Художественное воплощение национальной ментальности в чеченской прозе XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ибрагимов, Лёма Махмудович

  • Ибрагимов, Лёма Махмудович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 167
Ибрагимов, Лёма Махмудович. Художественное воплощение национальной ментальности в чеченской прозе XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2011. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ибрагимов, Лёма Махмудович

Введение.

Глава I. Проблемы изучения национальной ментальности в современной гуманитарной науке.

1.1. Современные подходы к изучению национальной ментальности в художественной культуре (литературе).

1.2. Национальная ментальность в художественной литературе: основные методологические подходы.

1.3. Художественное воплощение национального характера в чеченском фольклоре и литературе.

Глава II. Своеобразие идейно-художественного содержания чеченской литературы XX века.

2.1. Роль литературы в формировании национальной художественной культуры.

2.2. Чеченская литература XX в.: основные этапы развития.

Глава П1. Художественное воплощение национального характера в романе Канты Ибрагимова «Прошедшие войны»

3.1. Современная чеченская проза.

3.2. Внутренний мир романа.

3.3. Художественное воплощение национального характера в романе

К. Ибрагимова «Прошедшие войны».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воплощение национальной ментальности в чеченской прозе XX века»

Отечественная литературоведческая школа накопила богатый опыт историко-типологического, системного и сравнительного изучения национальных литератур и мирового литературного процесса. Крупным вкладом в разработку и освещение методологических и теоретических проблем отечественного литературоведения явились многотомные истории русской и всемирной (зарубежной) литературы. Значительным явлением в литературоведческой науке многонациональной России стал выход в свет в начале семидесятых годов «Истории советской многонациональной литературы в шести томах».

Пятигорский лингвистический университет совместно с научными центрами Северного Кавказа в рамках федерально-региональной программы «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» приступил к публикации многотомного проекта «Антология литературы народов Северного Кавказа». В 2003 году вышла первая часть 1 тома данной антологии, что также явилось знаменательным событием в культурной жизни северокавказских республик (Антология литературы народов Северного Кавказа). Большой вклад в исследование теоретических и методологических проблем литератур народов России внесли такие известные ученые-литературоведы, как Л. И. Тимофеев, Г. И. Ломидзе, М. Б. Храпченко и др. [Тимофеев Л.И. 1970; Ломидзе Г.И. 1982; Храпченко М. Б. 1981].

Чеченские литературоведы традиционно большое внимание уделяли вопросам истории родной литературы, ее зарождению, становлению и развитию, ее взаимосвязям с литературами народов Северного Кавказа. Изучались формирование жанров, взаимосвязь и взаимодействие фольклора и литературы. Однако проблема национального своеобразия чеченской литературы остается неисследованной.

В литературоведческих исследованиях творческая самобытность поэта, писателя, драматурга не получала адекватного освещения. Вышесказанное, позволяет нам посвятить свое исследование восполнению пробела, обозначившегося в национальном литературоведении. Впервые нами предпринята попытка изучить чеченскую прозу с точки зрения ее национального своеобразия, отражения в ней национальной ментальности, определяющей особое, неповторимое звучание в едином хоре литератур Российской Федерации. Это и определило актуальность заявленной темы.

В современной философской, культурологической и психологической литературе значительное внимание уделяется изучению ментальности вообще и этнической ментальности, в частности, являющейся культурологическим индикатором состояния общества.

Актуальность исследования проблемы ментальности обусловлена совокупностью причин, важнейшей среди которых является потребность человека понять свое общество, специфику истории этноса и идентифицировать себя. Сложные социальные, этнополитические, культурологические процессы, происходящие в России, в том числе и на Северном Кавказе, вызывают интерес к сложным проблемам, связанным с этнической психологией, самосознанием, проявляющимся в межнациональных взаимоотношениях. Особенности национальной самоидентификации вызывают теоретический и практический интерес.

Ментальность — существенная характеристика любого социума, поскольку в качестве социокультурного субъекта человек принадлежит не столько объективному миру, сколько интерсубъективной картине мира, творимой тем или иным менталитетом [Баглиева 2009: 4-5].

Без четкого знания структуры менталитета страны в целом, этносов, в частности, модернизация государства и рыночные преобразования обречены на провал. Ментальные особенности проявляются в индивидуальной психике и поведении людей как некие «константы», определяя базу идентичности того или иного человека определенному этносу, социуму и времени. Поэтому при всяких коренных преобразованиях необходимо учитывать ментальные особенности людей, ибо кардинальные реформы есть всегда фундаментальные изменения основ жизни народа, которые связаны с его ценностными ориентациями, представлениями, нормами, сложившимися убеждениями и стереотипами конкретного человека. Национальная ментальность находит адекватное воплощение в художественной культуре, в том числе и литературе. Современными исследователями чеченской литературы (Х.В. Юсуповой, М.В. Исмаиловой, М.М. Губанукаевой, Г.В. Индербаевым, Т.Б. Джамбековой, O.A. Джамбековым и т.д.) не раз подчеркивалось, что творчество чеченских писателей отражает духовный опыт народа с многовековой историей. Отраженная в литературе ментальность помогает вскрыть новые детерминанты человеческого поведения, обогащает представление как самого чеченского народа, так и его соседей о горском этикете. Важно- выявить этические аспекты, выражения ментального своеобразия индивида, этноса. Такая художественно осмысленная информация способствует осмыслению- важности представителями иных этносов межкультурной коммуникации и диалога культур.

Степень разработанности темы. Сложность исследуемой проблемы потребовала изучения обширного круга научной литературы. Во-первых, это литература, в которой культура (литература) отдельных народов рассматривается в контексте развития мировой литературы. Работы такого характера принадлежат М. М. Бахтину, Г. Д. Гачеву, JI. Н. Гумилеву.

Сегодня в мире коммуникативные процессы приобретают статус ключевых факторов социальных изменений. Поэтому исследование ментальных характеристик становится важным основанием для построения типологий культуры. Проблемное изучение национального менталитета и ментальности личности началось в рамках французской школы «Анналов». Приверженцы культурно-антропологического и историко-психологического направлений в обществознании (М. Блок, JI. Леви-Брюль, JI. Февр и др.) относили понятие «ментальность» к сфере автоматических форм сознания и поведения людей.

В прошлом столетии исследования в философии, антропологии, лингвистике, психологии, культурологии, истории привели к введению в научный оборот проблематики ментальности и ментальных структур, в чем убеждает анализ трудов М. Блока, Л. Леви-Брюля, Л. Февра, М. Фуко, М. Шелера, К. Юнга и др.

Наибольшие успехи в разработке проблем теории ментальности в России достигнуты А .Я. Гуревичем и сотрудниками руководимого им исследовательского центра «Человек в истории», а также философами: П. С. Гуревичем, А. П. Огурцовым, А.Н. Ерыгиным, В.П. Макаренко, В'. К. Кантором, А. С. Панариным, И. К. Пантиным, культурологами: Г.Д. Гачевым, М. Рожанским, психологами: В.А. Шкуратовым, И. Г. Дубовым.

В последние годы появился ряд фундаментальных работ, посвященных проблемам национального своеобразия северокавказских литератур, динамике развития художественного сознания. Среди них фундаментальные труды известных литературоведов К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (М., 2001); 3. Кучуковой «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики: карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии» (Нальчик, 2005); Ф. Урусбиевой «Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза» (М., 2003); З.Н. Акавова и Р.З. Акавова «История кумыкской литературы Нового времени в культурно-историческом освещении» (Махачкала, 2009).

Исследователи национальных литератур Л. Бекизова, А. Мусукаева, К. Султанов решают проблемы художественного мировидения, национального своеобразия творчества, специфики художественных образов. Глубокому исследованию особенностей русского и кавказского менталитетов посвящена монография 3. Н. Акавова и Л. А. Эмировой «Кавказская проза А. А. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур» (Махачкала, 2004). Авторы исследуют русский и кавказский национальные характеры не только с литературоведческой, но и с философской точки зрения, показывая национальные характеры в контексте диалога разных культур.

Одним из источников нашего исследования послужили материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен» (ДРПУ. Махачкала, 2008), а также материалы международных, российских и региональных форумов, по проблемам Северного Кавказа, опубликованные на страницах газет, журналов и в сети Интернет: К. Ибрагимова, А. Найман, Л. Бекизовой, Л. Егоровой, Л. Куни, В. Лебедевой; М. Хакуашевой, Н. Шишховой.

Другую группу исследований составили работы, связанные непосредственно с тематикой традиционной чеченской культуры и литературы. Это монографии Л. Ильясова, Т. Чагаевой, Т. Шавлаевой, С. Хасиева, И. Алироева, X. Туркаева, Т. Джамбековой, Г. Индербаева;. диссертации М. Исмаиловой, И. Мунаева, X. Юсуповой, М. Губанукаевой, Л. Довлеткиреевой и др.

Очевиден подъем современной науки о литературе в Чеченской Республике: в последнее время появляется все больше теоретических исследований литературоведов республики и диссертационных работ молодых ученых. Тем не менее, обозначенной теме ни в одной из них не уделялось должного внимания. До сих пор нет специальных монографических исследований и публикаций в периодических изданиях по теме нашей диссертации.

Данное диссертационное исследование является первой серьезной попыткой литературоведческого анализа современной чеченской литературы с точки зрения отражения в ней национального характера.

Объектом исследования являются произведения ведущих чеченских прозаиков, изданные в период с 1920-х годов по настоящее время.

Предмет исследования — формы отражения национальной ментальности в чеченской прозе в указанный период.

В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея об эволюции в создании национального образа мира чеченскими писателями: от 1920 - 30-х годов к современности. Если в литературе первой половины XX века этническая ментальность реализовывалась в художественных произведениях только через фольклорные образы (иные возможности были затруднены в силу идеологического диктата), то чеченская проза второй половины XX века, особенно рубежа ХХ-ХХ1 вв. демонстрирует разнообразные приемы выражения национальной ментальности. Особенно ярко это проявляется в творчестве И. Эльсанова, С. Яшуркаева, К. Ибрагимова, М. Мутаева, Л. Куни, Канташа.

Целью диссертационной работы определяется выявление, описание и характеристика основных способов воплощения национального самосознания в чеченской прозе - XX века. Для достижения поставленной цели в разрешении нуждаются следующие задачи:

- определить место и роль этнической ментальности в системе культуры;, выявить идеи, способствующие категориальному определению национальной ментальности в художественной литературе;

- установить роль литературы в формировании чеченской художественной культуры;

- исследовать творчество чеченских прозаиков XX века с точки зрения отражения в нем национального образа мира;

- проанализировать внутренний мир первого романа К. Ибрагимова «Прошедшие войны» и выявить в нем основные способы отражения этнической ментальности;

- описать круг художественных приемов, используемых К. Ибрагимовым при воплощении национального характера в романе «Прошедшие войны».

Научная новизна исследования определена современными научными подходами, активно использовавшимися ранее в других гуманитарных областях (таких, как философия, социология, политология, с недавнего времени — культурология).

Чеченская проза XX века проинтерпретирована с позиций выявления национального образа мира в эстетически значимых произведениях как классиков (И. Цискаров, А. Шерипов, С. Арсанов, А. Айдамиров, Ш. Окуев), так и современных писателей Чечни (К. Ибрагимов). Осуществлена практическая демонстрация корреляции мышления и художественного слова на примере чеченского этноса. Смыслонаполненность слова формируется вместе с понятием, точнее, параллельно понятию и имеет свою историю. Она отражает происхождение слова, развитие его значения, употребительный узус в прошлом и настоящем. Поэтому внимательное отношение к слову дает, нам возможность постичь ментальные особенности друг друга в своем общечеловеческом единстве и индивидуальном проявлении.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных литературоведов: М. Бахтина, Г. Гачева, Л. Егоровой, Д. Лихачева, этнологов Л. Гумилева, С. Хасиева, Я. Чеснова; работы северокавказских исследователей К. Абукова, 3. Акавова, Н. Аджаматовой, С. Ахмедова, Л. Бекизовой, А. Вагидова, М. Гусейнова, Г. Гамзатова, Т. Джамбековой, Р. Ужаховой, У. Панеша, X. Туркаева, Р. Чахкиевой, М. Чентиевой, К. Шаззо и др.

В качестве основного метода исследования использовался историко-генетический. Наряду с ним учитывались возможности сравнительно-типологического и историко-функционального методов.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании художественного воплощения национальной ментальности в чеченской прозе XX века. Выводы и материалы работы способствуют расширению научного представления о творчестве известных чеченских писателей: А.

Авторханова, А. Арсанова, А. Айдамирова, С. Бадуева, Л. Куни, М. Мамакаева, М. Мутаева, Ш. Окуева, X. Ошаева, И. Эльсанова, С. Яшуркаева и т.д., где художественно достоверно раскрыты этнопсихологические черты народа, показаны закономерности формирования и развития национальных черт характера.

Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, в создании учебного курса «Национальная ментальность в чеченской прозе XX века», при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам ментальности в национальной литературе, а также, составлении учебников и учебных пособий по чеченской литературе для студентов филологических факультетов вузов республики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В этнографическом плане пространство нашей страны представляет неоднородное образование, состоящее из отдельных социокультурных, локусов со своим жизненными укладами, менталитетами, с различными социально-экономическим и культурным уровнями развития. Ареальное изучение многокрасочной палитры культур является одной из важных научно-исследовательских задач, актуальными становятся проблемы развития современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно-этнического к цивилизационному уровню. В связи с этим рассмотрение чеченской художественной культуры в качестве модели, применимой для изучения культурно-цивилизационных процессов и развития национальных культур, представляется научно-практической проблемой как регионального, так и глобального уровня.

2. Национальное начало в русскоязычном творчестве чеченских просветителей и общественных деятелей выступает не только как тема, сюжет и предмет художественного отображения действительности, но и как взгляд художника на мир вещей, на события своего времени.

3. Каждая эпоха привносит нечто особенное в мировоззрение и психику народа, каждый его шаг вперед дается за счет этих изменений. Другое дело, что происходит это не так быстро и не так наглядно для современника, как хотелось бы. Нация, принципиально отказавшаяся от каких-либо изменений, — обречена на выход из всемирной истории, цивилизационного развития, оказывается выключенной из современных мировых экономических, политических, социальных и научных процессов. В связи с этим хочется отметить, что чеченскому бытописателю на пути реализации задач художественного творчества приходится преодолевать не только и не столько «сопротивление материала», сколько тенденциозную установку местного читателя только на позитив. Проблема непростая и в большей мере искусственно поддерживается и катализируется определенным заинтересованным кругом лиц как внутри республики, так и за ее пределами.

4. Созданный в романе Канты Ибрагимова «Прошедшие войны» образ мира воплощает представление писателя о действительности. Работая над произведением, художник организовал его структуру так, чтобы читатель двигался по тексту от начала к концу наиболее удобным для понимания смысла произведения маршрутом. В данном произведении содержится программа познавательной деятельности по отношению к образу действительности, созданному писателем. Главное действие произведения ориентировано на реализацию этой программы читателем. Программа эта и составляет сюжет. Реконструируя и осмысливая программу восприятия образа действительности в произведении, можно получить полное представление о сюжете.

5. В характере героев реализуются представления К. Ибрагимова о национальной картине мира. Особенную роль здесь играют отраженные в тексте, художественно осмысленные нравственные законы, по которым живут герои, которыми руководствуются они в своей жизнедеятельности и поведении. Важным элементом в структуре национальной картины мира выступает пейзаж.

6. В основе стремления художника, создающего произведения искусства, лежит интерес к человеку, его личности, характеру, индивидуальности, только ему присущей внешности, и среде, в которой он обитает, его дому, и миру вещей, его окружающих, и еще многое другое.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. По теме исследования были сделаны доклады на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. Основные положения работы отражены в 8 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованной литературы и иллюстративного материала.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ибрагимов, Лёма Махмудович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной философской, культурологической и психологической литературе значительное внимание уделяется изучению ментальности вообще и этнической ментальности, в частности. Изучение ментальности является культурологическим индикатором состояния общества. Актуальность исследования проблемы ментальности обусловлена совокупностью причин, важнейшей среди которых является потребность понять общество, в котором живешь, а также потребность понять специфику истории этноса, а тем самым и осознать себя. Современные сложные социальные, этнополитические, культурологические процессы, происходящие в России, а также в ее регионах, в том числе и на Северном Кавказе, приковали общественное внимание к сложным проблемам, связанным с этнической психологией, самосознанием, проявляющимся в этнонациональных и межнациональных взаимоотношениях. Именно поэтому проблема единства и многообразия человеческого в человеке, особенности национальной самоидентификации вызывают как теоретический, так и важный практический интерес.

Наиболее полно проблемы ментальности реализуются в произведениях художественной литературы. Чеченскими писателями на протяжении всего XX века был создан ряд произведений, в которых они художественно воплотили свои представления об особенностях национального характера чеченца, запоминающиеся картины кавказской природы, с характерными для нее вертикалями, естественными для горных пейзажей. Большое внимание уделялось и социальной истории Чечни. Иными словами, была создана уникальная- развернутая образная система, раскрывающая особенности национальной ментальности. И это является закономерным процессом, так как художественные образы формируют складывающуюся в литературе каждого народа' национальную картину мира. Конечно, в творчестве писателей художественная картина мира неизбежно приобретает субъективно-личностную окраску, однако у писателей с развитым национальным самосознанием базовые характеристики возникающей в их творчестве картины мира отражают общие свойства сознания этноса. Подобно языковой картине мира, национальный образ мира в художественной литературе является вербальным (и образным) выражением этнического менталитета и может воспроизводиться подсознательно. Именно таким писателем с развитым национальным самосознанием является Канта Ибрагимов. Его романы, адресованные как чеченским, так и российским читателям, повествуют об истории чеченского народа, об особенностях его труда (земледелие и скотоводство в довольно сложных условиях гористой местности), о природе, которая, безусловно, является важным — если не базовым - участником формирования менталитета, об обычаях, кодексе чести, этических законах поведения в семье, в сельской общине, в условиях боевых действий.

В данном контексте следует актуализировать такую мысль: Канта-Ибрагимов, его предшественники и современники своим творчеством участвовали и участвуют в создании этнической культуры народов Северного Кавказа, которая« является неотъемлемой частью духовной культуры современного человечества. Поэтому исследование вопросов формирования национального самосознания имеет исключительно важное научно-теоретическое значение.

Известный исследователь проблем национальной идентификации Ф. С. Эфендиев в монографии «Этнокультура и национальное самосознание» заметил: «Этнопсихологические и этнокультурные исследования позволили заметить две общие тенденции в развитии национального самосознания горцев Северного Кавказа: с одной стороны, нововведения в связи с демократизацией общества и распространением массовой культуры Запада интенсивно обогащают духовный мир личности и в целом этноса. Общечеловеческие культурные ценности активно воздействуют на формирование и изменение этнической культуры и национального самосознания. С другой стороны, наблюдается сокращение влияния этносоциальных и этнокультурных предпосылок на развитие национального самосознания. Этническое сознание народа претерпевает изменение. Первая тенденция считается закономерной, прогрессивной, так как она обусловлена объективным ходом развития человечества. Вторая вызывает опасения» [Эфендиев 1999: 5].

Национальный характер любого народа генетически обусловлен длительным эволюционным процессом. Особенности психического склада, типы мышления определяются не только исторически сложившимися традициями, социальной средой и воспитанием, но также наследственными задатками. «В каждой нации, - писал Ф.Х. Кессиди, — представлены все типы темпераментов, разновидности склада ума и восприятия окружающей-действительности. Более того, национальный характер не сводится просто к психическим особенностям народа,. которые встречаются у него чаще всего. Национальный характер есть неповторимое сочетание отличительных черт данной нации. Такая черта характера; как-вспыльчивость.свойственна грекам, грузинам и испанцам, но греки; грузины и испанцы — разные нации. Терпением отличаются не только русские, но и китайцы. Словом, каждая нация - это своего рода индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада и типов мышления» [Кессиди 1996:36-37]. Об этом писал Н.О. Лосский: «Природная оригинальность и мощь народного характера обеспечивает ему хранение своеобразного национального лица. В деле хранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования» [Лосский 1990:44]. По его мнению, главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в содержание национального характера, национального творчества.

Следует заметить, что в произведениях известных чеченских писателей XX века С. Бадуева, С. Арсанова, М. Мамакаева, X. Ошаева, А. Авторханова, Ш. Окуева, А. Айдамирова, И. Эльсанова, М. Мутаева, С. Яшуркаева, Л. Куни, Канташа художественно достоверно раскрыты этнопсихологические черты народа, показаны закономерности формирования и развития национальных черт характера.

У каждого народа есть свой особый духовный внутренний мир, отражающий его социальные, географические, этнические, языковые и другие особенности, — писал В.Д. Попов. - Душа народа — это его общественная психология, то есть включающая такие всеобщие обоснования душевной жизни каждого человека, которые формируют его национальный характер, традиции, обычаи, нравы, привычки. И чем лучше психологическое здоровье народа, тем он-сильнее духом» [ПоповЛ 989: 25].

Каждый народ сейчас стремится выразить свое национальное достоинство, чувство национальной гордости, сохранить духовные ценности и возродить их, если они были частично утрачены, поэтому в северокавказском регионе уже приняты некоторые меры по защите национальных меньшинств и их духовно-культурных ценностей. Духовное, культурное наследие горцев Северного Кавказа уникально и является важной и неотъемлемой частью национального российского и мирового духовного богатства. Национальное самосознание - не плод биологического взаимодействия человека с окружающим миром, а сложная система духовного процесса, детерминированного и взаимообусловленного, постоянно изменяющейся динамичной реальностью. Изменяющаяся реальность в самых разных сферах национального бытия влияет на человека, его национальное самосознание.

Ф. С. Эфендиеву принадлежит такое наблюдение: «В процессе своего исторического развития национальные литературы народов Северного Кавказа в своем ключе отразили социально-культурные процессы, происходившие в стране и в мире. Большое значение писатели придавали вопросам социальной памяти и, опираясь на принцип историзма, старались художественно осмыслить истоки национального характера, показать, какими историческими обстоятельствами он обусловлен. Опираясь на действительность и используя разнообразные средства языка, они художественно отразили и социально-культурные процессы, повлиявшие на формирование национального самосознания, почему, так или иначе, складывалась судьба героя, его счастливая или трагическая жизнь. Художники слова никогда не отходили от социально-культурной проблематики. Проблема социальной памяти довольно четко прослеживается в литературном процессе последних лет. Почему сейчас так остро ставятся вопросы, связанные с социальной памятью? Во-первых, потому, что каждое национально-этническое образование составляет неотъемлемую часть общечеловеческой популяции, а разнообразие самобытных национальных культур, языков, обычаев и традиций является основой жизненности этноса и человеческого сообщества в целом. Земля для каждого народа, где он живет, является «биохрамом», и в едином этническом пространстве формируются духовно-нравственные ценности и чувство родины. Поэтому в памяти людей всегда существовали и существуют такие понятия, «как отчий край», «родная земля», «Родина», «Отечество», «этническая колыбель предков» и др. В них отражаются природно-ландшафтные, социально-экономические и духовно-нравственные ценности родного народа. Сокровенная любовь людей к своей колыбели, привязанность к родному краю, традициям и обычаям своего народа - все это является непреходящим социальным феноменом» [Эфендиев 1999: 26-27].

В последнее время отмечается значительный интерес к развитию общественного самосознания на Северном Кавказе. Серьезное решение философских проблем связанных с самосознанием, развитием этноса рассматривается в ряде работ чеченских ученых (В.Х. Акаев, В. Ю. Гадаев,

A.C. Тепсаев, А.Д. Яндаров, JI. Ильясов и др.). Так, перу В. Акаева принадлежит ряд интересных работ («Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности» - 2001; «О национальной идее чеченцев» — 2003). Интересны многие положения, утверждаемые А. Д. Яндаровым в его докторской диссертации «Развитие общественно-политической и философской мысли в Чечено-Ингушетии в 19 - начале 20 века» (1986).

Все вышесказанное дает нам право утверждать, что начатая нами разработка проблемы отражения национальной ментальности в чеченской литературе XX века актуальна и нуждается в дальнейшем изучении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ибрагимов, Лёма Махмудович, 2011 год

1. Абашев В.В. Геопоэтический взгляд на историю литературы Урала // Литература Урала: история и современность. — Екатеринбург, 2006.- 17-30 с.

2. Абуков К.И. На посту. Махачкала, 1979. - 156 с.

3. Агаев А.Г. Нациология: Философия национальной экзистенции. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1992. - 186 с.

4. Акавов З.Н., Акавов Р.З. История кумыкской'литературы Нового времени в культурно-историческом освещении. — Махачкала: ДГПУ, 2009. -351 с.

5. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. - 229 с.

6. Акаев В.Х. Национальная идея чеченцев. — Грозный, 2005. 85 с.

7. Акаев В.Х., Керимов М.М. Ислам в Чечне. Грозный, 2006 - 72 с.

8. Алиева С. Достоинство. Лит. Газета от 27 октября 1989 г. № 31.

9. Алироев И.Ю. Чеченский язык. М.: Академия, 2001. - 147 с.

10. Алироев И. История и культура чеченцев и ингушей. -Грозный, 1994.-205 с.

11. Антология литературы народов Северного Кавказа. В. 5 т. Том 1. «Поэзия». Часть первая. Сост. A.M. Казиева. Пятигорск. Издательство ПГЛУ. 2003. - 1120 с.

12. Антропоцентрическая парадигма в филологии. В 2 ч./ ред.-сост. Л.П. Егорова- Ставрополь, 2003. 4.1. 561 с. 4.2. - 410 с.

13. Ардасенов Х.Н. Очерки истории осетинской советской литературы.- Орджоникидзе, 1967. — 240 с.

14. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев. — М.: Гелиос АРВ, 2007.-384 с.

15. Арсанукаев М. Нохчийн литература хьехаран методика (Методика преподавания чеченской литературы). Грозный, 1987. — 188 с.

16. Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Res philologica филол. исследования. Ред. Д. С. Лихачев. -М.,-Л., 1990.

17. Асхабов И.А.Чеченское оружие. М.: Клуб «Кавказ», 2001. - 240 с.

18. Ахмадов Я.З; История Чечни с древнейших времен до конца 18 века. -М., 2001.-426 с.

19. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.

20. Баглиева А.З. Социокультурная дисперсия менталитета . в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации // Автореф. дисс. доктора философ, наук. Махачкала, 2009. - 4-5 с.

21. Бадаев С.-С.С. Чеченская диаспора на Среднем и Ближнем Востоке: история и современность. Нальчик, 2008. - 316 с.

22. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. -252 с.

23. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.-502 с.

24. Баткин А.Л. Методологический статус диалога в историческом познании. М., 2003. - 81 с.

25. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск, 1974.- 288 с.27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.