Художественный мир Г.И. Шилина: антропологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Проскурина, Ирина Вячеславовна

  • Проскурина, Ирина Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 220
Проскурина, Ирина Вячеславовна. Художественный мир Г.И. Шилина: антропологический аспект: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ставрополь. 2011. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Проскурина, Ирина Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Методологический потенциал категории «художественный мир».

1.1. Категория «художественный мир» в текстоцентрической и антропоцентрической парадигмах литературоведения.

1.2. Творческая биография как система эстетических координат художественного мира писателя на материале биографии Г.И. Шилина).

1.3. Антропологические искания Г.И. Шилина на фоне литературного процесса 1920-1930-х годов.

Выводы.

Глава 2. Человек в художественном мире малой прозы Г.И. Шилина.

2.1. Инонациональный мир ранних рассказов.

2.2. Мир персонажей в повестях «Главный инженер»,

Камо», «Поединок».

2.3. Аксиологические функции времени и пространства в художественном мире повестей.

Выводы.

Глава 3. Мир и человек в романах Г.И. Шилина.

3.1. Художественный мир романа «Ревонтулет»: от факта к вымыслу.

3.2. Специфика художественного мира романа «Прокаженные».

3.3. Время и пространство в мире персонажей романа «Прокаженные».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Г.И. Шилина: антропологический аспект»

Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом факторов. Многогранность художественного дарования прозаика Георгия Ивановича Шилина (1896-1941) до сих пор не раскрыта. Между тем его имя было широко известно в 1920-1930-х годах в литературных и журналистских кругах: многие современники, в числе которых М. Горький, К. Федин и др., высоко оценили талант и творчество писателя; некоторые его произведения (повесть «Камо», роман «Прокаженные») не были обойдены вниманием специалистов и получили положительную оценку литературной критики начала 1930-х годов; многие его произведения были переведены на европейские языки и выдержали по три-четыре переиздания. Тоталитарный режим, жертвой которого стал и Г.И. Шилин, на долгие годы вычеркнул его имя, его произведения из литературного процесса; на периферии научного интереса остались важнейшие для эстетической системы прозаика темы, проблемы, образы и мотивы. Не изучена и биография, понимание фактов которой необходимо для проникновения в творческую лабораторию художника, хотя во второй половине XX века, то есть после реабилитации Г.И. Шилина и как гражданина, и как писателя, его жизнь и творчество стали предметом краеведческих изысканий и ряда публикаций литературно-критического и биографического характера, среди которых можно выделить не более десятка серьезных статей. В связи с этим становится очевидной назревшая необходимость систематизации имеющихся и вновь полученных биографических данных и комплексного изучения художественного мира Г.И. Шилина. Без исследования жизни и деятельности этого талантливого писателя представления о своеобразии литературного процесса не только в провинции, но и в России первой половины XX века в целом остаются неполными. Восстановление и изучение творческого наследия Г.И. Шилина, возвращение его произведений в читательское поле существенно обогатит научные представления о становлении и развитии русской литературы 1920-1930-х годов.

Объектом исследования являются этапы жизненного пути и особенности творческой индивидуальности Г.И. Шилина в ее связи с социокультурными приоритетами 1920-1930-х годов. Предмет исследования — художественная антропология Г.И. Шилина, нашедшая отражение на разных уровнях его художественной системы.

Материалом исследования служат рассказы Г.И. Шилина «Страшная Арват», «Саадыт», «Шефике», «Бабуш и Алыш», «Шайтан»; повести «Главный инженер», «Камо», «Поединок»; романы «Ревонтулет», «Прокаженные». К исследованию привлекаются автобиография, публицистика, эпистолярий писателя; мемуары, художественная проза современников, официальные документы, а также литературно-критические статьи и сведения биографического характера, которые позволяют более полно раскрыть неповторимый художественный мир писателя. ,

Эмпирическая база исследования. Основными источниками исследования послужили произведения Г.И. Шилина, изданные в России и за ее пределами, как правило, ранее не вводившиеся в научный оборот и сохранившиеся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РЫБ). Изучены,и систематизированы архивные сведения Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова (СГКУНБ им. М.Ю. Лермонтова), Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ им. Г.Н. Прозрителе-ва и Г.К. Праве), Георгиевского историко-краеведческого музея, Музея региональной литературы и литературного краеведения Ставропольского государственного университета, содержащие опубликованные произведения писателя, доступные документальные источники, статьи краеведческого характера, которые составляют основу постижения творчества Г.И. Шилина. Во внимание приняты публицистика, переписка, иконография, рецензии на его произведения.

Цель диссертации — исследовать проблему человека в художественном мире Г.И. Шилина, в перспективе целостного постижения творческой индивидуальности писателя.

Данная цель реализуется решением следующих задач:

1. определить социальные и нравственные начала художественного мира произведений Г.И. Шилина, раскрыть их гуманистическое, этическое и эстетическое своеобразие в литературном контексте 1920—1930-х годов;

2. выявить влияние устойчивых эстетических координат эпохи, культурных и социальных перемен в обществе на личность писателя, его творческую индивидуальность;

3. охарактеризовать систему персонажей в прозе Г.И. Шилина, в соотнесенности с литературной и социальной типологией, речевое поведение персонажей, особенности построения характера героя, движущие им механизмы;

4. раскрыть социальную и аксиологическую функции времени и пространства, мотивный состав произведений писателя;

5. обобщить результаты исследования, выявив типологические черты и универсалии художественного мира Г.И. Шилина.

Методологической основой послужили концепции художественного мира в работах М.М. Бахтина, Н.К. Гея, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпы, Ф.П. Федорова и др. В качестве базовых теоретических источников также использовались работы С.Г. Бочарова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Головко, Л.П. Егоровой, В.В. Федорова, В.Е. Хализева, и др., при этом учитывался опыт литературоведов в практике анализа и интерпретации произведений различной жанровой природы, постижения инонационального мира. Для воссоздания творческой биографии Г.И. Шилина рассматривались литературно-критические и литературно-краеведческие публикации С. Глушко, А. Дым-шица, Е. Кабаченко, А. Крылова, В. Муравьева, Е. Саркисовой, М. Усова, М. Якунина.

Поскольку предпринятое исследование является первым систематическим опытом изучения прозы Г.И. Шилина, художественного мира писателя, одним из основных методов в данной работе становится дескриптивный метод, опирающийся на такие приемы, как сопоставление, наблюдение, обобщение, типологизация характеризуемого материала. Стремление к его целостному освоению, интерпретации в антропологическом аспекте предопределило использование междисциплинарного подхода, отвечающего современным тенденциям к взаимодействию дисциплин гуманитарного цикла: методов филологического анализа (историко-генетического, биографического, историко-функционального, герменевтико-интерпретационного) и методов культурной и философской антропологии.

Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы научно-исследовательской работы кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета «Параметры литературоведческой интерпретации» - раздела «Антропоцентрическая парадигма», программы исследований научно-образовательного центра «Музей региональной литературы и литературного краеведения» Ставропольского государственного университета, а также Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по реализации научных исследований научной группой под руководством доктора филологических наук A.A. Фокина по проекту «Антропологическая поэтика современной русской и национальных литератур субъектов Северо-Кавказского федерального округа». В' целом тема диссертации разрабатывалась в рамках приоритетного научного направления «Изучение духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы и фольклора».

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении системно изучается творческое наследие писателя Г.И. Шилина; в антропологическом ключе анализа и интерпретации художественных произведений выделяются доминирующие элементы его художественного мира, характеризуются их взаимосвязи. В исследовании впервые проведена работа по систематизации литературоведческих и публицистических работ о творчестве писателя, архивных данных, позволивших установить ряд неизвестных ранее фактов его биографии. Впервые вводятся в научный оборот публицистика писателя, рассказы 1920-х годов, повести «Главный инженер», «Поединок», роман «Ревонтулет». Одновременно в работе впервые наиболее полно реконструирована биография Г.И. Шилина в ее тесной взаимосвязи с творчеством.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предложена попытка систематизации литературоведческого материала по теории и практике анализа художественных произведений через категорию «художественный мир» в антропоцентрической парадигме; получил апробацию и развитие на новом материале антропологический подход к анализу и интерпретации художественной прозы.

Научно-практическая значимость. Теоретические выводы и исследовательский материал могут быть использованы на лекционных и практических занятиях по истории русской литературы XX века, при разработке семинаров и спецкурсов, посвященных изучению литературы первой половины XX века, литературного краеведения, а также творчеству Г.И: Шилина на филологических факультетах вузов, в практике школьного преподавания. Выявленные реминисценции из русской классической литературы, фольклора, другие наблюдения за самобытной художественной речью прозаика, установленные историко-литературные факты могут использоваться при составлении научных комментариев к изданиям художественных произведений Г.И. Шилина и при работе над научной биографией писателя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественный мир прозы Г.И. Шилина складывался в русле художественных исканий пролетарских писателей 1920-х годов и принадлежит к реалистической традиции в истории русской литературы. Г.И. Шилин как писатель может быть причислен к такому литературному направлению как социалистический реализм. Однако его собственные социально-политические и эстетические взгляды могут рассматриваться как нравственный и гуманистический претекст его прозы, один из источников его художественной системы. Им художественно разработаны основные параметры как национального, так и инонационального для писателя характера. При этом инонациональный мир формируется писателем в соответствии с «ментальной схемой», характерной для данного народа, геополитическими и геокультурными факторами, характерными для межнационального взаимодействия в 1920-1930-е годы, а также зависит от культурных установок самого писателя, прежде всего внимания к этнографическим и историческим национальным традициям.

2. В процессе воссоздания биографии Г.И. Шилина установлено, что генетические истоки произведений напрямую связаны с его пребыванием в определенном географическом локусе, трансформацией нравственных координат окружающего мира. Ролевые перемены в социуме оказали непосредственное влияние на творческое поведение и видение художника, в том числе искренность и оформленность внутреннего переживания автора. Художественный мир писателя продуцируется социально значимыми конфликтами эпохи (капиталистической и социалистической, формаций, религиозного и атеистического сознаний, персонализма и экзистенциализма, индивидуализма и коллективизма и др.).

3. Система персонажей в произведениях Г.И. Шилина предстает локальным отражением объективной модели мира, где часть изоморфна целому. Позиция персонажей по отношению к полюсам главного социально-политического конфликта эпохи наделяет их функциями героя-революционера или антигероя (белогвардейца, контрреволюционера). Первостепенным для писателя является изображение внутреннего мира человека, его переживаний, чувств, душевных метаний, вызванных конфликтом между личным и общественным, новым и старым укладами жизни; значительное место в его художественном повествовании занимает проблема положения 8 женщины в социуме, взаимоотношений в семье, столкновения ценностей семьи и общества, долга и чести. Характерный для художественной антропологии интерес к внутреннему миру человека в прозе Г.И. Шилина актуализируется портретными характеристиками персонажей, оценкой их речевого поведения, мимики, жестов, выявлением их эволюции через создание эмоционально-экспрессивного пейзажного и интерьерного фона.

4. Пространственно-временной континуум художественного мира произведений Г.И. Шилина структурируется по принципу реалистического хронотопа: географически четко очерченное пространство вписывается в заданное социально-политическими и историческими событиями конкретное время и имеет выраженные общественно-социальные черты. Пространство произведений Г.И. Шилина тяготеет к оппозиции «замкнутость / разомкну-тость», время, характеризуемое, как правило, календарной сезонностью, представлено оппозициями «быстротечность / стремительность», «линейность / обратимость», а ритм — «динамичность / статичность». Время и пространство в прозе писателя поставлены в зависимость от места и роли «человека революции» в становлении советского общества, от социального заказа по формированию образа «нового» человека постреволюционной эпохи. Узловые мотивы (одиночества, дороги, скуки, игры) в произведениях Г.И'. Шилина «полуреализованы» и являются своего рода предпосылками к возможному экзистенциальному выбору героев, поверке их на способность к поступку, к действию, когда раскрываются особые индивидуально-личностные качества человека.

5. Главные репрезентанты антропологического мировидения Шилина-художника (человек - семья - дом - счастье - любовь) занимают в изображаемом мире центральное положение, организуя вокруг себя ценностное пространство, которое формирует устойчивую конструкцию художественного целого как отдельно взятого произведения писателя, так и художественного мира всей его прозы. Данная конструкция является залогом (отчасти вопреки политическому «заказу») читательского интереса к произведениям Г.И. Шилина, их функционирования в «большом времени».

Апробация исследования. Концепция работы, ее основные положения одобрены кафедрой истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Отдельные разделы, теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования были представлены в виде статей и докладов на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Фразеологические чтения» (Курган, 2006), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2008, 2009), «Университетская наука - региону»: «Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания» (Ставрополь, 2009), «VI Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2009), «Наука и современность» (Новосибирск, 2010), «Тенденции развития научных исследований» (Киев, 2011), «Динамика литературного процесса и проблемы поэтики» (Алматы, 2011), «IX Масловские чтения» (Мурманск, 2011).

Основные положения и выводы работы отражены в 12 публикациях, в том числе в «Вестнике Ставропольского государственного университета», включенном в перечень ведущих периодических изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 220 источников. Общий объем работы 220 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Проскурина, Ирина Вячеславовна

ВЫВОДЫ:

Рассматривая особенности художественного мира романов Г.И. Шилина «Ревонтулет», «Прокаженные», можно сделать вывод о поступательной обращенности писателя к отражению современных ему общественных тенденций. В'романах чаще звучит тема труда, роли партийных функционеров в преобразовании окружающей действительности. Доминирующим типом героя в обоих выступает герой-активист, передовик, который своими действиями улучшает мир. Антитеза общественное / личное решается в пользу первого. Однако писатель по-прежнему отдает предпочтение описанию внутреннего мира человека.

В" отличие от предшествующих рассказов и повестей особое* место в романах приобретают интертекстуальные связи с поэтическим наследием XIX — начала XX века. Обилие цитат, обращенных к раскрытию» эмоционального, душевного состояния героев, выступает одной из главных особенностей художественного мира писателя. Кроме этого, в канву повествования романа «Ревонтулет» органично вплетаются исторические хроники, отрывки военных документов, обзоры газет, касающихся описываемых событий. Художественный мир произведения отражает исторический колорит эпохи с точки зрения присутствия и существования в нем человека как участника событий, деятеля и созидателя.

Экзотизм темы романа «Прокаженные» во многом определил особенности художественного мира произведения, которые проявились в соотнесенности нескольких пространственных пластов; противопоставлении миров персонажей, отличающихся степенью вовлеченности в активные общественные преобразования; в многозначных лирических отступлениях автора; в

201 жанровом своеобразии произведения — роман-очерк: в открытости финала, как каждого очерка-главы, так и романа в целом.

Время в романах «Ревонтулет» и «Прокаженных» характеризуется обратимостью, календарностью, линейностью. Но, в отличие от малой прозы, проявляется через портретные характеристики персонажей, целью которых становится желание улучшить не общественную, а свою собственную жизнь. Семантическая характеристика времени дополняется антропологическим значением «старения» как неотвратимого процесса. Социально-бытовую картину времени дополняют пространственные оппозиции интерьерных и пейзажных зарисовок.

Произведения писателя отличает гуманистический подход к изображению человека и событий. Персонажи проявляют себя не только в трудовой деятельности, но и в стремлении к достижению личного счастья. Своими произведениями Г.И. Шилин пропагандирует культ активного человека -преобразователя жизни, окружающего мира. Но в образах-персонажах писателя, как правило «уживаются», две противоположности — общественное и личное, что приводит к внутреннему конфликту, заставляет и их самих и окружающих чувствовать трагичность бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наследие Г.И. Шилина поистине уникально, оно заключает в себе нравственно-эстетический потенциал, который не был в полной мере признан вследствие репрессий, повлиявших на жизнь художника, на судьбу его произведений. Однако рассказы, повести, романы при жизни писателя имели необыкновенный успех, вызывали многочисленные отклики в литературной среде. Писатели М. Горький, К. Федин, В. Панова, Г. Фиш неоднократно выступали в роли рецензентов, участвовали в оценке произведений писателя. О-невероятной популярности его произведений свидетельствуют многократные переиздания романов, рассказов, их.переводы на многие языки мира. В ранних произведениях довольно четко прослеживается тенденция к раскрытию негативных сторон- социалистической действительности, к освещению не всегда положительных изменений, происходящих во внутреннем мире героев. На наш взгляд, это явилось одной из причин некоторого непонимания его- авторской картины мира, что стало причиной ареста писателя в середине 1930-х годов, изъятия из читательского обихода вышедших их печати рассказов, повестей и романов, уничтожения неизданных произведений.

В ходе анализа художественного мира рассказов («Страшная Арват», «Саадыт», «Шефике», «Шайтан», «Бабуш и Алыш») и повестей («Главный инженер», «Камо», «Поединок») учитывалась система персонажей произведений (речевая характеристика; разделение персонажей на несколько групп), мотивная структура, пространственно-временная организация. Малые прозаические формы писателя отличаются стремительным развитием действия, наделением времени и пространства субъективными характеристиками. Каждая группа героев отличается особыми способами раскрытия характеров — через поэтику пространств, путем репрезентации живой разговорной речи. Тип «активного» героя реализуется в ходе его открытости к действию, к поступку. Конфликт воплощается на нескольких уровнях: социалистическое -мусульманское, атеистическое — религиозное, общественное - личное.

Первостепенной важностью для Г.И. Шилина было не столько отражение социальных процессов в обществе, сколько выделение тех изменений, которые происходили во внутреннем мире современного писателю человека. Отсюда модусами художественности в произведениях явились трагическое и ирония. Первое находит свое отражение в изображении личностного начала героев, второе - в особенностях их мировоззрений.

Обнажая царившую в 1920-1930-х годах общественную тенденцию объединения, всеединства, в рассказах и повестях героиТ.И. Шилина не характеризуются путем ввода в ткань повествования портретных и интерьер-ных зарисовок. Описание природы обнаруживает себя только в качестве отражения урбанистического мировидения героев. Кроме этого, произведения изобилуют сравнениями, относящимися к сфере животного мира; которые выполняют функцию раскрытия особенностей метафорического мышления персонажей.

В< больших жанровых формах - романах «Ревонтулет» и «Прокаженные» - внимание автора все более привлекает тема труда; воплощение новых реалий социалистической жизни. Но наиболее важным остаетсяг отражение восприятия героями окружающей действительности. Для Г.И. Шилина несомненно значимо было не только раскрытие внутреннего мира героев, но и репрезентация влияния социальных процессов, на массы. Осознавая связь между реалиями окружающей действительности и изменением ценностных ориентиров народа, писатель смог отразить все многообразие общественных явлений в жизни героев. Произведения пестрят историческими сведениями, эпистолярными фрагментами, газетными обзорами, предоставляя широкую панораму общественно-политической жизни страны, погружая читателя в исторический колорит описываемого времени.

При анализе художественных миров романов «Ревонтулет» и «Прокаженные» необходимо выделить наличие интертекстуальных связей, обра

204 щающих исследователя к литературному наследию поэтов XIX века. В произведениях доминирующим типом интертекста является цитата, которая выполняет характерологическую функцию, способствует раскрытию образов героев, к проникновению в их личностное пространство, пониманию их духовной сферы. Система персонажей произведений реализуется в противопоставленности мировоззрений героев, их разделения на две группы (революционеры и контрреволюционеры). Черты героев представляют собой богатое сочетание антиномий, раскрывающих противоречивые основы природы человека; Однако, в отличие от ранних произведений писателя, персонажи проявляют себя-не только в стремлении достичь-личное счастье, но и в приобщении к трудовой деятельности. Большое внимание при интерпретации данной сферы было уделено рассмотрению речевой,характеристики персонажей, отражающей их духовное развитие. Как и в малых прозаических формах, пространственно-временная организация- характеризуется субъективными характеристиками (замкнутость, разомкнутость, линейность, быстротечность и пр.).

Большой заслугой Г.И. Шилина является злободневность произведений, отражение исторического колорита описываемого времени: Писатель* всегда с документальной точностью, с подробным- исследованием материла подходил к описываемому явлению жизни, выявляя как положительные стороны воцарившегося нового порядка, так и отрицательные, «он правильно понимал природу и законы развития. общества» (Дымшиц, 1965, с. 9).

Трагически оборвавшаяся жизнь Г.И. Шилина не позволила в полной мере реализовать весь потенциал художественного таланта писателя. Однако то творческое наследие художника, которое было сохранено и дошло до наших дней, несомненно, представляет собой большой интерес, несет в себе эстетическую ценность, являясь неотъемлемой частью литературного процесса.

Невостребованность произведений Георгий Ивановича Шилина в современной читательской среде, кроме романа «Прокаженные» и повести «Камо», связана не с художественными их недостатками, а с отсутствием его

205 текстов в библиотеках страны и на полках книжных магазинов. Так и остались не переизданными рассказы из сборника «Страшная Арват», повести Главный инженер», «Поединок», роман «Ревонтулет». Данный факт не позволяет рядовому читателю проникнуть в художественный мир писателя, составить о нем представление, в том числе и с точки зрения литературного краеведения.

Не все еще сделано и в плане научного осмысления творчества писателя, что определяет перспективность нашей работы. Процесс возвращения произведений Шилина читателю, начатый в период «половинчатой» реабилитации 1950-х годов, еще далек до завершения. Необходима полная републикация его произведений с научным комментарием, что, безусловно, отразятся на объективной оценке его статуса в русской литературе, на оживлении читательского интереса к его творчеству.

Для этого необходимо решить целый комплекс задач: по поиску и публикации архива Г.И. Шилина; по вовлечению широкой научной общественности в изучение биографии, творческого наследия писателя в контексте русской культуры и литературы XX века; по активизации научной и культурной общественности Ставрополья для пропаганды творчества Г.И. Шилина в регионе; по организации юбилейных мероприятий по случаю 115-летия со дня рождения писателя, которое отмечается в нынешнем году.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Проскурина, Ирина Вячеславовна, 2011 год

1. Художественные произведения и публицистика Г.И. Шилина

2. Г. У С. Эрьзя // Труд (Баку). -1925. 31 мая. - С. 3-4.

3. К. и Ш. Наркомпрос должен объяснить // Труд (Баку). -1924. 7 дек.

4. Ш. Скульптор С. Д. Эрьзя (Русский Роден) // Бакинский рабочий. -1923.-9 сент.

5. Ш: У С. Эрьзя // Труд (Баку). 1924. - 9 июля. - С. 4-5.

6. Ш. У С. Эрьзя // Труд (Баку). -1924. -18 сент.

7. Ш-ин, Г. Сабунчи // Труд (Баку). -1925. -10 февр.

8. Шилин Г.И. Бабуш и Алыш // Шилин Г. Страшная Арват: Сб. рассказов. Л.: Прибой. -1929. - С. 155-200.

9. Шилин Г.И. Главный инженер // Шилин Г. Главный инженер: Повести. Л.: Писатели в Ленинграде, 1931. - С. 5-90.

10. Шилин Г.И. Лыжный рейд: Повесть // Зеленый фронт: Альманах. Л., 1932. -№3.

11. Шилин Г.И. Камо // Шилин Г. Главный инженер: Повести. Л: Писатели в Ленинграде, 1931. - С. 91-179.

12. Шилин Г.И. Камо: Повесть. Л.: Писатели в Ленинграде, 1931.

13. Шилин Г.И. Камо: Повесть. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во,1966.

14. Шилин Г.И. Красное знамя: Сгахи. Георгиевск, 1917.

15. Шилин Г.И. Поединок // Шилин Г. Главный инженер: Повести. Л: Писатели в Ленинграде, 1931. - С. 180-278.

16. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман.1 Л: Писатели в Ленинграде, 1930. -225 с.

17. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Л.: Писатели в Ленинграде, 1930. -235 с.

18. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. — Л.: Писатели в Ленинграде, 1931. -213 с.

19. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Л.: Писатели в Ленинграде, 1932. -187 с.

20. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. М.: Советский писатель, 1936.248 с.

21. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Тбилиси: Заря Востока, 1959.434 с.

22. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Л.: Советский писатель. — 1961. —442 с.

23. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1965.-399 с.

24. Шилин Г.И. Прокаженные: Роман. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1966.-399 с.

25. Шилин Г.И. Пролетарский скульптор С.Д. Ерьзя // Бакинский рабочий. -1923.-2июля.-С. 7-9.

26. Шилин Г.И. Ревонтулет: Роман. Л.: Художественная литература. -1934.-327 с.26.» Шилин Г.И.' Русский Роден (Степан Эрьзя) // Рабочие досуги (Баку). -1924. № 3, март. - С. 23-24.

27. Шилин Г.И. С.Д. Эрьзя в Батуме // Трудовой Батум. 1925. - № 168 (1251).

28. Шилин Г.И. Саадыт // Шилин Г. Страшная Арват: Сб. рассказов. Л.: Прибой. -1929. - С. 95-128.

29. Шилин Г.И. Страшная Арват // Шилин Г. Страшная Арват: Сб. рассказов. Л.: Прибой. -1929. - С. 5-93.

30. Шилин Г.И. Шайтан // Шилин Г. Страшная Арват: Сб. рассказов. Л.: Прибой. -1929. - С. 131-152.

31. Шилин Г.И. Шефике // Шилин Г. Страшная Арват: Сб. рассказов. Л.: Прибой. -1929. - С. 203-218.

32. Черномор. С. Эрьзя (К его отъезду из Батума) // Трудовой Батум. -1923. -14 сент.

33. Литература о жизни и творчестве Г.И. Шилина

34. Глушко С. «Прокаженные» // Кавказская здравница. — 1965. № 207.1. С. 4.

35. Дымшиц А. Г.И. Шилин (биография) // Шилин Г.И. Прокаженные. -Тбилиси. -1965. С. 3-9.

36. Б/а. Жарким июльским днем // Ставропольская правда. 1967. - № 23.-С. 4.

37. Злобин А. Ревонтулет // Звезда. -1934. № 8. - С. 4-5.

38. Кабаченко Е.Т. Горький в литературной судьбе наших земляков // Ставрополье. -1968. -№ 1-2. С. 67-70.

39. Кабаченко Е.Т. Слово о Георгии Ивановиче Шилине // Ставрополье. — 1965.-№ 4.-С. 53-56.

40. Кабаченко Е.Т. Творчество писателей Ставрополья. — Ставрополь: Ставропольская правда. -1961.-41 с.

41. Календарь памятных дат по Ставропольскому краю на 1961 год. -Ставрополь,. 1961. С. 49.

42. Клюева И.В. Биография и творчество Скульптора С.Д. Эрьзи в публицистике Г.И. Шилина // VI Сургучевские чтения. Ставрополь, 2009. - С. 28-30.

43. Крылов А. Георгий Шилин писатель и гражданин // Вечерний Ставрополь. -1992. - № 49: - С. 3.

44. Мессер Р. О молодой пролетарской прозе // Звезда. 1929. - №9. - С.9.12.

45. Моро А. Степан Эрьзя: док.-худож. роман. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1997.-336 с.

46. Муравьев В. Юбилей нашего земляка (к 65-летию со дня рождения Г.И. Шилина) // Ленинская правда. —1961.—№ 137. — С. 4.

47. Папоров Ю. Н. Великий Эрьзя. Признание и. трагедия: лит.-док. повесть. Степан Эрьзя: биография в документах. Саранск, 2006.—424 с.

48. Проскурина И.В. Дихотомия «жизнь» «смерть» на- примере романа Г.И. Шилина «Прокаженные» // Материалы 54-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2009:—С.184—187.

49. Проскурина( И.В. Источники творческой биографии Г.И. Шилина // Сургучевские чтения: (сб. материалов Международной научно-практической конференции). Ставрополь, 2009. - С. 230-232.

50. Проскурина И.В. Нравственный аспект в романе Г.И. Шилина «Саа-дыт» // Наука и современность (сб. материалов Международной' научно-практической конференции). Новосибирск, 2010. - С. 184—186.

51. Проскурина И.В. Пространственно-временные отношения в повестях Г.И. Шилина («Камо», «Главный инженер», «Поединок») // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 71 (6), 2010. С. 99 -104.1209

52. Проскурина И.В. Роль интертекста в романе Г.И. Шилина «Ревонту-лет» // Динамика литературного процесса и проблемы поэтики.—Алматы, 2011. — С. 123-126.

53. Проскурина И.В. С верой в человека и его всесилие // Русская литература Северного Кавказа. Ставрополь, 2011. - С. 50-53.

54. Проскурина И.В. Специфика образной системы повести Г.И. Шилина «Главный инженер» // Тенденции развития научных исследований: — Киев, 2011. — С. 29-31.

55. Проскурина И.В. Художественное пространство в романе Г.И. Шилина «Прокаженные» // Система ценностей современного общества. Ч. 1. Новосибирск, 2009.-С. 89-92.

56. Саркисова Е. Письмо из прошлого // Ставропольская правда. 1996. — №98.-С. 4.

57. Сац. Ревонтулет Г. Шилина // Литературный критик. 1934. - № 7-8. -С. 5-6.

58. Сергеев Н. Г. Шилин. Страшная Арват // Красная новь. 1929. — № 8. — С. 3^.

59. Б/а. Ставропольский хронограф на 1996 год. — Ставрополь, 1996. — С. 154-159.59: Трофимов В. Эрьзя в Баку. Саранск: Мордовское кн. изд-во,, 1970. 48 с.

60. Усов М. Доброго пути // Кавказская здравница. -1967. № 100. - С. 3.

61. Якунин М. Летопись земли родной // Ленинская правда. 1985. - № 178.-С. 2.

62. Литература по общим вопросам

63. Антропоцентрическая парадигма в филологии: Материалы Международной научной конференции / под ред. Л.П. Егоровой. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.-560 с.

64. Абрамов Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1975. -352 с.

65. Александрова Т.Л. Художественный мир М. Лохвицкой: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 2004.-283 с.

66. Аношина А.В: Художественный мир Варлама Шаламова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Северодвинск, 2006. -177 с.

67. Баландина М.Б. Художественный мир Б. Зайцева: поэтика хронотопа: дисканд. филол. наук: 10.01.01.—Магнитогорск, 2003. —185 с.

68. Балашова П:С. Художественный мир Бернарда Шоу. — М.: Художественная литература, 1982: 326 с.

69. Бальмонт К.Д. Стихотворения. Ленинград: Советский писатель. -1969. -С. 128-129.

70. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М-.: Художественнаялитература, 1975. — 502 с.

71. Бахтин M:Mi Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Художественная литература, 1972.-434 с:

72. Бахтин ММ: Эпос и роман: — СПб.: Азбука, 2000: — 304 с.

73. Белинский B.F. Статьи о народной поэзии«// Полное собрание сочинений в 13 томах.—М.: АНСССР, 1954.-Т. 5.-С. 310-328:.

74. Бердяев Н: Русская идея.-М:: Эксмо^ 2009. -704:с:74: Бойко С. «Я-прокаженная!». История одной?жизни и одной рукописи // Ставропольская правда; 2003. - С. 3-А.

75. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник.- М;: Высшая школа^ 2002. 511 с.

76. Бочаров С.Г. О художественных мирах. -М;: Советская Россия, 1985. — 296 с. " ■ • ■

77. Бреева Т.Н. Национальный миф в историософском романе Серебряного века: (на материале романов Д.С. Мережковского и, А. Белого) // Рус. словесность. 2006. - №3.-С. 21-29.

78. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М.: Наука, 1987. - 336 с.

79. Бушмин A.C. Проза 20-х годов // Русская советская литература 7 под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955.-С. 213-239:

80. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000.-556 с.

81. Введение в литературоведение / под ред. Л.М. Крупчанова. М.: Оникс, 2005.-416 с.

82. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

83. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 2006. - 704 с.

84. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1. — М.: Наука, 1975. -175 с.

85. Винокур Г.О. Биография и культура. М., 1927. — С. 82.

86. Вожов А.М. Горький и литературное движение конца XIX и начала XX века. М.: Советский писатель, 1956. - 495 с.

87. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — М.: Эксмо, 2003. —704 с.

88. Вундт В. Проблемы психологии народов.—М.: Либроком, 2010. —144 с.

89. Гаспаров М.Л. Избранные труды: в 3 т. Т. 2. О стихах. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 501 с.

90. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988.-446 с.

91. Гегель Г.В.Ф. Поэтическое и прозаическое произведения искусства // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. - Т. 3. - С. 362-376.

92. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. -892 с.93; Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы. М.: Наука, 1967.-364 с.

93. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука, 1975.-472 с.

94. Геродот. История. В 9-ти кН." Кн.2 / Пер. Г.А. Стратановского. М.: ООО «Издательство ACT», «Ладомир», 2001.^- 752 с.

95. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л: Советский писатель, 1979.

96. Гинзбург ЛЯ. О психологической» прозе. Л.: Советский писатель,1971.

97. Гиршман М.М. Анализ литературного произведения: что мы анализируем и интерпретируем? // Герменевтичш студп. Льв1в: Аз-арт, 2001. - С. 191-202.

98. Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. — М.: Самотека, 2007.-162 с.

99. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. — Москва-Ставрополь: СГУ, 2001. 205 с.

100. Горбов Д. Поиски Галатеи (К вопросу об отношении искусства к действительности) // Поиски Галатеи. Статьи о литературе. — М.: Федерация, 1929. — С. 9-31.

101. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. - М, 1953. - 320 с.

102. Гумбольдт В.Ф. Язык и философия языка. М.: Прогресс, 1984.—400 с.

103. Гюберт И.И. К бактериологии проказы. Харьков: б.и., 1903. -39 с.-Серия: Русский журнал кожных и венерических заболеваний.

104. Джамбатгаста Вико. Основания новой науки об общей природе наций. -ML: REFL book, 1994. - 628 с.

105. Егорова-Л.П. В семье единой. Русская советская проза в ее связях с жизнью народов СССР. — М.: Просвещение, 1986. —160 с.

106. Егорова Л.П. Интернациональные мотивы в русской литературе конца XIX начала XX веков. - Ставрополь, 1990. -112 с.

107. Есенин С. Свет вечерний шафранного края // Стихотворения, поэмы. — М.: Художественная литература, 1973. С. 196-197.

108. Залыгин С. Черты документальности // Вопросы, литературы. 1970. -№2. -С. 19-24.

109. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: учеб. пособие. -М.: Флинта: Наука, 2002. -200 с.

110. Ингарден Р. Схематичность литературного произведения // Ингарден Р. Исследования™ эстетике.-М.: Изд-во иностранной*литературы,.1962. С. 401-72.

111. История русской литературы XX века. Первая половина: в 2 т. Т. 1. / под ред. ЛП: Егоровой. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2004. — 318 с.

112. ИЗ. Калугин Д. Искусство биографии: изображение личности и ее оправдание в русских жизнеописаниях середины XIX века // Новое литературное обозрение.-2008.-№91.-С. 84-114.

113. Казакова И.А. Художественный мир ранней прозы Бориса Виана: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.- Иванова, 2004. 228 с.

114. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М.: Вузовская книга, 2006:-278 с.

115. Келдыш В. Горький о социалистическом реализме // Из истории советской эстетической мысли. М, 1967. - С. 446-486.

116. Кон И. К проблеме национального характера // История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и JI. И. Анцыферовой М.: Наука, 1971. С. 122-158.

117. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. — М.: Современник, 1991.-524 с.

118. Кондаков Б.В. Русская литература 1880-х годов и художественный мир Д.Н. Мамина-Сибиряка // Известия Уральского государственного университета. — 2002.-№24.-С. 9-24.

119. Кравченкова Е.А. Художественный мир B.C. Маканина: концепции и

120. Краткая литературная энциклопедия / под ред. A.A. Суркова. М.: Советская энциклопедия, 1975. В 8 т. - Т. 8.1136 стб.

121. Кривцун O.A. Эстетика: учебник. М.:—Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

122. Крылов В.П. Актуальные проблемы изучения поэтики JI. Леонова // Леонид Леонов: творческая индивидуальность и литературный- процесс / Отв. ред.

123. B.А. Ковалев, H.A. Грознова. Л.: Наука, 1987. - 312 с.

124. Кудашова H.H. Косвенная портретизация литературного персонажа в аспекте текстовой антропоцентричности // Филологические науки. — 2006. — №5. —1. C. 52-59.

125. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М.: Советский писатель, 1981. — 440 с.

126. Лебон Г. Психология народов масс! — М., 2010. — 400 с.г '

127. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное/ Размышления о литературе XX века: мировидение и поэтика. Пермь: Пермский университет, 1992. -121 с.

128. Литературное движение советской эпохи. Материалы и документы. -М.: Просвещение, 1986. 367 с.

129. Ли Хун. Художественный мир A.B. Вампилова драматурга: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 2006.-225 с.

130. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: МГУ,. 1982.-128 с.

131. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

132. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. М., 1968. - № 8. - С. 74-87.

133. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. М.: Але-тейя, 1997.-158 с.1. Щ t

134. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. — Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994.—286 с.

135. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Даръ, 2005. —336 с.

136. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

137. Луначарский-A.B. Социалистический реализм. Доклад на 2-м Пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля' 1933года// Литературное движение советской эпохи: материалы и документы. М.: Просвещение, 1986. - С. 156-160.

138. Макарова И.А. Социалистический реализм // Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб:: Logos, 2002. - С. 221-238.

139. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: в 30 т. Т. Г. - М.: Госполитиздат, 1955. - 700 с.

140. Маритен Ж. Поэзия и совершенство человеческой жизни-// Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. - 366 с:

141. Маркина Н.В. Художественный мир Рэя Бредбери: традиции и новаторство: дис. канд. филол. наук: 10.01.03. Самара, 2006. - 222 с.

142. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1989.-304 с.

143. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971.-512 с.

144. Михайлова E.H. Общие черты литературы 30-х годов // Русская советская--литература / Под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955.—С. 308-336.

145. Муратова К.Д. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. -М.-Л.: Наука, 1966.-279 с.

146. Надсон С .Я. Полное собрание сочинений. — М.-Л.: Советский писатель.-1962.-506 с.

147. Никитин И.С. Хозяин // Полное собрание стихотворений. — M.-JL: Советский писатель, 1965. — С. 322-327.

148. Николина H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Академия, 2003.—256 с.

149. Никулина А.К. Художественный мир романов Тортона Уайлдера: дис. . канд. филол. наук: 10.01.03. Уфа, 2005. - 282 с.

150. Новиченко JI.H. Литература и нравственный мир современника // Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения / Сост. Е. Сидоров, Л. Якименко. М.: Художественная литература, 1977. - С. 247-270.

151. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Петроград: Время, 1922.153* Овчаренко А.И. Реализм в русской литературе XX столетия. К постановке проблемы//Проблемы типологии русского реализма. -М., 1969.-С. 149-159.

152. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - С. 339-340.

153. Петишев A.A. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. - 156 с.

154. Петров С. М. Проблема человека и литература социалистического реализма // Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М, 1977. -262 с.

155. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М: — Л, 1928. —148 с.

156. Попов И.В: Художественный^ мир произведений Василия Аксенова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Сыктывкар, 2006. - 200 с.

157. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 344 с.

158. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений //Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. -М.: МГУ, 1983.-С. 138-172.

159. Потебня A.A. Эстетика и поэтика.-М.: Искусство, 1976.-616 с.

160. Пушкин A.C. Воспоминание // Пушкин A.C. Сочинения: в 3 т. Т-1. Стихотворения 1814-1836 годов. Сказки. -М.: Художественная литература, 1971.-257 с.

161. Разин Д.А. Художественный мир Е.А. Гагарина: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Архангельск, 2008. - 149 с.

162. Рахимова-Белова Л.В. Пути развития отечественной лепрологии на рубеже XLX-XX вв. (1889-1917) // Вестник последипломного медицинского образования: научно-практический и информационный журнал. М., 2006. - № 1. - С. 3-15.

163. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М.: Просвещение, 1972.-368 с.

164. Рейнблат А.И. «Роман литературного краха» // Новое литературное обозрение. 1997. -№ 25.

165. Рогова Е.Е. Художественный мир А. Платонова в 1930-е годы: духовно-нравственное состояние общества и искания писателя: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2004.-248 с.

166. Русинова Н.В. Художественный,мир новелл Анри де Ренье: дис. . канд. филол. наук: 10.01.03. -М., 2003. 153 с.

167. Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы / под. ред. С.И. Тиминой. СПб. - Logos, 2002. - 586 с.170; Русская, советская, литература / под. ред. A.A. Журавлевой. Ленинград: Просвещение, 1988. - С. 374-416.

168. Серафимович А. Железный поток, рассказы. — М.: Художественная литература, 1986. 380 с.

169. СкороспеловаЕБ. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов.—М.: Изд-во Московского университета, 1979. -160 с.

170. Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской-прозе начала XX века. -М.: Просвещение, 1977. — 208 с.1741 Смыковская Т.Е. Национальиьшчобразмира в прозе В:И. Белова. М.: Флинта, 2010.'

171. Советская литература: история и современность / под ред. И.А. Хвато-ва. М.: Просвещение, 1985: — 256 с.

172. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. (История эстетики в памятниках и документах). М., 1991'. - 704 с.

173. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.

174. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы.—М.: Наследие, 2001.

175. Сутеев Г. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и воспоминания. Саранск, Мордовское кн. изд-во, 1968. - 142 с.

176. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1973.-504 с.

177. Тахо-Годи Е.А. Художественный мир прозы А.Ф. Лосева и его истоки, дисд-ра филол. наук: 10.01.01. М.3 2004. - 461 с.

178. Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. -М.: Наука, 1978. 512 с.

179. Терц А. Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. -М.: Книга, 1990. 528 с.

180. Титаренко И.Н. Эстетика. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 225 с.

181. Толстой А. О литературе и искусстве. — М.: Советский писатель. — 1984.-559 с.

182. Томашевский Б. В. Литература и биография // Книга и революция. — 1923. -№4,- С. 6.

183. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.

184. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе // Топоров'В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области ми-фопоэтического. М.: Прогресс, 1995. — С. 7-111.

185. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс; 1978. - 326 с.

186. Фадеев А. Разгром. М.: Детская литература, 1949. - 256 с.

187. Фарино Е. Введение в литературоведение: учебное пособие. СПб., 2004.-639 с.

188. Федоров В.В. О природе поэтической реальности. М.: Советский писатель, 1984.-184:

189. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.-Рига, 1988.-413 с.

190. Фокин A.A. Антропологическая поэтика (К постановке проблемы) // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы 1-й Международной конференции: В 2 т.—Т. 2: Русская литература XX века.—М., 2003. -С. 377-381.

191. Фокин A.A. И.Д. Сургучев. Проблемы творчества: монография. -Ставрополь, 2006. 368 с.

192. Фокин А.А. От функционального изучения литературы к антропологической поэтике // Русская литература ХХ-ХХ1 веков: проблемы теории и методологии изучения: Материалы Международной научной конференции / Ред.-сост. С.И. Кормилов. М., 2004. - С. 451-455.

193. ФохтУР. Пути русского реализма.-М.: Советский писатель, 1963.-264 с.

194. Хализев В.Е. Теория литературы.—М.: Высшая школа, 2002". 437 с.

195. Хачемизова М.Н. Художественный мир Тембота Керашева в контексте развития адыгейских литератур: проблемы исторической поэтики: дис. . д-ра фи-лол. наук: 10.02.01.-Нальчик,2005.-343 с.

196. Хугаев И.С. Генезис и развитие русскоязычной осетинской литературы. Владикавказ: Ир, 2008. - 559 с.

197. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе: Русский физиологический очерк. -М.: Наука,1965. 319 с.

198. Черноиваненко Е.М. Литературный процесс в историко-культурном контексте. Развитие и смена типов литературы и художественного сознания в русской словесности Х1-ХХ вв. Одесса: Маяк. - 1997. — 670 с.

199. Чернухина ИЛ. Элементы организации-художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. - 115 с.

200. Чмыхов Л. Писатель и история. Ставрополь. - Книжное издательство, 1982.-191 с.

201. Чудаков А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. - 384 с.

202. Шалгинова Н.С. Художественный мир Карла Крауса. дис. канд. фи-лол. наук: 10.01.03. Нижний Новгород, 2007. -141 с.

203. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. — М.: Наука, 1979. -312 с.

204. Шенталинский В. Преступление без наказания. М.: Прогресс-Плеяда, 2007.-642 с.

205. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.-380с.

206. Шмид В. Нарратология. -М.: Языки славянской культуры, 2003. -312 с.

207. Штут С.М. Тема социалистического строительства в прозе 1930-х годов // Русская советская литература / под ред. Л.И. Тимофеева. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955. -С. 213-239.

208. Шульженко В .И. Кавказский феномен русской прозы (вторая половина XX века). Пятигорск, 2001.

209. Юнусов И.Ш. Проблема национального характера в творчестве Л.Н. Толстого 1850-1860-х гг. -М; Бирск, 1997. -184 с.

210. Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 424 с.

211. Якименко Л.Г. Эстетическая система социалистического реализма и проблема художественного мышления // Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения / Сост. Е. Сидоров, Л. Якименко. — М.: Художественная литература, 1977.-С. 7-49.

212. Якобсон P.O. Заметки на полях лирики Пушкина // Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987.-464 с.

213. Якобсон P.O. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. -460 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.