Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пугачева, Наталья Владимировна

  • Пугачева, Наталья Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 228
Пугачева, Наталья Владимировна. Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ульяновск. 2006. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пугачева, Наталья Владимировна

Введение

Содержание

• Глава I. Проблема становления музыкального образования в начальной школе России конца XIX - начала XX веков (на примере Симбирской губернии)

1.1. Теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе.

1.2. Анализ становления предмета "Пение" ("Церковное пение") как основной формы организации музыкального образования в начальной школе Министерства народного просвещения.

1.3. Развитие музыкального образования в начальных заведениях ведомства Святейшего Синода.

Глава И. Практика музыкального образования в начальной школе 2.1. Методика преподавания предмета "Пение" ("Церковное пение") • в начальной школе и ее взаимосвязь с внеучебной концертной деятельностью учащихся.

2.2. Практика музыкального образования в Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлева.

2.3. Преемственность музыкального образования в начальных и средних учебных заведениях (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков»

Актуальность исследования.

Современное состояние нашего общества ставит перед системой образования важнейшую задачу формирования нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения на основе использования духовных ценностей и воспитательного потенциала общества.

Проблема гуманизации образования является ключевым моментом в разработке стратегии развития системы отечественного образования. В связи с этим создание благоприятных условий для гармоничного развития личности, формирования ее эстетической и духовной культуры является приоритетным направлением воспитательного процесса. Но без знания того, как развивались теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения в прошлом, невозможно решение данной задачи в настоящем. Обращение к историческому опыту сегодня обретает особую актуальность, так как оно способствует возрождению духовных ценностей прошлого, восстановлению закономерных связей между образованием и культурой, образованием и наукой, образованием и общественными институтами. В настоящее время интерес к истории образования и воспитания человека проявляется в желании оценивать и систематизировать педагогическое наследие не только наиболее ярких представителей отечественной науки, но и педагогический опыт отдельных российских регионов. На протяжении последних десяти лет XX века мы являемся свидетелями возвращения из забвения уникального наследия ученых и практиков прошлого по многим вопросам развития личности, в частности, эстетического.

Использование неисчерпаемого воспитательного потенциала музыкального искусства в воспитании личности является мощным средством воздействия на подрастающее поколение в формировании нравственных идеалов, общечеловеческих ценностей.

Историографический анализ проблемы показывает, что педагогическое наследие по проблеме музыкального образования подрастающего поколения вызывало интерес многих исследователей. В рамках музыкального краеведения проблему изучали Б.В. Асафьев, Н.Ф. Финдейзен, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и другие музыковеды; в рамках музыкальной педагогики - П.П. Блон

• ский, Н.Я. Брюсова, H.JT. Гродзенская, Н.Н. Доломанова, Н. Егина, Д.Б. Кабалевский, Н.М. Ковин, С.Н. Луначарская, А.А. Шеншина, В.Н. Шацкая и др.

Между тем остается неисследованной проблема использования накопленных достижений в области музыкального образования в условиях современной школы. В связи с этим большое значение приобретает изучение педагогического опыта прошлого. В конце XIX - начале XX веков в России образование отражало все лучшее, что имело место в российской действительности. Важной составной частью системы образования являлась его начальная ступень. В этот период усиливается внимание педагогов к проблеме эстетического воспитания в школе, повышению качества обучения детей пению, использованию на уроках пения духовной музыки. Именно духовная музыка является тем пластом музыкального искусства, при помощи которого можно решать многие воспитательные задачи. Глубокая нравственность религиозных заповедей, обращенt ность духовной музыки к человеческой душе - все эти качества нравственной культуры и в наши дни не утратили своей огромной воспитательной ценности.

Анализ педагогической практики показывает, что исторический опыт, который может быть применен в образовательных учреждениях в связи с переменой социального устройства в России, используется не в полной мере. Изучение содержания и форм музыкального образования в начальном звене в России конца XIX - начала XX веков позволит внедрить накопленные педагогические знания в цикл преподавания предметов эстетического направления. С возникновением частных школ, гимназий, лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Появилась свобода выбора статуса образовательных учреждений, свобода разработок авторских программ. Создаются альтернативные учебные курсы, ориентированные на изучение хоровой культуры с включением в школьный репертуар духовной музыки.

Долгие годы исследователи в изучении дореволюционного начального образования концентрировали свое внимание на общероссийских процессах, недооценивая роль региональной проблематики, однако многие явления, прису-^ щие русской действительности, более выразительно протекали в российской провинции.

Таким образом, обнаруживается противоречие между имеющимся большим педагогическим наследием в системе отечественного музыкального обра» зования в начальной школе и недостаточным его осмыслением и использованием в современных образовательных системах. Необходимость и важность решения этого противоречия определили актуальность темы исследования.

С учетом этих обстоятельств был сделан выбор темы исследования "Музыкальное образование в начальной школе Симбирской губернии конца XIX-начала XX веков".

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности и реалии становления и развития музыкального образования в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков? • Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования - процесс становления и развития музыкального образования в Симбирской губернии в конце XIX - начале XX веков.

Предмет исследования - анализ состояния музыкального образования в начальных школах Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода в Симбирской губернии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе Симбирской губернии конца XIX - начала XX веков.

2. Провести анализ становления и развития основных форм музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода, которые реализовывались в рамках предмета "Пение" ("Церковное пение") и внеурочной концертной деятельности на примере Симбирской губернии.

3. Выявить особенность осуществления преемственности музыкального образования начальных и средних учебных заведений (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии).

4. Изучить учебные программы, рекомендованные Министерством народного просвещения и ведомством Св. Синода, с целью обновления содержания существующих в настоящее время программ и внедрения их в, систему современного образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями общества к музыкальному образованию.

Методологической основой исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса (антропологический (педагогическая и христианская антропология), культурологический, цивилизо-ваннный, аксиологический); философско-педагогические идеи гуманизации образования; принципы единства исторического и логического, научности, системности.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам философии образования (Б.С. Гершунский, JT.A. Касьян, A.M. Коваленко, Г.Б. Корнетов, Г.Н.Филонов, Э.Г. Юдин и др.); истории педагогики (И.С. Гессен, J1. Гурлит, А.Н. Джуринский, Ж. Жорес, И.И. Зильберфарб, С.А. Каменев, А.А. Корольков, П. Лебедев, Е.Г. Осовский и др.). Были изучены и использованы концепции о творческом и духовном потенциале личности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Н.И. Кала-ков, Е.А. Климов, Э.А. Манущин, A.M. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.А. Реан, А.И. Подольский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, А.П. Ситников, В.В. Столин, O.K. Тихомиров, И.В.Юстус и др.); о гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько,

В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); исследования в области педагогики и психологии искусства (JI.C. Выготский, Б.Г. Ананьев, Р Арнхейс, B.C. Ротенберг, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалев-• ский, В.В. Медушевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

Источниковедческую базу исследования составили труды философов, психологов и педагогов, работы по истории образования, архивные материалы, материалы периодической печати XIX-XX вв.

§

Методы исследования: исторические (сравнительно-исторический анализ по проблеме становления начальной школы в России, научная интерпретация, синтез конкретных исторических фактов); теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение массового и обобщение передового педагогического опыта).

Этапы исследования

I этап (2003-2004 гг.). На основе изучения научной литературы обобщен опыт становления и развития музыкального образования в начальной школе дореволюционной России, выявлена его роль в духовно-нравственном разви

Ш тии личности. Проведенный анализ философской, краеведческой, педагогической литературы позволил обосновать тему диссертационной работы, выделить ее объект и предмет, определить задачи и методы исследования, разработать ее программу.

II этап (2004-2005 гг.). В результате изучения, сопоставления архивных и опубликованных документов, освещающих официальные требования государственных органов России к формированию музыкального образования, вопросы деятельности начальных учебных заведений на рубеже XIX - XX веков по реализации содержания музыкального образования, проверялись и уточнялись задачи исследования. Результатом этого этапа явилось определение теоретических основ становления и развития музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства

Св.Синода, выявление основного содержания и форм музыкального образования.

III этап (2005-2006 гг.) Теоретическое осмысление анализа проведенной ® исследовательской работы, апробация результатов исследования на научно-практических конференциях, публикации результатов исследований в виде научных статей, методических пособий, оформление диссертации.

Научная новизна исследования: t

- определены теоретические основы становления и развития музыкального образования в начальной школе России конца XIX - начала XX веков как одного из средств религиозно-нравственного воспитания детей); базирующегося на принципах народности и воспитывающего обучения;

- осуществлен анализ содержания предмета "Пение" ("Церковное пение") и внеурочной концертной деятельности как основных форм музыкального образования в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода (на примере Симбирской губернии) с целью выявления их образовательных и развивающих функций: воспитания вокально

• хоровых навыков, повышения уровня исполнительского мастерства детей, приобщения к концертной деятельности, формирования навыков коллективного музыкального творчества;

- выявлена особенность осуществления преемственности музыкального образования начальных и средних учебных заведений (на примере епархиальных и духовных училищ, семинарии) в Симбирской губернии в конце XIX- начале XX веков, которая заключается в том, что формы его организации в средних учебных заведениях являлись формами практической подготовки выпускников к реализации содержания музыкального образования в рамках учебного предмета "Пение" ("Церковное пение") в начальной школе; выявлены основные компоненты практической подготовки учащихся средних учебных заведений к ведению урока "Пение" ("Церковное пение)": музыкально-теоретический, вокально-хоровой и методический;

- проанализированы учебные программы предметов музыкального цикла, в репертуарный план которых наряду с духовными произведениями постепенно включались классические светские произведения и народные песни, что по-• зволило проводить активную, разнообразную в жанровом плане концертную деятельность учащихся учебных заведений, которая являлась своеобразной формой отчетности и оказывала содействие развитию их музыкальной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно актуализирует духовно-нравственный потенциал педагогического наследия, способствуя более углубленной разработке проблем гуманизации образования в современных условиях; обосновывает возможности использования особенностей содержания музыкального образования дореволюционной России в учебно-воспитательном процессе обновляющейся школы. Раскрытие идеи всеобщности и доступности учебного предмета "Пение" составит основу для научных представлений о гуманистическом подходе к эстетическому образованию и воспитанию учащихся, к формированию их духовно-нравственной культуры, t Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный в нем опыт теоретического и практического решения изучаемой проблемы, рассмотренной на основе опыта организации региональной системы музыкального образования в начальной школе, может дополнить соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики, связанные с вопросами эстетического воспитания, а также использоваться при создании нового поколения учебных пособий по истории педагогики и образования, спецкурсов и семинаров по художественному образованию в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются представительной источниковедческой базой работы и подтверждением архивными документами, многообразным фактологическим материалом, опорой на современные методологические позиции, применением адекватных объекту, цели и задачам исследования методов, использованием комплекса взаимодополняющих источников и материалов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Доминирующей идеей в России конца XIX - начала XX веков в реализации содержания музыкального образования в начальной школе была идея всеобщности и доступности обучения детей пению, целью которого являлось религиозно-нравственное воспитание учащихся. Основными формами музыкального образования в начальной школе являлись предмет "Пение" ("Церковное пение") и внеучебная концертная деятельность учащихся. На преподавание предмета "Пение" в начальной школе ведомства Министерства народного просвещения было обращено особое внимание. Главной задачей в школах ведомства Св. Синода была подготовка детей к совместному участию в церковных службах. Названия предметов "Пение" и "Церковное пение" в рассматриваемых временных рамках были синонимами. Концертная деятельность формировала систему эмоционально-ценностных отношений, приобщала детей к богатствам духовного и культурного наследия.

2. Характерными особенностями программы по пению в начальной школе были последовательность, систематичность изложения, что позволяло обеспечить прочность овладения знаниями, умениями и навыками на уроке пения. Методика обучения в начальной школе разных ведомств была аналогичной и реализовывала принцип единства теории и практики.

3. Преемственность музыкального образования на начальном и среднем его уровнях способствовала подготовке выпускников средних учебных заведений, таких, как епархиальное и духовное училища, семинария, к реализации содержания музыкального образования в рамках учебного предмета "Пение" ("Церковное пение") в дореволюционной начальной школе. Такая работа осуществлялась в двух направлениях: овладение методами обучения пению в школе и освоение приемов работы с детским церковным хором. Хоровое и классное пение подготавливало воспитанников к их будущей деятельности и давало навыки овладения хоровым искусством.

4. Принцип воспитывающего обучения реализовывался в тесном единстве с принципом народности, раскрывающейся в нравах, обычаях, религиозно-философских и нравственных исканиях русского народа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в научных статьях и докладах автора. Основные результаты исследования были обсуждены и опубликованы автором в межвузовских сборниках научных статей "Развитие личности как высший приоритет образования" (Москва-Чебоксары, 2004г.), "Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в современных условиях" (Москва-Чебоксары, 2004г.); в межрегиональном сборнике научных статей "Автографы истории" (Ульяновск, 2004г.), на межрегиональной научно-практической конференции "Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования" (Ульяновск, 2005г.); на Международной научно-практической конференции "Наука и культура России" (Самара, 2005г.), на Всероссийской научно-практической конференции "Интеграция науки и образования на основе организации центра в области педагогики и психологии" (Ульяновск. 2005 г.), на III Всероссийской научно-практической конференции "Многопрофильные технологии обучения" (Ульяновск, 2005г.). Выводы исследования представлены также в отчете по результатам НИР, проводимой по теме "Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок" (шифр РИ- 16.0/018).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 246 наименований, из них 3 на иностранном языке и содержит 8 таб

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пугачева, Наталья Владимировна

Выводы

1. В результате анализа установлено, что программа по церковному пению была построена достаточно последовательно, музыкальный материал излагался доступно, от простого к более сложному, по певческому диапазону и своему содержанию он был доступен школьникам. Прочность овладения знаниями, умениям и навыками пения обеспечивалась многократным повторением музыкального материала. Пение с голоса учителя и обучение нотной грамоте обеспечивало наглядность музыкального обучения. Методика работы над церковными песнопениями была в народных школах ведомства Св. Синода и Министерства народного просвещения аналогична. Но программа церковноприходских школ имела более развернутый и полный характер. Выпущенные в то время методические пособия помогали решать проблему развития музыкальных способностей детей.

Внеучебная концертная деятельность учащихся давала им возможность демонстрировать полученные умения и навыки на уроке пения, развивала их художественных вкус, помогала знакомиться с музыкальными произведениями & духовного и светского содержания.

2. Развитию сети начальных народных училищ для чувашей Министерства народного просвещения в Симибрской губернии и Казанском учебном округе способствовала педагогическая деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева. Неоценимый вклад внес И.Я. Яковлев, создавший педагогическую систему обучения в начальных инородческих училищах. Симбирская чувашская учительская школа способствовала распространению обучения пению в сельских чувашских начальных школах. Выпускники хорошо разбирались в музыкальном деле, в вопросах постановки предмета "Пение". Свои навыки, знания, умения они реализовывали в сельских школах, обращая на музыкальное образование детей и хоровое пение особое внимание.

3. В духовных училищах самым тесным образом осуществлялась преемственная связь с начальной школой. На первоначальном этапе обучение по предмету "Пение" ("Церковное пение") строилось по программе начальных учебных заведений. Практическая педагогическая деятельность в начальных народных школах на базе Симбирского епархиального женского училища проводилась по двум направлениям: овладение методами обучения пению в школе и освоению способов работы с детским церковным хором. Теоретические знания по методике школьного пения, полученные на занятиях, воспитанницы могли перевести в практические умения, давая пробные уроки пения в базовой начальной школе. Выпускники мужских духовных учебных заведений получали хорошую практическую певческую подготовку. Они умели читать с листа, владели проемами многоголосого пения, обладали развитыми вокально-хоровыми навыками. Пение подразделялось на классное и хоровое, которое подготавливало воспитанников к их будущей деятельности в качестве руководителей хоров. В отчетах инспекторов народных училищ по учебной части отмечалось, что преподавание пения в школах находится в наилучшем положении в тех учебных заведениях, где его преподают бывшие воспитанники духовных училищ или семинарии. В своей концертной деятельности воспитанники семинарии, духовного и епархиального училищ обращались к шедеврам хоровой музыки, демонстрировали высокий уровень певческой культуры.

Заключение

Одной из важнейших задач общества на современном этапе является реформирование образовательной системы с целью ее гуманизации и гуманитаризации. В законе "Об образовании" определено, что государственная политика в образовательной сфере должна основываться на приоритете общечеловеческих ценностей, способствовать свободному и разностороннему развитию личности. В основу реформы образования положен принцип народности, так как, порывая с национальными традициями, школа становилась механизмом разрушения национальной культуры, деформации межнациональных отношений. Обращение к историческому педагогическому опыту способствует возрождению духовного наследия прошлого, восстановление связей между образованием и культурой, образованием и наукой. Это помогает созданию эффективных условий для развития гармоничной личности, в которой будет развита эстетическая и духовная культура, к чему направлен весь воспитательный процесс современной школы.

Музыкальное искусство является тем источником, который влияет на формирование нравственных ценностей в подрастающем поколении.

В процессе историко-педагогического анализа было обосновано, что эволюция начального народного образования в дореволюционной России была вызвана изменением образовательной политики правительства. В системе начального образования образовалось две системы - светская, подчиненная ведомству Министерства народного просвещения и церковная, принадлежавшая ведомству Св. Синода. В российской школе конца XIX - начала XX веков доминировала идея о всеобщности, доступности обучения пению, реализовывал-ся гуманистический подход в музыкальном образовании. Теоретическими основами формирования системы музыкального образования в конце XIX - начале XX веков как одного из средств религиозно-нравственного воспитания детей является единство принципа народности и воспитывающего обучения.

В ходе исследовательских поисков был осуществлен анализ становления и развития преподавания предмета "Пение" в начальных учебных заведениях Министерства народного просвещения и ведомства Св. Синода на примере Симбирской губернии. Учебные программы по пению для начальных школ были различными. Так, программа по церковному пению для церковноприходских школ носила обязательных характер, имела четко обозначенный объем сведений по музыкальной грамоте и содержала значительную часть музыкального материала, рекомендованного для изучения с детьми на уроках.

Обучение пению в школах ведомства Министерства народного просвещения не входило в число обязательных уроков, но относилось к числу желательных предметов. Преподавание церковного пения имело большое нравственно-воспитательное значение, и для его организации были предприняты необходимые меры, что способствовало выделению его в последствии в обязательный предмет. В исследовании были проанализированы образовательные и развивающие функции данного предмета - воспитание вокально-хоровых навыков, повышение исполнительского уровня детей, формирование навыков коллективного творчества, приобщение к концертной деятельности.

Ведущими принципами музыкального образования в начальных школах были доступность, последовательность изложения музыкального материала, поэтапность обучения от простого к более сложному. Основным методом овладения музыкальным материалом был принцип обучения пению с голоса учителя. В лучших школах обращалось внимание на овладение нотной грамотой, что обеспечивало наглядность музыкального обучения. Кроме классного обучения пению, было обращено особое внимание на формировании хоровых коллективов, которые подготавливали детей к участию в церковном богослужении.

В процессе исследования была выявлена преемственность музыкального образования в начальных и средних учебных заведениях, которая заключается в том, что учебные программы обоих уровней были скоординированы, а также в том, что формы организации музыкального обучения в духовных учебных заведениях являлись формами практической подготовки выпускников данных заведений к реализации содержания музыкального образования в начальной школе. Выпускники получали музыкально-теоретическую, вокально-хоровую и методическую подготовку, которая включала в себя музыкальные знания из области теории музыки, пения, игры на музыкальном инструменте и методов обучения пению. Музыкальные умения и навыки были связаны с применением полученных знаний на практике. Учебный музыкальный материал состоял преимущественно из произведений русской духовной музыки.

Развитию сети начального образования чувашей в Симбирской губернии и Казанском учебном округе способствовала педагогическая деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева. Неоценимый вклад внес И.Я. Яковлев, создавший Симбирскую чувашскую учительскую школу, которая подготавливала воспитанников к педагогической деятельности в начальных чувашских школах. Музыкальное обучение в них осуществлялось благодаря тому, что музыкальное образование в Симбирской учительской школе было организованно на должном уровне. Выпускники хорошо разбирались в музыкальном деле, в вопросах постановки предмета "Пение". Свои навыки, знания, умения они реализовыва-ли в сельских школах, обращая на музыкальное образование детей и хоровое пение особое внимание.

Одним из центральных вопросов исследования была проблема анализа учебных программ, пособий по предметам музыкального цикла, репертуарных планов уроков "Пения", которые включали в себя наряду с духовной музыкой светские и народные произведения музыкального искусства. Вокально-хоровая работа на уроках позволяла проводить активную концертную деятельность учащихся учебных заведений, которая являлась своеобразной формой отчетности. Внешкольная и концертная деятельность, основными видами которых являлись литературно-музыкальные вечера, религиозно-нравственные мероприятия, развивала музыкально-эстетический вкус учащихся. Особый размах концертная деятельность приобретает на рубеже веков и становиться яркой страницей музыкальной жизни Симбирска. Методические руководства и пособия по обучению пению конца XIX - начала XX веков утверждали в хоровой школе пения самобытный национальный исполнительский стиль. Появляются многочисленные руководства по обучению детей пению, в которых приводится описание вокально-хоровых приемов. Поднимается проблема развития музыкальных способностей детей, разделяется взгляд на хоровое пение как на предмет, развивающий эстетические и нравственные чувства. Сейчас, когда начинают возрождаться вековые традиции исполнения духовной музыки, учебные программы, методические пособия по обучению детей пению в дореволюционной России, а также разработки высококвалифицированных преподавателей, внесших весомый вклад в отечественную систему музыкального образования, имеют важное значение. В настоящее время требуется комплексная разработка и оформление учебных комплектов и методических пособий, которые можно внедрить на современном этапе в программу воскресных школ и в урок музыки в общеобразовательной школе для ознакомления учащихся с духовной культурой России. Современная программа по русской духовной музыке для начальной средней школы, основанная на культурологическом и просветительном принципе, предлагается в пособии И.В. Кошминой "Русская духовная музыка". Это пособие предназначено как для учителей музыки общеобразовательных школ, так и для тех, кто интересуется историей русской музыкальной культуры.

Проведенное нами исследование далеко не исчерпывает всех аспектов названной проблемы. Требуется дальнейшее исследование в области преподавания духовной музыки или церковного пения в дореволюционной средней школе, организации музыкального образования в гимназиях, в кадетском корпусе, которые представляли собою, по сути, среднюю школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, а также в частных и других заведениях, функционировавших в Симбирской губернии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пугачева, Наталья Владимировна, 2006 год

1. Абросимова Т. Н. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца X1. - начала XX века: дисс. . канд. пед. наук /Т. Н. Абросимова. - Самара, 1999.-282 с.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя музыканта / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

3. Анастасиев А. Народная школа: руководство для учителей и учительниц. Ч. 1. /А. Анастасиев. -М., 1910.-621 с.

4. Анастасиев А. Народная школа: руководство для учителей и учительниц. Ч. 2. /А. Анастасиев. -М., 1912.-570 с.

5. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе /О. А. Апраксина. -М., 1983. -146 с.

7. Архангельский В. Методика учебных предметов начальной школы / В. Архангельский. Симбирск, 1901. - 273 с.

8. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: сб. статей /Б. В. Асафьев; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Д.: Музыка, 1980. - 216 с.

9. Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века /Б. В. Асафьев. Д.: Музыка, 1968.-324 с.

10. Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя /В. П. Бездухов. Самара: СамПГУ, 1997.- 172 с.

11. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем /В. П. Беспалько. -Воронеж, 1977.-304 с.

12. Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании /В.А. Васильев. Д.: Музыка, 1991,- 117 с.

13. Василькова Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций /Ю.В. Василько-ва, Т. А. Василькова. -М.: Академия, 2000. 440 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.