Любовь как экзистенциал человеческого бытия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Омарбекова, Суваржат Владимировна

  • Омарбекова, Суваржат Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 129
Омарбекова, Суваржат Владимировна. Любовь как экзистенциал человеческого бытия: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Нижневартовск. 2008. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Омарбекова, Суваржат Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

§ 1. Феноменологическая топика и феноменологическая темпоральность человеческого бытия.

§ 2. Экзистенция и трансценденция.

§ 3. Типология и характеристика экзистенциалов человеческого бытия.

ГЛАВА II.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ.

§ 1. Характеристика любви как экзистенциала человеческого бытия.

§ 2. «Восходящая диалектика» веры, надежды и любви как экзистенциалов человеческого бытия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Любовь как экзистенциал человеческого бытия»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в XX в. проблема человека, его сущности и назначения, стала центральной проблемой философии. Кризис традиционных ценностей, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, рост насилия и терроризма и другие тревожные симптомы поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, нравственном и духовном выживании. На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить рефлексию целе- и смыслополагания человека, выявить мировоззренческие основания существования индивидов.

В современной философии экзистенциальная проблематика становится узловой темой философско-антропологических исследований. «.Впервые экзистенциальные состояния человека, т. е. состояния жизненного самоопределения и выбора, стали объектом концептуальной рефлексии. приобрели качественно новый метафизический статус, став предметом иного, нежели традиционный, способа философствования - экзистенциального подхода. <.> Вместо значения "мира", "бытия", "сущности" системообразующими значениями новых типов философии. стали значения "человека", "существования", "личности", "сознания"»1. В результате значения мира стали интерпретироваться как субъектные, радикально зависимые от субъекта.

На этом фоне анализ экзистенциалов человеческого бытия, в частности феномена любви, выявление и реализация их философско-антропологи

1 Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика) / В.И. Красиков. — Кемерово, 1999. — С. 350. ческого, онтологического, гносеологического, методологического потенциала, а также осознание эвристического значения постановки и решения этих фундаментальных мировоззренческих вопросов представляются весьма актуальными задачами.

В прошлом столетии опьяненное успехами науки, секуляризированное и предельно технизированное человечество вдруг остро ощутило дефицит любви, приведший людей на грань самоуничтожения, к пределам морального Апокалипсиса: Ибо XX в., пожалуй, превзошел все прошедшие времена по бесчеловечности и жестокости, по изощренности в изобретении все новых и новых «врагов» и средств массового уничтожения, по беспрецедентному росту человеконенавистничества. Были забыты великие слова, на протяжении почти двух тысячелетий осенявшие европейскую цивилизацию: «.Да любите друг друга.»" Выход из этого кризисного состояния возможен только на путях реализации идеала Любви, утверждения принципов добротолюбия и человеколюбия.

Степень разработанности проблемы. Все работы, относящиеся к данной проблеме, можно разделить на несколько групп.

Экзистенциалы как феномены человеческого бытия, как особые предметы для сознания, как бытийные характеристики в соотношении с понятиями интенции, трансцендентальности, трансценденции и экзистенции, а также феноменологическими категориями рассматривались в работах Н. Аббаньяно, Ж. Батая, H.A. Бердяева, JT. Бинсвагера, Э. Блоха, Ж. Бодрийара, М. Бубера, P.A. Бурханова, A.C. Гагарина, Х.Г. Гадамера, Ж. Делеза, С.Ф. Денисова, Ж. Дерриды, И.А. Ильина, Э. Кассирера, В.И. Красикова, С. Кьеркегора, Э. Левинаса, М.А. Малышева, М.К. Мамардашвили, Ж. Маритена, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Р. Мэй, Б. Паскаля, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, М. де Унаму-но, В. Франкла, М. Хайдеггера, М. Шелера, К. Ясперса и др.

2 Ин.: 13,34; 15, 12.

Исследованию философских характеристик экзистенциала любви посвящены труды H.A. Бердяева, М. Бубера, И.А. Ильина, А. Камю, С. Кьерке-гора, Э. Левинаса, Г. Марселя, Б. Паскаля, Ж.-П. Сартра, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, C.JI. Франка, JI. Шестова, К. Ясперса и др.

Философско-антропологические исследования феномена любви проводили Р.Г. Апресян, Д. Гильдебранд, П.С. Гуревич, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.И. Иванюк, В.И. Красиков, Е.Г. Кочетовская, И.О. Лосский, М.С. Пек, Р.В. Светлов, Л. Фейербах, Э. Фромм, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.

Анализ любви как социокультурного и нравственного феномена содержится в трудах Р.Г. Апресяна, О.П. Зубец, Е.К. Краснухиной, Т.А. Кузьминой, В.Т. Лисовского, A.B. Лукьянова, В.А. Малахова, A.B. Меренкова, М.А. Пушкаревой, Л.В. Пятилетовой, А.З. Рубинова, Ю.Б. Рюрикова, Л.Е. Яковлевой и др.

Среди работ по проблемам любви и пола следует отметить труды Ф. Альберони, H.A. Бердяева, М. Бубера, Б.П. Вышеславцева, И.О. Лосско-го, К. Льюиса, Г. Мадинье, X. Ортеги-и-Гассета, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, Э. Фромма, 3. Фрейда, Ю. Эволы и др.

Тем не менее специального исследования, непосредственно посвященного анализу экзистенциала любви во взаимосвязи с другими экзистеициала-ми, в отечественной философской литературе до сих пор не проводилось.

С учетом актуальности и степени разработанности обозначенной тематики определены проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы.

Проблема исследования обусловлена отсутствием в отечественной литературе единой философско-антропологической концепции экзистенциала любви.

Основной гипотезой при решении поставленной проблемы служит предположение, что именно любовь как экзистенциал представляет собой онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое основание самосознания и самореализации человека, выступает структурообразующим принципом самоорганизации экзистенции как единства сущности и существования. Экзистенциал любви во взаимосвязи с другими экзистен-циалами является мировоззренческой опорой индивида, центром духовного освоения им окружающего мира, ориентиром смыслоопределения личности.

Объектом исследования выступают экзистенциальные основания человеческого бытия.

Предметом исследования является любовь как экзистенциал человеческого бытия.

Цель исследования — дать анализ феномена любви как экзистенциала человеческого бытия во взаимосвязи с другими экзистенциалами.

Для достижения поставленной цели автором ставятся и решаются следующие задачи: выявить и проанализировать экзистенциальные основания человеческого бытия, определить типологию экзистенциалов; исследовать основные характеристики феномена любви как экзистенциала бытия человека; показать любовь как онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое основание самосознания и самореализации человека, структурообразующий принцип самоорганизации экзистенции, средство самоопределения и самопознания индивида; обосновать взаимосвязь феномена любви с другими экзистенциалами, «восходящую диалектику» веры, надежды и любви (Г. Марсель).

Теоретико-мировоззренческой базой исследования послужили произведения постклассической философии, в которых в наибольшей степени разрабатывалась экзистенциальная проблематика, как зарубежной (Н. Аб-баньяно, А. Камю, С. Кьеркегор, Э. Левинас, Г. Марсель, М. Хайдеггер,

М. Шелер и др.), так и отечественной (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, C.JT. Франк, JI. Шестов и др.). В своей работе автор ориентируется на феноменологическое понимание любви как наиболее адекватное для разработки исследуемой проблемы.

Методологическую основу исследования составили следующие концепции, подходы и методы.

Эссенциалистский подход, с позиции которого признается существование «свернутой» в бессознательных слоях человеческой психики (души) в качестве некоего архетипического образца модели человека, отражающей его инвариантную сущность, изначально совершенную и требующую своей актуализации в соответствии с актом становления бытия из ничто. Таким образом, содержание процесса самореализации человека составляет прорыв, «транс» за пределы ограниченного природой эмпирического Я к «трансцендентальному Я» (И.Г. Фихте), к «потенциально-лучшему Я» (К.Г. Юнг), коренящемуся как архетип в коллективном бессознательном. Разворачивание в процессе жизни свернутой (врожденной) идеи (идеала) подлинного совершенного человека и есть процесс самореализации.

Холономический принцип, или принцип эквивалентности (Д. Бом, Д. Габор, К. Прибрам и др.), утверждает эквивалентность части целому. По этому принципу выстраивается человеческая экзистенция, в связи с чем вопрос о самореализации смещается с плоскости общественного бытия в глубины человеческой самости и предельно индивидуализируется, поскольку каждым человеком в особенном ракурсе оправдывается, т. е. личностно осмысливается, реальность предназначения человечества. Холономический подход предполагает интуитивное видение единых оснований жизни, феноменологическую самоочевидность взаимосвязи бытия личностного и универсального.

Диалогический подход (М.М. Бахтин, Г. Марсель, J1. Фейербах, М. Шелер и др.) позволяет определить не только бытие отдельного, эмпирически обособленного индивида, а все пространство со-бытия, «сферу между», где только и осуществимо самопознание «Я», его самоопределение, укоренение в общем составе бытия и, таким образом, подлинная самореализация. При этом человек понимается не как самодостаточная сущность (факт), а как трансценденция (акт). Именно в выходе за свои природно-биологические пределы человек существует и осуществляет свою подлинную сущность, т.е. самореализуется.

Феноменологический метод позволяет рассматривать экзистенциа-лы, в том числе и любовь, в качестве феноменов, т.е. такими, какими они проявляют себя в бытии человека.

Диалектический метод позволяет проанализировать сам феномен любви как экзистенциал бытия человека во взаимосвязи с другими экзи-стенциалами.

Антиномическая, или экзистенциальная, диалектика (A.C. Богомолов и Н.М. Эфендиева). Если диалектика - это метод, позволяющий познавать мир, учитывая его противоречивость и изменчивость, то антиномическая диалектика вскрывает бесконечность самого процесса познания, принципиальную неразрешимость гносеологических задач, антиномичность которых служит свидетельством их принадлежности к глубинным основаниям бытия.

Герменевтический метод свидетельствует об универсальности освоения человеком мира, позволяет рассматривать самого человека как «понимающее бытие», т. е. принципиально открытое для понимания, в том числе и в аспектах его стремления к свободному самоосуществлению, переживания им своего бытия в мире.

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации впервые в отечественной философии во взаимосвязи с другими экзистенциалами специально анализируется феномен любви как экзистенциала бытия человека.

Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Экзистенция представляет собой неналичное, сущностно-несубстан-циальное бытие человека в его возможности, существование человека во всей его проблематичности. В свою очередь, трансценденция, как исходящее во внешний мир проявление субъективности человека, предполагает интенцирование за пределы самого существования, устремленность за собственные границы к абсолютному бытию, которое постигается в экзистенциальном опыте.

2. Экзистенциалы человеческого бытия выступают априорно заданными способами человеческого существования, смысложизненными конструктами бытийствования человека. Это категории человеческого бытия, ценностные узлы, квинтэссенции смыслов, целей, стремлений людей, мировоззренческие конструкции, которые задают параметры человеческого существования в мире. Особое место в бытии человека занимает экзистенгщал любви — один из интегрирующих компонентов целостности бытия человека. Любовь как экзистенциал предполагает акт трансцендирования за рамки эмпирической реальности, за границы наличного бытия индивида.

3. Являясь способом самоопределения, самопознания индивида, экзистенциал любви выступает ценностным смыслообразующим основанием процесса самореализации человека в мире. Это «интенциональный акт», направленный на Другого, где осуществляется путь познания человеком своей истинной самости как действительного и потенциального бытия «Я». Любовь открывает индивиду феноменально переживаемое, интуитивное видение подлинного богатства внутреннего содержания: его наличное бытие, потенциальное бытие и ценностно-нормативное бытие. В любви человек не просто отражает бытие, но и поро.ждает его в индивидуально-личностных формах, творя на границе действительного и возможного, в «просвете бытия», интимно-эмоционально выражая его высшие смыслы и ценности.

4. Экзистенциал любви предполагает связь с другими экзистенциала-ми. Среди так называемых «отрицательных» (одиночество, смерть, страх) и «положительных» (вера, надежда, любовь) экзистенциалов любовь является главным и завершающим экзистенциалом человеческого бытия, обладающим всей полнотой конкретности. Именно любовь представляет собой истинный ответ на проблему человеческого существования, критерий подлинности человеческого бытия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по философской антропологии, онтологии и теории познания, этике, эстетике, а также специальных курсов, посвященных теме любви в зарубежной и отечественной философии. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области философии образования и воспитания, философских проблем психологии, теории межличностной коммуникации и конфликтологии.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 14 публикациях автора общим объемом 6,0 п.л. Отдельные положения диссертации излагались в выступлениях на III Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 8—9 декабря 2005 г.); на Международной научно-практической конференции «Философия, культура, гуманизм: история и современность» (г. Оренбург, 9—10 ноября 2006 г.); на IV Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 8-9 декабря 2006 г.); на IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г.); на V Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (г. Нижневартовск, 26-27 октября 2007 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Омарбекова, Суваржат Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни современного человека наблюдается кризис чувств. В мире, где развитие техники превалирует над развитием человеческих отношений, люди теряют способность любить. Во время глобальных перемен, когда рушатся основы прежнего мироустройства, отдельный индивид чувствует себя крайне неуверенно. По мере развития цивилизации люди отдаляются друг от друга и утрачивают понимание глубинного смысла любви. Неспособность чувствовать и боязнь духовной близости привели нас к тому, что длительная и искренняя любовь уже кажется редкостью. Трагической реальностью нашей жизни все больше и больше становятся всеобщее отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека.

В переломные эпохи индивиды стремятся уйти от активной общественной жизни в свои локальные «жизненные мирки». Именно в это время они больше обращают внимания па те мировоззренческие принципы и конструкции, которые конституируют и регулируют их неповторимую и уникальную жизнь - экзистенциалы человеческого бытия.

В своей работе мы попытались исследовать любовь не как физиологическое влечение, психологическое переживание или социальный фактор, а как экзистенциал бытия индивидов. Являясь способом самоопределения, самопознания личности, любовь выступает ценностным принципом, целе- и смыслообразующим основанием процесса самореализации человека в мире. Экзистенциал любви — один из интегрирующих компонентов человеческого бытия.

В диссертационном исследовании мы пришли к выводу, что именно любовь представляет собой онтологическое, гносеологическое, аксиологическое и праксиологическое основание самосознания и самореализации человека; она выступает структурообразующим принципом самоорганизации экзистенции как единства сущности и существования. Экзистенциал любви во взаимосвязи с другими экзистенциалами является мировоззренческой опорой индивида, центром духовного освоения им окружающего мира, ориентиром смысл оопред ел ения личности.

Любовь как экзистенциал предполагает акт трансцендирования и экзи-стирования за рамки эмпирической реальности, за границы наличного бытия индивидов. Это «интенциональный акт», направленный на Другого, где осуществляется путь познания человеком своей истинной самости как действительного и потенциального бытия «Я». Любовь открывает индивиду феноменально переживаемое, интуитивное видение подлинного богатства внутреннего содержания: его наличное бытие, потенциальное бытие и ценностно-нормативное бытие. В любви человек не просто отражает бытие, но и порождает его в индивидуально-личностных формах, творя на границе действительного и возможного, в «просвете бытия», интимно-эмоционально выражая его высшие смыслы и ценности.

Экзистенциал любви предполагает связь с другими экзистенциалами. Они взаимосвязаны и переходят в друг в друга, обнаруживая особую, отличную от рационально-понятийного дискурсивного способа познания, экзистенциальную диалектику. Экзистенциалы преобразуют внешнее, произвольное во внутреннее, органичное индивиду, а также являются предпосылкой познания личностью подлинности бытия. Тем самым экзистенциалы служат условием адекватности человека самому себе, предпосылкой самопознания, самоопределения, самопроектирования и самореализации индивида.

Среди так называемых «отрицательных» (одиночество, смерть, страх) и «положительных» (вера, надежда, любовь) экзистенциалов любовь является главным и завершающим экзистенциалом человеческого бытия, обладающим всей полнотой конкретности. Тем не менее предстоит еще исследовать взаимосвязь любви с другими фундаментальными экзистенциалами (бытие-в-мире, присутствие, свобода, ответственность и др.).

Любовь - это самое загадочное из всех «мысле-чувств», и недаром во многих культурах ее символом выбрана луна с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием, с ее оборотной стороной, скрытой от нашего взора. Скрытая сторона любви понемногу уменьшается, люди все ближе и ближе подходят к ее фундаментальным тайнам. Но мир любви поистине неисчерпаем, потому что экзистенциально каждый человек любит по-своему и каждая конкретная любовь, хотя и похожа на остальные, но все-таки отличается от них.

Так в чем же все-таки состоит глубинная загадка любви? Почему ни одно из чувств так не влияет на человека, на его сознание, ни одно из чувств так не перестраивает его в материальной и духовной жизни?

Постижение любви идет в истории человечества извилистыми путями, похожими на пути знания вообще, где с каждым столетием люди открывают для себя все новые и новые пласты мироздания, все новые и новые слои в их духовном космосе. Человеческое познание быстро идет вперед, сумма знаний все время увеличивается, но еще быстрее растет сумма незнаний161. Чем больше мы познаем любовь, тем больше она ускользает от нашего взора.

В настоящее время физиологически и духовно любовь тесно связана с бытовыми условиями существования людей, с рождением и воспитанием детей, одним словом, — с устройством социальной и индивидуальной жизни. В современной цивилизации время подлинной любви за редкими исключениями чрезвычайно коротко. Ей сейчас мешают и тяготы жизни, и наша нынешняя психология, которая враждебна любви, и мировоззренческие установки, которые исходят только от «Я», а не от совместного «Я» и «Ты», следовательно, не от «Мы», тяготея к разладу, а не к ладу между индивидами.

161 Подробнее см.: Рюриков, Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Ю.Б. Рюриков // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. - М., 1990.-Ч. 1.-С. 329-330.

Возможно, что в будущем время любви станет более длительным, а сама любовь более гуманной. И если такое все-таки случится, тогда люди, наверное, по-настоящему поймут это чувство, кардинально меняющее их самих, поймут, какие причины порождают и приводят его в действие. Тогда они поймут и всю силу любви, и ее человечность. Потому что именно любовь представляет собой истинное решение проблемы человеческого существования, критерий подлинности человеческого бытия, который заключается в способности людей строить гуманные и гармоничные отношения друг с другом162. Ведь человек - это прежде всего ens amans (существо любящее) и только потом - ens cogitans (существо познающее) и ens volens (существо воляi /о щее) . Высшая цель человека состоит в том, чтобы быть самим собой, в полной мере реализовать заложенный в нем природный и культурный потенциал.'

Таким образом, по своей сути и формам проявления любовь амбивалентна: она то, что приближает нас к животным своим необоримым инстинктом к совокуплению, размножению и родительству, но она и то, что возвышает нас своим творческим, созидающим духовность, порывом. Она то, что несет сильнейшие наслаждения и радости, но она и то, что может инициировать трагический излом человеческой души164.

Все это и определяет смысловую полифонию и экзистенциальную новизну любви - одной из фундаментальных конституант человеческого существования.

162 См.: Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм // Фромм Э. Душа человека. - M., 1992. - С. 114, 121.

163 См.: Шелер, М. Ordo amoris / M. Шелер // Шелер M. Избранные произведения. - M., 1994. - С. 352-353.

164 Подробнее см.: Красиков, В.И. Метафизика и антропология любви / В.И. Красиков // Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллективная монография / отв. ред. P.A. Бурханов. - Екатеринбург, 2007. - Ч. 1. - С. 148-149.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Омарбекова, Суваржат Владимировна, 2008 год

1. Аббанъяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Аббанъяно Н. Аббаньяно. — СПб., 1998. — 512 с.

2. Августин Блаженный. Об истинной религии / Августин Блаженный // Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. — Минск, 1994. С. 25-804 с.

3. Августин Блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви / Августин Блаженный II Августин Блаженный. Творения. — СПб., Киев, 1998. Т. 2. - С. 3-73.

4. Августин Аврелий. О граде Божием / Августин Аврелий // Августин Аврелий. Творения. СПб., 1998. - Т. 3. - 595 с.

5. Альберони, Ф. Дружба и любовь / общ. ред. A.B. Мудрина. М., 1991.-С.210.

6. Апресян, Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М., 1995. - 353 с.

7. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М., 1994. - 256 с.

8. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. СПб., 1997. - 336 с.

9. Бердяев, H.A. Эрос и личность. Философия пола и любви / H.A. Бердяев. М., 1989. - 158 с.

10. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. — М., 1993.383 с.

11. Бердяев, H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / H.A. Бердяев // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.-С. 229-317.

12. Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналисти-ческой философии // Бердяев H.A. Царства Духа и Царство Кесаря. М., 1995.-С. 4-162.

13. Бердяев, H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / H.A. Бердяев. М., 2002. - 688 с.

14. Беркли, Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли // Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. - С. 149-247.

15. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Синодальное издание. — М., 2002. 1296 с.

16. Бинсвангер, Л. Бытие в мире: Введение в экзистенциальную психиатрию / J1. Бинсвангер М., СПб., 1999. - 336 с.

17. Блох, Э. Тюбингенское введение в философию / Э. Блох. Екатеринбург, 1997. -400 с.

18. Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар. М., 1995. - 172 с.

19. Больное, О. Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. — СПб., 1999.-224 с.

20. Бохенский, Ю.М. Современная европейская философия / Ю.М. Бо-хенский. М., 2000. - 256 с.

21. Бреус, Т.В. Любовь как преодоление человеческого одиночества / Т.В. Бреус // Материалы конференции, посвященной открытию факультета философии и социологии БашГУ. Уфа, 2001. - С. 247-250.

22. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.-С. 15-92.

23. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры.-М., 1995.-С. 157-232.

24. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер // Бубер М. Два образа веры. -М., 1995.-С. 233-340.

25. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М., 1978.-216 с.

26. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. М., 1994. - 415 с.

27. Бурхапов, P.A., Любутин, К.Н. Классическая философская антропология (От трансцендентальной антропологии И. Канта к туизму Л. Фейербаха) / P.A. Бурханов, К.Н. Любутин. — Екатеринбург, Нижневартовск, 1995.-239 с.

28. Бурханов, P.A. Трансцендентальная философия Иммануила Канта / P.A. Бурханов. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999. — 220 с.

29. Бычков, В.В. Идеал любви христианско-византийского мира / В.В. Бычков // Философия любви. М., 1990. - Ч. 1. - С. 68-109.

30. Василев, К. Любовь / К. Василев. М., 1982. -384 с.

31. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. М., 1992. - 480 с.

32. Вера // Философский словарь: основан Г. Шмидтом. — 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкофа / общ. ред. В.А. Малинина. М., 2003. С. 73.

33. Вершинин, С.Е. Жизнь — это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха / С.Е. Вершинин. Екатеринбург, 2001. — 304 с.

34. Вечтомова, Е.А. Дорожить любовью / Е.А. Вечтомова. Л., 1978. -77 с.

35. Визгин, В.П. Философия надежды Габриэля Марселя / В.П. Визгин // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. - С. 198-211.

36. Вышеславцев, Б.П. Этика Преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. М., 1994. - 368 с.

37. Гагарин, A.C. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени / A.C. Гагарин. — Екатеринбург, 2001.-372 с.

38. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. — М., 2001.-456 с.

39. Гуревич, П.С., Фролов, И.Т. Философское постижение человека / П.С. Гуревич, И.Т. Фролов // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. — М., 1991.-С. 3-19.

40. Гусейнов, A.A., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян М., 1998. - 472 с.

41. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Минск; М., 2000. - 752 с.

42. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. М., 1989. - Т. 2 - 2726 с.

43. Делез, Ж. Фуко / Ж. Делез. -М., 1998. 172 с.

44. Денисов, С.Ф. Судьба как экзистенциал и мифологема / С.Ф. Денисов // Вестник Омского университета. — Омск, 1999. Вып. 4. - С. 58-62.

45. Деррида, Ж. Насилие и метафизика: Эссе о мысли Эмманюэля Ле-винаса / Ж. Деррида // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. -М.; СПб., 2000. С. 367-403.

46. Дубровский, Д.И., Конивец, С.Ю. Вера и знание / Д.И. Дубровский, С.Ю. Конивец // Полигнозис. 2000. - № 3. - С. 3-27.

47. Евтушенко, С.П. Эрос и агапе: гносеологический аспект / С.П. Евтушенко // Вопросы философии. 1999. - № 10. - С. 99-109.

48. Жанбуршина, Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект: автореф. дисс. канд. филос. наук / Р.Б. Жанбуршина. — Уфа, 1996.-18 с.

49. Золотухина-Аболина, Е.В. Философская антропология: учебное пособие / Е.В. Золотухина-Аболина. М., Ростов н/Д., 2006. - 240 с.

50. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: Учебник / А.Ф. Зотов. -М, 2001.-784 с.

51. Зубег{, О.П. Ценностное границеполагание и мораль / О.П. Зубец. Этическая мысль. М., 2003. - Вып. 4. - С. 45-52.

52. Иванюк, Т.И. Феномен любви / Т.И. Иванюк. М., 2002. - 223 с.

53. Ивгш, A.A. Многообразный мир любви / A.A. Ивин // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. -М., 1990. Ч. 1. - С. 380-509.

54. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т.-М., 1994. Т. 3. - С. 381-560.

55. Ильин, И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий / И.А. Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1994. - Т. 3. - С. 226-380.

56. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. - С. 23т-59.

57. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. - С. 119-356.

58. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. - Т. 3. - 756 с.

59. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. - Т. 6. - С. 349-588.

60. Кассирер, Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером / Э. Кассирер // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. - С. 377-402.

61. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека / JI.H. Коган. М., 1984. - 252 с.

62. Кочетов, А.И. Мужчина и женщина: отношения полов / А.И. Кочетов. Минск, 1989. - 447 с.

63. Кочетовская, Е.Г. Философская рефлексия любви как традиция русской культуры: дисс. . канд. филос. наук / Е.Г. Кочетовская. — Волгоград, 2006.- 156 с.

64. Красиков, В.И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика) / В.И. Красиков. — Кемерово, 1997. 416 с.

65. Красиков, В.И. Этюды самосознания / В.И. Красиков. Кемерово, 2000.-400 с.

66. Красиков, В.И. Синдром существования / В.И. Красиков. Томск, 2002.-256 с.

67. Красиков, В.И. Метафизика и антропология любви / В.И. Красиков // Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллективная монография / отв. ред. P.A. Бурханов. Екатеринбург, 2007. - Ч. 1.-С. 128-149.

68. Краснухина, Е.К. О смысле конечного существования: проблема смерти в экзистенциализме у М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра / Е.К. Краснухина // Вестник Ленинградского университета. Сер. 1. Философия. - СПб, 1991.-Вып. 1.-С. 12-18.

69. Кузьмина, Т.А. Любовь как моральный принцип / Т.А. Кузьмина // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. М., 1990. - Ч. 1. - С 254267.

70. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор // Кьеркегор С. Страх и трепет.-М., 1993.-С. 15-112.

71. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. — Ростов н/Д., 1998.-416 с.

72. Кьеркегор, С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал / С. Кьеркегор // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. - С. 225-419.

73. Левынас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Ле-винас. СПб., 1998. - 265 с.

74. Летуновский, В.В. Экзистенциальный анализ в психологии: дисс. . канд. психол. наук / В.В. Летуновский. М., 2001. - 222 с.

75. Лисовский, В.Т. Любовь и нравственность / В.Т. Лисовский. Л., 1985.-224 с.

76. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа / Н.О. Лосский. М., 1991. - 368 с.

77. Лосский, НО. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. М., 1994. - 432 с.

78. Лосский, Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский. М., Харьков, 2000. - 864 с.

79. Лукьянов, A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблематику соотношения диалектики и метафизики) / A.B. Лукьянов. Уфа, 2001. - 226 с.

80. Любутин, К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму / К.Н. Любутин. Псков, 1994. - 131 с.

81. Льюис, К.С. Любовь / К.С. Льюис // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. — М., 1992. 432 с.

82. Мадинье, Г. Сознание и любовь. Очерк понятия «Мы» / Г. Мади-нье.-М., 1995.-128 с.

83. Малахов, В.А. Культура и человеческая целостность / В.А. Малахов. Киев, 1984. - 120 с.

84. Малышев, М.А. Проблема смерти в философии несчастного сознания // Философские науки. 1989. - № 5. - С. 51-59.

85. Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашви-ли // Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002. - С. 5-170.

86. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. М., 1994. - 192 с.

87. Марков, Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета / Б.В. Марков. СПб, 1993. - 229 с.

88. Марсель, Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему // Г. Марсель. Трагическая мудрость философии: Избранные работы. -М., 1995.-С. 72-106.

89. Марсель, Г. Человек, ставший проблемой / Г. Марсель // Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы. — М., 1995. С. 107-145.

90. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Г. Марсель. — М., 2004. 224 с.

91. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб., 1999.478 с.

92. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. СПб., 1999. - 606 с.

93. Меренков, A.B. Наука и искусство любви / A.B. Меренков. — Екатеринбург, 2002. 224 с.

94. Можейко, М.А. Любовь / М.А. Можейко // // История философии: Энциклопедия. Минск, 2002. - С. 578-581.

95. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мэй. М., 1997. - 376 с.

96. Мэй, Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / Р. Мэй // Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. - С. 141-201 с.

97. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй // Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001. - С. 317.

98. Надежда // Философский словарь: основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ, изд. под ред. Г. Шишкофа / общ. ред. В.А. Малинина. -М., 2003.-С. 288.

99. Нарский, И. С. Тема любви в философской культуре Нового времени / И.С. Нарский // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. -М., 1990.-Ч. 1.-С. 110-148.

100. Нестерова, O.E. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности / O.E. Нестерова // Историко-философский ежегодник 86. — М., 1986. - С. 35-48.

101. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1990. - Т. 1 - С. 243-244.

102. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет. -М., 1997.-704 с.

103. Паскаль, Б. Слезы разлуки. Терзания любви / Б. Паскаль. — М., 2003.-269 с.

104. Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль / пер. с фр. Э.Л. Линецкой. -СПб., 1994.-574 с.

105. Пек, М.С. Непроторенная дорога. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития / М.С. Пек. — Киев, 1999. 352 с.

106. Перцев, A.B. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции и проблема взаимосвязи мировых культур / A.B. Перцев // Культуры в диалоге / отв. ред. A.C. Гагарин. Екатеринбург, 1992. - С. 88-103.

107. Пивоваров, Д.В. Философия религии / Д.В. Пивоваров // Пивоваров Д.В., Медведев A.B. История и философия религии: учебное пособие. -Екатеринбург, Нижневартовск, 2000. — С. 3-202.

108. Пушкарева, М.А. Любовь как средство более глубокого раскрытия реальности / М.А. Пушкарева // Лукьянов A.B. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001. - С. 111-113.

109. Пятилетова, JI.B. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Автореф. дис. канд. филос. наук / Л.В. Пятилетова. Екатеринбург, 1999.-23 с.

110. Розанов, В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. М., 1990.636 с.

111. Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов. М., 1990. - 711 с.

112. Розин, В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание: учебное пособие / В.М. Розин. М., 1999. - 208 с.

113. Рубинов, А.З. Семья, одиночество, любовь / А.З. Рубинов. М., 1986.- 188 с.

114. Рюриков. Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. — Кемерово, 1984. 256 с.

115. Рюриков, Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Ю.Б. Рюриков // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. М., 1990. - Ч. 1. - С. 268-330.

116. Рюриков, Ю.Б. Мед и яд любви: (Семья и любовь на сломе времен) / Ю.Б. Рюриков. 2-е изд. - М., 1990. - 447 с.

117. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989. - С. 319-344.

118. Сартр, Ж.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр // Сартр Ж.-П. Стена: избранные произведения. М., 1992. — С. 15-176.

119. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М., 2002. - 640 с.

120. Светлов, Р.В. Искусство любви: От философии до техники / Р.В. Светлов. СПб., 2002. - 357 с.

121. Семенова С.Г. «Любовь это стремление к бессмертию.» / С.Г. Семенова // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. - М., 1990. - Ч. 1.-С. 162-204.

122. Соловьев, B.C. Любовь / B.C. Соловьев // Философский словарь Владимира Соловьева. — Ростов н/Д., 2000. С. 248-251

123. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т.- М., 1988. Т. 1. - 892 с.

124. Соловьев, B.C. Сочинения: в 2 т.- М., 1988. Т. 2. - 822 с.

125. Соловьев, B.C. Вера / B.C. Соловьев // Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 2000. — С. 25.

126. Стрельцова, Г.Я. Судьба любви сегодня (Нравственно-психологический очерк) / Г.Я. Стрельцова // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского.-М, 1990.-Ч. 1.-С. 331-378.

127. Стрельцова, Г.Я. Сердца метафизика / Г.Я. Стрельцова // Русская философия: Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. - С. 435- 437.

128. Тиллих, П. Систематическое богословие / П. Тиллих. — СПб., 1998. -493 с.

129. Трубецкой, С.Н. О природе человеческого сознания / С.Н. Трубецкой // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994. - С. 481-592.

130. Тузоеа, Т.М. Экзистенция / Т.М. Тузова // История философии: Энциклопедия. Минск, 2002. - С. 1308-1311.

131. Унамуно, де М. О трагическом чувстве жизни. Агония христианства / М. де Унамуно. — Киев, 1996. — 416 с.

132. Фейербах, Л. Сочинения: в 2 т. / Л. Фейербах. М., 1995. - Т. 1.- 502 с.

133. Фейербах, Л. Сочинения: в 2 т. / Л. Фейербах. — М., 1995. Т. 2.- 425 с.

134. Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. М., 1990. -Ч. 1.-510 с.

135. Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. М., 1990. — Ч. 2.-605 с.

136. Фихте, И.Г. Сочинения: в 2 т. / И.Г. Фихте. СПб., 1993. - Т. 1.687 с.

137. Фихте, И.Г. Сочинения: в 2 т. / И.Г. Фихте. СПб., 1993. - Т. 2.798 с.

138. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 2 т. М., 1990. - Т. 1. - Ч. 1. - 490 с.

139. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А. Флоренский // Флоренский П.А. Сочинения: в 4 т. М., 1996. - Т. 2. - С. 419-526.

140. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С.Л. Франк // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. - С. 181-559.

141. Франк, С.Л. Крушение кумиров / С.Л. Франк // Франк С.Л. Сочинения. -М., 1990.-С. 113-180.

142. Франк, СЛ. Реальность и человек / C.JI. Франк. М., 1997. - 479 с.

143. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. M., 1992. -510с.

144. Франки, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл. -М., 1990.-368 с.

145. Фрейд, 3. Введение в психоанализ 13. Фрейд. М., 1989. — 455 с.

146. Фрейд, 3. Основной инстинкт / 3. Фрейд. М., 1997. - 656 с.

147. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм // Фромм Э. Душа человека.-М., 1992.-С. 109-178.

148. Фромм, Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Э. Фромм // Фромм Э. Иметь или быть? Киев, 1997. - С. 95-187.

149. Фромм, Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.-С. 17-190.

150. Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993. — С. 217-356.

151. Фромм, Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм. Киев, 1997.-415 с.

152. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: сб. / М. Хайдеггер. -М., 1991.-192 с.

153. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер / Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. - С. 63-176.

154. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер / пер. с нем. В.В. Би-бихина.-М., 1997.-451 с.

155. Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. СПб., 1997.-301 с.

156. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. M ., 2001.-445 с.

157. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер / пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 2007. - 303 с.

158. Хамитов, Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское / Н. Хамитов. Киев, 1995. - 171 с.

159. Чухина, Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера / JI.A. Чухина // Шел ер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. - С. 379-398.

160. Шелер, М. Философское мировоззрение / М. Шелер // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. — С. 3-14.

161. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994. С. 129-193.

162. Шелер, М. Ordo amoris / М. Шелер // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. - С. 339-377.

163. Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М., 1987. Т. 1. 637 с.

164. Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М., 1989. Т. 2. 636 с.

165. Шестов, Л. На весах Иова (Странствия по душам) / Л. Шестов // Сочинения: в 2 т. М., 1993. - Т. 2. - 559 с.

166. Шестов, Л. Киркегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне / Л. Шестов. — М., 1992. 303 с.

167. Шестов, Л. Мартин Бубер / Л. Шестов // Бубер М. Два образа веры.-М., 1995.-С. 421-431.

168. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: в 6 т. / А. Шопенгауэр. — М., 1999.-Т. 1.-496 с.

169. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений: в 6 т. / А. Шопенгауэр. -М., 2001.-Т. 2.-560 с.

170. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия / П.Д. Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. - С. 69-103.

171. Юркевич, П.Д. Из науки о человеческом духе / П.Д. Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. -М., 1990. С. 104-192.

172. Эвола, Ю. Метафизика пола / Ю. Эвола / пер. с франц. М., 1996. - 448 с.

173. Яковлева JI.E. От феноменологии Гуссерля к метафизическому реализму X. Субири / JI.E. Яковлева // Вопросы философии. 2002. - № 5. -С. 153-156.

174. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. - С. 27—286.

175. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. - С. 287-418.

176. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс II Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991. С. 419-508.

177. Ясперс, К. Шифры трансценденции / К. Ясперс // Культуры в диалоге / отв. ред. A.C. Гагарин. — Екатеринбург, 1992. С. 104-115.

178. Литература на иностранных языках

179. Eisler R. Transzendent / R. Eisler II Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants Sämtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. В., 1930. - S. 537-538.

180. Eisler R. Transzendental / R. Eisler II Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants Sämtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. В., 1930. - S. 538-539.

181. Heidegger, M. Holzwege / M. Heidegger. Frankfurt а. M., 1963.382 S.

182. Heidegger, M. Was heißt denken? / M. Heidegger. Tübingen, 1961.

183. Marcel, G. Le Mystère del'Etre / G. Marcel. P., 1951. - V. 1. - P. 27.

184. Marcel, G. Journal métafisique / G. Marcel. P., 1949. - 342 p.

185. Jaspers, K. Philosophie / K. Jaspers. B., etc., 1973. - Bd. 1. - 340 S.

186. Jaspers, K. Philosophie / K. Jaspers. B., etc., 1973. - Bd. 2. -S. 222-224.

187. Jaspers, K. Philosophie / K. Jaspers. B., etc., 1973. - Bd. 3. -1056 S.

188. Jaspers, K. Vernunft und Existenz / K. Jaspers. Groningen, 1949.-175 S.155 S.

189. Sartr, J.-P. L'imagination / J.-P. Sartr. P., 1936. - 188 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.