Мировоззренческие основы субкультур в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Павлова, Александра Юрьевна

  • Павлова, Александра Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 190
Павлова, Александра Юрьевна. Мировоззренческие основы субкультур в современной России: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Челябинск. 2012. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Павлова, Александра Юрьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 Глава 1. Философско-культурологические подходы к исследованию

субкультуры

§ 1. Субкультура: опыт применения системной методологии

§2. Субкультура в контексте мировоззрения

§3. Мировоззренческое ядро субкультур

Глава II. Мировоззренческий потенциал субкультур в современной

России 65 §1. Субкультуры в социокультурном пространстве: факторы развития

и коммуникационная среда 65 §2. Субкультурные практики современности: знаково-семантический

и нарративный анализ виртуальной самопрезентации 82 §3. Мировоззренческие субкультуры: актуальное состояние и

перспективы развития

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческие основы субкультур в современной России»

ВВЕДЕНИЕ

Термин «субкультура», несмотря на его сегодняшнюю популярность, появился сравнительно недавно - 80-е годы XX века. Количество определений субкультуры соотносимо, пожалуй, с базовым понятием «культура». Вследствие данного многообразия, поиск единого понимания явления или универсальных критериев его оценки представляется весьма проблематичным. Терминологические границы настолько размыты, что почти любую культуру - будь то культура определенного этноса, профессиональная (корпоративная), культура тюремного мира или даже культура целой страны - можно трактовать как субкультурные образования. В подобном прочтении субкультурное деление вполне применимо как к культуре рыцарства в средневековой Европе, «эпохе самураев» в Японии, так и к феномену интеллигенции «серебряного века». Но наиболее устойчивое понимание субкультуры, чаще всего, ассоциируется с наиболее революционной и инициативной частью общества - молодежью.

Молодежь всегда стремится к самовыражению. Именно для данной возрастной группы характерно объединение в некие субкультурные образования. Стремлением к объединению в субкультуры могут выступать различные основания, в том числе, и разнообразные идейно-идеологические. Многообразие факторов объединения в субкультуры, в современных исследованиях [по 88, с. 37] классифицировано следующим образом:

• отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более молодежь ввиду объективно изменившихся условий;

• попытки построения собственных мировоззренческих систем;

• поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками.

Стоит заметить, что первые два из выделенных факторов непосредственно ориентированы на особенности мировоззрения: неприятие старого и поиск нового. А третий, избежав буквального акцентирования, связан с поиском субъектов принятия и трансляции выработанных ценностных ориентиров и идей. Можно говорить о том, что общей чертой всех молодежных субкультур - насколько бы разными они не являлись -выступает общность внутрисубкультурных мировоззренческих основ, выполняющих «скрепляющую» функцию интеграции в единое и устойчивое образование.

Однако исследования субкультур, в большей мере ориентированы на изучение и классификацию внешне-атрибутивных (наглядно-визуальных) субкультурных характеристик, тогда как не менее важным (а, в нашем понимании, определяющим) представляется анализ идейно-философской, мировоззренческой основы субкультуры. Здесь мы неизбежно выходим к постановке вопроса мировоззрения. Он тем важнее, чем менее на нем акцентируется внимание в научной литературе, так или иначе затрагивающей проблемы субкультур. В монографическом исследовании современных субкультур, осуществленном С. И. Левиковой, прямо указывается, на зависимый и второстепенный компонент мировоззренческого начала [88, с. 198]. С данным положением можно согласиться в силу признания сложившихся представлений о мире у молодого человека еще до его включения в субкультуру. Однако в самом пространстве субкультуры, во многом уже независимо от индивидуального мировосприятия и отношений к миру, действует мощный объединяющий фактор. И фактор этот - отнюдь не

только внешний вид или особая форма групповой самоорганизации.

4

Подобные факторы могут выступать как второстепенные, следствия ключевого - мировоззренческого начала субкультур.

Ориентация исследований субкультур в сторону внешне-атрибутивного начала, на наш взгляд, связана с тем, что еще буквально полвека назад в России ни о каких альтернативных формах самовыражения, а также о мировоззренческом различии молодежи речи не шло. Советская идеология служила (или, манифестировалась) мировоззренческим стержнем всего общества вне зависимости от внутригрупповой принадлежности индивидов. Современный этап в мировоззренческом контексте оказался приближенным к «аномии» Э. Дюрюгейма - ценностный вакуум, где отсутствуют общепризнанные идеи, способные интегрировать разобщенное сознание социума; кризис устойчивых моделей идентификации при многообразии возможных игровых ролевых инсценировок (Л. Г. Ионин). Однако «пустоты» индивидуального сознания не могут долго оставаться незаполненными. Плюрализм и дискретность сознания и культуры позволяют индивиду самостоятельно выбирать или создавать (в случае, когда удовлетворяющих его духовные потребности идей еще не создано) точку зрения, взгляд на мир, систему ценностей. Данную функцию - заполнения вакуума в сознании людей, появившихся на свет в период крушения идеологии, в том числе,

выполняют субкультуры.

Молодежная субкультура в качестве объекта научного исследования -

явление для России еще более новое, чем для Европы и США. Оно еще

находится на стадии «созревания», поэтому неудивительно, что апологетов

той или иной субкультуры еще несколько лет назад считали отклонением от

нормы, признаком нездоровья общества. В современной же гуманитарной

науке все больше превалирует точка зрения, что молодежные субкультуры -

явление естественное и закономерное. Их важнейшая функция - помощь в

5

адаптации молодого человека к социуму путем его нахождения в референтной группе, идентификации с ней и замедлением процесса его «социального взросления».

Две приведенные выше точки зрения имеют один общий момент -«сознательный уход» от традиционной системы ценностей социума. Так как большинство идейных основ субкультур идут с Запада, то для российской культуры они представляются не всегда органичными и естественными, не в полной мере соответствуют повседневным представлениям. Однако есть и субкультуры, возникшие на основе русской культуры, но, тем не менее, не находящие однозначной оценки приятия у большинства. Поэтому нам представляется особенно актуальным и значимым рассмотреть мировоззренческие основы вариантов, как западных субкультур, так и российских, их соотношения с ценностями и нормами актуальной базовой культуры.

В данной работе особый научный интерес представляют не абсолютно все субкультуры как класс явлений, рождающихся в рамках культурной системы в ее историческом развитии. Отличительная черта субкультур, изучаемых нами - их современность и молодежная группа как источник их генезиса, но главное - альтернативность доминантной культуре, что и позволяет говорить о мировоззренческом начале.

Степень разработанности проблемы. Новизна феномена, его, скорее,

дискуссионный, нежели теоретически-устойчивый характер, обуславливают

обращение как к философским, культурологическим, социологическим

исследованиям, так и к работам в области истории, педагогики, психологии и

художественной литературы. Рассмотренные источники можно

классифицировать по степени их приближенности к предмету исследования и

по возможностям, предоставляемым ими в раскрытии темы. В первую

б

очередь, это исследования общего характера, касающиеся молодежи и молодежной культуры в целом, а также деления культуры на субкультуры как подсистемы целостной системы. Исследованиями в области молодежной культуры в 50-х годах XX века занимались английские антропологи и французские структуралисты. В работе Р. Мертона делении общества на подструктуры понимается как способ коллективного приспособления к культурным нормам или же как форма отклоняющегося коллективного поведения. Его идеи в дальнейшем разрабатываются А. Коэном, Р. Клауордом и Л. Оулином. Проблемы молодежной культуры поднимаются в работах Г. Маркузе, К. Кеннистона, Э. Эриксона. В отечественной социологии их разрабатывают И. С. Кон, 3. В. Сикевич, В. Т. Лисовский, Р. А. Зобов, И. А. Андреева и др.

Исследование субкультуры как процесса усложнения социальной структуры общества представлено в работе А. П. Скрипника. В концепции Дж. Фейблмана социальная структура общества представлена как наложение и сосуществование особых типов культур, интерпретированных как предсубкулътуры. Теорию субэкумен (субнациональных культур) выдвинул Г. В. Померанц. Е. В. Шевцов и Г. Г. Кирилленко анализируют связь молодежной культуры с массовой культурой, рассматривая субкультуру как способ сознательной дистанции от массовизации. Молодежная культура в аксиологическом аспекте рассматривается в работах Т. В. Гафар, К. В. Козловой, Н. В. Наливайко, Г. В. Даниловой и др. Вопрос о субкультурах как о будущем культуры ставится в работах А. В. Костиной и А. Я. Флиера.

Описания субкультуры как социокультурного явления, ее

характеристик, этапов, функций, возможных классификаций и

взаимодействие субкультур с иными сферами и секторами культуры -

музыка, мода, асоциальный образ жизни и пр. представлены в работах

7

С. В. Косарецкой, А. Я. Флиера, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова. Основные отличительные черты субкультуры как социокультурного феномена представлены в работах Ю. А. Зубок, Л. А. Радзиховского, В. Ф. Левичевой, Н. В. Значко-Яворской.

Стилевым концепциям и особенностям субкультур посвящены исследования Д. Хебдиджа. Среди отечественных исследователей эту проблематику поднимали Е. Л. Омельченко, Т. Б. Щепанская,

B. В. Бочаров. Структурные и функциональные характеристики субкультуры, ее механизмы и этапы формирования, подходы к изучению, а также взаимосвязь субкультуры с традиционной и актуальной культурой проанализированы в работах С. И. Левиковой. Синергетическое осмысление феномена дано в работе Е. М. Лысенко. Поэтапную связь типов субкультуры и асоциальных типов поведения (в частности, наркомания) изучали Т. П. Долгова и Ю.А. Клейберг.

Концепции, посвященные проблемам ценностно-смысловых оснований культуры и субкультуры (таким как экзистенциализм, игровые практики, НТР, глобализация и массмедийные воздействия) как факторам формирования ценностных ориентаций членов субкультурных групп; проблемы идентификации и самоидентификации участников отражены в работах Э. Тоффлера, X. Пилкинггон, Р. Кайуа, Э. Финка, Й. Хейзинги. а также в исследованиях российских ученых - Т. А. Кривко-Апиняна, В. В. Гафар, Д. В. Громова, Л. Я. Елисеевой, Г. В. Даниловой, Л. А. Жуховицкого,

C. Н. Комиссарова, А. И. Шендрик, А. В. Соколова, И. О. Щербаковой, Е. Л. Омельченко.

Особое внимание стоит уделить философско-культурологическим исследованиям, рассматривающим проблемы мировоззрения, его исторические типы. Основные положения можно найти в работах немецких

классических философов - И. Канта и Ф. Гегеля, феноменологов Э. Гуссерля и П. Рикера; в работах С. Л. Франка. Проблемы мировоззренческого и «мировоззренческих сдвигов» рассматриваются в работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Различные типы структур, факторы формирования и уровни мировоззрения предложены У. Беком, Д. Гудингом, С. С. Гусевым, Р. Штайнером.

Исследования педагогической направленности, акцентирующие внимание на особенностях работы с представителями тех или иных субкультур, отражены в работах Е. Г. Бааля, И. С. Кона, Л. В. Моисеевой. Субкультуру к качестве фактора социализации рассматривали С. С. Карпиленя, Л. Я. Елисеева. «Возрастные» характеристики субкультур описаны К. В. Козловой, И. Л. Башкатовым, В. В. Бочаровым,

A. А. Жиляевым.

Кроме того, есть исследования, посвященные анализу отдельных субкультурных практик. Д. Р. Хапаева, И. А. Максимова, О. П. Уткина исследовали субкультуру готов, Ю. К. Александров, А. Н. Олейник, О. В. Старков с научной точки зрения рассматривали криминальную субкультуру. Изучению субкультур ролевиков и толкиенистов посвятили свои работы Б. В. Куприянов, А. Л. Баркова и Д. Б. Писаревская. О. Б. Скородумова рассмотрела хакеров как феномен информационного пространства, В. В. Гриценко исследовал наркогенную субкультуру, В. А. Шнирельман выявлял основные характеристики субкультуры скинхедов, исследования Д. А. Садыковой посвящены описанию конкретных субкультурных практик Южной Кореи. Рок-культура становится объектом исследования Г. Д. Квятковского, С. А. Стивенсон пишет о субкультуре гопников,

B. В. Козлов изучает современный срез субкультурных практик. Также

отдельные субкультуры рассматриваются в коллективных исследованиях

9

«Молодежные субкультуры Москвы», «Художественная жизнь императорской России (основа исследования - принцип субкультурной стратификации), «Москва-Петербург: pro et contra».

Кроме того, на наш взгляд, несомненно, продуктивным и позволяющим взглянуть на изучаемое явление «изнутри», является обращение к художественной литературе, образно осмысляющей феномен субкультур: произведения А. Райе, С. Майер, Б. Стокера, Т. Уайта, Д. Нестерова, М. Кисимото, М. В. Семеновой.

Таким образом, несмотря на то, что многие авторы обращались к мировоззренческим основаниям субкультур (идеи, идеология, особое сознание), данная проблематика, тем не менее, не оказывалось в фокусе специального рассмотрения. Но поскольку многие субкультуры, имея в основе те или иные идеи, намеренно «отгораживаются» от общепринятых стереотипов и даже противопоставляют себя им, подобное дистанцирование не должно просто констатироваться как научный факт, а изучаться в рамках самостоятельного культурологического исследования.

Таким образом, проблемное поле данного исследования определяется нами через фиксацию следующих ключевых противоречий:

• между реальными свидетельствами определяющей роли философско-мировоззренческого потенциала субкультур и недостаточной разработанностью методологических подходов для его анализа;

• между сложившейся традицией рассмотрения в качестве базовой основы субкультур их внешне-атрибутивных характеристик и необходимостью акцентирования исследовательского внимания на философско-мировоззренческой основе истолкования феномена субкультур.

Объектом данного исследования являются субкультуры, представленные в социокультурном пространстве современной России.

Предметная область исследования - мировоззренческий потенциал современных российских субкультур.

Цель данной работы - разработка теоретико-методологических и методических подходов к исследованию мировоззренческого потенциала современных субкультур как базовой основы истолкования феномена.

На основе нее нами выдвинуты следующие задачи.

1. осуществить критический анализ существующих философско-культурологических подходов и традиций исследования субкультур обозначить их основные преимущества и ограничения, обосновать необходимость применения системной методологии к исследованию субкультуры;

2. выделить основные содержательные характеристики субкультуры как социокультурного феномена;

3. определить особенности мировоззрения и его представленности субкультурах;

4. выявить ключевые факторы возникновения и развития субкультур; зафиксировать формы взаимодействия субкультуры с иными сферами культуры;

5. проанализировать символическое, семантическое и аксиологическое поле выражения современных субкультурных практик;

6. классификацировать существующие субкультуры по признаку выраженности в них мировоззренческого начала.

Теоретико-методологическая база исследования

Методология диссертации основана на разработках ведущих деятелей науки в сфере культурологии, социологии, антропологии, философии культуры.

Социокультурный подход использовался автором как наиболее общий, дающий целостное восприятие контекста возникновения и развития любого феномена культуры. В рамках данного подхода автор опирался на теорию аномии Э. Дюркгейма, согласно которой поступательное развитие и появление ценностного вакуума сопряжены с возникновением мировоззренческих явлений в обществе, неизменно старающихся заполнить пустоты общественного сознания; «понимающую социологию» М. Вебера (теоретическая модель субкультуры выстраивалась по аналогии с его «идеальными типами»), структурный функционализм (Р. Мертон и его теория групп с отклоняющимся поведением, А. Коэн - родоначальник субкультурного подхода), игровые концепции Й. Хейзинги, Э. Финка, Г. Гессе, Л. Г. Ионина (игра и инсценировка - как сущностные принципы организации субкультуры), экзистенциализм и религиозную философию (идеи К. Ясперса, В. Янкелевича, С. Кьеркегора, средневековых философов Ф. Ассизского, П. Абеляра, восточные философско-религиозные концепции буддизма, индуизма, синтаизма, лежащие в основе философско-мировоззренческого наполнения многих современных субкультурных практик), постструктурализм и постмодернизм (обосновывается мозаичная генерация в современном пространстве культуры самых различных форм и явлений - Ж. Делез. Ф. Гваттари. Ж. Лакан).

При разработке проблематики мировоззренческого автор опирался на

аксиологический подход, способствующий рассмотрению изменений в

любой социокультурной системе в контексте традиционно существующей

12

(или контркультурной) системы ценностей, соотношения ценностей и мировоззрения. Ценностное пространство культуры рассматривалось в работе как особое социокультурное пространство, контекстуализирующее социокультурную систему (в данном случае субкультуру), порождающее индивидуальное мировоззрение как явление отдельного сознания и далее, объективируясь и структурируясь - мировоззрение как стержень социокультурного явления, которое в свою очередь порождает новые ценности. В рамках данного подхода, культура определялась как совокупность способов выработки ценностно-нормативных порядков, воплощаемых в социокультурных системах.

В раскрытии проблем структуры субкультуры, ее организации, функций и ее соотношения с иными явлениями культуры и самой культурой необходимым представлялось использование системного анализа, заключающего в себе конгломерат синонимичных подходов к определению социокультурного явления:

- анализ субкультуры как открытой целостной системы, способной к самоорганизации и гармонично встроенной в иную системную целостность (социокультура) - работы И. П. Блауберга, Э. Г. Юдина, М. С. Кагана, Дж. О'Коннора, С. И. Иконниковой, Е. Ю. Смотрицкого, М. А. Коськова.

- постструктуралистское и постмодернистское понимание субкультуры с точки зрения связи и единства как различных ее структур так и смежного «неструктурного», необходимо присутствующего в любом явлении и в дальнейшем имеющего возможность объективироваться, принимая структурные формы, то есть, находясь в постоянстве становления (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж Делез, Ф. Гваттари).

Герменевтический метод лег в основу знаково-семантического и

нарративного анализа текстов субкультур, позволяющего интерпретировать

13

текстовые репрезентации современных субкультур как манифестацию мировоззренческого начала. При достаточной сложности вычленения мировоззренческих характеристик, делался акцент на использовании нарративно-качественных методов исследования реальности (интервью, анализ документов) с применением количественных методик анализа текста.

Научная новизна данного исследования видится:

- в постановке проблемы мировоззрения применительно к феномену субкультур, теоретико-методологическом обосновании актуализации мировоззренческого потенциала субкультур в современной России;

- в формулировке определения «мировоззренческое ядро субкультуры»; в выявлении составляющих мировоззренческого ядра субкультур - категорий, доступных для эмпирической фиксации;

- в разработке авторской методики знаково-семантического и нарративного анализа текстов субкультур; в типологизации субкультур по временно-смысловому критерию, определении темпорисемантических типов современных субкультурных практик;

- в составлении классификации субкультур по степени выраженности в них мировоззренческого начала;

- во введении термина «мировоззренческая субкультура» и определении актуального состояния и перспектив развития субкультур современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура есть совокупность способов выработки ценностно-

нормативных порядков, воплощаемых в социокультурных системах.

Усложнение социальной структуры приводит к возникновению

обособленных групп (субкультур), существующих дистанцированно от

основных преобладающих порядков и систем, и отличающихся особыми

14

лексикой, ранжированием, нормами поведения, набором предпочитаемых ритуалов, стилей. Субкультурная структурация общества рассматривается как способ выработки иных, альтернативных отдельным сегментам доминантной культуры, идей, на основе которых и происходит дистанцирование субкультурных групп. Специфическими факторами возникновения альтернативного мировоззрения (и альтернативной системы ценностей) выступают: понимание и переживание недостаточности некоторых сегментов доминирующей культуры, существенных для определенных общностей; конфигурационные перестроения и трансформации в рамках сложившейся культуры, порождающие «пустоты», заполняющиеся альтернативными доминантной культуре субкультурами.

2. Возникновение и развитие молодежных субкультурных групп осуществляется в трех основных формах: как действенная репрезентация (игровая модель, культурная инсценировка); как способ оппозиционной самоорганизации (форма девиации, бунт); как актуальная досуговая практика (преобладание внешне-атрибутивных и стилевых компонентов развития). Молодежная субкультура понимается как способ моделирования в молодежной среде образа жизни, альтернативного определенным сегментам доминирующей культуры, осуществляющийся в действенно-игровой форме. Образ жизни включает в себя мировоззрение, художественные, внешне-атрибутивные, поведенческие формы, объединенных общей идеей.

3. Субкультурное мировоззрение следует трактовать как матрицу ощущения, восприятия, отображения (представления о нем и его переживания) и понимания мира, конструирование его картины субкультурой и в соответствие с этим действование в социокультурном пространстве. Мировоззрение представлено структурно как единство мироощущения,

мировосприятия, миропредставления, миропереживания и миропонимания.

15

Мировоззренческое в разных субкультурах восходит от мироощущения к сформированному миропониманию, а субкультуры могут ранжироваться по преобладанию чувственного (сенситивного), умозрительного (идеационного) начал или демонстрировать смешанные - комбинационные формы представленности.

4. Мировоззренческое ядро - динамичная изменяющаяся основа субкультуры - альтернативные идеи и образы, состав которой определяется различным сочетанием уровней мировоззрения - индивидуальными конфигурациями, которые, в свою очередь, выступают системообразующим фактором структуры самой субкультуры. Представленность в субкультурах мировоззренческого ядра может основываться на типах игнорирования, перефирийного положения, декларации или доминировании.

5. Эмпирически фиксируемыми признаками мировоззренческого в субкультуре становятся: история субкультуры, зафиксированная на различных текстовых носителях; метафорическая и мифологическая составляющие субкультуры; формы и способы трансляции и манифестации идейной основы; базовые идентификационные категории. Для определения типа конкретной субкультуры необходим анализ материала, включающий в себя процедуру структурации данных по шести различным основаниям: 1) эмоциональный вектор субкультуры, 2) динамическая составляющая развития, 3) границы представленности, 4) реалистичность установок, 5) сопряжение с различными сферами культуры, 6) темпорисемантические характеристики субкультуры.

6. Степень выраженности мировоззренческого начала субкультур

рассматривается как основа формирования следующей классификации:

потенциально мировоззренческие (присутствие базовой идейно-

мировоззренческой основы в латентном состоянии), декларативно-

16

мировоззренческие (манифестируется, оставаясь эмблематичным компонентом), действенно-мировоззренческие (мировоззренческие характеристики - превалирующие), пассивно-мировоззренческие (наличие базовой идейно-мировоззренческой основы при отсутствии действенно-манифестируемых способов реализации).

Практическая значимость может заключаться в дальнейшей разработке проблемы мировоззренческого потенциала субкультур как ключевого фактора формирования мировоззрения молодежи, поиске способов целенаправленного регулирования и влияния на ценностно-мировоззренческие аспекты современных субкультурных практик.

На основе проведенной работы могут быть разработаны рекомендации клубам и объединениям, комитетам молодежной политики при администрации города и области, профсоюзным организациям и воспитательным отделам учебно-образовательных заведений.

Отдельные положения исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов: «Молодежные субкультуры», «Мировоззренческие субкультуры современной России», «Актуальные субкультурные практики»; как тематические материалы в чтении курсов по теории и методологии кулыуры, прикладной культурологии, социологии культуры, социологии молодежи, методам культурологических исследований.

Апробация диссертационной работы, изложение ее основных положений осуществлено в 13 публикациях общим объемом 3,31 п. л.

Результаты исследования и отдельные аспекты работы прошли

обсуждение на тематических заседаниях Регионального института

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлова, Александра Юрьевна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абовский, Н. П. Системный подход в научно-техническом творчестве [текст] / Н. П. Абовский, А. Я. Воловик - Красноярск: «Стройиздат. Красноярское отделение», 1989 - 116 с.

2. Александров, Ю. К. Очерки криминальной субкультуры [текст] / Ю. К. Александров-М.: «Права человека», 2002- 148 с.

3. Альтернативная культура: энциклопедия [текст] /сост. Дм. Десятрик -Ек., «Ультра Культура», 2005 - 236 с.

4. Андреев, А. Н. Культурология: личность и культура: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов [текст] / А. Н. Андреев. -Минск: «Дизайн ПРО», 1998 - 159 с.

5. Андреева, И. А. Мода и культура одежды [текст] / И. А. Андреева - М.: «Знание», 1986 - 62 с.

6. Антология исследований культуры: Т.1: Интерпретация культуры [текст] / сост. Л. А. Мостова. - СПб.: «Университетская книга», 1997 -726 с. - (Культурология XX век).

7. Антология классической социологии [текст] / сост. и комм. Клементьева Д. С., Л. И. Панковой - М, изд. Московского

Университета, 1995 - с. 240.

8. Аруцев, М. А. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен: [текст] дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / М. А. Аруцев; Моск. пед. гос. ун-т - М., 2007. - 168 с. ил.

9. Бааль, Е. Г., Молодежная субкультура и работа среди неформальных молодежных объединений [текст] / Е. Г. Бааль - Ташкент, «Молодая гвардия», 1988 - 58 с.

10.Байкеры. Для байкеров, мотоциклистов и любителей мототехники [эл. ресурс] // режим доступа http://www.bajkery.ru/article - дата обращения: 18.05.2011 -загл. с экрана.

П.Баркова, А. Л., Толкиенисты. Архаическая субкультура в современном городе [текст] / А. Л. Баркова // Человек - 2003 - №5 - с. 58-74.

12.Башкатов, И. Л. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учебно-методическое пособие [текст] / И. Л. Башкатов; РАО и Московский психолого-социальный институт - М.: издательство Московский психолого-социальный института, Воронеж: МОДЭК, 2002-415 с.

13.Бек, У. Космополитическое мировоззрение [текст] / У. Бек - М.: журнал «Свободная мысль»: Центр исследования постиндустриального общества - 311 с.

14.Блауберг, И. П., Юдин, Э. Г. Становление и сущность системного подхода [текст] / И. П. Блауберг, Э. Г. Юдин - М., «Наука», 1973 - с. 270.

15.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [текст] / Ж. Бодрийяр; пер. С. Н. Зенкина- М.: «Добросвет», 2009 - 389 с.

16. Большая Оксфордская энциклопедия [текст] / пер. с англ. У.В.Сапициной, А.И.Кима, Т.В.Сафроновой и др. - М., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008 - 664 с.

17.Бочаров, В.В. Антропология возраста: учебное пособие для студентов и преподавателей гуманитарных вузов [текст] / В.В.Бочаров; Санкт-Петербургский государственный университет; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) - СПб.: Издательство СПбГУ, 2001 - 192 с.

18.Булынский, H.H. Формирование субкультуры педагога профессионального образования: в помощь преподавателю [текст] / H.H. Булынский, Н.В. Парская; Южно-Уральский образовательный центр РАН, Челябинский государственный агроинженерный университет. - Челябинск: 2001 -19 с. - (Педагогическая теория и практика).

19.Бурдеева, Н. О. Молодежные субкультуры в республике Адыгея [текст] дис. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Н. О. Бурдеева; Адыгейский гос. ун-т - Майкоп, 2006. - 186 с. ил.

20.Вайдлих, В. Социодинамика: системный подход к математическому моделированию в социальных системах [текст] / В. Вайдлих; пер. с англ. C.JL. Котлярова; под ред. Попкова и А.Е. Семечкина - М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004 -477 с.

21.Вершкова. И.И. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности [текст] / И.И.Вершкова // Духовная культура, личность, мировоззрение - Знание №10, 1986 - с. 7-22.

22.Виноградова, Н.Л., Гафар, Т.В., Диалог в молодежной культуре: социально-аксиологический аспект [текст]/Н.Л.Виноградова, Т.В.Гафар// Молодежная культура и ценности будущего: сборник материалов XXII Всероссийской конференции по проблемам педагогики ненасилия - Спб, «Verba Magistri», 2001, с. 23-27.

23.В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество: сборник [текст] / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российский институт культурологии; отв. ред. O.K. Румянцев. - М.: РИК: «Академический проект», 2005 - 524 с.

24.Глядя на Запад? : культурная глобализация и российские молодежные культуры [текст] / Хилари Пилкингтон и др.; пер. с англ. О. Оберемко и

У. Блюдиной - СПб.: «Алетейя», 2004. - 278 с. : ил. ; 22. - (Левиафан: Государство. Общество. Личность).

25.Головин, В.В., Лурье, М.Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село [текст] / В.В. Головин, М.Л. Лурье // Этнографическое обозрение - 2008 - №1 -с. 56-71.

26.Горюнова, Л.О., Музыка в контексте молодежных субкультур [текст]/Л.О.Горюнова// Музыка в контексте молодежных субкультур -Саратов, изд. Поволжского межрегионального учебного центра, 2003 -98 с.

27.Готика в России [эл. ресурс] // режим доступа http://goths.ru/new-articles

- дата обращения: 11.04.2011 - загл. с экрана.

28.Гриценко, В.В., Вынужденные переселенцы и наркогенная субкультура [текст] / В.В.Гриценко - Николаев, «Арья», 2002 - 118 с.

29.Громов, A.B., Неформалы. Кто есть кто? [текст]/А.В.Громов// Неформалы. Кто есть кто? - М., «Мысль», 1990 - 271 с.

30.Громов, Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы [текст] / Д.В.Громов // Этнографическое обозрение - 2008 - №1 - с. 3-8.

31.Громов, Д.В., Молодежные субкультуры Москвы [текст] / Д. В.Громов

- М., ИЭА РАН, 2009 - 543 с.

32.Громов, Д.В. Уличный театр молодежной политики: оппозиционные движения [текст] / Д.В.Громов // Этнографическое обозрение - 2008 -№1 - с. 19-30.

33.Гуревич, П.С. Культурология: учебное пособие: 2-е издание доработанное [текст] / П.С.Гуревич. - М.: «Знание», 1998 -286 с.

34.Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: Учебное пособие Т.2, кн. 2 [текст] / Д.Гудинг, Д. Леннокс; перевод с англ. Т.В. Борчуновой - Ярославль: «Норд, 2004 - 475 с.

35.Гуревич, А. Я., Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства [текст] / А.Я.Гуревич - М.: «Искусство», 1990 - с.396.

36.Гусев, В. Л. Молодежная субкультура в политической культуре общества: социально-философский анализ [текст] дис. ... канд. фил. наук: 9.00.11 / В. Л. Гусев; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана - М., 2005.-121 с.

37.Гусев, С. С. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации [текст] / С.С. Гусев; РАН, Санкт-Петербургская кафедра философии - СПб.: «Наука», Санкт-Петербургская издательская фирма, 1994-86 с.

38. Данилова, Г. В. Молодежная культура в зеркале течений постмодернизма [текст] / Г.В.Данилова// Молодежная культура и ценности будущего: сборник материалов XXII Всероссийской конференции по проблемам педагогики ненасилия - Спб, «Verba Magistri», 2001, с. 125-126.

39.Девятко, И. Ф., Методы социологического исследования [текст] / И.Ф.Девятко - М, «КДУ», 2003, 296 е., ил.

40.Девятое, Д.Х. Системный анализ [текст] / Д.Х. Девятов, И.М. Ячиков, А.П. Морозов; Магнитогорский государственный университет им. Г.В. Носова - Магнитогорск: 2001 - 67 с.

41. Долгова, Т.П., Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы [текст]/Т.П.Долгова - Тверь, изд. ТГГУ, 1997-63 с.

42.Елисеева, Л.Я., Молодежная субкультура и профессиональная идентификация выпускников колледжа [текст] / Л.Я.Елисеева// Молодежная культура и ценности будущего: сборник материалов XXII Всероссийской конференции по проблемам педагогики ненасилия -Спб, «Verba Magistri», 2001 - с. 126-127.

43.Жиляев, А. А., Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи [текст] / А.А. Жиляев // Инновации в образовании - 2007 - №3 - с.87-91.

44.Жуховицкий, Л. А. Что делать с этой молодежью? [текст] / Л. А. Жуховицкий // Все, в чем вы нуждаетесь... - М., «Политиздат», 1990 -с. 8-58.

45.3абзеева, В.А., Моисеева, Л.В., Михеева, Е.В., Экологическая субкультура детства как источник и фактор развития личности [текст] / В.А.Забзеева, Л.В.Моисеева, Е.В.Михеева - М., ТЦ «Сфера», 2009 - 283 с. с илл.

46.Западные молодежные субкультуры 80-х годов: научно-аналитический обзор [текст] / В.И. Обороню. - М.: ИНИОН, 1990 - 32 с. - (Молодежь и общество/ АН СССР, ИНИОН).

47.3апесоцкий, А. С. Эта непонятная молодежь: проблемы молодежных неформальных объединений [текст] / А. С. Запесоцкий - М., «Профиздат», 1990 - 224 с.

48 .Значко-Яворская, Н.В., Что такое «молодежная субкультура»? [текст]/Н.В.Значко-Яворская// Молодежная культура и ценности будущего: сборник материалов XXII Всероссийской конференции по проблемам педагогики ненасилия - Спб, «Verba Magistri», 2001, с. 127129.

49.Золотой сокол [эл. ресурс] // режим доступа http://www.goldenfalcon.ru/helpers.php - дата обращения: 12.04.2011 -загл. с экрана.

50.3убанова, JI. Б. Духовное лидерство в современной России: монография [текст] / JI. Б. Зубанова- Челябинск, 2009 - 290 с.

51 .Ивашников, К. В. Неформальные самодеятельные объединения в СССР: историко-культурный аспект 1985 - 1991 гг. [текст] дис. ... канд. культурологии: 7.00.02 / К. В. Ивашников; Российский гос. гуманитар. ун-т-М., 2008.-149 с. ил.

52.Ионин, JI. Г. Социология культуры: учебное пособие для студентов вузов [эл. источник] // Библиотека Гумер - социология - режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_02_2.php-дата обращения: 17.09.2011 - загл. с экрана.

53.Иконникова, С. И. Контуры исторической культурологии [текст] / С. И. Иконникова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Серия «Symposium», выпуск №12 - СПб., издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001 - с. 42-51.

54.История культурологии: учебник для системы послевузовского профессионального образования: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук [текст] / С.С. Неретина и др.; под ред. А.П. Огурцова. - М.: «Гарадрики», 2006 -383 с. - (История

и философия науки).

55.Ишкин, Б. С. Провинция в представлениях городских субкультур

России XIX века [текст] / Б. С. Ишкин // Социокультурная реальность:

спектр аналитических подходов (научная школа доктора философских

136

наук, профессора В.С.Цукермана) - Челябинск: ЧГАКИ, «Гротеск», 2008-с. 107-122.

56.Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы [текст] / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания - 2000 - №6 - с.47-61.

57.Каган, М. С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке [текст] / М. С. Каган // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Серия «Symposium», выпуск №12 - СПб., издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001 - с. 9-14.

58.Каган, М. С. Эстетика и синергетика [текст] / М.С. Каган // Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы научной конференции. 2021 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений / Санкт-Петербургское философское общество - СПб.: 1999 - с. 40-42

59.Кайуа, Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры [текст] / Р. Кайуа - М.: «ОГИ», 2007 - 304 с. - (Нация и культура: Научное

наследие: Антропология)

60.Кармадонов, О. А. Глобализация и символическая власть [текст] / О. А. Кармадонов // Вопросы философии - 2005 - №5 - с. 54

61.Кармин, A.C. Культурология: учебное пособие для студентов вузов [текст] / А.С.Кармин - СПб.: «Лань», 2004 -927 с.

62.Карпиленя, С. С. Молодежная субкультура как агент социализации [текст] / С.С.Карпиленя - РнД, «Антей», 2009 - 22 с.

63.Квятковский, Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа: 22.00.06 автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук [текст] / Г.Ю. Квятковский -Екатеринбург: 2002 - 18 с.

64.Китаев, П.М. Культура: человеческое измерение: По материалам исследований в СССР в период 20 - 80х гг [текст] / П.М.Китаев. - СПб, Санкт-петербургский государственный университет, 1997 - 134 с.

65.Козлов, В.В., Реальная культура от альтернативы до эмо [текст] /

B.В.Козлов - Спб, «Амфора», 2008 - 350 с.

66.Козлова, К.В., В оправдание молодежи [текст] / К.В.Козлова // Молодежная культура и ценности будущего: сборник материалов XXII Всероссийской конференции по проблемам педагогики ненасилия -Спб, «Verba Magistri», 2001, с. 33-34.

67.Коллин, М. Измененное сознание: история экстази и рэйв-культуры [текст] / М. Коллин - М.: «Ультра Культура», 2004 - 354 с.

68.Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [текст] / И. С. Кон - М.: «Политиздат», 1984 - 335 с.

69.Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи [текст] / И.С. Кон - М.: «Знание», 1987 -63 с. - (В помощь лектору. Библиотечка «Советская молодежь 80-х годов»),

70.Комиссаров, С. Н., Шендрик, А. И., Возрождение идеала [текст] / С. Н. Комиссаров, А. И. Шенрик - М.: «Политиздат», 1990 - 267 с.

71.Косарецкая, C.B. О неформальных молодежных объединениях [текст] /

C.B. Косарецкая, C.B. Косаревская, Н.Ю. Синягина - М.: «ВЛАДОС», 2004- 158 с.

72.Костина, А. В. Молодежная культура и фольклор [эл. ресурс] //

Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»

2012 - режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-

zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture - дата обращения: 18.04.2011

138

73.Костина, А. В., Флиер, А. Я. Куда история влечет культуру? (От «общества концертирующих» к «обществу репетирующих») [эл. ресурс] // Социокультурное развитие: аналитика, прогностика. Ассоциация культурологических кафедр и научных центров - режим доступа: http://www.hischool.ru/o_kuliture_i_obshhestve - дата обращения: 4.11.2011

74.Костина А. В., Флиер, А. Я. Три типа культуры - три функциональные стратегии жизнедеятельности [текст] / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Вестник ЧГАКИ - 2009 - №2(18) - с. 23-37.

75.Костина А. В, Флиер, А. Я. Три типа культуры - три функциональные стратегии жизнедеятельности [текст] / А. В. Костина, А. Я. Флиер // Вестник ЧГАКИ - 2009 - №3(19) - с. 39-54.

76.Кофырин, Н.В., Проблемы изучения неформальных групп молодежи [текст] / Н. В. Кофырин // Социс - 1997 - №1 - с. 35-40.

77.Красные и Анархо скинхеды. КА^.Н. [эл. источник] // режим доступа http://www.redskins.ш/modules.php?name=stat - дата обращения: 13.04.2011 - загл. с экрана.

78.Кривко-Апинян, Т.А., Мир игры [текст] / Т.А.Кривко-Апинян - СПб.: «Си1Шге-8йепсе-Ви8тез8», 1992- 162 с.

79.Культура и молодежь [текст] - М.: изд. Академии труда и социальных отношений, 2004 - 199 с.

80.Культурология XX век Энциклопедия [текст]/ в 2 т. Т. 1 - СПб «Университетская книга», 1997 - 560 с.

81.Культурология: теория и история культуры: учебное пособие [текст] / Добрынина В.И. и др.; Центр непрерывного образования общества «Знание» России. - М.: Общество «Знание», 1996 - 272 с.

82.Культурология [текст] / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана - М.: «Высшее образование», 2005 - 566 с.

83.Куприянов, Б.В. Ролевое движение в России: очерки общественной педагогики [текст] / Б.В.Куприянов - Кострома, изд. КГУ, 2003 - 103 с.

84.Курчатова, Т. В. Социодинамика субкультуры: сущность, атрибуты, социальные роли [текст] дис. ... канд. соц. наук: 24.00.01 / Т. В. Курчашова; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Н. Державина - Тамбов, 2004. - 207 с.

85.Лайне, C.B. Чтобы тебя поняли [текст] / С.В.Лайне- М.: «Знание», 1986 -62 с.

86.Латинско-русский словарь [текст]/сост. К.А.Тананушко - М., ООО «Харвест», 2002- 1344 с.

87.Латышева, Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы [текст] / Т.В. Латышева // Социс - 2010 - №6 - с. 93-101.

88.Левикова, С. И. Молодежная кулыура [текст] / С.И. Левикова - М.: «Вузовская книга», 2002 - 359 с.

89.Левичева, В. Ф., Неформальные самодеятельные объединения: социологический очерк [текст] / В. Ф. Левичева // Чтобы тебя поняли -М., «Знание», 1989-63 с.

90.Левяш, И.Я. Культурология: учебное пособие для студентов вузов [текст] / И.Я. Левяш. - М.: «Айрис Пресс», 2004 -573 с.

91.Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи: учебное пособие для вузов [текст] / В. Лисовский; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов - СПб.: 2000 -508 с.

92.Лисовский, В. Т. Молодежь: тенденции социальных изменений [текст] / В. Т.Лисовский - СПб.: изд. СПбГУ, 2000 - 417 с. - (Человек и общество. Выпуск XXIX).

93.Луков, В. А., Особенности молодежных субкультур в России [текст] / В. А. Луков // Социс - 2002 - с. 15-19.

94.Лысенко, Е.М., Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов [текст] / Е.М.Лысенко - Саратов, «Научная книга», 2006 -229 с.

95.Май ер, С. Сумерки [текст] / Перевод: А. Ахмерова - М.: ACT, 2006, -172 с.

96.Максимова, И. Почему пугают люди в черном? [текст] / И.Максимова // Вечерний Челябинск - 4 мая 2007 - с. 18

97.Малкова, И.Г. Культурология: учебное пособие [текст] / И.Г.Малкова; Южно-Уральский государственный университет, кафедра социально-гуманитарных наук. - Челябинск: 2003 - 106 с.

98.Малый толковый словарь русского языка [текст] /сост. В. В.Лопатин, Л. Е.Лопатина - М.: «Русский язык», 1990 - 704 с.

99.Мамедов, В.А., Наци-скинхеды [текст] /В.А.Мамедов// Наци-скинхеды - Челябинск, изд. ЧЮИ МВД России, 2006 - 137 с.

100. Медиакультура новой России [текст] // материалы международной конференции в 2 т. Т.2 /под ред. Н.Б.Кирилловой. -Ек.-М.: «Академический проект», 2007 - 512 с.

101. Мертон, Р., Социальная структура и аномия [текст] / Р.Мертон // Социс - 1992 - №2 - с. 104-114.

102. Мертон, Р., Социальная структура и аномия [текст] / Р.Мертон // Социс - 1992 - №7 - с. 92-96.

103. Мизко, О. А. Молодежная субкультура российской провинции: на примере Хабаровска [текст] дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / О. А. Мизко; Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 179 с. ил.

104. Михайлов, A.B. Языки культуры: учебное пособие по культурологии [текст] / А.В.Михайлов. - М.: «Языки русской культуры», 1997 -909 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

105. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития [текст] / АПН СССР; НИИ высшего образования - М.: 1991 - 40 с.

106. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития [текст] / - Горький, изд. ГГУ, 1990 - 68 с.

107. Молодежная политика в крупном городе: материалы социологического форума [текст]// Социс -2004 - №3 - с. 41-43.

108. Морозов, И.В. Основы культурологии: архетипы культуры [текст] / И.В.Морозов. - Минск: «ТетраСистемс», 2001 - 607 с. с илл.

109. Мосиенко, Л. В. Молодежная субкультура и диалог [текст] / Л. В. Мосиенко // Высшее образование в России - 2011 - №1 - с. 132-136.

110. Москва-Петербург: pro et contra: диалог культур в истории национального самосознания: антология [текст] / Северо-западное отделение РАО; Русский христианский гуманитарный институт; сост. К.Г. Исупов - СПб.: Издательство Русского христианского

гуманитарного института, 2000 - 711 с.

111. О'Коннор, Д. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем [текст] / Д. О'Коннор и И. Макдермотт; Центр новых технологий; пер. с англ. Б.Пинскера - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006 - 250 с.

112. Олейник, А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти [текст] / А.Н.Олейник - М.: «Инфра-М», 2001-416 с.

113. Омельченко, Е.Л., Молодежь=УоиЛ: открытый вопрос [текст] / Е. Л. Омельченко// Молодежь=УоиЙ1: открытый вопрос - Ульяновск, изд. УГУ НИИ «Регион», «Симбирская книга», 2004, с. 180.

114. Омельченко, Е. Л. Молодежь для политики vs молодежь для себя? Рассуждения о ценностях и фобиях российской молодежи [эл. ресурс] / Е. Л. Омельченко - режим доступа: http://www.polit.ru/research/2006/06/15/youth.html, загл. с экрана - дата обращения: 17.01.2011

115. Омельченко, Е. Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? [эл. ресурс] / Е. Л. Омельченко - режим доступа: http://www.polit.ru/analytics/2006/06/30/youthculture.html, загл. с экрана - дата обращения: 17.01.2011

116. Омельченко, Е. Л. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или как гопники вытесняют неформалов [эл. ресурс] / Е. Л. Омельченко - режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article2, загл. с экрана - дата

обращения: 17.01.2011

117. Омельченко, Е. Л. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» [текст] / Е. Л. Омельченко // Отечественные

записки №3 (29), 2006 - с. 51-54

118. Осокин, Ю. В. Современная культурология в энциклопедических статьях [текст] / Ю.В.Осокин; Российская академия наук; Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ; Российский институт искусствознания. - М.: USSR: «КомКнига», 2007 - 380 с. с илл.

119. Петров, Д. В. Молодежные субкультуры [текст] / Д. В. Петров -Саратов, 1996-187 с.

120. Петров, К. Е. Политический маркетинг на рынке социальных сетей: взлет и падение субкультур [текст] / К. Е. Петров // Политая -2009-№2(53)-с. 177-186

121. Писаревская, Д. Б. Ролевые игры: пример «социализации» субкультуры [текст] / Д.Б. Писаревская // Этнографическое обозрение -

2008-№1-с. 8-19.

122. Померанц, Г. В. Выход их транса: сборник статей [текст] / Г.В.Померанц. - М.: «Юристь», 1995 - 575 с. - (Лики культуры).

123. Проблемы девиантного поведения молодежи в изменяющейся России: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Балашов, 21.11.2007 [текст] / под общей ред. Е. А. Смотровой // - Саратов, «Наука», 2007 - 123 с.

124. Проблемы молодежной культуры [текст] / сост. Т. В. Прокашева -Киров: ВятГГУ, 2004, с. 23.

125. Рабочая книга социолога [текст] / ред. Осипов - М.: «Наука»,

1983 -289 с.

126. Райе, А., Вампирские хроники [эл. ресурс] /А. Райе - режим доступа: www.bestlibrary.ru - Дата обращения: 16.03.2009 - загл. с экрана/

127. Ресурс Удава [эл. ресурс] // режим доступа http://www.udaff.com/read - дата обращения: 25.05.2011 - загл. с экрана.

128. Родзиховский, Л. А., Неформалы: попытка прогноза [текст] / Л. А. Радзиховский // Новое образование - 1991 - №5 - с. 70-74.

129. Ролевое движение [эл. ресурс] // режим доступа: www.wekipedia.ru - Дата обращения: 7.05.2009. - загл. с экрана.

144

130. Русский язык и молодежная субкультура: материалы региональной студенческой конференции [текст] - РнД, 2005 - 105 с.

131. Русский хип-хоп, хип-хоп культура [эл. ресурс] // режим доступа http://www.hiphoprus.ru/category/hiphop-kultura/ - дата обращения: 16.05.2011 - загл. с экрана.

132. Садохин, А. П. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие [текст] / А. П. Садохин - М.: «ЭКСМО», 2007 - 624 с.

133. Садыкова, Д. А. Молодежные организации. Южная Корея [текст] / Д А. Садыкова - Казань: «Новое знание», 2008 - 78 с.

134. Салина, Е. А., Сенченко, Н. А., Смирнов, С. Н. Субкультура ролевого движения [эл. ресурс] / Е. А. Салина, Н. А. Сенченко, С. Н. Смирнов - режим доступа: www.altruism.ru/sengine.cgi - Дата обращения: 7.05.2009. - загл. с экрана.

135. Самарское общество сознания Кришны [эл. ресурс] // режим доступа http://www.krishna-samara.ru/index.php/2010-03-29-19-27-05 -дата обращения: 20.05.2011 - загл. с экрана.

136. Сергеев, В. К. Молодежная культура и СМИ [текст] / В. К. Сергеев; Рос. акад. наук Ин-т соц.-полит. иссл. Рос. акад. наук - М.:

РИЦ ИСПИ РАН, 2002 - 84 с.

137. Сергеев, В. К. Молодежь и город: лицом к лицу: Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций [текст] / В. К. Сергеев; Рос. акад. наук Ин-т соц.-полит. иссл. Рос. акад. наук - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002 - 549 с.

138. Семина, А. Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков [текст] / А. Е. Семина // Искусство и образовании - 2008 - № 3 (53) - с. 110-116.

139. Сикевич, 3. В. Молодежная культура: «за и против». Заметки социолога [текст] / 3. В.Сикевич - Л.: «Лениздат», 1990 - 204 с.

140. Системный подход в современной науке (к 100-летию со дня рождения Людвига фон Берталанфи) [текст] / отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский - М.: «Прогресс-Традиция», 2004 - 561 с.

141. Скородумова, Н. А. Хакеры как феномен информационного пространства [текст] / Н. А. Скородумова // Социс -2004 - №2 - с. 2028.

142. Скрипник, А. П. Культурология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» [текст] / А. П. Скрипник. - М.: «Гарадрики», 2006 - 315 с.

143. Смотрицкий, Е.Ю. Становление системного мышления в первой половине XX века [текст] /Е. Ю.Смотрицкий // Тезисы XXXIII научной конференции аспирантов и молодых специалистов по истории естествознания и техники (часть I) - М.: ИИЕиТ, 1991 - с.68-79

144. Соколов, А. В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества [текст] / А. В. Соколов, И. О. Щербакова // Социс - 2003 - №1 - с. 51-54.

145. Соколов, М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход [эл. ресурс] / М. Соколов - режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/book2/sokolov.htm, загл. с экрана - дата обращения: 20.01.2011

146. Соловьев, В. М. Культурология: учебное пособие для студентов вузов [текст] / В. М. Соловьев; Московский государственный лингвистический университет. - М.: «Академический проект», 2006 -364 с.

147. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество, [текст] / П. А. Сорокин - М.: «Политиздат», 1992 - 281 с.

148. «Социальная драматургия» И. Гоффмана [эл. ресурс] // Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы / Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. - режим доступа: http://www.psyho.ru/library/books/andreeva-zambezhnaya-soczialnaya-psixologiya-xx-stoletiya - дата обращения: 23.10.2011

149. Социология молодежи: учебник [текст] / Н. М. Боенко, Я. И. Гилинский, С. И. Голод и др.; под общей ред. В. Т. Лисовского; Государственный комитет по высшему образованию, Санкт-Петербургский государственный университет, институт комплексных социологических исследований, факультет социологии и др. - СПб.: 1996-457 с.

150. Социология преступности [текст ] // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова - М: «НОРМА-ИНФРА М», 1998.-с. 494-495.

151. Старков, О. В. Криминальная субкультура [текст] / О.В.Старков -М.: «Волтерс Клувер», 2010 - 232 с; илл.

152. Статьи по истории культуры [текст] / составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров, научный комментарий Д. Э. Харитоновича-М., «Прогресс-Традиция», 1997-459 с.

153. Стивенсон, С. А. «Обычные пацаны»: уличные подростково-молодежные компании Москвы [текст] / С. А. Стивенсон // Этнографическое обозрение - 2008 - №1 - с. 30-42.

154. Сто великих мыслителей [текст] / сост. И. А. Мусский - М.: «ВЕЧЕ», 2004 - 688 с.

155. Стокер, Брем, Дракула [текст] / Брем Стокер // Библиотека на все времена. XIX век. в 24 т. Т.З. - Челябинск-Италия «Grafica Veneta», 2006 - 307 с.

156. Теория аномии [эл. ресурс] / - http://www.study-

land.ru/materialy/sotsiologiya/deviatsiya-i-sotsialnyy-kontrol/teoriya-

anomii/view-details.html - дата обращения: 17.01.2011 - загл. с экрана

157. Толкин, Дж. Р. Р. Властелин колец [текст] : в 3 т. /Дж.Р.Р.Толкин; пер. с англ. А.В.Немировой - М., «ACT» 2006 - 3 т.

158. Томпсон, X. С. Ангелы ада [текст] / X. С. Томпсон - М., «ACT», 2003 - 541 с.

159. Топилина, Е. С. Трансформации молодежных субкультур в современной России [текст] автореферат дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Е. С. Топилина; Краснодарский ун-т МВД России -

Краснодар, 2010.-21 с.

160. Тоффлер, Э. Шок будущего [текст] / Э.Тоффлер; пер. с англ. - М.:

«ACT», 2001 - 560 с.

161. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии [текст] / М. Б. Туровский. - М.: «Роспэн», 1997 - 437 с.

162. Уткина, О. Мать Тьма [текст] / О.Уткина // Афиша - 2007 -№9(13)-с.64-68.

163. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия [эл. источник] // режим доступа: www.anthropologia.spbu.ru - Дата

обращения: 24.11.2008.

164. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей [текст] / А.Я.Флиер. - М.: «Согласие», 2010 - 672 с.

165. Формирование мировоззренческой культуры молодежи [текст] / В. Г. Табачковский, Н. И. Соболев, М. А. Булатов и др.; отв. ред. В. Г. Табачковский; АН УССР - Киев: «Наук, думка», 1990 - 308 с.

166. Франк, С. JI Русское мировоззрение [текст] / С. JI. Франк - СПб.: «Наука», 1996-736 с.

167. Xaker Online [эл. ресурс] // режим доступа http://www.xakep.ru/articles/magazine/default.asp - дата обращения: 22.05.2011 - загл. с экрана.

168. Хапаева, Д. Р. Готическое общество: мифология кошмара [текст] / Д. Р. Хапаева. - М.: «Новое литературное обозрение», 2008 - 148 с.

169. Хойбнер, Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире [текст] / Т. Хойбнер - М.: «Молодая гвардия», 1990 - 301 с. с илл.

170. Хиппи [эл. источник] // режим доступа http://www.hippy.ru/enter.htm - дата обращения: 14.04.2011 - загл. с экрана.

171. Хренов, Н. А. Художественная жизнь императорской России (субкультура, картины мира, ментальность): научное издание [текст] / Н. А. Хренов, К. Б. Соколов; Российский институт искусствозниния Министерства культуры РФ и РАН - СПб.: «Алатейя», 2001 - 809 с.

172. Хрестоматия по культурологии: Т.1 Самосознание мировой культуры [текст] / под ред. И. Ф. Кефели; Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб.: «Петрополис», 1999 - 301 с.

173. Художественная жизнь современного общества: Т.1 Субкультуры и этносы в художественной жизни [текст] / РАН; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; отв. Ред. К. Б. Соколов. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 1996 - 235 с.

149

174. Цаплина, С. П. Молодежная культура в России: современное состояние, перспективы развития [текст] дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / С. П. Цаплина; Академия переподготовки работников культуры, искусства и туризма - М., 2006. - 403 с.

175. Цукерман, В. С. Новые тенденции развития культуры на рубеже XX - XXI вв. [текст] / B.C. Цукерман // Из работ прошлых лет: сборник статей - Челябинск, 2007 - 181 с.

176. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска [текст] / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме; РАН, Институт социально-политических исследований - М.: «Наука», 2001 - 229 с.

177. Чучин-Русов, А. Е. Единое поле мировой культуры: Кижли концепция: кн.1 Теория единого поля [текст] / А. Е. Чучин-Русов. - М.: «Прогресс-Традиция», 2002 - 661 с. с илл.

178. Шабанов, Л. В. Молодежная субкультура: социально-философский анализ [текст] дис. ... доктора фил. наук: 24.00.01 / Л. В. Шабанов; Томский гос. ун-т - Томск, 2007. - 179 с. ил.

179. Шевцов, Е. В. Культура и молодежь: феномен молодежной субкультуры и новые религиозные движения [текст] / Е. В. Шевцов -М., изд. Института международных гуманитарных связей, 2004 - 378 с.

180. Щедровицкий, Г. П. Из архива Г. П. Щедровицкого [текст] : в 9 т. Т 9 Организационно-деятельностная игра / Г. П. Щедровицкий - М.: «Наследие ММК», 2004 - 512 с.

181. Щепанская, Т. Б. «Система»: тексты и традиции субкультуры [эл. ресурс] / Т. Б. Щепанская - режим доступа: http://www.polit.ru/research/2003/05/06/617633.html: дата обращения -17.01.2011

182. Щепанская, Т. Б. Микроэкономика молодежных субкультур: стратегии безденежья [текст] / Т. Б. Щепанская // Этнографическое обозрение - 2008 - №1 - с. 42-56.

183. Щепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986 - 1989 гг [текст] / Т. Б. Щепанская; предисл. К. В. Чистова; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера). - М.: «Наука», 1993 - 340 с.

184. Шнирельман, В. А. «Чистильщики московских улиц»: скинхеды, СМИ и общественное мнение [текст] / В. А. Шнирельман - М.: изд. РАН, 2007- 115 с.

185. Штайнер, Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям: [текст] / Штайнер Р.; пер. с нем. - Ереван: «Ной»; Центр культурных и экономических инициатив «Шэм», 1993 - 143 с. - (Духовная наука).

186. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности [текст] / В. А. Ядов -М.: «Добросвет», 2001 - 596 с.

187. Anime Kazan [эл. ресурс] // режим доступа http://animekazan.net/index.php7incH-eviews - дата обращения: 22.05.2011 - загл. с экрана.

188. Deleuze, G., Guattari, F. Thousand plateaus: capitalism and schizophrenia [text] / tr. Brian Massumi - Minneapolis.: University of Minnesota press, 1987 - 620 p.

189. Goodrick-Clarke Black Sun, Nicholas Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity [text] / N. Goodrick-Clarke - NYU Press, 2003 -378 p

190. Lacrimosafan: тексты [эл. источник] // режим доступа http://www.lacrimosafan.ru/texts - дата обращения: 31.10.2011 - загл. с экрана.

191. Hebdige, Dick Subculture: the meaning of style [text] / Dick Hebdige - New York, «Methuen», 1981 - 195 p.

192. Melucci, A. The ecstasy of disappearance [text] / in S. Redhead (ed.) // Rave Off: Politics and Deviance in Contemporary Youth Culture -Aldershot, Avedury,1993 - p. 29-40.

193. Parcur [эл. ресурс] // режим доступа http://www.parcur.ru/apps/domainpark - дата обращения: 17.05.2011 -загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.