Исповедь: сущность и формы бытия личности в духовной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Чемодуров, Константин Викторович

  • Чемодуров, Константин Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Курган
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 178
Чемодуров, Константин Викторович. Исповедь: сущность и формы бытия личности в духовной культуре: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курган. 2017. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чемодуров, Константин Викторович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОВЕДИ

1.1 Жанровые особенности исповеди и инструментарий ее концептуализации

1.2. Религиозная исповедь как генетическое основание исповедального жанра

Глава 2. МОДЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ ИСПОВЕДЕЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХАХ

2.1. Обращение Я к Богу

2.2 Обращение Я к Другому

Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСПОВЕДИ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

3.1. Художественные исповеди в парадигме романтизма

3.2. Художественные исповеди в парадигме экзистенциализма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исповедь: сущность и формы бытия личности в духовной культуре»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения феномена исповеди обусловлена рядом причин - философских и социокультурных. На протяжении длительного времени исповедь не являлась самостоятельным объектом исследования. Это объясняется тем, что 1) в советской философии проблема личности стала исследоваться лишь с 70-х гг., и личность рассматривалась преимущественно в аспекте ее социализации, а проблема Я-Другой вообще не рассматривалась; 2) исповедь анализировалась не в философии, а в эстетике, культурологии и истории литературы; 3) проблемы самосознания и самопознания исследовались в эпистемологии и не включали в свой контекст проблему исповеди; 4) в герменевтике как в направлении философии мало интересовались текстами исповедей; 5) исповедальное сознание не связывалось со спецификой вопрошающего философствования; 6) персонализм не включал исповедь в пространство философского исследования.

Социокультурная актуальность темы заключается в том, что с появлением электронной культуры распространенной формой общения становятся коммуникации в сетях Интернета, которые имеют характер деловой или дружеской переписки. Но сетевые коммуникации не содержат условий для исповедального общения Я с Ты. Художественная литература сегодня сохраняется в значительной мере благодаря телесериалам, но исповедание ее героев трудно переложить на кинематографический язык. Философские исповеди в виде целостных произведений преимущественно относятся к прошлому времени, а в философии XX в. наиболее исследуемыми становятся проблемы философии техники, философии языка и философии науки. Все эти изменения в культуре ведут к обеднению чувственно-эмоциональной жизни людей, падению интереса к внутреннему душевно-духовному миру человека, в результате чего самоопределение личности происходит преимущественно в прагматической сфере жизни. Эти реалии современной жизни обедняют как духовную культуру, так и саму личность. Правда, и сегодня исповедь продолжает существовать, что обусловлено ее парадоксальностью. С одной стороны, она есть, как выразился П. Слотер-

дайк, «Я-форма», обращение к себе, своему духовному миру, опыту своей жизни, а с другой стороны, апелляция, обращение к Другому, что делает ее востребованной в общении. Сегодня в социальных сетях появилась такая форма исповеди как Интернет-дневник, но трудно представить, что ему присущи такие особенности как открытость, правдивость, выражение сокровенных чувств и мыслей.

Степень научной разработанности проблемы и темы. Используемая литература относится к разным областям философского знания, текстам художественной литературы и богословских трудов. Для раскрытия темы диссертации и обоснования ее основных идей немаловажное значение имеют работы о личности, ее Я, ценностях, конструировании Я, самоопределении, идентичности (А.К. Абишева, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Д.Л. Григоренко, П.С. Гуревич, И.С. Кон, Т.П. Лифанцева, И.В. Милицина, В.С. Невелева, Н.С. Петренко, П. Рикер, И.Н. Степанова, Е.Г. Трубина, Е.О. Труфанова, Г.Л. Тульчинский, В. Франкл, В. Хесле, Н.Л. Худякова, С.М. Шалютин,) и работы, рассматривающие проблематику Я-Другой (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М. Бубер, Е.К. Краснухи-на, Э. Левинас, В.Г. Лысенко, Г. Марсель, М. Монтень, С.А. Никольский, Ж.-П. Сартр, С.Л. Франк,). Среди работ, посвященных проблеме самосознания и самопознания, необходимо отметить работы Б.Г. Ананьева, Н.А. Бухариной, И.В. Ватина, И.В. Ежова, В.П. Ивановой, А.С. Спиркина, А.И. Субботина.

Рассматриваются работы, способствовавшие определению методологии диссертационного исследования: 1) в области герменевтики (М.М. Бахтин, Г.-Г. Гадамер, В.М. Головко, В. Дильтей, В.Г. Кузнецов, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер, Г.Г. Шлет); 2) о духе исторических эпох (М.А. Барг, Г.-В.-Ф. Гегель, О. Шпенглер, представители французской исторической школы Анал-лов - Ф. Бродель, Ж. Делюмо, Ж. Ле Гофф); 3) об экзистенциальном опыте человека классиков философского экзистенциализма (О.Ф. Больнов, С. Кьерке-гор, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс) и отечественных философов (И.Т. Касавин, Н.А. Касавина, А. Лэнгле, М.К. Мамардашвили, В.А. По-дорога); 4) о романтизме (Р.В. Архангельский, Н.Я. Берковский, О.Б. Вайн-

4

штейн, С.Д. Дмитриев, А.Б. Ботникова, Б.В. Емельянов, В.М. Жирмунский, Т.С. Кузубова, Е.А. Маймин, Ю.В. Манн, Ю.И. Мирошников, Н.Н. Майоров, А.И. Савенков, Ю.А. Степанчук, С.В. Токмянина, С.В. Тураев, Т.Л. Шумкова, Л.П. Щенникова); 5) филологические работы по изучению литературных жанров (В.М. Головко, Н. Казанский, Г.Н. Поспелов, Н.Д. Тамарченко, Э.Я. Фесенко,

B.Е. Хализев, Л.В. Чернец).

Источниками исследования исповедей служат тексты:

а) философских исповедей П. Абеляра, А. Августина, М. Аврелия, Н.А. Бердяева, С. Боэция, Ф. Ницше, Ф. Петрарки, Ж.-Ж. Руссо, Сократа, Л.Н. Толстого, П.Я. Чаадаева.

б) художественных исповедей в произведениях С. де Бовуар, К. Галуа, М. Горького, Ф.М. Достоевского, В.В. Ерофеева, А. Камю, Э. Лимонова, А. де Мюссе, В. Маканина, Ф. Нурисье, А. Робера, Ф. Саган, Ж. Санд, Ж.-П. Сартра, Л.Н. Толстого, А. Филип, С. Цвейга.

в) религиозных исповедей, посвященных исследованию церковной исповеди: св. И. Брянчанинов, св. Василий Великий, архиепископ Евгений, Иоанн Златоуст, митрополит Иларион, св. И. Кронштадский, св. Симеон Новый Богослов.

Исследованием отдельных философских и художественных исповедей занимались Н.Д. Александров, В.С. Алексеев-Попов, А.С. Алехнович, Л.Г. Андреев, Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, В.В. Бачинин, Н.А. Бердяев, Ж. Бурдо, В.В. Бычков, О.Д. Волконогова, Д. Галеви, А. Гаусрат, А. Генис, И.Н. Голенищев-Кутузов, Л.П. Гроссман, Н.Я. Грот, А.А. Гусейнов, Ж.-М. Гюйо, А.Т. Дворцов,

C.Ф. Денисов, Т.Ю. Денисова, В. Дильтей, Н.И. Ищук-Фадеева, Н.В. Живолу-пова, Э. Жильсон, В.К. Кантор, С. Котляревский, Н.Д. Кочеткова, К. Леви-Стросс, А.В. Лесевицкий, Г.Г. Майоров, Д.С. Мережковский, Н.Г. Михновец, А.Н. Мочкин, К. Накамура, С.С. Неретина, С.А. Никольский, В.Ю. Пименов, Н.П. Полторацкий, В.Л. Рабинович, Э. Ренан, Р.С. Семыкина, Б. Тарасов, М.С. Уваров, В.И. Уколова, Г.П. Федотов, Р.И. Хлодовский, Л. Шестов, К.О. Шили-на, Т.Б. Эриксен, A. Troxel, P. Henry.

Значительный интерес представляют статьи сборника «Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова». Среди них можно отметить идеи К.Г. Исупова о том, что все исповеди в русской философии и художественной литературе представляют смесь мессианской гордыни и смирения; Е.В. Богданова о самоапологии в европейских философских исповедях; А.И. Тафинцева об исповеди как принятии человеком ответственности за прошлое; Г.П. Худяковой о нравственном смысле покаяния в русской культуре; Л.М. Емельяновой об исповеди как катарсисе. В ряде работ отечественных философов присутствуют актуальные идеи о русских художественных исповедях: идеи С.А. Никольского о том, что тема «подпольного человека» проходит через все наиболее значимые романы Ф.М. Достоевского, о «подпольности» как универсальной человеческой черте, о «подполье» как типе жизнепонимания; идеи Д.С. Мережковского о том, что Ф.М. Достоевский заглянул «в бездну духа», а Л.Н. Толстой - «в бездну плоти» и о «страстях логики» у героев Достоевского; идеи Л. Шестова о различии добра в философии Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Среди немногочисленных кандидатских диссертаций об исповедальном жанре можно назвать диссертации Н.А. Бухариной «Исповедь как форма самосознания философа» (1997) и С.В. Ковыршиной «Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи» (2004). Н.А. Бухарина рассматривает философскую исповедь исключительно как выражение самосознания философа, так что в центре ее исследования находится проблема значения исповедального сознания в структуре философского самосознания. С.В. Ковыршина трактует философскую исповедь как автобиографию, смешивая в анализе философские исповеди с философскими автобиографиями. Она сосредоточивает внимание на исследовании исторических условий, в которых рождаются философские автобиографии, а в них самих исследует способ организации мысли философа и нарративные особенности философской автобиографии как жанра. Никто из данных авторов не рассматривает художественные и религиозные исповеди. Как самостоятельный феномен исповедь в различных

ее культурных формах (философская, художественная, религиозная) не стано-

6

вилась предметом исследования в философии культуры и философской антропологии.

Объект исследования - философские, художественные и религиозные исповеди в истории культуры. Предмет исследования - происхождение исповеди, ее экзистенциальная сущность, как выражение духовного мира личности в разных формах духовной культуры.

Цель исследования - разработать концепцию исповеди как социокультурного и экзистенциального феномена.

Задачи исследования:

1) Обосновать значимость исповеди в осмыслении проблем природы человека, его сущности и человеческого существования.

2) Предложить инструментарий интегративной методологии исследования исповеди.

3) Рассмотреть религиозную исповедь как генетическое основание исповеди вообще.

4) Проанализировать тексты философских исповедей в аспекте отражения в них духа эпохи и особенностей их Адресата.

5) Раскрыть социокультурные и экзистенциальные смыслы художественных исповедей с точки зрения парадигм романтизма и экзистенциализма.

Теоретические основания исследования.

Теоретические основания исследования составляют идеи Н. Казанского об исповедальном жанре; философские идеи М. Аврелия, Сократа и С. Боэция о самосознании философа и когнитивно-этическом значении философии; Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше о свободе и творчестве, одиночестве, разладе действительности и мечты, культе Природы, приоритете чувственности и воли по отношению к разуму; идеи А. Августина, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева об отчуждении личности от мира, неподлинности жизни, поиске смысла жизни, экзистенциальных переживаниях; работы Ю.И. Мирошникова, Б.В. Емельянов и Т.Л. Шумковой, Т.С. Кузубовой о мировоззрении романтизма и идеи С.Ф. Денисова об экзи-

стенциальности человеческого существования.

Методологическая база исследования. При классификации исповедей методологическую основу исследования составляют идеи Т. Куна о парадигмах, их роли для научных и философских исследований; Г.-В.-Ф. Гегеля, В. Дильтея, К. Ясперса и М. Бубера о духе эпохи; Платона, М. Аврелия, С. Боэция, Ж.-Ж. Руссо о самосознании; А. Августина, П. Абеляра и Н.А. Бердяева об экзистенциальных переживаниях как способах самовыражения духовного мира философа; А. Августина, С. Боэция и Ф. Петрарки об исповеди как диалоге; С. Боэция об утешении философией в экстремальных и пограничных ситуациях. В диссертационном исследовании использовались герменевтическая и феноменологическая методология, сравнительный, исторический и логический методы, общелогические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Впервые, с точки зрения философской антропологии и философии культуры, осуществлен всесторонний анализ исповеди, ее происхождения, экзистенциальной сущности и форм в духовной культуре.

- Выявлена специфика исповедального жанра и его формы.

- Выделены способы инструментализации исследования исповеди.

- Религиозная исповедь рассмотрена как прототип различных форм исповеди.

- Объяснена распространенность исповедей в христианской культуре.

- Осуществлена типологизация философских исповедей по критерию Адресата, в связи с чем показано сходство и различие между религиозными и светскими философскими исповедями в их содержании и форме.

- Романтизм и экзистенциализм рассмотрены как философско-антропологические парадигмы создания исповедей, в границах которых дан анализ художественных исповедей Запада и России Х1Х-ХХ вв.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Исповедь является способом духовного самоопределения личности, в связи с чем проблема исповеди расширяет в философской антропологии теоретическое пространство персонализма и экзистенциализма, а также выступает

базовой формой исповедальной культуры, как особого духовного опыта личности и способа его трансляции в мир культуры в виде ценностей, императивов, культурных образцов, принципов, через которые развивается культура как таковая и культура личности, в частности.

2. Исповедь представляет форму духовного опыта личности, имеющую такие особенности как выделение Я из окружающего мира, тождество объекта и субъекта, раскрытие индивидом своего духовного мира, самосознание и самопознание, диалог с собой и Другим, экзистенциальные переживания, правдивость, искренность, раскаяние и покаяние за ошибки прожитой жизни. Исповедь относится к исповедальной культуре, характеризующей пути развития внутренней жизни и духовного роста личности через ее отношения с Богом, миром и Другими.

3. Исповедь сочетает в себе особенности документального, публицистического и литературного жанров. Как и в документальном жанре, она может рассматривать исторические события, но не в хронологической последовательности, а только те, которые были переломными в жизни автора исповеди. Как и в публицистическом жанре, в исповеди могут затрагиваться актуальные общественно-политические вопросы, однако в форме оценки, влияния, которое они оставили в душе и жизни автора исповеди. Как и в литературном жанре (особенно в психологическом романе и психологической повести), в исповеди героем является сам автор, раскрывающий свое самосознание и переживания. Вместе с тем для исповеди свойственна постановка вечных философско-мировоззренческих вопросов: жизнь - смерть, свобода - судьба, вера - свобода воли, время - вечность и т.д.

4. К исповедальному жанру кроме собственно исповеди относятся и другие формы, но от автобиографии исповедь отличается сосредоточенностью на раскрытии содержания внутреннего мира человека в его изменении, различных перипетиях судьбы, раскаянии и покаянии в греховных мыслях и поступках через постановку мировоззренческих вопросов: что я такое как человек? Каков смысл моей жизни?; от мемуаров - нацеленностью на субъективность автора, а

9

не на внешние события его жизни; от дневника - анализом прожитого личного опыта, подведением итогов жизни автора, а не описанием событий настоящего времени (здесь и теперь); от писем - охватом больших периодов жизни и событийностью, в которой соединяется личное с универсальным; от частной переписки - искренностью, правдивостью, покаянным самосознанием; от житий -личным авторством, личным опытом жизни, без нравоучительности и назидательности.

5. Методология исследования исповеди является интегративной, включающей такие средства, как анализ духа эпохи; самосознание и самопознание и описание экзистенциального опыта автора (или героя); герменевтические методы понимания; диалогический метод общения Я с самим собой и Другим; ценностный подход к явлениям раскаяния и покаяния и принципам исповедания.

6. Генетическим основанием исповеди является религиозная исповедь, которая служит прототипом всех других форм исповеди. Исповеди распространены в христианских культурах Запада и России, являющихся культурами вины, и отсутствуют в культурах Востока, с религиями без Бога, которые представляют культуры стыда.

7. Классификация философских исповедей осуществлена по критерию обращения к Адресату, в результате чего выделены модели исповеди, представляющие обращение а) Я к Богу как к Ты, в которых присутствуют такие свойства исповеди как раскаяние, покаяние, искупление перед Богом, теодицея, прославление Бога; б) Я к Другому и самому себе, где доминируют раскаяние перед людьми, антроподицея и самоапология.

8. Опираясь на идеи Т. Куна о парадигмах как моделях, научных предписаниях, исследовательских традициях, общепринятых образцах, о том, «что объединяет членов научного сообщества» и позволяет им ставить и решать проблемы, романтизм и экзистенциализм признаются в качестве философско-антропологических парадигм текстов исповедей. Романтизм обеспечивает раскрытие внутреннего душевно-духовного мира автора (героя) исповеди, а эк-

зистенциализм характеризует неподлинное существование личности и ее стремление выйти за его пределы.

Теоретическое значение работы состоит в том, что благодаря данному исследованию в философской антропологии обогащается понимание ряда проблем человеческого существования (духовный кризис, жизнь в «подполье», бунт личности, диалог Я с Другим, личность в экстремальных ситуациях, противоречия становления личности, судьба человека и т.д.), а в философии культуры обосновывается существование исповедальной культуры личности.

Практическая значимость исследования. Представленное в работе понимание исповеди как выражение самосознания и экзистенциального опыта личности и формы исповедальной культуры личности являются практически значимыми в преподавании таких дисциплин как история философии, философская антропология, философия культуры, поскольку позволяют помочь обучающимся разработать жизненные стратегии с учетом опыта, содержащегося в формах духовной культуры.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии Курганского государственного университета. Его содержание нашло отражение в трех статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ (Челябинск, 2015; Красноярск, 2015; Челябинск, 2016), материалах VII Российского философского конгресса (Уфа, 2015), сборниках трудов международных научных конференций (Москва, 2014; Новосибирск, 2014; Курган, 2015), Вестниках Курганского государственного университета (2014, 2015, 2016), сборниках научных трудов аспирантов и соискателей КГУ (2014, 2015, 2016). Всего опубликовано 13 статей по теме диссертации.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 224 наименования, в том числе 4 - на английском языке. Общий объем работы составляет 178 страниц.

Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОВЕДИ

1.1. Жанровые особенности исповеди и инструментарий

ее концептуализации

Феномен исповеди исследуется различными гуманитарными науками, вследствие чего у понятия «исповедь» существуют различные определения, связанные с их предметами. Для литературоведения исповедь представляет собой уникальное произведение, которое исследуется как жанр художественной литературы со специфическими особенностями. В эстетике исповедь рассматривается как художественная деятельность, представляющая становление и развитие ценностного мира человека, его эстетического бытия. С точки зрения этики, исповедь характеризуется как форма изменения внутреннего мира человека, его системы ценностей, моральных принципов и установок, признание человеком ошибочности своих действий, поступков. В теологии исповедь понимается как одно из церковных таинств, как покаяние, суть которого заключается в признании в совершении греха, изменение сознания («сердца») человека. В философской антропологии исповедь рассматривается как способ самосознания, Я человека, внутренних переживаний, поиск себя, своей духовной идентичности и смысла жизни.

В литературе1 выделяется исповедальный жанр. Как исповедь имеет общее с родственными ей формами (автобиография, мемуары, дневник, письма, частная переписка, жития), так и последние имеют признаки исповеди, но в то же время отличаются от неё. Слово «исповедь» многозначно и обозначает: 1) покаяние; 2) в христианстве - таинство, раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа; 3) философский жанр, характеризующийся автобиографичностью, размышлениями о собственном авторском предназначении, перипетиях судьбы,

1 Казанский Н. Исповедь как литературный жанр. - URL: http://krotov.info/libr min/10 y/az/ansky 01.htm

12

смысле жизни и индивидуальном бытии автора1. «Жанр (от фр. genre - род), исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и

л

мыслями» .Для всех форм исповедального жанра общим является то, что они отражают личный, внутренний мир автора с его субъективными взглядами, идеями, ценностями и установками. Так, исповедь объединяет с автобиографией повествование от первого лица; наличие в тексте самоанализа, самопознания; присутствие в тексте двух «Я»: прошлого и современного. Исповедь, как и мемуары, в большинстве случаев, пишется известными историческими личностями, деятелями науки и культуры. Исповедь, как и дневник, представляет собой документ самоанализа, выражающий чувства и настроения автора; пишется для себя, хотя факт чтения их Другими не является отрицательным. Исповедь представляет письмо о самом себе и к самому себе. Как и частная переписка, исповедь выводит на первый план жизненный мир участников общения. Житие и исповедь есть описание пути самопознания, изменения своего «Я», для этих форм главным является изложение этого пути, а не простое повествование о своей жизненной биографии.

Отличие исповеди от этих форм является не менее значимым. От автобиографии исповедь отличается большей степенью открытости, правдивости. Автобиография больше нацелена на описание событий жизненного пути, а исповедь показывает изменение внутреннего мира человека, его самосознание, самопознание, раскаяние в грехах, мыслях и поступках и покаяние. Значимое для автобиографии хронологическое повествование для исповеди не является существенным. Кроме того, исповедь отличает постановка мировоззренческих вопросов: Что я такое как человек? Каков смысл моей жизни? Исповедь отличается нацеленностью на личность автора, его субъективность, тогда как для

1 Многообразие жанров философского дискурса. - Екатеринбург, 2001. - С.260.

о

Энциклопедия Кругосвет // ЖАНР.- URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/lingvistika/ZHANR.html?page=0,1

мемуаров гораздо большее значение имеют внешние условия и обстоятельства, которые окружают автора, в которых он живёт. От дневника исповедь отличается тем, что в ней речь идёт не о недавно произошедших событиях, а о том, что произошло давно, и тем самым оценки даются с позиции уже прожитого личного опыта. Если для дневника важную роль играет синхронность изложения материала, то исповедь перед собой такую задачу не ставит, в ней могут отражаться разные позиции и вопросы в том порядке, в каком автор считает важным для себя.

От эпистолярной формы (письмо) исповедь отличается тем, что письмо может носить разовый характер и касаться определённых во времени событий, тогда как исповедь характеризует большие периоды жизни автора, нередко всю его жизнь. В отличие от частной переписки автор исповеди может говорить «последнюю правду», выражать национальный или религиозный опыт «покаянного самосознания». Житие пишется после смерти святого другим человеком, а исповедь представляет личностный опыт познания жизни, изменения своего самосознания; в житии сильны нравоучительные и назидательные мотивы, тогда как в исповеди они не занимают центрального места. Исповедь, если и учит других, то только уроком собственной жизни её автора. Жития в большинстве случаев анонимны, тогда как автор исповеди является известным в обществе и истории человеком.

По сравнению с другими формами исповедального жанра исповедь можно считать синтетическим жанром, в котором сочетаются признаки психологической прозы как рода литературы, документального жанра, публицистического жанра, литературного жанра. Такой же точки зрения придерживается Н. Казанский, который считает, что исповедь является литературным жанром, в котором соединяются традиции других: «Жанр возникает на пересечении традиций, связанных с повседневной жизнью: исповедание веры, покаяние и церковную исповедь можно рассматривать как основу размеренного образа жизни, подобающего истинному христианину. Другой, но также бытовой основой жанра остается автобиография, имевшая и свою литературную историю, и раз-

14

витие в рамках жизненного уклада, требовавшего официальных записей служебной карьеры»1. При этом он подчеркивает ключевое различие между автобиографией и исповедью: «Одно отличие от автобиографии, единожды появившись, уже не исчезнет никогда — описание внутреннего мира, а не внешней канвы жизни останется признаком жанра до наших дней»2.

Из психологической прозы наиболее важными жанрами выступают психологическая повесть и психологический роман. Главным назначением психологической повести является раскрытие внутренней жизни героя произведения, его духовного мира, тогда как внешние события и условия не являются доминирующими, ибо гораздо важнее, как сам персонаж произведения переосмысливает внешние условия своей жизни. Психологический роман есть «роман, объектом которого является субъект. В то время как другие формы эпоса берут человека извне, описывая обстановку его жизни, его действия, слова, наружность, — психологический роман проникает внутрь «я»: читателю раскрывается самосознание и самопереживание героев». Психологический роман представляет «дитя нового времени, христианской культуры. А.де-Виньи усматривал генезис П. романа в исповеди - научившей ценить индивидуальную внутреннюю жизнь человека, достигающую на вершинах европейского развития своего напряженнейшего расцвета, усложненности и глубины... Первым психологическим романом в собственном смысле этого слова явилось произведение Боккаччио (1318—75) «Фиаметта» — Ich-roman, в котором рассказ ведется

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чемодуров, Константин Викторович, 2017 год

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абашева М. П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности [Текст] / М.П. Абашева. -Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. - 62 с.

2. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти [Текст] / М.Л. Абрамсон. - М.: Наука, 1979. - 176 с., ил., 0,5 ил. - (Серия «Из истории мировой культуры»).

3. Августин Аврелий. Исповедь.: Абеляр П. История моих бедствий [Текст] / Августин Аврелий. - М.: Республика, 1992. - 336 с.

4. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью [Текст] / С.С. Аверинцев // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М.: Мысль, 1976. - 318 с.

5. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления / Пер. с греч. С Роговина [Текст] / М. Аврелий. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. -(Азбука-классика).

6. Александров Н.Д., Монин М.П. Антиномии «Исповеди» [Текст] / Н.Д. Александров, М.П. Монин // Литературное обозрение. - 1993. - № 3/4. -С. 102-106.

7. Алексеев-Попов В.С. Лев Толстой и Жан-Жак Руссо (к постановке проблемы) // Французский ежегодник: Ст. и материалы по истории Франции 1982 М., 1984 [Электронный ресурс] / В.С. Алексеев-Попов. - Режим доступа:

https://docs.google.eom/file/d/0B7iQ98Qsk2SDUlZEWk02SENlT0k/edit

8. Алехнович А.С. Экзистенциальное и антиэкзистенциальное сознание как предмет анализа в романе В. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» [Текст] / А.С. Алехнович // Знание. Понимание. Умение. -2011.- №2.- С. 255-259.

9. Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы [Текст] / Л.Г. Андреев.- М. : Изд -во Моск. ун-та, 1977. - 367 с.

10.Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья. Ред. коллегия: В. В. Соколов (ред. -

составитель первого тома и авт. вступит, статьи) и др [Текст].- М.: «Мысль», 1969.- 936 с. с илл.

11. Артемьева Т.В. Случай Руссо: исповедь или эксгибиционизм? // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / Т.В. Артемьева. -Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/132990/

12. Архиепископ Евгений. Таинство покаяния: богословские аспекты [Электронный ресурс] / Архиепископ Евгений. - Режим доступа: http://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bogoslovskie-aspekty

13.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти [Текст] / Ф. Арьес.- М.: Прогресс-Академия, 1992. — 526 с.

14. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды [Электронный ресурс] / В.Ф. Асмус. - Режим доступа:

http://society.polbu.ru/asmus history/ch02 all.html

15. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого [Электронный ресурс] / В.Ф. Асмус.- Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l691/ln1-035-.htm

16.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма [Текст] / М.А. Барг. -М.: Мысль, 1987. - 348, [2] с.

17.Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл.Августина [Текст] / Л.М. Баткин. - М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1993. - 80 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 1).

18.Баткин Л.М. Ради чего Абеляр написал автобиографию [Текст] / Л.М. Баткин // Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно -исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М.: Рос-сийск. гос. гумат. ун-т, 2000. - 1005 с.

19. Бахтин М.М Проблемы творчества и поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - Киев: Next, 1994. — 511 с.

20.Бачинин В.В. Этот бедный, бедный Веничка. О русской душе, заплутавшей между Москвой и Петушками [Электронный ресурс] / В.В. Бачинин. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/authors/bachinin/?library=1938

21.Бачинин В.В. «Человек-паук» и «человек-зверь»: две ипостаси «естественного человека» [Текст] / В.В. Бачинин // Человек. - 2001.- №4.- С 4966.

22.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н.А. Бердяев // Н.А. Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.- 678 с.

23.Бердяев Н.А. Русская идея [Текст] / Н.А. Бердяев. - СПб.: Азбука, Азбу-ка-Аттикус, 2013. - 320 с.

24.Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии [Текст] / Н.А. Бердяев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013.- 416 с.

25.Бердяев Н.А. Сартр и судьба экзистенциализма [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Режим доступа:

http://www.krotov.info/library/02 b/berdyaev/1946 sartr.htm

26.Бердяев Н.А. Ставрогин [Текст] / Н.А. Бердяев // Н.А. Бердяев. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - .- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004.- 678 с.

27.Бердяев Н.А. Толстой [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Режим доступа: httpi//krot^vinf^/libж

28.Бердяев Н.А. Философия свободного духа [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. — 480 с. — (Мыслители XX века).

29.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вступит. статья А. Аникста [Текст] / Н.Я. Берковский.- Л.:«Худож. лит», 1973. - 568 с.

30. Богоискательство и богостроительство / Литературная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь^:/Моуаг1.уа^ех.щ/книги/

31.Богун Н.А. Исповедь и исповеданье // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / Н.А. Богун. - Режим доступа:

158

http://predanie.ru/lib/book/132990/

32.Больнов, Отто Фридрих. Философия экзистенциализма: Философия существования / Отто Фридрих Больнов; [Сост. Ю. А. Сандулов]; Научные редакторы: А. С. Колесников, В. П. Сальников; [Пер. С. Э. Никулина] [Текст] / О.Ф. Больнов. - СПб. : Лань, 1999. - 222 с.

33.Боэций «Утешение философией» и другие трактаты [Текст] / Боэций. -М.: Наука, 1990.- 416 с.

34.Бродель Ф. Грамматика цивилизаций; Предисл. М.Эмара; Пер. с фр. [Текст] / Ф. Бродель. - М.: Издательство «Весь мир», 2008. - 552 с. - (Тема).

35.Брянчанинов И. В помощь кающимся [Электронный ресурс] / И. Брянча-нинов. - Режим доступа:

http: //www.pravo sl avie.ru/sretmon/izdatel/vpomo sh. htm

36.Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я.Левит, С.В. Лёзова [Текст] / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с. - (Мыслители XX века).

37. Бубер М. Я и Ты : пер. с нем. [Текст] / М. Бубер. - М. : Высшая школа, 1993 . - 173 с. - (Б-ка философа) .

38.Бурдо Ж. Властители дум: Пророки силы, добра и красоты. Ренан. Штир-нер. Ницше. Толстой. Рескин / Пер. с фр. и вступ. ст. Б.С. Бычковского. Изд. 2-е, испр [Текст] / Ж. Бурдо. - М.: Издательство ЛКИ, 2007.- 232 с. (Из наследия мировой философской мысли: великие философы).

39.Бухарина Н.А. Исповедь как форма самосознания философа: автореф. дис. на соиск. учён. степ. к. филос. н. [Текст] / Н.А. Бухарина. - М., 1997. - 17 с.

40.Бычков В.В. AESTHETIC A PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин [Текст] / В.В. Бычков.- М.: Ладомир, 1995. -593 с.

41.Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. — 808 с.

42.Верцман И.Е. Предисловие к «Исповеди» [Электронный ресурс] / И.Е. Верцман.- Режим доступа:

http: //modernlib .ru/books/zhan-zhak russo/ispoved/read/

43. Власова Т. В. Одиночество как залог возрождения [Электронный ресурс] / Т.В. Власова.- Режим доступа: http://vladivostok.com/speaking in tongues/vlasova.htm

44.Волконогова О.Д. Н.А. Бердяев: Интеллектуальная биография [Электронный ресурс] / О.Д. Волконогова.- Режим доступа:

http: //krotov.info/libr_min/03_v/ol/ko gonova.htm

45.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философ. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова [Текст] / Х.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

46.Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века [Текст] / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов.- М.: Наука, 1989. - 352 с. - (Библиотека всемирной истории естествознания).

47.Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше [Электронный ресурс] / Д. Галеви. -Режим доступа:

http://www.nietzsche.ru/biograf/biografia/galevi-nietzsche/?curPos=16

48.Галуа К. Шито белыми нитками [Текст] / К. Галуа // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990.

— С. 495 - 590.

49.Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр. Арнольд Бреши-анский. Пер. с нем. / Под ред. Э.Л. Радлова. Изд. 2-е [Текст] / А. Гаусрат.

- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 392 с. (Академия фундаментальных исследований: история).

50.Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории [Текст] / Г.-В.-Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 1993. - 473 с.

51.Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа [Текст] / Г.-В.-Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000. - 497 с.

52.Гельвеций К.А. О человеке [Текст] / К.А. Гельвеций // К.А. Гельвеций Сочинения: В 2-х т. Т.2. - М., 1974. - 1334 с.

53.Гинзбург Л. О психологической прозе [Электронный ресурс] / Л. Гинзбург.- Режим доступа:

http: //www.studfí les. ru/preview/460728/page: 8/

54.Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии [Текст] / И.Н. Голенищев-Кутузов. - М.: Наука, 1972. - 313 с.

55.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие [Текст] / А.Х. Горфункель. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.

56. Горький М. Исповедь [Текст] / М. Горький // М. Горький. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 8. Повести. - М., 1950. - 520 с.

57. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени (Фридрих Ницше и Лев Толстой) [Текст] / Н.Я. Грот // Л.Н. Толстой: Pro et contra.- СПб.: Издательство РХГИ, 2000. - 962 с.

58.Губанов Н.И. О соотношении знака, образа, модели и кода [Текст] / Н.И. Губанов // Категория образа в марксистко-ленинской гносеологии: структура и функции. - Свердловск, 1986. - С. 43.

59.Гудзий Н.К. Л.Н. Толстой [Электронный ресурс] / Н.К. Гудзий. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/glt/glt-001-.htm

60.Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л.Н. Толстого [Текст] / А.А. Гусейнов // Разум и экзистенция: Анализ научных и внена-учных форм мышления.- СПб.: РХГИ, 1999.- 402 с.

61.Гюйо Жан Мари. Стоицизм и христианство: Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль. Пер с фр. Изд. 2-е [Текст] / Жан Мари Гюйо. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 112 с. (Из наследия мировой философской мысли: философия античности.)

62. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия [Текст] / Ю. Давыдов. - М., 1982. - С. 163.

63. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо [Текст] / А.Т. Дворцов.- М.: Наука, 1980.112 с.

64.Денисов С.Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды [Текст] / С.Ф. Денисов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 215 с.

65. Денисова Т.Ю Одиночество: метафизика и диалектика [Текст] / Т.Ю. Денисова. - М., 2013. - 192 с.

66.Дильтей В. Наброски к критике исторического разума [Текст] / В. Диль-тей // Вопросы философии. - 1988. - №4. - С.135-152.

67.Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) [Текст] / Т.Б. Длугач. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2008. - 336 с.: ил.

68.Дмитриев А.С. Теории западноевропейского романтизма [Текст] / А.С. Дмитриев // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. -М.: Издательство Московского университета, 1980. - 639 с.

69.Доватур А.И. Римский император Марк Аврелий Антонин [Текст] / А.И. доватур // Аврелий М. Размышления. -Л.: Наука, 1985. - 258 с.

70. Достоевский Ф.М. Бесы [Текст] / Ф.М. Достоевский // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. В 10 т. Т.7. - М., 1957. - С. 702.

71. Достоевский Ф.М. Бесы. Приложение. Ненапечатанная глава «У Тихона» [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский.- Режим доступа:

http: //www. magister. msk.ru/library/dostoevs/dostf42. htm

72. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Текст] / Ф.М. Достоевский // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. В 10 т. Т.9. - М., 1958. - С. 135.

73. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: Повесть [Текст] / Ф.М. Достоевский. - СПб., 2010. - С. 124.

74. Достоевский Ф.М. Идиот [Текст] / Ф.М. Достоевский // Ф.М. Достоевский. Собр. соч. В 10 т. Т.6. - М., 1957. - С. 439.

75. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Текст] / Ф.М. Достоевский

// Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений: В 10 Т.- Т.5.-М., 1957. - С 16.

162

76. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ [Текст] / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 20-29.

77.Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия [Электронный ресурс] / И.И. Евлампиев.- Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/dostoev/dostoevsk i3.htm

78.Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности [Текст] / И.В. Ежов // Мир психологии. - 2008. - №3. - С. 75-88.

79. Емельянов Б.В., Шумкова Т.Л. Романтическое сознание и его эволюция [Текст] / Б.В. Емельянов, Т.Л. Шумкова // Романтизм: истоки, метафизика, эволюция.- Екатеринбург: УрО Ран, 2006.- С. 77-107.

80. Емельянова Л.М. Исповедь как ступень самопознания человека // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / Л.М. Емельянова. - Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/132990/

81.Ермичёв А.А. Апология русскости [Текст] / А.А. Ермичев // Бердяев Н.А. Русская идея. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013.- 320 с.

82.Ерофеев В. Москва-Петушки: поэма [Текст] / Венедикт Ерофеев.- СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014.- 192 с.

83.Живолупова Н.В. «Христос и истина» в исповеди антигероя (Достоевский, Чехов, Набоков, Вен. Ерофеев) [Текст] / Н.В. Живолупова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. Искусствоведение. - 2008.- №5. - С.278-285.

84.Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Пер. с фр. / Общ. ред., послесл. и примеч. С.С. Неретиной. - 2-е изд. [Текст] / Э. Жильсон.- М.: Культурная революция, Республика, 2010. - 678 с.

85. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2т. Т. I [Текст] / В.В. Зеньковский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

86.Зеньковский В.В. История русской философии: В 2т. Т. II [Текст] / В.В. Зеньковский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

87.Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [Текст] / И.А. Ильин // И.А. Ильин. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С.5-132

88. Исповедь // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/675011 .html

89.Исповедь // Этимологический словарь русского языка А.В. Семенова [Электронный ресурс] / А.В. Семенов. - Режим доступа: http://enc-dic.com/semenov/Ispoved-922/

90. Исповедь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //azbukaspaseniva.com/broshvury/ispoved-2. html

91.Исупов К.Г. Исповедь: к определению термина // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / К.Г. Исупов.- Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/132990/

92.Ищук-Фадеева Н.И. В. Ерофеев. «Москва-Петушки»: тошнота как экзистенциальная категория // Материалы Третьей международной конференции ТГУ [Электронный ресурс] / Н.И. Ищук-Фадеева. - Режим доступа: http://www.moskva-petushki.ru/articles/3mkttgu/v erofeev moskva-petushki toshnota kak ekzistentsialistskaja kategorija/

93. Казанский Н. Исповедь как литературный жанр [Электронный ресурс] / Н. Казанский. - Режим доступа:

http: //krotov.info/libr_min/10_y/az/ansky_01. htm

94. Камю А. Посторонний: роман. Миф о Сизифе: эссе. Недоразумение: пьеса: [пер с фр.] [Текст] / А. Камю.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - С. 7108.

95. Кантор В.К. Исповедь и теодицея в творчестве Достоевского (рецепция Аврелия Августина) [Текст] / В.К. Кантор // Вопросы философии. -2011. - №4.- С. 96-103.

96.Карсавин Л.П. Культура средних веков [Электронный ресурс] / Л.П. Карсавин. - Режим доступа:

http://lib100.com/book/philosophy/culture/%20%cb.%cf.,%20%ca%f3%eb%fc %f2%f3%f0%e0%20%d1%f0%e5%e4%ed%e8%f5%20%e2%e5%ea%ee%e2. pdf

97.Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры [Текст] / Н.А. Касавина // Вопросы философии. - 2013. - №7.

- С.63-72.

98.Ковыршина С.В. Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. [Текст] / С.В. Ковыршина. - Екатеринбург, 2004. - 26 с.

99.Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения [Текст] / Р. Коллинз. - Новосибирск.: Сибирский хронограф, 2002. - 1284 с.

100. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе : Пер. с польск. [Текст] / Е. Коссак. - М.: Политиздат,1980. - 360 с. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).

101. Котляревский С. Вступительный очерк [Текст] / С. Котляревский // Аврелий М. Наедине с собой. Размышления / Пер. с греч. С Роговина. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. - (Азбука-классика).

102. Кронштадский И. Мысли христианина [Текст] / И. Кронштадский.

- СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 256 с.

103. Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления [Электронный ресурс] / В. Кузнецов.- Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999 10/04.htm

104. Кузубова Т.С. Феномен романтизма в перспективе философии Ф. Ницше [Текст] / Т.С. Кузубова // Романтизм: истоки, метафизика, эволюция.- Екатеринбург: УрО Ран, 2006.

105. Курукин И.В., Никулина Е.А. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина [Текст] / И.В. Курукин, Е.А. Никулина. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 567 с.

106. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева; Послесл. А.Я. Гуревича [Текст] / Ж. Ле Гофф. -Екатеринбург: У- Фактория, 2005. - 560 с. (Серия «Великие цивилизации»).

107. Левек П. Эллинистический мир. Пер. с франц. Е.П. Чиковой. Ком-мент. и послесл. Г.А. Кошеленко [Текст] / П. Левек. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 252 с: ил. - (По следам исчезнувших культур Востока).

108. Леви-Строс К. Руссо - отец антропологии // К. Леви-Строс. Первобытное мышление [Электронный ресурс] / К. Леви-Стросс. - Режим доступа:

109. Леонов Л. Слово о Толстом [Текст] / Л. Леонов. - М.: Гослитиздат, 1961. - 39 с.

110. Лесевицкий А.В. Психосоциологический дискурс Ф.М. Достоевского в повести «Записки из подполья» [Электронный ресурс] / А.В. Лесевицкий.- Режим доступа:

http://www.fedordostoevsky.ru/research/creation/002

111. Лимонов Э. Это я, Эдичка [Электронный ресурс] / Э. Лимонов.-Режим доступа:

http://predanie.rU/lib/book/132990/http://www.lib.ru/PROZA/LIMONOV/edic hka.txt

http

pravmir.ru/pokavanie-i-ispoved

166

114. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 623 с.

115. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII- начала XIX века [Текст] / Ю.М. Лотман // Руссо Жан-Жак. Трактаты. - М., 1969.

116. Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция [Текст] / Г.Г. Майоров // Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990.- 416 с.

117. Маканин В. Андеграунд, или герой нашего времени [Текст] / В. ма-канин.- М.: Издательство АСТ, 1999. - 685 с.

118. Малахов В.А., Чайка Т.А. Преодоление молчания: свидетельство, отвечание, исповедь // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / В.А. Малахов, Т.А. Чайка. - Режим доступа:

http://predanie.ru/lib/book/132990/

119. Мамардашвили М. Как я понимаю философию [Электронный ресурс] / М. Мамардашвили.- Режим доступа:

http://modernlib.ru/books/mamardashvili merab/kak ya ponimayu filosofiyu/rea

d/

120. Манетти Дж. О достоинстве и превосходстве человека [Электронный ресурс] / Дж. Манетти. - Режим доступа:

http://anna-ganzha.narod.ru/manetti dignitas.htm

121. Манфред А.З. Молодой Руссо [Электронный ресурс] / А.З. Ман-фред.- Режим доступа:

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/ROUSSEAU.HTM

122. Мирошников Ю.И. Мировоззрение романтизма [Текст] / Ю.И. Мирошниченко // Романтизм: истоки, метафизика, эволюция.- Екатеринбург: Букинист, 2006. - 196 с.

123. Митрополит Иларион. Вы - свет мира [Электронный ресурс] / Митрополит Иларион.- Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion Alfeev/vy-svet-mira/1 1

167

124. Михайлова М.В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / М.В. Михайлова.- Режим доступа:

http://predanie.ru/lib/book/132990/

125. Михновец Н.Г. «Записки из подполья»: проблема пути [Текст] / Н.Г. Михновец // Достоевский Ф.М. Записки из подполья: Повесть. -СПб., 2010. - С. 5-40.

126. Многообразие жанров философского дискурса : Учеб. пособие / Е. Ю. Базаров, И. С. Бельский, А. А. Еникеев и др. ; Рос. филос. о-во; Меж-вуз. центр проблем непрерывного гуманит. образования при Урал. гос. ун-те им. А. М. Горького; Под общ. ред. В. И. Плотникова [Текст] / В.И. Плотников. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2001. - 275 с.

127. Можарова М.А. Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптинской пустыни [Электронный ресурс] / М.А. Можарова.- Режим доступа:

http: //www.optina.ru/pub/p24/

128. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография) [Текст] / А.Н. Мочкин.- М.: Российская Академия наук, институт философии, 2005. - 246 с.

129. Мюссе А. Исповедь сына века [Электронный ресурс] / А. Мюссе.-Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/DEMUSSE/age son.txt

130. Набоков В.В. Лекции по русской литературе [Электронный ресурс] / В.В. Набоков.- Режим доступа:

http://www.ereading.club/bookreader.php/115358/Nabokov -Lekcii po Russkoii literature.html

131. Национальное самосознание [Электронный ресурс] па: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/24581/24685/

132. Национальный характер // Этнопсихологический тронный ресурс] - Режим доступа:

http://ethnopsvchologv.academic.ru/259/

168

. - Режим досту-

словарь [Элек-

133. Невелева В.С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. д. филос. н.[Текст] / В.С. Невелева. - Екатеринбург, 2002.- 41 с.

134. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра [Текст] / С.С. Неретина.- М.: Гнозис, 1994. - 216 с.

135. Нестерук А. Метанойя как изменение духовного опыта [Электронный ресурс] / А. Нестерук. - Режим доступа: http: //azbyka.ru/metanoiya-kak-izmenenie-duxovnogo-opyta

136. Никольский С.А. Достоевский и явление «подпольного» человека [Текст] / С.А. Никольский // Вопросы философии. - 2011. - № 12. - С. 7787.

137. Никольский С.А. Русское мировоззрение. «Новые люди» как идеи и явление: опыт осмысления в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия [Текст] / С.А. Никольский. - М., 2012.- С. 436.

138. Ницше Ф. Ecce Homo. Антихрист / Пер. с нем. Ю. Антоновского, В. Флеровой [Текст] / Ф. Ницше. - СПб.: Азбука, Азбка-Аттикус, 2013. - 224 с.

139. Ницше Ф. Ecce Homo. Как становятся самим собою [Текст] / Ф. Ницше. // Ницше Ф. Сочинения: В 2т. Т.2. - М., 1990

140. Нурисье Ф. Хозяин дома [Текст] / Ф. Нурисье // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990. — С. 319 - 494.

141. Определение Святейшего Синода [Текст] // Л.Н. Толстой: Pro et contra.- СПб.: Издательство РХГИ, 2000. - 962 с.

142. Петрарка Франческо Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру: Пер. с лат. Изд. 2-е [Текст] / Франческо Петрарка. - М.: Издательство ЛКИ, 2011. — 144 с.

143. Пименов В.Ю. «Исповедь» М. Горького как манифест богостроительства [Текст] / В.Ю. Пименов // Исторические, философские, полити-

169

ческие и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.- Тамбов, 2012.- № 2 (16): В 2-х ч. Ч. II. C. 169-174.

144. Платон. Апология Сократа [Текст] / Платон // Платон. Сочинения: В трех томах. Т.1. - М., 1968. - С. 85.

145. Полторацкий Н.П. Н.А. Бердяев. Философия эсхатологического анархизма [Текст] / Н.П. Полторацкий // Н.А. Бердяев: Pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева. - СПб.: РХГИ,1994. - 573 с.-(Русский путь, т. I).

146. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии.- 1993.-№3.-С 3-7.

147. Практическая энциклопедия православного христианина: основы церковной жизни [Текст] / под ред. С.Е. Молоткова - СПб.: Держава, 2003. - 336 с.

148. Пригарина А.С. Религиозная исповедь как прототип общелитературных жанров [Электронный ресурс] / А.С. Пригарина. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-ispoved-kak-prototip-obscheliteraturnyh-zhanrov

149. Рабинович В.Л. Урок Августина: жизнь - текст [Текст] / В.Л. Рабинович // Августин Аврелий. Исповедь.: Абеляр П. История моих бедствий. - М.: Республика, 1992. - 336 с.

150. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре [Текст] / В.Л. рабинович // О человеческом в человеке. - М.: Издательство политической литературы, 1991.- 384 с.

151. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1 / Подгот. текста В.В. Целищева [Текст] / Б. Рассел. - Новосибирск.: Изд-во Новосиб. унта, 1994. - 464 с.

152. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней [Текст] / Д. Реале, Д. Антисери. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис»,1997. - 880 с.

153. Реизов Б. Жорж Санд (1804-1876) [Текст] / Б. Реизов // Ж. Санд. Собр. соч.: В 10 Т. Т.1. - СПб., 1992. - С. 39.

154. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира [Электронный ресурс] / Э. Ренан.- Режим доступа:

http: //khazarzar.skeptik.net/books/renan/07/renan07. htm# g16

155. Робер А. Взгляд египтянки [Текст] / А. Робер // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990. — С. 145- 198.

156. Руссо Ж.-Ж. Исповедь / Пер. с фр. под ред. Н. Бердяева и О. Вайнер [Текст] / Ж.-Ж. Руссо.- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 640 с.

157. С. де Бовуар. Прелестные картинки [Текст] / С. де Бовуар // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990. — С. 199 - 318.

158. Саган Ф. Здравствуй, грусть [Текст] / Ф. Саган // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990. — С. 17-92.

159. Санд Ж. Исповедь молодой девушки [Текст] / Ж. Санд // Собрание сочинений: В 9 т. Т.8. - Л., 1974. - С. 544.

160. Саровский С. Духовные наставления и пророчества.- СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 256 с.

161. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенцио-нальность [Электронный ресурс] / Ж.-П. Сартр. - Режим доступа:

http://philosophy.ru/library/sartre/int.html

162. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм [Текст] / Ж.П. Сартр // Проблема человека в западной философии: Переводы/ Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

163. Сартр Ж.-П. Тошнота [Текст] / Ж.-П. Сартр // Ж.-П. Сартр. Стена: Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1992. - С.15-176.

164. Свасьян К.А. Хроника жизни Фридриха Ницше [Электронный ресурс] / К.А. Свасьян. - Режим доступа:

http: //litrus .net/book/read/43295?p=6

165. Семёнов Ю. О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] / Семёнов Ю.- Режим доступа:

http ://scepsis.net/librarv/id 7. html

166. Семыкина Р.С. В матрице подполья: Ф.Достоевский - Вен.Ерофеев

- В.Маканин [Текст] / Р.С. Семыкина. - М.: Флинта: Наука. - 2008. - 176 с.

167. Словарь русского языка (МАС) // Публицистика. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/30/ma476415.htm

168. Слотердайк П. Критика цинического разума [Текст] / П. Слотер-дайк. - М.: АСТ, 2009.- 800 с.

169. Слотердайк П. Мыслитель на сцене. Материализм Ницше [Текст] / П. Слотердайк // Ф. Ницше. Рождение трагедии.- М.: Высшая школа, 2001.- 580 с.

170. Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н. профессора В.Е.Кемерова. - 2-е изд., испр и доп [Текст]. - Москва, Минск: Пан-принт, 1998. - 1064 с.

171. Степанова И.Н. Амбивалентность романтизма: между психологизмом и биологизмом [Текст] / И.Н. Степанова // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть I.- Караганда: издательство КарГУ, 2010.-С. 23-30.

172. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Электронный ресурс] / Л.Д. Столяренко. - Режим доступа: http://www.persev.ru/book/samosoznanie

173. Тарасов Б. П.Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века [Текст] / Б. Тарасов // П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. - М., 1989.

- С. 157.

174. Темникова О.А. Прототипы культуры и исторические формы их опредмечивания в архитектуре. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. к. филос. н. [Текст] / О.А. Темникова. - Омск, 2009.- 23 с.

175. Теория Ж.Дюби. История ментальностей // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://lib.co.ua/history/unknown/istoriiamentalnostey.isp

176. Тимаков А. Один на один с Богом. Таинство исповеди [Электронный ресурс] / А. Тимаков. - Режим доступа:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksii Timakov/odin-na-odin-s-bogom-tainstvo-

ispovedi/

177. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; Вступ. ст. Уколовой В.И.; Закл. ст. Рашковского Е.Б. [Текст] / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

178. Толстой Л.Н. Исповедь. О жизни [Текст] / Л.Н. Толстой.- СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 288 с.

179. Толстой Л.Н. Крейцерова соната [Текст] / Л.Н. Толстой // Повести и рассказы.- М.: «Правда», 1986.- 595 с.

180. Толстой Л.Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате» [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой.- Режим доступа: http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol 12/01text/0285.htm

181. Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича [Текст] / Л.Н. Толстой // Повести и рассказы.- М.: «Правда», 1986.- 595 с.

182. Традиция - русская энциклопедия // Хроника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //traditio-ru. org/wiki/Хроника

183. Труфанова Е.О. Конструктивистский подход к Я [Текст] / Е.О. Тру-фанова // Философские науки. - 2008. - №3. - С.57 - 70.

184. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова [Текст] / М.С. Уваров. - СПб.: Алетейя, 1998. - 256 с.

185. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций [Текст] / В.И. Уколо-ва. - М.: Наука, 1987. - 160 с.

186. Федотов Г.П. Абеляр. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.odinbl ago .ru/f abelar

187. Филип А. Одно мгновенье [Текст] / А. Филип // Здравствуй, грусть. Современная французская психологическая повесть. — М.: Правда, 1990. — С. 93-144.

188. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов [Текст]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 - 840 с.

189. Философско-религиозный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duhpage.sed.lg.Ua/Biblioteka/DuhSlovari/slovar01/v.htm

190. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Отв. ред. О. Платонов [Текст] / Г.В. Флоровский.- М.: Институт русской цивилизации, 2009. -848 с.

191. Франк С.Л. Русское мировоззрение [Электронный ресурс] / С.Л. Франк. - Режим доступа:

http://www.patriotica.ru/religion/frank rus mir .html

192. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Академический Проект, 2013. - 460 с. - (Философские технологии).

193. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма [Текст] / Р.И. Хлодовский. - М.: Наука, 1974. - 186 с.

194. Худякова Г.П. Уровни исповедальности: раскаяние и покаяние // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции [Электронный ресурс] / Г.П. Худякова.- Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/132990/

195. Худякова Н.Л. Роль культурных и личностных ценностей в воспроизводстве и изменении культуры [Текст] / Н.Л. Худякова // Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международной научной конфе-

174

ренции (Курган, 9-10 апреля 2015 г.) / отв. ред. Б.С. Шалютин.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - 166 с.

196. Цвейг С. Письмо незнакомки [Текст] / С. Цвейг // С. Цвейг. Собрание сочинений: В 4-х томах. Т.1. Новеллы.- М.: Художественная литература, 1982.- С. 230-271.

197. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего [Текст] / П.Я. Чаадаев // П.Я. Чаадаев. Статьи и письма. - М., 1989. - С. 157.

198. Чемодуров К.В. Философская исповедь: от Античности до Возрождения [Текст] / К.В. Чемодуров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -1 (41).- С. 89-95.

199. Чемодуров К.В. Философские исповеди Нового и Новейшего времени [Текст] / К.В. Чемодуров // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. № 7.6 (67) (Социально-гуманитарные науки). - С. 2302-2317.

200. Чемодуров К.В. Художественные исповеди в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого: философско-антропологическая интерпретация [Текст] / К.В. Чемодуров // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. Выпуск 41.- Челябинск, 2016. - №8 (390). - С. 52-55.

201. Чемодуров К.В. Философская исповедь в исторических эпохах [Текст] / К.В. Чемодуров // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки».- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та.- Вып. 10. - № 3 (34). -С. 44-49.

202. Чемодуров К.В. Философская исповедь как жанр литературы [Текст] / К.В. Чемодуров // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 9-10 (29): сборник статей по материалам ХХХ-ХХ1 международной заочной научно-практической конференции.- М., Изд. «Международный центр науки и образования», 2014.- С. 40-45.

203. Чемодуров К.В. Философская методология исследования исповеди [Текст] / К.В. Чемодуров // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сб. ст. по материалам ХЬШ междунар. научно-практ. конф. №11 (41). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 28-32.

204. Чемодуров К.В. Философская исповедь Н.А. Бердяева [Текст] / К.В. Чемодуров // Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международной научной конференции (Курган, 9-10 апреля 2015 г.) / отв. ред. Б.С. Шалютин.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. -С. 134-137.

205. Чемодуров К.В. Н.А. Бердяев: «Я всегда был ничьим человеком» [Текст] / К.В. Чемодуров // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Т.1. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.- С. 366-367.

206. Чемодуров К.В. Художественные исповеди в произведениях Ф.М. Достоевского [Текст] / К.В. Чемодуров // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - Вып. 11. - № 5 (39).- С. 95-100.

207. Чемодуров К.В. «Исповедь» М.Горького как пример художественной исповеди богостроительства [Текст] / К.В. Чемодуров // Вестник Курганского государственного университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. - Вып. 12. - № 1 (40).- С. 77-80.

208. Чупина Г.А. Философия ненасилия Л.Н. Толстого в социокультурной парадигме XX века [Текст] / Г.А. Чупина // Духовность и культура. Духовный потенциал русской культуры: Материалы Всероссийской конференции.- Екатеринбург, 1994.

209. Шалютин С.М. Ценности, абсолюты, оптимумы [Текст] / С.М. Шалютин // Машины. Люди. Ценности: Материалы международной междис-

циплинарной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. С.М. Шалютина (Курган, 20-21 апреля 2006 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2006. - 194 с.

210. Шварцман К.А. «Позитивный экзистенциализм» О.Ф.Больнова и проблема нравственного воспитания [Текст] / К.А. Шварцман // Вопросы философии. - 1985. - №8. - С. 125-132.

211. Шенкао М.А. Изучение ментальностей во французской школе «Анналов» [Текст] / М.А. Шенкао // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009. - №1. - С.60-72.

212. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше [Текст] / Л. Шестов // Вопросы философии.- 1990.- №7.- С. 59-132.

213. Шилина К.О. Поэтика романа В. Маканина «Андеграунд или герой нашего времени» (проблема героя). Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филолог. наук [Текст] / К.О. Шилина. - Тюмень, 2005. - 21 с.

214. Шлейермахер Ф. Герменевтика. - Перевод с немецкого А.Л. Вольского. Научный редактор Н.О. Гучинская [Текст] / Ф. Шлейермахер. -СПб.: «Европейский Дом», 2004. - 242 с.

215. Энциклопедия Кругосвет // ЖАНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/lingvistika/ZHANR.html?pa ge=0,1

216. Эпоха Просвещения / под ред. акад. М.П. Алексеева [Текст] / М.П. Алексеев. - Л., 1967.

217. Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. Перевод с норв. Л. Горлиной [Текст] / Т.Б. Эриксен.- М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 384 с.

218. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одай-ник, Дж. Хаббэк; Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Мартис, 1995. - 320 с. - (Классики зарубежной психологии).

219. Ясперс К. Разум и экзистенция [Текст] / К. Ясперс. - М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. - 336 с.

220. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. [Текст] / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с. - (Мыслители XX века).

221. Bollnow O.F. Neue Geborgenheit. Das problem einer Uberwindung des Existentialismus. 4 Aufl. Stuttgart., 1979.

222. Henry P. Saint Augustine on Personality. New York., 1960.

223. Kaufmann W. Existentialism from Dostoevsky to Sartre. - New York: Meridian Books, 1960. - 384 p.

224. Troxel A. Craig. What did Augustine "Confess" in his Confessions? [Электронный ресурс] / A. Troxel. - Режим доступа:

http://www.earlychurch.org.uk/article augustine troxel.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.