и формы деятельности клуба: коммуникативный тренинг, формирующий стиль доверительного общения и позитивный настрой участников на интенсивное и продуктивное взаимодействие, активизирующий воображение, повышающий поведенческую свободу и готовность к инновациям (техники невербального взаимодействия, групповые дискуссии, ситуационно-ролевые игры, психогимнастические упражнения, тренинги: креативности, делового общения, ораторского искусства); включение подростков в различные виды художественной деятельности, дающие возможность каждому участнику максимально полно реализовать свое творческое «Я» (импровизационно-танцевальная программа, предполагающая тренинговые занятия, хореографические импровизации, ритмическую гимнастику, элементы акробатики, состязания по популярным молодежным танцевальным стилям); организация массовых игровых программ (творческих конкурсов, шоу-акций, КВН, фестивалей), способствующих формированию партнерских отношений с внешней средой и позитивного общественного мнения в адрес клуба и его деятельности. состязательно-игровая деятельность: импровизационно-танцевальные программы, включающие хореографические импровизации, ритмическую гимнастику, элементы акробатики, состязания по популярным молодежным танцевальным стилям; спортивные соревнования.

Таким образом, исследование показало, что игра выступает эффективной формой социально-культурной коммуникации, способом приобретения опыта социальности и сотрудничества, средством формирования солидарности. Совместный характер игрового взаимодействия и личностная активность становятся главным организующим условием развития личности ребенка и определяют воспитательно-творческий потенциал игры. Игровое сообщество в сфере досуга является оптимальной социальной микросредой развития личности, которая способствует трансляции и обмену элементами социально-культурного опыта, стимулирует личностную рефлексию, освоение навыков коллективного взаимодействия и основ социальной этики. Это позволяет рассматривать игровую досуговую деятельность как форму социального творчества, стимулирующую креативность личности как базовую черту, определяющую успешность человека во всех сферах и областях человеческой практики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Турханова, Райхана Ибрагимовна, 2006 год

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе /И.Г. Абрамова. СПб.: Образование, 1992.-58 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульхано-ва-Славская. -М.: Мысль, 1991. 229 с.

3. Аверинцев С.С. Культурология Й. Хейзинги /С.С. Аверенцев // Вопр. философии. 1969. -№ 3. - С. 169-175.

4. Азаров Ю.П. Искусство любить детей /Ю.П. Азаров. М.: Просвещение, 1987,- 127 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. JL: Наука, 1968.-339 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 416 с.

7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987.- 143 с.

8. Антюхина А.В. Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции: автореф. дис. . канд. филос. наук /А.В. Антюхина. Ростов н/Д, 1984. - 16 с.

9. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: автореф. дис. . д-ра. филос. наук: 17.00.08 /Т.А. Апинян. СПб., 1994. - 39 с.

10. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива / Е.А. Аркин //Психология школьного класса /Под ред. В. Деринга. МЛ., 1929.-С. 30-57.

11. Аронов А.А. Творчество в контексте социализации личности /А.А. Аронов //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2004. - № 2. - С. 54-62.

12. Арро Т. Игра как способ моделирования действительности /Т. Арро //Проблемы практической психологии: социально-психологические исследования. Таллин: Таллинск. пед. институт им. Э. Вильде, 1984. - С. 22-29.

13. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников /Артемова Л.В. М., 1991. 132 с.

14. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Сост. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Я.Н. Комисарова, Т.В. Добровольская. М. 2001. - 353с.

15. Баканурский А. Жизнь, игра, театральность /А. Баканурский. -Одесса: Студия «Негоциант», 2004. 272 е.: ил. - (Сад камней: Истори-ко-культуролог. серия). - 295с.

16. Бакштейн И.М. Социальное проектирование и неформальные организации в культуре /И.М. Бакштейн // Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации: сб. науч. трудов. — М., 1988. -С. 167-182.

17. Баранов П.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П.В. Баранов, В.В. Сазонов. М., 1989 . - 289 с.

18. Бартрам Н. От игрушки к детскому театру /Н. Бартман. JL: Издательство Северо-Западного обл. отд-ния Главной конторы «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1923. - 103 с.

19. Башкирцева Ю.С. Игровые основы праздника /Ю.С. Башкир-цева // Культурный слой: Исследования по истории европейской культуры. Калининград, 2001.- Т.2. - С. 81-86.

20. Бек-де-Фукьер Л. Игры древних. Их описание, происхождение и отношение их к религии, истории, искусствам и нравам /Л. Бек-де-Фукьер. Киев, 1890. - 220 с.

21. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания /И.Е. Берлянд. Кемерово: «Алеф» Гуманитарный Центр, 1992. - 96 с.

22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Э. Берн. М.: Прогресс, 1988. - 399 с.

23. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы: учеб. пособие /Т.С. Бибарцева. СПб.: СПбГУКИ, 1999.-64 с.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры /Библер B.C. М., 1991.-391с.

25. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды: Теория и история: учеб. пособие для студентов гос. ун-тов и ин-тов кулыуры /Т.П. Блинова. М.: МГУК, 1997. -90 с.

26. Блонский П.П. Игра /П.П. Блонский // БСЭ, 1-е изд. Т. 27. -М., 1936.-С. 409-412.

27. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки /Н.Н. Богомолова // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-воМГУ, 1977.-С. 106-127.

28. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества /Д.Б. Богоявленская //Вопр. психологии. 1999. - № 2. - С. 35-41.

29. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалеев. М., 1982. - 199 с.

30. Большаков В.П. Парадоксы безличного творчества /ВП. Большаков//Вопр. философии. 1982.-№ 10.-С. 144-151.

31. Большунов А .Я. Структура игровой деятельности и проектирование обучающих компьютерных игр /А.Я. Большунов, А.В. Серых // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 10-18.

32. Бондаренко М.А. Концепт «игра» в культурологическом дискурсе XX века: проблемы изучения и актуальные тенденции: автореф. дис. канд. культурологии /М.А. Бондаренко. М., 2002. - 22 с.

33. Борисова Н.И. Сценическая игра как средство гуманизации обучения в условиях внедрения ЭВМ в учебный процесс /Н.И. Борисова // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 18-26.

34. Братко А.А. Моделирование игровой деятельности /А.А. Брат-ко, П.П. Волков, А.Н. Кочергин, Г.И. Царьгородцев //Моделирование психической деятельности. -М.: Мысль, 1969. С. 178-184.

35. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком /Л.П. Буева // Культурный прогресс: Философские проблемы. М.: Наука, 1984. - С. 68-90.

36. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека /Н.В. Виденеев. М.: Мысль, 1989. - 173 с.

37. Виноградов А.В. Игровые технологии как средство развития творческих способностей старших подростков (на примере полихудожественного досугового объединения): автореф. дис.канд. пед. наук:1300.05 /А.В. Виноградов. Екатеринбург, 2002. - 17 с.

38. Волкова Л.С. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников /Волкова Л.С. М., 1983. - 194с.

39. Вольперт И.Е. Игровая психотерапия / И.Е. Вольперт // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент, 1979. - С. 232-245.

40. Воробьев Н.Н. Некоторые методологические проблемы теории игр /Н.Н. Воробьев // Вопр. философии. 1966. -№ 1. - С. 93-103.

41. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. -М., 1989.-296с.

42. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский //Вопр. психологии. 1966. - № 6. - С. 71-82.

43. Выготский Л.С. Раннее детство /Выготский Л.С Собр. соч. — Т.4.-М., 1984.-367с.

44. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. / Выготский Л.С. //Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. - т.2. - 390с.

45. Вышеславцев В.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) /В.П. Вышеславцев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. — С. 396-402.

46. Газман О.С. О понятии детской игры /О.С. Газман // Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. С. 3-10.

47. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре /В.В. Глебкин. М.: Янус-К, 1998.-168 с.

48. Глязер С.В. Познавательные игры /С.В. Глязер. М., 1951.144 с.

49. Голов А.А. Методологический анализ игры /Голов А.А //Проблемы методологии. Социально-гуманитарное сознание и особенности его методологии. М., 1985. - 198с.

50. Головин В.В. Детское игровое право /В.В. Головин //Мир детства и традиционная культура: сб. науч. тр. и материалов / Сост. И.Е. Герасимова. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1996. - С. 152157.

51. Горбачёв Ю.А. Искусство и игра. Принципы исследования их взаимосвязи /Ю.А. Горбачев //Диалектика взаимодействия природы и общества. Л.: ЛГУ, 1976. - С. 68-75.

52. Григорьев В.М. Этнопедагогика игры /В.М. Григорьев // Традиционная культура: научный альманах. 2000. -№ 1. - С. 99-106.

53. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных народных игр): автореф. дис. . канд. психологических наук /Григорьев С.В. М., 1991. - 21 с.

54. Гуревич П.С. Философия культуры / Гуревич П.С. М., 1995. -411с.

55. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь (Критич. анализ) /Давыдов Ю.Н. М.: Наука, 1980. - 264 с.

56. Дадамян Г.Г. Проектирование культурных процессов по «образцам» / Г.Г. Дадамян //Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. - С. 43-54.

57. Детская психология. /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Ленинград, 1988.-412с.

58. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-С. 187-195.

59. Джонс Дж. К. Методы проектирования / К. Дж. Ждонс; пер. с англ. 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

60. Диагностика эмоционально-нравственного развития /Ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002. - 215с.

61. Добринская Е.И. Свободное время и развитие личности /Е.И. Добринская, Э.В. Соколов. Л., 1983. - 32 с.

62. Добринская Е.И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема: дис. кан. филос. наук: 17.00.08 /Добринская Е.И. Л., 1975.-179 с.

63. Донцов А.И. Эмоция как ценность /А.И. Донцова. М.: Политиздат, 1987. - 272 с.

64. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве /Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева //Вопр. психологии. 1999.-№ 2.-С. 101-106.

65. Дубровинская Н.В.Психология ребенка / Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. М., 2000. - 249с.

66. Дудченко B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций / Дудченко B.C. //Нововведения в организациях. -М., 1983 С. 173-187.

67. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология /П.М. Ершов. -М.: Искусство, 1972. 304 с.

68. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств /А.Д. Жарков. -М.: Изд-во МГУК, 1998. 248 с.

69. Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры / Жежко И.В. // Прорыв в реальность. М.,

70. Жежко И.В. Игры открытого типа как средство активизации человеческого фактора. Обзор /Жежко И.В. — М., ИНИОН, 1988. -213с.

71. Жежко И.В. Проектные игры в культуре /И.В. Жежко //Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. -М, 1986.-С. 143-154.

72. Жигульский К. Праздник и культура /К. Жигульский. М.: Прогресс, 1985. - 336 с.

73. Жигун А. М. К анализу особенностей рефлексии в игровой деятельности /А. Жигун //Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. - С. 32—41.

74. Жуков В.Н. Игровая концепция культуры и проблема преемственности традиции гуманизма /В.Н. Жугов // Человек. Философия. Культура. 1984. - Вып. 1. - С. 39-42.

75. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение /Р.И. Жуковская. М., 1975. - 193 с.

76. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики /Т.Е. Жураковский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 510 с.

77. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений /Запесоцкий А.С., Файн А.П. -М.: Профиздат, 1990. 224 с.

78. Захаров А.В. Карнавал в две шеренги. К истории советских массовых празднеств /А.В. Захаров // Человек. 1990. - № 1. - С. 51-58.

79. Зеньковский В.В. Психология детства (Философско-психологическая библиотека) /В.В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 347 с.

80. Зрелищно-игровые формы народной культуры: сб. науч. ст. / Отв. ред. JI.M. Ивлева. JL: ЛГИТМиК, 1990. - 239 с.

81. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора /Л.М. Ивлева. СПб., 1998. - 195 с.

82. Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. / Ред. Н.П. Аникеева. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.

83. Игра дошкольника. / П.Я. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Арте-мова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989. - 385с.

84. Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Пер. с англ. М.: «Прагматикакультуры», 2003. - 431 с.

85. Игра, творчество, развитие: материалы межрегион, пед. конф. Обнинск: Интерколледж, 1994. - 67 с.

86. Игровое пространство культуры: материалы науч. форума, 16 апреля 19 апреля 2002 г. - СПб.: Евразия, 2002. - 383 с.

87. Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука, 1988.-270 с.

88. Искусствознание и психология художественного творчества. -М.: Наука, 1988.-351 с.

89. Исупов К.Г. В поисках сущности игры /К.Г. Исупов // Философ. науки. 1977.-№6.-С. 157-161.

90. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отноше-ниий /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1985. - 223 с.

91. Каган М.С. Человеческая деятельность /Каган М.С. М., 1974. -212 с.

92. Казакова Н.Т. Феномен игры в философии: методологический анализ: автореф. дис. . д-ра. философ, наук: 09.00.00 / Казакова. Иркутск, 1999.-40 с.

93. Казанова Н.В. Социальный феномен игры в контексте дея-тельностного подхода: автореф. дис. . канд. философ, наук: 09.00.10 / Н.В.Казанова. Волгоград, 2002. - 23 с.

94. Камаева Г.И. Театрализованная игра и её влияние на воспитание старшекласника: автореф. дис. . канд пед. наук.: 13.00.05 /Г.И. Камаева. — Д., 1983 .— 16с.

95. Каптерев П. О детских играх и развлечениях /П.О. Каптерев // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1898. - вып. 4. -С. 1-57.

96. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учеб. пособие /О.А.Карабанова. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- 191 с.

97. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам /Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. - М., 1982. - 281с.

98. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. -М., 1986. -219с.

99. Киппер Д.А. Основы психодрамы: понятия и принципы /Д.А. Киппер // Иностранная психология. 1994 - Т. 2. - № 1 (3). - С. 64-71.

100. Клапаред Э. Психология ребёнка и экспериментальная педагогика /Э. Клапаред. СПб., 1911. - 215с.

101. Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта /В.М. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике).

102. Клаус Г. Философские аспекты теории игр /Г. Клаус //Вопр. философии. 1968. - № 8. - С. 24-34.

103. Коган J1.H. Человек общество - культура / Коган J1.H. -Екатеринбург, 1993. — 77 с.

104. Комиссаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление. /Комиссаренко С.С. СПб: СП6ГАКД997. -157с.

105. Кон И.С. Люди и роли /И.С. Кон // Новый мир. 1970. -№12.-С. 168-191.

106. Кон И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -367 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

107. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович. М.: Высшая школа, 1990. - 208 с.

108. Коффка К. Основы психологического развития /К.Коффка. -М.-Л., 1934.-С. 224-225.

109. Крюков М.М. Деловые игры и гуманитарное знание /М.М. Крюков // Alma Mater. Вестник высшей школы. 1991. - № 10. - С. 2236.

110. Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком: автореф. дис. . канд. философ, наук: 09.00.10 /И.В. Куликова. М.,1999.-23 с.

111. Кульчицкая Е. И. О развитии чувств / Кульчицкая Е.И. //Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. М.,2000. -327с.

112. Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы регуляции социального поведения /В.П.Ленкович //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 212-236.

113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.

114. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / Лисина М.И. -М., 1986.-391с.

115. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики /Б.Т. Лихачев // Педагогика. 1999. -№ 1. - С. 10-19.

116. Логвинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ /И.И. Логвинов. -М.: Педагогика, 1980. 127 с.

117. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологических и культурных сферах /К. Лоренц //Природа. 1969. - № 11. - С. 42-51.

118. Лосс В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов: методические вопросы /В.Г. Лосс // Психологический журнал. 1982. - Т. 3 - № 5 - С. 73-81.

119. Лук А.Н. Эмоции и личность /Лук А.Н. М., 1982. - 312. с.

120. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива /А.Н. Лутошкин. -М: Педагогика, 1988. 128 с.

121. Льюис Р.Д. Игры и решения. /Р.Д. Льюис, X. Райфа; пер. с англ. М., 1962. - 642 с.

122. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования /А.И. Мазаева. М.: Наука, 1978. - 392 с.

123. Максютин Н.Ф. Социальная роль досуга и особенные возможности его влияния на личность / Максютин Н.Ф. //Педагогические ресурсы досуга-Казань: Медицина, 1996 140 с.

124. Манусова Я.Ю. Игровая культура в системе современных средств массовой информации: автореф. дис. . кан. культурологи: 24.00.01 / Я.Ю. Манусова. СПб., 1999.-24 с.

125. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики /А.Г. Маслоу; пер. с англ. A.M. Татлыдаевой; науч. ред., вступ. статья и ком-мент. Н.Н. Акулиной СПб., 1997 - 430 с.

126. Материалы симпозиума по психологии и педагогике игры. -М.: Просвещение, 1966. 200 с.

127. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников / Маханева М.Д. //Дошкольное воспитание, 1999. - № 11- с.6 - 15.

128. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры /Межуев В.М. М.: Гос. биб-ка СССР, 1983. - 40 с.

129. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Мендже-рицкая Д.В. -М., 1982.-197с.

130. Миллер С. Психология игры /С. Миллер,- СПб.: Университетская книга, 1999 —320 с.

131. Мир детства и традиционная культура: материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова (Виноградовские чтения) / Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. М., 1990. - 175 с.

132. Мирская Е.З. Наука, технология, общество /Е.З. Мирская, Е.М. Мирский //Вопр. философии. 1970. — № 5. - С. 166-174.

133. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. М.: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж, 1997.-79 с.

134. Мишле А. Учитель и игра /А. Мишле // Перспективы. — 1987. -№ 1.-С. 112-125.

135. Морено Дж. Обзор психодраматических техник /Дж. Морено // Моск. Психотерапевтический журнал. М., 1993. - С. 77-86.

136. Надеждина Р.Г. Игра и взаимоотношения детей /Р.Г. Надеж-дина // Дошкольное воспитание. Материалы симпозиума по педагогике и психологии игры. М., 1964. - № 4. - С. 78-79.

137. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? /Т.С. Назарова // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 20-27.

138. Никифоров A.JI. Деятельность и свобода /A.JI. Никифиров // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. -С. 330-344.

139. Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации: автореф. дис. канд. психолог, наук: 19.00.11 /Л.И. Новикова. М., 1985. - 17 с.

140. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия /В.Н. Но-суленко. -М.: Наука, 1988. 216 с.

141. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. -М., 1984.-211с.

142. Общая психология / А.В. Петровский, А.В. Брушменский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. - 429с.

143. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 303 с.

144. Орлов О.JI. Праздничная культура России /О.Л. Орлов; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2001. - 160 с.

145. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни /X. Ортега-и-Гассет // Философ, науки. 1991. - № 12. - С. 137-152.

146. Панкратьев И.П. Проектные установки при решении социальных проблем досуга /И.П. Панкратьева //Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986. - С. 55-66.

147. Пантина Н.С. Исследование игры как детской деятельности /Н.С. Пантина // Дошкольное воспитание. Материалы симпозиума по педагогике и психологии игры. М., 1964. - № 4. - С. 80-82.

148. Панфилов В. Игровое действо праздника /В. Панфилов //Праздник. 2001. - № 1. - С. 22-26.

149. Панфилова А.П. Интерактивные технологии формирования коммуникативной компетентности руководителей социально-культурной сферы: автореф. дис. д-ра пед. наук /А.П. Панфилова. -СПб., 2001.-43 с.

150. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории /Б.Д. Парыгин. -М.: Мысль, 1971. 351 с.

151. Педагогика и психология игры: сб. науч. тр. /Под ред. Н.П. Аникеевой. Новосибирск, 1985. - 128 с.

152. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности /В.А. Петровский. Самара, 1997. - 102 с.

153. Пиаже Ж. Психология интеллекта: избранные тр./ Пиаже Ж. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

154. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: учеб. /В.Я. Платов. -М.: Профиздат, 1991. 192 с.

155. Пономарев В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы: учеб. пособие /В.Д. Пономорев; Департ. образования Администр.; ОблИУУ. Кемерово, 1997.-109 с.

156. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: учеб. пособие /В.Д.Пономорев. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995- 72с.

157. Пригожин А.И. О типологии игр /А.И. Пригожин // Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы. М., 1987. - С. 76-83.

158. Прядеин А.П. Социальные и исторические основы игровой деятельности: автореф. дис. . канд. философ, наук: 09.00.00 /А.П. Прядеин.-М., 1970.-26 с.

159. Ретюнских JI.T. Игра как она есть или онтология игры /Л.Т. Ретюнских. — М.-Липецк, 1997. 150 с.

160. Роджерс К.Р. К науке о личности /К.Р. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 199-230.

161. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. /С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989 - Т.2. - 328 с. - (Труды д. чл. и чл,-кор. АПН СССР).

162. Руденский Е.В. Феноменология и социальная технология праздничного общения: автореф. дис. д-ра социологических наук: 22.00.01 /Е.В. Руденский. М., 1991. - 45 с.

163. Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение /П.А. Рудик.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 64 с.

164. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. /Под ред. М. А. Васильевой. М., 1986. - 182с.

165. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии /Н.Б. Сазонтьева //Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. - С. 27-34.

166. Сакулина Н. Игра и формирование художественного образа /Н. Сакулина //Дошкольное воспитание. 1964. - № 4. — С. 69-71.

167. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи /Салахутдинов Р.Г. Казань: Гран-Дан, 1999. - 462с.

168. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Т.К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. - 256 с.

169. Сидоркин A.M. Игровой аспект воспитания /A.M. Сидоркин //Игра в педагогическом процессе: межвузовский сб. науч. тр. /общ. ред. Н.П. Аникеевой. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - С. 62-70.

170. Синецкий С.Б. Взаимодействие клубных учреждений и инициативных объединений в сфере досуга. Автореф. дисс. канд. пед. наук / Синецкий С.Б.-СПб: ГИК, 1991.-16 с.

171. Смирнов С.А. Структура и временная организация игры /С.А. Смирнов //Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. - С. 34-43.

172. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. -М.: Наука, 1988.-232 с.

173. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры /Соколов Э.В. -М.: Интерполис, 1994. 269 с.

174. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр творчество - дети» /Сорокина Н.Ф. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1002. -219с.

175. Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы: сб. науч. трудов. М., НИИ культуры. 1987. - 178 с.

176. Степанов Н.И. Наука и игра: сопоставление и аналогия /Н.И. Степанов //Теория познания и современная физика. М., 1984. - С. 7587.

177. Столович JI.H. Искусство и игра /Л.Н. Столович. М.: знание, 1987.-64 с.

178. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учеб. пособие /В.Я. Суртаев. СПб., 200£ - 208 с.

179. Тайлор Э.Б. История игр /Э.Б. Тайлор // Новое время. 1898. -Т. 2. -№ 21-22. - С. 539-555.

180. Татищева Е. Новое в детских играх /Е. Татищева // Дошкольное воспитание: материалы симпозиума по педагогике и психологии игры. 1964. - № 4. - С. 71-72.

181. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. СПб.: СПбГАК, 1997. - 275 с.

182. Триодин В.Е. Клуб и свободное время /Триодин В.Е. М.: Профиздат,1982. - 136 с.

183. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Уч. пос. для вузов искусств и культуры /Туев В.В. М.: МГУКиИ, 1999.-250с.

184. Турханова Р.И. Игровые технологии как форма организации деятельности клубного объединения. Учебное пособие /Турханова Р.И. Казань: изд-во КГУКИ, 2005. - 53 с.

185. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В. Запорожца / Усова А.П. -М., 1976.-259с.

186. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре / В.И. Устиненко // Философские науки. 1980. - № 2. - С. 69 - 77.

187. Флерина Е.А. Игра и игрушка. / Под ред. Д. В. Менджериц-кой / Флерина Е.А. М., 1979. - 184с.

188. Формирование потребности личности в общении: сб. научн. тр. / Под ред. Н.П. Аникеевой. Новосибирск, 1981. - 119 с.

189. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками / Фролова Г.И. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986 - 160с.

190. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня /Й. Хей-зинга; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян; пер. с нидерл. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

191. Хренов Н.А. Игра в истории культуры /Н.А. Хренов //Традиционная культура. 2001. - № 1. - С. 7-20.

192. Хромова И.В. Изучение состояния личности во время игры /И.В. Хромова // Педагогика и психология игры. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985.-С. 106-114.

193. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? /А.В. Хуторской // Дополнительное образование. 2001. — № 1. - С. 4-10.

194. Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы /Г.А. Цукерман // Вопр. психологии. 1999. - № 2. - С. 110-113.

195. Чаган Н.Г. Игры и творчество: теория, практика, проблемы /Н.Г. Чаган . Кемерово, 1987. - 45 с.

196. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Монография. / Шамсутдинова Д.В.- Казань: Изд-во Казан, ин-та, 2001. 256 с.

197. Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. Монография /Шамсутдинова Д.В. Казань: Изд-во Казан, ин-та, 2002. - 283 с.

198. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры /С.А. Шмаков. М.: Новая Москва, 1994. - 240 с.

199. Щупов Г.К. В поисках сущности игры /Т.К. Щупов //Философские науки. 1987. - №6. - С. 38-44.

200. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. 2-е изд. -М., 1999.-360 с.

201. Эмоциональное развитие дошкольника. /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985. -392с.

202. Юнг К.Г. О становлении личности /К.Г. Юнг //Конфликты детской души. -М., 1994.-С. 186-199.

203. Я Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. /Сост.: О. Л. Князева. - М., 2003.

204. Якобсон П.М. Общение людей как психологическая проблема /П.М. Якобсон. М.: Знание, 1973. - 32 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.