Погребальный обряд ирменской и позднеирменской культур: опыт многомерного статистического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Степаненко, Дарья Владимировна

  • Степаненко, Дарья Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 156
Степаненко, Дарья Владимировна. Погребальный обряд ирменской и позднеирменской культур: опыт многомерного статистического анализа: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Новосибирск. 2012. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Степаненко, Дарья Владимировна

Введение.

Глава 1. Систематизация погребальных памятников ирменской и позднеирменской культур.

1.1. Историографический обзор изучения ирменской культуры.

1.2. Могильники ирменской и позднеирменской культур (краткие сведения).

Глава 2. Процедура исследования погребальных памятников ирменской культуры.

2.1. Основные направления в изучении погребального обряда (краткий обзор некоторых методик).

2.2. Формализованное описание данных по погребальному обряду ирменской культуры.

2.3. Суммарная характеристика и сравнительный анализ погребального обряда ирменской культуры.

2.4. Анализ погребального обряда ирменской культуры с использованием логико-вероятностных методов.

Глава 3. Характеристика погребального обряда ирменской культуры.

3.1. Общекультурные черты погребального обряда.

3.1.1 .Характеристика надмогильных сооружений.

3.1.2. Характеристика погребений.

3.1.3. Характеристика останков погребённых и сопроводительного инвентаря.

3.2. Локальные особенности погребального обряда.

3.2.1. Особенности погребального обряда на территории Барабинской лесостепи.

3.2.2. Особенности погребального обряда на территории Барнаульского Приобья.

3.2.3. Особенности погребального обряда на территории Томского и Новосибирского Приобья.

3.2.4. Особенности погребального обряда на территории Кузнецкой котловины.

3.3. Половозрастной анализ погребального обряда ирменской культуры.

3.4. Типы погребального обряда ирменской культуры.

3.5. Характеристика погребального обряда позднеирменской культуры: отличительные черты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Погребальный обряд ирменской и позднеирменской культур: опыт многомерного статистического анализа»

Актуальность темы. Прошло более 55 лет с момента выделения Н. Л. Членовой ирменской культуры как феномена эпохи поздней бронзы Западной Сибири. С тех пор накоплен большой массив источников, изданы работы, посвященные генезису культуры, хозяйственной деятельности, анализу керамического комплекса, внешним связям и другим проблемам. Данная культура является, на сегодняшний день, одной из наиболее изученных и выразительных. Археологами полностью или частично исследовано большое число поселенческих и погребальных памятников ирменской культуры. Итогом этих работ стали монографии М. П. Грязнова «История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка» (1956), В. И. Матющенко «Еловский археологический комплекс. Комплексы ирмени и раннего железного века» (2006); В. И. Молодина «Бараба в эпоху бронзы» (1985), В. В. Боброва, Т. А. Чикишевой и Ю. И. Михайлова «Могильник эпохи поздней бронзы Журавлево-4» (1993), А. В. Матвеева «Ирменская культура в лесостепном Приобье» (1993), Н. Л. Членовой «Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири» (1994), а также целый ряд обобщающих работ разных авторов [Бобров и др., 2004; Ковалевский, 2011; Папин, Грушин, 2004; Полеводов, 2008 и др.]. Вместе с тем многие вопросы, связанные с происхождением, спецификой развития, особенностями локальных вариантов культуры остаются дискуссионными. На обширной территории ее существования открыто и раскопано большое количество могильников, однако, несмотря на достаточно высокую степень изученности проблемы погребального обряда по регионам, обобщающей работы, посвященной анализу погребальной практики ирменской культуры во всем ее ареале, до сих пор не существует.

Значительный интерес представляет позднеирменская культура, которая является результатом развития собственно ирменской культуры и демонстрирует начало перехода от бронзового века к железному. На сегодняшний момент известно небольшое число погребальных памятников данной культуры, однако имеющиеся материалы позволяют проследить эволюцию черт погребальной практики, что даёт в дальнейшем возможность построения широкого круга археологических реконструкций.

Количество исследованных памятников и погребений ирменской и позднеирменской культур позволяет выходить на новый уровень анализа этих материалов, прежде всего, за счёт привлечения методов естественных и точных наук, которые дают возможность эффективно работать с массовым источником. Не менее важным является применение единой методики для анализа погребального обряда, что даёт возможность представить особенности как погребальной практики в целом, так и ее частных вариантов. В связи с этим избранная тема представляется весьма актуальной. Иными словами, актуальность определяется в первую очередь необходимостью исследования всех имеющихся материалов на качественно новом уровне, для определения ее культурных и локальных особенностей, а также дальнейшей корреляции полученных результатов с материалами поселений.

Исходя из этого, целью работы является: определение и характеристика территориальной специфики погребальных памятников ирменской культуры в разных регионах на основе многомерного статистического анализа признаков погребального обряда во всем ее ареале.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) создать максимально полный свод источников по погребальным комплексам ирменской культуры;

2) детально проанализировать погребальный обряд, применяя логико-вероятностный подход и формализовано-статистические методы;

3) выявить общекультурные и территориальные черты в погребальной практике ирменской культуры;

4) охарактеризовать типы погребального обряда ирменской культуры;

5) вычленить погребения позднеирменской культуры из массива собственно ирменских погребальных комплексов и выделить отличительные черты погребального обряда.

Объектом исследования является погребальный обряд ирменской и позднеирменской культур. Предметом - погребальные комплексы в виде остатков поминальных тризн, могильных сооружений, останков погребённых, сопроводительного инвентаря, а также других предметов материальной и духовной культуры.

Территориальные и хронологические рамки. Территория исследования включает часть Омского Прииртышья, Барабинскую лесостепь, Верхнее Приобье и Кузнецкую котловину, что обуславливается рамками распространения погребальных памятников ирменской культуры. Западная граница проходит по р. Иртыш (могильник Калачёвка-П), восточная -памятники Ачинско-Мариинской лесостепи; северная - зона предтаёжного Приобья (Иштанский могильник является самым северным) и южная граница проходит в пределах Бийского Приобья (наиболее южным некрополем ирменской культуры является могильник Суртайка). Хронологически, исследование охватывает период: XIV - первая половина X вв. до н.э. -время существования ирменской культуры и вторая половина Х-УШ вв. до н. э. - этап бытования позднеирменской культуры (последние данные радиоуглеродного датирования) [Молодин, Парцингер, Кривоногов и др., 2009, с. 66-72].

Источниковую базу исследования составляет обширный круг материалов, накопленных экспедициями под руководством Боброва В. В., Васютина А. С., Горяева В. С., Грязнова М. П., Заха В. А., Илюшина А. М., Кирюшина Ю. Ф., Мартынова А. И., Матющенко В. И., Молодина В. И., Михайлова Ю. И., Мыльниковой Л. Н., Сергеева С. М., Сидорова Е. А., Троицкой Т. Н., Труфанова А. Я., Уманского А. П., Членовой Н. Л., Шамшина А. Б. и другими.

Всего на сегодняшний день известно 1083 погребения ирменской и позднеирменской культур. Автором в работе исследовались материалы 1020 формализовано описанных захоронений, происходящих из 52 памятников, 947 из которых относят к ирменской культуре и 73 к позднеирменской.

В первую группу источников входят полностью или частично опубликованные материалы 37 могильников: Калачёвка-2 [Труфанов, 1991], Преображенка-3 [Молодин, 1985; Молодин, Чикишева, 1988], Кама-1 [Молодин, 1985], Ближние Елбаны - IV [Грязнов, 1956], Ближние Елбаны -IX [Абдулганеев, Кирюшин и др., 1996], Бурмистрово-1 [Зах, 1997; Бородовский, 2002.], Еловка-П [Матющенко, 2006], Змеевка (Красный Яр) [Неверов, 1982], Иштанский могильник [Матющенко, 1984], Камень-1 [Новиков, Степаненко, 2010], Камышенка [Членова, 1974, 1981; БКМ ОФ 12741/5; Ф-1, Р-1, № 4020, Ф-1, Р-1, № 4947], Катково-2 [Воронина, Мжельская, 2000], Кротовский Елбан [Степаненко, 2009; Ф-1, Р-1, № 9521], Кытманово-1 [Уманский, 1994], Малый Гоньбинский Кордон-1/5 [Кунгуров, Папин, 2001], Мельничихин Лог-1 [Фролов, Папин, 1998], Милованово-1 [Новикова, 1995], Новотроицкие курганы [Шульга, Уманский, Могильников, 2009], Ордынское-1г [Матвеев, 1993], Ордынское-1е [Троицкая, 1973], Плотинная-5 [Бородаев, Рудомётов, 1991], Староалейка-П [Кирюшин, Шамшин, 1998], Телеутский взвоз - 1 [Папин, Грушин, 2004], Черное Озеро-1в [Троицкая, 1989; Ф-1, Р-1, № 9452], Журавлево-1 [Бобров, 1996], Журавлево-4 [Бобров, Чикишева, Михайлов, 1993], Заречное-1 [Зах, 1997; Мыльникова и др., 2007], Иваново-Родионово [Мартынов, 1966], Пьяново [Мартынов, 1964], Сапогово-1 [Илюшин, Ковалевский, Сулейменов, 1996], Суртайка [Членова, 19736; БКМ ДО Ф-2. Д. 6, 18], Танай-7 [Мыльникова, Бобров, 1995, 1996; Мыльникова, Бобров, Горяев, 1998; Бобров, Мыльникова, Мыльников, 1999, 2000, 2004], Танай-9 [Бобров, Молодин и др., 2000], Тарасово [Мартынов, 1966], Титово [Савинов, Бобров, 1978, 1981], Шабаново-1 [Илюшин, Ковтун, 1992], Шабаново-4 [Илюшин, Ковалевский, 1998]. Материалы 5 поселений: Крестьянское-9 [Иванов, 1990], Красный Яр-1 [Матвеев, 1993], Мыльниково [Папин, Шамшин, 2005], Линево-1 [Мыльникова, Дураков и др., 2004], а также комплекса археологических памятников переходного от бронзы к железу времени Чича-1 [Молодин и др., 2003, 2004, 2009].

Второй группой источников являются неопубликованные материалы 9 могильников: Абрамово-4 [Ф-1, Р-1, № 7464; Ф-1, Р-1, № 8058; Ф-1, Р-1, № 11316], Ваганово-2 [Научный архив КМАЭЭ № 900, № 901], Гандичевский совхоз [Ф-1, Р-1, № 7464; Ф-1, Р-1, № 8139], Красный Яр 1г [Ф-1, Р-1, № 2214; Ф-1, Р-1, № 5514], Плотинная-1 [материалы АТУ], Сибирское-6 [Ф-1, Р-1, № 16433; Ф-1, Р-1, № 17245], Сопка-2 [Ф-1, Р-1, № 8058; Ф-1, Р-1, № 11316], Спирино [Ф-1, Р-1, № 23393], Танай-2 [Ф-1, Р-1, № 11483].

Для описания первой группы памятников использовались научные источники в виде данных и сведений из монографий, статей, материалов научных конференций и семинаров. Для характеристики второй группы -музейные коллекции и полевая документация различного вида, хранящиеся в Новосибирском государственном краеведческом музее, многопрофильном музее Новосибирского государственного педагогического университета, в фондах Бийского краеведческого музея, Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета и научно-исследовательском институте гуманитарных исследований при Алтайском государственном университете. Также использованы данные полевых отчётов из научно-отраслевого архива Института археологии РАН г. Москвы и Института археологии и этнографии СО РАН.

Методологической основой работы является комплексный подход (использование в работе традиционного для археологии картографического метода и методов многомерного статистического анализа). Исследование основывается на принципах историзма, системности и объективности в изучении проблем погребального обряда, который рассматривается в рамках настоящей диссертации как некая статистическая совокупность.

Сам термин «погребальный обряд», безусловно, является дискуссионным, поскольку существует множество его значений [см. например: Авдусин, 1980, с. 44; Алекшин, 1986, с. 6; Гуляев, 1993; Лебедев,

1976, с. 24; Ольховский, 1993, с. 84; Смирнов, 1997, с. 215; 2005, с. 13 и др.]. По существу концепция диссертации строится на алгоритме, предложенном В. Ф. Генингом: «В археологии под понятием погребального обряда понимаются конечные результаты деятельности по захоронению умершего и совершению различных ритуальных действий, т. е. та часть деятельности, которая осталась опредмеченной в остатках сооружений, вещах, положении скелета и т. п.» [1982, с. 143]. Соответственно обряд «фиксируется по остаткам явлений, повторяющимся с различной степенью однообразия на многих отдельных объектах» [Генинг, Борзунов, 1975, с. 43]. Именно это позволяет использовать формализованный подход и методы многомерной статистики для анализа погребального обряда. Как процесс он может быть расчленён на несколько частей (фаз): подготовка места захоронения, подготовка умершего к захоронению, погребение умершего, сопровождающий инвентарь, ритуальные остатки и завершающий этап. В свою очередь, каждая из этих фаз делится на ряд категорий, «представляющих собой остатки комплекса действий, связанных с одним предметом» [Там же, с. 44]. К фазе подготовки места захоронения относятся все данные о могильной яме, о самом месте захоронения, к фазе подготовки умершего - способ захоронения, одежда или украшения на погребённом. К стадии погребения покойника относится ориентация по сторонам света, поза, количественный состав погребённых в одной могиле, к этапам сопровождающего инвентаря и ритуальных остатков - керамические сосуды, орудия труда и пр., с одной стороны, и кости животных, следы огня и пр. - с другой. Завершающая фаза захоронения состоит из надмогильных сооружений (вид, форма), группировки внутри кургана, остатков тризн и пр. Каждая категория также обладает своим набором признаков.

В работе применялся картографический метод, который позволяет проанализировать локализацию погребальных памятников, а также дает возможность наглядно представить распространение признаков и их соотношение между собой. Далее использовался метод формализации данных, предложенный И. С. Каменецкнм [1983, 1986], метод суммарной характеристики и сравнительного анализа [Генинг, Бунятян, Пустовалов, Рынков, 1990] (подробное описание приведено в § 2.3.) и логико-вероятностный подход (попытка выявления зависимости типа погребального обряда от тех или иных признаков [Деревянко и др., 1998] (подробное описание приведено в § 2.4)). Математическая обработка осуществлена ведущим программистом ИАЭТ СО РАН Е. В. Рыбиной и доктором технических наук В. Б. Бериковым, ведущим научным сотрудником Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН. Полученные результаты совместно адаптированы и частично опубликованы [Бериков, Степаненко, Рыбина, 2011].

Приведем определения основных понятий, используемых в работе.

Курган - округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями, наземное сооружение, предназначенное для захоронения умершего (ших) и обозначение места его нахождения [Смирнов, 1997, с. 185-186].

Грунтовый могильник (грунтовыми принято называть такие древние могильники, погребения в которых совершались в могилах, вырытых в земле, а на поверхности в настоящее время отсутствуют какие-либо внешние признаки погребений [там же, с. 161]).

Ингумация - практика захоронения тела покойного в противоположность оставлению тела на поверхности или кремации [Брей, Трамп, 1990, с. 91].

Кремация - способ захоронения, трупосожжение [там же, с. 124].

Вторичное захоронение в понимании, принятом в западной культурной антропологии, предполагает периодическое перезахоронение полностью освобожденных от мягких тканей останков всех умерших членов сообщества [Hertz, 1960; Schroeder, 2001]. В настоящее время в российской археологии как вторичные обозначаются самые разнообразные формы погребений с преднамеренными и непреднамеренными нарушениями анатомической и целостности тела до его погребения [Зайцева, 2006, с. 420].

Археологическая культура - группа памятников, занимающих сплошную территорию, границы которой могут меняться, и обладающих объективно существующим сходством материальных и нематериальных признаков, образующих сложную, внутренне связанную систему, единообразно изменяющуюся во времени и ограниченно варьирующуюся в пространстве, существенно отличающуюся от аналогичного типа систем, характеризующих другие культуры [Каменецкий, 1970, с. 29].

Культурно-историческая общность - совокупность археологических культур со сходным для них набором черт материальной культуры, технических, технологических идей, планировочных и архитектурных решений и, в меньшей степени, духовного мира [Виноградов, 2007, с. 7].

В конце 70-х гг. В. И. Молодин выделил группу памятников с отличительной керамикой, которые было предложено называть позднеирменскими [1979, с. 111]. Позже начинают использоваться термины «позднеирменское время» и «позднеирменский этап» [Молодин, 1985, с. 174— 175; Матвеев, 1993, с. 128-134], сейчас применяется понятие «позднеирменская культура» [Молодин и др., 2001а, с. 160; Молодин, 2007; Молодин и др., 2009]. В рамках настоящего диссертационного исследования, мы не будем останавливаться на детальной характеристике этих терминов, обозначим лишь, что все они употребляются как синонимы.

Алгоритм исследовательской процедуры. Первоначально автором исследования был разработан список признаков, содержащий 16 категорий описания погребального обряда. Количество признаков в каждой совокупности варьирует в пределах от 3 до 22, общее число составляет 127. Данный список является открытым, что позволяет по мере накопления материала дополнять его. Затем на его основании было проведено описание 1020 погребений ирменской и позднеирменской культур, вся полученная информация - закодирована и занесена в сводную таблицу, в результате чего была создана компьютерная база данных. Ранее исследователи неоднократно уделяли внимание проблеме необходимости создания банков и баз данных, как в археологии в целом [Деревянко и др., 1989; Горячев, 1994, Математические., 1995, с. 22-24; Лихтер, 1996, 1998], так и для территории Западной Сибири в частности [Рыбина, 1996; Воронин, Бородовский, 1998].

Далее в работе с имеющейся уже базой данной применялся метод суммарной характеристики и сравнительного анализа, которые позволили дать описание погребального обряда изучаемых памятников (каждого в отдельности и всей группы в целом), проанализировать вариацию каждого признака, как в границах отдельных памятников, так и в совокупности объектов всей культуры, а также установить степень сходства анализируемых могильников. Затем к полученным данным был применён логико-вероятностный подход, который позволил решить задачу выявления зависимостей между наборами признаков и территориальной принадлежностью памятников. Была предпринята попытка с помощью компьютерного инструментария (пакет прикладных программ Ластан) выявить группы признаков погребального обряда, характерных для той или иной территории. Итогом исследовательской процедуры является выделение общекультурных и территориальных черт в погребальном обряде ирменской культуры, характеристика типов погребальной практики и выявление отличий обряда захоронения в позднеирменской культуре.

Научная новизна работы состоит в том, что это первое обобщающее исследование по погребальному обряду ирменской культуры в целом. В работе представлен полный свод всех имеющихся на сегодняшний день ирменских могильников и позднеирменских погребений. Создана компьютерная база данных с формализованным описанием погребений по реляционной (табличной) модели. Впервые методы многомерного статистического анализа применены ко всему погребальному материалу ирменской культуры, а также использован логико-вероятностный подход на основе класса логических функций от разнотипных переменных для решения одной из поставленных задач, выбор которого был обусловлен спецификой исходных данных. В ареале ирменской культуры выделены две территориальные группы: юго-западная (Омское Прииртышье, Барабинская лесостепь и Барнаульское Приобье) и северо-восточная (Томское и Новосибирское Приобье и Кузнецкая котловина). Прослежено изменение соотношения андроновского и автохтонного субстрата в рамках этого культурного образования. Детально охарактеризованы типы погребального обряда: ингумация (включая парные и коллективные захоронения), вторичные погребения и кремация. Впервые подробно проанализирован погребальный обряд позднеирменской культуры.

В целом можно отметить, что представляемая работа имеет междисциплинарный характер: с одной стороны, она демонстрирует возможности применения методов математической статистики в археологии, с другой - раскрывает перед математиками дополнительные сферы приложения их методических разработок в области прикладной статистики.

Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут быть использованы при создании обобщающих работ, посвященных эпохе поздней бронзы Западной Сибири, справочных изданий, а также при разработке спецкурсов по археологии, истории края и методических пособий, посвященных проблемам анализа погребального обряда.

Апробация результатов. Некоторые предварительные результаты исследования были представлены автором на студенческих (г. Барнаул, 2008 г., г. Новосибирск, 2010 г.) и научных (г. Томск, 2010, г. Новосибирск, 2010 г.) конференциях. Три статьи опубликованы в издании, рекомендуемом ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (2009 г., 2011 г., 2012 г.). Всего по теме диссертации издано семь работ, см.: [Степаненко, 2008; 2009; 2010а; 20106; 2012; Новиков, Степаненко, 2010; Бериков, Степаненко, Рыбина, 2011], где общий вклад соискателя составляет 5,6 п.л.

Структура работы: диссертация состоит их введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений, в которые вошли свод памятников, сводные таблицы, материалы суммарной характеристики и сравнительного анализа, а также диаграммы и рисунки. Нумерация таблиц и рисунков в каждом приложении внутренняя и относится только к конкретному разделу. Компьютерная база данных и результаты статистических расчетов представлены дополнительно на электронном носителе. Логика структуры работы следующая.

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, определяются цель и задачи работы, ее новизна и практическая значимость, хронологические и территориальные рамки, а также методология и методы исследования. В первой главе рассматриваются различные подходы к анализу погребального обряда как исторического источника в целом, представлен историографический очерк изучения ирменской культуры, в частности освещены проблемы, связанные с исследованием погребальных памятников данной культуры. В третьем разделе дано структурированное описание некрополей, с отсылкой к своду могильников и карте расположения. Во второй главе описаны способ формализации имеющихся данных, методы многомерной статистики, применяемые к материалам исследования, и представлены результаты их использования. В третьей главе дана характеристика погребального обряда ирменской культуры, выделены и описаны общекультурные черты и локальные особенности для территорий Барабинской лесостепи, Барнаульского Приобья, Томского и Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины. В третьем параграфе отражены результаты половозрастного анализа, в четвертом - представлены типы погребальной практики носителей ирменской культуры. В завершающем разделе главы рассмотрены погребальные комплексы позднеирменского времени, проанализирован погребальный обряд, а также указаны черты преемственности погребальных практик и отличительные черты, характерные именно для позднеирменской культуры. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Погребальный обряд ирменской культуры является в значительной степени однородным на всём её ареале и обладает стандартным набором признаков, характерных для всех локальных вариантов.

2. Преобладающим типом погребального обряда в ирменской культуре является обряд ингумации (88%). Остальные - совершены по обряду вторичного захоронения (около 8%) и обряду трупосожжения (около 4%). Погребения, совершенные по обряду ингумации, являются типичными для всего ареала ирменской культуры. Вторичные - встречаются на территории Барабинской лесостепи и Кузнецкой котловины чаще, чем на территории Верхнего Приобья. В то время как кремация была распространена в значительной степени в Приобье и Кузнецкой котловине и практически отсутствует на территории Барабы.

3. Данные сравнительного анализа, парные коэффициенты сходства и результаты применения логико-вероятностных методов, позволили выделить две территориальные группы в ирменском ареале: юго-западную (Омское Прииртышье, Барабинская лесостепь и Барнаульское Приобье) и северо-восточную (Томское и Новосибирское Приобье и Кузнецкая котловина).

4. Несмотря на выделение двух больших территориальных групп, по данным многомерного статистического анализа, мы можем говорить о единой ирменской культуре (а не культурно-исторической общности), сложившейся на основе андроновского субстрата и различных автохтонных культур. Черты, характерные для андроновской культуры, в той или иной степени фиксируются на всей территории распространения ирменской культуры, но в значительно большем объёме обнаруживаются в могильниках Кузнецкой котловины и Верхнего Приобья, что, безусловно, демонстрирует сильное влияние андроновского субстрата на этих территориях при сложении ирменской культуры. В то время как для территории Барабинской лесостепи существенно заметна роль местного позднекротовского компонента, а для территории Барнаульского Приобья - корчажскинской культуры.

5. Погребальный обряд позднеирменской культуры в значительной степени схож с погребальной практикой предшествующей ей ирменской и демонстрирует преемственность многих её черт. Однако, безусловно, появляются и новые признаки, такие как наличие захоронений на территории жилого пространства, овальная и трапециевидная форма ямы, наличие культовых ям с костями животных, рядом с погребениями людей, увеличение количества захоронений с положением умершего на спине с подогнутыми ногами головой в северо-западный сектор.

Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю, академику В. И Молодину за руководство и внимательное отношение на всех этапах работы. Автор глубоко признателен к.и.н. М. А. Чемякиной за поддержку и профессиональную помощь в написании диссертации, а также к.и.н. Л. Н. Мыльниковой и к.и.н. О. И. Новиковой. Автор благодарит Е. В. Рыбину и д.т.н. В. Б. Берикова за проведенные расчеты и выражает благодарность д.и.н. В. В. Боброву, к.и.н. А. С. Васютину, к.и.н. Т. В. Мжельской, к.и.н. А. В. Новикову, д.и.н. Т. Н. Троицкой, к.и.н. А. Я. Труфанову и к.и.н. А. Б. Шамшину за возможность использовать их неопубликованные материалы в своём исследовании.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Степаненко, Дарья Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Погребальный обряд ирменской культуры исследуется с момента первых раскопок могильников данного времени. Проблема выделения общекультурных черт, а самое главное, локальных особенностей стоит достаточно остро. Данная работа была направлена на решение обозначенных проблем. Во-первых, создан максимально полный свод источников по погребальным комплексам ирменской культуры. Прослежена эволюция взглядов исследователей на проблему погребального обряда ирменской культуры от первых случайных находок и незначительных по объёму раскопок могильников, которые авторы относили к карасукской культуре, к выделению непосредственно ирменской культуры и затем к разработке общекультурных особенностей погребального обряда и его локальных вариантов. Выделено три этапа: первый - 20-е - первая половина 50-х гг. XX в., данные хронологические границы обусловлены тем, что в это время исследователи рассматривали известные им позднебронзовые могильники и отдельные захоронения в рамках карасукской культуры, выделяя в ней различные локальные варианты. Второй период с 50-х по 90-е гг. XX в. В это время Н. Л. Членова выделила ирменскую культуру (хотя оставались исследователи, придерживающиеся мнения о принадлежности ряда изученных могильников и погребений к вариантам карасукской культуры); были обозначены наиболее типичные черты погребальной практики и наметилась тенденция к выявлению локальных особенностей, характерных для различных регионов. Характерной чертой третьего этапа изучения погребального обряда ирменской культуры (90-е гг. XX в - начало XXI в.) является введение новых данных в научный оборот, систематизация и обобщение накопленного материла по конкретным территориям, а также вопросы абсолютной датировки и внутренней хронологии культуры.

Впервые методы многомерного статистического анализа (суммарная характеристика, сравнительный анализ, логико-вероятностный подход) были применены к данным всех погребальных памятников ирменской культуры. Разработан список признаков погребального обряда, в основу которого положен код описания, предложенный И. С. Каменецким. Затем в соответствии с разработанными категориями был проанализирован и систематизирован весь имеющийся материал по единой методике. Использование логико-вероятностного подхода позволило проследить различные взаимосвязи тех или иных признаков в зависимости от территориальной принадлежности объекта, что продемонстрировало схожесть некоторых черт погребального обряда для локальных вариантов культуры.

На основе полученных данных удалось детально охарактеризовать общекультурные черты, которые отчётливо фиксируются на всех могильниках ирменской культуры, и локальные особенности для территории Барабинской лесостепи, Барнаульско-Бийского Приобья, Томского и Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины. Погребальному обряду ирменской культуры присущи следующие общекультурные черты: наличие курганных насыпей, чаще округлой формы, содержащие остатки поминальной тризны в виде керамических сосудов, различной степени целостности, костей животных и прокалов или кострищ. Достаточно типичным является отсутствие сооружений в насыпи курганов, расположение под насыпью только одного захоронения, либо погребений, расположенных рядами и рядами, намечающимися среди бессистемных. Большинство погребений ирменской культуры являются одиночными, совершёнными по обряду ингумации, в скорченном положении на правом боку с ориентацией головой в юго-западный сектор. Характерно отсутствие ритуально-жертвенных комплексов в погребениях. Типичным сопроводительным инвентарем являются керамические сосуды, бронзовые украшения и орудия труда, в частности бронзовые ножи.

Данные, полученные вследствие проведения сравнительного анализа, расчета парных коэффициентов и применения логико-вероятностных методов, позволили предположить, что погребальный обряд носителей ирменской культуры Барабинской лесостепи в значительной степени схож с погребальной практикой на территории Барнаульского Приобья, в то время, как погребальный обряд населения Кузнецкой котловины близок обрядности носителей ирменской культуры территории южно-таёжного Приобья. На основании этого были выделены две территориальные группы в ирменском ареале: юго-западная (Омское Прииртышье, Барабинская лесостепь и Барнаульское Приобье) и северо-восточная (Томское и Новосибирское Приобье и Кузнецкая котловина).

В первом случае общим является круглая форма насыпи, курганы, содержащие только одно захоронение, канавки как способ оформления сакрального пространства кургана, отсутствие могильных сооружений в подавляющем количестве погребений, овальная форма могильной ямы, наличие коллективных погребений. Для второй территориальной группы характерным является овальная форма насыпи, расположение погребений рядами и рядами, намечающимися среди бессистемных, наличие фрагментов деревянных сооружений под насыпями кургана, а также каменных стел и камней-обелисков и сопровождающие погребения животные (приложение 2, рис. 63).

Несмотря на выделение двух больших территориальных групп, по данным многомерного статистического анализа, мы можем говорить о единой ирменской культуре (а не культурно-исторической общности), сложившейся на основе андроновского субстрата и различных автохтонных культур. Черты, характерные для андроновской культуры (деревянные могильные сооружения, возможное наличие деревянных столбов, кремация и др.), в той или иной степени фиксируются на всей территории распространения ирменской культуры, но в значительно большем объеме обнаруживаются в могильниках Кузнецкой котловины и Верхнего Приобья, что, безусловно, демонстрирует сильное влияние именно андроновского населения на этих территориях. В то время как для территории Барабинской лесостепи заметна роль местного позднекротовского компонента, а для территории Барнаульского Приобья - корчажкинской культуры.

Впервые в данной работе были собраны и проанализированы материалы всех известных на сегодняшний день позднеирменских погребений. В основе анализа лежал список признаков, разработанный для изучения погребального обряда ирменской культуры. В результате чего были выделены черты преемственности погребальных практик и отличительные, характерные именно для погребального обряда позднеирменской культуры. Таковыми являются, прежде всего, наличие захоронений на территории жилого пространства (в основном младенцев и детей), овальная и трапециевидная форма ямы, наличие культовых ям с костями животных, рядом с погребениями людей, увеличение количества погребений с положением умершего на спине с подогнутыми ногами головой в северозападный сектор и небольшое повышение количества безинвентарных могил.

Представленную работу отличает открытость созданной базы и списка признаков, которые можно дополнять по мере накопления материала, что позволяет в дальнейшем соотносить полученные результаты с данными других исследований для возможности построения широкого круга археологических реконструкций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Степаненко, Дарья Владимировна, 2012 год

1. Архив Бийского краеведческого музея (БКМ).

2. БКМ ОФ 12741/5 Дневник раскопок могильника карасукской культуры в окрестностях деревни Камышенки Усть-Пристанского района Западносибирского края в 1930 году.

3. БКМ ОФ 12741/9 Карасукский этап древней бронзы в верховьях реки Оби (на правах рукописи)

4. ДО Ф-2 (Дневник раскопок курганов в окрестностях у с. Быстрянского и с. Старо-Суртайского в 1932 году), д. 6.

5. ДО Ф-2 (Отчёт об археологических раскопках Ойротского Государственного Музея в с. Старо-Суртайском Старо-Барлинского района Западно-сибирского края в 1934 году), д. 18.

6. Многопрофильный музей Новосибирского государственного педагогического университета, отдел археологии.

7. Д. 2/1 Малиновский В. Б. Отчёт об археологических исследованиях в Убинском и Коченёвском районе НСО в 1999 году.

8. Научно-отраслевой архив Института археологии РАН.

9. Ф-1. Р-1. № 11483 Бобров В. В. Отчёт о раскопках памятников в зоне строительства углепровода Белово Новосибирск в 1986 году.

10. Ф-1. Р-1. № 261 Грязнов М. П. Отчёт о раскопках Алтайской экспедиции ИИМК и Государственного Эрмитажа в 1947 г. на Ближних Елбанах (Верхняя Обь).

11. Ф-1. Р-1. № 6448 Колесин А. Н. Отчёт о работе Дубровинского и Чулымского отрядов Новосибирской археологической экспедиции в 1976 г.

12. Ф-1. Р-1. № 23393 Мжельская Т. В. Отчёт об исследованиях курганного могильника Спирино-1 в 1997 г.

13. Ф-1. Р-1. № 4829 Молодин В. И. Отчёт об археологическихисследованиях в Новосибирской области в 1972 г.

14. Ф-1. Р-1. № 7464 Молодин В. И. Отчёт об археологических исследованиях в Западной Сибири в 1979 г.

15. Ф-1. Р-1. № 8058 Молодин В. И. Отчёт об археологических исследованиях в Барабинской лесостепи в 1980 г.

16. Ф-1. Р-1. № 8058а Молодин В. И. Отчёт об археологических исследованиях в Барабинской лесостепи в 1980 г. (альбом иллюстраций).

17. Ф-1. Р-1. № 11316 Молодин В. И. Научный отчёт о раскопках могильника Сопка-2 в 1986 г. в Венгеровском районе Новосибирской области.

18. Ф-1. Р-1. № 8139 Сидоров Е. А. Отчёт о работах Милованского отряда Отчёт Новосибирской археологической экспедиции в 1980 г.

19. Ф-1. Р-1. № 9521 Сидоров Е. А. Отчёт о работах в Новосибирском Приобье в 1984 г.

20. Ф-1. Р-1. № 2214 Троицкая Т. Н. Отчёт Новосибирской археологической экспедиции в 1960 г.

21. Ф-1. Р-1. № 5514 Троицкая Т. Н. Отчёт Новосибирской археологической экспедиции в 1974 г.

22. Ф-1. Р-1. № 9452 Троицкая Т. Н. Отчёт о работе Колыванского и Милованского отрядов НАЭ в 1982 г.

23. Ф-1. Р-1. № 16433 Труфанов А. Я. Отчёт об археологических исследованиях в Нижнеомском, Нововаршавском и Таврическом районах Омской области в 1991 г.

24. Ф-1. Р-1. № 17245 Труфанов А. Я. Отчёт о работах в Крутинском, Нововаршавском и Большереченском районах Омской области в 1992 г.

25. Ф-1. Р-1. № 4020 Членова Н. JI. Отчёт о работах Алтайского отряда Западно-Сибирской экспедиции в 1969 г.

26. Ф-1. Р-1. № 4947 Членова Н. JI. Отчёт о работах Алтайского отряда Западно-Сибирской экспедиции в 1970 г.

27. Научный архив Кемеровского Музея археологии, этнографии иэкологии Сибири (КМАЭЭ).

28. Васютин С. А. Отчет о раскопках могильника Ваганово II в 1999году.

29. Васютин С. А. Отчет о раскопках курганного могильника эпохи поздней бронзы Ваганово II в Промышленовском районе Кемеровской области в 2000 году.1. Литература

30. Абдулганеев М. Т. Могильники развитой и поздней бронзы на Ближних Елбанах / М. Т. Абдулганеев, Ю. Ф. Кирюшин, С. Ю. Лузин, А. Б. Шамшин // Погребальный обряд древних племён Алтая. Барнаул: Изд-во АГУ, 1996.-С. 11-20.

31. Авдусин Д. А. Полевая археология СССР / Д. А. Авдусин. М.: Высшая школа, 1980. - 340 с.

32. Алекшин В. А. Погребальный обряд как исторический источник / В. А. Алекшин //КСИА-М.: Наука, 1981.-Вып. 67.-С. 3-9.

33. Алекшин В. А. Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ (по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока) / В. А. Алекшин. Л., 1986. - 190 с.

34. Бобров В. В. Эпоха поздней бронзы Обь-Чулымчкого междуречья / В. В. Бобров // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1985. - С. 28-36.

35. Бобров В.В. Особенности погребального обряда ирменской культуры в Кузнецкой котловине / В.В. Бобров // Древние погребения Обь-Иртышья. -Омск, 1991.-С. 60-72.

36. Боров В. В. Кузнецко-Салаирская горная область в эпоху бронзы Текст.: докторская диссертация в форме научного доклада: 07.00.06 / Бобров Владимир Васильевич Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН. 1992. - 41 с.

37. Бобров В. В. Охранные раскопки могильника поздней бронзы Журавлево-1 / В. В. Бобров // Археология, антропология, этнография Сибири. -Барнаул, 1996. С. 64-81.

38. Бобров В. В. Лошадь в погребальном обряде ирменской культуры / В. В. Бобров, В. С. Горяев// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. - Т. 4.-С. 182-186.

39. Бобров В. В. Химический состав металла в аспекте локальной специфики развития ирменской культуры / В. В. Бобров, С. В. Кузьминых // Четвёртые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск: Изд-во ОмГУ, 1997.-С. 9-12.

40. Бобров В. В. Археологические памятники Тогучинского района Новосибирской области / В. В. Бобров, В. И. Молодин, Т. А. Журба, С. В. Колонцов, В. М. Кравцов, Ю. В. Кравцов, В. И. Соболев // Новосибирск:1. НПЦ, 2000.- 101 с.

41. Бобров В. В. Новые исследования на могильнике Танай-7 / В. В. Бобров, Л. Н. Мыльникова, В. С. Горяев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск, 1997. Т. 3. - С. 144-149.

42. Бобров В. В. Работы на могильнике Танай-7 / В. В. Бобров, Л. Н. Мыльникова, В. П. Мыльников // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территории. Новосибирск, 1999. - Т. 5.-С. 258-262.

43. Бобров В. В.Раскопки курганов ирменской культуры на памятнике Танай- 7 / В. В. Бобров, Л. Н. Мыльникова, В. П. Мыльников // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2000. - Т. 6. - С. 221-225.

44. Бобров В. В. К вопросу об ирменской культуре Кузнецкой котловины / В. В. Бобров, Л. Н. Мыльникова, В. П. Мыльников // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. - С. 4-34

45. Бобров В. В. Могильник эпохи поздней бронзы Журавлево-4. / В. В. Бобров, Т. А. Чикишева, Ю. И. Михайлов // Новосибирск, 1993. 157 с.

46. Бородаев В. Б. Некоторые итоги обследования памятников Обского правобережья в Каменском районе / В. Б. Бородаев, П. Л. Рудомётов // Охрана и исследования археологических памятников Алтая. Барнаул, 1991. -С. 30-33.

47. Бородовский А. П. Археологические памятники Искитимского района Новосибирской области / А. П. Бородовский // Новосибирск: НПЦ, 2002. -208 с.

48. Брэй У. Археологический словарь / У. Брэй, Д. Трамп. / пер. с англ. яз. Г. А. Николаев. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

49. Булкин В. А. Типы погребального обряда в курганах Гнёздовского могильника / В. А. Булкин // Статистико-комбинаторные методы в археологии. -М.: Наука, 1970. С. 207-210.

50. Васютин А. С. Раскопки могильника Ваганово II / А. С. Васютин, В. В. Бобров, С. А. Васютин, Л. Н. Ермоленко // Археологические открытия 2000 года. -М.: Наука, 2001.-С. 211-212.

51. Воронин В. Т. Проблемы формирования банка данных по палеодемографии Верхнего Приобья / В. Т. Воронин, А. П. Бородовский // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1998. Вып. 1. - С. 54-58.

52. Воронина Т. А. Новый могильник ирменской культуры Катково-2 / Т. А. Воронина, Т. В. Мжельская // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 2000. - Т. 1. - С. 117-118.

53. Гей А. Н. Опыт палеодемографического анализа общества степных скотоводов эпохи бронзы: по погребальным памятникам Прикубанья / А. Н. Гей // КСИА М.: Наука, 1990. - Вып. 201

54. Генинг В. Ф. Методика статистической характеристики и сравнительного анализа погребального обряда / В. Ф. Генинг, В. А. Борзунов // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1975. - Вып. 13 - С. 42-72.

55. Генинг В. Ф. Формализовано-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников) / В. Ф. Генинг, Е. П. Бунятян, С. Ж. Пустовалов, Н. А. Рычков. Киев: Наук, думка, 1990. - 304 с.

56. Горяев В. С. Количественный анализ предметов погребального инвентаря и половозрастная структура (по материалам ирменской культуры

57. Кузнецкой котловины) / В. С. Горяев // Социальная организация и социогенез первобытных обществ: теория, методология, интерпретация (материалы Всероссийской конференции). Кемерово, 1997 С. 34-39.

58. Горячев Д. Н. Некоторые аспекты создания комплексной базы данных в археологии / Д. Н. Горячев // Методология и методика археологических реконструкций. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1994. - С. 53-55.

59. Грязное М. П. Древние культуры Алтая / М. П. Грязнов // Материалы по изучению Сибири. Новосибирск, 1930. Вып. 2. 12 с.

60. Грязнов М. П. К вопросу о культурах эпохи поздней бронзы в Сибири / М.П. Грязнов // КСИА М.: Наука, 1956а - Вып. 64. - С. 27-42.

61. Грязнов М. П. История древних племён верхней Оби по раскопкам близ с. Большая речка / М. П. Грязнов // МИА. № 48. М.; Л., 19566. - 160 с.

62. Грязнов М. П. Археологическая карта побережья Новосибирского водохранилища / М. П. Грязнов, Т. Н. Троицкая, А. П. Уманский, Э. А. Севастьянова // Вопросы археологии Сибири. Новосибирск, 1973. - Вып. 85.-С. 3-44.

63. Гуляев В. И. Проблемы интерпретации погребального обряда в археологии / В. И. Генинг // КСИА М.: Наука, 1990. - Вып. 201.

64. Гуляев В. И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация (введение в дискуссию) / В. И. Гуляев // РА. № 1,- 1993-С. 76-77.

65. Гуляев В. И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация (введение в дискуссию, часть II) / В. И. Гуляев // РА,-№2.- 1995.

66. Гуляев В. И. Изучение погребального обряда в зарубежной археологии / В. И. Гуляев // Теоретические и методические подходы к изучению погребального обряда в современной археологии. Москва: Изд-во ИА РАН, 2005.-С. 7-8.

67. Гуляев В. И. Изучение погребального обряда в зарубежной археологии / В. И. Гуляев // РА. № 2. - 2006. - С. 5-14.

68. Деревянко А. П. Методы информатики в археологии каменного века. /

69. A. П. Деревянко, А. Ф. Фелингер, Ю. П. Холюшкин // Новосибирск: Наука, 1989.-271 с.

70. Деревянко Е. И. Компьютерная система анализа данных погребальных памятников эпохи неолита и ранней бронзы/ Е. И. Деревянко, Г. С. Лбов, Е.

71. B. Рыбина, Ю. С. Худяков, А. Е. Гришин, В. Б. Бериков, В. Н. Неделько, А. А. Викентьев // Интеграционные программы фундаментальных исследований. Новосибирск: Издательство СО РАН, 1998. - С. 135-143.

72. Добролюбский А. О. Обзор археологический интерпретаций погребальной обрядности (к истории вопроса в англоязычной археологической литературе) // Исследование социально исторических проблем в археологии. Киев: Наукова думка, 1987. - С. 107-118.

73. Епимахов А. В. Радиоуглеродная хронология памятников бронзового века Зауралья / А. В. Епимахов, Б. Хэнке, К. Ренфрю // Российская археология. 2005. - № 4. - С. 92-102.

74. Зайцева О. В. Погребения с нарушенной анатомической целостностью костяка: методика исследования и возможности интерпретации Текст.: Автореф. дис. канд. ист. наук: 00.07.06 / Зайцева Ольга Владимировна -Новосибирск, 2005. 28 с.

75. Зах В. А. Эпоха бронзы Присалаирья / В. А. Зах // Новосибирск, 1997.132 с.

76. Зубова А. В. Антропологический состав населения Западной Сибири в эпохи развитой и поздней бронзы Текст.: автореф. дис. кан. ист. наук: 07.00.06 / Зубова Алиса Владимировна Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008.-30 с.

77. Иванов Г. Е. Поселение Крестьянское-9 памятник финальной бронзы степного Алтая. / Г. Е. Иванов // Проблемы археологии и этнографии южной Сибири. - Барнаул, 1990. - С. 86-103.

78. Илюшин А. М. Аварийные раскопки ирменских курганов близ с. Шабаново / А. М. Илюшин, И. В. Ковтун // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. Барнаул, 1992. - С. 11-17.

79. Илюшин А. М. Курганный могильник Шабаново-4 / A.M. Илюшин, С.А. Ковалевский // Вопросы археологии Северной и Центральной Азии. Кемерово-Гурьевск, 1998.-С. 15-53.

80. Илюшин А. М. Аварийные раскопки курганов близ с. Сапогово / А. М. Илюшин, С. А. Ковалевский, М. Г. Сулейменов. Кемерово, 1996. - 206 с.

81. Иоганзен Б. Г. Пойма Оби: природа, освоение, мелиорация / Б. Г. Иоганзен, Н. Ф. Тюменцев. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 160 с.

82. Каменецкий И. С. Археологическая культура ее определение и интерпретация / И. С. Каменецкий // СА. - 1970. - № 2. - С. 18-36.

83. Каменецкий И. С. Код для описания погребального обряда / И. С. Каменецкий // Древности Дона (материалы работ донской экспедиции). -Москва: Наука, 1983 С. 221-243.

84. Каменецкий И. С. Код для описания погребального обряда (часть вторая) / И. С. Каменецкий // Археологические открытия на новостройках. -Москва: Изд-во Наука, 1986 С. 136-194.

85. Каменецкий И. С. Анализ археологических источников (возможности формализованного подхода) / И. С. Каменецкий, Б. И. Маршак, Я. А. Шер // М.: Наука, 1975.- 156 с.

86. Кирюшин Ю. Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири / Ю. Ф. Кирюшин. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. - 294 с.

87. Кирюшин Ю. Ф. К вопросу о типах хозяйства в эпоху поздней бронзы в лесостепном Верхнем Приобье / Ю. Ф. Кирюшин, А. В. Гальченко // Скифская эпоха Алтая. Барнаул, 1986. - С. 97-100.

88. Кирюшин Ю. Ф. Погребение ирменской культуры из могильника Староалейка-2 / Ю. Ф Кирюшин, А. Б. Шамшин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1998, № 9. - С. 105-110.

89. Ковалевский С. А. Погребально-поминальные памятники ирменской культуры на территории Кузнецкой котловины Текст.: Автореф. дис.: канд. ист. наук: 00.07.06 / Ковалевский Сергей Алексеевич Барнаул, 2000. - 18 с.

90. Ковалевский С. А. Погребально-поминальные памятники ирменской культуры на территории кузнецкой котловины / С. А. Ковалевский. -Кемерово, 2004а. 115 с.

91. Ковалевский С. А. К вопросу об ирменской культурно-исторической общности / С. А. Ковалевский // Вестник археологии, антропологии и этнографии.-2011,-№ 1 (14).-С. 56-62.

92. Косарев М. Ф. О происхождении ирменской культуры. / М. Ф. Косарев // Памятники каменного и бронзового веков Евразии. М.: Наука, 1964, С. 169-175.

93. Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири. / М. Ф. Косарев. М.: Наука, 1981.-278 с.

94. Кулемзин А. М. Археологические памятники Кемеровской области: материалы к Своду памятников истории и культуры СССР / А. М. Кулемзин, Ю. М. Бородкин // Кемерово, 1989. Вып. 1. - 158 с.

95. Кунгуров А. Л. Сергей Михайлович Сергеев / А. Л. Кунгуров // Алтайский сборник Барнаул, 1992. - Вып. XV. - С. 177-184.

96. Кунгуров А. Л. Могильник-5 археологического комплекса Малый Гоньбинский Кордон-1/ А. Л. Кунгуров, Д. В. Папин // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул, 2001. С. 56-68.

97. Кызласов И. Л. Мировоззренческая основа погребального обряда / И. Л. Кызласов // // РА. № 1. - 1993 - С. 98-112.

98. Лагуткина Е. В. Изучение погребальных памятников в археологии: подходы и методы исследования / Е. В. Лагуткина // КСИА. М: Языки славянской культуры, 2010 - Вып. 224. - С. 19-32.

99. Лбов Г. С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных / Г. С. Лбов // Новосибирск: Наука, 1981. 160 с.

100. Лбов Г. С. Устойчивость решающих функций в задачах распознавания образов и анализа разнотипной информации / Г. С. Лбов, В. Б. Бериков. -Новосибирск: Изд-во Института математики, 2005. 218 с.

101. Лбов Г. С. Логические решающие функции и вопросы статистической устойчивости решений / Г. С. Лбов, Н. Г. Старцева. Новосибирск: Изд-во Института математики, 1999. - 212 с.

102. Лебедев Г. С. Разновидности обряда трупосожжения в могильнике Бирка / Г. С. Лебедев // Статистико-комбинаторные методы в археологии. -М.: Наука, 1970. С. 180-190.

103. Лебедев Г. С. Погребальный обряд как источник социологической реконструкции (по материалам Скандинавии эпохи викингов) / Г. С. Лебедев // КСИА. М.: Наука, 1977. - Вып. 148. - С. 24-30.

104. Лихтер Ю. А. Археологический источник и база данных. Выбормодели / Ю. А. Лихтер // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Труды III конференции АИК. М., 1996.

105. Мартынов А.И. Новый район карасукской культуры / А. И. Мартынов //СА,- 1964,-№2.-С. 122-133.

106. Мартынов А. И. Карасукская эпоха в Обь-Чулымском междуречье / А. И. Мартынов // Сибирский археологический сборник. Новосибирск: Наука, 1966.-С. 164-182.

107. Мартынов А. И. Историография археологии Сибири / А. И. Мартынов. Кемерово, 1983. - 76 с.

108. Матвеев А. В. Ирменская культура в лесостепном Приобье / А. В. Матвеев // Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. 182 с.

109. Матющенко В. И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век) /В. И. Матющенко // Из истории Сибири. Томск, 1974. Вып. 12. - 160 с.

110. Матющенко В. И. Могильник эпохи поздней бронзы у деревни Иштан на Оби / В. И. Матющенко // Археология и Этнография южной Сибири. Барнаул, 1984. С. 63-69.

111. Матющенко В. И. Еловский археологический комплекс. Ч. 2. Еловский II могильник. Доирменские комплексы / В.И. Матющенко. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. - 468 с.

112. Матющенко В. И. Еловский археологический комплекс. Ч. 3.

113. Еловский II могильник. Комплексы Ирмени и раннего железного века / В. И. Матющенко. Омск, 2006. - 120 с.

114. Мельник В. И. Погребальный обычай и погребальный памятник / В. И. Мельник // РА. № 1. - 1993. - С. 94-97.

115. Могильников В. А. Исследование курганов группы эпохи раннего железа Калачёвка II / В. А. Могильников // КСИА М.: Наука, 1968 - Вып. 114.-С. 94-98.

116. Молодин В. И. Бараба в эпоху бронзы / В. И. Молодин // Новосибирск: Наука, 1985.-200 с.

117. Молодин В. И. Курганный могильник Преображенка-3 памятник культур эпохи бронзы Барабинской лесостепи / В. И. Молодин, Т. А. Чикишева// Палеоантропология и археология Западной и Южной Сибири. -Новосибирск, 1988.-С. 125-190.

118. Молодин В. И. Археологические памятники Колыванского района Новосибирской области / В. И. Молодин, А. П. Бородовский, Т. Н. Троицкая

119. Новосибирск: НПЦ, 1996. 192 с.

120. Молодин В. И. Археологические памятники Венгеровского района Новосибирской области / В. И. Молодин, А. В. Новиков // Новосибирск: НПЦ, 1998. 140 с.

121. Молодин В. И. Памятник Сопка-2 на реке Оми (культурно-хронологический анализ погребальных комплексов эпохи неолита и раннего металла) / В. И. Молодин. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. - Т. 1.-128 с.

122. Молодин В. И. Чича городище переходного от бронзы к железу времени в Барабинской лесостепи / В. И. Молодин, Г. Парцингер, Ю. Н. Гаркуша, Й. Шнеевайс, А. Е. Гришин, О. И. Новикова, М. А. Чемякина, Н. С.

123. Ефремова, Ж. В. Марченко, А. П. Овчаренко, Е. В. Рыбина, Л. Н. Мыльникова, С. К. Васильев, Н. Бенеке, А. К. Манштейн, П. Г. Дядьков, Н. А. Кулик // Т. 2. Новосибирск; Берлин, 2004. - 336 с.

124. Молодин В. И. Дуальная модель организации историко-культурного пространства на памятнике Чича-1 в Барабинской лесостепи / В. И. Молодин // Культурно-экологические области: Взаимодействие традиций и культурогенез. СПб., 2007. - С. 155-163.

125. Дребущак, Т. Н. Дребущак, Е. И. Деревянно, А. П. Бородовский, Д. Боургарит, И. Рейхе, С. В. Кузьминых, Ж. В. Марченко // Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. Т.З. - 248 с.

126. Момот Б. П. Два новых памятника эпохи поздней бронзы на берегу новосибирского водохранилища / Б. П. Момот, Бергман Э. Д. // ВАС. -Новосибирск, 1973.-Вып. 85.-С. 114-117.

127. Мыльникова Л. Н. Раскопки могильника Танай-7 / Л. Н. Мыльникова, В. В. Бобров // III итоговая сессия Института археологии и этнографии СО РАН, ноябрь 1995 г. Новосибирск, 1995. - С. 90-91.

128. Мыльникова Л. Н. Раскопки могильника ирменской культуры Танай-7 / Л. Н. Мыльникова, В. В. Бобров // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. Новосибирск, 1996. - С. 199-201.

129. Мыльникова Л. Н. Археологическое изучение поселения Линёво-1 / Л. Н. Мыльникова, И. А. Дураков, Т. В. Мжельская, Л. С. Кобелева // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2004. - Т. 10. - С. 390-393.

130. Мыльникова Л. Н. Работы на могильнике Танай-7 / Л. Н. Мыльникова, В. В. Бобров, В. С. Горяев // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. Т. 4. - С. 319-323.

131. Мытарев А. А. От Абы до Яи. Географический словарь Кузбасса / А. А. Мытарев. Кемерово, 1970. - 216 с.

132. Назаренко В. А. Классификация погребальных памятников Южного Приладожья / В. А. Назаренко // Статистико-комбинаторные методы в археологии. -М.: Наука, 1970. С. 191-201.

133. Неверов С. В. Погребения могильника Змеевка на Алтае (по материалам раскопок С.М. Сергеева) / С. В. Неверов // Археология и этнография Алтая. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 1982.-С. 100-121.

134. Никитина Г. Ф. Систематика погребального обряда племен Черняховской культуры / Г. Ф. Никитина. М.: Наука, 1985. - С. 208.

135. Новиков А. В. Камень-1 могильник ирменской культуры в южнотаёжном Приобье / А. В. Новиков, Д. В. Степаненко // Археологические изыскания в Западной Сибири: прошлое, настоящее, будущее. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - С.39-60

136. Новикова О. И. Могильник ирменской культуры Милованово-1 / О. И. Новикова // Археология вчера, сегодня, завтра. Новосибирск, 1995. С. 4151.

137. Новикова О. И. Погребения на поселениях: методические аспекты изучения / О. И. Новикова, Е. С. Пельтек // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2005. - Т. 1. -С. 133-140.

138. Новикова О. И. Ритуальные комплексы в жилищах эпохи поздней бронзы переходного времени Западной Сибири / О. И. Новикова // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. - Т. I. -М.: Изд-во ИА РАН, 2008. - С. 433-^434.

139. Ольховский В. С. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий / В. С. Ольховский // СА. № 1. - 1986.

140. Ольховский В. С. Погребальная обрядность (содержание и структура) / В. С. Ольховский // РА. № 1. - 1993. - С. 78-93.

141. Ольховский В. С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции / В. С. Ольховский // РА. № 2. - 1995. - С. 85-98.

142. Охрана археологического наследия Новосибирской области: Методические указания. Новосибирск : Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 2004. - 194 с.

143. Памятники истории культуры Северо-западного Алтая (методические материалы к обсуждению макета свода памятников) Барнаул, 1990. - 135 с.

144. Панадиади А. Д. Барабинская низменность (природа, хозяйство и перспективы развития) / А. Д. Панадиади. М.: Гос. изд-во географ, лит-ры, 1953.-232 с.

145. Папин Д. В. Культура населения лесостепного Алтайского Приобья в переходное время от эпохи бронзы к раннему железному веку Текст.: Автореф. дис.: канд. ист. наук: 00.07.06 / Папин Дмитрий Валентинович: Барнаул, 2004. 25 с.

146. Папин Д. В. Ирменский комплекс на памятнике Телеутский Ввоз-1 / Д. В. Папин, С. П. Грушин // Аридная зона юга Западной Сибири в эпоху бронзы. Барнаул, 2004. С. 93-103.

147. Папин Д. В. Барнаульское Приобье в переходное время от эпохи бронзы к раннему железному веку / Д. В. Папин, А. Б. Шамшин // Барнаул: Изд-во АГУ, 2005. 202 с.

148. Папин Д. В. Погребальный обряд Бобровского грунтового могильника и некоторые вопросы хронологии переходного времени от бронзы к железу на Верхней Оби / Д. В Папин // Известия Алтайского Государственного Университета. 2008. - 4-2 (60). - С. 147-150.

149. Посредников В. А. Происхождение аборигенов Сибири и их языков / В. А. Посредников // Материалы межвузовской конференции 11-13 мая 1969 г. Томск: Изд-во ТГУ, 1969. - С. 169-172.

150. Пяткин Б. Н. Результаты спектральных анализов бронзовых предметов из могильника Титово-1 / Б. Н. Пяткин // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. - С. 63-65.

151. Растригин Л. А. Кибернетические модели познания / Л. А. Растригин, В. А. Марков // Рига: Изд-во «Зинатне», 1976. 268 с.

152. Рыбина Е. В. Применение статистических методов при обработке материалов погребальных комплексов (обзор литературы) / Е. В. Рыбина // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1997. Т. 3. - С. 441^147.

153. Савинов Д. Г. Титовский могильник (к вопросу о памятниках эпохи поздней бронзы на юге Западной Сибири) / Д. Г. Савинов, В. В. Боров // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 47-62.

154. Савинов Д. Г. Титовский могильник эпохи поздней бронзы на реке Ине. / Д. Г. Савинов, В. В. Боров // Проблемы западносибирской археологии:

155. Эпоха камня и бронзы. Новосибирск, 1981. - С. 122-135.

156. Смирнов Ю. А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения / Ю. А. Смирнов. М., 1997. - 279 с.

157. Смирнов Ю. А. Погребение: морфология и интерпретация / Ю. А. Смирнов // Теоретические и методические подходы к изучению погребального обряда в современной археологии. М.: Изд-во ИА РАН, 2005.-С. 13-14.

158. Соколов П. Г. Экономика и система жизнеобеспечения обществ эпохи поздней бронзы Верхней Оби Текст.: Автореф. дис.: канд. ист. наук: 00.07.06 / Соколов Павел Геннадьевич: Кемерово, 2005, 21 с.

159. Статистико-комбинаторные методы в археологии. М.: Наука, 1970.220 с.

160. Степаненко Д. В. Могильник Кротовский Елбан позднеирменского времени Новосибирского Приобья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. - С. 138-142.

161. Степаненко Д. В. Погребения ирменской и позднеирменской культур с нехарактерной ориентацией погребённых / Д. В. Степаненко // Материалы

162. XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Археология Евразии. Новосибирск: Новосиб. гос. университет, 2010а. - С. 52-53.

163. Степаненко Д. В. Погребальный обряд позднеирменской культуры: отличительные черты / Д. В. Степаненко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 3: Археология и этнография. - С. 233-238.

164. Теоретические и методические подходы к изучению погребального обряда в современной археологии. Москва: Изд-во ИА РАН, 2005. - 48 с.

165. Теплоухов С. А. Древние погребения в Минусинском крае / С. А. Теплоухов // Материалы по этнографии. J1., 1927. - Т. 3. - Вып. 2. - С. 57112.

166. Теплоухов С. А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. Д., 1929. - Т. 4. - Вып. 2. -С. 41-61.

167. Троицкая Т. Н. Курганный могильник Ордынское-1 / Т. Н. Троицкая // ВАС. Новосибирск, 1973. - Вып. 85 - С. 84-101.

168. Троицкая Т. Н. Карасукская эпоха в Новосибирском Приобье / Т. Н. Троицкая // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974. - Вып. 4. - С. 32—46.

169. Троицкая Т. Н. Чёрное Озеро-1 комплекс археологических памятников / Т. Н. Троицкая // Памятники Новосибирской области. -Новосибирск, 1989. - С. 47-54.

170. Троицкая Т. Н. Археологическая карта Новосибирской области.

171. Новосибирск / Т. Н. Троицкая, В. И. Мол один, В. И. Соболев. Новосибирск, 1980.- 184 с.

172. Труфанов А. Я. Культуры эпохи поздней бронзы и переходного времени к железному веку лесостепного Прииртышья Тескт.: Автореф. дис.: канд. ист. наук: 00.07.06 / Труфанов Александр Яковлевич Кемерово, 1990. - 15 с.

173. Труфанов А. Я. Ирменский курган могильника Калачёвка-П / А. Я. Труфанов // Древние погребения Обь-Иртышья. Омск, 1991. - С.72-78.

174. Тырышкина Ю. Ю. Погребальный обряд ирменского населения Барнаульского Приобья / Ю. Ю. Тырышкина // Этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и сопредельных регионах в конце эпохи бронзы Барнаул: Концепт, 2008. - С. 122-124.

175. Уманский А. П. Могильник карасукского времени у ст. Плотинная по аварийным раскопкам 1968 года / А. П. Уманский // Археология и краеведение Алтая. Барнаул, 1972. - С. 22-26.

176. Уманский А. П. Ирменское погребение в андроновском могильнике Кытманово I / А. П. Уманский // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. Горно-Алтайск, 1994. - С. 27-31.

177. Уманский А. П. Бронзовый инвентарь могильника эпохи поздней бронзы у станции Плотинная / А. П. Уманский, М. А. Демин // Вопросы истории СССР. Барнаул, 1974. - С. 3-11.

178. Уманский А. П. Погребальный обряд населения андроновской культуры Причумышья (по материалам могильника Кытманово) / А. П. Уманский, Ю. Ф. Кирюшин, С. П. Грушин. Барнаул: Изд-во АГУ, 2007 -132 с.

179. Федоров-Давыдов Г. А. Статистические методы в археологии / Г. А. Федоров-Давыдов. М.: Высш. шк., 1987 - 216 с.

180. Фролов Я. В. Коллективное погребение ирменской культуры в Барнаульском Приобье / Я. В. Фролов, Д. В. Папин //Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1998. - Вып. № 9. - С.102.105.

181. Членова Н. JL О культурах эпохи бронзы лесостепной зоны Западной Сибири / Н. Л. Членова // СА. 1955. - Т. 23. - С. 38-57.

182. Членова Н. Л. Датировка ирменской культуры / Н. Л. Членова // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970. - С. 133-150.

183. Членова Н. Л. Ирменская культура и её локальные варианты. / Н. Л. Членова // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1973а. -" С. 207-209.

184. Членова Н. Л. Суртайка могильник карасукской эпохи в предгорном Алтае / Н. Л. Членова // КСИА - М.: Наука, 19736. - Вып. 134. - С. 114-121.

185. Членова Н. Л. Раскопки могильника Камышенка на Северном Алтае в 1970 г. / Н. Л. Членова // Из истории Сибири. Новосибирск, 1974 - Вып. 15. -С. 112-119.

186. Членова Н.Л. Ирменское погребение с богатым инвентарём / Н. Л. Членова // КСИА М.: Наука , 1981 - Вып. 167. - С. 100-106.

187. Членова Н. Л. Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири / Н. Л. Членова. М., 1994. - 180 с.

188. Шамшин А. Б. Эпоха поздней бронзы и переходное время в Барнаульско-Бийском Приобье Текст.: Автореф. дис.: канд. ист. наук.: 00.07.06 / Шамшин Александр Борисович Кемерово, 1988а. 16 с.

189. Шамшин А. Б. Эпоха поздней бронзы и переходное время от бронзы к железу в Барнаульском Приобье / А. Б. Шамшин // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. Барнаул : Изд-во АГУ, 19886. - С. 111-115.

190. Шамшин А. Б. Хозяйство населения Барнаульско-Бийского Приобья в эпоху поздней бронзы и в переходное время от бронзы к железу / А. Б. Шамшин, А. В. Гальченко // Источники по истории республики Алтай. -Горно-Алтайск, 1997. С. 90-117.

191. Шамшин А. Б. Новые материалы эпохи поздней бронзы из могильника

192. Фирсово-XIV (предварительное сообщение) / А. Б. Шамшин, О. А. Цивцина // Пятые исторические чтения памяти М. П. Грязнова: материалы всероссийской научной конференции (Омск, 19-20 октября 2000 г.). Омск: ОмГУ, 2000.-С. 130-132.

193. Шульга П. И. Новотроицкий некрополь / П. И. Шульга, А. П. Уманский, В. А. Могильников // Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 329 с.

194. Hertz R. Trie collective Representation of Death // Death and the Right Hand. Glencoe, 1960. P. 75-103.

195. Schroeder S. Secondary disposal of the dead: cross-cultural code // World cultures.-2001.-№ 12.-P. 77-93.

196. The Archaeology of death. Edited by Robert Chapman, Ian Kinnes, Klavs Randsborg. Cambridge University Press, 1981.-P. 159.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.