Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Шабунин, Вадим Владимирович

  • Шабунин, Вадим Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 225
Шабунин, Вадим Владимирович. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2013. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шабунин, Вадим Владимирович

Введение.

Глава 1. Основные этапы и формы развития миссионерства РПЦ в России до начала XX в.

1.1 Исторический опыт формирования системы миссионерского дела.

1.2 Церковно-общественные объединения и миссия РПЦ.

1.3 Основные формы распространения православия.

Глава 2. Миссионерство РПЦ в условиях общественных, социальных и политических трансформаций Российской империи в начале XX в.

2.1 Общественная мысль России рубежа XIX - XX вв. о миссионерской деятельности РПЦ.

2.2 Модернизация системы миссионерской работы РПЦ в условиях веротерпимости.

2.3 Православная миссия в годы Первой мировой войны и Февральской революции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в конце XIX - начале XX вв.»

Актуальность темы. Первые два десятилетия XXI в. - особый период как для всего человеческого сообщества, так и для российских граждан. Это время существенных трансформаций не только в экономической и социальной сфере, но и в общественном сознании. Россия вступила в новый век, не потеряв своего духовного ядра, но испытывая многочисленные сложности как в экономике, так и в культуре. Характерной приметой времени является возвращение к духовным основам народов, населяющих РФ. В настоящее время активно идет процесс возрождения традиционных для России религий -православия, ислама и иудаизма. По всей стране восстанавливаются и строятся храмы, монастыри, мечети и синагоги. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку. В стране, имеющей многовековые православные традиции, Русская православная церковь (РПЦ) занимает особое место. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», проведенного в сентябре 2012 г. Согласно ему 80% респондентов выбирают для себя православные ценности1. Однако большинство людей, осознающих свою принадлежность к РПЦ, практически не готовы применять ее догматы в действии, а крещение в православие рассматривается ими всего лишь как свидетельство их национальной самоидентификации.

Нарастающие кризисные явления в обществе, социальная напряженность и бездуховность часто приводят дезориентированных и утративших исторические корни и связи людей, стремящихся преодолеть свое одиночество и духовную пустоту жизни, к богу. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний они нередко попадают в капкан различных тоталитарных сект. Обеспечение духовной безопасности России должно предполагать выработку стратегии и тактики борьбы с сектантством - этой «чумой» XXI в., для чего необходимо выявить сферы наиболее активной деятельности их

1 http://www.levada.ni/l 1-10-2012/гоз81уапе-о-геНдп-И8егЬЛ 3 лидеров, дать оценку характеру реальных и потенциальных угроз, исходящих от сект, и определить ресурсы и возможности для их нейтрализации; выработать формы и методы противодействия расширению этих деструктивных религиозных образований. Особая роль в разоблачении тоталитарных сект по праву принадлежит РПЦ, поскольку священнослужителям, обладающим знанием двухтысячелетней истории христианства, хорошо известны угрозы для личности, общества и государства, исходящие от сектантства. В этих условиях возрастает значение миссионерской деятельности РПЦ. В настоящее время в стране активно идет процесс возрождения и выработки новых форм и методов распространения православия: с 1996 г. периодически стали проводиться съезды епархиальных миссионеров, в том же году была открыта первая в новой России миссионерская семинария в Белгороде, на базе которой вновь стал издаваться журнал «Миссионерское обозрение». Св. Синод утвердил концепцию миссионерской деятельности РПЦ, организуются различные форумы, фестивали и конференции, посвященные популяризации православия среди населения страны («Вера и слово», «Кирилл и Мефодий», «Парадоксы православия» и др.). Однако, по словам патриарха Кирилла, на сегодняшний день еще остается огромное количество нерешенных миссионерских задач, для реализации которых «необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий - иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция»1. В связи с этим особое значение приобретает поиск перспективных моделей развития миссионерства РПЦ, который невозможен без обращения к историческому опыту распространения православия. Таким образом, актуальность изучения проблемы миссионерской деятельности РПЦ в рассматриваемый период представляется вполне закономерной и обоснованной.

1 Выступление Святейшего патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Церковный вестник. 2010. № 23 (444) декабрь. С. 2

Состояние научной разработанности проблемы. Научные труды, посвященные данной теме, можно условно разделить на три группы: дореволюционного периода (конец XIX в. - 1917 г.), советского (1917 г. -начало 1990-х гг.) и новейшего (с 1990-х гг. - до нашего времени).

Исследования, относящиеся к первой группе, в количественном отношении преобладают, так как изучение этого направления в деятельности РПЦ имеет давние традиции. Анализ литературы второй половины XIX -начала XX вв. свидетельствует, что авторы прекрасно владели фактическим материалом по истории миссионерской работы РПЦ, что и определяет ценность их исследований. Однако в силу идеологической ангажированности они подходили к рассмотрению сущности религии исключительно с идеалистических позиций. Миссионерство в русле официального православия представители данного направления считали необходимым для нормального существования государства и общества. В таком аспекте, в частности, написаны труды П.В. Знаменского, Ф.И. Титова, С.Г. Рункевича1, посвященные церковной истории синодального периода. В меньшей степени клерикальный подход присущ исследованию П.В. Верховского , отличающемуся большой информативностью и скрупулезным отношением к фактам. Впрочем, следует отметить, что миссионерская проблематика ни у одного из названных авторов не является основным предметом исследования, а рассматривается лишь в русле истории РПЦ.

Необходимо уделить особое внимание специальным работам православных миссионеров, в которых они обобщали свой накопленный опыт О

В.М. Скворцов, И.Г. Айвазов, М.А. Кальнев, Д.И. Боголюбов и др.) . Они

1 Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. СПб., 1871; Титов Ф.И. Император Александр III и православная церковь в его время. Киев, 1901; Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1900 о

Верховский П.В. Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XIX столетиях. Варшава, 1912

Скворцов В.М. О церковно-общественном и государственном значении миссионерства. Киев, 1897; Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914; Кальнев М.А. Как опознать хлыстов и скопцов, отрицающих свою принадлежность к 5 рассматривали миссионерство РПЦ в контексте государственной политики Российской империи. Так, В.М. Скворцов оценивал миссионерскую деятельность с позиций доктрины «Православие. Самодержавие. Народность». Он полагал, что «Православие и Самодержавие, общественная и бытовая жизнь русского народа — всё это так тесно, так органически связано между собою вековою историею Руси Святой, что все вопросы веры и Церкви у нас на Православной Руси в то же время суть и вопросы государственные»1. Его взгляды на миссионерскую деятельность РПЦ разделял И.Г. Айвазов, который в течение многих лет сочетал практическую миссионерскую деятельность с научной. Его работы публиковались как отдельными изданиями, так и в журналах «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Душеполезное чтение», «Церковный вестник», «Вера и разум». Основной темой его исследования было изучение русских сект, в особенности хлыстов, скопцов, духоборов и молокан. В своих работах И.Г. Айвазов стремился к строгой документальности, определял происхождение и подлинность изучаемых материалов. Собранные им данные позволяют рассмотреть многие вопросы зарождения, распространения сектантства и его взаимоотношений с православными миссионерами. Другой известный миссионер М.А. Кальнев, работавший в Херсоне, полагал, что РПЦ следует в своей миссионерской работе опираться прежде всего на все слои населения страны, а не только на государственные институты: «Наша миссия станет на истинный свой путь, когда станет миссией народной»2. М.А. Кальнев много общался с сектантами, способствовал их обращению в православие, поэтому его многочисленные работы по миссионерским вопросам среди представителей различных религиозных движений страны имеют особую значимость для разработки нашей проблемы. Его точку зрения, касающуюся миссии РПЦ поддерживал секте, и какие меры борьбы с ними. Одесса, 1911; Боголюбов Д.И. За веру и церковь православную (из записок миссионера). СПб., 1905

1 Скворцов В.М. Деяния Третьего Всероссийского миссионерского съезда в Казани. Киев, 1897. С. 26

2 Кальнев М. Русские сектанты. Одесса, 1911. С. 331 6

Санкт-Петербургский епархиальный миссионер Д.И. Боголюбов. В своих трудах он выступал против использования мер государственного принуждения в работе православных проповедников. Опираясь на личный опыт, Д.И. Боголюбов уделял особое внимание разработке методических рекомендаций начинающим миссионерам, которые также интересны в научном отношении для изучения истории миссионерства РПЦ.

Следует выделить еще одно направление в области исследования миссии РПЦ конца XIX - начала XX вв., которое представляли И. Юзов, A.C. Пругавин, В.И. Ясевич-Бородаевская и др1. Занимаясь преимущественно историей народных религиозных движений, эти исследователи критически оценивали миссионерскую деятельность РПЦ, видя в ней фактор духовного закрепощения масс. Так, русский публицист и активный участник «хождения в народ» И. Юзов, основываясь на богатом фактическом материале, в своих книгах подчеркивал, что использование в миссионерской работе РПЦ мер репрессивного характера является причиной нарастающего антагонизма между православными проповедниками и населением страны. С его точки зрения, отпадение от РПЦ - форма протеста русского народа против начал, положенных в основу государственного строя Российской империи (православие, самодержавие, народность). В том же ключе написаны работы известной революционерки, юриста, одного из авторов закона о религиозной свободе 1905 г. В.И. Ясевич-Бородаевской, которая в течение 25 лет непосредственно находилась в тесном общении с представителями народной среды. Она изучала их быт, конфессиональные воззрения и контакты с православными миссионерами. Результатом этих исследований стало издание ряда книг, в которых автор открыто симпатизировал многим религиозным группам страны, стараясь показать читателю их историческое и культурное

1 Юзов И. Русские диссиденты, староверы и духовные христиане. СПб., 1881. Пругавин A.C.

Значение сектантства в русской народной жизни // Русская мысль. 1881. №1; Он же.

Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Вып. 1-2. М., 1906; Ясевич

Бородаевская В.И. Сектантство в Киевской губернии: Баптисты и малеванцы. СПб., 1902;

Она же. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. СПб., 1912 и др. 7 значение для России. В.И. Ясевич-Бородаевская рассматривала возникновение религиозных групп как результат внутреннего развития народного духа, когда на смену отжившей религиозной идеологии приходят новые формы духовного творчества. В своих трудах она аргументированно доказывала некомпетентность и грубость многих православных миссионеров, указывала на «отжившие» формы и методы их работы. Особую ценность в трудах В.И. Ясевич-Бородаевской представляет анализ законодательства Российской империи, посвященный регулированию отношений православных проповедников и представителей других религиозных течений страны. Взгляды В.И. Ясевич-Бородаевской доводит до логического завершения русский публицист, революционер-народник A.C. Пругавин, который выступал за полное равноправие всех конфессий на территории Российской империи. С его точки зрения следует отделить РПЦ от государства, для того чтобы лишить православных миссионеров возможности применять карательные меры к лицам, исповедующим другие веры. Для диссертационного исследования труды A.C. Пругавина важны еще и тем, что они основаны на материалах ряда провинциальных архивов и включают в себя статистические данные о последователях тех или иных религиозных конфессий страны.

Однако необходимо учитывать тот факт, что представители данного направления в дореволюционный историографии миссионерской деятельности РПЦ с целью пропаганды определенных общественных идей часто идеализировали деятельность различных религиозных движений в стране, что придавало их работам тенденциозный характер. Это обстоятельство подчеркивал этнограф и исследователь русской религиозной жизни конца XIX - начала XX вв. социал-демократ В.Д. Бонч-Бруевич: «Почти постоянное несчастье A.C. Пругавина в его исследованиях. заключается в том, что в огромном большинстве случаев он никогда не имеет дело с живыми людьми., а обыкновенно только с книгами., что, конечно, весьма плохо отражается на самой значимости его наблюдений и выводов»1.

Таким образом, по мнению соискателя, несмотря на достаточное количество работ, посвященных РПЦ и ее миссионерской деятельности, в дореволюционной историографии не сложилось традиции объективного исследования миссионерской деятельности РПЦ, а отрывочные сведения по данной проблеме, представленные авторами с разными методологическими установками, не были объединены в обобщающем труде.

В советской историографии изучение православного миссионерства стало предметом ортодоксальной критики. В этот период все события и факты, отражающие взаимоотношения государства и церкви, рассматривались исключительно с точки зрения господствовавшего марксистско-материалистического мировоззрения; при освещении данной проблемы десятилетиями доминировал односторонний подход. Кроме того, ученые советского периода были ограничены жесткими идеологическими парадигмами в суждениях о религиозной политике РПЦ. Общий резкий тон оценок был задан работой советского историка религий Н.М. Никольского «История русской церкви»2, впервые изданной в 1930 г. Рассматривая РПЦ как «верную слугу царизма», этот автор обратил внимание на неудачи церкви в миссионерских мероприятиях конца XIX в. Он указывал на симптомы ослабления церковного влияния на народ, проявлениями которого, по его мнению, стали малая эффективность церковно-религиозных средств по «одурманиванию народной массы», многочисленный переход православных христиан в сектантство, старообрядчество, рост атеистических настроений в среде интеллигенции и рабочих.

Линию Н.М. Никольского в оценке церковной деятельности до 1917 г. в 1960-1970-е гг. развил крупный исследователь религиозно-общественных

1 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф.369. К.70. Ед.хр. 16. Л. 1

2 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983 9 движений в России А.И. Клибанов. Он доказывал, что появление и распространение нетрадиционных религиозных учений в Российской империи было ничем иным, как формой политического протеста, облеченного в религиозную оболочку1. Соответственно, миссионерская работа РПЦ рассматривалась А.И. Клибановым как один из инструментов поддержания старого социального порядка. О борьбе РПЦ с нарождающимся революционным движением при помощи «религиозного просветительства» писали несколько позже профессор Института научного атеизма Академии общественных наук СССР Н.П. Красников и видный специалист по истории России XIX — начала XX вв. П.Н. Зырянов . Следует отметить, что, несмотря на «идеологизированность», монография последнего автора довольно информативна, а потому может быть интересна и современному исследователю.

Своеобразным подведением итогов исследований по истории РПЦ советского периода явилась коллективная монография «Русское православие. Вехи истории» (1989 г.). В нее включена глава, целиком посвященная миссионерской деятельности РПЦ3. Несмотря на несколько смягченный тон формулировок, авторы по-прежнему склонны видеть в церкви «инструмент самодержавия» и силу, подавляющую свободомыслие. Таким образом, можно утверждать, что вклад советской историографии в изучение избранной для диссертационного исследования темы в целом невелик.

В то же время необходимо отметить значимую в научном отношении группу исследователей русского зарубежья, работавших по данной проблеме в 20-30-е гг. XX в. Наиболее фундаментальным из них является труд профессора A.B. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви»4. Автор указывает

1 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX - начало XX в.). М., 1965

Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984

3 Смирнов H.A. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX в. — 1917 г.) // Русское православие. Вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. М., 1989

4 Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. М., 1997

10 разные сферы проявления творческих сил РПЦ, в том числе и миссионерство, в период Российской империи. Монументальный труд А.В. Карташева дополняют монографии по истории РПЦ, содержащие обзоры истории распространения христианства в России - Н.Д. Тальберга и И.К. Смолича1.

Новейший период историографии данной проблемы характеризуется отходом исследователей от идеологических штампов прежних лет и однобоких позиций в трактовке и анализе миссионерской деятельности РПЦ конца XIX -начале XX вв. В то же время необходимо отметить, что попытки переосмыслить роль и место церкви в российской истории привели в последнее десятилетие XX в. и в первые годы XXI в. к появлению большого количества публикаций, авторы которых вопреки принципу критического анализа стремятся показать лишь положительные стороны в деятельности священнослужителей и православной организации в целом. Однако вышел в свет и целый ряд исследований, сочетающих в себе уважительное отношение к РПЦ со стремлением найти взвешенный подход к оценке ее прошлого. В частности, ценный вклад в научное осмысление предпосылок и особенностей миссионерской деятельности РПЦ в конце синодального периода ее истории вносят публикации Т.Г. Леонтьевой, Т.А. Бернштам, С.Л. Фирсова, В.А. Федорова, В.А. Тарасовой2. Так, Т.Г. Леонтьева посвятила свой труд условиям жизни приходского духовенства в конце синодальной эпохи, в том числе рассмотрев возможности миссионерской и просветительской деятельности рядовых православных «пастырей»; эта же проблематика затронута в работе Т.А. Бернштам. В исследованиях С.Л. Фирсова прослеживаются внутренние процессы церковной жизни в конце 1890-х гг.

1 Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 2008; Смолич И.К. История Русской церкви 1700-1917 гг. М. 1997

Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине Х1Х-начале XX вв. М., 2002; Тарасова В.А. Церковно-общественная жизнь // Очерки русской культуры. Конец XIX - начало XX вв. Власть. Общество. Культура. Т. 2. М., 2011; Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х—1918 гг.). М., 2002; Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М. 2003; Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни. Очерки по церковной этнографии. СПб., 2007 И

1918 г. (стремление клириков и мирян восстановить канонический строй церковной жизни и поднять уровень религиозного просвещения, «церковное строительство»). В.А. Федоров в монографии, посвященной истории православной церкви в синодальный период, в одной из глав подробно освещает процесс подготовки церковных реформ XIX в. и разработки проекта указа по учреждению православных братств, выделяет положительные и отрицательные черты миссионерства РПЦ в синодальный период. Несомненную ценность для диссертационного исследования представляет глава в коллективной монографии В.А. Тарасовой «Церковно-общественная жизнь», где автор рассматривает миссионерскую деятельность РПЦ конца XIX - начала XX вв. в контексте политического, экономического и социального развития страны.

Необходимо отметить тот факт, что начиная с 2000 г. интерес к истории миссионерства РПЦ сильно возрос. Об этом свидетельствует ряд изданных монографий, защит кандидатских и докторских диссертаций по региональным проблемам истории миссионерской деятельности. Среди монографий этого направления, необходимо выделить работы JI.H. Харченко, К.В. Орловой, JI.A. Тресвятского, С.Б. Морозова, H.A. Окладникова и H.H. Матафанова1. По данным каталогов Российской Государственной библиотеки начиная с 2000 г., защищено одиннадцать диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук2 и одна на соискание ученой степени доктора исторических

1 Харченко JI.H. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири: (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.): Очерк истории. СПб., 2004; Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII - начало XX в. М., 2006; Тресвятский JI.A., Морозов С.Б. Влияние православной культуры на изменение этнической картины мира сибирских народов (XVII - начало XX вв.). Новокузнецк, 2006; Окладников H.A., Матафанов H.H. Тернистый путь к православию: из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр. Архангельск, 2008

2 Гусейнова Т.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Забайкалья: XVIII-начало XX вв.: дис. . канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2004; Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди нехристианского населения Оренбургской епархии: дис. . канд. ист. наук. Челябинск, 2010; Исхаков P.P. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.: 1800-1917 гг.: дис. . канд. ист. наук. Казань, 2008; Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности

12 наук1. В этих работах рассматриваются особенности миссионерской деятельности РПЦ в различных регионах России.

В историографии современного периода практически первой работой, комплексно охватывающей историю миссионерской деятельности РПЦ с X по XX вв. являются «Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви» А.Б. Ефимова. Книга подготовлена на основе чтения курса лекций по истории миссий в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (2007г.). В ней показана роль РПЦ и ее миссионерской деятельности в становлении самосознания и формирования культуры русской нации, а также ее влияния на развитие других этносов, как на территории Российского государства, так и за его пределами. Особое внимание уделено деятельности выдающихся миссионеров Х1У-ХУП вв., а также процессу складывания централизованного подхода к организации миссионерства. Автор впервые попытался систематизировать опыт миссии РПЦ и сформулировать основные принципы ее работы. Однако в книге А.Б. Ефимова отсутствуют архивные материалы, что приводит к недостаточному освещению всех периодов истории распространения православия на территории России.

Русской православной церкви в Оренбургской епархии: 1859-1917 гг.: дис. . канд. ист. наук Оренбург, 2004; Князева О.Р. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905 - 1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии: дис. . канд. ист. наук. Пермь, 2000; Макурина В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX - начале XX века: дис. . канд. ист. наук. СПб., 2002; Михайлова Е.Д. Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Центральной России в конце XIX - начале XX века: дис. . канд. ист. наук. Курск, 2010; Остапенко P.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа: дис. . канд. ист. наук. Майкоп, 2011; Понятов А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. . канд. ист. наук. Казань, 2007; Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Алтае в XIX -начале XX вв.: дис. . канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2002; Хон Ч.С. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. . канд. ист. наук. М., 2009; Шагжина ЗА. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Забайкалье, вторая половина XVII - начало XX вв.: дис. . канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.

1 Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков: дис. . докт. ист. наук. Барнаул, 2007

2 Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви. М., 2007

13 J i

Важное значение для понимания контекста взаимоотношений РПЦ и государства имеют монографии М.А. Бабкина1. Например, в книге «Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.)» автор использует широкий круг исторических источников, которые послужили ценным материалом для всестороннего рассмотрения процесса модернизации миссионерского дела в начале XX в.

В заключение историографического обзора следует упомянуть труды зарубежных исследователей по данной проблеме2. Говоря о западной историографии, нужно, прежде всего, отметить объемную монографию американского ученого Г. Фриза «Приходское духовенство в России XIX века: кризис, реформы, контрреформы», вышедшую на английском языке в 1983 г. Несмотря на то, что тема миссионерства не является для автора основной, а скорее служит обоснованием тезисов о кризисе «белого» духовенства в пореформенной России, можно отметить интересные выводы американского историка об «обреченности» попыток РПЦ обрести былой авторитет через систему духовного просвещения3.

Таким образом, несмотря на большое количество трудов, посвященных миссионерской деятельности РПЦ в указанный период (вторая половины XIX -начало XX вв.), данная проблема нуждается в более детальном изучении. Дореволюционные и советские работы, затрагивающие эту проблематику, часто оказываются тенденциозными, а исследования постсоветского периода на сегодняшний день являются далеко не исчерпывающими, поскольку существует большой пласт архивных источников, еще не введенных в научный оборот.

1 Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917 г.). М., 2007; Он же. Священство и царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.). М., 2011

2 Geekie J. The Church and Politics in Russia. 1907 - 1917. New York. 1976; Curtiss J.S. Church and State in Russia. The last years of the Empire: 1900-1917. New York. 1965; Roberti J.Cl. Histoire de l'église russe. Paris. 1989; Simon G. Konstantin Petrovic Pobedonostzev und die Kirchenpolitik des Heiligen Sinod. Gotiingen. 1969; Fennell J. A history of the Russian church to 1448. London. 1995.

3 Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Refrm, Counter-Reform. Princeton. 1983. p. 348-352

Объектом исследования является миссионерская деятельность РПЦ.

Предметом исследования являются православные и миссионерские организации (комиссии, братства, общества и др.) и их опыт, специфика и особенности миссионерской деятельности РПЦ на территории Российской империи.

Хронологические рамки исследования. Нижняя граница - конец XIX в. (1880 г.) характеризуется значительными изменениями в экономической, политической, культурной и религиозной жизни народа, связанными с последствиями Великих реформ 60-70 гг., происходило быстрое разрушение сельского уклада жизни и роста промышленных городов. При этом значительно оживлялась жизнь приходов, выделялись новые епархии, в которых усилиями архиереев, духовенства и православного населения постепенно стали возникать разнообразные формы приходской жизни, благотворительности и церковного просвещения. При этом миссионерская работа РПЦ, обращенная к многочисленным неправославным народам страны, продолжало расширяться и углубляться. Однако стремительно нараставшие разрушительные тенденции, среди которых — наибольшую опасность для государства и РПЦ представляли многочисленные секты и социалистические учения, почти все основанные на откровенном атеизме, потребовали от РПЦ перейти к решительным мерам. Начало XX в. (февраль 1917 г.) является естественной верхней границей исследования, поскольку именно с этого момента РПЦ перестала быть государственным институтом и была прекращена проводимая ею миссионерская деятельность.

Целью исследования является системный анализ миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. Достижение цели исследования предполагает решение следующих научных задач:

• провести углубленный анализ отечественной и зарубежной историографии и источниковой базы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX - начала XX вв.

• изучить специфику взаимодействия РПЦ и государства в переломный период российской истории;

• впервые в отечественной историографии осуществить попытку комплексно исследовать деятельность православных церковных, государственных и общественных организаций, занимающихся миссионерством на рубеже веков;

• проанализировать изменения, происходившие в российском законодательстве, относительно вопросов миссии РПЦ в рассматриваемый период;

• рассмотреть трансформацию форм и методов распространения православия;

• выявить основные направления миссионерства РПЦ;

• охарактеризовать условия и особенности миссионерской работы по ее основным векторам развития;

• оценить значимость исторического опыта миссионерской деятельности РПЦ для современности и выявить положительнь е формы и методы работы миссии РПЦ, которые могут быть успешно использованы сегодня. Территориальные рамки охватывают преимущественно центральную губернию Российской империи. Однако они часто расширялись, поскольку при работе над диссертацией изучались материалы всех существовавших епархий РПЦ.

Методологическая основа исследования. При написании диссертации автор руководствовался принципами историзма, научности и объективности. При решении исследовательских задач применялись как общенаучные методы (анализа и синтеза, конкретизации, обобщения), так и традиционные методы исторического анализа (историко-типологический, сравнительно-исторический, историко-функциональный).

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней комплексно исследованы основные направления миссионерской деятельности РПЦ в конце

XIX - начале XX вв. на территории центральной губернии Российской империи. Автором диссертационного исследования выделены важнейшие этапы развития миссионерства и обозначена специфика каждого из них, а также проанализированы ведущие направления в работе православных миссионеров. Кроме того, соискатель использовал широкий круг источников, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Среди них архивные документы, отчеты Св. Синода, материалы периодической печати и др.

Исследовательская гипотеза работы. Миссионерская деятельность РПЦ к концу XIX в. прошла несколько этапов и выработала определенные формы и методы работы с язычниками, мусульманами, раскольниками и сектантами. Однако в связи с прекращением геополитической экспансии Российской империи к концу XIX в., основные усилия миссия РПЦ сосредоточила на борьбе с расколом и сектантством. Несмотря на весомые успехи в этом направлении, руководство РПЦ не смогло привлечь к миссионерству широкие круги общественности России, а также, борясь за количественные показатели, радикально не повлияло на менталитет населения Российской империи.

Источниковая база исследования. В целях научной систематизации опубликованные источники по теме диссертационного исследования могут быть разделены на шесть основных группы: законодательные и нормативно-правовые акты, материалы официального делопроизводства, отчеты общественных организаций, периодическая печать, документы личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка и т.п.), справочные и статистические материалы.

Материалы первой группы источников достаточно широко использовались в диссертации. Наиболее значимыми и основополагающими из них являются «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ РИ), а также императорские указы, различные уставы, правила, определяющие правовое положение православного миссионерства и его организаций. На основе ПСЗ РИ издавалось «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи». К указанным

17 законодательным собраниям общего характера примыкают тематические сборники, подготовленные составителями: Я. И. Ивановским «Обозрение церковных узаконений», Т. В. Барсовым «Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания», А. Завьяловым «Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867-1900», Н. Руновским «Материалы по истории Православной Церкви в царствование императора Николая I» и «Церковно-гражданское законодательство относительно православного духовенства в царствование императора Александра И». На основе ПСЗ РИ издавались различные собрания законодательных актов и другие официальные распоряжения1. Большое значение имеют также тематические сборники постановлений по церковному ведомству2.

В Российской империи регулирование деятельности православных миссионеров по пресечению пропаганды старообрядчества и сектантства должно было проводиться в строгом соответствии с действующим законодательством, что нашло свое отражение в отдельно изданных сборниках правил и законов по этой проблеме3.

При написании диссертации были использованы материалы официального делопроизводства, среди которых важное место занимают годовые «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по

1 Руководящие для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода 1721-1878. М., 1879; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 33 т. СПб., 1885-1916

2 Собрание постановлений Святейшего Синода 1867-1874 гг. относительно устройства духовных училищ. СПб., 1875; Устав духовных консисторий. М., 1883; Ивановский Я.И. Обозрение церковных узаконений. СПб., 1883; Барсов Т.В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885; Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900. СПб., 1901; Руновский Н.П. Церковно-гражданское законодательство относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898; Климов Н. Постановления по делам православного духовенства и церкви в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902; Введенский А.П. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса, 1912 и др.

3 Собрании постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода. Кн. 12. СПб., 1858-1860; Устав о предупреждении и пресечении преступлений. М., 1879; Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1890; и др.

18

Ведомству православного исповедания»1, содержащие сведения о деятельности Св. Синода, его бюджете, духовных учебных заведениях, монастырях, миссионерстве и пр.

Важной составной частью опубликованных источников являются отчеты общественных организаций. Именно в них содержатся наиболее ценные сведения и факты, которые нельзя выявить при анализе других групп источников. Наиболее существенными для диссертационного исследования являются материалы миссионерских съездов, проводившихся в Российской империи с 1887 по 1917 гг. и оказавших значительное влияние на становление системы миссионерства РПЦ на территории страны. Отчеты Православного миссионерского общества (далее - ПМО) позволяют проследить источники финансирования, способы и приоритеты в расходовании средств, направленных на развитие миссионерской деятельности РПЦ в регионах Российской империи. Кроме того, в этих отчетах публиковались сведения о количественном и качественном составе ПМО, об основных достижениях и неудачах православных проповедников.

К следующей группе источников относятся материалы центральной и местной периодической печати. К первым, то есть издаваемым Св. Синодом или Синодальным ведомством, можно отнести журнал «Церковный вестник», который состоял из двух частей: официальной и неофициальной, имевшей название «Прибавления к «Церковным ведомостям»». В официальной части помещались: распоряжения по ведомству православного исповедания, руководящие и разъяснительные постановления Св. Синода, приказы и сообщения обер-прокурора Св. Синода, в том числе касающиеся миссионерского дела. В неофициальной части печатались проповеди пастырей РПЦ и статьи богословского и церковно-апологитического содержания применительно к нуждам и вопросам времени. Особый отдел посвящался обзору текущей церковной жизни и включал в себя сведения об успехах или

1 Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1892 - 1914 гг. СПб., 1895 - 1916

19 неудачах работы православных проповедников и др. Первым самостоятельным печатным органом Св. Синода, независимым ни от частных лиц, ни от других учреждений стали «Церковные ведомости». Здесь печаталась информации о миссионерском опыте как в России, так и за ее пределами, обсуждались насущные меры борьбы с усиливавшимся старообрядчеством и сектантством; вклад церковно-приходских школ и монастырей в миссионерское дело и др. Кроме того, использовались и материалы центральных журналов специального профиля. Например, «Миссионерское обозрение»1, на страницах которого было опубликовано большое количество статей и заметок с рекомендациями относительно организации миссионерской деятельности в приходах, отчеты православных проповедников о своей работе в «раскольничьей» среде, описания споров и диспутов между представителями разных конфессий.

С 1861 г. - в стране повсеместно стала издаваться газета «Епархиальные ведомости» - важный источник информации о миссионерстве в разных регионах Российской империи. В их официальной части публиковались программы мероприятий православных проповедников в том или ином населенном пункте, постановления епархиального начальства о «борьбе с расколом», отчёты епархиальных миссионеров, объявления о публичных диспутах с сектантами и старообрядцами и т. д. В неофициальной части этих изданий содержались многочисленные заметки священнослужителей и активистов православных братств о церковных чтениях и внебогослужебных собеседованиях, разного рода полемические статьи, а также церковноприходские летописи.

При написании диссертации были использованы центральные издания профильного характера, выходившие на общественных началах. С 1874 г. Православное миссионерское общество в Москве издавало еженедельно журнал у

Миссионер» , который в 1880 г. вошел в состав «Московских церковных Миссионерское обозрение за 1884 - 1917 гг.; 2000 - 2010 гг. М., (№ 1-12)

20

2 Миссионер за 1874-1880 гг. М„ (№1-52) ведомостей»1. С 1893 г. печатным органом миссионерского общества стал журнал «Православный благовестник» , выходивший два раза в месяц. В них публиковались материалы общего характера по миссионерству и сведения об отношении к миссионерскому делу среди разных слоев населения страны.

В диссертационной работе были использованы выпуски «Миссионерских листков», издававшихся в начале XX в. представителями различных епархий страны для борьбы с распространением сектантства.

Важным источником для диссертации послужили теоретические исследования православных миссионеров, опубликованные на страницах специальных изданий Казанской духовной академии. Среди последних особое место занимают журналы «Православный собеседник»3 и «Миссионерский сборник»4. Первый стал выходить с 1855 года, периодичность его издания менялась - от четырех раз в год до ежемесячных выпусков. В нем помещались материалы по истории и методике миссионерства. Второй - стал издаваться с 1891 г. в г. Рязани и включал в себя публикации трудов выдающихся миссионеров.

Естественно, перечисленными изданиями не исчерпывается все материалы периодической печати, содержащие информацию о миссионерской деятельности РПЦ, использованные автором в процессе работы над диссертацией

Пятая группа источников - материалы личного происхождения, которые передают колорит эпохи, содержит интересные сведения и факты, но часто, в силу субъективности авторов, нуждается в сравнительном сопоставлении с другими группами источников: официального делопроизводства, статистическими, законодательными и т.д. Были использованы воспоминания

1 Московские церковные ведомости за 1871-1917 гг. М., (№ 1-52)

2 Православный благовестник за 1893 - 1916 гг. М., (№ 1-24)

3 Православный собеседник за 1885-1917 гг. Казань, (№ 1-12)

4 Миссионерский сборник за 1891-1917 гг. Рязань, (№ 1-52)

21 как самих участников миссии РПЦ1, так либералов и социал-демократов, выступавших за предоставление свободы совести и толерантности к старообрядцам. Особый интерес для диссертационного исследования представляют мемуары обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, который в течение нескольких десятилетий оказывал непосредственное влияние на формирование государственной политики в отношение

-л миссионерской деятельности РПЦ .

В диссертации широко использованы справочные и статистические материалы: энциклопедии и словари (Православная энциклопедия, Полный православный богословский энциклопедический словарь и др.). Важные данные

0 вероисповедном составе населения Российской империи содержатся в статистических материалах Всероссийской переписи населения 1897 г.

Документальную основу диссертационного исследования составляют архивные материалы. В работе использовались материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Так, в частности, в ГАРФе в фонде сенатора Т.И. Филиппова (ф.1099) соискатель просмотрел переписку с обер-прокурором Св. Синода К.П. Победоносцевым по актуальным вопросам распространения православия. Неменьший интерес представляет фонд А.Ф. Кони (ф.564), известного адвокат и общественного деятеля, уделявшего особое внимание правовому положению старообрядцев в Российской империи. В его фонде изучены такие документы, как Особый журнал заседаний Совета министров по рассмотрению проектов законов о старообрядцах и сектантах и правил ведения для них книг гражданского состояния с приложением препроводительной записки В.К. Плеве к А.Ф. Кони; Циркулярные письма министров юстиции и внутренних дел председателям судебных учреждений о борьбе с сектантами; Обвинительные акты, приговоры из уголовных дел по

1 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994; Иннокентий (Вениаминов), митр. Письма/ состав. И. Барсуков. СПб., 1901.

2 Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М., 1969; Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. М., 2003; Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990.

3 Победоносцев К.П. и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003. обвинениям разных лиц в принадлежности к религиозным сектам; а также справка о фактах преследования старообрядцев, имевших место в различных губерниях в 1894-1899 гг. и т.д.

Большое значение для написания работы имели материалы фонда П.Н. Милюкова (ф.579), который неоднократно выступал на заседаниях Государственной Думы по религиозному вопросу, стремясь предоставить старообрядцам равные права со всеми остальными гражданами Российской империи. В этом фонде изучены документы, имеющие непосредственное отношение к теме диссертационного исследования, например: письма П.Н. Милюкову от Петербургской общины евангелических христиан по поводу его выступления в Думе в защиту старообрядческих общин; жалобы разных лиц на неправомерные действия православных миссионеров; копия секретного циркуляра МВД о внимательном наблюдении за деятельностью религиозных сект и взятии на учет всех сектантов (1915 г.) и др.

Интересные сведения о взаимоотношениях представителей миссии РПЦ и старообрядческих общин содержатся в фонде П.П. Рябушинского (ф.4047), крупного предпринимателя, издателя газеты «Утро России», принадлежащего к белокриницкому согласию старообрядцев. При написании диссертации были использованы адресованные к П.П. Рябушинскому письма старообрядцев, в которых содержатся жалобы на произвол православных миссионеров.

Для оценки миссионерской деятельности РПЦ среди беженцев во время Первой мировой войны была использована информация фонда Особого совещания по устройству беженцев (ф.1322) и циркуляры Отдела по устройству беженцев МВД (ф.1288) Российского Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА).

Особую важность для диссертации представляют сведения, содержащиеся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) в фонде Московской духовной консистории (ф. 203), которые можно разбить на следующие подгруппы:

• распоряжения Московской консистории и московского епископа;

23

• инструкции для миссионеров;

• учебные программы по подготовке миссионеров;

• рапорты, отчеты священнослужителей и миссионеров;

• журналы миссионеров;

• финансовые отчеты миссионеров;

• списки новообращенных в православие и «подписки», которые брались с неофитов при их крещении;

• следственные дела в отношении старообрядцев;

• письма гражданских лиц в адрес консистории и епископа. Значительный, но еще в недостаточной степени исследованный материал по миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Это личные фонды известных старообрядческих деятелей и руководителей различных религиозных общин и многое другое. При написании диссертации был использован фонд Рогожского кладбища (ф. 246), содержащий переписку московского архиепископа с различными деятелями миссии РПЦ, материалы по миссионерской работе московского духовного совета; всевозможные прошения и ходатайства Общества старообрядцев Рогожского кладбища; и др. Соискатель также просматривал личный фонд общественного и политического деятеля В.Д. Бонч-Бруевича (ф.369), в котором была найдена интересная информация о взаимоотношениях представителей русского сектантства и православных проповедников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. РПЦ, пользуясь неизменной поддержкой государственной власти, имела исключительное право на осуществление своей миссионерской деятельности на всей территории Российской империи. Не имея конкуренции в лице других конфессий, руководство РПЦ в миссионерской деятельности до начала XX в. уделяло мало внимания новым формам работы с населением.

2. В конце XIX - начале XX вв., считая, что т.н. «новые религиозные образования» являлись угрозой для общества и государства, РПЦ сосредоточила свои миссионерские усилия на работе с представителями старообрядчества и особенно сектантства, часто допуская при этом грубый административный произвол, вызывавший общественное осуждение.

3. В рассматриваемый период руководство РПЦ пыталось создать в России централизованную систему миссионерства, формирование которой предполагало организацию крупной сети церковно-приходских школ и профильных церковно-общественных объединений, однако эта попытка не была эффективно использована.

4. После Первой русской революции (1905-1907 гг.) в условиях, когда юридически была оформлена конфессиональная свобода, РПЦ вынуждена была обратится к поиску новых форм миссионерской работы, однако технические возможности начала XX в. (кинематограф, театр, выставочная работа, светские СМИ и др.) использовались явно недостаточно.

5. Первая мировая война потребовала от руководства РПЦ конкретных действий; значительно возросли потребности действующей армии в миссионерской работе священников; появились новые группы населения, нуждающиеся в духовной поддержке (беженцы, сироты, солдатские семьи и ДР-)

6. Главным недостатком работы миссионерских организаций РПЦ в конце XIX - начале XX вв. являлась несогласованность их действий (между собой и правительственными учреждениями), которая осложнилась возраставшим сепаратизмом, недостаточным государственным финансированием и разобщенностью благотворительных организаций.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования ее результатов в дальнейших исследованиях религиозной истории России, а также при подготовке обобщающих трудов о прошлом РПЦ. Материалы диссертации могут быть привлечены при создании учебных курсов по истории, культурологии,

25 религиоведению, при написании учебных пособий, справочников и энциклопедий. Они также могут быть востребованы представителями государственного аппарата, осуществляющими контроль за культовой и общественной деятельностью современных религиозных организаций.

Апробация работы. Диссертация подготовлена, прошла апробацию и рекомендована к защите на кафедре истории и политологии Государственного университета управления (ГУУ). По теме диссертации опубликовано 10 статей, из них три в журналах, рекомендованных ВАК. Результаты исследования неоднократно докладывались на международных и региональных научных конференциях а также нашли практическое применение на уроках истории и обществознания (МБОУ средняя образовательная школа № 20 пос. Зеленый Ногинского района Московской области).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Шабунин, Вадим Владимирович

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, что изучение миссионерской деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX вв. является перспективным направлением исторической науки.

Традиции русского православного миссионерства имеют многовековую историю. Они начали складываться с момента принятия христианства на Руси. Утверждение православия в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось формирование древнерусской народности с единым языком, культурой и этническим самосознанием, изживались местные племенные различия в отдельных областях Руси.

Использование религиозного влияния РПЦ в государственных целях определило тот факт, что распространение православия являлось частью общегосударственной политики русского централизованного государства, а затем Российской империи. В первую очередь оно должно было способствовать укреплению государства через утверждение духовного единения населения в православии. Важно отметить, что религиозность, т.е. практика веры и благочестия не формировалась по идеологическому заказу власти, а возникала как ответ на зов Божий, исходящий от проповедников православия, известных своей святостью (Гурий Казанский, Стефан Пермский, Трифон Вятский, Трифон Печенежский, Феодорит Кольский и др.), и отвечала внутренним потребностям разных социальных групп.

Спецификой русского миссионерства являлось то, что на протяжении своего существования оно пользовалось неизменной поддержкой государственной власти. Только православие как «официальная» религия получило исключительное право на осуществление миссионерской деятельности на всей территории страны. Необходимо отметить, что в силу полиэтничности и поликонфессиональности населения Российской империи, РПЦ осуществляла миссионерскую деятельность одновременно в нескольких направлениях: распространение православия среди нехристианских народов, борьба со старообрядчеством, сектантством и просветительская работа среди православных.

Однако к концу XIX в. в РПЦ все более нарастали кризисные явления, которые не могли не сказаться на ее миссионерской деятельности. Нехватка церквей и низкий уровень образования большинства священнослужителей, бедность и невысокий статус приходского духовенства, которое не могло уделять достаточно времени миссионерской деятельности, формализм, часто имевший место в проповедях и религиозных мероприятиях православных проповедников - все это привело к тому, что авторитет РПЦ и ее миссии пошатнулся. Среднестатистические прихожане все чаще отказывались следовать строгим церковным предписаниям. В меньшей степени подобные проблемы были присущи т.н. новым религиозным объединениям. Сплоченность и материальное благополучие большинства старообрядческих и сектантских общин, готовность оказать помощь неофитам определяли симпатии к ним у некоторых православных. Стремясь ограничить переход из православия в другие религиозные объединения, государство и РПЦ старались локализовать агрессивную сектантскую среду, так как она уничтожала живую, свободную веру, властно навязывая ограниченные образцы норм в поведении, общении и в повседневной жизни. Исторически сектантство было связано с маргинальной средой. Оно распространялось там, где было много разного рода социальных изгоев, и потому всегда стремилось к независимости от всех форм власти: государственной, церковной, общественной.

Негативную роль в процессе падения авторитета РПЦ сыграли мировоззренческие поиски русской интеллигенции, значительная часть которой, следуя либеральной традиции, высказывалась за провозглашение конфессиональной свободы. Кроме того, в условиях социального и политического кризиса в стране, в различных слоях населения, с одной стороны, набирала силу нравственная распущенность, а с другой - давало о себе к знать распространение революционных и атеистических идей.

200

Все эти нежелательные для РПЦ процессы обусловили необходимость проведения энергичных мер в области миссионерства; требовались продуманные и эффективные действия, направленные на укрепление веры и привлечение новых верующих к православию. Проведенный в диссертационном исследовании анализ миссионерской деятельности РПЦ позволяет сделать вывод, что на рубеже XIX - XX вв. руководство РПЦ пыталось создать в России централизованную систему миссионерства. Ее формирование предполагало организацию крупной сети церковно-приходских школ, имевших целью воспитание молодежи в духе православия. Кроме этого, миссия РПЦ старалась придать своей деятельности всесословный характер. С этой целью создавались специальные церковно-общественные объединения, благодаря работе которых миссионерству РПЦ стали оказывать финансовую поддержку состоятельные граждане страны. На их пожертвования возводились культовые сооружения, открывались миссионерские школы и детские приюты, велась издательская деятельность. С целью консолидации всех православных сил страны в миссионерском деле в 1865 г. было создано Всероссийское православное миссионерское общество.

Подключение к делу распространения православия общественных организаций было ответом руководства РПЦ на вызовы времени. В пореформенной России наблюдался стремительный рост неполитических обществ. Для российских обывателей, веками приученных к подчинению, они являлись своеобразной школой самостоятельной гражданской деятельности. Характерно, что активная позиция различных социальных слоев населения затронула даже такой специфический государственный институт, как РПЦ.

Таким образом, церковно-общественные организации стали своеобразными объединениями, нацеленными не только на привлечение граждан страны к православию и их участию в миссионерской работе РПЦ, но и элементом гражданского общества в стране.

Для обмена опытом, систематизации деятельности православных миссий

Российской империи и выработки новых методов и стратегий распространения

201 христианства с 1880-х гг. регулярно стали проводиться Всероссийские миссионерские съезды. До 1917 г. их состоялось пять; основное внимание на съездах уделялось миссионерской работе РПЦ среди раскольников и сектантов. На протяжении рассматриваемого периода постоянно совершенствовались формы и способы работы православных миссионеров: проводились частные и общие миссионерские беседы, распространялась специальная литература (была открыта сеть книжных складов и налажено их бесперебойное снабжение), организовывались профильные библиотеки и осуществлялись другие аналогичные мероприятия. Параллельно шла подготовка кадрового состава миссии РПЦ, на которую тратились значительные средства; обучение миссионеров проводилось в духовных академиях, семинариях, церковных училищах и на специальных курсах. В ходе этой работы внутри клира сформировалась прослойка профессиональных миссионеров - знатоков ортодоксального православного учения, главной задачей которых стала полемика с «заблудшими» и привлечение их в лоно РПЦ. Необходимо отметить, что эта работа стала объектом пристального внимания общественности конца XIX - начала XX вв. Несмотря на появление в прессе разнообразных оценок деятельности православных миссионеров (от позитивных до крайне негативных), в целом представители общественного мнения соглашались с тем, что необходимо активно развивать и усовершенствовать способы, приемы и методы распространения православия на территории Российской империи.

Революционный взрыв 1905 г. побудил руководство страны принять в 1905-1906 гг. ряд законов («Об укреплении начал веротерпимости», «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов»)1, которые уравняли в

1 Именной высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. // ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. 25. 1905. № 26125; Именной высочайший указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях

202 правовом положении РПЦ и другие религиозные объединения страны. Все конфессии получили право иметь свои учебные заведения с преподаванием там своих вероучений, открывать типографии, книгоиздательства и культовые сооружения; и, главное, свободно проповедовать любые религиозные воззрения. В связи с этим уже в 1907 г. миссионерская деятельность РПЦ вошла в фазу кризиса. Она не давала положительных результатов, значительно возросло число прихожан, перешедших в другие религиозные течения, поэтому прежний порядок работы православной миссии, основанный только на деятельности специальных миссионеров (уездных, окружных и епархиальных) без активного привлечения широких слоев населения страны, в том числе и православных мирян, стал абсолютно неэффективен. В итоге повсеместно перестали проводиться миссионерские беседы, прекратила издаваться профильная литература, с трибун съездов епархиального духовенства звучали призывы о закрытии миссионерских должностей, учебный комитет при Св. Синоде подготовил проект об упразднении кафедры раскола и сектантства при духовных семинариях.

В кризисных условиях перед РПЦ встала новая задача - вернуть себе потерянную ведущую роль в обществе с помощью модернизации и перепрофилирования своей миссионерской деятельности. Причем, ситуация требовала единства и согласованности действий, разработки новых методов и средств миссионерской работы, т.е. кардинальной перестройки организации миссии РПЦ. В связи с этим была создана новая система миссионерской деятельности, которая должна была базироваться не только на работе специальных миссионеров, но и приходских священников и православного населения страны. Данное обстоятельство послужило дополнительным импульсом для развития деятельности церковных приходов Российской империи в миссионерском русле, которая выразилась в создании новых церковно-общественных организаций: миссионерских братств и кружков, а входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов» от 17 октября 1906 г. // ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. 26. 1906. № 28424.

203 также в активизации виебогослужебной работы приходского духовенства, направленной на проповедь православного вероучения и привлечения большего числа молодежи в церковно-приходские школы. Благодаря этим мерам накануне Первой мировой войны миссии РПЦ удалось частично вернуть свои утраченные позиции и увеличить количественные показатели перехода старообрядцев и сектантов в православие.

Участие Российской империи в Первой мировой войне поставило перед миссионерами РПЦ новые задачи - оказание духовной поддержки и материальной помощи семьям ушедших на фронт, просветительская работа среди католиков и униатов, хлынувших потоком беженцев из Польши и западных губерний страны в 1915 г. В то же время активизировалась и традиционная сфера миссионерской деятельности в действующей армии. Православное просвещение в армии до Октября 1917 г. считалось надежным залогом ее высокой боеспособности и дисциплины. В первый период войны религиозность в армии заметно выросла. С большим нетерпением солдаты и офицеры ожидали на фронте совместных богослужений, причащались перед сражением, заучивали тексты молитв.

В предвоенный период сформировалась централизованная система миссионерской деятельности, которую с марта 1913 г. возглавил Миссионерский совет при Св. Синоде. Совет был обязан содействовать региональному духовному руководству в надзоре за миссионерскими учреждениями и оказывать помощь епархиальным архиереям, которые руководили миссионерской деятельностью на местах. Кроме того, это учреждение занималось организацией борьбы с пропагандой иноверцев, проводило исследования других религий и антицерковных учений; занималось издательской деятельностью. Созданная система распространения православия была проверена временем. В результате даже в самые тяжелые для России периоды Первой мировой войны и Февральской революции миссионерская деятельность не только не угасла, но продолжалась до конца 1917 г. Декрет

СНК РСФСР от 20 января 1918 г. «О свободе совести» окончательно упразднил Св. Синод и его учреждения1.

Подводя итоги диссертационного исследования, необходимо отметить, что руководство РПЦ не смогло уловить назревших изменений времени. Страна стояла на пороге крупномасштабных катаклизмов, апогеем которых стала Октябрьская революция в России, а государство и РПЦ упорно не хотели признать необходимость конфессиональной свободы в стране. Положение усугублялось еще и тем, что российская политико-правовая жизнь не основывалась на примате гражданских прав, уважении к закону, толерантности и веротерпимости.

В настоящее время проблема миссионерской деятельности РПЦ в РФ чрезвычайно актуальна. Мудрое слово пастыря в условиях бездуховности и коммерциализации, буквально «девятым валом» захлестнувшим города и веси нашей большой страны, может существенно помочь человеку, потерявшему твердую почву под ногами в силу экономических и социальных причин, вырвать подростков из цепких рук руководителей тоталитарных сект (сатанисты, мормоны, свидетели Иеговы, неопятидесятники и др.) и кардинально изменить жизнь даже преступника. В создание и развитие полноценного гражданского общества в России - стране с преобладающим православным населением - свой весомый вклад, несомненно, может и должна внести активная миссионерская деятельность РПЦ.

1 Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957

205

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шабунин, Вадим Владимирович, 2013 год

1. Т.И. Филиппов12 Фонд 564. А.Ф. Кони13 Фонд 579. П.Н. Милюков

2. Российский государственный исторический архив (РГИА)в Санкт-Петербурге

3. Фонд 1322. Особое совещание по устройству беженцев

4. Фонд 1288. Циркуляры Отдела по устройству беженцев МВД

5. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ)

6. Фонд 203. Московская духовная консистория

7. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ)

8. Фонд 246. Рогожское кладбище

9. Фонд 369. В.Д. Бонч-Бруевич1.. Опубликованные источники 1. Законодательные и нормативно-правовые акты

10. Айвазов И.Г. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М., 1913.

11. Барсов Т.В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885.

12. Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957.

13. Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900. СПб., 1901.

14. Ивановский Я.И. Обозрение церковных узаконений. СПб., 1883.

15. Климов Н. Постановления по делам православного духовенства и Церкви в царствование императрицы Екатерины И. СПб., 1902.

16. Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1904.

17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.19. СПб., 1830.

18. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т.39. СПб., 1864.

19. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 4. СПб., 1884.

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т.24. СПБ.,1904.

21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 25. СПб.,1905.

22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т.ЗЗ. СПб., 1913.

23. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1869-1915.

24. Полное собрание постановлений по части раскола. СПб, 1872.

25. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 тт. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. Т. 9.

26. Руководящие для православного духовенства указы Святейшего правительствующего Синода 1721-1878. М. 1879.

27. Руновский Н.П. Церковно-гражданское законодательство относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.

28. Собрание постановлений по части раскола. СПб, 1875.

29. Собрании постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода. СПб., 1860.

30. Собрание постановлений Святейшего Синода 1867-1874 гг. относительно устройства духовных училищ. СПб., 1875.

31. Собрание узаконений. Пг., 1915. Отдел 1.

32. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 2. Ч. 2. Пг., 1918

33. Таганцев Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1901.

34. Устав духовных консисторий. М., 1883.

35. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. М., 1879.

36. Материалы официального делопроизводства

37. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1892 -1914 гг. СПб., 1895 1916.

38. Сборник циркулярных указов Св. Синода с 1887 по 1913 гг.

39. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. М., 1994.

40. Отчеты общественных организаций

41. Всероссийское Православное миссионерское общество в 1890 году. М., 1891.

42. Всероссийское Православное миссионерское общество в 1914 году. М.,1916.

43. Миссионерское всероссийское православное общество, состоящее под августейшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны в 1901 г. М., 1902.

44. Новое Миссионерское общество в Москве: Устав Миссионерского общества. СПб., 1895.

45. Отчет Православного миссионерского общества за 1870-1915 гг. М., 18711917.

46. Постановления Всероссийского Съезда представителей от монастырей, бывшего в Свято-Сергиевой Лавре с 16 по 23 июля 1917 г. М., 1917.

47. Постановления Всероссийского Съезда ученого монашества, бывшего в МДА с 7 по 14 июля сего, 1917, года. М., 1917.

48. Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного Миссионерского общества. М., 1872.

49. Устав миссионерских кружков ревнителей православия (для Тверской епархии). Тверь, 1911.

50. ЗЛОУстав Православного миссионерского общества. СПб., 1869.

51. Документы личного происхождения

52. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М., 1969.

53. С.Ю. Витте. Воспоминания. М., 1923.

54. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994.

55. Иннокентий (Вениаминов), митр. Письма / состав. И. Барсуков. СПб, 1901.

56. Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. М., 2003.

57. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990.

58. Победоносцев К.П. и его корреспонденты: воспоминания. Мемуары. Минск, 2003.

59. Серафим (Остроумов), иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года: Воспоминания участника. М., 1999.

60. Справочные и статистические материалы

61. Ванчаков A.M. Краткий историко-статистический обзор развития церковноприходской школы с 1884 г. до настоящего времени. СПб., 1909.

62. История русской православной церкви в документах федеральных архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М., 1993.

63. Кириллов И.А. Статистика старообрядчества. М., 1913.

64. Обзор деятельности ведомства Православного Исповедания за время царствования Императора Александра III. СПб., 1901.

65. Общий свод по империи результатов разработки данных Первой всеобщей переписи населения произведенной 28 января 1897 г. Т. II. СПб., 1905.

66. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

67. Папков A.A. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. СПб., 1893.

68. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб, 1900.

69. Православная энциклопедия. М., 2003.

70. ОПреображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 годы. СПб., 1901.

71. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. СПб., 19016.12Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб., 1912.6.13Скворцов В.М. Пастырско-миссионерский календарь. СПб., 1908.7. Литература

72. Айвазов И.Г. Великий штурм церкви. М., 1912.

73. Айвазов И.Г. Миссионерская полемика. Харьков, 1907.

74. Айвазов И.Г. Новая вероисповедная система русского государства. М., 1914.

75. Айвазов И.Г. Обличение русских сектантов. М., 1910.

76. Айвазов И.Г. Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести: (По поводу доклада М.А. Стаховича, читанная на миссионерском съезде в г. Орле 24 сент. 1901 г.). Тамбов, 1901.

77. Айвазов И.Г. Православная церковь и высшие государственные учреждения в России. М., 1912.

78. Айвазов И.Г. Религиозное обновление наших дней. М., 1910.

79. Айвазов И.Г. Религиозная правда русского самодержавия. М., 1910.

80. Айвазов И.Г. Религиозные скитания русской интеллигенции нашего времени. М., 1913.7.10Айвазов И.Г. Русское сектантство. Харьков, 1907.

81. Денисов Л.И. Православные русские обители. СПб., 1909.

82. Новосибирск: 1978. 7.105Монашество и монастыри в России: XI-XX века. М., 2005. 7.106Нестеров C.B. Словом и житием наставляя: жизнь и труды преп. Макария

83. Алтайского. М., 2005. 7.107Никон (Рклицкий), архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и еговремя, 1863 — 1936., 2004. 7.108Никольский А., прот. Забайкальская духовная миссия (1681—1903):

84. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири в XIX начале XX века: дис. канд. ист. наук. Тюмень, 1999.

85. Макурина В.В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX начале XX века: дис. канд. ист. наук. СПб., 2002.

86. Михайлова Е.Д. Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Центральной России в конце XIX начале XX века: дис. канд. ист. наук. Курск, 2010.

87. Остапенко P.A. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа: дис. канд. ист. наук. Майкоп, 2011.

88. Понятов А.Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX начале XX вв.: дис. канд. ист. наук. Казань, 2007.

89. Раздольский С.А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX начале XX веков: дис. канд. ист. наук. Краснодар, 1996.

90. Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX начале XX вв.: дис. канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2002.

91. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики: дис. канд. ист. наук. М., 1999.

92. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII начале XX веков: дис. докт. ист. наук. Барнаул, 2007.

93. Хон Ч.С. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви среди корейцев на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX -начале XX вв.: дис. докт. ист. наук. М., 2009.

94. Шагжина З.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Забайкалье, вторая половина XVII начало XX вв.: дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.