Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и трансляции гендерного порядка: на примере памятников "Шах-наме" и "Повесть временных лет" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бекназарова, Гульнора Эльназаровна

  • Бекназарова, Гульнора Эльназаровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 162
Бекназарова, Гульнора Эльназаровна. Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и трансляции гендерного порядка: на примере памятников "Шах-наме" и "Повесть временных лет": дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2007. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бекназарова, Гульнора Эльназаровна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1 Теоретико-методологические вопросы изучения проблем тендерного порядка, отражённые в памятниках средневековой литературы.14

§1.1 Тендерный порядок в аналитическом дискурсе нации и национализма.14

§ 1.2 Структурно-генетический и сравнительнои сравнительно-исторический подход к анализу проблем тендерных взаимоотношений в памятниках средневековой литературы.40

§1.3 Литературные памятники как средство легитимизации политической власти.54

ГЛАВА 2 Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и тендерный порядок.70

§2.1 Предпосылки становления и возникновения тендерного порядка.70

§2.2 Памятники таджикской и русской средневековой культуры как средство установления и трансляции патриархального тендерного порядка.95

§2.3 Культурный ресурс конструирования национальной идентичности в современном Таджикистане и России и тендерный порядок. .121

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурный ресурс конструирования национальной идентичности и трансляции гендерного порядка: на примере памятников "Шах-наме" и "Повесть временных лет"»

Актуальность проблемы.

Актуальность темы исследования определяется тем, что национальная ситуация, сложившаяся в новых независимых государствах Центральной Азии и, в частности, Таджикистане на рубеже XX и XXI веков, представляет значительный интерес для общественных наук и в первую очередь философских.

Распад СССР в 90-х годах прошлого столетия и связанное с этим исчезновение единого «Мы» определило необходимость поиска каждой республикой национальной идентичности. Создание или конструирование коллективной/групповой идентичности стало вопросом первоочередной важности, что спровоцировало для каждой из составляющих единого союза обращение к культурным ресурсам, на основе реинтерпретации которых можно конструировать общность по отношению к внешним другим. По определению одного из известных теоретиков феномена национализма Б.Андерсона «быть нацией - это, по сути, самая универсальная легитимная ценность в политической жизни нашего времени»1. Разворачивающиеся национальные проекты детерминируют «обращение» к культурным ресурсам, к артефактам прошлого. Особый интерес представляют «культовые» тексты, представляющие миф об общем происхождении, о «славном героическом прошлом», позволяющие выстраивать национальный проект.

Национальная идея, выражаемая доминирующей идеологией, определяет перспективы развития нации, исходя из возможностей и ситуаций, в которой общество находится, а символический смысл заключается в достижении той национальной идентичности, которая в данное время презентируется в качестве таковой, исходя из интересов групп, имеющих доступ к контролю над ресурсами. А поскольку самым первым

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма/riep. с англ. В.Николаева; Вступ.ст.С.Баньковской. - М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - с.27. уровнем стратификации общества является тендерная стратификация, национальная идея и соответствующий ей национальный проект не могут не включать в себя тендерного измерения.

Тендерное измерение нации происходит на стыке социально сконструированных сфер публичного (производство и позиция власти) и приватного (воспроизводство). Поскольку по сложившейся традиции биологические полы разнесены по этим двум сферам, сопряжённость которых носит властные отношения, то анализ нации через националистические проекты должен рассматривать относящиеся к указанным сферам вещи: репродукцию нации и проблему гражданских прав, как участие во власти и жизни общества. Включение тендерного измерения в рефлексию по поводу нации и национализма позволяет через отношения государства к нации акцентировать тендерную основу таких отношений.

Большинство теорий, рассматривающих нацию или национализм, исключают тендер. Хотя старейшая школа примордиалистов связывает нацию с объединением, вытекающим из родственных отношений, она не рассматривает в связи с этим тендерные отношения. Во многом такое положение объясняется конструкцией двух сфер общественной жизни, при которой тендерные отношения в нации не могли исследоваться, поскольку относились к сфере частного.

Феминистская политическая теория подняла вопрос о дихотомии сфер приватного и публичного, что позволило поставить под сомнение оправданность существования этой конструкции и включить тендер в исследование нации. Концепция нации, присутствовавшая в политическом дискурсе, предполагала связь национального с публичным - акцент на государственности, гражданском обществе - а значит, подразумевала разделение публичного и приватного, вторичность приватной сферы, андроцентризм и отношения власти между сферами. Приватная сфера являлась сферой репродукции, публичная - «ареной свободных и у гражданских прав» . Концептуальное изменение подхода обусловлено эпистемологическим сдвигом, вызванным теориями эпохи постмодерна, проблематизировавшими понятие рационального субъекта.

Женщины всегда присутствовали в национальных проектах, «все национализмы гендерны»3, но включение женщин в аналитический дискурс нации и национализма произошло только в последней трети прошлого века.

Причина создания средневековых памятников «Шах-наме» и «Повести временных лет», рассматриваемых в данной работе, было инициировано определённой политической ситуацией. Изложение любого события на макро- и микроуровнях зависит от интенции излагающего, его мировоззрения, политического и исторического контекста и плотности временного отрезка, отделяющего информанта от события. И, безусловно, интерпретация предполагает отражение интересов того/тех, от чьего имени излагаются события. Таким образом, произведения в данном контексте работы рассматриваются как «истории», написанные с точки зрения той или иной социальной или национальной группы. Потребность во власти или в доступе к ресурсам провоцирует запрос социальной группы, запрос как потребность в легитимации своих действий.

Широкое обращение, культивирование их в наши дни также обусловлено сменой вектора политических интересов и заинтересованностью политической элиты в легитимизации политической власти и конструировании национальной идентичности.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ

Памятники средневековой литературы, взятые в качестве ключевых в рамках данной работы, изучались в научном мире достаточно подробно. Список работ, посвященных им, достаточно обширен.

2 Чикалова И. Тендерная проматика в политической теории.//Введение в тендерные исследования. 4.1. -Харьков, 2001,- с.83.

3 McCIintock. Family Feuds: Gender, Nationalism and Family//Feminist Review 44. -London, 1993. - p.61. (cit. in Willford R. Women, etnicity and nationalism.//Women, ethnicity and nationalism. Ed. Rick Willford and Robert Lee Miller. London, 1998).

Следовательно, степень разработанности проблемы должна рассматриваться, как состоящая из 3-х частей. 1-я часть - это работы, в которых присутствует тендерный анализ. 2-я часть - использование произведений в националистических проектах. 3-я часть - «женщина в националистическом дискурсе», репрезентируемая в произведениях, используемых в качестве ключевых в проекте нации.

Одним из известных и базовых исследований, посвященных «Шах-наме», не потерявшим своей актуальности и в наши дни, является работа немецкого учёного Т.Нёльдеке «Das Iranische Nationalepos», которая вышла во втором томе ирановедческого свода «Grundriss der Iranischen Philologie» (1894-1904 гг.). С конца XIX в. русскими, а затем советскими ориенталистами был сделан весомый вклад в изучении вопросов, связанных с «Шах-наме». Это работы В.Р.Розена, В.В.Бартольда, Г.С.Хумаюна о происхождении иранского эпоса, В.А.Жуковского, Ф.А.Розенберга, А.Фреймана, Е.Э.Бертельса. Следует отметить работы О.Клима и Я.Рипки, рассматривающих аспекты истории таджикской и персидской литературы4.

Женские и мужские образы, их системность и лаконичная своеобразность подхода в «Повестях временных лет» отмечаются в работах Д.С.Лихачёва, А.А.Шахматова, Н.К.Гудзия, В.М.Истрина и многих других исследователей5, внёсших весомый вклад в изучение и осмысление памятника.

Концептуальный сдвиг, произошедший с появлением в научном дискурсе тендерного аспекта, предполагает анализ социологического 4

Бертельс Е.Э. Абу-Л-Касим Фирдоуси и его творчество. - Л.-М., 1935; Бертельс Е.А. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. - М.: Восточная литература, 1960; Клима Отакар. История авестийской, древнеперсидской и среднеперсидской литературы.//История персидской и таджикской литературы. - М.: Прогресс, 1970; Гулам Сарвар Хумаюн. Формирование и развитие героического эпоса «Шах-наме» с древнейших времён до Фирдоуси.//Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Душанбе, 1990; Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. - СПб,-Москва: журнал «Нева»-«Летний сад», 1998; Рипка Ян. История персидской и таджикской литературы. - М.: Прогресс, 1970; Стариков А.А. Фирдоуси и его поэма «Шах-наме»//Фирдоуси. «Шах-наме». - М.: изд-во АН СССР, 1957; Шофакирова P.M. Образ женщины-матери в «Шах-наме» Фирдоуси.//Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Душанбе, 2004.

5 Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. - Л.: Наука, 1973; Рапов О.М. Русская церковь в 1Х-первой трети XIIbb. Принятие христианства. - М.: Высшая школа, 1988; Рыбаков Б.Я. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. порядка, более целесообразный для данного исследования, учитывая цели и задачи проекта.

На постсоветском пространстве тендерная проблематика, инициированная на первоначальном этапе программами международных организаций, начала активно разрабатываться начиная с начала 90-х гг. прошлого столетия. Составляющие тендерной проблематики в различных аспектах в Таджикистане представлены отдельными разрозненными исследованиями.

Вопросы изменения тендерных ролей в таджикском обществе в переходный период, политического лидерства, явления многоженства анализируются в работах Куватовой А., Хегай М. Тендерные аспекты образования, исторические корни такого явления, как насилие в отношении женщин, рассматриваются в работах Шоисматуллаева Ш.6 Проблема насилия в отношении женщин и детей анализируется также в работах Шариповой М. и Касымовой С. Экономическому аспекту занятости женщин в переходный период посвящены исследования Касымовой С. Процессы развития женского движения в Таджикистане, вопросы политической, социальной и трудовой активности широко представлены в трудах Гафаровой М.К., а также Нурулла-Ходжаевой Н.Г. Юридические аспекты рассматриваются в работе Махмудова М. и Худоёрова Б.

В работах Шозимова П.Д. рассматривается борьба культурных и политических элит за символическое господство в вопросе конструирования таджикской идентичности, Идиева Х.У. - традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана, Шарипова И.Ш. - совершенствование национальных отношений в современном Таджикистане, Самиева А.Х. - роль национальной идеи в определении перспектив развития нации.

6 Шоисматуллаев Ш. Насилие в отношении женщин: прошлое и настоящее. - Душанбе, 2005; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 2003; Идиев Х.У. Традиции инновации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 2006; Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. - Душанбе: Ирфон, 2003.

Вопросы нации и национализма в западной научной литературе представлены именами Б.Андерсона, Э.Геллнера, Дж.Бройи. Известны теоретические разработки в этом направлении украинской исследовательницы И.Жеребкиной. Категория тендера в аспекте нации рассматривается в работах Ниры Юваль-Девис и Уолби С. Рассматриваемая ситуация в Таджикистане как постколониальная позволяет привлечь работы п

Э.Саида и Гайатри Чакраворти Спивак .

На постсоветском пространстве связка «тендер-нация» практически о никем не разрабатывалась . В данном диссертационном исследовании внимание фокусируется на тендерном аспекте, репрезентируемом в произведениях, причинах подобной поло-ролевой расстановки, в том числе в наши дни, а также на причинах использования этих произведений в качестве ключевых в национальных проектах, развернувшихся на территориях России и Таджикистана и месте «женщины в дискурсе нации».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрыть причины создания памятников средневековой литературы «Шах-наме» и «Повесть временных лет» и обращения к ним в настоящее время. Выявить какие конструкты мужественности и женственности использовались авторами памятников в эпоху средневековья и какую интерпретацию они получили в наши дни.

В соответствии с целыо исследования сформулированы следующие задачи: 7

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма./Пер. с англ. В.Николаева; Вступ.ст. С.Баньковской. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001; Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса//Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнсдовского - М.: Праксис, 2002; Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма//Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского - М.: Праксис, 2002; Жеребкина И. Тендерные 90-е, или Фаллоса не существует. - СПб.: Алетейя, 2003; Yuval-Davis N. Gender and Nation. -London, 1997; Уолби С. Женщина и нация//Нации и национализм./Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой. М.С.Панина, М.Б.Гнедовского. - М.: Праксис, 2002; Said Е. Orientalism. -New York, 1979; Спивак Т.Ч. Могут ли угнетённые говорить?//Введение в тендерные исследования. Ч.П: Хрестоматия/Под ред. С.В.Жеребкина- Харьков: ХЦГИ, СПб.: Алетейя, 2001.

8 Уже 2-й год в г.Вильшосе проходит Летняя Школа по теме «Тендер и нация». Цель - инициация исследовательских проектов по данной тематике.

• проблематизация Автора как рационального и независимого Субъекта-творца и рассмотрение произведения как некой разновидности социального заказа;

• выявление условий и причин создания памятников средневековой литературы «Шах-наме» и «Повести временных лет»;

• определение памятников как культурного ресурса конструирования национальной идентичности;

• выявление особенности репрезентации женщин и мужчин, представленных в «Шах-наме» и «Повести временных лет» и их вариативности в современном прочтении; I

• раскрытие в национальных проектах, реализующихся на территориях Таджикистана и России тендерного аспекта.

ОБЪЕКТ - памятники средневековой литературы «Шах-наме» и «Повесть временных лет» как средство политической легитимизации и конструирования национальной идентичности и трансляции патриархального гендерного порядка.

ПРЕДМЕТ - тендерные конструкты как часть патриархального культурного и социального порядка.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ

ИССЛЕДОВАНИЯ является политеоретический подход в изучении социальных процессов.

При написании диссертации автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора и анализа материала, такие как: структурно-генетический, сравнительно-исторический и культурно-цивилизационный методы, а также феминистские концепции.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДИССЕРТАЦИИ состоит из памятников средневековой литературы «Шах-наме» и «Повесть временных лет», художественных и анимационных фильмов, созданных по мотивам этих произведений, официальных выступлений политических деятелей Таджикистана и России в связи с обращением к истории своих народов (материалы на веб-ресурсах), научных и литературных работ, фольклорных произведений (сказочные и мифологические сюжеты).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

• памятники средневековой литературы «Шах-наме» и «Повесть временных лет» рассматриваются не в качестве творений Абулькосима Фирдоуси и летописца Нестора, не как продукт специфического видения Субъекта-Творца, а как культурный ресурс, детерменированный потребностью легитимизации власти, конструирования национальной идентичности и трансляции тендерного порядка;

• появление произведений такого типа, как «Шах-наме» и «Повесть временных лет» обусловлено политической и социально-экономической ситуацией;

• Начальный этап на пути к автономизации в государственной политике характеризуется обращением к «истории». В дискурсе политических интересов создание противоположностей, определение своего «Я» через «Другого» - «врага», является средством политической борьбы и связано с механизмом групповой идентификации. Концепция «Я» в персидской аристократии противопоставлялась Другому/Чужому в лице завоевателей-арабов. Создание «Шах-наме» - противопоставление колониальной политике извне. Создание «Повести временных лет» - стратегия внутренней колониальной политики, средство утверждения политической элитой привнесённой религии и феодального господства. В этом случае борьба идёт со своей «исконной» историей и «исконной» (политеистической) религией;

• Конструирование «Мы» в национальных концепциях на территориях постсоветского пространства с неизбежной необходимостью предполагает идеологию, кардинально противоположную советской. Для укрепления концепции необходимым является культурный, символический ресурс, создающий условия для объединения. Происходит инициированное возвращение к своим источникам: языку9, культуре, традициям;

• Конструирование женщины как «Другого» в традиционном обществе основано на существовании чёткого разделения мужской и женской сфер. Отличие женщины настолько тотально, что их символическая функция для нации выражена гораздо сильнее. Женщина конструируется как культурный символ, носительница коллективной чести, воспроизводительница рода и транслятор культуры. Символическая фигура женщины - женщины-матери - представляет собой дух нации;

• Национализм является эффективным основанием создания воображаемого общества, где единство обеспечивается принадлежностью к нации. Но этот национализм как классовая стратификация провоцирует тендерное неравенство, и единство нации это, в первую очередь, солидарность мужчин. Национализм, либерализм, антикоммунизм в едином пакете являются идеологической легитимизацией, и, более того, символическим переживанием классово-гендерного перераспределения экономических, политических и символических ресурсов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ Впервые в национальном проекте, развернувшемся на территории Таджикистана, рассматривается позиция женщины, отведённая ей в этом дискурсе, во взаимосвязи с патриархальными установками «культовых произведений»;

9 Примером может служить закон о языке, принятый практически во всех странах постсоветского пространства. Подтверждением этого может также служить религиозный ренессанс, наблюдаемый в 90-х гг.

Применение структурно-генетического анализа Гольдмана позволило культовые10 разножанровые произведения (Библия, Коран, Талмуд, Авеста, «Шах-наме», «Повесть временных лет» и т.д.) связать с интересами социальных групп, борющихся за доступ к ресурсам, и проанализировать причину создания «Шах-наме» и «Повести временных лет», связав их с внешней (Иран) и внутренней (Русь) колониальными политиками соответственно и рассмотреть причину их «актуальности» в современную эпоху;

Аналитический подход позволил выявить, что водоразделом между памятниками-документами и религиозными текстами является территориальный объём притязаний власти. В случае с религиозными документами этот объём достаточно широк и распространяется на всех, независимо от национальной принадлежности. Притязания же власти на определённую территорию характеризуют документ, «излагающий» историю появления страны и первых правителей;

Появление художественных и анимационных (Россия и Таджикистан) фильмов, снятых по мотивам вышеупомянутых произведений, связывается автором с выстраиванием интеллигенцией альтернативного дискурса, спровоцированного системной невозможностью удовлетворить запросы созданного класса интеллигенции и окончательное формирование которого приходится на 60-е гг. прошлого столетия;

Доказана идея о том, что принятые в литературоведческой традиции трактовки женских (княгиня Ольга, Судаба) и мужских образов (Сиявуш) - это следствие «патриархального» взгляда. Восприятие читателями этого видения - является результатом «навязывания» этой позиции;

10 Следует отметить, что это относится к любым «культовым» произведениям, что будет рассмотрено более подробно во 2-м параграфе 1-й главы исследования. Смена культурного ресурса («Шах-наме») политическим (И.Сомони) привела к тому, что женщина осталась за рамками дискурса конструирования национальной идентичности.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшем исследовании тендерного аспекта в националистическом дискурсе, в процессе совершенствования тендерной составляющей национальной политики и формирования гражданского общества.

Результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по таким дисциплинам, как социология, культурология, политология и философия.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре социологии философского факультета ТГНУ, на научно-практических и научно-теоретических конференциях и семинарах, в частности на семинаре в г.Минске (Беларусь) «Нации и национализм». Результаты использовались также при чтении учебного курса по социологии: «Гендер в социологии» в Таджикском государственном национальном университете.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, 2-х глав (шесть параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бекназарова, Гульнора Эльназаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структурно-генетический и сравнительно-исторический подходы в рамках конструктивистской теории, принятые в данной работе, позволили определить причину создания «Шах-наме» и «Повесть временных лет» и обращения к ним в эпоху современности через призму интересов определённых социальных групп, внимание которых было детерминировано определённой политической ситуацией.

Шах-наме» - ярко артикулированный запрос иранской аристократии, противящейся колониальной политике, проводимой извне, борьба за доступ к ресурсам, поэтому необходимым является своеобразный flashbak, взгляд в прошлое, «реанимация» «своего» языка, «своей» истории, «своей» культуры. В случае же с «Повестью временных лет», мы имеем дело с составляющей разновидностью одной из стратегии колониальной политики внутри, средством утверждения политической элитой привнесённой религии и феодального господства. В этом случае идёт борьба со «своей» историей, «своей» политеистической религией.

Распад СССР определил необходимость поиска каждой республикой национальной идентичности, который и стал «причиной» обращения к «созданной» когда-то истории. Исчезнувшие единая территория и единый язык более всего стимулируют возникновение национального мифа и единой национальной идентичности. «<.>проблема национального становится<.>

191 г" одной из самых болезненных и драматичных в бывшем СССР<.>» , ибо возникшая потребность в утверждении и «оправдании» своей суверенности, как составной части нации, этого воображаемого сообщества стала неизбежной необходимостью.

Задействованные тенденции расхождения республик СССР предполагали прошлое, легитимирующее суверенность нации и государства и незыблемость этого права. Этот момент является весьма важным, ибо демонстрирует политический подтекст использования культурных ресурсов.

191 Жеребкина И. ГЕндерные 90-е, или Фаллоса не существует. - СПб.: Алетейя, 2003, с.145.

Социалистические страны по-разному продвигают свои националистические проекты. Немаловажную роль при этом имеет имперский опыт, которым обладала Россия к моменту образования Советского Союза. Она представляла собой государство, имеющую свою символику, систему управления, единый язык и потому имела возможность обращаться к истории 16 в. и, таким образом, разворачивать националистический проект государство-нация.

Для Таджикистана возможность обратиться к «славному героическому прошлому» реализовалась в «Шах-наме», как в произведении, демонстрирующем древность нации.

Борьба за власть - сфера общественной жизни, «видимая», позволяющая претворять в жизнь желания Субъекта, определяющая необходимость в образовании, профессиональной реализации. А так как все известные общества являются патриархатными, то Субъектом является мужчина.

По мнению известного учёного Марка Осиповича Косвена, матриархат, в виде материнского родового строя, представлял собой универсальную историческую стадию, пройденную всеми народами в

192 гл их историческом прошлом» . Согласно археологическим данным на землях, где сформировались праславянские племена, существовали космические удвоенные лики, воспроизводящие в дублированном виде двух богинь мироздания, подобных Адити, матери богов, или Гекате «космической богине, управляющей решительно всем в мире, или Гее, рождающей Урана-Небо»193. Почитание высшего женского божества выросло из культа земледельческих богинь. Рождающая земля, вероятно, ассоциировалась с детородной функцией женщины. «Постепенно, с расширением разного рода связей и осознанием единства судеб всех земледельцев (общий для всех урожай или общий недород), образ богини земли приобретает более широкий общенародный характер»194. Богиня земли становится богиней природы и

192 Косвен М.О. Матриархат. - м.: изд.-во АН СССР, 1948. - с.З.

193 Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Восточная литература, 1990.-с.81.

194 Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. - М.: Наука, 1957. - с.65. всего сущего. Таким образом, мы можем говорить о том, что основой образа Великой Матери Мира было функциональное значение.

Главной же питательной средой, по мнению Б.А.Рыбакова, рассматривающего античную мифологию и на сё основе выстраивающего свою гипотезу о перестановке в божественной системе, для выдвижения на первый план мужского божества, была греческая рабовладельческая знать. Исследователь указывает, что постановка в истоки теогонии мужского начала вместо женского была искусственной. На наш взгляд, определение «искусственности» можно отнести не к перестановке как таковой, а в способе установки. Перестановка, по нашему мнению, свидетельствует о естественных корреляционных отношениях между «религией и обществом». Такие факторы, как демографический рост, требовавший расширения земель, а, следовательно, ведения захватнических войн, развитие производительных сил постепенно привели к смене одной общественной формации другой. Искусственность можно усмотреть, как уже было отмечено, в способе установки. Если ранее плодородие верховной богини связывалось с детородной женской функцией и это была естественная связь, то, например, рождение Афины из головы Зевса есть попытка искусственная, имеющая своей целью связать подобные факты с всемогуществом божества мужского пола.

Указанная ранее смена одной формации, а именно смена матриархата патриархатом, исключила женщину из общественной сферы деятельности. Чёткое разделение публичного, общественного и частного, приватного определяли мужскую сферу деятельности, связанную с внешним миром (война, политика, работа вне дома). Уделом женщины становятся только дом и семья, она начинает ассоциироваться с приватной, ставшей подчинённой сферой.

Возникновение частной собственности детерминировало необходимость в моногамном браке и закрепило за женщиной приватную сферу. Детородная функция женщина становится в восприятии социума единственной целью существования женщины. Арена общественного предполагала допуск к экономическим и политическим ресурсам, приватная же сфера ограничивала деятельность женщины, сводя её к внутреннему домохозяйству.

Легитимация этого положения находит отражение как в сказочных произведениях, являющихся отражением народных представлений о поло-ролевых установках, так и в письменных памятниках.

Сопоставительный анализ русских и таджикских сказочных произведений позволяет сделать вывод о ментальной универсальности полового дисбаланса. В сказках, что вполне логично, заложены социальные ожидания и нормативные представления социума о тендерных ролях. В соответствии с ожиданиями и представлениями, а также учитывая тот факт, что сказки демонстрируют типическое, характерное, мы можем говорить о том, что по шкале «активность-пассивность», «реализация (общественная сфера)-реализация (приватная сфера)» возможность действия и выхода в публичное пространство предоставляется мужчине. Также мы можем отметить зафиксированные принципы двойного патриархата: мужчин над женщинами, старших над младшими, что ярко выражено в сказочных произведениях.

Патриархальная нормативность, как уже указывалось, предполагала мужскую активность в социалыю/политико/экономическом, то есть публичном пространстве. И то обстоятельство, что авторами литературных (и не только) произведений являлись только представители мужского пола, вполне логично. Образование (для того, чтобы создать произведение необходимо как минимум владеть навыками письма и чтения) являлось маркером социальной и половой принадлежности.

Время появления этих произведений - эпоха средневековья, характеризуется неустойчивостью государственных границ, обусловленных постоянными завоевательными или оборонительными войнами, в ходе которых образовывались новые государства, стирались старые с лица земли.

И потому «Шах-наме» и «Повесть временных лет», подобно многим другим произведениям средневекового периода, посвященным повествованиям о войнах, рыцарских турнирах, и сражениях, представляют собой описание череды бесконечных походов или же упоминаний о них.

Единственный персонаж женского пола, вступивший на поле властной ротации - княгиня Ольга представлена как «святая Ольга». Другими словами - ненормативная, неженщина, ибо символ «святость» предполагает отказ от сексуальности как означающей половой принадлежности.

Переосмысление в эпоху современности национальной концепции требует переосмысления женского, которое определяет границы воображаемого сообщества и репрезентирует его.

Рыночная экономика, основанная на совершенно иных, нежели в советскую эпоху, принципах перераспределения ресурсов, повлекла за собой изменение общественной структуры, но в дискурсе, которым она легитимировалась, лучшим способом ее оправдания являлись национальные проекты. Капитализм, как система, основанная на возможностях применения власти и извлечения прибыли, созданных тендерными отношениями, произвел изменения в национальной концепции в первую очередь в тендерном разделении труда, предоставив женщине сферу малооплачиваемого труда или труда, не имеющего ценности на рынке.

Как было замечено выше, класс гендерен. Постсоветский национализм сопровождает классообразование и его конструирование через тендерные отношения. В этом процессе тесно переплетаются в взаимоопределяющей взаимосвязи экономические, политические и символические моменты. Формирование классов основывается на прежней структуре общества, при

195 которой привилегированные позиции занимали в основном мужчины , но социалистическая стратификация не обеспечивала превосходства мужчин и

195 Gapova Е. Conceptualizing Gender,Nation, and Class in Post-soviet BeIarusV/Ридер к курсу «Тендерная социология». - Минск, 2004. - с. 98. Появление классовой стратификации общества вместо статусной основывалось на существующей стратификации, так как высокостатусные группы, номенклатура, были заинтересованы в сохранении власти и ресурсов за собой и своими детьми. Дмитрина Петрова замечает, что на самом деле произошла не демократизация, а освобождение класса. подчинение женщин. Патернализм, заложенный в социализме, предполагал подчинение обоих полов интересам государства, соответственно которым женщины составляли трудовой ресурс социалистической экстенсивной экономики и зависели не от мужчин, а от государства. Как отчетливо показано в статье Е.Гаповой196, маскулинность, в отличие от феминности, не может конструироваться в отрыве от обладания экономическим ресурсом. В советское время, когда социальная структура выделяла статусы, у мужчин не было систематического превосходства над женщинами в ресурсах, советский тендерный порядок делал сложным конструирование маскулинности через доступ к деньгам»197. Маскулинность не являлась

частью системы классов, поскольку классов не было. Постсоветский период, период классообразования, охарактеризовался расцветом маскулинности, и переопределением женского, была обеспечена связь маскулинности с экономическим ресурсом. Поскольку мужчина становится покупателем, женщина должна стать продавцом своей феминности, то есть тела. Отсюда объективация женского тела, дискуссии о практиках контроля над женским телом (вопросы репродукции, абортов и контрацепции), сексуализация его, возвращение женщин» в дом. Национальные концепции, легитимировавшие процесс классообразования и тендерного неравенства, переводят его на язык защиты национальной свободы, защиты «наших женщин». Рыночные условия стимулировали закрепление традиционной тендерной иерархии на рынке; маскулинные привилегии становятся частью новой структуры, все это выражается в национальном проекте, во всем дискурсе, репрезентирующем

108 новое общество, через объективирование женщин .

Как показано у Н.Юваль-Девис, репрезентация нации является функцией именно женщины.

196 Gapova Е. Conceptualizing Gender,Nation, and Class in Post-soviet BelarusV/Ридер к курсу «Тендерная социология». - Минск, 2004.-с. 102.

197Gapova Е. Conceptualizing Gender,Nation, and Class in Post-soviet BelarusV/Ридер к курсу «Тендерная социология». - Минск, 2004. - с.93.

198 «В Восточной Европе и бывшем советском союзе демократизация и либерализация подразумеавли маскулизм» (Pettman J. Worlding Women: A Feminist International Politic. - London, 1996. - p. 140).

Репрезентация женского в фильмах «Сказание о Рустаме», «Сказание о Сиявуше», «Рустам и Сухроб» связана в первую очередь с проблемой воспроизводства нации. Женщина - это, в первую очередь - мать Рустама, мать Сухроба, Сиявуша. Только лишь через материнскую функцию (или предполагаемое материнство - подруга, невеста) она может быть включена в произведение. И только лишь материнская функция однозначно трактуется как положительная. Н.Юваль-Девис подчёркивает, что в обязанность женщины вменялось не только рождение детей «в нацию», но и занятие их воспитанием, трансляция новому поколению культуры общества. При этом женщина умалчивалась, как бы выносилась за скобки, то есть вне своих выполняемых ролей - роли матери и роли жены она не представлялась.

Конструирование женщины как другого в традиционных обществах основано на существовании чёткого разделения мужской и женской сфер, «друговость» женщины настолько тотальна, что их символическая функция для нации выражена гораздо сильнее. Женщина конструируется как культурный символ, носительница коллективной чести199 и как воспроизводительница культуры. Символическая фигура женщины -женщины-матери - представляет собой дух нации.

Ремаскулинизация отталкивается от противопоставления фемининности и взаимодействует с ней через властные отношения.

В российских фильмах, отражающих политику государства, имеющего опыт национального строительства, демонстрируется несколько иная модель. Самый распространенный национальный миф среди постсоветских обществ европейской территории, это миф о подлинно европейском государстве, чье демократическое развитие было прервано во время социалистического периода. Этот аспект в российском варианте реализовывается через Документы, подчёркивающие монархическую кровно-родственную связь России с европейскими державами, получающими выражение в виде

199 во время военных действий, выражавшихся в противопоставлении одного региона другому нередки были случаи массовых изнасилований. исторических и документальных фильмов, инициируются интеллектуальный потенциал.

Примером реализации проекта связи с европейскими странами и присутствия в этом проекте тендерной составляющей могут служить фильмы «Ярослав Мудрый» (1981) и «Ярославна, королева Франции» (1978). В них демонстрируется вхождение и признание европейскими государствами Руси. Ярослав Мудрый через браки налаживал связь с окружающими государствами. Женщины, дочери Ярослава Мудрого, выступают в качестве канала родственной связи Владимира с европейскими державами. Следует подчеркнуть, что фильмы демонстрируют положительной черту, которая не была характерной или не была свойственной женщине в оценке средневековья, а именно служение интересам своего государства. Подчёркивается черта, считавшаяся характерной для мужчины, выступающего в публичной сфере. Это качество, продемонстрированное в фильме, более подчёркивает статус, нежели пол. Следует отметить, что это взгляд современного человека. В эпоху средневековья бинарная оппозиция в восприятии социума была достаточно жёсткой «мужчина-женщина», а высокий социальный статус означал для женщины относительную свободу и лишь при её умении воспользоваться положением давал власть, то есть возможность самореализации, то на сегодняшний день высокий социальный статус означает непредъявление социальных ожиданий, связанной с выполнением ролей «правильного мужчины» и «правильной женщины».

Демонстрация в фильме «Ярославна, королева Франции» подчёркнутой необразованности и неграмотности короля Генриха I, олицетворяющего собой Францию по сравнению с Анной, дочерью Ярослава, вновь подчёркивает «закадровое» ударение на уникальности Руси.

Рамки нашего исследования не позволяют в полной мере рассмотреть все вопросы, связанные в частности с тендерным аспектом реализующегося национального проекта на ^территории Таджикистана или использованием других составляющих культурного ресурса, становящегося всё более актуальным в аспекте выстраивания национального «Я» и сознательного оппозиционирования «Другому» остальных государств. j

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бекназарова, Гульнора Эльназаровна, 2007 год

1. Авеста: Избранные гимны/Перевод с авестийского и комментарии И.М. Стеблин-Каменского; Предисловие В.А.Лившица. -Душанбе: Адиб, 1990. 176 с.

2. Авеста в истории и культуре Центральной Азии. -Душанбе: Сурушан, 2001. 540 с.

3. Автономова Н.С. История как археология знания в концепции Мишеля Фуко//Вопр.философии. 1978.

4. Автономова Н.С. Структурализм.//Современная западнаяIфилософия: Словарь/Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.

5. Альчук А. Женщина и визуальные знаки. М., 2001.

6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма./Пер. с англ. В.Николаева; Вступ.ст. С.Баньковской. М.: «Кано-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. -277 с.

7. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. - 256 с.

8. Аристархова И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации.//Ридер. Душанбе, 2003. - 20-34сс.

9. Барт Р. Критика и истина//3арубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв. М.: изд-во Моск.ун-та, 1987.

10. Батлер Дж. Психика власти: теории субъекции/Пер. Завена Баблояна. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002.

11. Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания.//Введение в тендерные исследования. ч.Н: Хрестоматия/Под ред. С.В.Жеребкина -Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001.

12. Батлер Дж. «Совесть сотворяет субъектов из всех нас». Подчинение у Альтюссера//Гендерные исследования, №6. -Харьковский центр тендерных исследований, 2001. с. 40-60.

13. Батлер Дж. Чисто культурное//Введение в тендерные исследования. ч.Н: Хрестоматия./Под ред. С.В.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001.

14. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. //Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского М.: Праксис, 2002. - 52-120сс.

15. Бертельс Е.Э. Абу-Л-Касим Фирдоуси и его творчество. -Л.-М., 1935.-72 с.

16. Бертельс Е.А. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. М.: Восточная литература, 1960. - 555 с.

17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета USA, Chicago, 1990.

18. Богомолов А.С. Античная философия. М.: изд-во Моск. ун.-та, 1985.

19. Брагинский И.С. Очерки из истории таджикской литературы. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956. - 452 с.

20. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М.: изд.-во АН СССР, 1956. - 496 с.

21. Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма//Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского М.: Праксис, 2002. -201-235сс.

22. Бурдье П. Начала. М., 1994.

23. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Буидах.//Мусульманский мир (950-1150). М.: Наука, 1975. - с.66-88.

24. Васильев JI.С. История религий Востока/Учебное пособие для студ.вузов. М.: Высшая школа, 1988. - с.416.

25. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. М.: Прогресс, 1975. - 344 с.

26. Бенедиктова Т. О пользе литературной истории для жизни.//Новое литературное обозрение. Теория и история литературы, критика и библиография. №59. М., 2003.

27. Вердери к. Куда идут «нация» и «национализм»? //Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского М.: Праксис, 2002. - 297-307сс.

28. Гапова Е.И. Тендерная проблематика в антропологии. //Введение в тендерные исследования. Ч.1.: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

29. Гафуров Б. Таджики. Кн.1. Душанбе: Ирфон, 1989. - 384с.

30. Гафуров Б. Таджики. Кн.2. Душанбе: Ирфон, 1989. - 479с.

31. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса.//Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. Л.Е.Переяславцевой, М.С.Панина, М.Б.Гнедовского М.: Праксис, 2002. - 146-200 сс.

32. Гидденс Э. Социология/при участии К.Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

33. Гольдман Л. Структурно-генетический метод в истории литературы//3арубежная эстетика и теория литературы. Х1Х-ХХвв. Трактаты, статьи, эссе. Составление, общая редакция Г.К.Косикова.-М.: изд-во МГУ, 1987.

34. Горных А. А. Воображаемый «другой» Ж. Лакана//Ридер к курсу «Введение в современный психоанализ». Минск, 2004. - 14-32сс.

35. Грамши А. Тюремные тетради/Часть 1. М., 1991.

36. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки/М.Н.Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. - 764 с.

37. Гулам Сарвар Хумаюн. Формирование и развитие героического эпоса «Шах-наме» с древнейших времён до Фирдоуси. -Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Душанбе, 1990. - 27 с.

38. Гумбрехт Г.У. Начала науки о литературе. и её конец?//Новое литературное обозрение. Теория и история литературы, критика и библиография, №59. М., 1999.

39. Дворкин А. ГЯноцид, или китайское бинтование ног//Антология тендерной теории. Составление, комментарии Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск, Пропилеи, 2000.

40. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. -М.: Прогресс, 1977.

41. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. -М.: Наука, 1975.-340 с.

42. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. М.: Наука, 1982. - 136 с.

43. Дрезден М. Мифология Древнего Ирана//Мифология древнего мира. М.: Наука, 1971. - 337-365сс.

44. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Восточная литература, 1990. - 247 с.

45. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 208 с.

46. Жеребкина И. Тендерные 90-е, или Фаллоса не существует. -СПб.: Алетейя, 2003.

47. Жеребкина И. Феминизм и психоанализ//Введение в тендерные исследования. ч.1: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001.

48. Жеребкина И. Феминистская литературная критика//Введение в тендерные исследования. чЛ: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001.

49. Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии//Введение в тендерные исследования. чЛ: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001.

50. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.

51. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. M.-JI.: Художественная литература, 1962. -434 с.

52. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Д.: Наука, 1979. - 493 с.

53. Журженко Т. Социальное воспроизводство и тендерная политика в Украине. Харьков, 2001.

54. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Советский этакратический тендерный порядок//Ридер к курсу «Тендерная социология». Минск, 2004.

55. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России//Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия./Под общ. Ред. В.И.Успенской. Тверь, 1999.

56. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория.//Введение в тендерные исследования. чЛ: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. -Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001.

57. Ибрагимова JI.K. Отражение тендерных отношений в таджикских народных сказках. Автореферат диссертации насоискание учёной степени кандидата филологических наук. Душанбе, 2003.-c.22.

58. Идиев Х.У. Традиции инновации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006.- 118 с.

59. Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. -Душанбе: Ирфон, 2003. 200 с.

60. Киммел М. Тендерное общество/Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 464 с.

61. Клима Отакар. История авестийской, древнеперсидской и среднеперсидской литературы./УИстория персидской и таджикской литературы. -М.: Прогресс, 1970.

62. Клингер К. Либерализм-Марксизм-Постмодернизм. Феминизм и его счастливый или несчастный «брак» с различными теоретическими течениями 20-го столетия.//Ридер к курсу «Гендер» и «культура» в парадигме культурных исследований. Минск, 2003. -30-45сс.

63. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. М.: Наука,1982.

64. Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию, глава V. Любовь и собственность//Антология тендерной теории. Составление, комментарии Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

65. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.383 с.

66. Кондо К. Исследования образа Борбада (по материалам «Шах-наме»)//В кн. Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Душанбе, 1990.

67. Коран. Перевод смыслов и комментарии Пороховой. М.: Наука, 1982.-с.103.

68. Косвен М.О. Матриархат. М.: изд.-во АН СССР, 1948.

69. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.-с.114-119.

70. Лившиц В. Авеста как исторический источник//Авеста и мировая цивилизация. Душанбе, 2000. - с.136-140.

71. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. -Л.: Наука, 1973.

72. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии.- М.: Наука, 1957.

73. Лотман. Ю.М. «Изъявление Господне или азартная игра?» (Закономерное и случайное в историческом процессе)//История и типология русской культуры. С-П: Искусство-СПб, 2002.

74. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф.//Антология тендерной теории. Составление, комментарии Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. -280-297 сс.

75. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Восточная литература, 1958. - 264 с.

76. Мелетинский Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении//Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М.: Наука, 1971.-с.68-134.

77. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1976.

78. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 1963.-462 с.

79. Миллет К. Теория сексуальной политики//Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия/Под общ.ред. В.И.Успенской. -Тверь, 1999.

80. Мелешко Т.А. Современная отечественная женская проза: гендерный аспект.//Учебное пособие по спецкурсу. Кемерово: Кемеровский гос.ун-т., 2001. - с.40.

81. Новикова И. Репрезентации мужественности и войны в советских и российских кинофильмах//Гендерные исследования. №6. -Харьковский центр тендерных исследований, 2001. с. 163-186.

82. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М.: Наука, 1983.-382 с.

83. Петрушкова В.В. Герой древнерусской литературы в тендерном ореоле//Гендер: культура, литература, коммуникации. Материалы научной конференции. 26-27 апреля 2001г. Выпуск 2. -Душанбе, 2001.

84. Поллок Г. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть//Введение в тендерные исследования. чЛ: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001. - с.718-738.

85. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JL: изд.-во Ленинградского ун.-та, 1986. - 366 с.

86. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: изд.-во Ленинградского ун.-та, 1955. - 550 с.

87. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Главная редакция Восточной литературы, 1976.

88. Пушкарёва Н. Тендерная проблематика в исторических науках//Введение в тендерные исследования. чЛ: Учебное пособие/Под v ред. И.А.Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001.

89. Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. -СПб.-Москва: журнал «Нева»-«Летний сад», 1998. 560 с.

90. Рапов О.М. Русская церковь в IX-первой трети ХНвв. Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988.

91. Рахмонов Э.Ш. Размышления накануне десятилетия независимости. http://www.tajikistan.ru/nezav rah sep.htm

92. Рипка Ян. История персидской и таджикской литературы. -М.: Прогресс, 1970. 440 с.

93. Рифтин Б.Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур (вместо введения)//Типология взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М.: Наука, 1974.

94. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола//Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. /Под ред. Е.Здравомысловой, А.Тёмкиной. СПб.: изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.

95. Русские народные сказки А.Н.Афанасьева/В 3-х тт. М.: Наука, т.2, 1985.-c.463.

96. Русские народные сказки Сибири о чудесном коне. -Навосибирск: Наука, 1984.

97. Рыбаков Б.Я. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. -608 с.

98. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М. 2000. 172 с.

99. Спивак Г.Ч. Могут ли угнетённые говорить?//Введение в тендерные исследования. Ч.И: Хрестоматия/Под ред. С.В.Жеребкина -Харьков: ХЦГИ, СПб.: Алетейя, 2001. с.649-670.

100. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. - 406-410 сс.

101. Стариков А.А. Фирдоуси и его поэма «Шах-наме»//Фирдоуси. «Шах-наме». М.: изд-во АН СССР, 1957.

102. Таджикские народные сказки/Составление и обработка К.Улуг-заде; под редакцией С.Бородина и В.Смирновой. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949. - 162 с.

103. Таджикские народные сказки. Душанбе: Ирфон, 1980.с.288.

104. Тартаковская И. Социология пола. Самара, 1997.

105. Ю5.Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории/УМонография. Киев: Наукова думка, 1987.

106. Унсуралмаали К. Кабуснаме//Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Душанбе: Главная научная редакция таджикской советской энциклопедии, 1986.

107. Уолби С. Женщина и нация//Нации и национализм./Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др.; Пер. с англ. И нем. Л.Е.Переяславцевой. М.С.панина, м.б.Гнедовского. — М.: Праксис, 2002.-308-331сс.

108. Ю8.Усманова А. Тендерная проблематика в парадигме культурных исследований//Введение в тендерные исследования. чЛ: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001.

109. Усманова А. Женщины и искусство: политика репрезентации//Введение в тендерные исследования. чЛ: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, СПб: Алетейя, 2001.

110. Усманова А. Кино и немцы: тендерный субъект и идеологический «запрос» в фильмах военного времени//Гендерные исследования, №6. Харьковский центр тендерных исследований, 2001.-187-205 сс.

111. Усманова А. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе//Топос. Минск, 2001, №4. - 50-66 сс.

112. Ферро М. Кино и история//Вопросы истории 1993, №7.

113. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - 406с.

114. Фирдоуси «Шах-наме» в 2-х книгах. Кн.1/Перевод с фарси В.Державина и С.Липкина. - М.: Художественная литература, 1964.-750 с.

115. Фирдоуси «Шах-наме» в 2-х книгах. Кн.2/Перевод с фарси В.Державина и С.Липкина. - М.: Художественная литература, 1964.-741 с.

116. Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Восточная литература, 1972.-468 с.

117. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервыо//Пер. с франц. Ч.Офертаса под общ.ред. В.П.Визгина и Б.М.Скуратова. М.: Праксис, 2002.

118. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: изд-во "Ad Marginem", 1999.

119. Фуко М. Воля к истине. М.: изд-й дом «Магистериум-Касталь», 1996.

120. Фуко М. Археология знания: Пер. с фр./Общ.ред.Бр.Левченко. К.: Ника-Центр, 1996.

121. Ханыков Н. Записки по этнографии Персии. М.: Главная редакция Восточной лит-ры, изд-во Наука. - 150 с.

122. Хубер Дж. Теория тендерной стратификации//Антология тендерной теории. Составление, комментарии Е.Гаповой, А.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

123. Чикалова И. «Бархатная революция» в политической и исторической науке//Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст./Под ред. И.Р.Чикаловой. Мн.: БГПУ, 2004. - 5-22 сс.

124. Чикалова И. Тендерная проблематика в политической теории//Введение в тендерные исследования. 4.1: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001.

125. Шаберт И. Тендер как категория новой истории литературы.//Пол Тендер Культура./Под редакцией Элизабет Шоре и Каролин Хайдер. М., 1999.

126. Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2003.-208 с.

127. Шоисматуллаев Ш. Насилие в отношении женщин: прошлое и настоящее. Душанбе, 2005. - 248 с.

128. Шофакирова P.M. Образ женщины-матери в «Шах-наме» Фирдоуси. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - Душанбе, 2004. - 24с.

129. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти тт. Т.6. -М., 1987.

130. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие тендерных исследований.//Введение в тендерные исследования. ч.1: Хрестоматия/Под ред. С.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, СПб: «Алетейя», 2001.

131. Яковенко И.Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тренды, сценарии//Пути России: существующие ограничения и возможные варианты/под общей редакцией Т.Е.Ворожейкиной. М.: МВШСЭН, 2004. - 206-217сс.

132. Bal М. Reading the Gaze: The Construction of Gender in "Rembrandt'7/in Mellvill S., Readings B. (eds.) Vision and Textuality. -Duke University Press, 1995. 147-173 pp.

133. Gapova E. Conceptualizing Gender,Nation, and Class in Post-soviet Ве1агш.//Ридер к курсу «Тендерная социология». Минск, 2004. - 18-30рр.

134. Gellner Е. Nations and Nationalizm.- Oxford, 1983. 36 p.

135. Grant R., Newland K. Gender and International Relations. -Bloomington, 1991.

136. Millett K. Sexual Politics. London, 1970.

137. McClintock. Family Feuds: Gender, Nationalism and Family.-Feminist Review 44, 1993.

138. Moghadam V. Modernizing Women: Gender and Social Change in the Midlle East. London, 1993.

139. Mosse G.L. Nationalism and Sexuality: Middle Class Morality and Sexual Norms in Modern Europe. Madison, 1985.

140. Hall S. "The Local and the Global: Globalization and Ethnicity'7/In King Culture, Globalization and the World-System. London, 1998.

141. Hall S. "Introduction'7/Representation: Cultural Representation and Signifying Practices, ed. The Open University: Milton Keynes, 1997.

142. Hall S. The Work Of Representation.//Representation: Cultural Representation and Signifying Practices, ed. The Open University: Milton Keynes, 1997.-pp. 13-74.

143. Pateman C. The Sexual Contract. Cambridge, 1988.

144. Pettman J. Worlding Women: A Feminist International Politic. London, 1996.

145. Rubin G. "The Traffic in Women: "Political Economy" of Sex", in Reiter, ed., Toward an Antfopology of Women. Nem York: Monthly Rewiew Press, 1975.- pp. 157-210.

146. Said E. Orientalism. New York, 1979.

147. Yuval-Davis N. Gender and Nation. London, 1997.

148. Williams R. Culture is ordinaryZ/Ридер к курсу «Введение в современный психоанализ». Минск: ЕГУ, 2004. - 2-16сс.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.