Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества: На материалах Республики Бурятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна

  • Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Улан-УдэУлан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 167
Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна. Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества: На материалах Республики Бурятия: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Улан-Удэ. 2004. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

1.1. Урбанизация как социальная проблема.

1.2. Понятие традиционных социокультурных ценностей в современной обществоведческой литературе.

Глава 2. Основные тенденции изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации.

2.1. Этноязыковые процессы в среде городского и сельского бурятского населения.

2.2. Особенности этнокультурных процессов у бурят в условиях урбанизации.

2.3. Семейно-бытовые отношения в среде бурятского населения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества: На материалах Республики Бурятия»

Актуальность темы исследования. Происходящие в России общественные преобразования оказывают большое влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. В условиях становления российской демократии важно поддерживать не только гражданское согласие, но и национальную стабильность. В этой связи в последнее время резко возрос интерес к истории, материальной и духовной культуре, современному положению народов России. Предметом особой заботы являются проблемы, связанные с сохранением и развитием самобытной культуры и уникальной языковой среды коренных народов Российской Федерации.

Большое влияние на развитие этнической общности оказывают урбанизационные процессы. Урбанизация является важным социальным фактором развития этноса, поскольку способствует межэтническому взаимодействию, нивелировке этнических особенностей культуры народов, детерминирует перестройку этносоциальных структур, сложившегося уклада жизни, традиционных социокультурных ценностей.

Переход коренных этносов нашей страны к городскому образу жизни -сравнительно недавнее явление и, прежде всего, связано с образованием национальных автономий. Народы национальных республик России, в том числе буряты, втягивались в уже сложившиеся города. В полиэтнической городской среде коренному населению необходимо сохранить специфику своей культуры, традиционные ценности, сложившиеся на протяжении долгого времени существования этноса. Особенно важно обеспечить их усвоение новыми поколениями бурят, выросшими в городе и уже не связанными непосредственно с традиционным сельским образом жизни.

Изменение среды жизнедеятельности этноса вызывает проблему его социальной адаптации к городской среде. В процессе урбанизации усложняется социальная структура (образовательная, профессиональная, семейная и др.) этнической общности. Исследование развития этноса в условиях урбанизации предполагает рассмотрение не только объективных показателей, отражающих изменения в социальной структуре, но и системы ценностей. Особого анализа требует трансформация традиционных социокультурных ценностей, которые обеспечивают своеобразие и специфику этнической культуры, являются важнейшими механизмами ее поддержания и сохранения. От степени функционирования традиционных социокультурных ценностей во многом зависит не только сохранение культурной самобытности народа, но и само его существование как этнической общности.

В этой связи научное и практическое изучение изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации приобретает особую актуальность для прогнозирования тенденций дальнейшего развития этноса.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества носит междисциплинарный характер, поэтому предполагает обращение к различным сферам обществоведческого знания: социологии города и деревни, аксиологии, этносоциологии, истории, культурологии, этнографии.

Социальные аспекты урбанизации рассматриваются в трудах А.С. Ахиезера, Э.С. Демиденко, Н.Ф. Дмитревской, Л.Б. Когана, Г.Ф. Куцева, С.В. Матяша, В.И. Пароля, В.И. Переведенцева, Э.В. Сайко, В.В. Трушкова, О.Н. Яницкого и др.

Современным процессам урбанизации в России посвящены работы Г.М. Лаппо, Ю.Г. Маркова, П.М. Полян, Ю.Л. Пивоварова, А.С. Сенявского, Е.М. Шепелева. Авторы установили, что существенным отличием урбанизации в России от стран Запада является незавершенность процессов адаптации сельских жителей к городскому образу жизни, овладения ими городской культурой, соответствующими системами ценностей, нормами поведения и т.д.

Среди работ зарубежных авторов, посвященных этническим аспектам проблем развития городов, выделяются труды Е. Барджеса, JI. Вирта, С. Либерзона, М. Мида, Р. Парка, Р. Радфильда, У. Уайта и др.

В отечественной науке изучению этнических процессов в городах уделялось внимание в работах Ю.В. Арутюняна, А.О. Бороноева, Ю.В. Бромлея, JI.M. Дробижевой, М.Э. Когана, В.И. Козлова, В.И. Пароля, В.В. Покшишевского, С.С. Савоскула, А.А. Сусоколова и др. Важную роль в исследовании этих процессов они отводят анализу особенностей урбанизации этноса - формирования городских этнических субкультур и установления новых принципов их связи с сельскими субкультурами.

Особый интерес представляют исследования отечественных ученых, посвященных проблемам функционирования этнической общности в городе, на примере башкир (P.P. Галлямов, М.Д. Киекбаев, Ф.С. Файзулин), татар, армян, эстонцев (Г.В. Старовойтова), хакасов (В.П. Кривоногов), шорцев (Г.М.Патрушева), якутов (У.А. Винокурова).

Для лучшего понимания исторической, социально-экономической ситуации, на фоне которой происходит трансформация традиционных ценностей бурят, необходим анализ характера протекания урбанизационных процессов на территории Бурятии. Данная проблема рассматривается в работах И.В. Афанасьевой, В.М. Булаева, Б.Р. Буянтуева, В.В. Воробьева, Д.Д. Мангатаевой и других авторов. Исследователи отметили, что возникновение городских поселений было детерминировано в основном политическими и социально-экономическими условиями развития республики.

В последние годы выполнено значительное число исследований, посвященных этносоциальным и этнодемографическим процессам в Бурятии. К ним относятся работы А.В. Бильтриковой, А.А. Буркиной, З.А. Даниловой, А.А. Елаева, В.И. Затеева, И.И. Осинского, Н.Ц. Хантургаевой, Б.В. Хараева, П. А. Чукреева и др.

При изучении проблемы урбанизации важным является исследование села, сельского образа жизни в условиях урбанизации. Проблема развития сельского населения Бурятии, анализ социальной структуры, образа жизни нашли отражение в трудах JI.B. Бадмаевой, Ц.Б. Будаевой, О.П. Дармахеевой, Б.Р. Зориктуева, Е.А. Литвинцевой, Г.В. Манзановой, А.А. Плишкиной, Ю.Б. Рандалова, Ц.Ц. Чойропова, A.JL Цыденовой и др.

Для изучения традиционных социокультурных ценностей бурят особое значение имеют работы исследователей в области аксиологии. Общие вопросы теории ценностей рассматриваются в трудах С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, В.В. Гречаного, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, A.M. Коршунова, Н.И. Лапина, Н.В. Мотрошиловой, С.И. Попова,

A.А. Ручки, В.П. Тугаринова, НЗ.Чавчавадзе и др.

Среди зарубежных исследователей заметный вклад в разработку ценностной проблематики внесли М. Вебер, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Рокич, У.Томас. Различные стороны традиций, традиционной культуры, а именно их структура и основные функции, исследованы в работах С.А. Арутюнова, В.М. Каирова,

B.М. Капчели, Э.С. Маркаряна, Э.Л. Мелконяна, А.А. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова.

В понимании влияния урбанизации на этноязыковые процессы бурят важным было обращение к работам В.А. Аврорина, М.Н. Губогло, Ю.Д. Дешериева, М.М. Михайлова, М.В. Дьячкова. В Бурятии проблемы двуязычия исследовались С.М. Бабушкиным, Н.С. Бабушкиной, А.Р. Бадмаевым, Г.И. Балхановым, И.Г. Балхановым, Т.А. Бертагаевым, И.Д. Бураевым, А.А. Дарбеевой, О.М. Хубриковым, Ц.Б. Цыдендамбаевым, Л.Д. Шагдаровым и др.

Существенный вклад в изучение традиционной культуры бурят внесли Л.Л. Абаева, Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, И.Э. Елаева, Н.Л. Жуковская, Ю.А. Серебрякова, Т.Д. Скрынникова, Т.М. Михайлов, И.С. Урбанаева и др.

Различные традиции бурятского этноса рассматриваются в трудах К.Д. Басаевой (семейные), Ц.Б. Будаевой (экологические), И.С. Дашинимаевой (трудовые), Г.Е. Манзанова (религиозные). Особо следует выделить монографию И.И. Осинского и Э.В. Гылыковой «Бурятская городская семья на рубеже XX-XXI веков. Социологический анализ», в которой авторы раскрывают особенности структуры современной бурятской городской семьи, основные этапы ее жизненного цикла и важнейшие функции, отмечают особую роль родного языка и национальных традиций в социализации молодежи.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований свидетельствует о широком спектре рассмотренных вопросов, затрагивающих проблематику нашего исследования. В то же время необходимо отметить недостаточную изученность в отечественной науке влияния урбанизации на развитие бурятского этноса, особенно на современном этапе исторического процесса. Научного изучения требует проблема изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

Актуальность темы и ее недостаточная разработанность определили основную цель и конкретные задачи нашего исследования.

Цель исследования: выявление изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

Задачи исследования:

• раскрыть теоретико-методологические основы исследования изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации;

• определить факторы перехода бурят к городскому образу жизни и выявить изменения в их социальной структуре, происходящие в условиях урбанизации;

• раскрыть тенденции этноязыковых процессов, обусловленные процессом урбанизации;

• выявить основные направления этнокультурных процессов в среде городских и сельских бурят;

• установить изменения в области семейно-бытовых отношений в процессе урбанизации бурятского населения;

• определить степень сохранения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации.

Объект исследования: традиционные социокультурные ценности бурятского населения Республики Бурятия.

Предмет исследования: изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

Гипотеза исследования. Урбанизация российского общества способствует снижению роли и значимости традиционных социокультурных ценностей бурятского этноса. В условиях города этническая специфика культуры сохраняется и поддерживается в основном за счет сельских мигрантов. Урбанизация усиливает процесс межэтнической интеграции и аккультурации.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования послужили философские положения о взаимообусловленности явлений, общие законы развития природы и общества, идеи о сущности национальной культуры, обусловленные особенностями исторического пути развития народа. Автор опирался на диалектический, исторический методы научного поиска, использовал методы анализа и синтеза.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам традиционных ценностей, этнической культуры, социальным проблемам урбанизации, теоретические положения урбаноэтносоциологии. Источниками послужили статистические данные, материалы Всесоюзных и Всероссийской переписей, результаты социологических опросов других авторов и материалы собственного социологического исследования.

В процессе работы автором применялись специфические социологические методы: включенное наблюдение, анкетный опрос, фокусированное интервью; анализ и обработка статистических данных.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического опроса бурятского населения Республики Бурятия, проведенного автором в 2003 г. В качестве инструментария исследования использовалась специально разработанная диссертантом анкета.

Генеральную совокупность исследования составило все бурятское население, проживающее на территории Республики Бурятия, которое, по данным Всероссийской переписи 2002 г., насчитывало 272,9 тыс. человек.

В процессе исследования была произведена многоступенчатая квотная выборка. Были отобраны города и отдельные села республики с учетом их национального состава, численности, степени территориальной отдаленности от города и типа хозяйствования и респонденты в соответствии с их социально-демографическими характеристиками (национальность, пол, возраст) и основными требованиями репрезентативности.

В соответствии с выборкой в схему исследования были включены города Улан-Удэ, Закаменск и села Иволгинского (Хурамша), Кижингинского (Кижинга, Усть-Орот), Закаменского (Дутулур), Курумканского (Арзгун) и Тункинского (Аршан) районов. Объем выборочной совокупности составил 950 человек.

Научная новизна. Диссертация представляет собой результат специального этносоциологического исследования практически не разработанной проблемы изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

Ее новизна заключается в том, что в данной работе систематизированы теоретические подходы к определению понятия «урбанизация», «ценности», осуществлена собственная интерпретация понятия «традиционные социокультурные ценности». Показана обусловленность перехода бурят к городскому образу жизни политическими, социально-экономическими, социокультурными факторами. Определены основные изменения в социальной структуре бурят, происходящие в процессе урбанизации. Выявлены тенденции развития этноязыковых процессов у бурят в условиях урбанизации. Рассмотрены особенности этнокультурных процессов в среде городских и сельских бурят: определены степень их религиозности, сохранения семейно-бытовых и празднично-обрядовых традиций, уровень знания народной культуры и этнокультурные ориентации. Установлены изменения в семейной структуре, семейно-бытовых отношениях бурят. Выявлены основные направления процесса трансформации традиционных социокультурных ценностей в условиях урбанизации.

Научная и практическая значимость работы. Данное исследование может послужить теоретической основой для дальнейшего исследования социокультурных ценностей народов России, разрешения проблем и противоречий, возникающих в процессе социальной адаптации этноса к городскому образу жизни.

Результаты данной работы могут быть использованы в оценке характера, темпов и интенсивности этнических процессов в городах многонациональных регионов страны, для выработки системы мер по сохранению традиционных социокультурных ценностей народов России в условиях урбанизации в полиэтнической среде и трансформации общества, повышению их роли в общественной жизни населения.

Материалы, полученные в ходе научно-исследовательской работы, могут быть использованы в вузах при изучении этносоциологии, социологии города и деревни, этнической психологии, а также в качестве национально-регионального компонента в работе научно-методических семинаров преподавателей гуманитарных дисциплин. и

Основные положения, выносимые на защиту:

• В процессе перехода к городскому образу жизни усложняется социальная структура (образовательная, профессиональная, семейная и др.) и происходят изменения традиционных социокультурных ценностей бурятского этноса.

• Современные этноязыковые процессы у бурят характеризуются массовым развитием двуязычия и усилением языковой ассимиляции в среде городского населения.

• В условиях урбанизации происходит ослабление степени религиозности и этнических предпочтений в этнокультурных ориентациях бурят. Семейно-бытовые и празднично-обрядовые традиции подверглись заметным изменениям, тем не менее основные из них сохранились.

• Урбанизация приводит к росту нуклеаризации семьи, снижению количества детей в семье и ослаблению традиционных родственных отношений среди бурят.

• Роль и значимость традиционных социокультурных ценностей в процессе урбанизации снижается, усиливается процесс межэтнической интеграции и аккультурации. Традиционные социокультурные ценности бурят в городской среде развиваются и поддерживаются преимущественно за счет сельских мигрантов.

Апробация работы. Результаты исследования, теоретические выводы и обобщения нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих конференциях: III Международной научно-практической конференции «Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность» (Иркутск, 1999), научно-практической конференции преподавателей Бурятского госуниверситета (Улан-Удэ, 2000), республиканских научно-практических конференциях «Будущее Бурятии глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2001), «Студенчество и социально-политические науки» (Улан-Удэ, 2001), всероссийских научно-практических конференциях «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (Омск, 2002), «Наука и образование» (Томск, 2004), VI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток, 2004). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.

Диссертация обсуждена на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, результаты нашего исследования позволили проследить общую тенденцию и особенности развития традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.

Урбанизация бурят является сравнительно новым явлением в истории развития этноса и обусловливается политическими, социально-экономическими и социокультурными факторами. В формировании бурятского городского населения существенную роль играет экстенсивный фактор, то есть миграция в город сельского населения. Наиболее интенсивно миграционные процессы происходили в 70-80-е годы XX столетия. Основными мотивами миграции сельского бурятского населения в город являются повышение образовательного уровня и трудоустройство.

В процессе урбанизации за короткий для истории период произошли значительные изменения в социальной структуре бурятского этноса: повысился образовательный уровень, увеличилось количество людеи\ занятых умственным трудом. В связи с этим произошли существенные перемены в профессиональной структуре бурятского населения: увеличилась доля национальной интеллигенции, одновременно уменьшилось число сельскохозяйственных работников.

В период адаптации к городской среде существенные изменения происходят в системе ценностей народа: одни ценности сохраняются и развиваются, другие - претерпевают трансформацию, некоторые - исчезают, возникают новые ценности, вносимые социально-культурной средой города. Поэтому в системе ценностей этноса выделяются традиционные и современные ценности.

Традиционные социокультурные ценности определяются нами как исторически сложившиеся, относительно устойчивые социально значимые представления, убеждения, нормы, правила, общие для социальной общности, которые передаются, воспроизводятся из поколения в поколение, выражаются через конкретные проявления культуры и распространяются во всех сферах жизнедеятельности народа. Традиционные социокультурные ценности, выполняя интегрирующую, трансляционную, регулирующую, воспитательную, познавательную и коммуникативную функции, обеспечивают своеобразие и специфику этнической общности и являются важнейшей основой поддержания и сохранения ее культуры. От степени сохранения традиционных социокультурных ценностей во многом зависит не только этническая самобытность народа, но и само его существование как этнической общности.

На развитие этноязыковых и этнокультурных процессов существенное влияние оказывает урбанизация. Установлено, что степень сохранения бурятского языка в качестве родного и уровень его знания в среде городских бурят намного ниже, чем у сельских. Особую тревогу вызывает процесс утраты родного языка среди молодежи, выросшей в городе, поскольку основная ее часть бурятским языком практически не владеет.

Область применения бурятского языка ограничивается в основном семейно-бытовой сферой, а в общественных местах преобладает русский язык или русско-бурятское двуязычие. Выявлены различия в степени использования бурятского языка между возрастными группами, городскими бурятами - мигрантами разных поколений и выходцами из разных районов.

Полученные данные подтвердили на примере бурят общую тенденцию усиления языковой ассимиляции коренных народов России в процессе урбанизации. Установлено, что современные этноязыковые процессы в среде городского и сельского бурятского населения республики характеризуются массовым развитием двуязычия и языковой ассимиляцией городских бурят.

Религия занимает важное место в системе традиционных социокультурных ценностей бурятского народа. Выявлена достаточно высокая степень религиозности населения, особенно его старшего поколения. Буряты в городе, так и на селе придерживаются в основном традиционных религий - буддизма и шаманизма. Однако вследствие одновременного сосуществования на территории Бурятии нескольких религий возникает религиозный синкретизм, который особенно проявляется в городской среде. Обнаружено, что городские буряты проявляют меньшую религиозность и сильнее подвержены воздействию нетрадиционных вероисповеданий, чем сельские буряты.

Большинство традиций бурятского этноса претерпело существенные изменения, а многие из них утратили свое значение. Как показали результаты исследования, наименее устойчивыми оказались обряды, связанные с рождением ребенка. В современной свадебной обрядности и в быту буряты частично придерживаются традиций. Наиболее консервативной из всех видов обрядности является погребально-поминальная, которая более тесно связана с религиозными традициями.

В соблюдении национальных традиций бурят не наблюдается заметной разницы между жителями городской и сельской местностей. По мнению автора, это связано с сельскими корнями большинства современных бурят, проживающих в городе и вследствие этого тесными связями с традиционной сельской культурой.

На основе сравнительного анализа этнокультурных ориентаций бурятского населения выявлена тенденция ослабления этнических предпочтений у городских бурят, которые в меньшей степени проявляют интерес к национальным песням и танцам, чем представители этноса в сельской местности. На формирование этнокультурных ориентаций бурят в городской среде значительно влияют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса), ориентированные в основном на современную культуру.

Важное место среди традиционных социокультурных ценностей принадлежит народному празднику. Выявлено, что буряты отмечают как общегражданские, так и национальные праздники, однако больше значения последним придают сельские буряты.

Среди сельских мигрантов в городе распространены земляческие связи, которые способствуют их успешной адаптации к городским условиям жизни. Землячества, объединяя выходцев одного административного района, содействуют сохранению локальной этнической специфики культуры в городской среде.

Процессы урбанизации оказали заметное влияние на развитие семейного строя бурят. С образованием городских поселений на территории Бурятии связано появление новой формы семейных отношений - бурятской городской семьи. Существовавшая в прошлом большая патриархальная многодетная семья сменилась современным типом семейных отношений, для которых характерны сокращение числа детей в семье, нуклеаризация и ослабление родственных связей.

Анализ репродуктивных установок бурят позволил выявить тенденцию к их снижению в среде городских бурят. В то же время отмечено, что семьи хотят иметь меньше детей, чем это соответствует их сегодняшним представлениям об идеальном числе детей в семье, а их фактическое число меньше желаемого. Большинство бурятских семей старается воспитывать своих детей в национальных традициях, что является важным для сохранения и передачи национальной культуры народа, однако в городской среде это менее выражено.

Таким образом, общей тенденцией развития традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации является снижение их роли и значимости, восприятие новых ценностей и усиление процесса межэтнической интеграции и аккультурации.

К особенностям развития разных элементов традиционных социокультурных ценностей бурят в городской среде можно отнести неодинаковую степень их трансформации и приобретение ими новых черт и проявлений. Эти ценности бурят в условиях урбанизации развиваются и поддерживаются преимущественно за счет сельских мигрантов. Село выступает в определенной мере хранителем традиций народа, поскольку решающая роль в выработке и трансляции традиционных социокультурных ценностей принадлежит сельским жителям.

Для сохранения, возрождения и дальнейшего развития традиционных социокультурных ценностей бурят в современных условиях необходимо активизировать ранее принятые и разработать новые меры. В качестве некоторых предложений можно выделить следующие:

- усилить воспитательную и пропагандистскую работу в семьях, в учебных заведениях и средствах массовой информации по приобщению бурятского народа к традиционным социокультурным ценностям;

- усовершенствовать педагогические технологии обучения бурятскому языку в системе дошкольного, школьного, среднего специального и вузовского образования;

- расширить использование элементов национального колорита в различных областях материальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Доржиева, Ирина Цыдыпжаповна, 2004 год

1. Аврорин В. А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. - М., 1972. - С.49-62.

2. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л.: Наука, 1975.-275 с.

3. Аклаев А.А. Проблема ценностей в зарубежных социологических теориях // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - С.55-75.

4. Алпатов В.М. Рец. на кн. J.Edwards Multilingualism. London, New-York, 1994.-237 p. //Вопросы языкознания. - 1997. -№1.-C.131-136.

5. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. - 392 с.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.-304 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

9. Арутюнян Ю.В. Россияне: жители города и деревни. М., 1995. - 257 с.

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М.: Аспект пресс, 1999. 271 с.ж 11. Ахиезер А.С. Город фокус урбанизационного процесса // Город как1. Т"социокультурное явление исторического процесса. М, 1995. - С.21-28.

11. Бабушкин С.М. Процесс формирования и развития двуязычия на территории Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - 102 с.

12. Бабушкина Н.С. Социальный аспект двуязычия (на материалах РБ). -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 114 с.

13. Бадмаев А.Р. Языковая ситуация у бурят // Вопросы языка и литературы народов Сибири. Новосибирск, 1974. - С.25-37.

14. Бадмаев А.Р. Современная языковая ситуация в Бурятии // Взаимовлияние языков в Бурятии. Улан-Удэ, 1978. - С.28-49.

15. Бадмаева J1.B. Общее и особенное в проведении свободного времени городского и сельского населения Бурятии // Социальная структура и образ жизни населения Бурятии: Сб.ст. Улан-Удэ, 1990. - С. 118-124.

16. Бажеева Т.П. Динамика функций бурятского и русского языков в семейном общении // Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. — Улан-Удэ, 2002.-С. 124-138.

17. Балдано М.Н. Современные процессы этнической консолидации у бурят и народные традиции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Мат-лы Международной науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1999.-С. 26-28.

18. Балханов Г.И. Коммунистическая пропаганда и двуязычие. Улан-Удэ: Сиб.отд-е Бур.филиала ин-та обществ.наук, 1978. - 11 с.

19. Балханов И.Г. Двуязычие: история и современность. Улан-Удэ, 1991. -46 с.

20. Балханов И.Г. Двуязычие в процессе межэтнической интеграции. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998. 80 с.

21. Балханов И.Г. Двуязычие как фактор маргинализации // Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. Улан-Удэ, 2002. - С.72-88.

22. Балханов И.Г. Городская бурятская этничность и двуязычие в контексте советской модернизации // Этническая культура: история и современность. -Москва Улан-Удэ, 2002. - С. 156-188.

23. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. -М.: Финансы и статистика, 1981. 191 с.

24. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX начало XX вв). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. - 192 с.

25. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р., Николаева Д.А., Скрынникова Т.Д. Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Вост. лит., 2002. - 222 с.

26. Бертагаев Т.А. К вопросу о взаимовлиянии языков // Взаимодействие и взаимовлияние языков народов СССР. М., 1969. - С.124-136.

27. Бильтрикова А.В. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 89 с.

28. Блинкена А.Я. Языковая ситуация и статус языков в Прибалтике // Вопросы социолингвистики: Материалы советских социолингвистов к XII Всемирному конгрессу социологов. М., 1990. - С.39-41.

29. Блягоз З.У. Адыгейско-русское двуязычие. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг.отд-ие, 1982. - 136 с.

30. Большой толковый социологический словарь (Пер. с англ.) Т.2. - М.: Вече, 1999.-528 с.

31. Бондарчик В.К., Браим И.Н., Белявина В.М. Этнические процессы и образ жизни (на материалах исследований населения городов БССР). -Минск: Наука и техника, 1980. 279 с.

32. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991.-61 с.

33. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

35. Будаева Ц.Б. Использование времени городским населением Бурятии. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1993. 87 с.

36. Будаева Ц.Б., Дармахеева О.П. Современные социальные проблемы Оки. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 100 с.

37. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 190 с.

38. Бураев И.Д. Современное состояние бурятского языка и меры его сохранения и совершенствования // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ, 1992. - С.3-16.

39. Буряты // Большая энциклопедия. 1900-1909. - Изд.З. - Т.4. - С.121-124.

40. Бухаева Р.В. Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации (на примере бурят Усть-Ордынского Б АО) Дис. канд. социол. наук. -Иркутск, 2003. - 166 с.

41. Буряты в зеркале статистики. Улан-Удэ: Госкомстат РБ, 1996. - 28 с.

42. Буянтуев Б.Р., Воробьев В.В. Городские поселения Бурятии // Краеведческий сб., вып.4.- Улан-Удэ, 1959. С. 44-60.

43. Вебер М. Город. Пг: Наука и школа, 1923. - 135 с.

44. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1992. - 144 с.

45. Вирт JT. Урбанизм как образ жизни // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ. 1997. - №3. -С.164-196.

46. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России: социология, этнология. 1999. - № 4.- С.47 - 53.

47. Галданова Г.Р. Традиционные ценности бурят и современность // Бурят-монголы накануне III тысячелетия. Россия-Восток-Запад. Доклады и тезисы международной конференции. Улан-Удэ, 1997. - С.14-17.

48. Галлямов P.P., Ли С. Этническая самоидентификация молодежи в городах Башкортостана: по материалам социологического опроса // Язык и национализм в постсоветских республиках. М., 1994. - С.157-165.

49. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки.-Уфа: Гилем, 1996.-200 с.

50. Галлямов P.P. Многонациональный город как объект социологического исследования и социального регулирования. Автореф. д.соц.наук. - М., 1997.-32 с.

51. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.

52. Город: проблемы социального развития / Под ред. А.В.Дмитриева и М.Н.Межевича. Л.: Наука, 1982.- 188 с.

53. Гранат Е. Состояние и заболеваемость детей Бурят-Монголии // Жизнь Бурятии. 1929. - № 6. - С. 56.

54. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М.: Наука, 1984.-287 с.

55. Дагбаев Э.Д. Пресса и национально-политический процесс региона (опыт политического и социологического анализа). Улан-Удэ: РАН СО БНЦ, 1995.- 126 с.

56. Дарбеева А.А. Русско-монгольские языковые контакты в условиях двуязычия. -М.: Наука, 1984. 191 с.

57. Дашинимаева И.С. К вопросу о значимости трудовых традиций бурятского народа // Вестник БГУ. Сер.7. Педагогика и психология. -Вып. 1. - Улан-Удэ, 1997. - С. 107-110.

58. Деловая Бурятия. Улан-Удэ: «Бизнес-Б», 2002. - 232 с.

59. Демиденко Э.С. Демографические проблемы и перспективы больших городов. (Урбанизация при социализме). М.: Статистика, 1980. - 232 с.

60. Дмитревская Н.Ф. Образ города как социокультурный феномен. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1999. - 191 с.

61. Дробницкий О.Г. Ценность // Философский энциклопедический словарь. 1970. -Т.5.-С.462.

62. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // Социологические исследования. 1997. - №7. -С.143-149.

63. Дырхеева Г.А. Развитие национально-языковых отношений и трансформация современных социолингвистических понятий и терминов // Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. Улан-Удэ, 2002. - С. 33-72.

64. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. - 349 с.

65. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. -М., 2000.-349 с.

66. Елаева И.Э. Традиционные ценности и этническое самосознание бурят // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. - С. 184-216.

67. Жамсуева С.Ю. Двуязычие в дошкольном возрасте // Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. Улан-Удэ, 2002. - С. 139-144.

68. Жолков А.С., Зуев В.М. Развитие социалистического города. М.: Экономика, 1984. - 247 с.

69. Западная социология: Учеб. пособие / Громов И., Мацкевич Ю.А., Семенов В.А. СПб.: Ольга, 1997. - 286 с.

70. Затеев В.И. Диалектика национальных процессов в СССР. Улан-Удэ, 1989.- 160 с.

71. Затеев В.И. Этнонациональные отношения в постсоветской России: новые реалии, новые проблемы // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Материалы науч.-практ. конференции.- Улан-Удэ, 1996. С.54-62.

72. Затеев В.И., Хараев Б.В. Динамика изменений и взаимодействия этносоциальных и демографических структур региона (на материалах Республики Бурятия). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - 92 с.

73. Затеев В.И., Бабушкина Н.С. Двуязычие в современной Бурятии // Социологические исследования. 2000. - № 10. - С.58-64.

74. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

75. Зориктуев Б.Р. Современный быт бурятского села. Новосибирск: Наука, 1982.- 112 с.

76. Ионин Л.Г. Социология культуры. 2-е изд. - М.: «Логос», 1998. - 280 с.

77. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк. Казань: Изд-во КГТУ, 1996. - 246 с.

78. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

79. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М.: Луч, 1994. - 188 с.

80. Кампанелла Т. Город Солнца. M.-JL: Academia, 1947. - 173 с.

81. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев: Штиинца, 1991- 80 с.

82. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. - 184 с.

83. Кемеров В.Е. Традиция как форма социального воспроизводства // Введение в социальную философию. М., 1996. - С.125-136.

84. Коган Л.Б. Быть горожанами. М: Мысль, 1990. - 207 с.

85. Коган Л.Б. Урбанизация и городская культура. М: Мысль, 1970. - 10 с.

86. Коган М.Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентаций у горожан // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. - С.34-47.

87. Коган М.Э. Язык в структуре национального самосознания // Этническое и языковое самосознание. Материалы конф. Москва, 13-15 декабря, 1995 г. -М., 1995. С.72-73.

88. Козлов В.И. Этнические особенности формирования городского населения СССР // Проблемы современной урбанизации. М., 1972. - С. 142156.

89. Козловский В.В. Социальные ценности как основание Российской модернизации // Вестник СПбГУ. 1997. - Сер.6. - Вып.1.

90. Корель Л.Б. Перемещения населения между городом и селом в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1982. - 192 с.

91. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании.- М.: МГУ, 1982.- 135 с.

92. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.-472 с.

93. Крапивенский Социальная философия: Учебник для ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 1998.-411 с.

94. Крывелев И.А. К характеристике сущности и значения религиозного поведения // Советская этнография. 1967. - №6. - С.20-32.

95. Куцев Г.Ф. Новые города: социологический очерк на материалах Сибири. М: Мысль, 1982. - 269 с.

96. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. -N5. - С.3-19.

97. Лаппо Г.М., Полян П.М. Особенности российской урбанизации // Мир России: социология, этнология. 1999. - Т.8. - №4. - С.35-46.

98. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.40. - М.: Политиздат, 1981. - 506 с.

99. Мангатаева Д. Д. Городские поселения. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1978-111с.

100. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 131 с.

101. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 114 с.

102. Марков Ю.Г. Урбанизация и проблемы формирования систем расселения. // Гуманитарные науки в Сибири. 1988.- №1. -С.74-78

103. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. - М.: Госполитиздат, 1955. - 629 с.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. - 4.1. - М.: Госполитиздат, 1968.-559 с.

105. Марксистко-ленинская теория народонаселения /Отв.ред. Валентей Д.И.-Изд. 2-е, перераб. -М.: Мысль, 1971. 415 с.

106. Мартемьянова Л.П. Этнос как референтная группа: социально-философский анализ: Автореф. дис.канд. филос. наук. -Ростов-н/Д, 1991. -24 с.

107. Матяш С.В. Человек в городе: социологические очерки. Киев: Политиздат Украины, 1990. - 223 с.

108. Мелконян Э.Л. Некоторые аспекты изучения этнических культур // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - С. 114-124.

109. Миграция сельского населения / Под ред. Т.И.Заславской. М.: Мысль, 1970.-348 с.

110. Михайлов Т.М. Бурятия и ее этнокультурная динамика (XVII- нач. XX вв) // Проблемы истории Бурятии. Улан- Удэ, 1993.

111. Михайлов Т.М. Бурятская традиционная культура: история и факторы формирования // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.З: Сб.ст. - Улан-Удэ, 1998. - С. 26-54.

112. Осинский И.И. Развитие интеллигенции национальных районов Сибири. -М., 1985.- 193 с.

113. Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Материалы Международной науч.-практ. конф. -Улан-Удэ, 1999.-С. 14-16.

114. Осинский И.И. Понятие «традиция» в современном обществоведении // Байкальские встречи III: Культуры народов Сибири: Материалы III Международного симпозиума. Т. 1. Улан-Удэ, 2001. - С.26-31.

115. Осинский И.И., Гылыкова Э.В. Бурятская городская семья на рубеже XX-XXI веков. Социологический анализ. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. -352 с.

116. Оуэн Р. Избранные сочинения.- Т.1.- M.-JL: Изд-во АН ССР, 1950 416с.

117. Пароль В.И. Социалистический город: Урбанизационный процесс и образ жизни горожан. В 2-х ч. - Таллинн: «Валгус», 1982. - 133 с.

118. Патрушева Г.М. Шорцы сегодня: современные этнические процессы. -Новосибирск: Наука, 1996 224 с.

119. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация. М.: Статистика, 1976. -191с.

120. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. М.: ВЛАДОС, 1999. - 231 с.

121. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

122. Плишкина А.А. Повышение культурного уровня и улучшение условий быта сельского населения Бурятии (1959-1970 гг.). Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1975.-90 с.

123. Покшишевский В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения // Советская этнография. 1969. - №5. - С.3-15.

124. Покшишевский В.В. Население и география. М: Мысль, 1978. - 315 с.

125. Поляков И.С. Отчет о поездке в Восточный Саян // Отчет о действиях Сибирского отделения РГО за 1868 г. Спб., 1869. - 182 с.

126. Попов С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценностей в социологии // Социологические исследования. 1979. - №3.-С.35-44.

127. Постников А.Н. Диалектика национальных процессов: К 80-летию со дня рождения В.И.Затеева. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. - 210 с.

128. Проблемы нового этапа культурного возрождения народов Бурятии (по материалам социологических исследований). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.- 156 с.

129. Рандалов Ю.Б. Изменение социальной структуры села национальных районов Сибири в условиях развитого социализма. Новосибирск: Наука, 1980. - 286 с.

130. Рандалов Ю.Б., Будаева Ц.Б., Цыденова A.JI. и др. Социальное развитие села Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1989. - 270 с.

131. Рандалов Ю.Б., Доболова Э.О., Маланов И.А., Дондубон Н.Б. Малое село Бурятии: школа, интеллектуальное и физическое развитие детей (опыт социологического и социопсихологического изучения). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1993.-81 с.

132. Рандалов Ю.Б. Об изменениях в социальной структуре бурятского населения // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Материалы науч.-практ. конференции.- Улан-Удэ, 1996. С. 13-18.

133. Рандалов Ю.Б., Чукреев П.А. Некоторые особенности социально-психологических характеристик незанятых жителей Бурятии // Современноеположение бурятского народа и перспективы его развития: Материалы науч.-практ. конф. Вып.З. Улан-Удэ, 1996. - £.35 - 92.

134. Рандалов Ю.Б. Научное социологическое исследование по проблеме Комплексной программы «Возрождения и развития национального языка, национальной культуры, традиций и обычаев бурятского народа». Улан-Удэ: «Буряад Унэн», 2002. - 148 с.

135. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. М., 1995. - С.69-103.

136. Розанов М.А. Прошлое как ценность // Путь. 1992. -№1. - С.150.

137. Розин В.М. Городская культура, человек, окружающая среда. // Вопросы философии. 1989. - № 1. - С. 41-50.

138. Русские в Бурятии: история и современность / Ответ. Ред. В.И.Затеев. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. 578 с.

139. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания.-Киев: Наукова думка, 1987. 156 с.

140. Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения. Новосибирск: Наука, 1979.-352 с.

141. Рябушев В.Н. Проблемы сохранения национальной самобытность бурятской культуры в современном социокультурном пространстве // Байкальские встречи III: Культуры народов Сибири: Материалы III Межд.научного симпозиума. Т.1. - Улан-Удэ, 2001. - С.239-244.

142. Сайко Э.В. Город как социокультурное явление исторического процесса. -М.: Наука, 1995.-351 с.

143. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1996. - 185 с.

144. Сибирская деревня в условиях урбанизации. Новосибирск: Наука, 1986.- 156 с.

145. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с.

146. Словарь общегеографических терминов. М.: Прогресс, 1975. - Т.1. -407 с.

147. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: «Феникс», 1994. - 688 с.

148. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543 с.

149. Социальное развитие села Бурятской АССР / Отв. ред. Ю.Б.Рандалов, Е.А.Голубев. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1989. - 270 с.

150. Социально-культурные функции города и пространственная среда / Под ред. Л.Б.Когана. М.: Стройиздат, 1982. - 177 с.

151. Стариков Е.М. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 1989.-С. 180-207.

152. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. -Л.: Наука, 1987.- 175 с.

153. Стасяк Г. Городская семья как система социального поведения // Социологические проблемы польского города. М., 1996. - С. 337-353.

154. Строганова Е.А. Бурятское национально-культурное возрождение (кон. 80-х сер. 90-х гг. XX века, Республика Бурятия). - М.-Иркутск: «Наталис», 2001.- 150 с.

155. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М, 1990. - Вып.ХХ. - С.5-40.

156. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

157. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. Изд.2-е. - М.: Знание, 1999.-272 с.

158. Татарова С.П. Тенденции и особенности выполнения современной семьей социокультурных функций (на материалах Республики Бурятия). -Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. 153 с.

159. Троцковский А.Я. Развитие села в условиях урбанизации (на примере Западной Сибири). Новосибирск: Наука, 1985. - 168 с.

160. Трушков В.В. Население города и пригорода. М: Финансы и статистика, 1983. - 159 с.

161. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии.- M-JL, 1966. С.14-25.

162. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968.- 124 с.

163. Тыхеева Ю.Ц. Городской образ жизни: психологические проблемы // ВСГТУ. Сб. науч. тр. Серия: Общественные науки. - Вып.З. - Улан-Удэ, 1998. - С.132-141.

164. Уледов А.К. Социальная сущность традиций и их роль в жизнедеятельности социалистического общества // Социалистические традиции и их роль в коммунистическом воспитании: Материалы теоретического семинара. М., 1980. - С. 15-16.

165. Урбанизация в формировании социокультурного пространства / Отв.ред. Э.В.Сайко. М.: Наука, 1999. - 285 с.

166. Урбанизация и демографические процессы / Под ред. Б.С.Хорева, Г.П. Киселевой. М: Финансы и статистика, 1982. - 231 с.

167. Урбанизация и развитие городов в СССР/ Отв.ред. И.И.Сигов. Л.: Наука, 1985.-256 с.

168. Файзуллин Ф.С. Социология города. СПб; Уфа: УЮИ, 1997. - 159 с.

169. Философский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1983. - 840 с.

170. Халас Э. Гуманистический подход Флориана Знанецкого // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ. 1994. - №3. - С. 35-39.

171. Хантургаева Н.Ц. Этносоциальные процессы в регионе в постсоветский период (на материалах Республики Бурятия): Автореф. дис. . канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2000. - 19 с.

172. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.

173. Хорев Б.С. Проблемы городов. М.: Мысль, 1975. - 428 с.

174. Хубриков О.М. Социальные аспекты институционализации бурятского языка как государственного: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2001.-25 с.

175. Цыбденова Б.Ж. Особенности языковой ситуации национального региона Российской Федерации (на примере РБ). Автореф. дис. . канд. социол. наук. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. - 22 с.

176. Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири в годы Советской власти (1920 конец 80-х гг.). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. - 155 с.

177. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.- Тбилиси: Мицниереба, 1984. -171с.

178. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. М.: МГУКИ, 1999. - 240 с.

179. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монгольский этнос и монгольский мир // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Материалы Международной науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1999. - С. 12-14.

180. Чойропов Ц.Ц. Социальная реадаптация малой поселенческой общности (бурятское село в 1990-е годы) // ВСГТУ. Сб.науч.тр. Сер. Общественные науки. - Вып.5. - Улан-Удэ, 1999. - С.106-110.

181. Шагдаров Л.Д. Сближение бурятского языка с другими языками народов СССР // Взаимовлияние языков в Бурятии. Улан-Удэ, 1978. - С.32-39.

182. Шагдаров Л.Д. Национальный язык и двуязычие у бурят // Великий Октябрь и развитие бурятского народа. Улан-Удэ, 1987. - С. 12-34.

183. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек: (Социально-философский аспект). Майкоп: Адыгейский гос.университет, 1996. - 166 с.

184. Шемякина Н.В. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур. Дис. . канд. социол. наук. -Улан-Удэ, 2001.-173 с.

185. Шепелев Е.М. Процесс урбанизации в России: социокультурный аспект // Изв. ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1999. - №3. - С.61-65.

186. Этнонациональные ценности и социализация молодежи Бурятии. М.-Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 135 с.

187. Этносоциальные проблемы города / Под ред. О.И. Шкаратана. М.: Наука, 1986.-285 с.

188. Янкова З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. - 184 с.

189. Liberson St. Ethnic Patterns in American cities. Glencoe, 1963.

190. Park R.E. Human Communities: The City and Human Ecology. Glencoe, 1952.

191. Pugh G. The Biological Origin of Human Values. New-York, 1977.

192. Rokeach M. The Nature of Human Values. New-York, 1973.

193. Thomas W., Znaniesky F. The Poliesh Peasant in Europe and America. -Cambridge, 1918-1920.

194. Williams R.M. American Society: A Sociological Interpretation. New -York, 1966.

195. Wirth L. On Cities and Social Life. Chicago, London, 1964.

196. БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. АНКЕТА

197. Просим Вас принять участие в социологическом опросе, целью которого является изучение современного состояния традиционных ценностей бурятского этноса.

198. Опрос проводится анонимно, фамилию указывать не обязательно.

199. Знаете ли Вы, к какому роду относитесь?032. да 033. нет Укажите, пожалуйста,

200. Знаете ли Вы историю своего народа?034. достаточно хорошо 037. совершенно не знаю, не считаю это необходи035. имею отрывочные сведения мым 036.знаюнедсхяшочно,нохстел(а)бь1 038.пополнить свои знания

201. Соблюдает ли Ваша семья национальные традиции, обычаи, обряды?

202. Да, полностью Да, частично Не представилось подобного случая Нет, не видим в этом необходимости

203. При рождении детей 039 040 041 042

204. На свадьбах 043 044 045 046

205. На похоронах 047 048 049 050

206. В быту, хозяйственной деятельности 051 052 053 054

207. Какой язык Вы считаете своим родным языком?

208. Язык своей национальности 057. Другой056. Русский

209. Определите Ваш уровень знания русского языка.058. свободно владею (читаю, пишу, говорю) 061. практически не владею059. владею на бытовом уровне 062. совершенно не владею060. понимаю, но не говорю или говорю с затруднениями

210. Определите Ваш уровень знания бурятского языка.063. свободно владею ( читаю, пишу, говорю) 066. практически не владею064. владею на бытовом уровне 067. совершенно не владею065. понимаю, но не говорю или говорю с затруднениями

211. Считаете ли Вы необходимым знать свой родной язык?068. да, поскольку знание родного языка сохраняет самобытность народа069. нет, так как в этом нет необходимости070.

212. На каком языке Вы общаетесь?бурятском русском больше на бурятском, чем на русском больше на русском, чем на бурятском на бурятском и русском в равной мере

213. С родителями 071 072 073 074 075

214. С супругом (ой) 076 077 078 079 080

215. С детьми 081 082 083 084 085

216. С другими родственниками 086 087 088 089 090

217. С друзьями 091 092 093 094 095

218. На работе, учебе 096 097 098 099 100

219. На каком языке Вы обычно .

220. Варианты ответов Бурятском Русском Больше на бурятском Больше на русском На русском и бурятском в равной мере

221. Читаете литературу 101 102 103 104 105

222. Читаете прессу 106 107 108 109 110

223. Смотрите телепередачи 111 112 113 114 115

224. Слушаете радио 116 117 118 119 120

225. Слушаете, поете песни 121 122 123 124 125

226. Смотрите спектакли, кинофильмы 126 127 128 129 130

227. Пишете письма 131 132 133 134 135

228. Какой песенный жанр Вы предпочитаете?141. бурятские народные песни 145. русские эстрадные песни142. современные бурятские песни 146. западные эстрадные песни143. русские народные песни 147. затрудняюсь ответить144. народные песни других народов

229. Какому танцевальному жанру Вы отдаете предпочтение?148. бурятские народные танцы 151. бальные танцы149. русские народные танцы 152. современные танцы150. танцы других народов 153. затрудняюсь ответить

230. Определите, пожалуйста, уровень Вашего знания.

231. Видел, как исполняют другие, и могу воспроизвести сам Видел, как исполняют другие, но сам воспроизвести не смогу Совершенно не знаю

232. Народных песен 154 155 156

233. Народных сказок, преданий, легенд 157 158 1591. Народных игр 160 161 162

234. Народных танцев 163 164 165

235. Как часто Вы посещаете концерты, спектакли бурятских артистов и ансамблей?166. Один два раза в месяц167. Один два раза в полгода168. Один раз и меньше в год169. Практически не посещаю170. Совсем не посещаю171. Не имею возможности

236. Участвуете ли Вы в мероприятиях, организованных землячествами?

237. Да, постоянно 173. Да, иногда 174. Нет

238. Как часто в Вашей семье готовят национальные блюда?175. 1-2 раза в неделю176. 2 раза в месяц177. только по праздникам178. не готовят

239. Имеется ли у Вас дома национальная одежда?

240. Да 180. Только отдельные элементы 181. Нет

241. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

242. Да 183. В какой-то степени 184. Нет

243. Если вы верующий, то к какой религии вы себя относите?185.буддизм186. шаманизм187. православие188. католицизм189. мусульманство190. иудаизм191. являюсь верующим, но не отношу себя к определенной религии192.23. Посещаете ли Вы.

244. Да, часто Да,редко Практически не посещаю Не посещаю1. Церковь 193 194 195 1961. Дацан 197 198 199 2001. Шаманов 201 202 203 204

245. По каким причинам Вы в основном посещаете эти места?205. из любопытства 208. посетить молебны, тайлаганы,206. спросить совета в решении личных 209. осуществить религиозные ритуа-вопросов лы207. попросить благословения 210.

246. Ответьте, пожалуйста, на вопросы в таблице.0 1 2 3 4 5 и более Затрудняюсь ответить

247. Сколько детей в идеале должно быть в семье? 211 212 213 214 215 216 217

248. Сколько детей Вы хотели бы иметь? 218 219 220 221 222 223 224

249. Сколько детей у Вас в настоящее время? 225 226 227 228 229 230 231

250. Сколько детей было в семье, в которой Вы выросли? 232 233 234 235 236 237 238

251. Что, на Ваш взгляд, играет важную роль при планировании количества детей в семье?239. материальное благополучие 243. личное желание240. здоровье родителей 244. затрудняюсь ответить241. жилищные условия 245.242. место поселения (город, село)

252. Какими качествами, по Вашему мнению, должны обладать Ваши де ти (не более трех вариантов)?246. Доброта247. Скромность248. Честность, порядочность

253. Стремление к знаниям, образованность

254. Уважение родителей, старших

255. Любовь и уважение национальных традиций252. Любовь к родине

256. Стремление сделать карьеру, занять видное положение

257. Умение зарабатывать деньги255.

258. Придерживаетесь ли Вы в воспитании своих детей национальных традиций?256. Да 258. Не имею детей

259. Нет 259. Затрудняюсь ответить

260. Если Вы воспитываете детей в национальных традициях, то в чем это выражается? (для ответивших на предыдущий вопрос положительно)

261. Обучение детей бурятскому языку

262. Изучение истории бурятского народа262. Соблюдение обрядов

263. Посещение национальных концертов, праздничных мероприятий264. Затрудняюсь ответить265.

264. Сколько человек в Вашей семье, включая Вас?266. живу 1 267.2 человека268. 3 человека269. 4 человека270. 5 человек271. 6 человек272. 7 человек и более

265. Сколько поколений родственников живет в Вашей семье?273. одно 275. три274. два 276. четыре

266. Сколько поколений родственников по прямой отцовской линии Вы знаете?277. Одно 281. Пять278. Два 282. Шесть279. Три 283. Семь280. Четыре 284. Более семи

267. С кем Вы поддерживаете более тесные связи?285. с родственниками 288. с соседями286. с друзьями, знакомыми 289. ни с кем287. коллегами, однокурсниками

268. Общаетесь ли Вы с родственниками из города (для жителей села) / из села (для жителей города)?

269. Да, езжу к ним во время отпусков, праздников

270. Да, они приезжают ко мне в гости

271. Общаемся только по телефону / переписываемся293. Нет таких родственников

272. Какую часть среди Ваших друзей составляют буряты?294. Все 297. Малую часть

273. Большинство 298. Нет таких друзей

274. Примерно половину 299. Затрудняюсь ответить

275. Как Вы относитесь к межнациональным бракам?

276. Положительно, национальность в браке не имеет значения

277. Положительно, но такой брак близких людей не одобрил(а) бы

278. Предпочитаю браки с людьми своей национальности303. Затрудняюсь ответить

279. Какие праздники Вы обычно справляете?304. Новый год (1 января)

280. Православное рождество (7января)

281. Старый Новый год (13 января)307. Сагаалгаан

282. День защитников отечества (23 февраля)

283. Международный женский день (8 марта)310. Пасха

284. Международный день солидарности трудящихся (1 мая)312. День победы (9 мая)313. Майдари314. Сурхарбан

285. Годовщина Октябрьской революции (7 ноября)

286. День конституции России (12 декабря)

287. Католическое рождество (25 декабря)318. Собственный день рождения

288. День рождения родственников320. День рождения друзей321. Годовщина свадьбы

289. Профессиональные праздники

290. Другие (перечислите, пожалуйста)

291. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное от работы время?324. Чтением книг325. Чтением журналов, газет326. Просмотром телепередач327. Слушанием радио

292. Посещением культурно-развлекательных учреждений39. Где Вы родились?329. Занятием спортом330. Прогулками

293. Где Вы проживаете на данное время?345. в Улан-Удэ346. в другом городе республики347. в сельской местности в республике348. в поселке городского типа в республике

294. Сколько лет Вы проживаете в данной местности?349. до 3-х лет350. 4 -7 лет351. 8-11 лет43. Где бы Вы предпочли жить?355. в городе356. в сельской местности352. 12-15 лет353. более 15 лет354. с момента рождения357. в поселке городского типа

295. Собираетесь ли Вы в скором времени изменить место поселения?358. да359. хотел(а) бы, но нет возможности360. нет

296. Если Вы собираетесь изменить место поселения, то куда Вы переедете?361. в город в республике 363. в поселок городского типа в республике362. в сельскую местность в республике 364. за пределы республики

297. Если Вы приехали в город на учебу, то каковы Ваши планы после ее окончания? (вопрос для студентов)375. Уеду обратно домой

298. Останусь жить в городе 378. Затрудняюсь ответить

299. Уеду в другое место (укажите, куда) 379. Другое371. улучшение жилищно-бытовых условий372. по состоянию здоровья373. брак374.

300. Как часто Вы посещаете город (для жителей села) / село (для жи телей города)?388. 1 раз в месяц и больше 391. меньше 1-го раза в год389. 1-2 раза в полгода 392. почти не езжу 390.1-2 раза в год 393. совсем не езжу

301. Определите, пожалуйста, степень Вашей удовлетворенности .

302. Совершены удовлетворена) Удовлетворена) В основном, удовлетворена) Неудовлетворена) Затрудняюсь ответить

303. Условиями труда 394 395 396 397 398

304. Заработной платой 399 400 401 402 403

305. Содержанием работы 404 405 406 407 408

306. Условиями для повышения образования 409 410 411 412 413

307. Условиями для повышения квалификации 414 415 416 417 418

308. Возможностью профессионального продвижения 419 420 421 422 423

309. Возможностью проведения интересного досуга 424 425 426 427 428

310. Условиями для воспитания детей 429 430 431 432 433

311. Жилищными условиями 434 435 436 437 438

312. Оцените, пожалуйста, уровень обслуживания в местности, где Вы проживаете.

313. Очень хороший Хороши Средний Плохой Очень плохой Затрудняюсь ответить

314. Медицинское обслуживание 439 440 441 442 443 444

315. Бытовое обслуживание 445 446 447 448 449 450

316. Работа кулыурно-зрелшцных учреждений 451 452 453 454 455 456

317. Работа транспорта 457 458 459 460 461 462

318. Работа почтовой и телефонной связи 463 464 465 466 467 468

319. Торговля пром. товарами 469 470 471 472 473 474

320. Торговля прод. товарами 475 476 477 478 479 480

321. Санитарное состояние местности 481 482 483 484 485 486

322. Общественный порядок 487 488 489 490 491 49252. Ваши жилищные условия:493. отдельная квартира со всеми удобствами494. отдельный дом (часть дома)495. комната в коммунальной квартире496. комната в общежитии

323. Чем из нижеуказанного Вы располагаете?

324. Дача 502. Дом с подсобным хозяйством

325. Земельный участок 503. Ничем

326. Пользуетесь ли Вы услугами.1. Часто Редко Не пользуюсь1. Прачечной 504 505 5061. Химчистки 507 508 509

327. Ателье по пошиву одежды 510 511 512

328. Ремонтными мастерскими 513 514 515

329. Парикмахерской 516 517 5181. Столовой 519 520 5211. Библиотеки 522 523 524497. снимаем жилье498. квартира в доме барачного типа499.

330. К какой социально-должностной группе Вы относитесь?

331. Руководитель 562. Неквалифицированный рабочий, обслужи

332. Специалист вающий персонал559. Служащий 563. Фермер

333. Квалифицированный рабочий 564. Предприниматель561. Студент 565. Безработный

334. В какой отрасли хозяйства Вы заняты?

335. Промышленное хозяйство 570. Торговля и бытовое обслуживание

336. Сельское хозяйство 571. Культура и учреждения досуга

337. Здравоохранение 572. Прочие отрасли569. Образование

338. Определите, пожалуйста, уровень дохода Вашей семьи.

339. Ниже среднего 574. Средний 575. Выше среднего1. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.