Концепция "пролетарской культуры" в идейно-политическом наследии А. А. Богданова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат исторических наук Максименко, Елена Петровна

  • Максименко, Елена Петровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 209
Максименко, Елена Петровна. Концепция "пролетарской культуры" в идейно-политическом наследии А. А. Богданова: дис. кандидат исторических наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Москва. 1996. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Максименко, Елена Петровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. А.А.Богданов о роли "пролетарской культуры" в построении социалистического общества.

1. Основные характеристики социалистического общества.

2. Пролетарская культура как фактор формирования "нового человеческого типа".

ГЛАВА П. А.А.Богданов об основных направлениях и содержании культурного строительства.

1. Влияние А.А.Богданова на позиции Пролеткульта в области образования и воспитания рабочего класса.

2. Отношение А.А.Богданова к культурному наследию.

3. Отношения РКП(б) и Пролеткульта в начале

1920-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция "пролетарской культуры" в идейно-политическом наследии А. А. Богданова»

Актуальность диссертационного исследования, раскрывающего концепцию "пролетарской культуры" в идейно-политическом наследии Александра Александровича Богданова (Малиновского), обусловлена рядом обстоятельств.

Процессы, начавшиеся в нашем обществе в середине 80-х годов, позволили историкам шире взглянуть на историческое развитие страны, объективнее оценить как теорию, так и практику строительства социализма. История отечественной социалистической мысли достойна того, чтобы быть известной во всем своем многообразии и неординарности. Победа одного из марксистских направлений отнюдь не умаляет позитивного содержания других.

Сложно и противоречиво складывались представления марксистов о путях пролетарской революции, об основных чертах социалистического общества, его принципах и методах создания. В советский период бесспорной была точка зрения об оригинальном ленинском плане строительства социализма в СССР, обобщенная программа которого включала три направления: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Уже после смерти В.И.Ленина теория социалистической культурной революции начала целиком приписываться ему, как и сам термин. Однако задолго до того, как В.И.Ленин употребил выражение "культурная революция" в своей статье "О кооперации" (1923г.), А.А.Богданов говорил о необходимости "культурной революции в пролетариате. его внутренней социалистической революции"1. Если в ленинском плане построения социализма культурные преобразования занимали подчиненное место, уступая экономическим, то учение о пролетарской культуре являлось важнейшим элементом богдановской программы социализма, которую он называл "программой культуры"2. В теории А.А.Богданова, в его творчестве нашли отражение не только социально-классовые факторы общественного развития, но и социально-психологические, культурные. Под культурной революцией пролетариата Богданов подразумевал радикальный переворот в способах деятельности, образе жизни и сознании масс; по сути, основой социалистических преобразований А.А.Богданов считал создание нового менталитета, нового типа человеческой личности.

А.Богданов пытался внедрить в общественную жизнь новую, "пролетарскую", систему взглядов и идей, в которых осознавались бы и оценивались отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, в которых отражались бы цели социальной деятельности, направленной на закрепление и развитие истинно пролетарских общественных отношений. Иными словами, он разрабатывал систему революционной идеологии: она намечала программу действий, цели и методы ее осуществления. Она содержала целый набор новых позиций, ценностей, убеждений и пр., то есть должна была развить новую политическую культуру.

Политическая культура более переменчива, чем культура в целом. Однажды начав изменяться, она перестает служить поддержкой существующей политической системы и, в конце концов, может привести к революционным изменениям. Отстаивая точку зрения о необходимости формирования новых культурно-психологических основ будущего общества до завоевания власти пролетариатом, А.А.Богданов тем самым отстаивал мирный характер прогрессивных социальных преобразований, гарантом которого он и считал "программу культуры".

В настоящее время российское общество вновь столкнулось с проблемой поиска идеологических и культурных ориентиров. Уровень развития культуры, в том числе политической - показатель развития творческих сил и способностей личности, взаимоотношений членов общества, политической власти и общества. Всестороннее осмысление богдановской концепции культуры расширяет наши представления о возможных духовно-ценностных ориентациях общества.

Тема диссертационного исследования является составной частью обширной проблематики, посвященной вопросам социалистического строительства в СССР, в частности, теории культурной революцииЗ. Несмотря на определенные расхождения в понимании ее сущности и задач, периодизации, в целом исследователи не отходили от ленинского понимания феномена культурного строительства в России. Обширнейшая литература не дает цельного изложения и беспристрастного анализа альтернативного варианта - взглядов основного оппонента В.И.Ленина, большевиков по проблемам культуры - А.А.Богданова.

Между тем Александр Александрович Богданов (Малиновский) был одним из самых ярких представителей русской левой интеллигенции первой четверти XX века. Ученый и политик, А.А.Богданов главной целью своей жизни считал служение делу освобождения рабочего класса. Недюжинная энергия, огромный творческий потенциал этого человека были направлены на приближение его идеала - коллективистического строя, творцом которого способен стать, с точки зрения Богданова, лишь самый прогрессивный общественный класс - пролетариат .

Но действительность жестоко обошлась как с самим А.А.Богдановым, так и с его теоретическим наследием. До недавних пор за Богдановым признавалось лишь право на "реформистскую" теорию "пролетарской культуры" и на антипартийную деятельность в одноименной организации. Вся его многогранная культурная теория излагалась в выхолощенном, лишенном живой ткани виде антиленинского сепаратистского учения, хотя в действительности она являлась сложным конгломератом вопросов социализма, науки и культуры - ос

- б новных тем всех трудов Александра Богданова.

А.А.Богданов родился 22 августа 187 3 года в семье народного учителя. Окончив с золотой медалью Тульскую гимназию, он поступил на естественное отделение Московского университета, откуда в 1894 году был исключен за активное участие в народовольческом Союзном Совете землячеств и выслан в Тулу. В ссылке он знакомится с рабочим- оружейником Иваном Савельевым, искавшим "интеллигента" для занятий в рабочих кружках. В 1899 году А.Богданов получает диплом медика после окончания Харьковского университете и опять становится политическим ссыльным: Калуга, затем Вологда. Четыре года в ссылке - это не только ежедневные многочасовые занятия самообразованием и научно-литературным трудом; это и переписка с В.И.Лениным и редакцией газеты "Искра", которой он занимался в качестве секретаря вологодской группы социал-демократов. Осенью 1903 года, когда партия переживала тяжелый кризис, А.А.Богданов примкнул к большевикам. Летом 1904 года, приехав из России в Женеву, он становится ближайшим соратником В.И.Ленина в борьбе с меньшевиками- "новоискровцами" и вносит весомый вклад в организацию Ш съезда РСДРП, на котором избирается в состав ЦК партии.

Уже тогда некоторые философские взгляды А.Богданова, его попытки развития марксистской философии вызывали тревогу у В.И.Ленина, однако они не мешали единству их политической позиции. Впоследствии В.И.Ленин подчеркивал: "Летом и осенью 1904г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки, и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который просуществовал все время революции и дал нам возможность совместно провести в революцию ту тактику революционной социал-демократии /=болыневизма/, которая, по моему глубочайшему убеждению, была единственно правильной"4.

С началом первой русской революции А.А.Богданов активно включился в партийную деятельность: работал в редакции большевистской газеты "Новая жизнь", был представителем ЦК партии в Исполкоме Петербургского Совета рабочих депутатов, руководил /вместе с Л.Красиным/ большевистской военно-технической группой, являлся автором многих прокламаций и летучих листков ЦК РСДРП. В декабре был арестован и до мая 1906 года просидел в "Крестах".

После поражения революции между В.И.Лениным и А.А.Богдановым возникли разногласия по тактическим вопросам, усугубленные несхожестью философских позиций. В результате раскола по вопросу об участии в выборах в Ш Государственную думу А.Богданов, выступивший против участия в выборах, возглавил группу "левых большевиков". Исключение в 1909 году из фракции большевиков ознаменовало постепенный отход А.А.Богданова от активной политической деятельности. Он организует две школы для подготовки рабочих кадров, а также группу "идейных единомышленников" - "Вперед". Ни одно из начинаний в результате не оправдало полностью его ожиданий, и А.А.Богданов посвящает себя научной деятельности.

В годы первой мировой войны А.А.Богданов - фронтовой врач. Поддержку пролетариатом своих правительств, поворот к национализму и милитаризму он воспринял как глубокий кризис пролетарской идеологии, как очевидное доказательство несоответствия идейного уровня развития пролетариата тому, который необходим для решения задач социализма. Поэтому А.А.Богданов не принял курса большевиков на социалистическую революцию, считая ее явно преждевременной .

Октябрьскую революцию А.А.Богданов принял как свершившийся факт. Он сосредоточил свое внимание на двух основных направлениях - работе над повышением культурного уровня пролетариата и научной деятельности. Главным полигоном для реализации идей и программных установок А.Богданова становится Пролеткульт. А.А.Богданов входил в организацию в период ее наивысшего расцвета, во многом определял ее политику, способствующую росту популярности движения.

Окончание гражданской войны привлекло внимание компартии и В.И.Ленина к деятельности организации. Вновь оживают старые философские противоречия между В.И.Лениным и А.А.Богдановым. Ситуацию осложняют опасения Ленина о возможных политических уклонах, которые могли появиться на основе учения Богданова. Компартия лишает Пролеткульт независимости и ставит под действительный контроль государства.

Характерной особенностью немногочисленной литературы об Александре Александровиче Богданове становится давление на ее авторов оценок, данных Богданову В.И.Лениным еще в дореволюционной работе "Материализм и эмпириокритицизм". С тех пор А.А.Богданов фигурировал в литературе как "идейный противник", "ревизионист", "махист" и пр.

В 20-е годы в периодической печати постоянно появляются статьи антибогдановского характераБ. Однако, несмотря на "газетную", "литературно-политическую травлю" (данная характеристика принадлежит самому А.Богданову), репутация А.А.Богданова до его смерти оставалась высокой. В 1926 году А.В.Луначарский писал, что в философском диспуте между А.А.Богдановым и В.И.Лениным "далеко еще не все сказано, и еще не установлены настоящие границы ереси и правоверия"б. После трагической гибели ученого в 1928 году П.Н.Лепешинский отмечал, что у А.А.Богданова была "идейно-богатая жизнь", полная вечным стремлением к "живой красоте единения"7; М.Н.Покровский был уверен в том, что при рассмотрении периода 1905-1917 годов в исторической перспективе блеск деятельности

А.Богданова на культурном фронте станет всем очевидным8; Н.И.Бухарин в прощальном слове выразил уверенность, что история, несомненно, отберет все ценное, что было у А.А.Богданова, и отведет ему свое почетное место среди бойцов революции, науки и труда9.

Характерно, что многие идеи А.А.Богданова проникли в официальную идеологию через Н.И.Бухарина, который нередко ссылался на богдановские работы, собранные в сборнике "О пролетарской культуре" 10.

Тем не менее, основываясь на резкой ленинской критике пролеткультовского движения и его руководителя, советские исследователи все более усиливали акцент на негативной стороне творчества

A.А.Богданова. Наиболее показательной в этом плане является работа А.В.Щеглова, вышедшая в свет в 1937 году11. Автор уделяет внимание философским разногласиям между В.И.Лениным и А.А.Богдановым и именно ему принадлежит получивший широкое распространение тезис о богдановском "нигилизме". Данная точка зрения сохраняла свое приоритетное положение вплоть до недавних пор.

В 50-60 годы выходят отдельные статьи, написанные в основном философами и рассматривающие Пролеткульт под углом сугубо искусствоведческого подхода12. В них давался критический разбор эстетической теории Пролеткульта. Продолжалась традиция изучения пролеткультовских столкновений с коммунистической партией, где советской историографией выдвигался на первый план конфликт между

B.И.Лениным и А.А.Богдановым, вновь и вновь доказывалась "бесспорная" правота Ленина.

Значимый вклад в изучение деятельности Пролеткульта внес В.В.Горбунов. Обобщающим изложением его взглядов стала монография "В.И.Ленин и Пролеткульт"13, написанная после опубликования ряда статей на ту же тематику14. Монография опиралась на большой документальный материал архивов, периодической и мемуарной литературы. Целью своей автор ставил показ истории борьбы В.И.Ленина с пролеткультовскими "извращениями" марксистских принципов социалистического культурного строительства. Поэтому влияние А.А.Богданова на Пролеткульт по-прежнему оценивается как "вредное". В работе В.В.Горбунова пролеткультовская организация определена как сепаратистская, сектантская, нигилистическая и ревизионистская. Горбунов, оказавший большое влияние на характер дальнейшего изучения вопроса, представлял деятельность Пролеткульта как опасный вызов политической власти, коммунистической партии.

В 70-80-е годы негативный взгляд на Пролеткульт несколько смягчился. Ученые пытались изобразить некоторую часть участников этого массового движения как позитивную силу в культурной истории советского государства. Наиболее показательны в этом плане работы Л.А.Пинегиной15. Однако она настаивала, что деятельность Пролеткульта, заслуживающая положительной оценки, была вдохновлена идеями В.И.Ленина, а не теориями А.Богданова. Положительная оценка личности А.А.Богданова, а не его теорий, дана В.Акимовым16. Таким образом, принципиальный взгляд на теоретическое наследие и деятельность А.А.Богданова пересмотрен не был.

И тем не менее нельзя игнорировать работы 60-80-х годов, которые включили в научный оборот богатый фактический материал если не о самом А.А.Богданове, то о движении, во главе которого он стоял.

Поворотными годами в изучении богдановского теоретического наследия стали конец 80-х - начало 90-х. Институтом российской истории Академии наук совместно с рядом других крупных научных центров страны в апреле 1989 года была подготовлена и проведена международная конференция "А.А.Богданов (Малиновский) - революционер и мыслитель"17. Выбор темы определялся тем, что теоретическое наследие А.А.Богданова оставалось одной из самых малоизученных проблем в истории марксизма и партии большевиков, в истории общественной мысли начала XX века. В докладах, заслушанных на конференции, освещались вопросы социально-экономического, философского и культурного наследия А.А.Богданова. Конференция показала, что в России пробудился большой интерес к творчеству Богданова, различным вопросам его идейного наследия. Институтом была подготовлены выставка новых архивных документов об А.А.Богданове, в частности, его письма М.Горькому.

В 1991 году силами специалистов института был организован еще один международный "круглый стол", посвященный А.А.Богданову как теоретику, лидеру и организатору Пролеткульта. Российские исследователи посвятили свои выступления богдановской концепции пролетарской культуры как элемента пролетарской социальной теории, проблеме русской культуры с точки зрения тектологии, философскому наследию А.А.Богданова18.

В редакции журнала "Вестник Российской Академии наук" в 1994 году состоялся еще один "круглый стол": "Красный Гамлет. Опыт коллективного анализа творческого наследия Александра Богданова" 19.

Материалы международных конференций не были опубликованы отдельными изданиями. Однако их основные темы получили дальнейшее развитие в более поздних публикациях участников конференций, которые и составляют новейшую историографию идейного наследия А.А.Богданова. Ее вряд ли можно назвать объемной, но с полным основанием - содержательной. Публикации последних лет положили начало переосмыслению многих проблем и сложившихся концепций относительно теоретических изысканий Богданова. Однако, к сожалению, в этом процессе ведущая роль принадлежит отнюдь не историкам, а экономистам, философам, социологам, изучающим в основном различные аспекты главного труда А.А.Богданова - тектологии.

В ряду научных работ, вышедших в последнее время и частично ликвидирующих имеющийся пробел в изучении проблемы данного диссертационного исследования, следует назвать работы Г.Д.Гловели, посвященные, главным образом, научным исканиям А.Богданова20, поднимающие вопросы, связанные с различными аспектами тектологи-ии. Вслед за А.А.Богдановым Г.Д.Гловели подчеркивает, что всеобщая организационная наука была задумана именно как наука о строительстве социализма.

В противовес бытовавшим прежде взглядам Гловели утверждает, что Богданову все же удалось внести весомый вклад в марксизм, поскольку он увидел у К.Маркса "много элементов организационной точки зрения"; но если К.Маркс не искал всеобщих организационных закономерностей, не формулировал всеобщих системных понятий, то А.А.Богданов сделал это.

В то же время Г.Гловели отмечает особенность "левополушарно-го мышления" Богданова, которое накладывало отпечаток сухого рационализма на его исследование абсолютно всех областей человеческой деятельности: производственной, научной, художественной.

Плютто П.А. проведена значительная работа по выявлению и изучению разнообразного "архивного наследия" А.А.Богданова, документов о его жизни и деятельности. На основании архивных данных П.Плютто написан ряд статей, посвященных изучению социологического наследия А.А.Богданова; анализу его взаимоотношений с советской властью, при этом акцент сделан на критическом восприятии А.А.Богдановым политической практики большевиков21. Итогом исследовательской работы явилась кандидатская диссертация на тему "История и опыт реконструкции архива А.А.Богданова (1873-1928гг.)22.

В весьма примечательной статье М.Арапова2 3 дается характеристика утопических идей А.А.Богданова, выделяются моменты, характерные для взглядов левой, демократически настроенной интеллигенции, в том числе и Богданова.

А.И.Осадчая обращается к теоретическому обоснованию А.А.Богдановым идеологии как "нематериальной системы", ее роли в жизни общества, ее кризиса24. Автор отмечает, что Богданов был одним из немногих российских социал-демократов, имевших работы, специально посвященные теории идеологии. В марксизме этот вопрос оставался одним из наименее разработанных, и А.Богданов полагал, что именно здесь ему удалось внести наибольший вклад в развитие исторического материализма и доказать решающую организационную роль идеологии в создании нового общества.

Перу JI.M.Чижовой принадлежат статьи научно-популярного характера, в которых дается краткий обзор важнейших жизненных вех А.А.Богданова и основных его идей25.

Изучением различных аспектов наследия А.А.Богданова занимаются также Г.Д.Алексеева, В.Т.Ермаков, Н.Н.Моисеев, В.Н.Садовский и др.2 б

На Западе А.А.Богданов как политик и ученый получил признание в середине 60-х годов. Хотя работы зарубежных историков во многом отличались от советской школы историографии, тем не менее и они в основном были сосредоточены на конфликте между А.А.Богдановым и В.И.Лениным в области философии и партийной политики. В контексте анализа общих экономических условий и правомерности конкретных политических шагов правящей партии рассматривались и политические решения в области культурной политики, исследовалось отношение В.И.Ленина и РКП(б) к Пролеткульту и позициям А.А.Богданова в области культуры. В последнее время наметилась тенденция изучения трудов Богданова как теоретической основы иных путей русской революции и, соответственно, иного ее исхода. Наряду с термином "ленинизм" в западной историографии существует и термин "богдановизм".

Наиболее полно в англоязычной литературе философские, политические, эстетические взгляды А.А.Богданова отображены, вероятно, в монографии З.Сохор27, посвященной богдановско-ленинским разногласиям во взглядах на общество будущего. Излагая идеи А.А.Богданова и В.И.Ленина, автор на первый план выдвигает политическое, а не этическое противостояние богдановизма и ленинизма.

На русском языке опубликованы некоторые работы Дж.Биггарта2 8 (Великобритания). В контексте диссертационной работы интерес представляет попытка ученого определить степень влияния А.А.Богданова на советскую интеллектуальную жизнь 1920-х годов; в частности, анализ влияния идей А.А.Богданова на взгляды Н.И.Бухарина, а через последнего - их проникновение в официальную политическую идеологию.

Из многочисленной литературы, посвященной Пролеткульту, заслуживает внимания монография Л.Малли29, в которой организация исследуется как сложное общественное и культурное движение с множеством конфликтующих программ. Автор считает, что успех и падение Пролеткульта являлись как бы предтечей временного успеха и исторической обреченности государства, стремившегося изменить политические и экономические основы общества также, как Пролеткульт стремился основать новый культурный порядок.

Вышеназванные авторы участвовали в работе международного "круглого стола" в 1991 году, где выступали с различными докладами: о "Международном Пролеткульте"; о влиянии А.А.Богданова на стратегию Пролеткульта в области образования; о связи системы мышления А.Богданова с политикойЗО.

Таким образом, анализ новейшей исторической литературы позволяет сделать вывод, что проблема "пролетарской культуры" в интерпретации А.А.Богданова еще не стала предметом специального изучения.

Хронологические рамки исследования ввиду специфики темы определяются первой четвертью XX века. Именно в эти годы формировались взгляды А.А.Богданова на пролетарскую культуру, а также предпринимались попытки воплощения их в жизнь.

Цель диссертации состоит в раскрытии взглядов А.А.Богданова на роль культуры в социалистическом строительстве. Автором поставлены следующие конкретные задачи:

- проанализировать сформулированные А.А.Богдановым закономерности возникновения и формирования нового типа культуры - пролетарской, ее основных идеологических принципов и ценностных установок;

- выяснить соотношение теории "пролетарской культуры" с бог-дановским видением социализма;

- раскрыть влияние А.А.Богданова на культурную политику Пролеткульта, показать его непосредственное участие в деятельности организации;

- выявить внешние и внутренние факторы, определившие неуспех богдановской "программы культуры".

Источниковую базу диссертации составили следующие группы документов и материалов:

1 группа - труды А.А.Богданова - монографии, статьи, публичные лекции, художественные произведения. Теоретическое наследие А.А.Богданова обширно и многогранно. Его работы посвящены вопросам экономики, философии, истории, культуры, искусства, науковедения. Они написаны на основе огромного количества разнообразной литературы и содержат массу фактического материала.

В центре внимания автора диссертации находились фундаментальные труды А.А.Богданова, посвященные вопросам идеологии, общественного сознания, культуры, написанные за более чем двадцатилетний период.

В годы первой русской революции А.Богданов издает сборник статей "Новый мир"31, объединивший три работы - "Собирание человека", "Цели и нормы жизни" и "Проклятые вопросы философии", которые в 1904 году публиковались в московском журнале "Правда". Сам Богданов основной задачей книги ставил рассказ "о самых общих контурах нового жизненного типа", под которым он подразумевал социалистическое общество. Первая статья посвящена историческому "изменению типа человеческой личности"; статья вторая посвящена собственно изменению типа общественной системы, устранению элементов принуждения из отношений между людьми. Сборник "Новый мир" имел концептуальное значение, поскольку являлся первой серьезной попыткой А.А.Богданова исследовать компоненты, которые затем сложатся в его теорию "пролетарской культуры", хотя сам термин "культура" здесь пока не употребляется (содержание третьей статьи - изменение типа человеческого познания, освобождение его от фетишей - также отражает часть вопросов из теории А.А.Богданова).

Мечты об иной организации жизни А.А.Богданов воплотил в знаменитом романе-утопии "Красная звезда"32, впервые опубликованном в 1908 году, в фантастическом романе "Инженер Мэнни"33. Роман "Красная звезда" с интересом восприняли в большевистской среде, с особым восторгом читала его революционная молодежь.

Будучи членом группы "Вперед", А.Богданов пишет концептуальную статью "Социализм в настоящем" (1910г.), где впервые и появляется определение "пролетарская культура". Основная мысль статьи заключается в том, что важнейшим условием борбы за социализм является творческая работа пролетариата по созданию "элементов социализма" в своей среде - "выработка социалистической пролетарской культуры"34.

Дальнейшее развитие теория "пролетарской культуры" получила в работе "Культурные задачи нашего времени" (1911г.) Позднее А.А.Богданов указывал, что по соображениям цензуры книга не была названа "Культурные задачи пролетариата", но автор имел ввиду именно их. Во взглядах на особые культурные задачи пролетариата Богданов исходил из двух предпосылок: во-первых, в классовом обществе нет культурного единства, так как несходны и противоречивы тенденции культурного развития различных классов; культуры классов не просто сосуществуют, а противостоят друг другу; во-вторых, с точки зрения ее практической сущности духовная культура - это система социально-организующих форм, чем и объясняется различие культурно-классовых тенденцийЗБ. Соответственно, перед пролетариатом встает задача создания собственных классовых организующих форм, в связи с чем А.А.Богдановым выдвигаются лозунги Рабочей Энциклопедии, Рабочего Университета и пролетарского искусства.

У А.А.Богданова имеются работы, специально посвященные изучению идеологии, которую он приравнивал к духовной культуре в целом. Крупная работа Богданова "Падение великого фетишизма" имеет подзаголовок "Современный кризис идеологии"36. В ней исследуется возникновение и развитие различных идеологических форм, а также закономерная, с точки зрения А.А.Богданова, их гибель в результате начала общемирового установления эпохи пролетарской культуры.

Изложению своей точки зрения на развитие идеологий, главным образом, форм мышления, А.Богданов посвяшает и работу "Наука об общественном сознании". Как и "Культурные задачи нашего времени" "Наука." начинается определением духовной культуры как идеоло-гии37. А.А.Богданов рассматривает идеологию именно как общественную науку, имеющую собственные методы, в частности, индукцию и дедукцию. Причем в ряду всех наук идеологической он отводит высшее место.

В 1913 году выходит первая часть "Всеобщей организационной науки" ("Тектологии") - сочинения, являющегося итогом разносторонней деятельности А.А.Богданова38. Сам автор придавал организационной науке первостепенное значение. Он трижды издавал свой труд (причем частично на собственные средства), всякий раз перерабатывая и дополняя его. Последняя часть третьего издания была доработана его учениками и вышла уже после смерти А.А.Богданова. Кроме того, отдельным изданием были опубликованы "Очерки всеобщей организационной науки"39. Тектологию А.А.Богданов определил как "общее учение о формах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления"40. Тектология - воплощение богда-новского понимания принципов, характера и содержания развития нового общества. Разрабатывая ее, А.А.Богданов полагал, что дробление опыта и разделение в обществе могут быть преодолены, если человечество будет знать, как ему организоваться в единый мировой коллектив на основе научных принципов.

В канун Октябрьской революции А.А.Богданов пишет "Вопросы социализма", вышедшие в свет уже после октября 1917 года41. Главная мысль сборника - преждевременность социалистической революции в России ввиду культурной неготовности российского и мирового пролетариата к решению задач социалистического строительства. По мнению А.А.Богданова, Россия и Европа не могут пойти дальше госкапитализма, дальше демократических республик, в рамках которых должна пройти длительная полоса научно-культурной самоорганизации пролетариата как класса-строителя нового общества.

Начав работать в Пролеткульте, А.А.Богданов много пишет для его центрального журнала (входил в состав редколлегии). С 1918 по 1921 год вышел в свет 21 номер журнала "Пролетарская культура" (или 13 книг - с учетом сдвоенных выпусков). А.А.Богданов опубликовал в них 11 статей (от 1 до 3-х в каждом выпуске), посвяшенных вопросам науки и искусства. Вплоть до ухода из Пролеткульта Богданов публиковал в журнале свои "Очерки организационной науки". Статьи о науке были объединены в брошюру "Социализм науки"42, где в концентрированной форме излагались взгляды А.А.Богданова на социальную роль науки и необходимость всестороннего научно-техни-ческого просвещения трудящихся масс. Однако Богданов уделял все внимание утилитарному и идеологическому элементам науки, за инс-трументалистским пониманием не видя ее значимости как духовно-ценностной формы освоения мира.

Лекции, прочитанные А.А.Богдановым в Московском Пролеткульте весной 1919 года, а затем изданные под общим названием "Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса" являются кратким обобщением идей Богданова о пролетарской культуре. Он вновь прослеживает процесс зарождения и формирования современного промышленного пролетариата, особо акцентируя роль машинной техники в этом процессе, а затем определяет четыре элемента пролетарской культуры:

- культура трудовая;

- культура коллективная;

- культура, свободная от фетишей прошлого;

- культура единства точки зрения и метода: точка зрения коллективно-трудовая, метод - организационный4 3.

Вышеназванные работы имели только прижизненное издание (за исключением романов-утопий). Вместе с изменением политической ситуации в середине 80-х годов появилась возможность издания и переиздания трудов А.А.Богданова. В 1989 году вышло в свет новое издание обоих томов "Тектологии"44, а в 1990 - избранные работы А.А.Богданова за 1904-1920гг.45 Российским Центром Хранения и Изучения Документов Новейшей Истории в 1995 - 1996 годах осуществляется публикация материалов личного архива А.А.Богданова4б. Документы из данного сборника в научный оборот вводятся, в основном, впервые.

При рассмотрении работ А.А.Богданова следует учитывать, что философские взгляды их автора, а также конкретная общественно-политическая обстановка обусловили полемическую направленность его произведений.

2 группа источников - программные документы группы "Впе-ред"47 и Пролеткульта48. А.А.Богданов являлся ведущим теоретиком обеих организаций. Однако не следует забывать, что это были коалиционные образования, члены которых разделяли не все богдановс-кие взгляды и имели собственные приоритетные идеи. Тем не менее анализ документов позволил выявить общие черты позиции богданов-цев ("левых большевиков" и пролеткультовцев) в вопросе культурной гегемонии пролетариата.

3 группа - документы и материалы руководящих партийных и государственных органов49. В них отражено формирование официальной партийно-государственной политики в отношении Пролеткульта.

4 группа - книги, статьи, выступления руководящих деятелей партии и советского государства50. Данная группа источников примыкает к предыдущей, однако ее характер позволяет более подробно проследить выработку официальной линии в отношении Пролеткульта и A.A.Богданова.

5 группа - материалы периодической печати. В многочисленных местных изданиях Пролеткульта51 содержится богатый фактический материал, по которому можно проследить особенности позиций руководства Пролеткульта и деятельность местных организаций, которая далеко не всегда совпадала с официальной линией ЦК Пролеткульта.

Помимо опубликованных источников автором использованы материалы, хранящиеся в архивах. Интересный материал почерпнут автором из РЦХИДНИ: отдельные записи из личного фонда А.А.Богданова, не вошедшие в сборник "Неизвестный Богданов" (ф.259), платформа "Мы - коллективисты", ранее нигде не издававшаяся полностью (ф.17). Из материалов РГАЛИ использованы документы Центрального Комитета Пролеткульта (ф.1230): протоколы общих собраний ЦК, различные инструкции, листовки и пр.

Новизна диссертационного исследования прежде всего определяется объектом изучения. Автором предпринято первое специальное исследование теории "пролетарской культуры" А.А.Богданова как одного из вариантов построения социалистического общества. При этом внимание уделяется не только освещению теории, оппозиционной официальной доктрине, но и показу их противоборства.

Исследование расширяет представление о различных направлениях марксизма в начале XX века, позволяет увидеть один из аспектов богатейшей истории социалистической мысли в его динамике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Максименко, Елена Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение за пролетарскую культуру, распространившееся в Советской России в первые послереволюционнные годы, впитало в себя многогранное социальное и интеллектуальное наследство. Пролетарская культура оказалась широко трактуемым феноменом, легко совмещающим в себе множество значений. Но наиболее прямо движение было вдохновлено теориями интеллектуального лидера "левых" большевиков А.А.Богданова, который полагал, что пролетариат должен стать основоположником новой культурной системы: новой этики, новой политики, новой науки и нового искусства. Все эти факторы Богданов считал обязательными для достижения превосходства рабочего класса над старой культурной элитой. В его понимании пролетарская культура составляла суть социализма: "жизнь, проникнутая коллективизмом, трудом, освобожденная от фетишей, единая в своих целях и в своих методах. это. социалистический идеал. Вот что такое пролетарская культура. Пролетарская культура есть социалистический идеал в его развитии"1. Как истинный "рыцарь идеала", A.A. Богданов был убежден в том, что результатом претворения в жизнь его идей станет достижение всеобщего счастья, "бесконечно возрастающей суммы счастья" (даже это понятие он был способен измерить). Этого счастья достоин человек-творец, гармоничный и целостный, освобожденный от противоречий и принуждения в своей практике и от фетишизма - в познании. Лишь такой человек может жить в идеальном - социалистическом - мире.

Теоретическому построению А.А.Богданова - его "программе культуры" - не суждено было осуществиться в истории. Как отмечали советские исследователи, особенность позиции рабочего класса после Октябрьской революции состояла в том, что, завоевав политическое главенство, он оставался далек от того, чтобы представлять собой лидирующую силу в сфере духовной культуры2.

Неудачи теории А.А.Богданова объясняются как внешними, так и внутренними факторами. Конечно, политика партии и государства в отношении Пролеткульта не дала организации достаточно времени для проверки на практике теоретических построений. Но гораздо важнее фактор, разрушивший теорию изнутри.

Обоснование социалистического идеала А.А.Богдановым было последовательным и логически стройным. Он признавал, что пролетариат пока не дорос до роли класса-строителя, класса-созидателя ввиду неразвитости собственно пролетарской идеологии. Одновременно Богданов был убежден в эффективности своей "программы культуры", которая позволит пролетариату выполнять эту роль. Но на бог-дановской программе ясно лежит печать схематичности мышления ее автора. Несмотря на кажущуюся логичность, теория пролетарской культуры имела в своей основе несколько неверных посылок. Прибегая к современной терминологии, А.А.Богданова можно уподобить программисту, который вводит в компьютер базу данных и ждет единственно верный результат. Богданов ввел не те данные, и результат оказался не тот.

Во-первых, А.А.Богданов имел идеализированное представление о пролетариате как о классе, стоящем на верхней ступени социальной лестницы, что означало лидерство рабочего класса не только в общественно-политической и экономической областях, но и в культурной жизни. Богданов полагал, что человек будущего - человек труда (причем труд будет являться не только осознанной необходимостью, а естественной потребностью организма), всесторонне развитый работник общества, планомерно изменяющий мир, человек, выше всего ставящий интересы целого, то есть того коллектива, к которому он принадлежит (а коллектив этот у А.Богданова разрастался до масштабов человечества). Странно, но Богданова подвела именно та психология веры в лучшее будущее, за которую он так осуждал большевиков, обвиняя их в максимализме, отвергая их оптимизм по вопросу социалистических перспектив России. А.А.Богданов верил, что общественно-развитый человек социалистического общества не может поддаться искушениям авторитарного или индивидуалистического способа мысли, и не верил, что подобные явления обладают способностью к самовозрождению и самовоспроизводству. Опасаясь подобных проявлений человеческой природы, Богданов просто отсек в теории рабочий класс от крестьянства, целиком сосредоточившись на проблеме формирования индустриального пролетариата как клас-са-строителя. Богдановская "строительно-монистическая" концепция социализма имела тот важный недостаток, что не давала решения вопроса об отношении пролетариата с "непролетарской трудящейся массой"3; и это в стране с подавляющим преобладанием последней. В свете вышеизложенного остается совершенно непонятным, каким образом сформируется мировой товарищеский коллектив всесторонне развитых производителей, обладающих монизмом мысли, если уже на его ранней стадии два важнейших класса разъединялись по культур-но-идеологическому признаку.

Вторым неверным шагом А.А.Богданова было уравнивание гуманитарных и естественнонаучных компонентов культуры. Революция в естествознании не могла не отразиться на духовной атмосфере рубежа Х1Х-ХХ веков. Эта особенность наиболее ярко воплощена в творчестве Богданова, который, как отметил Г.Д.Гловели, "ориентировал гуманитарные компоненты культуры на методологические парадигмы естествознания'^. Медик по образованию, технократ по убеждению, А. Богданов ставил себе целью свести в единую систему все знания, накопленные человечеством, весь его многогранный опыт. Развивая одно из ключевых положений марксизма, выдвинутое Ф.Энгельсом в "Анти-Дюринге", А.А.Богданов говорил о необходимости социализации всего знания, всей науки, а не только ее отраслей, имеющих непосредственное отношение к производству. Универсализм науки, преобразование достижений мировой науки "в духе и смысле трудового коллектива", выработка общих методов исследования дадут ключ "к самым различным специальностям" и "позволят быстро овладевать ими"5.

Полагая, что задача познания - внести единство в опыт, достигнуть "научного монизма". А.А.Богданов забывает, а точнее, пренебрегает тем фактом, что помимо организаторско-исполнительского деления в производстве, преодоление которого, быть может, и возможно на путях науки, существует еще деление рабочего и свободного времени. Ошибка Богданова - абсолютизация материально-преобра-зовательной, деятельной стороны бытия личности, которая в учении Богданова безнадежно подавляет его духовную сторону. Отождествив "бытие" и "сознание", материальное и духовное, А.А.Богданов отождествил развитие лроизводительных сил общества и развитие богатства человеческой природы. В эстетике Пролеткульта подобные взгляды вели к стремлению слить искусство с трудовой жизнью во имя торжества монизма. Уподобление искусства художественному производству вело к отказу от удовлетворения потребности людей в духовном общении, отказу от исследования внутреннего мира человека во имя выражения лишь общественно-значимых задач и идеалов.

Мы относимся к миру прежде всего практически. Мы познаем его в соответствии с этими нуждами и потребностями. Но есть другое отношение к миру, лишенное этого узкого практицизма, есть "день седьмый", когда мы хотим взглянуть на мир иными глазами, откинув, забыв обычные житейские желания, когда мы бескорыстно хотим любоваться природой и людьми, миром в его самобытной прелести" 6. Это высказывание А.К.Воронского, редактора первого советского "толстого" литературно-художественного журнала "Красная Новь". Такие слова никак не мог произнести А.А.Богданов, который вдохновение считал "неопределенным и неосознанным методом" старой культуры, категорически отвергал "неточный и двусмысленный" термин "образное мышление", полагая мыслительный процесс всецело понятийным. А.А.Богданов лишал образы самостоятельного значения, он даже утверждал, что будущие поэты, проникнувшись знанием природы, не станут употреблять "ненаучных метафор". Сразу вспоминается тургеневский Базаров, утверждавший, что природа не храм, а мастерская. Для обоих умение созерцать - бесполезная трата времени.

Однако не следует забывать, что советская литература двадцатых годов, не дав миру больших художников (имеются ввиду именно пролетарские поэты и писатели), внесла новое качество в отношение к вечным философским вопросам человеческого бытия: в ней преодолевалась созерцательность переживания "проклятых вопросов", их трагическая безысходность, в ней заявлялся активный, творчески-преобразовательный подход к "роковым" противоречиям м пределам земного удела человека. Богдановское "собирание человека" воплощалось в жизнь!

Понимая идеологию и ее отрасль - художественное творчество -как организационную форму человеческой жизни, А.А.Богданов стремился в тому, чтобы тот сгусток социально трудового опыта, который заключен в идеологии, был максимально удобен для передачи от одного человека другому, чтобы всем вместе легче было строить идеальное общество. Но в опыте каждого человека, помимо сгущенного социального опыта, всегда имеется большее или меньшее богатство оттенков опыта индивидуального. И нельзя овладеть "какой угодно частью опыта других людей"; "нельзя даже по частям воспроизвести опыт пророков, гениев науки, великих поэтов, музыкантов-виртуозов. Самая совершенная тектология не способна заменить уникального - сознательно-планомерным"7.

Философия коллективизма" Богданова вызывала у ее автора страх перед интеллигенцией как носительницей черт авторитарного и индивидуалистического сознания. Богданов пытается свести к минимуму ее роль в культурном процессе, как он сделал это с ее ролью в процессе производства.

А.А.Богданов стремился к полному уничтожению основы интеллигентского индивидуализма - монополии на знание. Разрушение корпоративности науки, возможность доступа к знаниям для каждого - безусловно, привлекательная и, главное, осуществимая часть его теории. В советский период отечественной истории доступ к образованию и научной деятельности был максимально облегчен для каждого желающего, он чаще всего не зависел от социального происхождения, а больше от индивидуальных способностей и склонностей. Частично выполнима и богдановская теория взаимозаменяемости руководителя и исполнителя на основе полной автоматизации производства. Действительно, научно-техническая революция позволяет обществу видоизменять рабочий класс, приближая его по квалификации к инженернотех-ническому персоналу. Но ни самые радикальные социальные сдвиги, ни самые прогрессивные технические новшества оказались неспособны привести к осуществлению лозунга, согласно которому каждая кухарка способна управлять государством, однажды брошенного В.И. Лениным и, в принципе, разделяемого А.А.Богдановым, хотя последний использовал менее популистскую форму. Высокий образовательный уровень, квалификация, общая интеллигентность, всестороння развитость - эти черты А.Богданов называет обязательными для человека будущего. Но это факторы социально достижимые. Однако невозможна всеобщая психологическая унификация, даже если у всего человечества будет общая кровь (имеются ввиду медицинские опыты Богданова). Именно индивидуальные свойства психики, будь то добродетели или пороки, делают личность неповторимой и при прочих равных, как уже говорилось, социально достижимых факторах, определяют ее место в общественной системе. "Одинаково ошибочно: устранять личность во благо общества и наоборот. Наше "я" должно расти, развиваться, и задача его по отношению к обществу должна заключаться во внесении в общественную жизнь своего, личного. Чем богаче общество резко, отчетливо сложившимися и оформившимися личностями, тем богаче оно жизнью"8. А ведь богдановскую концепцию социальных последствий всеобщей автоматизации производства в вульгарной форме выражала широко бытовавшая во времена оные фраза "незаменимых людей нет".

Мир многолик, а Богданов взирал на него взглядом мониста. Человек многолик, поэтому совершенно не обязательно убивать буржуазного интеллигента Мэнни, чтобы дать дорогу пролетарскому интеллигенту Нэтти. Коллективизм - отношения гармоничные, идеальные, но иногда трудности пути к идеалу так велики и трагичны, что за ними забывается и конечная цель. Гармония открыта не каждому, и не каждый понимает ее одинаково. А Богданов категоричностью суждений о собственном понимании всеобщего счастья сам себя загнал в ловушку логических умозаключений, из которой у него не было выхода.

А.А.Богданов только пролетариату безоговорочно отводил роль единого хозяина общественной системы. Он полагал, что, несмотря на близость идеалов, пролетариат должен отмежеваться от интеллигентского социализма, но только лишь полностью воспользовавшись плодами интеллигентского труда по организации общественного опыта. В историческом процессе интеллигенции А.А.Богданов отводил роль необходимого связующего звена между прошлым и будущем, отдавая лавры победителя пролетариату. Лишь в написанном в середине 1920-х годов докладе "Линии культуры XIX и XX веков" А.Богданов вынужден был признать, что пролетариат как класс-организатор пока не состоялся. "Поскольку пролетариат не выработал до конца своих новых организационных методов и не оформил таким образом своей новой культурной линии, постольку он обречен на подчинение культуре буржуазных классов"9, - А.А.Богданов традиционно признал результат, но так никогда и не признал неверность посылки.

Сложно и противоречиво складывались представления марксистов о путях пролетарской революции, об основных чертах социалистического общества, его принципах и методах создания. Однако практика строительства социализма оказалась еще труднее и противоречивее. Идеал А.А.Богданова не воплощался в действительность, что стало для него личной трагедией.

Программу культуры А.А.Богданова можно рассматривать как прекраснодушное мечтание гуманиста о преодолении классовых противоречий бесконфликтным путем. Но вернее будет выделить моменты, имевшие практически-полезную, а не абстрактно-гуманную значимость .

Это не только вклад А.Богданова в создание общей теории систем. Наиболее значимы его идеи о психологии власти и подчинения, о партиях, их лидерах и идеологах. Важны, хотя и неоднозначны, идеи А.А.Богданова о целесообразности перемены труда, об уничтожении монополии на знание, идеи просветительства. В концепции Богданова имелось много элементов, заключавших реальный смысл с точки зрения действительного повышения уровня духовной культуры рабочего класса на основе соединения его классовых интересов с общечеловеческими ценностями.

Наконец, классовый подход, "пролетарски-классовая точка зрения" А.А.Богданова отрицали насилие как способ решения революционных задач пролетариата. В системе его взглядов, взятой в целом, идея общности всех людей превалировала над идеей классовой и групповой борьбы.

Парадоксально, но в реальность воплощались худшие, потенциально опасные стороны теорий Богданова. Например, напостовцы всеми силами открещивались от обвинений, будто они проводят идеи Богданова. Однако именно напостовцы довели до логического - абсурдного - завершения богдановскую идею перемены любого труда на любой другой, высказываясь в том духе, что рабочий от станка, ударно выполнив дневную или недельную производственную норму, может столь же успешно на досуге написать рассказ или поэму на тему пролетарской жизни. И если А.А.Богданов пролетарски-классовую точку зрения признавал как условие созидания, развития гармоничных отношений и отсутствия насилия, то для напостовцев "отчетливо-классовый подход", то есть та же самая пролетарский-классовая точка зрения, был призывом к яростному бою со всеми мало-мальски несогласными. То же можнр сказать и о проектах А.Гастева, которые у самого А.А.Богданова вызвали сильнейшее возмущение. Он не узнал "изображение" в кривом зеркале, а ведь это было изображение его собственных теорий: Гастев лишь немного сместил акцент, а в результате поменялась вся картина.

Если А.Богданову все же удалось не переступить черту, за которой начиналась действительность абсурда, то его преемники (которые себя таковыми не считали) сделали на этом пути последний шаг. На самом высоком уровне была воспринята терминология Богданова, и "живая ткань" общества, о многообразии которой так всегда пекся Богданов, была уподоблена единому механизму винтиков и приводных ремней. Сам же А.А.Богданов был обречен не на забвение, а на незнание.

Теперь, на новом этапе общественного развития, развития исторической науки, мы с полным правом можем поставить его имя в один ряд с выдающимися деятелями социалистического движения в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Максименко, Елена Петровна, 1996 год

1. источники.11. Труды А.А.Богданова;

2. Куда идет развитие общества. Спб., 1905.

3. Краткий курс экономической науки. М., 1906.

4. Из психологии общества: Статьи 1901-1904гг. Спб., 1906.

5. Эмпириомонизм: статьи по философии. Кн.1-3. М., 1904-1906.

6. Приключения одной философской школы. Спб., 1908.

7. Падение великого фетишизма: Современный кризис идеологии. Вера и наука. М., 1910.

8. Культурные задачи нашего времени. М., 1911.

9. Памяти великого учителя К.Маркса. Тифлис, 1914.

10. Роль коллектива в истории. Тифлис, 1914.

11. Задачи рабочих в революции. М., 1917.

12. Уроки первых шагов революции. М., 1917.

13. Вопросы социализма. М., 1918.

14. Что такое пролетарская поэзия? // Пролетарская культура. 1918. N1.

15. Идеал воспитания // Пролетарская культура. 1918. N2.

16. Пролетарский университет // Пролетарская культура. 1918. N5.

17. Наука об общественном сознании: Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. М., 1918.

18. О провинциальный пролетарских университетах // Пролетарская культура. 1919. N9/10.

19. К закрытию пролетарского университета // Там же.

20. Новый тип работника // Сборник памяти Ф.И.Калинина. Ростов-на-Дону, 1920.

21. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса: Лекции, прочитанные в Московском пролеткульте весной 1919 года. М., 1920.

22. Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921.

23. Начальный курс политической экономии. М.-Пг., 1923.

24. О пролетарской культуре: 1904-1924. Л.-М., 1924.

25. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 1989. Кн.1-2.

26. Новый мир // Богданов A.A. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990.

27. Социалистическое общество // Там же.

28. Социализм в настоящем (1910г.) // Там же.

29. Красная звезда (роман-утопия) // Там же.

30. Инженер Мэнни. Фантастический роман // Там же.

31. Современные идеалы (1917) // Там же.

32. Вопросы социализма // Там же.

33. Социализм науки // Там же.

34. Возможно ли пролетарское искусство? // Там же.

35. Пролетариат и искусство // Там же.

36. О художественном наследстве // Там же.

37. Критика пролетарского искусства // Там же.

38. Простота или утонченность? // Там же.

39. Предисловие к книге В.О.Лихтенштадта "Гете" (1920) // Там же.

40. Время великих перемен // Неизвестный Богданов. Книга 1: А.А.Богданов (Малиновский): Статьи, доклады, письма и воспоминания 1901-1928гг.

41. Воззвание Московского Совета рабочих депутатов. Март 1917 года // Там же.

42. Новейшие прообразы коллективистического строя // Там же.

43. Мировая война и революция // Там же.

44. От философии к организационной науке // Там же.

45. Линии культуры XIX и ХХвв. // Там же.

46. Пролетариат в борьбе за социализм // Неизвестный Богданов. Книга 2: А.А.Богданов и группа РСДРП "Вперед". М., 1995. Письма:

47. Г.Е.Зиновьеву. 21 февраля 1909 года // Неизвестный Богданов. Кн. 2.

48. А.М.Горькому. 25 марта 1909 года. // Там же.

49. А.М.Горькому. 2 7 июня 1910 года // Там же.

50. В редакционную коллегию "Вперед" // Там же.

51. А.В.Луначарскому. 22 августа 1911 года // Там же.

52. Членам Женевского идейного кружка социал-демократов большевиков. 14 декабря 1911 года // Там же.

53. В Женевский идейный кружок "Вперед". 7 марта 1912 года // Социологические исследования. 1993. N6.

54. А.В.Луначарскому. 30 сентября 1912 года // Неизвестный Богданов. Кн.1.

55. М.Г.Филия ("Жоржу"). 7 января 1913 года // Неизвестный Богданов. Кн. 2.

56. П.И.Лебедеву-Полянскому. 24 июля 1915 года // Неизвестный Богданов. Кн.1.

57. П.И.Лебедеву-Полянскому. 16 мая 1917 года // Там же.

58. П.И.Лебедеву-Полянскому. 5 июня 1917 года // Там же.

59. А.В.Луначарскому. 19 ноября 1917 года // Там же.

60. В.А.Базарову. 1 января 1918 года // Там же.

61. П.И.Лебедеву-Полянскому и Ф.И.Калинину. 4 сентября 1918 года // Там же.

62. П.И.Лебедеву-Полянскому. 21 июля 1919 года // Там же.

63. Д.И.Опарину. 14 сентября 1919 года // Там же.

64. Неустановленному адресату ("т.Н.Н."). 24 ноября 1920 года// Там же.

65. Н.И.Бухарину. 10 декабря 1921 года // Там же.

66. В редакцию газеты "Правда". 4 января 192 3 года // Там же.

67. В редакцию газеты "Правда" Е.М.Ярославскому. 19 декабря 1923 года // Там же.

68. Документы и материалы группы "Вперед" и Пролеткульта;

69. Извещение о создании группы "Вперед". 28 декабря 1909 года // Неизвестный Богданов. Кн.2.

70. Платформа группы "Вперед" "Современное положение и задачи партии". Декабрь 1909 года // Там же.

71. Обращение группы "Вперед" "К товарищам большевикам" // Там же.

72. От редакции // Пролетарская культура. 1918. N1.

73. От редакции // Пролетарская культура. 1918. N3.

74. Протоколы 1 Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. 15-20 сентября 1918 года. М. , 1918.

75. Резолюции 1 Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций // Пролетарская культура.1918. N5.

76. План организации "Пролеткульта" // Пролетарская культура.1919. N6.

77. Материалы сессии Пленума ЦК Всероссийского Совета Пролеткульта // Пролетарская культура. 1921. N20/21.

78. Документы РКП(б) и советского правительства;

79. Резолюция X съезда РКП(б) "О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии" // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 7-е изд. 4.1. М., 1953.

80. Выписка из протокола заседания Пленума ЦК от 10 ноября 1920 года // В.И.Ленин и литературе и искусстве. М., 1976.

81. О пролеткультах. Письмо ЦК РКП // Там же.

82. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 22 ноября 1921 года о пролеткультах // Там же.

83. Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК РКП от 24 ноября 1921 года // Там же.

84. Декрет СНК об учреждении Государственной комиссии по просвещению от 9(22) ноября 1917 года // Декреты Советской власти. Т.1. М., 1957.

85. Из протокола заседаний Государственной комиссии по просвещению от 8 и 13 апреля 1918 года // Вопросы литературы.1968. N1; Дружба народов. 1968. N1.

86. Труды руководителей коммунистической партии и советского государства;

87. Бухарин Н.И. К съезду Пролеткультов // Правда. 1921, 22 ноября.

88. Бухарин Н.И. Коллективистическое ликвидаторство // Правда. 1921, 13 декабря.

89. Бухарин Н.И. Проблема культуры в эпоху рабочей революции // ^ Правда. 1922, 11 октября.

90. Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. Пг., 1923.

91. Бухарин Н.И. Пролетариат и вопросы художественной политики // Красная Новь. 1925. N4.

92. Бухарин Н.И. А.Богданов (некролог) // Правда. 1928, 8 апреля.

93. Бухарин Н.И. Памяти А.А.Богданова. Речь на гражданской панихиде // На новом поле. Вып.1. М., 1928.

94. Бухарин Н.И. К постановке проблем теории исторического материализма // Бухарин Н.И. Избранные произведения. М. , 1988.

95. Каменев Л.Б. Между двумя революциями. М., 192 3.

96. Крупская Н.К. О пролетарской культуре // Правда. 1918. 2 3 марта.

97. Крупская Н.К. Пролетарская идеология и Пролеткульт // Правда. 1922, 8 октября.

98. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.18.

99. Ленин В.И. Письмо президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций. 17 сентября 1918 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.37.

100. Речь на вечере московского Пролеткульта б ноября 1918 года // В.И.Ленин о литературе и искусстве. М., 1976.

101. Ленин В.И. Приветственная речь на 1 Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6 мая 1919 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.38.

102. Ленин В.И. Речь "Об обмане народа лозунгами свободы и равенства" на 1 Всероссийском съезде по внешкольному образованию 19 мая 1919 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.38.

103. Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 25 февраля 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 40.

104. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.

105. Ленин В.И. М.Н.Покровскому. Август 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.51.

106. Ленин В.И. Предисловие ко второму изданию книги "Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.18.

107. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // Ленин В.И. Полн.собр. соч. Т.41.

108. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Ленин В.И. Полн.собр. соч. Т.41.

109. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. 9 октября 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.

110. Ленин В.И. Н.И.Бухарину. 11 октября 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.51.

111. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.41.

112. Ленин В.И. Проект постановления Пленума ЦК РКП(б) о Пролеткульте. 10 ноября 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.42.

113. Ленин В.И. В ЦК РКП(б). 14 ноября 1920 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.52.

114. Ленин В.И. В.М.Молотову. Между 18 и 22 ноября 1921 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.54.

115. Ленин В.И. Членам Политбюро ЦК РКП(б). 2 декабря 1921 года // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.44.

116. Ленин В.И. Странички из дневника // Ленин В.И. Полн.собр. соч. Т.45.

117. Ленин В.И. О кооперации // Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.45.

118. Луначарский A.B. Пролеткульту и советская культурная работа // Пролетарская культура. 1919. N7/8.

119. Луначарский A.B. Еще к вопросу о культуре // Известия ВЦИК. 1922, 3 ноября.

120. Невский В.И. Отчет рабоче-крестьянского коммунистического университета имени Я.М.Свердлова. М., 1920.

121. Невский В.И. Диалектический материализм и философия мертвой реакции // Ленин В.И. Соч. М., 1936. Т.13.

122. Покровский М.Н. А.А.Богданов (Малиновский): некролог // Вестник Коммунистической Академии. 1928. N2.

123. Яковлев Я.А. О "пролетарской культуре" и Пролеткульте // Правда. 1922, 24 октября.

124. Яковлев Я.А. Меньшевизм в пролеткультовской одежде // Правда. 1923, 4 января.15. Периодическая печать:

125. Правда: Орган Центрального комитета и Московского комитета РКП(б). 1918-1923.

126. Известия: Орган Всероссийского Центрального исполнительного комитета. 1918-1923.

127. Внешкольное образование: Орган Внешкольного отдела Народного комиссариата по просвещению. М., 1919. N1-6.

128. Пролетарская культура: Орган Всероссийского совета Пролеткульта. М., 1918-1921. N1-20/21.

129. Горн: Орган Всероссийского и Московского пролеткультов. М., 1918-1923. NN1-9.

130. Грядущее: Орган Петроградского пролеткульта. Пг.,1918. NN1-10; 1919. NN1-7/8; 1920. NN1/2-12/13; 1921. NN1/3-9/12.

131. Известия Московского пролетарского университета: Орган Московского пролетарского университета. 1919. N1.

132. Пролеткульт: Тверской вестник пролетарской культуры. Тверь, 1919. N1-4.

133. Пролеткультовец: Орган Московского губернского пролеткульта. М., 1920. N1.

134. Твори! Журнал студий Московского пролеткульта. М., 1920-1921. N1-4.

135. Под знаменем марксизма: Философский общественно-экономический журнал. М., 1922. NN1-7/8; 1923. NN1-10.

136. На посту: Ежемесячный журнал критики искусств. М., 1923-1925.16. Мемуарная литература:

137. Кривцов Ст. Памяти А.А.Богданова // Под знаменем марксизма. 1928. N4.

138. Лепешинский П.Н. Трагедия крупного ума // Огонек. 1928. N17.

139. Луначарский A.B. Воспоминания и впечатления. М., 1968.

140. Маширов-Самобытник А.И. История Пролеткульта (1905-1917) // Вопросы литературы. 1958. N1.

141. Полянский В. П.И.Лебедев-Полянский. Как начал работать Народный Комиссариат Просвещения: Личные воспоминания // Пролетарская революция. 1926. N2.1. П.ЛИТЕРАТУРА.

142. Акимов В. В спорах о художественном методе: Из истории борьбы за социалистический реализм). Л., 1979.

143. Андронов С.А. КПСС во главе культурной революции в СССР. М., 1972.

144. Арапов М. Язык утопии // Знание сила. 1990. N2.

145. Арнольдов А.И. Социализм и культурная революция. М., 1967.

146. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: Теория и жизнь. М., 1982.

147. Арончик И.Л. Критика В.И.Лениным теории "пролеткультуры" //7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.