Информационное вещание петербургских FM-радиостанций: Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Ионкина, Евгения Николаевна

  • Ионкина, Евгения Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 231
Ионкина, Евгения Николаевна. Информационное вещание петербургских FM-радиостанций: Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2005. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ионкина, Евгения Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК РАДИОВЕЩАНИЯ САНКТ

ПЕТЕРБУРГА: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ.

1.1. Музыкальные FM-радиостанции Санкт-Петербурга: экономические, правовые и социальные факторы развития.

1.2. Модели организации FM-радиостанций. Программный отдел как структурный компонент.

1.3. Социологический профиль и информационные потребности аудитории FM-радиостанций (результаты медиаисследований).

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПРОГРАММЫ НА КОММЕРЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

РАДИОСТАНЦИИ.

2.1. Новости на FM-радиостанции: источники и принципы сбора информации.

2.2. Информационные жанры на коммерческой радиостанции.

2.3. Критерии отбора новостей для информационных программ, принципы редактирования новостных текстов.

2.4. Драматургия и язык информационной программы, особенности речи ведущих новостных программ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационное вещание петербургских FM-радиостанций: Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты»

Актуальность исследования. В последнее время в центре внимания современной науки находится феномен глобального мира. В условиях глобализации, сопровождающейся массовой перестройкой общественного и индивидуального сознания, ведущее место отводится средствам массовой коммуникации. Динамичное информационное воздействие на массовое сознание приводит к тому, что люди начинают жить в мире «информационных фантомов», в котором привычная, повседневная реальность оценивается с позиции опыта и ценностей, получаемых не от своего непосредственного окружения, а от комплекса существующих в обществе информационных технологий, в первую очередь средств массовой информации1.

Новые коммуникационные технологии меняют наше представление о процессах массовой коммуникации. Односторонняя коммуникация все более эволюционирует в интерактивные и транзактные формы. Интерактивные компоненты отдельных СМИ сглаживают различия между такими классическими понятиями как «отправитель» и «получатель». Журналистика эпохи глобального информационного поля превращается в некую систему «media-fusion», образованную путем объединения нескольких каналов. Такое слияние усиливает процесс воздействия информации на объект ее передачи.

Чтобы успеть за динамично развивающимся миром, журналисты вынуждены осваивать новые методы постижения действительности и новые технологии и формы презентации информации. Все это диктует

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина. М., 2000. С. 59.

2 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 426. необходимость нового научного концептуального подхода к изучению журналистики.

Российский медийный рынок — один из самых динамично развивающихся рынков в мире. Этому способствует благоприятная экономическая ситуация и совершенствование технологий, увеличение объёмов рынка рекламы, приток инвестиций3. В последнее десятилетие особенно интенсивно развивается радиорынок.

Начиная с 1996 г., наблюдается тенденция к объединению СМИ, их концентрации: на территории России стали создаваться мощные информационные структуры — медиахолдинги, гарантирующие значительную экономическую выгоду, а также эффективные способы сбора и распространения информации. Эта тенденция. распространяется на радиокомпании (образованы крупнейшие радиохолдинги «Европа плюс» и «Русская Медиа-группа»).

Стремление к консолидации просматривается и на региональном уровне. Наряду с московскими, в Санкт-Петербурге действуют два местных холдинга: «Metro-Media» и «Балтийская медиа-группа». Тенденция к распространению московского вещания на различные территории страны, постепенно сменяется концепцией локального контента и появлению значительного количества региональных FM-станций, преимущественно музыкальных. Реактивный маркетинг местных станций и ориентация на локальность становятся теми факторами, которые определяют успех и повышенное внимание со стороны аудитории к радиовещательным каналам4.

Новые экономические условия и высокая востребованность информации о текущих событиях в политической, экономической,

3 Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2002.

4 Ильченко С. Н. Локальность в региональном телевизионном контенте // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности. Материалы вторых северозападных чтений. СПб., 2004. С. 15. социальной сферах диктуют появление усовершенствованных моделей организационных структур построения радиостанций и расширения информационного вещания. Средства массовой информации ориентируются сегодня на распространение, прежде всего, новостных потоков, фокусируют внимание массовой аудитории на сиюминутном отражении мира. Фактор сиюминутности становится решающим. Структурные элементы медийного содержания - это масса информации. Именно новости выражают информационную политику любого радиоканала, в том числе и музыкального.

Музыкальные коммерческие радиостанции, становление которых приходится на 1990-е гг., динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Значительное преобладание в количественном отношении негосударственных радиовещательных каналов над государственными3, требует более пристального, глубокого и всестороннего изучения форм и методов передачи информации коммерческими структурами.

Вместе с тем, исследователи отмечают противоречивость в развитии современного радиовещания. С одной стороны, деидеологизация и экономическая свобода создают простор для журналистского творчества, с другой стороны, не всегда радиожурналисты оказываются способными продемонстрировать высокий уровень своей работы: непродуманность в содержании, композиции и форме подачи информации; не всегда соответствует культурным кодам манера речевого поведения у микрофона журналистов6.

5 В целом по России в 1998 г. насчитывалось 1103 коммерческих радиовещателя // Телевидение и радиовещание России. Официальный справочник. М., 1998. С. 4.

6 Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2004. С. 4.

Важным явлением в структуре радиовещательного рынка является городское радио. В контексте филологических и культурологических исследований города (город-как-письмо, город-как-дискурс, город-как-образ)7 особенно важно изучение городского радио, отражающего жизнь огромного множества людей в современном мире — их повседневность и привычки, пристрастия, интересы, поскольку это дает горожанам ощущение места времени и идентичности (Ж. Бодрийяр, Р. Барт).

Степень научной разработанности проблемы. Исследователями накоплен богатый опыт в изучении истории, процессов и тенденций, происходящих в советском радиовещании. В научной литературе достаточно полно отражены роль и значение Центрального и Ленинградского радио в годы Великой Отечественной войны, особенности применяемых о радиожурналистами для общения со слушателями форм, жанров и методов . Процессы, происходящие в отечественном вещании накануне перестройки, проанализированы в книге «В диапазоне современности: радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом» (М., 1985). Ее авторы (А. Волков, М. Микрюков, И. Руденко, В. Ружников, И. Тхагушев) выявили основные тенденции развития радиовещания, нашедшие отражение уже позже во времена реформ.

Современной научной литературы, затрагивающей деятельность музыкальных FM-радиостанций, существует мало. Среди российских ученых, уделяющих самое пристальное внимание современному состоянию, проблемам и перспективам развития коммерческого музыкального FM

7 Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2004. № 3. С. 98-111.

8 Горяева Т. М. Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 19201930-х годах. М., 2000; Ковтун В. Г. Радио - важнейшее идеологическое оружие Ленинградской партийной организации в период героической обороны города (июнь 1941 — январь 1944 гг.). Автореф. дисс. . канд. истор. наук. Л., 1975; Ружников В. Н. Так начиналось: Историко-теоретический очерк становления советского радиовещания 1917— 1928. М., 1987. вещания, следует назвать JI. Д. Болотову, А. А. Добчинского, В. В. Мариновича, В. В. Смирнова, И. Н. Тхагушева, А. А. Шереля9 и других. Они анализировали отдельные аспекты функционирования коммерческих СМИ, поднимали и рассматривали вопросы программирования и структурирования радиопрограмм.

Концептуальное значение для данного исследования имела работа Т. В. Васильевой, Г. Н. Петрова, В. Г. Осинского «Курс радиотелевизионной журналистики» (СПб., 2004). На примере богатого эмпирического материала авторы рассмотрели формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы общения журналиста с аудиторией.

Особое значение придается изучению вопросов лингвистики, стилистики, орфоэпии в радиоречи. Большинство исследователей критически оценивают речь ведущих музыкальных радиопрограмм, отмечая в ней традиционный набор клишированных речевых средств, объединенных общей психологической тональностью и сниженной стилистической окраской10.

Широкие возможности для анализа современного состояния отечественного коммерческого радиовещания дало изучение

9 Болотова JI. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2004. № 2.; Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1996; Маринович В. В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1997; Смирнов В. В. 1) Жанры радиожурналистики. М., 2002; 2) Формы вещания: Функция, типология, структура радиопрограмм. М., 2002; Тхагушев И. Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1994. № 6; Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000.

10 Бойкова Н. Г., Коньков В. И., Попова Т. И. Устная речь. Л., 1998; Вербицкая JI. А. Давайте говорить правильно. М., 2001; Коньков В. И. I) Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004; 2) Экология городской речевой среды // Журналистика: исследования - методология - практика: Сборник статей / Отв. ред. Г. В Жирков СПб., 2004; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой массмедиа. СПб., 1999; Сметанина С. И. 1) Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003; 2) Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2003. функционирования зарубежных СМИ, опыт которых изложен в трудах целого ряда российских и западных ученых11.

Для решения исследовательских задач использовались общие работы по теории журналистики И. И. Засурского, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, Е. П. Прохорова, А. С. Пую, JI. Г. Свитич, В. А. Сидорова, А. А. Тертычного, И. П. Яковлева и других12.

Однако, несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме влияния СМИ на общество и культуру, языковым особенностям радиовещания, роли последнего в социокультурном наполнении пространства, фундаментальных исследований, прослеживающих функционирование и проблематику музыкальных коммерческих радиостанций в радиожурналистике практически нет. В научной литературе нет и специальных работ, всесторонне обобщающих опыт работы коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга, существующих уже второе десятилетие.

Объект исследования - петербургские музыкальные FM-радиостанции в контексте модернизации СМИ России; речевая деятельность журналистов-ведущих информационных программ (ди-джеи в данном случае не рассматриваются как объект исследования). Выбор объекта мотивирован

11 Афанасьев Ю. Е. Современное международное вещание: проблемно-тематическая структура информационно-аналитических программ радио «Свобода» на русском языке. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 2005; Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М., 2004; Михайлов С. А. 1) Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2004; 2) Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004; 3) Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002; Hachten W. A. The troubles of journalism: A critical look at what's right and wrong with the press. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2001.

12 Засурский И. И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М., 2001; Ким М. Н. 1) Жанры современной журналистики. СПб., 2004; 2) Новостная журналистика. СПб., 2005; Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995; Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб., 2004; Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М., 1998; Свитич JI. Г. Феномен журнализма. М., 2003; Сидоров В. А. Социология журналистики. СПб., 1999; Тертычный А. А. 1) Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998; 2) Жанры периодической печати. М., 2000; Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004. тем, что, с одной стороны, FM-радиостанции как информационные каналы сохраняют во многом традиции ленинградского радиовещания, отличающегося особым стилем. С другой стороны, функционирование данных станций в процессе формирования радиорынка Петербурга является типичным. Те же этапы становления переживали и другие радиостанции в регионах: появление ретрансляторов, экспансия московских радиостанций, создание местных радиоканалов, начало конкурентной борьбы, что позволяет на основе опыта петербургских музыкальных FM-радиостанций спрогнозировать и выработать практические рекомендации для других радиостанций, функционирующих в России в условиях политической и экономической самостоятельности.

Предмет исследования - специфика функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций, технология создания информационных радиопрограмм, текстовые факторы воздействия новостной информации на аудиторию.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1990 года (момента возникновения коммерческих музыкальных радиостанций) и по настоящее время. Выбор такого периода объясняется необходимостью проследить динамику развития коммерческих радиостанций с целью более полного анализа современной ситуации и возможности прогнозирования дальнейших тенденций развития.

Актуальность темы диссертации и степень ее научной разработанности определили следующие цели и задачи исследования:

Цель исследования — выявить тенденции развития FM-радиостанций в структуре информационного городского вещания и специфику современных технологий и форм общения с радиоаудиторией.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

- определить факторы и условия возникновения и становления коммерческих радиостанций в конце XX — начале XXI века;

- проследить эволюцию функций радио в контексте развития современных СМИ;

- дать структурно-функциональную характеристику музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга как субъектов, формирующих социокультурное пространство города;

- выявить особенности взаимодействия коммерческого радиовещания и аудитории, а также способы психологического воздействия на нее;

- изучить принципы программирования и показать технологию подготовки информационных программ на музыкальных радиостанциях;

- проанализировать содержание и языковые особенности новостных текстов; специфику их редактирования.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием, предлагающим оптимальную модель функционирования информационной службы в рамках музыкального вещания Санкт-Петербурга. Новизна исследования может быть выражена в трех позициях:

1) Впервые объектом является совокупность всех музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

2) Впервые на основе структурно-функционального анализа изучена система функционирования петербургских музыкальных FM-радиостанций; детально исследованы принципы и технология информационного вещания на всех музыкальных радиоканалах города. На большом эмпирическом материале изучена специфика деятельности отделов информации, сформулирован комплекс задач, направленных на повышение качественного уровня новостной журналистики коммерческих радиостанций.

3) Впервые дан прогноз дальнейшего развития музыкальных FM-радиостанций в контексте единого социокультурного пространства.

Методы исследования. Автор руководствовался, прежде всего, основополагающими исследовательскими принципами филологических наук. Определяющее место занимает лингвистический анализ текстов радиосообщений (в период со 2 февраля по 28 декабря 2004 года автором был собран личный архив, насчитывающий около тысячи текстов радиосообщений 16-ти музыкальных коммерческих FM-радиостанций Санкт-Петербурга; детальный лингвистический анализ был проведен на основе 60-ти текстов, собранных в указанный период).

В диссертации использованы: метод моделирования при исследовании структурно-организационных моделей радиокомпаний; психологические и социологические методы — опрос (телефонный опрос ведущих и руководителей информационных программ музыкальных коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга в период со 2 февраля по 1 марта 2004 года), анкетирование (в период с 11 января по 1 февраля 2005 года методом случайной выборки было опрошено 107 человек в возрасте от 25 лет до 55 лет), контент-анализ (проведен мониторинг 160 информационных выпусков на 16-ти коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Петербурга в период с 10 марта по 11 апреля 2004 года), конкретное социологическое исследование маркетинговой компании «Комкон-СПб» (проводилось в июле 2001 года в Петербурге; в течение месяца были опрошены 4 группы (2 группы мужчин, 2 — женщин) в возрасте от 25 до 45 лет).

Источниковедческой базой послужили расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 16-ти музыкальных FM-радиостанций Санкт-Петербурга в течение 2004 года; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания (например, http://www.guzei.com; http://www. finspb.dax.ru; http://www.radiostation.ru и т.д.). Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» (2003-2005), «Журналист» (1993-2004), «Среда» (1999-2005) и «Мир русского слова» (2002-2003), уделяющий внимание проблемам радиоречи. Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря текущим архивам радиостанций «Спутник» и «Авторадио», а также работе диссертанта над личным архивом, в который вошли тексты информационных программ FM-радиостанций Санкт-Петербурга.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и выводов в практической и теоретической работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Апробация темы. Основные положения и выводы диссертации изложены и обсуждены на межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2002,2003,2005 годов); на научно-практической конференции по актуальным проблемам журналистики (Екатеринбург, УРГУ, факультет журналистики, 2003 год); ежегодном научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2003, 2005 годов). Диссертант в течение пяти лет работает редактором и ведущим информационных программ на коммерческих музыкальных FM-радиостанциях Санкт-Петербурга — «Северная столица», «Спутник», «Авторадио».

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Ионкина, Евгения Николаевна

ВЫВОДЫ:

1. Руководители музыкальных FM-станций сознают необходимость создания информационной службы как обязательного элемента структурной организации коммерческой радиостанции, так как наличие информационных блоков на музыкальных радиостанциях отвечает растущими потребностями аудитории в оперативной и многоаспектной информации о событиях, происходящих в городе и стране. Социологические исследования неоднократно это подтверждали.

2. Результатом работы журналиста или группы журналистов (в зависимости от финансовых возможностей радиостанции) становится информационный выпуск, отражающий панораму происходящих событий в определенный промежуток времени.

3. Моделирование информационного выпуска включает в себя всю технологическую цепочку сбора, отбора, обработки и распространения информации; получение эффективных результатов на каждом этапе.

284 Литературное чтение: Из американских лекций по радиовещанию // Radio to radio. 2004. № 2. Февраль. С. 26-27.

Оперативная работа журналиста сопряжена со многими трудностями, основными из которых являются:

• закрытость многих источников информации - как государственных, так и частных; замалчивание новости сотрудниками пресс-служб, их бюрократизм и неосведомленность; неоперативность работы информационных агентств; сокращение числа официальных каналов получения информации;

• низкая степень декодируемости материалов информационных агентств и документов, поступающих от сотрудников пресс-служб, чрезмерная детализация в изложении сообщения, незнание специфики журналистской деятельности, - все это требует большого количества времени на обработку полученных данных.

4. Исследование проблем функционирования коммерческих радиостанций выявило тенденцию к «облегчению» новостей, когда серьезная журналистская информация уступает место развлекательной и завлекательной новости. Сенсационность, зрелищность, драматичность значительно потеснили оперативность, актуальность и социальную значимость информации.

5. Во многом информационный продукт на разных коммерческих радиостанциях унифицирован: используются типичные приемы привлечения и удержания внимания слушателей; сходные схемы построения новостного текста.

6. Драматургия информационного выпуска во многом определяется спецификой работы конкретной радиостанции, ее форматом, информационной политикой.

7. Эффективность деятельности журналиста в процессе моделирования информационной программы, ее уравновешенность, выразительность, логическая последовательность изложения материала зависят от выбора структурной модели, удовлетворяющей требования аудитории и создающей предпосылки для положительной оценки выступления ведущего. Немаловажную роль в этом играет также знание журналистом таких психических функций человека, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

8. Определяющее значение на стадии распространения информации имеют голосовые характеристики радиоведущего. Основными звуковыми характеристиками являются: тембр, высота, скорость произнесения, громкость. В речевой коммуникации радиоведущего выделяются как особые голосовые явления различные экспрессивные уровни речи: интенсивность, общий уровень тона, расширенный регистр и сжатый регистр.

9. В целом информационные выпуски представляют собой четко срежиссированный информационный спектакль, призванный наиболее полно, доступно, тактично и грамотно отразить картину происходящих событий дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массмедиа динамично развиваются в глобальном информационном пространстве, в котором все большее место принадлежит новым коммерческим структурам. Мультимедийность, интерактивность, оперативность, технологичность и актуальность коммерческих музыкальных радиостанций позволили им успешно войти в информационное пространство, развиваться в нем, осваивая новые способы управления общественным сознанием. Политические, идеологические, технические, финансовые и психологические изменения, произошедшие в России в начале 90-х годов, приводят к реформированию радиовещания. Под воздействием рыночных факторов городское радио становится элементом бизнес-структуры.

Как показывают последние маркетинговые исследования, в настоящее время внимание большей части рекламодателей и аудитории концентрируется вокруг музыкальных коммерческих FM-радиостанций. В Санкт-Петербурге выявлено 23 таких станций, представляющих разные форматы и музыкальные направления. Как показало данное исследование, городское радио становится частью глобального информационного производства, так как именно ему отводится важная роль в создании, кодировании и декодировании информации, влияющей на процесс принятия решений, тем самым, достигается управление поведением аудитории.

Анализ деятельности радиостанций мегаполиса показывает: ежедневно радио сообщает массу данных о месте действия, картинах, в которых разворачиваются яркие события. Городское радио становится выражением интересов, ожиданий слушательской аудитории. Радио Санкт-Петербурга способно передавать уникальность города, воссоздавать его картины, давать жителям структурно значимые осознаваемые ориентиры.

Эффективность Санкт-Петербургских вещательных корпораций во многом определяется умением работать в новых рыночных условиях, на основе соблюдения принципа порядка возрастающей приоритетности, информационной значимости, информационной ценности, информационной упорядоченности.

Важным этапом развития отечественного радиорынка стало появление крупных медиахолдингов, вступивших в конкурентную борьбу. С целью привлечения к себе большего количества рекламодателей радиохолдинги выходят на региональный рынок, создавая там собственные сети вещания. Выявлено: в настоящее время самой крупной в России сетью музыкальных радиостанций является «Русское радио» (700 городов вещания в России, Украине, Казахстане, Молдавии, Киргизии, Армении, странах Прибалтики и США с ежедневной потенциальной аудиторией свыше 120 миллионов человек).

Для удержания своих позиций коммерческие радиостанции переходят к комплексным рекламным компаниям, образуя альянсы с другими СМИ, как правило, с телевидением. Среди существующих альянсов радио-телевидение выявлено два крупных объединения: «Русское радио» - Общественное Российское Телевидение, «Авторадио» — Российский канал.

В условиях жесткой конкуренции с целью привлечения к себе большего количества рекламодателей важными признаками эффективности вещания на FM-радиостанциях служат: легитимность (лицензирование станции); внедрение принципов менеджмента и маркетинга в работу радиостанции; понимание новой философии рыночной экономики; репутация — устойчивое мнение аудитории о качестве канала, его содержательной насыщенности; престиж, достигаемый каждодневной работой, направленной на поиск и распространение оперативных, точных и важных новостей; имидж, позволяющий в открытой конкурентоспособности профессионально выделяться в ряду «равных себе»; интеллигентность в общении с аудиторией как маркировка петербургского стиля.

В ходе изучения деятельности городских музыкальных радиостанций выяснилось, что средство массовой информации существует не только как творческий организм, но и как хозяйственный субъект. Деятельность коммерческого СМИ строится на принципах рентабельности, самодостаточности, конкурентоспособности. Разные финансово-технические возможности радиостанций ставят их в условия жесткой конкуренции, что приводит к минимизации величины коллектива, уменьшению количества штатных сотрудников, многофункциональности и максимальному использованию творческого потенциала журналистов.

Повышающееся значение информации в современном мире определило необходимость создания на музыкальных FM-радиостанциях информационной службы как обязательного элемента структурной организации коммерческой радиокорпорации. Как показало данное исследование, в настоящее время новостные включения осуществляются на 20 из 23 музыкальных радиостанциях Санкт-Петербурга. Организация, составление, форма подачи и время выхода в эфир новостей зависят от формата и политики каждой отдельной станции.

Выявлено, что важными ресурсообразующими компонентами в моделировании информационных выпусков на музыкальных FM-станциях являются:

1) владение технологиями сбора, отбора и обработки информации;

2) оперативность работы с источниками информации, во многом зависящая от умения журналиста свободно ориентироваться в существующей информационной среде;

3) возможность внедрения в коммуникативную инфраструктуру усовершенствованных технических моделей записывающих устройств, делающих звучание радиопрограмм более качественным, а также использование новых форм монтажа, позволяющего достичь максимального эффекта воздействия на слушателя; использование психологических приемов структурного построения текста сообщения и информационной программы в целом, способных привлечь внимание аудитории; знание ведущим информационных программ норм литературного языка и специфики устной речи.

Вместе с тем, данное исследование выявило ряд негативных тенденций процессе функционирования коммерческих радиостанций:

Монополизация медиахолдингами рынка СМИ ведет к диктату новой экономической стратегии со стороны медиа-магнатов, где главный акцент делается на максимальное увеличение прибыли. Это приводит к «облегчению» новостей в ущерб качественной, серьезной, аналитической журналистике.

Следствием возрастающей роли рекреативной функции становится более глубокое проникновение в коммерческое радиовещание такого явления, как таблоидизация, которое выражается в новых формах подачи информации: сравнительно быстрый темп чтения сообщений, клиповый характер выпусков новостей, сокращение продолжительности каждой отдельной новости и всей информационной программы.

Ограниченное эфирное время новостных включений (3-4 минуты) не позволяет использовать в рамках информационной программы многообразие форм и жанров радиожурналистики. Полнокровные репортажи и объемные интервью не характерны для коммерческих музыкальных радиостанций.

Ориентация радиостанций на максимальное получение прибыли приводит к расширению в структуре радиокомпании коммерческих отделов и сокращению штата информационной службы (радиостанции отказываются от услуг корреспондентов).

5) Закрытость многих источников информации — как государственных, так и частных; замалчивание новости сотрудниками пресс-служб, сокращение числа официальных каналов получения информации — все это приводит к снижению уровня профессионализма информационной службы коммерческой радиостанции.

6) Чрезмерное стремление к декодируемости в изложении информации ведет за собой необоснованное отступление от норм литературного языка, что снижает уровень речевой культуры ведущего информационных программ. Исследование обнаружило в речи ведущих несколько групп типичных ошибок, среди которых часто встречающимися оказались такие, как: дефекты дикции, орфоэпические ошибки, неправильное словоупотребление, оговорки, немотивированные паузы и противоестественные интонации. Анализ функционирования современного коммерческого радиовещания выявляет некоторые важные тенденции его дальнейшего развития. Одной из них является укрупнении радиохолдингов, что приведет к абсолютной монополизации информационного обслуживания общества несколькими крупными медиа-объединениями и полному исчезновению независимых радиостанций.

По мере появления в информационном пространстве новых вещательных компаний, наметилась тенденция к постепенному сужению формата вещания. Следствием данного процесса станет деление радиостанций на субформаты.

Растущая потребность аудитории в информации о текущих событиях в политической, экономической, социальной сферах ведет к увеличению выходов в эфир новостных выпусков и повышению оперативности информационных сообщений; а также к появлению FM-радиостанций новостного и разговорного формата.

Одна из доминирующих тенденций развития и дальнейшего распространения коммерческого вещания заключается в переходе на новые стандарты цифрового вещания (например, стандарт DRM, в котором в настоящее время вещает большинство западных радиостанций), что значительно улучшит качество радиосигнала и даст слушателям возможность легкой и быстрой настройки на частоты международных вещателей.

В целом, появление на информационном рынке новых коммуникационных технологий заставляет нас переосмыслить процессы, происходящие в массмедиа. Новые средства массовой информации характеризуются интерактивными форматами и децентрализованной продукцией, дающие возможность пользователям активнее участвовать в коммуникационном процессе и более избирательно относиться к получаемым сообщениям. Стремительное развитие и распространение новых медиаформ подчеркивает необходимость в новых теоретических моделях, способных объяснить последствия информационного воздействия современных вещательных форматов на аудиторию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ионкина, Евгения Николаевна, 2005 год

1. Аганбегян А. Г., Раппопорт В. С., Речин В. Д. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления предприятиями. М., 1989.

2. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ (Опыт Ленинградского Петербургского телевидения). СПб., 2003.

3. Аграновский А. Уроки мастерства. М., 1991.

4. Агратин Е. Г. Информационное обеспечение журналистов. М., 1988.

5. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1972.

6. Актуальные проблемы журналистики. Вып. 1. Вопросы функционирования печати и ее эффективности. М., 1981.

7. Алашеева О. А. Взаимоотношения пресс-службы и СМИ // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2002.

8. Алешин Л. И. Защита информации и информационная безопасность. М., 1999.

9. Аполлонова Л. П. Восприятие журналистского произведения // Методы исследования журналистики. Ростов н / Д., 1984.

10. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. М., 1978.

11. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

12. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб., 2002.

13. Баранов Б. Работа службы информации на музыкальном радио // Сборник Радио: музыкальное, новостное, общественное. М., 2001.

14. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Собр. Соч. Т.5. 1995.

15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

16. Бгажноков Б. X. Лингвистическая проблематика массовой коммуникации. Особенности радиоречи. // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.

17. Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997.18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.