Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Дмитриева Юлия Юрьевна

  • Дмитриева Юлия Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 197
Дмитриева Юлия Юрьевна. Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2018. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дмитриева Юлия Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУТИ И ПУТНИКА В

ДОАКМЕИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Н.С. ГУМИЛЕВА

1.1.......Идея пути в сборниках Н.С. Гумилева «Путь конквистадоров» и

«Романтические цветы»

1.2. Диверсификация семантического комплекса пути и путника в

«Жемчугах»

ГЛАВА 2. ЯДЕРНЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ПУТИ В АКМЕИСТИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА Н.С. ГУМИЛЕВА

2.1. Образы, мотивы и сюжеты пути в период «бури и натиска» акмеизма

2.2. Антиномия пути тела и пути духа в произведениях 1913 - 1916 гг

2.3. Эволюция модели пути в лирике и драматургии 1917 - 1918 гг. . 114 ГЛАВА 3. КОНЦЕПТ ПУТИ В ПОСТАКМЕИСТИЧЕСКОМ

ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ГУМИЛЕВА

3.1. Путь как тупик и путь как прорыв в художественном пространстве «Огненного столпа»

3.2. Семантическая репрезентация пути слова и пути числа в позднем творчестве Н.С. Гумилева («Огненный столп», «Поэма начала»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева»

ВВЕДЕНИЕ

Николай Степанович Гумилев - один из самых неординарных поэтов Серебряного века, творец не только в словесности, но и творец своей судьбы

- путешественник, воин, рыцарь, конквистадор, этнограф, философ, драматург, критик, прозаик и создатель крупнейшего поэтического направления в русской литературе начала ХХ века.

Не будет преувеличением сказать, что концепт пути был для него маяком, смысловым центром его творчества, его средостением - начиная с первых юношеских опытов и заканчивая стихотворениями последних лет жизни. Более того, можно с уверенностью утверждать, что сын поэта, Л.Н. Гумилев, создал ключевой для своего понимания истории термин «пассионарность» и истолковал его, наблюдая за жизнью своего отца.

Несмотря на раннюю гибель и короткий творческий путь, Н.С. Гумилев оставил значительный след в русской поэзии и - шире - в русском сознании, практически задав основные координаты восприятия концепта пути и заложив основы его репрезентации. Путь в понимании Гумилева совершенно не обязательно обозначает только физическое передвижение в пространстве

- от ранних стихотворений к поздним концепт пути развивается, углубляется, и на смену экзотическим скитаниям певцов и королей из «Пути конквистадора» приходят духовные путешествия в «Памяти», «Возвращении», «Заблудившемся трамвае» и других стихотворениях.

Обоснование темы и предмета исследования. Концепт пути является смысловым центром творчества Николая Степановича Гумилева. Гумилев был не только выдающимся поэтом, но и выдающимся путешественником. В русской литературе, вероятно, сложно найти другого автора, чья география передвижений была столь обширна. В творчестве Гумилева нашли отражение как его туристические поездки в страны Европы, так и экспедиции в Африку, которые стали источником ценного этнографического материала.

Однако понятие пути гораздо шире и глубже, чем понятие путешествия. Гумилев неоднократно обращался к образу жизненного пути, воображаемого скитания и странствия, в его творчестве важную роль играют образы странников, паломников, дервишей.

Метафора жизненного пути - общее место концептуализации представлений о жизни в разнообразных культурах. Представление о жизни как о пути противопоставляется метафоре цикла, жизненного круга, движения по спирали. Путь - это развитие, изменение, смена различных пунктов, стран, культур, фундаментальной категорией движения является его непредсказуемость, возможность встретить в пути кого угодно/что угодно. Круг/цикл символизирует бесконечное повторение, стагнацию, предсказуемость: эта символика проявляет себя в циклической смене сезонов, повторении видов крестьянского труда в зависимости от сезона, циклизации годовых праздников и пр.

В силу специфики исторического периода, в котором жил и творил Николай Гумилев, понятие пути оказалось ключевым для культурных парадигм эпохи. Рубеж веков оказался переходным периодом не только в России, но и во многих других культурах и цивилизациях, и начало ХХ века психологически ощущалось как смена парадигмы, системы координат, переход от стагнации к развитию. Именно поэтому концепт пути оказался принципиально важным для различных представителей общества, деятелей культуры и искусства.

Творчество Н.С. Гумилева охватило всего пару десятилетий - с 1902 по 1921 год - однако в эти годы уместилось невероятное количество знаковых для России событий: две революции, две войны, массовая эмиграция, полная смена культурной парадигмы и общественного строя. Гумилев был не просто рядовым писателем, но одним из тех, кто определяет направление развития культурной парадигмы эпохи, и понимание пути в его творчестве углублялось, изменялось - отражая настроения общества и влияя на умы читателей. Не будет преувеличением сказать, что понимание пути в его

творчестве закладывало основы культурной парадигмы ХХ столетия. Принципиальную важность имеет в данном случае роль Гумилева-учителя: его деятельность в качестве основателя и главы «Цеха поэтов», принятые им разборы стихотворений молодых авторов, статьи и критические эссе во многом определили пути развития литературы. Заново открывшееся читателю творчество поэта во второй половине ХХ века дало дополнительный стимул развития «гумилевской парадигмы» - вплоть до начала XXI века.

Разнообразие творческого наследия поэта, плюрализм направлений социального и психологического влияния Гумилева на современное ему общество и последующие поколения вынуждают обращаться к концепту как инструменту текстового анализа. Концепт - категория, использующаяся в качестве инструмента анализа как в лингвистических, так и в литературоведческих исследованиях. В лингвистических трудах концепт традиционно рассматривается как структура, обладающая центром и периферией. Если рассматривать концепт как статическую, синхроническую структуру, то центром будут те слова и выражения, которые в речи носителей языка чаще всего воплощают репрезентацию данного концепта, на периферии - более редкие слова и выражения, вплоть до маргинальных и окказиональных (дальняя периферия). Если же рассматривать концепт как исторически изменчивую, подвижную сущность (что более свойственно литературоведческому подходу), то у каждого концепта можно выделить некую точку формирования (или переформатирования), эманации которой продолжают определять парадигму существования и восприятия концепта носителями языка и культуры на протяжении долгого периода. Для концепта пути в современной русской концептосфере таким моментом переформатирования и центром эманационного излучения следует признать творчество Николая Гумилева. Его особое внимание к путешествиям и передвижениям, постоянное обращение к образу пути и путника, ключевая роль в литературном и культурном процессе начала ХХ века в совокупности

определяют важность исследования его творчества через призму формирования и развития концепта пути и ставят вопрос о необходимости тщательного изучения соответствующего семантического комплекса в его творчестве.

Степень разработанности темы. Вопросы отражения в творчестве Гумилева таких концептов, как «путь/дорога», «движение», «путешествие», и смежных понятий рассматриваются в трудах Е.Ю. Куликовой1, Е.Ю. Раскиной2, Ю.В. Зобнина3, И.Ф. Головченко4, Е.В. Меркель5, Л.Г. Кихней6,

7 ЯР

А.А. Кулагиной , Е.Г. Раздьяконовой , Е.Ю. Кармаловой , О.В. Панкратовой10, П.В. Паздникова11. В трудах указанных авторов подробно разрабатываются вопросы передвижения, динамики, путешествия в творчестве Гумилева, важность пути/передвижения как миромоделирующей категории, влияния творчества Гумилева на акмеистов и отражения в творчестве членов «Цеха поэтов» и представителей акмеизма как литературной школы. Подробно рассматриваются вопросы периодизации творчества Гумилева, его религиозных и поэтических взглядов.

1 Куликова Е.Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилева: Поэзия. Проза. Переводы. -Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2015. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.

2 Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. - Автореферат дисс. ... д.ф.н. - М., 2008.

3 Зобнин Ю.В. Николай Гумилев - поэт православия // Электронный ресурс: https://gumilev.ru/about/57/

4 Головченко И.Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова). - Дисс. ... д.ф.н. - М., 2018.

5 Меркель Е.В. Миромоделирующие образы и мотивы в поэтике акмеизма: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2015.

6 Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. - М.: Макс пресс, 2001. Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма. - М.: Азбуковник, 2017.

7 Кулагина А.А. Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике и драматургии Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2012.

Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - Нерюнгри, 2013.

9 Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С. Гумилева 1900 - 1910 гг. -

Дисс. ... к.ф.н. - Омск, 1999.

10 Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С.Гумилева // Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1997.

11 Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева. - Автореферат дисс. ... к.ф.н. - Владивосток, 2003.

Для описания духовных путешествий Е.Ю. Раскина применительно к стихотворениям Гумилева вводит термин «геософия»12, в котором соединены география и философия. Этот термин можно прочитать и как сумму прямых значений его составляющих: Гея - Земля + София - Мудрость. «Мудрость Земли» в представлении Гумилева - в том, что все дороги мира ведут в рай, и

13

некоторые благодатные страны - промежуточный этап на пути к нему . В роли благодатной земли могут выступать Россия, Индия, Ирландия и другие страны. Это стремление за пределы реальности отмечает и Е.Г. Раздьяконова: «лирический герой Гумилева - пассионарий, открыватель новых земель, новых горизонтов. Его путешествие также отличается устремлением за границы возможного»14. Духовное путешествие, как и физическое, обязательно имеет цель - для пути активизируется конечная точка маршрута, место, не обязательно обозначенное на географической карте, но, несомненно, имеющееся на карте духовной. «Сколько раз он говорил мне, -вспоминала Ахматова, - о той «золотой двери», которая должна открыться перед ним где-то в недрах его блужданий, а когда вернулся в 1913 (году), признался, что «золотой двери» нет. Это было страшным ударом для него (см. «Пятистопные ямбы»)»15).

Ю.В. Зобнин выделяет концепт пути как определяющий для творчества не только Гумилева, но и всех поэтов Серебряного века: «профессор Дмитрий Евгеньевич Максимов - один из блистательной плеяды петербургских литературоведов - младших современников «серебряного века» - в шутку заметил, что все писатели делятся на «путных» и «беспутных» - в зависимости от того, какую роль в их творчестве играет идея пути. ... всеми ими — за редчайшим исключением — владела «мания пути»,

12

Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. - Автореферат дисс. ... д.ф.н. - М., 2008. - С. 2.

13 Там же. С. 3.

14 Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - Нерюнгри, 2013. - С. 47.

«Самый непрочитанный поэт»: Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве. Вступит, заметка, сост. и примеч. В. А. Черных.— «Новый мир», 1990, № 5. - С. 219.

7

порождавшая то экстатический восторг, то трагический ужас странствия. ... В свете всего сказанного творчество Н. С. Гумилева предстает вдвойне актуальным: во-первых, вероятно, в истории русской литературы XX в. не было поэта более «путного» (пользуясь терминологией Д. Е. Максимова), -по крайней мере, определения «поэт-странник», «поэт-конквистадор» стали «визитной карточкой» Гумилева во всех современных справочных и научных работах, посвященных поэзии начала XX века, — и, во-вторых, в творчестве Гумилева, при всем пристрастии поэта к «странничеству» — и «внешнему», и «внутреннему», духовному — ощущается некая безусловная духовная победа, утверждающая прежние, истинные «ценности» в изменившемся мире»16.

Мистический путь в поисках духовно значимого объекта роднит скитания Гумилева с поисками Чаши Грааля в средневековом эпосе, крестовыми походами, путешествиями литературных героев - от Одиссея и аргонавтов до Дон Кихота. Гумилев, вероятно, и сам осознавал эту литературную и историческую парадигму: как указывает С. Бердоносова, «каждому гумилевскому хронотопу свойственен свой тип героя и своя светская или духовная цель странствия, но при этом можно говорить о сквозном сюжете всего путешествия, общим и главным мотивом которого

17

становится мотив «возвращения» . Архетип «возвращения» предполагает наличие у пути не только конечной точки, но и начальной - того топоса, откуда герой выезжает. По умолчанию этой точкой является дом, однако для Гумилева архетипичен скорее не образ вернувшегося домой после долгих странствий Одиссея, сколько образ «гостя» Садко, удивляющего всех заморскими диковинами.

Задача путешественника - показать не бывавшим в тех краях нечто удивительное, то, что им никогда ранее не доводилось видеть. Гумилевский

16 Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Гумилева) // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/89/

17 Бердоносова С. Николай Гумилев: геософический путь поэта // Дисс.к.ф.н. Сургут. 2005. С. 13.

путник - не только первооткрыватель, но и собиратель вещей, что согласуется с эстетикой акмеизма: вниманием к предмету, вещи, деталям. «Обратим внимание, что и Гумилев, и Мандельштам, говоря о самоценности реальных явлений, противопоставляют их «небытию». Оппозиция «бытия -небытия» - одна из важнейших в акмеистической «картине мира». Причем в понятие «небытия» входит не только то, что не существует, но и то, что не явлено для наших органов чувств, не проявлено в этом мире. Сам факт

явленности вещей служит основанием для того, чтобы считать их

18

сущностными» . Путь - не просто смена картинок вокруг путешественника, это конкретное деяние в материальном мире, имеющее зримый результат. При этом сама идея пути в рамках акмеизма рассматривалась Гумилевым как основополагающая: ему принадлежит определение акмеизма как «пути наибольшего сопротивления», на котором только и возможны достижения в творчестве.

При диверсификации лирических героев проделываемый путь и постоянная динамичность, движение является отличительной чертой их жизненной позиции: «в каких бы образах ни выступали эти герои, их всегда характеризует одна черта - активное передвижение во времени и пространстве, они всегда деятельны и энергичны. Возможно, это связано с жизненной позицией самого поэта»19. Это обусловливает важность анализа пути именно как концепта, некоего центра творчества, его смыслового ядра и ключа к его организации.

Сам термин «концепт» первоначально возник как транслитерация английского concept, «понятие», однако практически сразу перерос термин «понятие» и стал использоваться в качестве термина, описывающего пучок понятий, представлений, связанных друг с другом. Концепт как научная категория, в свою очередь, также широко исследован в трудах современных ученых. В современных лингвистических исследованиях, выполненных в

18

Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. - М.: Макс пресс, 2001. - С. 15.

19 Кулагина А.А. Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике и драматургии Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2012. - С. 82.

9

рамках когнитивной и лингвокульторологической парадигм, широко используются понятие «концепт» и его производные «концептосфера», «концептуализация», «концептуальный» и т.д. (Ю.Д. Апресян, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, Д.О. Добровольский, В.И. Карасик, Ю.Н.

ЛА

Караулов, Е.С. Кубрякова, С.Х. Ляпин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др. ).

Концепт в большинстве случаев имеет концентрическую структуру с выделяемыми ядром (центром) и периферией. В качестве ядра и периферии выступают разнообразные слова и словосочетания, представляющие собой репрезентации концепта, при этом наиболее употребляемая репрезентация обычно тождественна самому наименованию концепта - так, для концепта «путь» такой ядерной репрезентацией будет само слово «путь». Далее репрезентации концепта распределяются как наиболее частотные (ядро), менее частотные (ближняя периферия) и наименее частотные (дальняя периферия). Границы концептов, ядра и периферии, ближней и дальней

20

Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Аспект пресс, 1995. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та. 2001. Вардзелашвили Ж. Концепт как лингвистическая категория - конструктивная сущность // Тбилисский государственный университет. Филологический факультет. Сборник научных трудов. -Тбилиси, 2004. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Наука, 1959. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. - М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. Жернакова Е.С. Концепт как предмет изучения современных гуманитарных дисциплин: методы и перспективы исследований // Актуальные вопросы внешней и внутренней лингвистики. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. Козлова Л.А. Концепт личного пространства и способы его языковой представленности // Электронный ресурс:

алтгпу.рф/Joumal/vestbspu/2001/gumaшt/PDF/kozlova.pdf Курилович Е. Очерки по лингвистике. - Биробиджан: АСТ, 2000. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975. Лингвистический Энциклопедический Словарь (ред. В.Н. Ярцева) - М.: Советская энциклопедия, 1990. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук. Серия Литературы и языка. - 1993. - Т. 52. - № I. Попова З.Д. Концептуальная природа абстрактных понятий // Электронный ресурс: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/hyman/2003/01/popova.pdf Степанов Ю. С. Константы.

Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: АСТ, 2001. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания Языковое сознание и образ мира: Сб. статей/ Отв. Ред. Н.В. Уфимцева, М.: Вече, 2000,- 24-32. Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М.: АСТ, 1995. Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и рече-мысле-языковой системы // Электронный ресурс: http://www.psychol.ras.ru/boiko-

school/texts/2004/ushakova_yazykovoe_sozn.pdf

периферии подвижны, проницаемы и варьируются от одного представителя языкового коллектива к другому, что и является одним из ключевых моментов отграничения концепта от понятия в его логическом и терминологическом смысле - концепт является динамическим, изменяющимся и эволюционирующим и не обладает той жесткостью границ, которая свойственна понятию.

Концепты являются частью ментального языкового пространства определенного языкового коллектива, смыслообразующими ядрами когнитивной организации личности носителя языка и языковой картины мира нации. Основой развития концепта является личный и исторический опыт, ассоциации и сюжеты, которые через призму языкового сознания отдельной личности могут войти в коллективный опыт народа.

Первоначально термин «концепт» возник и использовался в лингвистике применительно к анализу картины мира, языкового сознания, языковой личности, когнитивных категорий. Однако в начале XXI столетия термин «концепт» все чаще стали применяться в области и литературоведческого анализа: так, подобный подход применяется в работах А.А. Андриенко21 Г.Г. Слышкина22, Ю.С. Степанова23, Ю.А. Ревво24, И.П. Черкасовой25, О.Ю. Щибря26 и др. В этих трудах концепты рассматриваются не просто в совокупности своих лексических репрезентаций, но и как обогащенные новыми семантическими связями в творчестве различных

21

Андриенко А.А. Место концепта «успех» в типологической системе концептов и его универсальные лингвистические характеристики // Вестник МГОУ, 2009, № 3. - С. 108 -117.

22 Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000.

23

Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.: Языки славянских культур, 2007.

2 Ревво Ю.А. Метафорические концепты «Путь», «Дорога» и «Странствие» в публицистике и прозе П.А. Сорокина и Б.К. Зайцева. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2017.

Черкасова И. П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления. Армавир, 2005.

26 Щибря О.Ю. Концептосфера художественного текста как уникальная когнитивная структура // Культурная жизнь Юга России, 2011, № 1 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptosfera-hudozhestvennogo-teksta-kak-unikalnaya-kognitivnaya- struktura

авторов. О.Е. Беспалова предприняла исследование лексических репрезентаций концептосферы поэзии Н.С. Гумилева в лингвистическом

27

ракурсе27, с выделением концепта путь / дорога в качестве одного из сигнификативных. Однако в этом лингвистическом исследовании представлен лексический анализ манифестаций концепта без обращения к его мотивной, образной и сюжетной структуре.

Понимание концепта в его лингвистическом применении подразумевает систематизацию репрезентации определенного понятия и смежных с ним категорий в языке. В литературоведении специфика использования данного термина опирается на ограничение тезаурусного фонда: контексты, показывающие репрезентацию данного концепта, ограничены корпусом текстов одного писателя / нескольких писателей / определенного литературного направления. Иными словами, репрезентация концепта корректируется в зависимости от особенностей конкретной языковой личности и обусловлена идиолектом, особенностями воспитания и образования данной личности, а также - что особенно важно для поставленных в данной работе задач - творческим порывом личности, новациями, вносимыми человеком / людьми в поэтику и разработку определенной темы.

При этом ни в трудах лингвистов, рассматривающих концепты и смежные понятия, ни в трудах авторов, обращающихся к творчеству Гумилева, нет обращения к образу «зачинателя» концепта, человека, который оказался, вольно или невольно, автором определенных ключевых оппозиций культурной парадигмы, определивших развитие концепта и отношение к нему в культуре. Творчество Н.С. Гумилева также ранее не рассматривалось через призму концепта пути, его репрезентаций и сигнификативных тектонических сдвигов в его структуре. Необходимость изучения творчества

к.ф.н. -

27 Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н. С. Гумилева в ее лексическом представлении. -СПб, 2002.

Дисс.

Н.С. Гумилева с помощью указанного подхода определяет актуальность исследования.

Обращение к эволюции концепта пути актуально в связи со спецификой как творчества Гумилева, так и того исторического периода, в котором жил и творил поэт. В творческом наследии Гумилева превалируют малые формы: стихотворения, объединяемые в сборники, небольшие рассказы и очерки. По этим малым формам можно проследить грани эволюции концепта, его различные аспекты и моменты его эволюции. Изменчивость исторического периода и культурной парадигмы, распространенные в обществе размышления о пути народа, об историческом пути государства обусловливают необходимость анализа концепта в его формировании и развитии - от юношеского до зрелого творчества поэта.

Исходя из заявленной выше научной проблемы и обозначенной степени ее исследованности, актуальным представляется изучение концепта «путь» в творчестве Николая Степановича Гумилева. Необходимость решения как теоретических, так и практических и методологических вопросов определили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являются тексты Н.С. Гумилева - прежде всего его лирика, а также драматургия и проза, включая критические статьи и дневниковые записи.

Предмет исследования - концепт пути, отраженный в художественных текстах Н.С. Гумилева.

Цель исследования заключается в выявлении специфики формирования, эволюции, способов репрезентации концепта путь в творчестве Н.С. Гумилева.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. уточнить специфику концепта как теоретического понятия в литературоведении, выявить способы его репрезентации и манифестации;

2. изучить способы репрезентации концепта «путь» в доакмеистическом периоде творчества Гумилева (сборники «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга» и примыкающие к ним прозаические и драматургические произведения);

3. выявить реализацию концепта пути в акмеистическом периоде творчества (сборники «Чужое небо», «Колчан», «Костер», «Шатер», «Фарфоровый павильон», неизданные произведения, проза и драматургия);

4. Рассмотреть метаморфозы концепта в постакмеистическом периоде творчества Н.С. Гумилева на материале сборника «Огненный столп» и «Поэмы начала».

Теоретико-методологической базой диссертационного

исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения акмеизма вообще и творчества Н.С. Гумилева, в частности, чрезвычайно полезными в свете поставленных в настоящей работе задач оказались исследования известных гумилеведов и специалистов по Серебряному веку, в частности по акмеизму - Ю.В. Зобнина, Е.Ю. Кармаловой, Л.Г. Кихней, Е.Ю. Куликовой, О.А. Лекманова, Д.Е. Максимова, Е.В. Меркель, О.В. Панкратовой, Е.Р. Пономарева, Е.Ю. Раскиной, Р.Д. Тименчика. Необходимым методологическим подспорьем для нас стали работы лингвистов и литературоведов, разрабатывавших вопросы концептологии, - А.А. Андриенко, Ю.Д. Апресяна, О.Е. Беспаловой, М.В. Всеволодовой, Л. Ельмслева, Е.С. Жернаковой, В.И. Карасика, Л.А. Козловой, Е. Куриловича, Д.С. Лихачева, З.Д. Поповой, Ю.Е. Прохорова, Ю.С. Степанова.

В работе использовался комплекс самых различных подходов, базовыми методами для нас стали: системно-типологический, сравнительно-исторический, биографический, культурно-исторический, структурно-семантический методы, а также использовались методики герменевтического и мифопоэтического анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепт пути является основным, «стержневым» в творчестве Н.С. Гумилева. Это своего рода ось, на которую нанизаны все значимые произведения и творческие идеи автора. Путь сыграл важную роль и для биографии Гумилева: путешественник - не только его литературная маска, но и значительная часть его жизни. Гумилев сам себя идентифицировал как путешественника, исследователя, первооткрывателя, и для него концепт пути также имел определяющее значение. При этом Гумилев обращался к теме пути прежде всего в прямом смысле значения данного слова - путь как передвижение в географическом, физическом пространстве. Смыслы духовного пути, пути эволюции и развития были деривативами исходного значения, что согласуется с историей развития концепта «путь» в концептосфере русского языка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дмитриева Юлия Юрьевна, 2018 год

Источники

1. Воспоминания о серебряном веке. - М.: Республика, 1993. - 559 с.

2. Гумилев Н.С. Записки кавалериста // Биржевые ведомости. 1 ноября 1915 (№ 15183) // Цит. по Электронный ресурс https://gumilev.ru/prose/24/

3. Гумилев Н.С. Записки кавалериста // Биржевые ведомости. 22 ноября 1915 (№ 15225) // Цит. по Электронный ресурс https://gumilev.ru/prose/26/

4. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Электронный ресурс https://gumilev.ru/clauses/2/

5. Гумилев Н.С. Письмо В.Я. Брюсову от середины октября 1907 года // Электронный ресурс https://gumilev.ru/letters/88/

6. Гумилев Н.С. Письмо Л. Рейснер 8 ноября 1916 года // Цит. по: Поэт на войне. Документальная хроника. Ч. 2. Выпуск 6 / Сост. Е. Степанов // Электронный ресурс: http://gumilev.lit-info.ru/gumilev/bio/poet-na-vojne-2-6-stepanov.htm

7. Гумилев Н.С. Полное собр. соч.: В 10 т. - М.: Воскресенье, 1998-2001.

8. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990. - 224 с.

9. Гумилев Н.С. Принцесса Зара // Электронный ресурс https://gиmilev.ru/prose/2/

10. Гумилев Н.С. Путь конквистадоров // Электронный ресурс https: //gumilev.ru/collections/1 /

11.Гумилев Н.С. Романтические цветы // Электронный ресурс https://gumilev.ru/collections/2/

12. Гумилев Н.С. Северный раджа // Электронный ресурс https://gumilev.ru/verses/310/

13.Гумилев Н.С. Собр. соч.: В 4 т. Репринтное воспроизведение изд. 19621968 гг. - М., 1991.

14.Гумилев Н.С. Собрание сочинений в четырех томах / Под редакцией проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. - Вашингтон: Изд. книжного магазина Victor Kamkin, Inc., 1962.

15.Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. - Ленинград: Советский писатель, 1988. - 632 с.

16.Евангелие от Луки, 15, 11 - 32. // Цит. по Электронный ресурс http://www.pravoslavie.ru/59890.html

17.Иванов Г. Петербургские зимы. - М.: Книга, 1989. // Цит. по Электронный ресурс http://www.lib.ru/RUSSLIT/IWANOWG/russkie_zimy.txt

18.Исход 13: 21 // Электронный ресурс https://bible.by/verse/2/13/21/

19.Коковцев Д.И. Остов // Электронный ресурс http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_ko kovtsev_proizv.htm

20.Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. - СПб: Наука, 1994. - 679 с.

21.Н.С.Гумилев: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - 672 с.

22.Одоевцева И. На берегах Невы. На берегах Сены. - М., Астрель, 2011.

- 704 с.

23.Откровение Иоанна Богослова, 4, 7 // Цит. по Электронный ресурс http: //days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr4 .htm

24. Пушкин А.С. Поэт // Электронный ресурс https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1827/0444.htm

25. «Самый непрочитанный поэт»: Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве. Вступит, заметка, сост. и примеч. В. А. Черных.— «Новый мир», 1990, № 5. - С. 18 - 34.

26.Сологуб Ф. Когда я в бурном море плавал. // Электронный ресурс https: //slova.org.ru/sologub/kogdaj avburnom/

Теоретические и историко-литературные труды

27.Алексеев П. В. Русский ориентальный травелог как жанр путевой прозы конца ХУШ - первой трети XIX века // Филология и человек. 2014. № 2. - С. 34 - 46.

28.Андриенко А.А. Место концепта «успех» в типологической системе концептов и его универсальные лингвистические характеристики // Вестник МГОУ, 2009, № 3. - С. 108 - 117.

29. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Аспект пресс, 1995. - 767 с.

30.Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. - 512 с.

31.Ахадов Э.А. Лермонтов и другие. Страницы жизни и творчества великих поэтов. - М.: Издательские решения, 2015. - 114 с.

32.Ахматова А.А. Автобиографическая проза//Литературное обозрение. -1989. - №5. - С. 3 - 17.

33.Баскер М. «Далекое озеро Чад» Николая Гумилева (К эволюции акмеистической поэтики) // Гумилевские чтения: Материалы междунар. конференции филологов-славистов. - СПб, 1996. - С. 135 -156.

34.Башук М.И. Роль африканских впечатлений в создании теоретической платформы русского акмеизма // Электронный ресурс https: //gumilev.ru/acmeism79/

35. Беглые взгляды: Новое прочтение русских травелогов первой трети XX века. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 400 с.

36.Бердоносова С. Николай Гумилев: геософический путь поэта // Дисс.к.ф.н. Сургут. 2005. - 188 с.

37.Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н. С. Гумилева в ее лексическом представлении. - Дисс. ... к.ф.н. - СПб, 2002. - 220 с.

38.Бичевин А. Субъективная структура стихотворения Н.С. Гумилева «Память» // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/303/

39.Блок А.А. Интеллигенция и революция // «Знамя труда», 1918, 19 января. // Цит. по Электронный ресурс http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1918_intelligentzia_i_revolutzia. shtml

40.Бобрицких Л.Я. Эволюция балладных форм в поэзии Н. Гумилева: проблематика и поэтика. - Автореферат дисс. ... к.ф.н. - Воронеж, 2001. // Электронный ресурс http://cheloveknauka.com/evolyutsiya-balladnyh-form-v-poezii-n-gumileva-problematika-i-poetika#ixzz5PHMucwmh

41.Богданова Т. Коллективное бессознательное как прием семантического развертывания текста (на материале поэтической книги Н. Гумилева «Огненный столп») // Художественный текст и текст в массовых коммуникациях. — Смоленск, 2004. - Ч. 2. - С. 81 - 93.

42. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та. 2001. - 110 с.

43.Бондарева А. Литература скитаний // Октябрь, 2012, № 7 // Электронный ресурс http://magazmes.russ.ru/october/2012/7/bo 18.html

44.Бурдина С.В. «Двух голосов перекличка»: о дешифровке «Заблудившегося трамвая» Н. Гумилева // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/251/

45.Вардзелашвили Ж. Концепт как лингвистическая категория -конструктивная сущность // Тбилисский государственный университет. Филологический факультет. Сборник научных трудов. - Тбилиси, 2004. - 28 с.

46.Видугирите И. Стихотворение «Жираф» и африканская тема Н. Гумилева // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/50/

47. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Наука, 1959. - 655 с.

48.Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. - М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 649 с.

49.Галушко Н.Н. Поэтические функции глаголов движения-перемещения

в лирике Н.С. Гумилева и М.И. Цветаевой. - Дисс.....к.ф.н. - М., 2008.

- 242 с.

50. Голикова М. «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева // Журнал «Траектория Творчества» №1 (29) 2016 // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/181/

51.Головченко И.Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова). - Дисс. ... д.ф.н. - М.: РУДН, 2018. - 399 с.

52.Головченко И.Ф., Дмитриева Ю.Ю. «Память» Н.С. Гумилева: подведение итогов духовного пути в свете горацианской традиции // Культура и цивилизация, № 1, 2017. - С. 201 - 208.

53.Головченко И.Ф., Дмитриева Ю.Ю. Восточные мотивы в лирике Н.С. Гумилева: образ воина в творчестве поэта // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - № 12, 2016. - С. 186 - 191.

54. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.

55.Давидсон А.Б. Муза странствий Николая Гумилева. - М.: Наука, 1992. 320 с.

56.Давидсон А.Б. Николай Гумилев в Абиссинии // Новая новейшая история, № 6, 2001. // http://vivovoco.astronet.ru/VV/J0URNAL/NEWHIST/01_06/GUMMY.HT М

57.Дедова Л.М. Скандинавия в лирике Н.С. Гумилева // Вестник Московского Государственного Областного Университета. - Серия Филология. - 2011. - № 5. - С. 131 - 133.

58.Дерина Н.В. Художественное мировоздание Н. Гумилева и романтическая идея. - Дисс. ... к.ф.н. - Магнитогорск, 2009. - 185 с.

59.Дмитриева Ю.Ю., Паздников П.В. Отзвуки пифагорейского учения в теории поэтики и в художественной практике позднего Гумилева // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Выпуск 2017. М: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017. - С.237 - 245.

60.Жернакова Е.С. Концепт как предмет изучения современных гуманитарных дисциплин: методы и перспективы исследований // Актуальные вопросы внешней и внутренней лингвистики. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - С. 5 - 23.

61. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. - С. 364-404.

62.Заяц С.М. Романтический мир Н.С. Гумилева // Электронный ресурс

ШрБ: /А№^^рго7а. га/2014/03/21/1357 бЗ.Зобнин Ю.В. «Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилева (к проблеме дешифровки идейно-философского содержания текста) // Электронный ресурс : //gumilev.ru/about/43/ 64.Зобнин Ю.В. Николай Гумилев - поэт православия // Электронный

ресурс: https://gumilev.ru/about/57/ 65.Зобнин Ю.В. Николай Гумилев // Электронный ресурс

https://www.litres.ru/uriy-zobnin/nikolay-gumilev-2/chitat-onlayn/page-6/ 66.Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Гумилева) //

Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/89/ 67.Золотухина Н. Поэтика новелл Н.С. Гумилева 1907 - 1909 годов //

Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/130/ 68.Иванова Н.М. Религиозная лексика в лирике Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - Тверь, 2008. - 189 с.

69.Ивашина Е.С. О специфике жанра "путешествия" в русской литературе первой трети XIX века // Вестник МГУ. Сер. IX. Филология. 1979. № 3. - С. 3 - 16.

70.Ичин К. Межтекстовой синтез в «Заблудившемся трамвае» Гумилева // Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 года // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/27/

71.Йованович М. Николай Гумилев и масонское учение // Материалы научной конференции 17-19 сентября 1991 года // Электронный ресурс https://gиmilev.ru/aboиt/21/

72.Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С. Гумилева 1900 - 1910 гг. - Дисс. ... к.ф.н. - Омск, 1999. - 183 с.

73.Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. - М.: Макс пресс, 2001. - 183 с.

74.Кихней Л.Г. К концепции времени в акмеизме // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - вып. 9. - Симферополь, 2011. - С. 193 - 205.

75.Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма. - М.: Азбуковник, 2017. - 608 с.

76.Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 1. - С. 129 - 138.

77.Климент, митрополит Калужский и Боровский Адам покаялся, но почему не был возвращен в рай? // Вечерняя Москва, 6 ноября 2015 г. // Электронный ресурс https://vm.rU/news/2015/11/06/adam-pokayalsya-no-pochemи-ne-bil-vozvrashchen-v-raj-302236.html

78.Климчукова В. Христианские истоки поэтических образов Н. С. Гумилева в сборнике «Колчан» // Дружба-3: Слово и образ в художественной литературе: Третий совмест. сб. науч. ст. фак. рус. филологии Моск. гос. обл. ун-та и каф. русистики и лингводидактики пед. фак. Карлова ун-та в Праге / [Ред.-сост.: Л.Ф.Алексеева, Р.Гржибкова]. // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/47/

79.Ковалева Н. И. Литературные путешествия как жанр в русской литературе XVIII века // Проблемы литературных жанров: мат-лы науч. конф. Томск, 1975. - С. 26 - 28.

80.Кодзасов С.В. Исследования в области русской просодии. - М.: Языки славянских культур,2009. - 496 с.

81.Козлова Л.А. Концепт личного пространства и способы его языковой представленности // Электронный ресурс: алтгпу.рф/Journal/vestbspu/2001/gumanit/PDF/kozlova.pdf

82.Колоколова О. Христианские мотивы в «военных» стихах сборника Н. С. Гумилева «Колчан» // Проблемы исторической поэтики. Выпуск № 11 / 2013 // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/274/

83.Котова А.Г. Прагмасемантические аспекты идиостиля Н. С. Гумилева: На материале поэтических произведений. - Дисс. ... к.ф.н. - Волгоград, 2000. - 211 с.

84.Кроль Ю. Л. Об одном необычном трамвайном маршруте («Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилева) // Русская литература. 1990. № 1. С. 208-218.

85.Кудасова В. Пьеса Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» в культурной парадигме Серебряного века // Электронный ресурс https: //gumilev.rU/about/3 8/

86.Кузмин М. Рецензия на книгу Н. Гумилев «Чужое небо» // «Аполлон». 1912. №2. С. 73-74. // Цит. по Электронный ресурс https: //gumilev.ru/criticism/3 8/

87.Кулагина А.А. Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике и драматургии Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2012. - 175 с.

88. Куликова Е. Ю. Акмеизм vs символизм: пространство, вещь, лирическая динамика // ФИЛОLOGOS. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - № 11. - С. 56 - 63.

89. Куликова Е.Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилева: Поэзия. Проза. Переводы. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2015. - 272 с.

90. Куликова Е. Ю. К вопросу о динамике мотива и лирического сюжета в поэзии акмеистов: особенности поэтических «травелогов» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». - Вып. 4(2). - 2011. - С. 90 - 93.

91.Куликова Е. Ю. О динамическом лейтмотиве прогулки в лирике акмеистов // Сибирский филологический журнал. - Барнаул - Иркутск

- Кемерово - Новосибирск - Томск, 2011. - № 4. - С. 122 - 125.

92. Куликова Е. Ю. О пространственной динамике в лирике акмеистов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.

- Сургут, 2011. - № 3 (14). - С. 189-193.

93.Куликова Е.Ю. Пространство и его динамический аспект в лирике акмеистов. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011. - 530 с.

94. Куликова Е. Ю. Художественная динамика и лейтмотив путешествия в лирике акмеистов // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. «Филология. Искусствоведение». - Вып. 61. - № 37 (252). - 2011. - С. 57 - 61.

95.Курилович Е. Очерки по лингвистике. - Биробиджан: АСТ, 2000. - 109 с.

96.Лакофф Дж. Джонсон Г. Метафоры, которыми мы живем. - пер. А.В. Амьянов. - М.: АСТ, 2001. - 256 с.

97.Лапинская И. Первый сонет Николая Гумилева // Электронный ресурс: https: //gumilev.ru/about/220/

98.Левин Ю.И. Структура русской метафоры // Труды по знаковым системам, вып. II. - Тарту. 1965. - С. 56 - 73.

99.Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature, 1974, № 7-8. - С. 47 - 82.

100. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. Межвуз. сб. Калининград, 1976. - Вып. 3. - С. 5 - 18.

101. Лекманов О.А. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Электронный ресурс https: //gumilev.ru/acmeism/2/

102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975. - 304 с.

103. Лингвистический Энциклопедический Словарь (ред. В.Н. Ярцева) - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.

104. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук. Серия Литературы и языка. - 1993. - Т. 52. - № I.

105. Лукницкий П. Н. О Гумилеве: Из дневников // Лит. обозрение. 1989. - № 6. - С. 88.

106. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра. // Филология и культура, 2014, № 3. - С. 254 - 259.

107. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. - Ленинград: Советский писатель, 1975. - 528 с.

108. Малых В.С. Проблема границ личности в стихотворении Н. С. Гумилева «Память»: внутрисистемный горизонт понимания // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/254/

109. Малых В.С. Духовная эволюция как тема в творчестве Н.С. Гумилева. - Дисс.....к.ф.н. - Ижевск, 2013. - 203 с.

110. Мамуркина О. В. Травелог в русской литературной традиции: стратегия текстопорождения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (27). Ч. 2. - С. 110 - 113.

111. Меркель Е.В. Миромоделирующие образы и мотивы в поэтике акмеизма: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2015. - 348 с.

112. Мелешко Т. А. Художественная концепция игры в поэзии Н. Гумилева: «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан». - Дисс. ... к.ф.н. - Вологда, 1998. - 209 с.

113. Мифология. Энциклопедия. - ред. Е. Мелетинский. - М.: Дрофа, 2008. - 889 с.

114. Михайлов В. А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях писателей XVIII-XIX веков: дисс. ... к. филол. н. -Волгоград, 1999. - 199 с.

115. Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. // Электронный ресурс http://az.lib.ru/m/morozow_n_a/text_0050.shtml

116. Мочульский К.В. Поэтика Гумилева // Звено. 18 июня. 1923. Цит. по: Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - М.: Современник, 1990.

117. Мухина Н.М. Репрезентация идеи красоты в поэзии Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. - Дисс. . к.ф.н. - Екатеринбург, 2000. -214 с.

118. Налегач Н. Поэтический миф о судьбе России в книге стихов Н. Гумилева «Костер» // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/40/

119. Недошивин В.М. Исправитель природы // Story. — 2009. — № 2. — С. 94 - 109.

120. Немировский А.И. К идентификации героини «Пятистопных ямбов» // Электронный ресурс https: //wyradhe.livej ournal .com/61426. html

121. Неправда о лилиях // Электронный ресурс http://bookflowers.ru/vashi-stati/763-nepravda-o-lilijah.html

122. Николай Гумилев в Африке // Электронный ресурс https://diletant.media/excursions/37948829/

123. Огни Святого Эльма // Электронный ресурс http://istina.rin.ru/cgi-bin/print. pl ?id= 1172&sait=2

124. Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева. - Автореферат дисс. ... к.ф.н. - Владивосток, 2003. - 24 с.

125. Паздников П.В. Мифопоэтические аспекты стихотворения Н.С. Гумилева «У цыган» // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/15/

126. Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С.Гумилева // Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1997. - 23 с.

127. Полиевская А.С. Экзотический топос в творчестве Н.С. Гумилева. - Дисс. к.ф.н. - М., 2006. - 187 с.

128. Полтаробатько Е.Д. Категория телесности в акмеистическом дискурсе. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2009. - 189 с.

129. Полушин В.Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта // Электронный ресурс https://biography.wikireading.ru/136736

130. Пономарев Е.Р. Типология советского путешествия. «Путешествие на Запад» в русской литературе 1920-х - 1930-х гг. -Дисс. ... д.ф.н. - СПб, 2014. // Электронный ресурс http: //www.studfiles. ru/preview/5866275

131. Попова З.Д. Концептуальная природа абстрактных понятий // Электронный ресурс: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/hyman/2003/01/popova.pdf

132. Потапов В. Притча о минах // Электронный ресурс https://stjohndc.org/ru/o-pravoslavii/evangelskie-pritchi/pritcha-o-minah

133. Прокофьева М.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского Государственного Университета, № 11, 2005. - С. 87 - 94.

134. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 204 с.

135. Радь Э.А. Межтекстовый диалог в поэме Н.С. Гумилева «Блудный сын» // Грамота, 2014, № 3. - С. 144 - 146.

136. Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - Нерюнгри, 2013. - 176 с.

137. Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. -Автореферат дисс. ... д.ф.н. - М., 2008. - 38 с.

138. Раскина Е.Ю. Куда ведет «путь конквистадоров»? // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/115/

139. Ревво Ю.А. Метафорические концепты «Путь», «Дорога» и «Странствие» в публицистике и прозе П.А. Сорокина и Б.К. Зайцева. -Дисс. ... к.ф.н. - М.: РУДН, 2017. - 176 с.

140. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.

141. Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение. - № 1. -М., 1991. - С. 37 - 40.

142. Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травелога // Дискурс-Пи, 2013 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-vidov-i-zhanrov-traveloga

143. Садовской Б.А. Н. Гумилев. Чужое небо // Современник. 1912. №4. С. 364-366. // Цит. по Электронный ресурс https://gиmilev.ru/notes/50/

144. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. -Новосибирск, 1999. - 104 с.

145. Слободнюк С.Л. Николай Гумилев: модель мира // Электронный ресурс : //gumilev.ru/about/103/

146. Словарь иностранных слов русского языка. - М., 1865. // Электронный ресурс https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/26198/%D0%9F%D0%90%D0% А0%В0%А1%В0%ЛБ

147. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М : Academia., 2000. -128 c.

148. Смелова М. В. Роль христианства в картине мира Н. С. Гумилева // Ахматовские чтения. А. Ахматова, Н. Гумилев и русская поэзия начала XX века. Сб. научн. трудов. Тверь, 1995. С. 30-31.

149. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилева. - Тверь: изд-во Твер. ун-та, 2004. - 136 с.

150. Соколова Д.В. Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н.С. Гумилева. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2006. - 167 с.

151. Сорокина Е. Пассионарии и пассионарность в творчестве Н.С. Гумилева // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/165/

152. Спиваковский П. У входа. Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай» // Электронный ресурс https: //gumilev.ru/about/270/

153. Степанов Е.Е. Поэт на войне. Николай Гумилев. 1914 - 1918. -М.: Прогресс-Плеяда, 2014. - 848 с.

154. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: АСТ, 2001. - 824 с.

155. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 с.

156. Тадевосян Т.В. Мифологема героя в поэтическом творчестве Н.С. Гумилёва. - Дисс. ... к.ф.н. - М., 2008. - 203 с.

157. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей/ Отв. Ред. Н.В. Уфимцева, М.: Вече, 2000. - С. 24 - 32.

158. Тарасова Н. Н.С. Гумилев. Стихотворение «Память» как отражение жизни поэта // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/311/

159. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - С. 173 - 204.

160. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме // Russian Literature. Amsterdam, 1974. - № 7/8. - С. 23 - 46.

161. Тимошенко В. Зеленый луч над Волгой // Наука и жизнь, № 6, 2005. // Цит. по Электронный ресурс https: //www.nkj .ru/archive/articles/479/

162. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.

163. Топоров В.Н. Пространство и текст // Электронный ресурс http: //philologos.narod.ru/ling/topor_spacetext.htm

164. Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - С. 414

165. Туманова Т. Город, место, путешествие // Электронный ресурс http://ttumanova.ucoz.ru/publ/gorod_i_mesto/5-1-0-62

166. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 576 с.

167. Уилсон К. Оккультное. М.: Терра, 2001. - 528 с.

168. Уильямсон Д. Хирам Абифф: Человек // Электронный ресурс http://teurgia. org/index.php?option=com_content&view=article&id=65: 201 0-01- 12-05-05-40&catid=41:2010-01-14-19-08-40&Itemid=60

169. Улокина О. Тема Востока в творчестве Н.С. Гумилева // Электронный ресурс https://gumilev.ru/about/118/

170. Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М.: АСТ, 1995. -252 с.

171. Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и рече-мысле-языковой системы // Электронный ресурс: http: //www.psychol .ras .ru/boiko-school/texts/2004/ushakova_yazykovoe_sozn.pdf

172. Фокин П. Гумилев без глянца. - М.: Амфора, 2009. - 476 с.

173. Фролов И.Т. Введение в философию. - М.: Республика, 2003. // Цит. по Электронный ресурс https://fil.wikireading.ru/7759

174. Халайджиева Г. О постановке «Гондлы» // Электронный ресурс https://gumilev.ru/biography/165/

175. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. - Новосибирск: Наука, 1993. - 794 с.

176. Цветаева М. И. О Гумилеве // Гумилев Н. Собрание сочинений. Стихотворения. Поэмы. 1917—1921 / Сост., коммент. И. А. Панкеева. М., 2000. С. 397.

177. Черкасова И. П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления. - Армавир: АГПУ, 2005. -256 с.

178. Черненькова О.Б. Прошлое время в поэзии Н.С. Гумилева // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 9. - Филология. - 2003. №5. - С. 140-148.

179. Чистяков Г.П. Павсаний как исторический источник // Труды по античной истории. - М. - СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - С. 102 - 202.

180. Шанталина Ю.А. Речевая репрезентация мотива движения в поэзии Н.С. Гумилева: лингвокогнитивный аспект. - Дисс. ... к.ф.н. -Самара, 2007. - 252 с.

181. Шубинский В. И. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. — М.: АСТ, 2015. - 736 с.

182. Щибря О.Ю. Концептосфера художественного текста как уникальная когнитивная структура // Культурная жизнь Юга России, 2011, № 1 // Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptosfera-hudozhestvennogo-teksta-kak-unikalnaya-kognitivnaya-struktura

183. Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н. С. Гумилева «Костер». - Дисс. ... к.ф.н. - Самара, 2003. - 211 с.

184. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890 - 1907.

185. Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - С. 462 - 482.

186. Black M. Models and Metaphors (Studies in language and philosophy). - Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1962. - 534 р.

187. Kövecses Z. Emotion Concepts. - New York: Springer - Verlag, 1990. - 480 р.

188. Leech G.N. Semantics - Harmondsworth: Penguin, 1974. - 386 p.

189. MacCormac E.R. Metaphor and Myth in Science and Religion. -Durham (N.C.): Duke University Press, 1976. - 167 р.

190. Muij I. A Study of Metaphor. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 1976. - 196 р.

191. Polenz P. Das 19 Jahrhundert als sprachgeschichtliches Periodisierungsproblem//Voraussetzungen und Grundlagen der Gegenwartsprache/ der Gegenwartsprache//Herausgeber D/Cherubim, K. J. Mattheier. Berlin; NewJork, 1989.S 23. - 564 p.

192. Westphal B. Geocriticism: Real and Fictional Spaces / translated by T. Robert, Jr. Tally. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. - 192 p.

193. Wilson R. The Literary Travelogue: a Comparative Study with Special Relevance to Russian Literature from Fonvizin to Pushkin. - The Hague: Nijhoff, 1973. - 138 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.