Комментарий в периодической печати и сетевой журналистике Италии и Испании: основные тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Соколова, Анна Александровна

  • Соколова, Анна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 164
Соколова, Анна Александровна. Комментарий в периодической печати и сетевой журналистике Италии и Испании: основные тенденции развития: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2011. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Соколова, Анна Александровна

Введение.

Глава I. Теория комментария и особенности его развития в печати и сетевой журналистике Италии и Испании

I.I. Теоретические основы комментария и его место в различных национальных жанровых системах (на примере Италии, Испании, России и США).

I.II. Основные исторические особенности развития аналитической журналистики в Испании и Италии (в XIX-XX вв.). Формирование жанровых разновидностей комментария.

I.III. Комментарий в печатных изданиях и сетевой журналистике Италии и Испании на современном этапе (1990-2011 гг.): увеличение популярности авторской колонки и развитие блога.

Глава II. Значение комментария в периодических изданиях и интернет-журналистике Испании на современном этапе (1990-2011 гг.)

II.I. Роль колонок писателей в оценке современной действительности на примере колонки Артуро Переса-Реверте «Корсарский патент».

И.II. Колонка Кармен Ригальт «Приближение» как пример женского колумнизма в Испании.

II.III. «Либертад Дигиталь» как уникальный пример испанского аналитического онлайн-ресурса. Дискуссия на полях блога Федерико Хименеса Лосантоса.

Глава III. Роль комментария в печати и сетевой журналистике Италии на современном этапе (1990-2011 гг.)

III.I. «Эко-мышление»: колонка Умберто Эко «Картонки Минервы» как пример образцовой итальянской публицистики.

III.II. «Буонджорно» Массимо Грамеллини - практика ежедневного журналистского колумнизма на первой странице «Стампы».

ШЛИ. Традиции площадного ораторства в блоге Беппе Грилло.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комментарий в периодической печати и сетевой журналистике Италии и Испании: основные тенденции развития»

Актуальность исследования. В современной журналистике на фоне роста объёмов информации и перераспределения ролей в информационном поле резко возрастает значение аналитики. Ей отводится функция обобщения и осмысления новостного потока, выделения ключевых моментов и их исследования, прогнозирования развития ситуации. Эти задачи в аналитической журналистике решает комментарий. Аудитория печатных изданий и пользователи Интернета часто теряются в огромном потоке информации. Чтобы сориентироваться в действительности и упорядочить сведения, приобретённые ранее, привести их в соответствие с той или иной жизненной позицией или политической линией, читатели обращаются к колонкам и бло-гам, авторов которых считают авторитетными.

На развитие комментария в качественном и количественном аспекте важное влияние оказывают два фактора: степень свободы политического режима, а, соответственно, и свободы слова, и уровень технологического развития. В Испании и Италии демократические режимы установились во второй половине XX века (с разницей в 30 лет), что дало мощный импульс развитию аналитической и политической журналистики. Распространение Интернета, переход изданий в онлайн-формат и появление такого феномена, как блог, также способствовало тому, что на рубеже веков журналистика мнений в обеих странах вошла в период расцвета и стала необычайно популярным явлением, представляющим большой интерес для исследования.

Аналитика и публицистика (а комментарий находится как раз на их стыке) определяют лицо издания, раскрывают его позицию и выделяют его в ряду других СМИ. Помимо этого, в аналитике и публицистике проявляется национальное своеобразие журналистики. К сожалению, нужно отметить, что в условиях глобализации постепенно стираются уникальные черты публицистики тех или иных стран, журналистика всё больше тяготеет к общей модели не только в подаче новостей, но и в выражении мнений (стандартизация рубрик, сходная структура размещения текста, унификация жанров). Тем не менее, комментарий в Испании и Италии всё ещё сохраняет национальный характер, обусловленный историческим развитием обоих государств. Выявить эти особенности и оценить их значение на современном этапе - одна из задач науки о журналистике.

Кроме того, журналистика является неотъемлемой частью испанской и итальянской культур, к которым в последнее время проявляется большой интерес в российском обществе. 2011 год объявлен перекрёстным Годом Испании в России и России в Испании, а также Годом итальянской культуры и итальянского языка в России и Годом российской культуры и русского языка в Италии. Такой культурный фон придаёт дополнительное значение анализу и сопоставлению испанской и итальянской публицистики с точки зрения российских исследователей.

Степень научной разработанности темы. Аналитическая журналистика стала предметом теоретического изучения в отечественной науке, в частности в трудах А. А. Тертычного1, Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой2, В. А. Шандры, М. Ф. Поповой и Л. П. Макашиной3, где систематизированы различные аналитические жанры, даны их определения и выявлены существенные характеристики. С практической точки зрения колонки редактора стали объектом рассмотрения в книге С. П. Грызунова4. Тем не менее, комментарий и такие его разновидности, как авторская колонка и блог, в отечественной науке пока не стали объектом подробного теоретического исследования.

Что касается изучения непосредственно испанской и итальянской журналистики, то в последнее время был опубликован ряд научных работ,

См. напр. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с.

2 Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011.

3 Шандра В. А., Попова М. Ф., Макашина Л. П. Аналитические жанры газеты. - Екатеринбург, 1996.

4 См. Грызунов С. П. Колонка редактора. - М.: Новое рус. слово, 2007. - 94 с. которые представляют большой интерес с точки зрения рассмотрения системы печати обеих стран. Отдельного внимания заслуживают исследования, посвящённые журналистике XX века и рубежа XX-XXI веков. По теме Италии это, в частности, диссертационные работы И. Ю. Гофман о современной еженедельной печати страны1 и Д. Н. Назаровой о становлении мультимедийной версии газеты «Репубблика» (Repubblica) , монография Н. В. Уриной о взаимодействии журналистики и политики4. Рассмотрению испанской журналистики на современном этапе посвящена диссертационная работа А. А. Паисовой о роли газеты «Эль Пайс» (El País) в медиапроцессах Испании5. Параллельно с данным исследованием проводилось изучение роли таких изданий как «Диарио 16» (Diario 16) и «Эль Мундо» (El Mundo) в информационном пространстве демократической Испании6.

Отдельного рассмотрения заслуживает изучение данной темы в испанской и итальянской науке. Расцвет авторских колонок в обеих странах спровоцировал появление исследований, посвященных этому жанру. Но стоит отметить, что, в отличие от России, в Испании и в Италии изучение журналистики, в том числе аналитической, носит не столько теоретический, сколько практический характер: исследуются работы конкретных авторов в условиях демократического развития стран. При этом испанских книг и статей на данную тематику значительно больше, чем итальянских, и термины «журналистика мнений», «колумнистика» в Испании более распространены,

1 Гофман И. Ю. Современная еженедельная печать Италии: особенности системы и специфика общественно-политический изданий: дис. . канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 1999.

2 Назарова Д. В. Становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания: дис. . канд. филол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова. -М., 2007.

3 Транскрипция испанских и итальянских изданий в данной работе даётся в соответствии со сложившейся традицией, в частности, в работах Н. В. Уриной, А. А. Паисовой, Д. В. Назаровой: большинство испанских названий при транскрипции на русский язык сохраняют артикль («Эль Пайс», «Эль Мундо»), итальянские же наименования изданий традиционно даются без артикля («Репубблика», «Стампа»). 4

Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. - М.: ВК, Фак. жури. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. -416 с.

5 Паисова А. А. Роль газеты «Эль Пайс» в современных медиапроцессах Испании: Информационная полити-кав 1996-2001 гг.: дис. . канд. филол. наук/МГУ им. M. В. Ломоносова.-М., 2005.

6 Высокое Ю. В. Газеты «Диарио 16» (1976-2001) и «Эль Мундо» (1989-2011) в информационном пространстве демократической Испании // www.mediascope. - Выпуск № 2. - 2011 г. URL: http://mediascope.m/taxonomy/term/329?page=2 (дата обращения: 08.06.2011). чем в Италии1. О современной колумнистике на испанском языке пишут такие авторы, как А. Грихельмо2, Н. Абриль Варгас3, М. Касальс4. На итальянском языке интерес представляют более общие работы П. Муриальди5, Дж. Бекеллони6, М. Прателлези7. Во всех этих исследованиях даются различные определения комментария и указывается на то, что этот жанр находится на стадии становления и чёткой его формулировки пока не выработано.

Теоретическая база исследования. Диссертационная работа опирается на теоретические исследования российских и зарубежных учёных в области истории, филологии и журналистики. В частности, это работы по истоо рии испанской журналистики X. Фуэнтеса , М. Сайс и исследования Дж. Фаринелли9, Дж. Беккелони10 по истории итальянской журналистики.

Новизна исследования. В настоящей диссертационной работе проводится комплексное рассмотрение теории комментария, а также сопоставление различных подходов к его определению в журналистике сразу двух стран - Испании и Италии, что до настоящего момента не делалось ни российскими, ни зарубежными учёными. Помимо этого, автор рассматривает особенности становления аналитической журналистики в Испании и в Италии в едином ключе, выделяя сходства в этом историческом процессе и подчёркивая,

1 В традиции итальянской журналистики авторов колонок также не принято называть «колумнистами», вместо этого используется слово «опиниониста» (opinionista от ит. opinione - мнение).

2 El columnismo de escritores españoles (1975-2005). Editado por Grohmann A., Steenmeijer M. - Madrid: Verbum, 2006. 3

Abril Vargas N. Periodismo de opinión. Claves de la retórica periodística. - Sintesis, 1999. - 203 p. 4

Casals Carro M. i La columna periodística: de esos embusteros días del ego inmarchitable // Universidad Complutense de Madrid. URL: http://www.ucm.es/BUCM/revistas/inf/l 1341629/Digital/ESMEP06.pdf (дата обращения: 16.03.2011)

Murialdi Р. Come si legge un giornale.- Roma-Bari: Universale Laterza, 1975. - 305 p.

6 Bechelloni G. Giornalismo o post-giornalismo? - Napoli: Liguori Editore, 1995. 7

Pratellesi M. New Journalism. Teorie e tecniche del giornalismo multimediale. - Milano: Bruno Mondadori Editori, 2004.

8 Historia del periodismo español. Prensa, política y opinión pública en la España contemporánea. Editado por Fuentes J. F., Sebastián J. F. - Madrid: Sítesis, 1997.

9 Farinelli G., Paccagnini E. Storia del giornalismo italiano. - Torino: UTET Librería, 2004.

10 Bechelloni G. Op. cit. какое значение они имели для формирования комментария. Кроме того, в работе даётся подробный анализ авторских колонок и блогов различных современных испанских и итальянских журналистов и писателей, публицистика которых до сих пор не была изучена российскими исследователями. Особое внимание, которое уделено развитию новой формы комментария - блогу, также характеризует новизну подхода к рассмотрению как испанской, так и итальянской аналитической журналистики.

Объект и предмет исследования. Объект данного исследования -аналитическая журналистика в испанских и итальянских печатных и сетевых изданиях. Предмет изучения - особенности развития комментария в Испании и Италии и его роль в журналистике обеих стран на современном этапе. Для выявления национальных особенностей комментария и определения значения отдельных его разновидностей были проанализированы авторские колонки А. Переса-Реверте и К. Ригальт, У. Эко и М. Грамеллини, комментарии которых выходят в таких изданиях, как, соответственно, «Икс-Эль Сема-наль» (XL Semanal), «Эль Мундо», «Эспрессо» (L'Espresso), «Стампа» (La Stampa). Помимо этого, для анализа комментария в сетевой журналистике интерес представляют материалы испанского аналитического онлайнового издания «Либертад Дигиталь» (Libertad Digital) и блога итальянского комика, публициста и политика Беппе Грилло (II blog di Верре Grillo).

Авторские колонки и журналистские блоги на современном этапе пользуются наибольшей популярностью у аудитории среди всех видов комментария (о чём говорят многочисленные отзывы читателей на эти материалы), поэтому на их исследовании и сосредоточено основное внимание в практической части данной работы. Колонки писателей Умберто Эко и Ар-туро Переса-Реверте были выбраны с учётом того, что данные авторы приобрели широкую известность в России за счёт своих литературных произведений. Их публицистические работы менее знакомы российскому читателю, но некоторые из них также переведены на русский язык и представляют большой интерес для научного анализа1. Стоит отметить, что целью работы не является сравнение творчества конкретных авторов, - задача состоит в выявлении особенностей жанра на примере публикаций, представляющих его разновидности. Для того, чтобы рассмотреть различные типы современного комментария, помимо колонок писателей, были также изучены колонки популярных журналистов и материалы блогеров, таких как Кармен Ригальт и Массимо Грамеллини, Федерико Хименес Лосантос и Беппе Грилло. Кроме того, колонка Кармен Ригальт представляет собой пример женского колум-низма, который в Испании и Италии хоть и не столь популярен, как творчество авторов-мужчин, но тоже является интересным предметом анализа и имеет свои стилистические особенности.

Рамки исследования. Хронологически данная работа охватывает период с начала XIX века по 2011 год. XIX век как точка отсчёта выбран неслучайно - именно к этому времени относится формирование публицистики, которая положила начало развитию комментария, выделившегося из литературной статьи. Материалы XIX и XX века рассматриваются в контексте формирования основных жанровых признаков комментария и важны для того, чтобы составить общее мнение об исторических особенностях развития журналистики мнений в Испании и Италии. Основное же внимание в работе уделяется всестороннему изучению современных текстов, опубликованных с 1990 по 2011 гг. во время расцвета комментария в печати и сетевой журналистике обеих стран.

Необходимо также объяснить географические границы исследования - акцент на журналистике Испании и Италии. Несмотря на то, что в культуре этих двух стран, а также в ментальности их народов есть много различий, и Италия, и Испания имели отчасти сходный путь исторического развития и пришли, соответственно, к близким журналистским моделям, для которых за

1 См. например, Эко У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках. - СПб.: Симпозиум, 2008. -412 е.; Перес-Реверте А. Корсарский патент. - М.: Эксмо, 2005. - 720 с. образцы были взяты одни и те же американские, французские и англосаксонские издания. Кроме того, нельзя не принимать во внимание схожесть испанского и итальянского языков, которая также имеет значение при данном сопоставлении. К романским языкам также принадлежат французский, португальский и румынский. Но журналистику Франции нельзя ставить в один ряд с печатью Италии и Испании, поскольку она шла по другому пути развития, находилась на более высоком уровне и как раз служила одним из образцов для итальянских и испанских журналистов. Португальская же печать, наоборот, отставала от печати испанской и итальянской. Румынскую журналистику, в свою очередь, целесообразно рассматривать в контексте развития журналистики Восточной Европы. Поэтому из всей романской группы наиболее общими чертами, как в плане исторического развития, так и на современном этапе, обладают именно журналистские системы Испании и Италии.

Эмпирическую основу исследования составляют публикации писателей и журналистов, которым посвящены отдельные параграфы работы, а также другие аналитические материалы изданий, на страницах которых расположены их колонки. В период с 2008 по 2011 гг. автором был изучен ряд статей печатных версий газет «Эль Пайс», «Эль Мундо», «Репубблика», «Стампа»,' еженедельников «Эспрессо», «Панорама», «ХЬ Семаналь». Подробному анализу в период с 2010 по 2011 гг. подверглись материалы онлайн-ресурсов espresso.repubblica.it, lastampa.it, xlsemanal.finanzas.com, elmundo.es, на которых публикуются авторские колонки У. Эко, М. Грамеллини, А. Переса-Реверте и К.Ригальт, а также сайт издания «Либертад Дигиталь» (libertaddigital.com) и блог Беппе Грилло (beppegrillo.it). Среди источников на русском языке можно выделить сборники колонок «Картонки Минервы» У. Эко и «Корсарский патент», «Живым не возьмёте» и «С намерением оскорбить» А. Переса-Реверте. Таким образом, было подробно проанализировано около сотни авторских материалов, как печатных, так и сетевых, которые в дальнейшем были процитированы в данном исследовании.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы - рассмотреть формирование комментария как жанра в испанской и итальянской печати, изучить основные национальные особенности этого жанра в связи с его историей развития, а также оценить его роль в журналистике двух стран на современном этапе. Для достижения данной цели автору необходимо было решить ряд задач: рассмотреть исторические особенности формирования комментария в журналистике обеих стран и провести сопоставление этих особенностей; определить место комментария в жанровых системах Испании и Италии; выяснить, какие основные формы принимает комментарий на современном этапе; оценить, какое влияние оказывают на развитие комментария новые технологии, и как корректируются в связи с этим его жанровые признаки; проанализировать основные виды комментария на примере творчества различных авторов.

Рабочая гипотеза исследования. Комментарий является очень важным аналитическим жанром, который может принимать различные формы: редакционной статьи, авторской колонки, блога. На основе рассмотрения истории развития этого жанра можно доказать, что происходит его эволюция, которая сопровождается корректировкой жанрообразующих факторов и появлением новых форм комментария. На современном этапе развития комментарий стал необычайно популярен как в испанской, так и в итальянской журналистике, которые характеризуются большой долей политизированности и субъективности.

Методы исследования. В рамках данной работы осуществляется системный подход при рассмотрении комментария в испанской и итальянской журналистике. Автор проводит анализ и синтез эмпирического материала, сравнивает основные особенности формирования комментария в Испании и в Италии. По аналогии с отечественной теорией в диссертационном исследовании формулируется определение комментария в испанской и итальянской жанровой системе. Полученные результаты систематизируются для подтверждения собственной гипотезы и формулирования выводов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комментарий достигает большой популярности в испанской и итальянской журналистике на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2. Комментарий, выраженный в таких формах, как редакционные статьи и авторские колонки, определяет лицо современного издания, привлекает к нему определённую читательскую аудиторию и удерживает её за счёт известных имён колумнистов.

3. Журналистика мнений в Италии и Испании обладает похожими особенностями исторического развития в период с XIX в. по начало XXI в. и, соответственно, общими ключевыми чертами, такими как политизированность, субъективность и свободная интерпретация фактов, которые во многих случаях ставятся в зависимость от мнений.

4. В начале XXI века происходит ухудшение качества современной испанской и итальянской публицистики за счёт популизма комментариев, снижения их качества до уровня массового читателя, а также из-за пренебрежения точностью источников, ухода в субъективизм и сосредоточивания на темах внутреннего мира.

5. Авторские колонки и блоги имеют огромное значение в ориентировании читателей в современной действительности и являются плодом демократических преобразований и технологического развития, а также закономерной формой эволюции исторических традиций площадного ораторства в испанской и итальянской журналистике.

6. Происходит эволюция комментария под воздействием телевидения и, главным образом, Интернета. Она заключается в корректировке жан-рообразующих факторов, появлении новых форм выражения, сменой психологических установок как автора, так и читателей, что отражается и на особенностях жанра.

Научно-практическая значимость исследования. Данная работа является значимой с точки зрения обобщения и систематизации знаний и определений, касающихся аналитической журналистики и, в частности, комментария, на основе исследования российского, испанского и итальянского подходов к изучению журналистики мнений. В отечественной журналистике колумнизм хотя и становится всё более популярным, но далеко не так востребован, как в испанских и итальянских СМИ. Поэтому для российских журналистов и редакторов может быть интересно исследование материалов их зарубежных коллег, их стиля и подхода к подаче мнения для того, чтобы перенести этот опыт на русскую почву.

Филологический аспект исследования заключается в подробном анализе языка и стиля материалов ряда испанских и итальянских колумнистов и блогеров. Исследованию их комментариев посвящена большая часть данной работы.

Апробация работы. Основные результаты исследования были доведены до научного сообщества в виде докладов на конференциях факультета журналистики МГУ, посвящённых анализу состояния систем СМИ в зарубежных странах и теории коммуникации в 2008-2011 гг., а также посредством публикаций в изданиях, рецензируемых ВАК, общим объёмом 2,4 п.л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях:

1. Соколова А. А. Исторические особенности развития аналитической журналистики в Испании. Расцвет колонки на рубеже XX-XXI веков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2011. - № 4. - 0,85 п.л.

2. Соколова А. А. Комментарий в онлайн-версии газеты «Стампа»: варианты представления различных мнений и расширение аналитического пространства издания // www.mediascope. - Выпуск № 2. -2011 г. URL: http://mediascope.ru/node/824 - 0,6 п.л.

3. Соколова А. А. С Вергилием и нитью Ариадны по лабиринтам Интернета. Развитие информационно-коммуникационных технологий в Италии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2010. - № 2. -0,5 п.л.

4. Соколова А. А. Эволюция жанра комментария в испанской и итальянской печати: от авторской колонки до журналистского блога // Ме-ди@льманах. - 2009. - №1. - С. 57-64. - 0,46 п.л.

Тезисы докладов:

1. Соколова А. А. Комментарий в онлайн-версии газеты «Стампа»: варианты представления различных мнений и расширение аналитического пространства издания // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011.

2. Соколова А. А. Издание «Либертад Дигиталь» как пример одного из самых успешных испаноязычных аналитических онлайн-ресурсов // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев,

А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010.

3. Соколова А. А. Особенности аналитических жанров в испанской и итальянской печати // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2009.

4. Соколова А. А. Роль зарубежных журналистов в событиях Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] — М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. В первой главе даётся определение ключевому понятию работы - комментарию как аналитическому жанру - и рассматривается его место в журналистских системах Италии и Испании в сравнении с отечественной теорией, которая отличается подробными исследованиями в области аналитических жанров, и опытом американской журналистики, в которой зародилось такое явление как колумнизм. После этого автор переходит к выявлению основных исторических и национальных особенностей формирования и развития комментария в Испании и Италии, проводя сопоставление истории журналистики этих двух стран, уделяя особое внимание становлению аналитических жанров. Затем рассматривается период расцвета комментария на рубеже XX-XXI веков, описываются основные и самые популярные его виды и анализируются особенности их существования в условиях развития информационных технологий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Соколова, Анна Александровна

Заключение

В результате данного исследования было сформулировано определение комментария как аналитического жанра, который представляет собой рассуждение о событиях и явлениях как общественной жизни, так и внутреннего мира автора с целью сориентировать аудиторию в происходящем и (или) выразить мнение автора или редакции об этих явлениях и событиях. Основными видами комментария являются редакционная статья, авторская колонка, блог. Разные виды комментария, по сути, представляют собой метонимию - они берут название от формы, в которой он воплощён - колонка ли это в печатном издании или блог в сетевом, но сущность остаётся той же: это авторское мнение по поводу того или иного события или явления, выраженное в свободном стиле.

В испанской и итальянской практике отсутствует чёткое определение комментария и подчёркивается гибридный характер современных текстов. Комментарий находится на одном из двух полюсов журналистской системы, которая изначально строилась по подобию американского подхода к разделению фактов и мнений. Но в связи с национальными особенностями журналистики как в Испании, так и в Италии, где печать исторически была очень сильно связана с литературными традициями, носила более персональный и субъективный характер, была крайне политизирована и отставала от уровня развития печати в других европейских странах, - в связи с этим в испанской и в итальянской журналистике пропорция между фактами и мнениями была существенно нарушена в пользу последних.

Культуры обеих стран принадлежат к южному открытому типу, в традициях которого исторически заложена тенденция к коллективному и эмоциональному обсуждению всех насущных вопросов, особенное внимание к частной жизни и личным проблемам. Во многом именно поэтому как у испанских, так и у итальянских читателей огромный интерес вызывают именно мнения колумнистов, материалы которых привлекают читательскую аудиторию к тому или иному изданию.

Сходство журналистики мнений в Италии и в Испании на современном этапе обусловлено близостью путей исторического развития в Х1Х-ХХ веках. Обе страны прошли через многократную смену режимов, то предоставлявших, то резко ущемлявших демократические свободы. Оба государства примерно одинаково отставали в развитии от других европейских стран и США, где становление современной журналистики произошло намного раньше, и брали эти модели за образцы для своей печати. В обеих странах XIX век характеризовался подъёмом публицистики, формированием политических движений и партийной печати. В Испании и в Италии комментарий развивался на основе литературных эссе и статей, политических памфлетов и в дальнейшем приобрёл крайне субъективный характер, который не настолько свойственен, например, аналитической журналистике США.

Расцвет комментария начался после окончательного установления демократических режимов, узаконивших свободу выражения мнений. В Италии это произошло сразу после окончания Второй мировой войны, на несколько десятилетий раньше, чем в Испании, где конец режима Франко наступил лишь в 1975 году. Тем не менее, испанская журналистика начала развиваться настолько быстрыми темпами, что эта историческая разница сравнялась почти мгновенно: газеты нового типа, «Репубблика» и «Эль Пайс», появились в Италии и в Испании в один год. К началу последнего десятилетия XX века в обеих странах оформились полноценные системы печати, состоявшие как из независимых, так и партийных газет, многочисленных еженедельников, которые представляли собой площадку для выражения самых различных мнений. К этому же времени относится окончательное оформление основных разновидностей комментария, которые закрепляются в редакционных гидах по стилю: редакционной статьи, экспертной и литературной колонок, комментариев к конкретным новостям.

На фоне резко увеличившегося информационного потока комментарии, которые представляют редакционную политику и независимое авторское мнение, стали для читателей опорными пунктами, позволяющими ориентироваться в огромном количестве новостей и оценивать их с точки зрения той или иной позиции, которой придерживается издание и, соответственно, читатель, его выбравший. Авторские колонки писателей превратились в фирменную марку газет и журналов, обеспечивая последним постоянную читательскую аудиторию, а самим авторам давая возможность быть всегда на слуху у публики, не теряя популярность.

На новый этап развития комментарий вышел с появлением онлайн-версий СМИ. В начале XXI века практически все ключевые издания открыли свои страницы в Интернете, где копировались материалы печатных публикаций, а также появились блоги журналистов. С одной стороны, комментарий получил новую форму распространения - в виде блога, с другой стороны, он стал интерактивным: автор и читатели стали практически равноценными участниками обсуждения того или иного вопроса. Если раньше обратная связь с колумнистом осуществлялась посредством обычной почты, и этот процесс сильно растягивался во времени, то сейчас читатели могут сразу же оставлять свои комментарии под материалами журналистов. Эти комментарии ко всему прочему видны также и другим пользователям, что формирует на полях основного текста обширную дискуссию, иногда превышающую тысячи записей.

Таким образом, с развитием Интернета комментарии стали увеличиваться не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и произошло колоссальное расширение аналитического пространства издания. Если принять во внимание возможность ретрансляции авторских комментариев в социальных сетях, то читательская аудитория этих материалов может достигать огромного количества человек, не поддающегося оценке. В дополнение к этому возможность быстрого перевода на иностранный язык, размещение сразу нескольких языковых версий одного и того же комментария, появление иностранных блогов на страницах различных изданий способствует тому, что комментарий, раньше использовавшийся в основном лишь как национальная трибуна для выражения мнений, превращается в международную площадку для дискуссии.

Таким образом, возвращаясь к рабочей гипотезе данного исследования, мы вновь поднимаем вопрос об эволюции комментария. Как уже отмечалось ранее, под эволюцией жанра в журналистике можно понимать корректировку жанрообразующих факторов, таких как предмет, метод отображения, целевая установка материала. Данные изменения, которые происходят под воздействием различных причин (технологический прогресс, политические перемены), приводят к существенному изменению признаков комментария и даже к возникновению новых форм.

Первое сильное влияние на комментарий оказало появление телевидения. Если раньше колумнист комментировал события или явления известные только ему или описанные в том же издании, проводил собственное расследование, то с возникновением сначала радио, а потом и телевидения ситуация изменилась. Читатели стали намного осведомлённее, возможно, даже осведомлённее самого колумниста в некоторых вопросах. Они, скорее всего, уже не только слышали о событии, но и видели картинку того, как оно происходило. Соответственно, задачи комментатора усложнились: с одной стороны, ему уже не нужно рассказывать детали произошедшего, потому что аудитория с ними знакома, с другой стороны, ему нужно сделать комментарий понятным для тех, кто всё-таки остался не в курсе темы. Он должен предложить свою точку зрения, отличную от комментариев, которые уже были сделаны на телевидении, одними лишь словами он должен сделать комментарий ярче того, что уже видели читатели.

Психологические установки как читателей, так и авторов ещё сильнее поменялись с появлением Интернета и блогового мышления. Автор и раньше ждал писем-откликов на свои материалы, но чаще всего они оставались в его собственной коллекции и лишь служили поводом для новых размышлений.

Теперь автор пишет, сразу ожидая получить десятки комментариев на свою запись, работает в постоянном сотворчестве с читателями, которые иногда даже могут составить ему конкуренцию.

Таким образом, можно сказать, что в начале XXI века комментарий вышел на новую эволюционную стадию, которая характеризуется как формальными изменениями (развитие комментария от колонки к блогу), так и содержательными (изменение авторского подхода к написанию комментария и взаимодействию с читателями).

Что касается содержательных аспектов комментария, то в контексте возрастающей роли колонок писателей в испанской и итальянской журналистике важную роль играет творчество таких авторов, как Умберто Эко и Ар-туро Перес-Реверте. Одной из целей данной работы было не сравнение их литературного таланта, а рассмотрение их роли как колумнистов в осмыслении современной действительности. Обладая высоким уровнем интеллекта, они проводят исторические параллели при оценке политических и социальных явлений, делают прогнозы развития ситуации и даже просто рисуют бытовые картины национальной жизни, которые на фоне политического и экономического кризиса позволяют испанцам и итальянцам по-новому посмотреть на свои страны и воодушевиться патриотизмом. Помимо этого, именно такие авторы поддерживают богатство языка и не дают ему скатиться до уровня массовой культуры.

На фоне таких материалов в испанской и итальянской журналистике есть множество собственно журналистских авторских колонок, таких как, например, колонки Массимо Грамеллини и Кармен Ригальт. Эти авторы обычно не задаются целью подняться до уровня беллетристики, они просто хорошо выполняют функцию систематического комментирования тех или иных .событий и явлений действительности, предоставляя тем самым читателям темы для размышления и различные мнения по этому поводу.

Что касается блоговой журналистики мнений, то аналитический ресурс «Либертад Дигиталь» и блог Беппе Грилло представляют собой уникальные, а не типические явления в журналистике обеих стран, которая всё больше стремится к более сдержанным западным образцам. Комментарии, опубликованные на этих ресурсах, отличаются яркими национальными чертами: кричащим вызывающим характером, политизированностью, субъективизмом, преобладанием мнений над фактами. Пользуясь свободой, которую предоставляет Интернет, они являются новой формой развития традиций площадного ораторства и выражением индивидуалистично-анархического стиля, свойственного и испанским, но в большей мере итальянским публицистам. Такие комментарии получают большую популярность в обществе. Их отрицательное значение в том, что зачастую заявления их авторов не являются обоснованными, в них много преувеличений и демагогии. Но положительное значение этих комментариев в том, что именно в них сохраняется национальное своеобразие публицистики, развивается риторический стиль, а также в том, что, несмотря на свой популистский характер, такие ресурсы, как например «Блог Беппе Грилло», всё же объединяют общество и заставляют его самостоятельно искать решения многих назревших проблем.

На фоне расцвета комментария в испанской и итальянской журналистике, тем не менее, есть и угрозы его развитию. Погоня за субъективностью, отход от новостного комментария в пользу рассуждений о бытовой и личной жизни (обусловленный, в том числе и описанным выше изменением психологических установок), бравада и демагогия при крайней политизированности материалов, - все эти черты, свойственные многим современным испанским и итальянским комментариям, приводят к ухудшению текстов. У читателей остаётся всё меньше времени для вдумчивого прочтения авторских колонок, поэтому многие авторы упрощают свой стиль в погоне за массовой аудиторией. На смену высокому публицистическому стилю приходит вульгарный язык, который цепляет читателей, вызывает их бурную реакцию по поводу тех или иных политиков. Но зачастую за этим популизмом скрывается отсутствие взвешенных идей и предложений. С другой стороны, ориентация на аналитическую журналистику США отчасти приводит к потере уникальности национальной аналитики в Испании и в Италии, которая пока держит свою марку за счёт старого и среднего поколения известных колумнистов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Соколова, Анна Александровна, 2011 год

1. Литература на русском языке:

2. Аксёнова Н. Н. Эволюция еженедельника «Эспрессо» как выразителя взглядов реформистских кругов итальянской буржуазии: дис. канд.филол.наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1977.

3. Алтунян А. Г. К кому обращается колумнист «Нью-Йорк Тайме» Томас Фридман? Опыт идейно-стилистического анализа одной газетной колонки // От книги до Интернета: десять лет спустя. М.:Медиа-Мир, 2009.

4. Бурмистенко А. Н. Американский информационный еженедельник «Тайм» как тип пропагандистского издания: дис. канд.филол.наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. -М., 1973.

5. Гофман И. Ю. Современная еженедельная печать Италии: особенности системы и специфика общественно-политический изданий: Дис. Канд. Филол. Наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999.

6. Грызунов С. П. Колонка редактора. М.: Новое рус. слово, 2007. - 94 с.

7. Кин Ц. И. Итальянские мозаики. М., 1980.

8. Кирия И. В. Новые изменения технологических различий между Севером и Югом // Информационное общество, 2003. №5.

9. Костюкович Е. Орбиты Эко // Эко У. Имя розы. М.: 1998. - С. 645-649.

10. Лабриола А. Периодическая печать Италии // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.

11. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011 - 320 с.

12. Лазутина Г. В., Распопова С. С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров // Вестник Московского университета, серия 10 журналистика. 2008. - №5.

13. Ларра М. X. Сатирические очерки. М. 1956.

14. Назарова Д. В. Становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания: дис. канд. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2007.

15. Наумова Т. Н. Роль публицистики в функционировании гражданского общества: дис.канд.филол.наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

16. Паисова А. А. «Эль Пайс» главная ежедневная газета Испании. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2001.

17. Паисова А. А. Развитие ведущей испанской газеты «Эль Пайс» в Интернете. М.: Факультет журналистики МГУ, 2004.

18. Паисова А. А. Роль газеты «Эль Пайс» в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996-2001 гг.: дис. канд. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005.

19. Пашков Г. Н. Журналистика Испании. М.: 2002.

20. Перес-Реверте А. Живым не возьмёте. М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

21. Перес-Реверте А. Корсарский патент. М.: Эксмо, 2005. - 720 с.

22. Перес-Реверте А. С намерением оскорбить. М.: Эксмо, 2005. - 496 с.

23. Перес-Реверте А. Фламандская доска. М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

24. Прохоров Е. 77. Искусство публицистики. М. 1989.

25. Романова Г. С., Иовенко В. А., Ларионова М. В. Испанский язык для журналистов. М.: МГИМО-Университет, 2009. - 340 с.

26. Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. - С. 23.

27. Сухорукова Л. Н. Еженедельники в системе средств массовой информации. Тексты лекций. М.: РУДН, 1990.

28. Теплова Л. А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов: дис. канд.филол.наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2002.

29. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2010.-352 с.

30. Тертычный А. А. Аналитические жанры в публичном диалоге. М.: Пульс, 2002.

31. ТертычныйА. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

32. Шандра В. А., Попова М. Ф., Макашина Л. 77. Аналитические жанры газеты. Екатеринбург, 1996.

33. Шостак М. И. Еженедельник как тип издания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-53 с.

34. Урина Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: ВК, фак. Журн. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - 416 с.

35. Урина Н. В. Италия: от Anno Domini к Anno Digitalis // Национальные модели информационного общества. М., 2004.

36. Урина Н. В. Италия: «Blog Generation» как предмет дискуссии» // К мобильному обществу: утопии и реальность. М., 2009.

37. Урина Н. В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. -М., 1999.

38. Эко У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках. СПб.: Симпозиум, 2008. - 412 с.

39. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2007. - 158 с.

40. Эко У. Таинственное пламя царицы Лоаны. СПб.: Симпозиум, 2008. -596 с.

41. Литература на иностранных языках:

42. Abril Vargas N. Periodismo de opinión. Claves de la retórica periodística. -Sintesis, 1999.-203 p.

43. Aguierre J. M. ¿Crean las mujeres opinión? // Tribuna Complutense, 09.05.2010.-P. 24.

44. Bechelloni G. Giornalismo o post-giornalismo? -Napoli: Liguori Editore,1995.

45. Bond F. Introducción al periodismo. México: Limusa, 1974.

46. Buongiorno. Dieci anni. Torino, La Stampa, 2009.

47. Carelli E. Giornali e giornalisti nella Rete. Milano, 2004.

48. Colombo F. Ultime notizie sul giornalismo. Roma: Laterza, 1995.

49. El columnismo de escritores españoles (1975-2005). Editado por Grohmann A., Steenmeijer M. Madrid: Verbum, 2006.

50. Farinelli G. Paccagnini E. Storia del giornalismo italiano. Torino: UTET Librería, 2004.

51. Grijelmo A. El estilo periodista. Taurus, 2008.

52. Hallin D., Mancini P., Modelli di giornalismo. Mass media e politica nelle democrazie occidentali. Bologna: Laterza, 2006.

53. Historia del periodismo español. Prensa, política y opinión pública en la España contemporánea. Editado por Fuentes J.F., Sebastián J.F. Madrid: Sítesis, 1997.

54. Historia del periodismo en España. Editado por Sáiz M.D. Madrid, 1983.

55. León Gross T., Gómez B. El periodismo de opinión y los valores democráticos //Comunicar 13, 1999.

56. Libri, giornali e riviste a Milano: Storia delle innovazioni nell'editoria milanese dairottocento ad oggi / Colombo F. Milano: Abitare Segesta, 1998.

57. López Hidalgo A. Las columnas del periodico. Madrid: Ediciones Libertarias,1996.

58. Mazzanti A. L'obiettivita giornalistica: un ideale maltrattato. Napoli: Liguori, 1991.

59. Murialdi P. Come si legge un giornale.- Roma-Bari: Universale Laterza, 1975. -305 p.

60. Pratellesi M. New Journalism. Teorie e tecniche del giornalismo multimediale. Milano: Bruno Mondadori Editori, 2004.

61. Riviére M. El segundo poder. Cincuenta y cuatro entrevistas sobre los grandes cambios del periodismo actual. Madrid, 1998. - 293 p.

62. Santamaría L. El comentario periodístico. Los géneros persuasivos. Madrid, 1990.

63. Umbral F. Las palabras de la tribu. Barcelona: Planeta, 1994.

64. Urioste C. La textualización de Arturo Pérez-Reverte en sus artículos // El columnismo de escritores españoles (1975-2005). Editado por Grohmann A., Steenmeijer M. Madrid: Verbum, 2006.

65. Ward W. G. Writing editorials. New York, 1969.1. GnoBápii:

66. Волкова Г. И. Учебный испано-русский лингвострановедческий словарь-справочник. -М.: Высш. шк., 2006.

67. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.

68. Diccionario de la Lengua Española 2.0. URL: http: // www.drae2.es (дата обращения 03.06.2011)

69. Valci G. Dizionario del giornalismo. Roma: Gremese Editoriale, 1997.1. Интернет-источники:

70. Высокое Ю. В. Газеты «Диарио 16» (1976-2001) и «Эль Мундо» (19892011) в информационном пространстве демократической Испании // www.mediascope. Выпуск № 2. - 2011 г. - URL: http://mediascope.ru/taxonomy/term/329?page=2 (дата обращения: 08.06.2011)

71. Ортега-и-Гассет X. Размышления о «Дон Кихоте». URL: http://www.philosophy.rU/library/ortega/02/0.html (дата обращения: 13,04.2011)

72. Университетские тезисы по теории и истории журналистики. URL: http://apuntes.rincondelvago.com/teona-e-historia-del-periodismol.html (дата обращения: 18.03.2011)

73. Урина Н. В. Италия: СМИ в 2006 г. // www.mediascope. Выпуск № 2. -2007 г. - URL: http://mediascope.ru/node/51

74. Урина Н. В. Итальянские СМИ в политическое межсезонье 2007 г. // www.mediascope. Выпуск № 2. - 2011 г. - URL: http://mediascope.ni/node/415

75. Bianchi L. Un таге di inchiostro per un таге di sangue. URL: http://cronologia.leonardo.it/storia/mondiale/mondia4.htm (дата обращения: 17.05.2011)

76. Casals Carro M. J. La columna periodística: de esos embusteros días del ego inmarchitable. URL:http://www.ucm.eS/BUCM/revistas/inf/l 1341629/Digital/ESMEP06.pdf (дата обращения: 16.03.2011)

77. Dietro le quinte del Buongiorno // La Stampa, 14.11.2009. URL: http://www.lastampa.it/redazione/cmsSezioni/societa/200911 articoli/493 87gira ta.asp (дата обращения: 12.05.2011)

78. Diño Risi: «II film con Beppe? Era scarso» // Corriere della Sera, 19.09.2007. URL:http://archiviostorico.corriere.it/2007/settembre/19/DinoRisifilmconBeppe co9070919076.shtml (дата обращения: 12.04.2011)

79. La teoría del Buongiorno. URL: http://www.cattivamaestra.it/2009/10/la-teoria-del-buongiorno.html (дата обращения: 14.05.2011)

80. Libertad Digital, el confidencial español más polémico. URL: http://www.paraperiodistas.com/?p=9 (дата обращения 17.05.2011)

81. Mantellini M. Grillo parla, ma non blogga. URL: http://www.radioradicale.it/grillo-parla-ma-non-blogga (дата обращения: 17.04.2011)

82. Mueller Т. Beppe's Inferno // The New Yorker, 04.02.2008. URL: http://www.newyorker.eom/reporting/2008/02/04/080204fafactmueller (дата обращения: 10.06.2011)

83. Ríos Р. Multa de 3.000 euros a Losantos por insultar a un juez // El País, 28.02.2008. URL:http://www.elpais.com/articulo/sociedad/Multa/3000/euros/Losantos/insultar/ju ez/elpepisoc/20080228elpepisoc8/Tes (дата обращения: 23.05.2011)

84. Sánchez Gómez F., Armañanzas E. Carmen Rigalt, columnista de El Mundo / Universidad del País Vasco. URL:http://www.tonosdigital.eom/ojs/index.php/tonos/article/viewFile/318/229 (дата обращения: 15.05.2011)

85. Scalfari E. L'invasione barbarica di Grillo // La Repubblica, 12.09.2007. URL: http://www.repubblica.it/2007/08/sezioni/cronaca/grillo-v-day/invasione-grillo/invasione-grillo.html (дата обращения: 27.05.2011)

86. Seriously Funny. Time Europe Magazin: Heroes 2005. URL: http://www.time.eom/time/magazine/europe/0,9263,901051010,00.html (дата обращения: 23.05.2011)

87. The world's 50 most powerful blogs // The Guardian, 14.03.2008. URL: http://www.guardian.co.uk/technology/2008/mar/09/blogs (дата обращения: 04.06.2011)

88. Tomirotti S. Politics from the bottom // 21.05.2011. URL: http://technorati.com/politics/article/politics-from-the-bottom/ (дата обращения: 15.05.2011)

89. Статьи, составившие эмпирическую базу исследования:

90. Eco U. Che idea: uccidere i giovani // L'Espresso, 10.01.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/che-idea-uccidere-i-giovani/2141948/18 (дата обращения: 19.05.2011)

91. Eco U. Dio non c'è più, la tv invece si // L'Espresso, 23.12.2010. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/dio-non-ce-piu-la-tv-invece-si%3Cbr-%3E/2141018 (дата обращения: 19.05.2011)

92. Eco U. "Intellettualmente parlando" // L'Espresso, 04.03.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/intellettualmente-parlando/2145937 (дата обращения: 19.05.2011)

93. Eco U. I talebani del web // L'Espresso, 13.03.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/i-talebani-del-web/2151302/18 (дата обращения: 19.05.2011)

94. Eco U. La filosofía non ё Star Trek // L'Espresso, 15.04.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/la-filosofia-non-e-star-trek/2149385/18 (дата обращения: 19.05.2011)

95. Eco U. La pena di morte ha due facce // L'Espresso, 03.10.2010. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/la-pena-di-morte-ha-due-facce/2135275/18 (дата обращения: 19.05.2011)

96. Eco U. My heart belongs to daddy // L'Espresso, 14.05.2009. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/my-heart-belongs-to-daddy/2082604 (дата-обращения: 19.05.2011)

97. Eco U. Non fate il funerale ai libri // L'Espresso, 05.08.2010. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/non-fate-il-funerale-ai-libri/2132084/18 (дата обращения: 19.05.2011)

98. Eco U. Una generazione di alieni // L'Espresso, 18.03.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/una-generazione-di-alieni/2147183 (дата обращения: 19.05.2011)

99. Eco U. Viviamo nel secolo delle bufale? // L'Espresso, 29.04.2011. URL: http://espresso.repubblica.it/dettaglio/viviamo-nel-secolo-dellebu'fale/2150164/18 (дата обращения: 19.05.2011)

100. García Domínguez J. Censura // Libertad Digital. URL: http: // libertaddigital.com (дата обращения: 25.05.2011)

101. Girauta J. C. Del campanario // Libertad Digital, 12.09.2006 // URL: http: // libertaddigital.com (дата обращения: 25.05.2011)

102. Gramellini M. Babbo Natale esiste // La Stampa, 10.11.2010. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=900&IDsezione=56 (дата обращения: 14.05.2011)ч

103. Gramellini М. Cerco lavoro // La Stampa 19.04.2011. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=900&IDsezione=56 (дата обращения: 14.05.2011)

104. Gramellini M. Diversamente giovani // La Stampa 08.04.2011. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=979&IDsezione=56&sezione (дата обращения: 14.05.2011)

105. Gramellini M. E meglio nascondere che eccitare // La Stampa 04.05.2011. URL:http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=990&IDsezione=56 (дата обращения: 14.05.2011)

106. Gramellini M. Ex destra, ex sinistra // La Stampa 17.11.2010. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41 &IDarticolo=904&IDsezione=5 6&sezione= (дата обращения: 14.05.2011)

107. Gramellini M. La macchina del dolore // La Stampa 08.10.2010. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=883&IDsezione=56&sezione (дата обращения: 14.05.2011)

108. Gramellini M. Tornare o non tornare // La Stampa 18.02.2011. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=949&IDsezione=56&sezione=; (дата обращения: 14.05.2011)

109. Gramellini M. Tra Garibaldi e i Genesis // La Stampa 06.06.2011. URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplRubriche/editoriali/grubrica.asp7IDb log=41&IDarticolo=1004&IDsezione=56 (дата обращения: 14.05.2011)

110. Grillo В. Beppe Grillo candidato alia segretaria del PD // II Blog di Beppe Grillo, 12.07.2009. URL:http://www.beppegrillo.it/2009/07/beppegrillocandidatoallasegreteriadel pd7index.html (дата обращения: 27.05.2011)

111. Grillo В. Discorso di fine anno // И Blog di Beppe Grillo, 31.12.2007. http://www.beppegrillo.it/2007/12/liberainformazioneinliberostato/index.li trnl (дата обращения: 27.05.2011)

112. Grillo В. I Comuni ai cittadini // II Blog di Beppe Grillo, 16.09.2007. http://www.beppegrillo.it/2007/09/icomuniaicit/index.html (дата обращения: 27.05.2011)

113. Grillo В. И Blog di Beppe Grillo ci rende stupidi? // И Blog di Beppe Grillo, 13.04.2011. http://www.beppegrillo.it/201 l/04/ilblogdibepp/index.html (дата обращения: 27.05.2011)

114. Grillo В. Vaffanculo-Day // И Blog di Beppe Grillo, 14.06.2007. http://l51.1.253.1/vaffanculoday/ (дата обращения: 27.05.2011)

115. Jiménez Losantos F. El 11-S, vengado; el 11-M por investigar // Blog de Federico. URL: http://www.blogs.libertaddigital.com (дата обращения: 2.05.2011)

116. Jiménez Losantos F. La generación de Libertad Digital. URL: http://www.libertaddigital.com/opinion/federico-jimenez-losantos/la-generacion-de-libertad-digital-17718/ (дата обращения: 21.04.2011)

117. Molinari M. Gli Usa chiedono "maggiori pressioni su Gheddafi" // URL: http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplrubriche/finestrasullamerica/grubrica. asp?IDblog=43&IDarticolo=2026&IDsezione=58 (дата обращения: 30.04.2011)

118. Molinari M. Roma-Washington, grandi manovre per il dopo Gheddafi // URL:http://www.lastampa.it/web/cmstp/tmplrubriche/finestrasullamerica/grubrica. asp?IDblog=43&IDarticolo=2029&IDsezione=58 (дата обращения: 30.04.2011)

119. Rigalt С. El antílope // Achivo de Carmen Rigalt. URL: http: // elcomentario.tv/reggio (дата обращения: 21.05.2011)

120. Rigalt С. El hombre vulnerable // Achivo de Carmen Rigalt. URL: http: // elcomentario.tv/reggio (дата обращения: 21.05.2011)

121. Rigalt С. El maltratador // Archivo de Carmen Rigalt. URL: http: // elcomentario.tv/reggio (дата обращения: 23.05.2011)

122. Rigalt С. Fuera de contexto // Archivo de Carmen Rigalt. URL: http: // elcomentario.tv/reggio (дата обращения: 20.05.2011)

123. Rigalt С. La Cospedal // El Mundo, 04.03.2010. URL: http://www.elmundo.es/opinion/columnas/carmen-rigalt/2010/03/22966207.html (дата обращения: 24.05.2011)

124. Rigalt С. Religiones // Archivo de Carmen Rigalt. URL: http: // elcomentario.tv/reggio (дата обращения: 20.05.2011)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.