Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Касторская, Елена Владимировна

  • Касторская, Елена Владимировна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 342
Касторская, Елена Владимировна. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Санкт-Петербург. 1999. 342 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Касторская, Елена Владимировна

Введение.

Оглавление

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХРИСТИАНСТВА.

§ 1. Общесоциальное значение христианства.

§2. Нормативно-правовая основа деятельности христианских объединений в России.

Глава 2. ИСТОЧНИКИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ О

ПРЕСТУПЛЕНИИ.

§ 1. Положения Библии об общественно опасном поведении.

§2. Источники православия об отношении к преступному поведению.

§3. Источники католицизма, регламентирующие отношение к преступлениям.

§ 4.Источники протестантизма о преступлениях.

Глава 3. НЕГАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ

ХРИСТИАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА.

§ 1. Криминологическая характеристика деятельности религиозных объединений антисоциальной направленности.

§2. Причины, условия и профилактика негативной деятельности христианских объединений в России.

Глава 4. РОЛЬ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ И ЕГО СТОРОННИКОВ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

§ 1 .Криминологическое значение позитивных положений основных источников христианства.

§ 2. Христианские организации в России и профилактика преступлений.

§3. Перспективы участия религиозных организаций в социальной антикриминальной профилактике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России»

Криминологический интерес к религии обусловлен, в частности, тем, что в период роста преступности, когда традиционные методы социального контроля над нею оказываются малоэффективными, приобретает определенную значимость деятельность христианских организаций, побуждающая своих адептов к законопослушному поведению, уважению светских норм, вытекающих из обычаев, многие из которых также рождены христианством.

В условиях идеологического многообразия, к которому оказались недостаточно подготовленными не только правоохранительные органы, но в целом общество и государство, религия может выступать в ряде случаев как фактор деструктивный и даже криминогенный.

Социологические опросы второй половины 90-х годов свидетельствуют о росте уровня религиозности россиян (35-60%), особенно среди молодежи (66%), а большая часть населения России (56%) считает себя христианами. Кроме того, результаты проведенного нами в 1999 году опроса 400 молодых людей в возрасте 18-29 лет, обучающихся в пяти вузах Санкт-Петербурга, свидетельствуют о высоком уровне их религиозности (90,5%). Данные обстоятельства нельзя не учитывать при разработке мер криминологической профилактики, поскольку положительное либо отрицательное влияние религии и церкви на правосознание верующих является весьма заметным.

Актуальность темы исследования определяется и потребностями практики в научной разработке нетрадиционных способов осуществления социального контроля над преступностью, а также методики выявления деструктивных и оккультных объединений как особой разновидности преступных сообществ, постоянно стремящихся к расширению сферы своего влияния, особенно в среде молодежи.

Основными целями данной работы являются: разработка концепции участия религиозных организаций в социальной антикриминальной профилактике; разработка методики выявления криминогенных сторон деятельности антихристианских формирований и выдвижение комплекса рекомендаций по ограничению их негативного влияния.

Эти цели обусловили постановку и решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач: 1) изучение общих положений христианских вероисточников, содержащих негативную оценку общественно опасного поведения; 2) осуществление криминологического анализа источников различных направлений христианства; 3) осуществление системного анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность религиозных, в том числе христианских, объединений в России; 4) изучение деятельности христианских объединений в России и возможностей их содействия социальной антикриминальной профилактике; 5) анализ деятельности антихристианских объединений, деструктивных и оккультных формирований, имеющих негативное, в том числе криминогенное, влияние; 6) разработка и схематичное изображение предполагаемой структуры механизма предупредительного воздействия с участием религиозных организаций на факторы различных уровней причинного комплекса преступности; 7)формулирование предложений по совершенствованию мер предупреждения преступлений, совершаемых религиозными объединениями деструктивного и оккультного характера, антихристианскими формированиями; 8) разработка предложений для типовой комплексной программы участия христианских объединений в социальной антикриминальной профилактике.

Диссертационное исследование направлено на изучение: возможностей христианства и христианских организаций в повышении эффективности социальной антикриминальной профилактики; деятельности антихристианских, деструктивных и оккультных объединений и возможностей ограничения их влияния силами, осуществляющими социальный контроль над преступностью; нормативных актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений.

Данных проблем касались в своих научных трудах такие ученые, как Ю.М.Антонян, И.А.Возгрин, В.И.Гараджа, Я.И.Гилинский, А.И.Долгова, М.П.Клейменов, Д.В.Ривман, В.П.Сальников, Л.И.Спиридонов, О.В.Старков, Ю.В.Тихонравов, Д.А.Шестаков и другие.

Использованы также научные разработки проблем предупреждения преступлений посредством воздействия на детерминирующие преступное поведение явления и процессы. Этому посвящены, в частности, труды Н.А.Беляева. Ю.Д.Блувштейна, В.Н.Бурлакова, Б.В.Волженкина,

И.В.Волгаревой, С.А.Денисова, С.В.Дьякова, К.Е.Игошева, В.Н.Кудрявцева, Н.Ф.Кузнецовой, О.В.Лукичева, В.В.Лунеева, Г.М.Миньковского,

А.С.Михлина, В.В.Орехова, К.Т.Ростова, Ф.Ю.Сафина, И.Б.Степановой, Н.Г. Ян гола.

Методологической основой диссертационного исследования является метод познания, базирующийся на таких частно-научных методах, как сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, исторический.

Теоретической основой исследования являются труды по криминологии, конституционному, административному, уголовному, уголовно-исполнительному, гражданскому и семейному праву, гражданскому и уголовному процессам, другим отраслям права, а также труды по социологии, философии, педагогике, психологии, богословию, теософии, наукам и дисциплинам, касающимся исследуемого направления.

В настоящее время возникает необходимость исследования возможностей религии и церкви влиять на состояние и тенденции преступности в современном мире, особенно в России. Это связано с тем, что во-первых, значительно вырос и продолжает расти уровень религиозности населения; во-вторых, в условиях идеологического многообразия распространяют свое влияние различные религиозные объединения, как позитивного характера, так и криминогенного; в-третьих, по-прежнему религиозность населения в большей мере связана с христианством, в том числе с традиционными его формами для нашей страны. Эти изменения следует принимать во внимание при совершенствовании мер криминологической профилактики и методики их реализации с учетом специфики соответствующих уровней.

В основу диссертации положен эмпирический материал, полученный в ходе конкретно-социологического исследования. При изучении деятельности функционирующих в Санкт-Петербурге субъектов, имеющих отношение к деятельности христианских объединений, были обследованы: подразделения Комитета по образованию, Комитета по делам семьи, детства и молодежи, другие подразделения Администрации Санкт-Петербурга; правоохранительные органы регионального и районного звеньев; социально-реабилитационные центры; муниципальные и немуниципальные (порожденные частной инициативой) приюты для детей и подростков. При изучении деятельности религиозных объединений в России были обследованы 33 прихода в шести регионах.

Кроме того, было изучено 100 уголовных дел (за 1996-1998 годы) о преступлениях, предусмотренных статьей 210 Уголовного кодекса РСФСР, статьями 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации федеральных судов Красногвардейского, Курортного, Московского районов Санкт-Петербурга. Проведено интервьюирование: 100 должностных лиц, органов государственного управления Санкт-Петербурга (6 января 1999 года); 600 верующих в возрасте 25-50 лет приходов Русской Православной Церкви, Римской Католической Церкви, Евангельских христиан-баптистов, Свидетелей Иеговы, мормонов Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, чуриковцев (в 1998 году) в Санкт-Петербурге, Волгограде, Ярославле, Туле, Костроме, Иванове; 100 священнослужителей православных приходов Санкт-Петербурга в 1998 году);300 членов организации "Свидетели Иеговы'\в 1998 году) , 300 жителей Санкт-Петербурга, не считающих себя верующими (в 1999 году). Также в Санкт-Петербурге в 1999 году осуществлено анонимное анкетирование следующих репрезентативных групп: 400 студентов пяти вузов в возрасте 18-29 лет; 300 лиц, содержащихся в следственном изоляторе №1 (учреждение 45/1), совершивших насильственные, корыстно-насильственные и корыстные преступления; 200 сотрудников правоохранительных органов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые на диссертационном уровне дается криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России, выдвигается ряд предложений по использованию достижений христианства в социальной анти криминальной профилактике, обосновывается необходимость криминологического воздействия на факторы, детерминирующие различные проявления антихристианских и оккультных формирований криминогенной направленности. Научная новизна работы конкретизируется в следующих ее основных положениях:

1) представлены результаты анализа ряда источников христианских вероучений, свидетельствующие о наличии в них позитивных положений, содержащих отрицательную оценку общественно опасного поведения. Эти результаты предлагается использовать при решении задач предупреждения преступлений на различных уровнях и этапах криминологической профилактики;

2) представлена характеристика деятельности ряда христианских организаций в России, свидетельствующая о их существенном вкладе в воспитание законопослушных граждан; о возможностях эффективно использовать указанные достижения в социальной антикриминальной профилактике;

3) произведен системный анализ действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность христианских объединений в России, что может быть использовано при решении задач государственной религиоведческой экспертизы и задач выявления криминогенных религиозных формирований;

4) представлена совокупность мер и возможностей использования в социальной антикриминальной профилактике достижений христианства, методов работы христианских организаций по коррекции мировоззрения и правосознания, воспитания законопослушных граждан. Схематично изображено предполагаемое участие религиозных объединений в такой профилактике путем воздействия на факторы духовной сферы, детерминирующие девиантное поведение на различных уровнях причинного комплекса преступности. В последнем также выделяется международный уровень и предлагаются соответствующие ему меры профилактики совместно с правоохранительными органами зарубежных стран;

5) доказывается необходимость научной разработки методики выявления распространяющих свое влияние и в то же время законспирированных преступных сообществ религиозной направленности с международными связями, в том числе сатанинских, а также - скрывающих свою преступную деятельность под видом зарегистрированных религиозных организаций. В этой связи предлагается ряд способов их выявления, совершенствования методики сокращения уровня латентности совершаемых ими преступлений с использованием положительных достижений правоохранительных органов зарубежных государств, где действуют такие сообщества, а также христианских организаций, имеющих многовековой опыт борьбы с антихристианскими проявлениями;

6) представлены результаты изучения деятельности ряда религиозных организаций (православного, католического, протестантского направлений христианства), свидетельствующие о их позитивной работе, направленной в том числе и на воспитание законопослушных граждан. Обосновывается, что отдельные различия в их вероучениях могут в ряде случаев выступать как деструктивный фактор и условие совершения преступлений на почве религиозной ненависти и вражды. В этой связи предлагается создание на региональном уровне ведомства, координирующего деятельность религиозных организаций с правоохранительными органами. Представляется целесообразным ввести в это ведомство представителей органов внутренних дел, прокуратуры, отдела по связям с религиозными объединениями и отдела регистрации общественных объединений Администрации субъекта Российской Федерации;

7) доказывается необходимость включения в программы борьбы с преступностью соответствующих разделов, предусматривающих создание условий для участия религиозных организаций в социальной антикриминальной профилактике. Предлагается использовать для этого предложения автора при разработке типовой программы участия таких организаций в предупреждении негативных социальных явлений, правонарушений и преступлений.

Теоретические выводы диссертанта могут быть использованы при разработке нового направления в криминологии, касающегося изучения криминогенных и антикриминогенных факторов религии и церкви. Эти выводы также могут быть использованы при разработке учебников и учебных пособий, содержащих сведения об источниках религиозных объединений, о их структуре, численности, дислокации, распространенности, деятельности и влиянии на отдельные слои населения.

Предложения и рекомендации автора могут быть использованы в качестве методической основы при подготовке нормативных актов в области предупреждения преступлений, в том числе совершаемых религиозными формированиями; при организации профилактических мероприятий правоохранительных органов совместно с общественными объединениями; при подготовке программ предупреждения преступлений и профилактики правонарушений; при проведении государственной религиоведческой экспертизы; в профилактической и правоприменительной деятельности специально-криминологического характера; при организации совместных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран по борьбе с преступностью; в преподавании курсов "Криминология", "Криминалистика", "Уголовное право", "Уголовный процесс", "Международное право", "Судебное религиоведение", "Культурология" в высших и средних специальных юридических учебных заведениях.

Выводы и рекомендации, касающиеся деятельности христианских организаций на международном уровне, анализа источников христианских вероучений и их влияния на международные связи и отношения, использовались автором при подготовке и проведении занятий по дисциплинам "Криминология" и "Международное право"; при участии в деятельности Международного криминологического центра при Санкт-Петербургском государственном университете и Криминологической Ассоциации в качестве члена этих научных общественных организаций.

В своей основе результаты и выводы исследования докладывались автором на международной конференции "Преступность и закон" (Москва, 30 января - 2 февраля 1996 года); на научной конференции "Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях" (Москва, 1-3 февраля 1997 года); на межвузовской научно-практической конференции "Правоохранительная деятельность и конфессии в России: проблема личности в богословском, правовом и философским измерениях" (Санкт-Петербург, 30 октября 1997 года); на Российской ювенологической научно-практической конференции "Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века?" (Санкт-Петербург, 27-28 марта 1998 года); на международной научно-практической конференции "Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс" (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998 года); на международной научно-практической конференции "Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики" (Санкт-Петербург, 12-13 февраля 1999 года); на Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и прикладные проблемы экспертно-криминалистической деятельности" (Санкт-Петербург, 7-8 апреля 1999 года).

Всего по теме диссертации опубликовано 7 работ.

Конкретные предложения автора использованы при разработке проекта Целевой программы развития правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 1999-2003 годы.

Использование в данной диссертации специальных понятий обусловлено сложившейся в научной, в том числе богословской, литературе терминологией, а также формулировками нормативных актов, регламентирующих условия образования и деятельности религиозных объединений. Эти понятия требуют пояснения.

Религия - совокупность представлений о должном и недопустимом, связанных с поклонением Богу. Церковь - общество людей, соединенных верой в Бога и вероисповедными предписаниями1. Христианство - одна из трех мировых религий, основанная на культе сына Божия Иисуса Христа как 2 оогочеловека и спасителя мира .

Религиозное объединение - добровольное объединение лиц, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях

1 Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1891. С.778-781

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 857. совместного исповедания и распространения веры1. Религиозная организация -религиозное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица . Религиозная группа - религиозное объединение, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица3. Вероисповедание -официальная принадлежность к одной из разновидностей религии4. Конфессия - то же, что вероисповеданием

Деструктивное (объединение) - авторитарное, разрушительное, антисоциальное6. Оккультизм - примитивные формы "заменителей религии", начиная от новых социальных утопий и идеологических мифов, кончая коммерческим культом секса'. Антихристианское - противоположное христианству. Сатанизм - движение поклонения Сатане, Дьяволу, Люциферу'.

Крещение - христианский обряд (таинство) принятия в число верующих,

1 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 6.

2 Там же. Статья 8.

3 Там же. Статья 7.

4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1996.

С. 71. Там же. С. 286.

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. //Информационно-аналитический вестник, 1997. № 1. С. 9-10.

7 Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. ML, 1996. С. 204-205. s Парнов Е.И. Трон Люцифера. М„ 1985. С, 14, 28. приобщения к церкви и наречения личного имени1. Секуляризация -освобождение той или иной сферы деятельности от влияния религии2.

Грех - по религиозным представлениям, это нарушение в мыслях или действием воли Бога, воплощенной в нравственных предписаниях, требованиях религиозных санкционированных норм поведения и образа жизни3.

Социальная антикриминальная профилактика - разновидность криминологической профилактики, ориентированной на различные элементы социальной сферы, наиболее подвергнутые криминогенным влияниям. Это понятие широко используется в Проекте Целевой программы развития правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 1999 - 2003 годы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Касторская, Елена Владимировна

Заключение.

В данном исследовании, исходя из его задач и объема, показаны далеко не все возможности религиозных объединений в профилактике девиаций и негативных социальных явлений. Следует также учитывать и огромный неисследованный потенциал религии как особой формы социального контроля над поведением человека, имея в виду и истинно верующих, и сочувствующих определенной религии, и особенно неверующих и атеистов.

Сознавая значение ранней профилактики преступлений в условиях перманентности детерминант преступности, неуклонного роста уровня последней, в том числе организованных ее форм, общество не вправе пренебрегать приемлемыми для демократического правового государства возможностями упреждения антисоциального поведения и негативных явлений. Имея информацию о том, что деятельность конкретной религиозной организации свидетельствует о наличии гарантий недопустимости противоправного поведения ее членов, государство должно проявить заинтересованность в расширении ее прихода, дабы посредством увеличения числа законопослушных граждан, в том числе подобным образом, сокращать количество потенциальных правонарушителей.

В Российской Федерации имеется нормативный акт, предусматривающий осуществление надзора и контроля за деятельностью религиозных объединений - Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он позволяет на основе правовой оценки деятельности таких объединений выявлять общественно опасные их формы. Данное направление также недостаточно изучено в криминологии. Между тем, в данном исследовании продемонстрировано, насколько опасным может оказаться их влияние, особенно на молодежь, не говоря о действующих в России деструктивных и оккультных формированиях, характеризующихся признаками организованной преступности.

В целом христианство в жизни человеческого общества, в том числе российского, имеет позитивное значение располагая возможностями противостоять негативным социальным явлениям, правонарушениям, преступности. В этом заключается и криминологический аспект.

Представленные в систематизированном виде нормативные акты содержат регламентацию деятельности религиозных объединений, имеющую криминологическое значение, поскольку такая регламентация определяет законные пределы их функционирования в обществе и позволяет пресекать нарушение указанных пределов, в том числе в случае совершения общественно опасных действий.

Положения Библии , совпадающие с современными уголовно-правовыми запретами, служат и целям предупреждения преступлений верующими, поскольку запрещают им совершать аналогичные общественно-опасные деяния. Подобные положения содержатся и в других источниках христианства: православных, католических, протестантских, а также - вероисточниках различных конфессий внутри этих трех направлений, по разному толкующих Библию, но содержащих позитивные установки , направленные на воспитание законопослушных граждан. Поэтому укрепление позиций христианства в современном обществе будет способствовать увеличению числа людей, не допускающих со своей стороны правонарушений.

Распространение антихристианских объединений в России, рост числа их приверженцев представляет опасность для общества в силу высокой латентности совершаемых ими преступных действий, законспирированности, криминогенное™ .Поэтому предлагаются нетрадиционные методы выявления и социального контроля относительно их деятельности.

Предупредительное значение христианских вероисточников состоит в том, что они предлагают пути предотвращения явлений, ведущих к правонарушениям, что может быть использовано не только с целью ограничения влияния антихристианских формирований, но и для нейтрализации других криминогенных факторов, а христианские организации в своей деятельности активно воздействуют на такие факторы в социальной сфере. Поэтому в перспективе государство должно поощрять такую деятельность через СМИ и ряд социальных профилактических программ, в том числе программ борьбы с преступностью, значительно шире, нежели это делалось до сих пор.

В данном исследовании отчасти изучена роль одной мировой религии в противодействии общества негативным социальным явлениям. Имеет смысл исследовать также значение ислама и буддизма в жизни российских граждан и потенциальных возможностей этих мировых религий в подобном противодействии.

Наконец, в данном исследовании обнаруживается возможность разработки отдельного направления в науке о преступности - кримино-религиоведения, которое несомненно открывает значительные перспективы для целого ряда научных разработок.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Касторская, Елена Владимировна, 1999 год

1. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда. М., 1997. С. 58-59.

2. Основы православного вероучения. /Под ред. Лукомской С.И. СПб.: 1993. Ч. 1.С. 29-39

3. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 1996.

4. Постановления и определения

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ1. ЛИТЕРАТУРЫ.

6. МАТЕРИАЛЫ УГОЛОВНОЙ СТАТИСТИКИ.

7. Сведения о состоянии преступности в Российской Федерации и результатах деятельности органов внутренних дел по раскрытию преступленийза январь-декабрь 1998 года. М., 1999.

8. Сведения о состоянии преступности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 1998 год. СПб., 1999.5. ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

9. Crime, values, and religion Norwood (N.S.): Ablex Publ. corp., 1987. d. 11-120.A

10. Stark R., Kent L., Doyle D. Religion and delinquency: The ecology of a lost relationship.//Jornal of Research in Crime and Delinquency, 1982. Vol. 19. p. 424

11. The New Encyclopedia Britannica. 1987, Vol. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.