Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Верхоломова, Елена Владимировна

  • Верхоломова, Елена Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Верхоломова, Елена Владимировна. Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Верхоломова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Присутствие лирического героя как циклообразующий фактор.

1.1 Типологические особенности лирического героя в циклах Н. Гумилева

1.2 Формы присутствия лирического героя в циклах.

А. Ахматовой и О. Мандельштама.

ГЛАВА II. «Жанровые формы» и ритмическая организация в циклах поэтов-акмеистов.

2.1 «Иллюзия» жанра в лирическом переживании поэтов-акмеистов.

2.1.1. Квази-жанровые структуры в циклах А. Ахматовой.

2.1.2. «Жанровые переживания» в лиршсе О. Мандельштама.

2.1.3. Лирическая баллада, канцона и «восточные» подражания как «жанровые образования» в лирическом цикле Н. Гумилева «Огненный столп».

2.2 Ритм и ритмические формы как средства циклообразования.

2.2.1 Членение книги (лирического цикла) на разделы (главы, части).

2.2.2 Метаобразы и лейтмотивы как основа ритмического рисунка.

2.2.3 Метрический и строфический ритмы книги стихов.

2.2.4 Стихотворно-ритмическая организация в лирическом цикле.

2.2.5 Синтаксический и строфический ритм.

2.2.6 Рифма как составляющая часть стихотворного ритма.

ГЛАВА III. Сюжетно — композиционные особенност и акмеистического цикла.

3.1 Заглавие как циклообразующий фактор.

3.2 Особенности пространственно-временной организации в лирических циклах акмеистов.

3.2.1 Концепция времени и пространства у О. Мандельштама.

3.2.2 Пространство и время в циклах А. Ахматовой.

3.2.3 Концепция времени и пространства в творчестве Н. Гумилева.

3.3 Композиция и макросюжеты в лирических циклах акмеистов.

3.3.1 Особенности композиции.

3.3.2 Макросюжеты в лирическом цикле.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам»

Проблема циклизации художественных произведений - одна из наиболее актуальных в современной истории литературы. Поэты первой трети XX века организуют отдельные поэтические произведения в циклы и «книги», создавая, таким образом, не просто сборники разрозненных стихотворений, а некую художественную целостность, которая воспринималась бы «на одном дыхании» и вводила читателя во внутренний мир автора.

В литературоведении долгое время не существовало четкого разграничения понятий стихотворного сборника и книги стихов. Зачастую одно понятие подменялось другим, несмотря на существенные различия. По справедливому утверждению И.Г. Минераловой, в издательском деле в истории литературы к слову «книга» как собранию произведений едва ли не со времен начала печатного дела появляется синоним «сборник»: сборник стихотворений, сборник песен, сборник сказок. «На рубеже XIX - XX веков к словам «книга» и «сборник» в издательском деле отношение было индифферентное, то есть слово «книга» легко заменяется словом «сборник» и, наоборот, в тех случаях, когда автор характеризует издание как книгу, издатель считает себя вправе в аннотации заменить слово «книга» на синонимичное «сборник», особенно применительно к стихам. Но для писателя слово «сборник», по всей видимости, обладает меньшей семантической глубиной и наполненностью, тогда как «книга», даже помимо воли автора, несет множество смыслов»1.

В настоящее время границы между этими понятиями можно считать установленными. Сборник предполагает совокупность отдельных поэтических текстов одного автора, не связанных между собой какими-либо постоянными признаками. Под книгой подразумевается художественное единство, где все элементы структуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принципы

1 Минерсиюва И.Г. Библия как книга книг и книга как художественно-семантическое целое // П-е Пасхальные чтения. Гуманитарная наука и православная культура. - М., 2004. -С. 6-7. построения такой книги могут быть самыми разными и зависят от авторской установки. Книга может состоять из отдельных стихотворений, стихотворных разделов, лирических поэм и различного их сочетания. В связи с этим возникает проблема соотношения книги стихов и ее составных частей, в частности - книги стихов и лирического цикла 2.

В центре изучения поэтической циклизации стоит сегодня проблема лирического цикла. Ей посвящено множество работ, где рассматриваются вопросы определения лирического цикла как литературной формы, его основных характеристик, генезиса, эволюции, классификации, внутренней структуры, соотношения с другими литературными формами. При всех спорных и нерешенных окончательно вопросах, имеющихся в данных исследованиях, обобщение их положительного опыта дает сегодня возможность выработать определенную теоретическую платформу, необходимую для изучения конкретного историко-литературного материала по проблеме литературной циклизации.

По мненшо О.Г. Егоровой, слово «цикл» в русской художественной о культуре появляется не ранее XIX века . С этим нельзя не согласиться. В литературоведение понятие цикла введено А.Н. Веселовским и становится общеупотребительным на рубеже XIX - XX веков. Этот период можно назвать «самопознанием» жанра. Авторы широко использовали предисловия, чтобы объяснить поставленные ими задачи.

Первые исследования лирического цикла отмечены в европейском и американском литературоведении. 1932 год ознаменован выходом статьи И. Мюллера «О принципах циклизации в лирике». Изучение лирического цикла в 30-х-40-х годах XX века также связано с именами зарубежных литературоведов: JI. Ланга, X. Мастэрда, Д. Слоуна .

Селгщкая З.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С. Клычков. Песни) // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1980. - С. 23.

3 Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половине XX века. Автореф. дисс. . докт. фил. наук. - Волгоград, 2004. - С. 4.

С 60-х годов XX века появляются отечественные теоретические работы, анализирующие цикл и с позиции формы, и как историко-литературное явление. Это направление представлено именами И.Л. Альми, Л.Я Гинзбург, М.Н. Дарвина, JI.K. Долгополова, О.Г. Золотаревой, А.С. Кушнера, JI.E. Ля-пиной, В.А. Сапогова, И.В. Фоменко. Возникла необходимость создания обобщающих исследований с классификацией, подробным анализом, вопросами становления и эволюции цикла в творчестве наиболее крупных поэтов и в рамках литературных школ. Важно отметить работы таких исследователей, как В.Э. Вацуро, A.M. Гаркави, А.С. Когана, Л.А. Ходанен.

Принципиальный интерес для нас представляет точка зрения И.В. Фоменко4, который, ссылаясь на наблюдение Л.Я. Гинзбург в связи с поэзией Блока5, рассматривает лирический цикл как особый жанр, обладающий эпичностью. Для нас это теоретическое положение важно применительно к лирическим циклам поэтов — акмеистов, поскольку программа акмеистов подразумевала сюжетность и эпичность лирики6.

Впервые о сюжете в лирическом цикле упомянул В.А. Сапогов . Говоря о конструктивном принципе, организующем художественное единство лирического цикла, М.Н. Дарвин, полемизируя с В.А. Сапоговым, отрицает ведущую роль лирического сюжета: «Дело в том, что в большинстве циклов, особенно так называемых вторичных (т.е. таких, которые составляются поэтами на основе стихотворений, написанных в разное время и по разному поводу), никакого сюжета, если все-таки не слишком далеко отрываться от ос

Фомепко И.В. Поэтика лирического цикла: Дисс. . докт. фил. наук. — М., 1990. —

С. 46.

5 Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1974 - С. 34.

6 Н. Гумилев в статье «Читатель» писал: «Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. <.>. И повсюду проза следовала за ней, утверждая, что между ними, собственно, нет разницы, подобно бедняку, преследующему своей дружбой богатого родственника.» (Гумилев Н.С. Стихотворения. Поэмы. Проза. - М., 2000. - С. 549).

Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. Тезисы докладов IX научно-теоретической и методической конференции, организуемой кафедрой русской литературы. -М., 1966. о новного значения этого слова, вообще не содержится» . В этом состоит принципиальное отличие цикла от лирической поэмы.

В конце 80-х и в 90-е годы цикловедение выходит на новый, качественно иной уровень. Появляются диссертационные работы Е.Н. Крадожен «Повтор в структуре поэтического цикла» (1989), JI.E Ляпиной «Циклизация в русской литературе XIX века» (1994), Г.Т. Петковой «Поэтика лирического цикла в творчестве М. Цветаевой» (1994), Я.О. Глембоцкой «Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века» (1999). В работе Я.О. Глембоцкой в числе других был проанализирован цикл А. Ахматовой, и на основе этого было выдвинуто предположение, что творческая рефлексия автора выступает как основание для циклизации, на котором строится лирический сюжет.

Важно отметить, что в этот период появляются работы с лингвистическим анализом лирического цикла: Л.Г. Акопян «Лирический цикл как тип текста» (1990), З.А. Ветошкиной «Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста» (2002).

Обратим внимание, что именно в 80- 90-е годы вектор изучения циклизации сдвинулся в сторону XX столетия, от собственно циклов к форме лирической книги, явившейся действенным фактором развития поэзии нового времени. Следует отметить работы Л.В. Спроге «Стихотворный том как факт циклообразования» (1985), О.А. Лекманова «Книга стихов как «большая форма» в русской поэтической культуре начала XX века. О. Мандельштам «Камень»(1995), Н.П. Уфимцевой «Лирическая книга М.И. Цветаевой «После России». Проблема художественной целостности»(1999). Для нас особенно важно, что именно на этом этапе предметом исследования многих работ становится лирическая книга акмеистов.

В 2000-х годах изучение циклизации активно продолжается. Появляются работы О.В. Мирошниковой «Анализ лирического цикла и книги сти

Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. - Новосибирск, 2001. - С. 25. хов» (2001), «Лирическая книга: архитектоника и поэтика» (2002), сборник статей по итогам научной конференции «Европейский лирический цикл. Исторические и сравнительное изучение», диссертации О.Г. Егоровой (2004), С.В. Галанинской (2004), О.Е. Баланчук (2005), Е.Ю. Афониной (2005), Е.С. Матвеевой (2005). На кафедре русской литературы и журналистики XX -XXI веков Московского педагогического государственного университета состоялись защиты диссертаций Т.Б. Кирюниной (2000), А.А. Воронцовой-Маралиной (2004), О.В. Сененко (2007).

История исследования акмеизма может быть четко поделена на два качественно отличных друг от друга периода — до появления термина «семантическая поэтика» и после его введения в филологический обиход учеными московско-тартуской семиотической школы. До выхода в свет ставшей уже классической статьи пяти авторов «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» проблематика исследований творчества акмеистов преимущественно определялась кругом идей, очерченной в статье В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм» (1916). С появлением термина «семантическая поэтика» в филологии состоялось как бы «второе рождение» акмеизма в его подлинном облике и значении. Р.Д. Тименчик в «Заметках об акмеизме» констатировал: «В предполагаемых читателю заметках не содержится дефиниции их заглавного предмета, хотя определение некоего круга явлений поэтики, которые корректно было бы соотносить с понятием «акмеизм» (имевшем уже в пору своего актуального бытования прочную традицию непонимания, недоумения и неприятия едва ли не всеми, кроме соучастников его внедрения)» 9. В «Книге об акмеизме» О. А. Лекманова (2000), создается некое компромиссное построение, в котором акмеизм предстает как «сумма трех концентрических окружностей», где внешний круг соответствует составу «Цеха поэтов», средний составляет каноническая «шестерка» акмеистов, а внутренний — «наиболее эзотерический» — включаются лишь

Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме I // Russian Literature. - 1974, №7/8. - С. 23.

Ахматова, Гумилев и Мандельштам10. В выборе материала для нашего исследования мы опираемся на эту концепцию.

Акмеизм в историческом развитии принципов его поэтики очевидным образом не совпадает с хронологическими границами акмеизма как течения в поэзии Серебряного века и изначально представляет собой не столько течение (или школу, или мировоззрение), сколько «потенциальную культурную парадигму», развертывание которой пришлось на весь XX век11. В связи с этим хронологические рамки нашего исследования являются шире термина «акмеистический период».

В истории изучения акмеизма оказались особенно продуктивны исследования отношений текста и внетекстовой реальности, механизмов культурной памяти и принципов цитации, форм презентации авторского образа в культуре. Вместе с тем лишь в последние годы было реализовано стремление к концептуальному осмыслению акмеизма в единстве его философских, эстетических и художественных посылок. Разумеется, не все пробелы в понимании этого художественного явления оказались заполнены, и самым существенным из них остается проблема акмеистического художественного видения. В исследованиях последних лет, посвященных акмеизму и, шире, русскому модернизму в целом, все чаще проводятся разнопорядковые параллели с феноменологическим учением, выросшие из первых апологетических по отношению к акмеизму статей В.М. Жирмунского, из фундаментальных трудов К.Ф. Тарановского, акмеизму были посвящены и во многом продолжают посвящаться работы M.JI. Гаспарова, Ю.И. Левина, Г.А. Левинтона, О. Роне-на, Д.М. Сегала, Р.Д. Тименчика, В.Н. Топорова. Они составили целое научное направление в современной филологии.

Нас интересует, прежде всего, проблема лирической циклизации применительно к творчеству акмеистов. В этой связи необходимо отметить монографию Л.Г. Кихней «Акмеизм. Миропонимание и поэтика» (2001). Иссле

10 Лекмаиов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск, 2000. - С. 14.

11 Пахарева Т.А. Опыт акмеизма (акмеистическая составляющая современной русской поэзии) - Киев, 2004. - С. 11 - 13. довательница ставит акцент на важности категорий «организма» и понимания мира как сложно организованной целостности в поэтике акмеистов ,2. Эти акмеистические постулаты акцентируют стремление акмеистов упорядочить и систематизировать не только мироустройство, но и свои собственные произведения. Отсюда следует идея целостности и системность, которой акмеисты стремились подчинить свое творчество, создавая, в частности, идейно и композиционно продуманные лирические циклы.

Важными представляются замечания Л.Г. Кихней о разных типах сюжетного повествования в поэзии акмеистов и формирования, в связи с этим,

1 ^ квази-повествовательных жанров . Смысл стихотворения, по мнению исследовательницы, зависит от широкого контекста, в который оно включено. В первую очередь, этим новым контекстом может быть цикл, в который входит стихотворение 14.

Последнее время отмечается большое количество филологических работ, посвященным различным аспектам исследования поэм А. Ахматовой. Возможно, всплеск интереса именно к поэмам объясняется тем, что долгое время многие поэмы А. Ахматовой были под запретом. Отдавая должное поэме как форме проявления циклизации в творчестве А. Ахматовой и других поэтов-акмеистов, отметим, что поэмы не являются предметом нашего исследования. Наше внимание сосредоточено именно на циклах, хотя грань между акмеистической поэмой и акмеистическим циклом очень тонкая.

Проблема лирической циклизации применительно к литературной школе акмеизма нам кажется недостаточно исследованной. Известные нам исследования О.А. Лекманова15, Я.О. Глембоцкой16, О.Н. Аминовой17, А.А.

Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. - М., 2001. - С. 26 - 27.

13 Там же. - С. 72.

14 Там же.-С. 88.

15 Лекмапов О.А. «Книга стихов как «большая форма» в русской поэтической культуре началаXX века. О. Мандельштам «Камень». Дисс. . канд. фил. наук. -М., 1995.

6 В диссертации Я.О. Глембоцкой «Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века» (1999) в числе других был проанализирован цикл А. Ахматовой, и на основе этого было выдвинуто предположение, что

1 я

Белобородовой посвящены исследованию закономерностей циклизации в творчестве отдельных акмеистов. Специальной работы обобщающего характера, систематизирующей способы циклизации в лирике акмеистов, пока не существует. Ощущается потребность в системном исследовании акмеистических принципов формирования лирического цикла.

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена попыткой уяснения общих закономерностей лирической циклизации в творчестве Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Целью диссертационного исследования является определение общих принципов циклизации в поэзии акмеистов, их преломления в индивидуальных стилях поэтов.

Цель исследования определяет следующие задачи:

1. Определить, какую функциональную нагрузку несет лирический герой в поэтическом цикле.

2. Проанализировать своеобразие «лирического переживания» поэзии акмеистов.

3. Определить, какую роль играют «квази-жанровые» (термин Л.Г. Кихней) объединения стихотворений в лирических циклах.

4. Выявить особенности сюжета, композиции и пространственно-временной организации в лирических циклах акмеистов.

Объектом исследования являются циклообразующие связи в лирических циклах и стихотворных книгах Н. Гумилева, А. Ахматовой и О. Мандельштама. Основанием для выбора авторов послужила концепция акмеизма О.А. Лекманова, согласно которой представителей акмеистической художетворческая рефлексия автора выступает как основание для циклизации, на котором строится лирический сюжет.

17 Амгшова О.Н. Поэтика лирического цикла А.Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. -Ульяновск, 1997.

18 Белобородова А.А. Книга стихов Николая Гумилева как художественное целое («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»). Дисс. .канд. фил. наук. — Екатеринбург, 2003. ственной школы можно схематично представить в виде трех концентрических окружностей с единым центром - Н. Гумилевым19. Мы учитываем, что скрепляющей основой идейно-художественного своеобразия лирики трех «центральных акмеистов» («внутренний круг») выбран постоянный поэтический диалог — семантически значимое цитирование друг друга, призванное, в частности, манифестировать верность общей судьбе. У А. Ахматовой и О. Мандельштама этот диалог построен на филологическом мироощущении, историзме и связанной с ним категории памяти, представлении о собственном творчестве как едином тексте. Эти положения, заявленные Н. Гумилевым, получили воплощение уже не столько в его творчестве, сколько у его ближайших соратников по школе.

Материалом для нашего исследования послужили лирические циклы и стихотворные книги Н. Гумилева «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «К синей звезде» (1917), «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатер» (1921), и «Огненный столп» (1921); книги стихов и лирические циклы А. Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Песенки» (1961), «Вереницы четверостиший» (1962), «Библейские стихи» (1962), «Северные элегии» (1964), «Тайны ремесла» (1965); лирические циклы и книги О. Мандельштама «Камень» (1913), «Tristia» (1922), «Армения» (1930), «Восьмистишия» (1933-1935) «Воронежские тетради» (1960). Отдельно анализируются входящие в эти стихотворные книги минициклы.

Нас интересуют, прежде всего, лирические циклы акмеистического периода (1900 - 1920 годов), лирические циклы постакмеистического периода рассматриваются нами в контекстном плане. Мы не привлекаем всех лирических циклов А. Ахматовой и О. Мандельштама, а обращаемся к наименее исследованным с точки зрения циклообразующих связей. Вне нашего внимания остаются поэмы, относящиеся к другой жанровой категории.

19 Лекмаиов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. - Томск, 2000. - С. 13 -14.

Основными методами нашего исследования являются структурно-типологический и историко-генетический.

Методологической базой нашего исследования стали научные труды M.JI. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Л.Г. Кихней, О.А. Лекманова, Ю.Б. Орлицкого, В.А. Сапогова, И.В. Фоменко, а также труды преподавателей кафедры русской литературы и журналистики XX - ХХЗ веков Московского педагогического государственного университета Л.В. Занковской, И.Г. Минераловой.

На основе наблюдений, проведенных в работах Я.О. Глембоцкой, Л.Г. Кихней, О.А. Лекманова возникает гипотеза об ориентации лирических циклов акмеистов на эпические произведения. В своем исследовании мы ставили задачу проверить эту гипотезу на практике. Мы опирались на методики жанрового анализа В.М. Жирмунского, Н.Д. Тамарченко, Б.В. Томашевского, а также на бахтинскую концепцию «памяти жанра». Анализ ритмических форм в лирических циклах акмеистов был проведен с использованием методики B.C. Баевского и с учетом стиховедческой теории М.Л. Гаспарова, Л.И. Тимофеева, Б.В. Томашевского. В анализе композиции и макросюжета лирических циклов мы опирались на методику В.А. Сапогова и И.В. Фоменко.

Научная новизна исследования определена обобщающим рассмотрением лирических циклов трех поэтов-акмеистов. Конкретные научные положения, выносимые на защиту:

1. Акмеисты отступали от лирических канонов, организуя лирические циклы с помощью макросюжета и геометрически выверенной композиции, чаще являющихся родовой приметой эпического творчества.

2. Присутствие лирического героя является важной циклообразующей связью.

3. Лирические циклы Н. Гумилева представляют собой сверхциклическое единство - книгу стихов. Циклические единства А. Ахматовой представляют собой несколько книг стихов, в каждой из которых выделяются свои минициклы20.

4. Стихотворения акмеистов часто объединяет имитация жанра, что приводит к формированию «квази-жанров» (термин Л.Г. Кихней) в лирическом цикле. Стихотворный ритм во всех его проявлениях (членение лирического цикла на разделы; метаобразы и лейтмотивы; стихотворная рифма; синтаксический, метрический и строфический ритмы) становится своеобразной «сеткой», каркасом, собирающим и удерживающим лирическую книгу как на микро-, так и на макро-уровнях

Теоретическая значимость работы определяется выявлением основных циклообразующих связей, характерных для лирических циклов акмеистов. Использованные методики и обнаруженные закономерности могут быть учтены при изучении иного художественного материала.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в качестве материала лекций, курсов по выбору и спецсеминаров, при разработке учебных и учебно-методических пособий, посвященных литературе первой половины XX века.

Апробация результатов работы осуществлялась на ежегодных международных научных конференциях «Шешуковские чтения» (М., МИГУ 2003, 2004, 2005, 2007, 2008), на Второй и Четвертой всероссийских конференциях «Филологическая наука в XX веке: взгляд молодых; на ежегодных международных конференциях «Мировая словесность для детей и о детях» (М., МПГУ, 2008), «Гумилевские чтения» (СПб., ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), 2006.), «Поэтика заглавия» (М., РГГУ, 2007); на Третьем

20 Под минициклом (микроциклом) мы понимаем циклические единства второго порядка, состоящие из двух или трех стихотворений. Этот термин прокомментирован в следующих работах: Фоменко КВ. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984. — С. 23; Яннцкий JI.C. Стихотворный цикл: динамика художественной формы. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Новосибирск, 1998. — С. 8; Глембоцкая Я.О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Новосибирск, 1999. — С. 11.

Международном Гумилевском поэтическом фестивале «Коктебельская весна - 2008». Результаты исследования отражены в четырнадцати публикациях, среди них публикации в журналах «Русская речь» (издание, рекомендованное Высшей аттестационной комиссией), «Современные гуманитарные исследования» и «Вопросы филологических наук».

Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Диссертация включает Введение, три главы, Заключение, Приложение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Верхоломова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лирические циклы акмеистов строятся по общим законам циклизации, а стихотворения объединяются при помощи циклообразующих связей. Основную функцию выполняет присутствие лирического героя, который является единым как для всего лирического цикла, так и для сверхциклического образования — книги стихов. В лирике начала XX века особенно наглядно выражено, что лирический герой является характером обобщенным, синтетически выражающим авторское восприятие. Стихотворение или отдельная строка важны для нас постольку, поскольку они раскрывают перед нами отдельную черту индивидуального стиля поэта, облика и характера его лирического героя. Герой, в свою очередь, требует большего простора для воплощения, нежели могло дать одно, отдельно взятое стихотворение. Благодаря этому стихотворения словно бы тянутся друг к другу, складываясь в сложные и объемные лирические единства.

Лирическое сознание поэта может, порождать определенные «жанровые ожидания». Поэты-акмеисты через художественное слово выражали свои переживания по поводу событий современной и древней истории, не ставя перед собой цели возродить жанровые каноны. Как следствие, их циклы и книги имели общую объединяющую тему и единое для стихотворений переживание, не обладая при этом жанровой маркированностью. Циклы и книги акмеистов классифицируются по доминирующему лирическому переживаншо, которое рождает своеобразное «ощущение жанра» и «квази-жанровые» формы.

Стихотворения лирических книг А. Ахматовой «Вечер» и «Четки» скрепляются квази-повествовательными стихотворениями, имитирующими новеллу, балладу, литературную сказку. Сами лирические циклы, в таком случае, уподобляются жанрам романа и любовной повести . Отдельные

Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика // Вестник литературы. — 1921, № 6 — 7. — С. 8. минициклы А. Ахматовой могут скрепляться стихотворениями, которые ориентируются на лирические, прежде всего, фольклорные жанры. Характерным примером может послужить цикл «Песенки».

Стихотворное творчество О. Мандельштама можно в целом отнести к лирическим жанрам, однако лирика поэта пронизана элементами эпоса, в особенности античного. О. Мандельштам «пропускает через себя» события античной истории, воплощая свои переживания в циклы. Античный, в первую очередь древнегреческий, эпос является связующей основой книги О. Мандельштама «Tristia», проявляясь, помимо основной темы стихотворений, в сравнении, метафоре или эпитете.

Интерес к лирическому герою-страннику порождает у акмеистов циклы-путешествия, которые ориентируются на жанр паломничества и путевого очерка. К этой категории относятся циклы Н. Гумилева «Шатер» и О. Мандельштама «Путешествие в Армению».

Лирические циклы акмеистов могут расширяться до более сложных и многоуровневых циклических единств. Характерным примером может послужить книга стихов Н. Гумилева «Огненный столп». В этой книге выделяются квази-жанровые группы стихотворений, такие как лирические баллады, канцоны и «восточные» подражания. Канцоны у Н. Гумилева стремятся к моножанровому циклическому объединению. Несмотря на то, что они «разбросаны» по разным циклам, мы видим в них одинаковую квази-жанровую модель «любовной песни». Не придерживаясь классических канонов, Н. Гумилев сознательно закреплял за квази-жанром определенную форму и содержательную наполненность, что в совокупности приводило к появлению моножанровых циклообразных форм.

Жанровым признаком может выступать и форма организации стихотворной структуры произведения. Исходя из этого, в качестве лирических циклов, объединенных единым «жанровым переживанием» мы выделяем

Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (Целостность и эволюция) // Вопросы литературы. - М., 1997, № 5.

Восьмистишия» О. Мандельштама и «Вереницы четверостиший» А. Ахматовой.

Акмеистический лирический цикл обладает выверенной ритмической организацией, которая проявляется как на содержательном, так и на формальном уровне. По словам Ю.М. Лотмана, ритм становится знаком определенной традиции232. Стихотворения в цикле могут объединяться единым стихотворным размером, закономерным чередованием стихотворений как ритмических блоков, ритмический рисунок цикла могут создавать повторяющиеся метаобразы и лейтмотивы, схема рифмовки, строфическое единообразие в цикле, а также авторский тип строфы (например, ахматовская строфа).

Стремление поэтов-акмеистов к большой эпической форме порождает необходимость сюжетных элементов. Сюжет в лирическом цикле существует в виде сюжетных ситуаций, возникших из столкновения образов чувства, воплощенных в отдельных стихотворениях и создающих иллюзию сюжета, который, не обязательно охватывает и объединяет все стихотворения. Поэт-акмеист дает только основные «опорные точки», векторы для возможного развития сюжета, который является движением ассоциаций, формируемых текстом. Привычного событийного ряда в лирическом цикле нет. Но в контексте произведения формируется сюжетная ситуация, которая создает иллюзию событийности. Совокупность стихотворений, объединенная единым замыслом и заглавием, призвана породить смысловой эффект, общий для всех текстов.

Заглавие в лирическом цикле выполняет не только номинативную функцию. Повтор заглавных лексем в лирическом цикле создает своеобразную «дугу напряжения», способствующую интеграции текста. Таким образом, заглавные слова исполняют роль скреп, участвующих в тематическом развертывании текста.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Выпуск 1. Введение, теория стиха, Тарту, 1964 - С. 114.

Важную циклообразующую роль в поэзии акмеистов играет хронотоп. Пространственные формы несут основную смысловую нагрузку и выполняют связующую функцию в циклах и книгах О. Мандельштама, придают им структурность и «архитектурность». Использование перфектных и импер-фектных форм прошедшего времени в циклах и книгах О. Мандельштама несет смыслообразующую нагрузку. Художественное время А. Ахматовой претендует на соединение «сиюминутности» и вневременности. Художественное пространство поэтессы расширяется от ранних циклов к более поздним. В силу особенностей сложного поэтического мира А. Ахматовой мы не можем говорить о единстве хронотопа в ее лирических циклах и книгах, но очевидно, что сложные пространственно-временные концепции в каждом из рассмотренных циклов являются одним из важнейших связующих звеньев, обеспечивающих циклообразующее единство.

В поэзии Н. Гумилева, семантика пространства сводится к линейной схеме духовного пути. Формы временных категорий в поэзии Н. Гумилева позволяют говорить о новой концепции его творческого пути. Циклы «Колчан» и «Костер» воспринимаются как «точки настоящего» между условным прошлым (книги «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо») и условным будущим («Фарфоровый павильон», «Шатер» и «Огненный столп»).

Представители акмеистической литературной школы, в отличие от многих литературных предшественников, опирались на законы эпики, не в меньшей степени, чем лирики, в связи с чем строили свои поэтические книги по законам четкой «геометрической» композиции. В квази-жанровых циклах и книгах акмеистов, композиция может быть сведена к форме круга с единым центром — стихотворением, несущим наибольшую смысловую нагрузку. Схематическое изображение композиции книги стихов «Огненный столп» представляет собой правильный треугольник. Композиционный принцип построения лирических циклов может ориентироваться на логику истории («Северные элегии» А. Ахматовой) и логику перемещения в пространстве

Шатер» Н. Гумилева и «Путешествие в Армению» О. Мандельштама). Композиция акмеистических циклов также может строиться на основании объективных закономерностей действительности, таких как логика времени и логика пространства. Кроме того, композиция может строиться по аналогии с романным сюжетом, как в книгах А. Ахматовой «Вечер», «Четки» и «Белая стая». В ряде циклов может возникать сквозной макросюжет, придающий лирическому циклу дополнительный смысл.

Таким образом, мы можем подтвердить суждение академика П.Н. Са-кулина о «реальности» художественного стиля акмеистов233, которые ориентировались не столько на модернистские настроения эпохи, сколько на классическую прозу.

Поэты-акмеисты, эволюционируя в направлении неотрадиционализма, ставили перед собой цель - сохранить классические традиции в условиях дисгармоничного и разрушительного духа времени. Акмеисты совершили в своем роде подвиг, принеся себя в жертву, как в жизни, так и в поэтическом слове. Сопротивление распаду, разрушению и «облегченной картине мира» модернистов нашло, в частности, выражение и в циклизации лирических произведений. Акмеисты стремились построить свой художественный мир с опорой на классические традиции, и лирическая циклизация предоставляла им возможность создания наиболее полного и завершенного стихотворного единства.

Сакулин П.Н. Филология и культурология. — М., 1990. — С. 153.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Верхоломова, Елена Владимировна, 2009 год

1. Ахматова А.А. Избранная лирика. — Л., 1997.

2. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 6 тт. М., 2000 — 2002.

3. Городецкий С.М. Избранные произведения: в 2 тт. — М., 1987.

4. Гумилев Н.С. Неизданное и несобранное. Париж, 1986.

5. Гумилев Н.С. Неизданные стихи и письма. Paris, 1980.

6. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений в 10 тт. — М., 1998 —2008.

7. Записные книжки Анны Ахматовой (1958 1966). - М., 1996.

8. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания. М., 2001.

9. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4 томах. — М., 1997.

10. Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2 тт. — М., 1990.

11. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Проза. — М., 2002.1. Исследования:

12. Mustard Н.М. The lyric cycle in German literature. — New York, 1946

13. Sloane D.A. Aleksandr Bloc and the Dinamics of the Liric Cycle. -Columbus, Ohio, 1988.

14. Taranovsky K. Essays on Mandelstam. Harvard Slavic Studies,1976.

15. Tompson E. Some Structural Patterns in Poetry of Nikolaj Gumilev // Die Welt der Slaven. 1974/5.

16. Аброчнова E.A. «Религиозный» символизм Н.С. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. Нижний Новгород, 2006.

17. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверин-цев С. Поэты.-М., 1996.

18. Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста: (Типология и функционирование). -Ереван, 1990.

19. Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002.

20. Аминова О.Н. Поэтика лирического цикла А.Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. — Ульяновск, 1997.

21. Анализ художественного текста. Литературоведческие штудии — 1. Омск, 1998.

22. Антология акмеизма М., 1997.

23. Артюховская Н.И. Акмеизм и раннее творчество А. Ахматовой: (Поэт и течение). Автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 1982.

24. Асеев Н.Н. Зачем и кому нужна поэзия // Собр. соч. в 5 тт. Т.5 — М., 1964.

25. Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике XIX в. // Русская стихотворная «молитва» XIX в. Антология. — Томск, 2000.

26. Афонина Е.Ю. Поэтика авторского прозаического цикла. 2005. Дисс. .канд. фил. наук. Тверь, 2005.

27. Ахапкина Я.Э. Семантика времени в поэтическом тексте: на материале лирики А. Ахматовой и О. Мандельштама акмеистического периода творчества. — СПб., 2003.

28. Ахматовские чтения. Царственное слово. Вып.1 Тайны ремесла. Вып.2. -М.,1992.

29. Баевский B.C. О семантике заглавий ахматовских книг // Литература и фольклорная традиция: Сб. науч. трудов к 70-летию Д.Н. Медриша. — Волгоград, 1997.

30. Баевский B.C. Поэтика А.Ахматовой: Семантика образов // Проблемы развития советской литературы. История и современность. — Саратов, 1990.

31. Баланчук О.Е. Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельнико-ва-Печерского (на материале произведений 1840-1860 годов). Дисс. . канд. фил. наук. — М., 2005.

32. Баранов С.В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В.Ф. Ходасевича. Дисс. . канд. фил. наук. — Волгоград, 2000.

33. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. — СПб., 2000.

34. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

35. Безруков B.C. Синтаксические структуры и семантика заглавий (на материале газет) // Синтаксис современного русского языка. Тюмень, 1968. Вып. 6.

36. Белобородова А.А. Книга стихов Николая Гумилева как художественное целое («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»). Дисс. . канд. фил. наук. Екатеринбург, 2003.

37. Бельская Л.Л. О сюжетно-композиционном единстве лирического цикла (Персидские мотивы С. Есенина) // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

38. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

39. Бердоносова С.Ю. Николай Гумилев: теософический путь поэта. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. Сургут 2005.

40. Библейская энциклопедия. В 2 тт. — М., 1991.

41. Блисковский З.Д. Поиски названия // Вопросы литературы, 1962.

42. Бобрицких Л.Я. Эволюция балладных форм в поэзии Н. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. Воронеж, 2002.

43. Богомолов Н.А. Гумилев и оккультизм // Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М., 1999.

44. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. — М., 1981.

45. Бурдина С.В. Поэмы А. Ахматовой: роль вечных образов культуры в формировании жанра. Дисс. . докт. фил. наук. — М., 2003.

46. Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. — СПб.,1887.

47. Бушман И.Н. Поэтическое искусство Мандельштама. — Мюнхен,

48. Вайман С. Вокруг сюжета // Вопросы литературы. 1980. №2.

49. Вакуленко А.Г. Эволюция «страшной» баллады в творчестве русских поэтов-романтиков XIX — начала XX века: от В.А. Жуковского до Н.С. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. — М., 1996.

50. Вацуро В.Э. Лермонтов и Андре Шенье (К интерпретации одного стихотворения) // Михаил Лермонтов. 1814 — 1889. Норвичские симпозиумы. Т. III. Нортфилд. 1992.

51. Верник О.А. Поэзия Н.С. Гумилева в контексте литературы Серебряного века. Луганск, 2007.

52. Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Дисс. . канд. фил. наук —Тверь, 1998.

53. Ветошкина З.А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста. Дис. канд. фил. наук. — Краснодар, 2002.

54. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой: Стилистические наброски // Виноградов В.В. Избр. труды: Поэтика русской литературы. М., 1976.

55. Воронцова-Маралина А.А. Проза Сергея Довлатова: Поэтика цикла. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 2004.

56. Галанинская С.В. Способы ритмизации цикла И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе» и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX начала XX вв. Дисс. . канд. фил. наук. - М., 2004.

57. Гаркави A.M. Композиция стихотворных циклов Н.А. Некрасова // Жанр и композиция литературного произведения. — Калининград, 1980. -Вып.5.

58. Гаспаров М.Л. К анализу русской неточной рифмы // Russian poetics, L. Ang. 1983.

59. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. — М., 1984.

60. Гаспаров M.JI. Поэт и культура: три поэтики Осипа Мандельштама // Гаспаров M.JI. Избранные статьи. М.,1995.

61. Гаспаров M.JI. Русский стих начала XX века в комментариях. — М., 2001.

62. Гаспаров M.JI. Современный русский стих. М., 1974.

63. Герчук Ю. Художественная структура книги. — М., 1984.

64. Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л., 1974.

65. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л., 1979.

66. Гинзбург Л.Я. Поэтика О. Мандельштама // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1972, .№4.

67. Гиршман М.М. Изучение диалектики общего и индивидуального в стиле // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. — М., 1982.

68. Глембоцкая Я.О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века. Дисс. . канд. фил. наук. Новосибирск, 1999.

69. Глембоцкая Я.О., Дарвин М.Н. Стихи о стихах: цикл А. Ахматовой «Тайны ремесла» // Русская словесность. — 2001, JM°3.

70. Горнунг Л.В. Н.Гумилев «К синей звезде» // Чет и нечет. Альманах поэзии и критики. М., 1925.

71. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. — Л., 1974.

72. Грачева Д.С. От «тени» к «пальме»: проза Николая Гумилева. — Воронеж, 2008.

73. Грехнев В.А. Лирический сюжет в поэзии Пушкина // Болдин-ские чтения. — Горький, 1977.

74. Грибков А.Г. Метрика и строфика Н. Гумилева как художественно-выразительное единство. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 2005.

75. Григорьев А.Л. Акмеизм // История русской литературы. — Л., 1983. Т.4.

76. Грякалова Н.Ю Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература. — 1982, № 1.

77. Гумилевские чтения: материалы международной конференции филологов-славистов. — СПб., 1996.

78. Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (Целостность и эволюция) // Вопросы литературы. М., 1997, № 5.

79. Гутрина Л.Д. «Стихотворные гнезда» в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов (к проблеме становления нового типа поэтической образности). Дисс. . канд. фил. наук. Екатеринбург, 2004.

80. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Проблемы теории и истории. Красноярск, 1988.

81. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001.

82. Двинятина Т.М. Поэзия И.А. Бунина и акмеизм. Сопоставительный анализ поэтических систем. Дисс. . канд. фил. наук. СПб., 1999.

83. Делич И. Николай Гумилев // История русской литературы: XX век: Серебряный век / под ред. Жоржа Нива. М., 1995.

84. Демина А.С. Поэтическая философия творчества О.Э. Мандельштама. Дисс. . канд. фил. наук. — Нижний Новгород, 2006.

85. Десятов В.В. Фридрих Ницше в художественном и экзистенциальном мире Н. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. — Томск, 1995.

86. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. -М., 1979

87. Долгополов Л.К. От «лирического героя» к стихотворному сборнику // На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века. -Ленинград, 1977.

88. Донскова Ю.В. Искусство как объект авторской интенции в лирике О. Мандельштама. Дисс. . канд. фил. наук. — Астрахань, 2006.

89. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Часть V. — М.,1999.

90. Евса Т.А. Заглавие как первый знак системы целого текста // Системные характеристики лингвистических единиц разных уровней. — Куйбышев, 1986.

91. Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века. Автореф. дисс. . докт. фил. наук. — Волгоград, 2004.

92. Елоева JI.T. Метафора в творчестве Н. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. М., 1999.

93. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL, 1977.

94. Жирмунский В.М. Теория стиха. JL, 1975.

95. Зайцев Н.А. Поэтический мир А. Ахматовой: Строфа, пространство, время // Ахматовские чтения. Сборник научных работ. Тверь, 1991.

96. Занковская JI.B. «Большое видится на расстояньи.» С. Есенин, В.Маяковский, Б. Пастернак. М., 2005.

97. Занковская JI.B. Основы русского стихосложения. М., 2008.

98. Заславский П.Д. Ритм в стихе и самосознании Мандельштама 1905 -1925 годов. М., 2000.

99. Зобнин Ю.В. Жизнь Гумилёва. Л., 1991.

100. Зобнин Ю.В. Николай Гумилев поэт Православия. - СПб., 1999.

101. Золотарева О.Г. Проблема «несобранного стихотворного цикла 40-60-х годов XIX века. Автореферат дис. канд. фил. наук. Томск, 1982.

102. Зонина Л. Новый роман: вчера и сегодня // Вопросы литературы. -1974, №11.

103. Зорина Т.С. Поэзия Н.Гумилева и античность. Дисс. . канд. фил. наук. СПб., 2002.

104. Зябликова Н.Ю. Макрокосм времени поэтического текста: лингвистический аспект (на материале произведений Н. Гумилева). Дисс. . канд. фил. наук. Тамбов, 2003.

105. Иванов В.В. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева) // Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. II. Статьи о русской литературе. М., 2000.

106. Иванов В.В. Ахматова и категория времени // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. Тезисы конференции. — М., 1989.

107. Иванова Н. «Жертва географии: Русский писатель открывает (и закрывает) мир» // Дружба народов. 2003, № 8.

108. Ильинский О. Основные принципы поэзии Н. Гумилева // Записки русской академической группы в США. 1986, №19.

109. Искржицкая И.Ю. Ахматова и Чехов: черты нового психологизма // Ахматовские чтения. Бежецк, 1989.

110. Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла // Целос-ность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Тезисы докладов республиканской научной конференции (14-16 октября). Донецк, 1977.

111. Йейтс У .Б. Роза и башня. СПб., 1999.

112. Йованович M.JI. Гумилев и масонское учение // Н. Гумилев и русский Парнас. СПб., 1992.

113. Казанцева А.А. Анна Ахматова и Николай Гумилев. Диалог двух поэтов. СПб., 2004.

114. Капинос Е.В. Лирические сюжеты в стихах и прозе XX века // Е.Капинос, Е.Ю Куликова. — Новосибирск, 2006.

115. Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С, Гумилева 1900 1910 годов. Дисс. . канд. фил. наук. — Омск, 1999.

116. Карпенко С.М. Ассоциативная связь слов в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н.С.Гумилева). Дисс. . канд. фил. наук. — Томск, 2000.

117. Карпов А.С. История русской литературы XX века. Осип Мандельштам. Борис Пастернак, Марина Цветаева» — М., 1994.

118. Кирюнина Т.Б. Сюжет, деталь и способы символизации в лирическом цикле М. Цветаевой «Лебединый стан». Дисс. . канд. фил. наук. — М., 2000.

119. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М., 2001.

120. Кихней Л.Г. Осип Мандельштам: Бытие слова. М., 2000.

121. Климчукова В.Н. Лирическая поэзия Н.С. Гумилева: духовные основы, мифологические и фольклорные истоки. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 2007.

122. Клинг О.А. Своеобразие эпического в лирике А.А. Ахматовой // Филологические науки. 1989, № 6.

123. Коган А.С. Типы объединения лирических стихотворений. Дисс. . канд. фил. наук. Киев, 1988.

124. Кожина Н.А. Семантика и структура заголовка. — М., 1984.

125. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. — М., 1978.

126. Кожинов В.В. Об изучении художественной речи // Контест-1974.-М., 1975.

127. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. — М., 1964.

128. Колосова С.Н. «И воин, и всадник» (Николай Гумилев) М., Ярославль, 2004.

129. Колосова С.Н. Николай Гумилев — прозаик и поэт. Дисс. канд. фил. наук. М., 1998.

130. Комарова Г.С. Структура лирических циклов Н.П. Огарёва // Проблемы творчества Н.П. Огарёва. Саранск, 1980.

131. Концова Е.В. Своеобразие поэтического «Востока» в литературе Серебряного века: К. Бальмонт, Н. Гумилев, В. Хлебников. Дисс. канд. фил. наук Воронеж, 2003.

132. Копылова Н.И. О многозначности термина «сюжет» в современных работах о лирике (к историографии вопроса) // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж, 1981.

133. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972.

134. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой — М.,1998.

135. Костерина Е.Н. Художественный мифологизм творчества Мандельштама. Дисс. . канд. фил. наук. Владивосток, 2001.

136. Крадожен Е.Н. Повтор в структуре поэтического цикла. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 1989.

137. Крайнева Н.И. К творческой истории «Поэмы без героя» А.Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. — Великий Новгород, 2003.

138. Кралин М.М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» // Русская литература, 1989, № 3.

139. Кристаль С.Ю. Текстовое ассоциативное поле в поэтическом дискурсе акмеизма: на примере макрополя «творчество». Дисс. . канд. фил. наук. СПб., 2003.

140. Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова. Дисс. . канд. фил. наук. — Магнитогорск, 2005.

141. Кузнецов А.Ю. Проблема достоверности в лирике: лингвопоэти-ческий аспект (на материале поэзии О.Э.Мандельштама) М., 1997.

142. Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжето-строения в русской лирической поэзии XIX XX века. — Самара, 1999.

143. Кулик А.Г. Лирическая циклизация как особый тип текстопо-строения: на материале третьего тома «Лирической трилогии» А. Блока. Дисс. канд. фил. наук. Тверь, 2007.

144. Кушнер А.С. Книга стихов // Вопросы литературы. — 1975, №3.

145. Лебедева О. Критические отзывы современников Н. Гумилева об его основных поэтических сборниках: 1905 — 1920 годы. Дисс. . канд. фил. наук. М., 2006.

146. Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. Amsterdam. 1974, № 7/8.

147. Левинтон Г.А. Мандельштам и Гумилев: Предварительные заметки // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. — Воронеж, 1994.

148. Левитан Л.С. Сюжет и идея // Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Рига- Звайзгне, 1973.

149. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. — Рига,1990.

150. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения // Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Рига-Звайзгне, 1990.

151. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «Жанр»// Жанр и композиция литературного произведения. Вып. 3. — Калининград, 1976.

152. Лекманов О.А. История и поэтика акмеизма // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы. — СПб., 2002.

153. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск,2000.

154. Лекманов О.А. Книга стихов как «большая форма» в русской поэтической культуре начала XX века. О.Э. Мандельштам «Камень» 1913. Дисс. . канд. фил. наук. — М., 1995.

155. Лессинг Г.Э. Лакоон, или О границах живописи и поэзии. — М.,1957.

156. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

157. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. — Свердловск,1992.

158. Лосев А.Ф. Имя. Сочинения и переводы. СПб., 1997.

159. Лосев А.Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля // Контекст 1975. — М., 1977.

160. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Ч. 1. Раздел: Проблема поэтического сюжета. — СПб., 1996

161. Лотман М.Ю. Осип Мандельштам: поэтика воплощенного слова // Классицизм и модернизм. Сб. статей. Тарту, 1994.

162. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1. Тарту, 1964.

163. Ляпина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840 — 1860 годов. Дисс. . канд. фил. наук. Ленинград, 1977.

164. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840 — 1860 гг. Дисс. . докт. фил. наук. СПб., 1994.

165. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. — СПб.,1999.

166. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978.

167. Магомедова Д.М. О жанровом принципе циклизации «книги стихов» на рубеже XIX XX вв. // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучения. Материалы международной научной конференции.-М., 2003.

168. Макашева С.Ж. Поэзия и проза М.И. Цветаевой 1920 — 1930-х гг. Онтология. Концепция личности. — М., 2005.

169. Мандельштам О.Э. Слово и культура. — М., 1987.

170. Марченко А. Секрет шкатулки с двойным дном // Новый мир. — 2006, №12.

171. Матвеева Е.С. «Алкоголи» Гийома Аполинера как лирический цикл. Дисс. докт. фил. наук -М., 2005.

172. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы» Выпуски 1 и 2. — Новосибирск, 1996, 1998.

173. Медвидь М.В. Идея дома в творчестве О.Мандельштама. — Нижний Новгород, 2007.

174. Мескин В.А. Вневременное в поэзии Ф.Сологуба. // Историософия в русской литературе XX и XXI веков: традиции и новый взгляд. Материалы XI Шешуковские чтений. М., 2007.

175. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). — М., 1999.

176. Минералова И.Г. Библия как книга книг и книга как художественно-семантическое целое // П-е Пасхальные чтения. Гуманитарная наука и православная культура. — М., 2004.

177. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. — М., 2008.

178. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов. — Омск, 2001.

179. Мирошникова О.В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика. Омск, 2002.

180. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999

181. Можейко Г.Н. Ахматова-пушкинист: принципы прочтения текста. Дисс. канд. фил. наук. -М., 2006.

182. Мочульский К.В. Анна Ахматова. «Anno Domini» // Современные записки, Париж. 1922, № 10.

183. Мухина Н.М. Репрезентация красоты в поэзии Н. Гумилева и А. Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. Екатеринбург, 2000.

184. Небольсин С.А. Стилевые процессы и стилевые традиции // Теория литературных стилей. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М., 1978.

185. Невинская И.Н. «В то время я гостила на Земле.». — М., 1999.

186. Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Русская мысль. 1915, №7.

187. Николаев П.А. Ритмичность художественной речи и стихосложение // Курс лекций «Введение в литературоведение» — по материалам сайта http://www. nature.web.ru.

188. Никитин A.JI. Неизвестный Николай Гумилев. — М., 1996

189. Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. — СПб., 1994.

190. Николай Гумилев Pro et contra. — СПб., 1995.

191. Образцы изучения лирики. Ижевск, 1997.

192. Огнев В.Ф. Книга про стихи. Заметки, наблюдения, выводы. — М.,1963.

193. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. — М., 2002.

194. Оцуп Н.А. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. — СПб., 1995.

195. Павловский А. Н. Гумилев // Вопросы литературы. 1986, №10.

196. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. — М.,1991.

197. Паздников П.В. Репрезентация красоты в поэзии Н. Гумилева и А. Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. Екатеринбург, 2000.

198. Палий О.В. Структурно-семантическая организация поэтического макротекста в книге стихов О.Э. Мандельштама 1916-1920 гг. «Tristia». Дисс. . канд. фил. наук. — Воронеж, 2003.

199. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. — Минск, 1986.

200. Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 1997.

201. Панова Л.Г. Мир, пространство, время в поэзии Мандельштама. — М., 2002.

202. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама. // Известия АН, серия литературы и языка. — 1996, № 4.

203. Пахарева Т.А. «Но света источник таинственно скрыт». Мифология света в поэзии Анны Ахматовой // Вестник Донецкого университета. Серия Б. Гуманитарные науки. 2000, № 2.

204. Пахарева Т.А. Опыт акмеизма (акмеистическая составляющая современной русской поэзии) — Киев, 2004.

205. Пахарева Т.А. Художественная система А. Ахматовой. — Киев,1994.

206. Петкова Г.Т. Поэтика лирического цикла в творчестве М. Цветаевой. Дисс. . канд. фил. наук. — М., 1994.

207. Петров И.В. Акмеизм как художественная система (к постановке проблемы). Дисс. . канд. фил. наук. Екатеринбург, 1998.

208. Письма // Николай Степанович Гумилев. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 2000.

209. Подковальникова А.С. Литературно-эстетические взгляды Н.С. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. — Ростов-на-Дону, 2001.

210. Полиевская А.С. Экзотический топос в творчестве Н.С. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. М., 2006.

211. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976.

212. Поэтика заглавия художественного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. — Ульяновск, 1991.

213. Поэтика заглавия. Сборник научных трудов / под ред. А.Н. Андреевой, Г.В. Иванченко, Ю.Б. Орлицкого. М., 2005.

214. Радугин А.Л. Философия. Курс лекций М., 1995.

215. Раскина Е.Ю. Поэтическая география Н.С. Гумилева. М., 2006.

216. Рейнолдс Э. Смерть автора или смерть поэта? Интертекстуальность в стихотворении «Куда мне деться в этом январе?.» // «Отдай меня, Воронеж.»: Третьи международные Манделыптамовские чтения. — Воронеж, 1995.

217. Роговер Е.С. Поэты «серебряного века» и мировая культура. — СПб., 1999.

218. Ронен О. Лексический повтор, подтекст и смысл в поэтике Осипа Мандельштама // Slavic Poetics: Essays in Honor of Kiril Taranovsky. The Haige. Paris, 1973 №4.

219. Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение. — М., 1991. № 1.

220. Рослый А.С. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов: на материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. Дисс. . канд. фил. наук. — Ростов-на-Дону, 2005.

221. Рубине М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. — СПб, 2003.

222. Сакулин П.Н. Филология и культурология. — М.,1990.

223. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. Тезисы докладов IX научно-теоретической и методической конференции, организуемой кафедрой русской литературы. — М., 1966.

224. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. Сборник статей. Даугавпилс, 1980.

225. Светличная Е.А. Типы и функции повтора заглавных слов в текстах разных функциональных стилей. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. -Одесса, 1989.

226. Сегал Д. Осип Мандельштам: История и поэтика. — Jerusalem,1998.

227. Седакова О.А. Похвала поэзии // Седакова О.А. Стихи. — М.,1994.

228. Селицкая З.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С. Клычков. Песни) // Сюжет и художественная система. — Даугавпилс, 1980.

229. Семенко И.М. Ранние редакции и варианты цикла «Армения» // Поэтика позднего Мандельштама. От черновых редакций — к окончательному тексту. Издание 2-е, дополненное. — М., 1997.

230. Семчук Ю.О. Пространство и время в поэзии О. Мандельштама 1915-1921 гг. // О Мандельштаме. Даугавпилс, 1991.

231. Сененко О.В. «Темы и вариации» в контексте раннего творчества Б. Пастернака: поэтика лирического цикла и книги стихов. Дисс. . канд. фил. наук. М., 2008.

232. Серебряный век в России: Избранные страницы. — М., 1993.

233. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.

234. Сильман Т.И., Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.

235. Сквозников В.Д. Претворение метода в стиле лирических произведений // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. -М., 1982.

236. Слободнюк С.Л. «Дьяволы» Николая Гумилева // «Дьяволы» Серебряного века (древний гностицизм и русская литература 1890 — 1930 г.) — СПб., 1998.

237. Слонимский А.Л. «Белая стая» // Вестник Европы. — 1917, № 12.

238. Соколов А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения // Филологические науки. — 1962, №3.

239. Спиваковский П.И. «Индия духа» и Машенька. «Заблудившийся трамвай» Н.С. Гумилева как символистско-акмеистическое видение // Вопросы литературы. 1997, №5.

240. Спроге Л.В. Стихотворный том как факт циклообразования. — СПб., 1985.

241. Ставропольская И.В. Мотив двойничества в русской поэзии начала XX века: И. Анненский, А. Ахматовой. Дисс. . канд. фил. наук. — Иваново, 2002.

242. Станиславская С.А. Контраст как принцип организации поэтического текста: на материале ранней поэзии А. Ахматовой и Н. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. — Саратов, 2001.

243. Старыгина Н.Н. Проблемы циклизации в русской литературе 1850 1860 годов. - Йошкар-Ола, 1987.

244. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа // Известия АН. Серия литературы и языка. Т.39. 1980. №3.

245. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

246. Тадевосян Т.В. Мифологема героя в поэтическом творчестве Н. Гумилева. Дисс. . канд. фил. наук. -М., 2008.

247. Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. Проблема поэтики и жанра. М., 2007.

248. Темненко Г.М. «Лирический герой и миф о поэте (На материале ранней лирики Ахматовой)» // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. — Симферополь, 2005.

249. Тименчик Р.Д. Заметки об акмеизме (II) // Russian literature. — 1977, №5 (3).

250. Тименчик Р.Д. Русские писатели 1800 — 1917 гг. Биографический словарь. Т. 2.-М., 1992.

251. Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Ахматова и Кузмин // «Russian Literature». 1978, VI / 3

252. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1966.

253. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. — М.,1997.

254. Тимофеев Л.И. Стих и проза М., 1938.

255. Толстых Г.А. Прижизненные стихотворные сборники русских поэтов начала XX века. М., 1990.

256. Томашевский Б.В. Жанры Лирические // Теория литературы. Поэтика.-М., 1996(1999).

257. Топоров В.Н. О психофизиологическом компоненте поэзии Мандельштама // Топоров В.Н. Осип Мандельштам. Поэтика и текстология. — М., 1991.

258. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.

259. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. — М.,

260. Тюпа В.И. Градация текстовых ансамблей // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. М., 2003.

261. Урбан А. Образ Анны Ахматовой // Звезда. 1989, №6.

262. Уфимцева Н.П. Лирическая книга М.И. Цветаевой «После России» (1922-1925). -М., 1999.

263. Фатеева Н.А. О лингвопоэтическом и семиотическом статусе заглавий художественных произведений // Поэтика и стилистика. 1988 1990. -М., 1991.

264. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях М., 1993.

265. Флоренский П.А. Сочинения в 4 тт.- М., 2000.

266. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. — М., 1990

267. Фоменко И.В. Лирический цикл. Становление жанра. Поэтика. — Тверь, 1992.

268. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.

269. Фоменко И.В. О принципах циклической организации в лирике // Миропонимание и творчество романтиков. Межвузовский тематический сборник научных трудов — Калинин, 1986.

270. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: Дисс. . докт. фил. наук. М., 1990.

271. Фрейденберг О.Н. Поэтика сюжета и жанра. — М., 1997.

272. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 1999.

273. Харджиев Н. О рисунке А. Модильяни // День поэзии, 1967.

274. Харченко Н.П. О проблемах оглавления текстов // Вопросы филологии. 1997, № 5.

275. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. — М., 1991.

276. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: Межвузовский сборник научных трудов /под ред. М.Н.Дарвина. — Кемерово, 1994.

277. Ходанен JI.A. О природе художественной целостности «Русских ночей» В.Ф.Одоевского. — Кемерово, 1981.

278. Черных В.А. Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой // Серебряный век в России: Избранные страницы. М., 1993.

279. Черашняя Д.И. Этюды о Мандельштаме. Ижевск, 1992.

280. Черненькова О.Б. Мировые сюжеты в поэзии Н.С. Гумилева // Русская литература XX XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10—11 ноября 2004 года. - М., 2004.

281. Черных В.А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 3. Симферополь, 2005.

282. Чудинова Е.К. К вопросу об ориентализме Н. Гумилева // Филологические науки. -1988, №3.

283. Чуковский К.И. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. -1988, №1.

284. Шварцбанд С.Я. «Четвертая книга» стихотворений Н. Гумилева. — Papers from the Gumilev Centenary Symposium.

285. Шкловский Б.В. О теории прозы. — М., 1983.

286. Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой // А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов Работы по поэтике выразительности. Сборник статей. -М.,1996.

287. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пг., 1923.

288. Эйхенбаум Б.М. Из неопубликованного: О Мандельштаме. Об Ахматовой // День поэзии, 1967.

289. Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика // Вестник литературы № 6-7,1921.170

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.