Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шпанагель, Сергей Львович

  • Шпанагель, Сергей Львович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Шпанагель, Сергей Львович. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург. 2002. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шпанагель, Сергей Львович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания.

§1.1. Духовность и менталитет российского воина.

§ 1.2. Религиозный фактор духовно-нравственного воспитания.

§ 1.3. Рациональный фактор духовно-нравственного воспитания.

ГЛАВА II. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России.

§2.1. Реализация духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах при Петре 1.

§ 2.2. Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах в XVI11—XIX веках.

§ 2.3. Система подготовки будущих офицеров в России в конце

XIX - начале XX веков.

§ 2.4. Перспективы духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах и военных институтах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России»

Актуальность проблемы. Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависят от профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов. Мы считаем, что именно это обусловливает пристальное внимание к педагогическим аспектам становления и развития военных образовательных учреждений. В истории деятельности кадетских корпусов дореволюционной России имеется целый ряд достижений, которые могли бы обогатить образовательный процесс в современных военных институтах, университетах, а также в суворовских военных училищах и возрождающихся кадетских корпусах и кадетских классах общеобразовательных школ. К числу недостаточно исследованных вопросов прежде всего относится духовно-нравственное воспитание будущих защитников Отечества.

Историко-педагогический анализ процесса образования в дореволюционных кадетских корпусах показывает, что под духовно-нравственным воспитанием понималась деятельность, направленная на формирование внутреннего мира кадетов, которая обеспечивала гармонию их отношений с Богом, миром природы и людей с целью воспитания качеств патриотов и защитников Родины. К большому сожалению, после Октябрьской, революции была нарушена преемственность в духовно-нравственном воспитании. Между тем духовно-нравственная воспитанность подрастающих поколений в настоящее время является важнейшим интегративным, стратегическим, интеллектуальным резервом армии и всего государства.

В настоящее время, несмотря на приведение в соответствие с законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» структуры военно-учебных заведений, сроков и содержания обучения и воспитания, все организационные мероприятия не дают должного эффекта. Мы считаем, что основной причиной такого положения является резкое падение духовного и нравственного состояния российского общества, которое заключается в разрушении идеологических позиций советского времени и появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, эгоизм, преступность, наркомания, алкоголизм и пресло-Л вутая «дедовщина» - все эти негативные явления разрушают человека, общество и важную его часть - армию.

В условиях идеологического кризиса, слома системы духовно-.нравственных ценностей и поиска национальной идеи современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим аспектам воспитания патриотизма, духовности, гражданственности у российской молодежи. Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. В программе «Развитие воспитания в системе образования в России на 1999-2000 год», утвержденной Министерством образования Российской Федерации и рекомендованной для внедрения в военную систему образования приказом Министра образования от 18.10.99 г. № 574, большое значение придается духовно-нравственному воспитанию, под которым мы понимаем целенаправленную и организованную деятельность командиров, воспитателей, психологов и священнослужителей с целью формирования у кадетов системы высших нравственных ценностей, качеств патриотов и защитников Родины.

Проблемы подготовки офицерских и гражданских кадров через кадетские корпуса и военные заведения в России изучались отечественными военными историками (В.Р. Басаев, П.А. Геленковский, Ю.А. Глушко, П.А. Зайончковский, А.И. Каменев и др.), военными педагогами (H.A. Алпатов, А.Ф. Григорьев и т.д.). Однако, в истори-ко-педагогическом аспекте духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах дореволюционной России современной педагогической наукой не рассматривалось. По этой проблеме практически отсутствуют диссертационные исследования и учебные пособия, а публикации в тематических сборниках и журналах рассматривают формирование лишь отдельных нравственных качеств, не затрагивая духовные. В результате командный, профессорско-преподавательский состав, офицеры воспитательных и психолого-педагогических структур военно-учебных заведений России испытывают значительные трудности в определении концепции духовно-нравственного воспитания военной молодежи в современных условиях. Сформулированные положения позволяют говорить об этом процессе, находящемся в стадии восстановления и развития, как о важнейшем в воспитании подрастающих поколений.

Указанные проблемы обусловили следующие противоречия:

- между необходимостью определения сущности, структуры и содержания духовно-нравственного воспитания кадетов и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этого процесса;

- между необходимостью активного внедрения в практическую деятельность современных кадетских корпусов историко-педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию и недостаточной изученностью генезиса и развития этого воспитания в кадетских корпусах дореволюционных России.

Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и определения возможностей использования в современных условиях историко-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания в дореволюционных кадетских корпусах.

Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему. «Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России»

Цель исследования - выявить, определить и обосновать сущность, структуру и содержание духовно-нравственного воспитания для реализации отечественного историко-педагогического опыта в современных кадетских корпусах и военных институтах России.

Объект исследования - образовательный процесс в кадетских корпусах России.

Предмет исследования - историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных кадетских корпусах России.

Гипотеза исследования предполагает:

- историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных кадетских корпусах позволит определить сущность, структуру и содержание этого воспитания;

- положительный опыт духовно-нравственного воспитания на различных этапах становления и развития кадетских корпусов России, заключенного в традициях, обычаях и ритуалах, может быть использован и в современных кадетских корпусах;

- обоснование комплекса педагогических условий будет способствовать возрождению духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах.

На основании положений гипотезы мы формулируем следующие задачи:

1. В процессе историко-педагогического анализа литературы философского, исторического, педагогического и психологического характера выявить сущность, структуру и содержание духовно-нравственного воспитания.

2. Определить основные этапы становления и развития по-ложи-гельного опыта духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России.

3. Разработать комплекс педагогических условий, позволяющих успешно реализовать историко-педагогический опыт духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах

Теоретико-методологическую базу исследования соI ставили:

- философские исследования проблемы духовности Платона, Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, Ж.П. Сартра, А. Камю, С. Франка, Л. Шестова, В. Розанова, Э. Фромма;

- религиозных философов и отцов церкви Игумена Аристарха, H.A. Бердяева, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, А.И. Ильина, B.C. Соловьева, П.Ф. Флоренского;

- методологические идеи гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, A.C. Белкина, А. Дистервега, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;

- теория нравственного развития личности Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова;

- научные труды военных историков В.Р. Басаева, П.А. Гелен-ковского, Ю.А. Глушко, П.А. Зайончковского, А.И. Каменева, а также труды военных педагогов H.A. Алпатова, А.Ф. Григорьева и др.

Для реализации поставленной цели и задач использовались следующие методы теоретического уровня: ретроспективный анализ философских взглядов отечественных и зарубежных мыслителей по духовно-нравственному воспитанию; теоретический анализ исторической, общественно-политической и психолого-педагогической литературы для обобщения и объяснения фактов современного состояния духовно-нравственного воспитания; методы аналогии, моделирования, сравнения, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному; эмпирического уровня, психолого-педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы; анализ практической деятельности по формированию у кадетов и курсантов качеств патриота и защитника Родины; анкетирование; изучение нормативных документов; тестовые и опросные методики.

База исследования, в диссертационной работе учтен опыт духовно-нравственного воспитания в Екатеринбургском артиллерийском институте, Екатеринбургском и Санкт-Петербургском суворовских военных училищах, а также в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе.

Исследование проводилось в три этапа: 1. 1999 - 2000 гг. - для осуществления историко-педагогического анализа изучалась литература по становлению и развитию духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России; разрабатывался план и задачи исследования; были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования;

2. 2000-2001 гг. - изучалось состояние духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах, суворовских военных училищах и военных институтах; изучалась практическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию кадетов и курсантов военных институтов при помощи опросных и тестовых методов; разрабатывалась программа факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию;

3. 2001-2002 гг. - определялись педагогические условия духовно-нравственного воспитания кадетов, завершалось оформление результатов исследования в форме диссертации и методических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем

1. Осуществлен историко-педагогическиий анализ духовно-нравственного воспитания в дореволюционных кадетских корпусах, который дал основания для определения его сущности, структуры и содержания: ценность, значимость, результативность.

2. Определено, что духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах реализовывалось на трех этапах:

- дореволюционном, когда духовность и нравственность воспринимались в имплицитной взаимосвязи;

- советском, особенностью которого была подмена системы высших нравственных ценностей идеологическими;

- современном, характерный возрождением системы духовно-нравственного воспитания.

3. Обоснована необходимость учета положительного опыта по духовно-нравственному воспитанию в кадетских корпусах дореволюционной России для современных условий (фундаментальность, результативность, проверенность временем, приложимость к современным условиям).

Теоретическая значимость исследования заключается.

- в определении сущности духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах, под которым понимается целенаправленная и организованная деятельность командиров, воспитателей, психологов и священнослужителей с целью формирования у кадетов системы высших нравственных ценностей, качеств патриотов и защитников Родины; в определении структуры и содержания духовно-нравственного воспитания;

- в обосновании педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах и военных институтах.

Практическая значимость исследования:

- содержащиеся в работе теоретические положения и практические рекомендации использованы для организации духовно-нравственного воспитания в Екатеринбургском артиллерийском институте, в Екатеринбургском и Санкт-Петербургском суворовских военных училищах, в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, а также при подготовке кадетов общеобразовательных школ Уральского региона;

- разработанные программы факультативного курса духовно-нравственного воспитания могут быть реализованы в современных кадетских корпусах, военных институтах и в других образовательных учреждениях России.

Научная обоснованность и достоверность результатов обусловлены исходными теоретико-методологическими позициями; применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, соответствующих целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практических конференциях в городах: Казань (2000 г.) «Духовное здоровье подрастающих поколений», Екатеринбург (2001 г.) «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия», (2001 г.) «Военно-научное общество курсантов - организация в решении учебно-воспитательных и научно-исследовательских задач в вузе», «Управление качеством образования: критерии и параметры», Челябинск (2000 г.) «Актуальные проблемы формирования профессиональных мотивов и пути их решения», Москва (2001 г.) «Наука и религия XXI века», на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Екатеринбургском артиллерийском институте.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Положительный опыт духовно-нравственного воспитания на дореволюционном, советском и современном этапах становления и развития кадетских корпусов России, заключающийся в возможности и необходимости его реализации на основе преемственности, систематичности, последовательности.

2. Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах.

3. Комплекс педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах: интеграция религиозного и рационального факторов в духовно-нравственном воспитании; создание программ, учебных пособий по духовно-нравственному воспитанию для кадетских корпусов и военных образовательных учреждений; подготовка преподавателей, воспитателей, психологов и священнослужителей к проведению духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах и военных институтах; вовлечение кадетов в активную учебно-познавательную, общественно-полезную и творческую деятельность.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шпанагель, Сергей Львович

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

1. Кадетские корпуса давали достаточно высокий образовательный уровень для выпускников на каждом этапе развития кадетских корпусов.

2. В кадетских корпусах использовались передовые для того времени педагогические идеи, что позволяло готовить истинных патриотов Отечества с высокими нравственными качествами.

3. Теоретический анализ постановки духовно-нравственного • воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России показал, что понятия «духовность» и «нравственность» не находились в имплицитной взаимосвязи, хотя их составляющие элементы присутствовали, но в скрытом виде, как само собой разумеющиеся положения.

4. В начале XX века в России были осмыслены положительные и отрицательные стороны образовательного процесса в кадетских корпусах. Доводы об этом необходимо учитывать при организации современных кадетских корпусов, открытие которых становится модным и не всегда оправданным.

5. Через возрождение кадетских корпусов, кадетских отделений и классов, через скаутское движение пройдет возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в России.

6. В настоящее время происходит позитивная тенденция в использовании религиозного фактора духовно-нравственного воспитания воинов.

По нашему мнению, успешное решение задач духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах и военных институтах возможно при реализации предложенного в нашей диссертационной работе комплекса педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Сущность духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах составляет целенаправленная и организованная деятельность командиров, воспитателей, психологов и священнослужителей с целью формирования у кадетов системы высших нравственных ценностей, качеств патриотов и защитников Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - инте-гративный, стратегический, интеллектуальный ресурс армии и всего государства.

2. Генезис и развитие духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России можно рассматривать на трех этапах: а) дореволюционный этап характерен тем, что духовность и нравственность воспринимались в имплицитной взаимосвязи. Духовным воспитанием занимались в основном священнослужители. Нравственное воспитание было прерогативой воспитателей. В конце этапа сформировалась триединая идея «Веры, Царя и Отечества»; б) на советском этапе по образцу старых кадетских корпусов в 1943 г. были организованы суворовские и нахимовские военные училища. В этот период в педагогике разрабатывались проблемы нравственного воспитания, которые были направлены на формирование сознания, чувств, воли и поведения, роль духовной составляющей принижалась. В это время активно шел процесс подмены системы высших нравственных ценностей на идеологические. В концентрированном виде основы нравственного воспитания отразились в «Моральном кодексе строителя коммунизма», который был фактически построен на идеях христианских заповедей; в) в современных кадетских корпусах идет активный поиск путей возрождения системы духовно-нравственного воспитания. Задачи кадетских корпусов в период проведения реформ в государстве и армии следующие: всесторонне подготовить из воспитанника российского гражданина, патриота Отечества, духовно богатую личность, способную профессионально выполнять обязанности по вооруженной защите Родины.

3. Историко-педагогический анализ динамики развития кадетских корпусов и современного их состояния показывает, что духовно-нравственное воспитание будет успешным при реализации предложенного в работе комплекса педагогических условий: интеграция религиозного и рационального факторов в духовно-нравственном воспитании; создание программ, учебных пособий по духовно-нравственному воспитанию для кадетских корпусов и военных образовательных учреждений; подготовка преподавателей, воспитателей, психологов и священнослужителей к проведению духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах и военных институтах; вовлечение кадетов в активную учебно-познавательную, общественно-полезную и творческую деятельность.

Перспективы будущих исследований мы видим в дальнейшем уточнении сущности, структуры и содержания духовно-нравственного воспитания, принципов, методов и организационных форм его реализации не только в кадетских корпусах и военных институтах, но и в других образовательных учреждениях, а также в частях и подразделениях Российской армии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шпанагель, Сергей Львович, 2002 год

1. Августин А. Исповедь / Лабиринты души. Симферополь,1998.

2. Азаров В. Общественно-государственная подготовка в 2001 учебном году/ Ориентир, 2000, №10.

3. Алпатов H.A. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., 1990.

5. Арсеньева A.C. Подросток глазами философа. Искусство в школе. 1995, №2.

6. Байлук В.В. Человекознание. Книга третья. Екатеринбург,2001.

7. Басаев В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России (XVII начало XX вв.) Автореф. уч. степени канд. ист. наук. Омск, 2000.

8. Белотелов А. Религиозность всегда служила импульсом для проявления мужества/Ориентир, 2000, № 9.

9. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург. 1993.

10. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

11. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург.,2002.

12. Бобровский П.О. Юнкерские училища. М. 1985.

13. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1998.

14. Бородин Н., Хасанов Р. История и традиции младшего командного состава Российской армии и флота/ Ориентир. 2000, № 9.

15. Бранденбург Н.Е. Материалы для истории артиллерийского управления в России: Приказ артиллерии. СПб., 1876.

16. Братусь Б.С. Психология. Нравственность, Культура. М.,1994.

17. Буров А., Лубченко Ю., Якубовский А. Время и судьбы. Военно-мемуарный сборник. М., 1991.

18. Бхактиведанта А.Ч. Жизнь происходит из жизни. М., 1991.

19. Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат,1993.

20. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.,1984.

21. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1999. -489с.

22. Галушко Ю.А., Колесников А. Школа Российского офицерства (исторический справочник). М., 1993.

23. Гегель. Соч. Т.З, Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. М., 1956.

24. Геленковский П.А. Воспитание юношества в прошлом: Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700-1856 гг.). Изд. 2-е, СПб, 1904.

25. Гельвецкий К.А. Об уме. М., 1938.

26. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1987.

27. Гончаров С.З. Так что же такое дух?// Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

28. Григорьев А.Ф. Полководческая школа. A.B. Суворов. Педагогический аспект. Педагогика, 1994. №1.

29. Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального научно-практического семинара. Тюмень. 2001.

30. Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996.228с.

31. Дежнев В.И. Религия и духовные силы воинов.//Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

32. Деникин А.И. Путь русского офицера. Париж, 1954г.

33. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Материалы VI Екатерининских чтений 14 декабря 2001.

34. Днепрова Т.П. Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза. Дисс. уч. ст. канд. пед наук. Екатеринбург, 1996.

35. Добролюбов H.A. Избр. Философские соч. Т.1.

36. Дорохова Т.С. Развитие социальной педагогики в России в 20-е годы XX века. Дисс. уч. ст. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.

37. Духовные традиции российского воинства. Екатеринбург,2001.

38. Емельянов И.Н. Идея духовности: Исходные теоретические положения.//Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального н/практического семинара. Тюмень, 2001.

39. За землю Русскую! Материалы для учителя. Екатеринбург,2001.

40. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX XX столетий. М: Военизд ,1973.

41. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. М., 1952.

42. Игумен Аристарх. Самоотверженная защита Отечества -дело богоугодное! /Ориентир, 2001, № 8.

43. Игумен Иоанн (Экономцев). Антология гуманной педагогики. Иисус Христос и его ученики. М., 1996.

44. Ильин А.И. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. Спб, 1994.о

45. Ильин И.А. О чувстве ответственности// Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

46. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою./ Путь к очевидности. М., 1993.

47. История педагогики. М.,1956.

48. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского Военно-сиротского дома. 1793-1898. СПб, 1998.

49. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985.9.

50. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. - 252с.

51. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России М., 1990.

52. Клюжев. Наше военное образование. М., 1916.

53. Козлова Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону, 1983.

54. Колмагорова И.В. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 2000.

55. Копалов В.И. Смысл русской истории в трудах Митрополита Иоанна// Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

56. Костоусов Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции. Екатеринбург,2001.

57. Краткая философская энциклопедия. М., 1994, с. 263).

58. Кропоткин П.А. Этика. Избр. труды. М., 1981,.

59. Кузин А.М. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. 1998. №8.

60. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.

61. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. СПб, 1880, 4.1. 111с.

62. Левитан K.M. Педагогическая деонтология. Екатеринбург,199963. .Лобов В.Н. О долге и чести в Российской Армии. Сборник материалов, документов и статей М., 1990.

63. Лукьянец A.A., Воробьев В.Д. Православные основы семейного воспитания военнослужащих. Учебное пособие. Рязань,1998.

64. Лутовинов В. Борьба за сознание это борьба за современную армию/ Ориентир, 2001, № 3.

65. Макаренко A.C. Пед. Соч., в 8-ми т. М., 1984, т 4.

66. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.,1999.

67. Мамардашвили М.И. Как я понимаю философию. М.,1990.

68. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.

69. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

70. Мацуленко С.А. Не подлежит ослабевать в военном деле / Военно-исторический журнал. 1999, №1.

71. Мечников Г.П. .Духовная реальность человека. Казань,1999.

72. Митрополит Иоанн (Снычев). Быть русским! //Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

73. Мурашов В.И Идея образования// Школа духовности. 1999,

74. Мурашев В.И. Идея ресурсов идея жизни// Школа духовности. 1999, № 5.

75. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.

76. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Тюмень, 2000.

77. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге. М., 1995.

78. Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина //Сибирская православная газета, июнь.2001, № 5).

79. От артиллерийской школы к военному университету. (Под общ. ред. Сухорученко B.C. СПб, 2000.

80. Назаров А. Достоинства и чести мера Дуэльный кодекс офицера/Юриентир. 2001, № 10.

81. Новое в воспитательной работе школы. М., 1991.

82. Панин И.Г. Уроки трехсотлетней российской военной школы/Военно-исторический журнал. 1998, № 6.

83. Педагогический сборник. СПб., 1901, № 12.

84. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судь-ба//Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996.

85. Поликарпов В. Церковь и армия в России/ Ориентир. 2000,9.

86. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб, 1830, т. 1-17.

87. Православие. Армия. Держава. М., 1993.

88. Программы факультативов духовно-нравственной направленности для светских школ. Вып. 1. Воронеж, 1999.

89. Психологический словарь. М., 1983.

90. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, М.

91. Ростовцев Я.И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб, 1849. Советские вооруженные силы. М. 1987.

92. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994.

93. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.

94. Советская военная энциклопедия. М. 1976, т.8.

95. Соловьев B.C. Лекции по истории философии. // Вопросы философии. 1989.- №6.

96. Соловьева H.A. Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников. Автореф. дисс. уч. ст. канд. пед. наук. Тюмень, 2000.

97. Столетие военного министерства. 1802-1902. СПб., 1902, Т.10, Ч. 1.

98. Суворов A.B. Документы. М., 1949-1953, т.1.

99. Троицкий Е.С. Русская идея способна консолидировать общество // Время и мы. 1998. - №6.

100. Устякин Н. Российская культура как важнейший фактор воинского воспитания/Ориентир. 2000, №12.102. Ушинский К.Д. Соч. Т.2.

101. Феденко Н.Ф. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XX веков. М.: Воениздат, 1992.

102. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. - 652с.

103. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988,- №7.

104. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.

105. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

106. Фирсенков. Правила этикета и культура поведения военнослужащего/ Ориентир. 2001, №8.

107. Флоренский П.Ф. Детям моим. М., 1992.

108. Флягин А. От Петра Великого/ Ориентир. 2000, № 10.

109. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

110. Чиненый С. Вера нравственный стержень солдат/Ориентир. 2000, № 12.

111. ЦГВИА Фонд канцелярии военного министерства. ОП.2. Д.5. Л.30.

112. Харламов В.И. Чему и как учили русских офицеров в XVIII веке/ Военно-исторический журнал, 1999, № 3.

113. Харламова И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

114. Шапошников В.М., Воспоминания. Военно-научные труды. М., 1974.

115. Ширшов В.Д. Духовное воспитание мальчика//Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиции. Екатеринбург, 2001.

116. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург, 1994.

117. Шкиндер В.И. Опыт постижения духовности//Воспитание духовности. Сб. статей и тезисов. Екатеринбург, 1998.

118. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Автореферат на соискание уч. степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1999.

119. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М.,1998.

120. Юность в погонах/ Красная Звезда, 2000, 18 апреля.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.