Лексико-семантическое пространство дневника писателя: на материале произведений И.А. Бунина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Антипина, Елена Сергеевна

  • Антипина, Елена Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Иваново
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 194
Антипина, Елена Сергеевна. Лексико-семантическое пространство дневника писателя: на материале произведений И.А. Бунина: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Иваново. 2015. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Антипина, Елена Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Понимание жанровой природы дневника писателя

через посредство ключевых слов

1.1. Теория и история изучения дневникового жанра

12. Дневник писателя как особый тип дневника

1.3. Жанровое и языковое своеобразие дневника писателя

1.4. Лексико-семантические особенности дневникового текста

1.5. Лексические доминанты в дневниках И. А. Бунина

«Воды многие» и «Окаянные дни»

Выводы

Глава II. Лексико-семантические поля дневников И.А. Бунина

«Воды многие» и «Окаянные дни»

2.1. Лексико-семантические поля, реализующие абстрактные понятия

2.1.1. Лексико-семантические поля Пространство и Время

2.1.2. Лексико-семантическое поле Цвет

2.2. Лексико-семантические поля, реализующие религиозно-философские понятия

2.2.1. Лексико-семантические поля Жизнь и Смерть

2.2.2 Лексико-семантическое поле Религия

2.3. Лексико-семантические поля, реализующие макрокласс Человек и Общество

2.3.1. Лексико-семантическое поле Человек

2.3.2. Лексико-семантическое поле Эмоция

2.3.3. Оппозиция свой - чужой при характеристике лексико-семантического поля Общество

2.3.4. Лексико-семантическое поле Власть

2.4. Лексико-семантическое поле Природа, реализующее макрокласс Человек и Природа

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексико-семантическое пространство дневника писателя: на материале произведений И.А. Бунина»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению языкового своеобразия дневника писателя в лексико-семантическом аспекте на материале произведений И.А. Бунина «Воды многие», «Окаянные дни».

Дневник писателя вызывает интерес прежде всего потому, что он обладает специфическими жанровыми признаками и особыми языковыми средствами, которые, активно функционируя в пространстве дневникового текста, репрезентируют языковую личность автора и его индивидуальную картину мира.

Внимание к творчеству И.А. Бунина не случайно, оно объясняется рядом причин. Во-первых, этот писатель является ярчайшим представителем культуры XX века - эпохи перемен, причем не только исторических и общественно-политических, но и художественных, мировоззренческих, стилевых. А во-вторых, его личность интересна тем, что это - один из немногих русских писателей, кто был удостоен Нобелевской премии, тексты которого стали бесценными образцами культурного наследия и воспринимаются сегодня как историческое завещание и предостережение ныне живущим поколениям.

Степень разработанности проблемы. Повышенный интерес к

дневнику писателя как жанру наблюдается в научных работах последних

десятилетий. Ведется теоретическое исследование этого жанра (О.Г. Егоров

[2003]), изучается его роль в русской литературе (Ю.В. Булдакова [2010]) и

культуре XX века (C.B. Рудзиевская [2002]), рассматриваются жанровые и

языковые особенности дневника на материале произведений разных авторов:

М.М. Пришвина (Н.Ю. Донченко [1999]), Ф.М.Достоевского (В.В. Щурова

[2005]), Г. Иванова (И.А. Тарасова [2009]) и других. Большое число

исследований посвящено изучению концептосферы дневникового текста:

Т.А. Космеда [2002] описывает русские культурные концепты в «Дневнике»

Т.Г. Шевченко, Н.В. Киреева [2006] пишет о специфике концепта «Книга» в

дневниковом жанре, на материале дневников И.А. Бунина проанализирован

3

концепт Россия (Т.К. Савченко [2005]). Однако языковое своеобразие и особенности семантики лексических единиц дневниковых произведений русских писателей не выявлены в полной мере. Кроме этого, исследователи не рассматривают дневниковые произведения в качестве перспективного материала для изучения языковой личности писателя и его картины мира.

Малоизученными с этой точки зрения остаются и дневники И.А.Бунина «Воды многие» (1925-1926 г.г.) и «Окаянные дни» (1925-1927 г.г.), которые созданы на основе первичных текстов (записок, личных дневников), принадлежащих к разным историческим периодам: записи, которые послужили основой для произведения «Воды многие», были сделаны И.А.Буниным в 1911 году в ходе путешествия на Цейлон, а «Окаянные дни» - на основе записей 1917-1918 годов, то есть во время революции, когда происходили перемены во всех сферах жизни.

Среди имеющихся на эту тему исследований можно выделить работы О.М. Михайлова «Окаянные дни» Бунина» [Михайлов 1989], A.B. Громова-Колли «Путевые поэмы» И.А.Бунина» [Громов-Колли 1995], К. Эберта «Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» [Эберт 1996], О.М. Барсуковой «К вопросу о роли символических образов дома и водного пространства в прозе И.С. Тургенева, И.А. Бунина и романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» [Барсукова 1996], С.М. Одинцовой «Своеобразие композиции и стиля «Окаянных дней» И.А. Бунина» [Одинцова 1998], JI.H. Юрченко «Окаянные дни» И.А. Бунина. О поэтике одесских страниц» [Юрченко 2001], Н.М. Ротановой «Индивидуально-авторские метафоры в дневниковой прозе И.А. Бунина «Окаянные дни» [Ротанова 2004], Т.К. Савченко «Концепт «Россия» в дневниках Бунина («Окаянные дни») и Гиппиус («Черные тетради») [Савченко 2005], а также М.В. Никитиной «Мотивная структура пространственно-временной организации «Окаянных дней» и «Странствий» И.А. Бунина» [Никитина 2006]. Однако в перечисленных работах дневники И.А. Бунина «Воды

многие» и «Окаянные дни» рассматриваются преимущественно в литературоведческом аспекте.

Исследования же лингвистического характера осуществляются на материале художественной прозы и лирики И.А. Бунина. Здесь ученые применяют различные подходы к анализу языкового своеобразия произведений писателя. Лексико-фразеологический подход представлен у Л.А. Калимуллиной [1997], О.Ю. Машиной [2000], П.Ф. Беседина [2001], М.А.Фокиной [2002], A.A. Заборовской [2003], С.В.Анохиной [2006], Ю.Ю. Крюкова [2009]; морфологический - в исследовании B.C. Сидорца [1988]; синтаксический - в работах М.Д. Кузовой [1988] и Е.В. Антюфеевой [2002; 2002а]; стилистический - у H.A. Кожевниковой [1995], С.М.Одинцовой [1998], Г.А.Тюрина [1999], А. Звеерса [1997; 2002]; когнитивный - в исследованиях Т.К. Савченко [2005], Н.В. Богдановой [2007], О.А.Мещеряковой [2007], Т.В. Латкиной [2009], O.A. Письменной [2010], М.Н. Пироговой [2011], М.П. Леоновой [2012]. Однако, по замечанию Ю.Н. Караулова, художественные произведения не могут служить полноценным материалом для изучения языковой личности писателя, так как он выступает в своих произведениях не как единая, целостная языковая личность, а как множество говорящих и понимающих личностей. Тогда наиболее перспективными оказываются документальные произведения и дневники, в том числе дневники писателей, где на первом месте личность автора. Этим мы руководствовались при отборе языкового материала для нашего исследования.

Материалом для исследования послужил лексический состав произведений И.А.Бунина «Воды многие» (7 176 слов) и «Окаянные дни» (30 973 слова).

Объектом исследования является лексико-семантическое пространство

дневников «Воды многие» и «Окаянные дни», где под лексико-

семантическим пространством понимается совокупность лексико-

семантических полей, то есть упорядоченная система лексических единиц,

5

объединенных общей семантикой (и концептуальным значением) и представляющих определенную понятийную сферу. Лексемы, которые формируют лексико-семантические поля в произведениях И.А. Бунина, являются предметом исследования.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется необходимостью изучения жанра дневник писателя с позиций современных направлений русистики (лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и социолингвистики); недостаточной степенью изученности дневников И.А. Бунина с точки зрения их лексико-семантического своеобразия; фрагментарностью описания концептов индивидуальной языковой картины мира писателя. Применение комплексного, междисциплинарного подхода к исследованию лексики произведений И.А. Бунина представляется перспективным и актуальным в свете последних тенденций развития лингвистики.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что состав лексических единиц, которые формируют лексико-семантическое пространство дневника писателя, обусловлен не только жанровой спецификой и прагматиконом языковой личности дневнициста, но также лингвокультурной и историко-культурной ситуациями периода создания дневниковых записей.

Цель исследования - представить лексико-семантическое пространство дневниковых произведений И.А. Бунина на материале анализа лексико-семантических полей (ЛСП), репрезентирующих языковую картину мира писателя.

Достижению поставленной цели способствовало последовательное решение ряда задач:

1) обосновать теоретическую базу исследования: определить понятие дневник и место дневника писателя в кругу смежных жанров, охарактеризовать проблемы, существующие в рамках этого жанра, выявить

жанровое своеобразие дневниковых произведений И.А. Бунина «Воды многие» и «Окаянные дни»;

2) описать жанр дневника писателя с точки зрения его языковых особенностей и своеобразия лексико-семантической организации текста;

3) выделить лексические доминанты в текстах произведений И.А. Бунина и систематизировать их, объединив в лексико-тематические группы;

4) описать фрагменты языковой картины мира писателя через лексико-семантические поля произведений;

5) определить роль лексико-семантических полей в формировании лексико-семантического пространства дневников И.А. Бунина, выявив их специфику в каждом из произведений.

В основу методологии диссертационного исследования легли философские принципы антропоцентризма; положения о взаимосвязи языка и мышления, языка и культуры, а также лингвокультурологический подход к анализу текста, интерпретирующий языковые единицы с позиций общечеловеческой/национальной культуры.

Для выполнения намеченной цели и решения поставленных задач применялся комплекс определенных методов и приемов. Доминирующими в исследовании являются собственно лингвистический описательный метод, включающий в себя сопоставление, интерпретацию и обобщение лингвистического материала, метод описания по лексико-тематическим и лексико-семантическим группам, а также лексикографический, сравнительно-сопоставительный, статистический методы и методы контекстуального, семантического, лингвокультурологического анализа языковых единиц. Для выявления наиболее повторяемых лексических единиц в анализируемых произведениях была создана компьютерная программа «Поисковик».

Теоретическую основу работы составили:

• отечественные труды по жанрологии, в частности, учение о речевых жанрах (РЖ) (В.В. Дементьев, М.Н. Кожина и др.), в том числе концепция М.М. Бахтина о делении жанров на первичные и вторичные; исследования, в которых представлены современные подходы к изучению жанров (А.Г. Баранов, И.Н. Борисова, В.И. Карасик, M.JI. Макаров, Т.В. Матвеева, К.Ф. Седов, О.Б. Сиротинина, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева, Г.М. Ярмаркина и др.), выявляющие специфику дневникового жанра (О.Б. Боброва, Е.В. Богданова, Ю.В. Булдакова, И.М. Вознесенская, Е.И. Калинина, Ю.М. Лотман, М.Ю. Михеев, C.B. Рудзиевская и др.), рассматривающие дневник как часть творческого наследия писателей (Л.Н. Синякова, Ф.Ф. Фархутдинова, М.А. Фокина, З.Я. Холодова и др.), а также работы, раскрывающие жанрово-тематические особенности дневников писателей (Н.В. Киреева, Н.Г. Крюкова, Е.Г. Новикова, О.В. Скороботова, Е.В. Снежко);

• исследования в области семантики языковых единиц (В.П. Абрамов, А. Вежбицкая, Л.А. Новиков, В.В. Степанова, Е. Komorowska, J. Wierzbinski, A. Furdal и др.);

• труды, посвященные изучению языковой личности и языковой картины мира (В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, З.А. Кузневич, H.H. Лавринова

и др.);

• работы по лингвокультурологии (В.В. Воробьев, В.А. Маслова, Г.В. Токарев, В.М. Шаклеин и др.).

Научная новизна исследования определяется его целью и

поставленными задачами, объектом и предметом исследования, а также

междисциплинарным подходом к анализу языкового материала и

принципами классификации лексических единиц и лексико-семантических

полей. Жанрово-ориентированный подход к анализу языка дневников

И.А. Бунина позволил наметить перспективы в изучении не только самих

произведений, но и языковой личности писателя и его картины мира. С

опорой на лексический состав дневников «Воды многие», «Окаянные дни» и

8

семантику лексических единиц доказана детерминация языковой картины мира писателя лингвокультурной и историко-культурной ситуациями, в которых они создавались.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены отдельные термины и понятия жанрологии, обоснована значимость лексических доминант при определении жанровой природы произведения, доказана взаимосвязь лексикона дневникового произведения с лингвокультурной и социокультурной ситуациями времени его создания, внесен вклад в развитие теории языковой личности и в описание языковой картины мира.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания (курсах лексикологии, лингвокультурологии, анализа художественного текста, текстоведения, русской литературы XX века) и в лексикографической деятельности (при создании словарей языка писателя).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дневник писателя как жанр представляет собой уникальное явление. Он занимает особое положение в классификации дневниковых текстов, с одной стороны, являясь произведением художественной литературы, а с другой - документом, что позволяет рассматривать его как первичный (личный дневник) и вторичный речевой жанр (если речь идет о дневнике, предназначенном для печати). Особенность дневника писателя состоит также в том, что он нацелен на отражение фрагментов реальных лингвокультурной и историко-культурной ситуаций времени его создания. Это подтверждает история формирования дневникового жанра, интерес к которому у писателей возникал в периоды резких перемен в личной жизни и социальных потрясений в стране.

2 .Дневник писателя обладает не только жанровыми, но и языковыми (в

том числе лексическими) особенностями, отличающими его от других типов

9

дневниковых текстов (дневника как формы художественного повествования, личных дневников известных людей и дневников обыкновенных людей).

3. Повторяемость определенных лексем, характерная для дневниковых произведений, формирует макротемы, связывает записи в единое целое и определяет функцию лексем: наиболее повторяемые из них становятся концептуальными ядрами семантических полей. Эти языковые единицы раскрывают сферу интересов и взгляды автора дневника, позволяя увидеть важные черты языковой личности писателя.

4. Наиболее повторяемыми в текстах произведений «Воды многие» и «Окаянные дни» являются лексемы я, жизнь и человек, что обусловлено целью дневнициста (И.А. Бунина) - осмыслить свое бытие и бытие человека в единстве с многовековой историей человечества.

5. Являясь "продуктом" своей эпохи, дневники И.А.Бунина «Воды многие» и «Окаянные дни» отражают те сферы и вопросы жизни, которые волновали дневнициста. Именно поэтому написанные в разные периоды произведения различаются не только в лексико-стилистическом плане, но и в семантическом отношении.

6. Лексико-семантическое пространство дневника И.А. Бунина «Окаянные дни» шире и разнообразнее, чем в дневнике «Воды многие» как с точки зрения набора лексических доминант, формирующих лексико-семантические поля, так и с точки зрения их семантики, что обусловлено характером лингвокультурной и историко-культурной ситуаций, в которых создавались произведения.

Апробация основных положений и результатов исследования

осуществлялась в форме докладов, выступлений и обсуждений на научных

конференциях разного уровня: на международных конференциях

«Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Иваново 2009,

2010, 2011, 2012), «Русский язык как государственный язык Российской

Федерации» (Волгоград 2013), «Русское культурное пространство» (Москва

2013, 2014), всероссийских конференциях «В.И.Даль в парадигме идей

10

современной науки» (Иваново 2011), «Жанрово-стилевой подход в преподавании русского языка и культуры речи» (Иваново 2013), «Актуальные проблемы^ русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации» (Москва 2014), внутривузовских конференциях «Молодая наука в классическом университете» (Иваново 2010), «Актуальные проблемы русского языка и культуры речи» (Иваново 2010) и др.

Основные положения исследования отражены в двадцати одной публикации, пять из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования определяется его целью и основными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений (на бумажном и магнитном носителях).

ГЛАВА I

ПОНИМАНИЕ ЖАНРОВОЙ ПРИРОДЫ ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ

ПОСРЕДСТВО КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

В настоящее время проблема использования языковых средств и их воплощения в рамках различных литературных жанров все чаще вызывает интерес ученых-лингвистов. Это связано с тем, что антропоцентрический подход в языке нацеливает исследователей на выявление индивидуальности языка писателя.

Установлено, что каждый жанр имеет определенный набор языковых средств, а также «свой строго выработанный образ автора, писателя, "исполнителя"» [Аникин, http://starling.rinet.ru/minlos/thesis/Anikin2005.pdf1-

Согласно концепции В.В. Виноградова, образ автора - это «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом "целого"» [Виноградов 1971, с. 118]. В этом "фокусе", по мысли, ученого «сходятся все структурные качества словесно-художественного целого» [Виноградов 1971, с. 211], поэтому главным принципом изучения художественного произведения и его компонентов становится целостная интерпретация с позиции категории «образ автора», раскрывающей внутреннее единство текста.

Следует заметить, что если в художественной прозе образ автора «скрыт в глубинах композиции и стиля» [Виноградов 1971, с. 176], то в дневниках образ автора, образ рассказчика и реального писателя сливаются в одну текстовую категорию. По этой причине в современной науке ученые-лингвисты проявляют особый интерес к дневниковому жанру, ведь дневники «служат прекрасным материалом для наблюдений над тем, как языковая личность создает свой мир, конструирует свой образ и корректирует свое

речевое поведение» [Калинина, http://vestnik.kuzspa.ru/articles/2/].

12

Известно, что дневнику писателя, как и любому художественному произведению, свойственна повторяемость определенных лексем, а также, что по лексикону и лексико-семантическим полям можно судить об особенностях языковой личности и языковой картины мира писателя. Поэтому особое внимание здесь уделяется ключевым словам, которые формируют лексико-семантические поля в дневнике писателя и помогают понять мотивы поступков, определить иерархию ценностей автора-повествователя, а также установить его прагматические ориентиры.

1.1. Теория и история изучения дневникового жанра

В середине XX века одним из активно разрабатываемых направлений антропоцентрической лингвистики в России стало учение о речевых жанрах (РЖ). Основоположником теории РЖ является М.М. Бахтин, который под жанром понимал «устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [Бахтин 1996, с. 165]. Ученый рассматривал РЖ в аспекте речевого общения как факт социального взаимодействия людей, как соотношение и взаимодействие смысловых позиций. Определяющим признаком речевого жанра как единицы речевого общения и деятельности людей, по его мнению, является диалогичность. Отсюда проистекают все другие признаки РЖ - целеполагание, завершенность, связь с определенной сферой общения и т. д. [Кожина 1999, с. 18; Дементьев 2010, с. 43].

Знаковой для науки стала идея М.М. Бахтина о делении речевых

жанров на первичные (простые, примарные) и вторичные (сложные,

секундарные). Первичные жанры ученый связывает с «непосредственным

речевым общением» и относит их к «бытовой жизни». «Вторичные

(сложные) речевые жанры - романы, драмы, научные исследования всякого

рода, большие публицистические жанры и т. п. - возникают в условиях более

сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного

13

общения (преимущественно письменного)» [Бахтин 1996, с. 161]. Они могут вбирать в себя первичные, которые «утрачивают связь с непосредственной ситуацией общения и выступают как части более сложного высказывания» [Дементьев 2010, с. 137].

Размышления М.М. Бахтина оказали большое воздействие на характер дальнейших лингвистических исследований речевых жанров и вызвали научный интерес к ним. Именно благодаря трудам этого ученого понятие жанр стало применяться по отношению к любым текстам и дискурсам.

В настоящее время изучению речевых жанров посвящается множество исследований, которые позволяют развиваться лингвистической дисциплине, получившей название жанрология, или генристика. В России существует несколько центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Волгограде, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске), где разрабатывается теория жанра в разных направлениях. Исследования посвящены типологии жанров (первичные и вторичные жанры [Дементьев 1999; Дементьев 2010; Гольдин 1999; Дубровская 2007; Татарникова 2004]) и жанровых форм, речевых жанров и речевых актов. Жанры изучаются в связи с речевыми стратегиями и тактиками [Гольдин 1997; Дубровская 2001; Хорешко 2005; Казачкова 2006]. Еще одним направлением является установление отношений между речевыми и риторическими жанрами [Сиротинина 1999; Ярмаркина 2001], а также исследование жанров в аспекте речевого портретирования [Паршина 2005; Милехина 2001; Седов 2007]. Жанры изучаются в связи с историей языка и культуры [Балашова 2007; 2009; Зотеева 2001], семантикой языковых единиц [Дубровская 2001; Гольдин 2003; Балашова 2003], концептами [Тарасова 2009; Шейгал 2006; Алефиренко 2005; Дементьев, Фенина 2005], языковой картиной мира [Стернин 2003; Соколов 2002] и языковой личностью [Седов 2000; Орлова 1999; Коротеева 1998; Милованова 1998].

Данный перечень аспектов изучения РЖ позволяет говорить о том, что в современной отечественной жанрологии выделяются следующие подходы к

изучению жанров: общефилологический [Федосюк 1997; Шмелева 1997;

14

2007], стилистический [Кожина 1999; Матвеева 1990], риторический [Сиротинина 1999; Ярмаркина 2001], дискурсивный [Макаров 1990; Борисова 2001], психолингвистический [Седов 2002], культурологический [Карасик 2002; 2004], когнитивный [Баранов 1997].

Интерес исследователей вызывают такие виды жанров, как диалогические, оценочные (эмотивные) [Кормилицина, Шамьенова 1999], ритуальные (этикетные) [Тарасенко 1999], речевые жанры комического [Шмелева, Шмелев 2002; Щурина 1999] и другие не только первичные, но и вторичные жанры. Свое особое место занимает изучение жанров, функция которых заключается в том, чтобы служить прямым проводником памяти [Боброва 2004]. В литературоведении к таким жанрам принято относить мемуарную литературу: мемуары (в узком смысле слова), записки, записные кн мэюсы. автобиографии, некрологи, дневники [ЛЭ 1934, с. 132— 133]. В контексте данной работы нас будет интересовать именно дневник.

По классификации М.М. Бахтина, дневник относится к первичным речевым жанрам и имеет общие черты с самоотчетом и биографией. Некоторые ученые склонны относить его к производным (секундарным) жанрам, сложившимся «в условиях высокоразвитой культурной коммуникации», и считают дневник дериватом «от примарных жанров» [Дементьев 2010, с. 145]. Мы же полагаем, что жанр дневника может рассматриваться и как первичный, и как вторичный речевой жанр - в зависимости от типа дневника. Чтобы доказать это, необходимо обратиться к истории становления этого жанра.

Исследователь дневникового жанра О.Б. Боброва в работе «История жанра дневника» [Боброва 2004] рассказывает о его возникновении и развитии. Она указывает на то, что дневник - один из древнейших жанров, истоки которого восходят к античности, хотя в античные времена дневниковыми чертами - обладали и другие жанры - хроники и путевые заметки.

Жанр дневника формировался на протяжении многих веков. Первые дневники появляются в Англии в XVII в. и получают развитие в начале XVIII века. Именно в это время жанр дневника стал усложняться: помимо записей личного характера, туда начали включать тексты писем, разнообразные выписки, цитаты и т. п. В дневниковых записях появились психологизм и субъективность выражаемых взглядов автора, откровенность.

В России становление дневника как жанра литературы совпало со временем принятия христианства на Руси и началом путешествий русских людей по святым местам, свидетельством чему является жанр хождение. Возможно, поэтому публицист K.P. Кобрин утверждает, что культурный феномен дневника обусловлен христианством с его пониманием линейности времени.

На протяжении всего развития дневника как жанра его отличительной особенностью является историчность. Но история в нем осознается не только как «священная», но и как приватная, личная. Для того чтобы дневник стал «литературным жанром», была необходима смена историко-культурных парадигм, когда частное лицо, человек стал интересен не только самому себе, но и окружающим [Кобрин 2003, с. 288 - 289].

История бытования дневниковых записей в России условно делится на несколько временных отрезков.

Первый этап - дохристианская Русь, когда в литературе появляются записи иностранных путешественников.

Второй этап датируется X-XVI веками. В это время создаются хождения, путешествия и другие жанры, родственные дневнику.

Третий этап укладывается в рамки XVII века, когда литературные записи заключали в себе важную информацию об эпохе, так как основывались либо на собственных впечатлениях автора, либо на свидетельствах современников, включенных в канву повествования.

Четвертый этап - XVIII-начало XIX века - время, когда окончательно сформировалось понятие дневника.

Пятый этап - Х1Х-начало XX века - характеризуется завершением дифференциации всех элементов жанровой структуры дневника. Наряду с дневником как формой художественного повествования развиваются дневники писателей, в которых выражается личность автора, его мировоззрение, общественные позиции и взгляды. Такие дневники представляют собой историко-литературный документ, который не только характеризует самого автора, но и воссоздает эпоху. Так, в XIX в. после Отечественной войны 1812 года писатели стремились обратить свои чувства и переживания в литературную запись, предназначенную для публикации. На этом этапе формирования дневника его отличительной чертой становится осмысление автором своей причастности к общему движению истории, утверждение собственного «Я» как первостепенной духовной ценности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Антипина, Елена Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка [Текст] / В.П. Абрамов; Академия пед. и соц. наук, Кубанский гос. ун-т. - М.; Краснодар, 2003. - 337 с.

2. Абрамов В.П. Синтагматика семантического поля: (на материале русского языка) [Текст] / В.П. Абрамов / Отв. ред. Г.П. Немец; Сев. - Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. - 108 с.

3. Абрамянц А. Звездные руны Ивана Бунина [Текст] / А. Абрамянц // Рус. речь. -М., 2002. - №2.-с. 29-33.

4. Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-семиотическое содержание понятия "языковая картина мира" [Текст] / Н.Ф. Алефиренко // Язык. Человек. Общество. - СПб.: Владимир, 2005. - с. 25-36.

5. Андреев Ю.А. По законам искусства (о природе документальности) / Ю.А. Андреев [Текст] / Ю.А. Андреев // Вопросы литературы, 1979. - №2. -с. 28-49.

6. Анохина C.B. Роль фразеологизмов, называющих человека, в прозе И.А. Бунина [Текст] / C.B. Анохина // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике. - Кемерово, 2006. - Ч. 2. - с. 9196.

7. Антюфеева Е.В. Анализ синтаксической композиции как средство проникновения в структуру образа автора в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи" [Текст] / Е.В. Антюфеева// Литература и общественное знание. -Бийск, 2002. - Вып. 7, ч. 2. - с. 9-11.

8. Антюфеева Е.В. Особенности функционирования синтаксической композиции в рассказе И.А. Бунина "Солнечный удар" [Текст] / Е.В. Антюфеева // Текст: структура и функционирование. - Барнаул, 2002а. -Вып. 6.-с. 82-87.

9. Арешенко М.И. Фразеосемантическое поле концепта «Страх» в русской

языковой картине мира [Текст] / М.И. Арешенко. [Электронный ресурс]. -

156

Режим доступа: http://www.istu.edu/docs/science _periodical/mvestnik/2_l2/Ares henko.doc.

10. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст] / И.В. Арнольд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 444с.

11. Бабенко Л.Г., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум [Текст] / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - 4-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 496 с.

12. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии [Текст] / А.К. Бабореко. - М.: Худож. лит., 1983. - 351с.

13. Балашова Л.В. Жанры «внелитературной речевой культуры» в зеркале метафоры [Текст] / Л.В. Балашова // Жанры речи: Сборник научных статей. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. - Вып.5. - Жанр и культура. -с. 21-43.

14. Балашова Л.В. Номинации речевых жанров и их компонентов в современном русском языке [Текст] / Л.В. Балашова // Жанры речи. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - Вып.6. Жанр и язык. - с. 5979.

15. Баранов А.Г. Когниотипичность текста (к проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) [Текст] / А.Г. Баранов // Жанры речи. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ, Колледж, 1997. - с. 4-12.

16. Барсукова О.М. К вопросу о роли символических образов дома и водного пространства в прозе И.С. Тургенева, И.А. Бунина и романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит» [Текст] / О.М. Барсукова // Россия и Запад: диалог культур. - М., 1996. - с. 104-112.

17. Барт Р. Дневник // Ролан Барт о Ролане Барте. [Текст] / Р. Барт. - М.: Сталкер, 2002. - с. 246 - 261.

18. Бахтин М.М. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров». Проблема текста [Текст] / М.М. Бахтин // Собр. Соч., т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х г.г. - М., 1996. - 204 с.

19. Беседин П.Ф. Одоративная лексика в произведениях И.А.Бунина [Текст] / П.Ф. Беседин // Цивилизация на пороге тысячелетия: Сб. науч. ст. -Балашов, 2001.-Вып.2. - с. 19-24.

20. Боброва О.Б. История жанра дневника [Текст] / О.Б. Боброва, A.A. Сивогривова // Типологические закономерности эволюции жанра в русской литературе: Сб. ст. - Ростов н/Д: РГПУ, - №3, 2004- с. 53-61.

21. Богданова Е.В. Языковые особенности жанра дневника [Текст] / Е.В. Богданова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2008. - № 1 (1): в 2-х ч. Ч. I. - с. 28-33.

22. Богданова Н.В. Лексическая экспликация концепта "Природа" в раннем творчестве И.А.Бунина [Текст]: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Н.В. Богданова. - Санкт-Петербург, 2007. - 219 с.

23. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика [Текст] / И.Н. Борисова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 408 с.

24. Булдакова Ю.В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 1920 - 1930-х гг. [Текст]: типология и поэтика жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ю.В. Булдакова. - Киров, 2010. - 189 с.

25. Булыгина Т.В., Шмелев, А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) [Текст] / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 574 с.

26. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая / Отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.

27. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288с.

28. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 326 с.

29. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971.- 239 с.

30. Виноградов В.В. О языке художественной литературы [Текст] /

B.В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - с. 84-166.

31. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений [Текст] / Г.О. Винокур // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - с. 178-201.

32.Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения [Текст] / Т.Г. Винокур. -М: Наука, 1993.- 185 с.

33. Вознесенская И.М. Языковые особенности дневникового текста [Текст] / И.М. Вознесенская. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publib.upol.cz/~obd/fulltext/Rossica%20XL/ross40-26.pdf.

34. Вознесенская И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации [Текст] / И.М. Вознесенская // Мир русского слова. — №3.-2006.-с. 41-48.

35. Вольф Е.М. Грамматика и семантика местоимений [Текст] / Е.М. Вольф. - М.: 1974. - 224 с.

36. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] /

C.Г. Воркачев // Филологические науки. - № 1, 2001. - с. 64-72.

37. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы [Текст] / В.В. Воробьев. - М., 1997.-331 с.

38. Галимова Е.Ш. Литературоведческий анализ художественного текста [Текст] / Е.Ш. Галимова. - Архангельск, 1992. - 50 с.

39.Гинзбург Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Лидия Гинзбург; подгот. текста C.B. Путилов. - M.: INTRADA, 1999. - 415с.

40. Головина Т.А. Лингвоперсонологический потенциал частей речи [Текст] / Т.А. Головина // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции (16-17 октября 2008 года). - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - с. 129-132.

41. Голубцов B.C. Мемуары как источник по истории советского общества [Текст] / B.C. Голубцов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970. - с. 3-7.

42. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии [Текст]: автореф. дис. доктора филол. наук: 10.02.01 / В.Е. Гольдин. - Саратов, 1997. - 52 с.

43. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения [Текст] / В.Е. Гольдин // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1999. - Вып. 2. - с. 4-6.

44. Гольдин В.Е. Проблема варьирования культурных концептов [Текст] / В.Е. Гольдин // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста. Мат-лы международного симпозиума, Волгоград, 22-24 мая 2003 г. 4.1 - Волгоград: Перемена, 2003. - с. 80-86.

45. Громов-Колли A.B. «Путевые поэмы» И.А.Бунина: (Проблематика, жанр, поэтика) [Текст] / A.B. Громов-Колли // И.А. Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие, 1995. - с. 37-40.

46. Дементьев В.В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации [Текст] / В.В. Дементьев // Жанры речи. - Саратов. - Вып. 2. -1999.-с. 31-45.

47. Дементьев В.В., Фенина, В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности [Текст] / В.В. Дементьев, В.В. Фенина // Жанры речи: Сб-к науч. статей. Саратов: Изд-во ГУНЦ "Колледж", 2005. - Вып. 4. - с. 5-34.

48. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. (Коммуникативные стратегии культуры) [Текст] / В.В. Дементьев. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

49. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания [Текст] / П.Н. Денисов. - М.: Ясский язык, 1980. - 253 с.

50. Донченко Н.Ю. Пространственно-временные координаты в «Дневниках» М. Пришвина [Текст] / Н.Ю. Донченко // Семантика и структура художественного текста: доклады VII международной конференции. - М.: СпортАкадемПресс, 1999.-е. 138-149.

51. Донченко Н.Ю. Поэтика антонимии в «Дневниках» М.Пришвина [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Н.Ю. Донченко. - М.: Моск. гос. открытый ун-т, 1999а. - 19 с.

52. Дубровская О.Н. Имена сложных речевых событий в русском и английском языках [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О.Н. Дубровская. - Саратов, 2001. - 240 с.

53. Дубровская О.Н. Речевые жанры, речевые события и новые средства коммуникации [Текст] / О.Н. Дубровская // Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. - Вып. 5. Жанр и культура. - с. 360-370.

54. Егоров О.Г. Литературный дневник XIX в. (История и теория жанра) [Текст]: дисс. док. филол. наук: 10.01.01 / О.Г. Егоров. - М., 2003. - 360 с.

55. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование [Текст] / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2003а. - 280 с.

56. Жердева В.Б. Личные местоимения и их разговорная специфика (на материале немецкого и русского языков) [Текст] / В.Б. Жердева// Теоретическая и прикладная лингвистика. Проблемы философии языка и сопоставительной лингвистики. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. - Вып.1. -с.105-116.

57. Заборовская A.A. Лексика, обозначающая реалии русской культуры в произведениях И.А. Бунина, как одна из сторон языковой личности писателя [Текст] / A.A. Заборовская // Труды молодых уче ных Воронежского государственного университета. - Воронеж, 2003. - Вып. 2.-е. 115-118.

58. Звеерс А. Нестереотипные характерные литературные приемы в произведениях Ивана Бунина [Текст] / А. Звеерс // Studia rossica posnaniensia. - Poznan, 2002. - с. 49-55.

59. Зотеева Т.С. Диалогическое единство в жанре просьбы и его эволюция в английской драме XVI - XX вв. [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04

/ Т.С. Зотеева. - Саратов, 2001.- 190 с.

161

60. Казачкова Ю.В. Выражение сочувствия в русском и английском речевом общении (жанровый аспект) [Текст]: дисс. ...канд. филол. наук: 10.02.19 / Ю.В. Казачкова. - Саратов, 2006. - 177 с.

61. Калимуллина J1.A. Эмотивная лексика и фразеология в произведениях И.А. Бунина: (На материале текстового поля «любовь») [Текст] / JI.A. Калимуллина // Русский язык как государственный. - Челябинск, 1997. -с. 143-148.

62. Калинина Е.И. Дифференциальные черты дневника как гипержанра [Текст] / Е.И. Калинина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/2.

63. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.

64. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] /

B.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390с.

65. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 263 с.

66. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: ЖИ, 2007. - 264 с.

67. Киреева Н.В. Специфика репрезентации концепта "книга" в речевом жанре "дневник" [Текст] / Н.В. Киреева // Гуманитарные исследования. Ежегодник: Межвузовский сб. науч. трудов / Омск. гос. пед. ун-т; отв. ред.

C.И. Орехов; ред. Д.М. Федяев, К.А. Чуркин, Н.В. Чекалева. - Омск: ОмГПУ, 2006.-Вып. 11.-2006.-С .135-139.

68. Кобрин K.P. Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику [Текст] / K.P. Кобрин // Новое литературное обозрение, 2003. № 61. -с. 288-295.

69. Кожевникова H.A. Метафоры и сравнения в стихах И.А. Бунина [Текст] / H.A. Кожевникова // Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 1995. -с. 114-130.

70. Кожевникова H.A. Варьирование речевых средств в произведениях И.А. Бунина [Текст] / H.A. Кожевникова // Творчество H.A. Бунина и русская литература XIX-XX веков. - Белгород, 1998. - с. 216-222.

71. Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение [Текст] / М.Н. Кожина // Stylistyka. - Вып. VIII. - Opole, 1999.-с. 5-36.

72. Кормилицина M.JL, Шамьенова, Г.Р. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах [Текст] / M.JI. Кормилицина, Г.Р. Шамьенова // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - с. 257266.

73. Космеда Т.А. Русские культурные концепты в «Дневнике» Т.Г. Шевченко: посиделки, самовар [Текст] / Т.А. Космеда// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Научн. журнал. - Филология. - Симферополь, 2002. - т. 15(54). -№1. - с. 80-84.

74. Красавский H.A. Концепт «ZORN» в пословично-поговорочном фонде немецкого языка [Текст] / H.A. Красавский // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. Язык и социальная среда. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000. - с. 78-89.

75. Крюков Ю.Ю. Субстантивная диалектная лексика в произведениях И.А.Бунина [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю.Ю.Крюков. -Орел, 2009. - 244 с.

76. Крюкова Н.Г. Дневники И.А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя [Текст]: дис. канд... филол. наук: 10.01.01 / Н.Г.Крюкова. - Елец: Елецкий гос. педагог, ун-т, 2000. - 215 с.

77. Кузневич З.А. Языковая личность в литературно-художественном дискурсе Эрнеста Хемингуэя [Текст]: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / З.А. Кузневич. - Иркутск, 1999. - 154 с.

78. Кузова М.Д. Глагольные неинфинитивные безличные предложения в русском языке периода конца XIX - начала XX в (на материале худож. и

публ. произведений И.Бунина, М.Горького, А.Чехова) [Текст]: автореф.

163

дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / М.Д. Кузова. - Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. - Воронеж, 1988. - 22 с.

79. Куприяновский П.В. Проблемы изучения художественно-документальной литературы [Текст] / П.В. Куприяновский // О художественно-документальной литературе. - Иваново, 1972. - с.3-21.

80. Лавринова Н.Н. Культурологический аспект изучения теорий языковой личности [Текст] / Н.Н. Лавринова // Аналитика культурологии. - 2005. -№1(3). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/kulturologicheskiy-aspekt-izucheniYa-teoriy уагукоУоу-НсЬп^Н.

81. Латкина Т.В. Концепт смерть в идиостиле И.А. Бунина [Текст] / Т.В. Латкина // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6 -с. 136-138.

82. Леонова Л.П. Концепт порядок в риторике советской власти [Текст] / Л.П. Леонова // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Материалы VI международной конференции, т. 2 - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. - с. 37-40.

83. ЛеоноваМ.П. Концепт роковой женщины в творчестве И.А.Бунина [Текст] / М.П. Леонова // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы VI Междунар. науч. конф., Челябинск, 23-24 апр. 2012 г.: в 2 т. / Отв. ред. Л.А. Нефедова. -Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012а.-425 с.

84. Лихачев Д.С. О русском и чужестранном [Текст] / Д.С. Лихачев // Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. - Л.: Советский писатель, 1989.-е. 490-518.

85. Лотман Ю.М. Биография - живое лицо [Текст] / Ю.М. Лотман // Новый мир. - 1985. - №2. - с.228-236.

86. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты [Текст] / Ю.М. Лотман // Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

87. Лотман Ю.М. Семиосфера [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство СПБ, 2000. - 704 с.

88. Луцевич Л.Ф. Международная научная конференция "Дневники, письма, записные книжки русских писателей" [Текст] / Л.Ф. Луцевич // Русская литература. - 2008. - № 1.-е. 278-283.

89. Макаров М.Л. Коммуникативная структура текста [Текст] / М.Л. Макаров. - Тверь, 1990. - 52 с.

90. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании А. Блока [Текст] / Д.Е. Максимов // Блоковский сборник: Труды Второй науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества A.A. Блока / Отв. ред. З.Г. Минц. - Тарту, 1972.-е. 25-121.

91. Маслова В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.А. Маслова / Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208с.

92. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк [Текст] / Т.В. Матвеева. - Свердловск: изд-во Уральского университета, 1990. - 172 с.

93. Машина О.Ю. Функционирование фразеологизмов в тексте И.А. Бунина [Текст] / О.Ю. Машина // Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков. - Белгород, 2000. - Вып. 2. - с. 182-187.

94. Мещерякова O.A. Индивидуально-авторская концептосфера И.А. Бунина в ее репрезентации средствами свето- и цветообозначений: Монография [Текст] / O.A. Мещерякова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. -210с.

95. Милехина Т.А. Светская беседа [Текст] / Т.А. Милехина // Хорошая речь. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - с. 131-151.

96. Милованова Ж.В. Жанрово-речевые особенности педагогического дискурса [Текст] / Ж.В. Милованова // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тез. докл. науч. конф. (Волгоград, 6-8 октября 1998 г.). -Волгоград: Перемена, 1998. - с. 63-64.

97. Михайлов О.М. «Окаянные дни» Бунина [Текст] / О.М. Михайлов: // Литературная критика. - М., 1989. - №3. - с. 187-202.

98. Михеев М.Ю. Фактографическая проза, или пред-текст. Дневники, записные книжки, «обыденная литература» [Текст] / М.Ю. Михеев // М.: Человек, 2004. - № 2. - с. 133-142.

99. Михеев М.Ю. Дневник в России XIX-XX века - эго-текст, или пред-текст [Текст] / М.Ю. Михеев. - М., 2006. - 222 с.

100. Михеев М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX XX) [Текст] / М.Ю. Михеев. - М.: Водолей Publishers, 2007. - 264 с.

101. МихееваЛ.Н. Время в русской языковой картине мира [Текст] / Л.Н. Михеева. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - 252с.

102. Никитина М.В. Мотивная структура пространственно-временной организации «Окаянных дней» и «Странствий» И.А. Бунина [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.В. Никитина. - Архангельск, 2006. - 200 с.

103. Новиков Л.А. Современный русский язык. Теоретический курс: Лексикология [Текст] / Л.А. Новиков. - М., 1987.

104. Новиков Л.А. Семантическое поле [Текст] / Л.А. Новиков // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998. - с. 435-437.

105. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.Г. Новикова. - Ставрополь, 2005. - 255 с.

106. Новикова Е.Г. Особенности структурно-содержательной организации текста личного дневника. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". 2008. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ncstu.ru.

107. Новикова Е.Г. Языковые средства реализации свойств и категорий текстов классического дневника [Текст] / Е.Г. Новикова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.superinf.ru.

108. Одинцова С.М. Своеобразие композиции и стиля «Окаянных дней» И.А. Бунина [Текст] / С.М. Одинцова // Язык и стиль художественного произведения: Сборник научных трудов. - Курган, 1998. - с.27-31.

109. Орлова Н.В. Коммуникативная ситуация речевой жанр - языковая личность (на материале «Книги отзывов и предложений») [Текст] / Н.В. Орлова // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. -Вып. 2. - с. 227-236.

110. Оскоцкий В.Д. Дневник как правда [Текст] / В.Д. Оскоцкий // Вопросы литературы. - 1993. - Вып. 5.-е. 3-58.

111. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России [Текст]: автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.01 / О.Н. Паршина. - Саратов, 2005. - 48с.

112. Пигров К.С. Дневник: Общение с самим собой в пространстве тотальной коммуникации [Текст] / К.С. Пигров // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. - Вып. 6 . - СПб, 1998. - с. 200-219.

113. Пирогова М.Н. Концепт «Звезда» в русском фольклоре и литературе (на материале текстов заговорно-заклинательной поэзии и произведений И.А.Бунина) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / М.Н. Пирогова. - Ульяновск, 2011.- 24с.

114. Письменная O.A. Языковая репрезентация концептосферы Жизнь в малой прозе И.А. Бунина [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / O.A. Письменная. - Сургут, 2010. - 26с.

115. Подольская И.И. Русские мемуары 1800-1825гг. [Текст] / И.И. Подольская. - М.: Правда, 1989. - 624 с.

116. Поляк Д.M. Жанр дневника и проблемы его типологии [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Д.М. Поляк. - Алмата, 2004. -32с.

117. Розанова JI.А. Некоторые вопросы развития художественно-документальной литературы и общей теории реализма [Текст] / JT.A. Розанова // Художественно-документальная литература: История и теория. - Иваново, 1984.-е. 129-146.

118. РотановаН.М. Индивидуально-авторские метафоры в дневниковой прозе И.А. Бунина "Окаянные дни" [Текст] / Н.М. Ротанова // Функционирование языковых единиц в синхронии и диахронии. - Курган, 2004.-е. 88-93.

119. Рудзиевская C.B. Дневник писателя в контексте культуры XX века [Текст] / C.B. Рудзиевская // Филологические науки. - №2, 2002. - с. 12-19.

120. Руднева О.В. Метафорическая модель мира в творчестве И.А. Бунина [Текст] / О.В. Руднева // Филология, 2010. - с. 26-33. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/345/image/345-026.pdf.

121. Савченко Т.К. Концепт "Россия" в дневниках Бунина ("Окаянные дни") и Гиппиус ("Черные тетради") [Текст] / Т.К. Савченко // Русская литература за рубежом. - М., 2005. - с. 33-64.

122. Седов К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности [Текст]: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.01 / К.Ф. Седов. - Саратов, 1999. - 436 с.

123. Седов К.Ф. Речевое поведение и типы языковой личности [Текст] / К.Ф. Седов // Культурно-речевая ситуация в современной России / Под ред. H.A. Купиной - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000 - с. 298-311.

124. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров [Текст] / К.Ф. Седов // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002.-Вып. 3.-е. 40-52.

125. Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах речевого портретирования) [Текст] / К.Ф. Седов // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов, 2007. Вып. 7. - с.6-29.

126. Сидорец B.C. Качественное наречие как компонент адьективного словосочетания в прозе И.А. Бунина [Текст] / B.C. Сидорец // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. - М., 1988. - №1. - с. 69-72.

127. СиняковаЛ.Н. "Дневник писателя" за 1876 год как идейно-художественное единство [Текст]: автореф. канд. филологических наук: 10.01.01 / Л.Н. Синякова. - Томск, 1988. - 19 с.

128. Сиротинина О.Б. Языковая личность и факторы, влияющие на ее становление [Текст] / О.Б. Сиротинина // Термин и слово. Н.Новгород, 1997. -с. 7-12.

129. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» [Текст] / О.Б. Сиротинина // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: «Колледж», 1999. Вып. 2. - с. 26-31.

130. Скороботова О.В. Жанрово-тематическое многообразие «внехудожественного» творчества И.А. Бунина 1917 - 1923 гг.: дневники, публицистика [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Скороботова. -Елец, 2006.- 181 с.

131. Смелковская М.Ю. Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина: На материале рассказов и повестей "Деревня" и "Суходол" [Текст]: дисс. канд. филологических наук: 10.01.01 / М.Ю. Смелковская. - Елец, 2003. - 189 с.

132. Снежко Е.В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода [Текст]: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.В. Снежко. - Москва, 2005. - 173 с.

133. Соколов К.Б. Анекдот и официальная картина мира [Текст] / К.Б. Соколов // Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м

годам XX века. - М.: Индрик, 2002. - с. 49-57.

169

134. СолганикГ.Я. Синтаксическая стилистика [Текст] / Г.Я. Солганик -М.: КомКнига, 2006. - 232 с.

135. Сороколетов Ф.П. Особенности формирования специально-терминологических разрядов лексики в русском языке 11-16 в.в. [Текст] / Ф.П. Сороколетов // Вопросы семантики: исследования по ист. семантике: межвуз. сб. / М-во высш. и средн. спец. образования РСФСР, Калинингр. гос. ун-т: ред. Р.В. Алимпиева, С.С. Ваулина, М.Б. Борисова [и др.]. -Калининград,- 1982. - с.17-24.

136. Степанова В.В. Значение слова в лексикологическом аспекте [Текст] / В.В. Степанова // Семантика языковых единиц. - Л.: ЛГПИ, 1975. - с. 135138.

137. Степанова В.В. В поисках внутренних закономерностей организации лексического уровня художественного текста [Текст] / В.В. Степанова // Слово. Семантика. Текст: Сб. науч. тр.; [редкол.: В. Д. Черняк (отв. ред.) и др.]. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - с. 6-9.

138. Степанова В.В. Слово в тексте: из лекций по функциональной лексикологии [Текст] / В.В. Степанова. - СПб.: Наука, САГА, 2006. - 272 с.

139. Стернин И.А. Почему русский человек не любит светское общение? [Текст] / И.А. Стернин // Прямая и непрямая коммуникация: сб. научн. статей. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 2003. - с. 278-283.

140. Стеценко Е.А. Документальная проза [Текст] / Е. А. Стеценко // Основные тенденции развития современной литературы США. - М.: Наука, 1973.-398 с.

141. Сулименко И.Е. Субъектный план лексической структуры текста [Текст] / И.Е. Сулименко // Слово. Семантика. Текст: Сб. науч. тр.; [редкол.: В.Д. Черняк (отв. ред.) и др.]. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - с. 132137.

142. Таганов А.Н. Иван Бунин и Марсель Пруст: потаенное сродство [Текст] / А.Н. Таганов // Потаенная литература. - Иваново. - Вып. II., 2000. -с. 107-116.

143. Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: благодарность, извинение, поздравление, соболезнование [Текст]: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т.В. Тарасенко. - Красноярск, 1999. - 18 с.

144. Тарасова И. А. Жанр дневника в поэзии Георгия Иванова [Текст] / И.А. Тарасова // Жанры речи: сб. науч. ст. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. - Вып. 6: Жанр и язык. - с. 365-375.

145. Татарникова Н.М. Координация первичного и вторичного речевых жанров в официально-деловом стиле речи: На примере речевых жанров допроса и протокола допроса [Текст]: автореферат дис. канд. филол. наук 10.02.01 / Н.М. Татарникова. - Кемерово, 2004. - 23 с.

146. Токарев Т.Г. Лингвокультурология [Текст] / Г.В. Токарев / Учеб. Пособие. - Тула: Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. - 135 с.

147. Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии [Текст] / Г.В. Токарев. - Волгоград: Перемена, 2003. - 232 с.

148. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов // Подг. изд. и комментарии Е.А. Тоддеса, А.П. Чудакова, М.О. Чудаковой. - М.: Наука, 1977. - 574 с.

149. Тюрин Г.А. Пушкинские аллюзии в поэтических космогониях И. Бунина и Г. Иванова [Текст] / Г.А. Тюрин // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века. - Омск, 1999.-Вып. I. — с. 78-81.

150. Тырышкина Е.А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В.Набокова [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.А. Тырышкина. - Новосибирск, 2002. - 191с.

151. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания [Текст] / Н.В. Уфимцева. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilmg-ran.ru/librarv/psylingva/sborniki/Bookl996/Part3-l.htm.

152. Фархутдинова Ф.Ф. Взглянуть на мир сквозь призму слова: опыт лингвокультурологического анализа русскости [Текст] /

Ф.Ф. Фархутдинова. - Иваново: Изд-во Иваново, гос. ун-та, 2000. - 204 с.

171

153. Фархутдинова Ф.Ф. В.И. Даль о себе: Опыт реконструкции личности В.И. Даля по материалам речений Словаря [Текст] / Ф.Ф. Фархутдинова // В.И. Даль в парадигме идей современной науки: Язык - словесность -Самосознание - Культура: Материалы Всероссийской конф., 5-7 апреля 2001 г. - Иваново, - 2001. - с.5-39.

154. Фархутдинова Ф.Ф. Лингвокультурологическая дилогия В.И.Даля в парадигме идей современной русистики [Текст]: дисс. д-ра филол. наук: 10.02.01 / Ф.Ф. Фархутдинова. - Иваново, - 2001а. - 416 с.

155. Фархутдинова Ф.Ф. Личность - время - фразеология в главной книге А.Т. Твардовского [Текст] / Ф.Ф. Фархутдинова // А.Т. Твардовский: исследования и материалы (междунар. науч. конф. "Творчество А.Т. Твардовского в контексте русской и мировой культуры", 5-7 октября 2010) отв. ред. Т.Н. Ермоленко. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. - Вып. 1. - с.60-70.

156. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи [Текст] / М.Ю. Федосюк // Жанры речи: Сборник науч. ст. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып.1. - с. 66-88.

157. Фокина М.А. Фразеологические единицы в системе языковых средств создания жанровой формы художественного текста (на материале прозаических произведений И.А. Бунина) [Текст] / М.А. Фокина // Семантика языковых единиц разных уровней: межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: ИвГУ, 2002. - с. 34-38.

158. Фокина М.А. О концептообразующей роли устойчивых оборотов в сочинениях В.В. Розанова (по произведениям «Уединенное» и «Опавшие листья») [Текст] / М.А. Фокина // Энтелехия. 2002. № 5. - с. 31-34.

159. Холодный, Н.Г. Избранные труды [Текст] / Н.Г. Холодный. - Киев, 1982.-444 с.

160. ХолодоваЗ.Я. "Художественное мышление М.М.Пришвина: Содержание, структура, контекст [Текст]: диссертация доктора

филологических наук: 10.01.01 / З.Я. Холодова - Иваново, 2000. - 380 с.

172

161. Хорешко О.Н. Жанровый аспект положительной оценки лица [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / О.Н. Хорешко. - Саратов, 2005. - 126 с.

162. ЧулюкинаМ.Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности [Текст]: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / М.Г. Чулюкина. - Казань, 2009. - 175 с.

163. ШабашеваЕ.А. Особенности оценочности цветообозначения «белый» в семантике фразеологических единиц русского и английского языков [Текст] / Е.А. Шабашева // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки» 2 (4), 2011. - с. 285-289.

164. Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста [Текст] / В.М. Шаклеин. - М.: Общество любителей русской словесности, 1997.- 184 с.

165. Шейгал Е.И. Концепты и категории дискурса [Текст] / Е.И. Шейгал // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград: Парадигма, 2006. - с. 24-39.

166. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики [Текст] / Д.Н. Шмелев. - М., 1973. - 280 с.

167. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот: текст и речевой жанр [Текст] / Е.Я. Шмелева, А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 144с.

168. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра [Текст] / Т.В. Шмелева // Жанры речи: Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — Вып. 1. - с. 91-96.

169. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра [Текст] / Т.В. Шмелева. // Антология речевых жанров. - М.: Лабиринт, 2007. - с. 81-89.

170. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка [Текст] / Т.В.Шмелева // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. - Berlin, 1990.-№2.-с. 20-32.

171. Щеглова Е. К. Чуковский Дневники 1901-1929 гг. [Текст] / Е. Щеглова // Нева. - 1992. №9. - с.260.

172. Щурина Ю.В. Речевые жанры комического [Текст] / Ю.В. Щурина // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. - Вып.2. - с. 146-156.

173. Щурова В.В. "Дневник писателя" Ф.М.Достоевского: типология, жанр, антропология [Текст]: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10/ В.В. Щурова.-Воронеж, 2005.- 167 с.

174. ЭбертК. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» [Текст] / К. Эберт // Рус. Литература, 1996. - №4. - с. 106110.

175. Юрченко Л.Н. «Окаянные дни» И.А.Бунина. О поэтике одесских страниц [Текст] / Л.Н. Юрченко // Наследие И.А. Бунина в контексте русской культуры. - Материалы международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения писателя. - Елец, 2001. - с. 156-158.

176. Ярмаркина Г.М. Обыденная риторика: просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры и способы их выражения в русской разговорной речи [Текст]: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Г.М. Ярмаркина. -Саратов, 2001.-20с.

177. Bluhm L. Das Tagebuch zum Dritten Reich: Zeugnisse der Inneren Emigration. Bonn: Bouvier, 1991.

178. Видашенко H. Щоденник у сучаснш мемуаристищ: юторичне становления, типи класифшаци та ознаки жанру // BicH. ХНУ iM. Каразша.

2005. - № 659. Сер.: Фшол. Вип. 44. - с. 128-132.

179. Dzienniki pisarzy rosyjskich. Kontekst literacki I historyczny. Studia Rossica XVII / Red. naukowa: A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz. Warszawa,

2006. - 598 с. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://go.mail.ru/search?mailru=l&q=Ego-dokument+I+literature.

180. Dzienniki, notatniki, listy pisarzy rosyjskich. Studia Rossica XIX / Red.

naukowa: A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz. Warszawa, 2007. - 544 c.

174

181. Furdal Antoni. Symbole kultury narodowej w oswietleniu semiotycznym // Ogrôd nauk filologicznych. - Opole: Wydawnictwo Uniwersitetu Opolskiego, 2005.-S. 173-179.

182. Heinrich-Korpys M. Tagebuch und Fiktionalitaet: Signalstruktur des literarischen Tagebuchs am Beispiel der Tagebuecher von Max Frisch. St. Ingbert: Rohrig Universitaetsverlag, 2003.

183. 1льюв A.B. Жанр щоденника в украшськш лггератур1 другхм половини XX - початку XXI столггь: автореф. дис. канд. фшол. наук. 1вано-Франювськ, 2008.

184. José van Dijck. Composing the self: of diaries and lifelogs. // Fibreculture/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iournal.fibreculture.org/issue3/issue3 vandijck.html.

185. Jurgensen M. Das fiktionale Ich: Untersuchungen zum Tagebuch. Bern; Muenchen: A. Francke Verlag, 1979.

186. Komorowska Ewa. О uczuciach w kolorach jçzyka. Aspekt semantyczno-kognytywny // Грани слова: сборник научных статей к 65-летию проф. В.М. Мокиенко. - М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2005. - с. 524-531.

187. Танчин К. Щоденник як форма самовираження письменника: автореф. дис. ... канд. фшол. наук. Тернопшь, 2005.

188. Wierzbinski Jaroslaw. Impresje о semantyce i stylistyce krôtkich form narracyjnych w twörczosci Antona Czechowa // Ogrôd nauk filologicznych. -Opole: Wydawnictwo Uniwersitetu Opolskiego, 2005. - S. 683-691.

189. Woodward J.B. Ivan Bunin: A study of his fiction. - Chapel Hill.: The Univ. of North Carolina Press, 1980.

190. Zweers A.F. The Narratology of the autobiography: An analysis of the literary devices employed in Ivan Bunin's «The life Arsen 'ev». - New York, 1997.

Справочники, словари, энциклопедии:

191. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1996. - 245 с. - КСКТ.

192. Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. энц», - М., 1964, -707 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/default.asp. - КЛЭ.

193. Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / В.В. Морковкин Н.О. Беме, И.А. Дорогонова, Т.Ф. Иванова, И.Д. Успенская; Под ред. В.В. Морковкина-М.: Рус. яз., 1984,- 1168 с.-ЛОРЯ.

194. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987. -752 с.-ЛЭС.

195. Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н.Ярцева - М., 1990.-685 с.-ЛЭС.

196. Литературная энциклопедия: в 11 т. - М., 1929-1939. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-1312.htm -ЛЭ.

197. Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. Стереотип. - М.: Русский язык, 1985-1988. - MAC.

198. Русская грамматика: в 2-х т./ Под ред. Н.Ю. Шведовой - М.: Наука, 1980.-784 с.-РГ-80.

199. Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998. - с. 170-186. - РЯ. Э.

200. Русский ассоциативный словарь: Ассоциативный тезаурус современного русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php - РАС.

201. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; Под ред. В.М. Мокиенко. -СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 704 с. - СРФ. ИЭС.

202. Словарь символов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slovari.funplanet.ru/dictionary/symbols.html. - СС.

203. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1987. Вып. 12. - СРЯ.

204. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. С.А. Кузнецова. - М.: Норинт - 2004. - 960 с. - СТСРЯ.

205. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. словари.-энцикл. изд-во «Огиз», 1934 - 1940. - СУ.

206. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 2011. - ТСРЯ.

207. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, И.Ю. Шведова - Рос.АН: Фонд культуры; 3 изд-е; МАЗЬ, 1996. - ТСРЯа.

208. Фразеологический словарь русского языка / JI.A. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 543 с. - ФСМ.

209. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева. - М.: Локид, Миф, 1999. - 576 с. - ЭСЗЭ.

Художественная литература:

210. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 1: Стихотворения 18881952 [Текст] / И.А. Бунин / Сост. и авт. вступ. ст. И. Владимиров; Коммент. А. Бабореко. - M.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 528 с.

211. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 4: Произведения 1914-24 [Текст] / И.А.Бунин / Сост. И.Владимиров; Коммент. А. Саакянц. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 528 с.

212. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 5: Жизнь Арсеньева: Роман; Произведения 1924-26 [Текст] / И.А.Бунин / Сост. И.Владимиров; Коммент. А. Бабореко, А. Саакянц. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. -528 с.

213. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8: Из дневниковых записей; Окаянные дни [Текст] / И.А. Бунин / Сост. И. Владимиров. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 384 с. •

214. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 4 т. [Текст] / И.А. Бунин. - М., 1988. Т.3.-405 с.

215. Бунин И.А. Без роду-племени...[Текст] / И.А. Бунин. Рассказы. - М.; Советская Россия, 1978. - с. 41.

216. Пришвин М. Дневники [Текст] / М. Пришвин. - М.: Правда, 1990. -480 с.

217. Толстой JI.H. [Текст] / [Электронный ресурс]. -Режим доступа^Пр^/аг.НЬ.гиЛЛоЫоМеш nikolaewich/text O 152.shtml.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.