Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира: на примере Австрии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Заболотских, Людмила Владимировна

  • Заболотских, Людмила Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 172
Заболотских, Людмила Владимировна. Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира: на примере Австрии: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2018. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Заболотских, Людмила Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1.1. Культурная картина мира и ее современное понимание

1.2. Культурологические аспекты понятия «концепт»

1.3. Составляющие национальной концептосферы

1.4. Методы и критерии культурологических исследований концептов

Выводы по Главе 1

ГЛАВА II. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВСТРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ

2.1. Национальная концептосфера Австрии и ее определяющие факторы

2.2. Австрийский как элемент австрийской национальной концептосферы

2.3. Компромисс как элемент австрийской национальной концептосферы

2.4. Музыка как элемент австрийской национальной концептосферы

2.5. Горы как элемент австрийской национальной концептосферы

Выводы по Главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира: на примере Австрии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, требованиями универсального подхода к изучению концептов в культурологии, а с другой -необходимостью их национально-культурной дифференциации в современном мире.

Культурная картина мира была и остается одним из самых интересных и актуальных объектов исследования в современной науке. В наши дни возрастание интереса к ней во многом связано с осознанием той роли, которую картины мира играют в процессах глобализации и социокультурной динамики в целом. Возникновение, нарастание, разрешение культурных противоречий - это и есть то, что на сегодняшний день является проблемным полем деятельности культурологов и специалистов смежных с культурологией наук.

Формирование картин мира всегда происходит на базе национальной концептосферы, сложившейся в ходе исторического процесса на основе и при взаимодействии ряда факторов. Рассмотрение этих факторов, конкретных концептов и концептосферы народов и наций в целом помогает выявить многие универсальные и специфические особенности культуры и тем самым зачастую избежать и/или предотвратить ряд проблем, связанных с непониманием, различиями в мировоззрении. Концептуализация картины мира в культурологии опирается на поиск и анализ ключевых понятий, концентрирующих, накапливающих и транслирующих основные смыслы того или иного национально, исторически и социально обусловленного культурного континуума и составляющих национальную концептосферу.

Внутри европейского культурного пространства мы можем выделить множество давних неразрешенных противоречий, которые исподволь оказывают влияние на его социокультурную динамику. Исследования процессов становления культурной картины мира при помощи анализа концептуальной сферы способны помочь проникнуть в глубины протекания этих процессов и лучше понять культуру в целом.

Степень научной разработанности проблемы

Настоящая диссертация опирается на положения современной культурологии и связанные с ней парадигмы лингвокультурной концептологии, в соответствии с которыми язык не только отражает картину мира, но и характеризует культурную специфику отношения социума к этой картине мира или ее элементам.

Как известно, «картина мира при всей ее сложности, временной и социальной неоднозначности, у каждого народа имеет собственные сквозные линии, закрепленные в лексике, грамматике, синтаксисе языка» [41, с. 12]. Поэтому стоит отметить, что первыми, кто попытался разобраться в особенностях характера типичного австрийца, были австрийские писатели (Гуго фон Гофмансталь, Роберт Музиль, Франц Верфель, Герман Бар, Йозеф Рот и др.), которые давали ему определение как «человеку без свойств» (Р. Музиль) или выводили его характер из чувства преданности своей стране и своему монарху (Й. Рот).

Язык и культура народа, нации всегда неразрывно связаны. Языковые единицы и их значения формируют и отражают специфику национальных картин мира. В исследовании этой специфики сыграли значимую роль специальные методы лингвокультурного анализа, представленные в трудах Ю. Д. Апресяна, Э. Бенвениста, Л. Вайсгербера, А. Вежбицкой, Б. М. Гаспарова, В. фон Гумбольдта, М. А. Кронгауза, Е. С. Кубряковой, Дж. Лайонза, Дж. Лакоффа, В. А. Масловой, А. А. Потебни, Э. Сепира, Ф. де Соссюра, С. Г. Тер-Минасовой, Б. Уорфа, Р. Я. Якобсона.

Культурный концепт в совокупности с его языковым выражением является единицей лингвокультуры. Группы культурных концептов, объединенных семиотическим полем, составляют концептосферу. О концептах и концептосфере писали С. А. Аскольдов-Алексеев, С. Г. Воркачев, В. Г. Зусман, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, Д. С. Лихачев, З. Д. Попова и И. А. Стернин, Ю. Е. Прохоров, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов.

Культурфилософским аспектам осмысления концепта и концептуальности способствовали работы Ю. А. Асояна, М. М. Бахтина, Л. Витгенштейна, К. Гирца, П. Кампитца, Л. П. Карсавина, В. М. Межуева, С. С. Неретиной, А. А. Пелипенко,

Г. Риккерта, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, М. М. Шибаевой, Г. Г. Шпета, М. Б. Ямпольского.

Феномен культурной картины мира получил осмысление в трудах отечественных лингвистов, культурологов, социологов и философов, таких как Н. Д. Арутюнова, Т. И. Вендина, Г. Д. Гачев, А. Я. Гуревич, Д. Н. Замятин, Т. Ф. Кузнецова, Ю. М. Лотман, С. В. Лурье, М. В. Пименова, Н. И. Толстой, В. Н. Топоров, Е. В. Урысон, а также в работах зарубежных исследователей, таких как Э. Ауэрбах, Г. Башляр, А. Вежбицкая, Р. Гвардини, Ж. Ле Гофф, Э. Хильшер и др.

Проблематике культурной памяти и культурной идентичности посвящены работы Б. Андерсона, Я. Ассмана, Л. Вульфа, В. В. Колесова, М. де Серто, М. Хальбвакса, П. Хаттона, А. В. Шипилова и др.

Большую роль для данной работы сыграли исследования по различным проблемам теории, социологии и истории культуры, определившие понимание ряда значимых моментов, Т. Адорно, П. М. Бицилли, Я. Буркхардта, Ю. А. Веденина, И. И. Гарина, И. С. Кона, Е. Г. Трубиной, О. Г. Эксле.

Важное место в работе над диссертацией заняли труды, посвященные истории, литературе и культуре Австрии, А. Березиной, М. Бриона, К. Вагнер-Тренквица, К. Вальдхайма, К. Воцелки, С. И. Горбачевской, У. Джонстона, А. И. Жеребина, Д. В. Затонского, А. И. Карельского, Ж. Ле Ридера, А. Левкина, А. В. Михайлова, М. Чаки, Е. С. Черепановой, Я. Шимова, К. Шорске и др.

Вопросы, непосредственно корреспондирующие с темой данной диссертации, рассматривались в диссертационных исследованиях: Т. В. Тюрневой (Иркутск, 2012 г.), Ю. Л. Юсуповой (Краснодар, 2009 г.), М. Л. Петровой (Москва, 2006 г.), С. С. Резниковой (Санкт-Петербург, 2006 г.), А. А. Филатовой (Ростов-на-Дону, 2007 г.), А. Г. Максимовских (Шадринск, 2011 г.), А. Ю. Шаюк (Воронеж, 2009 г.), Т. Г. Паниной (Иркутск, 2007 г.), С. Ю. Бакулиной (Санкт-Петербург, 2012 г.), М. М. Русяевой (Саранск, 2007 г.), М. М. Малгатаевой (Иркутск, 2010 г.) и многих других.

Очевидно важными составляющими австрийской национальной

концептосферы являются такие концепты, как австрийский, компромисс, музыка, горы. Анализ имеющейся научной литературы по вопросам исследуемой темы показал, что с точки зрения национально-культурной дифференциации эти концепты австрийской культуры еще недостаточно изучены в России, что во многом определяет актуальность и научную новизну исследования. Так, например, теме «австрийский нейтралитет» посвящена единственная диссертация «Постоянный нейтралитет Австрии: становление, трансформация и перспективы», написанная В. А. Кружковым (Москва, 2009 г.). Однако проблематика данного исследования имеет явно выраженный историко-политологический характер и не затрагивает национально-культурные особенности концепта «нейтралитет», соприкасающиеся с понятием компромисса.

Понятие австрийский является ярким примером для описания концепта «свое» и «чужое» в культурологии. Об актуальности исследования концепта «свое» и «чужое» свидетельствует тот факт, что ранее лингвисты уже обращались к данной теме, например: М. Л. Петрова (Москва, 2006 г.), О. В. Балясникова (Москва, 2003 г.), М. Н. Петроченко (Томск, 2005 г.), М. Л. Дубоссарская (Москва, 2012 г.), А. А. Матвеева (Уфа, 2011), И. С. Выходцева (Саратов, 2006 г.). Однако комплексный анализ концепта австрийский в данных диссертационных работах не представлен.

Несмотря на значительные исследования музыки Австрии в области искусствоведения, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными в лингвокультурной области. Таким образом, в данной диссертации ставится вопрос о необходимости выявить концепт музыка в австрийской художественной литературе на примере произведений Т. Бернхарда, творчество которого изучалось только А. В. Белобратовым и в диссертации С. П. Ташкенова «Проза Томаса Бернхарда: кризис языка и проблема диалогического слова» (Москва, 2009 г.).

Одним из ключевых концептов в австрийской национальной концептосфере являются горы. Величие Альп тонко воспето в творчестве австрийского писателя Адальберта Штифтера (1805-1868). Между тем анализ научной литературы

позволяет говорить о том, что функциональная значимость концепта горы в области лингвокультурной концептологии в настоящее время полностью не исследована. Наиболее интересными нам представляются диссертация Л. Н. Полубояриновой (Ленинград, 1990 г.), статья А. В. Михайлова (Москва, 1991 г.) и статья Н. С. Павловой (Москва, 1999 г.) о творчестве А. Штифтера.

Объектом настоящего исследования является национальная культурная картина мира.

Предмет исследования - национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира Австрии.

Выбранные для культурологического анализа значимые для австрийской культуры концепты австрийский, компромисс, музыка, горы играют важную роль в произведениях австрийской литературы, которые считаются классическими, и изучаются в австрийской школе, то есть по определению соотносятся с культурной картиной мира. Мы считаем вслед за П. Хандке, что именно литература, поскольку именно она с «упорством и кроткой силой» противоречит всем «устоявшимся образам (Bilder)» [115, с. 7], и создает живой образ страны. Кроме того, эти концепты постоянно представлены в публикациях современной австрийской прессы. Несомненным является тот факт, что в наше время средства массовой информации, можно сказать, не только держат руку на пульсе своей страны и отражают актуальные события и тенденции, но и управляют современным культурно-политическим и духовным обликом ее граждан.

Хронологические рамки диссертационного исследования обусловлены понятием k.u.k. Zeit - общепринятое сокращение названия периода Австро-Венгрии с 1867 г.: kaiserliche und königliche Monarchie или просто k.u.k -временем расцвета монархии, воспринимавшееся как «золотой век» Австрии, которое до сих пор является некой точкой отсчета для анализа современного состояния общества и культуры Австрии.

Целью исследования является определение места и роли выбранных концептов в австрийском самосознании, типологическое моделирование национальной концептосферы Австрии, доказывающее ее непосредственную роль

в формировании культурной картины мира, включая современное восприятие австрийцами своей культуры и их культурную самоидентификацию.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) определить роль и место национальной концептосферы в формировании культурной картины мира с учетом значения локальной специфики национальных концептов;

2) исследовать структуру и культурные функции концепта как многомерной системы, характеризующейся большим количеством нюансов и гибкой динамикой, которые уникальным образом в каждом отдельном случае влияют на его роль культуроформирующего фактора;

3) проанализировать составляющие национальной концептосферы и их структурную взаимосвязь;

4) в ходе анализа национальной концептосферы выявить, какие методы и критерии современной культурологи наиболее применимы и действенны для исследования культурных концептов;

5) охарактеризовать ключевые элементы австрийской национальной концептосферы и определяющие их факторы;

6) выявить и обосновать факторную специфику концептов австрийский, компромисс, музыка, горы как значимых элементов австрийской национальной концептосферы, повлиявших на формирование культурной картины мира Австрии. Рассмотреть роль, функции и историческую динамику этих концептов сквозь призму классической австрийской литературы и материалов современной прессы.

Рабочая гипотеза исследования. На формирование культурной картины мира в числе других факторов значительное влияние оказывают концепты, составляющие национальную концептосферу, отражая в своей сущности уникальность природных условий, языковых характеристик, истории страны и т. п. и закрепляя все это в своем составе. Сложность содержательной специфики концептов может влиять на формирование культурной картины мира в самых различных ее аспектах, изменяя их как позитивным, так и негативным образом.

Некоторые нюансы проявлений такого воздействия могут быть в полной мере понятны только носителям конкретных языков и культур. Другие же способствуют универсализации и созданию привлекательного образа национальной культуры. Таким образом, можно сказать, что восприятие культуры как ее носителями, так и представителями других культур всегда зависимо от состояния национальной концептосферы как фактора формирования культурной картины мира.

Методологию и методы диссертационного исследования в силу его междисциплинарной специфики составили подходы и методы различных гуманитарных дисциплин. Избранный ракурс рассмотрения факторного влияния национальной концептосферы на культурную картину мира обусловил теоретико-методологическую опору на культурологические, лингвистические, философские, исторические, искусствоведческие и социологические исследования. В свете этого основой данной работы стали принципы системности и комплексности исследования. Цель и задачи диссертации потребовали применения сравнительного, аналитико-описательного и комплексного культурологического анализа в синхроническом и диахроническом аспектах.

В плане понимания сущности концепта, соответствующего междисциплинарному характеру исследования, за основу было принято базовое понятие концепта как «основной ячейки культуры в ментальном мире человека, в котором, с одной стороны, заложено содержание понятия, а с другой - все то, что делает его фактом культуры - этимология, краткая история данного концепта, современные ассоциации, оценки, переживания», сформулированное Ю. С. Степановым [212, с. 43].

В диссертации использованы следующие методы исследования: применяемые в культурологии методы синхронного и диахронного анализа и типологизации текстов культуры, историко-генетический, структурно-семиотический, структурно-функциональный, компаративный, контент-анализ, а также методы лингвокультурологии:

- метод сплошной выборки эмпирического материала,

- метод концептуального анализа,

- метод дистрибутивного анализа,

- метод сравнительно-сопоставительного анализа,

- метод контекстного анализа.

Эмпирической основой послужили публикации из австрийских газет и журналов 2009-2014 гг. и художественные тексты австрийской классической литературы. Методом сплошной выборки текстов из газет «Die Presse» и «Der Standard» и журналов «News» и «Profil» мы исследовали функционирование концептов австрийский, компромисс, музыка, горы. Эти концепты регулярно встречаются в публикациях австрийских СМИ и представлены как в виде синонимов и аллюзий, так и самим словом-понятием.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что национальная концептосфера, исследуемая в основном в аспекте языка и, соответственно, лингвистических подходов, рассматривается с точки зрения культурологии в качестве фактора формирования культурной картины мира. Концепты исследуются в «пограничной зоне» контекстов культуры, что придает исследованию дополнительную научную новизну.

В результате исследования:

- выявлена первостепенная значимость национальной концептосферы, играющей структурообразующую роль в формировании культурной картины мира, при этом важную роль в формировании образа культуры играет локальная специфика национальных концептов;

- проанализированы структура и культурные функции концепта как многомерной системы, характеризующейся большим количеством нюансов и гибкой динамикой, что и составляет уникальность культуроформирующего фактора в каждом отдельном случае;

- многоуровневый анализ составляющих национальной концептосферы позволил выявить, что важными ее элементами являются геополитические, исторические, этнопсихологические концепты и что их сложная структурная взаимосвязь моделирует образ культуры в ее национальном аспекте;

- при этом выявлено, что в тех случаях, когда для анализа выбран системообразующий, важный и многофункциональный концепт культуры, он должен неоднократно повторяться, быть рассмотрен и проинтерпретирован в различных системах культуры и искусства: политике, живописи, музыке и т. д. с применением адекватных предмету методов и критериев современной культурологии;

- с помощью избранного комплексного методологического подхода исследованы формирующие культурную картину мира ключевые элементы австрийской национальной концептосферы и определяющие их факторы. Роль, функции и историческая динамика концептов австрийский, компромисс, музыка, горы подробно рассмотрены сквозь призму классической австрийской литературы (Й. Рот, А. Штифтер, Р. Музиль, Т. Бернхард) и материалов современной прессы.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и комплексной разработке концептов национальной концептосферы применительно к конкретно взятой стране и ее сложившейся культурной картине мира. Диссертация вносит вклад в культурологические и лингвокультурологические исследования национальной специфики концептов культуры, а также в изучение структурных элементов и сегментов концептосферы австрийской культуры. Проведённый анализ структуры и семантики культурных концептов австрийский, компромисс, музыка, горы может стать вкладом в разработку методики культурологического исследования концептов и особенностей национальной концептосферы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в преподавании культурологии, лингвострановедения, а также в применении материалов и выводов данной работы в дальнейших исследованиях национальной концептосферы в целом и австрийского культурного мира в частности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное изучению влияния национальной концептосферы на формирование культурной картины мира (на примере Австрии), соответствует пунктам 1.3. Исторические аспекты теории

культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры; 1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм; 1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 1.11. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии; 1.22. Культура и национальный характер; 1.25. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения паспорта специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ элементов национальной концептосферы позволяет прояснить специфику и понять объективную противоречивость культурной картины мира, национальных ценностей, национального характера и самосознания. Сложная структурная взаимосвязь геополитических, исторических, этнопсихологических концептов моделирует образ культуры в ее национальном аспекте. Возможности культурной и межкультурной коммуникации напрямую зависимы от детерминированности культурных картин мира спецификой национальных концептосфер.

2. Концепт представляет собой многомерное образование, содержащее не только понятийно-дефиниционные, но и ассоциативные, оценочные, коннотативные и образные характеристики, которые должны быть учтены при его описании. Функционирование концепта в системе культуры во многом определяется спецификой локальных нюансов и гибкой динамикой, что и составляет уникальность его как культуроформирующего фактора в каждом отдельном случае. При этом методика описания концепта всегда будет зависеть от типа концепта.

3. Концепты, закрепленные в сфере языка и образах культуры, представляют собой уникальное средство выражения мысли и объективации всех структур сознания. Отсюда следует, что в тех случаях, когда для анализа картины мира выбран системообразующий, важный и многофункциональный концепт культуры, его необходимо рассмотреть и проинтерпретировать в различных системах культуры и искусства с применением адекватных предмету методов и критериев

современной культурологии.

4. Важнейшими факторами, неотъемлемыми от австрийского самосознания и формирующими культурную картину мира Австрии, являются ключевые элементы австрийской национальной концептосферы, такие как австрийский, компромисс, музыка, горы, что доказывается их многократным и семиотически целостным манифестированием и функционированием в художественной литературе и прессе Австрии. Роль, функции, историческую динамику и культурную специфику этих концептов, сохранивших устойчивость характеристик во временной перспективе, убедительно демонстрирует сопоставление произведений классической австрийской литературы и материалов современной прессы.

5. Этимология и история концепта австрийский обусловлена многими факторами, самыми важными из которых являются исторически сложившееся этническое многообразие, территориальная протяженность, многовековая ведущая роль австрийского государства в европейской истории и культурная травма, обусловленная распадом Австро-Венгерской империи.

6. Уточнение культурно-исторических и социально-политических корней концепта компромисс в австрийской культуре позволяет говорить о его корреляции с понятием нейтралитет. Идея австрийского нейтралитета появилась на политической арене Европы сразу после развала монархии, но была воплощена в жизнь только после Второй мировой войны. Для современного австрийского сознания понятие компромисс ассоциируется с идеей социального партнерства.

7. Музыка - это не только неотъемлемый концепт австрийской культуры, это важнейшая составляющая образа жизни австрийцев, закрепленная на всех уровнях культуры. И окружающие, и сами австрийцы считают себя музыкальной нацией, возводя музыку в ранг идеологии. Для австрийцев концепт музыка применительно к картине мира представляет собой иерархизированную систему, имеющую клишированный внешний уровень и сложноструктурированный глубинный, во многом понятный только изнутри самой национальной культуры.

8. Концепт горы в контексте Австрии, часто называемой Альпийской

республикой, подчеркивает амбивалентность австрийской культурной картины мира, исходя из содержания самого понятия, где совмещаются открыточная туристическая идиллия и опасность восхождения, вершины и пропасти, чистота и разреженность горного воздуха. Таким образом, концепт горы содержит в себе основные оппозиции австрийской культуры, характеризуя и образно выражая всю реальную сложность и глубину ее исторической и современной проблематики.

Апробация работы. Основные положения и результаты были изложены автором на XIII международной конференции «Россия и Запад: диалог культур» (г. Москва, МГУ, 26-28 ноября 2009 г.); на международной научной конференции «Актуальные проблемы германистики и романистики» (г. Смоленск, 24-25 июня 2010 г.); на международной научно-практической конференции «Диалог культур -Культура диалога» (г. Кострома, 6-10 сентября 2010 г.); на III межвузовской научно-практической конференции «Язык - Образование - Культура - Общество: от идеи к реализации» (г. Москва, Пограничная академия ФСБ России, 15-16 апреля 2010 г.); на международной научной конференции «Актуальные проблемы лингвистики XXI века» (г. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, 18-19 апреля 2012 г.).

Структура работы определена поставленными задачами. Она состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка литературы.

ГЛАВА I. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

1.1. Культурная картина мира и ее современное понимание

Феномен, называемый «картина мира», такой же древний, как и непосредственно сам человек. Первичное создание картин мира для человека соответствует по времени процессу антропогенеза. Однако реалия, которая именуется термином «картина мира», лишь недавно стала считаться предметом научно-философского анализа. Проблематика картин мира обширна, как всякое проблемное поле, затрагивающее глобальные вопросы, среди которых - человек в контексте культуры, природа и культура, культура и история, сакральное и светское и т. п.

Так или иначе, в центре внимания - место человека в мире, его отношение к окружающему миру и перманентное творение им этого мира.

Необъятность данной темы - особого рода. Не только потому, что картины мира бесконечны и изменчивы, но и потому, что они - результат человеческой деятельности. Культурная картина мира - это пространство, постоянно растущее, превращающееся в ноосферу. Само изучение связанных с ним проблем уже является процессом его разрастания.

Термин «культурная картина мира» в последние годы стал весьма употребительным и даже модным. Если раньше принято было писать о чем-то «в контексте культуры», то теперь все чаще можно увидеть словосочетание «в пространстве культурной картины мира» или просто «в культурной картине мира», что, впрочем, как представляется, более продуктивно и, несомненно, является следствием повышенного внимания к данному понятию в сегодняшних исследованиях. В современной науке происходит усложнение концепции картины мира. В результате она предстает как целое, способное воспроизводить сложные взаимопроникающие пространственно-временные структуры, которые обладают насыщенной семантикой.

Обратимся к проблеме исторической типологии картин мира. Уже в философских теориях Древнего мира можно заметить предпосылки возникновения концепции картины мира. Все они (научная, философская, мифологическая, религиозная, художественная, языковая, культурная картины мира), так или иначе, системно взаимосвязаны и, таким образом, могут быть сопоставлены между собой. По мнению физика М. Планка: «Еще в древние времена, когда начиналось изучение природы, существовал идеал, высокая задача: объединить пестрое многообразие физических явлений в единую систему» [73, с. 23]. Он отмечает два этапа формирования картины мира. Первым этапом М. Планк считает чувственное, непосредственное восприятие действительности, приводящее к созданию «донаучной картины мира» [73, с. 23]. Она носит культурную специфику и наполняется особым содержанием у каждого народа и, наряду с языковой, становится фундаментом при формировании культурной картины мира. Приведение «пестрого субъективного многообразия» в порядок при помощи универсальных научных законов он отмечает как второй этап. Таким образом, образуется то, что мы рассматриваем в качестве научной картины мира.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Заболотских, Людмила Владимировна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Книги

на русском языке

1. Адорно, Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 448 с.

2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 288 с.

3. Андреев, Л. Г. Зарубежная литература XX века: учебник / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н.С. Павлова и др. - М.: Высшая школа. 2004. - 559 с.

4. Антология концептов: в 2 т. / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. - 352 с.; Т. 2. - 356 с.

5. Апресян, Ю. Д. Избранные труды / Ю. Д. Апресян. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - 767 с.

6. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 896 а

7. Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 365 с.

8. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Прогресс, 1976. - 560 с.

9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 445 с.

10. Башляр, Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения / Г. Башляр. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 344 с.

11. Белобратов, А. В. Роберт Музиль: Метод и роман / А. В. Белобратов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 160 с.

12. Белобратов, А. В. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария: учеб. для вузов / А. В. Белобратов, А. Г.

Березина, Л. Н. Полубояринова; под ред. А. Г. Березиной. - М.: Высшая школа, 2003. - 239 с.

13. Брион, М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта / М. Брион. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 359 с.

14. Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии / Я. Буркхардт. - М.: Юристъ, 1996. - 592 с.

15. Вагнер-Тренквиц, К. Рихард Штраус в Вене / К. Вагнер-Тренквиц. - М.: Аграф, 2016. - 256 с.

16. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер; пер. О. Радченко. - М.: Либроком, 2009. - 229 с.

17. Вальдхайм, К. Австрийский путь / К. Вальдхайм. - М.: Прогресс, 1976. - 232 с.

18. Веденин, Ю. А. Очерки по географии искусства / Ю. А. Веденин. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 224 с.

19. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

20. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.

21. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / А. Вежбицкая. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 272 с.

22. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 416 с.

23. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. -М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

24. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. -М.: Гослитиздат, 1961. - 614 с.

25. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн. - М.: Территория будущего, 2005. - 440 с.

26. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачев. -М.: Гнозис, 2004. - 236 с.

27. Воцелка, К. История Австрии. Культура, общество, политика / К. Воцелка. -М.: Весь Мир, 2007. - 512 с.

28. Вульф, Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. -560 с.

29. Гарин, И. И. Век Джойса / И. И. Гарин. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. -848 с.

30. Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.

31. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Д. Гачев. -М.: Прогресс, 1995. - 480 с.

32. Гачев, Г._Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологи / Г. Д. Гачев. - М.: Логос, 2008. - 424 с.

33. Гирц, К. Интерпретация культур / К. Гирц. - М.: РОССПЭН, 2004. - 560 с.

34. Горбачевская, С. И. Здравствуй, Австрия! / С. И. Горбачевская, О. Г. Козьмин // Servus Österreich! Учебное пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.

35. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

36. Джонстон, У. Австрийский Ренессанс / У. Джонстон. - М.: Московская школа политических исследований, 2004. - 640 с.

37. Жеребин, А. И. Вертикальная линия: Венский модерн в смысловом пространстве русской культуры / А. И. Жеребин. - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2011. - 536 с.

38. Замятин, Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов / Д. Н. Замятин. - М.: Знак, 2006. - 488 с.

39. Затонский, Д. В. Австрийская литература в ХХ столетии / Д. В. Затонский. -М.: Художественная литература, 1985. - 444 с.

40. Зедльмайр, Г. Искусство и истина / Г. Зедльмайр; послесл. В. В. Бибихина. -СПб.: Axioma, 2000. - 272 с.

41. Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. Системный подход: учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - Нижний Новгород: Изд-во РГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. - 192 с.

42. Зусман, В. Г. Диалог и концепт в литературе / В. Г. Зусман. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - 167 с.

43. История австрийской литературы ХХ века: в 2 т. - М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2009-2010. Т. 1. - 632 с.; Т. 2. - 576 с.

44. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. -Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

45. Карельский, А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе XX века / А. В. Карельский; сост. Э. В. Венгерова. - М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1999. - 303 с.

46. Карельский, А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы / А. В. Карельский. - М.: Советский писатель, 1990. - 400 с.

47. Карсавин, Л. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. - СПб.: Комплект, 1993. - 351 с.

48. Колесов, В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. - 240 с.

49. Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О. А. Корнилов. - М.: ЧеРо, 2003. - 349 с.

50. Кубрякова, Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.

51. Кузнецова, Т. Ф. Культурная картина мира: теоретические проблемы / Т. Ф. Кузнецова. - М.: ГИТР, 2012. - 250 с.

52. Культура, человек и картина мира / отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов. - М.: Наука, 1987. - 350 с.

53. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.

54. Ле Гофф, Ж. История и память / Ж. Ле Гофф. - М.: РОССПЭН, 2013. - 303 с.

55. Ле Ридер, Ж. Венский модерн и кризис идентичности / Ж. Ле Ридер; пер. Т. А. Баскаковой. - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, Gallina Scripsit, 2009. - 720 с.

56. Левкин, А. Вена, операционная система (Wien OS) / А. Левкин. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 176 с.

57. Литература в контексте культуры / отв. ред. А. Г. Березина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 252 с.

58. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. - СПб.: БЛИЦ, 1999. - 192 с.

59. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера -история / Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

60. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллинн: Александра, 1992. Т. 3. - 480 с.

61. Луков, Вал. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - М.: Изд-во Национального ин-та бизнеса, 2008. - 784 с.

62. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.

63. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / В. А. Маслова. - М.: Флинта : Наука, 2004. - 296 с.

64. Маслова, В. А. Введение в лингвокультурологию / В. А. Маслова. - М.: Наследие, 1997. - 208 с.

65. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике / В. А. Маслова. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

66. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - 320 с.

67. Межуев, В. М. Культура как предмет философского знания / В. М. Межуев // В диапазоне гуманитарного знания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 150 с.

68. Михайлов, А. В. Избранное. Феноменология австрийской культуры / А. В. Михайлов. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга, 2009. - 392 с.

69. Неретина, С. С. Тропы и концепты / С. С. Неретина. - М.: ИФРАН, 1999. -277 с.

70. Павлова, Н. С. Природа реальности в австрийской литературе / Н. С. Павлова.

- М.: Языки славянской культуры, 2005. - 312 с.

71. Пелипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. -М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.

72. Пименова, М. В. Языковая картина мира / М. В. Пименова. - М.: Флинта, 2014. - 108 с.

73. Планк, М. Единство физической картины мира / М. Планк. - М.: Наука, 1966.

- 284 с.

74. Полубояринова, Л. Н. Поэтика австрийской прозы XIX века: учеб. пособие / Л. Н. Полубояринова. - Кемерово: Кемеров. Государственный ун-т, 1996. -101 с.

75. Попова, З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 30 с.

76. Прохоров, Ю. Е. В поисках концепта / Ю. Е. Прохоров. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 176 с.

77. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998. - 404 с.

78. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. -216 с.

79. Сененко, М. С. Вена / М. С. Сененко. - М.: Искусство, 1970. - 224 с.

80. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. -М.: Прогресс, Универс, 1993. - 656 с.

81. Слышкин, Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. - М.:

Academia, 2000. - 128 c.

82. Степанов, Ю. С. Концепты: тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. -М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 с.

83. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.

84. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: учеб. пособие / С. Г. Тер-Минасова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 286 с.

85. Толстой, Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. - М.: Индрик, 1995. - 512 с.

86. Травина И. В. Тайны гор / И. В. Травина. - М.: РОСМЭН, 2002. - 314 с.

87. Философия Мартина Хайдеггера и современность / под ред. Л. Пеняевой. -М.: Наука, 1991. - 256 с.

88. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

89. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. 447 с.

90. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс-Традиция, 1992. - 464 с.

91. Хильшер, Э. Поэтические картины мира: Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер / Э. Хильшер. - М.: Художественная литература, 1979. - 195 с.

92. Цветков, Ю. Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал / Ю. Л. Цветков. - М.; Иваново: МИК, 2003. - 432 с.

93. Чаки, М. Идеология оперетты и венский модерн. Культурно-исторический очерк / М. Чаки. - СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2001. - 347 с.

94. Черная, Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр / Е. С. Черная. - М.: Музгиз, 1963. - 457 с.

95. Шарый, А. Корни и корона: очерки об Австро-Венгрии: судьба империи / А. Шарый, Я. Шимов. - М.: Ко-Либри, 2011. - 448 с.

96. Шимов, Я. Австро-Венгерская империя / Я. Шимов. - М.: Эксмо, 2003. - 608 с.

97. Шипилов, А. В. «Свои», «чужие» и другие / А. В. Шипилов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 568 с.

98. Шорске, К. Э. Вена на рубеже веков. Политика и культура / К. Э. Шорске. -СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2001. - 512 с.

99. Шпет, Г. Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольта / Г. Г. Шпет. - М.: КомКнига, 2006. - 214 с.

100. Штифтер, А. Бабье лето / А. Штифтер ; пер. с нем. С. Апта. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 616 с.

101. Ямпольский, М. Б. Пространственная история. Три текста об истории / М. Б. Ямпольский. - СПб.: Книжные мастерские; Мастерская «Сеанс», 2013. - 344 с.

102. Ячин, С. Е. Состояние метакультуры / С. Е. Ячин. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 268 с.

На немецком языке

103. Adlassnig, H. Österreichisch für Anfänger. Ein heiteres Lexikon. 8. Auflage / H. Adlassnig, R. Tschirk. - Wien, München, Berlin: Amalthea, 1983. - 151 s.

104. Allmayer, S. Österreich. Schon gehört? / S. Allmayer, S. Dengscherz, D. Gilly, D. Reiniger, H. Schweiger A. Stangl, C. Tonsern. - Wien: Bundesministerium für Unterricht, Kunst und Kultur, 2009. - 170 s.

105. Austria. Tatsachen und Zahlen. - Wien: Herausgegeben vom Bundespressedienst, 2000. - 224 s.

106. Berger, H. Böse Stücke. Januskopf Autorenreihe. Herausgegeben vom Literaturkreis der Autoren. - Wiener, Neustadt, 1979. - 118 s.

107. Bernhard, Th. Wittgensteins Neffe / Th. Bernhard. - Frankfurt am Main: Surkamp taschenbuch, 1987. - 164 s.

108. Brandstetter, A. Vom Ärgernis des Erzählens. Ein Nachwort. In: Österreichische Erzählungen des 20. Jahrhunderts. Herausgegeben von Alois Brandstetter. -München: Taschenbuch, 1987. - 447 s.

109. Coudenhove-Kalergi, R. N. Pan-Europe / R. N. Coudenhove-Kalergi. - Paris-Vienne, 1927. - 215 s.

110. Duden Basiswissen Schule Literatur. 2. Auflage, - Mannheim. Leipzig. Wien. Zürich: Dudenverlag, 2006. - 464 s.

111. Foucault, M. Die Ordnung der Dinge: Eine Archeologie der Humanwissenschaften / M. Foucoult. - Frankfurt am Main, 1971. - 464 s.

112. Graf, M. Legende einer Musikstadt / M. Graf. - Wien, 1949. - 476 s.

113. Haller, M. Identität und Nationalstolz der Österreicher / M. Haller, S. Gruber, P. Teibenbacher. - Wien - Köln - Weimar: Böhlau, 1996. - 532 s.

114. Hallig, R. Begriffsystem als Grundlage für die Lexikographie / R. Hallig und W. Wartburg. - Berlin, 1952.

115. Handke, P. Zitat vor dem Vorwort zu: Glückliches Österreich. Literarische Besichtigung unseres Vaterlandes / P. Handke. - Wien: Tosa Verlag, 1995. - 213 s.

116. Heer, F. Der Kampf um die österreichische Identität / F. Heer. - Wien - Köln -Graz: Böhlau, 1981. - 562 s.

117. Kauffmann, G. Küss die Hand? Mein Wiener Wörterbuch / G. Kauffmann. Lustiger Sprachführer der Wiener Mundart & Wiener Küche. - Amstetten: Verlag 66 GmbH, 2003. - 239 s.

118. Koppensteiner, Jü. Österreich. Ein landeskundliches Lesebuch / Jü. Koppensteiner. - München: Verlag für Deutsch, 1983. - 144 s.

119. Literaturgeschichte Österreichs (von den Anfängen bis zur Gegenwart) / hg. H. Zeman. - Graz, 1996. - 360 s.

120. Literaturkurs Deutsch. 1. Auflage. - Frankfurt am Main: Moritz Diesterweg. -128 s.

121. Menasse, R. Das Land ohne Eigenschaften. Essay zur österreichischen Identität. 2. Auflage / R. Menasse. - Wien: Sonderzahl, 1993. - 128 s.

122. Musil, R. Der Mann ohne Eigenschaften. Roman / R. Musil. - Berlin: Verlag Volk und Welt, 1975. - Bd. 1 - 855 s. - Bd. 2 - 484 s. - Bd. 3 - 736 s.

123. Nick, R. Politische Landeskunde der Republik Österreich (Beiträge zur

Zeitgeschichte. Band 20) / R. Nick, A. Pelinka. - Berlin: Colloquium-Verl., 1989.

- 95 s.

124. Österreich erzählt. Ein Lesebuch für Deutschlernende. 2. Auflage. Herausgegeben von Jürgen Koppensteiner. - Wien: Bundesverlag, 1986. - 143 s.

125. Österreich. Geschichte und Gegenwart. - Wien: Brandstätter, 1987. - 584 s.

126. Österreich. Land der Musik. - Wien: Bundespressedienst, 1990. - 112 s.

127. Pelinka, A. Zur österreichischen Identität / A. Pelinka. - Wien: Überreuter, 1990.

- 155 s.

128. Prisching, M. Identität und Nachbarschaft. Die Vielfalt der Alpen-Adria-Länder / M. Prisching. - Wien - Köln - Graz: Böhlau, 1994. - 424 s.

129. Rainer, N. Politische Landeskunde der Republik Österreich / N. Rainer, A. Pelinka. - Berlin: Colloquium-Verl., 1989. - 96 s.

130. Redfield, R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole / R. Redfield. - Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955. - 182 s.

131. Rhomberg, Th. Der richtige Umgang mit einem Österreicher. 4. Aufl. Stuttgart -Wien - München - Zürich, 1994. - 214 s.

132. Rickett, R. Österreich. Sein Weg durch die Geschichte / R. Rickett. - Wien : Georg Prachner Verlag, 1991. - 220 s.

133. Roth, J. Radezkymarsch. Roman / J. Roth. - Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1989.

- 319 s.

134. Schmidt-Dengler, W. Bruchlinien. Vorlesungen zur österreichischen Literatur 1945 bis 1990. 3., korrigierte Auflage. - Salzburg, Wien: Residenz, 2010. - 559 s.

135. Schume, H. 50 einfache Dinge, die Sie über Österreich und die Österreicher wissen sollten / H. Schume. - München: Westend, 2009. - 200 s.

136. Sedlaczek, R. Das österreichische Deutsch. Wie wir uns von unserem großen Nachbarn unterscheiden. Ein illustriertes Handbuch / R. Sedlaczek. - Wien: Ueberreuter, 2004. - 496 s.

137. Stifter, A. Bergkristall / A. Stifter; Einleitung und Fußnoten K. Laviat. -Taschenbücher: Mailand, 2001. - 65 s.

138. Stifter, A. Nachsommer. Eine Erzählung / A. Stifter. - Leipzig: Verlag Philipp

Reclam jun., 1988. - 715 s.

139. Trost, E. Das tausendjährige Österreich / E. Trost. - Wien, 1994. - 304 s.

140. Weber, M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie / M. Weber. -Tuebingen, 1986. - Bd. 1.

141. Vielgeliebtes Österreich. S'Print Kunstdruck GmbH. - Wien, 1993 - 351 s.

142. Wehle, P. Sprechen Sie Wienerisch? Von Adaxl bis Zwuschkerl. Erweiterte und bearbeitete Neuaufgabe / P. Wehle. - Wien, Heidelberg : Überreuter, 1980. - 298 s.

143. Welt und Umwelt. Geographie für die Sekundarstufe I. 5. und 6. Schuljahr. Lehrerausgabe. Georg Westermann Verlag; R. Oldenbourg Verlag, 1974. - 144 s.

144. Welt und Umwelt. Geographie für die Sekundarstufe I. 9. und 10. Schuljahr. Lehrerausgabe. Georg Westermann Verlag; R. Oldenbourg Verlag, 1976. - 292 s.

145. Zeyringer, K. Österreichische Literatur 1945-1998 / K. Zeyringer. - Innsbruck: Haymon, 1999. - 815 s.

146. Zöllner, E. Der Österreichbegriff. Formen und Wandlungen in der Geschichte / E. Zöllner. - Wien : Verlag für Geschichte und Politik, 1988. - 129 s.

Статьи На русском языке

147. Аленькина, Е. В. Концепт и символ как категории авторского сознания / Е. В. Аленькина, И. А. Тарасова, Н. А. Шабанова // Автор. текст. Аудитория: межвуз. сб. науч. трудов. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - С. 148151.

148. Апресян, Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 37-66.

149. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов-Алексеев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. -М.: Academia, 1997. - С. 267-279.

150. Асоян, Ю. А. Культурологический концептуализм (методологический аспект) / Ю. А. Асоян // Выбор метода. Изучение культуры в России 1990-х годов: сб. науч. статей / отв. ред. Г. И. Зверева. - М.: РГГУ, 2001. - С. 125-137.

151. Баскакова, Т. Послесловие к переводу / Т. Баскакова // Бернхард Т. Племянник Витгенштейна. История одной дружбы // Иностранная литература. - 2003. - № 2. - С. 201-203.

152. Белобратов, А. В. Томас Бернхард: двадцать лет спустя / А. В. Белобратов // Иностранная литература. - 2010. - № 2 - С. 4-10.

153. Березина, А. Межкультурные связи Австрии и России в зеркале русской периодики начала XX века / А. Березина // Jahrbuch der Österreichischen Bibliothek in St. Petersburg. - 1999/2000. - Bd. 4/II. - S. 562-572.

154. Бернхард, Т. Площадь героев / Т. Бернхард // Видимость обманчива и другие пьесы. - М.: Ad Marginem, 1999. - С. 624-718.

155. Бицилли, П. М. Нация и язык / П. М. Бицилли // Бицилли П. М. Избранные труды по филологии. - М.: Наследие, 1996. - С. 79-97.

156. Бочарова, Е. В. Музыкальная интонация как язык культуры / Е. В. Бочарова. -Аналитика культурологии. - 2004. - № 2. - С. 45-52.

157. Горбачевская, С. И. Австрия и австрийское самосознание / С. И. Горбачевская // Вестник Московского университета: серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2000 - № 1. - С. 89-95.

158. Горбачевская, С. И. Прагматические клише в немецком и русском языках и проблемы перевода / С. И. Горбачевская // Россия и Запад: Диалог культур: материалы 8-й международной конференции / отв. ред. А. И. Павловская. -М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 64-68.

159. Гумбольдт, фон В. Характер языка и характер народа / В. фон Гумбольдт // Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - С. 370-381.

160. Елисеева, А. В. Австриец и «божественный ребенок» (Восприятие австрийского в эссе Гуго фон Гофмансталя) / А. В. Елисеева // Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - Т. 3. - С.148-156.

161. Замятин, Д. Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира (Представление географических знаний в моделях политического

мышления) / Д. Н. Замятин // Политические исследования. - 1998. - № 6. - С. 80-92.

162. Затонский, Д. В. «Эта гротескная Австрия...» / Д. В. Затонский // Иностранная литература. - 1995. - № 8. - С. 114-122.

163. Зусман, В. Г. Концепт в гуманитарном знании / В. Г. Зусман // Вопросы литературы. - 2003. - Март - апрель. - С. 30-37.

164. Зусман, В. Г. Концепт в культурологическом аспекте / В. Г. Зусман // Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - С. 38-53.

165. Кампитц, П. Австрийская философия / П. Кампитц // Вопросы философии. -1990. - № 12. - С. 12-29.

166. Карельский, А. В. Немецкоязычная литература начала XX века в общеевропейском духовном контексте / А. В. Карельский // Диалог культур -культура диалога: сб. науч. статей к 70-летию Н. С. Павловой. - М., 2002. - С. 273-306.

167. Козлова, М. С. О переводе философских работ Л. Витгенштейна / М. С. Козлова // Путь. - 1995. - № 8. - С. 391-402.

168. Кон, И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология / под ред. Б. Ф. Поршнева. - М.: Наука, 1971. - С. 122-158.

169. Леденёва, В. В. Идиостиль (к уточнению понятия) / В. В. Леденёва // Филологические науки. - 2001. - № 5. - С. 36-41.

170. Макшанцева, Н. Пословицы с концептом «дружба» в русском и немецком языках как отражение народного менталитета / Н. Макшанцева, М. Захаренкова // Свое и чужое в европейской культурной традиции: литература, язык, музыка: сборник докладов участников научной конференции. -Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2000. - С. 254-260.

171. Межуев, В. М. Размышления о культуре и культурологии: культурология в контексте современного гуманитарного знания (Статья 1) / В. М. Межуев // Культурологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 12-19.

172. Миллер, Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая

категория / Л. В. Миллер // Мир русского слова. - 2000. - № 4. - С. 39-45.

173. Павлова, Н. С. О кротком законе. Предисловие к роману А. Штифтера «Бабье лето» / Н. С. Павлова; пер. с нем. С. Апта. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. -С. 7-18.

174. Павлова, Н. С. Уроки Музиля. Поэтика романа «Человек без свойств» / Н. С. Павлова // Вопросы литературы. - 2000. - № 5. С. 181-207.

175. Полубояринова, Л. Н. «Горный хрусталь» Адальберта Штифтера / Л. Н. Полубояринова // Немецкая литература между романтизмом и реализмом (1830-1970). Тексты и интерпретации. - СПб.: Бельведер. - 2003. - С. 637660.

176. Постовалова, В. И. Существует ли языковая картина мира? / В. И. Постовалова // Язык как коммуникативная деятельность человека. Вып. 284. - М.: НИИЯ. - 1987. - С. 65-72.

177. Прохоров, Ю. Е. К проблеме концепта и концептосферы / Ю. Е. Прохоров // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2005. - Вып. 30. - С. 74-94.

178. Рудницкий, М. По ту сторону видимости / М. Рудницкий // Бернхард Т. Видимость обманчива и другие пьесы. - М.: Лё Мш^теш. - 1999. - С. 1-24.

179. Рыкин, В. С. Австрийский федерализм: история и современность / В. С. Рыкин // Новая и новейшая история. - 1999. - № 2. - С. 56-71.

180. Седельник, В. Д. Бегство без конца. О прозе Йозефа Рота / В. Д. Седельник // Вопросы литературы. - 2003. - № 5. - С. 174-198.

181. Токарев, С. А. О культе гор и его месте в истории религии / С. А. Токарев // Токарев С. А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990. - С. 602-612.

182. Топоров, В. Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. - М.: Рукописные памятники Древней Руси. - 2010. - Т. 2. - С. 404-420.

183. Фоминых, Н. В. Концепт, концептор и художественный текст / Н. В. Фоминых // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж: Воронежский государственный университет. - 2001. - С. 176-179.

184. Шибаева, М. М. Интерпретация классических текстов как культурная преемственность / М. М. Шибаева // Обсерватория культуры. - 2007. - № 1. -С. 18-23.

185. Шмидт-Денглер, В. ПАЩ!АЕ XAPIN. О литературе, философии и филологии в Вене на рубеже веков / В. Шмидт-Денглер // Литература в контексте культуры / отв. ред. А. Г. Березина. - СПб.: Изд-во СПбГУ. - 1998. - С. 1531.

186. Эксле, О. Г. Культура, наука о культуре, историческая наука о культуре: размышления о повороте в сторону наук о культуре / О. Г. Эксле // Одиссей. Человек в истории. 2003. - М.: Наука. - 2003. - С. 393-416.

На немецком языке

187. Artmann, H. C. Mein Vaterland Österreich. Lächelnd über seine Bestatter: Österreich. Österreichisches Lesebuch. Von 1900 bis heute. Herausgegeben von Ulrich Weinzerl. - München, Zürich: Piper. S. 20-21.

188. Doderer von, H. Athener Rede Von der Wiederkehr Österreichs / H. von Doderer // Lächelnd über seine Bestatter: Österreich. Österreichisches Lesebuch. Von 1900 bis heute. Herausgegeben von Ulrich Weinzerl. - München, Zürich : Piper. S. 8592.

189. Frischmuth, B. Österreich - versuchsweise betrachtet / B. Frischmuth // Glückliches Österreich. Literarische Besichtigung unseres Vaterlandes. - Wien : Tosa Verlag, 1995. - S.ff. 66-70.

190. Fritsch, G. Österreich / G. Fritsch // Österreich. Lächelnd über seine Bestatter: Österreich. Österreichisches Lesebuch. Von 1900 bis heute. Herausgegeben von Ulrich Weinzerl. - München, Zürich : Piper. S. 359-361.

191. Hofmannsthal, Hugo von Geleitwort zu: Stifter, A. Nachsommer. Eine Erzählung. - Leipzig : Verlag Philipp Reclam jun., 1988. - S. 708-715.

192. Kraus, K. Das österreichische Selbstgefühl / K. Kraus // Österreich. Lächelnd über seine Bestatter: Österreich. Österreichisches Lesebuch. Von 1900 bis heute. Herausgegeben von Ulrich Weinzerl. - München, Zürich: Piper. S. 359-361. -S.ff. 62-64.

193. Plaschka, R. Was heißt Österreich? / R. Plaschka // Plaschka R.G., Stourzh G., Niederkorn Jan Paul (Hrsg.) Inhalt und Umfang des Österreichbegriffs vom 10. Jahrhundert bis heute. Reihe: Archiv für österreichische Geschichte, Band: 136. -Wien, 1995. - S. 289-311.

194. Thomas, A. Das Eigene, das Fremde, das Interkulturelle / A. Thomas // Thomas Alexander; Kinast Eva-Ulrike; Schroll-Machl Sylvia (Hg) Handbuch Interkulturelle Kommunikation und Kooperation). - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003. - S. 45-59.

195. Wiesinger 1, P. Nation und Sprache in Österreich / P. Wiesinger (1) // Nation und Sprache. Die Diskussion ihres Verhältnisses in Geschichte und Gegenwart. Herausg. Von Andreas Gardt. - Berlin, New York : Walter de Gruyter, 2000. - S. 525-562.

196. Wiesinger 2, P. Zum Österreichischen Wörterbuch. Aus Anlass der 38. neubearbeteten Auflage (1997) / P. Wiesinger (2) // Deutsche Sprache in Gegenwart und Geschichte. Zeitschrift für germanisitsche Linguistik. Herausgegeben von Helmut Henne, Angelika Linke, Sigurd Wichter, Herbert Ernst Wiegand. De Gruyter. 28/ 2000. S.ff. 41-64.

197. Wildgans, A. Rede über Österreich / A. Wildgans // Österreich. Lächelnd über seine Bestatter: Österreich. Österreichisches Lesebuch. Von 1900 bis heute. Herausgegeben von Ulrich Weinzerl. - München, Zürich: Piper. - S. 72-75.

Диссертации

198. Габриэлова, Е. В. Венский зингшпигель и его традиции в музыкальном театре Х1Х-ХХ вв.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Е.В. Габриэлова; РАТИ. - М., 1994. - 143 с.

199. Казначеев, С. М. Австрийская идея в романе Роберта Музиля «Человек без свойств»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / С. М. Казначеев; ИМЛИ им. А. М. Горького. - М., 1996. - 155 с.

200. Кацура, А. Г. Проблема «своего» и «чужого» в творчестве Йозефа Рота: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / А. Г. Кацура - М., 2002. - 187 с.

201. Маркина, Е. В. Венский модерн: Творчество Петера Альтенберга и проблема

литературного импрессионизма рубежа веков: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Е. В. Маркина; Мос. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 2000. -197 с.

202. Миллер, Л. В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): дис. ... д -р филол. наук: 10.02.01 / Л. В. Миллер; СПбГУ. - СПб., 2004. - 303 с.

203. Опарина, Е. Ю. «Свое» и «Чужое» в художественном мире Ф. Верфеля: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Е. Ю. Опарина; НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. - Нижний Новгород, 2009. - 171 с.

204. Полубояринова, Л. Н. Позднее творчество Адальберта Штифтера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Л. Н. Полубояринова; Лен. гос. ун-т. - Л., 1990. - 150 с.

205. Попов, В. А. Роль эстетического фактора в историко-культурном процессе: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / В. А. Попов; Липецкий гос. пед. ун-т. -Липецк, 2004 - 156 а

206. Ташкенов, С. П. Проза Томаса Бернхардта: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / С. П. Ташкенов; Рос. гос. гуманит. ун-т. - М., 2009. - 170 с.

207. Черепанова, Е. С. Австрийская философия как самосознание культурного региона: дис. ... д-р филос. наук: 09.00.03 / Е. С. Черепанова; Урал. гос. ун-т. -Екатеринбург, 2000. - 326 с.

Словари и энциклопедии На русском языке

208. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова,

B. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; под общей ред. Е.

C. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.

209. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973-1982.

210. Муравлева, Н. В. Австрия. Лингвострановедческий словарь / Н. В. Муравлева, Е. Н. Муравлева. - М.: Русский язык - Медиа, 2003. - 656 с.

211. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 634 с.

212. Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

На немецком языке

213. Ebner, J. Wie sagt man in Österreich? Wörterbuch des österreichischen Deutsch / J. Ebner. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Duden-Taschenbücher. - 3. Aufl., 1998.

- 382 s.

214. Österreichisch-Deutsches Wörterbuch. Zusammengestellt von Astrid Winterberger unter beratender Mitarbeit von H.C. Artmann. - Salzburg und Wien: Residenz Verlag, 1995. - 97 s.

215. Österreichisches Wörterbuch. 37. überarbeitete Auflage. - Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1990. - 501 s.

Электронные ресурсы На русском языке

216. Джеймс, Л. Эти странные австрийцы [Электронный ресурс]. - URL: http://mognovse.ru/kde-lui-dieims-eti-strannie-avstriici.html (дата обращения

04.07.2014).

217. Затонский, Д. В. Роберт Музиль и его роман «Человек без свойств» [Электронный ресурс]. - URL: http: //lib .ru/INPROZ/MUZIL/muzil .txt_with-bi g-pictures.html (дата обращения 22.11.2015).

218. Австрийский менталитет // Туристический сайт [Электронный ресурс]. -URL: http://www.emacentre.com/avstriia mentalitet (дата обращения

11.06.2015).

219. Культура и искусство Австрии // Сайт туристического агентства [Электронный ресурс]. - URL: http://newcat.at.ua/publ/kultura i iskustvo/istorija avstrijskoi muzykali (дата обращения 14.09.2014).

220. Новый Венский журнал [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. russianvienna. com/index.php (дата обращения 17.10.2015).

221. Социальное партнерство // Информационный портал [Электронный ресурс].

- URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/politsoc/11.aspx (дата обращения

21.09.2015).

222. Миратерра // Интернет-журнал о путешествиях [Электронный ресурс]. -URL: http://www.miraterra.ru/avstriya-strana-alpiiiskikh-vershin-i-chistykh-ozer/ (дата обращения07.06.2014).

На немецком языке

223. Bruckmüller, E. Die Entwicklung des Österreichbewusstseins, Joanneum Demokratiezentrum [Электронный ресурс]. - URL: www.demokratiezentrum.org (дата обращения 16.11.2014).

224. Löffler, S. Hinaus mit dem Schuft! [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. spie gel. de/spiegel/print/d-13531490. html (дата обращения 15.08.2014).

225. Der Standard // Австрийская газета [Электронный ресурс]. - URL: http: //derstandard.at/ (дата обращения 25.10.2014).

226. Die Presse // Австрийская газета [Электронный ресурс]. - URL: https://diepresse.com/home/index.do (дата обращения 24.06.2015).

227. News // Австрийский журнал [Электронный ресурс]. - URL: http s: //www. news. at/ (дата обращения 11.12.2014).

228. Profil // Австрийский журнал [Электронный ресурс]. - URL: https://www.profil.at/ (дата обращения 17.07.2015).

229. Die Wiener Zeitung // Австрийская газета [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. wienerzeitung.at/ (дата обращения 26.08.2015).

230. Österreichische Kultur // Австрийский информационный портал [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. nachrichten. at/nachrichten/kultur/art (дата обращения 09.04.2014).

231. Elfriede Jelinek // Сайт австрийской писательницы Эльфриды Элинек [Электронный ресурс]. - URL: http://www.elfriede-ielinek-forschungszentrum.com/ (дата обращения 18.05.2014).

232. Austria-Forum - das Wissennetz aus Österreich // Австрийский информационный портал [Электронный ресурс]. - URL: http://austria-

forum.at/ (дата обращения 14.03.2104).

233. IndexMundi // Информационный портал [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. indexmundi. com/de/o sterreich/einwohnerzahl_profil. html (дата обращения 21.10.2014).

234. Mein Sprachportal // Австрийский информационный портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oesterreichportal.at/s1.aspx (дата обращения 07.07.2014).

235. Universität Innsbruck // Сайт университета в Инсбруке [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uibk.ac.at/literaturkritik/zeitschrift/863182.html (дата обращения 17.04.2015).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.