Когнитивная специфика фэнтезийного образа в массовой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Толстиков, Дмитрий Александрович

  • Толстиков, Дмитрий Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 148
Толстиков, Дмитрий Александрович. Когнитивная специфика фэнтезийного образа в массовой культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Толстиков, Дмитрий Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Функционирование иррационального образа в массовой кулыуре.

§ 1. Диалектика иррационального и рационального в образах.

§ 2. Фэнтезийный образ и подражание.

§ 3 Маг и воин как основные образы подражания в фэнтези.

Глава II. Когнитивный аспект сверхспособностей в фэнтези.

§ 1. Ролевая игра фэнтези как временный выход из обыденности.

§ 2. Трансгрессия и её роль в формировании сверхчеловека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивная специфика фэнтезийного образа в массовой культуре»

Интерес к будущему всегда существовал в человеческой культуре, а в настоящее время он приобретает все более выраженный конструктивный и образный характер. В частности, это выражается в интенсивном развитии и применении футурологии, фантастики и фэнтези в моделировании будущего. Эти три направления охватывают разный по своему существу образ будущего и разный способ воздействия этого образа на читателя и зрителя в системе массовой культуры. Молено сказать, что интерес к будущему, даже нереализуемый в современной культуре, вытесняет интерес к «белым пятнам», причем интерес научный при этом сменяется интересом проживания в экзотическом мире.

Футурология предполагает научный и в основном рациональный поиск конструкции будущего. Воздействие этой конструкции предполагается в наукоподобных проектах. Такого рода воздействие на развитие общества отчасти нейтрализовано антиутопией. Так что рациональное предсказание и конструирование будущего в некоторой степени дискредитировано в массовой культуре. Построение будущего и реализация его при возможности катастрофы - затратный и опасный процесс, гораздо эффективнее воздействие на читателя, когда будущее проживается виртуально, не будучи реализовано. Промежуточное положение между научным и образным представлением будущего, направленным на читателя, занимает фантастика. А. Кларк говорит о 1950-х гг. как о «Золотом веке» фантастики. Но и сейчас популярность фантастики велика. Фантастика ориентирует на восприятие и оценку возможного и вполне достижимого будущего. Иной смысл несет в себе будущее в фэнтези. Здесь само будущее имеет иррациональный облик и предполагается не как реализуемое, скорее оно никогда не будет реализовано, но как воздействующее на читателя. Такой переход в современной культуре от образов научного типа, которые ориентируют на достижение будущего, к образам иррациональным и недостижимым, с целью воздействия на читателя определяет качественное изменение отношения к будущему массовой культуры. Для понимания этого перехода недостаточно частных научных или художественных исследований, необходим анализ философского уровня. Этот анализ тем более актуален, что разные образы будущего становятся все более популярными, но эти образы воздействуют на читателя по-разному.

Итак, фэнтези, в отличие от футурологии, стремится дать читателю возможность прожить будущее, и в этом смысле для нее не важно, реализуемо ли это будущее. Фэнтези предлагает проживание будущего через подражание его героям. Здесь на смену пониманию и конструированию приходит подражание и вживание в мир иного. Но при этом фэнтези сохраняет определенное когнитивное значение, например, в плане уверенности читателя в существовании сверхспособностей, а также в желании овладеть этими сверхспособностями и использовать их в сегодняшней обыденности. Использование бренда сверхспособностей - важнейший элемент фэнтези. Это находит яркое воплощение в том факте, что образ супермена в массовой культуре один из самых популярных и тиражируемых, а в фэнтези сверхспособности и версии супермена наиболее разнообразны.

Популярность фэнтезийного образа (под которым понимается образ, основанный на допущениях иррационального характера, не имеющих логического объяснения) приводит к его проникновению не только в собственно произведения жанра фэнтези, но и в массовую культуру вообще. Такая популярность позволяет говорить об актуальности выявления специфики воздействия фэнтезийного образа, который не столько научен, сколько мифичен. Особенное значение в воздействии фэнтезийного образа играет эффект подражания читателя супергерою и проживание ситуаций в его облике и с его способностями. Это позволяет поставить вопрос, о том, что происходит с читателем при подражании фэнтезийному образу?

В контексте особенного интереса к фэнтезийному образу представляет актуальным разделить рациональную и иррациональную его стороны и проанализировать их в механизме подражания.

Популярность фэнтезийного образа и его частного случая, супергероя, делает актуальным выявление специфики и особенностей воздействия этого образа на читателя именно в когнитивном плане. Для осмысления такого феномена и предполагается использование философского анализа.

Степень разработанности проблемы.

Исследование образа будущего непосредственно касается времени. В связи с чем важным для исследования являются работы Августина, рассматривающего время как сумму, состоящую из трёх частей, соответствующих трём явлениям: настоящее прошедшее - памяти, настоящее настоящего - созерцанию, настоящее будущее - ожиданию. Время у философа следует одно за другим, а значит, оно исторично. В XIX в. история человека рассматривалась как заключительный этап естественно-исторического процесса (Ч. Дарвин). Здесь время как форма развития живого сопоставляется с будущим и является смысловым центром эпохи. В. Дильтей различает абстрактное время, которое имеет количественные характеристики и исторически-живое, обладающее качественными характеристиками. Именно это время В. Дильтей считает подлинным. Подлинное время у него - это настоящее, которое становится прошлым, а будущее превращается в настоящее. М. Хайдеггер противопоставляет «вульгарному» времени как постоянно переходящему моменту - теперь - подлинное время, являющееся не последовательностью, а суммой прошлого, настоящего и будущего. В XX в. происходит смена развития культуры с вечного на будущее.

Познавательная составляющая массовой культуры в настоящее время остаётся без внимания, из-за чего она кажется легкомысленной культурой. Познание - процесс комплексный, охватывающий разные сферы знания, включающий как научные, так и не научные способы познания. Проблема познания рассматривалась учёными с различных сторон: М. Полани исследовал проблему «личностного знания», Д. Прайс анализировал знание, получаемое в ходе межличностного общения, акцентируя внимание на его организации и продуктивности, Т. Кун обратил внимание на процесс накопления знания, провоцирующий смену ценностно-нормативных систем, что выразилось в эволюции познания (познание нового типа, переработка и передача информации в условиях информационного взрыва, освоение новых сверхспособностей и нового способа этого освоения), смене эпистем (М. Фуко).

Можно выделить три подхода к анализу познавательной специфики образа будущего.

Во-первых, семиотический, наиболее ярким представителем которого является Ю. М. Лотман. Здесь происходит выявление когнитивных закономерностей, свойственных текстам, образам, их воздействию на читателя.

Во-вторых, постмодернистский, в котором когнитивная специфика рассматривается с позиций подмены реальности и формирования альтернативного мира (Ж. Бодрийяр), заменяя рациональное познание на иррациональное.

В-третьих, социологический, рассматривающий фэнтези как способ создания новых социальных групп (Н. В. Помогалова), в процессе межличностного общения которых происходит создания нового знания.

Понятие «фэнтезийный образ» нашло своё выражение в рассмотренных ниже работах, где освещенными оказались лишь отдельные аспекты, касающиеся какой-либо стороны иррационального образа (разновидностью которого является фэнтезийный образ). Можно выделить несколько ключевых понятий, освещающих различные аспекты знания: «иррациональное», «рациональное», «образ», «симулякр».

В философии иррациональное рассматривали в сравнении с рациональным как с гносеологической, так и с онтологической точек зрения П. Абеляр, Н. А. Бердяев, Б. Клервосский, С. Кьеркегор, Н. С. Мудрагей, Ф. Ницше, Н. В. Павлович, Платон, С. Франк, А. Шопенгауэр, И. Экхарт, М. Экхардт, Ф. Якоби, К. Ясперс, которые затронули проявление иррационального в сфере культуры.

Генезис образа и его свойства исследовали Аристотель, Августин, Ф. Аквинский, Р. Барт, Г. Башляр, А. Бергсон, Л. Витгенштейн, Г. Гегель, Э. Гуссерль, Р. Декарт, И. Кант, Ж. Лакан, А. Ф. Лосев, Т. Митчел, Платон, Ж.-П. Сартр, Б. Спиноза, Л. Фейербах, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, Д. Юм, К. Юнг, которые рассматривали в основном онтологический аспект образа.

Одним из видов образа является симулякр, представляющий собой разновидность иррационального образа в массовой культуре. Происхождение и сущность симулякра были проанализированы Ж. Батаем, Ж. Бодрийяром, Ж. Делёзом, Ж. Дерридой, П. Клоссовским. Подражание как альтернативный образ познания культурного пространства было рассмотрено Аристотелем на материале подражания зрителя в театре; Э. Ауэрбахом на материале пространства, создаваемого литературным произведением; Э. Бёрком как процесс приобретения знания; Р. Кайуа, К. Лоренцем как подражание в природе, проецируемое на культуру; Э. Канетти, Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом на материале анализа истории архаических культур. Подражание предполагает процесс изменения, результаты которого проявляются в будущем. Фэнтези является одним из средств литературного прогнозирования будущего, применение которого осуществляет читатель.

Процесс подражания в фэнтези выражается в двух образах: воина и мага, вокруг которых строится игра. В связи с этим интерес представляют работы авторов, освещающих сущность войны (как основной сферы деятельности воина): Гераклита, Г. Гегеля, Э. Гиббона, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, К. Поппера, Д. Юма, которые вскрыли специфику войны, схемы поведения человека в этой «пограничной» ситуации.

Проблеме подражания человека каким-либо субъектам посредством магии посвящены работы С. Гречишникова, Б. Леви-Брюля, Б. Малиновского, Дж. Фрезера, которые рассматривали специфику влияния культурной среды на человека. Подражание ведёт к качественным изменениям в поведении, в психике человека, выраженным в постановке и осуществлении целей, которые ранее считались самим человеком недостижимыми. Подражание героям легенд, мифов, фэнтези передаёт частичку иррациональных возможностей, которыми владеют эти герои.

Поскольку иррациональные образы особенно концентрируются в фэнтези, то необходимо обратить внимание на работы У. Ирвина, Ю. И. Кагарлицкого, С. Лема, Б. Невского, В. В. Николина,

Н. В. Помогаловой, Дж. Толкиена, Т. А. Чернышевой, исследующие сущность фэнтези, выявившие процессы, характерные для внутреннего пространства фэнтези, но не затронувшие проявление их в действительности.

Игра является деятельностной моделью воплощения будущего в действительности. Она структурирует культуру, способствует приобретению знания, приобщает к альтернативной реальности. Игра рассматривается в работах Э. Берна, Л. Витгенштейна, Г. Гадамера, Ж. Дерриды, И. Канта, Я. Морено, X. Ортеги-и-Гассета, Платона, Ж.- П. Сартра, Э. Финка, И. Хейзинга, Ф. Шиллера, Ф. Шлегеля.

Образы воина и мага являются разновидностью образа сверхчеловека, генезис, развитие, способности которого, рассматривали Ш. Ауробиндо, Г. Гегель, С. Гроф, А. Камю, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, П. Тейяр де Шарден, Л. Фейербах, а также различные модели, зависящие от пути инициации человека в сверхчеловека (через знание, наказание, откровение, коллектив и т. д.). В фэнтези же образ сверхчеловека проявляется в фэнтезийном образе супергероя.

Одним из основных элементов, влияющих на познания человека, является язык. В связи с этим представляют интерес работы авторов, занимающихся исследованиями онтологических и гносеологических аспектов языка (Р. Барта, М. М. Бахтина, П. Вирилио, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана, М. Макшоэна, Э. Сепира, Б. Уорфа, Д. М. Федяева, П. Флоренского), которые всё же недостаточно осветили когнитивный аспект, связанный с созданием и освоением искусственных языков. Практически не затронут был аспект скорости мышления, зависящий от языка, а также не освещена роль искусственных языков в ускорении мышления человека. Психологические аспекты ускорения и усвоения информации исследовал JL С. Выготский.

Таким образом, несмотря на то, что специальных работ, посвященных иррациональному образу, подражанию, фэнтези имеется довольно много, можно констатировать малую изученность когнитивной специфики фэнтезийного образа с точки зрения влияния на формирование в будущем альтернативного процесса познания, оказывающего воздействие на человека и его когнитивные способности.

Основная проблема исследования заключается в наличии воздействия будущего на читателя через подражание. Она может быть сформулирована в следующих вопросах: Что представляет собой иррациональный (фэнтезийный) образ в массовой культуре и фэнтези? Каковы его культурные основания и формы? Как изменяются когнитивные способности человека при восприятии иррациональных (фэнтезийных) образов?

Целью исследования является исследование иррационального (фэнтезийного) образа в контексте развития когнитивных способностей человека.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выявить место иррационального художественного образа в системе образов и определить специфику фэнтезийного образа как его разновидности.

2. Определить специфику процесса подражания человека образам героев художественных произведений в фантастике и фэнтези.

3. Создать типологию фэнтезийных образов героев художественных произведений.

4. Показать специфику мышления игроков в ролевой игре фэнтези.

5. Раскрыть сущность трансгрессии и её значение в формировании сверхчеловека.

Методологическая основа диссертационного исследования состоит в использовании диалектического и исторического методов. При обосновании концептуальных подходов фэнтезийного образа и его характеристик используются методы анализа, синтеза, типологизации, ролевого моделирования. При раскрытии содержания типов познания применяется сравнительный метод: типы познания анализируются в отношении взаимодействия в них рационального и иррационального. Также использовались идеи, связанные с созданием информационной культуры и коммуникативной революции. Используется идея о границах художественной, виртуальной реальности, которая отражена в работах Ю. М. Лотмана, С. И. Орехова.

Для понимания сути фэнтезийного образа, помимо общефилософских подходов, использовались социокультурный и семиотический.

Научная новизна диссертации.

1. Установлено когнитивное воздействие иррационального (фэнтезийного) образа на читателя через процесс подражания в противовес процессу познания рационального образа. В связи с этим проведена классификация рационального и иррационального образов по способу создания и содержания.

2. Раскрыт механизм процесса временного подражания иррациональному (фэнтезийному) образу в ролевой игре фэнтези.

3. Определено, что феномен сверхчеловека выступает специфическим выражением иррационального (фэнтезийного) образа.

4. Выявлена когнитивная специфика способностей сверхчеловека, которые выражаются в новых типах познания и коммуникации, основанных на скорости восприятия (количественная сторона новых способностей) и интуитивном способе осмысления информации (качественная сторона новых способностей).

5. Выявлен способ освоения сверхспособностей в подражании, который выражается в непосредственном воспроизведении внешней последовательности действий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В массовой культуре существует различное восприятие и структуры образа будущего: с одной стороны, это фантастика, в которой доминирует рациональный образ иррационального, с другой - фэнтези, в которой преобладает иррациональный образ иррационального.

2. В фэнтези есть внутренняя дифференциация фэнтезийного образа на преимущественно рациональное, связанное с образом воина, и преимущественно иррациональное, связанное с образом мага. Война является наиболее универсальным способом разрешения конфликта этих двух типов персонажей, при этом чаще побеждает воин, что существенно снижает возможности читателя, подражая воину, выйти за рамки массовой культуры и осмыслить суть сверхспособностей. Война препятствует попытке синтеза двух типов персонажей, хотя такая тенденция имеет место, являясь наиболее перспективной.

3.В ролевой игре фэнтези происходит кратковременное соединение личности игрока с личностью героя произведения, образу которого игрок подражает. Результатом этого подражания становится приобретение игроком знаний, которыми обладает воспринимаемый персонаж (частичкой гениальности, храбрости и т. д.) и временное ощущение сверхспособностей фэнтезийного героя.

4. В массовой культуре посредством трансгрессии сформированы две модели сверхчеловека: «сверхчеловек духа» и «сверхчеловек тела». «Сверхчеловек духа» есть результат интеллектуального совершенства, достигнутого посредством овладения знанием, что позволило человеку самому управлять процессом познания, самопрограммировать своё развитие. «Сверхчеловек тела» является итогом физического совершенства, достигнутого вследствие восприятия образов «совершенного тела», растиражированных массовой культурой, что определяет дальнейшее развитие человека массовой культурой.

5. Результатом подражания образу сверхчеловека является обретение человеком элементов мировоззрения супергероя фэнтези, что позволяет овладеть способностями когнитивного характера, ускоряющими процесс познания, что предполагает иной иррациональный характер познания и коммуникации.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключаются в том, что его результаты могут быть использованы:

- для осмысления человеком своего познавательного потенциала не только в образовательной сфере, но и в повседневной жизни;

- для разработки учебных курсов и спецкурсов по философской антропологии и философии культуры.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, были изложены в ряде публикаций и выступлений на Всероссийских научных конференциях: «Реальность. Человек. Культура: социальное и природное» (Омск, 2006); посвященной 90-летию со дня рождения проф. Н. С. Травушкина «Проблемы интерпретации художественного произведения» (Астрахань, 2007); «Реальность. Человек. Культура: универсалии научного знания» (Омск, 2007); Международной конференции, посвященной дню философии (ЮНЕСКО), в Кузбассе «Глобализм и Гуманизм» (Кемерово, 2007); VI Межвузовской научной конференции студентов и аспирантов «Тенденции развития общества в XXI веке» (Омск, 2008). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии ОмГПУ.

Структура и объём исследования.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 175 наименований. Работа изложена на 148 страницах компьютерной вёрстки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Толстиков, Дмитрий Александрович

Выводы по второй главе

Установлено, что в ролевой игре фэнтези идёт непосредственное копирование художественного пространства в окружающую реальность читателя.

Исключается «субъект-субъектная» дистанция между читателем и героем, а также читателем и автором.

Ролевая игра фэнтези отличается от ролевой игры содержанием роли сверхчеловека, но по форме повторяет ролевую игру.

Ролевая игра фэнтези является деятельностным вариантом рационального образа иррационального. Познание в РИФ носит непосредственный характер и заменяется подражанием.

Ролевая игра фэнтези предусматривает особые условия выхода из неё самой. Во-первых - это игрок, который собирается играть. Во-вторых - это восприятия себя в игре как человека. В-третьих, серьёзность игрока в игре. В-четвертых, это отношение к ролевой игре фэнтези как к игре. В-пятых игра строится по «правилам поступков». В-шестых, отношение к игре как к образцу. В-седьмых, отношение к РИФ как к фикции. В-восьмых, наличие правил игры. В-девятых, наличие в игре «правила остановки». В-десятых, знание об игре.

Ролевая игра фэнтези может быть лишь временным выходом из обыденности и её ценность для участника заключается в непосредственном проживании роли сверхчеловека.

В массовой культуре можно выделить два типа сверхчеловека: «сверхчеловек духа», опирающий на знание; и «сверхчеловек тела», опирающийся на физическое совершенство тела. Трансформация в первого совершается посредством трансгрессии, основанной на интеллектуальных испытаниях, трансформация во второго опирается на преодоление физических ограничений.

Философский анализ сверхчеловека даёт возможность выхода фэнтези за границу массовой культуры, которую сама фэнтези не использует. Философия предлагает различные пути трансформации человека в сверхчеловека. Шри Ауробиндо считал, что трансформация происходит благодаря «вселенской Энергии», которая убыстряет «интеллектуальные силы», позволяя овладеть сверхспособностями и стать гением. Вл. Соловьев полагал, что сверхчеловеком может стать лишь тот, кто стал бессмертным и блаженным, в этом особую роль играет откровение, наделяющее знанием, дающим ответ на вопрос «Что делать»? Ф. Ницше считал, что сверхчеловеком может стать каждый, кто найдёт в себе смелость отказаться от законов ограничивающих его свободу, первыми из таких законов, являются законы религии. П. Тейяр де Шарден полагал, что путь к сверхчеловеку лежит через коллективное интеллектуальное усилие, способное открыть двери к сверхчеловечеству.

Одним из способов трансформации человека в сверхчеловека является трансгрессия, позволяющая преодолеть границу, отделяющую его от сверхчеловека. Существует три типа трансгрессии, характерные для трёх пространств человека массовой культуры: трансгрессия в мире познания, в мире воображения, в мире обыденности.

Сверхчеловек является результатом в цепочке «смертей», являющихся своеобразной трансгрессией: субъекта - автора - бога. «Смерть» каждого объекта освободила человека от определённых границ в себе. «Смерть субъекта» освободила от границ, созданных самим человеком, «смерть автора» - от границ, созданных другим человеком, «смерть бога» - от границ, созданных обществом. Следовательно, смерть инициировала переход человека к сверхчеловеку, сняв ограничения в развитии, открыв доступ к знаниям, недоступным ранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании осуществлён философско-антропологический анализ фэнтезийного образа в рамках его когнитивного влияния на читателя. Фэнтези моделирует образ будущего, перехода в которое не происходит, но через проживания роли супергероя происходит изменения мышления и отношения к своим сверхспособностям.

Специфика фэнтезийного образа выражена в его структуре, построенной не по законам формальной логики. Осмысление фэнтезийного образа больше рассчитано на иррациональные формы познания: интуицию, озарение, подражание. Поэтому можно предположить, что процесс познания осуществляется через подсознание.

Определение фэнтезийного образа было осуществлено на базе созданной классификации образов, в которой были определены четыре типа образов: POP, РОИ, ИОР, ИОИ. Выделены свойства этих образов. Для POP это логическая обоснованность, порядок, целесообразность, однозначность, непротиворечивость, научность. Для РОИ это познаваемость, сверхрациональность, интенциональность, наукообразность. Для ИОР это иллюзорность, видимость, фиктивность, виртуальность. Для ИОИ это непознаваемость, алогичность, необыденность, бесконечность, невыразимость. Причём для POP и РОИ характерен процесс познания, а для ИОИ и ИОР характерен процесс подражания.

Фэнтезийный образ является частью ИОИ и распространен в основном в фэнтези. Причём через подражание фэнтезийному образу происходит обретение нового опыта познания.

Популярными фэнтезийными образами подражания являются образы супергероев, имитация сверхспособностей которых позволяет раздвинуть мысленные границы возможностей человека (например, в аспекте постановки цели).

Тенденция подражания супергероям подменила собой процесс познания, основанный на объяснении, сделав подражания преобладающим способом познания.

Были выделены четыре типа подражания: животному, человеку, идолу и иллюзии. Подражание им позволяет человеку приобрести альтернативные знания, характерные для пространства подражаемого образа. Для этих видов подражания свойственны определённые направления фэнтези, содержания .которых определяет тип подражания. Подражание в них осуществляется через элементы, характерные для этих направлений (таких как ярость, индивидуальность, тайна, страх, ужас, историчность, культурность, искусственность, смех, память). Результат подражания выражается в ощущение «виртуального могущества».

Процесс подражания осуществляется через воображение. Этот процесс проходит по когнитивной схеме: внимание, интерес, желание, соотнесение желания с образом, которое приводит к различным способам действия и изменениям субъекта, что способствует приобретению нового знания. Причём подражание в массовой культуре заменяет познание при столкновении человека с фэнтезийными образами.

Было установлено, что посредством литературы возможно подражание не свойственное шаблонам массовой культуры, так как образы здесь создаются самим читателем.

Одними из популярных фэнтезийных образов, которым происходит подражания, являются образы мага и воина. Причём специфика подражания образу мага заключается в том, что человек перенимает интеллектуальные стратегии развития, свойственные данному образу. Подражая образу воина, человек приобретает физические стратегии, характерные для этого образа.

Установлена специфика отношений стратегий поведения мага и воина в массовой культуре: подражание образу воина подчиняет человека массовой культуре, подражание образу мага даёт возможность преодоления границ массовой культуры. В связи с этим можно выявить тенденции, существующие в массовой культуре, которые приводят к поражению мага воином, дабы читатель более увлекался образом воина и имел меньше возможностей вырваться из массовой культуры.

Одной из разновидностей подражания фэнтезийным образам является ролевая игра фэнтези, в которой идёт непосредственное копирование художественного пространства в окружающую реальность читателя. Здесь исключается «субъект-субъектная» дистанция между читателем и героем, а также читателем и автором.

Желание игрока подражать образам мага и воина в ролевой игре фэнтези есть желания человека массовой культуры ощутить себя в роли сверхчеловека, испытать «виртуальное могущество» от возможностей, которыми она обладает.

Познание в ролевой игре фэнтези носит непосредственный характер и заменяется подражанием.

Ролевая игра фэнтези предусматривает особые условия выхода из неё самой. Поэтому ролевая игра фэнтези может быть лишь временным выходом из обыденности, и её ценность для игрока заключается в непосредственном проживании роли сверхчеловека и временном овладении в пространстве игры способностями этого сверхчеловека, что безусловно меняет отношение, а возможно, и способности в окружающей его реальности.

В массовой культуре можно выделить два типа сверхчеловека: «сверхчеловек духа», опирающегося на знание, и «сверхчеловек тела», опирающегося на физическое совершенствование тела. Инициация первого совершается посредством трансгрессии, основанной на интеллектуальных испытаниях, инициация второго опирается на преодоление физических испытаний. Инициация в сверхчеловека происходит в результате философской трансгрессии, отражающей изменяющееся бытие современного человека.

Сверхчеловек является результатом преодоления границы, отделяющей человека от сверхспособностей. Подобной границей является «смерть».

Можно выделить три стадии «смерти», являющиеся трансгрессией на пути к сверхчеловеку: субъекта — автора — бога. «Смерть субъекта» освободила от границ, созданных самим человеком, «смерть автора» - от границ, созданных другим человеком, «смерть бога» - от границ, созданных обществом. Следовательно, смерть инициировала переход человека к сверхчеловеку, сняв ограничения в развитии, открыв доступ к знаниям, недоступным ранее.

Сверхспособности, присущие фэнтезийным образам, при подражании им рационализируются человеком. Можно выделить несколько разновидностей рационализации фэнтезийного образа: скорочтение ускоряющее восприятие (количественная характеристика); искусственные языки, изменяющие характер мышления (качественная характеристика); искусственные языки (вымышленные), создающие миры альтернативные массовой культуре, что приводит к появлению другой «картины мира», допускающей несколько сценариев развития человека.

В целом сравнение возможностей фэнтези и способов реализации их в массовой культуре даёт повод для пессимистических оценок, так как возможности фэнтези не реализуются в полном объёме.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Толстиков, Дмитрий Александрович, 2009 год

1. Абеляр, П. История моих бедствий Текст. / П. Абеляр. М.: Академия наук СССР, 1959. - 256 с.

2. Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий Текст. / Августин Аврелий, П. Абеляр. М.: Республика, 1992. - 335 с.

3. Авилов, Г. М. Ролевая игровая деятельность в период поздней юности Текст. / Г. М. Авилов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 234 с.

4. Акулинин, В. Н. Философия всеединства: от В. С. Соловьёва к П. А. Флоренскому Текст. / В. Н. Акулинин. Новосибирск: Наука, 1990. -158 с.

5. Андреев, О. А., Хромов, Л. Н. Техника быстрого чтения Текст. / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. Мнинск: Ушверсггэцкае, 1997. - 256 с.

6. Антология мировой философии: в 4 т. Текст. М.: Мысль, 1969. -Т. 1. -Ч. 2.-930 с.

7. Апинян, Т. А. Мифология: теория и событие Текст. / Т. А. Апинян. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 281 с.

8. Аристотель. Поэтика. Риторика Текст. / Аристотель. СПб.: Азбука, 2000.-351 с.

9. Асмус, В.Ф. Историко-философские этюды Текст. / В. Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1984.-318 с.

10. Ауробиндо, Ш. Человеческий цикл Текст. / Ш. Ауробиндо. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL://www.koob.ru. (дата обращения: 11.06.08.)

11. Ауробиндо, Ш. Синтез йоги Текст. / Ш. Ауробиндо. С. 4. Режим доступа - [Электронный ресурс] // URL: // www.koob.ru (дата обращения: 11.06.08.)

12. Ауробиндо, Ш. Мысли и афоризмы Текст. / Ш. Ауробиндо. С. 13. Режим доступа - [Электронный ресурс] // URL: // www.koob.ru (дата обращения: 11.06.08.)

13. Базен, А. Что такое кино? Текст. / А. Базен. М.: Искусство, 1972. -383 с.

14. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт. -М.: Прогресс, 1989. 603 с.

15. Батай, Ж. Запрет и трансгрессия Текст. / Ж. Батай. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http:// vispir.narod.ru./bataj2.htm (дата обращения: 15.05.08.)

16. Батай, Ж. Литература и Зло Текст. / Ж. Батай. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 166 с.

17. Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

18. Бахтызин, А. М. Граница: бытие, сущность, рефлексия: дисс. кан. филос. наук. Текст. /А. М. Бахтызин. Омск, 2004. - 177 с.

19. Башляр, Г.Б. Вода и грёзы. Опыт о воображении материи Текст. / Г.Б. Башляр. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 268 с.

20. Бергсон, А. Сочинения: в 4 т. Текст. / А. Бергсон. М.: Московский клуб, 1992. - Т. 3. - 421 с.

21. Бергсон, А. Сочинения: в 4 т. Текст. / А. Бергсон. М.: Московский клуб, 1992. - Т. 4. - 387 с.

22. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство кесаря Текст. / Н. А. Бердяев. -М.: Республика 1995. 383 с.

23. Бёрк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного Текст. / Э. Бёрк. М.: Искусство, 1979. - 237 с.

24. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы Текст. / Э. Берн. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 480 с.

25. Бестер, А. Человек без лица. Тигр! Тигр! Текст. / А. Бестер. М.: ACT, 2006.-613 с.

26. Библия. Минск: PICORP, 1996. - 1221 с.

27. Бланшо, М. Опыт предел Текст. / М. Бланшо // Танатография Эроса. - СПб., 1994. - 348 с.

28. Бодрийяр, Ж. Войны в заливе не было Текст. / Ж. Бодрийяр // Художественный журнал. 1994. - № 3. - С. 35.

29. Бодрийяр, Ж. Америка Текст. / Ж. Бодрийяр. СПб.: Владимир Даль, 2000. - 209 с.

30. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Текст. М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 15. - 603 с.

31. Большой энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. - 1456 с.

32. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты Текст. / Боэций. М.: Наука, 1990. - 416с.

33. Брилева, О. Фэнтези: метафизический поиск современного сознания Текст. / О. Брилева. Режим доступа [Электронный ресурс]

34. URL: http // www.kulichki.com/tolkien/arhiv/ tower/html (дата обращения:2208.07.)

35. Брутян, Г. Гипотеза Сепира-Уорфа Текст. / Г. Брутян. Ереван: Луйс, 1968.-67 с.

36. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. Текст. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978. -Т. 2. - 575 с.

37. Вебер, М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990.-808 с.

38. Вирилио, П. Информационная бомба. Стратегия обмана Текст. / П. Вирилио. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://thelib.ru/book s/virilio^/infomiacionnayabombastrategiyaobmana.htrnl (дата обращения:2110.08.)

39. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. I. Текст. / Л. Витгенштейн. -М.: Гнозис, 1994. 612 с.

40. Володина, Н. В. Человек в мире фэнтези: опыт приложения метафизики к социальной реальности Текст. / Н. В. Володина // Философия человека: Сб. науч. трудов. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 654 с.

41. Выготский, JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Текст. / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 368 с.

42. Вышеславцев, Б. П. Этика преображённого Эроса Текст. / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. - 368 с.

43. Гадамер, Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. - 364 с.

44. Гадамер, Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Текст. / Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

45. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Текст. / Г. Гегель. — М.: Искусство, 1968. -Т. 1. -489с.

46. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Текст. / Г. Гегель. М.: Искусство, 1971. -Т. 3.-668 с.

47. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Текст. / Г. Гегель. М.: Искусство, 1973. -Т. 4.-573 с.

48. Гегель, Г. Философия религии: В 2 т. Текст. / Г. Гегель. М.: Мысль, 1977. - Т. 2. - 572 с.

49. Гончаров, В. Русское фэнтези выбор пути Текст. / В. Гончаров // Если. - 1998. - С. 216.

50. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции Текст. / Р. Грейвс. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 1008 с.

51. Гроф, С. Путешествия в поисках себя Текст. / С. Гроф. М.: Институт трансперсональной психологии, Институт Психотерапии, 2001. -336 с.

52. Губайловский, В. Обоснования счастья. О природе фэнтези и первооткрывателях жанра Текст. / В. Губайловский // Новый мир. 2002. -№ 3. - С. 181.

53. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. / Э. Гуссерль. М.: Лабиринт, 1994. - 110 с.

54. Декарт, Р. Сочинения: в 2 т. Текст. / Р. Декарт. М.: Мысль, 1994. -Т. 2.-633 с. !

55. Делёз, Ж. Логика смысла Текст. / Ж. Делез. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 480 с.

56. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко Текст. / Ж. Делез. М.: Логос, 1997. - 264 с.

57. Демокрит. Тексты Текст. / Демокрит. Л.: Наука, 1970. - 350 с.

58. Денисов, С. Ф. Библейские и философские стратегемы спасения: антропологические этюды Текст. / С. Ф. Денисов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.-216 с.V

59. Деррида, Ж. Эссе об имени Текст. / Ж. Деррида. СПб.: Алетейя, 1998.-245 е.

60. Деррида, Ж. О грамматологии Текст. / Ж. Деррида. М.: Ad Marginem, 2000.- 511 с.

61. Деррида, Ж. Письмо и различие Текст. / Ж. Деррида. СПб., 2001. -432 с.

62. Дилэни, С. Вавилон 17 Текст. / С. Дилэни. - М.: ACT, 2002. - 733с.

63. Древнекитайская философия: в 2 т. М.: ПринТ, 1994. - Т. 1. - 364с.

64. Ефимова, С. В. Антропологические основания библейских исторических эпох Текст. / С. В. Ефимова, С. Ф. Денисов. М.: Наука, 2007. - 190 с.

65. Женетт, Ж. Фигуры: в 2 т. Текст. / Ж. Женетт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1993. - Т. 1. — 472 с.

66. Земля под властью волшебства: Сб. Текст. — Ташкент: Камалак, 1993.-480 с.

67. Иванов, А. В. Пути противостояния современному иррационализму Текст. / А. В. 1Дванов // Вестник Московского университета. Сер. 7.

68. Философия. 2000. - № 6. - С. 7.

69. Информация, коммуникация, общество Текст. СПб., 2000.523 с.

70. Иейтс, Ф. Искусство памяти Текст. / Ф. Иейтс. СПб.: Университетская книга, 1997. - 480 с.

71. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное Текст. / Р. Кайуа. -М.:ОГИ, 2003.-296 с.

72. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство Текст. / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

73. Кант, И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант. Минск: Литература, 1998. - 960 с.

74. Кант, И. Сочинения: в 6 т. Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. - Т.,5.-564 с.

75. Кант, И. Сочинения: в 6 т. Текст. / И. Кант. М.: Мысль, 1961. - Т.6. 743 с.

76. Кириллов, В. Л. Логика Текст. / В. Л. Кириллов, А. А. Старченко. -М.: ТК Велби, Проспект, 2008. 240 с.

77. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Текст. / В. А. Козаренко. М., 2002. - 85 с. // URL: www.mnemotexnika.narod.ru (дата обращения: 11.12.08.)

78. Колесник, М. В. Телесность массовой культуры: дис. кан. философ.унаук Текст. / М. В. Колесник. Омск, 2007. - 168 с.

79. Колязин, В. Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья Текст. / В. Ф. Колязин. М.: Наука, 2002. - 208 с.

80. Кормер, В. Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» Текст. / В. Ф. Кормер // Вопросы философии. №1. - 1991. - С. 166 - 185.

81. Косарева, А.Б. Фантастиковедение в поле культурологии Текст. / А. Б. Косарев // Формирование дисциплинарного пространства культурологии: материалы науч.-мет. конф. 16 января 2001 года. СПб.: 2001.-Вып. 11.-С. 48-53.

82. Критика немарксистской концепции диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального Текст. / Под ред. Ю. Н. Давыдова. -М.: МГУ, 1988. -477 с.

83. Крымов, А. Городская фантастика Текст. / А. Крымов, А. Михайлов. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ni/Articles/art495.htm# (дата обращения: 25.11.07.)

84. Культурология: XX век: словарь Текст. СПб.: Университетская книга, 1997.-С. 322. *

85. Культурология XX век: энциклопедия: в 2 т. Текст. СПб.: Университетская книга; Алетейя,1998. - Т. 2. - 446 с.

86. Лакан, Ж. Семинары. Кн. 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54) Текст. / Ж. Лакан. М.: Гнозис, 1998. - 432 с.

87. Лейтц, Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено Текст. / Г. Лейтц. М.: Прогресс, Универс, 1994. - 352 с.

88. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 т. Текст. / С. Лем. -М.:АСТ, ЗАО НПП Ермак, 2004. Т. 1. - 591 с.

89. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию Текст. / О. А. Леонтович. М.: Гнозис, 2007. - 368 с.

90. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна Текст. / Ж. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1998.- 160 с.

91. Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: Интелвак, 2001.- 1600 с.

92. Лоренц, Ж. Обратная сторона зеркала Текст. / К. Лоренц. М.: Республика, 1998. - 494 с.

93. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) Текст. / К. Лоренц. -СПб.: Амфора, 2001. 349 с.

94. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платонj

95. Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1969. - 715 с.

96. Лосев, А.Ф. Форма Стиль - Выражение Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1995.-944 с.

97. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс Текст. // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. С. 18 - 19.

98. Лукреций. О природе вещей Текст. / Лукреций. М.: Художественная литература, 1983. - 383 с.

99. Лукьяненко, С. Ночной дозор. Дневной дозор. Сумеречный дозор Текст. / С. Лукьяненко. М.: ACT, 2006. - 938 с.

100. Лукьяненко, С. Спектр Текст. / С. Лукьяненко. М.: ACT, 2002.490 с.

101. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека.- М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

102. Малышев, М. А. Признание смысл межчеловеческих отношений Текст. / М. А. Малышев. - М.: Художественная литература, 2003. - 128 с.

103. Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и науки об обществе Текст. / Я. Л. Морено. — М.: Академический проект, 2001. 384 с.

104. Мудрагей, Н. С. Очерки истории западноевропейского иррационализма Текст. / Н. С. Мудрагей. М.: Наука, 2002. - 112 с.

105. Мудрик, А. В. Социализация человека Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Академия, 2006. 304 с.

106. Муркок, М. Сага об Элрике Мелнибонэйском Текст. / М. Муркок.- М.: Terra Fantastica, Эксмо-Пресс, 2004. 800 с.

107. Невский, Б. Альтернативная история Текст. / Б. Невский. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ru/Articles/art61.htm# (дата обращения: 15.07.08.)

108. Невский, Б. Боевая фантастика и фэнтези Текст. / Б. Невский.

109. Режим доступа Электронный ресурс. // URL:http://mirf.ni/Articles/art771.litm# (дата обращения: 11.06.08.)

110. Невский, Б. Героическое фэнтези Текст. / Б. Невский. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ru/Articles/art454.htm# (дата обращения: 11.06.08.)

111. Невский, Б. Готика Текст. / Б. Невский. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ru/Articles/art3 69.htm# (дата обращения: 11.06.08.)

112. Невский, Б. Комическая фантастика Текст. / Б. Невский. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ru/Articles/artl383.htm# (дата обращения: 11.06.08.)

113. Невский, Б. Мифологическая фантастика Текст. / Б. Невский. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ru/Articles/artl708.htm# (дата обращения: 11.06.08.)

114. Невский, Б. Разумные животные в фэнтези Текст. / Б. Невский. Режим доступа [Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ni/Articles/artl872.htm# (дата обращения: 11.06.08.)

115. Невский, Б. Тёмное фэнтези Текст. / Б. Невский. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ni/Articles/art812.htm# (дата обращения: 19.06.08.)

116. Невский, Б. Технофэнтези Текст. / Б. Невский. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://mirf.ni/Articles/artl074.htm# (дата обращения: 19.06.08.)

117. Николин, В. В. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства: монография Текст. / В. В. Николин. Омск: Курьер, 2002. -С. 143.

118. Николин, В. В. Машинность как всеобщий принцип воспроизводства: (онтологический аспект экспансии машин в немашинныесферы бытия): дис. д-ра филос. наук. Текст. / В. В. Николин - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.-315 с.

119. Николин, В. В. Человек будущего в системе образования Текст. / В. В. Николин. Омск: ОмГПУ, 2003. - С. 191.

120. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. Текст. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990.-Т. 1 -829 с.

121. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. Текст. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990.-Т. 2.-829 с.

122. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Текст. М.: Мысль, 2001.-Т. 2.-634 с.

123. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Текст. М.: Мысль,2001.-Т. 3.-692 с.

124. Ожегов, С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.:4

125. Русский язык, 1989. 750 с.

126. Орехов, С. И. Поиск виртуальной реальности: монография Текст. / С. И. Орехов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 184 с.

127. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Весь Мир, 1997. - 704 с.

128. Павлович, Н. В. Словарь поэтических образов: в 2 т. Текст. / Н. В. Павлович. -М.: Эдиториел УРСС, 1999. Т. 1. - 795 с.

129. Первый толковый БЭС (большой энциклопедический словарь) Текст. СПб.: Норинт; М.: Рипол классик, 2006. - 2144 с.

130. Перумов, Н. Кольцо Тьмы. Эльфийский клинок Текст. / Н. Перумов. СПб.: Северо-Запад, 1993. - 486 с.

131. Пиаже, Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. Схемы действия и усвоения языка Текст. / Ж. Пиаже // Семиотика. М.,2002.-С. 103 104, 147- 148.

132. Платон. Сочинения: в 4 т. Текст. / Платон. М.: Мысль, 1994. - Т. 3.-654 с.

133. Платон. Сочинения: в 3 т. Текст. / Платон. М.: Мысль, 1971. - Т. 3. -Ч. 2.-631 с.

134. Плотин. Космогония Текст. / Плотин. М.: REFL - Ваклер, 1995. - 300 с.

135. Помогалова, Н. В. Фэнтези и социализация личности: дис. кап. философ, наук Текст. / Н. В. Помогалова. Омск, 2006. - 157с.

136. Попов М. Киберпанк: Модель для сборки. Режим доступа -Электронный ресурс. // URL: http://mirf.ru/Articles/artl 97.htm# (дата обращения: 17.07.08.)

137. Постмодернизм: энциклопедия Текст. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. - 1040 с.

138. Почепцов, Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Почепцов. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. - 656 с.

139. Проблема человека в западной философии. Сб. Текст. М.: Прогресс, 1988.-552 с.

140. Разова, Е. JI. Fantasy: возвращение человеческого мира? Текст. / Е. JI. Разова // Vita Cogitans: альманах молодых философов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - Вып. 3. - С. 233 - 243.

141. Романенко, Ю.М. О методах исследования воображения в современной философии Текст. / Ю. М. Романенко // Философские и духовные проблемы науки и общества. СПб.: СПбГУ, 2001. - С. 35 - 38.

142. Руднев, Н. А. Тайны «галактики Гуттенберга» Текст. / Н. А. Руднев. — М.: Художественная литература, 1989. — 143 с.

143. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 625 с.

144. Сникет, JI. Тридцать три несчастья: Кн. 1. Скверное начало Текст. / JI. Сникет. М.: Азбука-классик, 2003. - 192 с.

145. Современный философский словарь. Лондон: Панпринт, 1998. -1064 с.

146. Соловьёв, Вл. Сочинения: в 2 т. Текст. / Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - 882 с.

147. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. Текст. / Б. Спиноза. -М.: Политическая литература, 1957. Т. 1. - 632 с.

148. Тейяр де Шарден П. Феномен человека Текст. / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987. - 240 с.

149. Толкиен, Дж. Р. Р. О волшебных сказках Текст. // Утопии и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. - 405 с.

150. Турнье, М. Мифология Текст. / М. Турнье. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://tournier.narod.ru/mythologie4.htm (дата обращения: 11.05.07.)

151. Успенский, П. Д. Новая модель вселенной Текст. / П. Д. Успенский. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 560 с.

152. Федяев, Д. М. Литературные формы приобщения к бытию Текст. / Д. М. Федяев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.- 140 с.

153. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Текст. / Л. Фейербах. М.: Полит, литература, 1955. - Т. 1. - 676 с.

154. Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Текст. / Л. Фейербах. М.: Полит, литературы, 1955. - Т. 2. - 942 с.

155. Флоренский, П. Имена Текст. / П. Флоренский. М.: Эксмо, 2006. - 893 с.

156. Фома Аквинский. Сумма против язычников Текст. / Фома Аквинский. Долгопрудный: Вестком, 2000. - Кн. 1. - 464 с.

157. Фрейд, 3. Толкование сновидений Текст. / 3. Фрейд. Обнинск: Титул, 1992.-447 с.

158. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко. СПб.: A-cad, 1994. - 406 с.

159. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет Текст. / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993.

160. Хайнлайн, Р. Предназначение: вечность. Шесть историй. / Хайнлайн, Р. М.: Эксмо: Terra Fantastica, 2003. — 576 с.

161. Халтурин, Ю. JL Необрезанный цадик: Жак Деррида как еврейский мыслитель Текст. / Ю. JI. Халтурин. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://virlib.eunnet.net/sofia/08-2005/text/0819.html (дата обращения: 21.03.08.)

162. Хейзинга, И. Homo Ludens: статьи по истории культуры Текст. / И. Хейзинга. М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

163. Человек: философско-энциклопедический словарь Текст. М.: Наука, 2000.-516 с.

164. Шеллинг, Ф. Сочинения: В 2 т. Текст. / Ф. Шеллинг. М.: Мысль, 1987.-Т. 1.-637 с.

165. Шеллинг, Ф. Философия искусства Текст. / Ф. Шеллинг. — М.: Мысль, 1966.-493 с.

166. Шиллер, Ф. Сочинения: в 8 т. Текст. / Ф. Шиллер. М.; JL: Гослитиздат, 1950. - Т. 6. - 763 с.

167. Шиллер, Ф. Статьи по эстетике Текст. / Ф. Шиллер. М.; JI, 1935. -С. 281.

168. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика Текст. / Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983. - Т. 1. - 479 с.

169. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. Текст. / А. Шопенгауэр. М., 1993. - Т.1. - С. 231.

170. Шуриан, В. Фантастическое искусство Текст. / В. Шуриан. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. - 95 с.

171. Энциклопедия мистицизма Текст. СПб.: Литера, 1996. - 480 с.

172. Энциклопедия современной эзотерики Текст. Режим доступа -[Электронный ресурс] // URL: http://ariom.ru/wiki/Bodxisattva (дата обращения: 26.09.08.)

173. Эпштейн, М. Истоки и смысл русского постмодернизма Текст. / М. Эпштейн // Звезда. 1996. - № 8. - С. 166 - 188.fy~l

174. Эриксен, Т. X. Тирания момента, ^ремя в эпоху информации Текст. / Т. X. Эриксен. М.: Весь Мир, 2003. - 204 с.

175. Юм, Д. Сочинения: в 2 т. Текст. / Д. Юм. М.: Мысль, 1965. - Т. 1.-848 с.

176. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст. / К. Г. Юнг. М., 1991.287 с.

177. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / К. Г. Юнг. — Минск: Харвест, 2004. 400 с.

178. Irwin, P. The Game of the impossible. A Rhetoric of Fantasy. -Urbana; Chicago; London: University of Illinois Press, 1976. 415 p.

179. Jaspers, K. Der philosophische Glaube angesichts der offenbarung.-Mtinch, 1962. -S. 157- 158.

180. Jaspers, K. Philosophie. Berlin, Gottingen, Heidelberg: Springer -Ferlag, 1948. - S. 913.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.