Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна

  • Артаева, Гиляна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Элиста
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 202
Артаева, Гиляна Владимировна. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Элиста. 2003. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ХУДОЖЕСТВЕННО -ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ.

1.1. Сущность и принципы художественно-эстетического воспитания.

1.2. Историко-культурные и художественные особенности калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Обобщение опыта художественно - эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по художественно - эстетическому воспитанию подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия»

Актуальность исследования. Современная модернизация образования, осуществляемая в России, связана с проблемами глобализации мира, созданием единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного. Она ставит перед современной Россией задачу достойно и своевременно войти в это культурное пространство, при этом не утратить своего культурного своеобразия. Решение этой сложнейшей по исполнению задачи выдвигает проблему гармоничного сочетания поликультурности, возрождения и использования в воспитании подрастающего поколения богатого культурного наследия народов России. Составной частью модернизации системы образования является и перестройка преподавания в школах предметов художественно-эстетического цикла.

Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые могли бы способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. В связи с этим для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. В соответствии с этими требованиями возникает острая необходимость поиска новых подходов к преподаванию искусства в школе. В настоящее время стало возможным строить учебно-воспитательную работу в школе с учетом многовекового наследия всех народов России и мира, реализовывать на практике «связь времен», связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по иному оценить вклад народов России в мировую культуру. Художественно-эстетическое воспитание и образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные. Причем путь познания мировых и национальных культурных ценностей, по общему мнению ученых, должен пролегать от родной песни, от родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре. Это значит, что системе художественно-эстетического воспитания и образования в школе должен быть присущ характер выявления возможных эффективных форм и методов для осуществления воспитания учащихся также и на народных традициях и искусстве, так как самое ценное, что веками сформировано культурой народа, должно стать важной частью системы воспитания и образования в современной школе. Очевидно, что данный подход ни в коей мере не сводится лишь к включению этнокультурного материала в учебные курсы и тем более не означает буквального восстановления традиционной культуры воспитания и обучения, в том числе и в области художественно-эстетического, трудового воспитания. Суть новой образовательной парадигмы в том, что учебный предмет рассматривается не как самоцель, а как средство обучения и воспитания, основной же целью признается формирование личности ребенка, в частности формирование его художественно-эстетической культуры. Именно в этом контексте мы рассматриваем проблему введения регионального компонента в содержание учебных предметов изобразительное искусство и трудовое обучение, становления системы художественно-эстетического воспитания в целом.

К настоящему времени в педагогике накоплен обширный научно-педагогический материал, подтверждающий необходимость возрождения и использования в учебно-воспитательной работе с учащимися возможностей национальной культуры, в частности народного декоративно-прикладного искусства, как эффективного средства художественно-эстетического развития личности и, что не менее важно, как средства воспитания чувства ответственности за национальную культуру и искусство.

Актуальность проблемы подтверждается выводами авторитетных ученых, деятелей культуры и искусства. Так, необходимость использования народного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников обосновали такие известные отечественные педагоги, как Г.Н. Волков, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев, Ю.В. Максимов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова. В трудах таких исследователей народного художественного творчества как B.C. Воронов, А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова и других разработаны научно-теоретические основы и пути возрождения народного декоративно- прикладного искусства.

Наряду с русским народным художественным творчеством привлекают внимание исследования вопросов воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства татарского (С.И. Раимова, JI.X. Кадыйрова и др.), казахского (Б.А. Альмухамбетов, К.Ж. Амиргазин и др.), дагестанского (А.М.Магомедов, Д.Б. Магомедов и др.), чувашского (Г.А. Никитин) , удмуртского (O.JI. Морева) и других народов.

Проблема актуальности изучения и возрождения традиционного народного искусства отражена и в «Основных направлениях развития эстетического образования», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации школам России. Деятельность организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) также направлена на сохранение и развитие этнических культур планеты, включая и Россию.

Таким образом, на сегодняшний день существует ряд концептуальных положений для формирования содержания и развития художественного образования на основе национальной культуры и народного искусства России. Так, исследователь Т.Я. Шпикалова пишет, что одно из основных положений художественно-эстетического воспитания и образования отражает диалектическое взаимодействие единства и многообразия. Единство предполагает усвоение духовных и материальных ценностей, созданных народом, с позиций содержательной научной концепции о народном искусстве, как особом пласте художественного творчества. Многообразие обусловливается этническим самосознанием, культурой мастерства, национальными и региональными традициями. Учет многообразия выражается в предоставлении правовых возможностей создавать свои варианты программ, пособий тем, кто проживает в автономных республиках, национальных округах и различных регионах Российской Федерации» (66, С.З).

Надо сказать, что в литературе уделено внимание исследованию такого феномена калмыцкой культуры, как народное декоративно-прикладное искусство, которое изучалось и раньше такими исследователями, как Н.Н. Пальмов, П.С. Паллас, П.И. Небольсин, И.А. Житецкий, И.В. Бентковский, К.Э. Эрендженов, Д.В. Сычёв, И.И. Трошин, Д.Б. Пюрвеев, Г.С. Васькин, С.Г. Батырева, но их работы носят этнографический, искусствоведческий характер и служат важным источником сведений о народном искусстве калмыков.

В последнее время возрос интерес педагогов-исследователей к проблеме выявления педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства калмыков. В этнопедагогических работах О.Д. Мукаевой (109, 110, 111) исследуются теория и практика исторически сложившейся традиционной культуры, ее современное состояние и перспективы. Народное декоративно-прикладное искусство, по мнению автора, заключает в себе значительный педагогический потенциал, является действенным средством народного воспитания.

З.О. Кекеева в своем диссертационном исследовании (76) калмыцкое народное декоративно-прикладное искусство рассматривает как одно из средств приобщения к национальной культуре. В исследовании Б.И. Беляевой (16) декоративно-прикладное искусство и традиционные ремесла калмыков рассматриваются как средство совершенствования трудового воспитания и обучения школьников, этнопедагогической подготовки учителей технологии. Все вышесказанное указывает на плодотворность использования средств декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако, вопросы художественно-эстетического воспитания школьников средствами калмыцкого декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа в массовой школьной практике.

Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, т.к. именно в этот возрастной период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Младший подросток способен осознать своеобразие родной культуры, поэтому при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем народной культуры, но и носителем, творцом, что и является, на наш взгляд, одной из главных задач, т.к., во-первых, такой подход направлен на развитие художественно-эстетической культуры личности школьника, во-вторых, способствует сохранности, обогащению и передаче последующим поколениям накопленного народом культурного наследия.

Предпринимаемые в последние годы меры по становлению и развитию национальной системы в республике способствуют возрождению и внедрению в учебно-воспитательный процесс прогрессивных народных традиций, в частности педагогических, эстетических, художественных, трудовых традиций калмыцкого народа. Так, на уроках изобразительного искусства и трудового обучения учащиеся знакомятся с основами народного декоративно-прикладного искусства, с историей развития народных художественных промыслов, овладевают искусством изготовления национальных сувениров. Учителями-практиками (С.С. Агеев, С.Г. Батырева, J1.H. Павлова, Е.М. Эрднеева и др.), на основе федеральных, составлены авторские варианты программ по изобразительному искусству и технологии с учетом регионального компонента. Результатом освоения калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства являются всевозможные выставки работ учащихся, ярмарки-продажи готовых изделий и т.д.

Вместе с тем, анализ научной литературы по теме исследования и анализ практики внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс показал, что существуют противоречия, присущие непосредственно самому процессу художественно-эстетического воспитания средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства:

- между возросшей в современных условиях значимостью культурно-исторических традиций калмыцкого народа (в частности, декоративно-прикладного искусства) и теоретической неразработанностью проблемы художественно-эстетического воспитания средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства, отсутствием научно-методической литературы по данной проблеме; между выбором современными школьниками активных, творческих форм изобразительной и декоративно-прикладной деятельности и репродуктивным характером этой деятельности в реальном учебном процессе; между синкретичным, целостным характером народного декоративно-прикладного искусства и раздельным, маловзаимосвязанным преподаванием его на уроках изобразительного искусства и технологии.

Исходя из вышеизложенного, проблема нашего исследования состоит в выявлении педагогического потенциала калмыцкого декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании подростков, а также педагогически-эффективных условий художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Учитывая актуальность и недостаточную теоретическую и методическую разработанность вышеназванной проблемы, была определена тема исследования: «Художественно-эстетического воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материале Республики Калмыкия)».

Объект исследования: система художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства в целостном учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: процесс художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования: выявить педагогический потенциал калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства как средства художественно-эстетического воспитания подростков и экспериментально апробировать систему художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства будет осуществляться более успешно, чем в массовом опыте, если:

- будут определены и научно обоснованны теоретические и методические принципы художественно-эстетического воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе в школе;

- будут выявлены историко-культурные и художественные особенности калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства и его педагогические возможности в художественно-эстетическом воспитании подростков; содержание учебной деятельности будет выстраиваться, с одной стороны, с учетом логики учебного предмета и требований государственного образовательного стандарта (ГОС) в этой области, с другой - ориентироваться на этнокультурные интересы и творческие способности подростков, их возрастные и индивидуальные особенности; будут использоваться адекватные методы и формы обучения и воспитания, способствующие формированию и развитию творческих способностей, воображения, самовыражения подростков в процессе творческой деятельности на основе народной культуры и искусства;

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1 .Определить социально-педагогическую сущность художественно-эстетического воспитания как органической части всего воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

2.Выявить идейно-эстетическую основу, историко-культурные и художественные особенности калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства и его педагогические возможности в художественно-эстетическом воспитании подростков.

3.Обобщить опыт практической деятельности школьных педагогов по художественно-эстетическому воспитанию подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства и определить содержание, формы и методы, наиболее соответствующие, с одной стороны специфике калмыцкого народного искусства, с другой - способствующие формированию общей художественно-эстетической культуры личности подростка;

4.Осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной системы художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретико-методологическую базу исследования составили философские, культурологические, педагогические исследования о сущности, месте и путях трансформации национальных традиций в современном все более гетерогенном, дифференцированном обществе (Г.Н. Волков, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, М.С. Каган, В.К. Шаповалов и др.); принципы и положения концепции художественно- эстетического воспитания и образования школьников (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Л.Б. Рылова, Л.Н. Столович, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.) идеи личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Зайцев,

Е.А. Крюкова, В.В.Сериков, и др.); искусствоведческие труды, раскрывающие сущность и закономерности развития народного декоративно-прикладного искусства (А.В. Бакушинский, B.C. Воронов, В.М. Василенко, М.А. Некрасова и др.); исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю, культуру и искусство калмыцкого народа, его педагогические традиции, историю образовательной системы и ее современное состояние (С.Г. Батырева, Н.Ц. Биткеев, Г.М. Борликов, З.О. Кекеева, А.Г. Митиров, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин, Г.Ц. Пюрбеев, Д.Б. Пюрвеев, Д.В. Сычев, У.Э. Эрдниев и др.).

В диссертации использованы следующие методы исследования:

- теоретические - теоретический анализ философской, этнографической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические - анкетирование, беседы, тестирование, экспертная оценка, изучение, анализ и обобщение опыта работы педагогов-практиков, анализ результатов их деятельности, констатирующий и формирующий эксперименты по исследованию педагогических возможностей калмыцкого декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании подростков.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректной организацией опытно- экспериментальной работы.

Научная новизна исследования, теоретически представлено и уточнено определение понятия «художественно-эстетическое воспитание»; обобщены и адаптированы для использования в художественно-эстетическом образовании и воспитании подростков этнографические и искусствоведческие, новые полевые сведения о калмыцком народном декоративно-прикладном искусстве, предложен подход к изучению искусства через интеграцию занятий по изобразительному искусству и технологии, что предполагает сочетание монохудожественной творческой деятельности учащихся с полихудожественной и способствует приобщению учащихся к народному искусству, как целостному явлению, нетерпящему разделения на творческую и ремесленную части; разработаны и экспериментально проверены содержание, формы и методы художественно-эстетического образования и воспитания подростков средствами калмыцкого декоративно-прикладного искусства, определены критерии и уровни художественно-эстетической воспитанности в области народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в становление целостного учебно-воспитательного процесса с учетом его регионализации; возможностью использования полученных выводов для дальнейшего исследования проблемы художественно-эстетического образования и воспитания школьников средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной апробации системы художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства. Разработанные наглядные пособия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на материале калмыцкого искусства и программа интегративного учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» на материале калмыцкого декоративно-прикладного искусства могут быть использованы учителями изобразительного искусства и технологии и учителями других гуманитарных дисциплин, руководителями кружков, студентами педагогических учебных заведений, материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации учителей изобразительного искусства, технологии.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы» (Пятигорск, 2000 г.); на XIX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Майкоп, 2000 г.); на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе образования и воспитания» (Элиста, 2000 г.); на VIII годичном собрании Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ставрополь, 2001г.); на Российской научной конференции «Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, значение формы» (Элиста, 2002 г.).

Выводы и итоги исследования по результатам эксперимента представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого госуниверситета, на педагогических советах средней школы № 2 г. Элисты, на методических объединениях учителей изобразительного искусства и технологии школ г. Элисты.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось через научно-практическую организационно-педагогическую деятельность автора в средней школе № 2 г. Элисты, в Калмыцкой национальной гимназии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под художественно-эстетическим воспитанием мы понимаем формирование художественно-эстетической культуры личности посредством искусства, выраженной в эстетико-гуманистическом отношении и эмоционально-нравственном отношении к действительности и искусству, в развитии сущностных сил и художественно-творческих способностей, способствующей гармонизации духовной и практической жизни человека.

Критериями для определения уровня художественно-эстетической культуры служат степень сформированности художественно-эстетических потребностей, ценностно-эстетических ориентаций, восприимчивости к прекрасному, способности к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству, способность сопереживанию, доброжелательность и гуманность.

2. Калмыцкий народ имеет свою «характеристическую» систему художественно-эстетического воспитания, сложившуюся под воздействием таких историко-культурных факторов как языческие, а затем буддийские воззрения, кочевой образ жизни, культурные контакты с другими народами и приведшими к формированию таких художественных особенностей, как богатое ощущение ритма линий, форм, объемность цветового восприятия, тонкое природное чувство колорита и гармонии, обыгрывание игры света и цвета, природных эстетических свойств материалов (дерево, металл, кожи, войлока) и их эстетически-гармоничное сочетание, декоративная стилизация и эстетизация красоты повседневного.

3. Важнейшими педагогическими условиями, способствующими успешному осуществлению процесса художественно-эстетического воспитания подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства являются: творческий потенциал педагога, реализующего культурологический подход в парадигме личностно-ориентированного образования, цель которого-саморазвитие, самосовершенствование личности подростка; создание особой эстетической среды, в которой происходит психологическое «погружение» в мир народного творчества, способствующей активизации интереса к народному искусству и культуре, к художественной деятельности, выявлению и развитию художественно-творческих способностей личности подростка; сочетание традиционных методов обучения и инновационных методов развивающего, проблемно-творческого характера, применение различных форм урочной и внеклассной работы.

4. Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству способствует формированию общей художественно-эстетической культуры и формированию самобытной системы эстетико-ценностных ориентаций личности, выражается в устойчивом чувстве национальной культурной идентичности, воспитанию патриотизма, уважения к народной культуре, в развитии художественно-творческих способностей, нравственно-эстетической позиции личности, приобщает учащихся к общественно-полезной деятельности, умения и навыки приобретаемые в процессе обучения и творческой работы, носят универсальный характер и могут использоваться в других областях практической деятельности.

Эмпирическую базу исследования составили подростки (11-14 лет, более 200), а также учителя изобразительного искусства и технологии средней школы №2 г. Элисты, Калмыцкой национальной гимназии.

Этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 г.г.) - поисково-созидательный. На данном этапе анализировалась научная литература по исследуемой проблеме, определялись тема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, накапливался первичный эмпирический материал по результатам констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999-2002 г.г.) - формирующий (обучающий) - опытно-экспериментальная работа с учащимися 5-7 классов средней школы №2 г. Элисты, разработка и апробация программы интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной с учетом регионального компонента ; опытно- экспериментальная работа в школьном кружке народного художественного творчества.

Третий этап (2002-2003г.г.) - завершающий - анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, работа над текстом диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения (13с.), двух глав (90с., 45с.), заключения (6с.), списка используемой литературы (172 наименований) и 9 приложений. В тексте диссертации содержатся 3 таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Артаева, Гиляна Владимировна

Выводы к главе 2

Анализ и обобщение процесса художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого декоративно-прикладного искусства позволяет сделать следующие выводы:

1. Знакомство с историей развития калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства, с его структурой, особенностями колористики и орнаментики, с художественно-образным содержанием формирует у подростков понимание его социальной и художественной значимости, пробуждает интерес к историко-культурному прошлому народа, к его обычаям, к художественной культуре. Художественно-творческая деятельность, связанная с калмыцким декоративно-прикладным искусством способствует формированию у подростков художественно-эстетических потребностей, развитию художественно-эстетического вкуса и художественных способностей.

2. Калмыцкое декоративно-прикладное искусство представляет собой ценную художественную традицию и является неисчерпаемым источником творческой деятельности школьников по созданию собственных творческих композиций. Изготовление подростками изделий декоративно-прикладного искусства имеет важное значение с точки зрения не только художественно-эстетического, но и трудового воспитания, приобщает учащихся к общественно-полезной деятельности. В процессе работы воспитываются усидчивость, аккуратность и трудолюбие. Умения и навыки, приобретаемые в процессе работы, носят универсальный характер и могут использоваться в других областях практической деятельности.

3. Изучение подростками калмыцкого декоративно-прикладного искусства необходимо строить с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся.

4. В реальной педагогической практике методы художественно-эстетического воспитания (практического обучения, эстетически оптимального восприятия, художественно-творческой деятельности), а также народные методы воспитания (личный пример взрослых, наблюдение, любование, включение в деятельность и.т.д.) реализуются через общедидактические методы обучения как традиционные, так и инновационные, но основными становятся проблемно-творческие, исследовательские методы (проблемного изложения, эскпериментирования с красками и материалами, творческих проектов, сотворчества педагога и учащихся и т.д.).

Применение различных форм обучения: урок-образ, художественный совет, проведение отдельных уроков в музеях, в выставочных залах, в мастерской художника, народного мастера-прикладника, урок творчества, проведение театрализованных представлений в дни народных праздников, уроки коллективного творчества, проведение интегрированных уроков (изобразительное искусство и технология, изобразительное искусство и литература и т.д.), обучение народным художественным ремеслам в кружках народного художественного творчества и т.д.

5. В ходе изучения калмыцкого народного декоративно-прикладного искусства по разработанной методике у учащихся экспериментального класса развились творческие способности, фантазия и воображение (показатели теста - гибкость и оригинальность), а также у учащихся этого класса развились способности к самостоятельной исследовательской работе, что выразилось в умении находить, анализировать и обобщать материал, делать выводы. Но основным является то, что у этих учащихся изменилось отношение к народной культуре и искусству, к художественной деятельности, появился познавательный, деятельностный интерес, увлеченность народным декоративно-прикладным искусством, желание изучать и осваивать народные промыслы.

Заключение

Ключевыми позициями модернизации образовательной системы России является ее гуманизация и демократизация, интернационализация и усиление личностной творческой активности учащихся. Решение этих задач невозможно без повышения роли художественно-эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы, поэтому проблема модернизации системы художественно-эстетического образования и воспитания остается одной из актуальных. Наше исследование посвящено художественно-эстетическому воспитанию подростков средствами калмыцкого декоративно-прикладного искусства

Цель исследования заключалась в выявлении педагогического потенциала калмыцкого декоративно-прикладного искусства как средства художественно-эстетического воспитания подростков и экспериментальной апробации системы художественно-эстетического воспитания подростков средствами калмыцкого декоративно-прикладного искусства.

Поставленные исследовательские задачи были реализованы на основе теоретико-методологических принципов гуманистического подхода к процессу развития личности школьника, системности и целостности художественно-эстетического образования и воспитания, комплексности преподавания предметов художественно-эстетического цикла.

Теоретический анализ и обобщение эмпирических данных, психолого-педагогических концепций и опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутые положения гипотезы и позволили убедиться в научной обоснованности проблемы и нашли подтверждение в основных выводах работы:

1. Результатом процесса художественно-эстетического воспитания является формирование художественно-эстетической культуры личности посредством искусства, выраженной в эстетико-гуманистическом и эмоционально-нравственном отношении к действительности и искусству, в развитии сущностных сил и художественно-творческих способностей, способствующей гармонизации духовной и практической жизни человека. Именно поэтому со всей определенностью можно отметить, что художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших направлений эстетического воспитания.

2. В художественно-эстетическом воспитании учащихся важное и актуальное в современных условиях значение имеет народное декоративно-прикладное искусство. Калмыцкое декоративно-прикладное искусство сформировалось в условиях кочевого образа жизни, под идейным воздействием в начале языческих, а затем и буддийских воззрений, на его развитие оказали влияние культурные контакты с другими народами. Эти историко-культурные факторы способствовали формированию различных художественных особенностей, таких как богатое ощущение ритма линий, форм, объемность цветового восприятия, тонкое природное чувство колорита и гармонии, обыгрывание игры цвета и света, природных эстетических свойств материалов (дерева, металла, кожи, войлока и др.) и их эстетически-гармоничное сочетание, декоративная стилизация и эстетизация красоты повседневного.

3. Народное декоративно-прикладное искусство обращено как к разуму, так и к чувствам подрастающего поколения, скрытые в нем символические смыслы очень важны, так как позволяют не только целостно воспринимать наследие нашего народа, но и открывать в нем новое, свое индивидуальное понимание, что способствует воспитанию творческого эстетического отношения к действительности и формированию самобытной системы ценностных ориентаций и устойчивому чувству национальной культурной идентичности.

4. Важнейшими педагогическими условиями, способствующими успешному осуществлению процесса художественно-эстетического воспитания подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства являются: творческий потенциал педагога, реализующего культурологический подход в парадигме личностно-ориентированного образования, цель которого-саморазвитие, самосовершенствование личности подростка; создание особой эстетической среды, в которой происходит психологическое «погружение» в мир народного творчества, способствующей активизации интереса к народному искусству и культуре, к художественной деятельности, выявлению и развитию художественно-творческих способностей личности подростка; сочетание традиционных методов обучения и инновационных методов развивающего, проблемно-творческого характера, применение различных форм урочной и внеклассной работы.

5. Разработанная и апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы методика обучения по программе интегративного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» (на материале калмыцкого декоративно-прикладного искусства) способствует устранению недостатков учебно-воспитательной работы по художественно-эстетическому воспитанию подростков, так как проводит принципы полихудожественности и поликультурности, в ней большое внимание уделено инновационным методам и формам обучения и воспитания. У учащихся экспериментального класса развились творческие способности, фантазия и воображение (показатели теста - гибкость и оригинальность), а также у них развились способности к самостоятельной исследовательской работе, что выразилось в умении находить, анализировать и обобщать материал, делать выводы, но основным является то, что у этих учащихся изменилось отношение к культуре и искусству своего народа, к художественной деятельности, появился познавательный, деятельностный интерес, увлеченность народным декоративно-прикладным искусством, желание изучать и осваивать народные промыслы.

В теоретической части исследования были проанализированы и уточнены основные понятия, критерии и показатели художественно-эстетического воспитания, в особенности средствами народного искусства.

Проанализированы образовательно-воспитательные концепции, программы, подходы к изучению культуры и искусства народа, представленные в педагогической литературе. На основе анализа педагогических, искусствоведческих и культурологических исследований выделены основные принципы народного искусства, в которых заключается его воспитательное значение как части культуры, что позволяет в процессе обучения и воспитания приобщать учащихся к народному искусству.

Реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась на основе принципов: природосообразности, культуросообразности, народности, гуманистического. В содержании учебной программы учитывались принципы народного искусства, выделенные нами в первой главе: целостность, коллективность, преемственность, природосообразность, образность, синкретичность.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного научного исследования заключается в теоретическом представлении и уточнении определения понятия «художественно-эстетического воспитания», в понимании общечеловеческих и национальных ценностей, заключающихся в огромной степени в декоративно-прикладном искусстве, как общего и особенного в системе ценностных ориентаций учащихся и учителей средней школы; в сборе, обобщении и внедрении в преподавание учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» искусствоведческих, культурно-исторических, новых полевых сведений о калмыцком декоративно-прикладном искусстве; в выявлении его воспитательного потенциала в художественно-эстетическом воспитании подростков; в предложенном интегративном подходе к изучению калмыцкого декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и технологии, что предполагает сочетание монохудожественной и полихудожественной творческой деятельности учащихся; в разработке содержания курса «Изобразительное искусство и художественный труд» на материале калмыцкого и русского народного декоративно-прикладного искусств как раздела федеральных учебных программ по изобразительному искусству и технологии с учетом возрастных и психолого-педагогических возможностей подростков, в определении критериев и уровней художественно-эстетической воспитанности подростков в области народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследований заключается в том, что: во-первых, разработаны методические рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства; во-вторых, подготовлены наглядные пособия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для использования их на уроках изобразительного искусства и технологии; в-третьих, материалы и выводы исследования могут быть использованы не только учителями изобразительного искусства и технологии, но и родного языка и литературы, истории и культуры родного края, руководителями кружков изостудий, студентами педагогических учебных заведений, при подготовке и повышении квалификации учителей и всем, кто интересуется историей и культурой народа.

Мы понимаем, что данное исследование является этапом в выявлении педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства, в частности калмыцкого искусства, его содержания и внедрения в педагогическую практику. Но результаты, основанные не просто на эмпирических находках, а полученные вследствие предварительного научно-теоретического исследования, свидетельствуют о перспективности разрабатываемого подхода. Дальнейшие исследования в этой области требуют более глубокого изучения народных художественных и эстетических традиций, этнопедагогических принципов применительно к практической деятельности учителей, теоретического обобщения уже имеющихся наработок в области инновационных моделей обучения, выделения их особенностей и области применения.

Внедрение в учебный процесс методолого - теоретических выводов, практических и методических рекомендаций, обобщенных в нашем исследовании позволит нам модернизировать систему художественно-эстетического воспитания в школах Калмыкии и достойно войти в образовательное поле России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна, 2003 год

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. -М.: Соборъ, 1996. -60с.

2. Авторский урок искусства: Сборник материалов республиканского конкурса «Авторский урок» / УдГУ Ижевск, 1999. 81с.

3. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащегося 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства (на материале общеобразовательных школ Казахской ССР): Дисс. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990. - 193с.

4. Аристова У.В. Народное искусство (костюм) как средство эстетического воспитания школьников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2000. -160с.

5. Бабахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 400с.

6. Багдасаров Р.В. Свастика: Священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. М.: Белые альвы, 2001. - 432с., ил.

7. Бакаева Э.Л. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки.- Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 е.: ил.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. - 240с.

9. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник, 1981.- 238с.

10. П.Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство: Альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 127 е., 102 ил.

11. Батырева С.Г. Буддизм и калмыцкий народный орнамент// Шамбала.-1995. №3-4.-С.41-42.

12. Батырева С.Г. Изобразительное искусство в традиционной культуре калмыков // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. -С. 58-60.

13. Бельский Н.Н. Изобразительное искусство монголов // Современная Монголия. 1941. -№ 2-3. - С.31-35.

14. Беляева Б.И. Декоративно прикладное искусство и подготовка учителей трудового обучения // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - С.67-70.

15. Беляева Б.И. Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (на народных трудовых традициях калмыков): Дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. -218с.

16. Бембеев В.Ш., Бембеева В.В. История и культура родного края: Учебник для 6-7 классов. Элиста: Контекст, 1992. - 106с.

17. Бентковский И.В. Жилища и пища калмыков Болыпедербетовского улуса // Сборник статистических сведений Ставропольской губернии. Вып.1. -Ставрополь, 1868. С.82-104.

18. Бентковский И.В. Одежда калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений по Ставропольской губернии. Вып.2. -Ставрополь, 1869.-С. 123-139.

19. Бентковский И.В. Женщина-калмычка Большедербетовского улуса в физиологическом, религиозном и социальном отношении // Сборник статистических сведений по Ставропольской губернии. Вып.2. Ставрополь, 1869.-С.114-167.

20. Бергман Б. Воспитание детей (у калмыков). Пер. с нем. Т. Емельяненко // Теегин герл. 1991. - № 3. - С. 118-119.

21. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар»: Проблемы типологии национальных версий. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990. - 155с.

22. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995,- 168с.

23. Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: Исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. - 182с.

24. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399с., ил.

25. Борисенко И., Мошулдаев Б. Хошеутовский хурул. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1989. - 28с., 32 ил.

26. Борликов Г.М. Университет в системе непрерывного образования и проблемы формирования личности специалиста // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста, 2001. - С.49-51.

27. Буль Жозефина. Эпос «Джангар» и калмыцкий сценический костюм. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1997. 80с.

28. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1974. - 248с.

29. Вагнер Г.К. Трудности истинные и мнимые // Декоративное искусство СССР. 1973. - №7. - С. 15-20.

30. Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. — М., 1991.-С. 32-38.

31. Васькин Г.С., Батырева С.Г. Калмыцкий орнамент // Известия Калмыкии, 1995. № 2. - 11 июля. - С.З.

32. Введение в культурологию. Воронеж: Изд-во «Истоки», 1994. - 170с.

33. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. Пер. с нем. М.: «Прогресс», 1975. - 338с.

34. Виды искусства и их взаимодействие. Пособие для учителя / Ред.-сост. Е.П. Кабкова, Л.Н. Мун. М.:ИХО РАО, 2001. - 211 с.

35. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод, пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 е.: ил. - (Воспитание и доп. образование детей).

36. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пг. - М., 1923.-254с.

37. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. - 56с.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.376с.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования / Педагогика. 1998. - № 8. - С. 13-15.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 160с.

41. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480с.

42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. -93с.

43. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375с.: ил.

44. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 159 е.: ил.

45. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Б.М. Йеменского. М.: Просвещение, 2000. - 176с.

46. Гумилев J1.H. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послес. С.Б. Лаврова. М.: Рольф, 2001. - 320с.

47. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396с.

48. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. Пособие. -М.: Гардарики, 2001. 336с.

49. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-640с.- 52. Джангар. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1997. - 379с.

50. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Эпический репертуар Мукебюна Басангова. Перевод Н.Ц.Биткеева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. -159с.

51. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Издательский центр «Аз». - 1995.275с.

52. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии / Предис. М.М.Батмаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 181с.

53. Емельяненко В.Г., Аюшова Ц.Н. О родном крае. Книга для чтения 5-9 классы. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 232с.

54. Ерасов Б.С. Инверсионный характер российской модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995.

55. Еше Пагчог. Буддизм: Шаг первый. Элиста: АПП «Джангар», 2002.96с.

56. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: репринтное воспроизведение издания 1893 года. 70с.

57. Зубайраев А.П. В познании общечеловеческого нет мелочей // Педагогика. 1995. - № 5. - С.64-67.

58. Известия российской Академии образования. М.: Издательский Дом МАГИСТР ПРЕСС, 2001. - №4 - 96с.

59. Измайлова А.С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций: Автореф. дисс. . д-ра филолог, наук. М., 1998. - 40с.

60. Изобразительное искусство: Типовая программа для 1-6 классов. Проект / Под ред. Б.П. Юсова. - М., 1976. - 102с.

61. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа для 1-9 классов (с краткими методическими рекомендациями) / Научн. руководитель Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1994. - 115с.

62. Изобразительное искусство, 1-9 класс / B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, В.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1994. - 99с.

63. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 5-8 классы). Сост.: Т.Я. Шпикалова, T.J1. Астраханцев и др. М.: Просвещение, 1994.- 80с.

64. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999.156с.

65. Искусство стран Востока: Кн. для учащихся ст. классов / А.Н.Анисимов, Л.Н.Гумилев, А.Н.Желоховцев и др.; Сост. Д.Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов; Под ред. Р.С. Васильевского. М.: Просвещение, 1986.- 303с., 16л. ил.: ил.

66. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416с.

67. Кадыйрова JI.X. Художественно эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 26с.

68. Кадыйрова Л.Х. Художественно эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: Дисс. канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 220с.

69. Калмыцкие народные сказки. Пер. с калмыцкого. Переиздание (Для среднего школьного возраста). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. - 146с.

70. Калмыцкое изобразительное искусство. Тематический цикл лекций с комплектами цветных слайдов.- Элиста: Калм.гос.картин.галерея, 1990. 104 с.

71. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры / Оформление обложки А.А. Олексенко, С.Л. Шапиро. СПб.: Издательство «Лань», 1997. - 512с.

72. Кекеева 3.0. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков. Дисс. . канд.пед.наук. СПб., 1997. - 222с.

73. Кириченко Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Карачаевск, 2002. - 23с.

74. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. Элиста: Калмиздат, 1970. - 146с., ил.

75. Ковалев И.Г., Бембеева Т.Ц-У. Предисловие // «Зеленая тара» Репродукции. Элиста: Калмыцкая государственная картинная галерея, 1992. — С.1-2.

76. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. Ярославль: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. -144с.: ил. - (Серия «Новое в детскую мастерскую»).

77. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников: Проект / Авторы: Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.К. Чухман и др. М.: ВНИК «Школа», 1989. - 26с.

78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. - 28 с.

79. Косарев А.Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2000. - 304с.

80. Костюкова Т.А. Аксиологические основания буддийской педагогики // Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста: АПП «Джангар», 2001. - С.93-95.

81. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX вв. - М.: Издательство «Наука», 1979. - 206с., ил.

82. Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (XIX в.- 70-е гг. XX в.): Автореф. . дисс. д-ра ист. наук. -М, 1980.-48 с.

83. Кочешков Н.В. Орнамент монголоязычных народов как исторический источник (в порядке постановки проблемы) // Этнографические вести. Вып.З. Элиста, 1973. С.3-24.

84. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272с.

85. Кулаев К. В. Становление теории и практики эстетического воспитания в отечественной культуре 20-х годов: Дисс. . д-ра философ, наук. -М, 1991. -259с.

86. Лехт К. Некоторые методологические проблемы эстетического воспитания // Школа и искусство. Сост. К. Лехт. Таллин: Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982. - С.9-16.

87. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972. 95с.

88. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176с.

89. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. - 256с

90. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство МГУ, 1982. - 480с

91. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.415с.

92. Магомедов A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников (на материале Дагестанской АССР): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1986. - 18с.

93. Магомедов Д.Б. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана: Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1999. - 128с.

94. Маркс К. Капитал, т.1. кн.1. Предисловие к первому изданию. М., Госполитиздат, I960. - 980с.

95. Материалы полевых исследований. Информация народного мастера -прикладника Васькина Г.С.

96. Материалы полевых исследований. Информация тибетского ламы Сонам Тензи.

97. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии, 1989. - №1.- С. 15-23.

98. Минаев С. Четыре типа калмыцкой красоты // Хальмг Yhh 1994. ХулЬн сарин 15.- С.З.

99. ЮЗ.Митиров А.Г. Свастика древнейший знак человечества // Изв. Калмыкии. - 1998. - 28 авг. - С.З.

100. Митиров А.Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981. -С.90-100.

101. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416с.

102. Монгольская национальная живопись «Монгол зураг» / Сост. Н.Цултэм. Улан-Батор: Госиздательство, 1986.- 192с.

103. Монгуш К. К. Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях тывинского села: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1997. - 25с.

104. Морева O.J1. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. - 177с.

105. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Избранные сочинения по этнопедагогике калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 1995. - 155с.

106. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3-х частях. Часть первая. Элиста: АПП «Джангар», 1999. - 256с.

107. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 3-х ч. Части 2, 3. Элиста: АПП «Джангар», 2003. - 376с.

108. Миф-Фольклор Литература. - Л.: «Наука», 1978. - 252с.

109. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие/ М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г.Михайлова. М., 2000.-219с.

110. Национально- региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. Ред. Т.С. Буторина. Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1994. - 81с.

111. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб, 1852.

112. Неклюдов С. Ю. Ойрат калмыцкая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. - М., 1980. - С.247-248.

113. Неклюдов С. Ю. Лу // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2.-М., 1980. -С.73-74.

114. Неклюдов С. Ю. Гаруда // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Т.2.-М, 1980.-С.266-267.

115. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.- 255с.

116. Никитин Г.А. Чувашское декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетической культуры подростков: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. 186с.

117. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград: Нижне-волжское кн. изд-во, 1967. - 51с., ил.

118. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000. 576с.

119. Пальмов Н.Н. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в протяжении своей исторической жизни // К открытию областного Калмыцкого историко-этнографического музея. Астрахань, 1921. - С.6-14.

120. Панькин А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы) / Под ред. В.В.Серикова. Элиста: А1111 «Джангар», 1997. - 224с.

121. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. - 446с.

122. Пармен Смирнов. Путевые заметки по калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1999. - 248с.

123. Парнов Е.И. Боги лотоса: Критич. заметки о мифах, верованиях и мистике Востока. -М.: Политиздат, 1980. 239с.

124. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кн. Т.1. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 574с.

125. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. (Серия «Наше наследие») Изд. репринтное. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 512с., илл.

126. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 174с.

127. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96с.

128. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 57 кл. / Сост. С.С Агеев. Элиста: Республ. центр развития образования, 1995. — 82с.

129. Программа «Народное прикладное искусство». 9 кл. / Сост. JI.H. Павлова. Элиста: Республ. центр развития образования, 1995.- 19с.

130. Программа «Изобразительное искусство». 1-4 кл. / Сост. С.Г. Батырева. Элиста: Республ. центр развития образования, 1995. - 24с.

131. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство.-5-9 кл. / Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 320с.

132. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангр»: Культура и язык (Этнолингвистические этюды). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 128с.

133. Пюрвеев Д. Б. Солнце, пространство и жилище. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1971.- 76с.

134. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М: Просвещение, 1982,- 240с., ил.

135. Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М, 1984. -16с.

136. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб.пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

137. Рылова Л.Б. Принципы построения инновационной модели художественно-педагогического образования интегративного типа (концепция, содержание, технология) // Вестник Удм. ун-та, 1994. №5. - С.161-174.

138. Сериков В.В Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272с.

139. МЗ.Сиймер Э. Художественная потребность как проблема // Школа и искусство / Сост. К.Лехт. Таллин: Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982. - С.141-151.

140. Столович Л.Н. Предисловие // Школа и искусство / Сост. К.Лехт. — Таллин: Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982.- С.3-8.

141. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии.- М.: Республика, 1994. 464с.

142. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368с.

143. Стасов В.В. Русский народный орнамент. — СПб., 1872.

144. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1981. - 382с.

145. Сычев Д.В. Калмыцкое народное искусство. Элиста, 1970. - 111с.

146. Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1973. - 168с.

147. Тойнби А. ДЖ. Постижение истории: Сборник / Пер. с анг. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. - 640с.

148. Трошин И. И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. -Волгоград , 1970. 162с.

149. Трудовое обучение. Технология: Программы для 1-4 классов, 5-11 классов / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. М: Просвещение, 1997. -223с.

150. Умаров Э.У., Пал И.С. Эстетика. Ташкент: Укивитувичи, 1989.

151. Фишер Роберт Е. Искусство буддизма. М.: СЛОВО / SLOVO, 2001.- 224с., ил. (Большая библиотека «Слова»).

152. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

153. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидер. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс - Академия», 1992. - 464с.

154. Цултэм Ням-Осорын. Искусство Монголии: с древнейших времен до начала XX века. 3-е изд., исправленное. М.: Изд-во «Изобразительное искусство», 1986. - 230с.

155. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 320с.

156. Школа и искусство / Сост. К.Лехт. Таллин: Научно-исследовательский институт педагогики Эстонской ССР, 1982. - 151с.

157. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы / Сост. B.C. Библер. Кемерово: Алеф, 1993. - 412с.

158. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дисс. . д-ра пед. наук. М., 1988. - 368с.

159. Шпикалова Т.Я. К истокам народного искусства. О методике преподавания основ народно-прикладного искусства в школе. Беседа с д. п.н. Шпикаловой / записала Л. Родионова // Искусство в школе. 1992. - № 4. - С. 31-32.

160. Эрднеева Е.М. Изучение калмыцкого прикладного искусства на уроках труда в 5-7 классах средней школы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. -30с.

161. Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. - 284с.

162. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики. Опыт анализа // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков /Элиста, 1980. С.102- 117.

163. Эрендженов К.Э. Золотой родник. О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 127с.

164. Этнопедагогика калмыков и национальная школа / Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д.Мукаевой. Элиста: АПП «Джангар», 1997. - 175с.

165. Этнопедагогика педагогика жизни. - Элиста: АПП «Джангар», 2001.-292с.

166. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» // Виды искусства и их взаимодействие. Пособие для учителя. -М.: ИХО РАО, 2001. С. 4-32.

167. Fromm, Е. The creativity and cultivation. New York: Harper and Row,1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.