Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитания: На материале Ханты-мансийского автономного округа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Виноградов, Юрий Федорович

  • Виноградов, Юрий Федорович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 196
Виноградов, Юрий Федорович. Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитания: На материале Ханты-мансийского автономного округа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Виноградов, Юрий Федорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1. Сущность экологической культуры в связи с этнической природой общей и трудовой культуры.

1.2. Эколого-этическая и трудовая направленнось традиционных ценностей хантов и манси.

1.3. Обобщение опыта экологического воспитания старшеклассников в контексте эволюции возрастных особенностей.

ГЛАВА П. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ. ИЗ 2.1. Соответствие экологической воспитанности и готовности к труду народному идеалу совершенного человека.

2.2. Методы и формы этноэкологического воспитания старшеклассников в единстве с их трудовой деятельностью.

2.3. Система работы старшеклассников над Экологическим Манифестом.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитания: На материале Ханты-мансийского автономного округа»

Актуальность темы и проблемы диссертационного исследования определяется, во-первых, планетарным смыслом экологического воспитания и соответственно экологической культуры; во-вторых, тесным, эффективным взаимодействием экологического и трудового воспитания, придающим экологической культуре действенный характер; в-третьих, хантам и манси удалось сохранить самобытную, уникальную экологическую культуру, в-четвертых, представляет несомненный интерес взаимовлияния духовных ценностей, связанных с экологической культурой и трудовыми традициями местных народностей и пришлого населения, в первую очередь, конечно, русских; наконец научно-объективная информация хантов и манси имеет историко-педагогическое значение, на что серьезное внимание обратил КД.Ушинский (182, 183). При этом великий педагог вслед за авторами «Трудов Уральской экспедиции» хантов и манси рассматривает совместно, т.е. не различая их: ". Зауральские остяки: сами себя называют манчами. Зыряне же называют их еграми» (182), что в целом соответствует так или иначе и современным представлениям, ибо юграми называются ханты и манси и в современной научной литературе.

Совмещение содержательного процесса формирования экологической культуры с трудовым воспитанием существенно повышает актуальность исследования, ибо труд должен быть экологически осмыслен, как экологическая культура по сути немыслима вне трудовой культуры. Актуальной является объектно-субъектная сторона: для исследования выбраны старшеклассники, так как именно в этот период становятся частыми контакты учащихся с природной средой, что объясняется, с одной стороны, растущей самостоятельностью, а с другой - завершением, в основном, природоведческого образования. В старшем школьном возрасте условно как бы завершается процесс воспитания сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании этико-экологических представлений и социальных установок, неизмеримо возрастает потребность в творческом самовыражении, развивается способность к самовоспитанию и самообразованию, включая и осознанное формирование познавательных интересов.

Теоретическая и практическая актуальность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитайия (на материале Ханты-Мансийского автономного округа).

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности, психолого-педагогические потенциалы народных традиций в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе их трудовой деятельности и трудового воспитания - самовоспитания (перевоспитания)?

Решение настоящей проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность средней школы с многонациональным составом учащихся в условиях солидарных взаимодействий учителей и родителей на основе народных традиций.

Предмет исследования - система педагогических действий по формированию экологической культуры старшеклассников в процессе их многообразной деятельности.

В процесе исследования ставились следующие задачи: 1. Дать общую характеристику народных традиций, непосредственно связанных с экологическим и трудовым воспитанием.

2. Выявить специфику экологической культуры ханпгов и манси во взаимодействии с носителями других национальных культур, прежде всего, с русским населением.

3. Обосновать сущность, содержание, методы и формы экологического воспитания старшеклассников в процессе их трудовой подготовки.

4. Разработать систему учебно-воспитательной работы, обеспечить ее эколого-трудовую направленность (стиль, тип, отношения).

5. Доказать педагогическую целесообразность и эффективность привлечения старшеклассников к экологическому и трудовому воспитанию младших школьников в рамках ученического самоуправления, самодеятельности и индивидуальной инициативы.

В качестве рабочей гипотезы принято предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры у старшеклассников в условиях полиэтнического педагогического пространства, многонациональной школы и, соответственно, мультикультурного образования существенно зависит от: а) умелой организации диалога культур; б)сбалансированного внимания к экологическим и трудовым традициям коренного населения и пришлых людей, особенно русских; в) взаимного изучения национальных традиций тех и других; г) привлечения старшеклассников к работе с младшими; д) солидарных взаимодействий учащихся, учителей и родителей.

Методологическую основу исследования составили философские, естественно-научные концепции взаимовлияния общества и природы, методы системных исследований, личностно-ориентированный подход к процессу воспитывающего обучения, а также психолого-педагогические исследования по формированию системной ориентировки в предмете.

Важное значение для нашего исследования имели идеи о природосообразном и народности (Я.АКоменский, К.Д.Ушинский).

Теоретической базой диссертационного исследования явились труды С.Н.Глазачева, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Н.М.Мамедова, Б.Т.Лихачева, А.А.Любтцева, К.И.Шилина, ВА.Сухомлинского, В.А.Караковского, С.Т.Шацкого и др. В ходе исследования нами учтены докторские и кандидатские диссертации на экологичечские темы (Б.Ш.Алиева, Н.ШБлягоз, Т.Д.Замбалин, В.П.Каменская, А.А.Плешаков, Л.П.Салеева, М.Н.Сарыбеков, Н.Д.Соколова, И.Т.Суравегина, С.И.Фомина, М.В.Шептуховский* Е.В.Яковлева). Особенным вниманием пользовались труды о народных традициях экологического и трудового воспитания (Ш.М.-ХАрсалиев, А.Л.Бугаева, И.И.Валеев, Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова, Л.К.Рахлевская, Э.И.Сокольникова, М.Г.Тайчинов, З.Б.Цаллагова). Особенное значение для нас имели исследования З.П.Тюменцевой (этнопедагогизация целостного процесса воспитания в школе и семье хантов и манси).

В исследовании в качестве ведущего использован метод обобщения и сравнительного анализа длительного педагогического опыта (личного и учителей района, а также описанного в отчетах, докладах, рефератах и публикациях); использованы также анкетирование, наблюдение, беседы, анализ творческих работ и других продуктов деятельности учащихся. Естественный педагогичский эсперимевгг (опытно-экспериментальная работа) в полном объеме не проводился; широко использовался доступный для управленца (организатора народного образования района) вариант естественного педагогического эсперимента - экспериментальный корректив, состоящий в целенаправленном включении в целостный учебно-воспитательный процесс отдельных находок учителей и в прослеживании отслеживании, мониторинге) их результатов в конкретной школьной действительности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обобщенной характеристике экологической и трудовой культуры в их гармоническом единстве, в раскрытии уникальных особенностей экологических традиций хантов и манси и своеобразия их современного функционирования, в народной жизни и школьной действительности, и в научно-историческом обосновании совместной трудовой деятельности старших и младших школьников в контексте их общей экологической культуры.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по совместному (параллельному) осуществлению экологического и трудового воспитания, в создании экологизированных программ трудового обучения и воспитания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в деле повышения квалификации работников образования и в подготовке студентов, как будущих учителей, к реализации задач экологического и трудового воспитания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура старшеклассников получает наиболее полное реальное воплощение в процессе их трудовой подготовки и трудовой деятельности.

2. Диалог традиционных экологических культур хантов, манси и русских является созидательно-конструктивным и создает благоприятные условия для параллельного осуществления экологического и трудового воспитания.

3. Этнопедагогическая технология формирования экологической культуры требует использования как теоретической, так и практической форм деятельности старшеклассников в их гармоническом единстве.

4. Важнейшим условием повышения эффективности формирования экологической культуры у старшеклассников является разработка единой экологической программы школы. Наличие системности в учебно-воспитательной работе, целенаправленное проведение идей целостности и взаимосвязей в природе и обществе.

5. Эффективное и перспективное привлечение старшеклассников к работе с младшими школьниками по формированию у них экологического поведения и трудовых интересов.

База исследования: школы, прежде всего, райцентра, а также пилотажный сбор материала в двух соседних районах (для контрольного сопоставления).

Исследование проводилось в три этапа - в течение более десяти лет в процессе работы в качестве учителя, директора школы и начальника районного управления народного образования.

Апробация исследования имела много форм: публикации результатов, в том числе - и агитационно-пропагандистских, нормативных материалов в периодической печати, в т.ч. и районный, доклады на научных и научно-практических конференциях, многочисленные выступления на педсоветах, производственных совещаниях, а также на августовских и январских учительских конференциях (отчеты о работе РУНО за последние 10 лет неизменно содержали информацию об экологическом воспитании параллельно с трудовыми).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются репрезентативностью фактического материала, обобщением и анализом длительного периода педагогической практики (многообразие положительного педагогического опыта), применением адекватных предмету исследования методов с параллельным внедрением в школьную практику результатов, полученных в ходе работы над диссертацией.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Виноградов, Юрий Федорович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание учащихся,особенно на завершающем этапе общего образования - в старших классах - приобретает всевозрастающую актуальность. Экологическое воспитание (старшеклассников имеет прямое и непосредственное отношение к формированию особого типа сознания -емкого,открытого,цельного,глобального,ценностного,системного /Б.М.Бим-Бад/.

Сама экология как наука о многообразных взаимодействиях человека со средой на всех трех уровнях /макромир, мезо -, микромир/ все более становится глобальной,интегративной,что предполагает придание к всему целостному процессу учебно-воспитательной работы экологического характера.

Сохранение окружащей среды составляет непременное условие существования и развития человеческого рода. В настоящее время решение экологических проблем остро связано с построением думных отношений человека и природы, которые во многом определяются сознанием и поведением каждого члена общества. Соответственно с этим,естественно,неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности становится экологическое,трудовое воспитание,которое включает в себя комплексное духовно-нравственное трудовое, эстетическое и физическое развитие подрастающего поколения.

Общеобразовательная школа призвана воспитывать личность, готовую целостно и творчески воспринимать, осваивать, преобразовывать и сберегать природную среду. Сущность экологического воспитания, формирование экологической культуры. Как показывает исследование, экологическое сознание составляет процесс развития ответственного отношения школьников к природе. Как показывает наше многолетнее исследование, имеются все реальные предпосылки для коренного улучшения экологического воспитания в старших классах общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа.

Многовековой экологический опыт хантов и манси имеет актуальное значение для всех школ - независимо от национального состава учащихся.

Экологическое воспитание имеет свою специфику, которая выражается в его особых аспектах , целях и задачах. Среди многогранных задач экологического воспитания старшеклассников школ округа особое значение приобретает усвоение учащимися сведений,практических умений,навыков и приемов,связанных с природой и отраженных в этнопедагогическом наследии народа. В нем сконцентрирован многовековой народный опыт воспитания,заключающий в себе великую мудрость предков.Поэтому оно обладает неисчерпаемыми возможностями для формирования экологической культуры личности.Богатый материал в виде разнообразных сведений к природе, предостережений против жестокого отношения к ней содержится во многих формах бытования народной педагогики: в традициях, обрядах, обычаях, запретах - табу,фольклоре и др. Благодаря выразительности,отточенности образов,близости к родной природе произведения устного поэтического творчества существенно усиливают воспитательное воздействие на учащихся.

Анализ содержания учебников и пособий для старших классов выявил недостаточную систематизацию этнопедагогического материала для решения программных требований экологического воспитания. Мы пришли к выводу,что для усиления воспитательного потенциала учебной литературы необходимо её совершенствование, создание более стройной системы подачи природоведческого и фольклорного материала; осуществление преемственности задействованных в ней средств народной педагогики и народных природоохранительных традиций; обогащение текстов и методического аппарата; усиление межпредметных связей и д.р.

Широкое изучение опыта экологического воспитания в массовой практике в в современной общеобразовательной школе Ханты-Мансийского округа показали, что в ряде из них накоплен богатый опыт использования элементов народной педагогики для формирования у учащихся старших классов бережного отношения к природе. Однако даже в лучших школах округа экологическое воспитание с опорой на этнопедагогическое наследие хантов и манси не обеспечивается на уровне современных требований.

Главными причинами выявленных недостатков являются следующие: слабая методическая разработанность путей осуществления содержания экологического воспитания в практике общеобразовательных школ; отсутствие специальных работ, раскрывающих этнопедагогические основы реализации прогрессивных идей и опыта народной педагогики в экологическом воспитании старшеклассников, а также соответствующей литературы для учителей и родителей; недооценка воспитательных возможностей, заложенных в этнопедагогическом наследии местного населения,и,как следствие, в большинстве случаев слабое использование ими фольклорно-экологического потенциала действующих учебников и пособий; невысокий уровень специальной подготовки педагогических коллективов школ к проведению эколого-воспитателъной работы опорой на прогрессивные идеи и опыт народной педагогики русских,ненцев,хантов и манси. Сказывается также отрицательно на процессе формирования ответственного отношения учащихся к природе и отсутствие учета реального состояния их экологической воспитанности.

Исследование показало,что наибольшим воспитательным потенциалом обладают высокохудожественные образцы устного поэтического творчества. Поэтому в процессе работы отобран наиболее яркий,соответствующий интересам учащихся старших классов фольклорный, материал,содержащий идеи бережного отношения к родной природе. Кроме того,эффективно использовались в учебно-воспитательном процессе народные игры, жанры молодежного фольклора, элементы традиционных национальных праздников и обычаев, в первую очередь, конечно, праздник Медведя.

Процесс формирования экологической культуры в старших классах осуществляется успешнее при творческом применении учителями-предметниками разнообразных методов и приемов, способствующих эмоциональному восприятию учащимися изучаемого материала, возбуждающих интерес к новым сведениям о природе родного края с учетом отличий тундры и тайги, а также при включении в учебно-воспитательный процесс близких по изложению к народным традициям произведений Л.Н.Толстого .К. Д.Упшнского.В.А.Сухомлинского, Бремея Айпина,Ювана Шесталова и русских,ханты-мансийских, ненецких писателей и педагогов.

Эффективными являются методические приемы включения самих учащихся в творческое создание на уроках загадок, стихов, скороговорок, игровых ситуаций, мини-сочинений - поиск и подбор доступных им средств народной педагогики природоведческого характерам также стимулирование их к составлению устных рассказов о природе, рефератов, рассуждений, составлению классных альбомов с использованием различных жанров устного поэтического творчества, к иллюстрациям фрагментов учебных текстов с помощью пословиц, примет, поговорок и др.

Многообразный эколого-восгоггательный потенциал ханты-мансийской народной педагогики и экологии, в значительной степени отвечающий возрастным особенностям старших школьников^цолжен использоваться не только в процессе воспитывающего обучения. В процессе работы в общеобразовательных школах района удалось существенно обогатить содержание и методику внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня экологической культуры.

В диссертационном исследовании разработаны рекомендации по совершенствованию разнообразных методов и форм экологической работы: праздников, вечеров, экскурсий, диспутов,бесед,читательских конференций и др.В экскурсиях^являющихся одним из действенных средств формирования интеллектуально-познавательного и эмоционально-эстетического отношения старшеклассников к природе , расширена сфера общения юношей с природой,ее связь с эмоциональным воздействием на них различных фольклорных форм национальных праздников,традиций,совместных видов трудовой .и игровой деятельности.Предложены специальные задания, составленные на основе средств народной педагогики хантов и манси для проведения наблюдений учащихся за объектами живой и неживой природы. Параллельно оказывалось внимание духовным ценностям других народов бывшего Советского Союза.

В ходе исследования мы пришли к выводу,что в формировании потребности в природоохранительной деятельности большое значение имеет раннее приобщение учащихся к традиционным видам труда -оленеводству,охоте,рыболовству - ,что,есгетвенно,ставит их в положение людей не только пользующимися природными богатствами, но и сохраняющими, приумножающими их. Причем, в этой работе, как показано в диссертации,правомерно полнее учитывать специфические условия окружения школ,традиции бережного отношения к природе местного населения,проблемы природопользования в родном крае и др.

Становление экологической воспитанности личности может быть достигнуто только усилиями всего педагогического коллектива школы в солидарных взаимодействиях с родителями. Учащиеся старших классов,взрослея,становятся духовно ближе к своим родителям,подвержены их непосредственному влиянию и через это воздействию народной педагогики,народного творчества.В диссертационном исследовании обращено внимание на то, что семья в состоянии использовать свои внутренние резервы в формировании у своих детей ответственного отношения к природе на основе лучших традиций народной экологии и нравственных ценностей,созданными местным народом на протяжении многих столетий.

В диссертационном исследовании подтверждается сформулированная рабочая гипотеза,что позволяет сделать вывод об эффективности предложенной методики и возможности рекомендовать её для внедрения в практику старших классов общеобразовательных школ Ханты-Мансийского округа. Основными путями,обеспечивающими активизацию процесса формирования экологической культуры учащихся старших классов являются:

- исследование,изучение,освоение и применение.воспитательных возможностей этнопедагошческого наследия народа в целях экологического воспитания старших школьников;

- широкое включение элементов народной педагогики и народной экологии в программы,методические пособия,учебную литературу;

- системное и творческое применение учителями прогрессивных идей и опыта народной педагогики в учебно - воспитательной работе;

- активное приобщение школьников к народным природоохранительным традициям не только посредством воспитывающего обучения,но и через различные формы внеклассной работы ;

-солидарные творческие взаимодействия учителей,учащихся и родителей в процессе формирования экологической культуры;

Экологическое воспитание учащихся старших классов на основе идей и опыта народной педагогики обеспечивает его высокую эффективность,содействуя успешному решению задач формирования у подрастающего поколения бережного отношения к родной природе.

Настоящее диссертационное исследование является первым опытом определения путей активизации природоохранительного воспитания старшеклассников с опорой на экологическое и этнопедагогическое наследие в связи с трудовой подготовкой учащихся. Оно не претендует на исчерпывающее освещение избранной темы и окончательное решение рассмотренных проблем. Проведенная работа создает основания для прогнозирования некоторых аспектов изучения интересующих нас проблем,к которым можно отнести: определение условий, обеспечиващих преемственность в экологическом воспитании учащихся старшего школьного и постшкольного возраста с опорой на прогрессивные идеи и опыт народной педагогики,а также перманентность его на всех этапах формирования личности в контексте реализации задач непрерывного образования;

- в исследовании особенностей содержания и форм экологического воспитания учащихся в современной семье с опорой на педагогический опыт народа;

- разработка методики подготовки студентов педагогических вузов к эффективному и плодотворному осуществлению экологического воспитания учащихся с опорой на этнопедагогическое наследие русских,хантов,манси,а также форм повышения квалификации учителей в этой области;

- расширение изучения массового передового педагогического опыта национальных школ в реализации воспитательного потенциала народной педагогики в учебно-воспитательной деятельности. Самостоятельную ценность имеют еще три актуальные направления исследуемой проблемы;

- привлечение старшеклассников к экологическому воспитанию младших учащихся в рамках ученического самоуправления,рассматривая его как разновидность труда педагогического,что позволило бы еще более углубить и расширить трудовую направленность экологического воспитания;

- этноэкологическая подготовка учителей и повышение их квалификации в плане непрерывного эколого-педагогического образования -вплоть до вовлечения школьных педагогов в опытно-поисковую и научно-исследовательскую работу;

- система солидарных взаимодействий учителей с родителями в формировании экологической культуры старшеклассников.

181

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Виноградов, Юрий Федорович, 2000 год

1. Айпин Е. Ханты, или Звезда Утренней Зари. - М.: Молодая гвардия, 1990.2. Айпин Е. Указ.соч. С.87.

2. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя /Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 318 с.

3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека: пособие для учащихся третьего класса.- 7-е изд., М.: Просвещение, 1984. 47 с.

4. Актуальные пробемы культуры XX века. М., 1993.

5. Алеберт Швейцер великий гуманист XX века: Воспоминания, статьи. -М., Наука., 1970. С.88.

6. Алексеев Н.А. Ранние формы религий. Новисибирск: Наука.- 133с. 1980.

7. Александров Б. Народная мудрость в воспитании // Семья и школа. 1956. N116 0.3-4.

8. Ю.Алиева Б.Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шести-восьми лет (на традициях народной педагогики Дагестана). Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1993. - 18 с.

9. П.Амонашвили Ш.А. Основание педагогики сотрудничества. Новые педагогические мышления под ред. А.В.Петровского. М., -1989.

10. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций Канд.дисс., 1996.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977. 230 с.

12. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф. дисс.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1974. 18 с.

13. Арсалиев Ш.М .-X. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М., 1998.

14. Арупонян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках. Автореф. дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. Ереван. - 1962. - 20 с.

15. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979. 182 с.л»

16. Афанасьев В.Ф. Древо жизни. Избр. статьи М., Современник, 1982, С.464.

17. Барышникова Г.Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника. Автореф.дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. -М., 1997. 19 с.

18. Бгажников Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик., 1983.

19. Библия. М.: Московская патриархия.

20. Биологический энциклопедический словарь / под ред. И.С.Гилярова/ М., Сов. Энциклопедия, 1986. 454 с.

21. Богданов И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики (на примере нардов Севера). Автореферат канд.дисс., М., 1992. С.46.

22. Богданова О.С., Калинина О.Д. О воспитательной функции учебников // Проблемы школьного учебника. М., 1982. - Вып.П. О специфике учебников для национальной школы.- С.6-22.

23. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. 3-н изд., дораб.- М.: Просвещение. 1986. - 192с.

24. Бодалев А.А.Личность и общение.М., 1983. 103 с.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.

26. Божович Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. - 96 с.

27. Бугаева А.Л Традиционная педагогика хантов и манси. М., 1994.

28. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера.- М., 1997.

29. Васильев Е.В., Перфильевская Д.И. Из народно-педагогической мудрости // Вопросы нравственного воспитания в национальной школе / под ред. Перфильевской Д.И., Янбулатова Х.Х. М., 1981. - С.3-83.

30. Вершинина Л.С. Развитие познавательных интересов детей на экскурсиях //Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы: Пособие для учителя / Сост. Л.Ф.Мельчаков. М., 1981. -С.58-68.

31. Власова Г.Ф., Яничкина О.Ф. Природоохранительная работа с младшими школьниками // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению:Из опыта работы: Пособие для учителей / Сост. Л.Ф.Мельчаков. М., 1981. - СЛЗЗ-152.

32. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика: Очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. -244с.

33. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, Чуваппдаигоиздат, 1965. - 60 с.

34. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопед.очерк. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. 96с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика / под ред. Н.Г. Огородникова. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974. - 376 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М. 1997.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974. С.352.

38. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя /Под ред. Б.ТЛихачева, Н.С.Детниковой. М., 1997.

39. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, М., 1982. 84с.

40. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф.д-ра пед.наук. Баку. 1970. - 41с.

41. Герасимова Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск. Наука. 1992. - С.З.

42. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учителя. -М., Просвещение, 1989/

43. Гордиенко Л.Н. Искусство и экология. М.: Знание, 1984. - 64 с.

44. Горелов A.A. Экология наука - моделирование.-(филос.очерк). - М.: Наука,-1985.-205 с.

45. Горошенко В.Н., Степанов И.А. Методика преподавания прироведения. -М., Просвещение, 1984. -159 с.

46. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси./Автореф. канд.дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1999. -18 с.

47. Григорян А.Б. Формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях хантов и манси. М., 1999, С.67.

48. Григорян А.Б. Указ. Соч. С. 143.

49. Гусейнов A.A. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование. М., 1989, С.10.

50. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., Наука. 1993. 72 с.

51. Гумилев Л.H. Этногенез и биосфера земли. Л., Гидрометеоиздат,1989. -103 с.

52. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., Искусство, 1989,- 400с.

53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 243с.

54. Денисова Г.М. Воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе // Педагогический всеобуч для родителей. Методич.рекомендации. Ульяновск. 1996. С.87.

55. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

56. Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе. Автореф.дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1994.

57. Духовнич А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. М., 1857. С.89.

58. Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности (из опыта работы школ Чувашской республики). Автореф. дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. М. 1995. - 16 с.

59. Ерасов B.C. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. 2-е изд., M., 1996. - 640 с.

60. Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

61. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. М., Наука, 1990. - 260 с.

62. Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., Наука. 1988. С.5.

63. Замбалова Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогике бурят. Автореф. дисс. канд. пед.наук: 13.00.01. М„ 1993,15 с.

64. Захлебный А.Н. Умения и навыки по изучению и охране природной среды // Изучение природы школьниками и их общественно полезная деятельность по ее охране. Сб.научн.тр. / Ред. И.Т.Суровегина. М., 1978. -С. 14-37.

65. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. - 184 с.

66. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Сов.педагогика. -1984. N9. С. 16-21.

67. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф.дисс.д-ра пед.наук. М., 1986. - 32 с.

68. Захлебный А.Н.,Суровегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

69. Зверев И.Д. Что такое экологическая культура школьника? // Семья и школа 1979. -N10. - С.16-19.

70. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Нов.аспект образования. -М.: Знание, 1980.-96 с.

71. Зверев И.Д. Охрана природы и образование: Проблема охраны природы сегодня // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / Под ред. М.И. Кондакова. М„ 1986. - С.228 - 244.

72. Изатулаев Р.И. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга. Автореф. дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. С.П 1993, 18с.

73. Измаилов Я.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., Педагогика, 1991. 252 с.

74. Кант И. Трактаты и письма. М., Наука, 1980. - 709 с.

75. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Г. Педагогическое творчество. М., 1990.

76. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.

77. Кассиер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры .//Культурология XX век; антология. М., 1994. С.88.

78. Клепинина З.А. Природоведние: Учеб. для второго класса трехл.нач.шк. 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1967, - 128 с.

79. Клепинина З.А. Уроки природоведения во втором классе: Пособие для учителя трехлет.шк. 3-е изд., дооработ. -М.: Просвещение, 1988.

80. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека: Пособие для учащихся первого класса. -8-е изд., М.: Просвещение, 1985. - 63 с.

81. Козлова Т.А. и др. Экология России. Дидактические материалы. М.: АО МДС. Юнисам. 1995.

82. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. 345 с.

83. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

84. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар.асвета 1980.-256 с.

85. Краеведение: Пособие для учителя / А.В.Даринский, Л.Н.Кривоносова, В.А.Круглова, В.К.Луканенкова. М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

86. Краткий педагогический словарь. М., 1986. С.339.

87. Краевский В.В. Методология педагогического исследования как отрасль науки и как содержание подготовки педагогов исследователей. Волгоград, 1991.-36 с.91 .Крупская Н.К. Избранные педагогичсекие произведения. М.: Просвещение, 1965. - 695 с.

88. Крутецкий В.А. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов. М., 1996. 289 с.

89. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. воспитание. 1986. - N9. - С.23-26.

90. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск. 1992.

91. Левитов Н.Л. Психологические особенности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1955. - 48 с.

92. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М. Знание, 1980. -96с.

93. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1993.

94. Липицкий B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 56 с.

95. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании // Сов.педагогика. -1986,-N5.- С.55-63.

96. Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности.// Сов.педагогика, 1991. - N4, с.68.

97. Лихачев Б.Т. Космизм и воспитание.М. 1999.

98. Лихачев Б.Т., Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры школьников./ Пособие для учителя. М.: 1997. 96 с.

99. Магомедов Н.М. Культура, экология, образование. М., 1996.С.10.

100. Мамедов Н.М., Гирусов Э.В. Экологическая культура // Культура: теория и проблемы. М., 1995, С.241.

101. Мамедов Н.М. Культура. Экология. Образование. М., 1996. С.8.

102. МамедовН.М. Культура, экология, образованием., Изд-во РЭФИА,51с.

103. Мартынов В.М. Игры народов СССР. Сост. Л.В.Былеева . М.: Физкультура и спорт, С. 269.

104. Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания // Избр.пед.соч.: В 8 т. М., 1984. - Т.4. - С.123-203.

105. Макаренко A.C. Книга для родителей // Избр. пед.соч.: В 8 т. М., 1985. -Т.5.-336 с.

106. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985/ - 104 с/

107. Матрусов И.С. Охрана природы в школе. М.: Знание, 1979. - 64 с.112 .Мельчаков Л.Ф. Внеклассная работа по природоведению // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведения: Из опыта работы: Пособие для учителей. М., 1981. - 114-126 с.

108. Мид М. Культура и мир детства. М., Наука, 1988. 475 с.

109. Минаева В.М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Автореф. дисс. канд.пед.наук Минск, 1982. - 20 с.

110. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. Минск: Нар.асчета, 1887. - 112 с.

111. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Книжн. изд-во, 1986.-171 с.

112. Мифологический словарь / Главн. редактор Милетинский, М. -Советская Энциклопедия, 1990. 672 с.

113. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. (Опыт эксперимент.исслед.). -М.: Педагогика, 1981. 144 с.

114. Мудрик А.В. Социалша1дая/Рос.пед.Энциклопедия. Т.2.М.: БЭС, 1999.С.359.

115. Нагаев B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М. 1996. С. 16.

116. Нигматов З.Г. Использование современных традиций в воспитании учащихся: Учебн. пособие. Казань: КГПИ, 1985. - 70 с.

117. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

118. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск. Нар асвета, 1968. - 101 с.

119. Новиков Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991. 21 с.

120. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И-АКаирова, О.С.Богдановой. М.: Педагогика, 1979. - 192 с.

121. От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе / Сост. Г.Науменко, З.Новлянская. -М.: Дет. лит., 1982. 192 с.

122. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Л. Зверева, И.Т. Суравепшой; АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения. М.: Педагогика, 1988.- 128 с.

123. Охрана окружающей среды: проблемы просвещения / Пер. с фр. Т.К.Черемухиной, С.К.Розова; Ред. и послесл. АГ.Воронова. М. : Прогресс, 1983.-352 с.

124. Патрикеев Н.Б. Югра: вехи жизни: Ханты-Мансийск. 1995. С.115.

125. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

126. Педагогическая энциклопедия / в 14-ти томах. Под ред. Каирова И А. -М.: Советская энциклопедия. 1964. Т.З С.880.

127. Педагогика . Под редакцией П.И. Пидкашского. М.: Рос.пед.агенство, 1996. С.8.

128. Перфильевская Д.И., Васильев Е.В. Из народно-педагогической мудрости // Вопросы нравственного воспитания в национальной школе: Сб.науч.тр. / НИИ нац.шк. М-ва просвещения РСФСР. - М., 1981. - С.73-84.

129. Песталлоци Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Е.И.Медынского. M.-JI., Академия пед.наук РСФСР, 1948. 280 с.

130. Петровский В.А. «Я мир в развитии личности», Сборник "Новые ценности образования. М. - Инноватор, 19956 48 с.

131. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. -М, 2000г.

132. Пир лиев К. Народная педагогика и современность; Метод, указания / Под ред. Г.Г.Ершовой. Ашхабад, ШУ, 1988. 69 с.

133. Попов Е.Б. Сад и огород. Л.: Дет.лит., 1985.- 109 с.

134. Пропп В .Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-51 с.

135. Разин A.B. Воспитание красотой: Эстет, воспитание в сел. школе: (Из опыта работы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 79 с.

136. Риккарт Г. Природа и культура // Культурология, // Антология, М., 1994, С.36.

137. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Автореф. дисс. канд.пед.наук. 1980. - 20 с.

138. Рыгзынов С.Р. Воспитание подростков в семье и школе на трудовых традициях .: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1984. 17 с.

139. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе / Под ред. А.Н.Захлебного. —М., 1977. С. 17-29.

140. Салеева Л.П. О формировании отношений младших школьников к природе ft Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб.науч.тр./ Редкол.: И.Л. Зверев (отв.ред.) и др. М., 1984. -С.25-30.

141. Сарыбеков М., Пути оптимизации экологической подготовки будущих учителей. Вестник Высшей школы Казахстана N3. 1997. 38-42 с.

142. Селиванов К.А. Природа и эстетическое воспитание учащихся. -Ульяновск: Ульянов.кн.изд-во, 1959. 62 с.

143. Семенов И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1981. 64 с.

144. Силистрару М.В. Этнопедагогика молдавск. в связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой. Автореф. Дисс.доктора пед.наук. М.,1997. 89с.

145. Скаткин М.Н. Знакомство с природой в начальных классах // Изд.АПН РСФСР, 1954. Вып. 5. - С.35-45.

146. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. - 114 с.

147. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

148. Сластенин В.А. , Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.; Магистр, С. 65.

149. Сокольников Ю.П. Общественная деятельность учащихся как средство нравственного воспитания. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1963. - 59 с.

150. Сорокин П.А. Цивилизация. Человек. Общество. М., 1993.

151. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол.гвардия, 1975. -239 с.

152. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателю. Минск. Напр асвета, 1978. - 288 с.

153. Сухомлинский В.А. Избр.пед.соч.: В 3-х т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 560 с.

154. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина К Избр.пед.соч. В 3-х т. М., 1979,-Т.1.-С.267-538.

155. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел.шк. // Избр.пед.соч.: В 3-х т. М., 1980. - Т.2. -384 с.

156. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей И Избр. пед.соч. В 3-х т. М., 1981. -Т.З. -С.436-441.

157. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. 2-е изд., -М.: Россия, 1981: 93 с.

158. Сухомлинский В.А. Нравственное иждивенчество откуда оно? // Избр.пед.соч. в 3-х т. - М., 1981. - Т.З. - С.446-450.

159. Сухомлинский В.А. Мы продолжаем себя в детях // Избр.пед.срч. в 3-х т. -М., 1981. Т.З. - С.489-525.

160. Тайчинов М.Г., Катаев B.C. Народные традиции в воспитании этико-экологической культуры учащихся сельских школ. Уфа, 1994. 84 с.

161. Тайчинов М.Г. Народные традиции в воспитании этико-экологической культуры учащихся сельских школ. Уфа, 1997. С.ЗЗ.

162. Тайчинов М.Г. , Нечаев B.C. Народные традиции в воспитании этико-экологической культуры учащихся сельских школ. Уфа. 1997, С.42.

163. Толстой Л.Н. Роль примера и подражания в воспитании // Пед.соч. 2-е изд., - М., 1953. - С. 102-103.

164. Турсунов Е. Генезис казахской бытовой сказки. Алма-Ата, Наука, 1973.

165. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе. Автореф.дисс.канд.пед.наук. 13.00.01.- М. -1993. 21 с.

166. Ухьянкин С.П., Васильев И.В. Уроки хлеба: Пособие для учителей. Чебоксары.Чуваш.кн.изд-во, 1984. 152 с.

167. Упшнский К.Д. Воскресные школы // Собр.соч. М., - Л., 1948. - Т.2. С.489-512.

168. Упшнский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр.соч. -М.,- Л., 1948 Т.2. - С.69-166.

169. Упшнский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр.соч. М.-Л., 1968. - Т.2. - С.333-361.

170. Упшнский К.Д. Руководство к преподаванию по "Родному слову" //Собр.соч. -М.-Л., 1949. Т.7. - С.225-337.

171. Упшнский К.Д. Сочинения. Том 1. М.-Л., 1948, С.363.

172. Упшнский К.Д. Указ. Соч., 380.

173. Упшнский К.Д. Указ. Соч., 381

174. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Мари в экологическом воспитании младших школьников. Дисс.канд.пед.наук. 13.00.01.-М., 1990.-303 с.

175. Фомина С.И. Методические рекомендации по экологическому воспитанию. Йошкар-Ола, 1993. 48 с.

176. Фролов И.Т. Экология: стратегия действий // Природа и человек. 1986. -N5. -С.33-35.

177. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание. Казань, 1974. - С.З-27. (Учен.зап. / Казан.пед.ин-т: Вып. 137).

178. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школе. Казань, 1976. - Вып.2. - С. 183-190.

179. Хасанова Ж.С. Подготовка воспитателей к использованию казахской народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.

180. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дисс.д-ра пед.наук. Тбилиси, 1967/ - 46 с.

181. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М.: Магистр, 1997.

182. Человек нового мира: проблемы воспитания: под ред. Е.Ф.Сулимова, В.П.Коломийца. М.: МГУ, 1989. С.20.

183. Шесталов Юван. Где вы, наши истоки? / Стерх, 1992, N2, С.2.

184. Шилова B.C. Экологическое образование школьников. Белгород, 1996. -92 с.

185. Шкарбен Н.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Сов.педагогика. 1981. - N7. - С.83-87.

186. Экологическое образование школьников / НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР: Род ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. М., Педагогика, 1988/- 160 с.

187. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П.Печко. -М.: Педагогика, 1984. 136 с.

188. Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников. Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1995. -18 с

189. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. 4.2. Изучение чувств у детей и подростков. (Развитие нравственных оценок у школьников). - 216 с.

190. Якушкевич А. Дневники и письма по путешествиям по казахским степям, Алма-Ата, 1966, - 212 с.

191. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников. Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М., 1996., 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.