Костюм в системе культуры: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Липская, Влада Михайловна

  • Липская, Влада Михайловна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 295
Липская, Влада Михайловна. Костюм в системе культуры: философско-культурологический анализ: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2012. 295 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Липская, Влада Михайловна

Введение

Глава 1. Феномен костюма в современной культуре

1.1. Костюм как продукт дизайнерского творчества

1.2. Специфика знаковой природы костюма

1.3. Мода как регулятор изменений в костюме

1.4. Аксиология костюма

Глава 2. Социально-психологические аспекты костюма

2.1. Психо-соматические основания костюма

2.2. Тендерная идентификация и костюм

2.3. Возрастные и этно-национальные особенности костюма

2.4. Символика цвета в костюме

Глава 3. Костюм в современном социуме

3.1. Статусно-ролевые отношения и костюм

3.2. Костюм и формирование «культурного тела»

3.3. Инновации и цикличность в дизайне костюма

3.4. Модный костюм: его проектирование и прогнозирование

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Костюм в системе культуры: философско-культурологический анализ»

Актуальность исследования. Ситуация в современной культуре связана с резким изменением экономических, политических и духовных детерминант социального бытия, с выработкой новых интеллектуальных ориентиров, и поиском культурной идентичности. Происходящие перемены вызывают смещения ценностного сознания, когда меняются способы идентификации личности, которая все более позиционируется как «автопроект», а этничность, социальный статус и другие праэкзистентные определененности отходят на второй. Анализ аксиологических основ костюма как культурного феномена, являющегося на сегодняшний день одним из самых очевидных и массовых проявлений самосознания современного человека, представляется проблемой, от решения которой зависит самоидентификация человека, а значит и способность выбора оптимального способа взаимодействия с настоящим и будущим социума и в итоге - определения своего места в бытии.

Актуальность анализа феномена костюма выражается в постоянном интересе к изучению его в контексте моды среди исследователей самых различных направлений гуманитарного знания. Однако при достаточно обширном научном и публицистическом осмыслении феномена костюма, принципы философско-культурологического анализа, определяющие его роль и место в системе современной культуры, до сегодняшнего дня недостаточно разработаны.

Предлагаемое исследование представляет попытку обобщить различные подходы к изучению костюма и моды, расставить необходимые акценты в теоретических интерпретациях и сформировать принципы философско-культурологического анализа костюма. В контексте данного исследования костюм понимается как знаково-символическая система, которая демонстрирует внешнему миру не только социальный статус человека, но позволяет получить представление о внутреннем мире личности. Философия костюма тем самым базируется на исследовании личностных характеристик, как создателя, так и потребителя костюма, потому что именно индивидуальное и уникальное самосознание человека определяет как его творчество, так и визуальное оформление внешности. Своеобразие работы состоит в том, что исследуемый предмет рассматривается с точки зрения разных подходов: от философских, культурологических, и социально-психологических обобщений до анализа конкретных дизайнерских проектов в сфере костюма.

Недостаточность теоретического, философско-культурологического осмысления феномена костюма объясняется отчасти тем, что он является неотъемлемым элементом любой культуры. Поэтому по отношению к нему справедливо замечание М. Хайдеггера о том, что в отношении касающегося каждого, создается обманчивое впечатление, будто оно должно быть понятно всем.

В современной культуре костюм все более активно начинает играть роль одной из самых выразительных визуальных характеристик человека. Но факт существования подиум ного и промышленного бизнеса, связанных с проектированием, производством и рекламой модного костюма, в социальном плане превращает его в достояние массовой культуры. Этим же объясняется смещение интереса с основополагающих характеристик костюма к периферийным, отсутствие до сегодняшнего дня серьезного философско-культурологического осмысления феномена костюма, и в целом его теоретического рассмотрения. Анализ же сущностных оснований феномена костюма представляет базовые условия для понимания закономерностей его возникновения, формирования и функционирования. Не менее важно рассмотрение этого достаточно специфического вида дизайнерского творчества в контексте проблематики повседневности, способствующее более детальному прояснению фундаментальных проблем современной социально-культурной ситуации.

Само определение понятия «костюм» требует уточнений, особенно, когда речь идет о знаково-символической его природе. В связи с этим изучение условий и предпосылок формирования костюма как социокультурного феномена, исследование его функционирования в культуре в сложных и многоплановых отношениях, включающих создателя и потребителя, обретает особую значимость.

Более детальное осмысление социально-культурного значения феномена костюма дает возможным понять, как человек реагирует на изменения в культуре, в общественной психологии, в государственном устройстве, и в менталитете нации, каким он видел себя на протяжении истории и каким хочет видеть в XXI веке. Поэтому вовсе не случайным является то, что именно творчество дизайнера костюма в современных условиях приобретает все большую социально-культурную значимость, а поиски идеала переносятся на индивидуально-личностный уровень и проявляются через внимание к визуальному облику человека.

Костюм как внешнее оформление собственного «Я» в символах и знаках опосредованно фиксирует философские концепты, маркирует эстетические, психологические, нравственные предпочтения людей. Именно с помощью костюма представляется возможным отчетливее увидеть тот образ мира, который складывается в сознании и подсознании человека, в том числе -современного человека, раскрыть его представления о собственной роли и месте в этом мире.

Степень разработанности проблемы. Как универсальный и многогранный феномен костюм привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитарного знания: философов, культурологов, этнографов, социологов, искусствоведов, историков, экономистов, психологов, дизайнеров и др. Соответственно, существуют и различные подходы к анализу феномена костюма и его функций.

На сегодняшний день можно выделить целый спектр разнообразных подходов. Основные направления исследования феномена костюма можно обобщить, учитывая, что одним автором могут рассматриваться различные аспекты. Такими направлениями можно считать:

- философско-культурологический подход, ориентированный на осмысление общественной природы и ценностей, прежде всего моды и уже в ее рамках - костюма (начало ему положено в классических трудах Р. Барта, Г. Гегеля, Г. Зиммеля, И. Канта, А. Смита, Г.Спенсера, Э. Тейлора, так и в исследованиях таких современных ученых, как И. Григорьева, А.Ю. Демшина, K.M. Кантор, М.А. Коськов, Э. Купер, Г.Н. Лола, Ю.М. Лотман, И.А. Манкевич, Л. Свендсен, В.И. Толстых, Р.Б. Фишман, Г. Шульц, З.Б. Элькина, М.В. Яковлева и др.);

- историко-искусствоведческий подход, связывающий историю костюма и моды с развитием художественной культуры и определенных событий того или иного исторического периода (К. Белл, П.Г. Богатырев О.Б. Вайнштейн, A.A. Васильев, П.П. Гнедич, Л.М. Горбачева, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова, Ш. Зелинг, Н.М. Каминская, Е.В. Киреева, P.M. Кирсанова, Ф.Ф. Коммисаржевский, Е.А. Косарева, Ю.К. Леви-Стросс, М.Н. Мерцалова, Э. Тейлор, Д. Фрезер);

- социально-психологический подход, включающий рассмотрение зависимости моды и костюма от форм коммуникации в обществе, взаимоотношений его создателей и потребителей (А.Н. Андреева, И.А. Андреева, И. Блох, И. Богардус, Ю.Б. Борев, А.Б. Гофман, В. Зомбарт, М.И. Килошенко, П. Нистром, Б.Д. Парыгин, Л.В. Петров, Б.Ф. Поршнев, Ж. Тард, М.Н. Топалов, Д. Флюгель, Э. Фукс);

- теоретико-методологический подход в исследовании костюма, охватывающий проблемы проектирования и формирования образной системы костюма в контексте моды (С.Н. Беляева-Экземплярская, С. Блэк, Э. Болтон, Г.М. Гусейнов, Д. Джонс, Д. Диксон, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон, Г.И. Петушкова, P.A. Степучев, А.И. Черемных).

То, что костюм в системе культуры выступает как определенного рода знаковая система, отмечалось такими исследователями как П.Г. Богатырев, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон, P.A. Степучев. Однако при этом внимание не акцентировалось на том, что любой знак - и костюм здесь не является исключением - двусоставен, т.е. состоит из означаемого и означающего. В этом отношении представляется целесообразным более точно определить само наполнение этих составляющих. Понимая костюм как знаковую систему, следует в качестве означающего рассматривать одежду, как совокупность «вещественных» элементов, а в качестве означаемого - концептуальную часть -идею, которая зрительно непосредственно не воспринимается и «проявляется» только посредством указывающего на нее означающего - одежды.

Объект исследования: костюм как неотъемлемый элемент человеческой культуры, появляющийся в самый момент ее возникновения и сохраняющийся в ней на всех этапах ее развития.

Предмет исследования: природа костюма, предназначением которой является, в том числе, демонстрация внешнему миру внутреннего мира человека, определение самосознания, и выражение отношения человека к бытию через визуальное оформление внешности.

Цель диссертационной работы — осуществить комплексный философско-культурологический анализ феномена костюма как неотъемлемого элемента системы культуры.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

- разграничить понятия «костюм» и «одежда»;

- исследовать знаково-символическую компоненту костюма;

- показать, что концепция коллекции костюмов основывается, прежде всего, на субъективно-личностной составляющей;

- доказать, что знаковая система костюма неоднозначна и помимо прямого значения может обладать контекстуальной значимостью;

- сконцентрировать рассмотрение костюма в контексте проблематики телесности, показав, что его необходимо связывать, прежде всего, с феноменом не физического, а «культурного тела»;

- проанализировать язык костюма как средства проявления уже сложившегося образа человека и как средства продуцирования этого образа.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили:

1 .Философские труды и работы, включающие семиотические аспекты европейских мыслителей конца XIX- начала XX вв, посвященные феноменам современной культуры (Ж. Батай, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, П. Бур две, Л. Витгенштейн, Г.-Г. Гадамер, Ф. Гваттари, Э. Гуссерль, Ж. Делез, Ж. Деррида, С. Жижек, Э. Кассирер, П. Козловски, Э. Левинас, Ж.Ф. Лиотар, М. Мерло-Понти, Ч. Моррис, X. Ортега-и-Гассет, Ч. С. Пирс, Ж.-П. Сартр, Ф. де Соссюр, В. Франкл, Г. Фреге, Э. Фром, М. Фуко, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, У. Эко и др.);

2. Работы российских ученых, философов и культурологов, связанные с проблемами природы и знаково-символических функций художественной культуры, вцелом - моды и костюма - в частности (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.М. Бородай, В.П. Бранский, Л.С. Выготский, Н.В. Голик, П.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, М.А. Коськов, Г. Н. Лола, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Б.В. Марков, С.Т. Махлина, Л.ГТ. Морина, Л.В. Петров В.А. Подорога, И.И. Ревзин, Е.Г. Соколов, В.И. Толстых, В.Н. Топоров, Г.Л. Тульчинский, E.H. Устюгова, Р.Б. Фишман, Ю.М. Шор, З.Б. Элькина, М.Н. Эпштейн и др.);

3. Искусствоведческие и историко-культурные исследования, посвященные непосредственно моде и костюму (А.Н. Андреева, И.А. Андреева, К. Белл, Э. Богардус, О.Б. Вайнштейн, A.A. Васильев, Л.М. Горбачева, А.Б. Гофман, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова, Ш. Зелинг, Г. Зиммель, Н.М. Каминская, Е.В. Киреева, P.M. Кирсанова, Ф. Ф. Коммисаржевский, Е.А. Косарева, Ю. К. Леви-Стросс, М.Н. Мерцалова, Л. Свендсен, Г. Тард, Э. Тейлор, Д. Фрезер, П. Нистром, Д. Флюгель, Э. Фукс, М.И. Килошенко, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, М.Н. Топалов и др.);

4. Теоретико-методологические разработки в области моды, дизайна и костюма (В.Р. Аронов, С.Н. Беляева-Экземплярская, С. Блэк, Э. Болтон, Н.П. Бесчастнов, П.Г. Богатырев, Н.В. Воронов, К. Гейл, О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, Г. М.Гусейнов, Д. Джонс, Д. Диксон, Г. Земпер, Ю. Кавамура,

K.M. Кантор, Я. Каур, Н. А. Ковешникова, Т.В. Козлова, К.А. Кондратьев, А.Н. Лаврентьев, Е. Н. Лазарев, В. Папанек, Ф.М. Пармон, Г.И. Петушкова, И.А. Розенсон, Р. А.Степучев, В.И. Тасалов, С.О. Хан-Магомедов, А.И. Черемных и др.).

Для достижения цели диссертационного исследования автором использовалась методология, соответствующая сложности и многоплановости предмета исследования и поставленных задач. Методологической основой работы стали приемы и методы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на комплексный, системный подход к изучению феномена костюма в системе культуры.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых - философов, культурологов, психологов, социологов, и искусствоведов. В диссертации применен системно-исторический метод исследования в сочетании с дескриптивным, сравнительно-историческим и философско-антропологическим подходами. Выделение и анализ знаковых компонентов костюма осуществлялись на основе метода идеализации, дополненного методами культурно-исторической реконструкции и структурно-семиотическим методом.

Исследование содержит оригинальную авторскую методику разработки концепции дизайн-проекта отдельного костюма или коллекции, а также методику анализа, как дизайнерских концепций, так и самих коллекций костюмов ведущих европейских Модных Домов. Предлагаемые методики основываются непосредственно на том философско-культурологическом анализе, который представлен в диссертационном исследовании.

Научная новизна: Показано, что костюм следует рассматривать с точки зрения детерминированности его художественного образа влиянием личностных факторов, действующих как со стороны автора-проектировщика, так и со стороны потребителя-реципиента.

- Постулируется, что именно жизненный мир человека может считаться философской основой как для теории и практики дизайн-проектирования, так и для анализа костюма, в котором необходимой составляющей является концепция образного решения внешнего вида человека.

- Исследовано понимание костюма как знаковой системы, предполагающее его двусоставность; при этом выявлено, что означающее представлено образным, а означаемое - концептуальным компонентами костюма.

- Доказано, что рассмотрение костюма в знаково-символической перспективе позволяет интерпретировать его как эффективное средство осуществления интерактивного действия, где он выполняет роль знака социальных и индивидуально-личностных качеств человека, указывая не только на статусное или стратификационное положение своего «носителя», но и раскрывая его темперамент, склад характера, эстетические, этические и мировоззренческие ориентиры.

- Продемонстрировано, что костюм, как «кожа культурного тела», вводит человека в социальный мир, образуя визуализированный образ человеческого «Я», способствует становлению личности, раскрытию и формированию идеалов осмысленного бытия,

- Установлено, что знаково-символическая система костюма (независимо от того, обращает ли на это внимание его «носитель»), влияет на него самого, его мышление и действия. Тем самым костюм не просто визуально выявляет уже имеющиеся в наличии качества субъекта, его мировоззренческие установки, определяющие смысл существования человека, но и активно формирует, предвосхищает их.

- Доказано, что современный костюм как визуальная, антропоцентричная система максимально эффективно способствует тому, чтобы индивидуальное сознание отдельного человека, через приобщение к коллективному опыту вышло к его социально-историческому горизонту.

Положения, выносимые на защиту:

- необходимо разграничивать понятия «костюм» и «одежда»: одежда -означающее - это предметный компонент костюма: (совокупность отдельных вещей и аксессуаров), костюм - знаковая система, включающая в себя, помимо вещественного компонента, еще и означаемое - концептуальный компонент (идеализированный образ человеческого Я);

- костюм выполняет в системе культуры знаково-символическую функцию, не только демонстрируя социальный статус человека, но и обеспечивая возможность получить представление о его внутреннем мире;

- в современном мире значение костюма как произведения дизайнерского творчества не ограничивается сугубо утилитарными функциями (защита от холода и др.), поскольку в нем наиболее очевидно проявляется бытие человека, располагающегося в определенном социокультурном пространстве;

- концепции коллекций современных костюмов основываются, прежде всего, на субъективной составляющей - идеальном образе человеческого «Я», поэтому образная характеристика костюма представляет собой единство личностного и социального, которые и определяют философию художественного образа;

- современный костюм вполне определено эволюционирует в направлении расширения степени свободы самоопределения человеческой личности, причем это касается не только внешнего облика, но и, прежде всего, - «культурного тела», в отношении которого костюм выполняет не только демонстративную, но и конститутивную роль;

- костюм как продукт творческой деятельности во многом предвосхищает изменения в обществе, в человеке и даже в определенной степени организует и направляет эти изменения;

- непосредственно проектируя костюм или коллекцию, дизайнер проектирует общество и человека, его способ взаимодействия с бытием, а значит, основой проекта должна быть концепция человека, общества, жизненного мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в системном рассмотрении феномена костюма в контексте социокультурной ситуации начала XXI века с позиций философско-культурологического анализа. Полученные выводы и результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований в данном направлении.

Материалы диссертации, разработанные в ней исследовательские подходы, а также полученные результаты и сделанные выводы имеют значение для дальнейшего изучения костюма как социально-культурного феномена в междисциплинарном пространстве философии, культурологии, эстетики, социологии, психологии и искусствоведении.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке курсов лекций, подготовке семинаров и составлении методических пособий по учебным дисциплинам «Философия художественной культуры», «Теория и история культуры», «История художественной культуры», «Культурология», «История дизайна», «История костюма», «Проектирование костюма», «Основы теории и методологии дизайн-проектирования» и др.

Значимость диссертационного исследования состоит также в возможности использования его результатов при разработке учебных курсов по философии культуры, теории культуры и искусства, истории декоративно-прикладного искусства, дизайна, костюма, теоретических и прикладных аспектов моды и модного поведения. Они могут быть также полезны в практической деятельности профессиональных дизайнеров, стилистов и имиджмейкеров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Липская, Влада Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С древнейших времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность природной жизни предполагает или содержит в себе также и сущностное единство. А значит, мы всегда включены в глобальную связность мироздания, его событий. Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души, которая, по сути дела, есть просто всеобщая сущность. В такой субстанции должна сниматься вся разобщенность и разнообразие природной жизни. Душа и тело, поэтому неразделимы, взаимокоррелируемы и, как говорил Гегель: «Внешнее облачение служит лишь для изменчивого выражения духа, проявляющегося в теле, так что особая форма одеяния, образующиеся на нем складки, характер его ниспадания всецело определяются изнутри и лишь приспосабливаются к положению или движению тела в данный момент, - эта податливость и составляет идеальное

263 начало в одежде» .

Дизайнер костюма, одевающий тело, должен видеть, прежде всего, образ человека, причем в связи с базовым единством мира. Т.е. в системе всех известных на сегодняшний день социокультурных взаимосвязей. Поэтому именно мир субъекта может считаться теоретической и философской основой для дизайн-проектирования костюма, необходимой составляющей создания концепции образного решения внешнего вида человека. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность - самоорганизующаяся и целеустремленная система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя самоидентификацию и самооценку. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести бремя ответственности за этот выбор. Индивидуальность человека является основой формирования уникальной и

263Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т. - М.: Искусство, 1973, Т.З - С. 138 неповторимой личности. Именно способствовать созданию такой личности призван служить костюм, видоизменяющий и видоизменяющийся вместе с человеком и человеческим сообществом.

Для того чтобы проектировать современный модный костюм, воспринять и проанализировать его, адекватно использовать сегодня уже недостаточно интуиции и развитого вкуса. Чаще всего до сих пор как сами творцы (даже самые выдающиеся дизайнеры домов Высокой моды), так и потребители (даже самые искушенные) не осознают до конца с какой сложной системой осознанных и неосознанных побуждений и мотиваций они имеют дело, когда разрабатывают или носят модный костюм. В результате костюм «не принадлежит» его создателю или потребителю, а они «принадлежат» ему. Создатель не понимает до конца, что же он создал и какие мировоззренческие проблемы решил в тот или иной раз, разработав-сотворив костюм, а потребитель не совершенствует себя с помощью внешнего вида, а имитирует совершенствование. Тем самым костюм дегуманизирует общество (притом достаточно активно в контексте современной индустрии шопинга), хотя может совершать прямо противоположную миссию.

В стремительно прагматизирующемся человеческом сообществе «поиски себя» быстрее всего и эффективнее начать с малого - с собственного внешнего вида. Вот тут-то и кроется самое распространенное заблуждение в восприятии костюма: человек, когда видит костюм в журнале ли, или на подиуме - прикидывает: сможет ли он это носить или нет. Но верное видение костюма - это не только фасон, силуэт и так далее, . .а как раз тот самый образ, который заключает в себе смысл. Умея его понимать, можно научиться вступать в визуальный диалог с тем, что происходит сегодня в мире, видоизменяя свой облик, при этом, совсем не обязательно буквально следуя формам увиденного.

Облик современного человека меняется ежегодно. Дизайнер костюма, как творческая личность, занимающаяся самым антропоцентричным видом дизайнерской деятельности, обладает обостренным чувством времени. Он предчувствует образ завтрашнего человека, а значит, в определенной мере предсказывает то, что с нами со всеми произойдет в обозримом будущем (не только на уровне костюма).

Настоящее исследование - это начало разработки философии костюма, которая может быть основанием для формирования, как теории костюма, так и в целом теории предметной культуры, раскрывающей закономерности присутствующие в современном социуме.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Липская, Влада Михайловна, 2012 год

1. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993. 263с.

2. Агеев В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. - 254 с.

3. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. - 527 с.

4. Азархи С.А. Модные люди: К истории художественных жестов нашего времени. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2012.-376с.

5. Андреева А.Н. Дизайнерские бренды в фешн-бизнесе. СПб.: Издат. дом СПб. Гос. ун-та, 2006. - 256 с.

6. Андреева И.А. Мода и культура одежды. М.: Знание, 1987. - 234с.

7. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. - 416 с.

8. Андросова Э. М. Основы художественного проектирования костюма. — Ч.:ЧГУ, 2005, — 176 с.

9. Анищенко И.Г., Вагин В.Н. Понятие знака в науке и искусстве // Новости искусственного интеллекта. № 3, 2006, С. 25-30.

10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Архитектура, 2007. —392 с.

11. П.Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М.: Советский художник, 1987. — 45 с.

12. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / перев. с фр. М.: Мартис, 1993.- 192 с.

13. З.Бабаева А. Формирование социального тела в европейской культуре // Социальная аналитика ритма. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 21 -23.

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

15. Барт Р. Мифологии / пер. с фр. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.-315 с.

16. Барт Р. Нулевая степень письма / пер. Косикова Г.К. // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. —С. 306

17. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

18. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, № 3, 1995. С. 103-122.

19. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. - С.80-160.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

21. Белько Т.В. Бионические принципы формообразования костюма. Автореферат на соискание док. техн. наук. М. 2006. - 32 с.

22. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.: Академия моды, 1996. - 116 с.

23. Бент Э. Цвет в христианских видениях. Психология цвета / пер. с англ. -М.: Академия, 1996. 236 с.

24. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум , 1996. - 239 с.

25. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.-384 с.

26. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. М.: Феникс, 2000. -448 с.

27. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Наука, 1980. - 206 с.

28. Бесков Д.А. Одежда и интерьер в рамках представлений о пространственной структуре телесности // Визуальный образ: сборник статей. М.: Литера, 2008. — 120 с.

29. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

30. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

31. Библер B.C. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.

32. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: Логос, 1998. - 240 с.

33. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1984.-256 с.

34. Бовуар С. Второй пол пер. с фр. М.: Изд. Группа «Прогресс» - СПб.: Алетея, 1997.-832 с.

35. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971, —511 с.

36. Богатырев П.Г. О знаковой функции в костюме // Труды по знаковым системам: сб. научн. тр. / Тарту, 1975, Т. 7. С. 21 - 36

37. Бодрийар Ж. Система вещей / пер. с фр. М.: Рудомино, 2001. - 218 с.

38. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

39. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. М.: Библион-Русская книга, 2004. - 304 с.

40. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. -136 с.

41. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности) / пер. с фр. -М.: ИФ РАН, 1995. 297 с.

42. Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. Трагедия человеческого сознания / пер. с фр. М.: Гнозис, 1996. - 416 с.

43. Бородецкий А .Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. М.: Наука, 2000.-256 с.

44. Бранский В., Пожарский С. Глобализация и синергетический историзм. -СПб.: Политехника, 2004. 396 с.

45. Бродель Ф. Структуры повседневности // Материальная цивилизация, экономика и капитализм в 3-х т., Т. 1. -М.: Прогресс, 1992. 621 с.

46. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. 326 с.

47. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 145 с.

48. Будур Н. История костюма. М.: Олмапресс, 2002. - 336 с.

49. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетея, 2001. - 562 с.

50. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: НЛО, 2005. - 640 с.51 .Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности // Социо-логос / пер. с англ.,нем., франц. М.: Прогресс, 1991. - С. 39-50.

51. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и его названия в русском языке. М., 2005. 247 с.

52. Васильев A.A. Красота в изгнании. М.: Слово, 1998. - 480 с.

53. Васильев A.A. Судьбы моды. М.: Альпина, 2011. - 464 с.

54. Введение в культурологию: курс лекций / Под ред. д.ф.н., проф. Ю.Н. Солонина, д.ф.н., проф. Е.Г. Соколова СПб: СПбГУ, 2003. - 343 с.

55. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 508 с.

56. Вейнингер О. Пол и характер / пер. с нем. М.: Попурри, 1997. - 416 с.

57. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть первая /пер. с нем. М.: Гнозис, 1994.-612 с.

58. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов: собр. соч. в 2-х т. М., 2001, Т.1 - 424 е., Т. 2. -392 с.

59. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 410 с.

60. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. - 864 с.

61. Гадамер Г. Аюуальность прекрасного. М: Искусство, 1991. -367 с.

62. Гадамер Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М: Прогресс, 1988. -699 с.

63. Гегель Г. Феноменология духа. М.: Изд. социально-экономической литературы, 1959. - 440 с.

64. Гегель Г. Эстетика в 4-х т. М.: Искусство, Т.З, 1973. - 621 с.

65. Гейл К., Каур Я. Мода и текстиль. Рождение новых тенденций / пер. с англ. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. - 240 с.67.ете И.В. К учению о цвете // Избранные произведения по естествознанию. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - С. 261-361.

66. Гибсон Дж. Экологический подход к визуальному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-464 с.

67. Глазычев B.JI. О дизайне. М.: Искусство, 1970. - 192 с.

68. Глазычев B.JL Способы представления художественного конструирования // Теоретические и методологические исследования в дизайне: Сб. научн. тр. М.: Изд-во Шк. Культ. Полит., 2004. - С. 95.

69. Горбачева JI.M. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануеля Унгаро. -М.: ГИТИС, 1996.- 120 с.

70. Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 256 с.

71. Горный Е. Что такое семиотика // Радуга. Таллинн, 1996 272 с.

72. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. -М.: Наука, 1994.-233 с.

73. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. - 286 с.

74. Грякалов A.A. Письмо и событие. М.: Наука. - 488 с.

75. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 452 с.

76. Гусейнов A.A. Что же мы такое? // Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. -326 с.

77. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001 .-315 с.

78. Даган Д.Г. Величайшие шоу мира: взгляд на современные показы мод в их связи с искусством перформанса // Теория моды. М.: HJIO, 2007. -№2.-С. 31-58.

79. Делез Ж. Логика смысла / пер. с фр. М.: Akademia, 1995. - 285 с.

80. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.

81. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома //Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-принт, 1996. - С. 6-32.

82. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX начало XXI вв. - СПб.: Астерион, 2009. - 106 с.

83. Демшина А.Ю. В поисках конфигурации современного тела тело человека как область труда и творчества // Мода в контексте культуры: сб. статей. - СПб.: СПбГУКИ, 2006 - С. 26-30.

84. Деррида Ж. Края философии / пер. с фр. М.: Newart, 2000. - 235 с.

85. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с фр. СПб.: Академический проект, 1995.-430 с.

86. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. - 238 с.

87. Дриккер A.C. Эволюция культуры. Информационный отбор. СПб.: Академический проект, 2000. - 181 с.

88. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Мастерство, Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001. - 184 с.

89. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Академия, 2003. - 288 с.

90. Жан-Ноэль Р. Рождение роскоши. Древний Рим в погоне за модой / пер. с фр. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 400 с.

91. Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб.: ИГУП, 1998.-413 с.

92. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. - 250 с.

93. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. -340 с.

94. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. - 432 с.

95. Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. М.: Издатель Д. Аронов, 2001.-222 с.

96. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / пер. с англ. -Минск: Гревцов Паблишер, 2009. 192 с.

97. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

98. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-415 с.

99. Каган М.С., Соколов Е.Г. Диалоги. СПб.: Изд-во СПб Университета, 2006. - 308 с.

100. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). -М.: Сварог и К0, 2002. 376 с.

101. Каминская Н.М. История костюма М.: Легкопромсбыт, 1986. -172 с.

102. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Архимед», 1992.- 109 с.

103. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.-318 с.

104. Кантор K.M. Мода как стиль жизни // Мода: за и против: сборник статей. М., 1973. - С. 23-42.

105. Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры.1. СПб.: Лань, 1997.-512 с.

106. Кассирер, Э. Философия символических форм // Культурология XX век: Антология.-M.: Юрист, 1995.-С. 163-213.

107. Килошенко М.И. Интуитивное прогнозирование моды на основе репрезентативности // Мода и дизайн: сборник статей. СПб.: СПбГУТ, 2001.-265 с.

108. Килошенко М.И. Психология моды. М.: Оникс, 2006. - 320 с.

109. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века. М.: Просвещение, 1976. - 174 с.

110. Кларк Д. Doopie Pagine: не вдаваясь в детали // Теория моды, зима 2006-2007. №2. - С. 286-297.

111. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М.: Слово, 2002. - 220 с.

112. Ковешникова H.A. Дизайн: История и теория: учебное пособие для студентов архитектур, и дизайн, специальностей. М.: Омега-Л, 2005. -223 с.

113. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ, 1980. -134 с.

114. Козлова Т.В. О прогнозе моды // «Текстильная промышленность» №6, 1978, С. 68-91.

115. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1998. - 352 с.

116. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. -240 с.

117. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Минск: Литература, 1998.-496 с.

118. Композиция костюма: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.

119. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины визменяющемся мире // Введение в тендерные исследования: сб. научн. трудов. СПб.; Алетейя, 2001. - С. 562-606.

120. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 - 383 с.

121. Коннелл Р. Маскулинность и глобализация // Введение в тендерные исследования: сб. научн. трудов. СПб.: Алетейя, 2001. - С. 851-880.

122. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М.: Владос, 2002.-304 с.

123. Косарева Е.А. Мода. XX век. Развитие модных форм костюм. -СПб.: Санкт-Петербургский институт печати, 2006. 468 с.

124. Коськов М.А. Предметный мир культуры. СПб.: СПбГУ, 2004. -344 с.

125. Коськов М.А. Костюм и мода // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. СПб.: СПбГУТИД, 2008, № 15. - С. 78-86.

126. Коськов М.А., Музалевская Ю.Е. Костюм. Основы теории. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2011. - 224 с.

127. Которн Н. История моды в XX веке. М.: Тривиум, 1998. - 175 с.

128. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 577 с.

129. Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2000. - 224 с.

130. Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики / пер. с франц., М.: РОССПЭН, 2004. 656 с.

131. Кроче Б. Эстетика. М.: Интрада, 2000. - 160 с.

132. Кун. Т. Структура научных революций. М.: Изд. «Прогресс», 1977 -320 с.

133. Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с датск. М.: Республика, 1993. -383 с.

134. Кэссин-Скотт Дж. История костюма и моды. М.: Д&К, 2002. -420 с.

135. Культурология XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 511 с.

136. Кысько В.Г. Этническая психология. М., «Academia» 2002 270 с.

137. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие для вузов. М.: Изд. Гардарики, 2007. - 303 с.

138. Лазарев E.H. Дизайн как технико-эстетическая система: автореф. дис. док-pa искусствоведения (техническая эстетика) ВНИИТЭ. М., 1984.-32 с.

139. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / пер. с фр. -М.: Гнозис. 1995.-219 с.

140. Леви-Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 510 с.

141. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.:СП6ГУКИ, 2002. - 320 с.

142. Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 97110.

143. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. -278 с.

144. Линч А., Штраусе М. Изменения в моде: причины и следствия / пер. с англ. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. - 280 с.

145. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. СПб.: Аксиома, 2001.-210 с.

146. Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб.: Владимир Даль, 2001. - 330 с.

147. Липская В.М. Функциональность костюма как транслятора социальных ценностей // Обсерватория культуры. Научно-теоретический журнал, № 1, М., 2012. С. 92-97.

148. Липская В.М. Инновации и цикличность в дизайне костюма // Вестник Санк-Петербургского государственного университета. Научно-теоретический журнал, № 2, СПб, 2012. С. 56-61.

149. Липская В.М. Философия костюма. СПб.: СПбГУСЭ, 2011.171 с.

150. Липский Б.И. Вещь как интенциональный объект // Вопросы философии. М., № 2, 2011. - 34-39.

151. Лободанов А.П. Прикладные искусства. М.: Изд-во МГУ, 2007. -200 с.

152. Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции М.: Из-во МГУ, 1998. - 264 с.

153. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: «ЭЛМОР», 2011. - 140 с.

154. Лола Г.Н. Дискурс моды: от нарративного кокона к рекламному посланию // Мода в системе культуры: сборник статей. Вып. 3. СПб.: СПбГУКИ, 2008.-37 с.

155. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство политической литературы, 1991. - 918 с.

156. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст -семиосфера - история. - М.: Академия, 1999. - 246 с.

157. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М: Изд. группа «Прогресс», 1992 -270 с.

158. Лотман М.Ю. Избранные статьи в 3-х т. Таллинн.: Александра, 1992.

159. Люшер М. Сигналы личности / пер. с нем. Воронеж, 1963. - 163 с.

160. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.-383 с.

161. Малиновский Б. Избранное. Динамика культуры / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. - 960 с.

162. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-415 с.

163. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Азбука, 2010. - 288 с.

164. Манкевич И.А. Поэтика обыкновенного: опыт культурологическойинтерпретации. — СПб.: Алетейя, 2011. — 712 с.

165. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории.- СПб.: Издательство «Лань», 1997. 340 с.

166. Марков Б.В. Люди и знаки. СПб.: Наука, 2011. - 667 с.

167. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. М.: ООО Издательство ACT, 2002. - 526 с.

168. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник в 2-х книгах. Книга вторая. СПб.: Изд-во «Композитор». 2003.-359 с.

169. Медведев В.Ю. Стиль и мода в дизайне. СПб.: СПГУТД, 2002. -146 с.

170. Мельникова-Григорьева Е. Границы тела // Теория моды. М.: НЛО, 2007.-С. 99-118.

171. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999.-604 с.

172. Мерцалова М.Н. История костюма разных времен и народов: В 4-х тт. издание 2-е. - М.: Академия Моды, 1993-2001, Т. 1. - 534 е., Т. 2 -432 е., Т.3-4.-576 с.

173. Михалева К.Ю. Система моды. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. - 137 с.

174. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. -416с.

175. Моррис Ч.Ч. Основание теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1982.-С 37-89.

176. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темпераментов в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. - 288 с.

177. Ортега-и-Гассет X. Избранные работы. Эстетика. М.: Наука, 1991.- 693 с.

178. Основы теории проектирования костюма / Под ред. докт. иск., проф. Козловой T.B. М.: МТИ, 1988. - С. 38-47.

179. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Изд. Д. Аронов, 2004 -416с.

180. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

181. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000 - 356 с.

182. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997.-245 с.

183. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. - 356 с.

184. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник Московского университета, сер. 14, 1988, №3. с.54-67.

185. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. -480 с.

186. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974. -240 с.

187. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос,2000. -448 с.

188. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. M.: Ad Maginem, 1995. - 265 с.

189. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -235 с.

190. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 613 с.

191. Почепцов Г.Г. История русской семиотики. М.: Лабиринт, 1998. -333 с.

192. Пушкарева Н.Л. Тендерная методология в истории // Тендерный калейдоскоп: сб. научн. тр. M.: Akademia, 2002. - с. 57-68.

193. Разработка терминологического аппарата дизайна / отв. ред. Г.Л. Демосфенова: метод, материалы. М.: ВНИИТЭ, 1982. - 118 с.

194. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. СПб.:1. Питер, 2006.-219 с.

195. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971. 250 с.

196. Розин В.М. Семиотические исследования. М.: Университетская книга, 2001. - 250 с.

197. Романовская Ж.Б. История костюма и тендерные сюжеты моды. -СПб.: Алетейя, 2010. 442 с.

198. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2003. - 252 с.

199. Рыбаков O.E. К вопросу о понятии "этнос": философско-антропологичесий аспект. // Этнографическое обозрение 1998 - № 6 - с. 3-15.

200. Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001. -208 с.

201. Самоненко О.С. Ассоциативно-образный метод проектирования костюма: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения СПб., 2012. - 23 с.

202. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с франц., М.-.Республика, 2000. 638 с.

203. Свендсен JI. Философия моды / пер. с норв. М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

204. Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. -234 с.

205. Семиотика языка и литературы в 2-х томах. Благовещенск: БГТ им. И.А. Бодуэна дэ Куртенэ, 1998, Т. 1. - 328 с, Т. 2. - 304 с.

206. Силичев Д. Семиотические концепции искусства // Феноменология искусства. М.: РАН. Институт философии, 1996. - 144 с.

207. Словарь-справочник по психодиагностике / Под. ред. канд. психол. наук, доц. Барлачук Л.З. СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

208. Смит А. Теория нравственных чувств / пер. с англ. М.: Республика, 1977. - 351 с.

209. Соколов Е.Г. Искусство в системе культуры // Введение в культурологию / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб.: Изд-во СПб Университета, 2003. - С 55-56.

210. Соколов Е.Г. Удостоверение личности // Метафизические исследования. Выпуск 5. СПб.: СПбГУ, 1997. - С. 127-148.

211. Солонин Ю.Н. Смысл философии ценности как обосновывающей науки // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып.2. 1997. С.56-67.

212. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. -М.: Российский открытый университет, 2003. 306 с.

213. Степучев P.A. Костюмографика: учеб. пособие для вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.

214. Суворов H.H. Элитарная и массовая культуры в атмосфере постмодернизма. СПб, 2002. - 200 с.

215. Тард Г. Законы подражания / пер. с фр. СПб., 1892. - 130 с.

216. Тишков В.А. Забыть о нации // Вопросы философии, № 9. -М., 1998.- С. 4-12.

217. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение, № 3, 1997. С. 3-16.

218. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. - С. 553.

219. Топалов М.И. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. -М.: Дело, 2008.-268 с.

220. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1995. - 624 с.

221. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. К философии поступка. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 216 с.

222. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского. СПб.: Питер, 2004.-413 с.

223. Уилсон Э. Облаченные в мечты: мода и современность / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 288 с.

224. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

225. Устюгова E.H. Стиль как явление культуры. СПб.: СПбГУ, 1994. -340 с.

226. Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1994. - 267 с.

227. Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. С.280.

228. Флоренский П. Философия культа // Богословские труды. М.: Журнал Московской Патриархии, 1977. - №17. - С. 219-242.

229. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

230. Франки В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -346 с.

231. Фрейд 3. Психология бессознательного / пер. с нем. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

232. Фреге Г. Избранные работы / пер. с нем.- М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. 128 с.

233. Фромм Э. Душа человека / пер. с англ. М., Республика, 1992. -432 с.

234. Фромм Э. Имегъ или быть. -М.: ACT, 2000. 448 с.

235. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. Киев: Ника-Центр, 1996. -208 с.

236. Фуко М. Слова и вещи / пер. с фр. СПб.: Изд. A-cad, 1994. - 405 с.

237. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994. - 448 с.

238. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь мир, 2002.- 144 с.

239. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие / пер. с нем. -М.: Республика, 1993. С 41-62.

240. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет / пер. с нем. М.: Гнозис, 1993. - С. 47-120.

241. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.-424 с.

242. Харви Д. Показывать и скрывать: двусмысленность в отношениях тела и одежды / пер. с англ. // Теория моды. М.: НЛО, 2007-2008. - Вып. 6. - С. 95-96.

243. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с англ. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.

244. Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды.- М.: Легкая индустрия, 1968. 267 с.

245. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. СПб.: Алетейя, 1996. -495 с.

246. Шор Ю.М. По следам творящего духа. СПб.: Чистая линия, 2005.- 208 с.

247. Щедровицкий Г.П. Наука и методология науки дизайна // Теоретические и методологические исследования в дизайне: сб. научн. тр.- М.: Изд-во Шк. Культ. Полит., 2004. 32 с.

248. Элькина З.Б. О красоте и современности одежды. Л.: Знание, 1963.-60 с.

249. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. -СПб.:ТООТК «Перополис», 1998.-431 с.

250. Энтуисл Д. Мода и плоть: одежда как воплощенная телесная практика // Теория моды, одежда, тело культура. М.: НЛО, 2008. -Вып. 6.-С. 95-130.

251. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. - 214 с.

252. Эпштейн М.Н. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов // Звезда. М., № 4, 2006. - С.46.

253. Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. Философия тела. Тело свободы. -СПб.: Алетейя, 2006. 431 с.

254. Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / пер. с фр. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2008. - 272 с.

255. Юнг К.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 480 с.

256. Юнг К.Г. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи / пер. с англ. // Психология цвета. М.: Академия, 1996. - 117с.

257. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика: Тавистокские лекции пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1998. - 212 с.

258. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга. -1996.-716 с.

259. Юнг К. Г. Психология бессознательного М., 1994. - 303 с.

260. Юнг К.Г. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. Психология цвета. М.: Академия, 1996. - С.135-142.

261. Яковлева М.В. История костюма и моды. СПб.: СПбГУСЭ, 2007. -131 с.

262. Яныиин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. - 368 с.

263. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -524 с.

264. Ashman S. Costume and fashion. London: Hamlyn, 2000. - 232 p.

265. Bell Q. On Human Fineru. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London: B.T. Batsford Ltd, 1992 - 324 p.

266. Bliss S. Significance of Clothes // American Journal of Psychology. -NY, 1916, 10 (2). PP. 217-266.

267. Blumer H. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection // Sociological Quarterly, 1969. №10. - PP. 275-291.

268. Bogardus E. S. Fundamentals of Social Psichologu. NY.: Fairchild Pubns, 1942.-299 p.

269. Boucher F. 20.000 Years of fashion. The history of costume and personal adornment. NY: Harry N. Abrams INC, Publishers, 1999. - 240 p.

270. Brannon E. Fashion Forecasting. NY.: Fairchild Pubns, 2005. - 189 p.

271. Breward C. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress. // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. -Oxford: Berg. 2000. - (№ 37). - PP. 23-36.

272. Breward C. Fashioning London: Clothing and the Modern Metropolis. -London: Berg Publishers, 2004. 356 p.

273. Burckhardt J. The Civilization of the Renaissance in Italy. London: Phaidon Press, 1995. - 340 p.

274. Casciani S., Spinelli L. Design goes pop. // DOMUS 1960-1964. 2008. -(№5).-PP. 19-26.

275. Cassin-Scott, J. The Illustrated Encyclopedia of Costume and Fashion: From 1066 to the Present. London: Sterling, 1994. - 332 p.

276. Craik J. The Face of Fashion: Cultural Studies in Fashion. London: Routledge, 1994.-243 p.

277. English Bonnie. A Cultural History of Fashion in the Twentieth Century: From the Catwalk to the Sidewalk. NY.: Berg Publishers, 2007. - 287 p.

278. Entwistle J. The Fashioned Body Fashion, Dress and Modern Society. Cambridge. 2000. PP. 324-325.

279. Crane D. Fashion and its social agendas: class, gender, and identity in clothing. Chicago: Univ. of Chicago press, 2000. - 243 p.

280. Davis F. Fashion, Culture and Identity. Chicago: University of Chicago, 1985.-321 p.

281. Douglas M. Natural Symbols: Explorations in Cosmology. London, 1973.-232 p.

282. Entwistle J. The Fashioned Body Fashion. Dress and Modern Society. Cambridge: Univ. Cambridge, 2000. 240 p.

283. Ewing E. History of 20th century fashion. London: B.T. Batsford Ltd., 2001.-210 p.

284. Flugel J. Psychologu of Clothes. NY: Fairchild Pubns, 1971. - 231 p.

285. Fukai A., Suoh T. Fashion: A History from the 18th to the 20th Century by Kyoto Costume Institute. London: Taschen, 2002. - 406 p.

286. Gundle S. Glamour: A History. Oxford: OUP Oxford, 2008. -360 p.

287. Julia Kristeva, Zthiskdtikt): Recherches pour une semanalyse, Paris, Seuil, 1969, 75 p.

288. Koda H. Extreme beauty: The body transformed. NY: The Metropolitan Museum of art, 2003. - 321 p.

289. Konig R. The Restless Image. London: George Allen and Unwin, 1973.-230 p.

290. Kroeber A. On the Principle of Order in Civilization as Exemplified by Chenges in Fashion // American Antropologist, New Seres. 1919. № 21 (3). -PP. 235-263.

291. Laver J. Concise history of costume and fashion. NY.: H. N. Abrams, 1995.-323 p.

292. Lipovetsky G. The Empire of Fashion: Dressing Modern Democracy. -New Jersey: Princeton University Press, 1994. 275 p.

293. Lowe J. Cultural Pattern and Process: A Study of Stylistic Chang in Women's Dress // American Antropologist, Nwe Series. 1982. - 84(3). - PP. 521-544.

294. Lurie A. The Language of Clothes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. London: Hamlyn Paperback, 1983. - 340 p.

295. Lynch A., Strauss M. Changing Fashion: Critical Introduction to Trend Analysis and Cultural Meaning. NY.: Berg Publishers, 2007. - 259 p.

296. McDowell C. Fashion Today. Phaidon: Press Ltd, 2003.- 435 p.

297. Quinn B. Techno fashion. NY: Oxford International Publishes Ltd., 2006. - 320 p.

298. Nystrom P. Economics of Fashion. New York: Ronald Press Company, 1928-356 p.

299. Pesendorfer W. Response to "Fashion Cycles in Economics"/ W. Pesendorfer // Econ Journal Watch. 2004. - №1 (3). - PP.445-464.

300. Raymond M. The Tomorrow People: Future consumers and how to read them today. London: Hamlyn, 2003. - 532 p.

301. Robinson, D. Style Changes: Cyclical, Inexorable, and Foreseeable // Harvard Business Review. 175. - 53. - PP. 121 -131.

302. Rogers E. Diffusion of Innovations. NY: The Free Press, 2003. -185 p.

303. Steele V. Paris fashion: a cultural history. Oxford: Oxford univ. press. 1988.-398 p.

304. Strauss M. Changing Fashion: A Critical Introduction to Trend Analysis and Cultural Meaning (Dress, Body, Culture). NY: Berg Publishing, 2007. -288 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.