Криминологическое изучение православных традиций и обычаев и их использование в предупреждении преступлений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.08, кандидат юридических наук Кабакова, Наталья Владимировна

  • Кабакова, Наталья Владимировна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.08
  • Количество страниц 143
Кабакова, Наталья Владимировна. Криминологическое изучение православных традиций и обычаев и их использование в предупреждении преступлений: дис. кандидат юридических наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Москва. 2006. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Кабакова, Наталья Владимировна

Введение.

Глава1. Теоретико-методологические основы криминологического изучения православных традиций и обычаев.

1§ Социальные функции религии, ее традиций и обычаев как основы духовного формирования личности.

2§ Православные традиции и обычаи в системе предупреждения негативных социальных явлений.

3§ Методология и методика изучения профилактического потенциала православных традиций и обычаев.

Глава 2. Православные традиции и обычаи в системе предупреждения преступлений.

1 § Место и роль православных традиций и обычаев в современной системе предупреждения преступлений.

2§ Влияние православных традиций и обычаев на нейтрализацию криминальных качеств личности преступника.

3§ Проблемы и перспективы использования православных традиций и обычаев в предупреждении преступлений органами внутренних дел.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Криминологическое изучение православных традиций и обычаев и их использование в предупреждении преступлений»

Актуальность темы диссертационного исследования. Анализ современного состояния преступности свидетельствует о негативных тенденциях ее основных характеристик. В подобных условиях, как отмечают ученые-криминологи, предупреждение преступлений приобретает значение одного из приоритетных направлений социальной политики в российском государстве. Создание разносторонней, многоуровневой системы такого предупреждения является первостепенной задачей правоохранительных органов, решение которой может выступать гарантией удержания преступности в социально приемлемых рамках и способствовать сокращению ее размеров как социального явления.

Действовавшая на протяжении нескольких десятилетий в бывшем СССР система предупреждения преступлений, как и большинство сфер социалистических общественных отношений, закономерно подверглась негативным изменениям, которые, в конечном счете, привели к ее логическому концу. Для создания новой системы антикриминальной превенции требуется серьезное переосмысление накопленного правоохранительной наукой и практикой криминологического опыта, учитывающего исторические и международные условия функционирования подобных систем, поиск новых, нетрадиционных средств предупредительной деятельности, определение реальных возможностей их использования в новых условиях развития России.

Одним из таких новых, с точки зрения недостаточного познания отечественной правоохранительной наукой и практикой, превентивных средств являются православные традиции и обычаи. Формировавшиеся веками социальной практики, эти нормы несут в себе огромный нравственный заряд и служат основой духовного формирования личности, что, безусловно, повышает иммунитет ко всякого рода злу, в том числе совершению преступлений. Таким образом, развитие православных традиций и обычаев приобретает характер криминологической проблемы, поскольку воспитание в личности высоконравственных человеческих качеств как раз и способствует достижению главной цели науки криминологии -предупреждению совершения преступлений.

Криминологический интерес к православным традициям и обычаям во многом обусловлен складывающимися на данном историческом этапе общественными отношениями. Мало кто осмелится сегодня отрицать влияние религии, ее традиций и обычаев на состояние индивидуального и общественного сознания. Если в годы государственного атеизма, на протяжении нескольких десятилетий религия, религиозные традиции и обычаи считались в Советском Союзе социальным злом, детерминирующим общественно опасное поведение, то сейчас отношение к ним стало прямо противоположным. Согласно данным социологических исследований, проведенным Фондом «Общественное мнение» в 1989, число людей, считающих религию чем-то вредным для общества, составило 8%, полезным - 44%. Однако уже в 1991 эти позиции демонстрировали соответственно 2% и 68% респондентов. Сегодня рейтинг Русской Православной Церкви как религиозного института по степени доверия среди населения находится на довольно высоком уровне и составляет 39% опрошенных россиян. Нельзя, к сожалению, не отметить, что рейтинг доверия к МВД России в этом списке характеризуется 21% опрошенных.1

С развитием общества и постепенной сменой общественных отношений в российском государстве формируется мнение о том, что именно религиозные традиции и обычаи, содержащийся в них огромный положительный потенциал необходимо активно использовать в качестве средства противодействия негативному социальному общественно опасному поведению. В то же время приходится констатировать, что профилактические аспекты религиозных традиций и обычаев и их

1 См.: Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // СоЦис. 2004. №1. С.45. использование в предупреждении преступлений описаны в криминологии весьма фрагментарно. Это актуализирует криминологическое исследование данных феноменов и раскрытие их антикриминогенного потенциала.

Основу подобных изысканий в криминологии составляют научные труды Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, Ю.Д. Блувштейна, Н.И. Ветрова, С.Е. Вицина, Л.Д. Гаухмана, Я.И. Гилинского,

A.И. Долговой, В.Д. Ермакова, А.Э. Жалинского, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф.Кузнецовой, В.М. Когана, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова, .М. Яковлева и многих других криминологов.

Наряду с этим имеются криминологические работы, непосредственно составляющие теоретическую основу изучения влияния традиций и обычаев на формирование общественных отношений, в том числе связанных с преступностью и ее предупреждением. К числу таковых следует отнести труды Ю.М. Антоняна, Л.Д. Башкатова, Н.Б. Вагиной, P.P. Галиакбарова, Н.С. Гордиенко, Е.В. Касторской, С. Я. Лебедева, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, О.В. Старкова, И. В. Суханова, Ю.В. Тихонравова,

B.Н. Фадеева и др.

В связи с изложенным можно утверждать, что разработка проблемы криминологического изучения православных традиций и обычаев и их влияния на преступность актуальна, прежде всего, для определения криминологических возможностей использования этих норм в формировании новой системы предупреждения преступности.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целями исследования являются: получение нового знания об антикриминогенном влиянии православных традиций и обычаев на формирование индивидуального и общественного сознания и поведения людей, а также разработка на основе этого знания предложений, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов.

Достижению указанных целей способствует решение следующих задач:

- раскрытие природы, содержания, особенностей православных традиций и обычаев, анализ и криминологическая оценка их основных социальных функций;

- разработка методических основ криминологического изучения православных традиций и обычаев;

- изучение деятельности православных организаций как проводников православных традиций и обычаев в России и возможностей их воздействия на факторы, детерминирующие преступность;

- определение места и роли православных традиций в современной системе предупреждения преступлений;

- выявление и анализ возможностей, средств и способов влияния православных традиций и обычаев на нейтрализацию криминальных качеств лиц, совершивших преступления;

- разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование предупредительной деятельности органов внутренних дел с учетом результатов настоящего исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с антикриминогенным влиянием православных традиций и обычаев на преступность. В качестве предмета диссертационного исследования выступают механизмы, способы формирования православными традициями и обычаями правосознания и законопослушного поведения своих приверженцев; практика деятельности православных организаций, направленная на предупреждение преступности, нейтрализацию факторов ее причинного комплекса, а также возможности использования ее в правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали научные труды ученых в области криминологии, уголовного, уголовно-исполнительного права, а также работы по социологии, философии, педагогике, психологии, богословию и другим наукам и дисциплинам, посвященные теоретико-прикладным исследованиям православных традиций и обычаев и их использованию в предупреждении преступлений. Применялись общенаучные и частнонаучные методы познания социальной действительности, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, форм и содержания предмета диссертационного исследования. Тем самым обеспечивалась комплексность и междисциплинарность криминологического анализа, что в целом способствовало обеспечению достоверности результатов научного исследования. В ходе исследования диссертант применила комплекс специальных методов: статистического анализа, экспертных оценок, опроса, документального анализа.

Теоретический анализ исследуемой проблемы подкрепляется эмпирическим материалом.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения 150 ходатайств осужденных к лишению свободы о помиловании, поступивших в Комиссию по вопросам помилования на территории Тульской области в период с июня 2002 по декабрь 2004; результаты изучения деятельности социально-реабилитационного центра «Детский приют» Саввино-Сторожевского монастыря, Марфо-Мариинской обители милосердия, детско-юношеского центра «Сретение», Братства православных следопытов, подросткового клуба «Колоколенка», сестричества во имя блгв. Царевича Дмитрия при храме блгв. Царевича Дмитрия, социально-реабилитационного центра «Дом милосердия»; результаты изучения работы православных центров реабилитации лиц, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, а также жертв тоталитарных сект: Екатеринбургского Епархиального реабилитационного центра для наркозависимых лиц, центра медико-социальной помощи наркозависимым «Преодоление»,

Душепопечительского центра во имя Св. Пр. Иоанна Кронштадтского, православной общины «Ерино», православной общины трезвости «Вера», православного наркологического центра «Неупиваемая чаша», центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова, информационно-консультативного центра сщмч. Иринея Лионского; результаты интервьюирования 10 священнослужителей, которые непосредственно занимаются реабилитаций лиц с отклоняющимся поведением, и священнослужителей, координирующих организацию данной работы; информационные материалы о деятельности комиссии по социальному служению Московской Патриархии.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О свободе совести и вероисповедания», Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, иные законы Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность религиозных организаций и объединений в Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на диссертационном уровне дается криминологическая оценка сущности и способам функционирования в обществе православных традиций и обычаев с целью открытия перед государством и обществом новых перспектив и возможностей в деле предупреждения преступности и конкретных преступлений. Научная новизна изучения православных традиций и обычаев заключается также в том, что анализ их влияния на нейтрализацию криминальных качеств личности преступника дополняет криминологическую теорию общей и частной превенции, практику индивидуального профилактического воздействия на конкретную личность с целью недопущения совершения новых преступлений. Кроме того, полученные в ходе исследования криминологические знания о способах и средствах воздействия православных традиций и обычаев на общество в целом и на отдельных его членов расширяют научную базу других дисциплин, изучающих различные виды социальных отклонений, формируют превентивный инструментарий для неспециализированных и специализированных субъектов предупреждения преступлений. Научной новизной также отличаются положения, выносимые на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Православные традиции и обычаи представляют собой относительно древние, основанные на христианской религии и ее историческом воплощении в российском обществе в качестве господствующих религиозных отношений (наряду с другими религиями), передаваемые из поколения в поколение принципы и образцы поведения, служащие основой духовного формирования личности и обеспечивающие твердые критерии и, в известном смысле, гарантии высоконравственных человеческих ценностей, идеалов и требований. Все эти качества православных традиций и обычаев и их реализация, безусловно, имеют криминологическое значение. Выполнение православными традициями своих социальных функций в нашем обществе в той или иной степени способствует воспитанию в людях лучших человеческих качеств, что, в свою очередь, позволяет достигать главной цели криминологической науки - предупреждения совершения преступлений. Положительный, антикриминогенный потенциал православных традиций и обычаев служит основой предупреждения преступлений.

2. При решении задач предупреждения преступного поведения следует использовать результаты анализа источников православия, свидетельствующие о наличии оценок социально отклоняющегося, в том числе преступного, поведения, с которыми совпадают многие нормы действующего уголовного законодательства. Это совпадение подчеркивает единство целеполагания данных норм - определение границ должного и допустимого поведения, а также единство аксиологического аспекта данных регуляторов общественной жизни. Соответственно аксиологическое содержание православных традиций и обычаев должно находиться в основе формирования приемов криминологической превенции.

3. Для эффективного функционирования системы предупреждения преступлений необходимо определиться с идеологией этой системы, что позволит обеспечить единство целей и задач предупредительной деятельности, а также наполнит особым содержанием мероприятия, проводимые в целях предупреждения. Такой идеей должна стать идея духовности, связываемая в российском обществе на протяжении нескольких веков с православными традициями и обычаями. Для православия духовность - это исполнение заповедей Иисуса Христа, и, прежде всего, главной из них: «Любите ближнего, как самого себя. В этом весь закон и пророки». Духовность предполагает гуманное, терпимое отношение людей друг к другу, в том числе к тем, кто преступил закон, совершил преступление.

4. Духовность как основная идея всей системы предупреждения антиобщественного поведения предполагает не только изменение содержания предупредительной деятельности, но и воспитание духовности, основанной на православных традициях и обычаях, у основных субъектов системы предупреждения. Это, с одной стороны, в определенной степени позволит сформировать у них человеческие качества, которыми необходимо обладать для эффективного выполнения своих непосредственных функций, в том числе по предупреждению преступлений, с другой - будет способствовать формированию системы самоконтроля, удерживающей их в рамках законопослушного поведения и не позволяющей им самим допускать противоправные поступки. Кроме того, получение сотрудниками правоохранительных органов знаний о православных традициях и обычаях позволит более эффективно использовать их в предупредительной деятельности.

5. Анализ социальной практики предупреждения преступлений свидетельствует о восстановлении исторической преемственности способов и путей влияния государства и общества на преступность, многие из которых основывались на православных традициях и обычаях.

6. Потенциальная возможность использования православных традиций и обычаев проявляет себя на всех уровнях предупреждения преступлений.

Наиболее эффективным представляется использование православных традиций и обычаев на ранних этапах профилактики преступлений. В период формирования личности происходит усвоение основных моральных норм и принципов поведения, которые в последствии становятся личностными установками. В это время формируется мировоззрение, предопределяющее выбор того или иного варианта поведения в жизненных ситуациях, в том числе создающих условия для совершения преступления. Усвоение православных традиций и обычаев происходит путем целенаправленного воспитательного воздействия со стороны семьи, ближайшего окружения, образовательных учреждений, церкви, православных организаций и др. Это предопределяет необходимость создания более организованного просветительского процесса православного воспитания, с включением в учебные программы общеобразовательных учреждений обязательного курса «Религиоведение», освещающего наряду с другими религиозными нормами сущность православных традиций и обычаев.

7. Успех осуществления профилактических мероприятий в отношении лиц с отклоняющимся поведением с помощью православных традиций и обычаев обеспечивается замещением в их сознании и поведении антиобщественных традиций (криминальных, питейных и др.) на традиции и обычаи, содержащие высоконравственные принципы и образцы человеческого поведения. Основным итогом психолого-нравственного воздействия православных традиций и обычаев на лиц, совершивших преступление, является осознание ими своей вины, раскаяние в содеянном, что является залогом достижения одной из главных целей наказания - не совершения в будущем новых преступлений.

8. Наиболее эффективными антикриминогенными направлениями деятельности православной конфессии выступают: организация религиозных адаптационных и реабилитационных центров для представителей различных групп криминального риска, в том числе в виде консультационных кабинетов по оказанию психологической помощи, социальных приютов при храмах; организация детских приютов семейного типа; ведение проповедей и отправление иных религиозных обрядов в местах лишения свободы.

9. С учетом антикриминогенного потенциала православных традиций и обычаев, возможностей их влияния на состояние общественного и индивидуального сознания, практическое использование этих норм должно приниматься во внимание при разработке программ предупреждения преступности, что в целом будет способствовать повышению эффективности и совершенствованию всей правоохранительной деятельности. Необходимо активное развитие сотрудничества правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, с Русской Православной Церковью в целях координации совместных усилий на всех этапах предупредительной деятельности, реализуемой в рамках воздействия на допреступное, преступное и постпреступное поведение.

Теоретическая значимость исследования в целом определяется его новизной. Все новые данные призваны существенно дополнить и развить многие из разделов криминологической науки, в частности:

- теоретические аспекты познания современной преступности, ее новых причин и условий;

- криминологическую теорию личности преступника;

- теоретические основы предупреждения преступности.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов юридического профиля, прежде всего при преподавании курса «Криминология и профилактика преступлений».

Практическая значимость результатов диссертационного исследования предопределяется их общей направленностью на совершенствование правовых, организационных и тактических основ деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения преступности, главным образом рецидивной и преступности несовершеннолетних, а также негативных социальных явлений, выступающих причинами и условиями преступности. Разработанные в диссертации положения, рекомендации и предложения могут быть использованы при организации профилактических мероприятий правоохранительных органов совместно с православными организациями; при подготовке программ предупреждения преступлений и профилактики правонарушений; при совершенствовании практики законотворчества, с учетом изменений в характере различных общественных отношений, требующих правового регулирования (в том числе уголовно-правового) на основе знания традиций и обычаев, их поддерживающих; в преподавании курсов «Криминология», «Уголовное право», «Судебное религиоведение» в высших и средних специальных юридических учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические разработки, выносимые на защиту положения диссертации, выводы и предложения, имеющие прикладной характер, докладывались автором на теоретических и научно-практических конференциях: «Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения», проходившей в Московском Университете МВД России (2003), «Вопросы права в третьем тысячелетии» проходившей в Брянском филиале Московского университета МВД России (2004, 2005), на совещаниях в практических подразделениях органов внутренних дел. Они также представлены в опубликованных автором работах общим объемом 1,5 п.л. Материалы диссертационного исследования используются в предупредительной практике УВД Тульской области и учебном процессе Московского университета МВД России.

Похожие диссертационные работы по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Кабакова, Наталья Владимировна

Заключение.

Анализ основных показателей преступности приводит нас к выводу о росте не только количественных ее показателей, но и изменении качественных характеристик, что, безусловно, говорит о повышении ее общественной опасности. В этих условиях многие традиционные средства борьбы с преступностью доказали со временем свою несостоятельность и в настоящих исторических условиях утратили прежнюю эффективность. Все это потребовало поиска новых средств предупредительной деятельности. Но все новое это хорошо забытое старое. На протяжении многих веков как показал исторический анализ практики предупредительной деятельности в России, проведенный отчасти в настоящем исследовании, православные традиции и обычаи являлись важными регуляторами общественных отношений и активно использовались государственными органами в противостоянии преступности. Однако всестороннего анализа возможностей использования православных традиций в предупреждении преступлений на современном историческом этапе развития нашего государства и общества проведено не было. А в условия постоянного роста религиозности российского населения, как показывают многие социологические исследования, мы не можем игнорировать влияния этих традиций и обычаев на развитие общественных отношений, поведение людей, которое может быть как социально полезным, так и социально вредным, и даже преступными. В настоящем исследовании мы попытались восполнить этот пробел.

Теоретический анализ православных традиций и обычаев с криминологической точки зрения был проведен в рамках такого направления в криминологической науке как криминологическое традициеведение. Основной целью данной направления является выявление влияния традиций и обычаев на преступность и на развитие теории и практики ее предупреждения.

Рассмотрение православных традиций и обычаев в рамках криминологического традициеведения потребовало разработки особой методологии и методики познания их природы и особенностей воздействия на предупреждение развития асоциального, преступного поведения. В частности методика изучения данных традиций и обычаев потребовала использования достижений богословия, теософии, психологии. А получение необходимой информации было возможно из таких источников как ходатайства о помиловании осужденных к лишению свободы, официальные документы, принимаемые высшими церковными органами, богословская литература и, конечно же, Библия. Среди лиц, которые являлись источниками информации необходимой для достижения целей проведенного нами исследования, мы выделили священнослужителей, которые являются носителями и проводниками православных традиций и обычаев, и тех чье поведение принимает отклоняющиеся формы, в том числе и преступные.

В проведенном исследовании были рассмотрены основные свойства и социальные функции православных традиций и обычаев, которые позволили нам говорить об их огромном антикриминогенном потенциале. На основе этого анализа было сформулировано определение православных традиций и обычаев. Православные традиции и обычаи представляют собой относительно древние, основанные на христианской религии и ее историческом воплощении в российском обществе в качестве господствующих религиозных отношений (наряду с другими религиями), передаваемые из поколения в поколение принципы и образцы поведения, служащие основой духовного формирования личности и обеспечивающие твердые критерии и, в известном смысле, гарантии высоконравственных человеческих ценностей, идеалов и требований.

Изучение содержания православных традиций и обычаев, проведенное в настоящем исследовании, свидетельствует о совпадении оценок социально отклоняющегося, в том числе преступного, поведения со многими нормами действующего уголовного законодательства, что позволяет нам говорить о единстве целеполагания данных норм - определение границ должного и допустимого поведения, а также единство аксиологического аспекта данных регуляторов общественной жизни. Соответственно аксиологическое содержание православных традиций и обычаев должно, по нашему мнению, находиться в основе формирования приемов криминологической превенции.

В качестве одного из недостатков действующей системы предупреждения преступлений, сказывающемся на эффективности превентивной деятельности, нами было указано на отсутствие определенной идеологии, определяющей основные подходы к целям и задачам рассматриваемой деятельности. Основой такой идеологии, по нашему мнению, должна стать идея духовности, в основе которой лежит соблюдение православных традиций и обычаев.

В настоящем исследовании были выявлены возможности использования православных традиций и обычаев на всех этапах предупредительной деятельности, реализуемой в рамках воздействия на допреступное, преступное и постпреступное поведение.

На стадии воздействия на допреступное поведение наиболее эффективным является проведение мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей, таких как организация центров помощи семьям, оказавшимся в трудном положении, организация различных форм досуга для несовершеннолетних, введение в школах занятий по преподаванию основ религии (в частности, православия).

Особое значение в ходе проводимого исследования было уделено воздействию православных традиций на негативные социальные явления, такие как пьянство, наркомания, бродяжничество, религиозный экстремизм. Это во - многом объясняется тем, что за счет представителей данных маргинальных групп происходит постоянное пополнение преступной среды. Частью этих групп, безусловно, являются и несовершеннолетние.

Наиболее эффективные направления использования православных традиций и обычаев в предупреждении указанных явлений - закрепление массовом сознании негативного отношения к употреблению спиртных напитков, наркотических средств; создание под патронажем Русской Православной Церкви социальных учреждений, организация реабилитационных центров помощи лицам, страдающим различными формами зависимого поведения. В подобных центрах проходят курсы по реабилитации жертвы тоталитарных сект. В данном направлении, предупреждения распространения влияния в обществе религиозных сектантских движений, Русская Православная Церковь должна стать основным субъектом данной деятельности, а православные традиции и обычаи главным инструментом борьбы.

На стадиях воздействия на преступное и постпреступное поведение особое внимание было уделено влиянию изучаемых традиций и обычаев на нейтрализацию криминальных качеств личности преступника.

В процессе изучения ходатайств о помиловании осужденных к лишению свободы, нами было установлено, что именно влияние на их сознание, мировоззрение православных традиций и обычаев играло немаловажную роль при осмыслении совершенного деяния, раскаяния в содеянном и изменении отношения к назначенному наказанию.

Определенное значение имеет, по нашему мнению, возникновение в местах лишения свободы сплоченных групп объединенных религиозным чувством, которые в определенной степени, могут стать единственной альтернативой общностям заключенных соблюдающих криминальные традиции и обычаи.

Выявленные в ходе проведенного исследования основные направления и способы использования православных традиций и обычаев позволили нам говорить о необходимости расширения взаимодействия православных организаций и правоохранительных органов в деятельности, направленной на предупреждение преступности. Но для более эффективного использования православных традиций и обычаев в данной деятельности требуется получения определенных знаний о изучаемых социальных нормах основными субъектами профилактики преступности. Вследствие чего нами предлагается организовать проведение занятий по основам религии, в частности православия) с лицами, готовящимися стать сотрудниками правоохранительных органов и таковыми являющимися.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования очевидна, так как его результаты могут не только дополнить многие разделы криминологической науки, но и усовершенствовать правовые, организационные и тактические основы деятельности правоохранительных органов в сфере предупреждения преступности, главным образом несовершеннолетних и рецидивной, а также негативных социальных явлений, являющихся причинами и условиями преступности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Кабакова, Наталья Владимировна, 2006 год

1. Официальные документы и нормативные акты

2. Конституция Российской федерации. М. 1993.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М. 2005.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. М. 1996.

5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. М. 2005.

6. Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации. М. 2005.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации М. 2001.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г.

9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

10. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г.

11. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995г.

12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 (с изменениями от 8 февраля 1998г.).

13. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1 октября 1997г.

14. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991г.

15. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г.

16. Указ Президента РФ «О мерах по государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996г. №727.

17. Федеральная целевая программа «Молодежь России» (2001-2005г.г.)

18. Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденное приказом МВД России от 11 августа 1998г.

19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 19 июля 2000г.

20. Статистический сборник «Состояние преступности в России за январь-декабрь2004г.» ГИЦ МВД России.

21. Монографии, учебники, учебные пособия

22. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М. 1980. 528с.

23. Аванесов Г.А. Криминология. М. 1984г. 498с.

24. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций М., 2004. С.332.

25. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М. 2004. С.448.

26. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М. 1995. С.318.

27. Антонян Ю.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М. 1993. С.116.

28. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье / Под ред. Д.К. Нечевина. М. 1999. С. 176.

29. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М. 2000. С.451.

30. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. М., 2001. С. 164.

31. Ю.Байдаков Г.П., Артамонов В.В. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. М. 1996. С. 107.

32. П.Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. 2003. С. 139.

33. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.461.

34. П.Болдырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.- Воронеж, 2004. С.274.

35. Н.Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. М.2002. С. 198.

36. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. М., 2003. С.ЗОЗ.

37. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М. 1991. С.324.

38. Вицин С.Е. Системный подход и преступность: Учеб. пособие. М. 1980. С.139.

39. Воронова Е.В., Калачев Б.Ф., Соломатина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Лекция. М. 1998. С.31.

40. Гараджа В.И. Социология религии. М. 1996. С. 176.

41. Гилинский Я.И. Девиантология. СПб. 2004. С.520.

42. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб. 2004. С322.

43. Глеб Каледа Записки тюремного священника. М. 1995. С.54.

44. Грядовой Д.И., Малахов В.П. Культ в структуре христианской религии. М., 1996. С.25.

45. Дворкин А. Сектоведение. Ниж. Новгород, 2000. С.569.

46. Дриль Д. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. СПб. 1912. С.568.

47. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М. 1994. С.45.

48. Дюркгейм Э. Социология. М. 1995. С 247.

49. Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов. 1974. С. 194.

50. Жеребенков В.А., Огай С.Г. Изучение преступности несовершеннолетних девушек и организация индивидуальной профилактики: Учеб. пособие. М. 2003г. С.83.

51. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М. 1989. С. 448.

52. Иеромонах Анатолий (Берестов) Возвращение в жизнь. М. 2000. С.255.

53. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Сочинения в 2 томах. Т.2. М. 1994. С.238.

54. Иншаков С.М. Криминология. Учебник. М. 2000. С.427.

55. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С.454.

56. Касторский Г.Л. Мировые религии и общественно опасное поведение: Монография / Под ред. В.П. Сальникова. СПб. 2002. С.346.

57. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень. 1994. С.138.

58. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М. 2001. С.344.

59. Королев В.Н. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания. Уфа. 1994.

60. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. С.58.

61. Криминология. Учеб. под ред. Г.А. Аванесова. М., 2005. С.480.

62. Криминология. Учеб. под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб. 2005. С.520.

63. Криминология. Учеб. под ред. А.И. Долговой. М. 1997. С.784.

64. Криминология. Учеб. под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. 2004.С 734.

65. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004. С.448.

66. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1984. С.204.

67. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. М. 1998. С. 210.

68. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М. 1976. С.286.

69. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.,2002. С.238.

70. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность.-М., 1995. С. 166.

71. Лебедев С.Я. Антиобщественные традиции и обычаи и их влияние на преступность: Учебное пособие. Омск. 1989. С. 72.

72. Лобазова О.Ф. Религиоведение, М. 1999. С.384.

73. Лунеев В.В. Преступность 20 века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. 2005. С.912.

74. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7-ми т. Т.5. М. 1958г. С.588.

75. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии./ Под общ. ред. В.И. Гараджи. М., 1994. Ч.1.С.279.

76. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Киев. 1987. С 215.

77. Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф. Ревин В.П. Уголовно- правовые средства борьбы с наркотизмом в России: Учеб пособие. М. 1994. С 99.

78. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М. 2004. С.648.

79. МеньА. Быть христианином. М., 1994.С.150.

80. Менстров М. Уроки по христианскому православному нравоучению. Спб. 1914. С.132.

81. Москаленко А.Т., Чечулин А. А. Микросреда верующего и атеистическое воспитание. Новосибирск. 1979. С 98.

82. Мусеибов А.Г. Частные методики предупреждения преступлений ( вопросы теории): Монография. Воронеж. 2003. С.116.

83. Наркомания: грех или болезнь. М., 2001.С.255.68.0сипова Е.П. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977. С. 123.

84. Парсонс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М. 1927. с.470.

85. Писманник М.Г. и др. Религия в истории и культуре. М., 1998.

86. Питанов Ю.В. Введение в сектоведение. М. 2004. С. 143.

87. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. Д.А. Шестакова. СПб. 2003. С 353.

88. Прот. Мих. Чельцов Христианское мировоззрение. М. 1997. С.97.

89. Прудников Б.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. М. 2004. С.447.

90. Романова Л.И. Наркомания и наркотизм. СПб. 2003. С.281.

91. Сафронов А.Г. Психология религии. Киев. 2002. С.220.

92. Св. Ефим Сирин Творения. Т.2. М. 1992. С.425.

93. Священник Алексии Мороз Как победить пьянство? СПб. 2003. С. 123.

94. Силанов К.С. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью: Учеб-метод, пособие. М. 2005. С.80.

95. Симоненко А.В. Воспитание в криминологии. М., 2003. С.234.

96. Слепнин К. Азы православия. СПб. 1997. С.54.

97. Слободский С. Закон Божий для семьи и для школы. Свято Троицкая Сергеева Лавра. М. 1993. С.165.

98. Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию. Учебное пособие. Самара. 2003. С. 160.

99. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914. С. 123.

100. Социология молодежи. Учеб. под ред. В.Н. Кузнецова М. 2005. С.335.

101. Старков О.В. Предупреждение преступлений. М., 2005. С.284.

102. Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология. Спб., 2004. С.386.

103. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.,1976. С.216.

104. Сорокин П.А. Мотивационное действие наград и наказаний // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

105. Тихонравов Ю.В. Религии мира. М. 1996. С.350.

106. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб. 1890. С.354.

107. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990. С. 354.

108. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. С. 54.

109. Хвыля Олинтер А. Религиозные культы зла как источник преступности // Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М., 2000.С.270.

110. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003. С. 124. 96.Чеснокова В.Ф. Тесным путем (процесс воцерковления населения

111. России в конце 20 века). М., 2005. С. 304. 97.Яблоков И.Н. Религиоведение М., 2002. С.306.1. Статьи

112. Аванесов Г.А. Наука криминология: накопленный опыт, современные проблемы, перспективы развития. // криминологический журнал, №1(6). 2004. С.5.

113. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С78.

114. Антонян Ю.М., Михлин А.С. Гуманизация и дифференциация условий содержания осужденных // Государство и право. 1995. №8. С. 57.

115. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2003. №9. С.61.

116. Архимандрит Геннадий (Гоголев) Если мы проиграем битву за молодежь, мы потеряем Россию! // Ортодокс. М., 2003. №1. С. 15-21.

117. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2002. №4. С.47.

118. Баранова Т. Религиозная ситуация в России: по данным социологических опросов // Приложение к газете «Русская мысль».1997. №4165. С.34.

119. Гаджиева А.А. Дети жертвы в своей семье // Криминальная ситуация на рубеже веков в России / Под ред. А.И. Долговой. М.1999. С. 19.

120. Десятые Международные Рождественские образовательные чтения. Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. // Церковный Вестник. 2002. №2(231). С.11.

121. Жигарев Е.С., Жеребенков В.А. Религия и наука криминология// Криминологический журнал, №1(6). 2004. С.36.

122. Журавлев М.П. основные направления разработки теории предупреждения правонарушений // Исправительно-трудовые учреждения. М. 1980. №11. С.24.

123. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. 2004. №1. С.56.

124. Карцева JI.B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества// Социологические исследования . 2003. №7. С.92.

125. Кострелов Ф. Бомж или бездомный: современный портретсовременного странника. // «Нескучный сад» . 2003. №7. С. 12.

126. Кошелева Е.В. О некоторых детерминантах социально опасного положения семьи. // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. Материалы науч- практич. конференции. М. 2003. С.211.

127. Лопаткин Р.А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2001. №4. С.34-46.

128. Миньковский Г.Н. Роль семьи в предупреждении преступлений несовершеннолетних / Семья в системе правового воспитания. М. 1979.

129. Миньковский Г.Н. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. 1982. №2.

130. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. №5. С.65.

131. Монастыри и карательная политика русского государства // Ведомости уголовно- исполнительной системы. М., 2003. №1. С.23-29.

132. Мошкин С.В., Руденко В.Н. За кулисами свободы: ориентиры нового поколения // Социологические исследования. 1994. №11. С.84.

133. Мошкова И.Н. Укрепление семьи общецерковная задача. // «В начале пути .» Опыт современной православной педагогики. Сб. бесед и выступлений. М. 2002. С.37.

134. Мчедлов М.П. Социальный портрет современного верующего. // Сб. докладов 4 международных рождественских чтений. М. С.214.

135. На краю бездны. Церковь против наркотиков. // Материалы Конференции « Россия без наркотиков». М. 2004. С. 121.

136. ЗЬНалетова И.В. «Новые православные» в России тип или стереотип религиозности // Социологические исследования. 2004. №5. С. 135.

137. Нестеров А.В. Демографический кризис в России // Безопасность и социальное здоровье нации. М. 1996. С. 14.33.«Не уставать в делании добра» // Журнал Московской Патриархии. 2003. №5. С.24-28.

138. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. 1998. №8.35.«Религия против опиума для народа» // «Наркомат» Жур. Госнаркоконтроля России. 2005. №18. С.58.

139. Римашевская Н., Овсянников А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы // Литературная газета. 1996. №46.

140. Священник Роман Зайцев Преодолеть духовный вакуум, в котром растет новое поколение // Ортодокс. 2003. №1. С.25-34.

141. Система реабилитации заключенных: шаг за шагом. // Нескучный сад. М. 2005. №5. С.12.

142. Сорокин П.А. Мотивационное действие наград и наказаний // Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. С. 122.

143. Федотова Ю.В. Проблемы понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. №11. с.137.

144. Филатов С.Б., Л.М. Воронцова Как идет религиозное возрождение России. // Наука и религия. М., 1993. №7. С.35-40.

145. Цветков В.Л. Проблемы антиобщественного поведения малолетних // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения. Мат. Науч.-практич. конференции. М. 2003. С140.

146. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России: о чем говорит статистика // Социологические исследования. 2004. №5. С.71.1. Авторефераты диссертаций

147. Вагина Н.Б. Криминологическая характеристика религиозной среды: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С.24.

148. Бочаров В.М. Уголовно- исполнительные и криминологические аспекты социальной реабилитации освобождаемых и исправительных учреждений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С.21.

149. Галиакбаров Р. Ответственность за религиозное изуверство по Уголовному Кодексу: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1963. С.25.

150. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М. 2001. С.41.

151. Касторский Г.Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб. 2002.

152. Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Уфа. 2000. С.23.

153. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М. 2000. С.22.

154. Лебедев С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М. 1995. С.43.

155. Носова И.В. Традиции как социальный феномен и объект социолого-информологического анализа: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Новосибирск. 2000. С.25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.