Культура населения Новосибирского Приобья в начале II тыс. н. э.: по материалам курганного могильника Санаторный-1 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Росляков, Сергей Георгиевич

  • Росляков, Сергей Георгиевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 526
Росляков, Сергей Георгиевич. Культура населения Новосибирского Приобья в начале II тыс. н. э.: по материалам курганного могильника Санаторный-1: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Новосибирск. 2007. 526 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Росляков, Сергей Георгиевич

Введение

Глава I. История изучения археологических памятников развитого средневековья Верхнего Приобья

Глава II. Особенности погребального комплекса могильника Санаторный

Глава III. Характерика инвентаря могильника Санаторный

Глава IV. Проблемы хронологии и периодизации могильника Санаторный

Глава V. Место курганного могильника Санаторный-1 среди памятников эпохи развитогоедневековья Верхнего Приобья

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура населения Новосибирского Приобья в начале II тыс. н. э.: по материалам курганного могильника Санаторный-1»

В последние десятилетия в связи с коренными политическими, экономическими и культурными изменениями в российском обществе наблюдается всплеск научного и общественного интереса к истории народов России вообще и коренных малых народов, проживающих на юге Западной Сибири, в частности. Не оставляет без внимания вопросы этно- и культурогенеза, состояния национальной культуры и перспектив развития коренных сибирских народов и научное сообщество. Значительный вклад в решение данных проблем вносят археологи и этнографы. С 1998 г. в г. Тобольске проводится Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири», стал традиционным и международным семинар «Интеграция археологических и этнографических исследований», публикуются монографии, посвященные истории и культуре аборигенов, населяющих юг Западной Сибири.

Наиболее актуальными являются вопросы возникновения и развития материальной и духовной культуры коренных народов. В истории юга Западной Сибири самым важным этапом в формировании культуры аборигенного населения является период развитого средневековья. С началом II тыс. н.э. связаны сложные политические и этнокультурные процессы в Евразийской степи: распад кимакокипчакского объединения, усиление кыпчаков, значительные перемещения кочевников азиатских степей с востока на запад, вторжение монголов в Южную Сибирь и Среднюю Азию. Все это не могло не найти отражения в исторических, культурных и этнических процессах, протекавших в лесостепной полосе Западной Сибири вообще и в Верхнем Приобье в частности. Особо это касается Новосибирского и Томского Приобья, где в данный период происходит коренная смена культурного облика населения: исчезает существовавшая здесь в течение тысячелетия культура угро-самодийцев и начинает формироваться культура населения, имеющего в своей основе тюркский субстрат. С этого времени территория Новосибирского Приобья входит в обширный ареал тюркского этноса. В конечном итоге эти процессы приводят к складыванию культур таких народов юга Западной Сибири как телеуты, чулымские тюрки, различные группы сибирских татар.

Отсутствие письменных свидетельств ранних этапов культурной и этнической истории сибирских народов выдвигает на первый план, данные археологических источников. Поскольку в погребально-поминальном обряде, являющемся самой консервативной традицией этноса, наиболее устойчиво прослеживаются черты материальной и духовной культуры для понимания основных тенденций генезиса культуры коренных народов Верхнего Приобья особое значение имеет исследование ряда однотипных погребальных памятников Новосибирского Приобья и сопредельных территорий.

С учетом выше сказанного объектом моего исследования выступает население Новосибирского Приобья как этносоциальный организм (ЭСО), реально существовавший на данной территории в начале II тыс. н.э. [Генинг, 1990] Предметом исследования является археологическая культура как предметное отражение ЭСО [Брайчевский, 1990; Генинг, 1983; 1990;

Пустовалов, 1990].

За последнее десятилетие вышел ряд обобщающих работ, посвященных этнокультурной истории населения эпохи развитого средневековья Верхнего Приобья и сопредельных территорий лесостепной и южнотаежной зон Западной Сибири [Беликова, 1996; Плетнева, 1997; Илюшин, 1999, Тишкин и др., 2002; Молодин, Соловьев, 2004]. Опубликована и монография о культуре населения Новосибирского Приобья первой половины II тыс. н.э. [Адамов, 2000]. В изданных трудах подробно охарактеризованы памятники археологии первой половины II тыс. н.э. юга Западной Сибири, проанализирован погребальный обряд и систематизирован инвентарь, выделены археологические культуры, определены их хронологические рамки, поставлены вопросы этнокультурной интерпретации материалов.

A.A. Адамовым археологические памятники Новосибирского Приобья отнесены к сросткинской археологической культуре, выделены характерные признаки и дана этническая интерпретация культуры, определены этапы ее развития и общая хронология (X-XVII вв.) [2000, 2004].

Однако ряд общих и частных проблем Верхнего Приобья далек от их окончательного решения: остается актуальным вопрос о культурной принадлежности археологических памятников, хронология и периодизация, территория распространения культуры, ее этническое содержание. Это обусловлено как сложностью исторических процессов, протекавших на юге Сибири в этот период, так и недостаточным количеством материалов, которыми располагали исследователи. В то же время накоплен большой, принципиально новый материал, происходящий из погребальных памятников Барнаульского и Новосибирского Приобья (могильники Осинки, Санаторный-1, Ташара-Карьер-2), полностью исследованных с применением методов археологии, антропологии, остеологии, исторического почвоведения и радиокарбонного датирования.

Целью диссертационной работы является характеристика этнокультурной ситуации на территории Новосибирского Приобья в начале II тыс. н.э.

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи.

1. Представить историю исследования памятников развитого средневековья Верхнего Приобья и оценить современный уровень знаний по изучению вопросов этнокультурной истории.

2. Ввести в научный оборот основной археологический источник — курганный могильник Санаторный-1.

3. Описать, систематизировать и проанализировать погребально-поминальный комплекс и инвентарь.

4. Представить аналогии элементам археологического комплекса, определить его относительную и абсолютную хронологию.

5. Установить место курганного могильника Санаторный-1 среди памятников развитого средневековья лесостепного Приобья.

6. Выявить контакты населения Новосибирского Приобья с окружающим миром.

7. Охарактеризовать хозяйство группы, оставившей могильник Санаторный-1.

Территориальные рамки определяются двумя основными факторами: наличием основного археологического источника (курганный могильник Санаторный-1) и целью диссертационного исследования. Могильник Санаторный-1 расположен на правом берегу р. Оби у современной береговой кромки Новосибирского водохранилища в 5 км к югу от г. Бердска и в 3 км к северу от с. Сосновка. Территория, на которой расположен памятник, административно относится к Искитимскому району Новосибирской обл. Территория Искитимского района располагается на Приобской равнине. Правобережье представляет собой повышенную равнину с резко выраженными чертами эрозионного ландшафта и густой системой речных долин, оврагов, балок, холмов и увалов, долинами притоков рек Оби и Берди. Значительная часть территории района расположена в нижней зоне Новосибирского водохранилища, в которое впадают реки Каракан, Тулка, Мильтюш, Ельцовка [Природа., 1968, с. 25-29]. Берегами водохранилища являются третья и четвертая надпойменные террасы. В связи с большими глубинами и обширной открытой акваторией этой части водохранилища присуще развитие интенсивного ветрового волнения. Наиболее существенные темпы разрушения береговой кромки характерны для правобережья в нижней части искусственного водоема [Там же, с. 95,99]. За 40 лет существования водохранилища высокие берега у Сосновки отступили на 350 м [Бородовский, 2002, с. 4]. В связи с этим можно сделать вывод, что изначально некрополь Санаторный-1 располагался на некотором удалении от берега р. Оби.

С другой стороны, район исследования определяется историко-культурным значением данного региона, расположенного в контактной зоне степных и таежных культур. Новосибирская область, преимущественно, расположена в лесостепной зоне Западно-Сибирской низменности. Приобская лесостепь занимает левобережье и правобережье Оби в пределах юго-восточной части Новосибирской области и северо-восточной части Алтайского края [Западная Сибирь, 1963, с. 390]. Граница лесостепи и тайги в Приобье проходит ориентировочно в районе оз. Минзелинское, с. Батурино, д. Старобибиево [Западно-Сибирская низменность, 1963, с. 179]. Кроме природного районирования в научной литературе широко употребляется экологическое и историко-географическое районирование Приобья, согласно которому Новосибирское и Алтайское Приобье входит в район Верхнего Приобья [Иоганзен, Тюменцев, 1968; с. 54; Троицкая, Новиков, 2004, с. 4]. Климат региона континентальный, с относительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Количество осадков здесь составляет 350-500 мм. Средняя температура января равна -18°, средняя июльская - +19,5-20°. Продолжительность безморозного периода изменяется от 115 дней на севере до 120 дней на юге. Снежный покров в среднем лежит 160 дней. Средняя максимальная мощность его измеряется от 22 до 59 см. Почвы представлены преимущественно черноземами и серыми лесными. Большие площади лесостепи заняты сосновыми борами.

Лесостепные ландшафты этого региона, наличие крупной водной артерии - р. Оби - и широкой сети ее притоков способствовали массовым миграциям древних племен и явились базой для формирования в эпоху средневековья археологических культур, формирования этносов, проживавших здесь до прихода русского населения. Палеоклиматические исследования показывают, что климатическая обстановка голоцена юга Западной Сибири была неоднородной и выделялась четкой ритмичностью [Букреев и др., 1995, С. 3-22; Волков, 1994, С. 14-23]. Для нас чрезвычайно важным является то, что для 1Х-Х вв. зафиксировано сильное потепление климата (среднегодовые температуры выше современных на 1—2 градуса) и, как следствие, в этот период наблюдается смена растительных ландшафтов, сильное уменьшение древесной растительности и преобладание осоково-злаковой степной растительности (Орлова, 1990, С. 67-68, 113, табл. 17). Эта ландшафтно-климатическая ситуация на юге Западной Сибири характерна и для XI—XII вв. Эти данные подтверждены результатами палеопедологического анализа отложений ряда курганов могильника Санаторный-1 (Приложение 3). Полученные данные однозначно свидетельствуют, что экологические условия в XI—XIII вв., к которым относятся захоронения человека и погребение почв, соответствовали условиям умеренно-засушливой степи. В начале XIII - середине XIV вв. наступило резкое похолодание и увлажнение климата. Таким образом, хронологический интервал между X и XIII вв. связан с распространением степной растительности, что, очевидно, привело к переселению скотоводов южносибирских регионов на север.

Хронологические рамки работы охватывают начало II тыс. н.э., точнее X—XII вв. В российской археологической литературе этот период обозначен как «второй этап средневековой истории степей, этап развитого средневековья» [Степи., 1981, с. 8]. Для территории Южной Сибири и сопредельных территорий, этот период определяется как предмонгольское время (XI—XII вв.) [Савинов, 1984; Троицкая, Новиков, 2004]. Нижняя граница определяется прекращением существования кимако-кыпчакского объединения в конце X - начале XI в. Верхняя граница - экспансией монголов в начале XIII в. на территорию Южной Сибири и Средней Азии.

Источники. Основным источником для написания работы явились материалы полевых исследований курганного могильника Санаторный-1, полученные автором в период с 1994 по 2006 г. (Приложение 1, 2). Кроме того, привлечены полевые материалы и коллекция вещей из раскопок данного могильника A.A. Адамовым в 1993 г., любезно предоставленные автору данной диссертации. В результате полевых работ изучены 28 курганов, 150 погребений, получено около 800 целых предметов и фрагментов изделий из различных материалов, богатый антропологический и остеологический материал, пробы для палинологического и радиокарбонного анализа. Результаты полевых исследований представлены в отчетах в ОПИ ИА РАН, материалы переданы для хранения в Новосибирский государственный краеведческий музей и историко-художественный музей г. Бердска.

Для написания диссертационной работы привлекались архивные материалы исследований Д.Г. Савиновым могильника Осинки и A.B. Новиковым курганного могильника Ташара-Карьер-2. Выражаю сердечную признательность исследователям этих памятников за возможность использования неопубликованных материалов.

Методология работы базируется на общенаучных подходах, в первую очередь, историческом и логическом методах. «Применительно к практике исторических исследований это означает, что наиболее глубокое познание тех или иных объектов может быть достигнуто лишь на основе предварительного анализа их структуры и функций "в прошедшем настоящем", т.е. в определенные синхронные срезы» [Ковальченко, 2003, с. 157]. В работе использованы как методы исторического исследования, так и конкретно-научные методы археологии. На эмпирическом уровне работы с погребальным комплексом - могильником Санаторный-1 - применены методы полевой археологии и метод археологического описания курганного могильника и всех полученных артефактов. Археологии, как исторической науке, присущ ретроспективный метод исследования. По мнению В.Г. Иванова специфику использования этого метода составляют три процедуры: определение возраста, определение типа' и определение исторической культуры [1975]. Далее материал подвергнут классифицированию. Автор исхожу из того, что «научная классификация - это такое распределение объектов в группы на основе доступных сходств и различий, чтобы с этими группами коррелировали определенные, интересующие субъекта явления (т.е. осуществлялась корреляция косвенных и целевых оснований)»

Колпаков, 1991, с. 83]. Методы типологической характеристики, сравнительно-типологических аналогий и корреляции материалов позволили определить датировку и культуропоказательные признаки инвентаря и погребального комплекса. На всех этапах диссертационного исследования применен системный метод [Лебедев, 1975]. Во-первых, это касается системного описания памятника: группировка артефактов в комплексы, локализация его в пространстве и во времени, локализация, выделение типов артефактов, характеризующих конкретный археологический комплекс. Во-вторых, системный подход позволил выделить компоненты, характеризующие комплекс памятников и, в целом, археологическую культуру. В-третьих, применение метода позволило перейти к культурно-исторической интерпретации материалов, охарактеризовать этнокультурную ситуацию в Новосибирском Приобье в начале II тыс. н.э. Кроме того, в работе использованы естественнонаучные методы. Для выявления природных условий в период обитания человека на данной территории был проведен палеопедологический анализ отложений ряда курганов, а также изучен гумусовый горизонт современной (фоновой) почвы. При разработке хронологии использованы результаты радиоуглеродного датирования, для характеристики этнокультурного облика населения - данные антропологических исследований, а для анализа элементов погребально-поминального обряда — данные по палеозоологии.

В работе использованы понятия, утвердившиеся в археологической литературе. Понятие «археологическая культура» в диссертационной работе рассматривается исходя из интерпретационного: (феноменалистского) подхода: археологическая культура является «понятием, формирующимся в процессе археологического познания. Вне процесса познания АК не имеет значения. Она представляет собой специфический исторический источник, который на уровне обобщений логически трансформируется в определенные историко-социологические или культурно-этнографические понятия реконструируемой прошлой деятельности» [Захорук, 1981, с. 18]. Основной археологический источник данного исследования - курганный могильник

Санаторный-1 выступает как погребальный комплекс. «Погребальный комплекс - это совокупность взаимосвязанных объектов, т.е. система, организованная сочетанием четырех (как максимум) составляющих: двух постоянных (А - погребальное сооружение - внешняя структура; Б - останки погребенного - внутренняя структура) и двух переменных (В - посмертный (погребальный) инвентарь; Г - дополнительная некрологическая структура)» [Смирнов, 1997, с. 41].

Научная новизна работы обусловлена введением в оборот нового полноценного археологического источника - курганного могильника Санаторный-1. В настоящий момент могильник является одним из немногих погребальных памятников Верхнего Приобья, изученных полностью. Разнообразие и объем материалов, полученных в результате полевых работ, а также полнота этих исследования позволяют рассматривать могильник как эталонный памятник для выделения археологической культуры Новосибирского Приобья начала II тыс. н.э. на данном этапе исследования. Обобщение и систематизация полученных материалов, их анализ, сравнение с имеющимися данными по другим памятникам эпохи развитого средневековья Верхнего Приобья позволили: во-первых, по-новому взглянуть на культурную принадлежность памятников археологии Новосибирского Приобья Х-Х1У вв.; во-вторых, уточнить хронологию и границы басандайской культуры, выявить особенности ее локальных вариантов; в-третьих, рассмотреть вопросы формирования и развития культуры; в-четвертых, вновь вернуться к проблеме этнокультурной характеристики Новосибирского и, более широко, Верхнего Приобья в начале II тыс. в работе. Итоги исследования дают новую информацию для разработки многих проблем как частного характера, связанного с анализом погребально-поминального обряда, категорий погребального инвентаря, так и общего культурологического и исторического характера.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Введение в научный оборот новых представительных археологических данных открывает новые возможности для изучения культуро- и этногенеза коренного населения Верхнего Приобья. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих научных трудов по археологии и древней истории Северной Азии, при реализации конкретных исследований, а также в разработке спецкурсов для студентов исторических факультетов ВУЗов и факультативных занятий по истории родного края для учащихся средних школ. Инвентарный комплекс представляет большой интерес для оформления музейных экспозиций и выставок.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на методическом семинаре, функционирующем в рамках работы сектора бронзового и железного веков Института археологии и этнографии СО РАН (1999 г.). Некоторые положения диссертационной работы были представлены на ряде региональных, всероссийских и межвузовских конференций, симпозиумах и семинарах в городах Иркутске (1996 г.), Тобольске (1998 г.), Улан-Удэ (1998 г.), Томске (2001 г.), Кемерово (2004 г.), Новосибирске (2000 г., 2001 г.). По проблемам, связанным с тематикой диссертации, опубликована одна монография и двенадцать научных публикаций.

Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений (приложение I - описание курганного могильника Санаторный-1, приложение II - альбом иллюстраций, приложение III - результаты палеопочвоведческого анализа, приложение IV - сводная таблица хронологии инвентаря, приложение V - таблица радиоуглеродных дат, VI - таблица половозрастных определений антропологических материалов, VII - таблица палеозоологических определений).

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Росляков, Сергей Георгиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верхнее Приобье всегда было интересно исследователям тем, что находится на стыке резко отличных друг от друга культурно-исторических ареалов. С одной стороны — мир таёжных охотников и рыболовов Западной Сибири, с другой - обширная степная зона Южной Сибири и Казахстана со скотоводческим хозяйственным укладом. Между этими крупными областями с древности существовали различные связи. Лесостепные ландшафты этого региона, наличие крупной водной артерии - р. Оби и широкой сети ее притоков способствовали массовым миграциям древних племен и явились базой для формирования в эпоху средневековья археологических культур, формирования этносов, проживавших здесь до прихода русского населения. Палеопочвоведческие исследования свидетельствуют о том, что в начале II тыс. н. э. экологические условия Новосибирского Приобья соответствовали условиям умеренно-засушливой степи, что, очевидно, привело к переселению сюда скотоводов Алтая и Казахстана.

Интенсивные исследования последних десятилетий позволили выявить на территории Новосибирского Приобья и на сопредельных территориях археологические памятники эпохи развитого средневековья, выделить на основе их изучения археологические культуры. Однако этнокультурная ситуация на территории Новосибирского Приобья в предмонгольское время, в силу недостаточной источниковедческой основы, оставалась мало изученной. Раскопки и изучение автором могильника Санаторный-1, относящегося к Х1-ХН вв. позволили существенным образом расширить базу источников по истории Верхнего Приобья эпохи развитого средневековья. Впервые на территории Верхнего Приобья полностью исследован крупный курганный могильник. Анализ источника проведен как с помощью традиционных археологических методов, так и с привлечением методов естественных наук, что обеспечило большую достоверность и верификацию выводов.

В диссертационном исследовании дана систематизация элементов погребально-поминального комплекса, выявлены основные культуропоказательные признаки комплекса, предложена реконструкция погребальной практики, проведена систематизация и классификация инвентаря, представлены аналогии и хронология предметного комплекса. Погребально-поминальный комплекс могильника характеризуется большим разнообразием черт на всех уровнях структурирования: погребение, курганный комплекс, курганная группа (могильник), особенно на уровне погребения и курганного комплекса. В целом, погребальный обряд, реконструируемый по материалам могильника Санаторный-1, представляется достаточно цельным явлением, характеризующим определенную культурную традицию. Однако в погребальном обряде могильника выделен и целый ряд нестандартных черт, связанных с инокультурными воздействиями, социальными особенностями и инновациями, влиявшими на те или иные стороны погребальной практики. Погребальный инвентарь могильника Санаторный-1 отличается многообразием категорий и типов предметов, среди которых наибольший интерес представляю украшения и некоторые детали поясной гарнитуры, керамика, зеркала, роговые накладки на лук и другие изделия из рога, удила с псалиями. Одни изделия, в первую очередь украшения, являются датирующими предметами, другие, посуда, металлические украшения несут этнодифференцирующую нагрузку, третьи, свидетельствуют о направлении культурных контактов.

Суммарная характеристика и сравнительный анализ предметов материальной культуры позволили определить хронологические рамки существования могильника Санаторный-1 в пределах двух столетий -середина XI - начало XIII в. и обозначить его принадлежность к басандайской культуре. Впервые для датировки памятников средневековья

Верхнего Приобья применен комплексный подход: сочетание традиционного метода сравнительно-типологических аналогий и радиокарбонного анализа.

Анализ элементов погребально-поминального комплекса позволил автору выделить три культурных компонента у населения, оставившего некрополь Санаторный-1 - сросткинская культура, культура населения Верхнего Прииртышья и северо-западных предгорий Алтая и верхнеобская культура. Сросткинский компонент проявляется в целом ряде элементов погребально-поминального комплекса: северо-восточная ориентация погребенных, берестяные погребальные конструкции, деревянные столбы у изголовья захоронения, сожженные четырехугольные деревянные конструкции в насыпях курганов и др. Признаками культуры населения Верхнего Прииртышья и пограничных территорий являются длинные курганы, разнообразные способы сопогребения человека и коня, могильные ямы с уступами и подбоем, западная и юго-западная ориентация погребенных в могиле, восточноевропейские древности и комплекс украшений в составе инвентаря. Верхнеобский компонент представлен трупообожжениями в погребальной практике и такими особенностями керамической традиции как использование двузубого штампа в орнаментации, круглое дно, степень орнаментированности посуды. Степень сходства погребального обряда, предметного комплекса и керамики с такими памятниками как Басандайский могильник и могильник в устье Малой Киргизки позволили автору включить могильник Санаторный-1 в круг памятников басандайской культуры.

Многокомпонентность этнической группы, оставившей могильник Санаторный-1, констатируется и данными антропологии. Основной компонент, сросткинский, характеризуется сочетанием европеоидных и монголоидных черт. Верхнеобский относится к западносибирской расе. Еще один, связанный с культурами юга Средней Азии, отличается наличием признаков восточносредиземноморской расы. Таким образом, материалы могильника Санаторный-1 свидетельствуют об участии в формировании населения Новосибирского Приобья не конкретных этносов, зафиксированных в письменных источниках, а различных групп тюркизированного населения лесостепного Приобья, тюрок западных предгорий Алтая и Восточного Казахстана, а так же угро-самодийцев.

Анализ инвентаря свидетельствует о достаточно активных опосредованных, а, возможно, и о прямых связях населения Верхнего Приобья с внешним миром. Наиболее активные контакты отмечены с городами Средней Азией и населением степной полосы Евразии.

На основе определения остеологического материала сделаны предварительные выводы о скотоводческом характере хозяйства данного населения. Существование крупного могильника, функционировавшего на протяжении двухсот лет, свидетельствует об оседлости населения. В целом, стабильность проживания населения, оставившего исследуемый могильник, обусловлено условиям умеренно-засушливой степи и наличием широкой богатой травами поймы в районе впадения в Обь реки Бердь, факторами, благоприятствующими ведению скотоводческого хозяйства, с ведущей ролью коневодства.

Сравнение Санаторного-1 с другими памятниками предмонгольского времени Верхнего Приобья показывает единство их материальной культуры. В то же время особенности погребально-поминального комплекса памятников Новосибирского демонстрируют их культурное своеобразие в рамках басандайской культуры. При этом материалы исследований могильника Санаторный-1 показывают наличие узкогрупповых особенностей погребальной практики территориальной группы, создавшей некрополь.

По мнению автора, относительно памятников Верхнего Приобья начала II тыс. н. э., можно говорить лишь о культурно-генетических тенденциях, процессе складывания новых археологических культур и этнокультурных общностей, формирующихся в чистом виде к XIII в. Памятники Новосибирского Приобья первой половины II тыс. н. э. делятся на три хронологические группы, отражающие разные этапы формирования новой культуры: 1-й - проникновение на территорию Новосибирского Приобья в 1Х-Х вв. носителей сросткинской культуры, 2-й - приход в середине XI в. с юго-запада новых мигрантов (населения Верхнего Прииртышья и юго-западных предгорий Алтая) и интеграция традиций местной и пришлых культур, 3-й - расцвет басандайской культуры в XIII-XIV вв.

Подводя итог исследованию, необходимо указать, что оно не исчерпывает всех проблем изучения культуры населения Новосибирского Приобья эпохи развитого средневековья. Требуется дальнейшее изучение полученных результатов с целью более подробного рассмотрения элементов погребально-поминального комплекса, включая отдельные признаки погребальной практики и категории инвентаря, а также реконструкции социальной и мировоззренческой стороны средневекового общества. Необходимо расширение археологических источников за счет исследования других погребальных памятников Новосибирского Приобья, в частности, микрорайона в зоне впадения р. Бердь в Обь, возвращение к материалам таких опорных памятников как Басандайка и Осинки. Остро необходимо введение в научный оборот материалов могильника Ур-Бедари.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Росляков, Сергей Георгиевич, 2007 год

1. Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков A.A. Новые могильники второй половины I тыс. н.э. в урочище Ближние Елбаны // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Сборник научных трудов. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. С. 243-252.

2. Абрамова М.П. Ранние Аланы Северного Кавказа III—V вв. н.э. М., 1997. -165 с.

3. Адамов A.A. Астрагалы со следами обработки из Новосибирского Приобья II тыс. н.э. // Экономика и общественный строй древних и средневековых племен Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.-С. 93-97.

4. Адамов A.A. Керамика X-XVII вв. Новосибирского Приобья // Памятники истории и культуры Омской области. Омск, 1989. - Вып. 2. - С. 51-52.

5. Адамов A.A. Жилища поселения Боровое-1 // Жилища народов Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. - С. 3-7.

6. Адамов A.A. О назначении парных крючков из погребений первой половины II тыс. н. э. // Источники этнокультурной истории Западной Сибири: Сборник научных трудов. Тюмень: ТюмГУ, 1991.-е. 164-168.

7. Адамов A.A. Жилища поселения Крохалевка-Соколово-4 // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии): Мат-лы Всеросс. конф. Омск: Издание ОмГУ, 1992. - С. 3-4.

8. Адамов A.A. Новосибирское Приобье / Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во ТГУ, 1994.-С. 225-234.

9. Адамов A.A. Новосибирское Приобье в X XIV вв. в Х-ХИ вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. - Барнаул, 1995.-22 с.

10. Адамов A.A. Новосибирское Приобье в X-XIV вв. Тобольск - Омск: ОмГПУ, 2000.-256 с.

11. Адамов A.A. Тюркские древности Новосибирского Приобья // Тюркские народы. Мат-лы V-ro Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2002 г., Тобольск). Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002.-С. 12-16.

12. Адамов A.A., Дубинин В.Ю. Высокий борок курганный могильник XIII—XIV вв. // Проблемы археологии Северной Азии (К 80-летию академика А. П. Окладникова). Тезисы докладов XXVIII PACK (28 - 30 марта 1988 г.). -Чита: ЧГПИ, 1988.-С. 49-51.

13. Акишев К.А., Байпаков K.M., Ерзакович Л.Б. Отрар в XIII XV вв. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 256 с.

14. Алексеенко Е.В. Народная техника обработки дерева у кетов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. - С. 156-172.

15. Алехин Ю.П. Мировые религии и мировоззрение народов Южной Сибири в VIII-X вв. По материалам Рудного Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий (мат-лы межд. симп.): в 2 т. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1998. - Т. 1.-С. 12-20.

16. Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. Ч. 1 // CA. 1971 -№ 2. - С. 96-123.

17. Арсланова Ф.Х. Памятники Павлодарского Прииртышья (VII IX вв.) // Новое в археологии Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1968. - С. 98-111.

18. Арсланова Ф.Х. Длинные курганы Прииртышья // Источники по истории Западной Сибири (История и археология): Межведомств, сб. науч. тр. омск. ун-та. Омск: ОмГУ, 1987. - С. 50-69.

19. Артамонова O.A. Могильник Саркела Белой Вежи//МИА- 1963. — №109.-С. 9-215.

20. Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. -Алма-Ата: Наука, 1987. 280 с.

21. Арциховский A.B. Курганы вятичей. М.: Р АНИОН, 1930. - 224 с.

22. Атавин А.Г. Некоторые особенности захоронения чучела коня в кочевнических погребениях X-XIV вв. // CA. 1984. -№ 1. - С. 134-143.

23. Ахинжанов С.М. Этнокультурная принадлежность памятников средневековых кочевников Прииртышья / Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата: Наука, 1987. - С. 243-246.

24. Бараба в тюркское время / Молодин В.И., Савинов Д.Г., Елагин B.C., Соболев В.И., Полосьмак Н.В, Сидоров Е.А., Соловьев, А.И., Бородовский А.П., Новиков A.B., Ким А.Р., Чикишева Т.А., Беланов П.И. Новосибирск: Наука, 1988.-176 с.

25. Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области // Труды ТГУ и ТГПИ. 1947. - Т. 98. - 219 с.

26. Беликова О.Б. Курган 23 Змеинкинского могильника на Чулыме // Древние памятники Северной Азии и их охранные раскопки: Сб. науч. трудов. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1988. - С. 116-135.

27. Беликова О.Б. Среднее Причулымье в X-XIII вв. Томск: Изд-во ТГУ, 1996.-272 с.

28. Берс Е.М., Худяков Ю.С. Погребение у с. Бичикту-Бом // Археология Горного Алтая. Барнаул: Изд-во АГУ, 1994. - С. 63-71.

29. Бородаев В.Б., Ефремов С.А., Тишкин A.A. Захоронение первой половины II тыс. в пункте Ближние Елбаны-VI // Древности Алтая: Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2000. - №5. - С. 124-135.

30. Бородовский А.П. Плети и стеки в экипировке раннесредневекового всадника юга Западной Сибири // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1993.-С. 179-188.

31. Бородовский А.П. Древнее косторезное дело юга Западной Сибири. -Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1997. 224 с.

32. Бородовский А.П. Археологические памятники Искитимского района Новосибирской области. Новосибирск: Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 2002. - 208 с.

33. Бородовский А.П., Троицкая Т.Н. Средневековые курганы с квадратными рвами из Новосибирского Приобья // Сибирь в панораме тысячелетий. (Мат-лы межд. симп.). Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1998.-С. 73-81.

34. Бояршинова З.Я. Погребальный ритуал в Басандайкских курганах // Труды ТГУ и ТГПИ. Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. 1947. - Т. 98. - с. 151-165.

35. Брайчевский М.Ю. Об историческом содержании понятия «археологическая культура» // Археологическая культура и культурная трансформация. Материалы методологического семинара ЛОНА АН СССР. -Л.: 1991.-С. 55-60.

36. Букреев Г.Ф., Архипов С.А., Волкова B.C., Орлова Л.А. Климат Западной Сибири в прошлом и будущем // Геология и геофизика. 1995. - Т.36.-№11.-С. 3-22.

37. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1975. 216 с.

38. Ведерников Ю.А., Худяков Ю.С., Омелаев А.И. Баллистика от стрел до ракет. Новосибирск, 1995. - 236 с.

39. Винников А.З., Плетнева С.А. На северных рубежах хазарского каганата. Маяцкое поселение. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. - 216 с.

40. Волков И.А. Колебания климата и эволюция ландшафтов в сартанское похолодание и в голоцене по геологическим и геоморфологическим данным (на примере Верхнего Приобья) // Геология и геофизика. 1994. - Т. 35. -№10.-С. 14-23.

41. Гаврилова A.A. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М. - Л.: Наука, 1965. - 143 с.

42. Гаврилова Е. А., Росляков С. Г. Конь в погребальном обряде племен Верхнего Приобья в эпоху развитого средневековья // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Мат-лы LX РАЭСК. -Новосибирск: НГУ, 2000. Том II. - С. 12 -14

43. Гальченко A.B., Тишкин A.A. Перспективы научного использования в археологии методик анализа костных остатков лошадей // Культура народов Евразийских степей в древности. Сборник научных статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993.-С. 247-256.

44. Гаман А.Д. Томское и Нарымское Приобье // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. - С. 234-245.

45. Гарустович Г.Н., Иванов В.А. Огузы и печенеги в евразийских степях. -Уфа: Гилем, 2001.-212 с.

46. Гарустович Г.Н, Ракушин А.И., Яминов А.Ф. Средневековые кочевники Поволжья (конца IX начала XV веков). - Уфа: Гилем, 1998. -336 с.

47. Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // CA. 1973. - № 1. - С. 114-136.

48. Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев: изд-во «Наукова думка». - 224 с.

49. Генинг В.Ф. Археологическая культура проблема единства форм предметного мира (онтологический аспект) // Археологическая культура икультурная трансформация. Материалы методологического семинара ЛОИА АН СССР. Л.: 1991. - С. 65- 71.

50. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. - 216.

51. Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. История Алтая. Ч. I. Древний Алтай: Пособие для учителей. Барнаул: Позиция, 1997. -160 с.

52. Грязнов М.П. Археологическое исследование территории одного древнего поселения // КСИИМК. 1951. - Вып. ХЬ. - С. 105-113.

53. Горбунова Т.Г. Оголовья верховых лошадей тюркской культуры Горного Алтая // Древности Алтая. №9. Изв. лаб. археологии. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002. - С. 91-103.

54. Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби // МИА. 1956. -Вып. 48. - 230 с.

55. Грязнов М.П. Археологические исследования на Оби в ложе водохранилища Новосибирской ГЭС // Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока: Тез. докл. и сообщ. Иркутск, 1960. - С. 22-24.

56. Грязнов М.П., Троицкая Т.Н., Уманский А.П., Севастьянова Э.П. Археологическая карта побережья Новосибирского водохранилища // Вопросы археологии Сибири. Новосибирск: НГПИ, 1973. - С. 3-44.

57. Гудкова А.В. К изучению раннекердерских бус (УП-УШ вв.) // Вопросы антропологии и материальной культуры Кердера. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1973. - С. 125-137.

58. Давидан О.И. Скарабеи из Старой Ладоги // АСГЭ. 1988. - № 29 - С. 112-116.

59. Деопик В.Б. Классификация бус юго-восточной Европы VI IX вв. -С А. - №3,1961.-С. 202-232.

60. Довгалюк Н.П. Юго-западные связи кимаков в 1Х-Х вв. (по находкам стекла) // Интеграция археологических и этнографических исследований.

61. Мат-лы IV Всеросс. науч. сем., посвященного 60-летию со дня рождения В. И. Васильева. 4.II. Новосибирск - Омск, 1996. - С. 80-83.

62. Доде З.В. Костюмы кочевников Золотой Орды из могильника Джухта-2 // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа: Археология, антропология, палеоклиматология. М.: «Памятники ист. мысли», 2001 . - Вып. II. - С. 117-127.

63. Дремов И.И. Погребение воина с джучидскими монетами // С А. 1985. - № 4. - с. 243-244.

64. Дубровина А.А., Рассудова Р.Я. Этнографическое значение сердолика в Средней Азии // Ювелирное искусство и материальная культура. Тез. докл. -Санкт-Петербург: ГЭ, 1997. С. 20-21.

65. Елькин М.Г. Поселение позднего железного века у г. Гурьевска // ИЛАИ.-1974.-Вып. 5.-С. 119-129.

66. Ефремов С.А. Классификация и типология наконечников стрел предмонгольского и монгольского времени Алтая // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - С. 87-88.

67. Ефремов С.А. Снаряжение верхового коня у алтайских кочевников I пол. II тыс. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье: Сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.-С. 159-169.

68. Ефремов С.А. Погребальный обряд алтайских племен в XI XIV вв. // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. -Новосибирск: Наука: Сибирское предприятие РАН, 2002. - Т. 5. - С. 99-109.

69. Жиронкина О.Ю. Лингвистическое обеспечение систематизации раннесредневековых бус юго-восточной Европы // Ковалевская В. Б. Хронология восточно-европейских древностей V IX веков. Вып. 1. Каменные бусы Кавказа и Крыма. - М., 1998. - 86 с.

70. Закирова И.А. Косторезное дело Болгара // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. М.: Наука, 1988. - с. 220-243.

71. Западная Сибирь. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 488 с.

72. Западно-Сибирская низменность. Очерк природы. М., 1963.

73. Захорук Ю.Н. Методологические проблемы археологии: Автореф. дисс. . докт. истор. наук. -М., 1981.

74. Иванов В.А. Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (Xn-XIV вв.). М.: Наука, 1988. - 89 с.

75. Иванов В.Г. Некоторые вопросы методологии научного поиска // Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований: Материалы симп. J1.: Наука, 1975. - С. 32-34.

76. Илюшин A.M. Курганы средневековых кочевников долины реки Бачат. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. 116 с.

77. Илюшин A.M. Басандайская этнокультурная общность на территории Верхнего Приобья в период развитого средневековья // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск: Изд-во ОмГУ, 1998а.-С. 91-94.

78. Илюшин A.M. Кузнецкая котловина в период развитого средневековья (к вопросу об этногенезе тюркоязычных аборегенов Сибири) // Сибирские татары. Мат-лы 1-го Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Омск: Изд-во ОмГПУ, 19986. - С. 25-27.

79. Илюшин A.M. Курганная группа Шабаново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово-Гурьевск: Изд-во КузГТУ, 1998в. -С. 54-78

80. Илюшин A.M. Могильник Саратовка: публикация материалов и опыт этноархеологического исследования. Кемерово: Изд-во КузТГУ, 1999а. -160 с.

81. Илюшин A.M. Население Кузнецкой котловины в эпоху развитого средневековья (по материалам раскопок могильника Торопово-1). -Кемерово: Изд-во КузГТУ, 19996. 208 с.

82. Илюшин A.M. История и историография исследований по средневековой археологии кузнецкой котловины: Учебное пособие. -Кемерово: Изд-во КузГТУ, 1999в. 74 с.

83. Илюшин A.M. Этнокультурная история Кузнецкой котловины в эпоху средневековья. Кемерово: Изд-во КузГТУ, 2005. - 240 с.

84. Илюшин A.M., Сулейменов М.Г. Курганная группа Мусохраново-3 // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово-Гурьевск: Изд-во КузГТУ, 1998. - 286 с.

85. Иоганзен П.Г., Тюменцев Н.Ф. Пойма Оби: природа, освоение, мелиорация. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 160 с.

86. История Сибири. Том 1. Древняя Сибирь. JL: Наука, 1968. - 454 с.

87. Казаков А.А. Новые материалы начала II тыс. из окрестностей Барнаула // Сохранение и изучение культурного наследия алтайского края. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. Вып. IX. - С. 12-16.

88. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. М.: Наука, 1992. -335 с.

89. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань: ИЯЛиИ им. Г. Ибрагимова, 1971. - С. 94-155.

90. Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX XIII вв. - Л.: Наука, 1973. - 140 с. - (Археология СССР, САИ; вып. Е I -36).

91. Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Погребение сросткинской культуры на могильнике Восход-1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Мат-лы науч.-практич. конф. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. -Вып. IX.-С. 198-200.

92. Ковалевская В.Б. Хронология восточно-европейских древностей V IX веков. Вып. 1. Каменные бусы Кавказа и Крыма. - М., 1998. - 86 с.

93. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003.-486 с.

94. Колпаков Е.М. Теория археологической классификации. Спб.: б.и., 1991.-112 с.

95. Коников Б.А. Таежное Прииртышье в X XIII вв. н. з. - Омск: Изд-во ОмГПИ, 1993.-224 с.

96. Коников Б.А. Иванов Мыс 1 археологический памятник предмонгольского времени в таежном Прииртышье // Памятники истории и культуры Омской области. - Омск: Изд-во «РИО», 1995. - С. 5-13.

97. Корзухина Г.Ф., Мачинский Д.А., Овсянников О.В., Тихонова М.А. Рецензия: Археологический сборник, вып. 4. Славянские древности. Изд. Гос. Эрмитажа. Л. 1962 //СА.- 1963.-№3.-С. 284-290.

98. Косиков В.А., Гриб В.К. Парное кочевническое погребение из кургана у села Каменка в Донецкой области // СА. 1985. - №2. - С. 257-262.

99. Косинцев П.М. Определение остеологического материала из могильников Томского Приобья XI-XIV вв. // Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам). Томск: Изд-во ТГУ, 1997.-С. 141-142.

100. Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2005. -400 с.

101. Кузнецов Н.А. Курганы с подбоем в Кузнецкой котловине // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. - С. 42-44.

102. Кузнецов H.A. Рукоять плети из второго Есаульского кургана // Кузнецкая старина. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 1999. -Вып. 4.-С. 54-71.

103. Кунгуров A.JL Два погребения с могильника 1 МГК 1 // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1993. - Ч. 2. -С.220-225.

104. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. М.: Наука, 1983. - 128 с. (Археология СССР, САИ; вып. ЕЗ-18).

105. Лебедев Г.С. Системное описание археологической культуры. // Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований: Материалы симп. Л.: Наука, 1975. - С. 56-58.

106. Леммлейн Г.Г. Опыт классификации каменных бус // КСИИМК 1950. -Вып. XXXII.-С. 157-171.

107. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975.-240 с.

108. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). Томск: Изд-во ТГУ, 1985. - 364 с.

109. Львова 3. А. Стеклянные браслеты и бусы из Саркела Белой Вежи // МИА. - 1959. - №75 - С. 307-332.

110. Мажитов H.A. Курганы Южного Урала VIII XII вв. - М.: Наука, 1981. -164 с.

111. Макарова Т.И. Украшения и амулеты из лазурита у кочевников X-XI вв. // АСГЭ. 1962. - №4. - С. 127-134.

112. Максимова, А.Г., Мерщиев М.С., Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Древности Чардары (археологические исследования в зоне чардаринского водохранилища). Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1968 - 264 с.

113. Малиновская Н.В. Колчаны вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей // Города Поволжья в средние века.-М.: Наука, 1974.-С. 132-175.

114. Матющенко В.И., Старцева Л.М. Еловский курганный могильник эпохи железа // Труды ТГУ. Вопросы истории Сибири. 1970. - Вып. 5. -С. 152-174.

115. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV в. М.: Наука, 1966. - 184 с. - (Археология СССР, САИ; вып. Е1-36).

116. Мельник В.И. Погребальная практика и погребальный обряд // КСИА. 1990.- Вып. 201.-С. 73-77.

117. Мец Ф.И. Керамика Томского Приобья II тысячелетия н.э. // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии): Мат-лы Всеросс. конф. Омск: Издание ОмГУ, 1992.-С. 73-75.

118. Могильников В.А. Начало тюркизации населения Притомья Среднего Приобья // Проблемы этногенеза Сибири и Дальнего Востока: Тез. докл. -Новосибирск: Изд-во ИИФиФ СО АН СССР, 1973. С. 82-84.

119. Могильников В.А. К проблеме тюркизации населения Притомья // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск: Изд-во ТГУ, 1976. -С. 176-177.

120. Могильников В.А. Тюркское население северо-западных предгорий Алтая конца I тыс. и его связи с западно-сибирской лесостепью // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск: Изд-во ОмГУ, 1979. - С. 56-62.

121. Могильников В.А. Об этническом составе населения Среднего и Верхнего Приобья в I тыс. н.э. // Народы и языки Сибири. Новосибирск: Наука, 1980.-С. 242-248.

122. Могильников В.А. Памятники кочевников Сибири и Средней Азии X -XII вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. - С. 190193. - (Археология СССР).

123. Могильников В.А. Этнокультурная история Западной Сибири в средние века: Автореф. дис. докт. ист. наук. -М, 1990. -22 с.

124. Могильников В.А. Исследование Кармацких курганов // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Горно-Алтайск: ГАГПИ, ГАНИИИЯЛ, 1992. - С. 92-94.

125. Могильников В.А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX -XI веках. М.: Наука, 2002а. - 362 с.

126. Молодин В.И., Мыльникова Л.Н. Исследования памятника Кыштовка-1 // Источники по археологии Северной Азии (1935 1976). - Новосибирск: Наука, 1980.-С. 172-198.

127. Молодин В.И., Новиков A.B., Росляков С.Г., Новикова О.И., Колонцов C.B. Археологические памятники г. Новосибирска. Новосибирск: Наука, 1993.-33 с.

128. Молодин В.И., Соболев В.И. О погребениях начала II тыс. н.э. в Новосибирском Приобье (по материалам памятника Усть-Алеус VII) // Древние культуры Сибири и тихоокеанского бассейна. Новосибирск: Наука, 1979.-С. 158-162.

129. Молодин В.И., Соболев В.И., Соловьев А.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. Новосибирск: Наука, 1990.-262 с.

130. Молодин В.И., Соловьев А.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. -Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2004. Т. 2: Культурно-хронологический анализ погребальных комплексов средневековья. - 184 с.

131. Неверов C.B. Погребения могильника Змеевка на Алтае (по материалам раскопок С.М.) // Археология и этнография Алтая. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 1982. - С. 100-121.

132. Неверов C.B. Этнокультурные особенности сросткинской культуры // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири: Тез. Докладов. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. -С. 170-173.

133. Неверов C.B. Хронология и периодизация сросткинской культуры Верхнего Приобья // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул: АГУ, 1991. - С. 18-182.

134. Неверов C.B. Удила второй половины I тыс. Верхнего Приобья (классификация и типология) // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи метала. Барнаул: Изд-во БГПИ, 1992. - С. 141 - 153,234-238.

135. Неверов С. В. Стремена Верхнего Приобья в VII XII вв. (классификация и типология) // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье: Сборник научных трудов. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.-С. 129-151.

136. Неверов C.B., Горбунов В.В. Курганный могильник сросткинской культуры Шадринцево-1 // Археология, антропология и этнография Сибири. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1996.-С. 163-191.

137. Неверов C.B., Горбунов B.B. Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск: Изд-во ТГУ, 2001.-С. 176-178.

138. Нестеров С.П. Тесла древнетюркского времени в Южной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981.-С. 168-172.

139. Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. - 143 с.

140. Новиков A.B. Могильник начала II тыс. близ с. Ташара // Сибирские татары: Мат-лы 1-го Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск: Изд-во ОмГПУ, 1998а. - С. 50-51.

141. Овчинникова В.Б. Древнетюркские захоронения в подбоях в Центральной Туве // Древний и средневековый восток. История и филология (проблема источниковедения). М.: Наука, 1984. - С. 215-223.

142. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

143. Ольховский B.C. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий // CA. 1986. - № 1. - С. 65-76.

144. Орлова JI.A. Голоцен Барабы. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 31-113.

145. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Том. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. - 475 с.

146. Панченко М.В. К вопросу о датировании кочевнических древностей средневековья // Восточноевропейский журнал. ноябрь-декабрь 1999. -1(1). - http: // archaeology.kiev.ua / journal

147. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. М.: Изд-во Восточная литература, 1994.-206 с.

148. Плетнева JI.M. Взаимодействие культур в период тюркизации в Томском Приобье // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. - С. 97-100.

149. Плетнева JI. М. О басандайской культуре // Культурногенетические процессы в Западной Сибири: Тез. докладов. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. - С. 42-43.

150. Плетнева JI.M. Томское Приобье // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во ТГУ, 1994.-475 с.

151. Плетнева JI.M. Томское Приобье в начале II тыс. (по археологическим источникам). Томск: Изд-во ТГУ, 1997. - 350 с.

152. Плетнева С.А Половецкие каменные изваяния. М.: Наука, 1974. - 200 с. - (Археология СССР, САИ; вып. Е4-2).

153. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура // МИА.- 1967.-№142.-200 с.

154. Плетнева С.А. Древности черных клобуков.--М.: Наука, 1973. 96 с.- (Археология СССР, САИ; вып. Е1-19).

155. Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М.: Наука, 1989. - 288 с.

156. Плетнева С.А. Печенеги и гузы на Нижнем Дону (по материалам кочевнического могильника у Саркелам Белой Вежи). - М.: ИА АН СССР, 1990.-102 с.

157. Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.: «Мосты культуры», Иерусалим: «Гешарим», 1999. - 374 с.

158. Поздняков Д.В. Антропологический состав населения Западной и Южной Сибири во второй половине I тыс. н.э. первой половине II тыс. н.э.: дис. канд. ист. наук. - Новосибирск, 2004. - 333 с.

159. Поздняков Д.В. Палеоантропология населения юга Западной Сибири эпохи средневековья (вторая половина I первая половина II тыс. н.э.). -Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2006. - 136 с.

160. Полубояринова М.Д. Стеклянные изделия Болгарского городища // Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. М.: Наука, 1988. - 280 с.

161. Полубояринова М.Д. Полудрагоценные камни и янтарь в древнем Новгороде // Новгородские археологические чтения. Мат-лы науч. конф. -Новгород, 1994. с. 75-82.

162. Полякова Г.Ф. К вопросу о систематизации зеркал Волжской Болгарии // Древности Волго-Камья. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1977.-С. 78-82.

163. Полякова Г.Ф. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов и литейщиков. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1996.-С. 154-268.

164. Природа Новосибирской области. Новосибирск, 1968. - 212 с.

165. Розенфельд Р.Л. Янтарь на Руси (X XIII вв.) // Проблемы советской археологии. -М.: Наука, 1978. - С. 197-208.

166. Романцова В.Д. Жилища поселения «Ордынское-5» // Научные труды НГПИ. Вопросы археологии Сибири. -1972. Вып. 38. - С. 60-65.

167. Романцова В.Д. Городища XI XIII в. в Новосибирском Приобье // Языки и топонимия. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976. - С. 130-133.

168. Романцова В.Д. Городище Седова Заимка // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. - С. 81-90.

169. Романцова В.Д. Курганный могильник Седова Заимка-2 // Археологические памятники лесостепной полосы Западной Сибири: Сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1983. - С. 82-95.

170. Росляков С.Г. Береста в погребальном обряде могильника Санаторный-1 // Сибирские татары: Мат-лы 1-го Сиб. симпоз. «Культурное наследие народов Западной Сибири». Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 54-56.

171. Росляков С. Г. Курганный могильник Санаторный-1 и вопросы этнокультурной интерпретации памятников развитого средневековья верхнего Приобья // Археология, этнография и антропология Евразии. 4 (24), 2005.-С. 115-125.

172. Росляков С.Г., Гаврилова Е.А. Захоронения с конем на могильнике Санаторный-1 // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий (Мат-лы XLI РАЭСК). -Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 392-394.

173. Росляков С.Г., Гончаров А. Раскопки на городище Ташара 4 // Археологические исследования в Сибири: Тезисы материалов к конференции. Барнаул: Изд-во АГУ, 1989. - С. 86-88.

174. Росляков С.Г., Пилипенко С.А. Детские погребения могильника Санаторный-1 // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока: Тезисы докладов XXXVIII РАЭСК. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - С. 102104.

175. Савинов Д.Г. Осинцевский могильник на Северном Алтае // АО 1970 года. М.: Наука, 1971. - С. 219-220.

176. Савинов Д.Г. Из истории убранства верхового коня у народов Южной Сибири // СЭ. 1977 - № 1. - С. 31-48.

177. Савинов Д. Г. Культура населения Южной Сибири предмонгольского времени (X XII вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Ленинград, 1974. -22 с.

178. Савинов Д.Г. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1979. - С. 53-72.

179. Савинов Д.Г. Новые материалы по истории сложносоставного лука и некоторые вопросы его эволюции в Южной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 146— 162.

180. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 174 с.

181. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. -216 с.

182. Савинов Д.Г. Погребения сросткинского могильника (по материалам раскопок M. Н. Комаровой, 1925 г.) // Археология, антропология и этнография Сибири. Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. - С. 192-206.

183. Савинов Д.Г. Могильник Калтышино-1 (Новые материалы по археологии начала II тыс.) // Памятники раннего средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - С. 77-99.

184. Савинов Д.Г., Теребенин В. Алтайские находки // Декоративное искусство СССР. 1972. - № 10. - С. 46-47.

185. Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии (ритуальный и практический аспекты). СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 1998. - 320 с.

186. Синицын И.В. Древние памятники в низовьях Еруслана (по раскопкам 1954-1955 г.)//МИА.- 1960.- №78.-С. 10-169.

187. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 279 с.

188. Соболев В.И. Курганы XIII—XIV вв. у с. Туруновка // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1978. - С. 91-96.

189. Соболев В.И. Раскопки городища Каменушка 1 // Сибирь в древности. Новосибирск: Наука, 1979. - С. 76-80.

190. Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. Новосибирск: Наука, 1987. - 193 с.

191. Сорокин С. С. Боркорбазский могильник (южная Фергана, бассейн реки Сох) // Труды гос. Эрмитажа. Т. V. Культура и искусство народов Востока. -Л.: Изд-во ГЭ, 1961.-е. 117-161.

192. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. - 304 с. -(Археология СССР).

193. Табалдиев К.Ш. Погребения из Кичи-Ача (Центральный Тянь-Шань) // Этно-культурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I II тысячелетии: Сб. статей. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 165-189.

194. Табалдиев К.Ш. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. -Б. Фирма «Айбек», 1996. 256 с.

195. Тишкин A.A. Изучение археологических памятников монгольского времени на Алтае // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск: Изд-во ТГУ,2001.-С. 82-84.

196. Тишкин A.A. Сухие Гривы памятник монгольского времени на правобережье Оби // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья: Сборник научных трудов. - Барнаул: Изд-во АГУ, 20016. - С. 139-146.

197. Тишкин A.A., Горбунов В.В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая №9. Межвузовский сборник научных трудов. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002.-С. 82-91.

198. Тишкин A.A., Горбунов В.В., Казаков A.A. Курганный могильник Телеутский Взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. - 276 с.

199. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX начало XX в.). - Новосибирск: Наука, 1978. - 160 с.

200. Троицкая Т.Н. Красный Яр-1 памятник позднего железного века // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978. -С. 99-117.

201. Троицкая Т.Н. К вопросу о сросткинской культуре // Древности Алтая №9. Межвузовский сборник научных трудов. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2002. - С. 103-107.

202. Троицкая Т.Н., Адамов A.A. Смена археологических культур в Новосибирском Приобье на рубеже I и II тысячелетий нашей эры // Проблемы археологии степной Евразии. Тез. докладов. Кемерово , 1987. -Ч. II.-С. 177-178.

203. Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Болыпереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирк: Наука, 1994. - 184 с.

204. Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 1980. - 184 с.

205. Троицкая Т.Н., Новиков A.B. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1998. - 152 с.

206. Троицкая Т.Н., Новиков A.B. Археология Западно-Сибирской равнины: Учебное пособие. Новосибирск, 2004. - 136 с.

207. Троицкая Т.Н., Сумин В.А. Городище Красная Горка-1 памятник X -XII вв. // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии (Сборник научных трудов). - Кемерово - Гурьевск: Изд-во КузГТУ, 1998. - С. 153-159.

208. Троицкая Т.Н., Черноскутов Е.М. К вопросу о связях Новосибирского Приобья со Средней Азией в конце I тыс. н.э. // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. - С. 129-134.

209. Уманский А.П. Археологические памятники урочища Раздумье // Археологические исследования на Алтае. Барнаул: Изд-во АТУ, 1987. - С. 81-99.

210. Уманский А.П., Караваев A.B. Аварийные раскопки у села Ильинка в 1972 году // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Горно-Алтайск: ГАГПИ, ГАНИИИЯЛ, 1992. - С. 84-85.

211. Уманский А.П., Тишкин A.A., Горбунов В.В. Погребения первой половины II тыс. на могильнике Ильинка в Алтайском крае // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья: Сборник научных трудов. -Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.-С. 146-161.

212. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов: Археологические памятники. М.: Изд-во МГУ, 1966.-274 с.

213. Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело и денежное обращение Болгара // Город Болгар. Очерки истории и культуры. М.: Наука, 1887. - С. 158-204.

214. Фехнер М.В. К вопросу об экономических связях русской деревни. Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. // Тр. ГИМ. 1959. - Вып. 33. -С. 149-224.

215. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987. - 512 с. - (Археология СССР).

216. Флерова В.Е. Домашние промыслы в Саркеле Белой Веже (по материалам коллекции костяных изделий) // Культуры Евразийских степейвторой половины I тысячелетия Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 1996. - 384 с.

217. Хазанов А. М. Генезис сарматских бронзовых зеркал // CA. 1963. - № 4.-С. 58-71.

218. Харинский A.B. Приольхонье в средние века: погребальные комплексы. Улан-Удэ, 1999. - 238 с.

219. Худяков Ю. С. Кыргызы на Табате. Новосибирск: Наука, 1982. - 240 с.

220. Худяков Ю. С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1986. - 269 с.

221. Худяков Ю. С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск: Наука, 1991. - С. 103.

222. Худяков Ю.С. Эволюция сложносоставного лука у кочевников Центральной Азии // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1993. - С. 107-148.

223. Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1997.- 160 с.

224. Худяков Ю.С. Предметный комплекс из памятников кыргызов XI—XII вв. // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья: Сборник научных трудов. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - С. 161-171.

225. Чиндина JI.A. Тюркские погребения Усть-Киндинского могильника // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий (по данным археологии): Мат-лы Всеросс. конф. Омск: Издание ОмГУ, 1992.-С. 128-132.

226. Членова Н.Л. Раскопки на Северном Алтае // АО 1969 года. М.: Наука, 1970.-С. 200-201.

227. Ширин Ю.В. Опыт музеефикации средневекового городища Притомья // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - Вып. XI. - С. 34 - 37.

228. Щапова Ю. JI. Стеклянные бусы Древнего Новгорода // Труды новгородской археологической экспедиции, Т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1956.-С.

229. Щапова Ю.Л. Византийское стекло. Очерки истории. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.-288 с.

230. Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение: естественнонаучный подход к изучению древних вещей. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 144. — (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 12; Сер. III, Instrumenta studiorum: 5).

231. Эрдниев У. Э. Городище Маяк: Научно-популярный очерк. Кемерово: Кемеров. кн. изд-во, 1960. 68 с.

232. Кун Сянсин, Лю Имань. Чжунго тунцзин тудянь (Иллюстрированный словарь бронзовых зеркал Китая). Пекин: Изд-во "Вэньу", 1992. - 952 с. (на кит. яз.)

233. Краткое сообщение о раскопках погребения с фресками Чжан Вэньцзао эпохи Ляо, расположенной в провинции Хэбэй, в районе Сюаньхуа // Вэньу. -1996.-№9.-С. 14-46.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.