Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Ляшок, Анна Сергеевна

  • Ляшок, Анна Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 177
Ляшок, Анна Сергеевна. Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2004. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ляшок, Анна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

1. Генезис и мировоззренческая сущность карнавала

2. Особенности преломления в карнавале системы социальных функций праздничной культуры

3. Основные принципы классификации карнавалов и их типология

4. Внутритекстовый диалог культур в карнавале: культурсемиотический подход

5. Синтез искусств как художественная доминанта карнавала

6. Карнавал как механизм коммуникации субъектов культуры 121 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Карнавал как форма праздничной культуры: философско-культурологический анализ»

Актуальность проблемы исследования.

На данном этапе социокультурного развития при организации массовых праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день.

Особое внимание к праздникам карнавального типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников. Как известно, проблема самовыражения личности в творчестве является одной из наиболее актуальных в современном обществе, поскольку в настоящее время преобладает тенденция поляризации творческой деятельности, когда процесс воспроизводства культуры становится прерогативой меньшинства, в то время как большинство стоит на позиции ее потребления. Такая ситуация обуславливает отсутствие осмысленной совместной творческой деятельности и значительно снижает возможность эмоционального межличностного контакта, следствие этого — разобщенность и отчуждение в обществе.

Причины того, что в настоящее время у представителей социума практически полностью отсутствует совместный художественный опыт, что особенно характерно для российской действительности, кроются в узком диапазоне предлагаемых форм коллективного творчества, а также поверхностном характере некоторых из этих форм, незаинтересованное отношение к которым обусловлено отсутствием достаточной аксиологической базы. Отсюда приоритетным направлением становится поиск оптимальных форм реализации творческого потенциала представителей социума, основанных на предшествующем опыте и переосмысленных с учетом требований современного общества.

Решением этих проблем занимается, в частности, Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC), основанная в 1980 году и находящаяся под патронажем Комитета Еврокомиссии по Образованию и Культуре с 2000 года. На сегодняшний день FECC представлена национальными комитетами 46 государств. Наша страна вошла в FECC в 1992 году и в настоящее время российская секция состоит из 11 участников, представляющих различные регионы страны.

Основополагающими целями деятельности FECC являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального движения в разных странах. Достижение этих целей осуществляется посредством установления прямых связей с карнавальными комитетами европейских стран; прямых обменов карнавальными группами и делегациями по принципу культурных обменов; консультирования и обмена опытом по вопросам организации и финансирования карнавалов; непосредственного обмена опытом и идеями среди участников карнавальных движений в рамках ежегодных международных Конвенций. Таким образом, очевидно, что в современном обществе традиция проведения карнавалов получила широкое распространение.

К настоящему моменту накоплен обширный эмпирический материал по проблемам организации карнавалов с учетом особенностей разных регионов и стран. Между тем невозможно признать достаточным теоретическое осмысление содержательных характеристик этой формы праздничной культуры. В связи с этим целостное исследование карнавала с точки зрения фило-софско-культурологического знания представляется весьма актуальным. Оно позволяет не только обобщить многовековой опыт проведения карнавала в разных культурах и осознать глубокую мировоззренческую сущность этого праздника, но и осмыслить его роль в социокультурном пространстве современного общества, что тоже актуализирует выбранную проблему исследования.

Степень изученности и разработанности проблемы.

Анализ литературы и источников показал, что различные аспекты существования карнавала как формы праздничной культуры затрагивались в работах по философии, культурологии, истории, этнографии, фольклористике, искусствоведению, организации досуговой деятельности. Между тем в изучении карнавала имеет место некоторая раздробленность и фрагментарность. Так, в частности, нет работ, посвященных комплексному исследованию этой формы праздничной культуры.

Важную роль в целостном осмыслении выбранной проблемы и разработке теории карнавала сыграли результаты исследований М. Бахтина, А. Бенифанда, Л. Булавки, А. Бузгалина, А. Гуревича, К. Жигульского, А. Мазаева, Н. Хренова.

При изучении генезиса карнавала как формы праздничной культуры и обосновании закономерностей в его развитии мы опирались на работы Л. Абрамяна, А. Анисимова, С. Аничкова, В. Даркевича, А. Еремеева, Л. Ле-ви-Брюлля, К. Леви-Строса, В. Лях, А. Пиотровского, И. Снегирева, С. Токарева, В. Топорова, Д. Угриновича, А. Флиера, Дж. Фрезера, И. Шароева, С. Шаумяна, К. Юнга и других.

Философско-культурологическому осмыслению мировоззренческой сущности карнавала способствовали исследования Л. Баткина, А. Бергсона, Ю. Борева, Л. Бутовской, Е. Волкова, А. Вулиса, И. Герасимова, А. Дживеле-гова, А. Козинцева, С. Оруджева, В. Проппа, Я. Ратнера, В. Руднева, Ю. Степанова, Я. Чеснова, А. Чечетина, И. Шароева, С. Шаумяна, В. Шкловского, О. Шпенглера, Й. Хейзинги и других.

Выявлению особенностей преломления в карнавале системы социальных функций праздничной культуры помогли работы Б. Ананьева, Р. Барта, А. Велика, О. Больнова, В. Гагина, Д. Генкина, И. Гёте, Г. Кнабе, X. Кокса,

Э. Орловой, Платона, Я. Ратнера, Э. Соколова, И. Туманова, Н. Федорова,

3. Фромма и других.

При определении критериев классификации карнавалов и определении подходов, которые можно применять в их типологизации важным источни-ковым материалом стали работы Н. Данилевского, Э. Маркаряна, П. Сорокина, С. Хантингтона и других.

Анализируя карнавал как текст культуры с позиций культурсемиотиче-ского и культургерменевтического подходов, мы основывались на работах Г.-Г. Гадамера, В. Гриценко, Е. Гурко, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, С. Лангер, М. Липовецкого, А. Лосева, Ю. Лотмана, В. Масловой, X. Ортеги-и-Гассета,

4. Пирса, В. Разумного, П. Рикера, В. Руднева, Б. Успенского, В. Штегмайе-ра, У. Эко и других.

При изучении сущности синтеза искусств как художественной доминанты карнавала и исследовании особенностей его проявления в карнавалах современного периода мы опирались на работы Аристотеля, А. Банфи, М. Бахтина, Б. Березина, Р. Вагнера, В. Гагина, А. Зися, Вяч. Иванова, В. Керженцева, А. Медведева, Я. Мукаржовского, Ф. Ницше, В. Разумного, Н. Скрябина, И. Туманова, В. Щуклина и других.

Осуществляя философско-культурологический анализ карнавала как механизма коммуникации субъектов культуры, мы проанализировали работы В. Библера, Л. Викторовой, И. Докучаева, Б. Ерасова, М. Кагана, Ж.-Ф. Лио-тара, И. Манкевича, Л. Махлина, Б. Парыгина, М. Петрова, А. Соколова, А. Флиера, Е. Шапинской и других. В них обоснована общая значимость процессов коммуникации как необходимого условия существования самой культуры, исследованы различные виды и уровни коммуникации, которые находят отражение в карнавале.

В работе анализируется диссертационный массив, в котором затрагивается ряд проблем, касающихся предмета данного исследования.

Гипотеза исследования складывается из предположения о том, что философско-культурологический анализ генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, классификации и типологии карнавала, выявление актуализирующихся в нем коммуникационных процессов, а также исследование его художественной и знаково-семиотической организации позволит сформулировать теорию карнавала, наиболее полно отображающую сущностные особенности этой формы праздничной культуры.

Объект исследования — карнавал как форма праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в социокультурном пространстве того общества, в котором функционирует.

Предмет исследования - философско-культурологический анализ карнавала как формы праздничной культуры с точки зрения изучения его генезиса, выявления мировоззренческой сущности, анализа социальных функций, обозначения классификации и типологии, раскрытия специфики знако-во-семиотической организации, а также исследования особенностей синтеза искусств и характера коммуникационных процессов в рамках этого праздника.

Цель исследования — проанализировать карнавал как форму праздничной культуры с позиций философско-культурологического знания и сформулировать теорию карнавала.

Задачи исследования:

- проследить генезис формирования, обосновать закономерности в развитии и раскрыть мировоззренческую сущность карнавала как формы праздничной культуры;

- выявить особенности преломления в карнавале системы социальных функций праздничной культуры и обозначить комплекс основных функций, выполняемых карнавалом по отношению к обществу;

- обозначить основные подходы, которые можно использовать в классификации карнавалов и построении их типологии;

- определить специфику знаково-семиотической организации карнавала как текста культуры и раскрыть сущность проявляющегося в нем внутритекстового диалога культур;

- исследовать сущность и особенности синтеза искусств как художественной доминанты карнавала;

- изучить карнавал как механизм коммуникации субъектов культуры, проанализировав характер актуализирующихся в нем коммуникационных процессов;

- предложить свою теорию карнавала, раскрывающую сущностные особенности, объективные закономерности развития и функционирования в обществе этой формы праздничной культуры.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили основные принципы познания общественных явлений: объективность, системность, комплексность, целостность, противоречивость развития, социальная детерминированность и другие.

Исследование осуществлялось на основе структурно-функционального, культурсемиотического, культургерменевтического подходов. Анализ карнавала на современном этапе его развития предпринимался с учетом общих принципов философии постмодерна. Методика исследования состоит из совокупности системного, сравнительно-аналитического и генетического методов, в нее также входят методы классификации и диалога культур.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- определен генезис формирования карнавала, проанализированы механизмы преемственности и обоснованы закономерности в его развитии;

- дана уточняющая характеристика категорий «карнавальная свобода», «карнавальный смех», «амбивалентность карнавала», «карнавальное поведение», раскрывающих мировоззренческую сущность этой формы праздника;

- раскрыты особенности преломления в карнавале системы социальных функций праздничной культуры, выявлены основные функций карнавала, отражающие способ и меру воздействия на общество этой формы праздника, и осуществлен их анализ;

- разработана система классификации и типологизации карнавалов, основанная на комплексном использовании определенных подходов;

- исследована специфика знаково-семиотической организации карнавала как текста культуры, выявлены особенности его восприятия и понимания, а также раскрыта сущность проявляющегося в карнавале внутритекстового диалога культур;

- проанализирована сущность синтеза искусств как художественной доминанты карнавала и определены особенности проявления этой формы в карнавалах современности;

- сформулирована и структурно выстроена совокупность различных видов коммуникационных процессов, актуализирующихся в карнавале;

- предложена теория карнавала, базирующаяся на изучении его генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, классификации и типологии, исследовании коммуникативной, художественной и знаково-семиотической природы с позиций современного философско-культурологического знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Карнавал - театрально-зрелищная форма праздничной культуры, обладающая специфическими особенностями и выполняющая определенную роль в обществе. Генезис его формирования, связанный с определенными праздниками, которые возникли в период архаичной культуры и характеризуются нами как праздники карнавального типа, а также дальнейшее развитие обусловлены основными этапами формогенеза и основаны на механизмах преемственности. Мировоззренческая сущность карнавала, в рамках которого моделируется особая концепция действительности, раскрывается через систему таких категорий, как «карнавальная свобода», «карнавальный смех», «амбивалентность карнавала», «карнавальное поведение», отображающих особенности оценивания, осмысливания и переживания окружающего мира участниками этого праздника.

2. Карнавал как элемент в системе праздничной культуры характеризуется полифункциональностью, при этом комплекс основных выполняемых им функций составляют: мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, трансляционная, воспитательная, художественно-эстетическая, креативная, компенсаторная, релаксационная, иерархическое распределение которых может выстраиваться по-разному, в зависимости от характера самого праздника, общего социокультурного контекста и структуры праздничной культуры, в которую он включен.

3. Анализ карнавала с позиций современного философско-культурологического знания предполагает обращение к разнообразным подходам в его классификации и типологизации. В связи с этим наиболее эффективной, с нашей точки зрения, является стратегия исследования, основанная на комплексном использовании определенных подходов. Применение таких подходов, выстроенных в систему, способствует раскрытию сущностных характеристик карнавала и обозначению его места и роли в обществе.

4. Специфика знаково-семиотической организации карнавала как текста культуры, заключается в контрапунктном столкновении различных языков и отображении действительности в символической и метафорической форме, а характерный для карнавала внутритекстовый диалог культур, способствующий генерированию новых смыслов, возникает в результате его взаимодействия с другими текстами. Восприятие и понимание карнавала отличаются неоднозначностью и вариативностью, поскольку находятся в прямой зависимости от социально-психологических, исторических, общекультурных и личностных факторов.

5. Особенности проявления синтетических тенденций в карнавале напрямую зависят от сложившейся социокультурной ситуации. Сущность синтеза искусств как художественной доминанты карнавала раскрывается через следующие положения: во-первых, для этой формы праздника характерно соединение искусств не только между собой, но и с внехудожественной реальностью, а, во-вторых, актуализация в карнавале синтеза искусств связана, в том числе, и с особым типом художественного творчества, которое, предполагая использование выразительных средств различных искусств, носит характер синтетичности.

6. Карнавал как механизм коммуникации субъектов культуры характеризуется универсальностью, поскольку в нем актуализируются множество различных коммуникационных процессов, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня: автокоммуникация и межличностное общение; групповая и массовая коммуникация; межкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта.

7. Стратегия исследования, заключающаяся в изучении генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, классификации и типологии карнавала, выявлении актуализирующихся в нем коммуникационных процессов, анализе его художественной и знаково-семиотической организации с позиций философско-культурологического знания позволила сформулировать теорию карнавала, которая, с нашей точки зрения, наиболее полно отображает сущностные характеристики этого праздника, объективные закономерности его развития и особенности функционирования в социокультурном пространстве.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, комплексным исследованием карнавала как формы праздничной культуры, раскрытием его сущностных характеристик с позиций современного философско-культурологического знания, обоснованием той роли, которую играет этот праздник в развитии отдельной личности и общества в целом.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации карнавалов, в частности, при выстраивании целостной концепции определенного праздника.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в материалах научно-практических конференций. Всего по теме диссертации опубликовано 3 п. л.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, шести разделов, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ляшок, Анна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современного общества складывается ситуация кризиса праздничности, когда в большинстве случаев праздники связаны с «фальшивой игрой», не объединяют людей и не связывают их ни с природой, ни с историей духовных исканий человечества, ни с социальной историей. Это объясняется процессами урбанизации, развитием промышленности, техники, экономики, повышением статуса материальной культуры. Современная личность лишена того разнообразия праздничных и игровых форм, которыми была полна культура прошлого.

Одна из характерных тенденций кризиса праздничности заключается также в перерождении подлинного праздника в зрелище. Эта тенденция нашла отражение и в современных карнавалах. В процессе исследований было отмечено, что для достижения связанной с ощущением подлинной праздничности гармонии между человеком и средой праздника необходимо соблюдение ряда условий: совпадение аксиологической базы праздника с ценностями, разделяемыми в обществе; вдохновение людей, посредством праздника, на творчество, выступающее проявлением их культурной активности; недопустимость гипертрофии праздничной фазы, искусственно раздутой, а потому, поверхностной декоративно-развлекательной и, как следствие, бесполезной в плане развития культуры. Между тем нам представляется важным уточнить и тот факт, что любой праздник с точки зрения его структуры и выполняемых функций является таким, каким он необходим обществу на данном этапе его социокультурного развития.

Праздники непрерывно трансформируются, видоизменяются, приспосабливаясь к новым историческим условиям. В связи с этим, при изучении структуры, семантики, функций и других характеристик современных карнавалов, а также для понимания причин происходящих в них изменений, необходимо исходить, прежде всего, из особенностей сложившейся в настоящее время социокультурной ситуации. Кроме того, для уточнения роли и места карнавалов в современном обществе необходимо целостное теоретическое осмысление не только настоящего, но и предшествующего опыта, что и нашло отражение в данной работе.

В результате проведенного исследования с позиций современного фи-лософско-культурологического знания мы проанализировали карнавал как форму праздничной культуры, обладающую специфическими особенностями и выполняющую определенную роль в социокультурном пространстве того общества, в рамках которого он функционирует. В процессе исследования мы пришли к заключению, что генезис формирования карнавала, связанный с определенными праздниками, которые возникли в период архаичной культуры и определяются нами как праздники карнавального типа, а также его дальнейшее развитие обусловлены основными этапами формогенеза и основаны на механизмах преемственности. Предпринятый философско-культурологический анализ показал, что концепт «карнавал» невозможно трактовать однозначно, поскольку его содержание складывается из исторически разных слоев, различных по времени образования, происхождению и семантике. Кроме того, в процессе исследования мы подтвердили выдвинутое предположение о том, что категории «карнавальная свобода», «карнавальный смех», «амбивалентность карнавала», «карнавальное поведение» отражают особенности оценивания, осмысливания и переживания окружающего мира участниками карнавала, то есть раскрывают мировоззренческую сущность этого праздника.

При изучении функций карнавала мы основывались на принципах системности и функциональной автономии, согласно которым карнавал как элемент в системе праздничной культуры несет свою специфическую функциональную нагрузку. То есть, реализация в карнавале общих для всех праздников функций имеет свои особенности, а наиболее ярко в нем проявляются те функции, которые мало свойственны или же вовсе не свойственны другим праздникам в рамках отдельной праздничной культуры на определенном этапе ее развития. Комплекс основных выполняемых карнавалом функций составляют: мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологичеекая, трансляционная, воспитательная, художественно-эстетическая, креативная, компенсаторная, релаксационная, иерархическое распределение которых в каждом конкретном случае выстраивается по-разному, в зависимости от характера самого праздника, общего социокультурного контекста и структуры праздничной культуры, в которую он включен.

Многовариантность карнавала как формы праздничной культуры обусловлена тем, что каждый народ, согласно присущим ему особенностям и способностям в процессе истории дополняет и обогащает праздник новыми элементами. В своем исследовании мы исходили из представления о том, что построение классификации и типологии карнавала связано с теоретической идеализацией. С нашей точки зрения, анализ карнавала с позиций современного философско-культурологического знания предполагает обращение к разнообразным подходам в его классификации и типологизации. В связи с этим наиболее эффективной, с нашей точки зрения, является стратегия исследования, основанная на комплексном использовании определенных подходов. Применение таких подходов, выстроенных в систему, способствует раскрытию сущностных характеристик карнавала и обозначению его места и роли в обществе.

В своей работе мы предприняли анализ карнавала с позиций культур-семиотического подхода, что позволило нам проанализировать специфические особенности знаково-семиотической организации карнавала как текста культуры, которые заключаются в контрапунктном столкновении различных языков и отображении действительности в символической и метафорической форме. Кроме того, использование данного подхода способствовало раскрытию сущности внутритекстового диалога культур, возникающего в результате взаимодействия карнавала с другими текстами. Обращение к такой области культурсемиотики как культургерменевтика позволило сделать вывод о том, что неоднозначность, вариативность восприятия и понимания карнавала как текста культуры обусловлены социально-психологическими, историческими, общекультурными и личностными факторами.

Предпринятый нами философско-культурологический анализ, направленный на раскрытие сущности синтеза искусств как художественной доминанты карнавала показал, что, во-первых, для карнавала характерно соединение искусств как между собой, так и с внехудожественной реальностью, а, во-вторых — актуализация в этой форме праздника синтеза искусств связана, в том числе, и с особым типом художественного творчества, которое носит характер синтетичности. В результате проведенного исследования мы также сделали вывод, что проявления синтеза искусств в карнавале обусловлены конкретно-историческими причинами, и в условиях современной социокультурной ситуации карнавал существует как объединенное единством замысла интегративное произведение, основанное на контактно-противоречивом сопоставлении разнообразных видов искусства между собой и с внехудожественной реальностью.

Проблема характеристики карнавала как механизма коммуникации субъектов культуры — одна из составных в определении его философско-культурологического статуса. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в карнавале актуализируются различные коммуникационные процессы, совокупность которых можно представить в виде структуры, включающей три уровня. К первому уровню относятся автокоммуникация и межличностное общение. На втором уровне находятся групповая и массовая коммуникация. И, наконец, на третьем уровне — межкультурная коммуникация, связанная с синхронным взаимодействием существующих в одно время культур и трансляцией социокультурного опыта. С нашей точки зрения, такое объединение различных способов коммуницирования позволяет говорить об универсальности карнавала как механизма коммуникации субъектов культуры. Кроме того, предпринятый философско-культурологический анализ показал, что в рамках карнавала возможна ситуация подлинного диалога как неотчужденного межличностного общения и эффективного способа освоения ценностно-смысловых пластов различных культур.

В результате проведенного исследования мы подтвердили выдвигаемую в начале работы гипотезу о том, что философско-культурологический анализ генезиса, мировоззренческой сущности, социальных функций, классификации и типологии карнавала, выявление актуализирующихся в нем коммуникационных процессов, а также исследование его художественной и знаково-семиотической организации позволит сформулировать теорию карнавала, наиболее полно отображающую сущностные особенности этой формы праздничной культуры.

Подводя общие итоги, отметим, что одним из главных результатов работы, с нашей точки зрения, является уточнение статуса карнавала в социокультурном пространстве, связанное с представлением о нем как о важном элементе культуры, в рамках которого удовлетворяются определенные потребности общества и по-своему решаются многие возникающие проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ляшок, Анна Сергеевна, 2004 год

1. Абрамян, Л. А. Первобытный праздник и мифология / Л.А. Абрамян. -Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1983.-231 с.

2. Абрамян, Л. А. Смех как побочный продукт и движущая сила праздника / Л.А. Абрамян // Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. -СПб.: Наука, 2002. С. 62 - 75.

3. Аверинцев, С. С. Архетипы / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. Т.1. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энцикл., 1980.-С. 110-111.

4. Айдаров, Д. Становление новых праздников и традиций / Д. Айдаров. — Алма-Ата: Казахстан, 1967. — 68 с.

5. Амелина, Е. Понятие цивилизации вчера и сегодня / Е. Амелина // Общественные науки и современность. 1992. -N 2. - С. 94 - 102.

6. Ананьев, Б. Человек как предмет воспитания: Перспективы педагогической антропологии / Б. Ананьев // Сов. педагогика. 1965. — N 1. -С. 24-36.

7. Анисимов, А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества / А.Ф. Аниси-мов. М.-Л.: Наука, 1996. - 243 с.

8. Аничков, Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. 1.: От обряда к песне / Е.В. Аничков. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1903. 392 с.

9. Антология исследования культуры: Интерпретация культуры: Т. 1. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.

10. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4: Пер. с древнегреч. / Аристотель; Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

11. П.Арнольдов, А. И. Культура: Современный портрет / А.И. Арнольдов. -М.: МГУ К, 1997.-32 с.

12. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М.: Про-гресс-Универс, 1993. - 606 с.

13. Артановский, С. Н. Некоторые проблемы теории культуры / С.Н. Артановский. Л.: ЛГИК, 1977. - 83 с.

14. Арутюнов, С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. -М.: Наука, 1989.-243 с.

15. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М.: Прогресс, 1992. -526 с.

16. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи. М.: Искусство, 1989. -383 с.

17. Баранцев, Р. В. Имманентные проблемы синергетики / Р.В. Баранцев // Вопр. философии. 2002. - N 9. - С. 91 - 101.

18. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.

19. Баткин, Л. М. Смех Панурга и философия культуры / Л.М. Баткин // Вопр. философии. 1967. -N 12. - С. 115 - 123.

20. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1965. - 541 с.

21. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 432 с.

22. Бахтин, М. М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник (1984-1985). М.: Наука, 1986. -192 с.

23. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур / A.A. Белик . М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. - 241 с.

24. Белкин, А. А. Русские скоморохи / A.A. Белкин. М.: Наука, 1975. -192 с.

25. Бенифанд, А. В. Праздник: сущность, история, современность / A.B. Бенифанд. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 144 с.

26. Бергсон, А. Смех / А. Бергсон // Бергсон, А. Собрание сочинений. В 5-и т. Т.5.: Введение в метафизику. Смех / А. Бергсон. СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1914. - С. 96 - 206.

27. Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры /

28. B.C. Библер.-М.: Прогресс: Гнозис, 1991.- 169 с.

29. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. -М.: Знание, 1991.-62 с.

30. Библер, В. С. От наукочтения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. -413 с.

31. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т. 11./ Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 608 с.

32. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Рос. энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. - 1456 с.

33. Борев, Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнил несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю.Б. Борев. М.: Искусство, 1970. - 270 с.

34. Брабич, В. М. Зрелища древнего мира / В.М. Брабич, Г.С. Плетнева. -JL: Искусство, 1971. 79 с.

35. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Т. 28. / Ф.А. Брокгауз,' И.А. Ефрон; Под ред. И.Е. Андреевского. СПб., 1895. - 960 с.

36. Бузгалин, А. В. Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? / A.B. Бузгалин // Вопр. философии. - 2002. - N 5.1. C. 26-43.

37. Булавка Л. А. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодерна / Л.А. Булавка, A.B. Бузгалин // Вопр. философии. 2000. - N 1. -С. 119-131.

38. Быстрова, А. Н. Мир культуры: (Основы культурологии): Учеб. пособие / А.Н. Быстрова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 2002. - 712 с.

39. Вагнер, Р. Избранные работы: Пер. с нем. / Р. Вагнер; Сост. и коммент. И.А. Барсовой и С.А. Омярова. — М.: Искусство, 1978. 695 с.

40. Васильев, В. Н. Старинные фейерверки в России: (XVII первая четверть XVIII в.) / В.Н. Васильев. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. - 58 с.

41. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — 269 с.

42. Взаимодействие форм культуры в духовной жизни общества: Сб. науч. тр.-Л.: ЛГИК, 1986.-176 с.

43. Викторова, Л. Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина -B.C. Библера Электронный ресурс. / Л.Г. Викторова. Электрон, дан. -М., [200-]. - Режим доступа: http://res.krasu.ni/paradigma/l/6.htm. - Загл. с экрана.

44. Войцеховская, С. Н. Языковые проблемы развития современной культуры / С.Н. Войцеховская // Языки культуры: история и современность / СПб. гос. инж.-эконом. ун-т. СПб., 2001. - С. 5 - 11.

45. Волкова, Е. В. Тона и обертоны серьезного в философии М. Бахтина / Е.В. Волкова, С.З. Оруджава // Вопр. философии. 2000. - N 1. - С. 102 -118.

46. Вопросы развития социалистических праздников и обрядов: Тез. докл. науч. конф. Рига: Знание, 1981. - 184 с.

47. Вулис, А. Метаморфозы комического / А. Вулис. — М.: Искусство, 1976. -126 с.

48. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский; Коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; Общ. ред. В.В. Иванова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.

49. Гагеман, К. Игры народов. Вып. 1.: Пер. с нем. / К. Гагеман. СПб.: Пг. Академия, 1923.-142 с.

50. Гагин, В. Н. Культура России: государственные праздники. Вып. 8.: Учеб. пособие / В.Н. Гагин. М.: Рос. ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма, 1998. — 45 с.

51. Гагин, В. Н. Культура России: праздник как феномен культуры. Вып. 7.: Учеб. пособие / В.Н. Гагин. М.: Рос. Инс-т переподгот. работ-в иск-ва, культ-ы и туризма, 1998. - 37 с.

52. Гадамер, Х.-Г. Текст и интерпретация / Х.-Г. Гадамер // Герменевтика и деконструкция / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б.В. Маркова. -СПб., 1999.-С. 202-242.

53. Галаев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств / Б. М. Галаев. М.: Знание, 1982.-64 с.

54. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. М.: Просвещение, 1975.-140 с.

55. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д.М. Генкин, А.А. Конович. -М.: ВНМЦ HT и КПР,1985. 86 с.

56. Герасимов, И. Игра и сознание: (к постановке проблемы) / И. Герасимов // Общественные науки и современность. 1995. - N 1. — С. 159 — 166.

57. Гершуни, Е. П. Массовые зрелища и народные представления / Е.П. Гер-шуни; Об-во по распред. политич. и науч. знаний. JI., 1962. - 32 с.

58. Гете, И. В. Избранные произведения / И.В. Гете. М.: Гослитиздат, 1950.-726 с.

59. Глан, Б. Н. Праздник всегда с нами / Б.Н. Глан. — М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1988.- 189 с.

60. Глинская, И. Л. Суггестивная сила искусства / И.Л. Глинская // Альфа и Омега культуры: Приоритетные направления фундаментальных исследований / РАН; Ин-т. науч. информ. по общественным наукам. М.: ИНИОН РАН, 1998. - С. 84 - 88.

61. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. М.: Наука, 1987. -218 с.

62. Гриценко, В. П. Категории философии и категории культуры / В.П. Гриценко // Современная культурология: предмет, методология и методика: Сб. науч. тр. — Краснодар, 2002. — С. 38 — 50.

63. Гриценко, В. П. Культурсемиотика: Опыт систематического изложения / В.П. Гриценко, И.А. Саяпина. Краснодар: КГУКИ, 1999. — 372 с.

64. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. / В. Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. - 452 с.

65. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуре-вич. М.: Индрик, 1993.-328 с.

66. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1972. 320 с.

67. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры /

68. A.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1981. — 359 с.

69. Гуревич, А. Я. Смех в народной культуре средневековья / А.Я. Гуревич // Вопр. лит.-1966. — N 6. — С.207-213 с.

70. Гуревич, П. С. Культурология / П.С. Гуревич. М.: Знание, 1999. — 288 с.

71. Гуревич, П. С. Философская антропология / П.С. Гуревич. — М.: Вестник, 1997.-443 с.

72. Гурко, Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Difference / Е. Гурко. -Томск: Изд-во Водолей, 1999. 160 с.

73. Давыдов, Ю. Н. Искусство как социологический феномен / Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1968. - 286 с.

74. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, Изд-во Глаголь, 1995. 552с.

75. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. / В.П. Даркевич. М.: Наука, 1988. — 341 с.

76. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве XI XVI вв. / В.П. Даркевич. - М.: Наука, 1992. - 285 с.

77. Денисов, Н. Г. Художественная культура Кубани / Н.Г. Денисов,

78. B.И. Лях. — Краснодар: Экоинвест, 2000. 300 с.

79. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С. Хантингтон отвечает оппонентам // Полис. 1994. - N 1. - С.49 - 58.

80. Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия / А.К. Дживелегов. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. 288 с.

81. Докучаев, И. И. Феноменология знака: Психические, социальные и культурные аспекты семиозиса: Монография / И.И. Докучаев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 177 с.

82. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

83. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов / Б.С. Ерасов. 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

84. Еремеев, А. Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки / А.Ф. Еремеев. М.: Мол. гвардия, 1970. - 272 с.

85. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые: Размышления социолога: Пер. с польского / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985.-336 с.

86. Зись, А. Я. Виды искусства / А.Я. Зись. М.: Знание, 1979. - 128 с.

87. Зись, А. Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы / А.Я. Зись. М.: Искусство, 1975. - 447 с.

88. Зись, А. Я. На подступах к общей теории искусства / А.Я. Зись. — М.: Изд-во Гиттис, 1995. — 296 с.

89. Зись, А. Я. Философское мышление и художественное творчество /

90. A.Я. Зись. М.: Искусство, 1987. - 254 с.

91. Зубанова, Л. Социокультурная динамика: основные подходы и принципы рассмотрения: Учеб. пособие / Л. Зубанова; Челябин. гос. академия культуры и искусства. Челябинск, 2001.-81 с.

92. Иванов, В. Дионис и прадионисийство / В. Иванов; Под. общ. ред.

93. B.П. Сальникова. СПб.: Алетейя: Университет, 2000. - 344 с.

94. Иконникова, С. И. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. — Л.: Лениз-дат, 1987.-205 с.

95. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 255 с.

96. Ильин, И. П. Постмодернизм: Словарь терминов / И.П. Ильин. — М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) INTRADA, 2001. - 384 с.

97. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1996. - 222 с.

98. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. — М.: Логос, 1996. -279 с.

99. Искусство и научно-технический прогресс. Сб. ст. / Ред.-сост. Л.И. Новикова и B.C. Соколов. М.: Искусство, 1973. — 463 с.

100. История карнавала Электронный ресурс. Электрон, дан. - СПб., [200-]. - Режим доступа: http://www.carnaval.ru. - Загл. с экрана.

101. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

102. Каган, М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. / М.С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.

103. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.

104. Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1974.-328 с.

105. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. — М.: Наука, 1983. — 222 с.

106. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX нач. XX в.: Весенние праздники. — М.: Наука, 1977. — 357 с.

107. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX нач. XX в.: Летне-осенние праздники. — М.: Наука, 1978. — 295 с.

108. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX -нач. XX в.: Зимние праздники.-М.: Наука, 1973.-351 с.

109. Калл истов, Д. П. Античный театр / Д.П. Калл истов. JI.: Искусство, 1970.- 176 с.

110. Кантор, В. К. Карнавал и бесовщина / В.К. Кантор // Вопр. философии. 1997. - N 5 - С. 46 - 56.

111. Кармин, А. С. Культурология: Культура социальных отношений /

112. A.С. Кармин. СПб.: Лань, 2000. - 128 с.

113. Карнавальная столица мира Электронный ресурс. Электрон, дан. -СПб., [200-]. -Режим доступа: http://www.vedomosty.spb.ru. - Загл. с экрана.

114. Карпухин, О. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования / О. Карпухин, Э. Макаревич. Калининград: Янтарный сказ, 2001.-547 с.

115. Ключевский, В. Сочинения. В 9-ти т. Т. 4.: Курс русской истории /

116. B. Ключевский. М.: Мысль, 1989. - 398 с.

117. Кнабе, Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Античного Рима / Г.С. Кнабе. М.: Индрик, 1993. - 528 с.

118. Кнабе, Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» / Г.С. Кнабе // Вопр. философии. 1997. - N 5. — С. 80 - 94.

119. Коган, Л. Н., Ханова О. В. Культура в условиях НТР / Л.Н. Коган, О.В. Ханова. Саратов: Изд-во ун-та, 1987. - 152 с.

120. Козинцев, А. Г. О происхождении юмора / А.Г. Козинцев, М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. 1996. - N1. - С. 49 - 53.

121. Козловский, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловский. — М.: Республика, 1997.-240 с.

122. Козловский, П. Современность постмодерна / П. Козловский // Вопр. философии.- 1995.-N 10.-С. 85-94.

123. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / A.A. Конович. М.: Высш. шк., 1990. - 208 с.

124. Котлярчук, А. С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII века: Официальные церемонии и крестьянская обрядность / A.C. Котлярчук. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — 240 с.

125. Кудайбергенов, Б. К. Культура современных праздников и обрядов / Б.К. Кудайбергенов и др. Элиста: Калм. кн. ид-во, 1986. - 72 с.

126. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. - 279 с.

127. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост.: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. М.: Либерея, 2002. — 240 с.

128. Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. Вып. 1. / Отв. ред. А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГУК, 1995. - 130 с.

129. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Под. ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 2001. - 511 с.

130. Культурология XX век: Дайджест. Ч. IV (8): Диалог культур и духовное развитие человека / РАН ИНИОН. М.: Б.и., 1998. - 230 с.

131. Культурология XX век: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.

132. Культурология. XX век: Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.

133. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998. - 446 с.

134. Кюстин А. Николаевский Россия: Пер. с фр./ А. Кюстин. М.: Изд. Центр Тера, 1990. - 285 с.

135. Лангер, С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. / С. Лангер. М.: Республика, 2000. - 287 с.

136. Леви-Брюлль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюлль. М.: Изд-во Атеист, 1930. — 377 с.

137. Леви-Строс, К. Путь масок: Пер. с фр. / К. Леви-Строс. М.: Республика, 2000.-339 с.

138. Леви-Строс, К. Структурная антропология: Пер. с фр. / К. Леви-Строс. М.: Наука, 1983.-536 с.

139. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. В. Бычкова. — М.: Рос. полит, энцикл., 2003. — 607 с.

140. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. / Ж.-Ф. Лиотар. -М.-СПб.: Ин-т экспериментальной социологии; Алетейя, 1998. — 160 с.

141. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / М.Н. Липовецкий; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1997. 317 с.

142. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ле-нингр. отдел., 1984. - 295 с.

143. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Ред. А. А. Белик. М.: Смысл, 2001. - 555 с.

144. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию / А.Ф. Лосев — М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

145. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1995. 320 с.

146. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 524 с.

147. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфе-ра — история / Ю.М. Лотман. М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.

148. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 1.: Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллин: Александра, 1992. -480 с.

149. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. — М.: Гнозис, 1992.-190 с.

150. Лотман, Ю. M. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 2000. -704 с.

151. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. -М.: Искусство, 1970. 384 с.

152. Луначарский, А. В. А. В. Луначарский о массовых празднествах, эстраде, цирке: Сб. / A.B. Луначарский; Вступ. ст. С. Дредена. М.: Искусство, 1981.-424 с.

153. Лурье, С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.

154. Лях, В. И. Место теории культуры в современном гуманитарном знании / В.И. Лях // Современная культурология: предмет, методология и методика: Сб. науч. тр. Краснодар, 2002. — С. 71 - 77.

155. Лях, В. И. Культурогенез как категория теории культуры / В.И. Лях // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регион, теоретико-методолог. конф. — Краснодар, 2000. — С. 20-31.

156. Ляшок, А. С. К вопросу о типологии карнавала как формы культуры / A.C. Ляшок // Современная культурология: предмет, методология и методика: Сб. науч. тр. Краснодар, 2002. - С. 344 - 350.

157. Ляшок А. С. Праздники в системе духовных ценностей казачества // Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона: Сб. материалов Северо-Кавказской науч.-практ. конф. молодых ученых. -Краснодар, 2000. С. 79 - 82.

158. Ляшок, А. С. Праздничная культура в современном обществе / A.C. Ляшок // Транснациональные проблемы культуры XXI века: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 25 27 декабря 2002 г. -Краснодар, 2002. - С. 88 - 90.

159. Ляшок, А. С. Социальная сущность и общественная значимость праздника / A.C. Ляшок // Православие и культура: Материалы межвузовской науч.-теор. конф., Краснодар, 21 апреля 2000 г. Краснодар, 2000. — С. 46 -50.

160. Ляшок, А. С. Театрализация как элемент массового праздника / A.C. Ляшок // Культура. Социум. Творчество: Материалы Всерос. науч. конф., Омск, 19-20 декабря 2002 г. Омск, 2003. - С. 80 - 82.

161. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования / А.И. Мазаев. М.: Наука, 1978. -392 с.

162. Мазаев, А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма / А.И. Мазаев. М.: Наука ,1992. — 326 с.

163. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. — М.: ИТДГК Гнозис, 2003.-280 с.

164. Макушинский, А. Современный «образ мира»: действительность / А. Макушинский // Вопр. философии. 2002. - N 6. — С. 119 - 136.

165. Манкевич, И. А. Социально коммуникативный подход в системе культурологического знания / И.А. Манкевич // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып. 12.: К 80-летию профессора

166. М. С. Кагана: Материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г. СПб.: СПб. философское общество, 2001. - С. 83 - 87.

167. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

168. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры / Э.С. Маркарян. — Ереван: Изд. АН Арм. ССр, 1969. 228 с.

169. Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. М.: Издательский центр Академия, 2001.-208 с.

170. Массовые виды искусства и современная художественная культура / Отв. ред. и сост. В.П. Демин. М.: Искусство, 1986. — 272 с.

171. Массовые праздники и зрелища / Сост. В.Н. Глан. М.: Искусство, 1961.-326 с.

172. Махлин, В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка / В.Л. Махлин. -М.: Знание, 1990.-64 с.

173. Медведев, А. В. Взаимодействие искусств и проблема художественного самопознания / A.B. Медведев // Литература и проблемы синтеза искусств. Ч. I.: Материалы науч. конф., Тюмень, 2-3 октября 1990 г. Тюмень, 1991.-С. 3-9.

174. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский; РАН; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. 3-е изд., репринт. - М.: Вост. лит., 2000.-407 с.

175. Меньшикова, Е. Р. Редуцированный смех Юрия Олеши / Е.Р. Меньшикова // Вопр. философии. 2002. - N 10. - С. 75 - 85.

176. Место массового праздника в духовной жизни социалистического общества: Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1981. - 166 с.

177. Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. - 269 с.

178. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-408 с.

179. Морфология культуры: Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и др. — М.: Наука, 1994.-415 с.

180. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с нем. / Я. Мукаржовский — М.: Искусство, 1994. 606 с.

181. Назаретян, А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика исторического процесса): Курс лекций / А.П. Назаретян. М.: Наследие, 1996. - 184 с.

182. Некрылова, А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII нач. XX в. / А. Некрылова. - JI.: Искусство, 1984.- 191 с.

183. Ницше Ф. и русская религиозная философия: Переводы и исследования, эссе философов «серебряного века». В 2-х т. Т.1. Минск, 1996. -352 с.

184. Ницше, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1.: Литературные памятники / Ф. Ницше; Сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990.-826 с.

185. Новожилова, Л. И. Социология искусства: (Из истории советской эстетики 20-х годов) / Л.И. Новожилова. — Л.: Изд. Ун-та, 1968. 128 с.

186. Новые народные обряды. — Краснодар: Кн. Изд-во, 1966. — 95 с.

187. Общественные перемены и культура мира. М.: Весь мир, 1998. — 363 с.

188. Овсянникова, А. Г. На фестивальных вечерах и карнавалах / А.Г. Овсянникова, С.Ф. Давкнео. Тбилиси: Изд-во ЦККП Грузии, 1957. -136 с.

189. Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов; СПб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб., 2001. — 160 с.

190. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию /

191. А. Орлова. -М.:МГИК, 1994.-215 с.

192. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО Издательство ACT, 2002. - 509 с.

193. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет; Вступ. ст. Г.М. Фридлендера. М.: Искусство, 1991. - 586 с.

194. От философии жизни к философии культуры: Сб. ст. / Ред. В.П. Визгин. СПб.: Алетейя, 2001. - 395 с.

195. Парыгин, Б. Социальная психология / Б. Парыгин. СПб.: СПб ГУП, 2003.-616 с.

196. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. М.: Наука, 1991.-328 с.

197. Пешков, И. В. M. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка / И.В. Пешков. М.: Изд-во Лабиринт, 1996. - 176 с.

198. Пивоев, В. М. Ирония как феномен культуры / В.М. Пивоев; Петро-зав. Гос. ун-т. Петрозаводск, 2000. - 106 с.

199. Пигалева, А. И. «Деконструкция» и «диалог» как стратегический альтернативы культурологического исследования / А.И. Пигалева // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х гг.: Сб. науч. тр. / Сост. Г.И. Зверева. М., 2001. - С. 60 - 69.

200. Пиотровский, А. Театр. Кино. Жизнь / А. Пиотровский. Л.: Искусство, 1969.-511 с.

201. Пирс, Ч. Избранные философские произведения: Пер. с англ. /

202. Пирс.- М.: Логос, 2000. 448 с.

203. Платон. Сочинения: В 3-х т. Т. 3., Ч. 2. / Платон; Под общ. ред.

204. A.Ф. Лосева и В.Ф. Асмута. М.: Мысль, 1972. - 678 с.

205. Поздняков, В. В. «Массовое искусство» искусство против масс /

206. B.В. Поздняков. М.: Знание, 1987. - 61 с.

207. Политический театр в массовой культурно-просветительской работе: Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1987. - 140 с.

208. Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис, 2001. - 1040 с.

209. Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года / Г.Г. Почепцов. М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.

210. Праздники народов России: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, H.A. Жуковская, М.Д. Каракетов и др. М.: РОСМЭН ПРЕСС, 2002. -103 с.

211. Праздники. Обряды. Традиции. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мол. гвардия, 1979. 159 с.

212. Праздники: традиционные китайские календарные обряды. — М.: Хуан ГУА, 1996. 12 с.

213. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. М.: Искусство, 1976.- 183 с.

214. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. Л.: Изд-воЛГУ, 1986.-365 с.

215. Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки / В.Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-512 с.

216. Развлекательная культура России XVIII XIX вв.: Очерки теории и истории. - СПб.: Дмитрий Буганин, 2001. - 522 с.

217. Разумный, В. А. Игра искусство или искусство - игра?: (Парадокс амбивалентности) / В.А. Разумный. - М.: АПРИКТ, 2000. - 200 с.

218. Разумный, В. А. Что такое искусство / В.А. Разумный. — М.: Сов. Россия, 1985.-71 с.

219. Ратнер, Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. -М.: Искусство, 1979. 135 с.

220. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика: Пер. с фр. / П. Рикёр. -М.: Академия, 1995. 160 с.

221. Рикёр, П. Существование и герменевтика / П. Рикёр // Феномен человека: Антология / Сост., вст. ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1993. — С. 307 - 329.

222. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998. — 413 с.

223. Розин, В. Семиотические исследования / В. Розин. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская Книга, 2001. — 256 с.

224. Роттердамский, Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский. М.: Гослитиздат, 1960. - 167 с.

225. Руднев, В. А. Обряды народные и обряды церковные / В.А. Руднев. -JL: Лениздат, 1982. 159 с.

226. Руднев, В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В.А. Руднев. -Л.: Лениздат, 1979. 208 с.

227. Руднев, В. П. Морфология реальности: Исследования по «философии текста» / В.П. Руднев. — М.: Русское семиотическое общество, 1996.-207 с.

228. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: АГРАФ, 1999. - 384 с.

229. Рузавин, Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития / Г.И. Рузавин // Философские науки. 1989. - N 5. - С. 11 - 22.

230. Руссо, Ж.-Ж. Об искусстве. Статьи, высказывания, отрывки из произведений / Ж.-Ж. Руссо. -М. Л.: Искусство, 1959.-296 с.

231. Русские народные гулянья: По рассказам А. Я. Алексеева-Яковлева / В записи и обработке Е. Кузнецова. — Л.-М.: Искусство, 1948. — 171 с.

232. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. СПб.: Искусство. - СПБ, 2001. - 672 с.

233. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.-336 с.

234. Семенов, В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: (социально-психологическая концепция) / В.Е. Семенов. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1995.-200 с.

235. Семенов, В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы / В.Е. Семенов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 165 с.

236. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Э. Сепир. М.: Прогресс - Универс, 1993. - 656 с.

237. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. / И.М. Снегирев. — М.: Сов. Россия, 1990. 156 с.

238. Советские традиции, праздники и обряды: Опыт, проблемы, рекомендации / Ред. М.Д. Довбуш. М.: Профиздат, 1986. - 334 с.

239. Современное буржуазное искусство. Критика и размышления. М.: Сов. композитор, 1975. - 389 с.

240. Современный словарь по культурологии. М.: Современное слово, 1999.-736 с.

241. Соколов, А. В. Метатеория социальной коммуникации / A.B. Соколов. СПб.: Изд-во РНБ, 2001. - 352 с.

242. Соколов, Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие / Э.В. Соколов. Л.: ЛГИК, 1989 (1990). - 83 с.

243. Соколова, В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начало XX в. / В.К. Соколова. — М.: Наука, 1979.-287 с.

244. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.

245. Социальное творчество — основа единства культуры и производства: Сб. науч. тр.-М., 1980.-110 с.

246. Социальные функции искусства и его видов. — М.: Наука, 1980. 269 с.

247. Социология культуры. Вып. 1. / Сост. С.Н. Плотников. М.: Сов. Россия, 1974.-252 с.

248. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1999.-556 с.

249. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

250. Структура культуры и человек в современном обществе / Отв. ред. А.И. Арнольдов, Э.А. Орлова. -М.: АН СССР, 1987. 183 с.

251. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы: Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982. - 141 с.

252. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972. — М.: Искусство, 1976.- 176 с.

253. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. - 624 с.

254. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: Сб.: Пер. с англ. / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.-736 с.

255. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: Пер. с англ. / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс - Культура - Ювента, 1996. - 478 с.

256. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1999.-621 с.

257. Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - 575 с.

258. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. М.: Прогресс - Культура, 1995. -624 с.

259. Топоров, В. Н. Праздник / В.Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. Т.2. / Гл. ред. C.JI. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. - С. 329-331.

260. Торосян, В. Г. Искусство в нашей жизни: Учеб. пособие / В.Г. Торосян. — Краснодар: Ин-т им. Российского, 2001. 61 с.

261. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. М.: Просвещение, 1976. - 88 с.

262. Угринович, Д. М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции / Д.М. Угринович // Вопр. философии. — N 9. — 1980. — С. 135- 147.

263. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А.Р. Усма-нова. Минск: Пропилеи, 2000. - 200 с.

264. Успенский, Б. А. Антиповедение в культуре Древней Руси / Б.А. Успенский // Проблемы изучения культурного наследия: Сб. ст. / АН СССР Науч. совет, по истории мировой культуры; Отв. ред. Г.В. Степанов. М.: Наука, 1985. - С. 326 - 336.

265. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: «Школа» Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

266. Федоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

267. Фетисова, Т. А. Роль диалога в развитии культуры / Т.А. Фетисова // Культурология XX век: Дайджест. Ч. III (7): Социология культуры и искусства / РАН: ИНИОН. М.: Б.и., 1998. - С. 29 - 34.

268. Филатов, А. Н. О новых и старых обрядах / А.Н. Филатов. М.: Про-физдат, 1967. - 112 с.

269. Философия: Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-416с.

270. Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под. ред В. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 551 с.

271. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб.: Изд-во Лань, 1998.-448 с.

272. Философские идеи Людвига Витгенштейна. — М.: ИФРАН, 1996. -169 с.

273. Философский словарь: Пер. с нем. / Основан Г. Шмидтом; Под ред. Г. Шишкоффа; Общ. ред. В.А. Малинина. 22-е изд., новое и перераб. -М.: Республика, 2003. - 575 с.

274. Флиер, А. Я. Культурогенез в истории культуры / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1995. N 3. - С. 137 - 148.

275. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. М.: Академический Проект, 2000. -496 с.

276. Флиер, А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность.-2002. — N 1. — С. 166—183.

277. Флиер, А. Я. К изучению проблемы культурной формы / А.Я. Флиер, Н.С. Шишова // Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регион, теоретико-методолог. конф. — Краснодар, 2000. С. 53 - 58.

278. Фольклорные представления: традиционные китайские народные развлечения и представления. М.: Гуан Хуа, 1996. — 12 с.

279. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм // Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. - 623 с.

280. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / Дж. Дж. Фромм. М.: Изд-во ACT, 1998. - 784 с.

281. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. / М. Фуко. Спб.: A-cad, 1994. - 407 с.

282. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон // Полис.1994.-N 1.-С. 33 — 49.

283. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России / С. Хантингтон // Общественные науки и современность. —1995.-N 3.-С.133 -136.

284. Хёйзинга, Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. / Й. Хёйзинга; Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д.Э. Харитоновича. -М.: Прогресс Традиция, 1997. -416 с.

285. Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хёйзинга. — М.: Наука, 1988. -539 с.

286. Хоруженко, К. М. Культурология: Энцикл. сл. / K.M. Хоруженко. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. 640 с.

287. Хренов, Н. А. Мифология досуга / H.A. Хренов. — М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1998. — 448 с.

288. Хренов, Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / H.A. Хренов. -М.: Наука, 1981. 304 с.

289. Чередниченко, И. В. Структурно-семиотический метод Тартусской школы / И.В. Чередниченко. СПб.: Золотой век, 2000. - 200 с.

290. Чеснов, Я. В. Герменевтический подход к происхождению смеха / Я.В. Чеснов//Этнографическое обозрение. 1996. — N1. — С. 53 — 61.

291. Чечетин, А. И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Че-четин. — М.: Сов. Россия, 1988. 134 с.

292. Чечетин, А. И. История массовых народных празднеств и представлений: Учеб. пособие / А.И. Чечетин. М.: Ротапринт МГИК, 1976. - 117 с.

293. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и Теория / А.И. Чечетин. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.

294. Шапинская, Е. Н. Культура Другого и пути ее постижения Электронный ресурс.: (От диалога к коммуникации) / E.H. Шапинская.- Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/ wikoni.html. - Загл. с экрана.

295. Шароев, И. Р. Театр народных масс / И.Р. Шароев. М.: ГИТИС, 1978.- 195 с.

296. Шаумян, С. С. Зрелищные формы культуры от истоков до зрелости / С.С. Шаумян. Краснодар: КГУКИ, 2001. - 115 с.

297. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг; Вступ. ст. П.С. Попова и М.Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

298. Шестаков, В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной массовой культуры / В.П. Шестаков. — М.: Искусство, 1988. -222 с.

299. Шкловский, В. Тетива. О несходстве сходного / В. Шкловский. — М.: Сов. Писатель, 1970. 375 с.

300. Шкрабов, А. М. Карнавалы и гуляния / A.M. Шкрабов. М.: Профиз-дат, 1960.-158 с.

301. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории: Пер. с нем. / О. Шпенглер. — М.: Мысль, 1993. 663 с.

302. Штегмайер, В. Жак Деррида: деконструкция европейского мышления. Баланс. // Герменевтика и деконструкция / В. Штегмайер; Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. Маркова. СПб., 1999. - С. 68 - 91.

303. Щуклин, В. В. Синтез искусств и бытие художественного сознания / В.В. Щуклин // Литература и проблемы синтеза искусств. Ч. I.: Материалы науч. конф.,Тюмень, 2-3 октября 1990 г.-Тюмень, 1991.-С. 9— 15.

304. Эберхард, В. Китайские праздники: Пер. с англ. / В. Эберхард; Ред. Л.П. Делюсин; АН СССР. Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1977. - 128 с.

305. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию: Пер. с ит. / У. Эко. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 432 с.

306. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. -478 с.

307. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг; Пер. с англ., ред. В.В. Зеленского. СПб.: МЦНКИТ Кентавр и др., 1994. - 136 с.

308. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. -240 с.

309. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг; Пер. с англ. A.A. Юдина. -М.; Киев: ЗАО Совершенство, 1997. 544 с.

310. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. М.: Серебряные нити, 1997.- 368 с.

311. Березин, Б. И. Формирование гражданского идеала средствами искусства: Автореф. дис. канд. филос. наук / Б.И. Березин. М.,1969. -25 с.

312. Добычина, И. Е. Концептуализация семиотического измерения социокультурной среды: (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук / И.Е. Добычина. Краснодар, 2003. - 27 с.

313. Дупенко, А. Н. Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре: Автореф. дис. канд. педагог, наук / А.Н. Дупенко. -М., 1999. — 18 с.

314. Егорова, Э. Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия (От истоков до начала XX века): Автореф. дис. канд. филос. наук / Э.Н. Егорова. М., 1996. - 18 с.

315. Карпова, Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений: Автореф. дис. канд. социолог, наук / Г.Г. Карпова. Саратов, 2001. - 18 с.

316. Новиков, В. С. Философский анализ проблемы диалога культур: Автореф. дис. канд. филос. наук / B.C. Новиков. М., 2001. - 21 с.

317. Петров, П. В. Массовая коммуникация и культура (история, теория, методология): Автореф. дис. д-ра филос. наук / П.В. Петров. JL, 1991.-35 с.

318. Пономарев, В. Д. Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга: Автореф. дис. канд. педагог, наук / В.Д. Пономарев. СПб., 1992. - 16 с.

319. Насим, Ф. Б. Народные праздники и фестивали в культуре Иордании: история и современность: Автореф. дис. канд. культурологии / Ф.Б. Насим. М.: Б.и., 2000. - 22 с.

320. Овечкина, И. С. Космизм и русское искусство первой трети XX века: Автореф. дис. канд. Культурологи / И.С. Овечкина. Краснодар, 1999. — 21 с.

321. Свирепо, О. А. Метафора как код культуры: Автореф. дис. канд. филос.наук / O.A. Свирепо. Ростов н/Д., 2002. - 24 с.

322. Bollnow, О. F. Neue Geborgenheit: Das Problem einer Uberwindung des Existentialismus / O. F. Bollnow. Stuttgart: W.Kohlhammer, 1960. - 248 s.

323. Creative strategies and the critical counter-culture of the 90's Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.kcc.ac.uk/ArtPages/ Ramos/private/Creative.htm. - Загл. с экрана.

324. Crossing cultural borders: Towards an ethics of intercultural communication: Beyond reciprocal anthropology/ Intern. Research center for Japanese stud.; Eds.: Shigemi I., Richard K. 1999. - 330 p.

325. Dominick, J. R. The dynamics of mass communication / J. R. Dominick. -4 ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1993. -616 c.

326. Giardiello, M. Welfare state e politiche culturali nella prospettiva dello sviluppo locale / M. Giardiello // Studi di sociologia. 2001. - A. 39, № 4. -P. 479-481,561-562.

327. Linguistic Theory Электронный ресурс. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.msu.edu/user/chrenkal/980/THEORY.HTM. - Загл. с экрана.

328. Масе, M. Un embarras de methode Электронный ресурс. / M. Mace, J.-L. Jeannelle. Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.fabu!а. org/revue/cr/12.php. - Загл. с экрана.

329. Nasr, A. A. Al-Ges: Women's festival a drama in Mecca / A.A. Nasr, A.B. Bagader // Journal of folklore research. 2001. - Vol. 38, № 3. - P. 243 -262.

330. Uchtmann, R. Open Codification and Cultural Systems Электронный ресурс. / R. Uchtmann. Электрон, дан. - Режим доступа: http://homepages. compuserve.de/roguman/engll.html. - Загл. с экрана.

331. Wiechens, Р. Das Prinzip Überschreitung Clifford Geertz und Konstitution der Interpritativen Anthropologie: Inaugural Diss. Zur Erlangung des Doktorgrades der philos./ P. Wiechens; Wilhelm-Univ, zu Munster. Karlsruhe, 2000. -128 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.