Механизмы визуализации модной формы женской одежды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна

  • Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 256
Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна. Механизмы визуализации модной формы женской одежды: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2005. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна

Введение

Глава 1. Информационная структура современной моды

1.1 Теоретические основы функционирования моды конца XX -начала ХХ1в

1.2 Образное содержание костюма и компоненты его визуализации

1.3 Психофизиологические аспекты формирования зрительного образа при восприятии художественной формы костюма

1.4 Вербальное поле современной моды

1.5 Разработка методики комплексного исследования механизмов визуализации модной формы женской одежды

Выводы по главе

Глава 2. Исследование механизмов визуализации модной формы женской одежды

2.1. Формирование знаковой системы одежды

2.1.1 Выбор критериев оценки знаков - символов, формирующих художественный образ костюма

2.1.2 Иллюзорная корректировка идентификационной геометрической структуры (ИГС) стилистического образа

2.2 Методика оценки идентификационной геометрической структуры (ИГС) костюма на примере «спортивного» и «классического» стиля

2.2.1 Проведение экспертного опроса

2.2.2 Математическая обработка результатов исследования 65 Выводы по главе

Глава 3. Характер функционирования ИГС костюма в моде XX -XXIbb

3.1 Разработка методики проведения эксперимента

3.2 Установление периодичности функционирования ИГС в моде XX - XXIbb

3.3 Разработка типологии ИГС костюма в моде XX - XXIbb

3.4 Построение архетипов моды

3.5 Историческая трансформация архетипа

3.6 Закономерности взаимосвязи функционирования ИГС со структурными изменениями формы костюма

Выводы по главе

Глава 4. Разработка методики проектирования костюма по аналоговым структурам архетипов

4.1 Разработка типологических таблиц проектирования на основе ИГС костюма

4.2 Апробация методики в учебном и промышленном проектировании

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Механизмы визуализации модной формы женской одежды»

Рынок современной модной одежды значительно изменился к концу XX века. Техника производства модной индустрии достигла огромных высот (автоматизированное проектирование одежды, расширение разработок новых материалов), что вызвало появление бесконечного множества новых дизайнерских идей. Огромное число «модников» способны и желают воспринимать эти идеи. Как следствие, изменилась проектная практика моды. Многие предприятия модной индустрии не были подготовлены к такому повороту событий. В результате ведущие кутюрье 70-х годов и их дома моды не вошли даже в сорок ведущих предприятий современной моды. Преобразования домов И. Сен-Лорана, Ю. Живанши - ярчайшие иллюстрации «изгнания» мэтров из моды последних лет [23, 13].

Исследователи приходят к выводу, что с начала 1990-х гг. происходит сильнейший спад интереса к ведущим кутюрье и их маркам. Многие авторы связывают это с потерей общепринятого эталона. Если раньше было необходимо своевременно среагировать на изменение стиля и выдать новый продукт в рамках новой всеобщей модной концепции, то сегодня дизайнер вынужден решать совершенно иные задачи [24]. Сегодня каждый дизайнер вынужден самостоятельно выбирать модную концепцию, опираясь при этом на образ, диктуемый потребителем данного дизайн - продукта. Способность дизайнера правильно выбрать образный ряд для конкретного покупателя становится мощнейшим экономическим фактором.

Последние 30 лет принесли множество разнообразных стилей и течений, изобилие новых дизайнерских предложений, расширение диапазона технических средств. Эти перемены заставляют дизайнера искать выражение своих ценностных ориентиров в новых творческих концепциях. Проблема формирования и развития образа при этом становится актуальной как никогда. Сегодня роль дизайнера заключается в том, чтобы постичь образы, господствующие в «стихии многообразных ролей повседневности». Решение диной задачи приобретает огромную коммерческую ценность [3, 23].

Чувственное восприятие человека (потребителя, «соучастника» и заказчика моды) становится важнейшим предметом и объектом научных исследований. В рамках данного направления рядом авторов рассматривались особенности восприятия образно - информационных структур моды [13, 3].

Установлено, что субъективное восприятие моды, основывается на фундаментальных механизмах восприятия зрительной системы человека.

Механизмы восприятия базируются на социальных установках и стереотипах общества. Их основа - определение знаков групповой принадлежности. С переходом от индустриального общества к информационному, усиливается интерес к коммуникативным функциям костюма. Несмотря на то, что большинство людей понимают несостоятельность существования связей между физическим обликом и качествами личности, характер представлений о личности все равно подвержен оценке со стороны физического облика, и в частности костюма, именно общение посредством костюма является одним из условий становления каждого человека как личности [17, 9].

Сейчас многие продукты дизайна не несут смысловой нагрузки. В результате потребитель не угадывает и не понимает смысла дизайнерской концепции. Символы и знаки костюма рождают образы - типы. Поэтому возникла необходимость исследования механизмов визуализации знаковых структур моды, их идентификации с вербальными определениями, используемыми в нашем языке. Образные заимствования и образное осмысление позволяет вкладывать новый смысл и новое содержание в старую форму. Сегодня необходимо осмысление новых функций дизайна костюма, способных выявить и подчеркнуть его коммуникативность в знаково-символической семантике, позволяющей связать «технического» человека с окружающей природой [23].

Исследование образных явлений становится устойчивой темой таких отраслей науки как теория дизайна и теория творческой деятельности. По мнению многих исследователей, человек предрасположен к образному мышлению на генетическом уровне [14, 7]. Основа образного восприятия -принцип уподобления. Этот процесс активный и заключается в создании визуальных моделей. Построение «визуальных комплексов», способных структурировать восприятие, исследование «визуального языка», формирующего образ, становится первостепенной задачей. Результаты исследований зрительного восприятия человека ставят новые задачи восстановления образа в правах традиционной тематики.

Кроме того, расширение образных диапазонов позволяют рядовому человеку включиться в увлекательный процесс формирования своего стиля. Ограниченность рациональностью и функциональностью делает продукт дизайна скучным. При восприятии продукта дизайна у зрителя должна возникать игра воображения. При недосказанности, образном намеке, потребитель достраивает и домысливает образ и он представляется ему насыщенным и интересным. Знаковые коды предполагают расшифровку, а, следовательно, игру и удовольствие от этой игры. Возникает диалог дизайнера и потребителя. Сознание выделяет наиболее информативные знаки, воображение - достраивает образ [13].

Функционализм уступает место образности, что соответствует новым принципам визуальной культуры современности. Это определяет постановку цели и задач настоящего исследования. Возникла необходимость тщательного обобщения новых разработок и выработки конкретных рекомендаций для дизайнеров.

Цель работы состоит в комплексном изучении механизмов визуализации модной формы женской одежды, и выявлении знаковых структур, создающих определенный стилистический образ.

Объектом исследования являются закономерности формирования знаковых систем костюма.

Предметом исследования являются механизмы визуализации художественной формы костюма (на примере костюма европейских домов мод XX-XXI вв.).

Хронологические рамки изучаемой темы ограничены 1930 - 2004 гг. Данное ограничение введено в виду того, что именно к 1930-м гг., сложились и стабилизировались основные черты костюма XX века.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: провести анализ и систематизацию теоретических, методологических, организационно - проектных исследований по оценке стилистического образа костюма; систематизировать факторы и критерии, определяющие формирование стилистического образа костюма; разработать типологию идентификационных геометрических структур (ИГС) костюма, провести их иллюзорную корректировку; провести исследование статистических закономерностей функционирования ИГС костюма в моде XX - XXI вв.; разработать типологию архетипов (общепонятных схем, символов) стилистических образов на базе ИГС костюма;

- разработать методику проектирования по аналоговым характеристикам архетипов, провести ее апробацию в промышленном проектировании и в учебном процессе.

Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В качестве инструмента исследования использовались методы: сравнительного литературно анализа для обобщения информации современных исследований по идентификации художественной формы и обработки фотоматериала; метод контент - анализа для определения вербального поля современной моды; метод глубинного интервью для первоначального построения знаков - символов, позволяющих идентифицировать художественную форму костюма; метод экспертных оценок для выявления геометрических идентификационных структур (ИГС) костюма; статистические методы сбора и обработки информации для исследования особенностей функционирования архетипов моды XX - XXI вв.; теоретические и практические основы проектирования костюма для разработки авторской методики проектирования.

Границы исследования. Все рассматриваемые вопросы исследуются в связи с общепринятыми положениями теории проектирования костюма. Исторический диапазон исследования 1930-2004гг.

Научная новизна работы:

- разработаны критерии оценки стилистического образа костюма;

- построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды;

- разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный»;

- построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный»; построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования).

Практическая значимость:

- разработана методика оценки идентификационных знаковых структур (ИГС) костюма;

- разработана методика исследования особенностей функционирования количественных параметров ИГС костюма;

- разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей;

- разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов;

- представлен пример разработки эскизов, макетов и опытных образцов креативного и промышленного костюма выдержанных в рамках заданных стилевых образов.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), ООО «Коллекция» (г. Дмитров, Московская обл.). Реализация результатов диссертационной работы показала эффективность разработанных методов.

Результаты работы обсуждены и получили положительную оценку специалистов на 5 Международной научно - методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно - практической конференции «Современная мода. Механизмы формирования» (г. Екатеринбург), на заседаниях кафедры «Дизайн» МГУДТ.

Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятиях швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно - технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «художественное проектирование костюма», «основы теории и методологии дизайн - проектирования».

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в восьми печатных работах.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы и приложений. Работа изложена на 211 страницах, содержит 25 таблиц, 43 рисунка, 8 схем. Приложения представлены на 41 странице содержащих 12 таблиц и 2 рисунка. Библиография включает 117 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна

Общие выводы по работе

1. Разработаны критерии оценки стилистического образа костюма как знаковой системы, опирающейся на психофизиологические, культурно -исторические, художественно - композиционные основы зрительного восприятия.

2. Построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды. Проведена их иллюзорная корректировка. Установлена информационная взаимосвязь вербального и визуального поля моды, позволяющая осуществлять обмен информацией между СМИ, дизайнером и потребителем.

3. Разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный». Для стиля «спортивный» выявлено 5 типов ИГС, для стиля «классический» - 8 типов ИГС. Достоверность полученных данных установлена на основе экспертных оценок.

4. Построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный». Архетипы представлены соответствующими ИГС, позволяющими визуализировать модную форму женского костюма.

5. Выявлены статистические закономерности функционирования ИГС в моде 1930 - 2004гг, установлен циклический характер их смен. Так, например, период цикла «классический» длиться от 18 до 22 лет, стиля «спортивный» - от 14 до 18 лет.

6. Построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования). Определена их вариативность на основе количественных параметров.

7. Установлено, что появление ведущих ИГС стилей предвосхищает структурные изменения формы одежды за 2 - 4 года на уровне ее пропорций, объемных и пластических характеристик.

8. Разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей. Их использование позволяет сохранить баланс между технически -нормированными параметрами знаковой системы стилистического образа и художественно - ассоциативным творчеством дизайнера.

9. По результатам обобщения полученных данных разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов. Она позволяет: быстро и эффективно проводить предпроектную обработку информации по материалам СМИ; разрабатывать концептуальные креативные композиции на базе ИГС архетипов; создавать эскизы, макеты, изделия креативного и промышленного костюма в рамках заданного стиля; осуществлять проектирование элементов фирменного стиля, замыкая весь цикл проектных работ.

10. Проведена апробация результатов работы. Их внедрение на предприятии и в учебном проектировании показало, что работа имеет социальный эффект, выражающейся в ускорении процесса систематизации модной информации на стадии предпроектных исследований, что позволяет получать стилистически выразительные формы одежды на дальнейших этапах проектирования, и, в конечном счете, повышать качество продукции и степень удовлетворенности потребителей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна, 2005 год

1. Мишин В.М. Управление качеством: Учебн. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 303с.

2. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. -240с.

3. Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 90х гг. XX века : Дисс. канд. филос. наук: 09.00.04. - М., 1995. - 184с.

4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебн. пособие для вузов. М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. -224 с.

5. Ильичева Е.В. Формирование стиля в проектировании европейского костюма XX века: Дисс. . канд. искусствоведения: 05.19.07. М., 1999. -150с.

6. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.-320с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. М.: Мир, 1996. - 496с.

8. Петушкова Г.И., Терпенова О.Н. Пропорции в костюме: Учебн. пособие для вузов. М.: типография МГУДТ, 2000. - 55 с.

9. Психология. Учебник. /Алахвердов В.М., Богданова С.И, Вансовская Л.И и др.; Под редакцией А.А. Крылова. -М.: «ПРОСПЕКТ», 2002. 584 с.

10. Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. Ванслова В.В. Изобраз. Искусство, 2000. - 292с.

11. Основы теории проектирования костюма: Учебн. для вузов / Козлова Т.В., Степучев Р.А., Петушкова Г.И и др.; Под ред. Козловой Т.В М.: Легпромбытиздат, 1988. -352 с.

12. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебн. пособие 4-е изд., испр. - М.: Издательство Московской гуманитарной социальной академии: ФЛИНТА, 2003.-240с.

13. Секачева О.В. Выявление образно — информационной структуры современной российской моды: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999.- 196с.

14. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984. — 192с.

15. Киселева А.Н. Принципы художественного проектирования женской одежды для промышленного производства с учетом законов зрительного восприятия: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1991.-247с.

16. Федоров М.В. Научно методические проблемы становления и развития отечественного дизайна: Дисс. . д-ра искусствоведения в форме науч. докл: 17.00.06.-М., 1998.-44с.

17. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1982. - 144 с.

18. Петушкова Г.И., Козлова Т.В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий и рисунка в модных изделиях // Текстильная промышленность, 1980, №11, с. 35 38

19. Цховребадзе Е.Н., Петушкова Г.И. Визуальные коммуникации в костюме/ учебное пособие/ М.: ИИЦ МГУДТ. 2003 - 33с.

20. Козлов В.Н. Особенности моделирования изделий легкого ассортимента из тканей с рисунком полос. М.: Дисс. на соискание учен. степ. канд. техн. наук, 1955. - 164с.

21. Беляева — Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. -М.: Академия моды, 1996. — 117с.

22. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. -М.: Стройиздат, 1996. -200с.

23. Мильман А.Л. Мода как форма театрализации жизни: (эстетические аспекты проектирования костюма): Дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.16.-М., 1998.- 184с.

24. Матюнина В.И. Образ моды. //Текстильная промышленность, 2002, №3, с.46-48.

25. Николаева Е.И. Телевидение и мы.// Эко, 2001, №12, стр.171 180.

26. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992, - 272 с.

27. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. — М.: Прогресс, 1988.-380с.

28. Беляева — Экземплярская С.Н. Психология и эстетика модного костюма // Декоративное искусство СССР, 1963, №12, с. 26 28.

29. Балонов Л.Я. Последовательные образы. Л.: Наука, 1971. - 212с.

30. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М.: изд-во МГУ, 1973. 245 с.

31. Звягинцев С. В. Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1999. - 161с.

32. Марц Л.В. О воспитании визуального мышления // Техническая эстетика. Вып. 4. М.: 1973, с.123 130

33. Юсупова Ж.А. Разработка исходной информации для формирования рационального гардероба и ассортимента детской одежды для школьников: Дисс. канд. техн. наук: 05.19.07. М., 1998. - 247с.

34. Митькин А.А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения // Психологический журнал, 1982, №1. с. 31- 42

35. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.-288с.

36. Леушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. Л.: Наука, 1978.- 176с.

37. Забродин Ю.М. и др. Особенности решения сенсорных задач человеком. -М.: Наука, 1981.- 198 с.

38. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 7-е изд. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

39. Гаскаров Д.В., Шаповалов В.И. Малая выборка. М.: Статистика, 1978. -248 с.

40. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1984

41. Маслов П.П. Техника работы с цифрами: Практические указания. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 1977. - 136 с.

42. Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред. Романова А.Н. -М.: Статистика, 1991. 224 с.

43. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. -344 с.

44. Майер Н.Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 1998. - 197с.

45. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология : 4М, 1991, №1, с. 14 31

46. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 106с.

47. Кириченко О.В. Зрительный образ и его роль в европейской культуре. Автореф. дисс. .к.ф.н. Воронеж, 2000. -22с.

48. Роговин М.С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии, 1988, №7, с. 93-104

49. Коробцева Н.А. Разработка способа проектирования швейных изделий на основе конструктивно модификационных рядов деталей: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. - М., 1991. - 184с.

50. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред, спец. учебн. заведений. М.: Легпромбытиздат, 1990. - 320 с.

51. Паперашвили Т.В. Изобразительное искусство на телеэкране: (Эстетика и технология показа произведений изобразительного искусства втелевидении) : Дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.03. Д., 1979. -124с.

52. Корнилова Т.В. и др. апробация методики А.Эдвардса. Список личностных предпочтений на российских выборках // Психологический журнал. 1995. №2. с. 142-151

53. Суслова Н.В. Разработка метода сквозного автоматизированного проектирования верхних трикотажных изделий. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2003. 27с.

54. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. - М.: КДУ, 2003.-296 с.

55. Сунна У.Ф., Петров В.М. Социология эстетической культуры: Проблемы методологии и методики. Рига: Зинатне, 1985. - 271с.

56. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы философии, 1997, №12, с. 96-134

57. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. М.: Политиздат, 1990. -288 с.

58. Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучениия жизни производственного коллектива // Социологические исследования, 1975, №3, с. 92 99

59. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии: Учебное пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995. 384с.

60. Порус В.Н. Тенденции развития общей методологии и философии науки // Вопросы философии, 1988, №6, с. 26 39.

61. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. JL: Издат-во Ленинградского университета, 1989. - 136 с.

62. Филатова Г.В. Использование методов декоративно прикладного искусства в создании новых структур поверхности швейных материалов: Учебное пособие. - М.: Типография МГАЛП, 1998. - 42с.

63. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: 1976. - 395 с.

64. Жахова О.Н. Разработка дизайн метода формирования ассортимента одежды в швейной промышленности: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.07. -М., 1986.- 159с.

65. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: Изд-во МСХА, 2004.-227с.

66. Соловьев Б.А. Потребности, рынок, спрос. Проблемы формирования. -М.: Экономика, 1982. 208 с.

67. Евсюкова И.В. Элементы товарной политики обувного предприятия. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2003. -28с.

68. Степучев Р.А. Практикум по художественному проектирования костюма (Семиотический аспект, дизайнерский аспект): Учебное пособие. М.: МГТУ, 2001.-374 с.

69. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416с.

70. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами: Дисс. д-ра. техн. наук: 05.19.04. М., 1991. - 322с.

71. Козлов В.И. Зрительные иллюзии и полифункциональность восприятия // Вопросы психологии. 1985. №2. с. 136 144

72. Горбачева Л.М. Костюм XX века: От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. -М.: Изд-во «ГИТИС», 1996. 120 с.

73. Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма. Серия: трансформируемые конструкции. Часть 3. Круг: Учебное пособие. М.: Типография МГУДТ, 2000. - 86с.

74. Голованова А.Н., Фомина Т.Т., Петушкова Г.И. Особенности проектирования нетрадиционных конструкций обуви: Учебное пособие. — М.: Типография МГУДТ, 2000. 43с.

75. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль./Под. ред. Володина В. М.: Аванта +, 2002. - 478 с.

76. Карабанов П.С. Развитие теоретических основ литьевых методов в обувном производстве. Автореф. дисс. .д.т.н. -М., 2004. -45с.

77. Сырейщикова О.А. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм: Дисс. . канд. техн. наук: 05.19.04. -М., 1988.-203с.

78. Клопова И.В. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи. Автореф. дисс. .к.ф.н. М., 2001. - 20 с.

79. Леонов Ю.П. Теория статистических решений и психофизика. М.: Наука, 1977. - 277 с.

80. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений: Пер. с англ / Под ред. Венды В.Ф. М.: Мир, 1973.-262 с.

81. Филин В.А. Глядя на город // Техническая эстетика. 1989. №9. с. 20 22

82. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М.: Московский центр «Видеоэкология», 1995.-52с.

83. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М.: ГНОМ - ПРЕСС, 1998. - 224с.

84. Петрова Е.А. Знаки общения. М.: ГНОМ и Д, 2001. - 256 с.

85. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.

86. Смурова JI.B. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2001. 16 с.

87. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «ГНОМ ПРЕСС», 1998.-224с.

88. Петушкова Г.И., Голованова А.Н. Основы графического дизайна костюма: Учебное пособие. М.: Типография МГАЛП, 1999. - 111с.

89. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение (перевод с англ.). М.: Мир, 1990. - 239 с.

90. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х томах. Т.1.- М.: Академия Моды, 1993. 543с.

91. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве: Учебное пособие. — М.: Типография МГАЛП, 1996. 102с.

92. Пименов П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках. Автореф. дисс. .к.искусстоведения. М., 2000. - 25с.

93. Голованова А.Н., Фомина Т.Т., Петушкова Г.И. Средства гармонизации форм обуви: Учебное пособие. М.: Типография МГУДТ, 2000. - 55с.

94. Шершнева Л.П. Качество одежды. М.: Легпромбытиздат, 1985. - 189 с.

95. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. -М.: РИП-холдинг, 2002. 172 с.

96. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М.: РИП-холдинг, 2002. - 222 с.

97. Левушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. — Л.: Наука, 1978.- 174 с.

98. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И. А. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб.: Лениздат, 1992. — 448 с.

99. Акилова З.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды): Учебное пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1993. — 200 с.

100. Коробцева Н.А. Проектирование одежды: импрессивный подход. Монография. -М.: 2001.- 160 с.

101. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

102. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика. Автореф. дисс. .к.т.н. М., 2002.-26с.

103. Как шить красиво: Пер. с англ./ Предисл. В. Зайцева. К16 М.: Мир, 1990.-368 с.

104. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриенко В.Н., Ратникова В.П. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

105. Брун. В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М.: ЭКСМО, 1995. - 463 с.

106. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА, 2000. - 519 с.

107. Божко В.П., Браго В.В., Бубнова Н.Г и др. Информатика: данные, технологии, маркетинг / Под ред. Романова А.Н. М.: Финансы и статистика, 1991. - 224 с.

108. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.

109. Жукова Н.В. Индикаторы социального развития как инструмент социального программирования // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1993 94, №3 - 4. с. 110 — 153

110. Моин В.Б. Две стратегии измерения // Социологические исследования. 1989, №6. с. 112-119.

111. Терпенова О.Н. Методология повышения качества и расширения ассортимента одежды промышленного производства. Деп. рук. №3528 — ЛП.№8 (274) с.42 от 16.03.94.

112. Лазарчик Е.В. Разработка автоматизированного метода прогнозирования технологичности швейно трикотажных изделий. Автореф. дисс. .к.т.н. -М., 2004.-26с.

113. Howell G. In Vogue: Sixty years of celebrities and fashion from British Vogue. Harmondsworth, 1978. — 344 p.

114. Mulvagh J. Vogue histori of 20th century fashion / with a forew. By Valerie D. Mandes. London etc: Viking, 1988.-410 p.117. Vogue-Paris-1930-2004

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.