Мюзиклы Э.Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Андрущенко, Елена Юрьевна

  • Андрущенко, Елена Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 242
Андрущенко, Елена Юрьевна. Мюзиклы Э.Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2007. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Андрущенко, Елена Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОТ ИСТОКОВ МЮЗИКЛА К ТВОРЧЕСТВУ Э. ЛЛОЙДА-УЭББЕРА

1.1. Мюзикл как синтезирующий феномен: проблемы генезиса

1.2. Синтезирующие процессы в историческом развитии мюзикла: панорама XX столетия

ГЛАВА II. ПОЛИСЮЖЕТНОСТЬ КАК СИНТЕЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В МЮЗИКЛАХ Э. ЛЛОЙДА-УЭББЕРА КОНЦА 1960-1980-х ГОДОВ

2.1. Специфика полисюжетности в мюзиклах конца 1960-1970-х гг.: от библейских «парафраз» к историософским «фантазиям»

2.2. Мюзиклы-феерии 1980-х годов: метаморфозы волшебной сказки

ГЛАВА III. ПОЛИЖАНРОВОСТЬ В МЮЗИКЛАХ Э. ЛЛОЙДА-УЭББЕРА: ТИПОЛОГИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

3.1. Общие закономерности полижанровых взаимодействий в уэбберовских мюзиклах. Механизм полижанровых мутаций на примере «Иосифа» и «Эвиты»)

3.2. Специфика полижанровой амбивалентности в мюзиклах

Кошки» и «Звёздный Экспресс»

3.3. Полижанровый синтез в мюзиклах Ллойда-Уэббера: на грани традиций, эпох, культур («Иисус Христос - Суперзвезда» и

Призрак Оперы»)

ГЛАВА IV. ПОЛИСТИЛИСТИКА В МЮЗИКЛАХ Э. ЛЛОЙДА-УЭББЕРА: МЕТОД И СМЫСЛ

4.1. Специфика полистилистических взаимодействий в уэбберовском творчестве конца 1960-1980-х годов

4.2. Коллажная полистилевая техника в мюзиклах «Иосиф» и «Звёздный Экспресс»

4.3. Логика полистилевых сопряжений в рок-операх

Иисус Христос - Суперзвезда» и «Эвита»

4.4. «Кошки» и «Призрак Оперы»: полистилистика в условиях «тотального театра» 160 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 180 НОТОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 201 ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мюзиклы Э.Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика»

К числу важнейших тенденций, характеризующих развитие массовой культуры во второй половине XX века, принадлежит небывалая по размаху экспансия мюзикла, чьё воздействие на оперетту и музыкальную комедию, рок-оперу и музыкальный кинематограф неоднократно отмечалось специалистами. Особенно впечатляющим оказался взлёт мировой популярности мюзикла на протяжении 1970-1980-х годов, когда безоговорочное лидерство указанного жанра в сфере музыкального театра, согласно экономической статистике и данным социологических опросов, обозначилось со всей определённостью. Именно прославленные мюзиклы утвердились на ведущих позициях во всевозможных рейтингах популярности и коммерческой успешности среди зрелищных искусств (театр, эстрада, кино, телевидение), стали абсолютными «рекордсменами долгожительства» на сценических подмостках, обнаруживая при этом ярко выраженную склонность к синтезирующим взаимодействиям (полисюжетным, полижанровым, полистилевым) и беспрецедентный универсализм в различного рода постановочных воплощениях (истэндских и бродвейских «редакциях», обновлённых и «актуализированных» вариантах, экранных «версиях» и т. д.).

Этот взлёт в значительной степени обуславливался персональными достижениями Эндрю Ллойда-Уэббера - одного из крупнейших мастеров мюзикла за всю историю последнего. Такие произведения Ллойда-Уэббера, как «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак Оперы», давно и прочно завоевали место в числе выдающихся явлений музыкального искусства XX века. Творчество Ллойда-Уэббера удостоилось высоких оценок со стороны Д. Шостаковича и А. Шнитке, Л. Маазеля и П. Доминго, А. Петрова и Б. Покровского, других авторитетных представителей современной «классической» элиты. Его художественные открытия предопределили устойчивый интерес к жанру мюзикла со стороны последующих композиторских генераций, включая широко известных отечественных авторов

А. Журбина, А. Рыбникова, Р. Гринблата, Г. Гладкова, А. Градского, В. Дашкевича, А. Иващенко и Г. Васильева etc. Благодаря новаторским исканиям Ллойда-Уэббера существенно эволюционировала и рецепция мюзикла в профессиональной среде, что способствовало возникновению соответствующих опусов К. Караева, Р. Щедрина, А. Петрова - видных представителей академического музыкального театра. Упомянутыми обстоятельствами предопределяется несомненная актуальность исследований, посвященных различным аспектам уэбберовского творчества.

Характерной чертой последнего является органическая взаимосвязь неповторимо индивидуальных устремлений с ярко выраженной укоренённостью Ллойда-Уэббера в конкретной жанровой традиции. «Он преобразил мюзикл, - пишет И. Емельянова. - Ллойд-Уэббер раскрыл истинный потенциал этого музыкального жанра и распахнул перед ним новые горизонты. Он показал, что смелое экспериментирование с сюжетами, поджанрами и стилями может дать совершенно новые, не виданные до того результаты» (Емельянова 2002а, с. 19). В уэбберовском творчестве своеобразно преломились и получили многогранное развитие важнейшие тенденции, намеченные классиками современного мюзикла - Дж. Гершвином и К. Вайлем, К. Портером и Р. Роджерсом, Л. Бернстайном и Л. Бартом, С. Сондхеймом и М. Хэмлишем. Вот почему представленное исследование руководствуется определённой целью: выявить основополагающие принципы сюжетообразования, жанровую и стилевую специфику мюзиклов Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов в соотнесении с общими процессами эволюции мюзикла второй половины XX века.

Сформулированной выше целью обуславливается необходимость разрешения следующих задач:

- обозначить магистральные темы и сюжетные мотивы в творчестве Ллойда-Уэббера данного периода, их генезис и модификации;

- рассмотреть внутрижанровые градации уэбберовских мюзиклов конца 1960-1980-х годов;

- охарактеризовать важнейшие особенности музыкально-стилевых взаимодействий в произведениях указанного периода;

- оценить персональный вклад Ллойда-Уэббера в развитие мюзикла, учитывая характер исторической эволюции данного жанра на протяжении второй половины XX столетия.

Очерченный выше круг проблем, исследуемых в настоящей диссертации, обуславливает комплексную направленность методологического подхода. Указанный подход определяется взаимодействием трёх методов: историко-культурного (в освещении закономерных эволюционных процессов «легкожанрового» музыкального театра), теоретико-аналитического (призванного «удостоверить» своеобразие музыкально-выразительных средств, композиционных и драматургических процессов в уэбберовских мюзиклах) и сравнительно-аналитического (связанного с рассмотрением сюжетных и фабульных клише, жанровых и стилевых моделей, преломляемых Ллойдом-Уэббером).

Исходя из этого, материалом исследования становятся мюзиклы Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов, наиболее значимые в художественном аспекте и репрезентативные с точки зрения композиторской эволюции: «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов», «Иисус Христос - Суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Звёздный Экспресс», «Призрак Оперы». Существование различных редакций и сценических «версий» упомянутых проектов закономерно обуславливает необходимость изучения и сравнительного анализа, с одной стороны, авторизованных клавиров и текстов либретто, с другой - видеозаписей отдельных спектаклей и соответствующих «концеп-ционных» аудиоальбомов. Изучение же преемственных связей с традициями жанра и «диалогических» устремлений, характерных для мюзиклов Ллойда-Уэббера, влечёт за собой экскурсы в творчество Л. Бернстайна и М. Хэмли-ша, Дж. Леннона и Э. Пресли, И. Кальмана и Р. Фальво, В. А. Моцарта и Р. Вагнера, Дж. Верди и Дж. Пуччини, С. Прокофьева и Д. Шостаковича, Р. Штрауса и К. Орфа.

Теоретическим фундаментом диссертации послужили работы отечественных и зарубежных исследователей по нескольким направлениям. Прежде всего, необходимо упомянуть исследовательские очерки, посвященные отдельным ракурсам осмысления музыкально-театральных проектов Ллойда-Уэббера. В этом ряду заслуживает особого внимания диссертация Ф. Игнатьева «Эндрью Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры» (см. Игнатьев 20046) - единственный в отечественном искусствознании опыт комплексного освещения творческой деятельности выдающегося мастера. Изначально декларируемое автором «триединство» исследовательских подходов (театроведческого, культурологического и музыковедческого) становится отправной точкой для выявления многообразных связей между композиторским мышлением Ллойда-Уэббера и основополагающими принципами современного шоу-бизнеса. Аналитические характеристики уэббе-ровских мюзиклов, содержащиеся в первой главе диссертации, ориентируются на поиск «важнейших концептуальных идей», призванных репрезентировать художественный «диапазон» того или иного спектакля. Так, в «Иисусе» констатируется «обновление жанровой модели мюзикла на уровне сюжета и интонации», в «Эвите» - аналогичное «обновление. на уровне драматургии», в «Кошках» и «Звёздном Экспрессе» подчёркивается «экспансия зре-лищности», etc. (Игнатьев 20046, с. 6-7, 9-10).

Наибольший интерес у музыковедов традиционно вызывает жанровая специфика рок-оперы «Иисус Христос - Суперзвезда». Этой проблеме посвящен целый ряд статей, акцентирующих множественность истоков «Суперзвезды» в плане сюжетообразования, драматургии, стилистики (Мяло 1973, Цукер 1990, Смонарь 1992, Ткачев 2000, Боровская 2002, Игнатьев 2004). В настоящее время прослеживается стремление отдельных авторов к целостному рассмотрению и содержательной интерпретации некоего мифо-поэтического подтекста, наличествующего в мюзикле «Призрак Оперы» (Сахарова 2003, 2004, Полупан 2007). Иной подход к освещению проблем уэб-беровского творчества доминирует в обзорных статьях-персоналиях из энциклопедических изданий «Великие мюзиклы мира» и «Музыка наших дней», а также соответствующих главах из учебных пособий (Адабашьян 2002, Емельянова 2002, 20026, Медкова 2002, Опрышко 2002, Труфанова 2002, Енукидзе 2004, Мешкова, Коробова 2004). Эти работы, призванные восполнить очевидный дефицит информации на русском языке о Ллойде-Уэббере и его сочинениях, характеризуются преимущественной описатель-ностью: речь идёт об основных этапах создания того или иного мюзикла, трудностях, связанных с его постановками, о сценической судьбе уэбберов-ских проектов и т. д.

Появление упомянутых публикаций, использующих материалы зарубежной печати и тематических Интернет-сайтов, предопределяется аналогичной направленностью зарубежной «уэбберианы». Монографические работы о композиторе, вышедшие в свет на Западе (McKnight 1984, Mantle 1989, Walsh 1989, Coveney 2000, Snelson 2004), склонны акцентировать событийную сторону жизненного пути Ллойда-Уэббера, заведомо не отягощая читателя подробностями драматургии, стилистики, музыкального языка и т. п. Соответствующая тенденция объясняется многолетней «отстранённостью» академически ориентированного музыкознания в США и Великобритании от проблем современных массовых жанров (не исключая мюзикла). Книги и статьи, посвященные Ллойду-Уэбберу, до сих пор остаются прерогативой музыкальной журналистики, ориентирующейся на сравнительно широкую аудиторию. Такого рода «популярные биографии» время от времени публикуются и в нашей стране (Журбин 1988, Зинкевич 1989, Шальнёв 1989, Евдокимов 1997, Мановцев 2000, Лу 2001).

Далее, необходимо отметить многочисленные работы по истории мюзикла - монографии, путеводители, проблемные статьи, способствующие формированию весьма насыщенного исторического контекста, с которым неразрывно связано творчество Ллойда-Уэббера (Laufe 1977, Gotteried 1984, Suskin 1986, Fields 1993, Ganzl 1997, Воинова 1972, Эттингер 1976, Данько 1976, 1977, Михеева, Орелович 1977, Гринберг, Тараканов 1982, Кудинова

1982, Кампус 1983, Шилова 1984, Ханиш 1984, Бушуева 1989, Кон 1991, Емельянова 2002а, Березовчук 2003, Сысоева 2004, 2005). В указанных исследованиях, с одной стороны, выявляются многогранные жанровые истоки мюзикла, его стилистическая «центробежность», активное преломление разнообразных «новаций» массовой культуры. С другой стороны, зарубежными и отечественными исследователями выдвигаются различные подходы к периодизации данного жанра. Благодаря сравнительному анализу последних обнаруживаются магистральные тенденции, присущие мюзиклу на протяжении того или иного периода. Рассмотрение указанных тенденций позволяет зафиксировать некие параллели между индивидуальными устремлениями Ллойда-Уэббера и процессами, свойственными жанру в целом.

Заслуживают внимания и остроактуальные публикации, посвящённые рок-опере, её непростым взаимоотношениям с мюзиклом, рок-музыкой, академическими жанрами и «трудноуловимой» специфике (Порфирьева 1985, Журбин 1985, Мартин 1986, Диденко 1987, Троицкий 1989, Ткаченко 1988, 1993, Москович 1989, Цукер 1993, Боровская, Майсурян 2002). Среди упомянутых работ, нередко имеющих дискуссионную направленность, особое место принадлежит обстоятельному исследованию А. Цукера «И рок, и симфония.». Автор монографии, опираясь на комплексный подход в осмыслении вышеперечисленных проблем, формулирует весьма перспективный тезис о полижанровой и полистилистической природе рок-оперы (глава 3 «Оперные искания и рок-опера»). Тем самым де-факто создаются предпосылки для рассмотрения уэбберовского творчества конца 1960-1980-х годов как целостного феномена, с характерными для него «сквозными» идеями и мотивами, доминирующими принципами художественного мышления etc.

Следует назвать и работы современных исследователей, освещающие феномен рок-музыки в генетическом и эволюционном аспектах (Переверзев 1977, Чижова 1993, Ткаченко 1996, 1997, Сыров 1996, 1997, 2001, Козлов 1998, Савицкая 1999, Власова 2001, Цукер 2004). Помимо непосредственных связей с творчеством Ллойда-Уэббера, активно эксплуатирующего рокстилистику во всех рассматриваемых нами проектах указанные книги и статьи рельефно запечатлевают своеобразие жанрово-стилевых «превращений» рока. В частности, плодотворными для соответствующей атрибуции рок-оперы представляются теоретические наблюдения, изложенные в монографии В. Сырова «Стилевые метаморфозы рока, или Путь к "третьей" музыке» (Сыров 1997). Описываемое автором «перерождение» рока в «стилевую систему» с доминирующими чертами «центробежности» являет собой некую «точку отсчёта» на пути жанровых «диалогов», которые подготавливают формирование рок-оперы и рок-мюзикла.

Обозначенные выше процессы жанрово-стилевых взаимодействий являются темой ряда специальных работ, опирающихся на изучение музыкального материала академических жанров, прежде всего - оперного театра и кантатно-ораториальной сферы (Раппопорт 1971, Таршис 1978, Калошина

1979, 1979а, 19796, 1987, 1990, 1995, Лобанова 1990, Баева 2001, Сабинина 2003). Теоретические наблюдения и выводы, содержащиеся в указанных книгах и статьях, нередко позволяют наметить пути плодотворных изысканий в области массовой музыкальной культуры (о чём свидетельствуют, к примеру, исследования Г. Калошиной). Возникающие при этом параллели и «сближения» могут служить отправной точкой для анализа некоторых характерных тенденций в развитии современного мюзикла - его «диалогов» с оперой, академическим балетом, кантатой, ораторией и др.

Наконец, историческое развитие мюзикла и рок-оперы, по мнению ряда авторов, корреспондирует с глубинными закономерностями массовой культуры XX века в целом. «Амплитуда» существующих точек зрения по данной проблематике отражена в отечественных публикациях 1970-2000-х годов (Житомирский 1972, Шнеерсон 1977, Боноски 1978, Куликова 1978, Сохор

1980, Вульф 1982, Шестаков В. 1982, 1988, Чередниченко 1987, Кнабе 1990, Конен 1994, Флиер 1997, Цукер 2001). Исходя из этого, представляется допустимым обозначить сущностные черты рассматриваемого жанра, порождённые масштабными эволюционными процессами в современной культуре.

Теоретическая значимость настоящей работы обуславливается перспективами дальнейшего развития современных концепций массовых музыкальных жанров и музыкального театра XX века. Отдельные аналитические фрагменты могут служить иллюстративным материалом к теоретическим изысканиям в области полистилистики и полижанровости.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения её положений и выводов в спецкурсах «Драматургия музыкального театра XX столетия», «Проблемы массовых жанров», «Массовая музыкальная культура XX века» для консерваторий и вузов искусств. Некоторые наблюдения, связанные с образно-смысловой интерпретацией ряда сцен и номеров уэбберовских мюзиклов, могут оказаться полезными для режиссёров музыкальных театров, сценографов, певцов и дирижёров.

Научная новизна исследования характеризуется обращением к жанровой сфере, до сих пор находящейся на «периферии» отечественного музыкознания. Кроме того, музыкально-театральное творчество Ллойда-Уэббера конца 1960—1980-х годов рассматривается в историко-эволюционном аспекте, с учётом основных тенденций, присущих развитию данного мюзикла на протяжении второй половины XX столетия. Впервые выявляются и подвергаются комплексному анализу важнейшие композиционно-драматургические и стилистические особенности наиболее значительных мюзиклов Ллойда-Уэббера; исходя из этого, предлагается и обосновывается авторская внутри-жанровая классификация упомянутой группы произведений. Также впервые обстоятельно освещается вклад Ллойда-Уэббера в развитие мюзикла, обозначаются многообразные «переклички» уэбберовского творчества с художественными исканиями в различных сферах массовой культуры XX века.

Структура диссертации формируется исходя из указанных выше задач исследования. Работа состоит из состоит из четырёх глав, Заключения, библиографического и нотографического списков, Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Андрущенко, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации был предпринят опыт многоаспектного анализа уэбберовских мюзиклов конца 1960-1980-х годов - произведений, репрезентирующих высшие достижения указанного жанра в XX столетии. Мировая популярность этих сочинений, выдержавших проверку временем и вошедших в «золотой фонд» современного «легкожанрового» музыкального театра, более чем убедительно свидетельствует об их несомненных художественных достоинствах. Вместе с тем, специфика рассматриваемой жанровой сферы как бы «вуалирует» указанные достоинства, делая их менее доступными слуховому восприятию по сравнению с классическими шедеврами. Отсюда проистекает одна из наиболее существенных проблем, возникающих перед исследователем творчества Ллойда-Уэббера, - проблема адекватного аналитического подхода. Нам представляются заведомо непродуктивными попытки прямолинейно «связать» уэбберовские мюзиклы с общими тенденциями развития «академического» искусства (например, подчёркивая «архе-типические» истоки сюжетов или находя особый «глубинный» смысл в quasi-цитатах из мировой классики). Важнейшей отличительной чертой этих мюзиклов является теснейшая связь с более чем столетней традицией указанного жанра, их несомненная преемственность с достижениями выдающихся мастеров данной сферы музыкального театра. Именно поэтому заявленная нами триада: «полисюжетность - полижанровость - полистилистика», обусловленная генетической предрасположенностью мюзикла к синтезирующим процессам, может рассматриваться в качестве перспективной «аналитической технологии» применительно к уэбберовскому творчеству. Не претендуя на исчерпывающий охват разнообразных достоинств этих сочинений, названная триада позволяет запечатлеть сущностные особенности индивидуального композиторского стиля - и, шире, художественного мышления -Ллойда-Уэббера. А ведь именно указанный подход должен считаться отправной точкой для целенаправленного и последовательного постижения далеко не «одномерного» феномена, каковым является выдающийся английский мастер.

Весьма разочаровывающими оказываются, по нашему мнению, и попытки своего рода «изоляции» Ллойда-Уэббера в сфере шоу-бизнеса, представляющие популярность «Иисуса» и «Эвиты», «Кошек» и «Призрака Оперы» по преимуществу следствием образцово организованных «пиар-кампаний». В исследовании Ф. Игнатьева говорится, к примеру, что «.в течение своей тридцатипятилетней деятельности композитора, работающего для музыкального театра, Ллойд-Уэббер так и не стал "художником" в традиционном для музыкального искусства смысле, потому что критериями качества созданных мюзиклов является способность "быть проданным" в культуре -то есть стать товаром, имеющим денежное выражение. <.> Зато как предприниматель в сфере шоу-бизнеса Ллойд-Уэббер достиг выдающихся результатов. <.> Став одним из богатейших предпринимателей шоу-бизнеса, Ллойд-Уэббер занял одно из ведущих мест в нём, а благодаря общественному резонансу его произведения в жанре мюзикла. сегодня считаются классическими» (Игнатьев 20046, с. 24-25). Такого рода прямолинейные трактовки механизмов художественного восприятия в современном массовом обществе не только напоминают о стереотипах советского музыкознания, но и свидетельствуют о недооценке иного исторического контекста — духовно-интеллектуального, чьё воздействие на Ллойда-Уэббера представляется весьма ощутимым.

В частности, заслуживают более обстоятельного изучения показательные «переклички» уэбберовской эстетики с одним из влиятельнейших направлений современного искусства и литературы - постмодернизмом. Обратившись к широко известным ныне трудам крупнейшего европейского теоретика искусства, историка-медиевиста, культуролога, прозаика У. Эко, мы обнаруживаем наглядные тому подтверждения. В автокомментариях к знаменитому роману «Имя розы» подчёркивается «метафизическая и философская» ориентированность так называемых «развлекательных» жанров - например, детективного романа; отмечается положительная роль самой «развлекательности» как существенной тенденции романного жанра; констатируются «нонконформистские» возможности сюжета, «возрождённого под видом цитирования других сюжетов», и т. д. (Эко 2001, с. 627, 630, 635). Особенно интересными представляются рассуждения У. Эко о неоднозначной природе популярности произведения искусства: «Всем понятно, что когда роман развлекает - он пользуется успехом. Из-за этого стало принято считать, что успех у публики - дурной признак: если роман имеет успех, значит, в нём нет ничего нового и публика получила как раз то, чего ей надо. Я всё-таки считаю, что это не одно и то же. Фраза "если роман даёт публике то, чего ей надо, - он имеет успех" не означает, что "если роман имеет успех, значит он дал публике, чего ей было надо". Второй из этих тезисов не всегда верен. Достаточно назвать Дефо и Бальзака, а из современных - "Жестяной барабан" <роман Г. Грасса. - Е.А.> и "Сто лет одиночества". <.> То есть я уверен, что элементы разрушительности, революционности могут присутствовать и в таких работах, которые вроде бы рассчитаны на легчайшее усвоение. А в других работах - на первый взгляд будоражащих публику - никакой революционностью не пахнет.» (Эко 2001, с. 630, 633).

Приведённые рассуждения выдающегося учёного заставляют нас более осторожно воспринимать «легкожанровую» оболочку уэбберовских мюзиклов и окружающей их «антураж» современного шоу-бизнеса. Взаимосвязанность этих явлений не означает их тождественности. Подлинно объективная оценка значимости мюзиклов Ллойда-Уэббера востребует более продуманных и взвешенных критериев. Побудить коллег-исследователей к их поиску и выявлению была призвана настоящая работа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Андрущенко, Елена Юрьевна, 2007 год

1. Аверинцев С. Вениамин // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. -М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 232.

2. Адабашьян В. Мюзикл // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. - С. 80-81.

3. Адабашьян В. Фильм «Иисус Христос Суперзвезда» // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. -М.: Аванта+, 2002. - С. 87.

4. Адамчук М. Мюзикл: Сказка за 15 миллионов долларов // 7 дней. 2003. - № 21 (19 мая). - С. 26-29.

5. Алиев Ю. Что мы увидели в Англии // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. Вып. 12. М.: Музыка, 1977. - С. 97-108.

6. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Публ. И. Свенцицкой, М. Трофимовой. М.: Мысль, 1989. - 336 с.

7. Артемьев Э., Jleccep В., Журбин А. Рок-музыка: продолжение разговора // Музыкальная жизнь. 1987. - № 1. - С. 22-23.

8. Баева А. Опера // История современной отечественной музыки: Учеб. пособие. Вып. 3 (1960-1990) / Под ред. Е. Долинской. М.: Музыка, 2001.-С. 186-256.

9. Бекетова Н. От «Джозефа» до Реквиема // Ленинградский рабочий. 1988. - № 34 (19 августа). - С. 12.

10. Бенсон Р. Пол Маккартни: Личность и миф. — М.: Новости, 1993.-320 с.

11. Березовский Б., Садчиков М. Эндрю Ллойд Уэббер: Мелодия -моя суперзвезда // Смена. 1988. - № 168 (20 июля). - С. 4.

12. Березовчук Л. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУКиТ, 2003. - 92 с.

13. Бокарев В. Джон Леннон: Мифы и реальность. М.: Клён, 1992.-160 с.

14. Боноски Ф. Две культуры. М.: Прогресс, 1978. - 424 с.

15. Боровская Н. Музыкальный язык рок-оперы «Иисус Христос -Суперзвезда» // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. - С. 84-85.

16. Боровская Н., Майсурян Н. Рок-опера // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. - С. 79-89.

17. Бронфин Е. Леонард Бернстайн // Бронфин Е. О музыке и музыкантах: Избр. статьи. СПб.: Композитор, 1994. - С. 232-245.

18. Брудный Д. Водевиль, оперетта, мюзикл <рецензия на книгу Т. Кудиновой> // Музыкальная жизнь. 1983. —№ 18. - С. 24.

19. Бушуева С. В поисках контакта <о мюзиклах 1970-х годов> И Театр. 1975. -№ 9. - С. 34.

20. Бушуева С. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сб. статей. Изд. 2-е, доп. - М.: Искусство, 1989. -С.170-193.

21. Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 704 с.

22. Вислов А. Здесь танцуют и поют. Полемические заметки о русском мюзикле // Литературная газета. 2004. - № 51-52 (24 декабря). -С. 10.

23. Владимирская А. Взаимообогащение жанров <о современном «легкожанровом» музыкальном театре в СССР> // Нева. 1979. - № 1. -С. 201-208.

24. Власова Г. Рок-культура феномен XX века: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001. - 26 с.

25. Воинова 3. Театральный Бродвей: эскапизм или пропаганда? // Современное западное искусство: К критике буржуазной художественной культуры XX века: Сб. статей. М.: Наука, 1972. - С. 133-165.

26. Волынцев А., Михайлов Дж. Мьюзикл // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Ст. 854-855.

27. Воробьёв В. Как скомпрометировали жанр <о мюзиклах 1970-х годов> // Театр. 1975. - № 9. - С. 26.

28. Воробьёва Т. История ансамбля «Битлз». Л.: Музыка, 1990. -288 с.

29. Вульф В. От Бродвея немного в сторону: Очерки о театральной жизни США и не только о ней: 70-е годы. М.: Искусство, 1982.-С. 41-54.

30. Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл /'/ Советский музыкальный театр: проблемы жанров: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1982.-С. 231-286.

31. Данько Л. Из истории мюзикла // Данько Л. Комическая опера в XX веке: Очерки. Л.: Сов. композитор, 1976. - С. 186-195.

32. Данько Л. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: Лекция. Л.: ЛГИК, 1977. - 26 с.

33. Диденко Т. Рок-музыка: на пути к «большой форме» // Советская музыка. 1987. - № 7. - С. 23-26.

34. Долинская Е. Лондонский «Остров радости» // Музыкант-классик. 2005. - Июль. - С. 13-15.

35. Дронова М. «Вестсайдская история» <Л. Бернстайна> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 73-260.

36. Евдокимов А. Великолепный британец <об Э. Ллойде-Уэб-бере> // Медведь. 1997. - № 5. - С. 37-41.

37. Езерская Е. Время мюзикла? // Музыкальная жизнь. 2002. -№ 8. - С. 4-7.

38. Езерская Е. Мы наш, мы новый мюзикл построим. // Музыкальная жизнь. 2001. - № 12. - С. 8-9.

39. Езерская Е. Мюзикл. Продолжение следует? // Музыкальная жизнь. 2003. - № 1. - С. 12-14.

40. Езерская Е. Неужели те самые «Кошки». <о постановке мюзикла Э. Ллойда-Уэббера в Москве> // Музыкальная жизнь. 2005. - № 7. -С. 9-10.

41. Езерская Е. О мюзикле бедном замолвите слово. <об англо-, американо- и польско-российских постановках мюзиклов в Москве> // Музыкальная жизнь. 2000. - № 5. - С. 7-10.

42. Езерская Е., Тхарева Т. Фабрика мюзиклов /'/' Музыкальная жизнь.-2005. -№ 1.-С. 10-12.

43. Емельянова И. «Кошки» <Э. Ллойда-Уэббера> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -С.505-572.

44. Емельянова И. Мюзиклу можно всё // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5-26.

45. Емельянова И. «Призрак Оперы» <Э. Ллойда-Уэббера> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 595-620.

46. Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры: Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 125 с.

47. Житомирский Д. Музыка для миллионов (К методологии вопроса) // Современное западное искусство: К критике буржуазной художественной культуры XX века: Сб. статей. -М.: Наука, 1972. С. 70-102.

48. Жукова Л. Мюзикл на советской сцене // Жукова Л. В мире оперетты: <Очерки.> М.: Знание, 1976. - С. 107-111.

49. Журбин А. Заметки о рок-опере, или Новые размышления профессионала // Студенческий меридиан. 1985. - № 10. - С. 31-32.

50. Журбин А. Композитор, пишущий слова: О себе и своей работе. М.: Композитор, 2005. - 352 с.

51. Журбин А. Москва будет экспортировать мюзиклы <беседа с В. Кичиным> // Известия. 2001. - № 230 (14 декабря). - С. 1, 3.

52. Журбин А. Призрак мюзикла // Культура. 2005. - № 3 (20 января).-С. 14.

53. Журбин А. Эндрю Ллойд Уэббер композитор для театра // Музыкальная жизнь. - 1988. - № 18. - С. 6-8.

54. Земзаре И. Лёгкая музыка и жанрово-бытовая сцена музыкального театра XX века // Прибалтийский музыковедческий сборник. Вып. 3. -Рига: Зинатне, 1987. С. 14-40.

55. Зенкин К. Германия // История зарубежной музыки. XX век: Учеб. пособие / Под ред. Н. Гавриловой. М.: Музыка, 2005. - С. 246-277.

56. Зинкевич В. Эндрю Ллойд Уэббер некоронованный король мюзикла // За рубежом. - 1989. - № 7 (10 февраля). - С. 22.

57. Иванов П. Концепция революции <к 60-летию со дня рождения Че Гевары> // Латинская Америка. 1988. - № 6. - С. 44-46.

58. Игнатьев Ф. Актёр для российского мюзикла // Проблемы художественного синтеза: Материалы конф. аспирантов РИИИ. СПб.: РИИИ, 2004. - С. 46-49.

59. Игнатьев Ф. «Иисус Христос Суперзвезда» Эндрью Ллойд-Уэббера: проблема жанровой атрибуции // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвуз. сб. науч. трудов молодых ученых. Вып. 1. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2004. - С. 322-344.

60. Игнатьев Ф. Эндрью Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры: Автореф. дис. . канд. иск. СПб.: РИИИ, 2004.-25 с.

61. Калошина Г. Бытовые жанры как феномен драматургии оперы в контексте её исторической эволюции // Бытовая музыкальная культура: история и современность: Тезисы докладов науч. конф. Ростов-на-Дону: РГК, 1995.-С. 95-99.

62. Калошина Г. Опера и оратория в XX веке: проблема жанровых взаимодействий //30 лет консерваторской науки: Тезисы докладов науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: Терра-Гефест, 2000. - С. 20-23.

63. Калошина Г. Особенности симфонизации монументального вокального сочинения в творчестве А. Онеггера 1920-х годов (на примереоперы-оратории «Антигона» // Из истории зарубежной музыки: <Сб. статей.> Вып. 3. М.: Музыка, 1979. - С. .

64. Калошина Г. Особенности симфонизации монументальных вокальных жанров А. Онеггера: Автореф. дис. . канд. иск. Л.: ЛГИТМиК, 1987.- 19 с.

65. Калошина Г. Принципы симфонизации в монументальных вокальных сочинениях А. Онеггера // Теоретические вопросы вокальной музыки: Сб. трудов (межвуз.). Вып. 44. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. -С. 80-95.

66. Калошина Г. Симфонизация как фактор единства полижанрового сочинения в зарубежной музыке XX века // Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе: Материалы конф. аспирантов вузов РСФСР. Л.: ЛГИК, 1979. - С. 140-150.

67. Кампус Э. О мюзикле. Л.: Музыка, 1983. - 128 с.

68. Касаткина Н., Василёв В. В гостях и дома <о музыкально-театральных постановках в Великобритании и США> // Музыкальная жизнь. 1989. - № 9. - С. 25.

69. Кетлер Е., Дмитриевский В. Жанр спектакля мьюзикл // Нева.- 1973.-№ 12.-С. 191-199.

70. Климовицкий С. Арт-рок // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. - С. 72-78.

71. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990.-№ 8. - С. 39-61.

72. Ковнацкая Л. Английская музыка XX века: Истоки и этапы развития. М.: Сов. композитор, 1986. - 216 с.

73. Ковнацкая Jl. Бенджамин Бриттен. М: Сов. композитор, 1974.-392 с.

74. Козлов А. Рок: истоки и развитие. М.: Мега-Сервис, 1998. -192 с.

75. Кон Э. Мюзикл после мюзикла//Америка. 1991. - № 7.-С. 47-51.

76. Конан Дойль А. Последнее дело Холмса // Конан Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2: Записки о Шерлоке Холмсе; Возвращение Шерлока Холмса. М.: Правда, 1966. - С. 221-240.

77. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. Изд. 2-е. - М.: Сов. композитор, 1965. -528 с.

78. Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. Изд. 3-е, перераб. - М.: Сов. композитор, 1977.-448 с.

79. Конен В. Рождение джаза. Изд. 2-е, доп. - М.: Композитор, 1994.-320 с.

80. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. - 160 с.

81. Краузе Э. Рихард Штраус: Образ и творчество. М.: Музгиз, 1961.-612 с.

82. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. композитор, 1982.- 176 с.

83. Куликова И. Музыкальная молодёжная эстрада США и стран Запада. М.: Знание, 1978. - 48 с.

84. Курышева Т. Диалоги о музыке перед телекамерой. М.: ACT, 2005.-349 с.

85. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984.-201 с.

86. Левик Б. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. - 448 с.

87. Леру Г. Призрак Оперы; Заколдованное кресло: Романы. -СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

88. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.

89. Лу П. Роковые кошки Эндрю Ллойда Уэббера // Караван историй. 2001. -№ 7. - С. 84-97.

90. Луцкая Е. Мюзикл бродит по Европе. <о новых постановках мюзиклов во Франции и Италии> // Музыкальная жизнь. 2001. - № 6. -С. 43.

91. Майсурян Н. «Роллинг Стоунз» // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. -С. 306-315.

92. Макларен Л. Мадонна: <Биографический очерк.> Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 320 с.

93. Малыхин М. Мюзикл это по-русски//Эксперт. - 2001. — № 30 (20 августа). - С. 48-49.

94. Мановцев А. Детские годы и первые творческие опыты Эндрю Л. Уэббера <К 30-летию создания рок-оперы «Иисус Христос Суперзвездах^ // Музыка в школе. - 2000. - № 2. - С. 53-61.

95. Мартин Дж. Рок, электрогитары и опера // Ровесник. 1986. -№ 11.-С. 26-28.

96. Мархасев Л. В лёгком жанре: Очерки и заметки. Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Сов. композитор, 1986. - 296 с.

97. Медкова М. «Эвита» <Э. Ллойда-Уэббера> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -С. 435-454.

98. Мешкова А., Коробова А. Массовая музыкальная культура XX века: Учеб. пособие. Екатеринбург: УГК, 2004. - 100 с.

99. Миловидова К. Ллойд Уэббер раскрывает викторианские тайны // Культура. 2004. - № 37 (23 сентября). - С. 11.108. <Михайлов Дж.> Мьюзикл // Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985. - С. 195-196.

100. Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты: Путеводитель. Л. - М.: Сов. композитор, 1977. - 384 с.

101. Морли Ш. Искусство лондонских «хитменов» // Музыкальная жизнь. 1990. - № 24. - С. 26-27.

102. Морозов Д. «Мяу» по-русски. Легендарный мюзикл «Кошки» поставлен в Москве // Культура. 2005. - № 11 (24 марта). - С. 15.

103. Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. -М.: Аванта+, 2002. 432 с.

104. Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Л. Акопяна. М.: Практика, 2001.- 1095 с.

105. Мяло К. Иисус Христос суперзвезда // Иностранная литература. - 1973. - № 8. - С. 255-258.

106. Набок И. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л.: Знание, 1989.-32 с.

107. Назаренко И., Назаренко А. Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар: КГУ, 1992. - 123 с.

108. Опрышко Е. «Иисус Христос Суперзвезда» <Э. Ллойда-Уэб-бера> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 303-386.

109. Орелович А. Оперетта // Музыка XX века: Очерки: В 2 ч. Ч. II: 1917-1945. Кн. З.-М.: Музыка, 1980.-С. 287-311.

110. Орелович А. 1970-е годы // Кампус Э. О мюзикле. JL: Музыка, 1983.-С. 51-55.

111. Палажченко А. «Иисус Христос суперзвезда»: Русская версия. Взгляд изнутри // Музыкальная жизнь. - 1993. - № 5. - С. 22-23.

112. Парин А. Фантом русской оперы // Советская культура. 1990. -№28 (14 июля).-С. И.

113. Переверзев JI. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. Изд. 3-е, перераб. - М.: Сов. композитор, 1977. - С. 365-391.

114. Пермякова Е. К вопросу об интерпретации театральной темы в комических жанрах Доменико Чимарозы // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: АГК, 2002.-С. 208-212.

115. Петрова Н. Встречи с Ллойдом Уэббером // Петрова Н. Андрей Петров: От Шостаковича до Шевчука: Из ненаписанного дневника. -СПб.: Культ-информ-пресс, 2005. С. 212-219.

116. Покровский Б. Музыка сомнений и тревог // Покровский Б. Путешествие в страну ОПЕРА. М.: Современник, 1997. - С. 172-188.

117. Полупан Е. Тайна «Призрака оперы», или Музыкальные лабиринты Э. Л. Уэббера // Путь в большую науку: К 10-летию диссертационного совета: Сб. статей. Ростов-на-Дону, РГК, 2007. - С. 40-51.

118. Полупанов В. «Мюзикальный» кирдык. Почему популярный на Западе жанр с трудом у нас приживается? // Аргументы и факты. -2005. № 22 (30 мая). - С. 24.

119. Поп-музыка: Взгляды и мнения: Сб. статей. Л. - М.: Сов. композитор, 1987. - 80 с.

120. Порфирьева А. Эстетика рока и советская рок-опера /У Современная советская опера: Сб. статей. JL: ЛГИТМиК, 1985. - С. 123-136.

121. Прокофьева Е. Лорд-«Суперстар» <об Э. Ллойде-Уэббере> // Смена. 2000. - № 11. - С. 78-82.

122. Прокошин Ю. Опера в США: 80-е годы // Музыка: Обзорная информация. Вып. 2: Опера в современной культуре Запада. М.: ГБЛ, 1989.-С. 30-56.

123. Райкина М. Люди гибнут за «Фантом» // Московский комсомолец. 1997. -№ 47 (27 ноября). - С. 19.

124. Райтер С. Сохранение музыкального наследия Америки <о подготовке каталога американского мюзикла, творчестве Дж. Керна, Дж. Гершвина, К. Портера> // Америка. 1990. - № 2. - С. 30-33.

125. Раппопорт Л. Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX века // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. М.: Музыка, 1971. - С. 310-348.

126. Розовский М. Заметки о музыкальной драме // Театр. 1975. -№9.-С. 37-38.

127. Рыбников А. «Насколько многогранен человек настолько многогранна музыка.» <беседа с А. Ткачевым> // Музыкальная жизнь. -2000.-№8.-С. 4-8.

128. Рыбников А. Рок-музыка запреты сняты, вопросы остаются // Известия. - 1987. -№ 137 (12 июня). - С. 3.

129. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке: <Монография.> М.: Композитор, 2003. - 328 с.

130. Сабинина М. О некоторых режиссёрско-исполнительских тенденциях музыкального театра // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1977.-С. 68-93.

131. Савицкая Е. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х годов): Автореф. дис. . канд. иск. М.: ГИИ, 1999. - 24 с.

132. Сахарова А. К проблеме архетипического в мюзиклах Э. JI. Уэббера // Наука о музыке: Слово молодых учёных: Материалы I Всерос. конкурса науч. работ молодых ученых в области муз. искусства. Казань: КГК, 2004.-С. 377-398.

133. Севастьянова С. Видеоклип как новый жанр музыкального видеотеатра // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: АГК, 2002. - С. 187-199.

134. Севастьянова С. Проблемы синтеза искусств в экранном музыкальном театре: Автореф. дис. . канд. иск. Астрахань: АГК, 2004. -27 с.

135. Сергеева JI. Американская эстрадная песня жизнь в мюзикле // Бытовая музыкальная культура: история и современность: Тезисы докладов науч. конф. - Ростов-на-Дону: РГК, 1995. - С. 128-130.

136. Смелков Ю. Это новый жанр <об отечественном мюзикле> // Театр.- 1975.-№8.-С. 35.

137. Смелянская Ю. Бродвей у главного трамплина: Новые опыты мюзикла // Культура. 1998. - № 16 (26 апреля). - С. 15.

138. Смонарь Ю. Рок-опера «Иисус Христос суперзвезда»: К вопросу о трактовке «вечного» сюжета в нетрадиционном жанре // Культура - религия - церковь: <Материалы Всесоюз. науч. конф.> - Новосибирск: НТК, 1992.-С. 236-244.

139. Соловцова JI. Джузеппе Верди: <Монография.> Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Музыка, 1966. - 676 с.

140. Соловьёва Г. Комментарии // Леру Г. Призрак Оперы; Заколдованное кресло: Романы. СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 464-475.

141. Сосновский Н. Рэггей // Музыка наших дней: Современная энциклопедия / Под ред. Д. Володихина. М.: Аванта+, 2002. - С. 101-106.

142. Сохор А. О массовой музыке // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей. Вып. I. Л.: Сов. композитор, 1980.-С. 234-264.

143. Сыров В. Музыка «Beatles» и расширение жанрово-стилевой системы рока // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. - С. 197-211.

144. Сыров В. Парадоксальные миры Джона Леннона II Искусство XX века: парадоксы смеховой культуры: Сб. статей. Нижний Новгород: ННГК, 2001.-С. 186-197.

145. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока, или Путь к «третьей» музыке: Монография. Нижний Новгород: ННГУ, 1997. - 210 с.

146. Сысоева А. Бродвейский мюзикл: Процесс формирования жанра в 10-20-е годы XX века: Автореф. дис. . канд. иск. М.: РАТИ-ГИТИС, 2005.-22 с.

147. Сысоева А. Определение жанровой типологии американского мюзикла 20-х годов XX века в серии постановок Принцесс театра в 1915— 1918 гг. // Театр. Живопись. Кино. Музыка: Межвуз. сб. науч. трудов молодых ученых. Вып. 1.-М.: РАТИ-ГИТИС, 2004. С. 344-367.

148. Тарханова Е. Каталог театральных аттракционов. «Призрак Оперы» Джоэла Шумахера // Культура. 2005 - № 3 (20 января). - С. 14.

149. Таршис Н. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978. - 128 с.

150. Ткачев А. С днём рождения, Сын Человеческий <о рок-опере Э. Ллойда-Уэббера «Иисус Христос Суперзвезда»> // Музыкальная жизнь. - 2000. - № 2. - С. 34-36.

151. Ткачев А. Дорожка на целлулоиде <о киномузыке, включая музыкальные комедии и мюзиклы> // Музыкальная жизнь. 1998. - № 5.- С. 42-45.

152. Ткаченко В. К проблеме бинарности рок-культуры // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. Ростов-на-Дону: РГК, 1996. -С. 185-197.

153. Ткаченко В. Новая разновидность оперного жанра // Теоретические проблемы советской музыки: Сб. науч. трудов. М.: МГДОЛК, 1988.-С. 126-138.

154. Ткаченко В. Об одном аспекте рок-эстетики // Традиционное и новое в музыке XX века: Материалы Междунар. науч. конф. Кишинёв: НАМ, 1997.-С. 71-78.

155. Ткаченко В. Проблемы рок-оперы (на примере музыкально-сценических сочинений А. Рыбникова): Автореф. дис. . канд. иск. М.: МГК, 1993.-22 с.

156. Троицкий А. Рок-опера (Поп-лексикон) // Музыкальная жизнь.- 1989.-№20.-С. 31.

157. Труфанова Е. «Звездный Экспресс» <Э. Ллойда-Уэббера> // Великие мюзиклы мира: Популярная энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 573-594.

158. Тулаев П. Уроки Че Гевары//Латинская Америка. 1988.-№ 12.-С. 40-43.

159. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб.: Мирт, 2001.-432 с.

160. Феофанов О. Музыка бунта: Очерк о биг-бите. М.: Дет. литература, 1975. - 112 с.

161. Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня. М.: Дет. литература, 1978.- 158 с.

162. Флиер А. Массовая культура // Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университ. книга, 1997. - С. 265-268.

163. Ханиш М. О песнях под дождём. М.: Радуга, 1984. - 155 с.

164. Холопова В. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. — СПб.: Лань, 2000. 320 с.

165. Цукер А. Барокко-рок: новая жизнь старых моделей // Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: РГК, 2004.-С. 282-293.

166. Цукер А. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. статей: В 2 т. Т. II. -Нижний Новгород: ННГК, 1999. С. 180-191.

167. Цукер А. И рок, и симфония. -М.: Композитор, 1993. 304 с.

168. Цукер А. Массовая музыкальная культура в эпоху перемен // Музыкальные традиции современной России: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 вып. Вып. 2. Челябинск: ЧИМ, 2006. - С. 45-48.

169. Цукер А. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной отечественной музыки: Учеб. пособие. Вып. 3 (1960-1990)/Подред. Е. Долинской.-М.: Музыка, 2001. С. 453-514.

170. Цукер А. Проблемы массовых музыкальных жанров: Программа-конспект для муз. вузов. Ростов-на-Дону: РГК, 2003. - 40 с.

171. Цукер А. У истоков рок-оперы // Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 9. -М.: Сов. композитор, 1990. С. 56-64.

172. Чародеев Ю. Автор «Джизус Крайст» в Москве // Известия. -1989.-№26 (31 января). С. 3.

173. Чередниченко Т. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - Изд. 2-е. -М.: Музыка, 1987. - 191 с.

174. Чижова И. Рок-музыка как культурно-исторический феномен: Автореф. дис. . канд. иск. М.: РИИ, 1993. - 20 с.

175. Шальнёв А. Знакомьтесь: Эндрю Ллойд Уэббер // Театр. -1989. № 1.-С. 138-142.

176. Шальнёв А. «Привидение» на Бродвее // Советская культура. -1988.-№23 (31 мая).-С. 17.

177. Шелыгин А. Рок-опера // Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 468.

178. Шерлинг Ю. Новое средство общения! <о современном мюзикле> // Театр. 1975. - № 8. - С. 40-41.

179. Шестаков В. «Искусство тривиализации»: некоторые теоретические проблемы «массовой культуры» // Вопросы философии. 1982. -№ 10.-С. 105-116.

180. Шестаков В. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988. - 222 с.

181. Шестаков Г. Рок-музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 467.

182. Шилова И. Заметки о мюзикле в зарубежном кино // Музыкальный современник: Сб. статей. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1984. -С. 254-272.

183. Шнеерсон Г. Американская песня. М.: Сов. композитор, 1977.- 184 с.

184. Шнеерсон Г. Леонард Бернстайн // Советская музыка. 1976. -№ Ю.-С. 113-121.

185. Шнеерсон Г. Поп-музыка в действии // Советская музыка. -1974.-№ 1.-С. 90-101.

186. Шокина И. Хуан Доминго Перон // Вопросы истории. 1995. -№ 1. - С. 59-77.

187. Шокина И. Эва Дуарте Перон // Вопросы истории. 1998. -№4.-С. 58-71.

188. Шохман Г. Маленький гастрольный триптих<о премьере мюзикла «Кошки» в Москве> // Советская музыка. 1988. - № 12. - С. 34-37.

189. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» И Эко У. Имя розы: Роман; Заметки на полях «Имени розы»: Эссе. СПб.: Симпозиум, 2001. -С. 596-644.

190. Элиот Т. С. Старый Опоссум. Практическое руководство по котам и кошкам // Элиот Т. С. Камень: Избранные стихотворения и поэмы. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 187-220.

191. Элиот Т. С. Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: Терра, 2002. - 528 с.

192. Эттингер М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое <3аметки об истории жанра> // Америка. 1976. - № 231. - С. 31-34.

193. Янковский М. Есть ли у оперетты наследие? Спор продолжается <о современной оперетте и мюзикле> // Янковский М. Искусство оперетты: <Избр. статьи.> М.: Сов. композитор, 1982. - С. 157-163.

194. Babington В., Evans P. W. Blue skies and silver linings: Aspects of the Hollywood musical. Manchester; Dover: Manchester univ. press, 1985. -258 p.

195. Baer J., Grohmann S., Henning M. Sir Andrew Lloyd Webber: Biografie // Lloyd Webber A. Cats: Die Songs aus dem Musical nach Gedichten von T. S. Eliot aus «Old Possum's Book of Practical Cats». Hamburg: Peer Musikverlag GmbH., 1992. - S. 6-7.

196. Baier Ch. «Das Phantom der Oper» im Theater an der Wien /'/' Os-terreichische Musikzeitschrift. 1989. - № 1. - S. 36-37.

197. Barnard L. «Phantom», Pantages debut tonight // Toronto Sun. -1989. 20 September. - P. 21-23.

198. Beaufort J. An opera-style musical from Lloyd Webber // Christian Science Monitor. 1990. - 30 April. - P. 2-3.

199. Bragg M. <Andrew Lloyd Webber> // The Andrew Lloyd Webber Anthology: <Musical excerpts from the famous compositions.> London: RUG Pic., 1987.-P. 3.

200. Coulbourly J. «Phantom» scapes up performans № 1500 // Toronto Sun. 1993.- 12 April. - P. 1-2.

201. Coulbourly J. Wilkinson bows out as Phantom // Toronto Sun. -1994.-13 May.-P. 2.

202. Coveney M. The Andrew Lloyd Webber story. London: Arrow Books, 2000.-352 p.

203. Evans E. «Starlight Express». The characters // Houston Chronicle.- 1994.-5 May.-P. 2.

204. Fields A. From the Bowery and Broadway: Lew Fields and roots of American popular theatre. New York: Oxford univ. press, 1993. - 552 p.

205. Feuer J. The Hollywood musical. London: Macmillan press Ltd., 1982.- 130 p.

206. Ganzl K. The musical: A concise history. London: Macmillan press Ltd., 1997.-432 p.

207. Goldstream J. The Challenge of Evita // Plays & Players. 1978. -June.-P. 15-17.

208. Gotteried M. Broadway musicals. New York: Abradale press / H. N. Abrams, 1984. - 352 p.

209. Hanley K. Musical of our times // Sydney Morning Herald. 1992.- 27 November. P. 7.

210. Hepburn К. «Phantom» records. // Toronto Sun. 1990. - 17 September. - P. 2-4.

211. Kelly K. Boston's «Phantom» delivers a pop masterpiece // Boston Globe. 1992. - 10 August. - P. 25.

212. Kelly K. What left to say about the «Phantom»? // Boston Globe. -1994.-8 July.-P. 41-42.

213. Laufe A. Broadway's greatest musicals. New York: Funk a wag-nails, 1977.-519 p.

214. Lloyd Webber A. Starlight Express // Lloyd Webber A., Stilgoe R. The New Starlight Express: Vocal Selections. London: RUG Ltd., 1993. -P. 5.

215. Lloyd Webber A., Rice T. Note // Lloyd Webber A., Rice T. Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat: Vocal Score. London: RUG Ltd., 1991.-P. II.

216. Lloyd Webber A., Rice T. Synopsis // Lloyd Webber A., Rice T. Evita: Musical excerpts. Complete libretto from the opera based on the life story of Eva Peron (1919-1952). London: Music Sales Ltd., 1977. - P. 68.

217. Mantle J. Fanfare: The unauthorized biography of Andrew Lloyd Webber. London: Sphere books Ltd., 1989. - 248 p.

218. Mates J. America's musical stage: Two hundred years of musical theatre. London: Greenwood press, 1985. - XII, 252 p.

219. McKnight G. Andrew Lloyd Webber: A biography. London: Granada, 1984.-278 p.

220. Penfield W. The man behind the mask. Colm's at home with the Phantom // Toronto Sun. 1989. - 20 August. - P. 10.

221. Reldan A. «Phantom» sweeps the Doras // Toronto Sun. 1990. -12 December.-P. 9-10.

222. Rice Т. Jesus Christ Superstar: <Libretto> // Lloyd Webber A., Rice T. Jesus Christ Superstar: A Rock Opera:<Booklet.> MCA Records MCD 00501 (1-2). - London, 1970. - P. 3-13.

223. Rich F. «The Phantom of the Opera» // New York Times. 1998. -2 July.-P. 15.

224. Rich F. «The Phantom of the Opera» opens on Broadway // New York Times. 1988. - 26 January. - P. 11.

225. Snelson J. Andrew Lloyd Webber. Yale: University Press, 2004. -288 p.

226. Suskin S. Show tunes, 1905-1985: The songs, shows and careers of Broadway's major composers. New York: Dodd, Mead and C°, 1986. -728 p.

227. Train S. Another «Phantom» records // Toronto Sun. 1990. -28 November.-P. 12.

228. Walsh M. Andrew Lloyd Webber: His life and works: A critical biography. London: Viking, 1989. - 239 p.1. Нотографический список

229. Lloyd Webber A. Cats: Die Songs aus dem Musical nach Gedichten von T. S. Eliot aus «Old Possum's Book of Practical Cats». Hamburg: Peer Musikverlag GmbH., 1992. - 76 S.

230. Lloyd Webber A., Rice T. Evita: Musical excerpts. Complete libretto from the opera based on the life story of Eva Peron (1919-1952). London: Music Sales Ltd., 1977. - 68 p.

231. Lloyd Webber A., Rice T. Jesus Christ Superstar: <Musical excerpts. Complete libretto from the rock opera.> Mtinchen: MCA Music GmbH., 1982.-60 p.

232. Lloyd Webber A., Rice T. Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat: Vocal Score. London: RUG Ltd., 1991. - 125 p.

233. Lloyd Webber A., Stilgoe R. The New Starlight Express: Vocal Selections. London: RUG Ltd., 1993. - 55 p.

234. Lloyd Webber A., Stilgoe R., Hart Ch. The Phantom of the Opera: <Klavierauszug> Hamburg: Peer Musikverlag GmbH., 1990. - 284 S.

235. The Andrew Lloyd Webber Anthology: <Musical excerpts from the famous compositions.> London: RUG Pic., 1987. - 144 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.