Историко-психологические особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Печерская, Надежда Марковна

  • Печерская, Надежда Марковна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2011, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 188
Печерская, Надежда Марковна. Историко-психологические особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Ростов-на-Дону. 2011. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Печерская, Надежда Марковна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-НАУЧНОГО ЭКЛЕКТИЗМА В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ.

1.1 .Эклектизм. Определение и границы приложения термина.

1.2. Цели и стратегии психолого-теологических взаимодействий в современной науке.

1.3. Определения, используемые при описании личности Иисуса Христа, в теологической, философской, психологической литературе.

1.4. Евангельский нарратив в границах библейской психологии.

ГЛАВА И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ, МЕТОДЫ И ТЕКСТУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Общая характеристика источников, их систематизация в соответствии с задачами диссертации.

2.2. Методы исследования евангельского нарратива и библейской психологии.

2.3. Текстологическая основа нарративного исследования Евангелий и библейской психологии.

ГЛАВА III. НАРРАТИВНЫЙ ЕВАНГЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ БИБЛЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

3.1. Библейская наррация в переходе от средневекового знания к новоевропейскому.

3.2. Общая и наррадигмальная характеристика библейской психологии Нового времени.

3.3. Библейская психология в поле теолого-научных компромиссов и взаимодействий.

3.4. Биографии Иисуса в новоевропейском развитии евангельской библейской наррадигмы.

3.5. Библейская психология XVIII - нач. XX вв. как теологический подход (собственно библейская психология).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-психологические особенности религиозно-научного эклектизма в период Нового времени»

Актуальность темы исследования. Представленная работа посвящена актуальной проблеме - исследованию историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период нового времени. Современная психологическая наука на сегодняшний день в своих стремлениях к научно - религиозным сопоставлениям вводит в круг актуальных мировоззренчески - методологических проблем вопрос, который в большей мере был закрыт в советские десятилетия: как совмещать светское знание с религией. В западных странах мостами между религией и современной наукой были и остаются теологические дисциплины, укорененные в университетском образовании и в гуманитарных исследовательских практиках. К таким мостам относилась и библейская психология. Вводивший её в современный интеллектуальный обиход Ф. Делич определял библейскую психологию и как часть актуального психологического знания, и как старейшую теологическую дисциплину [Делич Ф., 1855]. В России академический диалог между христианством и психологической наукой восстанавливается в формах, диктуемых социальными, политическими, культурными и церковно-конфессиональными условиями развития постсоветской России. Подобные процессы вернее всего выражаются понятием «эклектика», трактуемым обычно как «соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий» [Философский энциклопедический словарь, 1989] и воспринимаемым научным сообществом неоднозначно [Ивлева Г.Ю., 2003]. Некоторыми авторами в психологическом знании поддерживается позитивное отношение к эклектизму [Александров Ю.И., 2003; Никандров В.В., 2003; Янчук В.А., 2005; Norcross F., 1985; Smith D., 1985 и др.]. В свете интегративной эклектики [Янчук В.А., 2005] эклектизм характерен для человека, поскольку проявляется в его стремлении аккумулировать и актуализировать продуктивный опыт других людей, не обсуждая пригодности этого опыта и диалектического, последовательного его вписывания в собственную практику. Эклектизм, прежде всего, рассматривается как выбор лучшего из различных систем, попытка постижения феномена с позиций различных теоретических подходов. Применительно к психотерапии допускается и религиозно-научный эклектизм [Stanton L.J., Butman R.E., 1991].

Учитывая полемику с религией, долгое время преобладавшую в отечественной науке, данная работа является одной из первых, подчеркивающих свою актуальность для историографии психологии. Выделены стратегии научно-религиозного взаимодействия в современной науке. Даётся историко-психологи-ческая оценка места знания об образе Иисуса Христа в динамике взаимодействия научного и религиозного познания.

Состояние разработанности проблемы. Историко-психологическое изучение христианских истоков изначально было свойственно современной психологии, в частности вопросы психологической терминологии в Библии, о догматике души, об антропологии отцов церкви и т.п. Психологический традиционализм [Братусь, 1995; Слободчиков, 1998; Абраменкова, 2001] выступает с попытками переосмысления историко-психологического процесса. Модели отношений, сложившихся между психологией и теологией [Carter J., Narramore В., 1979], зачастую отражают личные авторские взгляды, порождая противоречия между теологическими и психологическими теоретическими построениями. Последние по убеждению некоторых исследователей [Crabb L., 1977; Myers D., Jeeves M., 1987; Stanton D., Butman R., 1991] снимаются выработкой христианского эклектичного подхода, использующего психологические принципы, имеющие убедительное научное обоснование и не противоречащие библейским сведениям. Схематичное изложение взаимосвязей христианства и психологии [Ward М., 1977] конкретизируется системой возможных областей совместимости психологии и теологии [Collins G., 1981], обеспечивая в культурно-историческом пространстве теологии второй половины 20 века динамику религиозно-научного эклектизма.

В 20 веке особенностью религиозно-научного эклектизма является перемещение исследовательских интересов с Ветхого завета на Евангелие. Указанная тенденция означает сближение христологии с психологическими учениями о личности. Она наполняет новым содержанием постоянное внимание мировой культуры к фигуре Иисуса Христа и вводит его в рамки психологического изучения [Hall G.S., 1917]. Во второй половине 20 века знание об образе Иисуса Христа используется в качестве системного механизма взаимодействия смежных областей психологии и теологии. Посредством этого в свете психологии личности [Schneiders S., 1991], психологии религии [Benner D., 1988; Hyder О., 1971; Fowler M., 1989; Engel J., 1975; Ratcliff D., 1975], психологии эмоций [Koteskey R., 1980], педагогики [Hall G.S., 1917], социальной психологии [Darley J., Batson С., 1973], психотерапии и консультирования [Minirth F.B., 1987] разворачиваются психологические особенности отдельных теологических концептов.

В начале 21 века в историко-психологических исследованиях начинает преобладать нарративная тематика [Шкуратов В.А., 1994, 2000; Еремеев Я.М., 2004]. Теологическая мысль, в свою очередь, выделяет библейский рассказ как основу христианской науки о душе, ищет аналогичные подходы в светской науке и находит их в виде нарративных и дискурсивных течений психологии. Весьма благоприятным для определения объекта нашего исследования оказывается то, что нарративная психология и нарративная теология зародились практически одновременно, развиваются параллельно и достигли к настоящему времени, по официальному утверждению религиозных властей [Папская библейская комиссия, Ратцингер И., 2002], признания соответственно как в психологии, так и в теологии. Актуальной становится разработанность проблематики по историко-психологической оценке особенностей религиозного восприятия, которая носит междисциплинарный характер: историческая психология, теология, история, христология, библеистика [Шкуратов В.А., 1994; Эриксон М., 1999; Армстронг К., 2004; Мольтман Ю., 1990; Гондецкий С., 2005; Мецгер Б., 1996]. В этой связи знание об образе Иисуса Христа порождается вариативностью интерпретаций в различных областях, включая пространство текста, содержательно разворачивающееся первоначально - в евангельском повествовании (Gospel narrative) и социокультурно структурированного в пределах апокриф-канон. В изучении механизмов усложнения репертуара интерпретаций показательным является, как зарубежный [Брокмейер Й., 2000; Филлипс Л., Йор-генсен М.В., 2004], так и отечественный опыт нарративной и дискурсивной психологии [Еремеев Я.М., 2004]. Применительно к библейским текстам — отечественного литературоведения [Аверинцев A.C., 1996], зарубежной когитоло-гии [Alker H.R., Lehnert W.C., Schneider D.K., 1985]. Ф. Делич предложил повествовательный план Писания в качестве основы библейской психологии. По мнению В.А. Шкуратова, евангельский нарратив является частью библейской наррадигмы, заложившей основы библейской психологии. Однако, полагаем, что историко-психологическая оценка места евангельского нарратива в динамике религиозно-научного эклектизма в целом далека от ясности.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался поиском компромиссов между каноническим и научно-литературным использованием Библии. На рубеже 18-19 веков в Германии модернизация евангельского богословия и становление современной психологии протекали одновременно и во взаимодействии, что применительно к периоду Нового времени обосновывает выбор границ эмпирического материала в пределах германской науки [Гесс И.Г., 1823; Шлейермахер Ф.Д.Э., 1958, 1994, 1998; Штраус Д., 1971, 1992; Швейцер А., 1910 и др.].

Цель работы - изучение историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период Нового времени.

Предмет исследования - взаимодействие религиозного и научного познания.

Объект исследования: религиозно-исторические тексты в корпусе источников, отражающих исторические периоды: патристики 1-нач.4 века и периода Нового времени 18-19 веков.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Установить особенности религиозно-научного эклектизма в системе общих стратегий взаимодействия религиозного и научного познания в современной науке.

2. Рассмотреть систему вариантов ответа на вопрос о подлинности евангельского повествования.

3. Определить текстологическую основу исследования знания об образе Иису са Христа.

4. Сконструировать наррадигмальную модель для описания процесса взаимодействия религиозного и научного познания.

Методические задачи:

5. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.

6. Разработать методический инструментарий, направленный на изучение историко-психологических особенностей религиозно-научного эклектизма в период Нового времени.

Эмпирические задачи:

7.Рассмотреть структурно-динамические характеристики формирования знаний об образе Иисуса Христа в период патристики 1 -нач.4 века.

8. Ввести систему гносеологических вариантов ответов на вопрос о подлинности евангельского повествования в изучение динамики религиозно-научного эклектизма.

9. Описать динамику религиозно-научного эклектизма на основании трансформации в 18-19 веках знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1 -нач.4 века.

10. Охарактеризовать работу механизмов «теология - психология» в пространстве «теология - литература» 18-19 веков.

Гипотезы исследования:

1. Религиозно-научный эклектизм 18-19 веков исторически может быть обусловлен динамикой трансформации знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1-нач.4 века.

2. Динамика трансформации данного знания может выстраиваться как библейская наррадигма.

3. Культурно-исторический механизм «теология - современная наука» в пространстве «теология - литература» может определить динамику религиозно-научного эклектизма в 18-19 веках.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: 1) источниковедческий метод (критики источников) О.М. Медушевской; 2) метод нарративного анализа Я.М. Еремеева; 3) герменевтический метод Г.А. Верклера; 4) теоретическое рассмотрение концепций Нового времени, как это принято в отношении современных научных трудов.

Теоретико-методологическая основа исследования. По схеме периодов библейской психологии, предложенной на основании общепринятой на Западе учебной периодизации истории психологии Дж. Бретта - Р. Петерса (W.G. Rollins) устанавливалась текстологическая основа изучения знания об образе Иисуса Христа. Структурно-динамические характеристики данного знания рассматриваются с учётом литературно-критических и нарратологических течений библеистики (Д. Гартри, о. Бернардо Антонини), риторики (A.C. Аверинцев), культурологии (П. Пупар), христологии (Ю. Мольтман). Механизмы взаимодействия теологии и современной науки описываются в контексте дискурсивного анализа теологии A.M. Прилуцкого и подхода интегративной эклектики (В.А. Янчук).

Культурно-историческое движение знания об образе Иисуса Христа структурируется на основе модели трансформации письменной ментальности В.А. Шкуратова по фазам наррадигмы (апокрифической, канонической, гуманистической, гуманитарной, человековедческой), фиксирующей поэтапный характер динамики религиозно-научного эклектизма.

Научная новизна исследования.

1. Оценка особенностей религиозно-научного эклектизма и сопоставления светской науки с теологией проводятся с использованием нарративных моделей, которые позволили выявить структурно-динамические характеристики знания об образе Иисуса Христа в степени выраженности авторско-рефлексив-ного начала способов изложения благовествования показателями индивидуализации стиля словесности (традиционализм, темпоральность, аутодескриптив-ные формы, вариативность позиций, беллетристичность, авторские денотации).

2. Взаимовлияние христианства и психологии рассматривается как циклический процесс динамики взаимодействия религиозного и научного познания на основании выстраивания библейской наррадигмы по следующим фазам: апокрифической, канонической, гуманистической, гуманитарной. Взаимодействие двух знаний (библейской психологии и знания об образе Иисуса Христа как исторической личности) обусловлено двумя реформационными принципами текстологического изучения Библии. Церковно-догматическая установка незыблемости библейских формулировок сберегает архетипический смысл божественного Послания и открывает путь к его восприятию и пониманию. Историческая критика религиозных письменных текстов пытается очистить ее смыслы от наслоений и искажений.

3. Собраны и проанализированы зарубежные исследования по библейской критике и нарративному библейскому анализу, которые обеспечивают перспективу психотеологического сотрудничества в пределах стратегии конфессионально-ориентированной науки, выраженной в экспликации рефлексивного «Я» применительно к ситуации религиозной веры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа направлена на восстановление более полной генеалогии психологической науки, от которой та отказывалась в разгар позитивистских десятилетий. В исследовании расширяется представление о предмете и возможностях теологических областей знания. Восполняется дефицит культурно-исторического обращения к нарративным формам религиозной идентичности, что даёт материал для размышлений над проблематикой религиозного самосознания и понимания личности в христианской культуре.

Практическая значимость. Междисциплинарный характер исследования позволяет использовать его при чтении курсов по истории психологии, исторической психологии, истории христианства.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечивалась проработанностью теоретико-методологических оснований настоящего диссертационного проекта; ознакомлением с отечественными и зарубежными исследованиями; использованием методологического аппарата и выбором объекта исследования, адекватных цели, предмету, задачам и логике общего замысла в пределах истории психологии, общей .психологии, психологии личности и смежных дисциплин, методологически и содержательно дополняющих друг друга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Религиозно-научный эклектизм выступает в качестве апокрифической и канонической фаз библейской наррадигмы, обусловленных синтезом культур греческой и иудейской словесности.

2. Историческая последовательность смены знания об образе Иисуса Христа выстраивается в качестве гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы.

3. Культурно-исторический механизм «теология-психология» в пространстве «теология-литература» в Германии 18-19 веков обусловлен реформацион-ным принципом текстологического изучения Библии.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Обсуждение . положений диссертационного исследования проходило на заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2006-2010) и кафедры права, культурологии, психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону, 2008-2011). Результаты исследований были представлены на сессиях Недели науки ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2007] и РГСУ [Ростов-на-Дону, 2008-2011].

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, общим авторским объёмом 2,0 усл.п.л.; в том числе 2 статьи - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения; трёх глав; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка литературы, включающего 197 наименований, из них 83 — на иностранных языках; списка выборки источников из 38 наименований, из них 14 - на иностранных языках; 4 Приложения. Работа иллюстрирована 1 Рисунком, 4 Таблицами. Объём основного текста диссертации составляет 161 машинописную страницу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Печерская, Надежда Марковна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы, обосновывают положения, выносимые на защиту.

1. В исследовании нашла подтверждение гипотеза, что религиозно-научный эклектизм ХУШ-Х1Х веков исторически может быть обусловлен динамикой трансформации знания об образе Иисуса Христа, первоначально сформировавшемся в 1-нач. IV века [Таблица 3, Таблица 4 Приложения 3].

1.1. Религиозно-научный эклектизм в качестве апокрифической и канонической фаз библейской наррадигмы функционирует на основании синтеза культур греческой и иудейской словесности в следующих показателях индивидуализации её стиля: традиционализм, темпоральность, аутодескриптивные формы, вариативность позиций, беллетристичность, авторские денотации.

1.2. Параметры рефлексивной аутонаррации в формировании евангельского нарратива отражают расширение репертуара интерпретаций в постепенном переходе от традиционных форм ближневосточной внерефлексивной словесности, свойственной иудейской культуре (в Евангелиях от Марка и Матфея) к их появлению, характерному греческой культуре (в Евангелиях от Луки и Иоанна).

1.3. Генезис темпоральности в построении знания вокруг евангельского нарратива происходит по двум линиям: 1) социальной (выделение социальных ориентиров, подвигнувших к обсуждению евангельской проблематики); 2) ретроспективной (целостное восприятие своей религиозной идентичности с точки зрения наблюдателя, как свидетеля евангельских событий). Сопряжение различных временных промежутков фиксирует значимые для самоактуализации в сфере религии жизненные факты как религиозный опыт.

1.4. Простые аутодескриптивные формы, переходя в инверсивные, усиливают обобщающие выражения в описании чувства соборной сплочённости, в целом, исторически сформировавшем основы церковной жизни, в пределах которых знание об образе Иисуса Христа сужается до догмата и выполнения обряда таинств.

1.5. Вариативность альтернативных позиций (в расчёте на мнение адресата или читателя) обеспечивает многообразие форм подражания. Динамика авторской рефлексии выстраивается в расчёте на абсолютные максимы долженствования подражания Христу.

1.6. Авторские денотации выделяют доминирующую в авторском изложении терминологию от предельно ортодоксальных форм (Сын Человеческий, Пророк, Учитель, Господь, Сын Божий) до беллетристично оформленных личностными характеристиками представлений (мудрый человек, терпеливый, смиренный благородный подвижник, педагог, пример для подражания).

2. Находит подтверждение гипотеза, что историческая последовательность смены знания об образе Иисуса Христа выстраивается в качестве гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы.

2.1. Библейская наррадигма в своём развитии формирует целостное поле религиозно-научного эклектизма, на котором разворачивается спектр научно-исследовательских конструктов и социальных явлений, обеспечивших динамику взаимодействия религиозного и научного познания.

2.2. Содержанием библейской наррадигмы является взаимодействие двух знаний: библейской психологии и знания об образе Иисуса Христа как исторической личности [Рисунок 1 Приложения 4].

2.3. Библейская психология является продолжением канонической фазы библейской наррадигмы. Содержание библейской психологии заключается в переосмыслении библейского нарратива в формах, насыщающих догматику свидетельствами о человеке через повествование об истории спасения, соответствующей центральному сюжету Библии и одновременно главному пункту христианской догматики.

2.4. Биографический жанр жизнеописаний Иисуса Христа на основании внедрения в текстологическое изучение Библии научных методов (герменевтики, диалектики, исторической критики) демонстрирует признаки гуманистической и гуманитарной фаз библейской наррадигмы. Беллетризация позволяет извлечь полезные для верующего сведения из земной истории Иисуса, тогда как мифологизация превращает в продукт фольклорного воображения.

3. Нашла подтверждение гипотеза о том, что культурно-исторический механизм «теология - психология» в пространстве «теология - литература» в Германии ХУШ-Х1Х веков обусловлен реформационным принципом текстологического изучения Библии.

3.1. Реформационный принцип нами определяется как методологически контролируемое церковной наукой исследование Библии на основании ведущих принципов экзегезы М. Лютера и Э. Роттердамского.

3.2. Основополагающим принципом экзегезы М.Лютера являлась церков-но-догматическая установка незыблемости библейских формулировок, которые сберегают архетипический смысл божественного Послания и открывают путь к его восприятию и пониманию. В библейской психологии по отношению к евангельскому повествованию сохраняется традиционно-ортодоксальный вариант ответа на вопрос о его подлинности.

3.3. Историческая критика религиозных письменных текстов допускалась экзегезой Э. Роттердамского с целью очищения ее смыслов от наслоений и искажений. Биографический жанр жизнеописаний Иисуса Христа даёт мифо-логоведческий и нарратологический варианты ответов на вопрос о подлинности евангельского повествования, выводя его фигуру за пределы собственно христианства и религии вообще, делая носителем универсального этического мировосприятия с большим будущим.

3.4. Факт взаимодействия религиозного и научного познания фиксируется: 1) прогрессом внутри либеральной теологии исторической критики библейской литературы, показавшей её содержание в новой перспективе и давшей её учению о человеческой природе свежее значение; 2) подъёмом современной научной психологии, которая обострила интерес к предмету человеческой духовной природы, для её анализа обеспечивая библейских психологов методом интроспекции; 3) психологической задачей, формулируемой библейскими психологами, которая состояла в экспликации рефлексивного «Я» применительно к ситуации религиозной веры, что ориентирует библейскую психологию на партнёрство со светской наукой - интроспективной психологией.

4. Библейская психология в XIX веке выступает как наука, конфессионально ориентированная. С развитием психологии интроспекционизма научная обоснованность библейской психологии определяется стремлением гибко координировать библейские значения тела, души, духа, сердца (в текстах Ветхого и Нового Заветов) с современными данными о психофизическом и духовно-рефлексивном строении человека.

5. Воссоздание целостной картины динамики религиозно-научного эклектизма возможно при внедрении в эмпирическое исследование нарративных практик и методов интегративного эклектизма, позволяющих определить исто-рико-психологические особенности механизма взаимодействия религиозного и научного познания.

Практические рекомендации. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах истории психологии, исторической психологии, истории христианства.

Перспектива данного исследования состоит в углубленном изучении религиозно-научного эклектизма в области психологической библейской критики второй половины XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Печерская, Надежда Марковна, 2011 год

1. Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология Электронный ресурс. / В.В. Абраменкова, В.И. Слободчиков // Воскресная школа. 2001. № 25. http: //hpsy.ru/ authors/ х193. htm

2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции Текст. / С.С. Аверинцев. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 3 с.

3. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Психология XXI века Текст. / Ю.И.Александров. М.: Пер Се., 2003. С. 39-85.

4. Андреев И.Д. Апокрифы Текст. / И.Д. Андреев / Христианство. Энциклопедический словарь: в 2-х тт. М., 1993. Т. 1. С. 100.

5. Армстронг Карен. История Бога Текст. / Карен Армстронг. М.: «София», 2004. 41 с.

6. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Собрание сочинений: в 2-х тт. Текст. / Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Нижний Новгород: Изд-во Братство во имя Св. Кн. Александра Невского, 1999. Т. 1. С. 24-26.

7. Бауэр Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем Текст. / Б. Бауэр. М.: Соцэкгиз, 1933. С. 3

8. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи Текст. / М.М. Бахтин. М., 1986.474 с.

9. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции Текст. / H.A. Бердяев. М.: Канон+ОИ «Реабилитация», 1998. 265 с.

10. Бернардо Антонини. Экзегеза Нового Завета Текст. / Бернардо Ан-тонини. М.: Изд-во семинарии Фомы Аквинского, 1998. С. 3.

11. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора Текст. М., 18911991.27 с.

12. Библейские обзоры Текст. Германия: Изд-во «GBV», 1993. С. 3

13. Библия (с комментариями Джона Мак-Артура) Текст. Славянское Евангельское общество, 2005. 1383 с.

14. Библия (современный перевод библейских текстов) Текст. М.: Всемирный Переводческий Центр, 1993, 12 с.

15. Библия для детей (библейские рассказы с иллюстрациями) Текст. М.-Стокгольм: Институт перевода Библии, 2000. 4 с.

16. Библия для детей Текст. СПб.: Христианское изд-во, 1993. С. 5

17. Библия с комментариями «Полноценная жизнь» Текст. Missouri USA: Life Publishers International, 1997. 54 с.

18. Библия тематическая с комментариями Текст. Минск: Библейская лига, 1996. 38 с.

19. Братусь Б. Двойное бытие души и возможность христианской психологии Электронный ресурс. / Б.С. Братусь / www.Hpsy.ru /seript/ golink.php

20. Братусь Б.С. Психология и этика Электронный ресурс. / Б.С. Братусь // Человек. 1998. № 1-4. / http:// dorn knig.net/book 4356.html.

21. Братусь Б.С. Начало христианской психологии Электронный ресурс. / Б.С. Братусь / www.hpsy.ru/script/golink.php

22. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия Электронный ресурс. / Б.С. Братусь // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 4. htt:// dusha orthodox.ru

23. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы Текст. / И. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

24. Бультман Р. Избранное: вера и понимание Текст. / Р. Бультман М.: РОССПЭН, 2004. 9 с.

25. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь Текст. / Л.И. Василенко. М.: Изд-во «Истина и Жизнь», 2000. 22 с.

26. Василюк Ф. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) Текст. / Ф. Василюк М.: Изд-во «Смысл», 2005. 33 с.

27. Вебер М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Изд-во «Прогресс», 1990. 808 с.

28. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь Текст. / А.Д. Вейсман. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. 24 с.

29. Верклер Г.А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Текст. / Г.А. Верклер. Библиотека Конгресса, США 1995. С. 4-7.

30. Гадамер X. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Текст. /X. Гадамер. М., 1988. 21 с.

31. Галустова О.В. История психологии: учебное пособие Текст. / О.В. Галустова. М.: Изд-во «Проспект», 1996. С. 59-64.

32. Гарнак А. История догматов Текст. / А. Гарнак / Раннее христианство. М., 2001. Т. 2.

33. Гартри Д. Введение в Новый Завет Текст. / Д. Гартри. Одесса: «Бо-гомыслие», 1996. 3 с.

34. Гондецкий С. Введения в синоптические евангелия Текст. / С. Гон-децкий М.: Изд. семинарии Фомы Аквинского, 2005. С. 9-16.

35. Горфункель А.Х. Гуманизм, христианство и утопия (Эразм Роттердамский Текст. / А.Х.Горфункель / Философия эпохи возрождения, М.: Высшая школа, 1980, 11с.

36. Дергач A.A. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / A.A. Дергач, Н.В. Кузьмина. М., 1993. 58 с.

37. Джеймс У. Психология Текст. / У. Джеймс. М.: Изд-во «Педагогика», 1991. С. 80, 405

38. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы Текст. / В. Дильтей / Дильтей В. Собрание сочинений: в 6-ти тт. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. 4.419 с.

39. Дильтей В. Описательная психология (2-е изд.) Текст. / В. Дильтей. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1996. С. 28.

40. Еремеев Я.М. Я нарратив Текст. / Я.М. Еремеев. Ростов на Дону, 2004. С. 38-116.

41. Ершов С.А. Послесловие составителя Текст. / С.А. Ершов / Апокрифические евангелия. СПб., 2000. С. 464-466.

42. Ждан A.B. История психологии от Античности до наших дней. Текст. / A.B. Ждан. М., 1990. С. 4.

43. Западная теология XX века Текст.: избранные тексты / Под ред. Е.А. Степановой. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. С. 3.

44. Зинченко В.П. Психология духовности Текст. / В.П. Зинченко. М.: Изд-во Транспортного ин-та, 1996. С. 40.

45. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. Текст. / В.П. Зинченко. М., 1997. С. 3.

46. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом Текст. / В.П. Зинченко // Человек. 2005. № 2, 3. С. 5.

47. Ивлева Г.Ю. Рациональная эклектика как выражение кризиса экономической теории и способ выхода из него Текст. / Г.Ю. Ивлева // Философия хозяйства. 2003. № 3. С. 24-37.

48. Ильенков Э.В. Философия и культура Текст. / Э.В. Ильенков / Серия мыслители XX в., М., 1991. С. 5.

49. Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума Текст. / Исаак Сирин / Слова сподвижнические. М., 1993. С. 6. (Христианское чтение. 1824. Ч. 14. С.145-155)

50. Источниковедение Текст. / Под ред. H.H. Данилевского и др. М., РГГУ, 1998. 788 с.

51. Канонические евангелия Текст. / Под ред. C.B. Лёзова и C.B. Тищен-ко. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. С. 5-70.

52. Кант И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. М., 1980. С. 84.

53. Крабб Л. Эффективное библейское консультирование Текст. / Л. Крабб. Мичиган: Изд-во «Библиотека ресурсов служения», 1977. С. 3.

54. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения СПТУ Текст. / Н.В. Кузьмина. СПб: Изд-во ЛГУ, 1988. 239 с.

55. Кураев А. Христианская философия и пантеизм Текст. / А. Кураев. М.: Изд-во Моск-го Православного Свято-Троицкой Серигиевой Лавры, 1997. С. 28-39.

56. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа и структура смысловой реальности. Текст. / Д.А. Леонтьев. М., 1999. с. 5.

57. Лоргус А. Опыт методологического анализа психологических категорий: психика и личность Электронный ресурс. / А. Лоргус // Рождественские чтения. 2006. // http://hps.ru/public/xl691.htm

58. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Мысль, 1982. 326 с.

59. Лосский Н.О. Бог и мировое зло Текст. / Н.О. Лосский. М.: Изд-во «Республика», 1994. 37 с.

60. Лосский Н.О. Догматическое богословие Текст. / В.Н. Лосский. М.: Изд-во «Республика», 1991. С. 26.

61. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии Текст. / Г.Г. Майоров. М., 1979. 344 с.

62. Мак-Артур Дж. Возвращение к пасторскому служению: формирование современного служение по библейским образцам Текст. / Дж. Мак-Артур. СПб.: Изд-во «Библия для всех», 2003. 381 с.

63. Марсель Г. Трансцендентное, как метапроблематика Текст. / Дж. Мак-Артур / Пер. с фр. «Логос», Париж-Брюссель, 1972. № 5. 142 с.

64. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. М, 1999. С. 125,262.

65. Мень А. Сын Человеческий Текст. / А. Мень. М.: Протестант, 1991.4с.

66. Мень А. Библиологический словарь Текст.: в 3-х тт. / А. Мень. М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. 22 с.

67. Мень А. История религии Текст. / А. Мень. М.: Протестант 1993.33с.

68. Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета Текст. / Б. Мецгер. М.: Изд-во Библейского — Богословского института св. ап. Андрея, 1996. 123 с.

69. Мецгер Б.М. Канон нового завета. Возникновение, развитие, значение Текст. / Б.М. Мецгер. М.: Изд-во Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 1998. 97 с.

70. Мунье Э. Христианское противостояние Текст. / Э. Мунье. СПб.: Изд-во Святого Петра, 1999. С. 13.

71. Мунье Э. Манифест персонализма Текст. / Э. Мунье. М.: Изд-во «Республика», 1999. 634 с.

72. Мунье Э. Надежда отчаявшихся Текст. / Э. Мунье. М.: Изд-во «Искусство», 1995. С. 137, 163.

73. Мунье Э. Что такое персонализм? Текст. / Э. Мунье. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1994. 100 с.

74. Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга Текст. / В.В. Никандров. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. С. 13-15.

75. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки ценностей Текст. / Ф. Ницше. М.: БШРЬ-Ьоок, 1994. 122 с.

76. Новая Женевская учебная Библия. НапБзкг-Уег^: миссионерский союз «Свет на Востоке», 1998. 15 с.

77. Прилуцкий А.М. Дискурс теологии Текст. / А.М. Прилуцкий. М.: Изд-во «Светоч», 2006. С. 181-205

78. Психология и этика Текст. Обсуждения на собраниях «Круглого стола» // Человек. 1996. № 2. С. 19-21.

79. Пупар П. Церковь и культура Текст. / П. Пупар. Милан-Москва: Изд-во «Христианская Россия», 1993. С. 14-22.

80. Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. М.: Изд-во Российского библейского общества, 2003. С. 7-12.

81. Райри Ч. Основы богословия Текст. / Ч. Райри. М.: Изд-во «Духовное возрождение», 1997. 19 с.

82. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание Текст. / С.Л. Рубинштейн / Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 9 с.

83. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. 1998. №6. С. 3-17.

84. Смирнов Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / Д.О. Смирнов. Пермь, 2001. С. 65.

85. Снегирев В.А. Самосознание и личность Текст. / В.А. Снегирев // Русская религиозная антропология. Т.1. М., 1997. С. 187-204.

86. Соколов Э.В. Культура и личность Текст. / Э.В. Соколов. Л.: Изд-во «Наука», 1972. С. 228.

87. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии Текст. / Е.Е. Соколова (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). М.: Изд-во «Наука», 1994. С. 76-79.

88. Спиноза Б. Богословско-политический трактат Текст. / Б. Спиноза. Минск: Изд-во «Литература», 1988. С. 22.

89. Теологический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. У. Эл-велла. М.: Ассоациация «Духовное возрождение», 2003. С. 1163-1204.

90. Толкование Библии в Церкви, Папская библейская комиссия. СПб.: Католическая высшая духовная семинария «Мария царица Апостолов», 2002. С.3-20.

91. Уорнер Дж. Учебник по христианскому консультированию Текст. / Дж. Уорнер. М., 1999. С. 5-10.

92. Уэйн Грудем. Систематическое богословие. Введение в библейское учение Текст. / Уэйн Грудем. СПб.: Изд-во «Мирт», 2004. С. 635-637.

93. Филлипс Л., Иоргенсен М.В. Дискурс анализ (теория и метод). Текст. / Л. Филлипс, М.В. Иоргенсен. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004. С. 169.

94. Философская энциклопедия Электронный ресурс.: в 5-х тт. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова, 1960-1970 / М.Петров. Эклектика / Ьйр:// dic.academic.ru

95. Философский энциклопедический словарь Текст. 2-е изд. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1989. С. 757.

96. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека Текст. / С.Л. Франк. СПб.: Изд-во «Наука», 1995. С. 422-423.

97. Фрейд 3. Недовольство культурой Текст. / Фрейд 3. / Психоанализ. Религия. Культура. М.: Изд-во «Ренессанс», 1992. С. 4.

98. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. Текст. / Э.Фромм. М.: Изд-во «Транзит книга», 2005. С. 6.

99. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви (Ш-ХХ вв.). СПб.: Изд-во св. Петра, 2002. С. 183-217.

100. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб, 1998. 246 с.

101. Швейцер А. Культура и этика Текст. / А. Швейцер. М., 1973. С. 155156

102. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. Текст. / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько. СПб., 2005. С. 5.

103. Шкуратов В.А Библейская психология и библейская наррадигма электронный ресурс. / В.А. Шкуратов // Российский психологический журнал. 2009. Ьир:// credo-publish.psyf.rsu.ru

104. Шкуратов В.А. Историческая психология Текст. / В.А. Шкуратов. Ростов-на-Дону, 1994. изд. 2-ое, расшир., М., 1997. С. 169-174.

105. Шкуратов В.А. Историческая психология Текст. / В.А. Шкуратов. Ростов на Дону: Изд-во «Город N», 1994. С. 229-241.

106. Шкуратов В.А. Культурные универсалии и персональное бытие человека Текст. / В.А. Шкуратов // Психологический вестник РГУ. 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 88-110.

107. Шкуратов В.А. Полипсихизм в истории психологии Текст.: учебное пособие (на правах рукописи) / В.А. Шкуратов. Ростов-на-Дону, 2009.

108. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве Текст. / Ф. Энгельс. М., 1962. С. 28-364.

109. Эриксон М. Христианское богословие Текст. / М. Эриксон. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 1999. С. 19-20; 561630.

110. Юнг К.Г. Попытка психологического истолкования догмата о Троице // Ответ Иову Текст. / К.Г. Юнг. М.: Изд-во Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. 7 с.

111. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Текст. / В.А. Янчук. Минск: АСАР, 2005. С. 227-230.

112. AIker H.R., Lehnert W.C, Schneider D.K. Two reinterpretations of Toyn-bee's Jesus: Explorations of computational hermeneutics Текст. / H.R. Alker, W.C. Lehnert, D.K. Schneider // Quaderni di ricerca lingüistica. 1985. № 6. 3 p.

113. Baillie D. God Was in Christ Текст. / D. Baillie. New York: Scribner, 1948. P. 92-117.

114. Baucham R. Jesus and the Eyewitnesses Текст. / R. Baucham. The Gospels as Eyewitness Testimony. L., 2006. P. 12.

115. Beck J.T. Outlines of Biblical Psychology Текст. / J.T. Beck. Edinburgh, 1877. P. 2.

116. Beizen J.A. The Cultural psychology approach to religion Текст. / J.A. Beizen I I Theory & Psychology. 1999. Vol. 4. № 2. P. 5.

117. Benner D. Psychotherapy and spiritual quest Текст. / D. Benner. Grand Rapids: Baker, 1988. P. 24.

118. Benner D. Psychotherapy and the spiritual quest Текст. / D. Benner. Grand Rapids: Baker. P. 8-13.

119. Benz E. Der dreifache Aspekt des Ubermenschen Текст. / E. Benz // Eranos-Jahrbuch-1959, Zurich, 1960. P. 52.

120. Bultman R. Jesus Текст. / R. Bultman. Tubingen, 1964. P. 4-12.

121. Byrskog S. Story as History. The Gospel Tradition in the Context of Ancient Oral Histoiy Текст. / S. Byrskog. N.Y., 2000. P. 4.

122. Carter J., Naramor B. The integration of psychology and theology Текст. / J. Carter, B. Naramor. Grand Rapids: Zondervan, 1979. P. 5-13.

123. Collins G. Psychology and theology Текст. / G. Collins. Nashville: Abingdon, 1981. P. 42.

124. Crabb L. Effective biblical counseling Текст. / L. Crabb. Grand Rapids: Zondervan, 1977. P. 16.

125. Crowford M., Rossiter G. Spirituality development of adolescence An Australian perspective Текст. / M. Crowford, G. Rossiter / Explanation, spirituality and the whole child / Ed. Best R. L., Cassel, 1996. P. 40.

126. Cupitt D. The New Religion of Life in Everyday Speech Текст. / D. Cu-pitt, 1999. P. 12.

127. Danilou J. La persone chez les peres grecs Текст. / J. Danilou / La nation de persone chez les peres grecs. Paris, 1979. P. 98-110.

128. Darley J., Batson C. From Jerusalem to Jericho Текст. / J. Darley, C. Batson // Journal of Personality and Social Psychology. 27. 1973. P. 100-108.

129. Davedsen Ole. The narrative Jesus: A semiotic reading of Mark s Gospel Текст. / Davedsen Ole. Aarkus University Press. P. 360.

130. Delitzsch F. A System of Biblical Psychology System der biblischen Psychologie Текст. / F. Delitzsch. Leipzig: Dorffling & Franke, 1861; ET, Edinburgh: Т. & T. Clark, 1869. 2d ed. Trans. А. E. Wallis. Grand Rapids: Baker Book House, 1966. 8 p.

131. Donohue J.R. The Gospel in Parable: Metaphor, Narrative and Theology in the Synoptic Gospels Текст. / J.R. Donohue. Philadelphia: Fortress Press, 1988. P. 8-24.

132. Ebeling G. The Meaning of Biblical Theology Текст. / G. Ebeling / On the Authority of the Bible: Some Recent Studies. London, 1960. P. 21-24.

133. Elkins D. Towards a humanistic-phenomenological spirituality definition: description and mainstream Текст. / D. Elkins // Journal of Humanistic Psychology, ol. 28. № 4. 1988. P. 349.

134. Engel J., Norton H. What's gone wrong with the harvest ? Текст. / J. Engel, H. Norton. Grand Rapids: Zondervan, 1975. P. 18-21.

135. Farnsworth К. Whole-hearted integration Текст. / К. Farnsworth. Grand Rapids: Baker, 1985. P. 23-37.

136. Fiske J. Through Nature to God Текст. / J. Fiske. Boston: Houghton Mifflin, 1899. P. 54.

137. Fletcher M.S. The Psychology of the New Testament Текст. / M.S. Fletcher. London, 1912.

138. Fowler M. Strength for the journey Текст. / M. Fowler / Faith development in early childhood, ed. D.Blazer. Kansas City, Mo.: Sheed & Ward, 1989. P. 4752.

139. Francis L. Religiosity and lie scores: A Question of interpretation Текст. / L. Francis. Culham College. Psychology. 1978. P. 58.

140. Frei H. The Eclipse of Biblical Narrative: A Study in Eighteenth and Nineteenth Century Hermeneutics Текст. / H. Frei. New Haven, 1974. P. 39.

141. Freke Timothy and Peter Gandy The Jesus Mysteris: Was the «Original Jesus» Pagan God (Three Rivers Pr 2001). P. 110-143.

142. Gore C. The Incarnation of the Son of God Текст. / С. Gore. New York: Scribner, P. 172-189.

143. Hall Granville Stanley. Jesus, the Christ, in the Light of Psychology Текст. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1917. P. 54-65.

144. Harless G. Christliche Ethik Текст. / G. Harless. Tubingen, 1849. P. 16.

145. Helmer C. Biblical Theology: Bridge Over Many Waters Текст. / С. Helmer // Currents in Biblical Research. 2005. 3(2). P. 175.

146. Hodges B. Perception, relativity and knowing and doing the truth Текст. / В. Hodges // S. Jones. Psychology and the Christian faith, Grand Rapids: Baker, 1986. P. 23-25.

147. Hoffman J. Chr. К. Scriftbeweis, 1852, Tubingen, p.8

148. Hugh Ross Mackintosh. Tupes of Modern Theology: Schleiermacher to Barth Текст. / Hugh Ross Mackintosh, London: Nisbet, 1937. P. 104-105.

149. Hyder O. The Christian's handbook of psychiatry Текст. / О. Hyder. Old Tappan, N.J.: Revel, 1971. P. 32-36.

150. J.A. van der Ven. An Empirical Approach in Practical Theology, Frankfort n M.: Peter Lang, 1999, P. 323-340.

151. Jeremias J. New Testament Apokrypha Текст. / J. Jeremias. Philadelphia, 1963.

152. Jeremias J. The Parables of Jesus? Текст. / J. Jeremias, 1963. P. 86.

153. Jones E. The Life and Work of Sigmund Freud, vols. 1-3 (New York: Basic Books, 1957). P. 194-199.

154. Kahler M. The So Called Historical Jesus and the Historic Biblical Christ Текст. / M. Kahler. Philadelphia: Fortress, 1964. P. 65-371.

155. Keefer К. The New Testament as Literature: A Very Short Introduction Текст. / К. Keefer. Oxford US, 2008. P. 124.

156. Kort A. Story, Text, and Scripture: Literary Interests in Biblical Narrative Текст. / A. Kort. The Pennsylvania State University Press, 1988. P. 3.

157. Koteskey R. Toward the development of a Christian psychology: Emotion Текст. / R. Koteskey. Nashville, 1980. P. 3.

158. Lines D. Counseling within a new spiritual paradigm Текст. / D. Lines // Journal of Humanistic Psychology. Vol. 42. № 3. 2002. P. 102-123.

159. Longenecker B. Narrative Dynamics Paul: A Critical Assessment Текст. / В. Longenecker. Lonisville: Westminster John Knox Press, 2002. P. 96.

160. Martyn J.L. History and Theology in the Fourth Gospel Текст. / J.L. Martyn. Nashville, 1979, P. 44.

161. McDonald H. Biblical teaching on personality Текст. / H. McDonald. In S. Jones (ed). Psychology and the Christian faith: An introductory reader (pp. 118140). Grand Rapids, MI: Baker, 1986. P. 127.

162. McGrath A. The Genesis of Doctrine: A Study in the Foundation of Doctrinal Criticism Текст. / A. McGrath. Grand Rapids, 1997. P. 64.

163. McKenna D. The Jesus model Текст. / D. McKenna. Waco: Word, 1977. P. 12-17.

164. Mengal P. La naissance de la psychologie Текст. / P. Mengal. Paris, 2005. P. 23.

165. Miller David L. Biblical Imagery and Psychological Likeness Текст. / Miller David L. / Jung and the Interpretation of the Bible / Ed. David L. Miller, New York: Continuum, 1995. P. 102-112.

166. Minirth F. Christian psychiatry Текст. / F. Minirth. Old Tappan. N.J.: Revel, 1977. P. 13-21.

167. Moltmann J. Trends and Transmutation in Christology Текст. / J. Molt-mann / The way of Jesus Christ. San Francisco: Harper San Francisc, 1990. P. 38-72.

168. Mott-Thornton M. Experience, critical realism and the schooling of spirituality Текст. / M. Mott-Thornton / Explanation, spirituality and the whole child / Ed. BestR. L., Cassel, 1996. P. 4.

169. Myers D., Jeeves M. Psychology through the eyes of faith Текст. / D. Myers, M. Jeeves. San Francisco: Harper and Row, 1987. P. 13- 27.

170. Norcross F. Eclecticism; Definitions, manifestations, and practitioners Текст. / F. Norcross // International Journal of Eclectic Psychotherapy. № 4. 1985. P. 19-32.

171. Ocker Ch. Biblical poetics before humanism and reformation Текст. / Ch. Ocker / A comparative study of the interpretation of the Bible in the Middle Ages. Cambridge, 2002. P. 34-39.

172. Parsinger M. Neuropsychological bases of God beliefs Текст. / M. Par-singer. New York: Praeger, 1987. P. 1-34.

173. Propst R. Psychotherarapy in a religious framework Текст. / R. Propst. NY: Human Sciences, 1987. P. 13-37.

174. Psychology through the eyes of faith Текст. San Francisco: Harper and Row, 1987. P. 4-7.

175. Ratcliff D. The development of child"s religious concepts Текст. / D. Ratcliff // Journal of psychology and Christianity. 1985. P. 41-44.

176. Rayburg C.A., Richmond L.J. Theobiology: the Establishment of communication with a computer of divinity and a science Текст. / C.A. Rayburg, L.J. Richmond // The American The behavioural Scientist. 45 (12). 2002. P. 3.

177. Riches J. Conflicting Mythologies Mythical Narrative in the Gospel of Mark Текст. / J. Riches // Journal for the Study of the New Testament. 2001. Vol. 24. №29. P. 31.

178. Rollins W.G. Soul and Psyche. The Bible in Psychological Perspective Текст. / W.G. Rollins. Minneapolis, 1999. P. 26.

179. Schneiders Sandra M. The Revelatory Text: Interpreting the New Testament as Sacred Scripture Текст. / Sandra M. Schneiders. San Francisco: Harper SanFrancisco, 1991. P. 90-101.

180. Slife B.D. Newtonian time and psychological explanation Текст. / B.D. Slife // Journal of Mind and Behavior. 1995. 16(1). P. 45-62.

181. Slife B.D., Hope C., Nebeker R.S. Examining Relations between Religious Spirituality and Psychological Science Текст. / B.D. Slife, C. Hope, R.S. Nebeker // Journal of Humanistic Psychology. 1999. Vol. 39. № 2. P. 51-85.

182. Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages Текст. / В. Smal-ley. Notre Dame, 1964. P. 21.

183. Smalley S.S. New Testament Interpretation Текст. /S.S. Smalley. 1977. P. 181-195.

184. Smith D. Eclecticism in psychotherapy Текст. / D. Smith / Benner D. Baker encyclopedia of psychology. Grand Rapids, MI: Baker, 1985. P. 337-339.

185. Spener P.J. Pia Desideria Текст. / P.J. Spener. Minneapolis, 1964. P.11.13.

186. Spiegel Yorick. Psychoanalyse und analytische Psychologie — Instrument der Exegese? Текст. / Psychoanalytische Interpretationen biblischer Texte, ed. Yorick Spiegel. Munich: Chr. Kaiser, 1972. P. 90-93.

187. Stanley Granville Hall. Jesus, the Christ, in the Light of Psychology Текст. / Granville Hall Stanley. N.Y.: Doubleday, 1923. P. 52-64.

188. Stanton L.J., Butman R.E. Modern Psychotherapies Текст. / L.J. Stanton, R.E. Butman. Illinois: InterVarsity Press, 1991. 26 p.

189. Stroup G. The promise of Narrative Theology: Paperback Текст. / G. Stroup. 1981. P. 41.

190. Tart C.T. Transpersonal psychologies Текст. / C.T. Tart. L. Routledge andC. Paul, 1975. P. 98.

191. Theissen G.A. Theory of Primitive Christian Religion Текст. / G.A. Theissen. L., 1999. P. 23.

192. Thorne В. Person-centured spirituality and Christian spirituality: the Secular and the Holy Текст. / В. Thorne. L, Whirr Publrschers, 1995. P. 201.

193. Tillich P. Systematic Theology Текст. / P. Tillich. Chicago: University of Chicago, 1951. Vol. 1, 3 p.

194. Tillich P. What Is Religion? Текст. / P. Tillich. New York: Harper and Row, 1969. P. 82.

195. Vidal F. Les sciences de lame. XVI e-XVIII e siècle Текст. / F. Vidal. Paris, 2006. P. 3.

196. Ward M. The Bible in counseling Текст. / M. Ward. Chicago: Moody, 1977. P. 18.1. СПИСОК ВЫБОРКИ источников

197. Апокрифы древних христиан Текст. М.: Общество ведической культуры, 1994. 112 с.

198. Библия Он Лайн Millennium Edition. Электронный ресурс. / http://www.bible.ru

199. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта Текст. / У. Джеймс. М.: Изд-во «Наука», 1993. 5 с.

200. Евангелие детства (Евангелие от Фомы) Текст. / Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др., М.: Изд-во «Мысль», 1989. С. 130-150.

201. Евангелие от Иоанна Текст. / Библия. Книги Священного Писания Нового Завета. Канонические. Перепечатано с Синодального издания / Финляндия, 1999. С. 100-129.

202. Евангелие от Луки Текст. / Библия. Книги Священного Нового Завета. Канонические. Перепечатано с Синодального издания / Финляндия, 1999. С. 61-99.

203. Евангелие от Марка Текст. / Библия. Книги Священного Писания Нового Завета. Канонические. Перепечатано с Синодального издания. Финляндия, 1999. С. 38-60.

204. Евангелие от Матфея Текст. / Библия. Книги Священного Писания Нового Завета. Канонические. Перепечатано с Синодального издания. Финляндия, 1999. С. 1-37.

205. Иосиф Флавий. Иудейские древности. СПб., 1895, переизданное в М.: 1994. С. 218-219.

206. Кемпийский Ф. О подражании Христу Текст. / Ф. Кемпийский. М.: ред. журнала «Истина и жизнь», 1999. С. 57-59.

207. Клемент Александрийский «Строматы» Текст. / Клемент Александрийский / Серия «Памятники святоотеческой письменности». Т.2. Составление,биографические и библиографические статьи иеромонаха Иллариона (Алфеев),. М.: Изд. «Либрис», 1996. 13 с.

208. Ориген «О началах», Александрийская библиотека., ответственный редактор С. Васильева, Текст. / Ориген. СПб., изд. «Амфора»., 2000. 31 с.

209. Ренан Э. Жизнь Иисуса Текст. / Э. Ренан. М.: Изд-е предприятие «Обновление», 1991. 14 с.

210. Таксиль Ж. Забавные евангелия Электронный ресурс. / http://www. Koob.ru/taksyl

211. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения Текст. / К.С.Ф. Тертуллиан / Пер. с лат. общ. ред. и сост. Столярова. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 3.

212. Фаррар Ф.В. Жизнь Иисуса Христа Текст. / Ф.В. Фаррар. СПб: издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1893. С. 9.

213. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства церкви (III-ХХвв.) Текст. СПб.: Изд-во св. Петра, 2002. С. 3-12.

214. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Текст. / Ф. Шлейер-махер. СПб., 1994. С. 213-217.

215. Штраус Д. Жизнь Иисуса Текст. / Д. Штраус / Антология мировой философии: в 4-х тт. М., 1971. Т. 3. С. 14-23.

216. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса Текст. / Д.Ф. Штраус. М., 1992. С. 54.

217. Brunner Е. Biblical Psychology Текст. / Е. Brunner / God and Man: Four Essays on the Nature of Personality, 136-78. London: SCM Pres, 1936. P. 34-37.

218. Delitzsch F. A System of Biblical Psychology System der biblischen Psychologie Текст. / F. Delitzsch. Leipzig: Dorffling & Franke, 1861; ET, Edinburgh: Т. & T. Clark, 1869. 2d ed. Trans. А. E. Wallis. Grand Rapids: Baker Book House, 1966. P. 8.

219. Dibelius From Tradition to Gospel Текст. 1934. P. 152-154.

220. Fletcher S. The Psychology of the New Testament Текст. / S. Fletcher. 2d ed. New York: Hodder & Stoughton, 1912. P. 4.

221. Hall Granville Stanley. The Jesus of History and of the Passion versus the Jesus of the Resurrection Текст. / Hall Granville Stanley // The American Journal of Religious Psychology and Education. 1.1904. P. 30-64.

222. Hess J.J. Geschichte der drei letzten Lebensjare Jesu Текст. / J.J. Hess. Leipzig-Zurich, 7 Aufl., 1823, Bd 1. P. 17-18.

223. Rodd C.S. The End of Theology of Q? Текст. / C.S. Rodd // The Expository Times. 2001. Vol. 113. №3. P. 12-15.

224. Schleiermacher F. Das Leben Jesu Текст. / F. Schleiermacher. Tubingen. 1864. P.7-11.

225. Schleiermacher F. On Religion: Speeches to Its Cultured Despisers Текст. / F. Schleiermacher. New York: Harper and Row, 1958. P. 88.

226. Schleiermacher F. Hermeneutics and Criticism, and Other Writings Текст. / F. Schleiermacher. Cambridge, 1998. P. 3.

227. Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus Текст. / A. Schweitzer / A Critical Study of its Progress from Reimarus to Wrede L., 1910. P. 13-19.

228. Ката MàpKov Текст. II The Greek New Testament. 1983. P. 3.

229. Ката Aowcav Текст. // The Greek New Testament. 1983. P. 381-391.

230. KaTdlcodwriv Текст. // The Greek New Testament. 1983. P. 395-412.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.