Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич

  • Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 140
Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2003. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

1.1. Работа музеев в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

1.2. Развитие художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами музейной экспозиции.

1.3. Приобщение учащихся к художественной культуре на базе экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ.

2.1. Дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству с учетом специфики музейных средств.

2.2. Система занятий по ознакомлению школьников с произведениями изобразительного и декоративного искусства в контексте музейной экспозиции.

2.3. Методика реализации педагогического потенциала музейной экспозиции как показатель приобщения школьников к художественной культуре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: На материале Республики Дагестан»

Актуальность исследования. На современном историческом этапе демократизации и гуманизации российского общества, художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его художественно-эстетического и творческого потенциала.

Художественная культура включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии всех наций, народов, в их бытовых традициях, обычаях. Художественное творчество и изобразительное искусство, в частности, воплощает как эстетические, так и этические идеалы общества, составляет собой гармоническую совокупность, производит обоюдное обогащение художественных традиций народа и общемирового культурного, постоянно растущего наследия, осуществляя при этом формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.

Важнейшее место в сохранении и преумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музеям. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. В силу своих специфических возможностей музеи создают особые педагогические условия для усвоения учащимися культурного наследия, могут выступать в качестве ценностного ориентира в приобщении школьников к художественной культуре.

Значение специфических возможностей музея в образовательно-воспитательной деятельности показано ведущими авторитетами музейного дела М.Б. Гнедовским, Г.Н. Галичем, H.J1. Кульчинской, Е.Н. Конуховой, Н.Г.Макаровой, и др. Проблемы формирования ценностного отношения к культурному наследию, эстетического воспитания музейного посетителя средствами музейных экспонатов подробно рассматривалась в работах ведущих исследователей А.Н. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, Н.Н. Романова, Ф.И. Шмита и многих других. Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых, рассматривающих музеи как своеобразный ценностный ориентир. Они связывают образовательно-воспитательную деятельность музея с решением задач эстетического восприятия и переживания (М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, Н.А. Никишин, Т.П. Поляков, М.Ю. Юхневич и др.).

В нашем исследовании были также использованы и творчески осмыслены работы ведущих ученых, в которых рассматривался педагогический аспект формирования художественной культуры и роли изобразительного и декоративного искусства в развитии художественно-творческой личности. Это труды ММ. Байрамбекова, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М.Неменского, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, и др., внесших значительный вклад в методику эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Ведущие исследователи народного декоративно-прикладного творчества (Н.Н. Василенко, B.C. Воронов, В.В. Корешков, M.JI. Некрасова, Т.Я.Хворостов и мн. др.) утверждают, что этой области художественной национальной культуры в наибольшей степени присущи традиционность, внимательный учет художественных и эстетических традиций, конкретных практических приемов, подлинно гуманистическая ориентация.

Однако на настоящий момент приходится констатировать, что музейная культура и предметы музейной экспозиции еще не стали неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования учащихся в средней образовательной школе.

Проведенные исследования и анализ деятельности школ показывают, что многие учителя изобразительного искусства недооценивают образовательно-воспитательный потенциал музеев, рассматривая музей как хранилище произведений искусства, а не как культурный центр, способствующий развитию художественно-эстетического воспитания школьников.

Следует отметить также, что многие школьники не посещают музеи, имеют весьма поверхностные представления о музейных экспонатах, их свойствах и функциях, недостаточно воспринимают эстетическое качество, не в полной мере осознают ценностное значение экспозиционного материала. При этом для большинства из них не существенны такие признаки музейных предметов, как подлинность, типичность, уникальность, наглядность, связь с общественно историческими явлениями, событиями. В этом противоречии заключается главная проблема, которая лежит в основе научно-теоретической концепции данного исследования «Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования: выявить и научно обосновать дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического образования школьников средствами музейной экспозиции.

Предмет исследования: дидактические условия, формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

Гипотеза исследования. Приобщение учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции будет наиболее эффективным, если:

- рассматривать музейную экспозицию как важный составной компонент приобщения школьников к художественной культуре в процессе обучения изобразительному искусству в школе;

- рассматривать художественно-эстетическую ценность, подлинность произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музейных предметов, экспозиционного выставочного материала как средство развития художественной культуры школьников;

- разработать и использовать дидактические формы и методы приобщения учащихся к национальной художественной культуре с помощью музейных средств.

Задачи исследования:

- дать теоретический анализ и оценку современного состояния проблемы исследования, установить перспективы ее развития;

- выявить и определить роль и место художественной культуры в эстетическом образовании учащихся средствами музейной экспозиции;

- определить и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре;

- разработать систему занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, принципами эстетики в художественном образном отражении действительности.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких выдающихся ученых как Г. Гегель, JI.C. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Крюковский, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко,

Е.И. Игнатьев и др.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение опыта школ, музеев, галерей и выставочных залов по эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к эмоционально-ценностному отношению к художественной культуре; беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии; опытно-экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены средние школы № 52, 39 г.Махачкалы и сельские общеобразовательные школы сс. Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гт.) в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы уточнены проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования, обоснована тема, выявлены научный уровень знаний и интерес учащихся к национальной художественной культуре, а также роль музейной экспозиции в системе художественно-эстетического воспитания школьников.

На втором этапе (2001-2002 гг.) подготовлена научно-методологическая и экспериментальная база исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, дидактические условия, способствующие приобщению учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре с учетом специфики музейных экспонатов; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования;

- выявлены сущность и специфика места и роли музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- определены дидактические условия приобщения школьников к художественной культуре, система занятий по изучению произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в контексте музейной экспозиции;

- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре;

- подготовлены учебное пособие, методические разработки, комплект наглядных учебно-методических пособий, способствующих развитию художественной культуры школьников с помощью музейных экспозиций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно решены проблемы приобщения учащихся к национальной художественной культуре средствами музейной экспозиции, выявлены и научно обоснованы дидактические условия изучения произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе экспозиции музея.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке дидактических условий приобщения учащихся к традиционной художественной культуре в процессе изучения музейной экспозиции на уроках дисциплин эстетического цикла;

- в выявлении возможности использования материалов данного исследования в художественно-эстетическом образовании в других регионах, где развиты культурно-исторические и промысловые центры.

На защиту выносятся следующие положения: роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как важного средства приобщения учащихся к художественной национальной культуре;

- дидактические условия приобщения учащихся к музейной экспозиции, использования музейной экспозиции как важного компонента развития художественной культуры учащихся;

- художественно-эстетическая ценность в познании музейного предмета, экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость);

- использование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства на базе изучения музейной экспозиции, культурных традиций, предмета, экспоната;

- разработанные параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний, глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к музейным ценностям.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось представлением и обсуждением основных положений исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования в гг. Санкт-Петербург, Карачаевск, Махачкала, а также в ходе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.

Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах № 16, 39 г. Махачкала, с. Кубачи

Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Автором разработано учебное пособие для учителей школ и студентов художественно-графического факультета «Музейная экспозиция как средство приобщения к художественной культуре школьников (на материале Республики Дагестан)».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Роль музеев в современной жизни, их активное участие в развитии художественно-нравственной культуры учащихся делает проблему изучения музейного дела в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги художественной культуры.

2. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и музейные экспонаты являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического воспитания, способствующего эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

3. Выявлены роль и место музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников, изучена художественно-эстетическая ценность музейного экспоната (подлинность, уникальность, историческая значимость) как важного средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре.

4. В ходе исследования разработаны дидактические условия, формы и методы, способствующие приобщению к художественной культуре школьников с помощью музейных экспонатов.

5. Разработаны параметры уровней и критерии, позволяющие выявить не только уровень знаний и глубину интереса учащихся к национальной художественной культуре, но и формирования суждений, ценностных ориентаций в процессе приобщения их к музейным экспонатам.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что рассматривать музейную экспозицию как составной компонент в процессе обучения изобразительному искусству, учесть художественноэстетическую ценность, подлинность, значимость музейных предметов, экспозиционного выставочного материала как важного средства приобщения к художественной культуре школьников.

7. Исследование подтвердило эффективность дидактических условий приобщения к национальной художественной культуре школьников средствами музейной экспозиции. Это подтверждается не только сравнительным анализом практических работ, но и повышением познавательного интереса учащихся к художественной культуре до и после проведения обучающего эксперимента, что учащиеся экспериментальных классов превзошли учащихся контрольных классов по совокупности всех взятых параметров и уровней, которые были положены в основу эффективности методики экспериментального обучения, что говорит о более высокой художественно-творческой подготовке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Скоробогатов, Дмитрий Валерьевич, 2003 год

1. 200 лет Академии Художеств СССР, каталог выставки. М., 1958.2. 225 лет Академии художеств СССР, каталог выставки, т. 1-2. М., 1985.

2. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

3. Аламат. Каталог молодежной выставки. Махачкала, 1995.

4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

5. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.

6. Алиханов Р.А., Иванов А.И. Искусство Кубачи. Л., 1976.- 207 с.

7. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982.-577 с.

8. Аралов С. С. Курс «Музей и культура» в начальных классах школы силами вузовского музея

9. Ю.Арнаутова О.Ф. Мои встречи с третьеклассниками. Л., 1988.

10. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. - 68 с.

11. Асельдеров М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.

12. Багандов Б. М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда -1989.- 10 октября.

13. Байрамбеков М. М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001. - 115 с.

14. Байрамбеков М. М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 95 с.

15. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.

16. Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. -70 с.

17. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. - JI.: Наука, 1988. - 197 с.

18. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983.-439 с.

19. Ванслова Е.Г. Аудитория 2000 года. //Советский музей. 1986. № 1. С. 36.

20. Ванслова Е.Г. Путешествие в предметный мир. //Советский музей. 1983. № 1.С. 28-30.

21. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464 с.

22. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. Т. 1. М. 1977.

23. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

24. Воронкина Н.П. Изобразительное искусство Советского Дагестана. -Махачкала, 1978.

25. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.

26. Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -314с.

27. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.

28. Гаджиев Б. И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.

29. Гаджимурадов М. С., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1-4 кл. Махачкала: Дагучпедгиз, - 122 с.

30. Газимагомедов М. Г. Народные художественные промыслы

31. Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. - 104 с.

32. Гершензон-Чегодаева Н.М. Изобразительное искусство Фландрии XVII в. Сб. «Искусство XVII века». «Искусство». М. 1988.

33. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

34. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.-168 с.

35. Грицай Н. Фламандская живопись XVII века. «Искусство». JI. 1990.

36. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга.

37. Даги. Чистая абстракция. Каталог выставки. «Первая галерея» Махачкала, 2000.

38. Дагирова Д. И это все о нас. //Художественный журнал. Мм 2000. №33

39. Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234 с.

40. Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.

41. Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. - 216 с.

42. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. М., 1979.

43. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 1. «Искусство». М. 1969.

44. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2. «Искусство». М. 1975.

45. Жукова А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.

46. Западноевропейская гравюра XV-XVII вв. Каталог выставки Государственного Эрмитажа. М., 1980.

47. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.

48. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.

49. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

50. Исследование художественных интересов школьников /Под ред. Е.В. Квятковского, Ю. У. Фохт-Бабушкина. М., 1974.

51. Каган М. С. Культура как предмет философского исследования. //Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. -94 с.

52. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 87 с.

53. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1965.

54. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 176 с.

55. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

56. Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. -206 с.

57. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.-140 с.

58. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.

59. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

60. Кондахчан Е. С., Башилов Я. А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.

61. Константинова В.В. Экспериментальная программа «Музей и культура» для шестилеток. М., 1990.

62. Корин А. 50 знаменитых советских художников. М., 1995.

63. Коростин А.Ф. Русская литография. М., 1953.

64. Коростин А.Ф., Смирнова Е. И. Русская гравюра XVIII в. М. 1952.

65. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и творчество. М., 1978.

66. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 75 с.

67. Крейн А.З. Жизнь музея. М., 1979.

68. Крейн А.З. Рождение музея. М., 1969.

69. Круг. Современные художники Дагестана. Альбом-каталог. М., 2001.

70. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

71. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 13 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

72. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

73. Кузин В. С. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

74. Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII вв. в Эрмитаже. «Искусство». Л. 1988.

75. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

76. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

77. Лернер И.Я. Обучение истории в школе и высшее историческое образование. //Вопросы истории. 1987- № 9. С. 123-125.

78. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Русии современность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.

79. Лобунская Г. В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.

80. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки становления. Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. - 64 с.

81. Мацкевич М.В. Войди в мир искусства. Опыт разработки программы для дошкольников. М., 1987.

82. Меденникова Г. М. Работа с первоклассниками в музее и школе83.методика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981.- 144 с.

83. Мирзоев Ш. А. Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.) Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -56 с.

84. Музей и современность. Проблемы координации научной и научно-просветительной работы. - М., вып. II, 1976.

85. Музей и современность. Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. М., 1979.

86. Музейное дело в СССР. Сб. научных трудов Центрального музея революции СССР; М., 1976, вып. 9. Роль музеев в военно-патриотическом воспитании трудящихся; М., 1979, вып. 14. Массовая идейно-воспитательная работа музеев на современном этапе.

87. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. -М., 1974. С. 8.

88. Наумова Н.Д. Работа над созданием авторского варианта программы «Музей и культура» для начальных классов. М., 1998.

89. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

90. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчествокак мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

91. Некрасова М.А. Народные, мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 290 с.

92. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещеннее, 1987. - 253 с.

93. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.

94. Никогосян М.Н. Копия с картины Тициана «Венера перед зеркалом». Сб. «Оригинал и повторение в живописи. Экспертиза художественных произведений». ВХНРЦ им. И.Грабаря, М., 1988.96,Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.

95. Основы советского музееведения. М., 1955.

96. Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976, вып. 1; 1977, вып. 2.

97. Очерки истории искусства Советского Дагестана 1917-1940 гг. М., 1987.

98. Претте И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

99. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

100. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.

101. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

102. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / научный рук. Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

103. Программы общеобразовательных учреждений. Мироваяхудожественная культура. 6-11 классы. / Ю. А. Солодовников, Л. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

104. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1-4 кл.) Л^учн. рук. Г. Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.

105. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. 11-тилетней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

106. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 36 с.

107. Раджабов И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. -100 с.

108. Раджабов И. М. Примерные разработки иллюстрированно -календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-50 с.

109. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.

110. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. - 48 с.

111. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. 120 с.

112. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.

113. Рамазанов М. Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовойдеятельности / Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998.

114. Риччи К. Дети-художники. М.: Изд-во Саблина, 1911. - 84 с.

115. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории.- М., 1974.

116. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., 1973. ч. 1, 2.

117. Романова Т.В. Курс «Музей и культура» в учебной программе начальной школы

118. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

119. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание дополненное и переработанное. -М.: Просвещение, 1980. 239 е.: ил.

120. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.

121. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.

122. Савицкая О. Неизвестное произведение мастерской Андреа дель Сар-то. //Искусство. №1. 1985.

123. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.- 295 с.

124. Самохин В. Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.

125. Свидерская М.И. Изобразительное искусство Италии XVII в. Сб. «Искусство XVII века». «Искусство». М. 1988.

126. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. -318с.

127. Сластенин В. А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.

128. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.

129. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. М., 1997.

130. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. М., 1979-1981.

131. Тотальная каллиграфия. Каталог выставки М. Кажлаева. Махачкала, 1993.

132. Турицина Т. Познавать играя. //Советский музей. 1987. № 2. С. 3941.

133. Турова В. В. Что такое гравюра М., 1986 г.

134. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных, художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. -М.: Просвещение, 1985. - 225 е.: ил.

135. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. М., 1987.

136. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

137. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971

138. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. -Л.: Художник РСФСР, 1982.-108 е.: ил.

139. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949.

140. Школьные музеи; Из опыта работы / Ред. В.Н. Столетов и М.П. Кашин. М., 1977.

141. Энциклопедия живописи. М., 1997.

142. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.

143. Контр. Контр. Контр. Контр. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА7 7 7 6 6 6 5 5 5 4 4 4 Классы

144. Низкий Отсутствие элементарного интереса к творческому наследию предков Наличие интереса к творческому наследию предков

145. Средний Учащиеся частично проявляют интерес к творческому наследию предков

146. Высокий Осознание проявления интереса к творческому наследию предков

147. Низкий Полное отсутствие чувства восприятия художественного и декоративного образа Чувство восприятия художественного и декоративного образа

148. Средний Частично правильное восприятие художественного и декоративного образа• • Высокий Достаточно высокое чувство восприятия художественного и декоративного образа

149. Низкий Показывает полную неспособность к восприятию культурных ценностей Способность к восприятию культурных ценностей с помощью музейных средств

150. Средний Отмечается частичная способность к восприятию культурных ценностей• Высокий Достаточно высокая способность к восприятию культурных ценностей

151. Низкий Отсутствие понимания национальных особенностей и специфики музейных экспонатов Понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

152. Средний Частично понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

153. Высокий Полное понимание национальных особенностей и специфики музейных экспонатов

154. Низкий Отсутствие чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов Чувство формы и колористических особенностей изображаемых предметов

155. Средний Частичное понимание чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов

156. Высокий Осознанное понимание чувства формы и колористических особенностей изображаемых предметов

157. Низкий Отсутствие художественно-эстетической оценки музейных предметов Художественно-эстетическая оценка музейных предметов

158. Средний Наличие частично правильной художественно-эстетической оценки музейных предметов

159. Высокий Правильная художественно-эстетическая оценка музейных предметовы U) ы 33,3 33,3 ел Ъ. 33.3 50,0 о 33,3 66,6 о с? Ъ* 83.3 Результаты %

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.