Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Хучбаров, Махмуддибир Магомедович

  • Хучбаров, Махмуддибир Магомедович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 225
Хучбаров, Махмуддибир Магомедович. Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 225 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хучбаров, Махмуддибир Магомедович

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы

музыкально-эстетического воспитания

1.1 Теория и методология музыкально-эстетического

воспитания детей

1.2 Содержание и сущность музыкально-эстетического

воспитания школьников

1.2 Флейтовое искусство как средство музыкально-эстетического

воспитания в системе дополнительного образования

Глава 2. Музыкально-эстетическое воспитание детей в

классе флейты в системе дополнительного образования

2.1 Диагностика содержания и результатов процесса музыкально-эстетического воспитания школьников

2.2 Экспериментальная деятельность по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся школы полного дня

2.3 Методические рекомендации по организации музыкально-эстетического воспитания детей средствами флейтового искусства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Система образования как социальный институт призвана оперативно и адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе. Существенное влияние на содержание образовательного процесса, направленность школьной политики оказывают научно-методические и административно-организационные инновации, обусловленные социальными изменениями, учитывающие результаты мониторинга качества традиционных учебно-воспитательных процессов.

В настоящее время в России возрождаются традиции массового музыкального и эстетического воспитания, организации досуга детей средствами искусства. Многие общеобразовательные школы начали работать в режиме полного дня, в связи с чем наметилась перспективная тенденция тесного сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования в области искусства и художественной деятельности.

В то же время, проведенные наблюдения показывают, что административно-педагогические коллективы многих школ полного дня не используют максимально продуктивно ресурсы учреждения. Музыкальное воспитание учащихся ограничено рамками уроков музыки, доля которых в образовательном процессе, на примере начальной школы, составляет всего 4% (в соотношении с общим количеством учебных часов в неделю). Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе практически не наблюдается. Музыкально-эстетическую деятельность после основных уроков могут обеспечивать педагоги дополнительного образования, имеющие большой опыт воспитательной работы средствами искусства. Однако перед ними возникают проблемы организационно-методического характера. Отсутствуют требования к содержанию и результатам работы музыкальных кружков в общеобразовательных школах, которые должны отличаться от требований, предъявляемых к содержанию и результатам учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Очевидна необходимость разработки соответствующей теоретико-методической базы, адаптации образовательных программ, учебных курсов, методов, форм, средств музыкального обучения и воспитания для работы со школьниками, не имеющими музыкально-исполнительского опыта, но обладающими желанием изучить музыкальное искусство, освоить инструмент, разнообразить досуг новыми видами музыкально-эстетической деятельности.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:

- между очевидной значимостью обеспечения общеэстетического характера музыкального воспитания школьников и крайне ограниченным количеством примеров реализации концепций и методик массового музыкально-эстетического воспитания в практике общеобразовательных учреждений;

- между возможностями, имеющимися у общеобразовательных школ, работающих в режиме полного дня, для организации музыкального воспитания учащихся, и реальным содержанием музыкального воспитания в большинстве общеобразовательных учреждений;

- между потребностью педагогов учреждений дополнительного образования в адаптированных методиках и других ресурсах массового музыкального воспитания детей в школе полного дня и объективным состоянием учебно-методической базы, не соответствующей условиям музыкального воспитания всех желающих в общеобразовательной школе.

Выявленные противоречия составили проблему исследования, которая заключается в необходимости определения организационно-педагогических условий и разработки методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема эстетики жизни и деятельности человека разносторонне исследуется и в различных аспектах решается отечественными учеными, чьи культурологические позиции и эстетические взгляды отражают российские традиции - Т.А. Акиндиновой, A.A. Аронова, Ю.Б. Борева, С.Н. Булгакова, В.В. Бычкова, K.M. Долгова, М.С. Кагана, O.A. Кривцуна, A.C. Мигунова, И.П. Никитиной, М.Ф. Овсяннникова, B.C. Соловьева, JI.H. Столовича, E.H. Устюговой, В.П. Шестакова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова.

Значение музыки для гармоничного, всестороннего развития личности ребенка, духовного, эмоционального, интеллектуального, художественно-творческого обогащения воспитательного процесса в семье, дошкольных и школьных образовательных учреждениях отмечали ведущие мыслители различных эпох, выдающиеся деятели культуры, образования и науки. В эпоху Античности яркими приверженцами всестороннего музыкального воспитания (мусического образования) являлись Аристотель, Аристофан, Пифагор, Платон. Позже идеи формирования личности посредством искусства, и в частности музыки, выдвигали в Европе Г. Гегель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. В России ключевыми фигурами, определявшими значимость музыкального воспитания, являлись Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.Л. Яворский.

Первые отечественные концепции музыкального воспитания и обучения предложили основоположники русского классического музыкального образования М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, H.A. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, С.И. Танеев, П.И.Чайковский. Методические системы и концепции общего музыкального образования, охватывающие проблемы обучения, воспитания и развития подрастающей личности средствами музыки Э.Б. Абдуллина, Е.Я. Гембицкой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Рапацкой, В.Н. и С.Т. Шацких,

JI.B. Школяр и др. сформировали теорию и методику массового музыкального образования.

Современный взгляд на проблему музыкально-эстетического воспитания детей с позиций системного, культурологического, личностно-ориентированного подходов формируют труды отечественных ученых -O.A. Блоха, В.А. Волобуева, JI.C. Зориловой, А.И. Щербаковой.

В 80-х гг. XX века в России были изданы теоретико-методические труды, практические разработки и рекомендации по организации учебного и воспитательного процессов, а также досуга школьников в группах продленного дня. К.В. Агафонова, В.Н. Артамонова, A.A. Баранов, С.А. Баранцев, А.Д. Бондар, Л.Ф. Веденисов, П.С. Гранкин, В.А. Заваротов, Н.П. Зазулина, С.Э. Карклина, Н.В. Кудыкина, М.Е. Кульпединова, Г.Г. Макаридзе, Е.М. Минскин, A.A. Огородников, М.П. Прохорова, О.П. Рудницкая, З.Ф. Садовничая, Н.Х. Саттарова, А.Д. Солдатенков, Б.С. Тетенькин, В.Г. Цыпурский, В.Д. Шульгина, О.Ф. Щелокова сформировали теоретико-методическую базу воспитания школьников.

В последнее время много внимания со стороны педагогов и психологов уделяется разработке методического, дидактического и процессуального содержания работы школы в режиме школы полного дня. JI.B. Алферовой, Г.П. Будановой, Т.Н. Дементьевой, Н.Ф. Диком, А.О. Зверевым, JI.M. Зелениной, Э.Г. Костяшкиным, С.Ю. Прохоровым, C.B. Никитенко, К.Е. Сумнительным, Л.Б. Шапошниковой изданы научные и методические работы по данной теме. Однако проблеме музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня уделяется недостаточное внимание. Лишь некоторые исследователи избрали объектом своей аналитической и экспериментально-эмпирической деятельности отдельные аспекты музыкального обучения и эстетического воспитания школьников на базе общеобразовательных учреждений (Л.Н. Лёхина, И.Н. Реутская, С.Ю. Самохвалова, Г.А. Ускова).

Проблему создания специальной, организованной музыкально-эстетической среды на различных уровнях системы образования поднимали E.H. Александрова, О.Н. Пикалова, О.Ю. Солопанова, Н.Х. Солопова, Л.И. Уколова. Интегративные возможности учреждений общего и дополнительного образования в осуществлении художественно-эстетического развития детей рассматривали И.Э. Кашекова и А.Д. Яковлева. Е.Б. Зотова разработала и апробировала модель и систему управления общеобразовательной школой музыкально-эстетической направленности.

Значительный образовательный, культурологический, психологический потенциал флейтовой музыки учитывали зарубежные философы А. Шопенгауэр и Г.С. Сковорода. Ведущие флейтисты мирового масштаба -Г. Зусман, Ч. Чиарди, Э.И. Кёлер, К. Куммер, В. Попп, В.Н. Цыбин, H.H. Платонов, Ю.Н. Должиков - в разное время представили свои авторские системы профессионального обучения игре на инструментах флейтового типа. В.П. Давыдова, В.А. Захарова, В.П. Качмарчик, Ю.В. Шелудякова обозначили возможности включения флейтовых произведений в содержание образования, для решения задач общеэстетического воспитания. Однако ранее флейтовое искусство не рассматривалось как универсальное средство музыкально-эстетического воспитания, позволяющее достичь объективно высоких результатов по целому спектру направлений педагогической работы - обучению музыке, формированию общеэстетической культуры, художественному воспитанию, творческому интерактивному досугу.

Данный диссертационный труд является логическим продолжением развития научно-практического направления в музыкальной педагогике, в рамках которого вырабатываются решения проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. В настоящем исследовании представлено новое, до настоящего времени мало разработанное направление массового музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства в условиях дополнительного образования,

охватывающее различные виды и формы деятельности учащихся и педагогов.

Актуальность исследования, недостаточная разработанность выявленной проблемы в сфере музыкально-эстетического воспитания школьников обусловили выбор темы исследования: «Музыкально-эстетическое воспитание детей в классе флейты в системе дополнительного образования».

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание детей.

Предмет исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование музыкально-эстетического воспитания детей в классе флейты в системе дополнительного образования и разработка экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства.

Задачи исследования:

уточнить содержание и сущность музыкально-эстетического воспитания детей;

- раскрыть структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников;

- обосновать флейтовое искусство как эффективное средство музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования;

разработать и апробировать экспериментальную методику музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства.

Гипотеза исследования. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной школы будет более эффективным, если:

- выявлено значение и сущность музыкально-эстетического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования;

- раскрыты структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников;

- обоснован педагогический потенциал флейтового искусства как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования;

- разработана и внедрена в практику методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства.

Методологические основы исследования составили:

- философские взгляды Аристотеля, А.Ф. Лосева, Л.Н. Толстого,

A. Шопенгауэра в вопросах эстетического совершенствования жизни и деятельности личности; концептуальные идеи Б.В. Асафьева,

B.В. Медушевского, Б.Л. Яворского по решению проблемы музыкального воспитания подрастающего поколения на методологическом и теоретическом уровнях; концепции развития современного образования В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого;

- положения A.C. Макаренко, Д.Б. Кабалевского, Е.Г. Штенниковой, Б.П. Юсова о формировании личности в насыщенной эстетической среде комплексом видов искусства и художественно-эстетической деятельности;

- системный подход к содержанию образовательного процесса как феномена социальной действительности И.В. Блауберга, положения системно-синергетического принципа в педагогике П.Е. Решетникова, концептуальные идеи Ю.М. Аванесова по проблеме обучения музыке на основе системно-синергетического принципа;

- личностно-ориентированный подход к отбору методов, форм, средств педагогического взаимодействия, раскрывающийся в основных положениях

Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др., в концепциях экологии культуры и эстетического воспитания школьников Д.С. Лихачева;

- средовой подход в образовании, представленный результатами научно-исследовательской и практической психолого-педагогической деятельности В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, A.C. Макаренко, Ю.С. Мануйлова, Н.В. Осиповой, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, В.А. Левина.

Теоретические основы исследования:

целостные системы обучения гуманитарным, точным, естественнонаучным дисциплинам и предметам искусства Ю.К. Бабанского, А.Я. Данилюка, Л.Я. Зориной, Е.Ф. Командышко, Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова;

психолого-педагогические модели образовательного процесса, ориентированные на развитие интерактивных видов и форм деятельности учащихся, предложенные А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым;

- содержание компетентностных моделей в образовании А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, A.B. Хуторского, учитывающих особенности личностных качеств педагога и учащегося, требования, установленные современным законодательством, социально-культурные тенденции;

авторские методики музыкально-эстетического воспитания школьников, раскрывающие роль музыки в образовательном процессе, формировании всесторонне развитой творческой личности Э.Б. Абдуллина, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, Л.А. Рапацкой, В.Н. Шацкой;

- историко-теоретические и методические взгляды И.А. Гулыниной, Ю.Н. Должикова, В.А. Захаровой, A.A. Кадникова, В.П. Качмарчика, К. Куммера, Н.И. Платонова, В.М. Слюсаревой, Б.В. Тризно, В.Н. Цыбина на педагогическую значимость флейтового искусства, основы и особенности обучения игре на духовых музыкальных инструментах флейтового типа;

нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную, социально-культурную, досуговую деятельность.

Методы исследования:

- теоретические методы исследования (сравнительный анализ научных трудов, освещающих проблему исследования; обобщение теоретико-методического материала, моделирование образовательной среды);

- эмпирические методы исследования (педагогическая экспертиза документации учреждения; наблюдение за традиционным процессом музыкального воспитания в школе полного дня, мониторинг образовательной среды, анкетирование, беседы, опросы, тестирование; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ статистических результатов эксперимента).

Базы исследования: Средняя общеобразовательная школа № 1363; Детская школа искусств им. М.А. Балакирева; Детская школа искусств им. H.A. Римского-Корсакова (г. Москва).

Организация и этапы исследования.

Концептуальные идеи музыкально-эстетического воспитания школьников средствами флейтового искусства формировались в течение нескольких десятилетий профессиональной педагогической и социально-культурной деятельности автора. Экспериментальное исследование, изложенное на страницах данного диссертационного труда, проводилось в 2004-2012 гг. и структурно представляло собой три основных этапа.

На первом этапе (2004 - 2006 гг.) осуществлялись: определение проблемной области, изучение состояния проблемы в теории, методике и практике образования, формулирование гипотезы, формирование понятийного аппарата исследования, определение теоретико-методологических основ, разработка плана решения научной проблемы и проверки гипотезы. Были сформулированы основные положения, определены структурные компоненты методики музыкально-эстетического

воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства, разработано содержание факультативного курса «Волшебное искусство флейты», определен диагностический инструментарий для эмпирического исследования проблемы (разработаны критерии, параметры, показатели, анкеты для учителей и учащихся общеобразовательной школы, комплексы заданий опросов и тематические линии беседы для установления уровня развития музыкально-эстетических способностей, отобраны и адаптированы психолого-педагогические тесты).

На втором этапе (сентябрь 2006 - 2011 гг.) была проведена экспериментальная работа в средней общеобразовательной школе № 1363:

первичная диагностика состояния проблемы музыкального воспитания (анкетирование 700 школьников 1-8 классов и 45 педагогов для выявления личностного отношения к дополнительной музыкальной деятельности, опрос 412 учащихся 1-5 классов для выявления исходного уровня развития музыкально-эстетических способностей, мониторинг образовательной среды школы на основе методики В.А. Левина с целью установления уровня музыкально-эстетического воспитания в учебном заведении, осуществляемого в традиционном режиме);

- констатирующий эксперимент (анализ результатов опросов 50 учащихся 1-5 классов, их тестирование и обработка результатов);

- формирующий эксперимент (экспериментальное обучение 25 учащихся (5 экспериментальных групп по 5 человек с каждой учебной параллели) на авторском факультативном курсе «Волшебное искусство флейты»; контрольные срезы в конце каждого года эксперимента в экспериментальных и контрольных группах (опрос с беседой, тестирование), сравнительный анализ статистических результатов опросов, бесед, тестирований за 4 года);

- контрольный эксперимент (апробация экскурсионного модуля факультативного курса с дополнительным участием 51 школьника),

повторный мониторинг образовательной среды школы, сравнение результатов с итогами диагностики, формулирование выводов).

На третьем этапе (2011 - 2012 гг.), на основании результатов эксперимента осуществлено окончательное оформление авторской методики и факультативного курса, уточнена их структура, последовательность развития тематического содержания. Систематизирован материал, полученный в ходе проведения диагностики, констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, проведена обработка данных. Разработаны методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ и педагогов учреждений дополнительного образования по реализации методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства. Частичная апробация основных положений диссертационного исследования, образовательных модулей факультативного курса проведена на базе Детской школой искусств им. H.A. Римского-Корсакова, сотрудничающей с учреждениями общего образования Москвы и Подмосковья. Уточнены выводы; подведены итоги по теоретическим и практическим результатам исследования, осуществлена коррекция и окончательное оформление содержания диссертационного труда.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено содержание и сущность музыкально-эстетического воспитания детей в системе общего и дополнительного образования, рассматриваемое как насыщение образовательного процесса школы полного дня музыкальным искусством в различных его проявлениях (видах и формах музыкально-художественной деятельности, средствах музыкального искусства) на трех основных уровнях: включение музыкального искусства в содержание основных учебных дисциплин; музыкально-эстетическое воспитание в рамках внеклассной работы, после основных занятий; организация музыкально-эстетического досуга во внеучебное время.

2. Раскрыты структурно-организационные возможности и ресурсы учреждений общего и дополнительного образования для музыкально-эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе: рассмотрение образовательного процесса как целостной совокупности обучения, воспитания и досуга, обеспечение интеграции музыкального искусства в основной образовательный процесс, в содержание основных учебных предметов; пересмотр данных процессов с учетом возможности обогащения музыкально-эстетическим компонентом; моделирование образовательной среды школы полного дня, воздействие школьной среды на другие социальные среды (семейную, внешкольную), в которые вовлечены дети; обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; реализация экспериментальной методики музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства; организация во внеучебное время факультативного образовательного курса как неотъемлемой части методики.

3. Раскрыты потенциальные возможности использования флейтового искусства как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня, что подтверждается: значимой ролью флейты в духовной, социально-культурной, трудовой и творческой жизни многих поколений, глубокими традициями флейтового исполнительства, масштабом охвата национальных культур, в которых инструменты флейтового типа представлены богатым классическим наследием в области флейтового искусства; компактностью инструмента, оптимальными сроками обучения для достижения первых художественно-исполнительских результатов, универсальностью условий использования флейты в целях организации музыкально-эстетического воспитания, просвещения и досуга.

4. Разработана и успешно апробирована экспериментальная методика музыкально-эстетическогого воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства, соединяющая традиции

общеэстетического воспитания, массового музыкального образования, а также ранней профессионализации школьников. Эффективной формой реализации методики является факультативный курс «Волшебное искусство флейты», образовательные модули которого охватывают основные теоретические и практические области музыкального искусства, формируют базовую музыкально-эстетическую культуру, положительную психоэмоциональную атмосферу воспитания, мотивационно-потребностную направленность личности, аксиологическое содержание внеклассной и внешкольной образовательно-досуговой деятельности школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методические основы - цели, задачи, подходы, педагогические условия организации процесса музыкально-эстетического воспитания школьников в рамках дополнительного образования. Сделана попытка сопоставить и взаимоувязать средовой и личностный подходы к проблеме музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня с учетом современных требований и потребностей социума. Доказано, что понятие образовательного процесса школы полного дня в контексте проблемы массового музыкально-эстетического воспитания должно не ограничиваться основным учебным процессом, а охватывать факультативное обучение, воспитание, детский досуг. Сформирован диагностический инструментарий, позволяющий проводить всестороннее исследование образовательной среды школы полного дня для выявления и коррекции уровня музыкально-эстетического воспитания учащихся, включающий -ч мониторинг, анкетирование, опросы, тестирование. Обоснована значимость

создания в общеобразовательной школе особой музыкально-эстетической среды, которая должна являться базовой по отношению к другим средам, где традиционно формируется личность школьника - семейной и внешкольной. Разработана графическая модель эталонной музыкально-эстетической среды школы полного дня. Авторская методика музыкально-эстетического

воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства отвечает требованиям современных нормативно-правовых актов в области образования, аккумулирует достижения российской и зарубежной теории и методики музыкального обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования. Методика музыкально-эстетического воспитания учащихся школы полного дня средствами флейтового искусства внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы № 1363, используется в профессиональной деятельности педагогов Детской школы искусств им. М.А. Балакирева и Детской школы искусств им. H.A. Римского-Корсакова (г. Москва), сотрудничающих с учреждениями общего образования. Сформированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблеме музыкально-эстетического воспитания, разработки педагогических и социально-культурных стратегий развития общеобразовательных школ, совершенствования методической и практической деятельности педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями стандартов. Материалы исследования позволяют разрабатывать многовариантные стратегии совместной деятельности учреждений общего и дополнительного образования, содержание интегративных образовательных курсов, социально-культурных проектов, досуговых мероприятий. Диагностический инструментарий может быть использован административно-педагогическими коллективами учреждений общего и дополнительного образования в целях мониторинга образовательной среды, выявления музыкально-эстетических потребностей, интересов, способностей участников образовательного процесса. Материалы диссертационного исследования предназначены для специалистов в области общего, дополнительного, профессионального образования и музыкально-эстетического воспитания, студентов и аспирантов музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений, педагогов-практиков и исследователей в сфере образования и культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хучбаров, Махмуддибир Магомедович, 2013 год

Список использованной литературы

1. Аванесов Ю.М. Системно-синергетический принцип в обучении музыке: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 449 с.

2. Адищев В.И. Концепции музыкального образования, опыт их реализации:

(на материале дореволюционных школ закрытого типа): Монография. Пермь: ПГПУ, 2006. 167 с.

3. Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования:

содержание, формы, методы: Ма-лы 4-й гор. науч.-практ. конф., 28 апр. 2002 г. / Науч. ред. и сост. Г.Л. Панферова. Челябинск, 2003. 127 с.

4. Александрова В.Г. Интеграция науки и искусства в современном

образовательном процессе как путь обретения духовности: теория и практика // Международные Лихачевские научные чтения (International Likhachov Scientific Conference) «Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире» - 2007 г. / Секция 5. Наука, литература и искусство / сайт Площадь Д.С. Лихачева: http://www.lihachev.ru/chten/132/3947/5585/

5. Александрова E.H. Музыкально-развивающая среда учреждения

дополнительного образования как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород, 2011. 24 с.

6. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986.

238 с.

7. Амонашвили Ш.А. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры. М.:

Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2009. 78 с.

8. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: теория и практика. Педагогическая

мастерская Шалвы Амонашвили. М.: Дрофа, 2009. 174 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

487 с.

10. Андреева И.С. Артур Шопенгауэр: Жизнь и творчество. М.: ИНИОН

РАН, 2001. 186 с.

П.Ануфриев Е.А. Педагогические условия реализации системы интегративных связей в процессе профессионального музыкального образования: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 219 с.

12. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания. М., 1984. 11 с.

13. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-

математическими и гуманитарными наукам в педвузе. М.: Владос, 2001. 67 с.

14. Арзямова Г.В. Развитие идей художественного образования и

эстетического воспитания в XX веке: (К 70-летию института художественного образования РАО): Тез. и докл. конф. М., 1999. РАО ИХО. 414 с.

15. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для

студентов. М.: МГЗПИ, 1989. 76 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1973.142 с.

17. Асеев H.H. Ночная флейта. М.: Лирика, 1914. 32 с.

18. Атамалян Т.И Организация интегрированной деятельности подростков на

уроках искусства: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 213 с.

19. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб.

пособие. М.: МГИК, 1992. 116 с.

20. Балагин A.C. Лунные флейты: стихи. Ташкент: Степ, миражи, 1916. 16 с.

21. Барсова Л.Г. Музыкальная грамота. Сольфеджио: Методическая разработка для студентов 1 курса факультета драматического искусства. Л., 1983. 88 с.

22. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в

общеобразовательных учреждениях: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. 413 с.

23. Бельский М. Общедоступный полный самоучитель для окарино. М.:

Мюрь и Мерилиз, 1903. 15 с.

24. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. М. AHO

«Диалог культур», 2007. 512 с.

25. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с

первых дней его детства. М., 1916. 13 с.

26. Блох, O.A. Педагогика и психология музыкального творчества: учебное

пособие / O.A. Блох. - М.: МГУКИ, 2013.-234 с.

27. Блох, O.A. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся

музыкантов: монография. - М.: МГУКИ, 2006. - 219 с.

28. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.:

Питер, 2009. 400 с.

29. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио: Ноты. 1-2 кл. ДМШ и ДШИ: Методические рекомендации. М.: Классика XXI, 2007. 65 с.

30. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт

психологии РАН, 1997. 350 с.

31. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в

образовании. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.

32. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании: Монография. -

Тюмень: ТГУ, 2004. 230 с.

33. Булатова О.С. Педагогическая интеграция рациональной и

эмоциональной сторон процесса школьного обучения: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Тюмень, 2005. С. 4

34. Бурая Л.В. Творческая самореализация школьника в системе

интегрированных уроков искусства: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 270 с.

35. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.: Музыка, 2006. 87 с.

36. Величко Ю.В. Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры

старших подростков в гуманитарной гимназии: На материале факультативных и внеклассных занятий: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2004. 242 с.

37. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.

414 с.

38. Виноградов J1.B. Коллективное музицирование. - M.: НИИ школьных технологий, 2008. - 160 с.

39. Воронина Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки: Дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2002. 197 с.

40. Воспитание детей и взрослых синтезом искусств по стержневой системе:

Из опыта работы студии воспитания искусством «Вулкан» Государственного Русского музея Ленинграда. M.: МК РСФСР, 1990. 116с.

41. Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т.Вендрова, П.Пигарева.

М.: Просвещение, 1991. 203 с.

42. Вострикова И.Н. Формирование художественной культуры учащихся

средствами интеграции искусств: Метод, пособие. Кемерово: Кемер. облИУУ, 1997. 92 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.572 с.

44. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. М.: Парсифаль,

1998. 158 с.

45. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитар. педагогики к

педагогике свободы: статьи, воспоминания. М.: МИРОС, 2002. 294 с.

46. Гейнрихс И.П. Сольфеджио. Ч. 1. М., 1974. 73 с.

47. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Пед. о-во

России, 2002. 508 с.

48. Глухов Л.В. Теория музыки и сольфеджио: Учебное пособие для учащихся старших классов ДМШ. Пермь, 2002. 68 с.

49. Голицына Л.В. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся

детских хоровых студий: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1995. 162 с.

50. Голос в культуре: артикуляция и тембр: Сб. / Ред.-сост. И.А. Чудинова,

A.A. Тимошенко. СПб.: Институт истории искусств, 2007. 139 с.

51. Готсдинер A.A. Музыкальная психология. М.: Международная академия

пед. наук, 1993. 190 с.

52. Горбунова М.А. Развитие художественного опыта подростков на уроках

музыки и внеклассных занятиях: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. М., 2007. 24 с.

53. Григорий Сковорода. Жизнеописание. Сочинения / Сост. С. Шумов, А.

Андреев. Киев; М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. 200 с.

54. Гусев С.С. Начала философии. Раздел II. Что я могу знать? Глава 6. Искусство как путь к пониманию: Научный образовательный просветительский журнал «Философские науки» - 1/2011 http://www.academyrh.info/html/2011/fn-1 .pdf.

55. Давыдова В.П. Музыка для флейты русских композиторов второй

половины XX века: на примере жанров концерта и сонаты: Дис. ... канд. иск-ния. Ростов-на-Дону, 2007.

56. Давыдова Е.В. Сольфеджио: Ноты. - 3 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2007. 79 с.

57. Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки: Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. М.: В. Катанский, 2005. 241 с.

58. Дементьева Т.Н. Гуманизация образовательного процесса в школе

полного дня: Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2008. 207 с.

59. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике. М.: ТОО

«Издательский и книготорговый центр A3», 1995. 192 с.

60. Дик Н.Ф. Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания в

1-2 классах: школа полного дня и стандарты второго поколения, развивающие педагогические технологии, основные направления внеучебной работы, проектная деятельность младших школьников. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 317 с.

61. Дик Н.Ф., Белостоцкая Н.Ф. Школа полного дня: целый день идет игра:

игровые технологии обучения и воспитания в 3-4 кл. в условиях введения стандартов второго поколения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 317 с.

62. Диков Б.А. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.: Музгиз,

1956. 101 с.

63. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в

школе. М.: Просвещение, 1989. 207 с.

64. Должиков Ю.Н. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы

музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. С. 29-41.

65. Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. М., 1962.

66. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры

школьников: На материале уроков музыки и внеклассных занятий: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999. 288 с.

67. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-

педагогическое исследование: Монография. Владимир: ВГПУ, 1999. 212 с.

68. Евсюков В.В. Волшебная флейта: Сказки и легенды народов Китая.

Новосибирск: Кн. Изд-во, 1989. 235 с.

69. Есаков В.А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы): Монография. - М.: Альфа-М, 2009. - 208 с.

70. Есаков В.А. Влияние культурной политики на становление музыкального

образования будущих учителей музыки // Культура образования и образование культуры: Сб.ст. - М.: МГУКИ, 2012. - С. 48-56.

71. Есаков В.А. Доступ к современному искусству через управление

культурой (по итогам 10-й конференции министров культуры стран членов Совета Европы) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2013. - № 4. - С. 23 -26.

72. Заварина С.Ю. Формирование готовности учителя к общению с

младшими школьниками в процессе музыкально-эстетической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 146 с.

73. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1: официальный сайт компании Консул ьтантПлюс: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html

74. Зарудная И.Г. Проблема музыкально-эстетического развития детей в

истории советской педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 19 с.

75. Засодимский П.В. Чудодейственная флейта: Сб. рассказов. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1914. 199 с.

76. Захарова В.А. Флейтовая культура Франции: генезис, пути и

закономерности развития: Дис. канд. иск-ния. СПб, 2008. 246 с.

77. Зверев А.О. Развитие учащихся в условиях школы полного дня: Дис. ...

канд. пед. наук. М., 2008. 224 с.

78. Зотова Е.Б. Система управления общеобразовательной школой

музыкально-эстетической направленности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 249 с.

79. Иванова Т.Н. Педагогическое руководство формированием эстетических

чувств у младших школьников в процессе обучения интегрированному курсу искусств (изобразительному искусству, литературе, музыке): Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 141 с.

80. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и

развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 166 с.

81. Ильин И.А. Когда же возродится великая русская поэзия.

Некоммерческое электронное издание «Im Werden Verlag»: Мюнхен, 2006: http://imwerden.de.

82. Ильин И.А. Что такое искусство. Некоммерческое электронное издание

«Im Werden Verlag»: Мюнхен, 2006: http://imwerden.de.

83. Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного и

художественно-эстетического циклов: проблемы, опыт, перспективы: тезисы докладов обл. научно-практ. конф., Омск, 31 октября 2006 г. / редкол.: А. П. Сухарева и др. Омск: ИРООО, 2007. 123 с.

84. Интеграция науки и искусства: Сб. науч. работ Междунар. пед. акад.,

посвящ. 40-летию науч.-пед. деятельности А. Л. Гройсмана / Науч. ред.: Г. С. Михайлов. М.: Когито-центр, 2004. 345 с.

85. Интеграция разных видов искусств в преподавании литературы: (Из

опыта работы учителя русского языка и литературы) / Сост.: Д.А. Еналеева. Саранск: Морд. респ. ин-т повышения квалификации работников образования, 1998. 85 с.

86. История музыки: Уч. пособие: (для студентов немузыкальных

специальностей культуры и искусств) / Сост. И.А. Никеева, Л.Р. Фаттахова. Омск: ОмГУ, 2004. 83 с.

87. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе //

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1989. 3-12 с.

88. Казанцева Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте

художественной культуры. Астрахань: Волга, 2005. 110 с.

89. Калимуллина О.А. Развитие творческого потенциала подростков

средствами музыкально-эстетических практик: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009. 243 с.

90. Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып 1, 2. М.: Калинин В.В., 2008. 31 е., 31 с.

91. Калинина Г.Ф. Сольфеджио: Рабочая тетрадь: 1, 2, 3 кл. М.: Калинин В.В., 2000. 40 е., 32 с., 32 с.

92. Калмыков Б.В. Сольфеджио: Учебное пособие. В 2 ч. М.: Музыка, 2007. 110с.

93. Каменева М.В. Интеграция знаний в образовательной области

"Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 140 с.

94. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Сайт

«Литература и жизнь»:

http://dugward.ru/library/kapterevjpf/kapterev_p_f_didakticheskie_ocherki.ht

95. Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: Теория,

история, практика. Оренбург, 1997. 313 с.

96. Качмарчик В.П. Немецкое флейтовое искусство XVII - XIX вв.:

монография. Донецк, 2008. 310 с.

97. Кашекова И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного

образовательного пространства школы средствами искусства: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 414 с.

98. Кёлер Э.И. Новая практически весьма понятная школа для флейты: удобная также для самоучения. М.: Ю.Г. Циммерман, 1883. 35 с.

99. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности: Учебное пособие. М.:

Таланты-ХХ1, 2004. 493 с.

100. Киселев В.Н. Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2010.211 с.

101. Козьменко О.П. Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики: Дис. ... д-ра культурологии. М., 2004. 357 с.

102. Коломиец Г.Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание (зарубежных и отечественных): Сайт Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Оренбургском государственном педагогическом университете: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_314.htm

103. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 44 с.

104. Коменский Я.А., Избранные педагогические сочинения (в 2 т.). Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

105. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Авт.-сост. А .Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2011. 23 с.

106. Костина Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. 50 с.

107. Крауклис Р.Г. Музыка в философско-поэтической драме О. Мандельштама: Дис. ... канд. фил. наук. СПб, 2005. 184 с.

108. Кудрявцева С.М. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (на основе Рериховской концепции эстетического воспитания): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 201 с.

109. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 212 с.

110. Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: Дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 165 с.

111. Культурология: Учебник / Сост. A.C. Кармин. СПб.: Лань, 2009. 928 с.

112. Куммер К. Школа для флейты на русском, французском и немецком языках. М.: Гутхель, 1885. 67 с.

ПЗ.Куревина O.A. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Линка-ПРЕСС, 2003. 174 с.

114. Латышева Ж.В. Феноменологические предпосылки музыкально-эстетического образования личности: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2000. 154 с.

115. Левченко Е.В. Искусство как вид познания: Автореф. дис. д-ра филос. наук. СПб, 2008. 47 с.

116. Левченко Ю.А. Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 236 с.

117. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 77 с.

118. Лесовиченко A.M. Детская музыкальная литература: Учебное пособие. Новосибирск: НГОНБ, 2003. 134 с.

119. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких: Учебно-игровое пособие. М.: Классика-ХХ1, 2003. 34 с.

120. Лёхина Л.Н. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 197 с.

121. Литяйкина О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России к. XIX - первой трети XX веков. Дисс. ... канд. пед. наук. Саранск, 1997. 243 с.

122. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2010. 295 с.

123. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

124. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 195 с.

125. Лукашевич К.В. Дядюшка-флейтист: Повесть. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1903. 56 с.

126. Лупу С.Л. Интеграция искусств как средство художественно-творческой подготовки будущих педагогов в учреждениях среднего профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2011. 182 с.

127. Маевская И.Г. Взаимосвязь общечеловеческого в искусстве с интегративными процессами общества: (На материале музыки): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1988. 24 с.

128. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900. 232 с.

129. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства: Монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 139 с.

130. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М., 1999. 91 с.

131. Мануйлов Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1985. 184 с.

132. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 193 с.

133. Маяковский В.В. Флейта позвоночник: Поэма. Петроград: Взял, 1916. 16 с.

134. Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки: сайт «Муз-Лит-Ра»: http://www.muzlitra.ru/muzyikoterapiya/duhovno-nravstvennyiy-analiz-muzyki-medushevskiy-v.-v-2.html.

135. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 256 с.

136. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход. Опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. 318с.

137. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. 96 с.

138. Менеджмент. О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Магистр, 2010. 573 е.: Электронный учебник: Электронная библиотека: http://www.pravo.vuzlib.net/book_zl084.html.

139. Металлиди Ж.Л. Сольфеджио: 2 класс. Ноты. СПб.: Композитор, 2008. 97 с.

140. Методика обучения игре на духовых инструментах / Под ред. Е. Назайкинского. (Вып. 1). М., 1964.

141. Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. М.: Флинта: Наука, 2002. 270 с.

142. Мифы и легенды Древней Греции / Авт.-сост. H.A. Кун. М.: Владис, 2010.304 с.

143. Михельсон Г. Полная школа для флейты: Содержит практические упражнения из необходимых мажорных и минорных тонов. М., ценз. 1880. 70 с.

144. Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: ма-лы всерос. конф. "Педагогика искусства-интеграция культуры в образование будущего учителя: юсовские чтения" (11-13 ноября 2009 г.). в 2 ч. / Ред. Л.Г. Савенкова. М.-Арзамас: АГПИ, 2010. 209 с.

145. Моторина Л.М. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами межпредметной интеграции: Дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2004. 252 с.

146. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 382 с.

147. Назарова С.И. Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся: Моногр. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007. 208 с.

148. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Музыка, 1987. 63 с.

149. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 202 с.

150. Никитенко C.B. Формирование и развитие интегративной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья полного дня»: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 243 с.

151. Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы): сб. ма-лов Всерос. науч.-метод. конф., г. Томск, 3-5 дек. 2002 г. / Редкол.: В.М. Видгоф (отв. ред.) и др. Томск: ТГУ, 2005. 241 с.

152. Образовательный процесс. Общие формы организации учебной деятельности: Энциклопедия Экономиста: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obrazovatelnyy-process.html

153. Обыскалова Л.Р. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1996. 178 с.

154. Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота для немузыкантов. Орел, 1868. 25 с.

155. ОлидортБ. Тростниковая флейта: Стихотворения. 1914. 60 с.

156. Онеггер А.О. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979. 264 с.

157. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Уч. пособ. М.: ACADEMIA, 2001. 366 с.

158. Осипова Н.В. Педагогические основы эстетизации учебно-воспитательного пространства школы: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 228 с.

159. Осовицкая З.Е. Музыкальная литература: Учебник для детских музыкальных школ: Первый год обучения. М.: Музыка, 2007. 221 с.

160. Островский А.Л. Сольфеджио: Ноты / А.Л. Островский, С.Н. Соловьев, В.П. Шокин. М.: Классика-ХХ1, 2007. 177 с.

161. Павлюченко С.А. Курс сольфеджио и музыкальной грамоты: Для младших классов ДМШ. М.: Музыка, 1996. 63 с.

162. Палий E.H. Литературно-музыкальные салоны Москвы первой трети XIX века: Дис. ... канд. фил. наук. М., 1996. 206 с.

163. Панчатантра, или Пять книг житейской мудрости / Сост. И.Д. Серебряков. М.: Художественная литература, 1989. 478 с.

164. Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования»: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

165. Педагогическая психология: Методика и тесты / Авт.-сост. М.В. Демиденко, А.И. Клюева. Самара: Бахрах-М, 2004. 144 с.

166. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дис. ...д-ра пед. наук. М., 1991.374 с.

167. Печерская Э.Ф. Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах): Дис. ... канд. пед. наук. Одесса, 1984. 188 с.

168. Пикалова О.Н. Формирование готовности будущего учителя музыки к созданию единого музыкально-эстетического пространства общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 217 с.

169. Платонов Н.И. Школа игры на флейте / Ред. Ю. Должиков. М.: Музыка, 1988. 157 с.

170. Положение о группе продленного дня // Сайт для администрации школы: http://adminschool.ucoz.ru/publ/5-l-0-71.

171. Попп В. Новейшая полная практическая школа для флейты. В 2 ч. И.Ф. Мюллер, 1894. 48 с.

172. Постановление Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. N 737-1111 «О городской целевой программе развития образования «Столичное образование - 5» на 2009 - 2011 гг.: сайт «Предпринимательское право»: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_141337.html

173. Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»: сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства»: http://www.lexed.ru/doc.php? id=2693#.

174. Поэты Серебряного века: Стихотворения / Е. Талина. М.: Терра, 1999. 414 с.

175. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2011. 231 с.

176. Проблемы дидактики образовательной области "Искусство": педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей: интегрированные формы обучения / Савенкова Л.Г., Богданова H.B. М.: Изд. дом Российской акад. образования, 2006. 235 с.

177. Проблемы работы образовательных учреждений в режиме полного дня: Сб. / Сост. Л.В. Алферова. М.: Пед. академия, 2008. 95 с.

178. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.

179. Психология и жизнь: Лекции: Сайт «Психология»: http://psildiologija.com/pedagogika-v-pomoshW29-sushhnost-cel-i-zadachi-esteticheskogo-vospitaniya-ponyatie-esteticheskoj-kultury-lichnosti-i-kriterii-eyo-sformirovannosti.html

180. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.

181. Пушечников И. Совершенствование музыкальных способностей при обучении игре на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 29. М., 1994.

182. Пушкин A.C. Стихотворения / Сост. Г. Волкова. М.: Художественная литература, 1985. 430 с.

183. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном- Пресс, 1999. 80 с.

184. Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке: Тез и докл. конф. 1-6 февраля 1999г. М.: РАО ИХО, 1999.414 с.

185. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. М.: Мысль, 1969. 188 с.

186. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века»: Учебное пособие. М.: Владос, 2001. 383 с.

187. Ренне C.B. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: Автореф. дис. ... канд. иск-ния. СПб., 2005. 24 с.

188. Реутская И.Н. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования: На материале Карачаево-Черкесской республики: Дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 198 с.

189. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: Владос, 2000. 301 с.

190. Ровенский Ф. Краткий самоучитель игры для народной флейты или фляжолета. Киев-Баку: Индржишек, ценз. 1904. 7 с.

191. Розанов C.B. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. М.: Госмузиздат, 1938.

192. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Под ред. A.JI. Готсдинера. Л.: Музыка, 1981. 104 с.

193. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособ. М.: Академия, 2004. 176 с.

194. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1998. 705 с.

195. Русские поэты «серебряного века»: Сб. стихотворений. В 2 т. / Сост. O.A. Кузнецова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 462 с.

196. СавенковаЛ.Г. Интегрированный подход к процессу освоения искусства в школе как одно из важных направлений современной художественной педагогики: Проект «Мой край, моя Москва, моя Россия»: Сайт Полуниной Валентины Николаевны: http ://vptk.narod.ru/seminar 1 / savenkova.html

197. Сайт Народного ансамбля России «Гренада»: htpp :// grenada. al .ru/index.htm.

198. Сайт Учебно-методического учреждения «Сморгонский районный учебно-методический кабинет»: http://rumk.ucoz.ru/

199. Самоучитель игры на блокфлейте в оригинальной, демократичной трактовке И. Гулыниной: Электронное пособие: http ^/music-dummy. ucoz.ru/E-book_preview.pdf.

200. Самоучитель игры на блокфлейте И. Гулыниной: Электронное пособие: http://www.torrentino.ru/torrents/audg-irina-gulynina-blokfleyta-dlya-nachinayuschih.

201. Самоучитель игры на флейте А. Кадникова: Электронное пособие: http://blf.ru.

202. Самохвалова С.Ю. Эстетическое развитие младшего школьника в условиях музыкально-практической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Р.-на-Дону, 2011. 169 с.

203. Синяева JI.C. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М.: Классика-XXI, 2007. 44 с.

204. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.: Музыка, 1970. 159 с.

205. Словарь иностранных слов. Сайт: http://slov.hl.ru/

206. Слюсарева В.М. Развитие навыков игры на свирели и блок-флейте на уроках и во внеурочное время (2007 / 2008 учебный год): Электронная статья: сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival. 1 september.ru/authors/102-021 -489

207. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Отв. ред. Н.И. Киященко. М.: ИФРАН, 1998. - 313 с.

208. Сокольникова Н.П. Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2006. 263 с.

209. Солодовникова О.В. Эстетизация современной культуры и формы её представления: Дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2002, 150 с.

210. Солопанова О.Ю. Умственное воспитание младших школьников в процессе обучения музыке: Дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 1999. 200 с.

211. Солопанова О.Ю. Феномен педагогического интонирования в организации образовательного процесса: автореф. дис. ... д-ра пед.наук. Краснодар, 2011. 54 с.

212. Солопанова О.Ю. Потенциал музыкального искусства и способов его познания в преобразовании педагогической реальности: опыт методологического анализа. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2008. 121 с.

213. Солопова Н.Х. Формирование музыкально-эстетической среды как педагогическая проблема (на материале работы с детьми дошкольного возраста): Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 226 с.

214. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1975. 64 с.

215. Спорышева Е.Б. Интеграция курсов искусств и предметов гуманитарного цикла в системе художественно-эстетического воспитания и образования школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 483 с.

216. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти. М.: МГУК, 1998. 27 с.

217. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.

218. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1997. 64 с.

219. Сумнительный К.Е. Школа полного дня. М.: Чистые пруды, 2005. 32 с.

220. Сухарева А.П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Дис. ... канд.пед.наук. Омск. 205 с.

221. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.

222. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1973. 288 с.

223. Сысоева Л.С. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания: Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 1990. 31 с.

224. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека (слушателя): Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 1971. 20 с.

225. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

226. Теория музыки: Википедия: Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A

%00%в0%01 %82%Э0%В 5%Э0%ВЗ %Э0% В Е

%П1 % 8 0%Э0%В 8 %Т> 1 °М¥ :%00%А2%00%В5%00%ВЕ

%В 1 %80%Б0%В8%01 %8¥_%00%ВС%В 1 %83%Б0%В7%01 %8В

%Э0% В А%Э0%В 8.

227. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. Акад.пед. наук РСФСР, 1961. 36с.

228. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: ГУПИМП РСФСР, 1953. 444 с.

229. Тризно Б.В. Флейта. М., 1964.

230. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 390 с.

231. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Монахов Н.И. М.: Изд-во политической литературы, 1980. 384 с.

232. Ускова Г.А. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся начальных классов в школе полного дня: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 219 с.

233. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 558 с.

234. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

235. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Психотерапия, 1009. 544 с.

236. Флейты осени: Стихи и проза / Виктор Журин, Георгий Залкинд, Лев Рабинович. Казань: тип. Я.Н. Подземского, 1914. 83 с.

237. Фомин В.П. Наглядные пособия в начальном обучении музыкальной грамоте и сольфеджио: Методические рекомендации. JL: ЛОНМЦНТИКПР, 1983. 30 с.

238. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. М.: Композитор, 2004. 382 с.

239. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. Достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. СПб.: Алетейя, 2005: ГУП Тип. Наука. 319 с.

240. Хайям О. Рубайят / Сост. М. Синельников. М.: Эксмо, 2009. 350 с.

241.Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты: Моногр. Омск: Сиб.фил-л РИК, 2004. 158 с.

242. Хучбаров М.М. Возможности массового музыкально-художественного и социокультурного развития школьников средствами флейтового искусства // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: ма-лы X международной научно-практ. конф. 16 декабря 2011 г. М.: МГУКИ, 2012. С. 266-274.

243. Хучбаров М.М. Воспитательные функции флейты в учебном процессе детских школ искусств //Культурная жизнь Юга России. № 3 (32). 2009. 132-133 с.

244. Хучбаров М.М. Теоретико-методологические аспекты музыкальной эстетизации современного образовательного процесса // Культурная жизнь Юга России. № 3 (41). 2011. 101 -102 с.

245. Хучбаров М.М. Флейтовое искусство в современном образовании школьников: Учебное пособие. М.: Mill У, 2010. 135 с.

246. Цквитария Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Р.-на-Дону, 2008. 21 с.

247. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. 208 с.

248. Цыбин В.Н. Основы игры на флейте. М.: Музыка, 1940.

249. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. 374с.

250. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. 462 с.

251. Чекарева С.Н. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 21 с.

252. Чиарди Ц. Школа игры на флейте / Ред. Г. Никитин. JL: Музыка, 1973. 56 с.

253. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: изд-во СГУ, 2004. 188 с.

254. Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 41 с.

255. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.

256. Шекспир У. Сонеты; Пьесы / Сост. E.H. Черноземовой, пер. с англ. С. Маршака. М.: Дрофа, 2009. 686 с.

257. Шелудякова Ю.В. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко: Дис. ... канд. иск-ния. М., 2008. 244 с.

258. Шишикина JI.B. Процесс музыкального обучения в Древней Руси XV-XVII столетий (по древнерусским певческим учебным пособиям): Монография. М.: Прометей, 2004. 181 с.

259. Шишлянникова Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников: Моногр. Абакан: ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2011. 125 с.

260. Шишлянникова Н.П. Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

261. Школа полного дня: Метод, пособ. / Прохорова С.Ю. и др. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 80 с.

262. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход. М.: Сфера, 2007. 141 с.

263. Штенникова Е.Г. Формирование гуманистических ценностей у будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 23 с.

264. Шульгоф A.M. Семь школ игры на наиболее употребительных инструментах, как то: 1) фортепиано, 2) скрипка, 3) виолончель, 4) флейта, 5) кларнет, 6) труба (корнет) и 7) семиструнная гитара // Самоучитель музыки, или Полное руководство и практические школы к основательному изучению музыки и игры на различных инструментах и пению: В 3 ч. Ч. 1-3. М.: Леухин, 1873. 74 с.

265. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования интересов учащегося. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

266. Юрцевич Ф.В. Основы становления и развития исполнительского аппарата флейтиста: Учебно-метод. пособие. Минск: БГУ, 1988. 44 с.

267. Яковенко М.Л. Эстетизация образовательного пространства: статья: Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Phd/2010_l 1 /23_jak_m.pdf

268. Яковлева А.Д Образовательная среда интегративного комплекса "общеобразовательная школа - школа искусств" как условие эффективного развития личности младшего школьника: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н.Новгород, 2005. 22 с.

269. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

270. 7 нот: Музыкальный колледж: http://www.7not.ru.

271. Lingua Latina Aeterna: Большой латинско-русский словарь: http://linguaeterna.com/vocabula/alph/php.

272. Nature: International weekly journal of science: http://www.nature.com/nature/journal/v426/n6968/index.html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.