Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви: предпосылки создания, основание и развитие: 1970-е гг. - начало XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Васькин, Александр Николаевич

  • Васькин, Александр Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 290
Васькин, Александр Николаевич. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви: предпосылки создания, основание и развитие: 1970-е гг. - начало XXI в.: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Кемерово. 2013. 290 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Васькин, Александр Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Предпосылки создания самостоятельной епархии Русской Православной Церкви на территории Кемеровской области в 1970-е - начале 1990-х гг

1.1. Изменение положения Русской Православной Церкви в СССР в 1970-е -1991 гг

1.2. Кемеровское благочиние в составе Новосибирской и Барнаульской епархии в 1970-е - 1990 гг.: организационно-кадровое укрепление Церкви на территории Кузбасса

1.3. Кемеровское благочиние в составе Красноярско-Енисейской епархии в

1990-1993 гг.: начало процесса выделения новых сибирских епархий

Глава 2. Кемеровская и Новокузнецкая епархия в 1993 г. - начале XXI в

2.1. Усиление позиций Русской Православной Церкви в Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв

2.2. Основание и развитие Кемеровской и Новокузнецкой епархии в 1993 г. -начале XXI в

2.2.1. Создание епархии, формирование и совершенствование её административной структуры и епархиального управления

2.2.2. Строительство храмов и культовых сооружений

2.2.3. Состояние и подготовка кадров священнослужителей

2.3. Основные направления деятельности Кемеровской и Новокузнецкой епархии в 1993 г. - начале XXI в

2.3.1. Богослужебная деятельность

2.3.2. Миссионерская и образовательно-просветительская работа

2.3.3. Социально-благотворительная деятельность. Взаимодействие с подразделениями и учреждениями МО, МВД, МЧС, ФСИН

2.3.4. Финансово-хозяйственная деятельность

2.4. Сотрудничество Кемеровской и Новокузнецкой епархии и органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области

Заключение

Список сокращений

Список источников и литературы

Приложение. Таблицы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви: предпосылки создания, основание и развитие: 1970-е гг. - начало XXI в.»

Введение

Актуальность темы. В конце XX - начале XXI вв. резко возрос интерес научного сообщества к истории Русской Православной Церкви. Многие практически запрещённые ранее темы (роль Церкви в судьбе России в XX веке, её правовое положение в СССР, религиозная политика советского правительства, внутриорганизационная жизнь РПЦ, уровень религиозности населения) начали целенаправленно изучаться отечественными исследователями. Во многом это вызвано тем, что Московская Патриархия, являющаяся самой крупной конфессией в РФ, после крушения СССР стала активной участницей общественно-политической и культурной жизни страны.

Кроме того, часть российского народа и властной элиты именно с возрождением РПЦ связывает появление новой национальной идеи и выход из духовно-нравственного кризиса, в котором оказалась посткоммунистическая Россия, признавая уникальное значение православия не только в истории, но и в будущем развитии страны. Например, Президент РФ В. В. Путин неоднократно заявлял о том, что в истории России православию принадлежит особая роль, принятие христианства предопределило судьбу и цивилизационный выбор России1.

Генеральный прокурор РФ В. В. Устинов на XIV Рождественских образовательных чтениях (2006 г.) произнёс: «Для меня, как Генерального прокурора и как мирянина Русской Православной Церкви, а равно для миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьба нашей России, которая в моём сознании отождествляется с православной верой. Мы понимаем, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения наро-

1 Поклон церкви. Церковь и государство вместе отмстили 90-летие восстановления патриаршества // Российская газета. Общество. URL: http://www.rg.ru/2007/l l/20/cerkov.html (дата обращения: 22.11.2007); Приветствие Президента России В. В. Путина участникам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://b23.ru/h2n3 (дата обращения: 4.02.2013); Стенограмма начала встречи Президента России В. В. Пугина с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3123089.html (дата обращения: 26.07.2013).

ду России, помочь людям обрести подлинный смысл своего бытия и вечное спасение»1. Даже председатель ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы РФ Г. А. Зюганов говорил: «Политик, не понимающий колоссальной роли, которую сыграла религия, в особенности православная вера, в становлении и развитии нашей государственности, культуры, не понимает саму Россию и не сможет вывести страну из кризиса»2.

Солидарны с руководителями федерального уровня и многие представители региональной власти. Так, губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев высказывал такую точку зрения: «Многие поколения наших соотечественников черпали в христианстве силы для жизни, творчества, отваги и созидания на родной земле, сохраняя лучшие качества православного народа: соборность, державность, патриотизм. Именно такой образ мысли и действий сегодня, как никогда, необходим нам для выхода из кризиса»3.

Эту оценку разделяет и часть современных отечественных историков4. М. В. Шкаровский особо подчёркивал: «Всегда значительной была роль РПЦ в сохранении русского национального самосознания, воспитании патриотизма. .. Трудно переоценить влияние Церкви на морально-нравственное сознание общества и последствия подрыва её духовного авторитета»5.

Вместе с тем, в российском обществе, в том числе среди верующих, существуют диаметрально противоположные точки зрения на происходящее сближение государственной и церковной властей. Различны и оценки внутреннего состояния РПЦ и её участия в жизни страны, стиля поведения и об-

1 Забвение духовности - главный источник наших бед и нашей слабости // Русь Державная. 2006. № 2.

2 Зюганов Г. А. Знать и действовать. Ответы на вопросы. М., 1996. С. 35.

3 Цнт. по: Под святительским омофором. Фотоальбом к 15-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Кемерово, 2008. С. 30.

4 Например: Волчек В. А. Русская Православная Церковь как фактор сохранения нации // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, 1996. С. 5-8; Радаев В. А. Русская Православная Церковь как носительница русской национальной идеи // Церковь и общество в России: пути содружества и вызовы эпох. М.-Ярославль, 2008. С. 46-60; Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерков-ная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом. (По материалам Центральной России): дис. ... д-ра ист. наук. Иваново, 2009.

5 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2000. С. 13. По этому вопросу также см.: Иоанн (Снычёв), митр. Самодержавие духа. (Очерки русского самосознания). СПб., 1995; Он же. Русь соборная. (Очерки христианской государственности). СПб., 1995; Он же. Одоление смуты. (Слово к русскому народу). СПб., 1996.

г <

раза мыслей отдельных представителей духовенства. Яркий пример разброса мнений - появившееся в 2007 г. открытое письмо 10 академиков В. В. Путину, в котором указывалось на угрозу клерикализации российского общества и активное проникновение церкви во все сферы общественной жизни, отстаивался материалистический взгляд на мир, употреблялось словосочетание «православный шовинизм», а иерархи по существу обвинялись в проведении политики не консолидации страны, но её развала1.

Не составляет большого труда встретить в Интернет-сети широкий спектр полемических материалов, противоположных официальным, в которых, например, авторы утверждают, что в реальности позиции Церкви в современном российском обществе ослабляются, и самый непритязательный анализ заставляет говорить о нарастающем перерождении самой церковной институции. Действия церковной бюрократии порой таковы, что возникают сомнения в какой-либо церковности и самой вере этих людей". По мнению председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР (19841989 гг.) К. М. Харчева, «обе бюрократии (светская и церковная - прим. авт.) работают в одном направлении: ей не нужен свободный человек. Кто у кого сидит сегодня под пятой - власть у церкви или церковь у власти - уже непонятно, они слились воедино, в единой «симфонии»... Церковь должна повернуться лицом к человеку, а не государству, защищать личность, а не систему»3. Бывший офицер КГБ СССР, писатель К. Преображенский в интервью «Голосу Америки» высказался схожим образом: «Сейчас - «симфония» в отношениях церкви и государства: патриарх и церковь поддерживают все, даже самые незаконные действия нынешней российской власти»'1.

1 Открытое письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину // Научный атеизм. Библиотека. URL: http://www.atheism.ru/library/0ther_100.phtml (дата обращения: 27.08.2010).

2 Семенко В. Народ Божий и церковная бюрократия // Правая.ги. Радикальная ортодоксия. Правый взгляд. URL: http://pravaya.ru/look/18875 (дата обращения: 30.05.2010). В. Семенко - христианский публицист, член Союза журналистов РФ, директор Центра этно-конфессиональных исследований (прим. авт.).

3 К. M. Харчев: «Церковь повторяет ошибки КПСС». Интервью последнего «министра религий» СССР // Комар. Личная страница журналиста Е. Комарова. Церковь и жизнь. URL: http://b23.ru/li2h7 (дата обращения: 23.10.2011).

4 Русская Православная Церковь и КГБ: всё в прошлом? Интервью с бывшим подполковником КГБ, писателем К. Преображенским // Портал Credo.Ru. Мониторинг СМИ. URL: http://b23.ru/hm5d (дата обращения: 28.06.2013).

s *

Раздаётся критика РПЦ и со стороны представителей «альтернативного православия», которое, по определению докт. филос. наук А. Н. Лещинского, «включает церкви, общины и группы, последователи которых, по разным причинам - догматическим, церковно-каноническим, социальным, социально-политическим и дисциплинарным не находятся под юрисдикцией каких-либо автокефальных поместных церквей Вселенского православия, не имеют с ними канонического и евхаристического общения, представляют собой «альтернативу» по отношению к ним»1. Так, еп. Григорий (Лурье) прямо заявил, что в последние годы шли процессы срастания аппарата «господствующей конфессии» МП с аппаратом государственной власти. Восприятие РПЦ как идеологической витрины бюрократического аппарата власти уже привело к консолидации всех антиклерикальных сил в стране. «Властной вертикали» РПЦ потребовалась особая жёсткость, поэтому с 2009 г. сверху стали спускаться всё новые и новые документы, лишающие священников и прихожан остатков их прав2. На взгляд митр. Агафангела (Пашковского), слишком многими миссия МП, как внутри страны, так и за её пределами, воспринимается как политический заказ, направленный на поддержку властьимущих (в полном соответствии с сергианским вероучением). Не трудно прогнозировать ситуацию, аналогичную той, которая была в СССР: «политическое православие» примет формы государственной идеологии, и окончательно сформируется оппозиция3.

В начале 2007 г. из недр самого МП прозвучало «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» епископа Анадырского и Чукотского Диоми-

! Лещинский А. II. Православие: типология церковных разделений // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. Вып. 7. СПб., 2009. С. 281.

2 Григорий (Лурье), епископ. Открытие сезона. В новом религиозно-политическом сезоне продолжится «размагничивание» медийного образа Патриарха РПЦ МП // Портал Credo.Ru. Комментарий дня. URL: http://b23.ru/h2cm (дата обращения: 22.08.2011). Григорий (Лурье) - епископ Петроградский и Гдовский Российской Православной автономной церкви (РПАЦ), докт. филос. наук (прим. авт.).

3 Агафангел (Пашковский), митр. Почему мы не считаем возможным войти в состав Московской Патриархии // Трибуна русской мысли. Русское зарубежье. 2010. № 11. С. 172. Митрополит Нью-Йоркский Агафангел (Пашковский) - первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ(А), которая объединила часть «карловчан», отказавшихся присоединиться к МП (прим. авт.).

да (Дзюбана). В нём в девяти пунктах были перечислены отступления от чистоты православного вероучения, которые смущают церковную совесть многих верующих, и о которых давно быот тревогу «ревнители православного благочестия»: набирающий силу экуменизм, «неосергианство», согласие вместо обличения антинародной политики власти, оправдание и благословение персональной идентификации граждан, проведение межрелигиозного саммита, попрание принципа соборности и пр. «Обращение» вызвало противоречивые оценки среди верующих и духовенства. Официальные органы РПЦ обвинили архиерея в «скудоумии», «ревности не по разуму», «нанесении вреда Церкви», в «стремлении сорвать объединение РПЦЗ и МП»1.

Постсоветский период развития РПЦ и проблемы формирования новых взаимоотношений между церковыо-государством-обществом практически остались без внимания отечественных учёных. Ограниченное число исследований хода возрождения РПЦ, отсутствие устоявшихся методологических подходов обуславливают необходимость изучения церковной истории во второй половине XX - начале XXI вв., включая её региональную составляющую: историю возникновения и становления новых епархий в Сибири.

Степень научной разработки проблемы. История Русской Православной Церкви, как научное направление, формально связана с введением курса по истории РПЦ в духовных семинариях и академиях, систематизацией источниковой базы, появлением фундаментальных научных трудов во второй половине XIX в. После революционных потрясений начала XX в. изучение истории РПЦ находилось практически под запретом, и её возрождение началось с конца 1980-х гг.

На основании проблемно-хронологического принципа нами выделены две группы исследований по истории РПЦ в Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.

1 группа. Обобщающие работы по новейшей истории РПЦ необходимы для понимания общего хода её развития. В эту группу также включены тру-

1 Диомид, епископ. За созыв Поместного Собора для сопротивления апостасии. М., 2007. С. 5-9.

7

ды, рассматривающие отдельные проблемы истории Церкви (государственно-церковные отношения, внутренняя жизнь, административно-организационное управление, финансово-экономические источники существования).

2 группа. Исследования, посвященные новейшей истории РПЦ на территории Сибири, позволяют выявить специфику её региональной составляющей. К этой группе отнесены труды по истории православия на территории Кемеровской области.

Работы по истории РПЦ 1970-х гг. - начала XXI вв. крайне малочисленны. Первые из них появились в 1980-е гг., когда в СССР начался новый этап в развитии исследований по религиозной проблематике. Ряд учёных стал рассматривать религию как социокультурный феномен, а не как враждебное социализму мировоззрение1. Так, ведущий идеологический журнал ЦК КПСС «Коммунист» констатировал на своих страницах, что «существующие в СССР церкви отыскивают в фонде собственных духовных ценностей созвучие гуманным идеалам социализма, проявляя не только лояльность, но и солидарность с программными установками советского общества, провозглашая содействие их осуществлению, отражая интересы верующих советских граждан»2.

В период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси состоялись две международные церковно-исторические конференции . Они «проложили путь к сотрудничеству церковной науки с наукой светской, среди деятелей которой оказались люди либо сочувственно относящиеся к Церкви, либо принадлежащие к ней не только по факту крещения, но и по своему мировоззрению»4. В юбилейный год МП издала очерки церковной

1 Например: Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной Церкви (1953-1991): дис.... д-ра ист. наук. М., 2005. С. 8-9.

2 Коммунист. 1988. № 4. С. 122.

3 Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. (Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы). M., 1988; Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция «Богословие и духовность». (Москва, 11-18 мая 1987 г.). M., 1989.

4 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2010. С. 547.

истории советского периода1, а в журнале «Вопросы истории» была опубликована развёрнутая беседа с митрополитом Минским и Белорусским Филаретом2.

Затем вышли коллективный труд «Русское православие: вехи истории»3 и сборник статей «На пути к свободе совести»4, внесшие большой вклад в изменение подхода к систематическому изучению истории РПЦ. Видные советские учёные признали, что история РПЦ остаётся одной из наименее разработанных областей историографии XX в.

В годы «перестройки» новации в теории и практике атеистической работы также рассматривались А. И. Клибановым, А. Н. Лещинским, Л. Н. Митрохиным, В. А. Сапрыкиным5. Директор Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС В. И. Гараджа отмечал, что предстоит критически пересмотреть многие установившиеся в нашей литературе взгляды на религию, историю церкви после 1917 г.6

Вместе с тем, продолжали издаваться работы, основанные на марксистско-ленинской методологии . Например, советский религиовед Н. С. Горди-енко, отмечая необходимость нового подхода к изучению роли религии в современном мире и социалистическом обществе, в то же время критически отозвался на статью В. И. Гараджи «Переосмысление», поставив под сомнение научную обоснованность её концепции, оставаясь на позициях научного атеизма8.

1 Русская Православная Церковь: 988-1988. Вып. 2. Очерки истории 1917-1988 годов. М., 1988.

2 1000-летие крещения Руси - выдающееся событие отечественной и мировой истории // Вопросы истории. 1988. №5. С. 102-110.

3 Русское православие: вехи истории. М., 1989.

4 На пути к свободе совести. М., 1989.

5 Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Религия как предмет науки // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1987. М., 1989. С. 5-34; Лещинский А. Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М., 1990; Митрохин Л. Н. Философы и религия // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 16-35; Сапрыкин В. А. Трудовой коллектив: атеисты и верующие. М., 1990.

6 Гараджа В. И. Переосмысление // Наука и религия. 1989. № 1. С. 2, 5. В. И. Гараджа - член-корр. Академии педагогических наук СССР, докт. филос. наук (прим. авт.).

7 Например: Бессонов М. Н. Буржуазно-клерикальные измышления по поводу 1000-летия «крещения Руси» и вопросы контрпропаганды. М., 1986; Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд II Наука и религия. 1984. № 1. С. 15-18, № 2. С. 30-33, № 4. С. 45-47; Емелях Л. И., Кожурин Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси. Л., 1986; Красников Н. П. Русское православие: история, современность. М., 1988.

8 Гордиенко Н. С. Переосмысление: за и против // Наука и религия. 1989. № 8. С. 5-8.

С 1990-х гг. стала преодолеваться разобщённость между светской академической и церковно-исторической наукой, получившей новый импульс к развитию. Помимо предоставленной свободы творчества, началось рассекречивание отдельных фондов государственных архивов. Учёными, получившими доступ к документам органов государственной власти, ЦК КПСС, Совета по делам РПЦ и Совета по делам религий, были предприняты смелые шаги по преодолению идеологических стереотипов, осуществлена попытка объективного анализа государственно-церковных отношений1.

Так, М. И. Одинцов2 пересмотрел советскую концепцию изучения государственно-церковных отношений, предложил их периодизацию, указал на особую роль Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религий в формировании конфессиональной политики СССР. Он же ввёл в научный оборот понятие «модель государственной церковной политики», выделив три основные модели в XX в. Анализируя советскую модель, учёный сделал вывод о том, что в её осуществлении не было единой линии, как не было единодушия у руководителей КПСС и государства.

Государственно-церковные отношения в 1960-е - 1980-е гг. подробно анализировались И. И. Масловой3, выдвинувшей тезис о том, что эволюция политики советского государства по отношению к РПЦ во второй половине XX в. была отмечена рядом крутых поворотов, однако, в целом имела направление от наступления на её позиции к диалогу с ней. Мы разделяем вывод автора о том, что стратегическая цель КПСС и правительства - вытеснение Церкви из общественной жизни - сохранялась неизменной на протяже-

1 Например: Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Он же. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Вишневский А. К. Церковно-государственные отношения при Святейшем Патриархе Пимене на материалах ГАРФ: автореф. дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 2012; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к шш. Тверь-Москва, 1992-2006; Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. 2. М., 1993; Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып. 3. М., 1996; Федотов А. А. Указ. соч.

2 Одинцов М. И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 5. С. 8-10, № 6. С. 12-13, № 7. С. 56-57, № 8. С. 19-21; Там же. 1991. № 7. С. 2-3; Он же. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Он же. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

3 Маслова И. И. Советское государство и Русская православная церковь: политика сдерживания (19641984 гг.). М., 2005; Она же. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985-1991 гг.). М., 2005; Она же. Эволюция вероисповедной политики...

нии всего изучаемого периода за исключением последних лет существования СССР. Государство только корректировало свою религиозную политику, либо ужесточая её, либо делая более терпимой.

В сочинении М. В. Шкаровского1 проанализированы ключевые моменты новейшей истории РПЦ. В области государственно-церковных отношений учёный рассмотрел определяющие факторы, этапы религиозной политики советского и российского правительств и (что чрезвычайно редко встречается в работах по истории РПЦ) сделал попытку выявления механизма и результатов её влияния на общество и государство.

В 1990-х гг. начали появляться обобщающие труды по истории РПЦ, созданные её представителями. Прот. Владиславу Цыпину принадлежит первое систематическое изложение истории РПЦ с начала XVIII до начала XXI вв. В его работах2 представлен ценный фактологический материал, однако они носят официальный характер и лишены критического анализа состояния и современных проблем РПЦ.

В начале XXI в. были предприняты усилия для критического исследования истории РПЦ, расширения источниковой базы и методологической основы её изучения с помощью междисциплинарного подхода, включая методы «открытой социологии». Таким примером служит монография Н. Митрохина3. Основываясь на материалах, собранных за 8 лет в 40 епархиях, автор обозначил основные проблемы и направления анализа современного этапа развития РПЦ. В коллективном труде «Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и её теневая составляющая»4 показана «неафишируемая» финансово-хозяйственная сторона деятельности структурных подразделений МП, которые часто выступают в качестве рыночных агентов. Как следует из результатов, полученных авторами, некоторые деловые связи РПЦ

1 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

2 Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997 // История Русской Церкви. Кн. 9. М., 1997; Он же. История Русской Православной Церкви: Синодальный...

3 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2006.

4 Митрохин Н. А., Эдельштейн М. Ю. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000.

весьма сомнительны с точки зрения законодательства РФ и общечеловеческих этических норм. Работа О. Е. Казьминой «Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России*'1 является фактически первым исследованием проблем прозелитизма и современной миссионерской деятельности РПЦ. В коллективной монографии «Русская Православная церковь в России в конце XX века» на основе обширного круга источников рассмотрена специфика деятельности МП и государственно-конфессиональные отношения в 1985-2000 гг. Авторы пришли к выводу о том, что РПЦ активно участвует в поддержке власти, и её влияние в российском обществе возрастает .

Одним из первых светских научных учреждений, успешно ведущих сотрудничество с РПЦ, стал Институт Российской истории РАН, при котором с 1990 г. плодотворно работает Центр истории религии и церкви, в 19972010 гг. выпустивший девять сборников статей «Церковь в истории России», в основу которых положены материалы конференций3. Среди направлений его деятельности важное место занимает изучение советской эпохи. Сотрудники Центра являются участниками проекта «Православная энциклопедия»4.

Крупным исследовательским центром по изучению истории РПЦ стал Московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт, с 2004 г. - гуманитарный университет, который ежегодно проводит международную богословскую конференцию, самая обширная секция которой посвящена новейшей церковной истории. На форум приезжают докладчики и гости из многих городов России, из Беларуси, Украины, Грузии, Польши, Великобритании, Франции, США и др. стран. Среди них - преподаватели и сотрудники духовных академий, богословских институтов, в т. ч. Свято-

1 Казьмина О. Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России. М., 2009.

2 Королева Л. А., Королев А. А., Мельниченко О. В. Русская Православная церковь в России в конце XX века. М., 2013. С. 199.

3 Церковь в истории России // Институт российской истории РАН. URL: http://iriran.ru/?q=node/311 (дата обращения: 23.10.2012).

4 Православная энциклопедия. М., 2000-2013. Т. 1-32.

Сергиевского богословского института в Париже, академических институтов РАН, музеев, архивов. Всего в 1992-2013 гг. состоялись 23 конференции1.

В постсоветское время вопросы истории РПЦ XX в. вышли за пределы собственно исторической науки. Защищён целый ряд диссертаций по философии, политологии, юриспруденции, экономике и социологии . Эти исследования позволяют более полно рассмотреть непростую сферу церковно-государственных отношений, а также проблемы внутрицерковной жизни.

Историю РПЦ изучали представители эмигрантских кругов. Большинство из них принадлежало к Русской Православной Церкви Заграницей. Они пытались показать трагическое положение МП в Советской России, категорически высказывались о «сергианстве», экуменизме и внутреннем её состоянии. Многие авторы называли РПЦ церковью «красной», «советской», «лукавой» и пр.3 Например, И. А. Ильин утверждал, что высшие иерархи в сделке с коммунистической властью превращали РПЦ в послушное орудие мировой революции и мирового безбожия, и советская церковь есть на самом деле учреждение противохристианского, тоталитарного государства, исполняющее его поручения4. «Карловацкое» священноначалие вплоть до 2000-х гг. стояло на непримиримой позиции к МП. Так, видный иерарх РПЦЗ архи-еп. Аверкий (Таушев) писал: «Церковь у нас на Родине порабощена богоборческой властью и сделалась - страшно сказать! - её послушным орудием»5. А на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1983 г. было заявлено: «Вся политика ком-

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васькин, Александр Николаевич, 2013 год

Литература

74. Аверкий, архиеп. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи: в 4 т. - Репринт. - СПб.: Ред. альманаха «Реверс», 1995. - Т. 1. - 464 с.

75. Агафангел (Пашковский), митр. Почему мы не считаем возможным войти в состав Московской Патриархии / Агафангел (Пашковский) // Трибуна русской мысли. Русское зарубежье. - 2010. - № 11. - С. 165-172.

76. Акентьев, В. Ю. Операция на сердце или из баптизма в православие / В. Ю. Акентьев. - Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2005. - 195 с.

77. Аксёнов-Меерсон, М. Православие и свобода. Сборник статей / М. Аксёнов-Меерсон. - США, 1986. - 184 с.

78. Алексеев, В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР / В. А. Алексеев. - М.: Россия молодая, 1992. - 304 с.

79. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. -М.: Политиздат, 1991.-398 с.

80. Алексеева, Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. - 3-е изд., стер. / Л. М. Алексеева. - М.: Московская Хельсинкская группа, 2012.-384 с.

81. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов, Р. М. Алейник, Б. А. Алиева [и др.]; Под общ. ред. М. П. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

82. Бабинов, Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность / Ю. А. Бабинов. - Симферополь: Таврия, 1991. -124 с.

83. Бессонов, М. Н. Буржуазно-клерикальные измышления по поводу 1000-летия «крещения Руси» и вопросы контрпропаганды / М. Н. Бессонов. - М.: Знание, 1986. - 35 с.

84. Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. - СПб.: Сатисъ: Держава, 2004. - 252 с.

85. Войков, Н. Е. Церковь, Русь и Рим / Н. Е. Войков. - Джордан-вилль: Св. Троицкий монастырь, 1983. - 512 с.

86. Волчек, В. А. Русская Православная Церковь как фактор сохранения нации / В. А. Волчек. // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. - Кемерово: Типография ОблИУУ, 1996. С. 5-8.

87. Выбор судьбы. (Проблемы современной России глазами русских архиереев) / Сост., ред. К. Ю. Душенов. - СПб.: Царское дело, 1996. - 292 с.

88. Гараджа, В. И. Переосмысление / В. И. Гараджа // Наука и религия.-1989.-№ 1.-С. 2-5.

89. Горбатов, А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. / А. В. Горбатов. - Томск, 2008. - 408 с.

90. Гордиенко, Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд / Н. С. Гордиенко // Наука и религия. - 1984. - № 1. С. 15-18. - № 2. - С. 30-33. -№ 4. С. 45-47.

91. Гордиенко, Н. С. Переосмысление: за и против / Н. С. Гордиенко // Наука и религия. - 1989. -№ 8. - С. 5-8.

92. Гусаков, А. В., свящ. Серафимо-Покровский женский монастырь Кемеровской епархии: история, архитектура, святыни. (Опыт церковно-исторического исследования) / А. В. Гусаков. - Кемерово: Изд. центр Кемеровской и Новокузнецкой епархии, 2009. - 135 с.

93. Давыденков, О., прот. Догматическое богословие. Учебное пособие / О. Давыденков. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.-622 с.

94. Дворкин, А. Л. Сектоведение / А. Л. Дворкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002.-816 с.

95. Диомид, епископ. За созыв Поместного Собора для сопротивления апостасии / Диомид. - М.: Русская идея, 2007. - 145 с.

96. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. (24-25 мая 1996 г.) / Администрация Кемеровской области; Кемеровская и Новокузнецкая епархия; КГИиК. - Кемерово, 1996.-346 с.

97. Душа услышит. Православные святыни в память шахтёров Кузбасса. - Кемерово: областной общественный Фонд «Шахтёрская память» им. В. П. Романова, 2008. - 100 с.

98. Емелях, Л. И., Кожурин. Я. Я. Советская историческая наука о крещении Руси / Л. И. Емелях, Я. Я. Кожурин. - Л.: Знание, 1986. - 32 с.

99. Зернов, Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. / Н. М. Зернов. - 2-е изд. - Париж, 1991. - 368 с.

100. Зюганов, Г. А. Знать и действовать. Ответы на вопросы / Г. А. Зюганов. -М.: Палея, 1996. - 48 с.

101. Ильин, И. А. Собр. соч.: в 10 т. / И. А. Ильин; сост., комм. Ю. Т. Лисицы. - Т. 7. -М.: Русская книга, 1998. - 608 е., ил., портр.

102. Иоанн (Снычёв), митр. Одоление смуты. (Слово к русскому народу) / Иоанн (Снычёв). - СПб.: Царское дело, 1996. - 350 с.

103. Иоанн (Снычёв), митр. Русь соборная. (Очерки христианской государственности) / Иоанн (Снычёв). - СПб.: Царское дело, 1995. - 248 с.

104. Иоанн (Снычёв), митр. Самодержавие духа. (Очерки русского самосознания) / Иоанн (Снычёв). - СПб.: Царское дело, 1995. - 350 с.

105. Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. / Гл. ред. В. А. Ламин. -Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2010.

106. История Русской Церкви: в 9 кн. - Переизд. - Кн. 1. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 408 с.

107. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. / Гл. ред. А. П. Окладников, В. И. Шунков. - Л.: Наука, 1968-1969.

108. История СССР. (Эпоха социализма) / Под ред. С. А. Сераева. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1983. - 579 с.

109. Казьмина, О. Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России / О. Е. Казьмина. - М.: Изд-во Московского университета, 2009. - 304 с.

110. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви. - Новосибирск-Кемерово: AHO «МАСС-Медиа-Центр», Кемеровская и Новокузнецкая епархия, 2003. - 304 с.

111. Кемеровская и Новокузнецкая епархия. 2010. Ежегодный справочник. - Кемерово: Изд. центр Кемеровской и Новокузнецкой епархии,

2009. -128 с.

112. Кемеровская и Новокузнецкая епархия. 2011. Ежегодный справочник. - Кемерово: Изд. центр Кемеровской и Новокузнецкой епархии,

2010.-128 с.

113. Кимеев, В. М. Православные храмы Кузбасса / В. М. Кимеев, Д. Е. Кандрашин, В. Н. Усольцев; Ин-т археологии и этнографии СО РАН, КемГУ. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 307 е., ил.

114. Киреев, А., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах / А. Киреев. - М., 2002. - 480 с.

115. Клибанов, А. И., Митрохин, JI. Н. Религия как предмет науки / А. И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. // Религии мира-87. - М.: Наука, 1989. -С. 5-34.

116. Константинов, Д., прот. Зарницы духовного возрождения: Русская Православная Церковь в СССР в конце 60-х и начале 70-х гг. / Д. Константинов. - Лондон (Канада): Заря, 1973. - 140 с.

117. Королёва, Л. А. Русская Православная церковь в России в конце XX века: Монография. (Научная мысль) / Л. А. Королёва, А. А. Королёв, О. В. Мельниченко. -М.: ИНФРА-М, 2013.-224 с.

118. Красников, Н. П. Русское православие: история, современность / Н. П. Красников. -М.: Московский рабочий, 1988. - 75 с.

119. Курлюта, А., Курлюта, В., свящ. Жизнь и служение / А. Курлюта, В. Курлюта. - СПб.: Сатисъ: Держава, 2006. - 303 с.

120. Лебедев, А., прот. Плод лукавый. Происхождение и сущность Московской Патриархии / А. Лебедев. - Белл Каньон, США: Svan Press, 1994. -236 с.

121. Левин, 3. И. Восток: идентичность и глобализация / 3. И. Левин. - М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - 166 с.

122. Лещинский, А. Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях / А. Н. Лещинский. - М.: Знание, 1990. -80 с.

123. Лещинский, А. Н. Православие: типология церковных разделений / А. Н. Лещинский // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. - Вып. 7. - СПб.: РОИР, 2009. -С. 270-288.

124. Лигачёв, Е. К. Избранные речи и статьи / Е. К. Лигачёв. — М.: Политиздат, 1989. - 318 с.

125. Малашин, Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 18612011 гг. / Г. В. Малашин. - Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011.-480 с.

126. Маслова, И. И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985-1991 гг.) / И. И. Маслова. -М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.-239 с.

127. Маслова, И. И. Советское государство и Русская православная церковь: политика сдерживания (1964-1984 гг.) / И. И. Маслова. -М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.-248 с.

128. Митрохин, Л. Н. Философы и религия / Л. Н. Митрохин // Вопросы философии. - 1989. -№ 9. - С. 16-35.

129. Митрохин, Н. А., Эдельштейн, М. Ю. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и её теневая составляющая / Н. А. Митрохин, М. Ю. Эдельштейн; отв. ред. и авт. предисл. Л. М. Тимофеев. — М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 202 с.

130. Митрохин, Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Н. Митрохин. - 2-е изд., испр., доп. -М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 656 с.

131. На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Д. Е. Фурмана, М. Смирнова. -М.: Прогресс: Культура, 1989. -496 с.

132. Назаров, М. В. Вождю Третьего Рима. (К познанию русской идеи в предапокалипсическое время) / М. В. Назаров. - М.: Русская идея, 2004. -992 с.

133. Новомученики и исповедники земли Кузнецкой: библиогр. справ. / Науч. ред. В. А. Волчек; авт.-сост. А. М. Адаменко [и др.]. - Кемерово: ООО «СКИФ», 2011. - 408 е., ил.

134. Новосибирская епархия: история и современность. - Новосибирск: Изд. дом «Новинвест плюс»: Новосибирский филиал Российского фонда культуры, 2006 . - 256 с.

135. Овчинников, В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII - начало XXI вв.). Историография. Ис-

точники. Методология исследования / В. А. Овчинников. - Ч. 1. - Кемерово: КемГУ, 2011.- 180 с.

136. Овчинников, В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII - начало XXI вв.). Расцвет. Ликвидация. Возрождение / В. А. Овчинников. - Ч. 2. - Кемерово: КемГУ, 2011. - 544 с.

137. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. XX век / М. И. Одинцов. -М.: Луч, 1994. - 171 с.

138. Одинцов, М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом / М. И. Одинцов. -М.: Центральный дом духовного наследия, Объединение исследователей религии, 2002.-312 с.

139. Одинцов, М. И. Хождение по мукам / М. И. Одинцов // Наука и религия. - 1990. - № 5. - С. 8-10. - № 6. - С. 12-13. - № 7. - С. 56-57. - № 8. -С. 19-21. - 1991.-№ 7.-С. 2-3.

140. Олех, Л. Г. История Сибири: учебное пособие / Л. Г. Олех. -М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 314 с.

141. Освящённая дорога к храму. Возрождение Православия в Кузбассе / Кемеровская епархия РПЦ, Департамент культуры администрации Кемеровской области. - Познань: Издательский концерн «Штама», 1996. -152 с.

142. Павлов, А. С. Курс церковного права / А. С. Павлов. - Переизд. -СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России: Лань, 2002. - 384 с.

143. Патрин, П., прот. Времен связующая нить... / П. Патрин. -Новосибирск: Наука, 2006. - 420 с.

144. Первый съезд народных депутатов СССР. (25 мая - 9 июня 1989 г.). Стенографический отчёт: в 6 т. - М.: Изд-ие Верховного Совета СССР, 1989.-Т. 1.-575 с.

145. Перепёлкина, Л. Экуменизм - путь, ведущий в погибель / Л. Пе-репёлкина. - СПб.: Ред. альманаха «Реверс», 1992. - 88 с.

146. Платонов, О. А. Терновый венец России. (История Русского народа в XX веке): в 2 т. / О. А. Платонов. - М.: Родник, 1997. - Т. 2. - 1040 с.

147. Под святительским омофором. Фотоальбом к 15-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии / Отв. ред. А. В. Правда. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. - 300 с.

148. Понкин, И. В. Комментарий к некоторым статьям Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» / И. В. Понкин. -М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. -120 с.

149. Поспеловский, Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. Учебное пособие / Д. В. Поспеловский. - М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 1996. - 408 с.

150. Поспеловский, Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский. -Переизд. -М.: Республика, 1995.-512 с.

151. Поспеловский, Д. В. Церковное обновление, обновленчество и патриарх Тихон / Д. В. Поспеловский // Церковь и время. - 1999. - № 2. -С. 59-298.

152. Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-2013. - Т. 1-32.

153. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. (1992-2002) / Под ред. прот. Владимира Воробьева; сост. И. В. Щелкачёва. -М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. - 288 с.

154. Проблемы социального служения и образовательной деятельности Русской Православной Церкви. (Материалы межрегиональной научно-практической конференции) / Отв. ред. Г. Н. Миненко. - Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2001. - 235 с.

155. Радаев, В. А. Русская Православная Церковь как носительница русской национальной идеи / В. А. Радаев // Церковь и общество в России: пути содружества и вызовы эпох (по материалам Третьих юбилейных Свято-

Филаретовских чтений). Сборник статей / Сост. А. С. Мельков, В. Ю. Венедиктов. -М.-Ярославль: Ремдер, 2008. -256 с.

156. Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. 2 / Сост.

A. Р. Бессмертный, С. Б. Филатов; под общ. ред. С. Б. Филатова, Д. Е. Фурмана. -М.: Прогресс: Культура, 1993. - 592 е., табл.

157. Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып. 3 / Под общ. ред. С. Б. Филатова. -М.: Наука, 1996. - 300 с.

158. Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. ст. и докум. материалов. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ: Изд-во ТюмГНГУ, 1990-2009. - Вып. 1-20.

159. Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (Х1Х-ХХ вв.): исторические очерки / Кемеровский госуниверситет; ред. кол.

B. А. Волчек, А. М. Адаменко, В. А. Овчинников. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2007.-319 с.

160. Русская Православная Церковь. XX век / А. Л. Беглов, О. Ю. Васильева, А. В. Журавский [и др.]. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 800 е., ил.

161. Русская Православная Церковь: 988-1988. Выпуск 2. Очерки истории 1917-1988 гг. -М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. - 112 с.

162. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. -М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

163. С Божией помощью и вразумлением: историко-литературные очерки /Авт.-сост.: Г. Д. Будько, К. А. Федяев, В. Д. Федяева; Кемеровская и Новокузнецкая епархия. - Кемерово: Изд. центр Кемеровской и Новокузнецкой епархии: ООО «СКИФ», 2009. - 264 е., ил.

164. Сапрыкин, В. А. Трудовой коллектив: атеисты и верующие / В. А. Сапрыкин. -М.: Политиздат, 1990.-224 с.

165. Святейшие патриархи в Кузбассе / Ред. С. М. Веремеев. - Кемерово: AHO «Православный изд. центр «Медиа-Центр «Глагол», 2011. -144 е., ил.

166. Святыни Кузбасса. Справочно-информационное издание. - Кемерово: Изд. отдел Кемеровской епархии, 2013. - 256 с.

167. Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы Второй межрегион, науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ М. И. Рижского / Отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск: НГУ, 2005. - 173 с.

168. Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы межрегион, науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ М. И. Рижского / Отв. ред. А. П. Деревянко. - Новосибирск: НГУ, 2002. - 259 с.

169. Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы Третьей межрегион, науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ М. И. Рижского / Отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск: НГУ, 2006. - 310 с.

170. Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы Четвёртой межрегион, науч.-практ. конф., посвящённой памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ М. И. Рижского / Отв. ред. Н. Н. Покровский. - Новосибирск: НГУ, 2009. - 457 с.

171. Сквозь времена и годы. 20-летию Кемеровской епархии посвящается / К. А. Заболотская, В. А. Овчинников, А. В. Горбатов, протоиерей А. Васькин [и др.]. - Кемерово: ООО «Вояж», 2013. - 200 с.

172. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь / Сост. прот. Леонид Петров. - Репринт. - М.: Изд-ие Сретенского монастыря, 1996.-295 с.

173. Степанов (Русак), В. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе: в 3 т. / В. Степанов (Русак). - Джорданвилль, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь, 1987-1988.

174. Суртаев, В. Я. Ценностные ориентации молодёжи в социокультурном пространстве / В. Я. Суртаев. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010. -352 с.

175. Тысячелетие крещения Руси: международная церковно-историческая конференция «Богословие и духовность». (Москва, 11-18 мая 1987 г.) / Под общ. ред. митрополита Киевского и Галицкого Филарета. -М.: Издание Московской Патриархии, 1989. - 334 с.

176. Тысячелетие крещения Руси: международная церковно-историческая конференция. (Киев, 21-28 июля 1986 г. Материалы) / Под общ. ред. митрополита Киевского и Галицкого Филарета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - 352 с.

177. Фроянов, И. Я. Октябрь семнадцатого. (Глядя из настоящего). Научное издание / И. Я. Фроянов. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. -160 с.

178. Хлобустов, О. М. КГБ СССР 1954-1991 гг. Тайны гибели Великой державы / О. М. Хлобустов. - М.: Издательский центр «Аква-Терм», 2012.-656 с.

179. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. - М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-1995.

180. Церковь и общество в России: пути содружества и вызовы эпох (по материалам Третьих юбилейных Свято-Филаретовских чтений) / Сост. А. С. Мельков, В. Ю. Венедиктов. - М.-Ярославль: Ремдер, 2008. -256 с.

181. Цыпин, В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005) / В. Цыпин. - 4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 816 с.

182. Цыпин, В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997 // История Русской Церкви: в 9 кн. / В. Цыпин. - Кн. 9. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 832 с.

183. Цыпин, В., прот. Каноническое право / В. Цыпин. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 864 с.

184. Черненко, К. У. Избранные речи и статьи / К. У. Черненко. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 670 е., портр.

185. Шкаровский, M. В. Русская Православная Церковь в XX веке / М. В. Шкаровский. - М.: Вече: Лепта, 2010. - 480 е., ил.

186. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах) / М. В. Шкаровский. - М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 2000.

- 400 с.

187. Юбилейный сборник в память 1000-летия крещения Руси: 9881988 / По благословению Преосвященного Лавра, архиеп. Сиракузского и Троицкого. - Джорданвилль, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь, 1988. -544 с.

188. Якунин, Г. Подлинный лик Московской патриархии / Г. Якунин. -М., 2000.-14 с.

Диссертационные исследования

189. Горбатов, А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг.: дис. ... д-ра ист. наук / А. В. Горбатов. - Кемерово, 2009.-437 с.

190. Горбатов, А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.): дис. ... канд. ист. наук / А. В. Горбатов.

- Кемерово, 1996. - 171 с.

191. Джораева, С. В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа): дис. ... канд. филос. наук / С. В. Джораева. -М., 1997. - 146 с.

192. Крепицина, Е. В. Государственная политика в сфере религии на территории Кузбасса в 1920-1929 гг.: дис. ... канд. ист. наук / Е. В. Крепицина. - Кемерово, 2006. - 197 с.

193. Маслова, И. И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской православной церкви (1953-1991): дис. ... д-ра ист. наук / И. И. Маслова. - М., 2005. - 545 с.

194. Подтяжкин, А. В. Русская православная церковь в Кузбассе в 1988-2000 гг.: дис. ... канд. ист. наук / А. В. Подтяжкин. - Кемерово, 2002. -262 с.

195. Смолина, И. В. Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940 - 1980-е гг.: дис. ... канд. ист. наук/И. В. Смолина. - Иркутск, 2010. - 346 с.

196. Федотов, А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России): дис. ... д-ра ист. наук / А. А. Федотов. -Иваново, 2009.-465 с.

Авторефераты

197. Вишневский, А. К. Церковно-государственные отношения при Святейшем Патриархе Пимене на материалах ГАРФ: автореф. дис. ... канд. богословия / А. К. Вишневский. - Сергиев Посад, 2012. - 26 с.

198. Донцев, С. П. Русская православная церковь и государственные институты РФ: механизмы политического взаимодействия: автореф. дис. ... канд. полит, наук / С. П. Донцев. - М., 2007. - 30 с.

199. Иванченко, С. В. Правовое регулирование взаимоотношений государства и Русской православной церкви в СССР: автореф. дис. ... канд. юридич. наук / С. В. Иванченко. - М., 2011. - 25 с.

200. Никишина, Е. А. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Никишина. - М., 2006. - 26 с.

201. Овчинников, В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII - начало XXI вв.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук / В. А. Овчинников. - Кемерово, 2011. - 45 с.

202. Редько, М. В. Русская Православная Церковь в условиях советского общественно-политического строя 1940-х — 1980-х гг. (на материале Красноярской епархии): автореф. дис. ... канд. ист. наук / М. В. Редько. - Иркутск, 2010.-25 с.

203. Стамболиди, А. В. Государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х - начале 80-х годов XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. В. Стамболиди. - М., 2009. - 23 с.

204. Тюрина, Л. В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук/ Л. В. Тюрина. - Курск, 2000. - 22 с.

205. Яковлев, А. А. Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук / А. А. Яковлев. - Саратов, 2006. - 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.