Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя: На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Племенюк, Марина Георгиевна

  • Племенюк, Марина Георгиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Комсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 223
Племенюк, Марина Георгиевна. Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя: На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Комсомольск-на-Амуре. 2002. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Племенюк, Марина Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.

1.1. Философско-психологические основы влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры педагога.

1.2. Влияние общей, художественной и педагогической культур на развитие гуманистической культуры.

1.3. Анализ состояния проблемы гуманистической культуры учителя под влиянием художественной деятельности.

ГЛАВА 2. ПУТИ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬЯОСТиЩ^ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

2.1. Актуализация социально-педагогического аспекта художественной деятельности как условие становления гуманистического уровня отношений будущего учителя начальных классов.

2.2. Усложнение художественной деятельности как условие самореализации личности студента педагогического колледжа и дальнейшей самоактуализации будущих учителей начальных классов.

2.3. Взаимодействие аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности как условие становления мсжсубъсктной основы жизнедеятельности учителя.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя: На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог-организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей»

Актуальность исследования

Гуманизация общественной жизни, возрождение гуманистической традиции в педагогике обусловили возвращение интереса к проблемам личностного и профессионального совершенствования педагогических кадров, в частности, к проблемам развития педагогической культуры личности будущего учителя. Поэтому сегодня образование должно ориентироваться на приобщение будущего учителя к духовной культуре, как совокупности ценностей (и как к деятельности по созданию духовных ценностей), способствовать самопознанию человека и являться основой профессиональной культуры будущего учителя начальных классов. Основу педагогической подготовки может и должна представлять собой взаимосвязь: культуры, человека, образования.

Взаимосвязь:

- культуры как деятельности по освоению накопленного социального и духовного опыта;

- человека как субъекта, творящего мир с учетом своих индивидуальных потребностей;

- образования как системы, способствующей целостному развитию личности, ее сущностных сил и способностей, и как способа приобщения к культуре.

Художественная деятельность способствует становлению гуманистического характера профессиональной деятельности учителя. Полому в контексте профессионального педагогического образования ей должно принадлежать особое место в системе подготовке учителей начальных классов. Проблематика современных исследований профессионального педагогического образования направлена на гуманизацию подготовки учителя, и, в соответ ствии с этим, на разработку личностно-ориентированных педагогических технологий.

Это, на наш взгляд, делает актуальным изучение и разработку проблем, связанных с организацией педагогических условий влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов, потому что она имеет особые возможности в становлении гуманистически ориентированной деятельности учителя, для которого важно сохранить и развить в своей педагогической деятельности способность опираться на эмоционально - чувственный опыт познания мира, характерный для возраста младшего школьника.

Художественная деятельность - это деятельность, направленная на преобразование позиции участника деятельности в позицию субъекта деятельности; на развитие человековедческой направленности личности учителя, его интереса к человеку, понимания и чувствования другого человека. Она ориентирована на развитие системы духовно-практического отношения к миру и гуманистических отношений личности будущего учителя начальных классов к себе, к другим людям, к своей деятельности.

Организация художественной деятельности имеет особое значение для выпускника педагогического колледжа, так как создаёт предпосылки для его социальной защищенности в виде опережающей по отношению к непосредственной практической деятельности системы педагогического образования. Художественная деятельность позволяет реально ориентировать выпускников на рынок образовательных услуг, готовить их к работе в условиях рынка труда, способствовать их конкурентноспособности и развивать у студентов потребность в самоактуализации, предоставляя им для этого дополнительную возможность приобретения смежной специальности педагога-организа тора внеклассной деятельности, руководителя художественно-творческого сообщества детей.

Психолого-педагогические проблемы гуманизации профессионального образования неоднократно привлекали внимание исследователей педагогики и психологии высшей школы (З.Ф.Абросимова, Л.Г.Борисова, Е.В.Бондаревская, Л.Ф.Колесников, Н.Б.Крылова, А.В.Петровский, П.И.Пидкасисгый, В.А.Садовничий, В.А.Сластенин, В.Н.Турченко и мн. др.). Среди многообразия вопросов, стоящих перед профессиональным образованием, мы считаем целесообразно выделить следующие проблемы: саморазвития личности студента; преобразование его позиции объекта приобщения к культуре в позицию субъекта культуры; духовно-практического отношения к миру; овладение им не только знаниями каких-либо конкретных учебных дисциплин, но и опытом эмоционально-ценностных отношений зафиксированным в содержании данных дисциплин; изменение взаимоотношений в системе "преподаватель-студент". Решение этих проблем связано с исследованием понятия "художественная деятельность".

Следует подчеркнуть, что по отношению к феномену «художественная деятельность» в психолого-педагогической науке не сложилось единых подходов. Большинство специалистов понимают художественную деятельность как исполнительство или как творчество в каком-либо виде искусства. Некоторые исследователи (Г.И. Щукина) - как деятельность, способствующую развитию эстетического восприятия и освоению художественной действительности, развивающую художественный кругозор, формирующую ценностные ориентации в области искусства, обогащающую эмоциональную сферу школьников, выявляющую и развивающую творческие способности учащихся. Однако этот аспект рассмотрения художественной деятельности касался только учеников старших классов (т.е. возраста ранней юности). Проблема художественной деятельности достаточно разработана в творческом наследии педагогов - классиков (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.). В современных педагогических исследованиях (В.В.Горшкова, А.А.Журкин, Д.С. Кабалевский, В.И.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М. Неменский, Л.И.Печко) по проблемам художественной деятельности, по взаимодействию художественной и познавательной деятельности, по влиянию художественной деятельности на становление субъектной позиции школьника и т.п. представлен определённый уровень решения этих проблем, но вместе с тем, при подготовке учителей начальных классов в педагогическом колледже художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры не нашла достаточного отражения.

Мы опираемся на исследования Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.М. Теплова, Б.М. Неменского, уже нашедшие отражение в практике общеобразовательной школы, в которой в последнее время содержание предметов, объединенных в образовательную область "Искусство", претерпело ряд значительных изменений. Так, содержание предметов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература и т.д.), в основе преподавания которых лежит худо жественная деятельность, стало рассматриваться как освоение школьниками нравственно-эстетической и духовной культуры народа, отражаемой искусством в различных формах его практического единства с трудом и с художественным преобразованием окружающей среды. Основой содержания образования при таком подходе становятся социальная функция искусства и специфика образного языка его различных видов, в результате освоения которых у школьников развивается духовно-практическое отношение к миру. В профессиональной педагогической подготовке такого понимания предметов искусства и соответствующего подхода к подготовке учителей нет. Все это и определило тему исследования "Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры будущего учителя начальных классов". Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью поиска (одного из многообразных и конкретных) путей решения проблемы гуманизации профессионального образования, ориентацией на развитие студента педагогического колледжа как личности, как субъекта худо жественной деятельности, как творца гуманистической культуры и представляется нам теоретически и практически значимым вариантом этого решения, не разработанного до сих пор в теории педагогики. Таким образом, возникает противоречие между современным пониманием содержания предметов искусства и подходом к подготовке специалистов, работающих в области педагогики искусства, ориентируемых на обучение детей способам изображения. Указанное противоречие для своего решения требует соответствующим образом подготовленного учителя начальных классов, обладающего определенным уровнем гуманистической культуры.

Чтобы решить указанное противоречие, необходимо ответить на вопрос: каковы условия организации художественной деятельности, способствующей развитию общей, педагогической и гуманистической культур будущего учителя начальных классов, способного создавать условия и руководить воспитанием духовно-практического отношения учащегося к миру. Цель исследования - выявить условия организации художественной деятельности, способствующие и обусловливающие развитие гуманистической культуры личности будущего учителя начальных классов, становление его субъектом культуры.

Объект исследования - гуманистическая культура личности студента в образовательном процессе.

Предмет исследования - условия влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов. Ведущая гипотеза исследования. В проведенном исследовании мы исходили из предположений, в соответствии с которыми воспитание гуманистической культуры будущего учителя - залог его профессиональной компетентности, адекватной целям гуманизации образования. Это важнейшая задача подготовки учителя в педагогическом вузе. Развитие гуманистической культуры будущего учителя начальных классов будет эффективным, целеустремленным и успешным, если:

- актуализировать социально-педагогический аспект художественной деятельности, способствующий через личностное и профессиональное развитие студентов педагогического колледжа становлению у них ценностного отношения к педагогической деятельности;

- организовать образовательный процесс педагогического колледжа на основе усложнения художественной деятельности, способствующий через развитие потребности в творчестве становлению профессиональной и культурной субъектности будущего учителя, самореализации студентов и дальнейшей самоактуализации будущих учителей начальных классов;

- способствовать становлению межсубъектной основы жизнедеятельности учителя через организацию художественной деятельности как взаимосвязанного процесса аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности способствующего усилению духовно-практического отношения к миру. В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачиисследования:

1. Обосновать педагогическую сущность феномена художественной деятельности как фактора развития гуманистической культуры личности будущего учителя начальных классов.

2. Выявить условия эффективного влияния художественной деятельности на развитие гуманистической культуры учителя и определить критерии и уровни развития гуманистической культуры будущего учителя.

3. Разработать комплекс эффективных путей и средств усиления влияния художественной деятельности будущего учителя на развитие его гуманистической культуры.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения и идеи гуманистически ориентированной философии: человек как творец культуры и её творение: художественная деятельность как единство четырех основных видов человеческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной). Опорными для нашего исследования являются положения системного подхода в изучении явлений культуры, деятельности, личности, предполагающие не только элемент неструктурный анализ, но и функционально-исторический.

Ведущими идеями исследования являются: приобщение к художественным и педагогическим ценностям как содержание процесса профессионального образования; диалоговая природа художественной и педагогической деятельности; субъективность в художественном освоении мира человеком и субъект-ность в организации профессионально-педагогической деятельности; профессионально-личностная ориентация в подготовке и реализации модели учителя; становление креативной позиции будущего учителя в процессе художественной и педагогической деятельности; эстетическое переживание, раскрывающее художественную деятельность как условие личностного развития.

Теоретическими источниками исследования явились научные труды в различных областях знания: философии (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, В.С.Соловьев, Э.В. Соколов, А. Швейцер и др.); эстетики (Ю.Борев, С.Х.Раппопорт, О.А.Кривцун и др.); педагогики (С.И.Гессен, В.В.Горшкова, Л.Н. Куликова, В.А.Сухомлинский и др.); психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.); социологии (В.М.Петров, Л.Г.Ионин, Л.И.Михайлова и др.) искусствоведения (Н.А.Фомина, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский и др.), отражающие проблему развития личности как субъекта де лтельности и культуры.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников и диссертационных исследований (философских, эстетических, искусствоведческих и психолого-педагогических); изучение нормативных документов подготовки специалистов в области педагогики и их анализ; социологические методы (беседы, анкеты, интервью); наблюдения за работой учащихся, студентов, учителей, преподавателей (дискретное, включенное, контекстное, фрагментарное); изучение и обобщение передового педагогического опыта дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ нового типа, педагогического колледжа, методических служб, института усовершенствования учителей, ретроспективный анализ опыта самого диссертанта; делался анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса (творческих работ школьников, художественно-творческих работ, сочинений, курсовых и дипломных работ студентов, стенограмм уроков, конференций, отчетов учителей и др.); с использованием диагностико-эвристических методов: создания проблемных ситуаций, ситуаций уподобления, специальных экспериментальных заданий, а также с применением диагностико-конструирующего педагогического моделирования.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе педагогического колледжа г. Комсомольска-на-Амуре в течение десяти лет, в школах №№ 9, 6 Комсомольска-на-Амуре. Данные массового опроса получены на базе школ № № 9, 14, 27, 53,6, 51, 18, 40 г. Комсомольска-на-Амуре.

Этапы исследования:

НА первом этапе (1990-1994гг): анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической науках; определялась исходная концепция исследования, изучался опыт работы образовательных учреждений; разрабатывался проект опытно-экспериментальной программы исследования; проводился констатирующий эксперимент.

В ходе второго этапа, (1994-1997гг) разрабатывалась диагностико-проектирующая программа исследования; проводился преобразующий эксперимент; осуществлялось концептуальное осмысление полученных результатов; оценивалась эффективность вводимых условий, при которых проявляется влияние художественной деятельности на гуманистическую культуру будущего учителя начальных классов.

Третий этап (1997-2001) был посвящен проведению, обработке и анализу полученных результатов экспериментального этапа исследования; подводились обобщенные итоги, уточнялись теоретические и практические выводы; шло оформление диссертационного исследования и определялись дальнейшие перспективы исследования, осуществлялось внедрение результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. 1 уманистическая культура выступает как характеристика личности учителя, меры его развития в качестве субъекта гуманистически ориентированной педагогической деятельности, меры овладения этим субъектом сущностью и способами организации художественной деятельности.

2. Критериями развития гуманистической культуры являются: а) самоактуализация потенциалов личности будущего учителя; б) межсубъектное взаимодействие; в) гуманистический уровень отношений. В зависимости от степени проявления выделенных критериев у будущих учителей имеют место разные уровни развития гуманистической культуры. 3. Развитие гуманистической культуры учителя начальных классов требует организации разносторонней, усложняющейся художественной деятельности в аудиторном и внеаудиторном процессах, в комплексе удовлетворяющей потребности в социализации, инкультурации, самореализации студентов и создаёт ля этих процессов условия в виде: а) учета уровневой дифференциации культурного развития и профессиональных запросов будущих учителей; б) освоения художественной деятельности как целостной системы деятельно-стей познания - преобразования - ценностной ориентации и коммуникации, составляющих деятельность распредмечивания, т.е. раскрытия личностного смысла, в ходе овладения способами теоретической и практической художественной деятельности; в) организации художественной деятельности как системы деятельностей восприятия, исполнительства, творчества, способствующих преобразованию педагогической реальности, осмыслению и созданию педагогических ценностей, что позволяет рассматривать художественную деятельность будущего учителя начальных классов как реальную и своеобразную педагогическую технологию развития профессионально-гуманистических отношений в образовательном процессе педагогического колледжа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые конкретизирована сущность художественной деятельности как педагогического феномена и движущей силы развития гуманистической культуры будущего учителя; впервые рассмотрена возможность развития гуманистической культуры будущего учителя в образовательном процессе на основе художественной деятельности; определены теоретические основы становления гуманистической культуры как педагогически управляемого процесса; сформулировано понятие гуманистической культуры учителя; предпринята попытка целостного концептуального осмысления организации художественной деятельности как пути развития гуманистической культуры будущего учителя с целью осуществления практики на данной основе; впервые выявлены взаимосвязь усложняющейся (аудиторной и внеаудиторной) художественной деятельности будущих учителей в процессе педагогического образования и возрастанием уровня их гуманистической культуры; предпосылки, факторы, критерии, процесса становления гуманистической культуры у будущего учителя; выделены уровни развития гуманистической культуры учителя, а также разработан комплекс эффективных условий развития гуманистической культуры при обучении искусству.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, апробировании и внедрении интегрированной программы обучения по дополнительной специальности педагог - организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей, стимулирующая развитие гуманистической культуры будущего учителя; разработке и внедрении спецкурса по личностно-ориентированному подходу при обучении изобразительному искусству младших школьников для студентов отделения начальных классов педагогического колледжа, в совершенствовании преподавания предметов образовательной области "Искусство" и повышении квалификации педагогов практиков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в выступлениях на региональных научных конференциях (г.Комсомольск-на-Амуре, 1995, 1998 г.г.); на педагогических советах в школе-гимназии № 9, в средних школах пос. Хурба, Новый мир;

- на лекциях, семинарах и практических занятиях на курсах повышения квалификации, организованных филиалом Хабаровского института повышения квалификации педагогических кадров (в течение трёх лет, с 1995 г.); - через доклады и обсуждения на аспирантских семинарах на кафедре общей педагогики КГПИ (с 1999г - КГПУ); в студенческих аудиториях педагогического колледжа и вузов, в ходе выполнения и защиты курсовых и дипломных исследований студентов, обучающихся в педагогическом и техническом университете.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 247 наименований и 15 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Племенюк, Марина Георгиевна

Результаты исследования показали, что внутри одного уровня развития гуманистической культуры могут быть расслоения студентов в овладении ими внешними компонентами художественной деятельности. Так, недостаточно развитое художественное восприятие объекта деятельности, что может быть обусловлено либо недоверием к своим сенсорным ощущениям, либо недооценкой чувственной ступени познания окружающего мира, ведёт, как мы считаем, к ослаблению группы перцептивно-рефлексивных способностей будущего учителя начальных классов. Этот и ряд других вопросов подлежат дальнейшему самостоятельному изучению.

Настоящим исследованием выявлено, что особое значение в развитии гуманистической культуры как личностного образования имели ценностные субъект-субъектные отношения, складывающиеся в образовательном процессе между преподавателем и студентами, студентов между собой, а также ценностное отношение к педагогической деятельности как к коллективной творческой деятельности.

Процесс развития гуманистической культуры протекал тем интенсивней, чем выше был первоначальный уровень владения художественной деятельностью и чем целесообразнее была организована художественная деятельность как деятельность познавательная (использующая свои специфические средства познания, отличные от научного познания, и имеющая свой объект познания, каким является отношение человека к миру, к себе, к людям и т.д.); преобразовательная (при этом преобразование касалось, в первую очередь, самого субъекта этой деятельности); ценностно-ориентированная на приобщение учащихся педагогического колледжа к ценностям профессии и культуры и коммуникативная, т.е. развивающая умения субъект-субъектного общения с миром природы, людей, произведений искусства и культуры, а на основе этого и приёмов диалогового взаимодействия.

Выполненное теоретико-экспериментальное исследование развития гуманистической культуры полностью подтвердило гипотезу о том, что художественная деятельность как движущая сила развития гуманистической культуры будущего учителя начальных классов обеспечивает личностное и профессиональное развитие студентов педагогического колледжа, что организация целостного педагогического процесса на основе взаимодействия аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности способствует развитию потребности в творческом духовно-практическом отношении к миру на основе свободы, ответственности выбора. Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала возможности нашей методики для становления и развития профессиональной и культурной субъектности будущего учителя начальных классов.

Проведенное исследование является частью глобальной проблемы гуманизации образования, поэтому, безусловно, должно иметь продолжение. Дальнейшему исследованию подлежат вопросы, связанные с изучением художественной деятельности в цикле других учебных дисциплин как важнейшего условия становления педагога субъектом культуры. В качестве приоритетных направлений изучения гуманистической культуры могут быть выделены: психологические основы развития гуманистически ориентированной личности учителя в процессе педагогического образования в высшем учебном заведении; место художественной деятельности в структуре педагогической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование художественной деятельности в образовательном процессе педагогического колледжа привело нас к выводу о том, что целенаправленно организованная художественная деятельность, органически связанная с целостным развитием личности будущего учителя начальных классов, является фактором развития его гуманистической культуры. Личность развивается в ходе художественной деятельности целостно, потому что, во-первых, в ней учитывается активность самого человека (как его природные задатки, так и социально-культурные потребности), а, во-вторых, её осуществление невозможно без осознанного участия в ней субъекта деятельности, что способствует возникновению сверхбиологических потребностей личности, таких, как потребность в творчестве и потребность в самоактуализации. Это является предпосылкой становления студента педагогического колледжа субъектом художественной культуры.

Внешне художественная деятельность проявляется как органическое единство деятельностей восприятия, исполнительства, творчества. Внутренняя структура художественной деятельности включает познавательный, преобразовательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный компоненты. Таким образом, реализуясь как система деятельностей познания, преобразования, ценностной ориентации и коммуникативной деятельности, художественная деятельность предоставляет возможность освоения нового способа учебной деятельности, соответствующего гуманитарному характеру современного образования, что позволяет рассматривать её как условие профессионального развития будущего учителя начальных классов. Кроме того, осознание целостности своей деятельности позволяет вывести любую профессиональную деятельность на уровень культурной деятельности, т.е. творческой.

Художественная деятельность - это деятельность, направленная на преобразование позиции участника деятельности в позицию субъекта деятельности; на развитие человековедческой направленности личности учителя, его интереса к человеку, понимания и чувствования другого человека, то есть на развитие перцептивно-рефлексивных способностей будущего учителя начальных классов. Она ориентирована на формирование системы гуманистических отношений личности будущего учителя начальных классов к себе, к другим людям, к своей деятельности и на этой основе - духовно-практического отношения к миру. Система конструирования преобразующих этапов исследования, осуществляемая на основе разработанной концепции дополнительного педагогического образования, обнаружила в реальном педагогическом процессе диалектические связи между художественной деятельностью студентов, системой подготовки учителя начальных классов и развитием гуманистической культуры.

Организация художественной деятельности как взаимодействия аудиторного и внеаудиторного процессов даёт выход разносторонним интересам студентов, углублению их в область самореализации в плане профессионального становления и в область освоения духовной культуры современного общества.

В процессе исследования установлено, что развитие гуманистической культуры происходит посредством художественной деятельности, которая способствует формированию и приумножению следующих потенциалов гуманистической культуры: познавательного, преобразовательного, ценностно-ориентационного и коммуникативного. Этот процесс обусловлен тем, что художественная деятельность возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она же постоянно изменяет. В силу этого она может являться одним из условий, удовлетворяющих потребность личности в социализации и инкультурации. В феномене гуманистической культуры будущего учителя начальных классов интегрируется диалектический уровень развития мышления педагога, опирающийся на творческую активность сознания, высокий уровень рефлексии и диалогическую направленность педагогической деятельности будущего учителя начальных классов.

Анализ результатов диссертационного исследования показал, что процесс эффективного формирования гуманистической культуры происходит на основе взаимообусловленности аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности, представляющей собой взаимосвязанные процессы социализации и самореализации органично включенные в образовательный процесс педагогического колледжа. На выявленной общей основе взаимосвязанных художественной и педагогической деятельностей вскрыты их более широкие объективные и субъективные возможности в формировании гуманистической культуры будущего учителя начальных классов как в содержании, так и в мотивации,и в способах, что даёт эффект и в протекании этих деятельностей, и в их результатах. Диалектика развития гуманистической культуры состоит в динамике аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности, в ходе которой получают развитие не только профессионально значимые умения и навыки, но и сущностные способности личности, такие как способность к субъект-субъектному общению, творческому труду, индивидуальному познанию мира.

В процессе усложнения художественной деятельности совершается преобразование гуманистической культуры, переход её от репродуктивно-функционального уровня на уровень творчески-созидательный.

На констатирующем этапе исследования были выявлены возможности студентов в области практической, теоретической и методической художественной деятельности, которые обнаружили их относительно широкий кругозор, некоторый багаж специальных способов художественной деятельности (в плане изображения предметов и явлений), чрезвычайно отличающийся у различных студентов. В то же время исследование обнаружило факт расхождения между приобретенным фондом знаний, умений в области художественной деятельности и желанием их самостоятельного творческого использования в ходе педагогической практики. При этом в своих притязаниях студенты, несмотря на достаточно высокий уровень знаний, способностей, не обнаружили себя субъектами ни художественной, ни педагогической деятельности, поскольку потребности и мотивы их деятельности были ориентированы на тех, кто должен организовать для них эту деятельность, то есть на преподавателей.

Анализ результатов исследования показал, что при специальной организации образовательного процесса создаются условия для формирования различных жизненно-сущностных потребностей студентов педагогического колледжа, наиболее ценными и способствующими развитию гуманистической культуры, являются потребности в самореализации и самоактуализации, а это, в свою очередь, создаёт возможность различных жизненно-модальных проявлений будущего учителя начальных классов, таких как педагог-организатор внеучебной и внешкольной деятельности, руководитель художественно-творческого сообщества детей, то есть представляются дополнительные возможности в приобретении смежных педагогических специальностей.

Конструирование учебного процесса на основе выявленных компонентов художественной деятельности обнаружило глубокое влияние художественной деятельности на становление и развитие субьектно-субьектных отношений между будущим учителем и участниками педагогического процесса, а также на становление педагогической деятельности в целом. Этапы развития гуманистической культуры последовательно совершенствовались преобразующей, активной, инициативной художественной деятельностью студентов. Диалектика аудиторной и внеаудиторной художественной деятельности явилась ценным образовательным процессом, способствующим формированию гуманистической культуры будущего учителя начальных классов. В результате исследования установлено, что развитие в образовательном процессе гуманистической культуры учащихся происходит более эффективно на этапе формирования художественной деятельности, с переходом её на новые уровни. Это обнаружено выходом художественной деятельности за пределы учебного процесса на более продвинутые уровни развития познавательного, преобразовательного, ценно-стно-ориентационного и коммуникативного потенциалов. Необходимость этого была выявлена в ходе исследования после первого этапа обучения по специализации, когда появилась потребность учащихся в более широком применении творческих сил, в реализации их склонностей к различным областям искусства и видам педагогической деятельности. Это выразилось в создании творческого объединения учащихся педагогического колледжа в форме музыкально-педагогического театра для сдачи комплексного экзамена по ряду учебных дисциплин дополнительного образования, таких, как, например, "Методика и технология внеурочной воспитательной работы", "Технология коллективного творческого дела", "Теория и практика общения", "Методика и технология работы художественного кружка" и д. р.

Таким образом, обобщение диагностических данных и поэтапное конструирование преобразующего эксперимента выявили определённую положительную тенденцию в повышении уровня сформированности гуманистической культуры как личностного образования по компонентам внутренней структуры художественной и педагогической деятельности в их гуманистическом понимании.

На основе реального процесса формирования гуманистической культуры учащихся педагогического колледжа вскрыта динамика её развития от подражательного до творчески-созидательного уровней.

Условиями этого движения являлись усложнение художественной деятельности студентов педагогического колледжа, содержания и построения её; организация взаимодействия педагогической и художественной деятельности; актуализация этико-эстетической составляющей художественной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов; реализация системно-целостного подхода в процессе организации художественной деятельности как фактора развития гуманистической культуры; ориентация студентов в процессе художественной деятельности на профессиональные педагогические ценности; развитие у студентов умения и навыка ориентироваться в мире общечеловеческих ценностей; развитие духовно-практической составляющей художественной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Племенюк, Марина Георгиевна, 2002 год

1. Абросимова З.Ф. Педагогическая культура учителя. ¡Учебное пособие. — Курган: гос. ун-та, 1999.-68 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе общения. В кн.: Психология личности. Хрестоматия Т. 2.- Самара, 1999.- 544с.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.-299 с.

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.,1960. - 350с.

5. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2-х т., т.И. -М., 1980.- С.44.

6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. - 175 с.

7. Андреев В.И. Модель творчески развивающейся личности учителя XXI века / Сб. науч. трудов.- М.,1994,- С. 12-15.

8. Андриенко Е. В. Условия подготовки учителя к процессуальной самоактуализации в педагогической деятельности / Сб. науч. трудов. М., 1994. -С.29-34.

9. Аникеев Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе.- М., 1983. -96 с.

10. Ю.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.- 253 с.

11. Антилогова Л. Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. М., 1992.-209с.

12. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе: В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 3-19.

13. Ардаширова 3. Г. Подготовка учителя в области культуры и этики: интера-тивные тенденции. М., 1994.- 63 с.

14. Н.Арсеньев A.C. Проблема цели в воспитании и образовании. Взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания. Философскопсихологические проблемы развития образования \ Под ред. В. В. Давыдо ва; РАО. -М., 1994.-128 с.

15. Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина Г. И. Учителя и ученики: 2 мира?: Книга для учителей.- М., 1992. 160 с.

16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1976. -158с.

17. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. -М., 1968. 654 с.

18. Афанасьев Ю. Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. -Львов, 1990.- Гл. III.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Л., 1989. - 560 с.

20. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М., 1981.- 480 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., -1973.-423с.

22. Бекшеев В. И. Традиции народности в педагогике С. Т. Шацкого //Педагогика. 1994. № 5.-С.22-30.

23. Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. СПб., 1997. -172 с.

24. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. ~М., 2000. -192с.

25. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1990. -С. 94-95.

26. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.,1994.- 445 с.

27. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

28. Берулава М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5.-С.25-31.

29. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода к педагогике //Педагогика, 1991.- № 7. с. 59-60

30. Бим-Бад Б.М. Идеи "педагогической антропологии" в России //Педагоги-ка. -1990.-№ 9.-С. 102-109.

31. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994.-№ 4.-С.56-68.

32. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика. 1996.- № 5.- С. 3-15.

33. Бирич И. А. Роль культуры и искусства в становлении и развитии универсальных сил человека. М., 1988.-197с.

34. Битюков К. 0., Кочетков И. В. Школа учебы и школа творчества Л., 1990.

35. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2000.— 304 с.

36. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология.-М., 1991,-С.31 -55.

37. Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Педагогика. 1990. № 12.- С. 65-71.

38. Буравихин В. А. Учитель и-общество // Педагогика. 1996. № 5. с. 60.

39. Васильева Б. Ю. Модель учителя XXI века. / Сб. Матер-в междунар. науч.-.практ. конф. -М., 1990.-С.10-12.

40. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Под ред. Е. В. Бон-даревской. Ростов н/Д : РГПУ, 1995, 172 с.

41. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.-98с.

42. Верб М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников. Л., 1980.- 72с.

43. Веремьев A.A. Введение в культурологию. Брянск, 2000. - 248с.

44. Вершловский С.Г. Учителю о себе и о профессии. М., 1988.-39с.

45. Водзинский Д.И. Межпредметные связи как условие формирования эффективности профессиональной подготовки будущих учителей. М, 1983.- С. 710

46. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутов Моск.обл. М., 1988.-88с.

47. Волков Б.В. Духовный мир педагога //Педагогика. 1990. № 4.-С. 73-76.

48. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.- 480с.

49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.-293с.

50. Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1987.-344с.

51. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.,1977.

52. Герасимов И.Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке).-М., 1985.-180с.

53. Герщунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России //Педагогика. 1996.- № 5.- С. 46-52.

54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1995. - 448 с.

55. Гильбух Ю.С. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся //Педагогика. 1990. № 5.- С. 81-87.

56. Гильбух Ю.С. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. № 5.-С.33-35.

57. Гинецинский В. И. Место и функции аксиологического знания в структуре профессионально-педагогической деятельности. // "Педагоги-ческое образование для XXI века": Сб.-М.,1994.-С.56-62.

58. Головнева Е.В. Формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании у будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997.- 20с.

59. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.-160с.

60. Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности как фактор развития активности школьника: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.-Л., 1982.-С. 22.

61. Горшкова В.В. Механизмы взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности //Проблемы совершенствования процессов обучения в средней школе. — СПб., 1987. С.5-9.

62. Горшкова В.В. Активность личности школьника в совместной деятельности с учителем: Учеб. пособ. по спецкурсу. Хабаровск, 1989.-128с.

63. Горшкова В.В. Научно-методические рекомендации по интенсификации учебно-воспитательного процесса в начальной школе: Пособ. в помошь учителю по проблемам нравственного и эстетического воспитания.- Комсомольск на - Амуре, 1990.- 34с.

64. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. Л., 1991.- 76с.

65. Горшкова В.В. Программа воспитания человека (Федерально-региональ-ная концепция).- Комсомольск на - Амуре, 1993.- 26с.

66. Горшкова В.В. Педагогика отношений. Комсомольск на - Амуре: изд-во КГПИ, 1995.- 104с.

67. Горшкова В.В. Педагогика диалога: Инновационные образовательные технологии. Комсомольск - на - Амуре: изд-во КГПИ, 1997.- 109с.

68. Грибанов Г.В. Формирование взаимоотношений учителя и учащихся //Педагогика. 1990. № 12,- С. 89-91.

69. Грищенкова Г.Р. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры у студентов педвуза: Автореф. дис. .канд. пед.наук.-М., 1997.-22с.

70. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя.- М., 1986.- 239с.

71. Гросул Н. "Война и мир" в детских рисунках // Искусство в школе. 1995. № 4,- С. 6-10.

72. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование.- Ереван, 1981.-145с.

73. Дашкевич О.В. Общественно-организационная деятельность подростков //Педагогика. 1994. № 5.-С. 20-27.

74. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы: Учеб.пособ. Сост. В.Н. Максимова.- СПб, 1995.-85с.

75. Дмитриева А. Живопись и цветопись //Искусство в школе. 1996.№ 4.- С. 54.

76. Днепров Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России //Педагогика. 1996.№10. С. 39-41.

77. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. Для учителя. М.,1986.- 143с.

78. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М.,1999. - 216 с.

79. Жуков В. В. Методика воспитательной работы. М., 1993.- 200с.

80. Иванов Б. В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности. О человеческом в человеке. М.,1991.-384с.

81. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.,1986.-140с.

82. Интенсификация творческой деятельности студентов / Сб. научных тру-дов. -Казань, 1990.-208с.

83. Исаев И.Ф. Культурологический подход к профессионально педагогической подготовке учителя. М.1994.-50с.

84. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России Х1Х-ХХвв.: Хрестоматия /Сост. М.А. Верб.- СПб., 1995.- 293с.

85. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.,1984. - 256с.

86. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М., 1974.-328с.

87. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений М., 1988. 316с.

88. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.- С. 416.

89. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1999. 205 с.

90. Как построить свое "Я" /Под ред. В.П. Зинченко,- М., 1991,- 136с.

91. Кант И. Критика способности суждения. М. 1994. 293с.

92. Каптерев П.Ф. История русской педагогики //Педагогика. 1996№ 5.- С. 81.

93. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997.

94. Квятковский С.В. О добром и прекрасном //Педагогика. 1990.№ 5 С. 140.

95. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла //Искусство в школе.1998. № 5.-С.44.

96. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение ( По материалам иссле-дова- ний в СССР в период 20-80-х годов).- СПб., 1997. 136 с.

97. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной и зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. № 5.-С.34-39.

98. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику: Учеб.пособие. М., 1975.- 196с.

99. Колеошкина С.Н. Как научить детей понимать язык натюрморта // Нач. шк. 1994. №5.-С. 43-45.

100. Комарова Г.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. М., 1979.- С. 135.

101. Кондаков И.В. Проблемные ситуации в культуре и образовании / Человек в зеркале культуры и образования: Сборник М., 1988.- С.55-66.

102. Корнилов В.А. Новые подходы к педагогическому образованию // Педагогика. 1999. № 8 С. 76-81.

103. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб.пособие.- 1986.-208с.

104. Котова И. Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание.- М., 1998.-140с.

105. Котова И. Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики.- Ростов на Дону, 1994. -64с.

106. Краевский В.В. Будущий учитель и будущее педагогики // Педагогика. 1990. №9.-С. 153-154.

107. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; под ред. A.B. Петровского, М. Т. Ярошевского. М., 1985.- 431с.

108. Крупенин А. Л. .Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону, 1996,- 480с.

109. Кудина Т.Н., Пашаев A.A., Новянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.- 80с.

110. Кудина Т Н., Новянская 3. Н. Уроки по программе "Литература как предмет эстетического цикла" //Искусство в школе 1998, № 1.-С. 14, № 3.- С. 22, №4.- С. 10

111. Кузнецов В.В. Размышление о педагогической культуре специалиста //Специалист. 1996. № 6.- С. 29-30.

112. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика М.,1989.- 303с.

113. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности Хабаровск, 1997.-315с.

114. Кумекер Л., Шейн Д.С. Свобода учить, свободе учить: Пособие для учителя.-М., 1994,-160с.

115. Кутьев В.О. Методология педагогики: Какая она сегодня // Педагогика.1990. № 8. С. 65-70.

116. Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика.- Минск, 1978.-296с.

117. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию //Педагогика. 1996.№ 5.-С.24-40.

118. Левицкий М.Л., Нечаев H.H. Измерения в учебно-воспитательной деятельности //Педагогика. 1990. № 8.-С.63-68.

119. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания .-М ., 1990.-180с.

120. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства //Избранные психологические произведения. М., 1983. .-Т.2 -С.65.

121. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность /Психология личности: Хрестоматия в 2 Т.-Т.2. Самара., 1999, Т.2.-544с.

122. Лесохина Л.Н. Полифункциональная модель образования и тип личности. Академическая программа "Человек. Наука. Общество". Комплексное исследование. М., 1989.-140с.

123. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. инст-ов.-М., 1985.-207с.

124. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. /Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.-СПб., 1996.-175с.

125. Люрья H.A. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф.дис. докт. философ.наук.-Томск, 1997.-39с.

126. Максимова В.Н. Формирование профессионально педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя: Учеб. пособие. -СПб., 1994.- 52с.

127. Малинин В.И. Самообразование как путь постижения истины //Педагогика. 1996. № 5.- С. 122.

128. Мамардашвили М. К. Наука и культура: Методологические проблемы ис-торико-научных исследований. М., 1992.- С. 46-48.

129. Маркова М. Искусство как процесс. М., 1970.- С. 23.

130. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.- 192с.

131. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. - 478с.

132. Мелик-Пашаев A.A. Творчество и художественные вопросы аксиоло-гии //Искусство в школе. 1995. № 4.- С.31.

133. Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности: Филос.-этич. очерк.-М.,1990.-222с.

134. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пообие.-М.,1999.-232с.

135. Молодцова Т. Д., Скуднова Т. Д. К проблеме формирования профессионально-гуманистической позиции будущего учителя./ Таганрог. 1992.-39с.

136. Моль А. Социодинамика культуры.- М., 1973.- 406с.

137. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний .-М., 1986.-180с.

138. Москвина Т. М. Развитие воображения творчества на уроках композиции // Искусство в школе. 1995. № 1.- С. 38-40.

139. Мудрик А. В. Учителю: творчество и вдохновение. М., 1986.-79с.

140. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.-65с.

141. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю. Н.Кулюткина, Г. С.Сухобской-М.,1990.-175с.

142. Найн А. Я. Общепедагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. № 5.- С. 10-14.

143. Неменская Л. А. Эстетический характер самосознания //Педагогика 1990. № 12.-С. 71-76.

144. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.- 254с.

145. Неменский Б.М. Эмоционально-образное понимание в развитии человека //Вопросы психологии.- 1991.- № З.-С. 16-23.

146. Неменский Б.М. "Вещи как мысли" (натюрморт) //Искусство в школе. 1995. №3.- С. 59-64.

147. Немыкина И. Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. . докт. наук.- М., 1997.-40с.

148. Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Педагогика. 1990. № 9.-С. 41-47.

149. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.-Л. , 1983.- 216с.

150. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондарев-ской Ростов н / Д., 1995 - 216 с.

151. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурминской и В.М. Слуцкого.- М., 1991.-376с.

152. Организация и методика педагогических исследований (рекомендации в помощь методисту). Хабаровск, 1994.-20с.

153. Орлов A.A. Формирование педагогического мышления //Педагогика. 1990. № 1.- С. 82-86.

154. Основы эстетического воспитания: Пособ. для учителя /Под ред. H.A. Кушаева.- М., 1986.-176с.

155. Осорина Н.Т., Некрасова В.А. Психологическая природа детского рисования //Искусство в школе. 1995 № 3.- С. 26-29.

156. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя //Педагогика. 1990. №11.- С. 64-69.

157. Пегов В.А. Экономическая экспертиза инновации в сфере образования //Педагогика. 1996. № 5.-С.31-33.

158. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -М, 1997.-512 с.

159. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. уч.заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998.-152с.

160. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И.Пидкасистого. М.,1998. - 640 с.

161. Петров JI. В. Социология и проблемы социального развития.- М., 1978.-78с.

162. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. М., 1991.-152с.

163. Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. 260 с.

164. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. -152с.

165. Пешикова Л. Организация общения на уроке мировой художественной культуры //Искусство в школе. 1998,№ 5. С. 35-39.

166. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб.заведений. М., 196.- 432с.

167. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. 1997. № 5. -С. 54-58.

168. Планирование и организация деятельности начальной школы // Сб. научно-методических и управленческих материалов. Часть 1.-М.:Образоват. центр "Педагогический поиск", 1997.- 102с.

169. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь справочник.» М., 1995.- 256с.

170. Полуянов Ю. Общее и индивидуальное на занятиях изобразительного искусства в 1 классе //Искусство в школе. 1996 . № 5.-С.15-18.

171. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.-260с.

172. Поташник М. И. Как развивать педагогическое творчество. М.,1987.-210с.

173. Прасолова Е. JI. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольной работе. М., 1987.-150с.

174. Привалов А. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества //Искусство в школе .- 1994.-№ 4.-С. 19-23.

175. Программа для пед. училищ, инст-ов и учит.семинаров //Искусство в школе. 1995. № 2.-С. 12, №3,-С.6. 4.-С.З.

176. Психология формирования и развития личности / Под ред.Л.И.Анциферо-вой.-М.,1981.-368 с.

177. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М.,Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв.ред. канд.фил. наук, В.М.Николаенко. -М, 1999.- 175с.

178. Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. A.A. Реан-СПб.,2000.-320с.

179. Райгородский Д.Я. Психология личности. ТЛ.Хрстоматия. Самара, 1999. - 448с.

180. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология -СПб., 2000.-416с.

181. Роджерс К. К теории творчества // Взгляд на психотерапию. Становление человека.- M., 1994.-С.73-88.

182. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественно-педагогической деятельности учащихся педагогических училищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителей начальных классов : Автореф. дис. . канд. пед.наук,- Минск, 1993.-15с.

183. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т.- М.,1933.- Т.1. 608с.

184. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.-176с.

185. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов в ХГФ.- М., 1980.- 239с.

186. Ротенберг B.C. Об общих предпосылках творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. J1., 1983.-279с.

187. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2 т.-М., 1989. Т. 1.- 488с.

188. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1987.- С.233-238.

189. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь. // Психология личности: Хрестоматия. Самара,-1999. Т.2.- 544с.

190. Рувинский Л.И. Теория ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности. М., 1973,-190с.

191. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. М., 1987.-120с.

192. Сараева В.В. Организация, формы и методы работы по эстетическому воспитанию с детьми дошкольного возраста в деятельности С.Т.Шацкого и его сотрудников.- М., 1994.- 21с.

193. Седова Н.Е. Гуманистический подход к подготовке учителя.-П.-К., 1997.-280с.

194. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие. -М, 1998.-256с.

195. Симонов В.М. Педагогика курс лекций. -Волгоград., 1997.- 70с.

196. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя /УПедагогика. 1990.№ 5.-С.101-103.

197. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.-53с.

198. Сластенин В.А. Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования. М., 1994,- 63с.

199. Слободчиков В.И., Исаев В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М.,1995.-384с.

200. Смирнов В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. № 5.-С.27-34.

201. Сокольников Ю.П. О системном понимании воспитания //Педагогика 1990.№ 7.-С. 54-58.

202. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей: Опыт изучения //Педагогика. 1990, № 2.-С. 47-53.

203. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М., 1985.- 415с.

204. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая психология и школа -СПб., 1995.-180с.

205. Сухомлинский В.А. "Не только разумом, но и сердцем .":Сборник статей и фрагментов работ / Сост.и авт.предисл. Л.В.Голованов. М.,1986.- 207с.

206. Сухомлинский В.А. Павлышеская средняя школа.- М., 1979.-398с.

207. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для пед. инст-ов /Сост. В.Б. Косминская и др.-М., 1985.-208с.

208. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания Вып. 11.- М.,1947.-180с.

209. Толызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие.-М.,1998.-288с.

210. Тесленко Е.И. Духовная культура учителя / Педагогическое образование для XXI века: Сборник.-М.,1994.-209с.

211. Тюлин М.Е. Влияние психолого-профессиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Автореф. дис. . канд. псих, наук.-Тверь, 1994.- 17с.

212. Ушинский К. Д. Пед. Соч.: В 6 т. Т.З.- М.,1988.

213. Фанч Флемминг. Преобразующие диалоги: Пер.с англ.- Киев, 1997.-384с.

214. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фроловой.-М., 1986.-445с.

215. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред.

216. В.В. Давыдова. М., 1994,- 128с.

217. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности какпроблема.- М, 1982. -70с.

218. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления.- М., 1986.-Гл. 1 -3.

219. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Педагогика. 1990. № 12.- С. 28-35.

220. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Методическое пособие. -М., 1988.- 168с.

221. Хайдеггер М. Бытие и Время. М., 1997. - 208 с.

222. Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной.-М., 1972.- 285с.

223. Художественная культура и развитие личности // Сб.науч.тр. / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М., 1987.-Разд. 1.-230с.

224. Художественная культура и искусство //Сб. научн.тр. /Отв. Ред. В.Е.Гусев.- Л., 1987. Разд. 1.

225. Чашанов М. А. Диагностические умения учащихся //Педагогика. 1990. № З.-С. 40-44.

226. Человек в мире художественной культуры.- М., 1982.-239с.

227. Человек в зеркале культуры и образования // Сб. Под ред. И.А. Бирич Философское общество СССР.- М., 1988.- 213с.

228. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. В 2т.- М., 1980. Т2.-С.65.

229. Шварцман К.А. Философия и воспитание: критический анализ немарксистских концепций. М., 1989.- 208с.

230. Шарков В В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.-192с.

231. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.-150с.

232. Шибутани Т. Социальная психология.-М.: Прогресс. 1969. -535с.

233. Шишмакова Е. В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие их личностного саморазвития: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Хабаровск, 1997.- 16с.

234. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отеческтвенных теорий личности.- Ростов н/Д,1995. 62с.

235. Шор Ю. М. Человек, образование, культура // Вопросы философии. 1999. № 6.- С.39-42.

236. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к диагностике ценностей //Педагогика. 1994. № 5.-С 86-88.

237. Шубинский B.C. Философские подходы к новой педагогической теории //Педагогика. 1990. № 12.- С. 60-65.

238. Щекин Г. В. и Потапенко Т. М. Профессиональная ориентация: этапы и методы / Методические рекомендации. -М., 1994. 30с.

239. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.- 89с.

240. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М., 1986.-144с.

241. Эпштейн М. М. Дидактика учебной и внеучебной деятельности: новый взгляд на привычные термины. Д., 1990.-49с.

242. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.-96с.

243. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.- С. 20-22.

244. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.-527с.185

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.