Мистическое сектанство в Среднем Поволжье в XIX - первой половине XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Берман, Андрей Геннадьевич

  • Берман, Андрей Геннадьевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 259
Берман, Андрей Геннадьевич. Мистическое сектанство в Среднем Поволжье в XIX - первой половине XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Чебоксары. 2006. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Берман, Андрей Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МИСТИЧЕСКОЕ СЕКТАНТСТВО В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

1.1. Религиозные движения в Византии и на Руси в Средние века и генезис русского мистического сектантства.

1.2. Первые упоминания о христововерах на территории Среднего Поволжья.

1.3. Хлыстовщина в Среднем Поволжье в первой половине XIX в.

1.4. Скопчество в Среднем Поволжье в первой половине XIX в.

ГЛАВА 2. МИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - XX ВВ.

2.1. «Корабль» Петра Мельникова.

2.2. Распространение мистических сект в Среднем Поволжье в конце XIX -нач. XX вв.

2.3. Х.лыстовщина в Среднем Поволжье в послеоктябрьский период.

ГЛАВА 3. МИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

3.1. Религиозная культура сектантов-мистиков Среднего Поволжья.

3.2. Тендерные отношения в мистических сектах Среднего Поволжья.

3.3. Хлысты или православные? Беседничество и старчество в Среднем Поволжье.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мистическое сектанство в Среднем Поволжье в XIX - первой половине XX вв.»

В настоящее время религиозный фактор приобретает все большее значение в общественной, культурной и научной жизни России; возрождаются общины, восстанавливаются храмы, издаются книги религиозной тематики.

В последнее время «народная религия» стала постоянным объектом изучения гуманитарных наук. Диссертация посвящена своеобразной разновидности «народной религии» - русским мистическим сектам хлыстов и скопцов. Актуальность данной темы состоит в том, что в предыдущие эпохи изучение сектантства было предельно идеологизировано последовательно: синодальным православием, революционным народничеством и, наконец, марксистским историческим материализмом. Это не способствовало объективному исследованию данной темы. Сегодня гуманитарное знание, освобожденное от идеологических догм, и обогащенное новыми, междисциплинарными методологическими подходами, позволяет изучать мистические секты как самостоятельное религиозное явление. Кроме того, изучение процессов, происходивших в мистических сектах, возникших на основе православия, позволяет глубже понять современный ход развития православной религии в России, роль которой в российском обществе значительно возросла в последние десятилетия. Региональная история мистического сектантства до сих пор практически не изучена, имеется большое количество источников, которые еще не попадали в поле зрения исследователей. Не раскрыты общие корни мистически сект и религиозных движений, остававшихся в рамках официальной православной церкви.

Объектом исследования данной работы является мистическое сектантство Среднего Поволжья.

Предмет исследования - история становления и развития религиозно-мистических сообществ, известных как секты хлыстов и скопцов, в конкретной ситуации Среднего Поволжья.

В дореволюционной литературе по сектоведению было принято разделять все секты на мистические и рационалистические. В первом случае подчеркивалось, что в мистических сектах основным пунктом вероучения было признание возможности соединения с божеством еще при жизни. К мистическим сектам обычно относили хлыстов и скопцов. Во втором случае главное место занимало вольное толкование Священного Писания и устройство общин на евангельских началах. К этим сектам относили молокан, духоборцев, штундистов и т. д. В советской историографии все традиционные русские сектанты объединялись общим названием «духовных христиан», которые рассматривались как «ступени одной лестницы развития демократического протеста в религиозной оболочке» [1]. Известный русский писатель, исследователь раскола и сектантства, бывший чиновником МВД по особым поручениям П.И. Мельников (Андрей Печерский) называл хлыстов и скопцов «тайными сектами». Действительно если молокане и духоборы довольно быстро порвали с православной церковью, то мистические сектанты старательно скрывали свои убеждения, считаясь офицЕжлпшоупряфсю&Ешнимжермина «мистические» представляется вполне оправданным т.к. отражает содержание вполне определенной историко-культурной действительности, то с термином «хлысты» не все так просто. Во-первых, наименование «хлысты» не является самоназванием адептов секты, сами себя они называли «божьи люди». В народе за ними закрепилось название «христовщина», так как своих руководителей сектанты часто называли «христами». Впервые это название употребляет св. Димитрий Ростовский в знаменитом «Розыске» [2]. По мнению Мельникова слово «хлысты» изобретено духовными лицами, считавшими неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа [3]. В советской литературе, с легкой руки А.И. Клибанова, утвердился термин «христововерие». Во-вторых, исходя из изученности темы, нет никаких оснований считать христовщину генетически, организационно и религиозно однородным явлением. Мы будем употреблять термин «хлысты» следуя устоявшейся исторической традиции не вкладывая в него никакого отрицательного смысла.

Термин «скопцы» употреблялся как самими сектантами, так и их оппонентами, и поэтому его употребление вполне правомерно.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1800 г. до 1956 г. Первая четверть XIX в. является наиболее благоприятным периодом для русских мистических сект. Общий интерес к мистицизму в правление Александра I способствовал прекращению гонений на религиозных диссидентов со стороны государства, что позволило хлыстам и скопцам завершить формирование своих религиозных сообществ. Верхняя граница исследования определяется значительными переменами в жизни российского общества, обусловленными осуждением на XX съезде КПСС культа личности Сталина, возвращением из мест заключения и реабилитацией репрессированных, в том числе и осужденных во время Великой Отечественной войны сектантов Среднего Поволжья.

Территориальные рамки работы определяются своеобразием региона Среднего Поволжья. Активное освоение русскими территории Среднего Поволжья, по сравнению с центральными и северозападными областями России, началось сравнительно поздно. Долгое время данный регион оставался периферией страны, где контроль со стороны Церкви и государства над религиозной жизнью затруднялся по причине труднодоступности некоторых районов и недостаточностью административного аппарата. Кроме того, государство, заинтересованное в освоении Средней Волги русским населением не всегда ревностно проводило политику официального православия. Все это делало Среднее Поволжье привлекательным для разного рода религиозных диссидентов от староверов до хлыстов. Поэтому, актуальным представляется изучение мистических сект в рамках региональной истории Среднего Поволжья.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение конкретно-локального бытования мистических сект в Среднем Поволжье. Специфика предмета исследования предполагает наличие двух аспектов: во-первых: изучение развития религиозно-мистических сообществ в Среднем Поволжье, взаимодействие с государственными органами и официальной Церковью (исторический аспект); во-вторых: изучение религиозных практик и религиозных представлений мистических сектантов Среднего Поволжья (культурологический аспект).

Для реализации этих целей предполагается решить следующие задачи.

• выявить на основании анализа архивных источников основные группы мистических сектантов на территории Среднего Поволжья;

• исследовать трансформационные процессы в сектах, связанные с изменением общественной жизни в стране;

• изучить социально-культурные характеристики (возрастной состав, социальный статус, тендерные отношения, образование) в мистических сектах Среднего Поволжья;

• определить взаимоотношения и взаимовлияние мистических сект и религиозности официальной православной Церкви;

• изучить религиозные практики хлыстов и скопцов в Среднем Поволжье.

Дореволюционная литература о хлыстах и скопцах насчитывает несколько сотен наименований. Исследованиями сектантства обычно занимались православные миссионеры и государственные чиновники, в обязанности которых входила борьба с сектами и расколами. Во второй половине девятнадцатого века сектантами заинтересовались исследователи народнического толка пытавшиеся найти в религиозных диссидентах опору для борьбы с самодержавием. Первое упоминание о хлыстах имеется в известной книге Димитрия Ростовского «Розыск о раскольнической брынской вере» [4], где святитель делает обзор всех сект и расколов к началу восемнадцатого века. В 1844 г. вышло первое исследование о мистических сектах [5]. Автором этого исследования был известный русский писатель, составитель «Словаря живого великорусского языка», В.И. Даль, служивший чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел. Книга Даля была выпущена маленьким тиражом и предназначалась для служебного использования. В своей работе Даль опирался на многочисленные источники, собранные в Министерстве внутренних дел. Работа В.И. Даля послужила основой для другого «министерского» исследователя - Н.И. Надеждина [6]. Оба исследования были написаны на довольно высоком, для того времени, уровне, авторы правильно оценивали происхождение и первоначальную историю хлыстовщины и скопчества. Упомянутые работы не предназначались для широкой публики. До конца 50-х гг. XIX имеются только скудные упоминания о хлыстах и скопцах в русской литературе. Дело в том, что до 50-х годов скопцы и хлысты не выделялись в отдельные направления религиозного разномыслия, а считались разновидностью старообрядческого раскола, кроме того, в царствование Николая I вся информация о сектантах была засекреченной. В 1858-60 гг. в журнале Казанской Духовной Академии «Православный собеседник» был напечатан труд И.М. Добротворского «Сведения о секте как называющихся в русском расколе «Людей Божьих», который является первым опытом систематического исследования христововерия [7]. В 1862 году в «Отечественных Записках» вышла работа А.П. Щапова «Земство и раскол». Автор развивал тезис о том, что раскол и сектантство были оппозиционными движениями против засилья государства и церковных властей. Этот тезис был подхвачен народниками, которые, усматривая в сектантах союзников по борьбе с самодержавием, стали изучать их и искать сближения с ними. В 1860 - 63 гг. соратником Герцена и Огарева Василием Кельсиевым в Лондоне был опубликован ряд документов, касающихся истории христововерия [8]. В своей работе «Умственные направления русского раскола» А. П. Щапов объяснял происхождение хлыстовщины влиянием славянского и финно-угорского язычества [9]. На протяжении 1860 - 1900 годов был издан ряд общих исследований по истории мистических сект написанных миссионерами или государственными чиновниками. Это работы П. Мельникова [10], Н. Реутского [11], священника А. Рождественского [12]. Своеобразным итогом «миссионерского» направления в изучении мистического сектантства, явилась работа преподавателя Казанской Духовной Академии К.В. Кутепова [13]. Автор попытался обобщить все известные на тот момент исследования в этой области. В первой части своей работы, Кутепов приводит массу фактического материала по истории мистических сектантов в разных областях России. Эта часть работы может представлять интерес и для современного исследователя. Вторая часть сочинения Кутепова представляет собой попытку реконструировать вероучение мистических сектантов. Сама постановка вопроса о вероучении могла бы быть вполне оправданной применительно к протестантским деноменациям, появление которых явилось следствием вероучительной рефлексии. Происхождение русских мистических сект связано с использованием определенной религиозной практики и вероучение не было определяющим фактором их религиозной жизни.

Из специальных исследований следует назвать работу Е. Пеликана [14], который исследовал медицинский аспект оскопления. Мистическим сектам в высшем обществе в первой половине XIX века посвящены статьи Н.Ф. Дубровина «Наши мистики - сектанты», печатавшиеся в журнале « Русская Старина» в 1894 - 96гг. [15].

В начале XX века в обществе обострился интерес к религиозной жизни. Писатели, и философы «серебряного века» стали обращаться, в том числе, и к теме сектантства, посещать хлыстовские радения. Руководители сектантских общин были частыми гостями на заседаниях петербургского Религиозно - философского общества. К теме хлыстовщины обращались в своем творчестве Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый, Н. Клюев. Василий Розанов посвятил хлыстам и скопцам книгу «Апокалиптическая секта» [16]. В этот период традиции народников продолжали исследования Алексея Пругавина [17]. Будущий управделами Советского Правительства В. Бонч-Бруевич в 1908 - 1916 гг. издал многотомные «Материалы к истории русского сектантства и раскола» [18]. Обширные сборники архивных и иных документов были опубликованы миссионером И.Г. Айвазо-вым [19]. Важной вехой в исследовании хлыстовщины стала магистерская диссертация преподавателя Московской Духовной Академии Д.Г. Коновалова [20]. Он применил новаторский методологический подход, употребив для объяснения феномена хлыстовщины данные невропатологии и психиатрии. Сопоставив радельную практику хлыстов с аналогичными явлениями раннего христианства, он справедливо указал на типологическое сходство явлений.

Советских исследований о «божьих людях» немного, секты рассматриваются как проявление классовой борьбы под религиозной оболочкой. В 1930 г. вышла книга Н.М. Никольского «История русской Церкви» [21] где большое место отведено вопросам сектантства. Особое место в изучении мистических сект в советский период занимают работы учеников ленинградского этнографа Н.М. Матори-на. В 1929 г. Маторин организовал специальный семинар в Ленинградском университете посвященный изучению сектантства. Активное участие в семинаре принимал Н.Н. Волков. В 1930 г. он был приглашен в качестве эксперта на судебный процесс скопцов, арестованных в Ленинградской области. Волков опубликовал две работы посвященные изучению секты скопцов с позиций тогдашней советской методологии [22]. В 1960 - 70 гг. исследованиями в области сектантства занимался другой ученик Н.М. Маторина - А.И. Клиба-нов. Им выпущен ряд работ посвященных истории разного рода еретических движений и сект [23]. Клибанов считался ведущим советским специалистом в области сектантства, однако приверженность марксистской методологии не позволила ему увидеть в мистических сектах что-то иное, кроме формы социального протеста. Клибанов не смог подойти к хлыстам и скопцам как к самостоятельному культурному феномену. В 1970-е гг. часто публиковались научно-популярные книги по борьбе с религиозным сектантством, из которых следует упомянуть книгу И.А. Малаховой «Духовные христиане» [24]. Из современных публикаций нужно назвать работу кандидата психологических наук А. М. Эткинда «Хлыст» [25]. Автора интересуют не столько сами сектанты, сколько роль сектантской темы в культуре России конца XIX - первой четверти XX в. М. Бобрик, проанализировав раннехристианский гностический апокриф «Деяния Иоанна» и сопоставив его с религиозной практикой русских хлыстов, пришла к выводу о генетическом родстве хлыстовщины и иу-деохристианства, что, по нашему мнению, вряд ли оправданно [26].

Своеобразный итог многовековым исследованиям мистического сектантства подводит написанная на высоком научнометодологическом уровне монография петербургского ученого А. Панченко [27]. Автор ставит перед собой задачу описания и анализа устойчивых форм традиционной культуры христовщины и скопчества в широком контексте простонародной религиозной культуры XVII - XX вв. В обширном историографическом очерке автор подробно анализирует все сколько-нибудь значительные труды, посвященные хлыстам и скопцам.

Из иностранных исследований о русском мистическом сектантстве надо отметить работы американского ученого Ю. Клэя [28]. В работах изучаются документы, касающиеся первого расследования о секте людей божьих, которое было проведено в Угличе в 1717. Используя методы сравнительной антропологии и истории религий, Клэй рассматривает различные теории происхождения секты людей божьих, анализирует историографию проблемы, и на основе этого делает вывод, что секта появилась как одно из направлений старообрядческого раскола. В статье также исследуется сильное влияние на формирование хлыстовщины некоторых ортодоксальных мистических традиций, в частности исихазма и юродства. Выводы Клэя, особенно касающиеся исихазма, представляются весьма обоснованными и заслуживают серьезного внимания.

Секте скопцов посвятила свою книгу американская исследовательница, профессор Иельского университета Л. Энгелыптейн (русский перевод «Скопцы и Царство Небесное») [29]. Автор пытается проникнуть в мир людей, лишенных пола основываясь на документальных материалах связанных с поздней хлыстовщиной. Исследовательница недостаточное внимание уделяет вопросам генезиса скопчества, скопческой ритуалистики и фольклора.

Следует так же упомянуть исследование К.Т. Сергазиной [30]. На материале XVIII в. автор реконструирует ритуалистику первых хлыстовских общин, впервые применяет новаторскую методику анализа молитвенных текстов христововеров.

Обобщающих исследований о мистических сектах в Среднем Поволжье не имеется, работы о хлыстах и скопцах рассыпаны по раз-личным церковным периодическим изданиям. Наибольший интерес представляют работы, опубликованные в имевшихся в каждой епархии «Ведомостях» и «Известиях». Статьи, печатавшиеся в специальном журнале «Миссионерское обозрение» отличаются непримиримым тоном, весьма далеким от научной объективности. Авторы епархиальных и академических церковных изданий более сдержаны, многие используют материалы собственных наблюдений, бесед с сектантами, записи фольклора, архивные документы, утраченные в дальнейших перипетиях российской истории. И хотя объяснительная сторона этих статей не представляет научной ценности, обилие фактического материала делает работы епархиальных миссионеров и исследователей важным источником по истории мистических сект в Среднем Поволжье. Из работ, посвященных Симбирской губернии, прежде всего, следует назвать статью Н. Аристова «Раскол в Симбирской губернии» [31]. Ценность данной работы состоит в том, что автор использовал документы, погибшие во время симбирского пожара 1864 г.

Главным трудом по истории скопческой секты в г. Алатыре является статья А. П. Крыжина «Опыт исследования скопческой секты в Симбирской губернии» [32]. Крыжин лично знал некоторых членов секты, имел доступ к документам, которые, по видимому, погибли во время симбирских пожаров 1864 г. Описание религиозной практики, образцы сектантского фольклора можно обнаружить только в работе Крыжина. Священник С. Введенский опубликовал ряд статей посвященных истории раскола и сектантства в Симбирском крае, из которых одна представляет собой компиляцию их трудов Аристова и Крыжина, а остальные - пересказом следственных дел о мистических сектантах второй пол. XIX в Симбирской губернии [33]. Хлыстам Казанской губернии посвящены статьи священников П. Руфимского [34] и А. Урбанского [35]. Самарских сектантов исследовали М. Гребнев [36] и священник А. Матюшенский [37]. Число современных исследований о хлыстах и скопцах в Среднем Поволжье невелико. В работе Л.Ю. Браславского «Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии» ряд глав посвящен мистическому сектантству в Алатырском уезде Симбирской губернии. Работа носит в основном обзорный характер, автор, видимо, не преследует цели глубокого анализа, не выходит за пределы советской идеологической схемы. Браславский вводит в научный оборот ряд архивных источников, однако, иногда приводимые им ссылки не соответствуют содержанию цитируемого им источника [38]. Концепции «классовой борьбы под религиозной оболочкой» придерживается в своей статье и С.А. Мельникова [39]. Особого внимания заслуживают работы К.И. Серебренитского, в основе которых лежат материалы полевых исследований автора. Однако, их существенным недостатком является недостаточное знакомство исследователя с архивными материалами, что приводит, подчас, к необоснованным выводам [40]. Таким образом, анализ историографии показывает, что локальные религиозные традиции хлыстовщины и скопчества в Среднем Поволжье изучены недостаточно.

Источниковая база исследования. В процессе работы использовались как неопубликованные так и опубликованные источники. В свою очередь архивные материалы можно разделить на дореволюционные и источники советского времени. Основу дореволюционных архивных источников составляют материалы судебно-следственных органов (земские, словесные суды, городовые магистраты и т.д.), а так же материалы местных органов управления православной Церкви (духовные консистории, духовные правления). ви (духовные консистории, духовные правления). Крестьяне, составлявшие большую часть хлыстов и скопцов, не были учеными богословами, часто они были вообще неграмотными и в отличии, например, от староверов свои религиозные переживания они не записывали. Хлысты и скопцы представляли собой «культуру безмолвствующего большинства». Поэтому основным источником при изучении сектантства являются материалы судебно-следственных дел. Судебно-следственный документ появлялся тогда, когда сектанты оказывались в поле зрения властей. У источников этого рода есть свои достоинства и недостатки. Обычно в делах содержатся доносы, данные обысков, характеристики подследственных сточки зрения социальной принадлежности, посещаемости церквей, активной грамотности, медицинские освидетельствования. Все это представляет собой объективную сторону источника. В тоже время следственные дела часто не позволяли судить о верованиях, обрядах сектантов, которые при вступлении в секту давали клятву держать все это в тайне. Лишь иногда сектанты обращались в официальную религию и тогда старались открыть в своих доносах верования и практику, бытовавшую в сектантских «кораблях». Если сравнивать дела о хлыстовщине с судебно-следственными документами, касающимися скопчества, то обращает на себя внимание тот факт, что в делах об оскоплениях совершенно отсутствуют какие-либо сведения о религиозной практике и фольклоре сектантов. Дело в том, что само событие оскопления являлся составом преступления, и наличие сведений о каких-либо сектантских обрядах лишь осложнило бы положение обвиняемых. Обычно скопцы применяли защитную стратегию, которая состояла в том, чтобы представить кастрацию как имевшую место в отдалённом прошлом, совершённую над ними давно умершими людьми. Более содержательными оказываются документы церковных институтов, которые, в миссионерских целях, специально интересовались собственно религиозной стороной деятельности сектантов. Деятельность епархиальных миссионерских учреждений и карательных органов государства протекала в тесном взаимодействии: нередко донос приходского священника или результаты миссионерской поездки инициировали полицейское преследование сектантов.

Из архивных источников советского времени нами использовались документы двух типов: судебно-следственные документы (уголовные дела) органов госбезопасности (ОГПУ - НКВД - НКГБ) и прокуратуры (надзорное производство), а так же отчеты уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР по ЧАССР. Кроме объективных данных о возрасте, месте рождения, национальности, образовании и составе семьи людей, привлеченных к следствию, уголовные дела госбезопасности содержат подробные протоколы допросов обвиняемых, которые содержат сведения о религиозной деятельности сектантов, о взаимоотношениях в сектантских группах, об отношении людей к текущей исторической действительности. Все это, конечно с учетом следственного давления, делает протоколы допросов важнейшим источником по истории сектантства. На наш взгляд важным является и наличие в уголовных делах фотографий некоторых обвиняемых, что дает возможность создать изобразительный ряд. Источники дореволюционного периода таким достоинством не отличались. Кроме того, к некоторым уголовным делам приобщены личные документы сектантов, частная переписка и, в одном случае, образцы сектантского фольклора. Следственное дело о секте хлыстов в г. Алатыре в 1944 - 45 гг., кроме того, содержит представленные соответствующими структурами НКГБ протоколы допросов хлыстов из соседних областей, позволяет проследить связи алатырских сектантов с единоверцами по всему Среднему Поволжью. Отчеты уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР по ЧАССР представляют собой короткие справки о деятельности сектантов и являются важным источником о жизни мистических сект в тот период, когда массовые репрессии против верующих уже не осуществлялись. В процессе работы над темой использовались архивные фонды Алатырского уездного суда (Ф. 88), Алатырского городового магистрата (Ф. 92), Алатырского словесного суда (Ф. 96), Алатырского уездного казначейства (ревизские сказки) (Ф. 143), Алатарской удельной конторы (Ф. 193), Народного комиссариата внутренних дел ЧАССР (Ф. 784), Прокуратуры ЧАССР (Ф. 1458) Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР по ЧАССР (Ф. 1857), Комитета государственной безопасности ЧАССР (Ф. 2669) хранящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики (ГИА ЧР); фонды Канцелярии Симбирского губернатора (Ф. 76), Симбирского губернского правления (Ф. 88), Симбирской духовной консистории (Ф. 134), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), Канцелярии казанского губернатора (Ф.1) Национального архива Республики Татарстан (НАРТ), фонды Нижегородской палаты уголовного суда (Ф. 176), Нижегородской духовной консистории (Ф.570) Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

В качестве методической основы работы с источниками нами использовалось сплошное обследование корпуса документальных материалов с целью максимального выявления дошедших до нас сведений о хлыстах и скопцах. Такая методика применялась нами в процессе работы в ГИА ЧР и ГАУО.

В качестве опубликованных источников нами были использованы уже упоминавшиеся статьи в дореволюционных периодических изданиях. Важным источником ранней истории хлыстовщины в Среднем Поволжье является описание следственных дел комиссий о раскольниках первой половины XVIII в. архива Министерства Юстиции (ныне РГАДА) сделанное В.В. Нечаевым [41]. Кроме того, в работе использованы материалы полевых исследований проводившихся автором в Алатырском районе ЧР в 2001 - 2003 гг.

В качестве методологической основы исследования нами использован междисциплинарный исследователький подход, который позволяет позволяющий сочетать в работе исторический, религиоведческий и культорологический материал. Как показывает современный опыт изучения религиозных движений междисциплинарный методологический подход в данном случае является оптимальным, т.к. позволяет исследовать религиозное движение как самостоятельное культурно-историческое явление. Объяснительные модели, детерминирующие религиозное движение социальными, экономическими, классовыми и др. факторами по нашему мнению не позволяет проникнуть во внутреннюю сущность религиозного феномена. В работе используются методы исторического исследования (историко-сравнительный, историко-генетический и историкофункциональный), феноменологический метод религиоведения, синхронный и диахронный методы культурологии.

Научная новизна определяется тем, что впервые проведено комплексное изучение мистического сектантства на территории Среднего Поволжья на основе анализа большого количества источников в широких хронологических рамках. Исследованы такие аспекты культуры сектантских сообществ, как тендерные отношения и культовое использование священных изображений. Установлено взаимодействие мистических сект и околомонашеских старческих движений, известных в Среднем Поволжье как беседничество. Впервые введен в научный оборот ряд архивных материалов, в том числе из закрытых ранее фондов советских органов госбезопасности, что позволило наиболее полно реконструировать историю и культуру мистического сектантства.

Теоретическая значимость работы состоит в использовании концептов «религиозность» и «религиозный фонд» для изучения генезиса русского сектантства и его взаимодействия с православной религией, что способствовало исследованию русского мистического сектантства как культурно-исторического явления, выявлению глубинных связей религиозной практики мистических сект и православной среды, постижению мистического сектантства во взаимосвязи с аналогичными движениями.

Практическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот значительного количества неопубликованных источников по истории мистических сект в Среднем Поволжье. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке лекционных курсов по истории религии в России, истории религиозных движений в регионах Среднего Поволжья, в региональных и общероссийских исследованиях, в создании музейных экспозиций.

На защиту выносятся следующие положения:

• мистическое сектантство на протяжении XIX - первой половины XX вв. было широко распространено в Среднем Поволжье и являлось важной составляющей многоконфессиональности региона;

• конфессиализация хлыстовских общин в Среднем Поволжье происходит в конце XIX - начале XX вв. в результате издания Манифеста о веротерпимости и отказа от традиционного для мистических сект запрета на брачные отношения;

• несмотря на формальную принадлежность к крестьянству, значительная часть членов сектантских общин на протяжении XIX века была слабо связана с сельскохозяйственным производст

3. Мельников, П.И. Тайные секты. Полн. собр. соч./ Мельников. - СПб. 1909. -Т.6. - С. 252.

4. Димитрий Ростовский. Указ. соч.

5. Даль, В.И. Исследование о скопческой ереси / В.И. Даль. - Спб., 1844.

6. Надеждин, Н.И. Исследование о скопческой ереси / Н.И. Надеждин. -Спб., 1845.

7. Добротворский, И. Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан / И. Добротворский. - Казань, 1869.

8. Сборник правительственных сведений о раскольниках. - Лондон, 1860 - 1862.

- Вып. 1- 4; Собрание постановлений по части раскола. - Лондон, 1863. - Т. 1

-2.

9. Щапов, А.П. Умственные направления русского раскола / А.П. Щапов // Дело. - 1867. - №10. - С.319 - 348, №11. - С.138 - 168, №12. - С.170 - 200.

10.Мельников, П.И. Тайные секты. / П.И.Мельников. - Полн. собр. соч. - СПб., 1909. - Т.6. - С251 - 299; Он же. Белые голуби. - Там же. - С. 300 - 422.

11 Реутский, Н. Люди божьи и скопцы Историческое исследование (из достоверных источников и подлинных бумаг) / Н. Реутский. - М., 1872; Он же. Московские божьи люди во второй половине XVIII и в XIX столетии // Русский Вестник. - 1882. май-июнь. - С.5 - 82.

12 Рождественский, А., свящ. Христовщина и скопчество в России / А. Рождественский. - М., 1882.

13.Кутепов, К. Секта хлыстов и скопцов / К. Кутепов // Православный Собеседник. - 1882. март. - С.1 -32, апрель - С.33 - 80, май. С.81 - 112, июль-август.

- С.113 - 208, октябрь. - С.209 - 256, ноябрь. - С.257 - 304. 1883. январь. -С.305 - 352, март. - С.353 - 416, апрель. - С. 417 - 496, июнь. - С.497 - 576.

14 Пеликан, Е.В. Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем / Е.В. Пеликан. - СПб.,1872.

15.Дубровин, Н.Ф. Наши мистики - сектанты: Е.Ф. Татаринова и А.П. Дубовицкий / Н.Ф.Дубровин // Русская Старина. - 1895. - №10 - С.ЗЗ - 64; №11 - С.З - 43; №12 -С.51 - 95. 1896. - №1 - С.5 - 51; №2 - С.223 - 263.

16.Розанов, В.В. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы) / В.В. Розанов. -Петербург, 1914. 1 Пругавин, А.С. Бунт против природы (о хлыстах и хлыстовщине) /

A.С.Пругавин. - М., 1917.

18 Бонч-Бруевич, В.В. Материалы к истории русского сектантства и раскола /

B.В. Бонч-Бруевич. - Спб., 1908 - Пг., 1916. - Вып. 1 - 7

19.Айвазов, И.Г. Материалы для исследования русских мистических сект / И.Г. Айвазов. - Пг., 1915. - Т. 1 - 3; Он же. Материалы для исследования секты скопцов. - М., 1916 - 1917. - Т. 1 - 2.

Ю.Коновалов, Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве / Д.Г.Коновалов. - Сергиев Посад, 1908.

21 Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М.Никольский. - М., 1983.

22.Волков, Н.Н. Секта скопцов / Н.Н. Волков. - Л., 1930. Он же. Скопчество и стерилизация. - М. - Л., 1937.

23 Клибанов, А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.

- 1917 г.) / А.И.Клибанов. - М., 1965; Он же. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М., 1974. Он же. Из мира религиозного сектантства.

- М., 1974. Он же. Религиозное сектантство и современность. - М., 1969.

24.Малахова, И.А. Указ. соч.

25 Эткинд, A.M. Хлыст (Секты, литература и революция)/ A.M. Эткинд - М., 1998. Он же. Русские скопцы: Опыт истории // Звезда. - 1995. - № 4. - 131 -163.

26.Бобрик, М. Иисусов танец в «Деяниях Иоанна» и «радение» в хлыстовстве. (Гипотеза общности происхождения) / М.Бобрик И Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. - 1996. - Вып. 2.

C. 210 - 232.

27 Панченко, А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект/ А.А.Панченко. - М., 2002.

28. Clay, Е. God's People in the Early Eighteenth Century. The Uglich Affair of 1717 / E.Clay // Cahiers du monde Russe et Sovietique. - 1985. - Vol. XXIV (I). - P. 69 - 24. Он же. The Theological Origins of the Christ-Faith (Khristovshchina) // Russian History / Historie Russe. - 1988. - Vol. 15. - No. 1. - P. 21 - 42.

29 Энгельштейн, JI. Скопцы и Царство Небесное / Л. Энгелыитейн. - М., 2002.

30 Сергазина, К.Т. Хлыстовство как культурно-исторический феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / К.Т.Сергазина. - М., 2005.

31 Аристов, Н. Раскол в Симбирской губернии / Н. Аристов // Православный Собеседник. - 1877. - 4.1. - С.29 - 54, 212 - 225.

32.Крыжин, А.П. Опыт исследования скопческой секты в Симбирской Губернии/ А.П. Крыжин// Записки Императорского русского Географического общества. По отделению этнографии. - 1867. - 4.1. - С.485 - 527.

33 Введенский, С., свящ. Исторический очерк раскола и сектантства в Симбирской губернии / С. Введенский // Симбирские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 7. - С. 149 - 156, № 9. - С. 199 - 207, №11. - С.267 - 274, № 13 14. - С. 325 - 33 1, № 16. - С. 377 - 383. № 18. - С. 433 - 440; 1903. - № 3. -С. 38 - 44. Он же. О хлыстах сел Крестникова, Сиуча и Лаишевки, Симбирского уезда // Там же. - 1903. - № 6. - С. 141 - 148, №. 9. - С. 207 - 217. Он же. Об Ардатовских и в частности о Четвертаковских хлыстах // Там же. -1904. - № 15. - С. 401 - 406, № 17. - С. 465 - 470, № 18. - С. 498 - 504. Он же. О хлыстах села Порецкого, Алатырского уезда (О духовных скопцах) // Там же. - 1905. - № 13. - С. 301 - 308, № 14. - С. 339 - 347, № 15. - С. 373 -378.

34 Руфимский, П., свящ. Религиозно-нравственное состояние прихожан села Булдыря /П. Руфимский // Известия по Казанской епархии,- 1891 - № 2. - С. 45 - 53, № 9. - 275 - 278, № 13. - 404 - 409, № 18. - 552 - 554, № 23. - 733 -736.

35 Урбанский, А., свящ. Религиозный быт хлыстов Казанской губернии / А. Урбанский // Там же. - 1903. - № 12. - С. 459 - 488, № 13. - С. 517 - 547.

36 Гребнев, М. Очерки из истории сектантства мистического направления в Самарской епархии в шестидесятых годах / М. Гребнев // Самарские Епархиальные Ведомости. - 1896. - № 8. - С. 280 - 288, № И. - С. 462 - 476.

37 Матюшенский, А., свящ. Секта мормонов (в Самарской епархии) /А. Матю-шенский // Миссионерское обозрение. - 1898. - январь. - С. 61 - 66.

38Браславский, Л.Ю. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии / Л.Ю.Браславский. - Чебоксары, 1983. - С. 30 - 39.

39 Мельникова, С.А. На иллюзиях свободы не построить. (из истории массового сознания крестьян Симбирской губернии) / С.А.Мельникова // Художественная культура Поволжья. Материалы I Поливановских чтений 24 - 25 апреля 2001 года. - Ульяновск, 2002. - С. 4 - 10.

40.Серебрепитский, К. Дубово-Уметское царство. Потайное учение хлыстовского направления в Самарской области / К.Серебренитский // Этнос и культура.

- 1996. - № 3, 1997. - № 1 - 3 (цит. по интернет-версии: http://samara friends-partners.ru/infcent/etnos/l-1997/etnologij/ister-religmifologij/dubumetza/index.html). On же. Тилебухи. Современное хлыстовское учение, распространенное среди православной мордвы-эрзи на востоке Самарской области // Этнос и культура. - 1997. - № 2 - 3 (цит. по интернет-версии: http://samara friends-partners.ru/infcent/etnos/2-3-1997/etnologij/ister-relig-mifologij/tilebyhi/index html). 41 Нечаев, В.В. Дела следственных о раскольниках комиссий в XVIII веке / В.В. Нечаев // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. - М., 1889. - Кн. 6. - С. 77 - 199.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Берман, Андрей Геннадьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За несколько веков изучения русских мистических сект выдвигались различные теории их происхождения. Как показывают современные исследования, хлыстовщина органически вписывается в контекст русской православной культуры прицерковного круга. Именно в этом контексте ее и целесообразно изучать. Из множества различных мистических движений, имевшихся в христианстве, наибольшую близость к русской хлыстовщине обнаруживают византийские монашеские ереси, существовавшие в V - XIV вв. под названием мессалианства и богомильства. Отмечавшееся современниками сходство мессалианства, богомильста и исихазма а также тот факт, что неортодоксально монашеские ереси имелись в Византии в тот период, когда исихазм стал появляться на Руси, позволяет сделать предположение о влиянии средневековых монашеских ересей на формирование русских мистических сект. Представление хлыстов о воплощении Бога в некоторых людях можно считать неправильно усвоенным в крестьянской среде православным учении об обожении.

Хлыстовщина появилась в Среднем Поволжье не позднее 30-х годов XVIII в. Одним из центров хлыстовщины в Среднем Поволжье стал Алатырский уезд. К первой половине XIX в. мистические секты широко распространились по уездам Симбирской губернии. Первоначально хлысты, появившиеся в Среднем Поволжье принадлежали к «данило-филипповской» ветви этого движения, в XIX в. в Сызранском уезде Симбирской губернии появились представители постничества, занесенного из Тамбовской губернии. Николаевские преследования религиозных диссидентов в середине XIX в. не привели к ослаблению хлыстовщины в регионе.

В начале XIX в. г. Алатырь стал центром другого мистического движения - скопчества, которое возглавили местные купцы Милютинские. Благодаря активной миссионерской деятельности Милютинских, алатырская скопческая община стала одной из крупнейших в России. Влияние милютинского «корабля» распространялось на Симбирскую, Казанскую, Самарскую и Оренбургскую губернии, чему способствовала коммерческая деятельность лидеров секты. В середине XIX в., из-за репрессий правительства деятельность милютинского «корабля» пришла в упадок.

Вторая половина XIX в. стала временем больших перемен в жизни мистических сект, наблюдается некоторый упадок традиционных «данило-филипповцев». Новые хлыстовские общины характеризуются эклектичностью, ослаблением запрета на сексуальные отношения, стремлением к четкому разграничению с официальным православием - конфессиализация. Наиболее ярким и типичным явлением поздней хлыстовщины в Среднем Поволжье стала деятельность общины Петра Мельникова.

С середины XIX в. хлыстовщина Среднего Поволжья трансформируется в секту «духовных христиан - молокан», ничего общего не имеющую с действительным молоканством. Благодаря своему названию эти общины смогли воспользоваться объявленной в 1905 г. веротерпимостью и легализовать свою деятельность.

Советская власть первыми своими декретами отменила все ограничения на деятельность религиозных диссидентов, чем активно пользовалась и секта хлыстов. Причиной обострения отношений сектантов и советской власти стала коллективизация и репрессивная политика в отношении религии. Антисоветская позиция занятая лидерами хлыстовщины привела к репрессиям против секты в 1940-х гг. После возвращения сектантов из мест заключения деятельность хлыстовщины в Среднем Поволжье активизировалась. В 1970 - 80-х гг. в связи с пристальным вниманием органов госбезопасности, сложностью миссионерской работы и естественной убылью членов секты ее деятельность минимизировалась но не исчезла полностью.

По всей вероятности хлыстовщина чрезвычайно законспирирована, действует в основном в городах, где легче спрятаться. Численность, видимо, невелика, но стабильна. Во время полевых исследований в Алатыре в 2001 г. нам удалось выйти на одну из представительниц христововеровщины, но на контакт идти она решительно отказалась. Достоверно известно о существовании мистических сект в Мордовии [1]. Исследования К. Серебренит-ского доказывают наличие христововеровщины в Самарской области.

Большинство представителей мистического сектантства были крестьянами однако, как было замечено еще советскими исследователями, принадлежность к крестьянству многих сектантов была формальной, фактически крестьянским трудом они не занимались. Значительная часть сектантов вела полумонашеский образ жизни в форме келейничества. Часть занималась предпринимательской деятельностью. Эти обстоятельства имеют принципиальное значение для определения структуры религиозности мистических сект. Немаловажно, что мирская жизнь сектантов-мистиков полностью определялась религиозной доминантой. Поэтому религиозную культуру мистических сект можно рассматривать как маргинальную по отношению к культуре крестьян.

Религиозность мистических сект составляет единый религиозный фонд с православной монашеской культурой. Особенно это заметно при сравнении мистического сектантства и мистически настроенных сообществ принадлежащих к православной церкви, известных в Среднем Поволжье как беседничество. Сектантство развивало потенции заложенные в самой православной религии. В отсутствие систематического богословского образования и контроля со стороны духовенства в XVII в. монашеская практика «умного делания» в некоторых общинах принимает вид экстатической пляски. Множество культурных связей сохраняется между мистическими сектами и православием в XVIII - XX вв. Характерным примером таких связей является почитание икон у сектантов, у которых иконы выполняли те же функции что и у православных. Некоторые иконописные сюжеты являются общими для монашеской и сектантской среды.

Отношение к вопросам пола для дореволюционных исследователей, особенно представлявшим позицию официальной церкви, было показателем «еретичности» и безнравственности сектантов. Однако современные антропологические методы позволяют установить, что «безнраственность» сектантов является обратной стороной аскетизма, истоки которого находятся в монашеской культуре. В конце XIX в. в Среднем Поволжье сектанты отказываются от традиции безбрачия и приходят к обычным формам брака. Отказ от безбрачия стал одним из факторов конфессиализации хлыстовщины. Другим фактором окончательного размежевания сектантов от официальной церкви стал Манифест о веротерпимости 1905 г., который позволил хлыстовским общинам легализоваться под видом молоканских.

Процессы, происходившие в мистических сектах во многом аналогичны процессам происходящим в современных православных общинах, особенно связанных со старчеством и имеют тенденцию к воспроизводству. Многочисленные группы истинно-православных христиан, возникшие после революции во многом повторяли путь хлыстовских общин. Можно предположить, что при антиинтеллектуальных тенденциях среды такие явления будут повторяться. современной церковной

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Берман, Андрей Геннадьевич, 2006 год

1. Российская Государственная библиотека (РГБ) Ф. 304.1. Собрание Троице-Сергиевой лавры799/1927. Нила Сорскаго книга и Сборник. Нач. XVII в. № 739/1518. Обиходник столовый и чины разные. XVII в.

2. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО)

3. Ф. 176. Нижегородская палата уголовного суда

4. Оп. 94, Д. 2. Секретные журналы, 1851 г.

5. Ф. 570. Нижегородская духовная консиситория

6. Оп. 557, Д. 73. О доставлении в Комиссию военного суда при Астраханском порте сведения по делу о оскоплении г. Неверова родителями его, 1844 г.

7. Ф. 767. Личный архив А.П. Мельникова

8. Оп. 686а, Д. 140. Материалы о раскольниках и сектантах собранные Мельниковым.

9. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ)

10. Ф. 1 Канцелярия Казанского Губернатора

11. Оп. 2, Д. 98. Об освидетельствовании скопцов, проживающих вдоме вахтера Степанова, 1835 г. Оп. 2, Д. 584. О раскольниках и их молитвенных зданиях, 1847 г.

12. On. 2, Д. 866. О собраниях для моления в доме крестьянина Чистопольского уезда деревни Лягушкиной Прусакова, 1852 -1853 гг.

13. Оп. 2, Д. 799. По предписанию г. Министра внутренних дел о скопце Тимофееве и раскольниках Тырышкине и Трескине, 1851 г.

14. Оп. 2, Д. 1104. О раскольнических собраниях, делаемых в доме крестьянина Чистопольского уезда села Петропавловской слободы Ивана Лежепекова, 1855 г.

15. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)

16. Ф. 76. Канцелярия Симбирского губернатора

17. Оп. 4. Д. 83. С отчетами о деятельности исправников и полицмейстеров по уездам за 1877 г.

18. Оп. 4, Д. 61. С материалами о деятельности уездных земских управ для общегубернаторских отчетов за 1875 г.

19. Оп. 4. Д. 6. Ведомость о числе раскольников разных сект в Ар-датовском уезде.

20. Оп. 8. Д. 454. Сведения по всеподданнейшему отчету от уездных исправников за 1881 г.

21. Ф. 88. Симбирское губернское правление

22. Оп. 4, Д. 282. Дело об установлении наблюдения за хлыстами в Алатырском уезде, 1914.

23. Оп. 4, Д. 295.0 причислении в секту духовных христиан крестьян с. Мишукова, Алатырского уезда Сергея Петрова Митрясо-ва и др. , 1914.

24. Оп. 4, Д. 296. О причислении в секту духовных христиан крестьянина с. Собаченок Алексея Иванова Салова и др., 1914.

25. On. 4, Д. 354. О причислении в секту духовных христиан крестьян с. Четвертакова Ардатовского уезда, Григория и Прасковьи Малкиных, 1915.

26. Оп. 4. Д. 420. По прошению крестьян с. Собаченок, Ардатовского уезда Федора и Ефросинии Новиковых об исключении их из православия за переходом в сектантство, 1916.

27. Ф. 134. Симбирская духовная консистория

28. Оп. 7, Д. 8. О сборищах делаемых будто бы в доме крестьянина Алатырского уезда в селе Порецком Ивана Васильева Мусори-на некоторых лиц, 1863 1888.

29. Оп. 7, Д. 325. О распространении отставным рядовым Никано-ром Ивановым в селе Кузоватове, Сенгилеевского уезда, секты хлыстов, 1877 1878.

30. Оп. 7, Д. 478. О существовании в приходе села Козловки, Кур-мышского уезда секты под названием «богомолов», распространителем сей секты состоит проживающий в деревне Установке Фрол Иванов, 1890 1894.

31. Оп. 7, Д. 540. Дело по донесению священника села Собаченок Ардатовского уезда Михаила Крылова о разъяснении недоумений, встреченных им в религиозной жизни своих прихожан, зараженных ересью хлыстовской секты, 1893 1894.

32. Оп. 7, Д. 699. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам, 1901.

33. Оп. 7, Д. 761. О проживании в городе Сызрани, в пределах Покровского и, отчасти, Ильинского приходов нескольких семейств, заподозренных в принадлежности к хлыстовской секте, 1903.

34. On. 7. Д. 916. О доставлении губернскому правлению сведений о старообрядцах и сектантах отпавших от православия, а не инославия, 1912.

35. Оп. 7, Д. 920. О появлении в Алатырском Ямском Посаде секты духовных христиан, 1912 1913.

36. Оп. 7, Д. 924. О противозаконных сборищах хлыстов в селе Со-баченках, Ардатовского уезда, 1912.

37. Оп. 7, Д. 930. Дело Симбирского епархиального совета о беседниках, 1913 1915.

38. Оп. 9, Д. 257. Дело о пресечении деятельности секты хлыстов под названием «корабль» в гор. Алатыре и переписка с Московской духовной консисторией об изучении документов дела, 1876 1913.

39. Государственный исторический архив Чувашской Республики1. ГИА ЧР)

40. Ф. 88. Алатырский уездный суд

41. Оп.1, Д. 156. О скопце г. Салтыкова с. Семеновского крестьянина Петра Никитина, 1811 г.

42. Оп.1, Д.205. Об умершем от оскопления села Стемас г. Зиминского крестьянине Николае Петрове сектой скопцов, 1816 г.

43. Оп.1, Д. 221. О скопцах с. Порецкого крестьянах Иване Ляхове и Кузьме Назарове, 1818 г.

44. Оп.1, Д. 576. О скопце с. Астрадамовки г-жи Мятлевой Филиппе Артемьеве, 1826 г.

45. Оп.1, Д. 1659. О раскольниках принадлежащих к секте хлыстов, 1838 г.

46. Оп.1 Д. 1685. О раскольниках разных сел принадлежащих к секте хлыстов, 1839 г.

47. Оп.1, Д. 1933. О скопцах с. Стемас, 1841 г.

48. Оп.1, Д. 2945. Журнал о расколе (секретно), 1852 г.

49. Оп.1, Д. 3121. О раскольниках с. Астродамовки хлыстовской секты и алатырском мещанине Андрее Петрове, 1843 г.

50. Оп.1, Д. 3187. Собрание бумаг о раскольниках и скопцах (секретно), 1853 г.

51. Оп.1. Д. 3299. Собрание бумаг о расколе (секретно), 1854 г.

52. Оп.1, Д. 4359. Секретный журнал (дело Ивана Мусорина), 1863 г.

53. Оп.1, Д. 4411. О крестьянине Иване Мусорине, 1863 г.

54. Оп.1, Д. 4437. Бумаги по секрету (о побойстве за нежелание вступить в секту), 1863 г.

55. Оп.1, Д. 5288. Опись уголовным делам Алатырского уездного суда с 1803 по 1869 г.

56. Ф. 92. Алатырский городовой магистрат

57. On. 1, Д. 52. Рапорта смотрителя купца Михайлы Милютинского о наличии в городе запрещенных товаров, 1806 г.

58. On. 1, Д. 218. Об отказаной Троицкого монастыря архимандритом Авраамием купцу Милютинскому мукомольной мельницы, 1815 г.

59. Оп.1, Д. 232. О поступлении с купцами Комовыми за оскопление себя, 1817 г.

60. Оп.1, Д. 241. О взыскании с проживающего в г. Алатыре мещанина Ив. Горщечникова алатырской 2-й гильдии жене Авдотье Милютинской по векселю 125 р., 1818 г.

61. On. 1, Д. 348. О приведении в ветхость мукомольной мельницы принадлежащей девичью монастырю, мещанской дочерью Ав-дотьею Милютинской, 1826 г.

62. On. 1, Д. 351. О несостоятельном алатырском, бывшем по 2-й гильдии купецком сыне Милютинском, 1826 г.

63. Оп.1, Д. 443а. О алатырских мещанах Филиппе и Иване Комовых за оскопление себя, 1831 1832 гг.

64. Оп.1, Д. 457. О продаже за долги имения Милютинского, 1833г.

65. Оп.1, Д. 538. О имении оставшемся после солдатки Авдотьи Милютинской, 1837 г.

66. On. 1, Д. 1126. Об отобрании от алатырской мещанской девицы Марфы Александровой Киреевой разного имения принадлежащего алатырскому мещанину Кириллу Миронову Горбунову, 1856 г.

67. On. 1, Д. 1476. Журналы Алатырского городового магистрата за сентябрь 1862 г.

68. Оп. 2, Д. 52. Ревизские сказки по 5-й ревизии, 1795 г.

69. Ф. 96. Алатырский словесный суд

70. On. 1, Д. 14 Журналы заседаний словесного суда 1846 г.

71. Ф. 143. Алатырское уездное казначейство

72. On. 1, Д. 16. Ревизские сказки, 1816 г.

73. On. 1, Д. 38. Ревизские сказки, 1850 г.

74. On. 1, Д. 52. Ревизские сказки, 1857 1858 гг.

75. Ф. 193. Алатырская удельная контора

76. Оп. 4, Д. 34. Уведомление Ардатовского уездного суда о рассмотрении дела о раскольниках состоящих в секте хлыстов с. Талызино, д.д. Солдатское, Назаровка и др., 1842 г.

77. On. 4, Д. 147. Переписка о доставлении сведений о крестьянах принадлежащих к секте хлыстов, 1858 г.

78. Ф. 225. Чебоксарское духовное правление

79. Оп. 11, Д. 3. Ведомости о церквях Чистопольского уезда Казанской губернии, 1905 г.

80. Ф. 557. Метрические книги Алатырского уезда On. 1, Д. 197. Метрическая книга Христорождественской церкви г. Алатыря о родившихся бракосочетавшихся и умерших за 1865 1875 гг.

81. Ф. 784. Народный комиссариат внутренних дел ЧАССР

82. Оп. 1с, Д. 19. По обвинению гр. г. Алатыря Малкина Николая Андреевича по 81 ст. УК РСФСР, 1923 г.

83. Ф. 1458. Прокуратура ЧАССР

84. Ф. 1857 Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР по ЧАССР

85. On. 1, Д. 31. Справка о результатах изучения деятельности незарегистрированных групп верующих разных вероисповеданий, кроме православного, по состоянию на 1 ноября 1957 г.

86. On. 1, Д. 38. Информационные отчеты комиссий содействия, 1969 г.

87. Ф. 2669 Комитет государственной безопасности ЧАССР

88. Оп. 3, Д. 525. Дело Чув. отдела ОГПУ по обвинению гр-на Чувашской Республики г. Алатыря Милютинского Василия Владимировича по ст. 58-10 УК РСФСР, 1929 г.

89. Оп. 3, Д. 2569. По обвинению Малкина Андрея Егоровича в пр.пр. 58-13 и 182, 1932 г.

90. Оп. 3, Д. 3474. По обвинению Аринина Никифора Сергеевича, Евстигнеевой Надежды Андреевны, Пресняковой Нины Степановны и Арининой Екатерины Дмитриевны по ст.ст. 58-10,2; 58-11 УК РСФСР.

91. Оп. 3, Д. 4622. По обвинению Юфина Михаила Павловича, Фомичева Сергея Федоровича, Цаплина Николая Ивановича и других, в числе 11 человек, по ст.ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР, Т.1, 1944 1956 гг.

92. Оп. 3, Д. 4623. То же, Т.2, 1944 1956 гг.

93. Оп. 3, Д. 4624. То же, Т.З, 1944 1956 гг.

94. Оп. 3, Д. 4625. То же, Т.4, 1944 1956 гг.

95. Оп. 3, Д. 4626. То же, Т.5, 1944 1956 гг.1. Собрание автора

96. Справка о враждебной деятельности религиозных сект. Машинопись, 1960-е гг.1. Опубликованные источники

97. Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года: в 33 т. СПб.: Печатано в Тип. II Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии, 1830.

98. Аристов, Н. Раскол в Симбирской губернии / Н. Аристов // Православный Собеседник. 1877. - 4.1. - С. 29 - 54, 212 - 225

99. Введенский, С., свящ. О хлыстах сел Крестникова, Сиуча и Лаи-шевки, Симбирского уезда / С. Введенский // Симбирские Епархиальные Ведомости. 1903. - № 6. - С. 141 - 148; №. 9. -С. 207 -217.

100. Введенский, С., свящ. Об Ардатовских и в частности о Четвер-таковских хлыстах / С. Введенский // Симбирские Епархиальные Ведомости. 1904. - № 15. - С. 401 - 406; № 17. - С. 465 - 470; № 18. - С. 498 - 504.

101. Введенский, С., свящ. О хлыстах села Порецкого, Алатырского уезда (О духовных скопцах) / С. Введенский // Симбирские Епархиальные Ведомости. 1905. - № 13. - С. 301 - 308; № 14. - С. 339 - 347; № 15. - С. 373 - 378.

102. Введенский, С., свящ. Сведения о состоянии раскола и сектантства в Симбирской епархии / С. Введенский // Симбирские епархиальные ведомости. 1899. - № 5. - С. 23 - 24.

103. Крыжин, А.П. Опыт исследования скопческой секты в Симбирской Губернии/ А.П. Крыжин // Записки Императорского русского Географического общества. По отделению этнографии. -1867. 4.1. - С.485 - 527.

104. Нечаев, В.В. Дела следственных о раскольниках комиссий в XVIII веке / В.В. Нечаев // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. М., 1889. - Кн. 6. - С. 77 - 199.

105. Урбанский, А., свящ. Религиозный быт хлыстов Казанской губернии / А.Урбанский // Известия по Казанской епархии. -1903. № 12. - С. 459 - 488, № 13. - С. 517 - 547.

106. Урбанский, А., свящ. Религиозный быт беседников / А. Урбанский // Известия по Казанской епархии. 1903. - № 14. - С. 557 - 570.

107. Чистович, И.А. Дело о богопротивных сборищах и действиях / И.А. Чистович. М.: Унив. типография (М. Каткова), 1887. -89 с.1. Литература

108. Айвазов, И.Г. Материалы для исследования русских мистических сект / И.Г. Айвазов. Пг.: Тип. П.Я Синченко, 1915. -Т. 1. - 648 е., Т. 2. - 583 с. Т.З. - 438 с.

109. Айвазов, И.Г. Материалы для исследования секты скопцов / И.Г. Айвазов. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1916 - 174 с.

110. Алмазов, А. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви. Опыт внешней истории / А. Алмазов. М.: Паломник, 1995. -Т.1 - 596 е., Т. 2. - 454 е., Т. 3. - 296 с.

111. Ангелов, Д. Богомильство в Киевской Руси / Д. Ангелов // Димитър Ангелов. Богомилството. София, 1993. Цитата по Интернет-версии http://gnosticism.info/articles/artl8.htm

112. Бобрик, М. Иисусов танец в «Деяниях Иоанна» и «радение» в хлыстовстве. (Гипотеза общности происхождения) / М. Бобрик // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. М.1996. - Вып. 2. - С. 210 -232.

113. Браславский, Л.Ю. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии / Л.Ю. Браславский. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1983. - 96 с.

114. Василий (Кривошеий), архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» / Василий (Кривошеин) // Богословские труды. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. - С. 32 -38.

115. Василий (Кривошеин), архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви / Василий (Кривошеин) // Богословские труды. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. - С. 41 - 68.

116. Васильева, Л. Здесь жил схимонах Меркурий / Л. Васильева // Светоч. 2002. - № 8(18). - С. 10

117. Вернер, Э. Народная ересь или движение за социально-политические реформы? Проблемы революционного движения в Солуни в 1342 1349 гг. / Э. Вернер // Византийский временник. - Т. XVII. - М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - С.155 -202.

118. Волков, Н.Н. Секта скопцов / Н.Н. Волков. Л.: ОГИЗ -Прибой, 1930. - 168 с.

119. Волков, Н.Н. Скопчество и стерилизация (Исторический очерк) / Н.Н. Волков М. - JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1937. - 133 с.

120. Гребнев, М. Очерки из истории сектантства мистического направления в Самарской епархии в шестидесятых годах / М. Гребнев // Самарские Епархиальные Ведомости. 1896. -№ 8. - С. 280 - 288, № 11. - С. 462 - 476.

121. Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. -М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.

122. Даль, В.И. Исследование о скопческой ереси / В.И. Даль.- Спб.: Напечатано по приказанию г. министра вн. дел, 1844.- 238 с.

123. Добротворский, И. Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан / И. Добротворский. Казань, 1869. - 200 с.18. <Димитрий Ростовский> Розыск о раскольнической брынской вере / Димитрий Ростовский. М.: Синодальная типография, 1847. - 644 с.

124. Дубровин, Н.Ф. Наши мистики сектанты: Е.Ф. Татари-нова и А.П. Дубовицкий / Н.Ф. Дубровин // Русская Старина.- 1895. №10 - С.33 - 64; №11 - С.З - 43; №12 - С.51 - 95. 1896. - №1 - С.5 - 51; №2 - С.223 - 263.

125. Дунаев, А.Г. Предисловие к русскому переводу слов и посланий «Макариевского корпуса» первого типа. Ч. 2. Мес-салианство / А.Г. Дунаев // Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I. -М.: Ин-дрик, 2002.-С. 159 301.

126. Зализняк, А.А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г. / Зализняк А.А. // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов.

127. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. М. 2003.- С. 190 212.

128. Зенъковский, С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века / С.А. Зеньковский. М.: Церковь, 1995. - 528 с.

129. Зыков, М. Религиозные течения среди марийцев / М. Зыков. Нижний Новгород: ОГИЗ, 1932. - 51с.

130. Илларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание / Илларион (Алфеев). -СПб.: Алетейя, 2001. 675 с.

131. Ильинский, Ф.И. Русские богомилы XV века («жидовст-вующие») / Ф.И. Ильинский // Богословский вестник.- СПб., 1905. -Т.2. -С. 449 459.

132. Казакова, Н.А., Лурье, Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века / Н.А. Казакова, Я.С. Лурье. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.- 544 с.

133. Карсавин, Л.П. Основы средневековой религиозности в XII XIII веках / Л.П. Карсавин. - СПб.: Алетейя, 1997. - 418 с.

134. Клибанов, А.И. Из мира религиозного сектантства / А.И. Клибанов. -М.: Политиздат, 1974. — 255 с.

135. Клибанов, А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917 г.) / А.И. Клибанов. -М.: Наука, 1965 - 348 с.

136. Клибанов, А.И. Народная социальная утопия в России (XIX век) / А.И. Клибанов. М.: Наука, 1978. - 342 с.

137. Клибанов, А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А.И. Клибанов. -М.: Наука, 1973. 256 с.

138. Клибанов, А.И. Религиозное сектантство и современность / А.И. Клибанов. М.: Наука, 1969. - 272 с.

139. Ключевский, В.О. Сочинения: в 8 т. / В.О. Ключевский. -М.: Госполитиздат, 1956 1959. - Т. 1.- 427 е., Т. 2. - 468 е., Т. 3. - 426 е., Т. 4. - 422 е., Т. 5. - 503 е., Т. 6. - 515 е., Т. 7.- 487 е., Т. 8.- 490 с.

140. Коновалов, Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. / Д.Г. Коновалов. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. - Ч. 1. Вып. 1. Физические явления в картине сектантского экстаза - 257 с.

141. Кузнецова, B.C. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции / B.C. Кузнецова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. - 250 с.

142. Лавров, А. С. Колдовство и религия в России (1700 -1740 гг.) / А.С. Лавров. М.: Древлехранилище, 2000. - 572 с.

143. Левин, И. Двоеверие и народная религия в истории России / И. Левин. М.: Индрик, 2004. - 216 с.

144. Лурье, Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI века / Я.С. Лурье. - М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 532 с.

145. Малахова, И.А. Духовные христиане / И.А. Малахова. -М.: Политиздат, 1970. 128 с.

146. Матвеев, А.К. К проблеме расселения летописной мери / А.К. Матвеев. -http://proceedings.usu.ru/proceedings/N797/win/

147. Маторин, Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество ислам - православие - сектантство / Н. Маторин. - М.: Безбожник, 1929. - 174 с.

148. Матюшенский, А., свящ. Секта мормонов (в Самарской епархии) / А. Матюшенский // Миссионерское обозрение. -1898. январь. - С. 61 - 66.

149. Мельников, П. И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений: В 7 т. / П.И. Мельников. СПб.: Изд-е Т-ва А.Ф. Маркс, 1909. - Т. 1. - 417 е., Т.2. - 393 е., Т. 3. - 441 е., Т. 4.- 421 е., Т. 5. 436 е., Т. 6. - 422 е., Т. 7. - 417 с.

150. Мельников, П.И. (Андрей Печерский). На горах: в 2-х кн. / П.И.Мельников. М.: Правда, 1988. - Кн. 1. - 606 е., Кн. 2.- 524 с.

151. Надеждин, Н.И. Исследование о скопческой ереси / Н.И. Надеждин. Спб.: б.н., 1845. - 388 с.

152. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

153. О «свободных духовных христианах» // Самарские Епархиальные Ведомости. 1911. - № 5. - С. 339 - 354.

154. Основание и характер скопческой ереси. Экспертиза по делу о скопцах. // Православный Собеседник. 1875 - май-июнь - С. 189 - 191.

155. Панченко, А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект / А.А. Панченко. М.: Объединенное гуманитарное изд-во, 2002. - 544 с.

156. Панченко, А.А. Заметки и материалы к исследованию фольклора русских мистических сект / А.А. Панченко // Мифология и повседневность: материалы науч. конф. 18-20 февраля 1998 года. СПб.: Алетейя, 1998. - С. 146 - 157.

157. Пеликан, Е.В. Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем / Е.В. Пеликан. -СПб.: Печатня В.И. Головина, 1872. 257 с.

158. Попруженко, М.Г. Козьма Пресвитер и новгородские еретики XV в. (К вопросу о болгарских литературных произведениях древнейшей эпохи на русской почве) / М.Г. Попруженко // Сборник в чест на проф. JI. Милетич. София, 1936. -С. 27 -42.

159. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: сочинения. / изд. подг. Г.М. Прохоров. СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2005. - 424 с.

160. Пришвин, М.М. Религиозный экстаз. По поводу диссертации Д.Г. Коновалова / М.М. Пришвин // Русская мысль. -1909. Кн.10.-С.43 - 52.

161. Пругавин, А. С. Очерки религиозных исканий. / А.С. Пругавин. -М.: Задруга, 1917. Вып. 1. Бунт против природы (о хлыстах и хлыстовщине) - 128 с.

162. Реутский, Н.В. Люди божьи и скопцы Историч. исследование. (Из достоверных источников и подлинных бумаг) / Н.В. Реутский. М.: Тип. Грачева и К0, 1872. - 230 с.

163. Реутский, Н.В. Московские божьи люди во второй половине XVIII и в XIX столетии / Н.В. Реутский // Русский Вестник. 1882. май-июнь. -С.5 82

164. Ровинский, Д. Русские народные картинки / Д. Ровин-ский. СПб.: Тропа Троянова, 2002. - 342 с.

165. Рождественский, А.В., свящ. Христовщина и скопчество в России / А.В. Рождественский. М.: Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1882. - 243 с.

166. Розанов, В.В. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы) / В.В. Розанов. Пг.: Изд-е В. Вайберга и П. Гершуни. -1914.- 208 с.

167. Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. / B.C. Румянцева. -М.: Наука, 1986. 262 с.

168. Руфимский, П., свящ. Религиозно-нравственное состояние прихожан села Булдыря / П. Руфимский // Известия по Казанской епархии. 1891. - № 2. - С. 45 - 53, № 9. с. 275- 278, № 13. С. 404 - 409, № 18.- С. 552 - 554, № 23. - С. 733 - 736.

169. Сборник правительственных сведений о раскольниках / Сост. В. Кельсиевым. Лондон,: Trubner and С0, 1860 - 1862.- Вып. 1.- 223 е., Вып. 2. 299 е., Вып. 3. - 392 е., Вып. 4. -344 с.

170. Святая Месса. М.: Истина и жизнь, 1993.-63 с.

171. Сергазина, К.Т. Хлыстовство как культурно-исторический феномен: Автореф. дис. . к. и. н. / К.Т. Сергазина. М., 2005. - 22 с.

172. Сергазина, К.Т. Хлыстовство как культурно-исторический феномен (на материале общин первой половины XVIII века). Дис. . к. и. н. / К.Т. Сергазина. М., 2005. -210 с.

173. Сидоров, А. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» / А. Сидоров // Альфа и Омега. 1999. -№ 3 (21). - С. 112 - 114.

174. Смолин, И. Современная поволжская хлыстовщина / И. Смолин // Миссионерское Обозрение. 1899. - май. - С. 535- 553.

175. Собрание постановлений по части раскола изд. Мин.Вн. Дел / Перепечатано В. Кельсиевым. Лондон: Triibner and С0, 1863. -Т. 1 -2.

176. Тарасов, О.Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России / О.Ю. Тарасов. М.: Прогресс- Культура; Традиция, 1995. 495 с.

177. Толстая, С.М. Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса» / С.М. Толстая. // Russian Linguistics. Netherlands:.Kluwer Academic Publishers. Netherlands, 2004.- C. 29 41.

178. Томсинская, Л. А. «Раскольнический кабинет» Министерства внутренних дел (1870 1896 годы) / Л.А. Томсинская // Научно-атеистические исследования в музеях: с. науч. трудов. -Л., 1986. - С. 69 - 75.

179. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви / Л.А. Успенский. Коломна: Изд-е Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1994. -474 с.

180. Успенский, Ф.И. Очерки византийской образованности / Ф.И. Успенский. СПб.: Тип. B.C. Балашева, 1891. - 396 с.

181. Шилов, Н. Особенности современной этноконфессио-нальной ситуации в Республике Мордовия / Н. Шилов. -http://federal-rm.ru/show.php?tabname=tabexpert&uid=l 5

182. Щапов, А. Умственные направления русского раскола / А. Щапов // Дело. 1867. - №10. - С.319 - 348, №Ц. - С.138 - 168, №12. -С.170 - 200.

183. Щапов, А.П. Сочинения: в 3 т. / А.П. Щапов СПб.: Изд-во М.В. Пирожкова, 1906 - 1908. - Т. 1. - 803 е., Т. 2. -620 е., Т. 3. - 624 с.

184. Щепанская, Т.Б. Культура дороги / Т.Б. Щепанская. -http://www.poehaly.narod.ru/doroga-l .html;http ://www.poehaly.narod.ru/dor2 .htm

185. Щепанская, Т.Б. Акреативность / Т.Б. Щепанская. http: // www.poehaly.narod.ru/dor2.htm.

186. Экономцев, И., прот. Исихазм и восточноевропейское Возрождение / И. Экономцев // Богословские труды. 1989. -Т. 29.-С. 59 - 73.

187. Энгельштейн, JI. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению / Л. Энгельштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 336 с.

188. Эткинд, A.M. Русские скопцы: Опыт истории / A.M. Эт-кинд // Звезда. 1995. - № 4. - 131 - 163.

189. Эткинд, A.M. Хлыст (Секты, литература и революция) / A.M. Эткинд. М.: Новое литературное обозрение, 1998. -688 с.

190. Якобий, П. Религиозно-психические эпидемии / П. Яко-бий // Вестник Европы. 1903. Кн. 10 - С. 732 - 758, Кн. И. -С. 117 - 166.

191. Якубовский, Б., прот. История беседничества в Самарской епархии. Два столетия христианской общины / Б. Якубовский. Самара, 2003. - 89 с.

192. Clay, Е. God's People in the Early Eighteenth Century. The Uglich Affair of 1717 / E. Clay // Cahiers du monde Russe et Soviltique. 1985. - Vol. XXIV (I). - P. 69 - 24.

193. Clay, E. The Theological Origins of the Christ-Faith (Khristovshchina) / E. Clay // Russian History / Historie Russe. -1988. Vol. 15. - No. 1. - P. 21 - 42.

194. Loos, Milan. Dualist Heresy in the Middle Ages / Milan Loos. Ceskoslovenska Akademie Ved, Akademia - Praha, 1974. Цитата по Интернет-версии http://nahash.pochtamt.ru/bg.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.