Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна

  • Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 147
Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Душанбе. 2012. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна

Введение.

ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

§1. Историко-философские подходы к антропологической модели культуры семьи.

§2. Социокультурные и антропологические воззрения на семью в персидско-таджикской философии.

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНЫХ

ПЕРИПАТЕТИКОВ

§1. Культурно-антропологическая парадигма семьи в философии Ибн Сины.

§2. Культурная метамодель семьи в контексте культурной антропологии

Насириддина Ту си.

§3. Культурная самоорганизация семьи и ее моделирование в системе Джалолиддина Давони.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков»

Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время в Республике Таджикистан весьма важное значение придается развитию сферы образования, а значит и воспитанию личности. Объясняется это тем, что мировые глобализационные процессы и информационный бум обусловили возникновение некоторых перекосов в той сфере обучения, которая непосредственно отвечает за воспитание и развитие личности. К сожалению, за общими декларациями о приверженности учреждений образования духу и букве Закона Республики Таджикистан «Об образовании» все чаще обнаруживается недооценка ими общекультурной и естественно-научной подготовки молодых людей. Прагматизация обучения, весьма необходимая сама по себе, нередко рассматривается как главная доминанта образовательного процесса. Между тем, согласно этому закону, содержание образования должно способствовать развитию общей и профессиональной культуре обучающихся с учетом, конечно, и национальных, и международных требований.

Для восстановления принципа единства обучения, воспитания и развития личности в современных условиях требуется теоретико-методологическое осмысление антропологических основ культуры образования в Республике Таджикистан. При этом на передний план, по мнению автора, выдвигается принцип единства семьи и школы. С антропологической точки зрения, взаимодействие культуры семьи и культуры образования может рассматриваться только как единая система. Образование как ценность есть неотъемлемый атрибут жизни семьи. Но и образование семьи все чаще начинает выступать как предмет системы образования. Образование родителей, различные формы образования ребенка в семье, непрерывное образование взрослых - вот те важнейшие проблемы, на которых должны сосредоточить свое внимание не только педагоги и психологи, но и философы, антропологи, культурологи. Именно этим и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Следует отметить и тот факт, что с приобретением государственной независимости Республикой Таджикистан и принятием Закона РТ «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей» (от 2.08.11, №762) весьма обострились и проблемы формирования в подрастающем поколении моральных качеств. И здесь наряду с разработкой конкретных программ нравственного воспитания и соответствующих методик для учебных заведений страны всех уровней во главу угла должна быть поставлена философия воспитания. При этом особое значение должно быть придано такому мощному инструменту, как формирование педагогической культуры семьи, обоснование этого процесса с философских позиций.

Конечно, школьное образование ребенка нельзя рассматривать в отрыве от семьи, вне культурной традиции, как и жизнь его в семье нельзя анализировать вне соотнесенности со школой. Философия антропологии в данном случае четко констатирует, что общая культура школы и общая культура семьи - это не какая-то придуманная абстракция, а вполне определенная реальность. Для того чтобы оценить эту реальность в Таджикистане, нужна своя система координат, которая складывалась в течение долгой истории таджикского народа. Обоснованию данной системы, принципа ее сложения в истории средневековой таджикской философии и посвящена данная диссертация.

Степень научной разработанности проблемы. Социально-политические, этические и культурно-антропологичекие учения восточных перипатетиков относительно широко рассматривались исследователями истории мусульманской философии как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Анализ этических учений восточных перипатетиков, в частности на русском языке, отражены в работах Азимова К.А., Ахмедова Э., Богоутдинова A.M., Болтаева М.Н., Бурабаева М.С., 4

Геюшева 3., Геюшевой 3., Диноршоева М., Джумабаева Ю.Д., Джанматовой Х.И., Закуева А.К., Сагадеева A.B., Садикова А., Султанова У., А.В.Смирнова, и др.1 Общие антропологические воззрения восточных перипатетиков, в Таджикистане, исследованы С. Грецким, Р. Комиловым, М. X. Рахимовым и др.2 Этические проблемы Ибн Сины как часть науки антропологии изучены Каримовой М.Р.3 Однако, учение перипатетиков о семье, как целостное учение, как феномен культурной антропологии, до настоящего времени не подвергалась специальному рассмотрению с позиций общей философии культуры. Глубоких исследований здесь в аспекте изучаемой автором темы до сих пор не проводилось.

Следует отметить, что сейчас в сфере образования начала активно формироваться интеграционная культурно - антропологическая модель образования, и практика наших дней настойчиво требует разработки соответствующей методологии ее внедрения. Большую помощь здесь может оказать то педагогическое и культурное наследие таджикского народа, которое включает в себя философские

1 Богоугдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Сталинабад, 1961; Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. Ташкент, 1980; Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении // Изв. АН КазССР (Отделение общ. наук). 1981. № 2. С.31-36; Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане. Баку. 1968; Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).Баку, 1982; Джумабаев Ю.Д Этические воззрения Абуали Ибн Сины // Торжество разума- Душанбе, 1988; Джанматова Х.И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины // Общественные науки в Узбекистане. 1985. № 1. С.48-51; Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ в.в. М., 1974; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.Душанбе, 1985; Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сины // Торжество разума Душанбе, 1988; Сагадеев A.A. Ибн Сино (Авиценна). М., 1985; Султанов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали ибни СиноДушанбе, 1975; Л.ЯСмирнов. Арабоязычный перипатетизм, Энциклопедический словарь "Этика" М.: Гардарики, 2001.

2 Грецкий А. Проблема антропологии в философских системах Ибн Сины и Ф.Аквинского: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1990. 30с.; Грецкий С. В. Проблема антропологии в философских системах Ибн Сины и Ф. Аквинского. Дис. кан. филос. наук. Душанбе, 1990,- 179 с. Шамолов A.A. Философско-теологические воззрения Газали. Душанбе: Дониш, 2002. Музаффари. Философская антропология: предмет, проблемы и место в системе философских наук: Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1999.51с., Рахимов М. X. Категория счастья в этике Ибн Сины // Второй Российский философский Конгресс России. Философская антропология и философская культура. Ч. 1. Екатеринбург, 1998. С. 235-236; Его же. Идея «совершенного человека» в философии Ибн Сины и Аристотеля // XXI Всемирный конгресс философов. Философия лицом к мировым проблемам Стамбул, 2003. С. 325.

3 Каримова М. Р. Этические проблемы в антропологии Ибн Сины: Дис. канд. филос. Душанбе, 2009 достижения известнейших философов Востока. Ослабление влияния института семьи в современном обществе заставляет исследователей обратить особое внимание к проблемам семьи. Поэтому в настоящее время проблемам культуры семьи посвящается огромная исследовательская литература, что делает актуальной и истории этого вопроса.

Педагогическая антропология оказалась тесно связана с исследованиями в области культуры образования, и методологический подход к антропологическому видению образования был заложен в трудах таджикских мыслителей прошлого. Так, таджикский исследователь М. Мирбобоев в своей монографии «Этика Джалолидлина Давони» одним из первых сделал попытку комплексно изучить этическую систему этого известного таджикского мыслителя, в том числе и проблемы культурной антропологии в его практической философии, посвященной домоводству, т.е. «культуре семьи».1

Следует сказать, что в советское время в учебниках по истории философии вопросам культуры семьи уделялось очень мало внимания, а проблемы культурной антропологии практически вообще не исследовались. Что касается конкретной перипатетической концепции семьи, то в таджикской историко-философской литературе существует уже ряд работ, посвященные этой теме. Исследователь A.A. Шамолов в одной из своих работ затронул некоторые стороны проблемы культуры семьи, изложенные в трактате Насириддина Туси «Ахлоки Носири». Другой таджикский философ М.Д.Диноршоев в одном из своих трудов посвятил несколько страниц о проблемам семьи и ее управлению в творчестве Ибн Сины. По мнению этого ученого, «анализ соответствующих трудов мыслителя показывает, что возникновение и становление семьи он связывает с необходимостью добывания

1 См.: Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе, 1992.

2 Шамолов АА Сравнительный анализ этики АбуХшидаГазашиНасиридданаТуси. Душанбе, 1994. С.37-39.

3 Диноршоев М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания// Абу Али ибн Сина. Сочинения. Душанбе, 2005. Т1. С. 128-132. средств существования, а также сохранения и продолжения рода человеческого».1

Некоторые аспекты проблемы культуры семьи в творчестве Насириддина Туси рассматриваются в статьях и докторской диссертации таджикского исследователя X. Шоихтиёрова. Он попытался выяснить, насколько наука о домашнем хозяйстве или домоводство в его классическом понимании приемлемо в современной жизни, и что получится, если следовать его предписаниям. Также он предложил реабилитировать классическую практическую философию. Такая новая интерпретация наследия Насириддина Туси позволила автору показать, насколько его учение актуально для современного таджикского общества.

Проанализировав соответствующую литературу, так или иначе затрагивающую исследуемую автором проблему, диссертант пришла к выводу, что в силу своей многогранности, многоаспектности и значимости, этот вопрос все же остался до конца неизученным. Остались вне сферы внимания ученых - философов и проблемы культуры семьи, поставленные в трудах средневековых мыслителей. Диссертант своим исследованием попыталась заполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование интегрированной культурно- антропологической концепции семьи на основе реконструкции учения восточных перипатетиков о семье.

В процессе достижения поставленной втором цели решались следующие задачи:

- разработать антропологическую модель средневековой культуры с учетом социокультурных и личностных предпосылок образования;

Диноршоев М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания. Т1. С. 128-132.

2 Шоихтиеров X. Социальная философия Насириддина Туси. Душанбе, 2007. 291 с.

3 Шоихтиеров X. Проблема взаимоотношения родителей и детей в социальной философии Насириддина Туси// Известия АН Республики Таджикистан. Серия: философия. 2007. №3; Его же. Взаимоотношения и функции супругов в сфере их семейной жизни// Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе, 2007; Его же. Насиридцин Туси о месте женщины (супруги) в семейных отношениях// Известия АН Республики Таджикистан. Серия: философия и право. 2009. №1.

- рассмотреть культурно-антропологическую парадигму семьи на основе метамодели образования и культуры семьи в творчестве таджикских мыслителей средневековья;

- обосновать возможности культурной самоорганизации семьи на основе моделирования семейной культуры, представленной восточными перипатетиками и с учетом исторических условий и антропологических предпосылок инкультурации личности в таджикской традиционной семье;

- провести культурно- антропологический анализ творчества восточных перипатетиков в ракурсе затрагиваемых ими проблем культуры семьи. На основе предложенной ими интеграционной модели семьи рассмотреть динамику ее развития и субкультурные возможности разрешения конфликтных ситуаций;

-обосновать культурно-антропологический подход к исследованию проблем образования и культуры семьи.

Теоретико-методологические основы и концепция исследования. В основе диссертационного исследования лежит интегративный культурно-антропологический подход к осмыслению взаимодействия институтов семьи, нравственности и образования. При этом сама культура рассматривается как духовно-исторический опыт, как синергетика человеческой деятельности, вырабатывающая символы и ценности, активно влияющие на выбор жизненных ориентиров.

Культура семьи заметно отличается от культуры школы. Для первой свойственны традиционность и замкнутость, для второй характерны открытость, иновационность. Модернизация образования может состояться в первую очередь в случае укрепления единства интересов семьи и школы. Автор полагает, что для этого необходимо выделить в содержании образования в качестве одной из ведущих тему «Культура семьи».

Предлагаемый автором подход открывает широкие возможности для укрепления духовно-нравственной безопасности семьи, повышения стрессоустойчивости ребенка и родителей.

Методологическую основу диссертации составили диалектический метод исследования, в частности анализ и синтез, а также сравнительно-сопоставительный, исторический и логический методы исследования проблем философии культуры. Использование цивилизованного подхода и методов герменевтики позволило автору более адекватно охарактеризовать семью как феномен культурной антропологии, место и роль этого феномена в философии и культуре таджикского народа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на более конкретной основе выявлены теоретические источники, в которых изложены воззрения средневековых таджикских мыслителей по вопросам семьи и культуры воспитания;

- определена специфика понимания философии культуры семьи в условиях восточного средневековья;

- комплексно рассмотрены особенности семейных отношений и воспитания детей в истории формирования культуры таджикской семьи;

- выявлено, что некоторые сущностные черты философии воспитания, разработанной средневековыми мыслителями, прослеживаются в современной таджикской семье;

- разработана интеграционная культурно-антропологическая метамодель образования в семье на основе учения восточных перипатетиков;

- обоснованы взаимосвязь философии и культуры семьи, их статус, роль и место в системе воспитания человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение восточно-перипатетической теории семьи может способствовать разработке интеграционной культурно-антропологической 9 модели семьи и образования. С целью разрешения педагогических, психологических и социальных противоречий современного общества, на основе наследия прошлого разработана интеграционная культурно-антропологическая метамодель (образец, сверхмодель) образования в семье. В данной модели связь между элементами культуры и ее универсалиями выражается в структуре, включающей пять стержнеобразующих принципов: это историзм, избирательность, упорядочивание, символизм, аксиологизм. Применение данной модели позволяет нам подумать о введении курса «Культура семьи» для современной молодежи с включением этического наследия таджикского народа.

2. Концепция восточных перипатетиков о семье и домоводстве зиждется на принципах рационализма, будучи теоретической, и часто оторванной от социальной практики, хотя с классификации наук этика и домоводство ими включалась в сферу практической философии. Однако, отметим, что типы рационализма часто сменились в истории и начало XXI в. характеризуется новой сменой типов философской рациональности. Утверждению современного типа рациональности способствует рассмотрение бытия как жизни человека, имеющей не только целерациональный, но и ценностно-ориентационный характер.1 Изучение восточно-перипатетической культуры семьи важно с точки зрения происходящих ныне в образовании интегративных тенденций с сохранением социокультурной уникальности таджикского народа. Большую

1 Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись целерациональный, ценностный тип, рациональный, традиционный и аффективный. 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания для достижения своей рационально поставленной и лродуманной цели, 2) ценностно-рациональный- основанный на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективный-прежде всего эмоциональный, т. е. обусловленный аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционный, т. е. основанный на длительной привычке. См.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. роль в данном случае играют не только традиционные устои таджикского общества, но и инновации, без учета которых современная семья, ее культурообразующее начало будут неполными.

3. Изучение основ культуры семьи в творчестве классиков философии таджикского народа позволяет констатировать, что человек обретает смысл и * интерес в своей деятельности поначалу именно в семье. Цель обучения заключается не в бесконечном расширении знаний, а в формировании способности к самостоятельной плодотворной деятельности.

4. Изучение общей культуры семьи на основе разработанной таджикско-персидскими мыслителями метамодели позволяет актуализировать те знания, которые необходимы для полицентричного культурного взаимодействия современной таджикской семьи. Предмет полицентрических отношений культуры семьи и культуры вообще составляет подготовка к непрерывному образованию и самообразованию всех субъектов этих отношений. Антропологической основой данных отношений является конструктивный подход к решению проблем семьи и ее культурному образованию.

5. Учения о культуре семьи, разработанные средневековыми таджикскими мыслителями, ставили своей целью помочь людям осознанно совершать свои поступки, развивать гармоничные семейные отношения, воспитывать детей с учетом самых высоких нравственных качеств и т.д.

6. Интерес современного таджикского общества к учениям о культуре семьи средневековых таджикских мыслителей не случаен. Их реконструирование необходимо для осознания истоков современной таджикской семьи и её укрепления в период возрождения национальных ценностей и становления государственной независимости.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретический анализ культуры семьи дает возможность осмыслить интеграцию основных дидактических единиц содержания образования с позиций философии культуры

11 и философской антропологии. Выделение духовности как ведущего начала обучения, воспитания и развития индивида позволяет изменить наши представления о цели и задачах образования. И личность, и семья, и учреждения педагогического профиля заинтересованы в том, чтобы главнейшей целью образования была признана подготовка индивида к самообразованию для плодотворной самостоятельной деятельности. В первую очередь, здесь особенно важно исследование собственно культурологических и антропологических технологий совершенствования индивида и семьи.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в педагогических, научно-исследовательских, так и пропагандистских целях, а также в чтении лекций на философском факультете ТНУ, в воспитательной работе со школьниками, студентами и т.д.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отдела философии культуры и отдела истории философии Института философии, политологии и права АН РТ. С основными положениями работы диссертант выступала на республиканской конференции в честь 950-летия Мухаммада Газали (г.Душанбе, 2008 г.), международном симпозиуме « Диалоги культур: место Абуханифы в мировой исламской культуре» (Худжанд, 2009 г.), а также на научных конференциях и семинарах Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и вне семейными отношениями, которые нередко определяются как « ценностный кризис семьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье способной, вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых должно отвечать потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества.

Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже ХХ-ХХ1 столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исходя из этого, проведенное нами исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам: история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума: семья—это уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации; ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально

130 решить проблему психологического одиночества современного человека. Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность-вот далеко не полный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в современном таджикском обществе, происхождение которых не в последнюю очередь обусловлено и состоянием института семьи. Устранение этих явлений возможно, по нашему мнению, и с укреплением семьи, как полноценного социального института. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается серьезное научное философское исследование семьи, акцент в котором сделан на трудах персидско-таджикских мыслителей средневековья. Семья и семейные отношения, как мы убедились, нашими мыслителями рассматриваются по нескольким векторам. Во-первых, они попытались проанализировать исторический путь развития форм брачно-семейных отношений как структуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Основываясь на такой постановке вопроса, они рассматривали развитие семьи как часть эволюционного процесса мировой истории. Организация межполовых отношений в ранний период становления семьи всецело подчинялась необходимости продолжения рода. Основные дискуссии того времени концентрировались вокруг вопросов, связанных с условиями, способствующими строгому упорядочиванию брачно-семейных отношений. В конечном счете, сформировалась патриархальная модель семьи. В сложившейся моногамной патриархальной семье сохранялось господство мужа над женой, во угла ставилась рождение детей, ответственность за домашнее

131 хозяйство и воспитание детей закреплялось за женщиной. Семья в трудах персидско-таджикских мыслителей средневековья рассматривалась как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Основываясь на идеях Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, восточные перипатетики рассматривали этот институт как институт, способный выполнять функции социализации и самоидентификации личности.

По мнению наших мыслителей, государство - форма общежития граждан, но не единственная. Другая форма такого общения - это семья. Она предшествует государству, которое по отношению к ней выступает как цель граждан. Государство - энтелехия семьи и человека. Они определяют человека как политическое по своей природе существо. Говоря о семье, предшествующей образованию государства, перипатетики пишут лишь о семье феодального общества, о которой они мыслили не исторически, считая, что эта сложившаяся при феодализме естественная форма общежития не подлежит никаким изменениям во все времена человеческого существования.

Действительно, семья у наших философов непременно имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений. Первые и самомалейшие части семьи следующие: господин и раб, муж и жена, отец и дети, а потому в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские. В соответствии с этим, они различают в семье власть господскую и власть домохозяина; первая власть - власть над рабами, вторая - над женой и детьми. Власть жены в семье противоестественна: где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине, а не женщине.

В таком отношении к женщине сказалось ее приниженное положение в халифате, где женщины были совершенно исключены из сфер культуры, образования, общественных дел и политики.

Философы-перипатетики, считая домоводство наукой, указывают, что она занимается анализом проблем культуры семьи и помогает управлять семьей, налаживать отношения между ее членами, воспитывать детей, правильно, целесообразно вести хозяйственные дела. Они рассматривают причины возникновения семьи, видят ее функции в продолжении рода, воспитании и обучении детей, анализируют нравственные отношения в семье, роль мужа, жены и других членов семьи, описывают способы ведения семейного хозяйства, проблемы семейного дохода и расхода и т.д. Иными словами, они исследуют проблемы возникновения и развития семьи, семейно — брачных отношений, роль семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности.

Таким образом, определяя основные социальные аспекты семьи, персидско-таджикские философы средневековья в духе своих предшественников писали, что семья представляет собой сложное социальное образование: с одной стороны, семья, как социальный институт, тесно взаимосвязана с другими социальными институтами государства и с социальными изменениями, происходящими в этом государстве; с другой стороны, семья, как малая социальная группа, имея свои закономерности функционирования, может и распасться. При изучении семьи как социально -психологической группы они большое значение придавали межличностным отношениям, взаимодействиям членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, организации семейной жизни и факторам устойчивости семьи как группы (муж, жена, дети, слуга и прожиточный минимум).

Существование этой особой организации и стабильность семьи зависят и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена. Семья, по их мнению, не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность

133 социума в целом благодаря установлению соответствующих отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также отношений внутри семьи.

После анализа моральных и других качеств супругов, как основных составляющих семьи, наши мыслители переходят к обсуждению основных функций семьи в обществе. Как известно, у каждого из институтов есть свои, только ему присущие функции, определяющие профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Функции же семьи нельзя разделить на главные и второстепенные; все семейные функции - главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вьггекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семье пришлось приспосабливаться, к которым она была «принуждена» в определенных исторических условиях. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, наши мыслители выделяют в первую очередь именно семью. Они отмечают, что традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена и тем, что именно в семье человек проживает большую часть своей жизни. Они также

134 уделяли огромное внимание обучению ребенка ремеслу, его культуре речи, правилам поведения за столом, соблюдения личной гигиены и др.

Основываясь на всем вышесказанном, можно утверждать, что труды известнейших философов—перипатетиков средневековья-Абуали ибн Сины, Насириддна Туси и Джалолиддина Давони,-посвященные проблемам культуры семьи до сих пор сохраняют свою актуальность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хакимова, Зумрадхон Абдухафизовна, 2012 год

1. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб -Душанбе. 1986.

2. Ал-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / /Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.-С.156-165.

3. Ал-Фараби. Логические трактаты- Алма-Ата, 1975.-671 с.

4. Аль-Фараби A.M. Историко-философские трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1985.

5. Аль -Фараби. Социально- этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973.

6. Аль Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972.

7. Аристотель. Этика: Пер. с греч. Э. Радкова. Спб., 1884.-276с.

8. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1975-1983.

9. Беруни А. Десять вопросов Бируни относительно «Книги о небе» Аристотель и ответы Ибн Сины//Материалы по истории прогрессивной общественной и философской мысли в Узбекистане.- Ташкент, 1976,- С.240-259.

10. Бируни А. Избранные произведения.- Ташкент, 1976.- Т.З.

11. Давони Джалолиддин. Ахлоки Джалоли. -Нувлакешвар, 1883.

12. Давони Джалолиддини. Арзи сипохи Узун Хасан. Техрон, 1952.

13. Давони Джалолиддин. Инмузич-ул-улум. Рукопись института Востоковедения АН Узб. ССР инв. № 56300 (далее рук. ИВУ).

14. Давони Джалолиддин. Нур-ал-хидоя// Али Давани. Шархи зиндагонии Чалолиддини Давони.-Кум, 1334 (х).

15. Давони Джалолиддин. Рисолаи тавхид. Рук. ИВУ, 502.

16. Давони Джалолиддин. Рисола дар адолат.- Техрон, 1942.

17. Давони Джалолиддин. Рисолаи хуруф. Рук. ИВУ, 3892.

18. Давони Джалолиддин. Рисола фи исботи чавхар-ил муфорик, Рук. ИВУ, 2440.

19. Давони Джалолиддин. Рисола фи тазхиб-ул-мантк в-ал-калом.-Казон,1887.

20. Давони Джалолиддин. Тарикат-ул-тарбият-ул-авлод. Рук. ИВУ.249.

21. Давони Джалолиддин. Шархи акоиди азудия. -Исломобод, 1889.

22. Давони Джалолиддин. Шархи байте аз Хофиз.

23. Давони Джалолиддин. Шархи исботи вочиби чадид.- Истомбул.

24. Давони Джалолиддин. Шархи рубоиёт. Рук. ИВУ. 914.

25. Давони Джалолиддин. Хошия бар шархи тачриди Кушчи Казон,1890.

26. Ибн-Сина Даниш-намэ//Абу Али ибн Сина. Избранные произведения.-Душанбе, 1986, Т.1.

27. Ибн Сина. О душе//Ибн Сина. Избранные философские произведения.-М., 1980.

28. Ибн Сина. Дар баёни таксими нуфс. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб.-Душанбе, 1980.

29. Ибн Сина. Рисолаи нафс.- Тегеран, 1331.

30. Коран/Перев с араб. Н.Ю.Крчковского.-М., 1963.

31. Мискавайх Ибни. Тахзиб-ул-ахлок.- Бейрут, 1966.

32. Мисавайх Ибни. Фавз-ул-асгар.- Бонгози, 1978.

33. Мухамад Насирридин Туси. Таджрид ул- калам (Разъяснение калама).-На полях 2-го и 3-го тт.кн.ал-Джурджани «Шарх ал-Мовакиф».-Стамбул, 1311х.

34. Мухаммад Насирридин Туси. Асад ал-иктибас.- Тегеран, 1325.

35. Мухаммад Насирридин Туси. Шарх-ул-ишарат-Ибн Сина.-Ал- Ишарат вал танбихат маъа шарха Насиридцин Туси: Миср: Дар маариф, б.г.

36. Мансур Гиёсиддин. Ахлоки Мансури-Бухоро, 1900.

37. Платон Сочинения. В 3-х т.- Мысль, 1968-1972.

38. Рози Закариё. Тибби рухони// Закариё-и Рози. Мунтахаби осор.-Душанбе, 1989.

39. Ибн Сина. Даниш- намэ.- Сталинбад: Таджикгосиздат, 1957.

40. Сино Абуали. Илм-ул-ахлок. Миср, 1910.

41. Сино Абуали. Тадбири манзил.//Осори мунтахаб-Душанбе.: Ирфон, 1983.-Ч. 2.

42. Туси, Насириддин. Ахлоки Носири. Нувлакешвар, 1-23.1.. Монографии, коллективные труды, брошюры, статьи, авторефераты

43. Али Коими. Ахлок ва муошират дар ислом.- 4-е изд-е.-Тегеран, 1370.-304с.

44. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление,-М.:,1988.-253с.

45. Анисимов С.Ф. Нравственный прогресс и религия.- М.: Мысль, 1965.- 123с.

46. Архангельский JI.M. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985.-152с.

47. Ахмедов О. Арабо-мусульманская философия средневековья.- Баку, Маариф, 1986.-68с.

48. Асмус В.Ф. Античная философия.- М.: Высш. школа, 1976.-543.

49. Аасамаа И.Т. Как вести себя.- Таллинн: Валгус, 1980.

50. Азимов К.А. Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека)// Философ, науки.- 1987.- № 3.

51. Аликулов X. Джалолиддин Давани// Из философского наследия народов Востока.-Ташкент: Фан, 1972.

52. Аликулов X. Взаимовлияние и развитие общественно-политической мысли и утопические идеи в Средней Азии и Иране в XIV-XV вв.//Социально-утопические идеи в Средней Азии.- Ташкент: Фан, 1983.

53. Аликулов X. Прогрессивная и общественно-философская мысль Средней Азии в XIV- XV вв. и ее роль в формировании социально- этических взглядов Давани: Автореф. канд. дисс.- Ташкент, 1971.

54. Арберри А. Дж. Классическая персидская литература.- Лондон: Анвин, 1958.

55. Асимов М.С., Ашуров Г А., Диноршоев М.Д. Философская и общественно-политическая мысль таджикского народа// Таджикская Советская социалистическая Республика. Душанбе: Ирфон, 1974.

56. Асимов М. С., Турсунов А. Восток и Запад: проблема преемственности в развитии философии//Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии.- М.: Наука, 1988.

57. Ашуров Г. Античные философы в поэмэ Джами «Хирадномаи Искандари»//Абдурахман Джами.-Душанбе: Дониш, 1973.

58. Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава.- Душанбе, 1965.

59. Арипов М.К. к проблеме социальной утопии на Востоке//Социально-утопические идеи в Средней Азии.- Ташкент: Фан, 1983.

60. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. С.169-433.

61. Бекбоев A.A. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей.- Фрунзе: Клм, 1989. 130с.

62. Беляев Б.А. Мусульманское сектанство.- М.: Изд-во вост. лит-ры, 1957.- 100с.

63. Беляев Б.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье.-М.: Наука, 1966.- 280с.

64. Бертельс Е.З. Суфизм и суфийская литература.- М.: Наука, 1965.-523 с.

65. Бертельс А.Э. Насири Хосров и исмаилизм.- М.: Изд-во воет лит., 1959.

66. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Т. I. История персидско-таджикской литературы.- М.: Изд.вост.лит., 1960.

67. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами.-М.: Наука, 1965.

68. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961.

69. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы.- Душанбе: Ирфон, 1965.

70. Болтаев М. Н. Абу Али ибн Сина великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. Ташкент. 1980.

71. Брентес Б., Брентес С. Ибн Сина (Авиценна)/Пер. с нем. -Киев. 1984.-87с.

72. Брагинский И.С. Очерки по истории таджикской литературы.-Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956-1957.

73. Браун Е. История персидской литературы.- Кембридж. Юниверсити пресс. 1966. Ч.З.

74. Бурабаев М.С., Курмангалиева Т.К. Социологические взгляды Аль-Фараби//Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.-Алма-Ата: Наука, 1984.

75. Бурабаев М.С. Предмет, категории и задачи этики //Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.- Алма-Ата: Наука, 1984.

76. Бурабаев М.С. Сагадеев A.B. Особенности развития эстетической мысли народов средневекового Востока. //Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.- Алма-Ата: Наука, 1984.

77. Быховский Б. Людвиг Фейербах.-М.: Мысль, 1967.

78. Вагабов М.В. Ислам и семья.- Махачкала: Даг. Кн.изд-во, 1973.

79. Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры.- М.: Наука 1975.

80. Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х Социальные, этические воззрения аль-Фараби //Аль-Фараби. Социально-этические трактаты.- Алма-Ата: Наука, 1973.

81. Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982.

82. Геюшева 3. Этическая мысль в Азербайджане.- Баку, 1968.

83. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.,1990.-475с.

84. Гольдицер И. Лекции об исламе/ Пер. с нем. -Спб., Броказуфрон, 1912.-302с.

85. Грентес С.Б., Брентес С. Ибн Сина (Авиценна)./Пер. с нем. Киев, 1984. С. 37.

86. Грецкий А. Проблема антропологии в философских системах Ибн Сины и Ф. Аквинского: Автореф. Дисс. Кандидата философских наук. Душанбе, 1990. 30 с.

87. Грецкий C.B. Проблема антропологии в философских системах Ибн Сины и Ф. Аквинского: Дисс. Канд. фил ос. Наук. Душанбе, 1990. 179 с.

88. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.-328с.

89. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.- М. -Наука, 1966.

90. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- М.: Искусство, 1969.

91. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972.-318с.

92. Гусейнов А. А. Введение в этику.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

93. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности.- М.: Мол. гвардия, 1988.

94. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987.

95. Гусейнов А. А. Этика Аристотеля. -М.: Знание, 1984.

96. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во МГУ,1974.- 157с.

97. Давони Али. Шархи зиндагии Чалолиддини Давони.- Кум. 1334.

98. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. Проблемы нравственной философии/-М.: Молодая гвардия, 1982.-187с.

99. Джафарли Т. М. Вопросы истории и общей теории этических категорий: Автореф. Докт.дисс.- Тбилиси, 1972.

100. ЮО.Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли.- Тбилиси: Ганатлеба, 1970.

101. Джахид М. Р. Абу Наср аль-Фараби о государстве.- Душанбе: Дониш, 1966.

102. Джумабаев Ю. Д. Этические воззрения Абуали ибн Сины//Торжество разума.- Душанбе: Дониш, 1988.

103. ЮЗ.Джумабаев Ю. Д. и Мамедов Ш. Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX- XV вв.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974.-255с.

104. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.- Душанбе: Дониш, 1968.157 с.

105. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе, 1985.

106. Юб.Диншохи Эрони. Ахлоки Эрони. Бостон. Техрон,1312.

107. Ю7.Додихудоев X. Очерки философии исмаилизма.- Душанбе: Дониш, 1976.

108. Ю8.Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. -Душанбе: Ирфон, 1987.

109. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии.- Ростов н/Д:1. Изд-во Рост.ун-та, 1987.

110. ПО.Дробницкий О.Г. Понятие морали.- Наука, 1974.111 .Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.

111. Джанматова X. И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины.//Общественные науки в Узбекистане. 1985. № 1. С. 48-51.

112. ПЗ.Игнатенко A.A. Социум и разум (Рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековая) //Рационалистическая традиция и современность.-М.,1990.

113. Журавский A.B. Христианство и ислам.- М.: 1990.

114. Захаров А, А. Аристотель о сознательном выборе и моральной ответственности личности//Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе.- Душанбе: Дониш, 1987.

115. Пб.Закуев A.K. Философия «Братьев чистоты».- Баку: Изд-во АН АзССР, 1961.-122с.

116. Ибн Сина и средневековая философия.- Душанбе, 1981.-167с.

117. Иванов В.Г. История этики средних веков.- М.: Изд-во ЛИГУ, 1984.

118. Иванов В. Г. История этики средних веков.- М.: Изд-во ЛШУ, 1984.

119. Идибеков Н. Ибн Сино о свободе воли //Торжество разума.- Душанбе: Дониш, 1988.

120. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли.-Душанбе.: Дониш, 1987.

121. История философии. В 6-ти т.- М: Изд-во АН СССР, 1957-1965.- Т.1-6.

122. История философии в СССР. В 5-ти т.- М.: Наука, 1968-1985.- Т. 1-5.

123. Избранные произведения стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.-М.: Соцэкгиз, 1961.

124. Капранов В.А.Нравтственный смысл жизни и деятельности человека (Критика религиозно- идеалистических концепций).- JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975.-150с.

125. Каримова М. Р. Этические проблемы в антропологии Ибн Сины: диссертация.кандидата философских наук: 09.00.13. Душанбе.2009.

126. Качекаян С. Учение Аристотеля о государстве, о праве.- М.-Л.: Акад Наук СССР, 1947.

127. Козлов Е. Б. Платон о славе и признании //Историко- философский ежегодник.- М.: Наука, 1988.

128. Кулматов H.A. Насириддин Туси о предмете и задачах науки этики //Вопросы истории философии.- Душанбе: Дониш, 1977.

129. Кулматов H.A. Этические взгляды Саади.- Душанбе, 1968.131 .Курбанмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. -Душанбе: Дониш, 1987.

130. Леон Баттист Альберт. Книги о семье //Пер. на рус.яз. Марка Юсима.-Москва: «Языки славянской культуры», 2008.

131. Лосев А.Ф. Античная философия истории.- М.: Наука, 1977.

132. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1988.

133. Лосев А.Ф.История античной философии в конспективном изложении.-М.: Мысль, 1969.

134. Мамедов Ш.Ф.Философские и общественно-политические взгляды Низами.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959.

135. Матковская И.Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли России. Домарксистский период.- М., 1990.

136. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М.: Мысль, 1979.-432с.

137. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони.- Душанбе: Дониш, 1992.-137с.

138. Миронова М. И. К проблеме нравственного воспитания граждан в диалоге Платона «Государство»

139. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.- М.Наука, 1987.

140. Мирбобоев М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасана в XV веке //Изв. АН Тадж. ССР.- №4.- 1983.

141. Мирбобоев М. Мавзуи илми ахлок аз назари Чалолиддини Давони //Ахбороти АФ РСС Точикистон. Шуъбаи фанхои чамъияти, 1974, 4(78).

142. Мирбобоев М. Назари Давони ба чамъият//Садои Шарк.-№2.- 1975.

143. Музаффари. Философская антропология: предмет, проблемы и место в системе философских наук: Автореф. дисс. Доктора филос. Наук. Москва. 1999. 51 с.

144. Мустафев Дж. В. Философские и этические воззрения Низами. Баку: Изд-во Акад.наук АзССР, 1962.

145. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990.-112с.

146. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридидина Аттора.- Душанбе: Дониш, 1974.150.0йзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки.- М.: Мысль, 198.- 302с.151.0йзерман Т.И. Главные философские направления.- М.: Мысль, 1971.-383с.

147. Проблемы этики в философских учениях стран Востока.- М.: Наука, 1986.

148. Рахимов М.Х. Категория счастья в этике Ибн Сины //Второй Российский Философский конгресс России. Философская антропология и философия культура. 4.1. Екатеринбург. 1988 г. Тезисы выступлений. С. 235-236.

149. Рахимов М.Х. Идея «совершенного человека» в философии Ибн Сины и Аристотеля. //XXI Всемирный конгресс философов. Философия лицом к мировым проблемам. Стамбул, 2003. С. 325.

150. Роузенталь Ф. Торжество знания.- М.: Наука, 1978.-372с.

151. Русская семья на фоне эпохи: вспоминания, письма Под ред. А. Г. Обрадовича. Санкт Петербург: Нестор-История, 2011. 501 с.

152. Сагадеев Ф. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой культуре //Роузенталь Ф. Торжество знания.- М., 1978.-3-18.

153. Сагадеев А.А.Ибн Сино (Авиценна). М.,1985.

154. Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сино //Торжество разума.- Душанбе: Дониш, 1988.

155. Садыков A.C. Этика Абунасра Фараби //Вопросы истории философии.-Душанбе: Дониш, 1977.

156. Содиков А. Акидахои ахлокии мутфаккирони Шарк.-Душанбе: Ирфон, 1989.

157. Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби.- Алма-Ата: Наука, 1975.-143с.

158. Сатыбекова С.К.Проблема ценности человека в философии классического восточного перипатетизма/ЛВест. МГУ. Сер. 7. Философии. 1987.-№3.

159. Семенов A.A. Абуали ибн Сина.- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1953.165 .Смирнов A.B. Арабоязычный перипатетизм, Энциклопедический словарь «Этико» (М.: Гардарики, 2001)

160. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высшая школа, 1979.-448с.

161. Социально-утопические идеи в Средней Азии.- Ташкент: Фан, 1983.

162. Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби.- Алма-Ата: Наука, 1984.

163. Степанянц М.Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джалал-ад-Дина Руми и Мухамада Икбала //Творчество Мухаммада Икбала.- М.: Наука, 1982.- С.136-152.

164. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали ибни Сино.- Душанбе: Дониш, 1975.

165. Султонов У. Муосирони Абуали Ибни Сино.- Душанбе: Дониш, 1980.

166. Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении. //Известия АН Каз. ССР (Отделение общ. наук). 1981. № 2. С. 31-36.

167. Философское наследие народов Востока и современность.- М., Наука, 1983.-244с.

168. Хайруллаев М.М. Мировоззрения Фараби и его значение в истории философии.- Ташкент: Фан, 1967.

169. Шамолов A.A. «Кимиёи cao дат» и «Ахлоки Нэсири» важные источники по изучению этики//Тезисы вступлений участников Республиканской конференции: Философия в Таджикистане: Вопросы совершенствования и преподавания. Душанбе, 1993.

170. Шамолов A.A. Фарзанд азиз//Маърифат, 1994.№1-С.16-20

171. Шамолов А. А. Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси //Извест.АН РТ Серия филос.и правовед. 1993 №3- С.37-44.

172. Шамолов А. А. «Кимиёи cao дат» зодгохи «захират-ул-мулук» Изв. АН РТ. Серия: философ. И правовед. 1994 №1.-С. 109-116.179.1Памолов А. А. Философско- теологические воззрения Газали. Душанбе. :2002.

173. Шоихтиёров X. Социальная философия Насириддина Туси.-Душанбе:Дониш, 2007.-291с.

174. Шоихтиёров х. Проблема взаимоотношения родителей и детей в социальной философии Насириддина Туси //Изв. АН РТ Серия Философия.-№3.2007.

175. Шоихтиёров X. Взаимоотношения и функции супругов в сфере их семейной жизни //Сб. Научные работы преподавателей ТГУК.-Душанбе.2007.

176. Шоихтиёров X. Насириддин Туси о месте женщины (супруги) в семейных отношениях.//Извести АН РТ. Серия: Философия и право. 2009;№1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.